Примеры эклектика: 404 | Артифекс

Содержание

Эклектика в архитектуре простыми словами

Эклектика в архитектуре в конце 19 и начале 20 веков очень сильно повлияла на архитектурные стили. Вид искусства, который регулируется строгими правилами, вступил в период исключений. В этой статье мы рассмотрим как понимают и используют это явление в архитектуре Европы, Америки и Азии. А так же рассмотрим фото наиболее типичных примеров течения.

Что такое эклектизм?

Представьте, что вам нужно подобрать наряд для свидания. У Вас есть полный шкаф одежды и можно идеально одеться в одном стиле. Но, может возникнуть желание совместить носки Emo с «nerd chic fashion» нарядом. А ещё добавить несколько аксессуаров хипстеров. И если удалось справиться с задачей, то — это и есть эклектизм!

Дело в том, что не все стили определяются строго сформулированными правилами. Иногда хочется сочетать одно с другим. Академический термин – эклектика — произошёл от греческого слова eklektikos, что означает селективность или выбор лучшего.

На самом деле это не плохая база для создания собственного стиля. Явление имеет место быть в моде, работает в искусстве, и, как оказалось, стало главной тенденцией в архитектуре на рубеже 19-20 веков.

Эклектика в архитектуре — это плагиат?

На протяжении 19-го века Европа и Соединенные Штаты переживали крупные промышленные революции, в результате которых появились новые строительные материалы. Практично стало использовать чугун, кованое железо, сталь и пластинчатое стекло. Строгих правил в применении не существовало. Архитекторы стали искать вдохновение в далёком прошлом.

XIX век характеризуется возродившейся античностью — неоклассицизмом. Англичане в добавок к этому оживили готический стиль, создав неоготику, выросшую из могущественного средневекового наследия.

Этот интерес так распространился в западном мире, что архитекторы столкнулись с серьезным академическим вопросом: создаем ли мы оригинальные произведения или просто копируем древних мастеров?

После долгих дискуссий, в конце концов, пришли к заключению, что в новых условиях используются только некоторые элементы древних стилей. В действительности архитекторы не копировали, а выбирали лучшее и включали это в новые структуры с новыми целями.

Например, римский храм строили из камня для поклонения богам. Неоклассическое здание Капитолия США спроектировано по типу греческих и римских храмов. Но интерьер включает в себя современную сантехнику и электропроводку, ковры и другие удобства. Кроме того, никто не использует его, чтобы поклоняться Юпитеру. Таким образом, архитекторы взяли лучшие составляющие классицизма, но придали им новый смысл.

Здание Капитолия США в Вашингтоне

Так эклектика была введена в архитектуру. Изменяя строгие правила архитектурных традиций, отдавая предпочтение определённым элементам стиля, эклектика стала широко распространенной.

Некоторые искусствоведы называют этот период в развитии архитектуры историзмом, чтобы отделить его от другого направления эклектической архитектуры, определяемого как экспериментальная эстетика.

Творческая свобода: почему это плохо?

Особняк Карсона, Эврика, Калифорния в американском эклектическом стиле под названием Queen Anne Revival. By Photo by Cory Maylett — Own work, CC BY-SA 3.0, Link

Как стиль, экспериментальная эстетика предлагала много творческой свободы. При этом никаких ограничивающих правил. Риск неудачного дизайна был очевидным для всех. Проекты, которые не гармонично сочетали разные стили, подвергались критике со стороны профессионалов (особенно тех, кто был против движения).

Примеры эклектической архитектуры

Церковь Сент-Винсент-де-Поль (Париж)

Эклектическая архитектура. Церковь Сент-Винсент-де-Поль в Париже.

Начнем с Франции, с церкви Сент-Винсент-де-Поль в Париже, спроектированной Жаном-Батистом Лепером в начале 19 века. Нижняя половина этой структуры выглядит очень классически. Мы видим ионические колонны, увенчанные треугольным фронтоном, как в греческом храме. Даже включение статуй во фронтон очень классическое. Конечно, не греческие боги, а католический святой Винсент (Викентий).

Однако, если мы поднимем взгляд, мы заметим две большие башни над фронтоном. Это прямо из готической архитектуры средневековой Европы (как Нотр-Дам в Париже). Два совершенно разных стиля (классический и готический), объединенные во что-то совершенно новое.

Саграда Фамилия (Искупительный храм Святого Семейства) в Барселоне

Фасад Рождества и детали

Барселонский собор Саграда Фамилия (церковь Святого Семейства) был начат в пиковый период развития смешения стилей (1883-1926). Проект разработан Антонио Гауди. В нём можно видеть элементы готического стиля, объединённые с восточными мотивами и дополненные формами природного мира. В результате — создан характерный, оригинальный и узнаваемый стиль, имеющий множество поклонников — каталонский модерн или стиль Гауди. Строительство собора ещё не окончено.

Университет в Черновцах (Украина)

Резиденция, в зданиях которого сейчас располагается Черновицкий университет, была объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2011 году. By Unknown — http://ridersontheglobe.com/stages/270, FAL, Link

Резиденция буковинских и далматинских митрополитов в Черновцах, Украина, была построена между 1864-1882 гг. По проекту чешского архитектора Йозефа Хлавки.
При подготовке своих проектов Хлавка исследовал строительные традиции региона и, в результате работа сочетает византийский и мавританский стили.

Бирмингемский университет (Великобритания)

Работа архитектора Сэра Астона Уэбба, английского архитектора, разработавшего главный фасад Букингемского дворца и главного здания Музея Виктории и Альберта.Здание Бирмингемского университета (1900-12) в Великобритании построено в квази-византийском стиле архитектором Астоном Уеббом (Aston Webb).

Распространение эклектизма

Европа

Эклектическая архитектура впервые появилась в континентальной Европе в таких странах, как

  1. Франция — архитектура боз арт (Beaux-Arts ),
  2. Англия — викторианская архитектура и
  3. Германия — Gründerzeit.

Позже перешла в Италию, Испанию, Нидерланды, Скандинавские страны, Португалию, Грецию и Балканы.

Америка

В американской архитектуре глубокий сдвиг произошел в  конце XIX века. Архитекторы США Ричард Моррис Хант и Чарльз Фоллен МакКим получали образование в École des Beaux-Arts в Париже. Они привезли из Европы новый подход к искусству, который стал краеугольным камнем эклектической архитектуры в Америке.

Это было время повышения благосостояния и стиль процветал. Исторические черты, ранее встречавшиеся только в аристократической архитектуре европейских стран, таких как Великобритания и Франция, способствовали более богатому чувству местной культуры и истории. Гибкий подход к заказчикам определял стилистику вкусом клиента. Популярность эклектики развязывала руки архитекторам.

Дворец Индустрии (The Palácio das Indústrias) в Сан Пауло, Бразилия был разработан Доминициано Росси совместно с Рамосом де Азеведо и Рикардо Северо (1917). Эклектичный стиль. By The Photographer — Own work, CC BY-SA 4.0, Link

Азия

В меньшей степени эклектизм проявился в Азии. Японские и китайские архитекторы, прошедшие подготовку в американских учебных заведениях, оказали влияние на традиционные школы. Эклектичные проекты в Азии: Банк Японии (1895 г.) Гинго Татсуно.

Эклектика в архитектуре Японии. Нео-барочное строение штаб-квартиры Банка Японии в Токио. Public Domain, Link

Это было первое здание такого типа, разработанное японским человеком. Получив заказ, Татсуно немедленно отправился на год в Европу, чтобы изучить архитектуру Национального Банка в Брюсселе (Бейаер и Янссен).

Железнодорожная станция Куала-Лумпур в Малайзии (1910). Смесь восточных и западных стилей. Английский архитектор Артур Бенисон Хаббак (Arthur Benison Hubback) By Photo: Marcin Konsek / Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0, Link

Так называемая архитектура индо-сарацинского возрождения, в которой добавлены детали традиционной индийской архитектуры (в основном архитектура Моголов), была по своей природе эклектичной. Западные формы общественных зданий и дворцов в большинстве случаев спроектированы английскими архитекторами.

Эклектика умерла — да здравствует эклектика?

Энтузиазм в отношении исторической имитации начал снижаться в 1930-х годах. Эклектика уступала место новому стилю. Переход к модернизму был активным, поскольку многие рассматривали его как авангард. Новые технологии и материалы, создаваемые в то время, создали новые формы. Несмотря на отход от эклектики в архитектуре, эпоха остается исторически значимой.

В современном обществе стили, которые смешивают разные культуры и исторические направления, обычно не описываются как «эклектичные». В литературе и средствах массовой информации ссылки на эклектическую архитектуру обычно представляют здания, построенные в период конца XIX — начала XX века.

В российских же трудах часто используют этот термин, указывая на любое смешение стилей: например, в искусстве древнего Рима встречаются элементы из древнегреческих, египетских и азиатских направлений. Поэтому, когда заходит речь об эклектике в архитектуре, для корректности стоит выяснить, что имеется в виду:

  • историзм,
  • экспериментальная эстетика или
  • просто совмещение стилей.

А как Вы считаете, какое понимание термина «эклектики» в архитектуре наиболее близкое к истине? Напишите в комментарии, интересно узнать Ваше мнение. Так же интересно будет увидеть фото эклектических зданий, которые находятся рядом с Вами.

Оцените, пожалуйста, статью, выбрав нужное количество звёзд ниже.
Поделитесь в социальных сетях с друзьями, расскажите, что вас интересует.

особенности стиля и выбор мебели

27.02.2020

6937 Просмотров , 0 Комментариев

Слово «эклектика» происходит от древнегреческого слова «выбирающий», «выбор». Стиль эклектика в интерьере обозначает использование сочетаний предметов разных стилей. Обычно комбинируют один или несколько стилей прошлого века. Концепция эклектики нарушает все писаные и неписаные правила в дизайне, стандарты и выходит за рамки обычных представлений.

История стиля

Сочетать в одном интерьере мебель разных стилей начали в середине XIX века. Начало стилю эклектика положили архитекторы: в поисках новых и более совершенных форм архитектуры они использовали элементы различных стилей. Идеи компиляции стилей подхватили декораторы и стали использовать в одном интерьере модную новую мебель и мебель прошлых эпох, картины, предметы декоративного искусства, светильники, декор разных стилей.

Дополнительным стимулом к смешению разностильных предметов послужило развитие транспорта и расширение известного мира: в моду вошло приобретение предметов искусства и декора из других стран, экзотических редкостей из колоний.

Вероятно, одной из причин послужили и меркантильные интересы: качественная мебель служила долго, многие образцы старой мебели по красоте отделки можно было причислить к произведениям искусства, и выкидывать прекрасную мебель было накладно и жалко. Лучший способ сохранить немного устаревшие шкафы, столы и стулья — это использовать и дальше по назначению.


Особенности стиля

Все предметы в эклектичном интерьере должны гармонично сочетаться в единое целое. Характерные особенности стиля:

  • В эклектичном интерьере главную скрипку играет мебель и декоративные предметы. Отделка стен и пола служит фоном для предметов мебели разных стилей.
  • Все элементы должны органично соединяться в гармоничный интерьер. Несмотря на контраст стилей, у всей мебели и декора должно быть что-то общее.
  • Стиль должен быть функциональным и одновременно уютным и комфортным.
  • Вместе можно соединять предметы двух, максимум трех эпох или стилей.
  • Нельзя объединять кардинально различающиеся стили — например, неоклассику с хай-теком, лофт с «кукольным» провансом, деревенский стиль с роскошным модерном начала ХХ века или монументальными шкафами с резьбой, позолотой, инкрустациями и золочеными ручками. Чаще всего используют мебель в стилях ХХ века, достаточно характерных и в то же время близких по времени возникновения (или их современные имитации).
  • Обычно один более спокойный стиль служит как бы базой для микса стилей.
    Обычно выбирают сдержанные стили: неоклассику, минимализм, скандинавский. Дополнительные мебель и декор могут быть любого другого стиля.
  • Большое внимание уделяется цветовой насыщенности интерьера, подбору основных и дополнительных цветов. Не используют подчеркнуто современные цвета: бирюзовый, фиолетовый, коралловый, пастельные и ягодные оттенки, сиреневый, шоколадный.
  • Использование большого количества декора: фотографий, ярких картин или репродукций, зеркал, дизайнерских украшений, старомодных ваз, ярких декоративных подушек и салфеток.
  • Приветствуется использование декоративных и отделочных материалов «с историей»: плитки, изразцов, тканей с необычной текстурой, ковров, крашеных дверей и т. д.

    Отличие от стиля фьюжн

    Слово фьюжн означает «сочетание несочетаемого». Фьюжн сочетает в интерьере предметы и мебель совершенно различных («контрастных») стилей: классицизм, хай-тек, лофт, этнический, кантри, минимализм.

    Эклектика гармонично объединяет узнаваемые предметы похожих стилей. Чаще всего сочетают предметы стилей, ненамного разнесенных по времени, например современной мебели и мебели 20-, 30-, 40-летней давности.

    Самое главное — выбор мебели

    Мебель играет главную роль в оформлении интерьера смешанного стиля. В десятилетия становления стиля объединяли предметы близких стилей: классицизма, барокко, ампира, английского, ренессанса. В современных интерьерах используют более современные стили: неоклассицизм, современный модерн, сканди, прованс, этнические, множество малоизвестных европейских стилей середины ХХ века, комбинацию стилей лофт и хай-тек.

    Эклектика ориентирована на стили прошлых лет и не использует суперсовременные предметы мебели: пластиковую и металлическую мебель, стулья и кресла футуристических форм, шкафы-купе, двухъярусные кровати, шкафы и столы с пластиковым покрытием. Единственное исключение — добавление к стилю лофт мебели в стиле хай-тек.

    Большая часть внимания в смешанных интерьерах приходится на мягкую мебель. Обычно выбирают большие диваны и кресла, иногда со спинками и подлокотниками вычурной формы. Типичный вариант микса — современный диван и кресла и изящный антикварный журнальный столик. Сложную и броскую мягкую мебель сочетают с корпусной мебелью четких и простых форм. Нередко сочетают венские стулья или стулья в стиле модерн (изогнутые линии, полированное дерево) с грубоватыми «деревенскими» столами с толстой деревянной столешницей.

    Для всех предметов обстановки необходимо что-то, что объединит их в единое целое. Часто для мебели объединяющим звеном выступает одинаковый цвет, фактура обивки или древесина как материал шкафов, столов и стульев. Иногда корпусная мебель сводится к окрашенным в белый (серый, оливковый, салатный) цвет шкафам и стеллажам, напоминающим встроенную мебель. В таком случае мягкая мебель должна сочетаться по цвету обивки либо по форме.


    Спальня

    В спальне достаточно ограниченный набор мебели, здесь разнообразить стили сложнее. Однозначно нельзя использовать очень разностильные шкафы с разной фактурой, цветом, размерами, различными фасадами. В спальне вполне допустимо использовать и шкафы-купе, и металлическую современную кровать (если металлические конструкции покрашены, а не никелированы). Просто сочетать современные предметы мебели с интересным креслом, винтажным трельяжем, комодом, шкафом или тумбами. Хорошо смотрится в спальне и антикварный столик с оригинальным креслом «из прошлого века».

    Исключение — лофт

    Лофт изначально несет в себе элементы эклектики. Никакая домашняя мебель изначально не проектируется для использования в постиндустриальном интерьере с кирпичными и бетонными стенами. Поэтому в лофт ставят все что угодно, причем как раз уютную мебель из дерева обычно не используют. Зато используют металлические стулья, столы, стеллажи и массивную потертую кожаную мебель. Поэтому в лофте и допускается комбинирование с типичной мебелью стиля хай-тек. Зато установка изящных деревянных столиков и тумбочек в лофте выглядит неуместно. Лучше скомбинировать разные виды мягкой мебели и стульев.

    Игра цвета

    Чтобы подчеркнуть интересное сочетание мебели, поверхности стен, пола и потолка должны служить нейтральным фоном для мебели и декора.

    Для пола используют нейтральный цвет (плитка) или цвета натуральной древесины. Стены нейтральных тонов: белого, серого, бежевого, молочного. Иногда стены красят в красно-терракотовый, синий, оливковый, грязно-розовый цвет. Можно использовать и другие умеренно насыщенные тона — главное, чтобы сочетались с картинами и другим декором.

    Стены могут быть оклеены фотообоями или обоями с рисунком. В таком случае картин и декора на стены вешают немного.

    Обивку мягкой мебели выбирают насыщенного, но не кричащего цвета.

    В интерьере обычно используют 1—2 основных цвета для больших поверхностей; один цвет для мягкой мебели, подушек, пледов; 1—2 цвета для акцентов: подушек, светильников, картин. Пять цветов — максимум, больше цветов использовать нельзя: интерьер будет пестрым и хаотичным.


    Отделка комнаты

    В эклектике можно применять почти все виды отделки. Общий дизайн самой комнаты должен быть максимально простым и служить фоном для мебели и декора.

    Стены

    Стены красят, оклеивают обоями и фотообоями, тканью. Может быть устроена акцентная стена другого цвета, облицованная камнем, изразцами, кирпичом. Не используют обшивку деревом, фанерой, пластиковыми панелями, пробкой.

    Полы

    Оптимальный вариант — штучный паркет. Часто используют плитку без рисунка или с мелкими узорами «под старину». Возможна черно-белая шахматка из плитки. Ламинат, доска и натуральный камень для пола не используются.

    Потолки

    Потолки красят в белый или светлый цвет. В интерьере в стиле эклектика хорошо смотрятся натяжные потолки: белые, с облаками или некрупным принтом на матовом фоне.

    Конструкция одноярусная или очень простая двухъярусная.

    Декор и текстиль

    Эклектика характеризуется использованием большого количества декора, причем часто разнопланового. На первом плане — картины, фотографии. Декора обычно много: вазы, цветы, оригинальные лампы, торшеры, бра, керамика, часы, салфетки, подушки, пледы. Не стоит использовать подчеркнуто дорогой или помпезный декор. Люстры лучше выбрать лаконичной формы, без мелких деталей и висюлек.

    Ковры выбирают однотонные или с мелким абстрактным рисунком. Шторы — однотонные, плотные, с несложной драпировкой. Жалюзи не используют.

    Важно не перегрузить интерьер декором, иначе комната будет выглядеть неряшливо.

    Заключение

    Основная цель применения стиля эклектика в интерьере — создание комфортного, необычного и гармоничного интерьера с ностальгическими нотками. Эклектика — сложный стиль, требующий кропотливой работы, внимания и дизайнерского чутья при оформлении интерьера.

    Зато усилия будут вознаграждены созданием гармоничного и неординарного жилого пространства с легким ностальгическим флёром.

    7 небанальных шедевров эклектики в Петербурге

    Места

    Эклектика в Петербурге зародилась вовсе не силами гениальных архитекторов, а благодаря причудам типичных столичных снобов. Обладая несметными богатствами, заводчики и коммерсанты были готовы платить деньги за то, чтобы их дом венчала неоготическая башня, а порог украшала необычная статуя. Тем самым городу подарили добрую сотню великолепных построек.

    Дом Кейбеля

    Кукольный домик с красной кирпичной башенкой, в которой могла бы жить сказочная героиня Рапунцель, выполненный в стиле поздней эклектики для семьи Кейбеля — законодателей серебряных наградных знаков, можно найти на Петроградской стороне. Дом Кейбеля и его семьи больше напоминает замок, сошедший со страниц волшебной сказки. На фоне других зданий его выделяет аккуратность исполнения, отменная декоративная отделка и, кончено, высокая кирпичная башенка, из окна которой будто бы вот-вот сбросит свои волосы сказочная героиня Рапунцель. Этот дом украсил улицу Петроградской стороны в 1901 году. Над созданием шедевра для признанного ювелира трудился знаменитый архитектор Густав Густавович Фон Голи. 

    Дворец Белосельских-Белозерских

    Стремление выделиться подарило городу на Неве еще одно знаменитое здание — дворец Белосельских-Белозерских. Наверняка каждый петербуржец и, пожалуй, каждый турист хотя бы раз обращал внимание на это великолепное здание, ставшее настоящим украшением главной улицы Северной столицы. Привлекающий взгляды дворец построил знаменитый архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер, который, к слову, известен своими эклектическими шедеврами. Конечно, эту величественную постройку, чем-то напоминающую творения Растрелли, можно назвать новым барокко. Однако правильнее все же отнести сей дворец к периоду ранней эклектики. Кстати, интересен будет и тот факт, что название дворца весьма условно: пускай и заказал строительство дома Эспер Белосельский-Белозерский, но так уж вышло, что наследник миллионов скончался как только был вырыт фундамент.

    • Адрес

      Невский пр.., 41

    Особняк и оранжерея Эрнеста Игеля

    Характерный представитель архитектурного стиля эклектика построен в 1897 году. Раньше в трехэтажном здании был дом петербургского коммерсанта Эрнеста Игеля, в особняке располагались оранжерея и ресторан. Сегодня здание полностью заброшено. Фасад старинного особняка почти полностью разрушен, зато интерьеры очень хорошо сохранились.

    Дом Кугушевой

    Особняк построил архитектор Прейс для княгини Кугушевой в 1895 году, архитектурный стиль — поздняя эклектика. Сейчас здесь — художественная школа им. Кустодиева.

    • Адрес

      Боковая аллея, 1.

    Доходный дом Еремеевой

    Прекрасный образец псевдоготики начала XX века, выстроенный архитектором Еремеевым для своей жены. На фоне банальной эклектики, которой застроена добрая половина василеостровских линий, выглядит, как удивительный замок из прошлого. Доходный дом на 5-й линии Васильевского острова построен в 1903 – 1905 годах. Еремеева – известная в Петербурге женщина-врач – была женой зодчего. Здание полностью облицовано красным кирпичом и увенчано небольшой башенкой посередине, больше напоминающей даже не средневековые европейские постройки, а древнерусские палаты. 

    • Адрес

      5-я Линия В.О., 46

    Дом городских учреждений

    Здание построено в 1904-ом году и занимает два участка (этим объясняется двойной номер дома). Необычность сооружения заметна сразу: поражает удивительный лепной декор, а также фигуры грифонов и химер, небольшие башенки. Этот великолепный дом не только считается одним из самых высоких зданий начала XX века, но и важнейшим памятником эклектики. Строительством занимался архитектор Лишневский. Это было одно из самых высоких зданий на тот момент (еще выше мешал строить чересчур строгий на тот момент регламент). Получилась цветастая эклектика с оглядкой на готику (фигурки чудищ), а также элементами модерна (окна) и среднеевропейского ренессанса (внутреннее убранство помещений).

    Дом с конторой лесопильного производства Колобовых

    Это строение ну просто никак нельзя назвать обычным домом. Это настоящий каменный терем — сказочная изба, если изволите. Его венчают несколько причудливых башенок с круглыми окошками-иллюминаторами, в качестве декоративного убранства использована лепнина и глазурованная плитка. Особое внимание стоит уделить трубе, которая своими чертами чем-то напоминает Парфенон. Этот прекрасный «коктейль» смотрится весьма впечатляюще, так что здание можно по праву назвать одним из самых небанальных шедевров эклектики. Кстати, дом 43 на улице Большой Зеленина знаменит также и тем, что под его крышей располагалась бесценная библиотека. Жемчужной коллекции книжного собрания стали рукописные копии второго тома гоголевских «Мертвых душ», «Горя от ума» Александра Грибоедова и «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева.  

    Фото: 

      • 26 марта 2014
      •    17 083

      Эклектика — Энциклопедия Нового Света

      Эклектика (от греческого eklektikos, «выборочный» или «выбор лучшего») — это концептуальный подход, который не придерживается жестко какой-то одной парадигмы или набора предположений, а опирается на несколько теорий, стилей или идей, чтобы получить дополнительное представление о предмете, или применяет разные теории в конкретных случаях. В философии и богословии эклектика — это практика выбора и компиляции доктрин из разных систем мысли без принятия всей исходной системы для каждой доктрины. Он отличается от синкретизма, попытки примирить или объединить системы, тем, что не пытается разрешить противоречия между ними.

      Содержание

      • 1 Древняя эклектика
      • 2 Эклектика современной философии
      • 3 Критика эклектики
      • 4 Архитектура и искусство
      • 5 Психология
      • 6 Боевые искусства
      • 7 Музыка
      • 8 Каталожные номера
      • 9 Внешние ссылки
        • 9. 1 Общие философские источники
      • 10 кредитов

      Термин «эклектика» впервые был использован в первом веке г. до н. э. для обозначения группы древних философов, включая стоиков Панетия (150 г. до н. э. г.), Посидония (75 г. до н. э. г.) и новых академиков Карнеада (155 г. до н. э. г.) и Филона из Лариссы (75 г. до н. э.) , которые не привязывались ни к какой реальной системе, а выбирали из существующих философских верований те доктрины, которые казались им наиболее разумными. Среди римлян эклектичными были Цицерон, Марк Теренций Варрон и Сенека. Многие современные философы были эклектиками. В течение девятнадцатого века термин «эклектик» стал применяться, в частности, к ряду французских философов, которые значительно отличались друг от друга. Их позицию олицетворял Виктор Кузен (179 г.2-1867), который определил четыре великие системы, которые, по его мнению, выражали и обобщали все развитие человеческого умозрения: чувственность, идеализм, скептицизм и мистицизм; и пришел к выводу, что каждый из них содержал часть истины, но ни один из них не обладал исключительно всей истиной.

      Древняя эклектика

      Во втором веке г. до н.э. , стала проявляться замечательная тенденция к эклектике. Желание прийти к единому объяснению всех вещей, которое вдохновляло старых философов, стало менее важным; философы начали сомневаться в том, что любое такое объяснение вполне достижимо. Вместо этого мыслители начали перенимать из всех систем доктрины, которые им больше всего нравились. Стоицизм и эпикуреизм отдавали предпочтение практической добродетели и счастью перед поиском чистой истины, в то время как скептики вообще отрицали возможность открытия чистой истины. Эклектика стремилась приблизиться к абсолютной истине, выбирая доктрины с максимально возможной степенью вероятности.

      Термин «эклектика» происходит от греческого eklektikos : «выбор лучшего». Впервые он был использован в первом веке г. до н.э. для обозначения группы древних философов, которые не придерживались никакой реальной системы, но выбирали из существующих философских верований те доктрины, которые казались им наиболее разумными. Из этого собранного материала они построили свою новую философскую систему. (см. Диоген Лаэртский, 21). Одним из первых эклектиков был стоик Панетий (150–1509 гг.).0037 г. до н. э. ), за которым следуют Посидоний (75 г. до н. э. г.), а также Новые академики Карнеад (155 г. до н. э. г.) и Филон из Лариссы (75 г. до н. э. г.). Среди римлян Цицерон был насквозь эклектичным, объединяя перипатетическую, стоическую и новоакадемическую доктрины. Другими римскими эклектиками были Марк Теренций Варрон и Сенека.

      В поздний период греческой философии возникла эклектическая система, состоящая из компромисса между неопифагорейцами и различными платоническими сектами. Другой эклектической школой была школа Филона Иудея в Александрии в I в.0037 г. н.э. г., который интерпретировал Ветхий Завет аллегорически и пытался согласовать его с избранными доктринами греческой философии. Неоплатонизм, последний продукт греческих спекуляций, стремился установить правильные отношения между Богом и людьми посредством слияния греческой философии с восточной религией. Его главными представителями были Плотин (230 гг. н. э.), Порфирий (275 гг. н. э.), Ямвлих (300 гг. н. э.) и Прокл (450 гг. н. э.).0038). Эклектиками в философии среди первых христиан были Климент Александрийский, Ориген и Синезий.

      По мере усложнения естественных наук и отказа современных философов от возможности единой философской системы, которая могла бы объяснить всю истину, эклектизм стал скорее нормой, чем исключением.

      В девятнадцатом веке термин «эклектик» стал применяться, в частности, к ряду французских философов, которые значительно отличались друг от друга. Самыми ранними из них были Пьер Поль Руайе-Коллар, который в основном был последователем Томаса Рида, и Мэн де Биран. Самыми выдающимися представителями этой школы были Виктор Кузен, Теодор Жоффруа, Ж. П. Дамирон, Бартелеми Сент-Илер, К. Ф. М. де Ремюза, Адольф Гамие и Равессон-Мольен. Их позицию олицетворял Виктор Кузен (179 г.2-1867) и его школа, которую иногда называют Спиритуалистической школой. Начав как сенсуалист, Кузен был привлечен учением Ройера Коллара к поиску основы для метафизической, моральной и религиозной истины в шотландской школе. Когда это ему не удалось, он начал исследовать современные философские идеи под влиянием Мена де Бирана, которого он назвал «величайшим метафизиком нашего времени», сочинениями Канта и личным общением с Шеллингом и Гегелем. Наконец, он обратился к трудам Платона, Плотина и Прокла, затем вернулся к Декарту и Лейбницу. Наконец, он пришел к заключению, что последовательные философские системы, разработанные на протяжении веков истории, представляют собой полное развитие человеческой мысли и что полную истину можно найти в системе, которая использует здравый смысл для сопоставления фрагментарных мыслей, выраженных различными мыслители и школы всех времен. Он выделил четыре великие системы, которые, по его мнению, выражали и резюмировали все развитие человеческого мышления: сенситивизм, идеализм, скептицизм и мистицизм. Каждая из них содержала часть истины, но ни одна из них не обладала исключительно всей истиной. «Каждая система, — утверждал он, — не ложна, а неполна, и при воссоединении всех неполных систем мы должны были бы иметь законченную философию, адекватную совокупности сознания». Эклектика приобрела большую популярность во Франции и, отчасти благодаря положению Кузена на посту министра народного просвещения, стала стандартной системой во французских школах, где она вдохновляла на изучение истории философии.

      Многие итальянские философы были эклектиками, а среди немецких эклектиков были Вольф и его последователи, а также Моисей Мендельсон, Дж. А. Эберхард и Эрнст Платнер.

      Критика эклектики

      В сфере абстрактного мышления эклектика открыта для возражения, что, поскольку каждая философская система предполагается как единое целое, неотъемлемой частью которого являются различные ее учения, произвольное сочетание учений из разных систем недопустимо. может привести к фундаментальной несогласованности. Однако в практических делах эклектизм эффективен, потому что он использует любую политику или доктрину, приводящую к желаемому результату, без поиска более глубокой согласованности.

      К эклектике иногда относятся с презрением как к нелогичной и произвольной, возможно, потому, что многие эклектики были интеллектуальными дилетантами или скептиками. Однако эклектизм коренится в отказе слепо принимать один набор идей как истинный в сочетании с решимостью признать и выбрать из всех источников те элементы, которые, скорее всего, верны или наиболее эффективны в практических вопросах. Следовательно, это здравый философский метод.

      Эклектика может быть неэлегантной, и эклектику иногда критикуют за отсутствие последовательности в мышлении, но это распространено во многих областях науки. Например, большинство психологов принимают некоторые части бихевиоризма, но не пытаются использовать теорию для объяснения всех аспектов человеческого поведения. Статистик может использовать частотные методы в одном случае и байесовские в другом. Примером эклектики в экономике является 9-е исследование Джона Даннинга.0055 эклектическая теория международного производства .

      Архитектура и искусство

      Эклектика в архитектуре

      Нью-Йоркский дворец, Будапешт (Венгрия)

      В искусстве термин «эклектика» используется для описания сочетания в одном произведении элементов различных исторических стилей, главным образом в архитектуре и, как следствие, в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Когда-то его применяли к художникам семьи Карраччи, которые вобрали в себя элементы эпохи Возрождения и классических традиций. Среди наиболее влиятельных сторонников эклектики были сэр Джошуа Рейнольдс и Джон Раскин. Этот термин иногда также широко применяется к общему стилистическому разнообразию архитектуры девятнадцатого века после неоклассицизма (ок. 1820 г.), хотя возрождение стилей в этот период, начиная с 19 в.70-х годов, как правило, называют аспектами историзма.

      Эклектика играет важную роль в критических дискуссиях и оценках, но как-то далек от действительных форм артефактов, к которым она применяется, и поэтому ее значение довольно расплывчато. Самое простое определение этого термина, согласно которому каждое произведение искусства представляет собой сочетание разнообразных влияний, является настолько простым, что от него мало толку. Эклектика никогда не сводилась к движению или определенному стилю: она характеризуется именно тем, что она не была особым стилем.

      Психология

      Эклектика признается в подходах к психологии, которые видят множество факторов, влияющих на поведение и психику, и среди тех, кто учитывает все точки зрения при определении, изменении, объяснении и определении поведения.

      Боевые искусства

      Некоторые боевые искусства можно охарактеризовать как эклектичные в том смысле, что они заимствуют приемы из множества других искусств. Система боевых искусств, разработанная Брюсом Ли под названием Джит Кун До, классифицируется как эклектическая система. Как и в случае с другими дисциплинами, включающими эклектизм, философия Джит Кун До не придерживается жестко какой-то одной парадигмы или набора предположений или выводов, а поощряет ученика изучать то, что полезно для него самого.

      Музыка

      Эклектика также известна как новое направление популярной музыки в хаус-сцене. Голландские ди-джеи, такие как Don Diablo, Gregor Salto и Erick E, активно занимаются этой музыкой. Эклектика популярна среди исполнителей экспериментальной музыки, таких как Алекс Росс-Айвер, Том Уэйтс и Лес Клейпул.

      Робин Холлоуэй цитирует композиторов Бенджамина Бриттена, Дмитрия Шостаковича, Копленда, Пуленка и Типпета как эклектичных композиторов, «согласно линиям, впервые смело изложенным Игорем Стравинским; они делают свой язык из очень разных источников, ассимилируя и превращая их в самих себя».

      Ссылки

      Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

      • Брюэр, Уолтер Вэнс. 1971. Виктор Кузен в качестве педагога по сравнительному анализу . Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа.
      • Диллон, Джон М. и А.А. Длинная. 1988. Вопрос об «эклектике»: исследования позднейшей греческой философии . Эллинистическая культура и общество, 3. Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN 0520060083
      • Маннс, Джеймс В. 1994. Рид и его французские ученики: эстетика и метафизика. Исследования Брилса по интеллектуальной истории, т. 45 . Лейден: Э.Дж. Брилл. ISBN 99425 ISBN 97899425
      • Рипли, Джордж, Виктор Кузен, Теодор Саймон Жоффруа и Бенджамин Констант. 1838. Философские сборники, переведенные с французского Кузена, Жуффруа и Б. Константа. Бостон: Хиллиард, Грей и Ко
      • Зеллер, Эдуард и Сара Фрэнсис Аллейн. 1883. История эклектики в греческой философии. Лондон: Longmans, Green, and Co.

      Внешние ссылки

      Все ссылки получены 25 сентября 2017 г.

      • Эклектика Интернет-энциклопедия философии.
      • Католическая энциклопедия эклектики.

      Общие источники по философии

      • Стэнфордская философская энциклопедия
      • Интернет-энциклопедия философии
      • Проект Пайдейя Онлайн
      • Проект Гутенберг

      Авторы

      Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии с Энциклопедия Нового Света стандартов. Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

      • Эклектика  история

      История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

      • История «Эклектизма»

      Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

      эклектика в предложении | Примеры предложений из Кембриджского словаря

      Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

      Этот эклектизм послужил основой для ряда все еще недооцененных, несобранных эссе.

      Из Кембриджского корпуса английского языка