Проблемы современных городов кратко – проблемы планирования и развития – Новости – Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Проблемы современного города.
Все проблемы современного города можно разделить на 3 группы:
1) экологические
2) демографические
3) экономические
1. Экологические проблемы.
В процессе развития человеческой цивилизации города становились средой жизнедеятельности всё возрастающего числа людей. В России 73% населения проживает в городах, а в некоторых странах эта доля ещё выше. В городах наблюдается тенденция ухудшения в них условий жизни. Одна из трагедий городов в том, что, будучи высшим достижением цивилизации, они становятся не только неудобными, но в значительной степени опасными для жизни. Экологическое неблагополучие городов стало острейшей глобальной проблемой.
Природная среда в городе во многом определяет его привлекательность, влияет на создание облика городской среды. Находясь под антропогенным прессом, подвергаясь различным нагрузкам, природа способна восстанавливаться, спасая тем самым себя и защищая человека. Состояние городской экосистемы зависит от географического положения, ситуации в районе и активности населения.
В городах концентрируются промышленные предприятия, строительство, объекты энергетики, автомобильный парк, население, то есть источники загрязнения воздуха, вод, почвы.
Город активно обменивается веществом и энергией с окружающим пространством. Он использует разные виды топлива и энергии, материалы для предприятий и т.д. Используя и перерабатывая всё это, город выпускает продукцию, выбрасывает в окружающую среду огромную массу отходов. Город-миллионер ежегодно потребляет 470 млн тонн воды, 50 млн тонн кислороды, 3,8 млн тонн угля, 3,6 млн тонн нефти. В то же время в канализационную сеть миллионный город сбрасывает ежегодно до 350 млн тонн загрязнённых сточных вод, включая ливневые и талые воды с промышленных площадок, городских свалок, стоянок автотранспорта.
Ежегодно городом-миллионером производится и накапливается 3,5 млн тонн твёрдых и концентрированных отходов, включающих золу, шлак, древесные остатки, твёрдые бытовые отходы, строительный мусор, автопокрышки, бумагу, текстиль, стеклобой.
В России к опасным в экологическом отношении относится 140 городов из 1060, то есть каждый седьмой российский город находится в тяжёлой ситуации. Самые большие выбросы в атмосферу наблюдаются в Норильске, по объёму сброса загрязнённых вод лидируют Москва и Санкт-Петербург. В списке особо неблагополучных российских городов все 13 городов-миллионеров и все 22 крупнейших города (с населением от 0,5 до 1 млн человек), а также большинство областных, краевых и республиканских центров. К экологически неблагоприятным относится каждый пятый город Урала (всего 27). Причины этого явления -распространение устаревших, «грязных» технологий, высокая доля потерь, несовершенство средств очистки выбросов и сбросов.
2. Демографические проблемы.
В результате экологического неблагополучия в городах ухудшается здоровье населения, повышается уровень заболеваемости и смертности, сокращается продолжительность жизни.
В 1991 году численность городского населения составляла 74%. С 1992 года наблюдается сокращение численности городского населения в России из-за резкого падения рождаемости. Большую часть прироста дают беженцы из других стран и сельское население, стремящееся в города с надеждой найти работу. Вторая особенность городского населения — это его «старение».
Антропогенное давление формирует для горожан жизненную среду, которая по множеству параметров не соответствует условиям нормальной жизнедеятельности человека, существенно влияет на его здоровье. Для жителей городов характерен «синдром большого города», проявляющийся в подавленном состоянии, психической неуравновешенности, непредсказуемости и агрессивности.
Установлено, что негативные состояния в организме и психическое состояние человека («психологическая усталость») нарастают пропорционально сокращению жизненного пространства, увеличению плотности населения. Горожане так или иначе адаптируются к условиям среды жизни, хотя часто и очень высокой ценой.
Особенно остро стоят проблемы в мегаполисах – городах-гигантах с населением свыше 1 млн человек. Человек сам создаёт эти сложные урбанистические системы, чтобы улучшить условия жизни, создав для себя новую искусственную среду, повышающую комфортность жизни. Однако, это ведёт к отрыву от естественной природной обстановки и к нарушению природных экосистем.
Наблюдается процесс срастания агломераций – скоплений городов; формируются обширные урбанизированные зоны, гигантские метрополии – сгустки городов. Крупнейшие метрополии образованы сегодня в США вдоль Атлантического побережья между Бостоном и Вашингтоном (с численностью около 80 млн человек), в районе Великих озёр и в Калифорнии. В Японии – урбанизированный район Токайдо с численностью 60 млн человек.
Управление процессами взаимодействия таких урбанистических образований с окружающей природной средой крайне затруднительно из-за их значительной масштабности и многогранности.
3. Экономические проблемы.
К ним относятся использование ЭГП, значение которого заметно возрастает при рыночных отношениях. Одна из важнейших проблем экономического развития городов — трансформация функциональной структуры. Ее цель — более рациональное использование народнохозяйственного потенциала и установление большего соответствия функциональной структуры города его ЭГП и месту в системе расселения страны и региона.
Трансформация имеет характер естественного процесса, в ходе которого город последовательно освобождается от ставших неуместными для него производств. Можно также сказать, что город покидают те производства и виды деятельности, которые уже не выдерживают затрат, необходимых при пользовании городскими ресурсами (по мере роста города это затраты естественно возрастают, ресурсы становятся все дороже).
Трансформация — это и «обогащение» народнохозяйственной (функциональной) структуры города путем образования в ней новых блоков. Переход от однофункциональных городов к многофункциональным означает, во-первых, более полное и рациональное использование городских ресурсов. Во-вторых, это придает городу большее социальное разнообразие. Он меняет не только свой производственный профиль, но и среду.
Типичен такой способ трансформации, как внедрение в горнопромышленные центры предприятий легкой промышленности и машиностроения, проектных и научно-исследовательских организаций, обычно связанных с ведущей отраслью, средних специальных и высших учебных заведений и других видов деятельности.
Это позволяет вовлекать в производство свободные трудовые ресурсы (преимущественно женщин), расширяет возможности выбора работы и профессии, делает город более привлекательным для молодежи, решающей вопросы своего будущего после окончания школы.
Ещё одна экономическая проблема городов — цены на землю, которые обуславливают цены на строительство зданий, размещение различных зон и объектов промышленности, энергетики и т.д.
Проблемы современных городов России В настоящем разделе мы кратко рассмотрим проблемы развития российских городов, роста их социально-экономического уровня. Важнейшие с позиций специалистов по государственному и муниципальному управлению проблемы и способы их решения подробнее будут рассмотрены в последующих главах. 1.Жилищные проблемы городов. Первая — наличие значительного количества нуждающихся в улучшении жилищных условий. Население с городов с позиции финансовых возможностей приобретения жилья (улучшение жилищных условий) можно разделить на три группы. Первая – граждане, имеющие низкий уровень доходов. Единственной возможностью улучшения условий проживания для них является получение муниципального жилья. Следовательно, органы управления городом должны иметь финансовые источники для строительства социального жилья и справедливую процедуру его выделения гражданам. Вторая (наиболее многочисленная) группа населения могла бы купить жилье при условии представления долгосрочного ипотечного кредита. Проблема органов управления городов и регионов состоит в развитии системы ипотечного кредитования и контроле качества и уровня цен на жилье, строящееся на основе ипотеки. С 2005 года значительно расширяется присутствие на рынке ипотечных кредитов государства, выделяющего на эти цели значительные финансовые ресурсы. Но органы управления городами (регионами) могут значительно увеличить объем ипотечного кредитования путем формирования условий, благоприятствующих привлечению банковского капитала. В связи с явно недостаточным объемом ипотечного кредитования важен также процесс регулирования очередности граждан, получающих ипотечные кредиты. Третья группа населения – граждане, способные решить свои жилищные проблемы без участия государственных и муниципальных структур. Задачи органов управления городами для этой группы граждан сводятся к выделению участков для застройки. Вторая проблема – состояние муниципального жилья, значительная часть которого требует капитального ремонта, а дома («хрущевки») 60-70- годов постройки – сноса. Это существенная нагрузка на городской бюджет. Бюджеты многих городов в настоящих условиях недостаточны для ее решения. Третья проблема – состояние коммунального хозяйства состоит, во-первых, в низком качестве обслуживания населения предприятиями ЖКХ, во-вторых, в непрерывном росте затрат населения на коммунальные услуги, прежде всего – энергоресурсы. Низкое качество услуг предприятий ЖКХ связано с недостатком бюджетных ресурсов и несовершенством организации процесса коммунального обслуживания. Отсутствует конкуренция предприятий. Жильцы, оплачивая большую часть расходов по коммунальному обслуживанию, практически не имеют возможности влиять на качество услуг. За годы административно-командной экономики в связи с низким уровнем оплаты труда работников ЖКХ, низким уровнем требований к качеству их работы, отсутствием стимулов качественного труда и монопольным положением предприятий ЖКХ сложился стереотип специалиста предприятий ЖКХ как наименее квалифицированного и недобросовестного работника. Этот образ в определенной степени типичен и для настоящего времени. До настоящего времени в оплате расходуемых населением энергоресурсов присутствуют элементы перекрестного субсидирования, узаконенные в административной экономике. Суть перекрестного субсидирования в том, что часть затрат на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги переносились на хозяйствующие субъекты (коммерческие предприятия городов). Эта доля составляла в 1998 году более 50%, в 2000 – около 30%, к 2005 году население должно финансировать все затраты на содержание жилья и коммунальные услуги. Процесс роста объема оплачиваемых населением услуг, как уже отмечалось, наложился на процесс роста цен на энергоресурсы. В результате доля расходов на ЖКХ в бюджетах горожан существенно возросла. Федеральный закон «Об основах федеральной жилищной политики» предусматривает ограничение этой доли 25% совокупного дохода семей. 2.Проблема экологии городов и утилизации отходов. Проблемы экологии городов являются естественным результатом их развития, прежде всего – роста промышленного производства. Загрязнение водоемов, значительные выбросы вредных веществ в атмосферу, захоронение твердых отходов приводят к существенному снижения качества жизни в городах. Предприятия промышленности платят определенные налоги, зависящие от объемов выброса вредных веществ, платной является потребление воды и утилизация отходов. Но экономической заинтересованности бизнеса в сохранении экологического равновесия еще нет. В результате загрязнение городов продолжается. Временным решением создавшейся ситуации является деление городов на производственные и жилые зоны. Но при этом обостряется транспортная проблема. Кроме того, в производственной зоне проживает значительная часть населения городов. В г. Рязани, например, в производственной зоне (пос. Строитель, Соколовка, Никуличи, Недостоево и др.) проживает более 50 тысяч человек. Решить проблему их переселения город не может. Опыт городов Западной Европы, США и Канады, которым удалось в течение последних 20-30 лет значительно улучшить экологическую ситуацию, состоит, во-первых, в значительном увеличении экологических платежей, во-вторых, во введении значительно более жестких нормативов выбросов, в-третьих, в выводе вредных производств за пределы городов (и даже стран!) в полной мере вряд ли приемлем для настоящих условий России. Но его освоение способно улучшить экологическую ситуацию в городах. Сбор и утилизация твердых бытовых и производственных отходов становится все более актуальной проблемой крупных городов центра России. Основным способом утилизации остается их захоронение на выделенных участках прилегающих к городу. Результатом такой утилизации является значительный выброс вредных веществ и ограничение возможностей использования земельных участков, прилегающих к полигону. Одновременно растут издержки по транспортировке отходов и их захоронению. Эти издержки финансируются населением и организациями. Сбором и транспортировкой отходов занимаются, преимущественно, специальные муниципальные предприятия, которые не всегда справляются с этим процессом. Результатом захоронения отходов является также потеря значительного объема вторичных ресурсов. Путем решения этой проблемы является создание предприятий по переработке отходов. В странах западной Европы, США и других стран этот вид бизнеса относится к числу наиболее доходных и потому – наиболее конкурентных. Причина отсутствия или значительной нехватки мощностей таких предприятий в городах России являются недооценка проблем экологии в годы административной экономики, дефицит бюджетов городов, не позволяющий создать муниципальные (региональные) предприятия по переработке отходов, и несовершенство механизма активизации инвестиционной деятельности, тормозящее приток частного капитала. 3.Проблема использования земли состоит в ограниченности территорий крупных городов, различии в уровне их экологии, транспортного и инфраструктурного обеспечения. Свободные участки земли в городах находятся в собственности представительного муниципального органа, а функции ее использования переданы администрации. Земля, занятая под строениями, может находиться в собственности физических и юридических лиц. По действующим в РФ нормативным актам, земельные участки, занимаемые частными предприятиями, должны быть выкуплены ими. Однако финансовое положение предприятий и отсутствие стимулов приобретения земли тормозит этот процесс. Поэтому земельные участки предприятий, как правило, находятся в долгосрочной аренде. Стоимость городской земли определяется потребительной стоимостью объектов, которые на ней могут быть построены. Цена единицы площади зависит от предложения (наличия участков для застройки), градостроительной политики органов управления городом и спроса, определяющегося потенциальной доходностью объектов, которые могут быть построены. Последний фактор является решающим, т.е. цена участка земли определяется тем доходом, который получит строительная организация от продажи или сдачи в аренду построенных объектов. Политика органов управления городом реализуется в виде генерального плана застройки, характера участия муниципальных органов в освоении участка земли и земельного налога. 4.Проблема городского транспорта и дорог состоят, во-первых, в определении оптимального соотношения муниципального и частного пассажирского транспорта, во-вторых, в обеспечении ритмичности, безопасности и качества пассажирских перевозок, в-третьих, в рациональном уровне тарифов, в-четвертых, обеспечении качества дорог. Основными видами муниципального транспорта городов являются автобусы, троллейбусы и трамваи. В последние годы существенную конкуренцию им составляют частные компании, располагающие парком микроавтобусов и автобусов. Этот автотранспорт более мобилен, удобен, но более дорог. Задачи органов управления городов в регулировании деятельности частных автотранспортных компаний состоят в определении маршрутов движения, обеспечении безопасности перевозок пассажиров, в регулировании тарифов. Монетизация льгот по транспорту исключила преимущества общественного транспорта для пенсионеров и иных льготников и существенно повысила конкурентоспособность частных компаний и ПБОЮЛ. Но очевидна необходимость сохранения общественного транспорта, поскольку сохранятся невыгодные для бизнеса, но необходимые для населения маршруты, вероятно, сохранятся более низкие тарифы на проезд в общественном транспорте. Качество дорог является одной из наиболее сложных проблем России и ее городов. Низкое качество покрытий, отрицательное влияние природно-климатических условий, отставание страны по уровню автомобилизации и дефицит инвестиций (государственных, региональных и муниципальных – из-за ограниченности бюджетов, а частных – из-за низкой доходности) определили существенно более низкий уровень качества российских дорог по сравнению с развитыми странами мира. Для российских городов дороги (проезжая часть улиц) есть функция муниципальных органов и потому финансируются расходы по их обустройству за счет муниципального бюджета. Дефицит муниципальных бюджетов является главной причиной низкого качества дорог в городах и как следствие – снижения качества жизни городского населения за счет транспортного фактора. Отметим рост роли личного транспорта граждан в решении транспортной проблемы, хотя его доля остается по сравнению со странами Европы, США и других развитых стран низкой. 5.Проблемы взаимоотношений органов управления городов и регионов состоят в системе формирования бюджетов городов и системе формирования органов управления городами. Бюджетная политика Правительства России ориентирована в настоящее время на аккумулирование доходов в федерации, а политика субъектов Федерации – на аккумулировании доходов в региональном бюджете. Следствием этого является хронический дефицит муниципальных бюджетов и зависимость состояния городов от взаимоотношений региональных и муниципальных властей. В соответствии с Федеральным законом о совершенствовании местного самоуправления возможны различные схемы формирования органов управления городом как муниципальным образованием. Первая предполагает прямые выборы главы города. Глава города (мэр, глава администрации) руководит исполнительной властью. Вторая схема предполагает выборы главы города из состава выбранных депутатов представительного органа. Глава города в этом случае является главой представительного органа, а глава администрации принимается на работу по контракту и полностью подотчетен перед представительным органом и главой города. Каждая из этих схем имеет свои достоинства и недостатки. При реализации первой схемы возможно формирование конфликта между представительным и исполнительным органами или доминирование одного из них. При реализации второй схемы существенно снижается роль исполнительной власти, которая предусмотрена Конституцией РФ как самостоятельная и равноправная ветвь властных органов. Недостаточная политическая активность горожан может привести к тому, что какая либо лоббирующая группа выберет схему более приемлемую ей, а не населению региона. Это может снизить эффективность управления развитием города. 6. Проблемы развития ресурсного потенциала городов. Под ресурсным потенциалом городов можно понимать характеристики производства товаров и услуг, обеспечивающие налоговые и неналоговые поступления в бюджеты городов. Налоговые поступления в бюджет зависят, прежде всего, от уровня развития бизнеса (налог на имущество, земельный налог, подоходный налог, налог на прибыль и др.). Развитие бизнеса в городе способствует также росту количества населения и повышению его доходов. Основным источником неналоговых доходов являются поступления от сдачи в аренду и приватизации городской недвижимости и продажи земельных участков. Развитие ресурсного потенциала города предполагает приток инвестиций, что обеспечивается формированием благоприятного инвестиционного климата. Источником инвестиций являются собственные средства предприятий, кредиты банков и привлеченные инвестиции. Благоприятный инвестиционный климат, как отмечалось ранее, предполагает низкий риск инвестиций и наличие представительного портфеля инвестиционных проектов в городе, которые обеспечат необходимый уровень доходности инвестиций при приемлемом уровне риска. Органы управления городами и особенно регионами располагают определенными возможностями по активизации инвестиционной деятельности. Инструментами активизации (активаторами) выступают совершенствование нормативно- правовой базы инвестиционной деятельности, снижение уровня бюрократизации процесса открытия новых предприятий, представление льгот инвесторам, информационное и инфраструктурное обслуживание и др. Особую значимость имеет деятельность органов управления городами по развитию малого бизнеса. Низкая инвестиционная емкость и высокая гибкость малого бизнеса способствуют увеличению занятости в городах и создают большие условия для саморазвития личности. 7.Проблемы правоохранительной деятельности (преступности) в городах мы рассмотрим с позиций экономики города. Общие издержки, связанные с преступностью, в США в 1992 году составили около 250 млрд. долл., в т.ч. издержки жертв – 36%, система охраны правопорядка – 30%, альтернативная стоимость нахождения в заключении (по сравнению с нахождением на рабочих местах) – 19%, частные меры граждан и организаций по защите от преступности – 15%. Рациональный субъект совершает преступления, если ожидаемая выгода превышает ожидаемые потери от наказания с учетом вероятности его осуществления. С экономической точки зрения правомочно говорить об оптимальном уровне преступности, при которой минимизируются потери от преступлений и затраты на борьбу с правонарушениями (увеличение количества муниципальной милиции и др. правоохранительных органов). Общие издержки от преступлений (краж) снижаются при снижении социальных основ (профилактике) правонарушений. Описанный подход к определению оптимального уровня краж следует рассматривать только как схему, поскольку, во-первых, не учитывается моральный ущерб жителей от краж, во-вторых, не правомочно сопоставлять (суммировать) ущерб граждан и издержки бюджета. |
Основные проблемы городов, их решение
Проблем городов известно немало. Есть они и у крупных населенных пунктов, и у сравнительно маленьких. Исследование недостатков и анализ их влияния на человеческую жизнь – важная работа, позволяющая определить оптимальную линию развития и улучшения ситуации. Характер и масштаб проблем сильно разнятся. Конечно, в текущих условиях, даже если к этому будут все возможности, полностью недостатки не устранить, но некоторые исключить можно, а другие есть возможность ослабить. Для этого нужно знать, с чем и в каком направлении следует работать в первую очередь.
С чего начать?
Существенная проблема современных городов – пространство для социальной жизни. Что ответит городской житель, если спросить его о предпочтениях в организации свободного времени? Многие расскажут, что они проводят освободившиеся от домашних хлопот и работы часы в торговых центрах. Действительно, такие объекты предлагают все необходимое для развлечения человека. Тут можно посмотреть кинофильм на большом экране, развлечь себя в роллердроме, покушать в ресторане и потратить деньги в магазинах разнообразного толка и направления. Что еще, казалось бы, может понадобиться человеку? Но не все так просто. Торговые центры разрабатывают, дабы привлекать граждан. Они организованы таким образом, чтобы люди проводили на территории центра максимально продолжительное время, ведь это выгодно с точки зрения построения бизнеса, но для конкретного человека гораздо приятнее и полезнее было бы времяпрепровождение на свежем воздухе. Многие не согласны: внутри помещений есть климатические системы, поэтому воздух всегда приятен, есть развлечения, а вот снаружи заняться нечем.
Как считают лица, занимающиеся изучением социальных проблем городов, люди просто не понимают, что крупные населенные пункты в некотором смысле сами походят на один большой развлекательный центр, и граждане вольны выбирать, куда сходить, ведь происходит много всего любопытного. Количество площадок, притягивающих посетителей, в любом большом городе постоянно растет, а вот их качество оставляет желать лучшего. Задача разработки таких территорий – сфера работы урбанистов. Если удастся решить проблему с обустройством территорий, организацией привлекательных и комфортных мест, люди будут проводить больше времени в интересных местах, не ограничиваясь торговыми центрами. Общение, взаимодействие личностей станет активнее и насыщеннее.

Что зависит от меня?
В рамках населенного пункта организация привлекательных пространств – сфера ответственности специально обученных людей. Может ли сделать что-то обыватель, не располагающий большими деньгами и правами? Иным кажется, что нет. Все не так: граждане могут обустроить площадки вблизи своих домов, скверы и дворы жилых комплексов, в которых обитают. Это улучшает среду обитания и частично решает проблему организации пространства в городе.
Хотеть и заставлять хотеть
Еще одна проблема современных городов – реклама. Ее обилие поистине ужасает. Как говорят некоторые, реклама – это своеобразный паразит, отрицательно влияющий на среду обитания и пожирающий красоту окружающего пространства. Баннеры и щиты, экраны и световые короба, таблички, которые можно видеть на домах, заборах и даже деревьях – все это создает угнетающую атмосферу и формирует отрицательное впечатление. Давно известно, что обилие рекламной информации сильно утомляет, изматывает, раздражает человека. Конечно, большинство наших соотечественников прекрасно понимает, что полностью исключить рекламу не получится, по крайней мере на текущем этапе развития цивилизации, да и нужды в полном отказе от нее тоже нет – важно лишь ограничить объемы и очистить среду обитания от визуального и звукового мусора. Как считают специалисты по организации жилого пространства, следует для каждого города создать собственный дизайн-код, которому будут подчинены все рекламные объявления.
Предложение по введению дизайн-кода для решения проблемы города предполагает введение стандартов оформления среды обитания. Такой код создается применительно к населенному пункту, включает важные ограничения, регламентирует параметры рекламных объявлений, четко устанавливает возможное количество. Одновременно кодом фиксируется гармоничность застройки. Ответственность за принятие такого кода возлагается на администрацию населенного пункта. Задача чиновников – взять под контроль размещение рекламы, убрать из пространства многочисленные таблички, заменив их корректной и эстетичной вывеской, вписывающейся в оформление здания, улицы. Такая реклама менее агрессивна и не так утомляет.

О сложности
Работа с рекламой как решение проблемы крупных городов, как видно из практики, усложнена обилием нелегальных объявлений. Многие таблички, столь режущие глаз, размещаются вовсе не специалистами и не рекламными агентствами, а частными лицами, которые не обращают внимания на положения закона. Такие люди знать не знают о дизайн-коде и не желают понимать его важность. Им не важна организованность и красота окружающего пространств. Основная цель таких персон – заявить о своем предложении. Нелегальная реклама – общественная проблема, в том числе социальная, поскольку авторы таких объявлений, конструкций и установок нередко убеждены, что улицы – это нечто общее, а значит, принадлежащее им самим, то есть делать можно все, что хочется. Именно стараниями таких лиц появляется проблема визуальной замусоренности общего жилого пространства.
Жилая среда
К проблемам крупных городов принадлежит еще одна, связанная с внешним видом. Многие наши соотечественники ставят в квартирах системы для контроля климата, не задумываясь, как отрицательно сказывается на внешнем виде здания коробка кондиционера. Еще сильнее внешний облик здания страдает, когда владелец отдельной квартиры решает поставить контрастное утепление с внешней стороны. Конечно, для обитателя отдельно взятого жилого помещения это выгодно и удобно, но строение, в котором многие граждане решили таким образом наладить свой быт, кажется неопрятным. Чем больше таких зданий вокруг, тем более угнетающая атмосфера хаоса формируется, отрицательно влияя на любого человека, вынужденного наблюдать картину со стороны. Сознательно вредя внешнему виду собственного города, люди не считают, что это действительно важно. В настоящее время не ведется активной работы по продвижению идеи красивого фасада, нет общепринятых систем оформления или запретов на самовольное «благоустройство». Пока таковых не примут, города будут сохранять хаотичный вид.
Не менее значимая социальная проблема города, связанная со строениями, – специфика барьеров. Она наиболее актуальна для малоподвижных людей, вынужденных пользоваться специальными дополнительными средствами передвижения. Во многих городах, особенно крупных, построены подземные переходы, причем не везде обоснованно, но нет пандусов, благодаря которым такие элементы городской среды были бы доступны всем и каждому. Пандусов зачастую нет и в жилых домах, в иных многоэтажных зданиях, ими не оборудованы входные участки магазинов и других общественных учреждений. В домах зачастую нет лифтов, а тротуары не оборудованы съездами. Если возможности персоны к передвижению ограничены, такой человек зачастую ведет затворническую жизнь именно из-за проблемы среды. Оказавшись на улице, он сталкивается с риском попасть в тупик, в такое место, выбраться откуда с его возможностями мобильности крайне сложно.

На чем поедем?
Как считается, проблема больших городов – малая мобильность граждан, постоянно пользующихся транспортом, и избыток машин. Для ее решения предлагается продвигать езду на велосипеде. Конечно, вариант привлекательный, положительно влияет на здоровье человека, ослабляет вредное воздействие на экологию и снижает загруженность улиц, но и тут не обошлось без недостатков. В большинстве городов нашей страны инфраструктура для велосипедистов развита катастрофически плохо. Идеальный город, в котором граждане пользуются велосипедами, был бы прекрасен, но права, даже закрепленные за таким человеком законами, соблюдаются далеко не всегда. Задача велосипедиста – соблюдать правила дорожного движения, пользоваться автомобильной дорогой, а не тротуаром, да только вот езда вблизи машин может закончиться трагедией. Уже давно придумано решение проблемы: создание специальных велосипедных дорожек. В некоторых более прогрессивных городах они есть, в других же люди вынуждены либо нарушать закон, либо рисковать жизнью, соседствуя с высокоскоростным автомобильным транспортом.
Из полицейской статистики известно, что количество случаев дорожных происшествий с участием велосипедистов довольно велико, поэтому нехватку инфраструктуры для таких людей можно смело назвать важной проблемой городов – больших и маленьких. Для ее решения активисты призывают проводить организованные общественные акции, дабы привлечь внимание чиновников и широких слоев общества к текущей ситуации. Предполагается, что такими пусть и мирными, но достаточно громкими методами можно добиться изменения ситуации в лучшую сторону.
Про экологию
Внушительный процент людей обитает в достаточно крупных населенных пунктах, территории многих городов сильно перегружены. Условия жизни постепенно становятся хуже, среди обитателей таких мест повышается частота встречаемости болезней, а трудовая деятельность многих ухудшается. Понижается длительность жизни, экология становится хуже, климат меняется в худшую сторону.
Урбанизация – это фактор, влияющий на земную литосферу. Как следствие, меняется рельеф. Формируются карстовые пустоты. Зафиксировано агрессивное влияние на речные бассейны, приводящее к их деформации. Отдельные территории подверглись опустыниванию, жить там невозможно, животный и растительный мир отступил полностью.
Не менее значимая беда связана с ландшафтными изменениями, деградацией в этом аспекте. Человек агрессивен по отношению к животному миру, растительности, видовое разнообразие ухудшается, особи гибнут, формируется специфическая природа, которую назвали городской. В последние годы наблюдается существенное снижение числа рекреационных участков и природных зон, становится все меньше зелени. Сильно отрицательное воздействие автомобильного транспорта, в избытке присутствующего в крупном городе и поблизости.

Вода и воздух
Нельзя упускать из внимания проблемы городов России, связанные с водной системой. Реки, озера сильно загрязнены, и постепенно ситуация становится все хуже. Основные источники вредных включений – сточные воды промышленных объектов, бытовые. Акватории становятся меньше. Обитающие в водах растения, животные погибают. Водные ресурсы всех уровней и масштабов, от самых мелких водоемов до крупнейших океанов, ощущают на себе такое воздействие. Ущерб наносится водам под землей, внутри континента, страдает Мировой океан. Как следствие, сокращаются объемы доступной для питья воды, и постоянно сотни тысяч людей в разных уголках земли испытывают нехватку живительной жидкости. Если обратиться к статистическим сводкам, можно узнать, что ежегодно тысячи людей гибнут именно из-за нехватки воды для питья.
Еще одна существенная проблема города – низкое качество воздуха. Именно эта экологическая сложность была первой замеченной человечеством. Атмосфера загрязняется выбросами автомобильного транспорта и многочисленных промышленных предприятий, в обилии присутствующих на всех континентах. Воздух загрязнен пылью, химическими и механическими включениями, осадки имеют ненормальный уровень кислотности, агрессивный для живых форм жизни. Загрязненный воздух – причина высокого уровня заболеваемости животных. Он сильно влияет на здоровье человека. Вместе с тем присутствует проблема вырубки зеленых насаждений, которые могли бы помочь в очистке воздуха, поэтому существенно снижается разнообразие и число растений, способных трансформировать углекислый газ.
О мусоре
Если спросить экологов, какие проблемы городов чаще всего уходят из фокуса внимания общественности, специалисты наверняка расскажут об отходах. Мусор – фактор загрязнения грунта, атмосферы, водных систем. Многие материалы, активно используемые человечеством, в природных условиях разлагаются десятки, сотни лет, а срок разложения некоторых столь велик, что они считаются неперерабатываемыми в естественной среде в принципе. Процесс распада сопровождается генерированием вредоносных соединений. Они дополнительно отравляют грунт, воду и воздух. Все эти соединения способны провоцировать болезни животных и растений, приводят к вымиранию некоторых форм жизни.
Последние годы в развитых державах активно продвигается идея раздельного сбора мусора и организации предприятий по переработке отходов. Рекламируется использование вторичного сырья, разрабатываются социальные программы, направленные на повышение образованности и ответственности широких слоев населения.

О передвижении
Выше было упомянуто о транспортных проблемах городов. Вариантов их решения несколько, и одно довольно перспективное предложение было выдвинуто канадским специалистом Тодерианом. Этот профессионал, работающий в сфере благоустройства и организации жизненного пространства, посчитал, что перспективным будет оформление населенного пункта с сохранением приоритета за передвигающимися пешком и на велосипедах, а не за машинами. Такая идея полностью удовлетворяет общественным настроениям. Не так давно случился очередной скачок стоимости машинного топлива, и активисты из разных стран заговорили о перспективе электрических автомобилей, которые менее агрессивны для экологии планеты. Впрочем, как посчитал канадец, не столько топливо является проблемой, сколько сам способ передвижения, ведь станции, генерирующие электричество, не менее опасны для экологии. Об этом нередко молчат, но абсолютно чистой энергии пока еще не выявлено, все разновидности, даже альтернативные, в той или иной степени негативно влияют на среду, разве что воздействие это несколько варьируется по силе.
Чтобы решить эту одну из основных проблем города, необходимо использовать минимум энергии – такое поведение должно быть индивидуальным, осознанным, выбранным конкретным человеком. Чем чаще люди придвигаются пешком или пользуются велосипедом, тем меньше они вредят окружающему пространству. Власти должны поощрять такое поведение и прикладывать усилия для его продвижения – именно так посчитал канадский специалист. Кроме того, как он обратил внимание, не менее важно правильно оформить застройку и места общего пользования – это существенно снизит проблематику современного города и дискомфорта обитания в нем.
Варианты и пространство
Машины – это не только источник выбросов, но еще и многочисленные объекты, требующие огромного количества места для своего размещения. Автомобили нуждаются в пространстве для парковки, им нужны трассы для движения. Как подсчитали специалисты, внушительный процент городской территории – это инфраструктура для машин, а вовсе не для человека. Переход на электрические автомобили не может стать решением проблемы города. Чтобы найти выход, нужно рассмотреть возможность использования велосипедов и организации пространства таким образом, чтобы людям было проще добираться в нужный пункт пешком. Перспективное направление работы – мультимодальные городские системы. Мобильность и пространство – связанные явления. Их взаимность была осознана еще в середине прошлого столетия. И в те времена, и сегодня можно видеть разнообразные рекламные плакаты, демонстрирующие, насколько больше места занимает равное количество человек, пользующихся личными машинами, нежели городским общественным транспортом. Если же заменить все машины на автобусы, а в качестве личного транспорта использовать велосипеды, парковки которых намного компактнее, получится сэкономить место и одновременно снизить негативную нагрузку на окружающую среду.
Не так давно сиднейский транспортный департамент организовал рекламную кампанию, посвященную этой проблеме города. Как наглядно показывают материалы проекта, для перемещения тысячи человек в центр города необходимо восемь вагонов поезда или полтора десятка автобусов. Альтернатива – тысяча машин, для паркования которых нужно выделить полтора гектара земли. Для движения этого объема транспорта нужно еще больше места.

О социальном
Одна из проблем городов (малых, крупных) – благотворительность, а точнее, недостаточность ее развития. Эта ценность универсальна, она общая для всех людей и важна как элемент гражданского общества. Она является базой партнерства в социуме. Благотворительность не зависит от государства, хотя и поощряется им. В некоторой степени она может быть решением ряда экономических проблем городов – бедности граждан, нехватки жилья и питания, необходимых бытовых предметов. Благотворительность позволяет перераспределять средства на пользу общества, руководствуясь особенно значимыми программами.
В нашей стране такая деятельность – это традиция. Хотя сегодня ее недостаточность стала проблемой городов (малых, больших), в которых люди зачастую недостаточно сопереживают друг другу, исторические корни явления глубоки. Ситуация сильно изменилась в советскую эпоху, когда такое явление почти исчезло, но в настоящее время оно постепенно восстанавливается. Благотворительность можно рассматривать как средство решения экономических проблем городов, поскольку продвигаются и воплощаются в реальность проекты, популяризующие эту деятельность, она становится общественной технологией удовлетворения потребностей социума. Благотворительность – средство взаимной работы предпринимательства, социума и властей.
Рациональность и повседневность
Одна из важных проблем промышленных городов – правильная организация функциональной городской структуры. Любой населенный пункт имеет определенный потенциал народного хозяйства, который можно реализовать с некоторой долей эффективности. Чтобы результативно решить проблемы развития городов, нужно внедрять проекты функционального планирования, максимально соответствующего реалиям конкретного населенного пункта. Такие должны охватывать аспекты расселения и регионального развития. Для этого необходима трансформация функциональной структуры за счет рационального применения ресурсов населенного пункта.

Не менее важно социальное разнообразие. Населенный пункт, оформленный и измененный в соответствии с такой идеей, не только получает новый производственный профиль, но и более здоровую среду обитания людей.
Экологические проблемы городов и пути их решения
Большая часть населения планеты проживает в городах, благодаря чему происходят перегрузки городских территорий. В данный момент стоит отметить следующие тенденции для жителей городов:
- ухудшение условий жизни;
- рост заболеваний;
- падение производительности человеческой деятельности;
- уменьшение продолжительности жизни;
- загрязнение окружающей среды;
- климатические изменения.
Если сложить в кучу все проблемы современных городов, то их список будет бесконечен. Обозначим наиболее критические экологические проблемы городов.

Изменение рельефа
В результате урбанизации происходит значительное давление на литосферу. Это приводит к изменению рельефа, образованию карстовых пустот, нарушению бассейнов рек. Кроме этого происходит опустынивание территорий, которые становятся непригодными для жизни растений, животных и людей.
Деградация природного ландшафта
Происходит интенсивное уничтожение флоры и фауны, понижается их разнообразие, возникает своеобразная «городская» природа. Уменьшается количество природных и рекреационных зон, зеленых насаждений. Негативное влияние происходит от автомобилей, которые переполняют городские и загородные транспортные магистрали.

Проблемы водоснабжения
Реки и озера загрязняются промышленными и бытовыми сточными водами. Все это приводит к сокращению акваторий, вымиранию речных растений и животных. Загрязняются все водные ресурсы планеты: подземные воды, внутриконтинентальные гидросистемы, Мировой океан в целом. Одним из последствий является дефицит питьевой воды, в том числе это приводит к смерти тысяч людей на планете.
Загрязнение воздуха
Это одна из первых экологических проблем, которые были обнаружены человечеством. Атмосферу загрязняют выхлопные газы автомобилей, выбросы промышленных предприятий. Все это приводит к запыленности атмосферы, кислотным дождям. В дальнейшем грязный воздух становится причиной болезней людей и животных. Поскольку интенсивно вырубаются леса, то на планете уменьшается количество растений, которые перерабатывают углекислый газ.

Проблема бытовых отходов
Мусор – еще один источник загрязнения почвы, воды, воздуха. Различные материалы перерабатываются в течение длительного времени. На распад отдельных элементов требуется 200-500 лет. А пока идет процесс переработки, выделяются вредные вещества, которые вызывают заболевания.
Существуют и другие экопроблемы городов. Не менее актуально шумовое, радиоактивное загрязнение, перенаселение Земли, проблемы функционирования городских сетей. Устранением данных проблем должны заниматься на высшем уровне, однако небольшие шаги могут выполнять и сами люди. К примеру, выбрасывать мусор в урну, экономить воду, использовать многоразовую посуду, сажать растения.

Экологические проблемы городов: причины возникновения и решение
Во всем мире растет доля городского населения. Большие города дают человеку больше возможностей для выбора работы, проведения досуга, получения образования и медицинских услуг. Но экологические проблемы городов ухудшают качество жизни населения. Прикладываются огромные усилия для решения этих проблем.
Отличие города от природной среды
Естественные экосистемы находятся в равновесии. Если один компонент природной среды меняется, остальные составляющие плавно приспосабливаются под изменения. В городе среду обитания формирует человек. Он не всегда может предвидеть, к каким изменениям приведет его деятельность. Человек вынужден искать пути решения тех проблем, которые он создал сам.
Отличия больших городов от природной среды:
- проживание большого количества людей на компактной территории;
- высокая степень изменения ландшафта;
- развитое промышленное производство и коммунальное хозяйство.
По мере роста города его жители все больше отдаляются от природы, среда становится искусственной. Все, что создано в городе для удобства человека, постепенно начинает действовать против него.
Микроклиматические характеристики городов
В городах формируется микроклимат, отличающийся от окружающих природных территорий. Здания, заасфальтированные улицы и даже детские площадки перегреваются на солнце. Зеленые деревья противостоят перегреву испарением влаги с листьев, поэтому тень зеленых насаждений прохладнее, чем тень от постройки.
В жаркий день в лесу или густом саду на 7-10C прохладнее, чем в городской среде. Повышению температуры способствует городской транспорт, производство, потери теплотрасс.
В безветренную погоду на высоте 100-150 м образуется слой температурной инверсии. Он задерживает перегретые загрязненные массы воздуха над городом. Скопления выхлопов в отсутствие ветра формируют смог. Туман загрязняющих веществ вредит здоровью жителей двумя путями:
- Взвешенные частицы соединений тяжелых металлов вредны при вдыхании.
- Смог уменьшает инсоляцию, и без того недостаточную в зимнее время.
Природно-ландшафтные проблемы городов
В городах меняются все компоненты природного ландшафта. Человек целенаправленно проводит ряд изменений, например, меняет русла рек. Другие изменения происходят по воле человека, но не являются его целью. Так, при прокладке подземных труб и кабелей человек вторгается в почву, но его волнует именно функционирование коммуникаций. Часть перемен происходят сами собой вследствие застройки, загрязнения воздуха, изменения микроклимата.
Уничтожение флоры и фауны
Строительство городов связано вырубкой лесов. В процессе обустройства дорог, тротуаров, дамб, канализации и других элементов городской среды уничтожается вся природная растительность. На оставшихся свободных участках почвы вместо лугового разнотравья растет сорная трава. Городские озеленительные службы борются с зарослями полыни, репейника и амаранта. На их месте сеют более практичный и привлекательный газон, который нуждается в регулярном уходе.
Иногда в городе остаются участки леса, который был в этой местности еще до основания или расширения города. В таких рощах встречаются белки и некоторые лесные птицы. Остальные представители дикой фауны вынуждены уходить дальше от города.
Иногда город или связанные с ним коммуникации расположены на путях миграции диких животных. Неспособность преодолеть антропогенное препятствие приводит к массовой гибели зверей. Искусственное сокращение численности одного вида порой приводит к нарушению баланса всей экосистемы на огромной территории.
В городах увеличивается численность ворон, галок, воробьев, сизых голубей. Одни птицы питаются у мусорных баков, других подкармливают горожане. Зимой в города мигрируют синицы.
Подвалы домов и предприятий – благоприятная среда для размножения крыс и мышей. Это опасные соседи для человека, с ними приходится бороться.
Изменение характера циркуляции атмосферы
Нерациональная планировка высотной застройки при движении ветра в узком промежутке между домами приводит к усилению скорости порывов. Это провоцирует появление участков с пониженным атмосферным давлением. Перепады давления опасны для здоровья людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Изменение ландшафта
Под городами изменяются все компоненты природных ландшафтов: геологическое строение и рельеф, подземные и поверхностные воды. Вмешательство человека в подземные глубины достигает сотен метров, на такой глубине залегает метро. На меньшей глубине проложены кабели, трубопроводы, спрятаны в туннелях реки. Все это влияет на процесс образования почвы и уровень грунтовых вод.
Градостроители прибегают к такой мере, как плантация, или выравнивание, рельефа: засыпают пруды и овраги, срывают холмы, меняют русла малых рек. На ровной территории удобнее строить дома, обустраивать площади, дороги, парки. Но вмешательство в естественную среду ухудшает поверхностный сток, засыпание водоемов приводит к повышению уровня грунтовых вод и, как следствие, подтоплению подвалов. Подтопление приводит к ряду проблем от размножения комаров до оползней.
Но в городах существуют и рукотворные формы рельефа: это насыпи транспортных развязок, судоходные каналы, искусственные берега перенаправленных рек.
Загрязнение водных ресурсов
Проблема загрязнения вод имеет две стороны. Во-первых, это состояние сточных вод, во-вторых, водоснабжение городов. Стоки города, находящегося выше по течению реки, ухудшают качество воды в городах ниже по течению.
Водоснабжение небольшого города при наличии хороших водоносных горизонтов может осуществляться за счет грунтовых вод. Крупному городу не обойтись без воды из открытых водоемов. В совокупности бытовое потребление и промышленный расход в городах составляет около кубометра на человека в сутки. При таких объемах в городах-миллионниках бывает недостаточно местных рек.
Для водоснабжения Москвы прорыли канал от Волги, потому что Москва-река уже не справляется с потребностями города. Для обеспечения водой крупнейших городов строят водохранилища. Перед попаданием в водопровод озерная и речная вода проходит многоступенчатую очистку и дезинфекцию. Обработка хлором убивает микробов, но приносит свой вред здоровью человека. Если водоем сильно загрязнен, то очистка удаляет не все вредные примеси.
Канализационные стоки уже на протяжении века очищают на станциях аэрации с помощью живого ила. Микроорганизмы поедают загрязняющие вещества, за счет чего растут и множатся. В результате получается относительно чистая вода и увеличенная порция ила. Часть ила используют для очистки следующей партии стоков. Утилизация излишков ила представляет серьезную проблему.
Микроорганизмы поглощают не только органические остатки, но и токсичные вещества. Из-за накопления тяжелых металлов ил не пригоден для использования в качестве удобрения пищевых культур. В России его складируют на суше, что приводит к дальнейшему загрязнению окружающей среды. В Европе применяют сушилки для ила. Их высушенного осадка производят стройматериалы и альтернативное топливо.
Отдельную проблему представляют поверхностные стоки.
Ресурсно-хозяйственные проблемы городов
Деятельность городов связана с потреблением различных природных ресурсов: от воздуха и воды до полезных ископаемых. Отработанные ресурсы поступают во внешнюю среду в измененном, загрязненном виде. Под воздействием транспорта и промышленных предприятий изменяется газовый состав воздуха.
В города ввозятся миллионы тонн ископаемого топлива и сырья для производств. Как само топливо и сырье, так и продукты их переработки могут быть опасными для человека.
Проблема бытовых отходов
Во времена всеобщего натурального хозяйства вопрос утилизации отходов не вставал: люди употребляли продукты со своих полей, огородов и скотных дворов. Необходимости в упаковке не было. Пищевые отходы шли на корм животным, на компост, в крайнем случае, закапывались. Одежду и предметы быта производили сами из натуральных материалов. Отходы производства, например деревянную стружку, сжигали. Что не утилизировали люди, то разлагалось в естественных условиях за несколько лет.
В эпоху индустриализации среди потребительских товаров значительную долю составляют такие, которые после окончания срока службы попадают на свалки. Там они могут лежать сотни, а то и тысячи лет. Чтобы товар попал от производителя к потребителю, дополнительно производят упаковку, транспортировочную тару, печатную рекламу.
Жилища, общественные здания и предприятия регулярно обновляют, ремонтируют. Предметов пользования и обстановки становится все больше, а срок их службы сокращается. В больших количествах попадают на свалки опасные для окружающей среды отходы: батарейки и аккумуляторы, люминесцентные лампы, бытовая химия, растворители.
Полигоны бытовых отходов занимают огромные площади, раздуваемый ветром мусор попадает на поля, в леса и водоемы. Запах гниения и дым пожаров со свалок попадает в города, а выделяющийся при разложении метан создает опасность взрыва.
Когда свалка заполняется, и складировать там мусор дальше становится невозможно, ее консервируют. Отходы засыпают слоем земли не менее 3 метров. Продукты гниения, опасные бактерии, химические жидкости продолжают отравлять грунтовые воды пол полигоном. В течение 50 лет после консервации на месте свалки нельзя ничего строить и сажать сельскохозяйственные культуры.


Основной путь решения мусорной проблемы современных городов – раздельный сбор отходов. Пока в нашей стране мало городов, в которых установлены отдельные контейнеры для макулатуры, пластика и органических остатков. Но существуют пункты приема батареек, акции по утилизации бытовой техники с выгодой для потребителя.
Открываются организации, принимающие на переработку отдельные категории отходов – от электроники до зеркал. Каждый дополнительный процент мусора, попадающий на переработку вместо свалки, в масштабах страны спасает природу от миллионов тонн отходов.
Для относительно безопасного мусора есть альтернатива: его используют для создания искусственных холмов. Рукотворные неровности из строительного мусора засыпают слоем грунта, засевают газоном. Получаются трассы для лыж, санок и полетов на парапланах. В России есть примеры удачной реализации таких проектов.
В перспективе возможно такое решение проблемы мусора: его будут уничтожать бактерии и грибки специально выведенных штаммов. Уже выведены микроорганизмы, которые могут перерабатывать разлитые нефтепродукты.
Бактерии вида Ideonella sakaiensis вырабатывают фермент, разлагающий некоторые виды пластика. Пока переработка происходит в лабораториях, и речь идет о миллиграммах. В будущем, возможно, микробы будут уничтожать все пластиковые отходы.
Антропоэкологические проблемы городов
К антропоэкологическим проблемам относят те аспекты городской экологии, которые влияют на здоровье людей. Организм человека эволюционно не успевает приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Поэтому горожане чаще болеют так называемыми «болезнями цивилизации»:
- Бич современного городского жителя – гиподинамия. Недостаток ходьбы и других физических нагрузок приводит к избыточному весу, болезням сердца и ряду других заболеваний.
- Загрязненность воздуха приводит к болезням органов дыхания, таким как аллергия, астма, ХОБЛ, рак легких.
- Из-за напряженного ритма жизни, избытка информации, шума у горожан развивается синдром большого города. Он проявляется в тревожности, раздражительности, подавленном состоянии.
- Повышенный уровень шума приводит к нарушениям слуха. Тугоухость среди жителей больших городов встречается в 5 раз чаще, чем среди сельчан.
- В городе человек подвергается повышенному риску травмы или гибели. Источники опасности – автомобильные аварии, падающие с крыш сосульки и кирпичи, техногенные катастрофы на предприятиях, взрывы бытового газа и многое другое.
Воздействие на человека электpомагнитных полей и излучений
Мир заполнен электромагнитными полями, часть которых имеет естественное происхождение. Это собственное поле планеты, солнечное радиоизлучение и электрические атмосферные явления. В городской среде на человека также действуют электромагнитные поля искусственных источников, к которым относятся:
- трансформаторные подстанции;
- высоковольтные ЛЭП;
- передающие антенны;
- электропроводка в помещении;
- бытовые приборы и элекроинструменты;
- электротранспорт;
- беспроводные средства связи.
Влияние электромагнитного поля на организм человека зависит не от типа источника, а от его характеристик. Поля бывают переменными и статическими. Напряженность поля зависит от мощности источника. Распределение волн в помещении зависит от размещения предметов, степени их проводимости.
При воздействии поля на человека молекулы, из которых состоит организм, поляризуются по силовым линиям ЭМП. Это приводит к нарушению нормального протекания физико-химических процессов. Влияние переменного поля дополнительно нагревает организм. При воздействии ЭМП слабой напряженности влияние этих процессов на здоровье незначительно.
Действие полей, превышающих нормы, приводит к заболеваниям всех систем организма. Наибольшее влияние оказывается на те органы, которые содержат много воды: повышается артериальное давление, падает число лейкоцитов в крови, мутнеет хрусталик, нарушается выработка гормонов. Реакция нервной системы проявляется в головных болях, повышенной утомляемости, нарушением памяти, сна, координации.
Длительное сильное воздействие ЭМП может привести к онкологическим заболеваниям. Дозиметры электромагнитного фона определяют, соответствует ли ЭМП в квартире нормам. Как правило, вблизи розеток, проводки, крупных электроприборов фон повышен.
Влияние транспортных средств на экологию
Автомобили – главные загрязнители воздуха городских улиц. Они сжигают больше топлива, чем все российские теплоэлектростанции. Помимо углекислого газа, из выхлопных труб в атмосферу попадает около 200 различных веществ: угарный газ, оксид азота, соединения свинца и других тяжелых металлов. Автомобильный транспорт – причина возникновения таких экологических проблем в городе:
- загрязнение воздуха;
- загрязнение среды твердыми частицами;
- повышенный шум, вибрации;
- повышение температуры воздуха;
- необходимость утилизации отработанных покрышек, масел, запчастей.
Электротранспорт не создает выхлопов, но по шуму и вибрациям трамвай опережает автомобили.
Если в городе есть аэропорт, те же проблемы усугубляются самолетами.
Промышленные предприятия города
Промышленность вносит существенный вклад в загрязнение городов и прилегающих территорий. На долю предприятий приходится около 90% сбрасываемых сточных вод. Загрязнение стоков зависит от отрасли промышленности.
Промышленные предприятия загрязняют атмосферу жидкими, твердыми и газообразными веществами. Выбросы оказывают вредное воздействие на окружающую среду сразу или после химических превращений в атмосфере. Газообразные и жидкие загрязняющие вещества содержат соединения серы, азота, углерода, галогенов. В твердом виде в атмосферу попадает пыль, часть которой содержит токсичные вещества – мышьяк бериллий, фтор, цианиды.
Наибольший вред городской экологии наносят предприятия следующих отраслей:
- черной и цветной металлургии;
- нефтеперерабатывающей промышленности;
- химического синтеза;
- целлюлозно-бумажные комбинаты.
Промышленные предприятия играют ведущую роль в формировании смога. Экологические проблемы крупных городов невозможно решить, если не учитывать розу ветров при проектировании объектов промышленности.
7 путей решения экологических проблем городов
- Исследование роз ветров. Размещение загрязняющих воздух промышленных предприятий и ТЭЦ с подветренной стороны. Необходимо учитывать ветра и при проектировании многоэтажных жилых кварталов.
- Контроль над стоками и выбросами, стимулирование предприятий к установке эффективных очистных сооружений.
- Озеленение городской среды. Посадка деревьев и дальнейших уход за ними обходится дороже, чем устройство газона и асфальтирование, поэтому деревьев во многих городах сажают слишком мало. Озеленение сдерживает шум и пыль, регулирует грунтовые воды, улучшает газовый состав воздуха. Деревья дают прохладную тень в летний зной, парки и рощи служат местом отдыха горожан.
- Замена загрязняющего транспорта экологически чистым. Автомобильный транспорт не может быть абсолютно безвредным: покрышки производят резиновую пыль. Но замена двигателей внутреннего сгорания на электрические хотя бы у общественного транспорта значительно улучшит качество воздуха. Инженеры работают над созданием более тихих двигателей и подвески трамваев.
- Сортировка мусора. Со временем все города придут к раздельному сбору и вторичной переработке мусора.
- Спуск под землю, в подвальные помещения, гаражей, транспорта и вредных производств.
- Воспитание экологической культуры горожан. Какие бы действия ни предпринимались правительством и руководителями предприятий, без сознательности жителей города не станут действительно чистыми и комфортными. Донести мусор до урны, сдать отслужившие вещи на утилизацию, следить за состоянием своего автомобиля, соблюдать тишину в установленные законом часы – даже эти действия выполняют не все горожане.
Специальные городские органы экологического контроля
Органы государственного специального экологического мониторинга контролируют деятельность предприятий, органов исполнительной власти и граждан по вопросам охраны окружающей среды. Экологическим надзором занимаются специально уполномоченные государственные органы:
- Министерство природных ресурсов и экологии;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
- Федеральное агентство водных ресурсов;
- Федеральное агентство лесного хозяйства;
- Федеральное агентство по недропользованию.
Участвуют в экологическом контроле и другие министерства. Так, Минсельхоз России контролирует охрану и использование водных биологических ресурсов: следит за работой рыбопропускных сооружений, регулирует рыболовство и зарыбление водоемов. Росгидромет организует мониторинг состояния атмосферы, почв, поверхностных вод; ведет государственный фонд данных о загрязнении окружающей среды.
Роспотребнадзор контролирует воздействие факторов среды на состояние здоровья людей. Ростехнадзор наблюдает за сбросами предприятий. Санитарно-эпидемиологическая служба Минздрава контролирует качество питьевой воды, а также состояние рекреационных, промышленных и селитебных зон города.
Предприятия обязаны сами контролировать свои сбросы и атмосферные выбросы. Если надзорные органы выявили нарушение, их необходимо исправить в установленные законом сроки.
Причины экологических проблем городов, самые загрязненые регионы
Рост величины и численности населения укрупняет экологические проблемы городов. С каждым днем ситуация становится тяжелее, под влиянием научно-технической революции и ускоренного развития промышленности. В городах превышены допустимые значения вредных веществ, что разрушает экологию, несет вред человеческому здоровью.
Основные экологические проблемы
В крупных городах проблема загрязнений растет вместе с численностью жителей и количеством источников, вредящих экологии:
- заводы;
- автомобили;
- фабрики;
- электростанции;
- сельскохозяйственные предприятия.
Количество отходов (жидких, твердых, газообразных), выбрасываемых в окружающую среду настолько велико, что природа перестала самостоятельно справляться с их переработкой. Житель города испытывает последствия загрязнений: падение уровня жизни, рост числа заболеваний, сокращение продолжительности жизни, уменьшение производительности. Но это положение не заставляет его пересмотреть отношение к экологии, разрушение окружающей природы продолжается. Основные проблемы:
- Деградация природы. Флора и фауна гибнет, их сменяет однообразная «городская» среда. Разновидность растений, количество «зеленых» местностей снижается.
- Изменение рельефа. Это происходит из-за серьезного давления на литосферу, территории становятся пустынными, непригодными для флоры и фауны.
- Загрязнение воздуха. Атмосфера содержит вредные, опасные для жизни вещества в больших городах и маленьких поселениях. Запыленность воздуха, кислотные дожди влияют на человеческое здоровье и окружающую среду. Растения способны перерабатывать углекислый газ, но из-за массовой вырубки лесов их становится меньше.
- Нарушение процесса водоснабжения. Планета на 71% состоит из воды, которая загрязняется промышленными и бытовыми стоками. Страдают подземные воды, реки, озера, Мировой океан. Эти загрязнения приведут к острому дефициту питьевой воды и станут причиной гибели сотен тысяч людей.
- Бытовые отходы. Мусор загрязняет почву, воду и воздух. Процесс разложения некоторых его видов требует сотни лет. Это время будут выбросы в атмосферу вредных веществ, разрушение экологии.
Промышленные зоны и сельское хозяйство активно развиваются во всех городах России. Процесс урбанизации в стране становится неуправляемым, из-за стремительного социально-экономического развития. Государство оказывает поддержку экологическим организациям и природоохранным предприятиям. Но вред природе наносится со всех сторон.
Наиболее загрязненные участки города
Уровень концентрации вредных веществ в удаленных районах низкий. Это связано с тем, что в центре большее скопление транспортных средств, а также градус атмосферного воздуха выше. Над центральной частью города появляются потоки из воздуха, накапливающие загрязненный воздух из поселков и пригородов.
Автомобильные загрязнения не поднимаются на большую высоту, они носят локальный характер. Если удалиться от места скопления машин, уровень вредных выхлопов меньше. В закрытых дворах, состоящих из высоких домов или вдали от проезжей части, воздух чище в 10 раз. Но если сравнивать загрязнения от транспорта и бытовые выбросы, первые более токсичны. Машина выбрасывает в окружающую среду 200 видов опасных веществ, включая угарный газ, азот, сажу (дизельные модели).
В современных городах не решается проблема появления фотохимического тумана (смога). Зимой он образуется чаще, наиболее подвержены его воздействию:
- дети;
- пожилые люди;
- люди с заболеваниями легких и сердца.
Проблемой регионов, помимо загрязненного воздуха, стали нарушения чистого водного пространства. Сооружения, предназначенные для очищения воды, могут справиться с промышленными и бытовыми отходами, но борьба с последствиями сельскохозяйственных работ им не под силу. Питьевая вода после очистки продолжает содержать вредные примеси, несущие опасность здоровью людей и животных.
Городской житель страдает от прямого влияния вредных веществ на организм, от психологического воздействия. Шумовое загрязнение местности вызывает нервно-психические, гипертонические заболевания. Из-за плотной застройки городов не строятся шумозащитные экраны, нет борьбы с шумовым загрязнением.
Причины возникновения
В крупных городах факторов, вредящих природе в 2 раза больше, но степень загрязнения маленького будет такой же: большая численность компенсируется большей территорией. Между человечеством и природой разгорелся конфликт, важно понять, какие причины возникновения экологических проблем стали основными:
- Массовое, бесконтрольное расходование природных ресурсов (вырубка лесов, добыча нефти, газа, неоправданный расход воды).
- Индустриализация хозяйства (увеличение производственных мощностей в промышленных городах, создание сотен фабрик, заводов, увеличение транспорта, топливно-энергетическое производство, металлургия).
- Рост численности людей вместе с потребностями.
В странах, развивающихся промышленным способом, вопросы, связанные с экологией, индустриальные. А развитые страны эти трудности связывают с переиспользованием природных ресурсов (воды, лесов, почвы). Главные экологические проблемы крупных городов постепенно переносятся на небольшие развивающиеся местности. Там увеличивается количество транспортных средств, расширяется производство, растут бытовые отходы, разрушается природа.
Пути решения
Нет единственного пути, который разрешит трудности с экологией. К каждой проблеме применяется отдельный подход:
- Разрушение почв. Этот экологический вопрос решится прекращением выброса токсичных отходов в лесные, «зеленые» зоны. Поскольку эрозии почв появляются из-за ветра, следует сажать деревья, кустарники, они снижают его силу. Земледелие должно стать чистым, с использованием органических удобрений, вода в почве сохраняется дольше, она не высыхает, не выветривается.
- Кислотные дожди и прочие экологические проблемы. Транспорт и электростанции должны быть оснащены специальными фильтрами. Городское хозяйство займется сокращением промышленных и бытовых выбросов. Для этого нужно изучить допустимые пределы, проверять строго нарушения промышленных предприятий.
- Неоправданный расход природных ресурсов. Отходы нужно перерабатывать или правильно утилизировать. Вместо того чтобы выбросить одежду, посуду или предметы электроники, им можно подарить «вторую» жизнь.
- Общие рекомендации. Создание специальных программ способствует к переходу на рациональный, экономный образ жизни. В быту и на промышленности можно применять технологии для экономии энергии и ресурсов. Важно с детства формировать в человеке бережное отношение к природе, проводить воспитательные работы.
Следуя рекомендациям по решению трудностей с загрязненной экологией, есть шанс помочь природе начать восстановление.
Человечество в скором времени станет «экологическим банкротом». Природа стремительно гибнет, самое время начать за нее бороться. Разработана масса способов по ее спасению, но для этого необходимо желание. Больше 60% всего населения земли — городские жители, в России там проживает 72,8% жителей, которые должны стать центром устойчивого развития и естественной частью экосистемы. Однажды человеку придется выбирать между финансовым благополучием и собственным здоровьем.
Главные проблемы российских городов — The Village
Росстат выяснил, какие проблемы чаще всего встречаются в российских городах и селах, по мнению самих жителей.
Доля респондентов
Состояние дорог и безопасность дорожного движения
Жители сельской местности отмечали эту проблему чаще, чем горожане: 67,3 % против 61,2 %
Отдаленность мест для отдыха
Больше других эта проблема волнует многодетных родителей (44,5 %) и жителей сельской местности (почти 54 %)
Плохая работа жилищно-коммунальных служб
На это чаще всего жаловались родители детей-инвалидов (39,4 %) и работающие пенсионеры (39,8 %)
Загрязненность окружающей среды
Городские жители жаловались на это почти в два раза чаще (42,6 %), чем респонденты из сельской местности
Отдаленность мест для занятий спортом
Эта проблема беспокоит половину среди всех опрошенных жителей сел
Неблагоустроенность и недостаточное озеленение
Отдаленность учреждений культуры
Недоступность государственных и муниципальных медицинских услуг
Плохая работа общественного транспорта.
Почти три четверти россиян пользуются общественным транспортом, 28 % водят автомобиль
Помимо этого, 19,4 % россиян назвали проблемой вандализм, 17,8 % респондентов жаловались на распространенность наркотиков, а 8,3 % отметили общий высокий уровень преступности. При этом 90 % россиян сообщили, что чувствуют себя в безопасности на улице в темное время суток.
Источник: «РБК»