Проекты алвар аалто: Алвар Аалто: биография и лучшие работы архитектора – Аалто, Алвар — Википедия

Культ Алвара Аалто

Он проектировал как отдельные здания, так и архитектурные комплексы. Дизайном мебели и интерьеров он занимался вместе со своей женой Айно Аалто. С точки зрения финской архитектуры и финского общества чрезвычайно важна была работа, проделанная Аалто в интересах развития стандартизированного современного строительства и социального архитектурного планирования. относится к тем получившим международную известность архитекторам, имена которых упоминаются в ряду крупнейших представителей архитектурного модернизма.

Аалто создал свое направление в архитектуре, эстетический эффект которого достигается за счет четкой привязки строений к окружающей среде, соразмерности человеку, чувства материала, отточенных деталей и искусного освещения. Заслугой Аалто считается то, что он предложил альтернативу безличной техничности международного стиля, повторяемости простой структуры и монотонности.

Говоря о творчестве Аалто, редко вспоминают, что оно появилось как результат сотрудничества двух архитекторов. В 1924 г. Алвар женился на Айно Марсио, которая также была архитектором. Она стала специализироваться на дизайне интерьеров, но при этом была самым близким профессиональным советником своего мужа и в вопросах проектирования зданий, хотя заботы о доме, о детях и собственном муже оставляли мало времени для работы в проектном бюро. Судя по всему, характеры супругов дополняли друг друга.

Считается, что более уравновешенная и реалистически настроенная Айно Аалто сдерживала типичные для Алвара Аалто причуды и порывы. Влияние жены пошло на пользу многим проектам. Алвар Аалто был необыкновенно привязан к жене, как эмоционально, так и профессионально. Он сам признавал это, всегда заявляя, например, об участии Айно в осуществлении проектов и выставок.

В социальной жизни Айно предпочитала оставаться в тени, тогда как Алвар, бывший человеком публичным, любил светскую жизнь и умело пользовался этим, поддерживал имидж фирмы и завязывал важные контакты. Айно Аалто умерла в тот период, когда завершались первые грандиозные архитектурные проекты 1950-х гг., и положение Алвара Аалто как ведущего архитектора Финляндии было уже неоспоримым. Эта потеря стала для Алвара Аалто тяжелым испытанием.

Спустя три года он заключил новый брак, со своей помощницей, архитектором Элиссой Мякиниеми.
В Высшей технической школе учителями Алвара Аалто были Армас Линдгрен, Уско Нюстрем и Каролюс Линдберг. На рубеже веков Линдгрен стал проводником национально-романтического направления, для которого самым важным в архитектуре было художественное самовыражение и передача чувств.
Для преподавателей история архитектуры и традиция были частью метода проектирования. Для Аалто история также была источником вдохновения и новых идей, но никак не методическим руководством. Он всегда был готов заменить здания, построенные предыдущими поколениями, своими собственными.
В Аалто отчетливо проявлялся западный идеал архитектора: просвещенный самодержец, задача которого как проектировщика и доверенного лица заказчика заключается в том, что он руководит застройкой территории в самом широком смысле и во всех возможных аспектах, начиная с плана застройки и кончая деталями интерьера.

Эта задача также подразумевала твердую уверенность в том, что его проекты функционально и эстетически превосходят проекты предшественников. В студенческой среде живой и общительный Аалто пользовался популярностью.
Общаясь с Каролюсом Линдбергом, он познакомился и с кругом его друзей, среди которых были художники Генри Эриксон и Топи Викстедт, а также журналист Артур Шёблум. Аалто пробовал писать заметки для журнала «Керберос», издававшегося Викстедтом и Шёблумом в 1918–1921 гг.
В дальнейшем Аалто писал в основном на профессиональные темы. Все же литературная деятельность была для него случайным увлечением, он никогда не пытался сформулировать какую-то систематизированную теорию. Его деятельность в сфере изобразительного искусства, так или иначе, была связана с его архитектурой, однако его рисунки и эскизы сами по себе являются интересными художественными произведениями.
В Ювяскюля, где прошли годы учебы Аалто, начиналась также его профессиональная деятельность. «Бюро архитектуры и монументального искусства Алвара Аалто» – под таким названием стала известна местным кругам его фирма, во многом благодаря эффективной рекламной кампании. Офис был удачно расположен в стратегически выигрышном месте. Но, кроме того, бюро одновременно представляло собой холостяцкую квартиру Аалто и его первого помощника Теуво Такала, проработавшего у него в течение тридцати лет чертежником и создателем макетов. Первые заказы поступили от родственников и знакомых или при их посредничестве.
Отец Аалто работал геодезистом в провинциях Этеля Похъянмаа и Центральной Финляндии, и этот регион стал для Аалто важнейшим полем деятельности. Вскоре после своего основания бюро получило столько заказов, что Аалто пришлось взять на работу стажером студента-архитектора Рагнара Юпюя. Аалто женился на своей самой главной помощнице Айно Марсио в 1924 г. В том же году выполнены проекты зданий, означавшие прорыв в карьере Аалто – здание Рабочего объединения Ювяскюля и здание шюцкора в Сейняйоки.
Таким образом, в роли заказчиков выступали представители оппозиционных по отношению друг другу политических сил. Аалто участвовал в гражданской войне 1918 г. на стороне белых, ведомый господствовавшим в студенческой среде энтузиазмом, и нет никаких причин сомневаться в том, что он делал это искренне. Но как у архитектора у него были свои цели и принципы, стоявшие вне, или скорее, выше политической суетности.
Первой победой, одержанной на конкурсе, стало здание шюцкора в Ювяскюля, построенное в 1926–1929 гг. В 1927 г. он выиграл конкурс на проектирование Дома крестьян Юго-восточной Финляндии, построенного в Турку в 1928 г., и городской библиотеки Выборга, проект которого переделывался несколько раз и был осуществлен в 1935 г.
На начальном этапе эти проекты еще были в своей основе классическими, но в процессе доработки Аалто придал им функциональную направленность. Дом крестьян был самым крупным из проектов того времени, и, работая над ним, Аалто перевел свое бюро в Турку. Будучи студентом, Аалто помогал Каролюсу Линдбергу проектировать первый в Финляндии выставочно-ярмарочный комплекс. Его роль была довольно незначительной. Тем не менее, как полагает биограф Аалто Ёран Шильдт, этот опыт был весьма важным, поскольку он позволил Аалто прикоснуться к фантастическому миру выставочной архитектуры, такой созвучной его собственному полету мысли. Выставки действительно интересовали Аалто, он использовал их в качестве экспериментальных площадок.
Праздничная выставка 1929 г., посвященная 700-летию Турку, которую он спроектировал вместе с Эриком Брюгманом, дала возможность воплотить принципы функционализма в гармонии с окружающей средой. Архитекторы вовсе не поощряли традиционное для выставочного мышления стремление к фантазийности и эффектности во имя привлечения публики. Наоборот, они предусмотрели для участников строгое и единообразное пространство. Выставка в Турку позволила широкой финской публике впервые познакомиться со средой, спроектированной в стиле функционализма.
Павильон Финляндии на Всемирной выставке 1939 г. в Нью-Йорке с его волнообразной стеной, равно как и волнообразный деревянный потолок читального зала Выборгской библиотеки являются одними из самых известных мотивов в творчестве Аалто (Аалто – по-фински «волна»).

Павильон Финляндии на Всемирной выставке 1937 г. в Париже относится к тем зданиям, в которых, начиная с середины 1930-х годов, Аалто стал соединять свободные пространственные объемы в духе модернизма, с формами, заимствованными у природы (свободная волнистая линия) и качественными характеристиками органического строительного материала древесины.

Шильдт особенно обращает внимание на береговые линии озерного пейзажа. Использование в архитектуре тем, навеянных береговой линией или профилем местности, едва ли могло стать возможным, если бы не было самолета. И действительно, Аалто интересовался авиацией, как и вообще новой техникой.

Чета Аалто даже отправилась в свадебное путешествие в Европу на частном самолете. Ведущие архитекторы нового направления Аалто и Брюгман работали в Турку, городе с благоприятной для модернизма атмосферой. В архитектурном бюро супругов Аалто, кроме временных стажеров, работали также два норвежских архитектора, Харальд Вилдхаген и Эрланд Бьертнес. В Турку были заказчики, которые хотели строить именно в функционалистском стиле.

Аалто получил возможность воплотить идею несущей конструкции, гибкой планировки и модульного принципа при работе над жилым домом по заказу промышленника Юхо Тапани. Дом был построен в 1927–1929 гг. по адресу Лянтинен Питкякату, 20, и при его строительстве были использованы разработанные Тапани готовые стандартные бетонные блоки. Владелец газеты «Турун Саномат» Арво Кетонен, модернизируя свою газету, заказал проект здания издательства, выполненный в стиле функционализма и построенный в 1928–1930 гг.Вместе с инженером-конструктором Эмилем Хенриксоном, Аалто спроектировал для здания газеты новаторскую конструкцию несущих колонн. Кроме того, в проекте содержались различные модернистские тонкости, особенно пропагандировавшиеся швейцарским архитектором Ле Корбюзье.

По словам Шильдта, Аалто усвоил основы новой архитектуры и начал применять их на практике прежде, чем увидел воочию хотя бы одно завершенное здание. Шведский друг и коллега супругов Аалто Свен Маркелиус предложил кандидатуру Аалто в члены международного объединения архитекторов-модернистов (Les Congrès Internationaux d’ArchitectureModerne, СИАМ), в деятельности которого Аалто участвовал с 1929 г.Через СИАМ Аалто познакомился с социальной программой модернистов в сфере жилищной и городской архитектуры.

Знакомства, завязанные на заседаниях СИАМ, переросли в тесные и длительные связи Аалто с Вальтером Гропиусом и швейцарским архитектурным критиком Зигфридом Гидионом. Аалто никогда не был в Баухаузе – Гропиусу пришлось уехать оттуда еще до того, как архитекторы познакомились – и Аалто не чувствовал тяги к сменившим его Ханнесу Мейеру и Людвигу Мис ван дер Роэ. Шильдт, однако, считает, что многие из принципов Гропиуса передались Аалто через его друга по СИАМ Ласло Мохоли-Надя, преподававшего в Баухаузе.

Друзьями Аалто были также скульптор Александер Калдер и художник Фернан Леже. Многие наиболее видные деятели модернизма стали друзьями семьи Аалто, и они часто бывали в гостях друг у друга.Круг зарубежных друзей Аалто был левым по своим убеждениям – многие были членами коммунистических партий – и имел контакты с авангардизмом в Советской России. Аалто, без сомнения, был наслышан о русских конструктивистах, но, похоже, не был с ними лично знаком. Аалто знал всех наиболее значительных модернистов Швеции: тех, кто проектировал выставку 1930 г. в Стокгольме, и тех, кто стоял за ними. В круг его друзей входили искусствовед Грегор Паулсон, название лекции которого «Больше красоты в повседневность» стало лозунгом «функционализма всеобщего благоденствия».

Знакомство с Гуннаром Асплундом несколько позднее переросло в дружбу. Еще студентом Аалто хотел попасть на стажировку в его бюро, но получил отказ. Причиной медленного потепления отношений был все же не этот пустяковый эпизод, а сдержанное отношение четы Асплунд к богемной жизни супругов Аалто и Маркелиус, для которой были характерны неумеренное употребление алкоголя, а также легкомысленные эротические отношения Аалто и тогдашней жены Маркелиуса Виолы, о которых она сама рассказала Шильдту.

Отношения Аалто с самым известным из представителей модернизма в архитектуре, Ле Корбюзье, скорее всего, были не более чем простым знакомством. Больше, чем Ле Корбюзье, он симпатизировал французу Андре Люрса, с которым он познакомился в свою первую поездку во Францию в 1928 г. и о творчестве которого он сделал доклад в Союзе архитекторов Финляндии. Для борьбы с туберкулезом, в то время широко распространенной болезнью, в Финляндии был начат проект по строительству санаториев в каждой провинции. Аалто участвовал в конкурсах на их проектирование. Он выиграл конкурс на проектирование туберкулезного санатория в Паймио в провинции Варсинайс-Суоми.В здании санатория, построенного в 1929–1933 гг., прослеживается та же навеянная Ле Корбюзье архитектурная линия, что и в здании газеты «Турун Саномат». В то же время, санаторий в Паймио – это «комплексное социальное произведение искусства», сразу же снискавшее международное признание. Такого детального и учитывающего нужды потребителя расположения зданий и проработки интерьеров не было ранее ни на одном из объектов, предназначенных для так называемых простых людей.

Еще во время работы над проектом санатория в Паймио у четы Аалто уже был опыт работы в сфере дизайна мебели, как стандартной, так и уникальной.С работы над интерьерами Дома крестьян Юго-западной Финляндии началось сотрудничество с Отто Корхоненом, техническим директором фабрики мебели и строительных материалов в Турку. Он был специалистом в области технологии фанеры и гнутого дерева.

Вместе с Корхоненом Аалто разработал модели стульев для серийного производства. Интерьеры санатория в Паймио и Выборгской библиотеки стали существенным шагом вперед в проектировании стандартных моделей. Некоторые из спроектированных тогда моделей мебели остаются в серийном производстве по сей день. Это стало возможным благодаря мебельной фирме Артек.

Фирма была основана в 1935 г. по инициативе архитектора Нильса-Густава Халя для производства, продажи на внутреннем рынке и экспорта мебели. Халь, будучи первым исполнительным директором фирмы, по примеру шведов хотел разработать для широких кругов населения разумные и недорогие предметы интерьера. Однако, по свидетельству Шильдта, под давлением Аалто фирма стала производить, с точки зрения среднего финского уровня, эксклюзивные предметы, прежде всего те, что проектировали супруги Аалто, что привело к разногласиям с идеалистически настроенным Халем. Спор закончился драматически: Халь ушел на войну санитаром-добровольцем и погиб на фронте.

Поведение Халя подчеркивает относительное равнодушие Аалто к социальным идеалам, особенно если сопоставить негромкий героизм Халя с почти панической заботой Аалто о собственной безопасности и его боязнью попасть на фронт. Строительная индустрия, а вместе с ними и Аалто столкнулись с финансовыми трудностями с началом экономической депрессии 1929 г.После завершения строительства санатория в Паймио Аалто переехали в Хельсинки, где было больше возможностей для работы, чем в Турку.

Архитектурное бюро Аалто с тех пор постоянно размещалось в Хельсинки и работало там вплоть до 1950-х гг. в особняке, построенном в городском районе Мунккиниеми в 1935 г. В начале 1930-х гг. среди архитекторов все еще велись споры о традиционализме и функционализме.По мнению многих, Аалто и представляемый им стиль был «большевистской архитектурой», но за десятилетие функционализм стал ведущим направлением в архитектуре Финляндии.Верным признаком перемены курса было избрание Аалто в 1935 г. в правление Союза архитекторов Финляндии. Аалто смог приступить к осуществлению социальной программы СИАМа в сотрудничестве с концерном Альстрём.

В середине 1930-х гг. Аалто познакомились с исполнительным директором концерна Харри Гуллихсеном и его женой Майре Гуллихсен, в девичестве Альстрём, которые работали над созданием прогрессивной, социально ответственной культуры предпринимательства.Майре Гуллихсен была знакома с модернистскими направлениями в искусстве и поддерживала их развитие, участвуя в финансировании Артека. По мнению Гуллихсен, концерн Алстрём нуждался в современном дизайне, и бюро Аалто было в состоянии всесторонне соответствовать нуждам концерна. Для населенных пунктов, в которых были расположены предприятия концерна, таких как Варкаус и Кауттуа, Аалто разработал генеральные планы и проекты застройки, а также проектировал жилье для рабочих и различные здания.Харри Гуллихсен использовал свое влияние для того, чтобы Аалто получил заказ на проектирование совместно финансируемого несколькими предприятиями лесной промышленности целлюлозного завода в Сунила, недалеко от Котки.

Аалто сделал проектные чертежи всех зданий Сунила, включая само промышленное предприятие. В архитектуре жилых зданий присутствовало стремление к «внеклассовой» архитектуре, которая отличалась бы от прежних принципов проектирования заводских населенных пунктов, и в ней не просматривалась социальная иерархия поселения.В Сунила, построенном в 1936–1954 гг., здания вписаны в окружающий лесной пейзаж и адаптированы к ландшафту. Этот поселок послужил в Финляндии образцом для дальнейшего строительства жилых пригородов. Для Гуллихсенов Аалто спроектировали в Нормаркку дом, получивший название Вилла Майреа, в котором они сознательно искали альтернативу тогдашнему церемониальному представительскому дому. Построенная в 1938–1940 гг. вилла совершила переворот в представлениях высшего среднего класса Финляндии об идеальном жилье. Даже в своей модернистской простоте Вилла Майреа была роскошной, если судить по меркам жилищного строительства концерна Альстрём.

На другом конце шкалы расположились изготовленные на заводах Варкауса серийные деревянные дома. Для них Аалто создал систему, получившую название «система АА», по промышленному производству строительных конструкций и смог тем самым применить функционалистскую идею стандартизации к материалам и продукции, еще не известным модернистской Центральной Европе, но уже производимым в США.

Аалто подошел к задаче создания «минимальной квартиры» с точки зрения живущего в ней человека, то есть с точки зрения ее функциональности. В архитектурном мышлении Аалто главенствовал идеал единого «многофункционального пространства», проявившийся также в проекте Виллы Майреа. Швейцарский архитектор Лисбет Закс, участвовавшая в создании чертежей для Виллы Майреа, рассказывала Шильдту, как Аалто удалял с макета межкомнатные перегородки, повторяя, что «людям не надо столько комнат». В сферу интересов концерна входила также экономическая зона реки Кокемяенйоки, нуждавшаяся, по мнению Харри Гуллихсена, в скоординированной застройке. По его инициативе началось совместное проектирование с участием расположенных в долине реки сельских коммун и города Пори. По рекомендации Гуллихсена этот первый в Финляндии региональный проект застройки был заказан в 1940 г. Алвару Аалто. Моделью послужил знаменитый проект эры «нового курса» 1930-х гг. в США в долине Теннеси.

Начиная с 1920-х гг. Аалто создал большое количество различных проектов и генеральных планов застройки, в которых, по словам Шильдта, он всегда придерживался своих взглядов на удобное жилище и его окружение. Обычно они оставались невостребованными, так как отсутствовала политическая воля. Эта участь постигла и региональный проект застройки Лапландии, разработанный в 1950-е гг.

Сотрудничество с концерном Альстрём закончилось в 1946 г., но созданные для него проекты вызвали интерес со стороны промышленных кругов. В начале 1930-х гг. началось проектирование заводского поселка Инкеройнен для концерна Тампелла, продолжавшееся и во время Второй мировой войны. В 1940-е гг. были подготовлены проекты для заводов Стрёмберга в Вааса и АО Юхтейс-Сису в Ваная.Одним из важнейших клиентов Аалто была государственная лесоперерабатывающая компания Энсо-Гутцайт. Для нее он выполнял проекты в Сяунатсало (1942–1952), Иматре (1947–1961), Сумме (1954–1960), а в 1959–1962 гг. создал проект головного офиса в Хельсинки.

Для другого государственного акционерного общества, АО Тюппи, он выполнил в 1950-е гг. проект промышленного предприятия в Оулу.Промышленные проекты создавали для бюро Аалто прочную финансовую базу, благодаря которой становились возможными художественные эксперименты и участие в конкурсах, успех в которых отнюдь не был гарантирован. В 1930-е гг. Аалто установил профессиональные связи с англо-американским миром.

Нью-йоркский музей современного искусства организовал в 1938 г. выставку четы Аалто.В том же году они отправились в свою первую поездку в Америку. Там они оказались в среде близкого к музею богатого светского общества, имевшего прямые связи с Фондом Рокфеллера. В ходе той же поездки Аалто, который в молодые годы относился к числу критиков архитектора Элиеля Сааринена, съездил в Кренбрук, чтобы завязать более приемлемые отношения с этой финляндской знаменитостью в области архитектуры.

Вторая поездка супругов Аалто в Америку в 1940 г. стала настоящим бегством из страны в последний период Зимней войны. Аалто читал лекции в различных учебных заведениях и, видимо, пытался оправдать свое присутствие в США придуманной им самим идеей получить для Финляндии помощь от Фонда Рокфеллера. Мысль построить для эвакуированных с отошедших к СССР территорий экспериментальный город, в котором расположился бы исследовательский институт жилищного строительства, вызвала интерес и представлялась выгодной как для Финляндии, так и для самого Аалто.Технологический институт Массачусетса (ТИМ) пригласил Аалто на работу в качестве исследователя, так как институт и потенциальные деньги фонда связывались персонально с фигурой Аалто. К этому времени в Финляндию можно было вернуться только морским путем через Петсамо, так что предстояло сделать выбор, ехать на родину или оставаться в США.

Супруги Аалто решили вернуться и разделить с остальными финнами опасности новой войны.То обстоятельство, что страна связала себя с Германией союзническими узами, положило конец планам строительства экспериментального города, финского Америкэн Тауна, тем не менее, после войны Аалто получил в ТИМе должность профессора, весьма нерегулярно исполняя связанные с нею обязанности до 1948 г. Кроме того, он работал над проектами, которые вело его бюро в Хельсинки, и на самом деле никогда не пытался развивать свою практику в США. В Америке он познакомился с Франком Ллойдом Райтом, оказавшим влияние на его творчество. Однако на этом этапе Аалто был уже самостоятельным мастером, критически осмысливавшим и воспринимавшим новые веяния. Льюис Мамфорд, критик урбанизма и автор книги «Городская культура» также был в числе американских друзей Аалто.Во время войны Аалто больше не пугали опасными командировками, и он смог сосредоточиться на своей профессиональной деятельности.

Послевоенное восстановление стало общенациональной задачей, и Аалто продолжил на родине начатую в США дискуссию на эту тему.По рекомендации Союза архитекторов в 1942 г. было основано бюро по восстановлению, в деятельности которого Аалто участвовал, прежде всего, руководя разработкой строительных стандартов. Этой работой занимались два его помощника: Аарне Эрви и Вильо Ревель.Во время и после войны типовые чертежи, проектирование стандартизованного серийного производства и проекты застройки были важны с точки зрения занятости архитекторов и их общественного влияния. Для опытного модерниста Аалто это было само собой разумеющимися профессиональными обязанностями. В этой ситуации естественным решением стало его избрание председателем Союза архитекторов в 1943 г.Без сомнения, на этот выбор повлияло и предчувствие результатов войны: у Аалто были профессиональные контакты в США, а этой стране предстояло занять ведущее положение в западном блоке. Союз архитекторов пытался позже сделать своего председателя генеральным директором Управления по строительству, однако на эту должность был назначен архитектор Юсси Лаппи-Сеппяля. Таким образом, Аалто возглавил оппозицию, критиковавшую политику государства в области строительства. В знак протеста против отклонения кандидатуры Аалто Союз объявил бойкот всем проектам Управления по строительству, и члены Союза следовали ему вплоть до 1957 г.

На следующий год Аалто отказался от должности председателя. Это означало, что теперь он мог браться за проектирование новых государственных строительных объектов. Профессиональная карьера Аалто достигла своего зенита в 1950-е гг.В последние годы предыдущего десятилетия было проведено несколько конкурсов на разработку проектов строительства общественных зданий. Во многих из них Аалто оказался победителем. Эти здания представляют собой высшие достижения финской строительной индустрии, уникальность и качество которых можно сравнить только с лучшими достижениями периода национального романтизма. Они являют собой праздник победы над периодом послевоенного кризиса, в них продумана каждая деталь, при этом используются самые лучшие материалы. Мебель для этих зданий поставлял Артек, а из самых известных текстильных дизайнеров Аалто, как представляется, предпочитал Кирси Илвессало.Заказ на проектирование здания муниципалитета в небольшом промышленном населенном пункте Сяунатсало (построено в 1949–1952 г.) Аалто получил по рекомендации регионального директора концерна Энсо-Гутцайт Хилмера Бруммельса.

Контракт на проект Педагогического института в Ювяскюля (1951–1956) позволил Аалто совершить своеобразное элегантное возвращение в родной город, хотя договоры, заключенные в рамках этого проекта, стали впоследствии предметом судебного разбирательства. Тем не менее, Аалто присоединился к числу местных дачников и построил себе в 1952–1953 гг. виллу в Муратсало, так называемый экспериментальный дом.

Технологический институт в Хельсинки (1949–1966) и здание Пенсионного фонда (1953–1957) свидетельствуют о том, что Аалто занимал положение ведущего архитектора страны. Это, однако, не мешало ему браться и за такие проекты, как Дом культуры для вышедшей из подполья Коммунистической партии Финляндии (1952–1958). Первым зданием, спроектированным и построенным Аалто за границей, не считая выставочных павильонов Финляндии, стало общежитие ТИМа, построенное в 1946–1949 гг. в Кембридже, Массачусетс.Несмотря на изначальный энтузиазм заказчиков, многие из зарубежных проектов остались неосуществленными.

Видимо, идеи Аалто не всегда вписывались в зарубежную архитектурную среду. За пределами Финляндии большего всего спроектированных им зданий в Германии, откуда заказы начали поступать уже в 1950-е гг. Единичные здания, спроектированные в архитектурном бюро Аалто, есть в Эстонии, Франции, Швейцарии, Дании, Бангладеш, Италии и Швеции. В 1940-е гг. казалось, что Аалто, посредством партнерских отношений с его шведским коллегой Албином Старком, удалось проникнуть на шведский рынок, участвуя в осуществлении строительных проектов шведского промышленника и судовладельца Акселя Йонсона. Однако ни один из проектов Аалто этого периода не был осуществлен.Аалто с удовольствием проектировал городские административные и культурные центры, видя в них своеобразные монументы гражданского общества. Подобные заказы поступали как из Финляндии, так и из-за границы, но осуществлены они были только в Сейняйоки (1951–1987), Алаярви (1965–1970) и Рованиеми (1961–1987).

Творчество Аалто начального периода было выдержано в классическим стиле 1920-х гг. В нем делался акцент на живописном способе использования исторических или классических мотивов.Пример шведских и датских архитекторов, прежде всего Гуннара Асплунда, а также Рагнара Эстберга и Мартина Нюрупа, раскрыл перед Аалто возможности романтической экспрессии, скрытые в классицизме.

Переход Аалто к функционализму в конце 1920-х гг. произошел в связи с работой над довольно крупными проектами, и обращение к новым архитектурным концепциям стало довольно резким поворотом в его творчестве. Речь шла одновременно об углублении архитектурных воззрений: для Аалто важно было понять принципы нового течения и установить четкую границу между ним и поверхностным формализмом. У него, тем не менее, сохранился романтический настрой, ставший противовесом рационализму модернистского движения. Он нашел в природе те новые черты, которые можно было использовать в архитектуре, и основной его целью при проектировании становится достижение единства пейзажа, ландшафта, растительности и самого здания.

Пространственная и визуальная сложность зданий, спроектированных Аалто, рассчитана, прежде всего, на чувственное восприятие, но она может также нести в себе аллюзии, связанные с местами великих исторических событий, например, с античными развалинами, или с «примитивной» экзотикой. В представлении Аалто архитектура была явлением прежде всего социальным. Здание воплощает эмфатическое отношение архитектора к потребителю. Или за исходную точку можно было взять воображаемое идеальное сообщество, при этом здание олицетворяет идею хорошего демократического правления, или же заботу государства всеобщего благосостояния о своих гражданах. Здание, кроме того, должно было предлагать эстетически привлекательные возможности для свободной и спонтанной культурной активности.

Итальянский архитектор Леонардо Моссо, работавший помощником Аалто, видимо, имел в виду как чувственность его архитектуры, так и ее идеалистические аспекты, когда называл его «поэтом среди архитекторов».С другой стороны, антирационалистические черты архитектуры Аалто вызывали сомнения у таких апологетов модернистского рационализма и антиисторической этики, как Николаус Певзнер, английский историк искусства немецкого происхождения. В своей лекции в Королевском институте британской архитектуры в 1961 г. он с тревогой говорил о пробуждении духа историзма и опасностях, кроющихся в наследии экспрессионизма, и демонстрировал при этом фотографию Дома культуры, спроектированного Аалто.

Наибольший интерес в мире вызвал период творчества Аалто, начавшийся в 1930-е гг. и продолжившийся после войны. В особенности после войны Аалто делал проекты по заказам из-за рубежа, однако, его карьера была все же в большей степени связана с Финляндией.Он почти все время работал у себя на родине, и большинство его работ находится в Финляндии. Статус Аалто на родине несколько отличается от того, как его оценивают в мире. С точки зрения Финляндии, особенно важно то, что он одним из первых финских архитекторов настолько основательно усвоил архитектурные принципы модернизма, что довольно быстро стал ведущим архитектором этого нового направления в Северных странах.

С точки зрения финской архитектуры и общества, большое значение имел тот вклад, который Аалто внес в дело стандартизированного строительства и социально ориентированного архитектурного планирования, присущего модернистскому движению.Начиная с конца 1950-х гг. Алвар Аалто был уже известным и в стране и в мире мастером. Как пишет Шильдт, ему многократно предлагали должности профессора в университетах и колледжах по всему миру, от чего он последовательно отказывался, ссылаясь на свою занятость. Его финские поклонники считали его великим человеком, стоявшим в одном ряду с Яном Сибелиусом и Пааво Нурми, снискавшими себе мировую известность.Аалто, всегда понимавший значение театра и мифов в человеческой жизни, и сам участвовал в создании собственного культа.


Приложение:

Хуго Алвар Хенрик Аалто, род. 3.2.1898 Куортане, умер 11.5.1976 Хельсинки. Родители: Юхан Хенрик Аалто, инженер-геодезист, и Сельма (Селли) Матильда Хакстедт. Первая жена: 1924–1949 Айно Мария Марсио, архитектор, род. 1894, умерла 1949, родители первой жены: Юхо Марсио, старший кондуктор, и Йоханна Несман; вторая жена: 1952–1976 Эльса (Элисса) Кайса Мякиниеми, архитектор, род. 1922, умерла 1994, родители второй жены: Юхан Аугуст Мякиниеми, полковник, и Айно Мария Кемппайнен. Дети: Йоханна, род. 1925, Хамилкар, род. 1928.

Автор ЭВА МАЙЯ ВИЛЬО

Материал взят из Коллекции биографий «Сто замечательных финнов» © Biografiakeskus, Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, PL 259, 00171 HELSINKI

Foto: Flikr / Alvar Aalto / Villa Mairea

Дом-легенда: вилла под Парижем, построенная Алваром Аалто

3 февраля 2019

Дом, построенный Алваром Аалто для арт-дилера Луи Карре, — воплощенная в камне сказка со счастливым концом. Это редкий пример проекта, в котором заказчик и архитектор понимали друг друга с полуслова

архитекторАрхитектор Алвар Аалто (1898–1976)
Фото: 
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Для того, чтобы на свет появилось здание-шедевр, мало гениального архитектора. Нужен еще и незаурядный заказчик. Именно в результате их сотрудничества и возникают те редкие постройки, на которые весь мир смотрит с восхищением.

История дома Карре — именно такой случай. Великий финский архитектор Алвар Аалто (Alvar Aalto) и французский арт-дилер Луи Карре (Louis Carré) создали дом, в котором все продумано до мелочей, каждая деталь уместна и нет ничего чрезмерного. Карре был сыном преуспевающего антиквара, от которого получил в наследство галерею в Париже с филиалом в Нью-Йорке.

В отличие от отца сын предпочитал старым мастерам современников: он продавал работы Пауля Клее (Paul Klee), Хуана Гриса (Juan Gris), Пикассо (Pablo Picasso) и Ле Корбюзье (Le Corbusier) и был с ними всеми хорошо знаком. Однако когда дело дошло до строительства собственного дома на участке в четыре гектара, расположенном на пологом склоне холма в деревушке к юго-западу от Парижа, Карре решил, что бетонное творение Ле Корбюзье на фоне идиллического сельского пейзажа будет смотреться как вставной зуб. У Карре и Аалто было много общих друзей, а лично они познакомились в 1956 году на Венецианской биеннале современного искусства и сразу же подружились.

фасадФасад дома со стороны дороги
Фото: 
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)
столоваяСтоловая. Обеденный стол и светильники сделаны по зскизам Аалто. Стулья, дизайн Альвара Аалто, Artek
Фото: 
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Арт-дилер попросил архитектора построить ему дом из натуральных материалов, который бы казался маленьким снаружи и большим внутри. «Мне нужен был дом из живых материалов, — говорил Карре. — Наверное, это была подсознательная реакция на тогдашнюю моду на архитектуру из стекла и стали. А мне хотелось камня, кирпича — потому что кирпич благородно стареет — и дерева. Именно поэтому Аалто идеально подходил мне. Он очень хорошо чувствовал материал. Я думаю, это связано с его поэтическим талантом — ведь он поэт».

В доме, построенном Аалто, преимущества этих материалов используются в полной мере. Здание стоит в самой высокой точке участка, окна основных жилых помещений обращены к саду и окрестным полям (теперь, правда, их заслоняют изрядно вытянувшиеся за полвека деревья). Само здание построено из белого шартрского известняка. Очертания односкатной кровли, покрытой темно-синим шифером, вторят рельефу участка. Самое впечатляющее помещение в доме — высокий центральный холл с волнообразно изгибающимся потолком (похожий вы можете увидеть сегодня в отреставрированной библиотеке Аалто в Выборге).

холлХолл. Кровля сложной формы, напоминающая волну, — любимый прием архитектора. Потолок выложен узкими планками из финской сосны. Лестница ведет в гостиную
Фото: 
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Этот элемент стал своего рода визитной карточкой архитектора, сама фамилия которого в переводе с финского означает «волна». Потолок отделан красной финской сосной, и свет, льющийся через окна над главным входом, выгодно подчеркивает богатую текстуру дерева. Такое расположение окон также помогло защитить от прямого солнечного света картины, висящие на стенах холла.

«Этот свод — настоящий шедевр, — говорил Карре. — Проектируя его, Аалто превзошел самого себя. Это единственный архитектор, прекрасно владеющий также мастерством плотника. Потолок холла — нечто вроде купола. С самых ранних дней архитектуры купол всегда был вершиной творчества архитектора. Но этот свод — не копия чего-то другого. Это сердце дома, самое главное в нем».

холлФрагмент холла. Окна расположены под потолком — это было сделано, чтобы защитить картины на стенах от прямых солнечных лучей. За раздвижными дверями скрываются встроенные шкафы и проход в приватную часть дома, где расположены спальни
Фото: 
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)
кухняКухня. Фаянсовая посуда на полках сохранилась со времен Луи Карре. Мебель сделана по эскизам архитектора
Фото: 
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Холл служит своего рода центральной площадью дома, сюда сходятся все пути. Широкая короткая лестница ведет вниз, в просторную гостиную, из окон которой открывается вид на окрестности. Другой маршрут ведет в столовую и служебные помещения. Дверь, ведущая в приватную часть дома, почти не выделяется среди дверей встроенных шкафов. Спальни самого Луи Карре и его жены Ольги располагались на первом этаже. Наверху находились комнаты прислуги. И снаружи, и внутри дом поражает удивительной цельностью. Каждая деталь подобрана тщательно и с любовью. Карре специально ездил в Финляндию, чтобы выбрать нужную ему мебель из ассортимента марки Artek, принадлежавшей Аалто.

гостинаяГостиная. Кресло сделано по эскизу Аалто, однако оригинальная обивка не сохранилась. Светильники были разработаны Аалто для этого дома, а позже вошли в каталог его компании Artek и стали выпускаться серийно. Письменный стол также изготовлен по эскизу архитектора. В углу — столики Piano, дизайн Алвара Аалто для Artek
Фото: 
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Дизайн многих предметов архитектор разработал специально для этого дома — от медных дверных ручек до необычных комбинированных светильников в столовой: они освещали одновременно и обеденный стол, и арт-объекты на стенах. Не удовлетворившись уже существующим ассортиментом своей марки, архитектор придумал для Карре множество предметов: кресла, письменные и обеденные столы, иные из которых позже пустил в массовое производство. Луи Карре прожил в этом доме до самой своей смерти в 1977 году. Сейчас здание открыто для публики — единственная постройка Алвара Аалто во Франции, ставшая одним из самых совершенных строений мастера, не перестает восхищать посетителей со всего мира своей теплотой и продуманностью. www.maisonlouiscarre.fr

фрагмент кухниФрагмент кухни. Лестница ведет в центральный холл. Кресло, дизайн Алвара Аалто, Artek
Фото: 
РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

архитектура, работы, проекты. Центральная Финляндия

В Центральной Финляндии, и непосредственно в регионе Ювяскюля, работа известного архитектора и дизайнера Алвара Аалто стала значимой частью архитектурного зодчества. Именно в Ювяскюля вы сможете не только познакомиться с идеями, макетами и планами архитектора в Музее Алвара Аалто, но и увидеть 16 зданий по проекту этого архитектора.

Для понимания творчества Алвара Аалто необходимо заметить, что все его работы можно отнести к одному из двух основных периодов: «красный» и «белый». Здания «белого» периода являются гармоничным элементом в окружении северной природы, а здания из красного кирпича напротив контрастируют с заснеженным улицам и дворами. Алвар Аалто работал в стиле фукционализма, делая проекты общежитий и загородных домов, где каждый элемент имел не только эстетическое наполнение, но и функциональность необходимую для повседневной жизни. Одним из таких зданий является спроектированная и построенная им совместно со своей женой дача  в Мууратсало.

Здания по проекту Алвара Аалто находятся также и в других городах Финляндии, в России (Выборг), в США, в Германии и других странах Европы.

Рабочий клуб (1924-25)

Здание Рабочего клуба является первым значительным проектом архитектора в Ювяскюля. Внешний облик здания напоминает итальянские здания благодаря колоннам и своеобразной форме окон. Первый этаж здания полностью переоформлен под рестораны, на втором этаже расположен небольшой театр. Посещение по договоренности. Заявки по телефону +358 102 314 400.

Адрес: Väinönkatu 7

Дом шюцкора (1926-29)

Это здание является интересным примером перехода архитектора от одного стиля к другому – от классицизма к функционализму. Функционализм определяется в общем строении и предназначении здания. Изначально в здании находился рынок, кинотеатр, большой актовый зал со сценой, ресторан и конторы. В последующие годы внутренняя планировка здания была полностью перестроена.

Адрес: Kilpisenkatu 8

Муниципалитет Сяюнятсало (1949-1952)

Данное здание является одним из самых известных проектов Аалто в регионе, привлекая к себе внимание тысячей туристов, студентов и архитекторов еще во время постройки. В настоящее время здесь ежегодно бывает 3000-4000 почитателей архитектуры. Здание открыто для посещения пн-пт 8.30–15.30. Плата за вход: по желанию. Справки по телефону: +358 142 661526

Адрес: Parviaisentie 9, Säynätsalo

Университет Ювяскюля (1952-1971)

Университет Ювяскюля – это настоящая архитектурная Мекка, ведь здесь насчитывается 8 зданий по проекту Алвара Аалто. Практически все здания открыты для посетителей в период учебного года: начальная школа и спортзалы (1952–54), здание филологического факультета, студенческая столовая «Lozzi», столовая для преподавателей «Lyhty» (1952–54), главное здание (1954–56), бассейн «AaltoAlvari» (1964), Дом студентов «Ilokivi»  (1964), здание факультета физкультуры и спорта (1971).

Адрес: Seminaarinkatu 15, Jyväskylä

Полицейское управление (1970)

Работая над центральным кварталом Ювяскюля в 70-ые годы, Алвар Аалто создал одновременно несколько зданий, к списку которых относится и здание бывшего Полицейского управления. Сейчас в здании находятся офисы городских организаций. Для посетителей открыт холл.

Адрес: пересечение улиц Hannikaisenkatu и Kilpisenkatu

 

Музей Алвара Аалто (1971-1973)

Здания Музея Алвара Аалто и находящегося рядом Музея Центральной Финляндии образуют культурный и исторический центр города. Несмотря на то, что промежуток времени между строительством этих зданий составляет около десяти лет, оба музея относятся к «белому периоду» творчества архитектора.

Адрес: Alvar Aallon katu 7

 

Заказать экскурссию на русском языке можно в бюро туристической информации региона Ювяскюля.

Карта объектов Алвара Аалто в Центральной Финляндии

история его жизни и карьеры

Что мы знаем о финских дизайнерах? Кажется, ничего или чуть больше, чем ничего. Тем не менее финский дизайн не только существует, но и является одним из самых узнаваемых в мире. Путешественник Эндрю Бендер написал в своем блоге: «Финны изобрели скандинавский дизайн, а шведы зарабатывают на нем деньги». Самый известный финский дизайнер и архитектор, Алвар Аалто, обладавший неповторимой художественной индивидуальностью, по праву считается одним из основоположников современного дизайна.

Родился Алвар Аалто в 1898 году в Куортане – небольшом городке в центральной части Финляндии. А вырос в деревне Алаярви, где, будучи еще студентом Технологического института в Хельсинки, он построил свой первый дом для родителей. Занятия в Политехническом институте Хельсинки в 1918 году были прерваны войной за независимость страны (или «финской гражданской войной»), в которой Аалто принял активное участие на стороне «белофиннов». В 1923 году, окончив институт, он стал архитектором.

Алвар Аалто

Начало его творчества не было многообещающим. В Ювяскюле и Турку он создал несколько построек. Эти работы говорят о необычной для молодого архитектора профессиональной зрелости, но не о самостоятельности таланта.

В 1928 году в Турку Аалто открыл собственную контору и женился на Айно Марсио, тоже архитекторе по профессии, которая была его постоянным соавтором вплоть до кончины в 1949 году. Это содружество было необычным, как и все, связанное с Аалто. Секрет долголетней общности взглядов заключался в том, что они дополняли друг друга: Аалто был неспокойный, нерасчетливый человек, а вот Айно – сильная, настойчивая и молчаливая. Аалто подписывал все свои работы «Айно и Алвар Аалто», Айна всегда говорила, что только Алвар – творец. Думается, что редкое умение Аалто творчески сотрудничать с подругой по жизни и профессии является ярким свидетельством высоких душевных качеств.

Элегантная чистота его функционалистской манеры четко определилась в зданиях редакции газеты «Турун Саномат» в Турку (1927–1929), туберкулезного санатория в Паймио (1928–1933) и городской библиотеки в Вийпури (ныне Выборг; 1930–1935). Проектируя библиотеку Выборга, Алвар Аалто создал свой знаменитый волнообразный потолок из деревянных пластин, обладающий уникальными акустическими характеристиками. В работах Алвара Аалто нет декоративных элементов, сделанных только ради декора здания. Все украшения, которые Алвар Аалто включает в свои проекты, несут определенную функциональную нагрузку. Он использует в качестве украшения технические детали: вентиляционные системы, осветительное оборудование, акустические панели и устройства.

здание Алвар Аалто

По проекту знаменитого финского архитектора построены здания церквей в Финляндии, Италии и Германии, художественный музей в Дании, бизнес-центры в Финляндии и Германии, здание оперного театра в Германии, офисы фирм в Швеции, культурные центры в Дании и Исландии, библиотеки в Финляндии, США, частные виллы в Финляндии, Италии, во Франции, Эстонии, студенческое общежитие Массачусетского института в Бостоне, университеты и учебные центры в Эспоо, Кайаани, Отаниеми, Ювяскюля.

Алвар Аалто считал здания продолжением пространства, а природу и архитектуру – единым целым. Другими его приметами стали свобода внутренних пространств, развертывающихся в основном в горизонтальной плоскости, и постоянное сочетание железобетона и стекла с более традиционными материалами вроде дерева, камня и кирпича.

Даже его собственный дом неподалеку от Сяюнатсало превратился в своеобразную архитектурную лабораторию, где Аалто изучал, как разные типы кладки взаимодействуют с растительностью – травой, кустарниками, деревьями. Знаменательно, что все замыслы мастера рождались не на чертежной доске, а из свободных эскизов, порой принимавших вид красочных абстракций.

Алвар Аалто

Для своих зданий Алвар Аалто часто сам создавал мебель, предметы интерьера и дизайна и очень внимательно относился к деталям. Например, прежде чем предложить те или иные светильники, он изучал психобиологические и функциональные свойства света. Некоторые из спроектированных им предметов мебели по сей день остаются в серийном производстве. Изделия из стекла и керамики по эскизам Алвара Аалто до сих пор выпускаются под известным финским брендом Iittala, а стеклянная ваза Алвара Аалто, разработанная им в 1936 году, и теперь считается хорошим подарком или сувениром из Финляндии.

Особо следует сказать об Аалто как о человеке. Люди для него были так же ценны, как архитектура. Они все были интересны, независимо от того, где выросли и к какому общественному слою принадлежали. Встречи с людьми придавали ему силы и вдохновляли его. Аалто был очень коммуникабельным.

Алвар Аалто стал самым ярким представителем скандинавского функционализма, для которого характерны максимальное удобство, эстетичность и функциональность зданий. Он занимал посты президента Союза финских архитекторов (1943–1958) и президента Академии Финляндии (1963–1968). Умер Аалто 11 мая 1976 года. Кроме него, пожалуй, ни один из архитекторов XX века не смог достичь такого поразительного, гармоничного, просто музыкального созвучия самых разных строений с окружающей природой.

Алвар Аалто

Финны говорят, что, например, спроектированные Алваром Аалто белые здания нового общественного центра Хельсинки выражают сам дух «белого города Севера». А те, что облицованы красным кирпичом, особенно выразительно смотрятся зимой, когда в лучах заходящего солнца кирпич на фоне снега и неба вспыхивает, как пламя. Великий архитектор и после смерти продолжает вести диалог с природой.

Архитектор Аалто Алвар из Финляндии

Аалто АлварАалто Алвар (1898-1976, Alvar Aalto) — финский архитектор и дизайнер,  “отец модернизма” в Северной Европе, представитель функционализма и органической архитектуры, один из основоположников современного дизайна.

Можно ли дешевый камень превратить в золотой? Алвар Аалто считал, что именно для этого и существует архитектура. Он никогда не использовал «холодных», грубых материалов там, где с ними будет соприкасаться человек. Больше всего он любил дерево и камень. И свой первый самостоятельный архитектурный проект осуществил, когда ему было всего двадцать лет. Он, еще студент, сам реконструировал купленный родителями деревянный дом в деревне Алаярви и построил деревянную колокольню.

Те, кто знает толк в архитектуре, считают, что в использовании дерева Аалто не было равных. Во всех его проектах этот материал применялся не только как отличный формообразующий, но и гуманизирующий среду элемент. Например, когда в 1938-1939 годах Алвар Аалто взялся проектировать загородный дом-виллу «Майреа» для своих друзей — архитекторов Майры и Гарри Гулликсен, он использовал дерево и для внутренней, и для наружной отделки, раскрывал живописные цветовые и фактурные сочетания березы, тика, ели, сосны и даже специально спроектировал деревянную мебель. Интерьер получился теплым и уютным. А деревянные элементы в наружной отделке помогли очень естественно вписать кирпичный дом в окружающий лесной ландшафт.

дом Аалто Алвар

Специалисты сравнивают виллу «Майреа» с известным домом над водопадом Ф. Райта, который был построен в 1937 году. Та же естественность, живая перекличка с окружающей природой. Алвар Аалто использовал принцип «перетекающего» пространства, успешно воплощенный двумя лучшими архитекторами XX столетия: Ле Корбюзье — в вилле «Савой» и Мис ван дер Роэ — в доме Тугендхата. Но постройка Аалто, можно считать, более гуманна. И не только потому, что при желании отдельные участки пространства легко изолируются друг от Друга. Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ использовали преимущественно искусственные, «холодные» материалы — стекло, бетон, металл. Даже природный камень у них воспринимается как контраст по отношению к тому, что создано руками человека. Но этот же самый камень более чем естественно смотрелся во всех постройках Алвара Аалто.

Хуго Алвар Херник Аалто родился 3 февраля 1398 года в Куортане (Центральная Финляндия) в семье лесника. Он с детства учился понимать природу, относился к ней с трепетом и любовью.

В конце XIX — начале XX века в Финляндии начались революционные волнения. Это была реакция на репрессии царского правительства. Когда 31 декабря 1917 года Финляндия обрела независимость, Алвар Аалто уже год учился на архитектурном факультете Хельсинкского политехнического института у одного из самых известных финских архитекторов-рационалистов Сигурда Фростеруса. В рационализме, основы которого закладывались еще в конце XIX века, целенаправленно осваивались и переосмысливались все новейшие достижения науки и техники.

интерьер Аалто Алвар

В 1921 году после окончания учебы Алвар Аалто отправился в путешествие по Центральной Европе и Скандинавии. К этому времени лидеры рационализма уже занимались в основном проектированием промышленных и транспортных сооружений. Популярным сделался неоклассицизм. Он оказал огромное влияние и на развитие финской архитектуры, которая в начале XX века переживала сильное увлечение «национальным романтизмом», рожденным на стыке модерна и традиций финского народного зодчества. Развитие финского неоклассицизма, а позже и функционализма связывают с именем шведского архитектора Гунна-ра Асплунда.

Официальным дебютом Алвара Аалто можно считать участие в индустриальной выставке в Тампере в 1922 году. А в 1923-м молодой архитектор открыл свою проектную контору в Ювяскюля. С 1925-го он начинает сотрудничать со своей будущей женой Айно Марсио.

здание Аалто Алвар

Наиболее выразительной неоклассической постройкой Алвара Аалто считается рабочий клуб в Ювяскюля, возведенный в 1923-1925 годах. В проекте чувствуется непосредственная связь с архитектурными образами итальянских палаццо, очень популярных в эпоху Возрождения. Глухой прямоугольный объем приподнят над первым этажом на опорах, которые имеют вид полуколонн. Фасады напоминают дорический ордер, где за своеобразным фризом расположен зрительный зал. Чуть позже в том же стиле неоклассицизма Аалто спроектировал и церковь в Муураме.

В 1927 году Алвар Аалто переехал в город Турку, который стал центром нового архитектурного направления — функционализма, утверждающего примат утилитарно-практической функции архитектуры над формой. Немецкие архитекторы довели один из принципов функционализма — зонирование территории для каждой жизненной функции («жить, работать, отдыхать, передвигаться») — до механистичности. Финский же архитектор, который, путешествуя по Германии, видел выставку функционалистов «Новое жилище» в Штутгарте и посетил в Дессау «Баухауз» основоположника функционализма Гропиуса, по-своему переосмысливая принципы этого архитектурного направления, победил в нескольких конкурсах и в конце 1920-х — начале 1930-х годов спроектировал вместе с Брюггманом выставку, посвященную 700-летию Турку, построил туберкулезный санаторий в Паймио, библиотеку в Выборге. Алвар Аалто становится одним из самых популярных архитекторов. Он продумывал каждый свой проект до мельчайших подробностей, и в 1931 году создал фирму «Артек» по производству осветительной аппаратуры, мебели, художественного стекла, текстиля, которая просуществовала до нашего времени и сегодня разрабатывает наборы обстановки не только для жилых, но и для общественных помещений.

здание Аалто Алвар

В 30-е годы Аалто, как и другие ведущие финские архитекторы — Брюггман, Экелунд, участвует в разработке проектов «минимальных квартир» и начинает широко использовать дерево как в сооружении павильонов выставок, так и жилых домов (самый яркий пример — вилла «Майреа»).

Очень оригинально спроектировал Алвар Аалто в 1939 году павильон Финляндии на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Все внутреннее пространство поражало непривычной асимметричностью — с одной стороны была расположена изогнутая стена-экран высотой 17 метров, с другой- находился балкон с рестораном. В этом же году в Америке была организована выставка работ Аалто, и его пригласили читать лекции в Массачусетском технологическом институте.

Алвар Аалто всегда стремился к созданию так называемых органических форм, использовал для большей выразительности фонари верхнего света, волнообразные, выполненные в бетоне, кирпиче, дереве стены и потолки, придумывал мебель, дверные ручки и другие элементы предметной среды. Он утверждал, что «когда мы добьемся того, что сможем, пользуясь одним и тем же стандартным элементом, достигать разнообразных целей, причем основной сущностью каждой вещи станет ее гибкость, мы преодолеем опасности пути между Сциллой и Харибдой, примирим индивидуализм и коллективизм».

здание Аалто Алвар

Жизнь в США, где Алвар Аалто провел годы, когда в Европе шла Вторая мировая война, убедила финского архитектора в несовершенстве чисто функционального подхода к архитектуре. В 1948 году он, уже профессор Массачусетского технологического института, спроектировал шестиэтажное общежитие, которое не только имело изогнутую форму, но и было облицовано темно-красным клинкерным кирпичом, который в 50-е годы определил целый период его творчества, названный «красным».

Самыми известными постройками этого времени считаются общественный центр в Сяюнатсало и главное здание Политехнического института в Отаниеми. Именно кирпичная облицовка соединяет здания с основанием, с землей. Постепенно архитектор еще больше усложняет задачу и превращает кирпич в пластичный, формообразующий элемент. Как для постройки общежития в Кембридже, так и Дома культуры в Хельсинки он использовал специальные трапециевидные кирпичи, из которых можно было выкладывать криволинейные поверхности.

Даже его собственный дом неподалеку от Сяюнатсало превратился в своеобразную архитектурную лабораторию, где Аалто изучал, как разные типы кладки взаимодействуют с растительностью — травой, кустарниками, деревьями. Позже Аалто говорил: «У архитектора могут появиться новые мысли, когда он неожиданно обнаружит на камнях растительность с желтыми цветами; и какими бы смешными ни казались такие мелочи, они дают какой-то толчок».

«Красный» период творчества Алвара Аалто был связан с переосмыслением традиций средневековой архитектуры и национально-романтическим движением начала XX века. В «белом» периоде, который начался с функционалистических строений 30-х годов и приобрел новое звучание в середине 50-х, чувствуется влияние традиций северного классицизма и функционализма.

Белизна однотонных поверхностей, контрастируя с живописными ландшафтами, напоминает гладкую поверхность зеркально отражающих небо финских озер. Своеобразный эффект получается при взаимодействии белого цвета с цветными деталями из меди, дерева, керамики. Это особенно ярко видно на примере таких зданий, как собственное ателье Аалто в Мунккиниеми, церковь в Вуоксенниске, зал «Финляндия» в Хельсинки, музей в Олборге и др.

здание Аалто Алвар

Очень внимательно относился Алвар Аалто и к оформлению интерьера. Прежде чем предложить те или иные светильники, он изучал психобиологические и функциональные свойства света. Он настаивал на том, что правильно спроектированный дом должен предоставлять не только каждой семье, но и каждому ее члену возможность уединения. Разрабатывая мебель и другие элементы интерьера, он утверждал, что все детали внутреннего убранства дома — не что иное, как компенсация контакта с природой. «Каждый может хотя бы в шутку вообразить, что изделия, наполняющие дом,- говорил Аалто,- являются символами естественных элементов. Изделия и предметы с их текстурой, цветом и формой представляют зеленые поля и цветы, короче говоря, мир, которого человек в больших городах лишен».

Все дизайнерские разработки Алвара Аалто, как и его архитектурные проекты, естественны и органичны.

Умер Аалто 11 мая 1976 года. Кроме него, пожалуй, ни один из архитекторов XX века не смог достичь такого поразительного, гармоничного, просто музыкального созвучия самых разных строений с окружающей природой.

Финны говорят, что, например, спроектированные Алва-ром Аалто белые здания нового общественного центра Хельсинки выражают сам дух «белого города Севера». А те, что облицованы красным кирпичом, особенно выразительно смотрятся зимой, когда в лучах заходящего солнца кирпич на фоне снега и неба вспыхивает как пламя. Великий архитектор и после смерти продолжает вести диалог с природой и с каждым из нас.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Смотрите предложение от Элит-Винтаж по реставрации современной мебели в Москве:

реставрация современной мебели

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

< Предыдущая   Следующая >

культовый проект Villa Mairea от Алвара Аалто

Авторские дома: экстерьер Villa Mairea от Alvar Aalto

Авторские дома, в которые создатели вкладывали частичку своей души, всегда будут вызывать интерес и привлекать внимание, несмотря на переменчивость моды. Сегодня наш рассказ – об одном из талантливых архитекторов, творивших в прошлом веке.

Творческие эксперименты Alvar Aalto позволили его шедеврам финского архитектурного модернизма удостоиться многочисленных наград.

Наряду с Frank Lloyd Wright, финский архитектор Alvar Aalto обладал очень индивидуальным стилем, сочетающим традиции и современность. Но, в отличие от Wright, который родился через десять лет после окончания Гражданской войны 1861-1865 годов и свои ранние работы создал в США в том же веке, Aalto (1898-1976) начал свою карьеру как представитель течения модернизма, распространённого в Европе.

Первые здания архитектора были созданы в стиле нордического классицизма, но Aalto быстро перешёл к функционализму – версии европейского модернизма в Скандинавии. В дальнейшем он минимизировал строгость функционализма и разработал собственную, особенную концепцию современной архитектуры, вдохновение для которой он черпал в истории и финских пейзажах.

Villa Mairea – не первый проект, созданный в таком ключе, но это первый особняк, построенный для клиента (его собственный дом 1936 года постройки). Он стал одним из шедевров архитектуры среди жилых зданий ХХ века. Особенности этого здания не заметны с первого взгляда, дизайн не отличается ни строгой упорядоченностью, как у других современных построек, ни стилистическими намёками на традиционную архитектуру. Создавая этот проект, автор опирался на собственный опыт и настроение. А результат удостоился множества заслуженных наград.

И архитектор, и клиент видели дом как воплощение их нереализованных идей, которые могли бы быть применены к типовым проектам массового жилья. А этим были озабочены многие архитекторы в период между мировыми войнами. Aalto чувствовал, что массовой застройке не хватает отдельных штрихов, которые сделают её живой и индивидуальной, а не стерильной и безликой.

С этой позиции дом выглядит ещё более современным, чем аналогичные здания, поскольку функциональность (основа ранней модернистской архитектуры) в нём важнее стиля и концепции.

Немного о Villa Mairea

  • год постройки: 1939;
  • архитектор: Alvar Aalto;
  • местоположение: Ноормаркку (Noormarkku), Финляндия.

Aalto встретил Maire Gullichsen, жену промышленника Harry Gullichsen, благодаря своему помощнику, Nils-Gustav Hahl, в 1935 году. Maire и Harry Gullichsen, желающие построить виллу в Noormarkku, стали клиентами архитектора уже после того, как была открыта совместная с Nils-Gustav и Maire Gullichsen компания Artek по производству мебели. И по сей день она производит стулья и посуду, дизайн которых разработал Aalto. А особняк стал результатом дружбы, основой которой послужили близкие взгляды на искусство и общество.

Проект был воплощён в реальность благодаря стремлению к новизне и либерализму семьи Gullichsen. В одном из интервью они рассказали, что предложили архитектору рассматривать проект в качестве экспериментального и обещали не предъявлять никаких претензий в случае неудачи.

Одним из ранних дизайнерских решений была схема с консолями, как в проекте виллы Fallingwater от Frank Lloyd Wright. Aalto увидел её в журнале в 1937 году, когда начал работу над Villa Mairea.

Экстерьер Villa Mairea от Alvar Aalto

Перед тем, как обратить внимание на вариант в стиле Fallingwater, архитектор рассматривал идеи финских крестьянских домов. В дальнейшем он не оставил изначальную разработку, а доработал её, спроектировав здание традиционной для Скандинавии Г-образной планировки. Таким образом строили особняки аристократов, что вполне соответствовало богатству семьи Gullichsens. Как правило, такого рода здания обладают просторными дворами. Здесь приусадебная территория была отведена под бассейн и сауну, соединённую с домом крытым переходом.

После разработки вариант был согласован с клиентом, но, уже на этапе строительства этого дома в лесу, Aalto не раз вносил изменения в проект. Это наглядно подтверждает, что и сам стиль Aalto, сочетающий в себе старое и новое – то, что называют живописным коллажем, – может быть разнообразным и изменчивым.

Местоположение Villa Mairea

На первый взгляд особняк выглядит простой белой коробкой среди леса, но, если присмотреться вблизи, станет заметна необычность его конфигурации. В первую очередь привлекает внимание деревянная пристройка к фасаду с большими высокими окнами – там Harry оборудовал библиотеку и гостиную, – а также оригинальные скошенные окна на втором этаже и асимметричный навес над крыльцом. Он также обшит натуральной древесиной, которая выразительно контрастирует с белыми стенами дома.

Если сравнить фасад Villa Mairea с другим известным домом – Gropius House в штате Массачусетс, – то можно увидеть определённое сходство. Оба имеют навесы и винтовую лестницу, но техника декорирования Aalto более мягкая по сравнению с суровостью Gropius. Удивительно, но экстерьеры зданий, созданных Aalto, очень гармоничны и не выглядят перегруженными, несмотря на обилие функциональных и декоративных элементов.

Экстерьер Villa Mairea от Alvar Aalto

Осмотр с другого ракурса позволяет нам увидеть ещё больше деталей, которые удивительно подходят друг к другу. Деревянная обшивка стен гостиной гармонирует с основанием дома из тёмного камня и тонкой решёткой террасы, куда можно выйти из спальни. За полукруглой стеной на втором этаже, обшитой тёмными фактурными досками, скрывается студия Maire. Такое решение придаёт тыльному фасаду особняка впечатляющий объём.

Экстерьер Villa Mairea от Alvar Aalto

Прежде чем поговорить о заднем дворе, обратим внимание на ещё пару деталей экстерьера. Большие окна с деревянными рамами в гостиной оборудованы стальными стержнями для раздвижных ставней. Угол дома, где расположена кухня, декорирован тонкими вертикальными планками из тёмного дерева – это метафорический образ леса вокруг дома. С ними перекликаются и другие вертикали – колонны, флюгер и другие конструкции внутри и снаружи дома. За угловым окошком спрятана детская спальня.

Фасад Villa Mairea от Alvar Aalto

Тыльный фасад особняка выглядит проще, чем главный. Здесь преобладают ровные белые поверхности, дополненные панорамными окнами столовой и гостиной. При этом студия из тёмной древесины, которую мы уже видели с другого ракурса, придаёт этой части дома оригинальный и стильный вид.

Внутренний двор Villa Mairea

Под студией расположен зимний сад, куда можно войти со двора. Сама студия своими изгибами и отделкой из тёмного дерева напоминает рояль. А белые несущие конструкции выглядят, словно стволы светлых деревьев, продолжая тему леса.

На фото слева, на дальнем плане, виднеется сауна.

Экстерьер Villa Mairea от Alvar Aalto

Внутри дома метафора леса выглядит ещё более выразительно, особенно если говорить о колоннах и неструктурных опорах, которые напоминают не только деревья, но и кусты. Они привлекают внимание гостей и функционально разделяют пространство дома. Поэтому интерьер выглядит скорее как некое переплетение поверхностей и линий, в отличие от привычных строгих конструкций, часто встречающихся в современном дизайне.

Это одна из «фирменных» черт авторских проектов Aalto. Таков результат метафоричного переплетения старого и нового, а также других непринуждённых манипуляций с архитектурными элементами.

Взглянем ещё раз на изображённую на фото комнату. Справа расположен вход, слева виднеется лёгкая лестница, а возле неё – переход к столовой. Изнутри дом выглядит не менее интересно, чем снаружи. Необычные элементы – деревянная отделка, изогнутая белая стена у входа, меняющаяся высота потолков – кажутся эклектичными, но вместе создают гармоничный и цельный дизайн. Это именно тот случай, когда целое – больше, чем просто сумма частей.

Дизайн интерьера Villa Mairea от Alvar Aalto

Если повернуться на 180°, мы увидим гостиную с угловым камином. Снаружи за белой кирпичной стеной находится зимний сад, и, возможно, поэтому она больше похожа на внешнюю стену дома. На переднем плане – одна из самых известных деталей интерьера: две колонны, обвитые ротангом и делящие пространство комнаты на три части. Во всём доме такие цилиндрические колонны обвиты ротангом.

Хороший способ описать дом – это создать серию эпизодов о нём. Хотя многие из помещений особняка – в частности, первый этаж – едины, здесь повсеместно встречаются уникальные материалы, текстуры, детали и аксессуары, которые не повторяются, но вместе сочетаются очень гармонично. Элементы народной скандинавской архитектуры в модернистском интерьере – это ещё один способ создать цельный, продуманный интерьер. Кстати, таким же образом Aalto создавал и два финских павильона для международных выставок примерно в то же время, когда строился и этот дом.

Дизайн интерьера Villa Mairea от Alvar Aalto

Ещё пара таинственных аксессуаров – оригинальные ручки и маленькие застеклённые «иллюминаторы» на входной двери. И, конечно, нельзя не обратить внимания на деталь, которую чертёжники называли «уши Aalto» – изящное отверстие на камине в гостиной. Такие детали иллюстрируют влияние искусства на архитектуру и особый талант автора к сочетанию различных элементов, создавая цельный и гармоничный дизайн, который выглядит современным, не будучи стандартным и предсказуемым.

На вилле Mairea создан музей Alvar Aalto и вы, уважаемые читатели, можете посетить его, предварительно забронировав дату и время. Тем, кому интересна архитектура дома, предлагается посетить сайт музейной экспозиции, где представлена подробная информация о доме, а также множество чертежей и фотографий.

Дизайн интерьера Villa Mairea от Alvar Aalto План схема Villa Mairea от Alvar Aalto

Алвар Аалто

Родился Алвар Аалто в финском Куортане в семье инженера-геодезиста. Закончил Политехнический институт в Хельсинки. Студентом, в 1918 году, оставил альма матер, чтобы воевать за независимость страны. Затем вернулся к учебе и профессии, получил диплом архитектора в 1921 году, работал в Ювяскюля и Турку. В 1935 году в Хельсинки организовал свою собственную фирму Artek (которая успешно существует по сей день). Его жена Айно Марсио, тоже архитектор, была его постоянным соавтором вплоть до своей кончины в 1949 году.

Ратуша в Сяйнятсало, Финляндия Церковь Vuoksenniska, Финляндия Виллу Mairea Аалто построил для своих друзей в конце 30-х годов прошлого века, в финском городе Ноормаркку

Алвар Аалто прославился в первую очередь как архитектор. Еще до Второй мировой войны он создал здания и предметы, до сих пор составляющие славу и неисчерпаемую копилку скандинавской архитектуры. Он сочетал национальные традиции с принципами функциональности. Полагался на триединство: «человек – природа – архитектура». Органично вписывал современные объекты в природную или городскую среду.

Дворец «Финляндия» в Хельсинки (1967–1971) – один из самых известных концертных залов и последнее творении Аалто Здание издательства Enso-Gutzeit Oy Здание санатория Paimio, 1930-е При проектировании санаторных интерьеров архитектор применил целый ряд инновационных для того времени приемов, например, раковины бесшумной формы и встроенную сантехнику

В конце 20−х – начале 30−х годов Аалто создал в стиле функционализма здание городской газеты в Турку, и это была первая крупная работа мастера, которая стала известна за пределами Финляндии. А постройка туберкулезного санатория в Паймио выдвинула Аалто в первые ряды архитекторов современности. Затем он участвует в проектировании вокзала в Таллине и здания финского посольства в Москве. В его активе 12 реализованных и 10 неосуществленных библиотечных проектов.

Здание библиотеки в Выборге, 1935 год Читальный зал библиотеки в Выборге Частная вилла Maison Carré под Парижем, 1955 год Интерьеры частной виллы Maison Carré под Парижем, 1955 год

Построенная Аалто в 1935 году библиотека в Выборге (финское название города – Виипури) сохранилась и сейчас, правда, находится в ужасном состоянии. Она навсегда стала образцом функционализма. Стеклянные стены и круглые окна в потолке позволяли организовать свет таким образом, чтобы книги, которые читают посетители, были освещены со всех сторон и без теней. Разноуровневые лестницы и плавно поднимающиеся полы коридоров обеспечивали многофункциональность читальных залов, а кубическая форма помещений создавала впечатление простора и вместительности.

Студенческое общежитие в Массачусетсе, вход, 1947-1948 годы Студенческое общежитие в Массачусетсе, вход, 1947-1948 годы Стулья 45, Artek в интерьере офиса Sunstar Suisse, Этой, Швейцария Барные стулья 64, Artek в интерьере спа-салона в отеле Grand Hyatt, Сеул

Спроектированные Алваро Аалто здания были построены в 8 европейских странах, а также в Ираке и США, но большая часть работ архитектора выполнена, естественно, в Финляндии. В США Алвар Аалто жил и преподавал во время Второй мировой войны. Для Массачусетского технологического института он спроектировал студенческое общежитие с изогнутыми стенами, облицованными красным кирпичом, а также мебель и осветительную арматуру для оформления интерьера здания.

Кресла 41 из гнутой фанеры были разработаны специально для санатория Paimio, спинка изогнута под удобным для сидения больного человека углом, 1941 год Столики Nesting Table из гнутой фанеры, Artek, 1935 год Шезлонг 43 из гнутой фанеры и кожи, Artek, 1937 год Стойка для зонтов 115 из гнутой фанеры и меди, Artek, 1936 год

Освещению Аалто уделял особое внимание. Свет формирует пространство, выявляет пластику конструкций, служит мощным средством воздействия на эмоции. Его первая мебель и светильники были созданы для построенного им и сделавшего его знаменитым санатория в Паймио. Алвар Аалто считал, что проектировать обстановку нужно как естественное продолжение и важное дополнение к архитектуре.

Подвесная лампа A338 из крашеной стали, Artek, 1950 год Подвесная лампа A440 из матового стекла, Artek, 1954 год Ширма SCREEN 100 из сосны, Artek, 1936 год Вешалка для одежды 109 из гнутой фанеры, Artek, 1936 год

Он активно использовал технологию гнутой фанеры. Табурет «Модель 60», мобильный столик «Модель 900» и «901», кресло Paimio стали образцами функционального дизайна. И сейчас во многих современных предметах мебели можно найти если не копию, то явные отголоски дизайнерских находок Аалто.

Знаменитый фанерный табурет 60 на трех ногах, Artek, 1930 год Дневная кровать 710 из массива березы, Artek, 1933 год Дневная кровать 710 - одна из первых кроватей с решеткой из березовых ламелей Скамья 153А из лакированной березы, Artek, 1945 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *