Рационалистическая концепция – рационалистическая концепция — это… Что такое рационалистическая концепция?

Рационалистическая концепция

Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег соглашениями между людьми, которые убедились в том, что для передвижения стоимостей в меновом обороте необходимы специальные инструменты.

В основе этой концепции лежит субъективистско-психологический подход к происхождению денег. Впервые эту концепцию выдвинул Аристотель. В работе «Никомахова этика» он пишет: «Все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставимо… Для осуществления обмена должна существовать какая-то единица (измерения), причем основанная на условности».

Данная идея нашла законодательное воплощение в античном обществе. Так, одна из догм римского права гласит, что император декретирует стоимости денег.

Также Аристотель утверждал: «Всеобщим средством обмена деньги сделались по соглашению. Они потому так и называются, что существуют не по природе, а по установлению, и в нашей власти заменить их и сделать бесполезными».

Субъективно-психологический подход к вопросу происхождения денег характерен и для взглядов некоторых видных современных экономистов. Например, американский экономист П. Самуэльсон определяет деньги как искусственную социальную условность. А Дж.К. Гэлбрейт считает, что «закрепление денежных функций за благородными металлами и другими предметами — продукт соглашения между людьми».

В опубликованной в 90-е гг. книге «Экономикс» К.Р. Макконелл и С.Л. Брю утверждают, что деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них трудятся… Деньги — это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка»

Таким образом, представители рационалистической концепции рассматривают деньги как продукт соглашения между людьми, орудие технического обмена.

Сегодня эта концепция подтверждается и реализуется в применении в качестве денег декретированных национальных бумажных денежных средств и совместно разработанных индустриально развитыми странами международных счетных денежных единиц в качестве международного платежного средства.

 

Эволюционная концепция

Эволюционная концепция доказывает, что деньги появились помимо воли людей в результате длительного развития обмена, когда из огромного товарного мира выделился особый товар, выполнявший роль денег.

Впервые эту теорию выдвинул К. Маркс, заслуга которого в развитии теории денег состоит в том, что он доказал их товарное происхождение. Маркс писал, что загадочность денег исчезнет, если показать возникновение денег «от простейшей, наиболее скромной формы обмена вплоть до его ослепительной — денежной формы».

И действительно, развитие обмена проходит длительный путь смены следующих форм стоимости:

· простой, или случайной;

· полной, или развернутой;

· всеобщей;

· денежной.

Рассмотрим каждую из них более подробно.

Простая, или случайная, форма стоимости соответствовала ранней ступени обмена между общинами, когда он носил случайный характер: один товар выражал свою стоимость в другом, противостоящем ему товаре. Маркс писал, что эта форма не так проста, как кажется на первый взгляд, поскольку уже здесь имеются два полюса выражения стоимости товара. На первом полюсе — товар, выражений свою стоимость, т.е. товар, играющий активную роль (он находится в относительной форме стоимости). На втором полюсе — товар, который служит материалом для выражения стоимости первого товара, он играет пассивную роль и находится в эквивалентной форме.

Обмен совершался по формуле Т1 — Т2. Определенное количество одного товара обменивалось на определенное количество другого товара (например, хлеб на скот).

В данном меновом отношении товары выполняют неодинаковые роли.

Товар Т1 играет активную роль: он выражает свою стоимость в другом товаре — Т2.

Роль Т2 — пассивна: он является материалом для выражения стоимости первого товара. Поскольку стоимость товара Т1 выражается в отношении к другому товару (Т2), поскольку Т1 находится в относительной форме стоимости, в то время как Т2, выступает в роли эквивалента, находится в эквивалентной форме стоимости.

Таким обзором, относительная и эквивалентная формы представляют собой два полюса выражения стоимости товара.

Эквивалентная форма стоимости имеет ряд особенностей, а именно:

1. потребительная стоимость товара-эквивалента служит формой проявления своей противоположности — стоимости товара;

2. конкретный труд, содержащийся в товаре — эквиваленте, служит формой проявления своей противоположности — абстрактного труда;

3. частный труд, затраченный на производство товара — эквивалента, служит формой проявления своей противоположности — непосредственно общественного труда.

Особенность простой, случайной или единичной формы стоимости состоит в том, что стоимость товара, находящегося в относительной форме стоимости, выражается лишь в единичной эквивалентной форме другого товара.

Поэтому с дальнейшим развитием товарных отношений простая форма стоимости перерастает в полную, или развернутую, форму стоимости.

Полная, или развернутая, форма стоимости связана с развитием обмена, вызвано первым крупным общественным разделением общественного труда — выделением скотоводческих и земледельческих племен. В связи с этим в обмен включаются многочисленные предметы общественного труда, а каждый товар, который находится в относительной форме стоимости, противостоит множеству товаров-эквивалентов. Хотя полная, или развернутая, форма стоимости в большей мере, нежели простая форма стоимости, соответствует общественной природе труда создающего товара, она обладает рядом недостатков:

1. стоимость каждого товара не получила законченного выражения, так как число товаров — эквивалентов с развитием обмена могло бесконечно увеличиваться;

2. стоимость товара не имела единообразного выражения, а получила самые разнообразные и разнородные выражения;

3. часто непосредственный обмен одного товара на другой оказывался невозможным, так как отдельный товар имел потребительскую стоимость только для части членов общества.

Всеобщая форма стоимости связана с дальнейшим развитием товарного производства и обмена, что привело к выделению из товарного мира отдельных товаров, играющих на местных рынках роль главных предметов обмена (соль, меха, скот и др.).

Далеко не каждый товар может выступать в роли всеобщего эквивалента. Для этого необходимо, чтобы он обладал определенными качествами. Например, чтобы этот товар можно было делить на любое число частей, и при этом сохранялось его качество; чтобы хранение и содержание не вызывали бы значительных затрат труда и товар не подвергался бы быстрой порче.

Особенность этой формы стоимости заключается в том, что роль всеобщего эквивалента не закрепилась еще за одним товаром, а в разное время ее попеременно выполнили различные товары.

Всеобщая форма стоимости превращается в денежную тогда, когда роль всеобщего эквивалента надолго закрепляется за каким — либо одним товаром.

Денежная форма стоимости характеризуется выделением в результате дальнейшего обмена одного товара на роль всеобщего эквивалента, которая с созданием мирового рынка закрепилась за благородными металлами — золотом, серебром — в силу их естественных свойств (качественная однородность, количественная делимость, сохраняемость и портативность). С этого времени весь товарный мир разделился на две части: «товарную чернь» и особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента — деньги.




Рационалистическая концепция происхождения и сущности денег

Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, как социальное изобретение человечества. Деньгами может стать любой предмет, который в данных условиях удобен как средство счета и признается всеми членами общества в качестве денег. согласно этой концепции деньги не имеют внутренней стоимости, т.е. сами по себе ничего не стоят, это просто средство счета, через которое можно выразить цену товара.

Покупательная способность денег как и цены товаров устанавливаются на рынке. Деньги обладают покупательной способностью, которая выражается в абсолютном количестве товаров, которое можно на них купить. В обращении участвуют все выпущенные деньги

Что касается сущности и функций денег, то однозначного подхода к их пониманию у сторонников рационалистической концепции нет. На различных исторических этапах исследователи подвергали анализу те стороны денежных отношений, которые в большей степени были свойственны данному периоду развития товарного обмена. Можно выделить три подхода к определению сущности денег: металлическая теория, или монетарная, номиналистическая теория и количественная теория. В наиболее развернутом виде рационалистическая концепция представлена в теоретических разработках количественной теории.

Металлическая, или монетарная, теория денег

Период создания теории – 16-17 века, меркантилисты. Они считали, что богатство общества – это благородные металлы (золото и серебро). Благородные металлы являются деньгами, т.к. общество признало их как деньгами наделило их такими свойствами. Именно благ.металлы стали выполнять функцию денег, т.к. металл не портится и может служить долгое время. Представителями данной теории являются Стаффорд, Томас Мэн, Галиаги.

Меркантилисты считали, что источником роста богатства является внешняя торговля, которая позволяет увеличить количество благородных металлов в обмен на товары. Богатство в виде благородных металлов сосредотачивались в руках купцов, занятых во внешней торговли, где деньги выполняли функцию накопления. Таким образом, в данной теории деньги выполняют функцию средства обращения и средства накопления

С начала 18 века стали широко использоваться бумажные деньги. Это в свое время послужило причиной появления иных взглядов на природу денег.

Номиналистическая теория денег

Согласно данной теории, деньги создаются государством, это продукт государственной власти. Стоимость денег определяется тем, что на них написано, их номиналом. Деньги есть знак стоимости. Деньги имеют принудительную силу хождения, обязательны к приему. Количество денег в обращении зависит от интересов государства, от его затрат. То есть представители теории не устанавливают связь между деньгами и товарным производством, а связывают их с политикой государства, необходимостью решения конкретных задач государства. Деньги в таком случае обязательно подвержены обесценению.

Данная теория характерна для монетной и бумажной денежных систем. Представителями теории являются Джон Локк, Джордж Беркли, Г.Кнапп., период возникновения теории – 18 век

Количественная теория денег

Деньги – это счетные единицы, которым может быть любой товар, продукт, который общество признает за деньги. Цены на товар и покупательная способность денег складывается свободно на рынке.

Первая попытка изложения количественной теории денег принадлежит Шарлю Луи Монтескье. В самой простой форме количественную теорию автор представил так: стоимость денег определяется их количеством, отнесенной ко всей товарной массе. Дэвид Юм соотнес не всю товарную массу и не все деньги, которыми располагает страна, а лишь то количество, которое находится в обращении. Он считал, что уровень товарных цен при данной массе обращающихся товаров прямопропорционален количеству денег в обращении ( цена товара = КД/ТМ), а стоимость денег обратно пропорциональна их количеству. (стоимость денег = ТМ/КД).таким образом, покупательная сила денег понижается в соответствии с увеличением их количества в обращении.

Детальную проработку количесвтенной теории денег осуществил Ирвинг Фишер. Он предложил свою формулу обмена: MV=PQ. Он исходил из того, что количество денег, направленное на приобретение товаров должно равняться сумме цен этих товаров. Следовательно, уровень цен будет повышаться или понижаться в зависимости от количества денег, находящихся в обращении при данной скорости их обращения.

Современные представители теории выделяют три функции денег и анализируют их в следующей последовательности:

  1. средство обращения и платежа. Стоит на первом месте и считает ее основной. Деньги являются посредником в процессе обращения товаров.

  2. мера стоимости или деньги как средство счета. Мера стоимость – это денежная единица, которая используется для измерения и сравнения стоимостей товаров и услуг. Правительство каждой страны устанавливает свою собственную меру стоимости и определяет возможность ее размена на более мелкие счетные единицы.

  3. Средство накопления (сбережения). Деньги рассматриваются как форма богатства и являются таковыми, потому что, сохраняясь после продажи товаров и услуг, обеспечивают их владельцам их покупательную способность в будущем. Люди могут хранить свое богатство в виде драгоценностей, домов, акций, но деньги больше всего подходят для этой функции, т.к являются самыми ликвидными, т.е. в любой время могут превратиться в средство платежа. Именно это делает их универсальным средством обращения.

Вопросы на семинар

Концепции происхождения денег. Сущность денег

Концепции происхождения денег. Деньги появились тысячелетия назад и с давних пор являются предметом исследования сначала древних мыслителей, а затем экономической науки как самостоятельной области знаний. Однако, несмотря на то, что проблемам денег и денежного обращения посвящено большое количество научных работ, до сих пор еще не выработана общепризнанная теория денег. Напротив, среди экономистов существуют значительные разногласия по всем основным вопросам денежной теории, таким, как причины возникновения денег, сущность денег как экономического явления, состав и содержание выполняемых ими функций.

Так, в настоящее время существуют две основные концепции происхождения денег — рационалистическая и эволюционная. В рамках этих концепций используются принципиально различные подходы к трактовке необходимости появления денег.

Рационалистическая концепция происхождения денег исторически возникла первой. В ней для объяснения появления денег и развития их форм используется субъективистско-психологический подход: утверждается, что деньги были сознательно придуманы и введены людьми для облегчения процесса обмена, более рациональной организации обменных операций. Таким образом, данная теория объясняет возникновение денег внеэкономическими причинами, рассматривая их появление как результат психологического акта, субъективного решения людей, которое либо приняло форму соглашения между людьми, либо выразилось в принятии государством соответствующего закона. Предполагается, что на определенном этапе развития товарного обмена люди поняли неудобство прямых бартерных сделок и изобрели деньги как инструмент, облегчающий обмен и сокращающий его издержки.

Рационалистическая концепция происхождения денег впервые была сформулирована древнегреческим философом и ученым Аристотелем, который считал, что деньги стали деньгами не по своей внутренней природе, а в силу закона, поэтому люди могут изменить этот закон и сделать деньги бесполезными. Она была господствующей в экономической науке вплоть до XIX в. В настоящее время ее придерживается большинство западных экономистов. Так, например, П. Самуэльсон считает деньги искусственной социальной условностью, М. Фридмен — что это экспериментальная теоретическая конструкция.

Для ранних этапов развития западной денежной теории была характерна абсолютизация роли государства в возникновении денег: государство создает деньги в процессе их эмиссии и законодательно наделяет их покупательной силой — следовательно, деньги являются творением государственной власти. Современные западные экономисты уже не придерживаются чисто правовой трактовки происхождения денег и рассматривают закон только как одну из причин их возникновения. Они считают, что затруднения при обмене в бартерной экономике привели к заключению соглашения между людьми об использовании единицы счета, стандартного средства обращения, а затем это соглашение было закреплено государственным законом.

Объясняя появление денег недостатками прямого товарного обмена, западные экономисты выделяют две основные проблемы бартерных сделок: 1) поиск двойного совпадения, то есть двух товаропроизводителей, взаимно заинтересованных в приобретении продукции друг друга. Обычно рассчитывается число возможных комбинаций обмена при заданном количестве товаров, участвующих в обмене, что иллюстрирует неэффективность прямого обмена товарами: для обмена своего товара на необходимый ему товар товаропроизводитель может быть вынужден совершить множество обменов, пока не произойдет двойного совпадения интересов; 2) определение цен товаров и услуг. В денежной экономике каждый товар имеет только одну цену, выраженную в денежных единицах, а значит общее количество цен равно количеству участвующих в обмене товаров. В бартерной экономике каждый товар оценивается в единицах других товаров, на которые он обменивается. В связи с этим, по мере увеличения товарного ассортимента быстро возрастает количество цен, что очень затрудняет обмен (например, если в обмене будет участвовать 1 тысяча различных товаров, то количество цен в бартерной экономике будет достигать почти 500 тысяч).

С развитием производства и увеличением масштабов торговли прямой бартер все больше усложнял обмен между производителями продукции. Эти затруднения и привели к тому, что люди стали использовать деньги для облегчения процесса обмена, в результате чего резко сократилось количество необходимых обменных операций и используемых цен, оптимизировались издержки обращения.

Таким образом, по мнению западных экономистов, деньги были придуманы людьми для использования их в качестве технического инструмента обмена для снижения издержек и повышения эффективности товарного обращения. Согласно рационалистической концепции, деньги являются продуктом сознания людей, а не объективного развития процессов производства и обмена.

В отечественной экономической литературе общепризнанной является эволюционная теория происхождения денег.

Эволюционная концепция происхождения денег была впервые разработана К. Марксом. Для объяснения необходимости денег он использовал историко-материалистический подход, согласно которому в процессе производства люди независимо от своей воли вступают в определенные необходимые производственные отношения, развивающиеся по объективным законам. С этих позиций происхождение денег объясняется объективными закономерностями развития воспроизводства.

Эволюционная концепция доказывает, что деньги появились не одномоментно, в силу закона или соглашения, а стихийно, в результате длительного процесса развития обменных отношений. Другими словами, деньги являются объективным результатом развития процесса товарного обмена, который сам по себе, независимо от желания людей, постепенно привел к стихийному выделению из общей массы товаров специфического товара, который начал выполнять денежные функции. В данной концепции появление денег связывается с началом перехода от натурального хозяйства к товарному, с развитием форм стоимости (форм выражения стоимости). Объектом исследования является товар как единство потребительной и меновой стоимостей.

Товары создаются в процессе производства трудом, который имеет двойственный характер: с одной стороны, он является видом конкретного труда, имеющего частный характер и создающего потребительную стоимость товара, с другой стороны — частью всеобщего общественного труда1, создающего стоимость товара. Но общественный характер труда, затраченного на производство товара, может проявиться только при обмене путем приравнивания разных товаров, а стоимость товаров может найти выражение лишь в форме меновой стоимости. Анализируя исторический процесс развития обмена, К. Маркс выделил четыре формы стоимости.

• Простая (случайная) форма стоимости соответствует самой ранней стадии развития обмена, когда он носил случайный характер, а объектом меновых сделок становились, как правило, продукты, которые по каким-либо причинам оказывались в избытке. Эта форма стоимости выражается равенством х товара А = у товара В.

Здесь товар А играет активную роль, выражает свою стоимость через отношение к товару В, а товар В выступает в качестве эквивалента товара А. Таким образом, товар А выступает как продукт конкретного, частного труда, как потребительная стоимость, а товар В — как выражение стоимости, воплощение абстрактного труда.

• Полная (развернутая) форма стоимости соответствует этапу развития обмена, когда он стал уже достаточно регулярным, но процесс образования постоянно функционирующих региональных рынков еще не был завершен. При этой форме стоимости каждый товар выражает свою стоимость при помощи множества товаров: х товара А =у товара В z товара С q товара D и т.д.

В отличие от простой формы стоимости, где пропорции обмена могут оказаться случайными, в полной форме стоимости становится очевидной зависимость меновых пропорций от величины стоимости товаров. Ее недостатком является незавершенность относительного выражения стоимости товара, играющего активную роль (товара А), поскольку его стоимость может быть выражена все новыми и новыми товарами, находящимися в эквивалентной форме.

• Всеобщая форма стоимости соответствует этапу развития обмена, когда на региональных рынках произошло выделение специфических товаров, за которыми закрепились функции всеобщего эквивалента. Эта форма стоимости выражается уравнением у товара В= х товара А. z товара С q товара D и т.д.

В качестве всеобщего эквивалента у разных народов и в разные периоды времени использовались различные товары — в зависимости от природных условий, национальных традиций, характера производственной деятельности и т.д.

• Денежная форма стоимости пришла на смену всеобщей форме с развитием региональных рынков и международной торговли, когда в качестве всеобщего эквивалента стали использовать благородные металлы, в основном золото и серебро. Денежная форма стоимости может быть выражена в форме следующего уравнения: = п граммов золота. х товара А у товара В z товара С q товара D и т.д.

С утверждением денежной формы стоимость товара получила форму его цены. По мнению К. Маркса, переход от всеобщей формы стоимости к денежной не означал каких-либо существенных качественных изменений, так как проблема денег находит свое решение уже во всеобщей форме стоимости и наделение всеобщего эквивалента статусом денег не оказывает воздействия на его сущность как экономической категории. Золото является всеобщим эквивалентом только потому, что само имеет товарную природу и обладает стоимостью. Становление денежной формы стоимости означает только, что в силу общественной привычки форма всеобщего эквивалента срослась с натуральной формой золота.

Итак, согласно эволюционной концепции, деньги появились в результате развития форм стоимости (меновой стоимости).

Предпосылками появления денег являются общественное разделение труда и экономическая обособленность товаропроизводителей. Переход от одной формы стоимости к другой связан с расширением обмена и углублением внутренних противоречий товара — между общественным и частным трудом, между потребительной стоимостью и стоимостью. Выделение в процессе обмена товара-эквивалента было обусловлено необходимостью стоимостного учета общественного труда, затрачиваемого на производство товаров.

Роль государства в развитии денежных отношений — чеканке монет, эмиссии денежных знаков — является формальной и отражает объективную потребность в совершенствовании форм денег. Благородные металлы стали всеобщим стоимостным эквивалентом в силу объективных закономерностей развития товарного производства, покупательная способность монет из этих металлов определялась их внутренней стоимостью, а не волей государства.

Таким образом, в эволюционной концепции деньги рассматриваются как товар особого рода, стихийно выделившийся из товарного мира на роль всеобщего эквивалента. Они являются не техническим инструментом обмена, а исторически определенной формой экономических отношений между людьми в процессе товарного обмена.

Сущность денег. В отечественной экономической науке вопросам теории денег всегда уделялось значительное внимание. В советский период общей методологической основой исследования сущности денег и особенностей развития их форм являлась денежная теория К. Маркса, базирующаяся на теории трудовой стоимости. Однако процесс демонетизации золота2 привел к возникновению широкого спектра зачастую противоположных взглядов на природу кредитных денег в условиях современного рыночного хозяйства.

Переход к рыночной экономике, приведший к деидеологизации науки о деньгах, позволил использовать в исследованиях проблем денег не только богатое отечественное теоретическое наследие, но и достижения западной экономической мысли. Однако ни одна из представленных в экономической литературе концепций и точек зрения не дает целостного и непротиворечивого объяснения природы современных денег. Не существует также общепризнанного теоретического определения денег.

Необходимо отметить, что для отечественной денежной теории, в отличие от западных концепций, традиционным является анализ денег как экономической категории, то есть как обобщенного абстрактного (теоретического) выражения объективно существующих производственных отношений, их различных проявлений и свойств. В настоящее время наиболее распространенной является следующая характеристика сущности денег: — деньги — это историческая категория товарного производства, в которой проявляются экономические отношения между людьми. При помощи денег осуществляются взаимосвязи между участниками рыночного хозяйства — самостоятельными товаропроизводителями, которые, не будучи непосредственно связаны друг с другом, вступают в отношения посредством обмена; — деньги являются всеобщим эквивалентом товаров, способным непосредственно обмениваться на любой товар или услугу и на этой основе обеспечивать всеобщую обмениваемость товаров. В качестве всеобщего эквивалента они представляют собой обособившуюся форму меновой стоимости и используются для определения меновых пропорций при обмене товаров; сущность денег проявляется в выполнении ими своих функций — меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления и мировых денег.

В то же время после ухода золота из обращения характеристика современных неразменных на золото кредитных денег как всеобщего эквивалента и выполнение ими функции меры стоимости вызывают острые дискуссии. К кругу вопросов, на которые до сих пор не дала однозначный ответ отечественная денежная теория, относятся следующие: продолжает ли золото выполнять функцию меры стоимости и остается ли оно денежным товаром; если золото полностью утратило денежные функции, то какова природа современных денег, являются ли они товаром; если они не являются товаром и не имеют стоимости, то каким образом они могут выступать в роли всеобщего денежного эквивалента?

Одна из главных нерешенных проблем — проблема стоимостной природы денег. Существующие точки зрения можно свести к двум основным направлениям, которые разрабатывались в отечественной экономической литературе с 70-х годов XX в. и были известны как золотая и антизолотая концепции.

Согласно золотой концепции, золото сохраняет за собой роль денежного товара, всеобщего эквивалента, хотя в современных условиях оно изменило формы своего функционирования и выполняет роль денежного товара в скрытой форме (через функционирование рынков золота и выступая в качестве сокровища).

Сторонники этого направления считают, что золото, передав значительную часть своих функций кредитным деньгам, до сих пор выполняет функцию меры стоимости; продолжает действовать механизм золотого ценообразования; кредитные деньги, как и раньше, являются знаками золота, представляющими его в обращении.

По мнению представителей золотой концепции, признание утраты золотом всех денежных функций и перехода их к неразменным кредитным деньгам означает по сути дела признание изменения сущности денег. С их точки зрения, кредитные деньги имеют товарный характер лишь постольку, поскольку они представляют денежный товар — золото. Утратив связь с золотом, современные деньги теряют и товарную природу, то есть перестают быть товаром и превращаются в расчетные знаки, технический инструмент обмена.

Согласно антизолотой концепции, в современных условиях золото перестало быть денежным товаром, не выполняет практически ни одной функции денег и не выступает в роли всеобщего эквивалента. Оно является лишь исторически конкретной функциональной формой денег, на смену которой пришла новая, более прогрессивная форма — неразменные кредитные деньги, которые выполняют все денежные функции.

Этой точки зрения придерживается большинство отечественных экономистов. Утрата золотом функции меры стоимости и роли всеобщего эквивалента обосновывается, как правило, тем, что оно уже не используется в обращении — отсутствует прямой обмен золота на другие товары.

Все представители этой концепции сходятся во мнении, что современные кредитные деньги полностью независимы от золота. В то же время в рамках этого направления существует значительное разнообразие взглядов по вопросам, касающимся сущности и функций кредитных денег. Их можно разделить на две основные группы, в зависимости от теоретических позиций, которые сводятся к следующему: 1) современные кредитные деньги выполняют все функции денег, включая функцию меры стоимости, и, следовательно, играют роль всеобщего эквивалента; 2) современные кредитные деньги не обладают собственной внутренней стоимостью, поэтому они не могут выполнять функцию меры стоимости (и не выполняют на практике) и не являются всеобщим эквивалентом.

Признание современных неразменных денег реально функционирующим всеобщим эквивалентом требует достаточно убедительного обоснования того, каким образом они исполняют функцию меры стоимости. Для того чтобы измерять стоимость товаров, кредитные деньги сами должны обладать определенной стоимостью. Сторонники рассматриваемой позиции разработали ряд концепций для объяснения происхождения такой стоимости.

Довольно распространенной является концепция представительной стоимости кредитных денег. Согласно этой концепции, современные деньги не имеют собственной внутренней стоимости. Выполнять все денежные функции, включая функцию меры стоимости, им позволяет наличие у них представительной стоимости, которую они получают в сфере обращения от товаров. При этом существование представительной стоимости кредитных денег дает основание одним экономистам, разделяющим эти взгляды, рассматривать современные деньги как особый товар; другие же экономисты полагают, что, обладая представительной стоимостью, деньги являются всеобщим эквивалентом в нетоварной форме.

Большинство сторонников этой концепции считает, что современные деньги представляют суммарную стоимость всех обращающихся на рынке товаров, которая воплощает общественно необходимый труд, затраченный на производство этих товаров. Таким образом, кредитные деньги выступают как всеобщая представительная форма стоимости товаров. Однако в рамках данного подхода не получил объяснения механизм определения количества стоимости, которое представляет отдельно взятая денежная единица.

Некоторые экономисты полагают, что современные деньги получают представительную стоимость не от всей массы товаров — они представляют стоимость одного определенного товара, который в современных условиях стал стоимостным эквивалентом вместо золота. В качестве такого товара, например, предлагаются рабочая сила и кредит как товар-услуга.

Теория монопольной цены денег рассматривает их как специфический монопольный товар, обладающий стоимостью, на базе которой они выполняют функцию меры стоимости. При этом стоимость денег одновременно выступает в двух видах: во-первых, в виде их собственной внутренней стоимости, созданной трудом, затраченным на их производство и организацию денежного обращения; во-вторых, в виде меновой стоимости, которая и позволяет современным деньгам выполнять роль всеобщего эквивалента.

Меновая стоимость денег формируется под воздействием двух основных факторов — общественной полезности денег, которая порождает постоянный спрос на деньги со стороны участников товарного оборота, а также ограниченности предложения денег вследствие монополии государства на их эмиссию. Благодаря действию этих факторов меновая стоимость денег все время превышает их собственную стоимость.

Концепция денег — н е т о в а р а исходит из того, что современные кредитные деньги обладают не собственной внутренней стоимостью, а так называемой чистой, антизатратной стоимостью, которая формируется отдельно от денежного нетоварного носителя — в рамках системы товарного производства — и соединяется с ним на рынке.

Механизм формирования антизатратной стоимости представителями данной концепции объясняется следующим образом. Стоимость денег создается всей современной системой товарного производства, для которой, в отличие от предыдущих этапов развития товарного производства, характерна непрерывная об-новляемость номенклатуры товаров и конкурентная борьба между различными видами товаров. В этих условиях стоимость каждого товара перестает зависеть от его потребительной стоимости и создается всей системой товарного производства.

Другими словами, стоимость каждого товара является частью стоимости, созданной современным производством как системой. Эта стоимость является антизатратной, так как уравнивание труда осуществляется не по его затратам, а исходя из общественной значимости труда, определяемой всей системой товарного производства.

Таким образом, в настоящее время соизмеримыми товары делает уже не золото как товар-эквивалент, а сама система товарного производства. В связи с этим становится возможным формирование стоимости денег без денежного товара. В современном производстве стоимость товаров является «чистой», не связанной с конкретными потребительными стоимостями, поэтому ее носителем становится не какой-нибудь товар, а кредитные деньги, выступающие как знаки стоимости.

Представители данной концепции рассматривают кредитные деньги как деньги-нетовар, поскольку они не обладают внутренней стоимостью и потребительной стоимостью в общепринятом смысле слова.

Подход, согласно которому неразменные кредитные деньги не обладают стоимостью и поэтому не могут выступать в роли всеобщего эквивалента, основывается на предположении, что в современных условиях происходит дальнейшее развитие форм стоимости, в результате чего исчезает потребность во всеобщем стоимостном эквиваленте как таковом. В частности, происходит трансформация денежной формы стоимости в так называемую «развернуто-денежную» форму стоимости.

Согласно этой точке зрения, стоимость не является сущностным свойством денег. Переход от обращения действительных денег к обращению современных кредитных денег, лишенных стоимости, привел к трансформации функций денег. Стало возможным установление стоимостных и ценовых соотношений между товарами без участия денежного эквивалента, на основе ценовых пропорций, которые сложились исторически при посредстве денег в условиях функционирования системы золотого стандарта.

Таким образом, в настоящее время каждый товар выражает свою стоимость не в денежном эквиваленте, имеющем собственную внутреннюю стоимость, а при посредстве кредитных денег — во всех остальных товарах. Это означает развитие новой формы стоимости, развернуто-денежной, в которой стоимостные пропорции устанавливаются на рынке путем прямого противостояния товаров, опосредуемого деньгами.

Не являясь больше всеобщим стоимостным эквивалентом, деньги становятся простым посредником при обмене товаров, инструментом для приравнивания стоимостей различных товаров друг к другу. В связи с этим современные деньги являются счетными деньгами и выполняют не функцию меры стоимости, а техническую функцию соизмерения стоимостей (масштаба цен).

Рационалистическая концепция происхождения и сущности денег

Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, как социальное изобретение человечества. Деньгами может стать любой предмет, который в данных условиях удобен как средство счета и признается всеми членами общества в качестве денег. согласно этой концепции деньги не имеют внутренней стоимости, т.е. сами по себе ничего не стоят, это просто средство счета, через которое можно выразить цену товара.

Покупательная способность денег как и цены товаров устанавливаются на рынке. Деньги обладают покупательной способностью, которая выражается в абсолютном количестве товаров, которое можно на них купить. В обращении участвуют все выпущенные деньги

Что касается сущности и функций денег, то однозначного подхода к их пониманию у сторонников рационалистической концепции нет. На различных исторических этапах исследователи подвергали анализу те стороны денежных отношений, которые в большей степени были свойственны данному периоду развития товарного обмена. Можно выделить три подхода к определению сущности денег: металлическая теория, или монетарная, номиналистическая теория и количественная теория. В наиболее развернутом виде рационалистическая концепция представлена в теоретических разработках количественной теории.

Металлическая, или монетарная, теория денег

Период создания теории – 16-17 века, меркантилисты. Они считали, что богатство общества – это благородные металлы (золото и серебро). Благородные металлы являются деньгами, т.к. общество признало их как деньгами наделило их такими свойствами. Именно благ.металлы стали выполнять функцию денег, т.к. металл не портится и может служить долгое время. Представителями данной теории являются Стаффорд, Томас Мэн, Галиаги.

Меркантилисты считали, что источником роста богатства является внешняя торговля, которая позволяет увеличить количество благородных металлов в обмен на товары. Богатство в виде благородных металлов сосредотачивались в руках купцов, занятых во внешней торговли, где деньги выполняли функцию накопления. Таким образом, в данной теории деньги выполняют функцию средства обращения и средства накопления

С начала 18 века стали широко использоваться бумажные деньги. Это в свое время послужило причиной появления иных взглядов на природу денег.

Номиналистическая теория денег

Согласно данной теории, деньги создаются государством, это продукт государственной власти. Стоимость денег определяется тем, что на них написано, их номиналом. Деньги есть знак стоимости. Деньги имеют принудительную силу хождения, обязательны к приему. Количество денег в обращении зависит от интересов государства, от его затрат. То есть представители теории не устанавливают связь между деньгами и товарным производством, а связывают их с политикой государства, необходимостью решения конкретных задач государства. Деньги в таком случае обязательно подвержены обесценению.

Данная теория характерна для монетной и бумажной денежных систем. Представителями теории являются Джон Локк, Джордж Беркли, Г.Кнапп., период возникновения теории – 18 век

Количественная теория денег

Деньги – это счетные единицы, которым может быть любой товар, продукт, который общество признает за деньги. Цены на товар и покупательная способность денег складывается свободно на рынке.

Первая попытка изложения количественной теории денег принадлежит Шарлю Луи Монтескье. В самой простой форме количественную теорию автор представил так: стоимость денег определяется их количеством, отнесенной ко всей товарной массе. Дэвид Юм соотнес не всю товарную массу и не все деньги, которыми располагает страна, а лишь то количество, которое находится в обращении. Он считал, что уровень товарных цен при данной массе обращающихся товаров прямопропорционален количеству денег в обращении ( цена товара = КД/ТМ), а стоимость денег обратно пропорциональна их количеству. (стоимость денег = ТМ/КД).таким образом, покупательная сила денег понижается в соответствии с увеличением их количества в обращении.

Детальную проработку количесвтенной теории денег осуществил Ирвинг Фишер. Он предложил свою формулу обмена: MV=PQ. Он исходил из того, что количество денег, направленное на приобретение товаров должно равняться сумме цен этих товаров. Следовательно, уровень цен будет повышаться или понижаться в зависимости от количества денег, находящихся в обращении при данной скорости их обращения.

Современные представители теории выделяют три функции денег и анализируют их в следующей последовательности:

  1. средство обращения и платежа. Стоит на первом месте и считает ее основной. Деньги являются посредником в процессе обращения товаров.

  2. мера стоимости или деньги как средство счета. Мера стоимость – это денежная единица, которая используется для измерения и сравнения стоимостей товаров и услуг. Правительство каждой страны устанавливает свою собственную меру стоимости и определяет возможность ее размена на более мелкие счетные единицы.

  3. Средство накопления (сбережения). Деньги рассматриваются как форма богатства и являются таковыми, потому что, сохраняясь после продажи товаров и услуг, обеспечивают их владельцам их покупательную способность в будущем. Люди могут хранить свое богатство в виде драгоценностей, домов, акций, но деньги больше всего подходят для этой функции, т.к являются самыми ликвидными, т.е. в любой время могут превратиться в средство платежа. Именно это делает их универсальным средством обращения.

Вопросы на семинар

1.2. Рационалистическая теория происхождения и сущности денег

Совсем иная логика исследования у представителей рационалистического подхода к происхождению денег. Они объясняют происхождение денег как результат соглашения между людьми, как социальное изобретение человека. Люди убедились, что для продвижения и обмена товаров необходим специальный инструмент. Деньгами может стать любой предмет, который в данных условиях удобен как средство счета и признается всеми членами общества в качестве денег. Согласно этой концепции деньги не имеют внутренней стоимости, т.е. сами по себе ничего не стоят, это просто средство счета, через которое можно выразить цену товара.

Деньги выступают в качестве всеобщего средства обмена в результате соглашения.

Что касается сущности и функций денег, то следует отметить, что однозначного подхода к их пониманию у сторонников рационалистической концепции в течение длительного времени не было, выводы одних авторов часто противоречили выводам других. На различных исторических этапах исследователи подвергали анализу те стороны денежных отношений, которые в большей степени были свойственны данному периоду развития товарного обмена. Это касается прежде всего разработок представителей металлической и номиналистической теорий денег, получивших распространение в 16-18 вв.

Металлическая, или монетарная, теория денег

Создателями металлической теории денег были меркантилисты, описавшие эпоху формирования товарных рыночных отношений (16-17в.в.). Они считали, что богатство общества, его людей – это благородные металлы, т.к. они признаются обществом как деньги, как всеобщее воплощение богатства.

Меркантилисты считали, что источником роста богатства является внешняя торговля, которая позволяет увеличивать количество благородных металлов в обмен на товары. Богатство в виде благородных металлов сосредоточивалось в руках купцов, занятых во внешней торговле. Во внешней торговле деньги выполняют функцию накопления

Незрелость товарных рыночных отношений, слабое развитие внутреннего рынка позволяли меркантилистам достаточно глубоко проработать функцию денег как средства накопления и не касаться других функций денег. Такое представление о деньгах они не связывали с закономерностями изменения цен, количества денег, стоимостью товаров.

Номиналистическая теория денег

Деньги есть знак стоимости. Особенно наглядно это представлено бумажными деньгами. Несмотря на потерю своей реальной стоимости, они продолжают успешно выполнять функцию средства обращения. Эта функция по своей природе носит мимолетный характер и для ее выполнения деньгам не обязательно быть полноценными.

Номиналистическая теория денег могла получить распространение только тогда, когда функция средства обращения получила достаточное развитие, а ее выполнение в широких размерах осуществляли неполноценные металлические деньги и бумажные деньги, лишенные всякой стоимости.

Термин «номинализм» латинского происхождения; слово «nomina» означает название, имена. Номиналисты исходят из следующих положений: деньги создаются государством, стоимость денег определяется тем, что на них написано, их номиналом.

Поскольку выпуск денег осуществляет государство, то, делали вывод экономисты — деньги есть продукт государственной власти. Такой вывод опирается на реальные факты: известно, что бумажные деньги выпускаются государством; они имеют принудительную силу хождения, обязательны к приему, выполняют не только функцию обращения, но и платежа.

Номиналистическая теория характерна для монетной денежной системы и для бумажной. У представителей этой теории деньги существуют как счетная единица, они совершенно не устанавливают связь между деньгами и товарным производством, а связывают их с политикой государства, необходимостью решения конкретных задач государства.

Раздел 2. Теории денег: история становления

1. Теории происхождения денег

2. Металлистическая теория денег

3. Номиналистическая теория денег

4. Количественная теория денег

5. Современные теории денег

Цель: изучить эволюцию формирования и развития различных теорий денег. Разобраться в сущности современной теории денег. Уметь доказать различия сущности имеющихся теорий денег, их преимущества и недостатки.

Категории и ключевые понятия: Рационалистическая теория денег. Эволюционная теория денег. Металлистическая теория денег, этапы развития металлистической теории денег, политическая теория денег, разновидности номинализма, количественная теория денег: трансакционное и кембриджское уравнения, чикагская школа, «монетарное правило». Монетаристы: неоклассики, градуалисты, прагматики.

2.1. Теории происхождения денег

В экономической науке традиционно выделяют две основные концепции происхождения денег: рационалистическую и эволюционную.

Представители рационалистической теории: Аристотель, П.Самуэльсон, Представители эволюционной теории: А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс

Рационалистическая концепция денег объясняет происхождение денег тем, что они возникли как результат определенного рационального соглашения между людьми (или как результат издания законодательных актов государством). Необходимость в таком соглашении возникает при выделении специального инструмента для обслуживания сферы товарного обращения и повышения эффективности его функционирования.

Конкретная денежная форма возникает тогда, когда люди осознают её необходимость и организационно обеспечивают её внедрение в хозяйственный оборот.

Её представители — Аристотель, сторонники номиналистической, количественной теории денег, многие современные западные учёные. Концепция была широко распространена до XVIII века.

Существует и субъективно — психологический подход к объяснению происхождения денег. Американский экономист П.Самуэльсон (р. 1915 г.) определяет понятие деньги как «искусственную социальную условность». Американский экономист Дж.К.Гелбрейт (р. 1908 г.) считал, что закрепление денежных знаков за благородными металлами и другими предметами является продуктом соглашения между людьми.

Эволюционная концепция происхождения денег. Эта теория исходит из того, что деньги появились вследствие объективного, длительного исторического процесса развития товарного производства, обмена и форм стоимости.

Её представители — сторонники классической экономической теории А.Смит, Д.Рикардо, У.Петти, К.Маркс.

К.Маркс: Деньги есть необходимый продую и непременное условие развития товарного производства. Возникая на основе стоимостной соизмеримости продуктов 1р\да, деньги служат внешней формой для выражения их стоимостных пропорций

Концепция является научно-достоверной для эпохи золотого стандарта и создаёт основу для понимания сущности денег.

Основные положения эволюционной концепции

во-первых, деньги имеют товарное происхождение и являются носителем определённых общественных отношений, формирование коюрых обусловило выделение из массы обычных товаров одного — денежного;

во-вторых, как результат длительного эволюционного развития товарного производства и рынка, деньги не могут быть застывшим, раз и навсегда данным явлением. Они постоянно развивакнся как по сути, так и по формам существования;

в-третьих, деньги не могут быть .шгквидированы

или изменены соглашением людей или решением государства до тех пор. пока существуют адекватные им общественные отношения

Признание эволюционной концепции происхождения денег не отрицает роли рационального фактора в их создании — прежде всего роли государства. Однако эта роль не конституционная, а трансформационная и заключается в том, что государство не создаёт деньги как экономическое явление, а определяет и изменяет внешние атрибуты денег, т.е. влияет на их форму с целью лучшего применения денег для эффективного выполнения общественной роли.

Например, государство придало металлическим деньгам форму монеты, благодаря государству стала возможным замена золотых денег бумажными кредитными деньгами, государство определяет номинал, форму, порядок эмиссии денежных знаков и т.д.

Рационализм (философия) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Рационализм.

Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а вместе с извлечением знаний с помощью наводящих вопросов (майевтики). Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.

Сократ (ок. 469—399 до н. э.)[править | править код]

Многие направления преследовали виновнонаказуемые противодействия против философии, в том числе и рационализм, берущий начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который верил, что, прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя. Единственный путь к этому он видел в рациональном мышлении. Греки считали, что человек состоит из тела и души, а душу, в свою очередь, разделяли на иррациональную часть (эмоции и желания) и рациональную, которая только и составляет собственно человеческую личность. В повседневной реальности иррациональная душа входит в физическое тело, порождая в нем желания, и таким образом смешивается с ним, ограничивая восприятие мира через органы чувств. Рациональная душа остается за пределами сознания, но иногда вступает с ним в контакт через образы, мечты и другими способами.

Задача философа — очистить иррациональную душу от связывающих её пут и соединить с рациональной, чтобы преодолеть духовный разлад и возвыситься над физическими обстоятельствами бытия. В этом заключается необходимость нравственного развития. Поэтому рационализм является не просто интеллектуальным методом, но и меняет как восприятие мира, так и природу человека. Рациональная личность видит мир через призму духовного развития и усматривает не только внешний вид, но и сущность вещей. Чтобы познать мир таким способом, следует вначале познать собственную душу.

Рационализм и эмпиризм[править | править код]

Начиная с эпохи Просвещения, рационализм обычно ассоциируют с введением в философию математических методов Декартом, Лейбницем и Спинозой. Противопоставляя это течение британскому эмпиризму, его еще называют континентальным рационализмом.

В широком смысле рационализм и эмпиризм противопоставлять нельзя, поскольку каждый мыслитель может быть одновременно рационалистом и эмпириком. В предельно упрощенном понимании эмпирик выводит все идеи из опыта, постижимого либо пятью органами чувств, либо через внутренние ощущения боли или удовольствия. Некоторые рационалисты противопоставляют этому пониманию ту идею, что в мышлении существуют некоторые основные принципы, подобные аксиомам геометрии, и из них знание можно выводить чисто логически дедуктивным методом. К ним, в частности, относятся Лейбниц и Спиноза. Тем не менее, они признавали лишь принципиальную возможность такого способа познания, считая исключительное его применение практически невыполнимым. Как признавал сам Лейбниц в книге «Монадология», «в своих действиях мы все на три четверти эмпирики» (§ 28).

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677)[править | править код]

Философия рационализма в наиболее логичном и систематическом изложении была развита в XVII в. Спинозой[1][2][3]. Он пытался ответить на главные вопросы нашей жизни, провозглашая при этом, что «Бог существует только в философском смысле»[3][4]. Его идеалами философа были Декарт[5], Эвклид[4] и Томас Гоббс[5], а также еврейский теолог Маймонид[5]. Даже выдающиеся мыслители считали «геометрический метод» Спинозы трудным для понимания [3]. Гете признавался, что «по большей части не мог понять, о чем Спиноза вообще пишет»[3]. Его Этика содержит неясные места и математические структуры из эвклидовой геометрии[4]. Философией Спинозы интересовался Альберт Эйнштейн[6][7][8][9][10][11].

Иммануил Кант (1724—1804)[править | править код]

Кант также начинал как традиционный рационалист, изучая труды Лейбница и Вольфа, но после знакомства с работами Юма начал развивать собственную философию, в которой попытался соединить рационализм и эмпиризм. Она получила название трансцендентальный идеализм. Споря с рационалистами, Кант заявлял, что чистый разум получает стимул к действию только тогда, когда доходит до предела своего понимания и пытается постичь то, что недоступно органам чувств, например, Бог, свобода воли или бессмертие души. Такие, недоступные для понимания через опыт предметы он называл «вещь в себе» и считал, что они для разума по определению непостижимы. Эмпиристов же Кант критиковал за то, что они пренебрегают ролью разума в осознании полученного опыта. Поэтому Кант считал, что для познания необходимы как опыт, так и разум.

  1. Lisa Montanarelli (book reviewer). Spinoza stymies ‘God’s attorney’ — Stewart argues the secular world was at stake in Leibniz face off, San Francisco Chronicle (January 8, 2006). Дата обращения 8 сентября 2009.
  2. Kelley L. Ross. Baruch Spinoza (1632-1677) (неопр.). History of Philosophy As I See It (1999). — «Хотя для Спинозы все есть Бог, и все есть Природа, его дуализм активного и пассивного позволяет нам понять, если мы того желаем, нечто большее, чем просто традиционные термины. Natura Naturans — это самая божественная сторона Бога, вечная, неизменная и незримая, в то время как Natura Naturata — это наиболее естественная сторона Бога, преходящая, изменяющаяся и видимая.». Дата обращения 7 декабря 2009. Архивировано 2 марта 2012 года.
  3. 1 2 3 4 Anthony Gottlieb. God Exists, Philosophically, The New York Times: Books (July 18, 1999). Дата обращения 7 декабря 2009. «Спиноза, голландский мыслитель XVII века, еврей по происхождению, не только проповедовал философию терпимости и доброжелательности, но и сам вел подобный образ жизни. И при жизни, и после его подозревали в атеизме, но даже его враги вынуждены были признать, что он вел жизнь святого.».
  4. 1 2 3 ANTHONY GOTTLIEB. God Exists, Philosophically (review of «Spinoza: A Life» by Steven Nadler), The New York Times — Books (7 сентября 2009). Дата обращения 7 сентября 2009.
  5. 1 2 3 Michael LeBuffe (book reviewer). Spinoza’s Ethics: An Introduction, by Steven Nadler, University of Notre Dame (5 ноября 2006). Дата обращения 7 декабря 2009. «Spinoza’s Ethics is a recent addition to Cambridge’s Introductions to Key Philosophical Texts, a series developed for the purpose of helping readers with no specific background knowledge to begin the study of important works of Western philosophy…».
  6. ↑ EINSTEIN BELIEVES IN «SPINOZA’S GOD»; Scientist Defines His Faith in Reply, to Cablegram From Rabbi Here. SEES A DIVINE ORDER But Says Its Ruler Is Not Concerned «Wit Fates and Actions of Human Beings.», The New York Times (April 25, 1929). Дата обращения 8 сентября 2009.
  7. ↑ Spinoza, «God-Intoxicated Man»; Three Books Which Mark the Three Hundredth Anniversary of the Philosopher’s Birth BLESSED SPINOZA. A Biography. By Lewis Browne. 319 pp. New York: The Macmillan Com- pany. $4. SPINOZA. Liberator of God and Man. By Benjamin De Casseres, 145pp. New York: E.Wickham Sweetland. $2. SPINOZA THE BIOSOPHER. By Frederick Kettner. Introduc- tion by Nicholas Roerich, New Era Library. 255 pp. New York: Roerich Museum Press. $2.50. Spinoza, The New York Times (November 20, 1932). Дата обращения 8 сентября 2009.
  8. ↑ Spinoza’s First Biography Is Recovered; THE OLDEST BIOGRAPHY OF SPINOZA. Edited with Translations, Introduction, Annotations, &c., by A. Wolf. 196 pp. New York: Lincoln Macveagh. The Dial Press., The New York Times (December 11, 1927). Дата обращения 8 сентября 2009.
  9. IRWIN EDMAN. The Unique and Powerful Vision of Baruch Spinoza; Professor Wolfson’s Long-Awaited Book Is a Work of Illuminating Scholarship. (Book review) THE PHILOSOPHY OF SPINOZA. By Henry Austryn Wolfson, The New York Times (July 22, 1934). Дата обращения 8 сентября 2009.
  10. ↑ ROTH EVALUATES SPINOZA, Los Angeles Times (Sep 8, 1929). Дата обращения 8 сентября 2009.
  11. SOCIAL NEWS BOOKS. TRIBUTE TO SPINOZA PAID BY EDUCATORS; Dr. Robinson Extols Character of Philosopher, ‘True to the Eternal Light Within Him.’ HAILED AS ‘GREAT REBEL’; De Casseres Stresses Individualism of Man Whose Tercentenary Is Celebrated at Meeting., The New York Times (November 25, 1932). Дата обращения 8 сентября 2009.
  • Киссель М.А. Судьба старой дилеммы (рационализм и эмпиризм в буржуазной философии XX века). — М.: Мысль, 1974. — 279 с. — 21 000 экз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *