Расстрельные колонны в питере: Ростральные колонны Санкт-Петербурга. История, интересные факты – Ростральная колонна — Википедия

Ростральные колонны. Справка | Телеканал «Санкт-Петербург»

Четыре скульптуры, расположенные у подножия Ростральных колонн, готовятся к реставрации. Редакция телеканала «Санкт-Петербург» подготовила подробную справку об истории создания и предыдущих реставрациях архитектурного комплекса.

Ростральные колонны – архитектурное сооружение, расположенное в Петербурге на Стрелке Васильевского острова. В ансамбль входят две колонны, украшенные рострами. Факелы на бывших маяках зажигают в дни городских и всероссийских праздников, а также по особо важным случаям.

Так в Древнем Риме называли нос корабля, потому что переводе с латинского «рострум» означает «клюв». Тогда же появилась традиция в честь морских побед устанавливать памятные столбы, украшенные носами вражеских кораблей.

Строительство Ростральных колонн

Колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Жана-Франсуа Тома де Томона. Над проектом мастер работал 9 лет и периодически изменял предполагаемый внешний вид маяков: автор то планировал выполнить колонны в качестве небольшого декора , то переносил на чертежи величественные монументы.

В итоге Ростральные колонны высотой 32 метра установили на Стрелке Васильевского острова с двух сторон от полукруглого спуска к Неве. Идею древнеримского ансамбля подчеркнуло возведенное в то же время здание Биржи, которое внешне напоминает античный храм.

До 1885 года колонны были действующими маяками. По ночам и в туманную погоду огромные факелы освещали путь кораблям, указывая дорогу в Неву и Малую Невку.

Устройство и внешний вид Ростральных колонн

Колонны, стоящие на постаментах из гранита, кирпичные и покрыты сверху штукатуркой. Внутри столбов находятся винтовые лестницы, которые ведут на верхнюю площадку, где расположены чаши-светильники.

Декоративные элементы архитектор изначально планировал отлить колонны из бронзы, что отвечало статусности сооружения. Однако в то время не доставало технологий, поэтому металл решили заменить пудостским известняком. Залежи минерала находились недалеко от Стрелки и его было легко добывать. Кроме того, он хорошо поддается обработке и обладает необычным свойством — твердеет под действием воздуха и солнечных лучей.

Колонны украшают 4 пары ростр с изображениями якорей,  божеств и морских обитателей. У подножия расположены 4 фигуры — 2 мужских и 2 женских образа. Считается, что они символизируют русские реки: Неву, Волхов, Волгу и Днепр. Однако сам архитектор эту аллегорию не подтвердил. По словам историков, он изобразил морских богов и покровителей торговли, ведь раньше колонны стояли на территории петербургского торгового порта.

Реставрации

Существуют свидетельства, что когда скульптурную группу принялись реставрировать после революции, фигуры оказались замазаны масляной краской, гипсом и цементом. В 1928 году декоративные элементы избавили от посторонних покрытий и вернули колоннам исторический вид.

Однако в советское время сооружение неоднократно чинили гипсом и арматурой, а разрушенные элементы заменяли фрагментами из других камней.

Поврежденные за годы Великой Отечественной войны колонны в 1949 году реставрировали по довоенной технологии: делали заплатки из камня и гипса и выравнивали цвет краской.

Восстановительные работы по новой технологии стартовали только в конце XX века. В 1996 году Ростральные колонны очистили от грязи и «доделок», обработали специальным составом, защищающим камень от влаги.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге

Описание


Ростральные колонны в Санкт-Петербурге фланкируют с двух сторон Биржевую площадь на стрелке Васильевского острова и представляют собой единый архитектурный, инженерный, скульптурный и ландшафтный ансамбль, центром которого является историческое здание Биржи.

Стрелка Васильевского острова в плане напоминает нос корабля, врезающегося навстречу сильному течению реки Невы и разбивает ее на две части. Справа течет Большая Нева, слева – Малая Нева. Остров в этом месте выходит к самому историческому центру Санкт-Петербурга. Такое географическое расположение этого места определило его функциональное предназначение – создание морского порта.

Все было задумано еще императором Петром I, при нем начались работы по строительству таможни, пакгаузов. Торговые суда подходили к Стрелке острова с двух сторон для разгрузки, что экономически было крайне эффективно. Столица Российской империи росла и обретала все более роскошные архитектурные черты. Пришла пора заняться и достойным оформлением Стрелки Васильевского острова.

В 1805-1810 годах французский архитектор Жан Франсуа Тома де Томон при участии русского архитектора Андрияна Дмитриевича Захарова выполняет проект ансамбля Биржевой площади, в глубине которой располагалось здание биржи в классическом стиле, по бокам полукруглой площади возвышались, выполненные в стиле античного Рима триумфальные ростральные колонны-маяки, со стороны реки Невы были устроены пологие мощеные пандусы, обрамленные гранитными парапетами, по ним на повозках поднимали товары, которые разгружались из причаливших к Стрелке кораблей. Ансамбль площади отвечал как высоким архитектурно-пространственным требованиям, так и функциональному портовому назначению.

Архитектор Тома де Томон, выпускник Парижской академии архитектуры, некоторое время стажировавшийся в Италии, создал один из лучших образцов решения одной из градообразующих площадей Санкт-Петербурга.

Здание Биржи выполнено в классическом стиле, но облик его отправляет нас ко временам античной Греции. Ростральные колонны напоминают о героических временах античного Рима, а смысл их образов состоит в прославлении Российского флота.

Инженерно-архитектурное решение этих сооружений сложно по композиции и исполнению. Колонны расположены на массивных высоких, квадратных в плане, двухступенчатых базах, выполненных из серого гранита мастером-камнетесом С. К. Сухановым. По бокам каждого пьедестала восседают внушительных размеров парные скульптурные аллегорические изображения четырех главных исторических рек России. Волга и Днепр установлены у подножия северной колонны, Волхов и Нева – у подножия южной. Скульптуры вытесаны из пудостского известняка, добытого близ деревни Пудость под Гатчиной. Фигуры Волги, Волхова и Невы выполнил французский мастер Ф. Тибо, скульптурное изображение Днепра – мастер из Антверпена И. Камберлен.

Ростральные колонны представляют собой сложные инженерные сооружения, тело каждой из них выложено из кирпича, конструкции внутри полые, внутри колонн расположены металлические винтовые лестницы. Кирпичная кладка оштукатурена и покрыта краской терракотового цвета. Венчают колонны металлические треножники с чашами. В 19-м веке в эти чаши наливалось конопляное масло и поджигалось в темное время суток, в туман и по праздникам. Таким образом ростральные колонны служили маяками для судов, заходивших в Неву. Украшением колонн являются ростры – стилизованные носы вражеских кораблей, добытых в результате побед Российского флота. Ростры выполнены из металла, на их передних частях расположены мифологические существа: русалки с рыбьими хвостами и крыльями, морские чудовища.

Эти скульптурные композиции закреплены на каждой колонне попарно в четыре яруса. Дополняют украшения колонн металлические морские якоря. В последствие, когда морской порт был переведен на берег Финского залива, огонь в чашах ростральных колонн горел только по праздникам.

Во время Великой Отечественной войны в период вражеской блокады Ленинграда ростральные колонны значительно пострадали от бомбежек. Триумфальные сооружения были отреставрированы в 1947-1948 годах. Работами руководил скульптор И. В. Крестовский. При второй реставрации в чашах колонн были устроены газовые горелки, в таком виде петербуржцы и гости города видят их и сейчас. По большим государственным, городским праздникам и юбилейным датам семиметровые факелы с 32-х метровой высоты, трепещущие на свежем петербургском ветру, поражают наше воображение.

О Петербурге — Ростральные колонны

В ансамбль Стрелки Васильевского острова по проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томона были включены две ростральные колонны-маяки. Архитектор долго и тщательно работал над совершенством пропорций колонн. Рострумом (в переводе с латинского означает «клюв») называли нос корабля. В Древнем Риме было принято отмечать победы на море колоннами, которые украшались носами захваченных кораблей неприятеля.

Ростральные колонны появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая — указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России. Колонны, сложенные из пудожского камня, достигает высоты в тридцать два метра. Внутри колонн находится винтовая лестница. Металлический треножник, держащий чашу-светильник, находится на верхней площадке каждой колонны. Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах (в 1957 году к чашам подвели газ) зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.

Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой – к Бирже. Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества). Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила , морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, — изображениями морских коньков. У подножия ростральных колонн находятся монументальные статуи: сидящие две мужские и две женские фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.

Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которых хорошо знал Томон. Первоначально Тома де Томон хотел, чтобы статуи рек были чугунными, но от этого замысла пришлось отказаться. Триумфальные колонны-маяки созданы при участии легендарного каменотеса С.К. Суханова, выходца из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.

Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все – и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.

В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.

РОСТРАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ — СИМВОЛ МОРСКИХ ПОБЕД

Санкт-Петербург готовится к 300-летию. И как принято, к празднику город прихорашивается. Несколько лет уже ведутся реставрационные работы на Стрелке Васильевского острова. В XVIII веке это было одно из самых значимых мест в Петербурге. Здесь было удобно причаливать кораблям, поэтому в 1733 году с Березового острова сюда переместился порт. На Стрелке Васильевского острова возвели здание Биржи, Таможню, пакгаузы и другие портовые сооружения. В конце XVIII века на Стрелку ежегодно приходило более тысячи кораблей.

В настоящее время порт находится на Гутуевском острове, но черты морского величия до сих пор сохраняются на Стрелке Васильевского острова. И среди них — Ростральные колонны.

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные колонны были сооружены в 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. Было время, когда колонны служили маяками приходящим в порт кораблям. Высота каждой колонны 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы. Наверху в жаровнях жгли конопляное масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих.

В 1896 году к светильникам подвели электричество. Но этот способ освещения применяли недолго «по причине великого расхода».

И лишь к 250-летию города, в 1957 году (юбилей праздновали с опозданием), к колоннам был подведен газ, а в мощных горелках запылали 7-метровые огненные факелы. Огни на Ростральных колоннах зажигают лишь в особо торжественных случаях. Загорались они и 30 ноября прошлого года, когда Ростральные колонны были торжественно открыты после реставрации.

СКУЛЬПТУРА НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ

Ростральные колонны — один из символов Санкт-Петербурга. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн.

Скульптура, украшающая Ростральные колонны, создавалась в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем, в котором в полной мере проявился столь характерный для эпохи классицизма синтез искусств. Архитектура и скульптура составляют здесь неразрывное единство, дополняя друг друга.

Первоначально автор проекта Тома де Томон предполагал отлить весь скульптурный декор в бронзе, однако из-за сложности работ пришлось выполнить статуи из пудостского известняка. Этот материал добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость, от чего и получил свое название. Легко поддающийся обработке сразу после извлечения из карьера — его можно резать ножом, известняк быстро твердеет на открытом воздухе. Структура камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности, поэтому мастер, работающий с пудостским известняком, лишен возможности продемонстрировать зрителю эффект передачи фактуры различных материалов, тонкую орнаментировку. В то же время пудостский камень обладает своими специфическими достоинствами: прочностью, красивым желтовато-сероватым теплым оттенком, особенно эффектно выделяющимся на фоне гранитных блоков и красновато-охристой окраски колонн.

В последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж. Камберлен и Ф. Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения: работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта.

Что изображают скульптуры? Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной — «Волхов» и «Нева», у северной — «Днепр» и «Волга»), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции». Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек.

Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, атмосферных осадков, промышленных выбросов, холодного и сырого климата. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.

Перед реставрацией скульптуры Ростральных колонн, проводившейся в 1928 году, крупнейший специалист в области монументально-декоративной скульптуры И. В. Крестовский писал: «Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок».

Однако этот критический отзыв не повлиял на ход ремонтных работ, и Крестовский многократно обращал внимание на то, что реставрация вновь проводится неправильно.

При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской.

О состоянии, в котором на протяжении десятилетий находилась скульптура колонн, свидетельствуют акты, сохранившиеся в архиве Государственного музея городской скульптуры. Они составлялись по результатам осмотров, проводившихся перед очередными этапами реставрации. Однако, к сожалению, в ходе работ, осуществлявшихся с 1928 по 1979 год, в технологии не произошло принципиальных изменений.

Не проводились мероприятия по укреплению пудостского известняка, отсутствовала гидрофобизация, то есть защита поверхности камня от воздействия влаги. Памятник продолжал разрушаться вплоть до того, что отсутствие конструкций для крепления выступающих деталей привело к падению этих деталей. В некоторых местах обнажилась арматура из черного металла со следами глубокой коррозии.

И ВНОВЬ — РЕСТАВРАЦИЯ

В 1996 году встал вопрос об очередной реставрации, так как скульптура находилась в аварийном состоянии.

В русском искусстве ближайшими аналогами каменным изображениям Ростральных колонн могут служить расположенные у основания башни Адмиралтейства фигуры Александра Македонского, Ахиллеса, Аякса и Пирра работы скульптора Ф. Щедрина. Они также выполнены из пудостского камня. При реставрации этих скульптур в 1997-1998 годах сотрудниками Эрмитажа была впервые опробована и применена методика, разработанная научно-исследовательским институтом «Спецпроектреставрация». Эта методика использовалась и при реставрации скульптуры Ростральных колонн, но здесь специалисты столкнулись со значительно более сложной задачей.

В первую очередь скульптура была промыта, удалены стойкие сажистые загрязнения, образовавшиеся в результате влияния атмосферы города, а затем специальным составом нейтрализованы биопоражения, покрывавшие поверхность во многих местах.

Одной из важнейших мер, предпринятых реставраторами, стало удаление поздних доделок. Отличающиеся по своим физическим свойствам от пудостского камня чужеродные материалы способствовали разрушению скульптуры. Кроме того, коломенский известняк (доломит), использовавшийся при многочисленных реставрациях, имеет различные с пудостским камнем цвет и фактуру поверхности. Поэтому части скульптур, выполненные из доломита, были явно не к месту.

Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей. Выполнялись они согласно сохранившимся рисункам и фотографиям, фиксирующим их оригинальный внешний вид. Сначала недостающие детали были выполнены в пластилине, затем — в гипсе, а когда форму модели утвердил Реставрационный совет — выполнили их в пудостском известняке.

Крепление недостающих деталей, устранение небольших сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Эта смесь по своей пористости и прочности наиболее соответствует натуральному пудостскому камню. Использовавшийся еще в IV веке зодчими Северного Причерноморья для обработки архитектурных известняковых деталей состав из извести и мраморной крошки до сих пор отличается прочностью и хорошей совместимостью с поверхностью известняка.

Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технологию изготовления стержней разработали в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ «Спецпроектреставрация» предложили использовать корундовую керамику, обычно применяемую в медицине, и в реставрационной практике. Эта керамика инертна к атмосферным воздействиям и имеет близкий к камню коэффициент расширения, обладает высокой прочностью и низкой теплопроводностью. Все это исключает процессы разрушения в толще камня. Доступные участки металлических деталей, не подлежащие удалению и замене, расчистили и окрасили антикоррозийным составом.

Последний этап реставрации скульптуры — тонировка и гидрофобизация. Тонирование скульптуры из известняка проводится водным раствором гашеной извести. Нанесение вслед за этим состава, защищающего камень от воздействия влаги, позволяет тонировке прочно закрепиться на камне. Этот метод был разработан специально для защиты пудостского камня и не имеет аналогов в мировой реставрационной практике.

Для спасения скульптуры Ростральных колонн объединили свои усилия исследователи, профессиональные реставраторы, сотрудники органов охраны памятников и меценаты. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк. Появилась надежда, что меценатство в России возрождается.

«Петербург — город камня» — так названа специальная программа по спасению монументальной скульптуры. На очереди реставрация композиций на фронтоне здания Биржи. Биржа отмечает свой юбилей одновременно с Санкт-Петербургом: в 1703 году Петр I подписал указ о создании Российской биржи.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Скульптура, символизирующая Неву, работы Ф. Тибо до реставрации. Жалким протезом выглядит кисть левой руки, выполненная из коломенского известняка. Предплечье правой руки отсутствует вовсе. «Нева» после реставрации.

Расположенный у подножия южной колонны «Волхов», работы Ф. Тибо, к ноябрю 1997 года лишился кисти правой руки. Кисть левой руки сделана из доломита. После реставрации «Волхов» преобразился.

На плане — уголок Санкт-Петербурга.

Снимок Стрелки Васильевского острова был сделан в 1997 году, тогда же, когда над скульптурой Ростральных колонн работали реставраторы.

Ростральные колонны

Если вы приедете с туристическим визитом в Санкт-Петербург, то непременно отправляйтесь на обычные пешеходные прогулки, во время которых дух захватит от красоты и величия нашего города. Я уверена, что находясь в центре города, вы непременно попадете на Стрелку Васильевского острова, в место, наверняка знакомое вам по открыткам и фотографиям.

Ведь виды её архитектурного ансамбля также, как Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор и другие известные достопримечательности, олицетворяют Северную столицу. Именно здесь находятся Ростральные колонны, о которых я намереваюсь вам рассказать.

Недаром одна из программ по сохранению наших монументальных скульптур названа «Петербург — город камня». Город на Неве действительно в каждом каменном здании-мосте-набережной, на мой взгляд, сосредоточил какую-то страницу нашей истории. Это касается и колонн.

При желании вы можете почитать о знаменитом Александрийском столпе на Дворцовой площади тут, о колонне «Воинская слава» возле Троице-Измайловского собора тут. Я дополню этот список повествованием о не менее известных Ростральных колоннах.

Историческая справка

Один питерский поэт однажды написал: «Как звёзды на погонах горят огни в ночах — Ростральные колонны на Питерских плечах…» Вообще, к этим уникальным петербургским памятникам архитектуры литераторы обращались нередко.

Вид колонн также пробуждал творческий порыв и у художников.

Происхождение названия

Однажды мне пришлось слышать на Стрелке Васильевского острова, как один карапуз громко спрашивал маму: «Так это и есть твои растрельные колонны?» Что она ему ответила, я не знаю, а вот вас могу успокоить — эти архитектурные сооружения очень миролюбивы, в прохожих они не стреляют и ничем не швыряют. А правильно произносится их название как «Ростральные».

Произошло такое наименование от латинского слова rostrum, что означает «нос корабля». Подобный обитый металлом «корабельный клюв» применялся для тарана судов неприятеля. А «рострами» с побеждённых судов украшались колонны, которые с Древнеримских времён воздвигались как символы морских побед.

Порой они, кроме того, несли и функцию маяков. Отмечу, что в России подобные сооружения имеются не только в Петербурге, но также во Владивостоке и Томске.

А первая ростральная колонна появилась в 260 г. до н. э. в Риме в честь победы в морской битве при Милах.

Создание колонн на Стрелке Васильевского острова

Разумеется, в главном городе морской славы России подобные столпы, олицетворяющие собой силу и мощь государственного военного флота, просто не могли не появиться. Так как изначально основатель Петербурга Пётр I желал видеть именно Васильевский остров центром своей столицы, то и последующая застройка шла в соответствии с задумкой государя.

Уже в начале XVIII века тут появляется дворец соратника Петра князя Меншикова. Также здесь находился торговый порт города. Вот об этом периоде нам с вами и напоминают здание Биржи и Ростральные колонны, которые появились на Стрелке Васильевского острова почти одновременно друг с другом.

Построены они по эскизу французского архитектора Жан Франсуа Тома де Томона в 1805-1810 годах. Этот мастер достаточно долго корпел над окончательным выбором декора колонн и их масштабом. Я читала, что верное решение ему помог принять наш отечественный зодчий Андреян Дмитриевич Захаров.

По его совету Ростральные колонны нужно было сделать такими, чтобы внутри них могли располагаться лестницы для подъема, а стены выполнить толстыми и прочными. И иностранный мэтр внял совету коллеги. Создание скульптурного убранства первоначально комиссия по строительству намерена была возложить на известных мастеров из Академии художеств. Но те (Демут-Малиновский, Анисимов, Соколов и др.) запросили слишком высокую оплату своего труда. Как обычно и делалось в подобных спорных случаях, заказ проекта был выставлен на торги. В итоге авторами фигур, украшающих колонны, которые мы с вами видим сегодня, стали И. Камберлен и Ж. Тибо.

Созданием якорей и ростр занимались кузнецы Шапов, Васильев и Корольков. Что касается кирпичной основы Ростральных колонн, то её сделали мастера из артели С. К. Суханова.

Украшающие фигуры

Когда вы подойдете полюбоваться Ростральными колоннами, то сразу непременно обратите внимание на грандиозные фигуры у их подножья. Первоначально архитектор Жан Франсуа Тома де Томон предлагал их выполнить из чугуна. Но эту сложную работу пришлось заменить каменными изваяниями.

Готовая архитектурная группа предстала перед горожанами к 1813 году. Она объединяет в себе четыре фигуры из пудостского известняка, который добывали в каменоломнях под Северной столицей в поселении Пудость Гатчинского района.

Почему был выбран данный материал? Дело в том, что он имеет способность сразу по извлечению из карьера легко поддаваться необходимой обработке. После недолгого времени, побыв на открытом воздухе, он накрепко затвердевает. В итоге три фигуры, расположенные у подножия колонн, были сделаны скульптором Тибо, а одна Камберленом (мужская у северной колонны). Что же означают эти два мужских и два женских образа?

Принято считать, что это аллегорическое представление знаменитых русских рек. У северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Но это лишь гипотеза, сам же создатель проекта Тома де Томон объяснял по-иному. Мол, его задумка олицетворяет собой морских и коммерческих богов.

А мы с вами уже знаем, что как раз у Стрелки Васильевского острова размещался торговый порт. Потому всё вполне логично. Но версия с нашими реками, мне лично всё же ближе для сердца.

Роль маяков

Считается, что помимо символического значения, как памятники морской славы, эти колонны также использовались и в качестве маяков. Причём южная Ростральная колонна указывала судам курс в Большую Неву, а северная — в Малую. Действительно, высота их — 32 метра — вполне позволяла справляться с данной ролью.

Я читала, что к вершинам колонн внутри устремляются винтовые лестницы. Они ведут к оборудованным смотровым площадкам, на которых раньше помещались жаровни-светильники на треногах, где жгли конопляное масло, использовавшееся для освещения.

Поговаривали, что это было не всегда безопасно для мимоидущих прохожих, так как раскалённые брызги нет-нет да и летели вниз. Отмечу, что уже к 1896 году такая угроза для пешеходов миновала, так как к колоннам было подведено электричество. Но и этот вид освещения из-за своей дороговизны использовался недолго. Кстати, в 1957 году к площадкам колонн провели газ. И сегодня мы с вами можем видеть в праздничные дни семиметровые горящие факелы.

Реставрация

Отмечу, что, к сожалению, пудостский камень весьма чувствителен к питерской капризной погоде. Из-за дождей и вечной сырости знаменитые фигуры при Ростральных колоннах стали разрушаться.

Приведу мнение известного специалиста по реставрационным работам Игоря Всеволодовича Крестовского. Он сообщал в 1928 году о том, что данная скульптурная группа, которую пытались реставрировать после революции, представляла теперь собою фигуры, не единожды окрашенные различной масляной краской. Кроме того, они были сплошь загипсованы и зацементированы. Оказывается, что при восстановительных работах того же 1928 года с каждой из скульптур пришлось извлечь не один воз «посторонних намазок». Обращал внимание специалистов И. В. Крестовский и на то, что очередные работы вновь ведутся неверно.

Но к его советам, к сожалению, не прислушались. Вообще, в советские годы было принято всё как-то быстренько «подправлять и подлатывать» именно к важным юбилейным датам. Делалось это наспех и без научного подхода. В тело скульптур вбивали штыри в качестве арматуры для очередной гипсовки, разрушенные фрагменты заменяли новыми из камней иных пород. И всё это щедро замазывалось опять-таки масляной краской.

Большой урон памятники понесли и в годы Великой Отечественной воны.

Но реставрационные мероприятия 1949 года не отличались от предыдущих по своей технологии. Такое состояние дел продолжалось вплоть до 1979 года. А ведь было необходимо произвести хотя бы гидрофобизацию (защиту камня от влаги). С сожалением сообщу вам, что эта халатность привела к значительным разрушениям данных памятников архитектуры, которые к 1996 году (новому этапу реставрации) находились в весьма плачевном состоянии.

В конце XX века специалисты предприняли целый ряд восстановительных работ: воспользовавшись новой реставрационной технологией, примененной ранее к скульптурам у Адмиралтейства, фигуры у Ростральных колонн промыли, нанесли на них состав от биопоражений, удалили поздние «доделки».

Затем при помощи специального раствора укрепили созданные недостающие детали из известняка. В качестве необходимых соединительных стержней были использованы изделия из корундовой керамики. Далее были проведены антикоррозирование, тонирование и защита от влаги.

С гордостью хочу отметить, что применённые технологии не имеют подобных себе аналогов в мире. Над спасением символа морской славы России трудился союз профессионалов: работники организаций по охране памятников и русские меценаты.

Необычные факты

Расскажу вам ещё о том, что почему-то данный памятник архитектуры стал предметом своеобразного интереса взломщиков. К примеру, лишь за 2011 год они умудрились дважды проникнуть внутрь одной из колонн. Одному «искателю приключений» даже удалось зажечь факел.

Но, к счастью, в результате этих странных набегов никто и ничто не пострадало.

Как добраться

В нашем городе я сама всегда стараюсь пользоваться самым удобным способом передвижения на общественном транспорте — езжу на метро. Далее, если это возможно, частенько просто хожу пешком.

Вы можете попасть на Стрелку Васильевского острова для того, чтобы вблизи взглянуть на Ростральные колонны (2 и 3) также несколькими путями.

Можно выйти на станции метро «Невский проспект» (1). От неё проехать на автобусе № 7 или троллейбусах № 10 и № 11 в сторону Невы. Выходить надо на первой остановке после Дворцового моста.

Мне же больше нравится другой путь. Доезжаете до станции метро «Адмиралтейская» (1).

Затем просто идёте пешком к колоннам на Стрелке Васильевского острова (2 и 3) минут 10-15, как я указала на карте, по пути любуясь другими памятниками архитектуры.

Напоследок

Сегодня величественные Ростральные колонны, красующиеся под петербургским небом, отчётливо видны для нас с вами с невских набережных. На фоне них очень любят фотографироваться туристы, местные жители.

Вы также можете присоединиться к их компании. Кстати, сюда постоянно приезжают свадебные эскорты, встретить которые по народной примете — к счастью. А кто же откажется от его дополнительной порции?

Отмечу, что в торжественные дни над Ростральными колоннами, как в прежние времена, горят факелы.

Особо красиво это выглядит в замечательный праздник выпускников «Алые паруса».

колонны в питере, колонны в санкт-петербурге

Ростральные колонны в Санкт Петербурге.

Колонны в Санкт-Петербурге стали визитной карточкой Северной столицы, многие здания которой построены в лучших традициях классики. Культурная «отделённость» России, обособленность ее искусства и архитектуры от западной культуры, окончились в петровскую эпоху, когда стали внедряться общеевропейские духовные и материальные ценности. В России появившееся на небольшой промежуток времени барокко в середине 1760-х гг. сменилось классицизмом, который стал считаться эквивалентом художественного вкуса. Величественные колонны Питера обязаны своим появлением ордерной системе классики. Дворянство России увлеклось просветительскими идеями, что тоже способствовало увлечению этим стилем. На утверждение классицизма повлиял и масштаб градостроительства, требующий быстрой застройки, большого количества общественных зданий, что не могло обеспечить пышное и трудоемкое барокко. Художественный язык классицизма, использующего ордерную систему, был универсален и подходил и для дворцов, и для небольших особняков, и для городских зданий разного назначения. Таврический дворец (архитектор И. Е. Старов, 1783 – 1789 гг.), который Державин охарактеризовал как простое, строгое и величественное здание, стал одним из первых сооружений в стиле классицизм. Таврические колонны в Питере — это “четырежды восемнадцать” двойных колоннады Большой галереи. Колонны в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце имели ионические капители и демонстрировали один из первых примеров обращения к эллинскому наследию в России. Таврический дворец стал примером для подражания в столичном и провинциальном строительстве. Проект дворца высокого оценивал и Наполеон, стремившийся внедрить во французскую архитектуру величественность и торжественность. О нем писали французские архитекторы Персье и Фонтен в трактате “Лучшие королевские дворцы мира”.

Колонны Питера — Таврический дворец. Архитектор И. Е. Старов, 1783 – 1789 гг.

Влияние античности ощущается в дорических с каннелюрами колоннах Санкт-Петербурга здания Горного института архитектора А.Н. Воронихина (1806-1808 гг.) Великолепие древнегреческого ордера отражается в колоннах Питера, украшающих Казанский собор (1801-1811 гг.), в основе которого по указанию императора Павла, должен был лежать проект собора Святого Петра в Ватикане. В этом сооружении сохранилась композиция вытянутой по горизонтали базилики и большой купол. Колонны Санкт-Петербурга, которые выстроились в колоннаду Казанского собора (отождествляемую с колоннадой на площади перед собором Святого Петра), были пристроены позже основного сооружения, завершив храмовый ансамбль.

Колонны Питера. Казанский собор. Архитектор А.Н. Воронихин. 1806-1808 гг.

Колонны Питера украшают здание Новой биржу на Биржевой площади (1805-1810 гг.). В здании Биржи колонны фасада широко расставлены, открывая здание для зрителя. Один из символов Санкт-Петербурга и России — ростральные колонны перед зданием Биржи. Ростральные колонны Санкт-Петербурга были построены в честь морских завоеваний страны и как символ могущества. Обычай устанавливать такие колонны был заимствован у римских зодчих, которые на Форуме в Риме соорудили первую такую колонну в честь победы над Карфагеном в 260 г. до н.э.

Ростральная колонна Питера, украшенная корабельными носами, создана по римскому образцу.

Еще один знаменитый объект Питера — Адмиралтейство (1806-1823 гг.) архитектор А.Д. Захаров. Здесь портики поддерживают колонны тосканского ордера, а колонны в центральной части принадлежат к ионическому ордеру. Ионические колонны Питера украшают и фасад здания Смольного института (1806-1808 гг.)

Колоннада Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Архитектор Захаров. 1806-1823 гг.

После победы над Наполеоном основные сооружения в Петербурге строили в стиле русский ампир, который использовал колонны тосканского и дорического ордера, подчеркивающие монументальность, прочность и надежность сооружений. В этот же период был построен Главный штаб (1819-1829 гг), Сенат, Синод (1829-1833 гг.), Александрийский театр. Первой постройкой одного из зодчих ампира — К.И. Росси стали два павильона в Аничковом дворце на Невском (1818-1819 гг.) с ионическими колоннами. На площади, объединяющей Зимний дворец и здание Адмиралтейства, Огюст Рикар Монферран (Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand. 1786-1858 гг.), в 1834 году построил одну из знаменитых колонн Питера — триумфальную колонну в честь победы в Отечественной войне.

Триумфальная Александровская колонна Монферрана на Дворцовой площади Петербурга. 1834 г.

Неповторимый облик северной столице придают колонны Исаакиевского собора, выточенные из монолитного гранита. Двойные каннелюры украсили колонны нынешнего Законодательного собрания (Мариинский дворец. 1839-1844 гг.), в архитектуре которого ощущается влияние Ренессанса.

Колоны на фасаде Мариинского дворца

Колонны Санкт-Петербурга олицетворяют утверждение государственной власти в России, силу и мощь империи, демонстрируют общность с европейской культурой.

Автор текста: Макс Костин

Ростральные колонны (Санкт-Петербург) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ростральные колонны — архитектурные сооружения в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова. В XIX веке выполняли функцию фонарей порта северной столицы.

История

Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворение показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) поверженных (трофейных) вражеских кораблей.

Над проектом также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов [1], выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии. Статуи морских божеств у подножия колонн выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо. Открытие состоялось в 1815 году. Фонари зажигались ночью и в туман и служили до 1885 года.

Строение

Южный фонарь указывает путь в Большую Неву (59°56′35″ с. ш. 30°18′25″ в. д.HGЯO), а северный в Малую (59°56′41″ с. ш. 30°18′18″ в. д.HGЯO). У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые, согласно распространенной гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Однако эта гипотеза возникла относительно недавно и не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции»[2]. Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов Ж. Камберлена и Ж. Тибо, которым благоволил архитектор. В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза, но из-за сложности её обработки выбор пал на пудостский известняк, добывавшийся в посёлке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле, известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу. Жозефом Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Жаком Тибо.

Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником и металлической треногой, удерживающей её. В чашу заливали конопляное масло, дающее огромный огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Так было до 1896 года, когда к колоннам подвели электричество, но этот способ освещения применяли недолго «по причине великого расхода»[2]. В 1957 году к фонарям из соображений экономии подвели газ и теперь, в наши дни, зажигают только по особо торжественным случаям.

Взломы

Ночью 7 июня 2011 года южная Ростральная колонна была открыта неизвестными с целью проникновения внутрь, памятник архитектуры не пострадал[3].

Ночью 23 августа 2011 года неизвестный мужчина, проникнув внутрь одной из ростральных колонн, открыл вентиль газового трубопровода и зажёг на ней огонь. Как сообщили в правоохранительных органах, прибывший на место пожарный расчёт перекрыл трубопровод и потушил факел. В результате инцидента никто не пострадал[4].

Галерея

  • Вид на Ростральную колонну со стороны Дворцового моста (Брэнсон Де Ку, 1931)

  • Ночная подсветка ростральной колонны

  • Зажжённый в честь 70-летия Великой Победы факел

  • Народ «облепил» Ростральную колонну, чтобы посмотреть салют в честь 70-летия Великой Победы

Литература

  • Журнал «Наука и Жизнь», № 2, 2000 год.

Ссылки

См. также

Примечания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *