Профессиональные уровни: 10 лучших строительных уровней — Рейтинг 2019 (топ 10) – ТОП-12 Лучших Строительных Уровеней | Рейтинг 2018

Уровни профессионализма

Уровни профессионализмаНа любой на работе, на любой должности ценится профессионализм. Но ведь он не возникает из ниоткуда, человек становится профессионалом постепенно, проходя через несколько этапов. Эти этапы называются уровни профессионализма.

Конечно, уровни профессионализма — понятие условное. Разные люди идут к вершинам профессионализма по-разному и достигают их в разное время. В профессиональной жизни случаются взлеты и падения, и иногда бывает так, что человек возвращается на уже пройденные уровни профессионализма вместо того, чтобы двигаться дальше.

Тем не менее, все-таки можно выделить определенные уровни профессионализма, через которые проходит каждый или почти каждый человек. Кто-то проходит через все уровни, кто-то — только через некоторые. Кто-то проходит через них быстро и достигает вершины, а кто-то на одном уровне задерживается годами.

Условно выделяют следующие уровни профессионализма.

Допрофессионализм. Через этот уровень проходят все, потому что никто не рождается профессионалом. Даже если вы хорошо учились и имеете на руках красный диплом, практика будет отличаться от теории. Новички могут делать ошибки, продуктивность и результаты труда поначалу не радуют. И только от вас зависит, застрянете ли вы на этом этапе надолго или будете покорять новые уровни профессионализма. Некоторые пассивные люди задерживаются на нем чуть ли не годами.

Профессионализм. Этот уровень охватывают большую часть нашей жизни. К профессионализму человек приходит не сразу, поэтому нельзя четко сказать: вот вчера я был допрофессионалом, а сегодня стал профессионалом. Человек овладевает профессиональными качествами постепенно.

Сначала от трудится по инструкции, по шаблону,

потом в его работе появляется место для творчества (естественно, в рамках, обусловленных спецификой деятельности). В идеале профессионал сам ставит себе цели в труде, сам мотивирует себя на работу, видя в ней смысл. Осознав себя в профессии, он не стоит на месте, а движется дальше.

Внутри этого уровня условно можно выделить меньшие уровни профессионализма. Первый — это адаптация к профессии. Человек усваивает специфику работы, нормы, техники и приемы — словом, «вливается» в профессию. Обычно этот этап длится 1-2 года.

Когда основы профессии освоены, наступает этап самоактуализации. Человек осознает возможности, которые предоставляет ему профессия, у него начинает формироваться и укрепляться собственный стиль работы. Работает он не только для того, чтобы заработать деньги, работа становится средством саморазвития и самореализации.

Третий «под-этап» — это этап свободного владения профессией. В идеале человек достигает гармонии в профессиональной деятельности и показывает высокий уровень мастерства. Многие так и остаются на этом этапе, а некоторые выходят на новый уровень — уровень суперпрофессионализма.

Суперпрофессионализм — это расцвет профессиональной деятельности, время достижений и творческих успехов. Обычно такой человек выходит за пределы профессии, и тут есть два основных варианта развития. Суперпрофессионал либо начинает обогащать профессию, делая личный вклад (предлагает новые пути решения проблем, внедряет различные инновации), либо начинает освоение новых профессий, обычно смежных. Во втором случае он становится профессионалом-универсалом.

С выходом на пенсию начинается этап послепрофессионализма. Иногда профессиональная деятельность на этом этапе оказывается в прошлом, человек полностью от нее отходит. Но некоторые люди на этом этапе становятся экспертами, консультантами, делясь с другими своим профессиональным опытом.

Иногда выделяют еще и такой уровень, как псевдопрофессионализм. Внешне человек кажется активным в профессиональной сфере, но на самом деле результат его работы стремится к нулю. По сути, о профессионализме говорить в этом случае не приходится — «имитацию бурной деятельности» вряд ли можно назвать поведением, свойственным настоящим профессионалам. Нередко такой псевдопрофессионализм свойственен «офисному планктону».

Помните, только от вас зависит, достигнете ли вы высшего уровня профессионализма, став суперпрофессионалом, или так и «зависнете» где-то между допрофессионалом и профессионалом. Но если вы действительно любите свою профессию, бояться нечего: вам покорятся все уровни профессионализма!

Уровни профессионализма

Профессионал и Специалист — уровни мастерства

Для начала прочтите притчу 🙂

Профессионал и Специалист - уровни мастерства


*** 

Рекомендую к просмотру документальный фильм «Мечты Дзиро о суши», которое многое скажет, что такое мастерство.

***

Еще один наглядный пример, как мастерство в любом деле может быть доведено до совершенства

Равновесие, доведённое до крайности от японки Мийоко Шида, актриса показывает уровень мастерства, которого можно достичь шлифуя простые действия.


Приведу еще пример.

Уилсон Бентли посвятил жизнь изучению и фотографированию снежинок.

За всю историю на поверхность Земли не упали две одинаковые снежинки — все они отличаются друг от друга величиной, формой, рисунком и числом молекул воды. Но все они прекрасны. Уилсон Бентли посвятил жизнь изучению и фотографированию снежинок. Он начал свою работу в 1885 году и 50 лет спустя опубликовал результаты своих наблюдений с приложением 2000 снимков. Его книга до сих пор — основной источник знаний о снежинках.

***

На данный момент не существует оценочного стандарта, шкалы градаций по профпригодности, но они есть 🙂

Пример лестницы профессионального мастерства : обыватель — специалист- профессионал — эксперт (гуру)

Уровни мастерства, которым я пользуюсь :

Дилетант

Специалист

Профессионал

Мастер(эксперт, гуру)

Пример лестницы профессионального мастерства : обыватель - специалист- профессионал - эксперт (гуру)

Самым важным, на мой взгляд отличием Профессионала , Специалиста и Дилетанта, является стабильность или не стабильность показателей мастерства. Дилетант с вероятностью 99% проваливает задание или тест, только 1% случайности может спасти ситуацию. Специалист — дает стабильно качество на 3(троечку), иногда на 3+, важный показатель — НЕстабильность качества. Профессионал гарантировано дает качество 4+, иногда по настроению на 5…

А как же Мастер/Эксперт, спросит любопытный читатель ?

Удел мастера работать на уровне 5+ или выше, «или выше» означает, что качество мастерство настолько филигранно сделано, что обыватель не может ее оценить. Обыватель может оценить качество только до уровня 4+, выше этого не обладает «инструментами измерения», не хватает измерительной шкалы. Обыватель не может правильно оценивать, т.к. не имеет ПРАКТИКИ, он не видел много и разных работ, тем более разных и ХОРОШИХ работ. Обывателю сравнивать особо нечего. Понятия «обыватель» и «дилетант», в нашем случае это оно и то же. 

*Дилетант— человек, занимающийся какой-либо деятельностью без должных знаний и профессиональной подготовки. Еще одно замечание, на рисунке, обыватель выделен красной обводкой и по высоте, выше всех. Это сделано специально, что подчеркивает самомнение обывателя о своем уровне знаний/навыков.

Качество Мастера может оценить только Мастер и Профессионал, даже Специалист не в состоянии дать оценку уровня мастерства Мастера.

Есть еще одна интересная особенность.

Специалист не может прыгнуть выше уровня 3+. Хуже может делать, лучше нет.

Профессионал может делать на 4+ или 5, но хуже делать не может в отличие от специалиста, но выше уровня 5 тоже не может, т.к. это шкала, которою он может разобрать, дальше идет «неопознанная область», это уже не его уровень.

Мастер может сделать работу любого качества, от 2 до 5+ или выше, как захочет 🙂

Возникает вопрос, допустим это так, ну и что 🙂 для чего все это нужно знать, в чем зерно этой сортировки, спросит другой читатель?

Этой градации есть вполне практичное применение, хотя оно НЕочевидное, но тем не менее, имеющий практическую пользу.

Например.

Ситуация№1. Когда к нам на работу устраивается человек, мы должны предложить определенную зарплату. Сегодня рынок труда таков, что за одну и ту же работу платят разные зарплаты. Возникает вопрос, а по каким критериям определяется, какую сумму обещать соискателю? Специалисты по подбору кадров называют разным соискателям(кандидатам) разные оклады. Они исходят из своих каких-то субъективных оценок, исходя из чего и предлагают соответствующую зарплату. Часто в компаниях размер зарплаты считается коммерческой тайной, и тем кто сообщает эту информации другим сотрудникам грозит наказание, вплоть до увольнения.

Ситуация№2. Данная ситуация по содержанию схожа с предыдущей, по содержанию, но отличается по форме. Вам требуется выполнить какую-то работу в компании, не важно что, установить кафель в ванной или дизайн новой упаковки. Вы нашли подходящего исполнителя, посмотрели отзывы/рекомендации, вроде то что надо. Тут исполнитель спрашивает нас: «Хозяин, а сколько вы платите за работу?». Вот тут нам нужно сообщить оплату исполнителю за предстоящую работу, а не знаем какую сумму назвать. Особенно такая проблема возникает при выполнении творческих, разовых заказов. Придерживаясь выше изложенной градации разделения уровней мастерства можно назвать сумму. Данный критерий оценки облегчает нам решение данной проблемы.

Ситуация№3. Есть и другое применение этой градации, например, когда мы ищем учителя по профессиональным навыкам… но это другая история 🙂

Уровни мастерства, которые сейчас употребляются при оценке компетенций( в частности в интернете), расширенная версия:

  1. Полный ноль («чайник”, дилетант)
  2. Начинающий (стажёр)
  3. Любитель-теоретик
  4. Любитель-практик
  5. Специалист
  6. Профессионал
  7. Мастер/гуру

… продолжение следует

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

на межаттестационный период (2012-2017 гг.)

Фахуртдиновой Диляры Мунировны,

учителя географии

МБОУ «СОШ №4 ЗМР РТ»

Общие сведения об учителе

  1. Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
  1. Образование: высшее. Казанский государственный педагогический университет, учитель географии средней школы, ЭВ №609756, 11.05.1995 год, регистрационный №126936,  квалификация по диплому «учитель географии»  по специальности «География».  
  1. Педагогический стаж: 27  лет
  1. Квалификационная категория: Высшая квалификационная категория, приказ МОиН РТ от 11.12.2012 №6440/12 Окончание срока действия – 30.12.2017
  1. Сведения о повышении квалификации:

 Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в преподавании географии.(72 часа)

Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта (36 часов)

Москва, Педагогический университет «Первое сентября», ED-A-313229/219-368-663, 2015 год.

Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся. (72 часа), КФУ, УПК-89-000780/2017, 23.07 2017 год

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования КФУ, 350 часов, по программе дополнительного профессионального образования

 «Естествознание» с правом преподавания предметов «Химия», «Физика», «Биология», ДП-20-004904/2016, 2.12.2016 год.

  1. Тема самообразования:  «Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учителя и ученика».

Цель и задачи повышения профессионального уровня

в межаттестационный период  (2012-2017 гг.)

Цель: повышение уровня профессионального мастерства через освоение новых профессиональных компетентностей, совершенствование теоретических и практических знаний по специальности, овладение современными методами решения профессиональных задач.

Задачи:

  • изучение нормативно-правовых документов, психолого-педагогической литературы;
  • изучение и использование современных образовательных и информационно-коммуникативных технологий, сочетание  традиционных и инновационных методов обучения с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
  • разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих программ по преподаваемым предметам в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
  • пополнение творческой лаборатории.

Когда начата работа над темой: 2012 год

Когда предполагается закончить работу над темой: 2017год

План работы в межаттестационный период.

  1. Изучение нормативных документов, регламентирующих порядок аттестации педагогических работников:

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

http://mon.tatarstan.ru/rus/FGOS.htm

  • Нормативные документы по аттестации

http://mon.tatarstan.ru/rus/ped_ates_normativ.htm?page=1

  1. Определение   темы самообразования, цели, задач.  

Планирование деятельности в соответствии с методической темой школы

Тема самообразования:

 «Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учителя и ученика».

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности учителя и, как следствие, повышение  эффективности образовательного процесса.

Задачи:

  • Изучение учебно-методической литературы по теме самообразования;
  • Овладение новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
  • Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • Развитие творческих, исследовательских способностей учащихся, повышение  их активности;
  • Создание базы учебных, методических и дидактических материалов по заявленной теме;
  • Обобщение опыта педагогической работы по теме самообразования;
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: методическая литература,  семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет сообщества учителей географии

Срок работы над темой: 5 лет.

3. Направления повышения профессионального уровня:

  

Основные направления

Действия и мероприятия

Срок   исполнения                                                

Информационно-аналитическое

  1. Знакомство с новыми педагогическими технологиями через изучение методической литературы, практических материалов, методического опыта педагогов, материалов  Интернет.
  1. Апробация применения элементов современных педагогических технологий в собственной практике.
  1. Участие в конкурсе на соискание гранта МО и Н РТ «Наш лучший учитель».
  1. Изучение     применения     современных образовательных технологий в работе  учителей  в области обучения и воспитания.
  1. Участие в работе творческих и проблемных групп учителей географии
  1. Повышение профессионального уровня на курсах повышения квалификации для учителей географии
  1. Участие в работе научно-методических семинаров.

В течение всего периода  

В течение всего периода.  

2012-2017гг.  

В течение всего периода  

В течение всего периода

2015г.

В течение всего периода                    

Психолого-педагогическое и учебно-воспитательное

  1. Совершенствование знаний в области психологии и педагогики.
  1. Повышение качества обученности учащихся по географии
  1. Подготовка учащихся к успешной сдаче ГИА по географии.
  1. Мониторинг качества знаний

В течение всего периода  

 

В течение всего периода    

               

В течение всего периода

В течение всего периода  

Методическое

  1. Совершенствование знаний современного содержания образования.
  1. Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения.
  1. Организация работы с одарёнными детьми и  участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
  1. Создание методической копилки, обогащение творческой лаборатории за счёт электронных ресурсов сети Интернет
  1. Создание собственного сайта, размещение собственных методических разработок.
  1. Проведение открытых уроков и мероприятий на школьном, муниципальном, республиканском уровнях.
  1. Разработка рабочих программ по преподаваемому предмету.
  1. Разработка и проведение мероприятий в рамках школьной декады естествознания, природоохранных акций

В течение всего периода  

В течение всего периода    

                               

В течение всего периода                                    

В течение всего периода    

В течение всего периода                                                                    

 

В течение всего периода                                                                    

В течение всего периода  

 

Ежегодно

                                                                                                                                                                                           

Обмен опытом

  1. Участие в работе  РИП по теме «Формирование у учащихся познавательных учебных действий посредством усвоения предметной информационной площадки «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования»
  2. Участие в работе экспериментальной площадки по теме «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования профессиональных компетенций»
  1. Распространение собственного педагогического опыта путём размещения на различных педагогических интернет-порталах разработок уроков, презентаций, статей.
  1. Выступление на школьных педагогических советах, на заседаниях муниципального методического объединения  учителей географии

2016-2017 гг.

                                                                   

В течение всего периода                                                                    

В течение всего периода                                                                    

4. Ожидаемые результаты:

  • Пакет  материалов  по  различным  педагогическим  технологиям;
  • Повышение профессиональной компетентности в области методики преподаваемого предмета;
  • Рост результативного участия учащихся в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях разных уровней;
  • Разработка и проведение открытых уроков;
  • Создание сайта, размещение собственных методических материалов;
  • Создание методической копилки;
  • Участие в профессиональных конкурсах.

                             

                             

Уровни профессиональных стандартов

Квалификационные уровни профессиональных стандартов можно разделить на девять категорий.

Начальные уровни квалификации профессиональных стандартов

Первый уровень. Предполагается осуществление деятельности под руководством, а также индивидуальная ответственность. Для первого уровня профстандарта характер умений работника заключается в выполнении стандартных заданий (зачастую это физический труд). Характер знаний на данном уровне – это применение ограниченного уровня специальных знаний или использование элементарных практических знаний. Для того чтобы достичь данного уровня квалификации, сотрудник должен пройти инструктаж или краткосрочное обучение, а также иметь практический опыт.

Второй уровень. Полномочия и ответственность сотрудника с данным уровнем квалификации подразумевает деятельность под руководством с проявлением инициативы при выполнении знакомых трудовых обязанностей. Также сотрудник должен проявить индивидуальную ответственность. Обладая данным уровнем квалификации, сотрудник должен уметь выполнять стандартные задания и трудовые функции, выбирать способ действия по инструкции, а также корректировать действия с учетом условий их выполнения. Что касается характера знаний, то на данном уровне профстандарта сотрудник должен применять специальные знания. Основные пути достижения второго уровня квалификации использование:

  • программ профессионального обучения,
  • программ специальной подготовки по должностям,
  • программ переподготовки рабочих (как правило, такая программа занимает около двух месяцев),
  • практический опыт.

Третий уровень. Полномочия и ответственность сотрудника данного уровня квалификации: профессиональная деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении традиционных практических задач, планирование собственной деятельности исходя из поставленных задач, а также индивидуальная ответственность. Характер умений работника: решение практических задач, выбор метода действия на основе практического опыта и знаний, корректировка действий с учетом условий их реализации. Характер знаний работника с третьи уровнем квалификации: доскональное понимание методических и технологических основ решения типовых практических задач, а также применение специальных знаний. Основные пути достижения данного уровня квалификации: программы профессионального обучения и подготовки по профессиям и должностям рабочих, программы переподготовки персонала, а также повышения квалификации, практический опыт.

Четвертый уровень. Полномочия и ответственность сотрудника, который соответствует четвертому уровню квалификации, должны включать: деятельность под руководством с проявлением самостоятельной работы при решении практических задач, которые требуют анализа и изменений ситуаций, планирование собственной трудовой деятельности или деятельности группы сотрудников, руководствуясь поставленными задачами и практическим опытом. Характер умений работника: решение различных практических задач, выбор методы действия на основе практического опыта и знаний, осуществление итогового и текущего контроля, коррекция и оценка собственной деятельности. Характер знаний: понимание методических и научно-технических основ решения практических задач, а также использование специальных знаний и самостоятельная работа с информацией. Основные пути достижения данного уровня квалификации: учебные программы среднего профессионального образования, программы подготовки и переподготовки квалифицированных сотрудников, программы профессиональной подготовки по профессиям и должностям, практический опыт, а также повышение квалификации у рабочих и служащих.

Высшие уровни квалификации

Пятый уровень. Сотрудники, которые претендуют на получение квалификации пятого уровня профессионального стандарта, должны нести такую ответственность: самостоятельна работа по решению разных видов практических задач, активное участие в решении поставленных задач в рамках конкретного подразделения, а также индивидуальная ответственность за их выполнение. Характер умений сотрудника: решение различных практических задач с элементами проектирования, выбор методов решения сложностей в постоянно меняющихся условиях рабочей деятельности, текущий и итоговой контроль, оценка и коррекция деятельности. Сотрудник должен применять профессиональные знания методического и технологического характера, искать информацию, которая необходима для решения поставленных профессиональных задач. Чтобы получить квалификацию данного уровня, необходимо пройти образовательные программы среднего образования, программы профессиональной подготовки среднего звена, программы профессиональной подготовки рабочих разных должностей. Также необходимо пройти дополнительные профессиональные программы и получить практический опыт.

Шестой уровень. Полномочия и ответственность: самостоятельная деятельность, определение задач в собственной работе и работе подчиненных, обеспечение взаимодействия сотрудников со смежными подразделениями, ответственность за результаты проведения работ на уровне подразделений или предприятия. Характер умений сотрудника: разработка, оценка внедрение и корректировка направлений профессиональной деятельности, умение технологические и методические методы решения задач. Сотрудник, который желает получить данный уровень квалификации, должен обладать такими навыками и знаниями: применять профессиональные знания, в том числе инновационные, также необходимо осуществлять самостоятельный поиск, анализ и оценку профессиональной информации. Основные пути достижения данного уровня квалификации: получение высшего образования программы бакалавриата или среднего профильного образования.

Замечание 1

Приветствуется знание дополнительных профессиональных программ. Это позволяет сотруднику владеть навыками трудовой деятельности вне коллектива, а также управлять крупной рабочей группой подчиненных. Работник должен исполнять функции по улучшению конкретных разработок с целью усовершенствовать производственный процесс в целом.

Седьмой уровень. Полномочия и ответственность сотрудника: определение стратегий по управлению процессами и деятельности предприятия, принятие решение на уровне крупных подразделений или организаций, а также ответственность за результаты их деятельности. Данный уровень квалификации позволит сотруднику решать задачи развития в сфере профессиональной деятельности организации с применением новейших методов и технологий, а также позволит разработать новые методики. Работник должен хорошо разбираться в методических основах профессиональной деятельности, а также формировать новые знания прикладного характера. Так, подобный сотрудник должен владеть приемами стратегического планирования, а также обладать навыками управления большим количеством персонала.

Замечание 2

Помимо этого, к таким сотрудникам предъявляются высокие требования относительно образования – они должны иметь образование специалиста или магистратуры по определенному профилю деятельности.

Восьмой уровень. Сотрудник должен определять стратегии по управлению деятельностью предприятием с применением инновационных решений. Также он должен нести ответственность за результаты деятельности подразделений и крупных отраслей. Сотрудник обязан решать задачи проектного и исследовательского характера, которые связаны с повышением эффективности рабочих процессов. Он должен создавать новые знаний межотраслевого и междисциплинарного характера, а также оценивать и отбирать ту информацию, которая необходима для развития различных областей деятельности. Сотрудник данного уровня квалификации должен иметь высшее образование категории специалиста или магистра, а также иметь научную степень (окончание аспирантуры, адъюнктуры или ординатуры). Обязателен практический опыт.

Девятый уровень. Работник данного уровня квалификации должен определять стратегии управления крупными техническими системами, а также экономическими и социальными процессами. Сотрудник должен внести вклад в определенную область деятельности, а также решать задачи исследовательского и проектного характера, создавать новые фундаментальные знания межотраслевого и междисциплинарного характера. Требования к образованию также высоки: программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, дополнительные профессиональные программы, а также наличие практического опыта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *