Прасковья жемчугова: Прасковья Жемчугова (31 июля 1768

Прасковья Жемчугова — биография и творчество

 

В «Завещательном письме» сыну граф Шереметьев написал о Прасковье Ивановне Жемчуговой: «…Я питал к ней чувствования самые нежные… наблюдая украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою…» Случается, ищешь свою любовь, бродишь по свету, заглядываешь каждому прохожему в глаза, надеясь увидеть в них ту жизненно необходимую искру, но… Возвращаешься домой ни с чем, опустошенный. И вот в такой момент случайно сталкиваешься взглядом с той самой незнакомкой, которой отчаянно не хватало для счастья.

Прасковья Жемчугова – слишком хороша

Николай Шереметьев учился в Лейденском университете, был знаком с театральной жизнью Европы. И получив крепостной театр в наследство от отца, он решил организовать в Кусково обучение крепостных актеров сценическому искусству.

Возможно, он не искал ласк женщины, когда колесил по другим странам, перенимая новшества, обучаясь, не жаждал упиться трепетным чувством, дарованным свыше. Но когда отпрыск знаменитого рода граф Николай Шереметьев вернулся в родную усадьбу в Кусково с намерением изменить если не все, то многое, и первым делом взялся за знаменитый театр отца, – увидел на сцене совсем юную актрису и… Голос, игра, внешность, огромные глаза на бледном лице оставили след в его душе. Отпечаток этот носил сначала исключительно корыстный характер: еще толком не оформившийся подросток блистал в театре, словно не ограненный драгоценный камень.

Николай, как и все из рода Шереметьевых, питал слабость к артистам и сразу же приметил в Прасковье Ковалевой будущую звезду. По его настоянию она стала играть только главные роли во всех постановках, а на афишах красовалось ее новое имя – Жемчугова (такой псевдоним подарил ей покровитель).

Из слез рождается…

Насладиться представлением, где в главной роли выступала Прасковья, приезжали в Кусково очень влиятельные люди, среди которых была сама царица Екатерина. Она презентовала молодой актрисе бриллиантовый перстень. Девушка пользовалась популярностью у богатых мужчин. Но смотрела она только на одного – своего покровителя. И в 1788 году Прасковья стала для него опорой в жизни. Ведь 30 октября скончался отец Николая. Сын так горевал, что единственное утешение видел в алкоголе. Его розовая туманная дымка обволокла весь мир, не пропуская сквозь возведенные преграды никого. Никого, кроме хрупкой девушки. Перед ней горечь отступала, ее теплые руки исцеляли головную боль, а мягкий голос вселял сладкое чувство покоя. Теперь граф глядел на свою крепостную с четким пониманием, что других женщин ему не надо. «Я ни на ком не женюсь кроме нее!» – твердо решил он.

Тайное и явное

Романы между владельцами и их подневольными не были в новинку для общества, поэтому особого осуждения влюбленные не удостоились. Светские дамы по-прежнему не отказывались завладеть сердцем завидного жениха Шереметьева, а кавалеры – украсть толику внимания его драгоценной актрисы. Однако эти двое крепко держались друг за дружку. А когда Николай получил звание обергофмаршала императорского двора, то переехал в Петербург, конечно, не забыв забрать любимую актрису. Но по-настоящему быть счастливыми людям всегда что-то мешает. К примеру, болезни. Сырой климат столицы обрушился на Прасковью, пробудив до сего момента дремавший в ней туберкулез (который она унаследовала от своего отца-кузнеца). Девушка, гордившаяся красивым голосом, осипла и больше не могла петь. Она боялась, что, потеряв талант, утратит и любовь графа. Однако он считал это глупостью. Лично заботился о здоровье актрисы и даже сделал ее вольной. Мало того – повел свою любимую под венец.

6 ноября 1801 года к церкви Симеона Столпника подъехала карета с женихом и невестой. Они быстро поднялись по ступеням, обвенчались и отправились обратно в имение праздновать. Свадьба прошла в узком кругу знакомых, оставшись тайной для остального мира. Просто влюбленные понимали, каково пришлось бы Прасковье, явись она в свет как графиня Шереметьева. Ведь в те времена актеров считали ничтожеством и хоронили за кладбищем, несмотря на то, как они сияли на сценах при дворе. Какой бы знаменитой ни была Жемчугова, ее не приняли бы. Даже несмотря на специальный эдикт императора Александра I, лично давшего согласие на брак графа и его крепостной.

Сколько счастья отмерено?

Они жили, любили, уважали друг друга и наслаждались каждым днем. А глупые и завистливые люди шептались за их спинами. Николая называли сумасшедшим. Ему же было плевать на чужие домыслы и пересуды, потому что его жена ждала ребенка. Что еще способно окрылить мужчину, если не новость о рождении наследника от любимой женщины? Шереметьев видел все в розовом цвете и не догадывался, какое несчастье ждет его впереди. С каждым месяцем его ненаглядная Прасковья угасала. Врачи не давали надежд. После затяжных и мучительных родов, ослабленная еще и чахоткой, она все же подарила супругу долгожданного сына. Больше подняться с кровати графиня не смогла. Чувствуя близкую смерть, она просила показать ей ребенка. Хотела взять его на руки. Но повитухи унесли его подальше от матери, опасаясь заражения. Прасковья осталась одна с сиделками, запертая в комнате от окружающих. Она бредила, страдала, молила позволить хотя бы услышать голос новорожденного. Ее верные стражи оставались глухи к просьбам.

Вместе с женой мучился и Николай. Он видел ее отчаяние, наблюдал со стороны, как с каждым днем из нее по крупице уходить жизнь… И ничего не мог поделать: ни спасти, ни помочь. Единственное, чем попытался умерить ее боль Шереметьев, – приказал поднести малыша к дверям спальни жены. Услышав его плач, женщина успокаивалась и погружалась в мятежный сон.

Отягощенный горем, Николай больше не мог нести этот груз на своих плечах и молчать. Он открыл свою тайну всем, рассказав, кто его жена.

Прошел месяц. 23 февраля 1803 года муки несчастной графини кончились. Она покинула супруга и сына.

А дальше, без Прасковьи Жемчуговой…

В последний путь Прасковью Шереметьеву провожали актеры,музыканты, слуги поместья, крепостные. Шествие замыкал совсем седой, хоть и молодой еще мужчина с маленьким ребенком на руках. Восхищавшиеся голосом актрисы господа из высшего общества проститься с ней не пришли: посчитали ниже своего достоинства признать бывшую крепостную графиней.

Потеряв смысл существования, граф Шереметьев предпочел сбежать из шумной столицы, забыть о пирах, светских вечерах. Он посвятил себя служению людям: занимался благотворительностью, построил больницу, создал фонд помощи нищим. А еще сам воспитывал маленького сына, который знал о матери только из рассказов отца. «…Я питал к ней чувствования самые нежные… наблюдал я украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою…» – признавался Николай, описывая любимую женщину, чтобы прекрасный образ сложился в памяти ребенка. Через шесть лет после смерти обожаемой актрисы граф Николай Петрович Шереметьев отправился на ее поиски… в другой мир.

ФАКТЫ

«Если бы ангел сошел с небес, если бы гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен», – написал в одном из писем друзьям Николай после знакомства с Прасковьей.

***

Крепостной художник Шереметьевых, Николай Аргунов, в день свадьбы своего господина нарисовал портрет Прасковьи Ивановны: красная шаль, белая подвенечная фата, на шее драгоценный медальон. Такой она осталась навсегда в памяти мужа.

***

Графиня-крестьянка, зная о тяжелой жизни нищих, сирот и больных, постоянно им помогала, а муж по ее завещанию построил в Москве странноприимный дом с больницей (ныне больница им. Склифосовского) и положил капитал на выдачу приданого бедным невестам, что, несомненно, свидетельствовало о нежной привязанности графа к своей избраннице.

***

О паре Шереметьев – Жемчугова ходили разные истории. К примеру, кто-то выдумал очень романтичную легенду знакомства влюбленных, согласно которой Николай увидел Прасковью, когда та гнала с пастбища стадо коров. Молодая крестьянка так приглянулась графу, что он подъехал к ней на своем скакуне и сказал: «Не пара тебе крестьянин!». После чего забрал Прасковью Жемчугову к себе в усадьбу.

 

Прасковья Жемчугова: из крепостных в графини

31 июля 240 лет назад родилась Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова, крепостная актриса, в замужестве графиня Шереметьева. 

Она появилась на свет в семье крепостного кузнеца («коваля») Ивана Степановича Ковалева и его жены Варвары Борисовны. Болезнь, которая так рано свела ее в могилу, досталась ей от отца. Туберкулез позвоночника сделал Ивана Степановича горбатым, за что его прозвали Горбуновым. Его дочь в различных источниках известна под разными фамилиями: Кузнецова, Горбунова, Ковалева. Фамилия Жемчугова была ее сценическим псевдонимом — всем крепостным актрисам и танцовщицам театра Шереметевых было принято давать «благозвучные» имена по названиям драгоценных камней: Яхонтова, Алмазова, Гранатова и т.п. Перед замужеством она стала Ковалевской, так как Шереметев, чтобы оправдать в глазах света свою женитьбу на крепостной, придумал легенду о ее происхождении из рода польских шляхтичей.

В семь лет Прасковью взяли к графскому двору — у девочки были хорошие музыкальные способности. Ее стали готовить для крепостного театра, учрежденного графом в своем имении Кусково. Там обучались основам актерского мастерства, музыке, пению и танцам наиболее одаренные молодые люди из крепостных графа Шереметева. Благодаря его попечительству выросли целые поколения талантливых крепостных актеров, музыкантов и композиторов, а Кусковский театр по серьезности постановок и по уровню подготовленности труппы был одним из ведущих театров России.

Прасковья Жемчугова дебютировала в июне 1779 года в роли служанки в опере Гретри «Опыт дружбы». Уже в следующем сезоне ей доверили ведущую роль. Огромный успех актриса имела в роли Лизы в комической опере Монсинье «Дезертир», поставленной в 1781 году, а затем в опере Гретри «Самнитские браки» (1787). Она стала первой актрисой театра и фавориткой Николай Шереметева.

Помимо графа, у нее было немало поклонников из числа знатных особ: российский император Павел, польский король Станислав II Понятовский, австрийский эрцгерцог, император Священной Римской империи Иосиф II, шведский король Густав III.

Всех восхищало ее редкое по красоте лирическое сопрано.

После смерти отца в 1788 году граф, которому было уже 37 лет, стал открыто жить с ней в домике, специально построенном в Кусковском парке. Стремясь оградить свою возлюбленную от зависти дворни, Шереметев решил построить для нее специальный дворец в Останкине. Там он создал большой театр со специально оборудованной сценой и машинным отделением для грандиозных постановок.

Театр был фактически закрыт с переездом графа в столицу. В 1797 году государь пожаловал Шереметьеву звание обергофмаршала императорского двора. Эта награда обязывала его находиться в Петербурге. Николай Петрович забрал туда лучшую часть труппы, в том числе и Прасковью Жемчугову. Сырой климат сразу сказался на состоянии ее здоровья: обострился наследственный туберкулез, пропал голос. Но то, что она больше не могла больше выступать на сцене, ничуть не уменьшило любовь Шереметева к ней.

Наследник огромного состояния (200 тысяч крепостных и многочисленные имения), Шереметев отвергал невест из самых знатных дворянских родов. Условности не давали графу, обергофмаршалу императорского Двора, жениться на Жемчуговой, крепостной актрисе. Граф решил для себя, что, раз их брак невозможен, он никогда и ни на ком не женится. Только император Александр I, проявив снисходительность просвещенного монарха, специальным эдиктом дал согласие на этот брак. Еще до этого граф пожаловал крепостной актрисе «вольную».

Несмотря на это, венчание, состоявшееся в 1801 году, было тайным. Для всех Шереметев оставался богатым холостяком, и претендентов на его состояние было множество, от многочисленных родственников до предполагаемых невест.

О браке Шереметева и Жемчуговой стало известно лишь после рождения сына Дмитрия в 1803 году. Жемчугова умерла от туберкулеза через три недели после родов.

Новость о смерти графини-крестьянки шокировала высший свет. Особенно негодовали претенденты на наследство, обманувшиеся в своих ожиданиях, — у графа оказался законный наследник.

В память о любимой жене граф Шереметьев построил в Москве Странноприимный дом, который должен был «дать бесприютным ночлег, голодным обед и ста бедным невестам приданое». Сейчас это НИИ скорой помощи им.Н.Склифосовского.

Граф пережил супругу всего на шесть лет. В мемуарах того времени можно прочитать: «Хоронили в простом гробу известного своей благотворительностью графа Н.П.Шереметева. По воле усопшего, все деньги, которые должны были пойти на богатое погребение, примерное его званию и большому богатству, были розданы бедным».

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Прасковья Жемчугова крепостная актриса графа Шереметьева

« Анна Тимирёва, женщина адмирала Колчака

Вера Комиссаржевская »

Прасковья Жемчугова — Элиана, героиня оперы «Самнитские браки» Гретри. Эта роль сделала ее знаменитой

Самая трогательная история любви 18 века
Прасковья Жемчугова и Николай Шереметев

20 июля 1768 года в Ярославле родилась хорошенькая девушка Прасковья. Ее имя в переводе с греческого означает Канун праздника. Она могла бы стать героиней кавер-версии Золушки – где вы видели, чтобы самый богатый человек Российской империи влюбился в крепостную актрису и сделал ее своей законной женой. Но у этой истории был печальный конец.

Паша была дочерью крепостного умелого кузнеца Ивана Ковалева. Так дочь прожила в доме отца всего 6 лет. Потом ее отправили на воспитание в Кусково. Будущая звезда музыкального театра Шереметьева выросла на попечении Марфы Долгорукой. Столь стремительная перемена в судьбе Прасковьи произошла благодаря ее великолепному, трогательному, обольстительному голосу.

«Если бы ангел спустился с небес, когда гром и молния грянули однажды, я бы меньше удивился», — написал 22-летний Николай Шереметев, услышав пение девушки.

К 17 годам крепостная девушка свободно читала и писала по-французски и по-итальянски, играла на арфе и клавикордах, хорошо пела и играла.
В 11 лет девочка начала выступать под псевдонимом Прасковья Горбунова, так как ее отец был горбуном из-за туберкулеза.

Но затем граф дал «драгоценные» псевдонимы крепостным актрисам (Жемчугова, Алмазова, Гранатова и т. д.). По одной из версий, псевдоним Жемчугова Прасковья получила за жемчужный голос.
Граф наверняка заметил юную одаренную девушку.
Затем вопрос: «Что он в ней нашел?» мучил многих знатных лиц, кроме, быть может, Екатерины II. Она была на спектакле «Самнитские браки» Гретри, в котором 19-летняя крестьянка сыграла главную роль. Императрица была так впечатлена, что подарила девушке кольцо с бриллиантом.

Потом власть в России сменилась – правителем стал Павел I, но привязанность Шереметева и Жемчуговой осталась неизменной.

После смерти любимого папы Шереметев впал в депрессию и запил. Паша фактически вернул Николая к жизни, и он решил жениться на крепостной. Жизнь Прасковьи была очень тяжелой – высшее общество не хотело о ней слышать, а крепостные ненавидели ее.
Павел I не хотел давать разрешения на брак. Так Шереметев пригласил императора послушать хор крепостных в Фонтанном дворце.

Реакция Павла I мало чем отличалась от реакции Екатерины. Он был настолько впечатлен, что позволил графу жениться на Прасковье.
По другой версии, в декабре 1798 года Николай даровал Прасковье и ее семье вольную.
Через 17 лет (!), 6 ноября 1801 года в московском соборе св. Симеона Столпника Шереметев и Жемчугова тайно обвенчались, а затем переехали в Петербург.

Неудивительно, что многие истории заканчиваются сразу после свадьбы жениха и невесты. Актриса заболела туберкулезом, и ей запретили петь.
Прасковья забеременела. Беременность протекала тяжело, но будущая мать и отец ребенка, мечтавший о наследнике, были очень счастливы. В это время крепостной художник Иван Аргунов написал знаменитый портрет Жемчуговой в полосатом чепце.
Прасковья скончалась в возрасте 35 лет, 23 февраля 1803 года, через 20 дней после рождения сына Дмитрия.

Муж исполнил последнюю волю покойной, построил богадельню на Сухаревке. Сегодня там находится знаменитый Склиф (Склифософский НИИ скорой помощи).

Граф Николай Шереметев был похоронен рядом с женой в простом гробу, без всяких подобающих его сану почестей, и все его состояние, по воле усопшего, было отдано бедным. В завещании благородного графа Николая Шереметьева сказано:
«В жизни у меня было все. Слава, богатство и роскошь. Но ничего, что я не мог найти покоя. Помните, что жизнь быстротечна, и только добрые дела мы можем взять с собой в мир иной»

Николай Шереметьев

Кипренский О.А. Портрет графа Дмитрия Николаевича Шереметьева (1824)

Знаменитый Склиф

Граф Шереметев и Жемчугова

Иван Аргунов. Прасковья Жемчугова

Портрет Прасковьи Жемчуговой работы Ивана Аргунова

Величественная Прасковья Жемчугова

Могила Прасковьи Жемчуговой

Светлая Прасковья Жемчугова

Портрет актрисы и певицы, графини Прасковьи Шереметевой (Жемчуговой) (1768-1803), Фотография, картинки и права управляемого изображения. Рис. ФАИ-14032

agefotostock ®

место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас.

..

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

Частное использование/презентация | 59,99 €
Информативный сайт | 89,99 €
Издательский. Книга внутри | 139,99 €
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 169,99 €

Рассчитать стоимость другой лицензии

Это изображение может быть лицензировано онлайн только в редакционных целях

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: ФАИ-14032 Фотограф: Коллекция: Изображения изобразительного искусства Пользовательская лицензия: Управление правами Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (3543 х 4491 пикс. — 30 х 38 см — 300 точек на дюйм)

Разрешения: это изображение не имеет разрешения на использование модели или собственности, и перед его использованием может потребоваться дополнительное разрешение третьей стороны. Пожалуйста, свяжитесь с нами для получения дальнейшей информации.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Изображение композиции

Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *