Растрелли б – Франческо Растрелли (1700 год — 29 апреля 1771) , русский архитектор итальянского происхождения

Содержание

Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744)


Bartolomeo_Carlo_RastrelliСамым значительным мастером русской скульптуры первой половины XVIII века был итальянец по происхождению граф Бартоломео Карло Растрелли. Не сделав ничего существенного в Италии и Франции, он в 1716 году прибыл в Петербург, где стал выполнять крупные государственные заказы вначале для Петра I, затем для Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

Работая в России до своей смерти, скульптор создал целый ряд выдающихся произведений монументальной, декоративной и станковой пластики.

Растрелли родился в 1675 году в состоятельной дворянской семье потомственных горожан Флоренции. В своем городе, где еще сохранялись традиции эпохи Возрождения, он имел возможность изучать произведения великих Донателло, Верроккьо, Микеланджело, Челлини. Когда проявились его наклонности к искусству, мальчик был отдан на обучение в скульптурную мастерскую Д.Б. Фоджини. Пройдя там выучку, характерную для флорентийской скульптурной школы, Растрелли неплохо рисовал, умел работать в различных материалах, обучился художественному литью, ювелирному делу, принципам театральной декорации, архитектурному планированию и строительству. Такая основательная подготовка в дальнейшем дала мастеру неограниченные возможности проявить себя в самых различных видах творчества. В 1698 году молодой скульптор отправился в Рим и в течение года изучал там памятники античности и в первую очередь конную статую Марка Аврелия — классический образец для подобных монументов и произведения яркого представителя итальянского барокко Л. Бернини. Не найдя в Италии применения своему мастерству, Растрелли вместе со своей женой — испанской дворянкой переехал в Париж, где у них в 1700 году родился сын Франческо Бартоломео — впоследствии знаменитый российский архитектор. Там на его творчество оказало сильное влияние официально-парадное искусство известного французского скульптора А. Каузевокса. В начале творческого пути Растрелли сопутствовала удача. В 1703 году он создает в стиле пышного итальянского барокко проект мавзолея над прахом дипломата Симона Арно маркиза де Помпоне в парижской церкви Святой Марии (воплощен в материале в 1707, разрушен в 1792). В 1704 году при содействии папского нунция Ф.А. Гуатерио он получает от Ватиканского двора графский титул и звание папского кавалера ордена Святого Иоанна Латеранского. После громкого успеха Растрелли становится модным скульптором и выполняет многочисленные заказы на надгробные памятники. В результате появляется целый ряд проектов надгробий – кардиналу Гуатерио, маршалу Шамильи и другим, о которых можно судить по сохранившимся рисункам автора. Для этих надгробий характерна тяжеловесная, помпезная форма с многочисленными аллегорическими фигурами, что не находило одобрения в местных художественных кругах, где придерживались классических основ в скульптуре и сдержанного использования в ней барочных приемов. Не получая морального удовлетворения от исполнения заказных мемориальных работ и не достигнув за пятнадцать лет проживания во Франции прочного положения в своей художественной деятельности, Растрелли решает уехать в Россию. В 1715 году он заключает в Париже договор с И. Лефортом — сподвижником Петра I, по которому в его обязанности входило в течение трех лет «работать в службе Царского Величества в кумироделии всяких фигур в мраморе… для фонтанов и бросовых вод, в делании портретов из воску и в гипсе, которые подобно живым людям, в литие, архитектуре, в делании декораций или прикрас и машин к театрам оперским и комедианским». Ему также вменялось в обязательном порядке обучать русских людей различным художествам. Именно в России он станет крупнейшим скульптором, создав произведения, обессмертившие его имя. Переехав в мае 1716 года из Парижа в Петербург, Растрелли был вначале назначен здесь на должность архитектора, а с осени этого же года начал заниматься скульптурой, получив заказ на исполнение проекта конной статуи Петра I в память российских побед над шведами в Северной войне. В 1721 году, после заключения мира со Швецией, по указанию государя он начинает работать, вместе с К. Оснером, Н. Пино и Н. Микетти, над проектом Триумфального столпа (модель была сделана в 1723), прославляющего доблесть русской армии. В 1722 году Растрелли также исполнил модель колоссальной статуи Петра (не воплощена), которая должна была украсить Васильевский остров. Конная статуя Петра I мыслилась автором и заказчиком торжественной и представительной, наподобие тех, что воздвигались в честь победоносных полководцев в Древнем Риме. Вместе с тем на Растрелли оказали влияние монументы современных ему мастеров, среди которых были памятник Людовику XIV Ф. Жирардона в Париже и памятник великому курфюрсту А. Шлютера в Берлине. Проекты разного времени, выполненные в рисунках, свинцовых и бронзовых моделях, свидетельствуют о длительной творческой работе мастера. В них он постепенно уходил от сложных вычурных композиций, перенасыщенных фигурами аллегорий и мифологических персонажей (Славы, Мира, Марса, Меркурия, пленников и так далее), к простому, но единственно верному решению, найденному им в 1724 году. С модели конной статуи Петра I были сняты гипсовые формы, но после смерти Петра началась драматическая история, связанная с нежеланием его преемников выделять деньги на отливку памятника в бронзе. Лишь при Елизавете Петровне, возрождающей традиции петровского царствования, в 1744 году была сделана колоссальная восковая модель, подготовленная к отливке, но 18 ноября 1744 года Растрелли умер, не дождавшись осуществления своего замысла. Работа в материале была осуществлена позднее А. Мартелли при непосредственном участии сына скульптора Франческо Бартоломео Растрелли.

При Екатерине II барочный монумент был отвергнут, как устаревший, и для создания нового конного памятника Петру I, но уже в модном тогда стиле классицизма, был приглашен из Франции скульптор Э.М. Фальконе. Лишь в 1800 году при Павле I растреллиевскую конную статую установили на новом пьедестале (архитектор В.Ф. Бренна, скульпторы М.И. Козловский, В.И. Демут-Малиновский, И.И. Теребенев) перед Михайловским (Инженерным) замком.

Bartolomeo_Carlo_RastrelliBartolomeo_Carlo_Rastrelli

Bartolomeo_Carlo_Rastrelli

Растрелли, как свидетель Петровских реформ и триумфального завершения Северной войны, представил Петра I в виде римского цезаря, самодержавного повелителя огромной империи. Он облачен в тунику, поверх которой накинута горностаевая мантия, на ногах — римские сандалии. Несомненным портретным сходством отмечена гордо поднятая голова Петра — с огромными застывшими глазами и большим чистым лбом, — увенчанная лав­ровым венком победителя. В правой руке он держит маршальский жезл — символ власти, левой слегка на­тягивает узду, сдерживая поступь мощного коня. Гладкие скульптурные поверхности органично совмещаются с прочеканенными и отделанными с ювелирной тонкостью множественными декоративными частями (двуглавые орлы на мантии, венок, жезл, попона, конская сбруя и так далее). Монумент развернут в пространстве, но так мастерски, что с любой точки зрения открывается его цельный и законченный силуэт. При этом композиция памятника очень проста. Автор отказывается от всяких «символических намеков», характерных для
Медного всадника
Фальконе. Как писал искусствовед Всеволод Петров, «не аллегория, а сама пластика становится главным средством характеристики образа». Еще в процессе работы над памятником Петру Растрелли обращался к портрету, в котором он достигает вершины своего творчества. В петровское время, с установкой на документальную точность, именно портрет становится в изобразительном искусстве ведущим жанром. Чтобы добиться «живоподобия», скульптор нередко использовал гипсовые слепки с лица. В 1719 году Растрелли снял маску с Петра I, которой будет пользоваться при работе над портретами императора. Впадая в натурализм, он создал восковые бюст и сидящую фигуру Петра с инкрустированными глазами, натуральными волосами и одеждой. В лучших своих произведениях Растрелли умело сочетал парадную пышность с реализмом и глубоким, проницательным обобщением. В 1723-1724 годах он исполнил два изображения Петра I. В знаменитом бюсте 1723-1724 годов, по меткому высказыванию М.В. Алпатова, «Растрелли поднялся здесь до создания подлинно исторического портрета», отразив в нем противоречия и драматизм не только самой личности Петра, но и всей его эпохи. Скульптор создает образ человека неукротимой жизненной энергии. При внешнем спокойствии царя ощутимо его сильное внутреннее напряжение, которое проявляется в высоко поднятой голове, сдвинутых бровях, плотно сомкнутых губах и подчеркивается движением складок мантии за его спиной. Известно, что именно этот бюст Петра I серьезно изучала Мари-Анн Колло, исполнившая модель головы Петра I для
Медного всадника
Фальконе в Санкт-Петербурге. Удивляет необыкновенное мастерство в передаче различных материалов: меха горностаевой мантии, кружев жабо, шелка орденской ленты, металла лат с рельефным изображением сцен битвы. В портрете А.Д. Меншикова (1716-1717, бронза, литье, чеканка; 1848, мрамор, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) много парадности и помпезности, но и здесь Растрелли умело сочетает характерные для барокко качества с глубокой реалистической трактовкой образа, показывая надменное, умное и несколько хитроватое лицо светлейшего князя, в глубокой задумчивости смотрящего вдаль. По композиционно-пластическому решению к этому произведению близок «
Портрет неизвестного» (С.Л. Владиславич-Рагушнский?,
1732, бронза, чеканка), где также с удивительной достоверностью переданы проницательный взгляд, полное, лоснящееся лицо, обрамленное длинными локонами парика, плотное сукно камзола с рельефными пуговицами и мягкое кружевное жабо. Высшим достижением портретного искусства Растрелли является двухфигурная бронзовая группа «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741, бронза, чеканка). Именно здесь наиболее сильно раскрылись потенциальные возможности мастера и лучшие стороны его дарования. В этой скульптурной композиции Растрелли использует чисто живописные эффекты в обработке материала, в передаче мерцающих драгоценностей, обильно украшающих туалет Анны, шелкового, с объемным рисунком платья, гладкой кожи на обнаженных участках тела. Как и в конном памятнике Петру I, каждая незначительная деталь одежды и украшений, каждый локон волос трактуется мастером с одинаковым вниманием и любовью. Ювелирная отделка нисколько не нарушает общей выразительности этого произведения и его монументальности. По глубине идейно-образного замысла, по остроте проникновения в дух и характер эпохи скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком» не уступает конной статуе Петра I. В монументе Петр представлен прежде всего как государственный деятель и преобразователь огромной империи. Здесь же статуя олицетворяет деспотичность власти, непомерное расточительство и равнодушие ко всему русскому. Массивная, подавляющая фигура императрицы, как говорили о ней современники, «престрашного взору», облачена в тяжелое парадное платье, а с левой стороны к ней устремляется маленькая фигурка арапа в чалме, подносящего ей державу — символ власти. Возможность видеть и наблюдать императрицу была у Растрелли с ноября 1730 по август 1732 года, когда он находился в Москве, принимая непосредственное участие в оформлении коронационных торжеств Анны Иоанновны. В 1732 году он создает медальон с барельефным портретом Анны Иоанновны (бронза), изображая ее в профиль и со спины. Сложную прическу государыни, с вплетенными жемчужными бусами и лентами, венчает российская корона. Спадающее с плеч платье обнажает полное плечо и шею и также убрано многочисленными драгоценными камнями.

Bartolomeo_Carlo_RastrelliBartolomeo_Carlo_RastrelliBartolomeo_Carlo_Rastrelli

Весьма весомо Растрелли проявил себя также в монументально-декоративном искусстве, участвуя, еще при Петре I, в создании лепного декора для сооружений Петергофа, дворца Меншикова и декоративной скульптуры для петергофских фонтанов. Кроме сохранившихся барельефов «Триумф Амфитриты» и «Похищение Деяниры кентавром Нессом», выполненных им для водопадного уступа Большого каскада в Петергофе (1721-1723, свинец, совместно с К. Оснером и Ф. Вассу), он исполнил две львиные маски (маскароны), служащие фонтанами на верхней террасе этого же каскада. Для Верхнего сада в Петергофе Растрелли создал большую свинцовую фонтанную группу «Нептун с колесницей», в 1799 году замененную из-за ветхости бронзовой группой «Нептун», привезенной из Нюрнберга (скульпторы X. Риттер, И. Эйслер и Г. Швейгер). В 1737 году квадратный пруд Верхнего сада он оформил фонтанной композицией «Прозерпина и Алфей с сиренами и дельфинами», которая также из-за плохого состояния в 1773 году была снята. Кроме того, Растрелли создал замечательную бронзовую композицию «Тритон, борющийся с морским чудовищем» (1726, бронза) для фонтана, расположенного перед южным фасадом Большой оранжереи. Она послужила впоследствии прототипом для его скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льва». Похищенный фашистами Тритон был воссоздан скульптором А.Ф. Гуржием в 1956 году. В 1735 году в ознаменование 25-летия Полтавской битвы Большой каскад был украшен исполненной Растрелли композицией «Самсон, разрывающий пасть льва». Сильный, с мощной мускулатурой, Самсон, олицетворяющий собой Россию, разрывает пасть льву, который являлся геральдическим изображением Швеции. Обветшавшая к концу XVIII столетия, эта свинцовая скульптурная группа была заменена в 1802 году бронзовой золоченой композицией, отлитой по модели М.И. Козловского. Украденная фашистами, она была воссоздана скульптором В. Симоновым в 1947 году. Растрелли много сделал в области медальерного искусства, которому особое внимание уделял Петр I. В токарной мастерской государя (при участии А.К. Нартова) он исполнил медные и бронзовые рельефы для триумфального столпа (не осуществлен) на темы событий Северной войны. Мастерски, с большим владением композиционными приемами батального жанра скульптор запечатлел «Полтавский бой», «Взятие Дербента», «Аллегорию Ништадтского мира» (начало 1720-х). Привлекает внимание медаль «Основание Санкт- Петербурга» (1723?, бронза, литье, чеканка), исполненная Растрелли в пейзажно-жанровом ключе. В ней дается реалистическое изображение берега Невы с накатывающимися волнами, фигурами моряков и работных людей — первых строителей новой российской столицы. В 1741-1743 годах Растрелли создал медальон с профильным портретом Петра I (отлив в бронзе в середине XIX века), обрамленный пышно декорированной рамой. По всему периметру она украшена рельефными изображениями двуглавого орла и ордена Андрея Первозванного и увенчана короной Российской империи.

Многогранность творчества Растрелли поражает всякое воображение. Каждому его произведению присуще высочайшее профессиональное мастерство, которое до конца своей жизни он беззаветно отдавал на благо России. Умер Бартоломео Карло Растрелли в 68 лет, 18 (29) ноября 1744 года в Санкт-Петербурге.


Копии скульптур из мрамора можно заказать в нашей компании – Stone2art Group.

Все по-настоящему ценное — ценно во все времена! (с) Stone2art Group

РАСТРЕЛЛИ ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Варфоломей Варфоломеевич Растрелли. / Ориг.: итал. Francesco Bartolomeo Rastrelli

Русский зодчий. Главный представитель елизаветинского барокко.

Ранние годы

Был сыном скульптора Бартоломео Карло Растрелли, работавшего при дворе французского короля и перебравшегося в Россию в 1715 г. Франческо учился у отца, помогая ему в реализации различных проектов (например, дворца А.Д. Меншикова). В возрасте 20 с лишним лет юноша продолжил свое художественное образование в Италии и Франции. Первая известная работа зодчего – дворец Кантемира в российской столице (1721-1727). Однако здесь молодой мастер еще не показал ничего оригинального.

Большая самостоятельность архитектурного видения была проявлена Растрелли при возведении в 1830-е гг. Рундальского и Митавского дворцов (Курляндия) для Бирона. Здесь зодчий отказывается от одних приемов и элементов (например, рустовки и пилястр), отдавая предпочтение другим – колоннам и полуколоннам, рельефу, расцветке стен, богатому декору, общей пластичности постройки.

Довольный результатами Бирон посодействовал возвышению молодого мастера – тот был сделан главным архитектором при государыне Анне Иоанновне, сохранив эту должность и при Елизавете Петровне.

В правление Елизаветы

В начале 1740-х гг. зодчий навещал первопрестольную для лучшего знакомства с образцами русской архитектурной традиции. Сочетание последней с европейским барокко было характерно для стиля Растрелли.

При Елизавете Петровне он создал свои основные произведения. Первой елизаветинской постройкой стал петербургский летний дворец из дерева (1741-1744). Мастер участвовал в создании Большого дворца в Петергофе (1747-1752), полностью перестроил царскосельский Екатерининский дворец (1752-1757). В те же годы он занимался ремонтными работами Стрельнинского дворца.

Одни из главнейших построек того времени – Смольный монастырь (1748-1757) и новый Зимний дворец (1754-1762).

В правление Екатерины

При государыне Екатерине II знаменитый архитектор стал менее востребованным, так как царица тяготела к более строгому классицизму, нежели к пышному барокко. В год ее восшествия на престол – 1762 – Растрелли взял отпуск на год (его он провел на итальянской земле, где искал себе новые заказы), а через год был уволен окончательно.

Судьба опять привела зодчего и его семью в Курляндию, к вернувшемуся из ссылки Бирону. Там мастер снова занялся дворцами бывшего фаворита. 

В 1766 г. архитектор совершил путешествие в Пруссию, надеясь найти покровительство у короля Фридриха Великого, однако попытка закончилась неудачей. После возвращения в Курляндию скончалась супруга Растрелли Мария.

О смерти самого архитектора точных сведений нет. Исходя из различных письменных документов, можно предположить, что случилось это после января и не позднее апреля 1771 г., вероятнее всего, все в той же Курляндии.

Бартоломео Карло Растрелли | ГессоСтар

Бюст Бартоломео Карло Растрелли

Бартоломео Карло Растрелли – выдающийся скульптор, художник, литейщик и архитектор 18 века. Итальянец по происхождению, метр скульптурного дела свое творческое начало смог реализовать в России, после ряда неудач на Родине и во Франции при дворе короля Людовика 14. Б. Растрелли родился в 1675 г. в богатой дворянской семье потомственных флорентинцев.

Социальное положение родителей будущего скульптора позволило мальчику получить отличное образование, изучить основы архитектуры, живописи, художественного литья, ювелирного дела у лучших мастеров того времени. Благодаря такому основательному подходу к образовательному процессу Б. Растрелли получил огромный багаж знаний и навыков, которые позволили ему успешно реализоваться в самых различных направлениях творчества.

Начало карьеры скульптора

Творческий путь скульптора Б. Растрелли начал в родной Италии, а именно в Риме, куда он переехал со своей семьей в 1698 г. Однако, после года изучения памятников античности и работ эпохи барокко, скульптору так и не удалось найти применения своему таланту и знаниям на родине.

Историки связывают эту неудачу со сложным финансовым и политическим кризисом, который в те годы переживала Италия. После ряда неудач и отсутствия заказов Б. Растрелли вместе с женой переезжает во Францию, где удача улыбнулась скульптору немного больше.

Так, в 1703 г. Б. Растрелли спроектировал и создал пышный мавзолей в стиле барокко на могиле французского дипломата маркиза де Помпоне, который покоился в церкви Святой Марии. Скульптурный шедевр очень понравился жене маркиза и многим влиятельным особам, благодаря чему автор получил большую популярность во Франции.

За 15 лет проживания во Франции скульптор создал десятки надгробий и мавзолеев (например, кардиналу Гуатерио, маршалу Шамильи и др.). Практически все работы были выполнены в стиле барокко — скульптуры характеризовались массивностью, помпезностью, декорированием большим количеством аллегорических фигур.

Несмотря на то что во Франции Б. Растрелли считали модным скульптором, к его творчеству относились сдержанно, а сам автор так и не смог прочно закрепится в творческой элите страны. Не получая желаемого ни морального удовольствия, ни финансового вознаграждения Б. Растрелли вместе с семьей переезжает в Россию.

Российский этап

Именно российский этап стал периодом активного расцвета творческой карьеры Бартоломео Растрелли. Скульптор переехал в Россию в 1716 г., предварительно заключив договор с доверенным лицом царя — И. Лефортом. В соответствии с договором скульптор был назначен на должность архитектора при царском дворе и обязан был в течение трех лет выполнять различные архитектурные проекты и обучать студентов художественному мастерству.

Первой и одной из самых знаковых работ Бартоломео Растрелли в России стала конная статуя Петра I. Монумент посвящался победе Русской Державы над шведскими воинами в Северной войне. Работа над проектом статуи продолжалась около восьми лет, о чем свидетельствуют рисунки и эскизы разного времени, где монумент обретал все новый и новый образ.

Изначально автор планировал создать помпезную, торжественную статую с вычурными образами, аллегорическими композициями и мифологическими героями, подобную тем монументам, которые уже были воздвигнуты в Берлине и Париже его современниками. Однако, со временем автор начал уходить от массивных барочных форм и в 1724 г. был создан окончательный эскиз конной статуи Петра I.

Скульптор представил Царя в виде римского императора, сильного, самодержавного повелителя огромной страны. Римские мотивы подтверждаются лавровым венком на голове всадника-победителя, римскими сандалиями, горностаевой мантией, покрывающей плечи. В одной руке всадник держит символ государственной власти – маршальский жезл, а другой – натягивает поводья, контролируя поступь коня. Композиция монумента предельно проста, несмотря на множество мелких декоративных элементов и линий, в ней нет скрытого смысла, аллегорий, символических намеков.

Бартоломео Карло Растрелли Скульптура Петра Великого
Фото: источник

Еще одной ключевой работой гениального скульптора в России стала двухфигурная скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком», выполненная из бронзы в технике чеканки. Композиция монумента следующая: араб в чалме подносит символ государственной власти императрице.

Массивная статуя императрицы облачена в пышное, визуально тяжелое платье. Наряд Анны украшен драгоценными камнями, объемными рисунками, живописными эффектами, а использование особой техники выполнения обеспечило великолепное сияние и мерцание обработанного металла. Еще одним сложным элементом общей монументальной композиции стала точная передача оригинальной прически императрицы, украшенной бусинами, лентами, жемчужинами и, конечно же, царской короной.

Помпезная статуя Анны расположена на бархатном коронационном помосте, силуэт императрицы всем своим видом демонстрирует королевское спокойствие и уверенность. Фигура араба более скромная, даже несколько подавленная, он неловко преподносит императрице королевский символ власти.

В некоторой степени, скульптурная группа символизирует деспотичность царской власти и склонность к расточительной жизни. Каждая деталь, декоративный элемент, художественная линия скульптуры имеет единственную трактовку, как и в случае с конной статуей, автор не использует символических знаков и двусмысленных композиций.

Работая при царском дворе, Б. Растрелли принимал участие в процессе декорирования лепными элементами и барельефами монументальных сооружений (Петергоф, дворец Меншикова, Царскосельский дворец).

Бартоломео Карло Растрелли Скульптура Самсон, разрывающий пасть льву
Фото: источник

Так, рукам гения принадлежат великолепные барельефы, скульптурные группы и архитектурные композиции – «Триумф Амфитриты», «Похищение Деяниры кентавром Нессом», «Нептун с колесницей», «Прозерпина и Алфей с сиренами и дельфинами», «Тритон, борющийся с морским чудовищем», «Самсон, разрывающий пасть льва» и др. Также скульптор работал в сфере портретного жанра, медальерного искусства, художественного литья.

Бартоломео Растрелли оставил многогранное творческое наследие. Каждая его работа поражает воображение профессионализмом мастера, оригинальностью и цельностью композиции, точностью линий и пышностью декоративного убранства. Великий скульптор подарил свой талант России, где и умер в 1744 г.

источник обложки

Растрелли Б. Ф. — это… Что такое Растрелли Б. Ф.?


Растрелли Б. Ф.

Летний дворец Елизаветы Петровны (построен в 1741, снесён в 1797).

Франческо Бартоломео Растре́лли (итал. Francesco Bartolomeo Rastrelli; до 80-х годов XX века было принято указывать русифицированное имя и отчество Варфоломе́й Варфоломе́евич; 1700, Париж — 1771, Санкт-Петербург) — знаменитый русский архитектор итальянского происхождения; граф, кавалер ордена Святой Анны (1762), академик архитектуры (1770).

Сын известного скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744), обрусевшего итальянца. Наиболее яркий представитель русского барокко. Ф. Б. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое решение.

Биография

В 1716 году Растрелли приехал со своим отцом в Санкт-Петербург, куда его отец был приглашён Петром I на работу по строительству императорского дворца. С 1725 по 1730 год проходил обучение в Европе, предположительно в Италии. С 1730 по 1763 год был архитектором императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Построил дворцы герцога Бирона в Рундале (1736 — 1740) и Митаве (1738 — 1740). Оба дворца расположены в Латвии.

Период расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741 — 1744 годы), не сохранился). Затем последовали многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы, такие как дворец Воронцова (1749 — 1752), Строгановский дворец (1753 — 1754 годы). С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве, в 1752 — 1757 — перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне — город Пушкин).

Две его наиболее известные работы — это ансамбль Смольного монастыря (1748 — 1754) и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754 — 1762).

С приходом к власти Екатерины II, Растрелли должен был покинуть свой пост, так как Екатерина II предпочитала пришедший на смену барокко стиль классицизм.

Хронология работ Растрелли

Литература

  • Lexikon der Kunst: Malerei, Architektur, Bildhauerkunst в 12 томах. Karl Müller Verlag, Erlangen, 1994.
  • Кузнецов С. О. История одного фасада Российской империи // Искусствознание. 2000. № 1. С.376-399
  • Кузнецов С. О. Дворец и его архитекторы. (История строительства Строгановского дворца на Невском проспекте Ф.Растрелли, Ж.-Б. Валлен-Деламотом [1]
  • Кузнецов С. О. Пусть Франция поучит нас «танцовать» . Создание Строгоновского дворца в Петербурге и соеобразие придворной культуры России в первой половине XVIII века. СПб., 2003. — 512 c. — ISBN 5-303-001090-1
  • Кузнецов С. О. Дворцы и дома Строгановых. Три века истории.. — М-СПб: Центрполиграф, МиМ-Дельта, 2008. — 319 с. — ISBN 978-5-9524-3471-4

См. также

Примечания

  1. Энциклопедия Санкт-Петербурга, В. В. Антонов

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Растрелли Бартоломео Карло
  • Растрелли Бартоломео Франческо

Смотреть что такое «Растрелли Б. Ф.» в других словарях:

  • Растрелли — Растрелли: Растрелли, Бартоломео Карло (1675 1744) русский скульптор, архитектор и художник Растрелли, Бартоломео Франческо (1700 1771) русский архитектор, представитель стиля барокко. Сын Б. К. Растрелли. Также известен как Ф. Б. Растрелли и… …   Википедия

  • Растрелли — (Rastrelli) два художника итальянца, трудившиеся вРоссии. 1) Карло Бартоломео Р., литейщик из металла и скульптор. Времяего рождения, равно как и смерти, неизвестно. Купил себе во Францииграфский титул и в 1716 г. был вызван Петром Великим в… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Растрелли — I Растрелли (Rastrelli)         Бартоломео Карло [1675, Флоренция, 18(29).11.1744, Петербург], скульптор, по происхождению итальянец. Около 1700 поселился в Париже, где проявил себя как мастер полной декоративности барочной скульптуры (надгробие… …   Большая советская энциклопедия

  • Растрелли — 1. (rastrelli) Бартоломео Карло (1675, Флоренция – 1744, Санкт Петербург), итальянский скульптор; представитель барокко. Отец архитектора Б. Ф. Растрелли. Обучался во Флоренции у крупнейшего барочного мастера Д. Б. Фоджини. В 1698 99 гг. жил и… …   Художественная энциклопедия

  • Растрелли Б. — Франческо Бартоломео Растрелли Francesco Bartolomeo Rastrelli Годы жизни Дата рождения 1700 Место рождения Париж, Франция …   Википедия

  • Растрелли Б. К. — Памятник Петру I у Михайловского замка Бартоломео Карло Растрелли (1675, Флоренция 18 (29) ноября 1744, Петербург) литейщик из металла и скульптор. Отец Бартоломео Франческо Растрелли. Купил себе во Франции графский титул и в 1716 году был вызван …   Википедия

  • РАСТРЕЛЛИ — 1. РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Бартоломео Карло (1675 1744), скульптор. По происхождению итальянец. С 1716 работал в Санкт Петербурге. Барочная парадность и пышность, умение передавать фактуру изображаемого материала ( Императрица Анна Ивановна с… …   Русская история

  • РАСТРЕЛЛИ — (Бартоломео Карло Р. (1675 1744) рус. скульптор итал. происхождения) Белогвардейца / найдете и к стенке. / А Рафаэля забыли? / Забыли Растрелли вы? / Время / пулям / по стенке музеев тенькать. / Стодюймовками глоток старье расстреливай! М918… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Растрелли — Варфоломей Варфоломеевич (1700 1771) российский архитектор. Представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал с пластичностью масс, богатством скульптурного… …   Строительный словарь

  • Растрелли — Варфоломей Варфоломеевич (1700 1771)    российский архитектор. Представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал с пластичностью масс, богатством… …   Архитектурный словарь


Франческо Бартоломео Растреллі — Вікіпедія

Франческо Бартоломео Растреллі
італ. Bartolomeo Francesco Rastrelli
Rastrelli.jpg
Народження 1700(1700)Париж, Королівство Франція
Смерть 29 квітня 1771(1771-04-29)Петербург, Російська імперія
Громадянство
(підданство)
Flag of Russia.svg Російська імперія
Підданство Франція Франція (до 1716)→
Flag of Russia.svg Російська імперія
Діяльність архітектор
Праця в містах Київ, Санкт-Петербург, Москва, Бауска
Архітектурний стиль бароко
Найважливіші споруди Строгановський палац, Воронцовський палац (Санкт-Петербург), Зимовий палац, Андріївська церква, Маріїнський палац, Катерининський палац, Рундальський палац
Заклад Петербурзька академія мистецтв
Нагороди орден Св. Анни Російської імперії
Ідентифікатори і посилання
Structurae 1004278
CMNS: Франческо Бартоломео Растреллі на Вікісховищі

Франческо Бартоломео Растреллі (італ. Francesco Bartolomeo Rastrelli, рос. Варфоломе́й Варфоломеевич Растрелли; 1700, Париж, Королівство Франція — 29 квітня 1771, Петербург, Російська імперія) — російський архітектор італійського (флорентійського) походження. Народився й виріс у Парижі, Франція. З 1716 жив і працював у Російській імперії. Представник пізнього бароко, російського рококо. Придворний архітектор (1730), академік російської Імператорської академії мистецтв (1744). Автор палацово-монументальних споруд у Росії (Зимовий палац, Воронцовський палац, Строгановський палац, Смольний собор), Україні (Андріївська церква, Маріїнський палац), Латвії (Рундальський палац, Мітавський палац). Єдиний серед російських архітекторів, що запровадив повноцінні зразки бароко у російську монументальну архітектуру.

Народження і походження[ред. | ред. код]

Батько, Карло Бартоломео Растреллі, походить з Флоренції[1]. Відомий скульптор доби бароко, окрім цього займався архітектурою, дизайном інтер’єрів, плануванням садів регулярного стилю. Точної дати народження сина не збереглося. Ім’я Франческо Бартоломео отримав на честь діда. Перші 16 років життя Франческо провів у Парижі, добре знав французьку. Своє ім’я майже все життя писав як Франсуа. А в кресленнях використовував французький вимір довжини. Він — типовий представник космополітизму 18 століття (за походженням італієць, вихований у Франції, все життя прожив в Російській імперії, де і похований).

Родина Растреллі отримала домівку на 1-й Береговій вулиці в Петербурзі (нині Шпалєрна)[2].

CMNS: Парадна брама палацу в Рундалє, Латвія

Продовжувати справу батька — син не захотів і скульптором не став. Відчувши поклик до архітектури, опановував будівництво. Відомості про першу будівельну роботу маємо з так званої «Реляції» (переліку робіт архітектора), яку той зробив наприкінці життя, залишившись без замовлень перед від’їздом в Німеччину[3]..

Навчався у батька разом з виконанням різних робіт (оздоби першого Зимового палацу царя Петра І, в подальшому лейб-кампанського дому та ін.) Довго і плідно займався проектами регулярних парків, павільйонів та невеликих споруд для різних замовників. Серед перших великих замовлень був палац для «господаря Молдови» Кантеміра в Петербурзі з 1721 р.(палац значно перебудували в 19 ст.) Господар Молдови увійшов під руку російського царя, оселився в Петербурзі разом з родиною та прибічниками і потребував споруди, відповідної власному сану.

Разом з батьком робив модель мавзолею для померлого Петра І в 1725 р.(не здійснено, архітектурна модель втрачена)[4]..

Анненгоф, генеральний план на 1748

З 1730 працював за замовами нової імператриці Анни Іванівни (1730–1740) — палац в Петербурзі, дерев’яний палац Анненгоф в Лефортові (Москва). Молодий архітектор створив справжню резиденцію з пишним палацом і велетенським регулярним парком навпроти Лефортовського палацу. Ще в 1735 створив архітектурну модель Аненгофа з палацом і садом разом із проектними кресленнями[5]. Виріс ансамбль із парадних та господарських споруд, який був витриманий у стилі бароко і вигідно відрізнявся від хаотичного розпланування невеликих регулярних ділянок навколо Головінського палацу, що колись перейшов до Петра І. Ансамбль в Анненгофі постійно перебудовували під нові потреби.

У 1736 із Кремля сюди перевезли розкатаний на колоди дерев’яний палац.

У 1751–1752 тут прибудували покої для Великих князів Петра та Катерини Олексіївни (майбутньої імператриці Катерини ІІ).

В 1753 палац постраждав від пожежі і його швидко відновили, але знов в дереві (працювали одразу 800 теслярів). Але нова пожежа в 1771 знищила всі дерев’яні палаци (з того року більше не відновлювали). Велетенський регулярний сад за палацами в Анненгофі з часом втратив розпланування без догляду. Наприкінці 18 ст. був перетворений на парк пейзажного типу.

У 1904 сильно пошкоджений під час урагану в Москві.

За часів СРСР більша частина колишньої паркової території забудована.

Резиденції в Рундале та Мітаві для Бірона[ред. | ред. код]

Збудував два величних кам’яних палаци-замки в Курляндії (Рундальський палац, сучасна Латвія, реставрований палац і парк)і в Мітаві, (Мітавський палац, зруйнований в 2-гу світову війну, відновлений без реставрації інтер’єрів, Сільськогосподарська академія Латвії). Замовником палаців був фаворит імператриці Е. І. Бірон. Рундальський палац і циркумференції — належить до перших споруд архітектора, що реставровані і дійшли майже незмінними до ХХІ століття[6].

Rundale.jpgRundale park.jpgBiron Rezidenz.jpg
«Рундале, в’їздна брама»
В. Растреллі
«Палац в Рундале, садовий фасад.»
В. Растреллі
«Сад Рундальського палацу навесні»
В. Растреллі
«Палац в Мітаві (нині Єлгава)»
В. Растреллі

Мешкав разом з батьком і матір’ю, мав дружину Марію і трьох дітей, одного сина і двох дочок за переписом 1737 року.[7].

Син Растреллі (Йосип Яків) помер в грудні 1737 року від холери. а в січні 1738 померла донька Елеонора[8]

Замовник — імператриця Єлизавета Петрівна (1741–1761)[ред. | ред. код]

Дочка Петра І з підозрою відносилася до всіх, хто обслуговував двір її попередниць. Тому на службу до імператриці Франческо потрапив тільки у 1744 р. Перебравши всіх архітекторів у Петербурзі, імператриця пересвідчилися, що найкращий — саме Франческо Растреллі. Для архітектора настав зірковий час.

У період 1744–1760 збудує всі свої славнозвісні будови:

В провінції Україна тодішньої Російської імперії в місті Києві за проектами Ф. Б. Растреллі збудовано:

  • палац для імператриці Єлизавети(згорів, відновлено в формах необароко в 19 столітті, резиденція Президента незалежної України)
  • Андріївська церква (церква Апостола Андрія Першозванного (збережено, м. Київ).

Також в Охтирці Покровський собор (1753–1768)- характерне українське бароко (поєднання блакитного, білого та золотого)

Сам архітектор в Києві не був, будували інші за його кресленнями (Мічурін та ін.)

  • Решітка палацу Строганова

  • Biron Rezidenz.jpg

    Собор Смольного монастиря

  • Biron Rezidenz.jpg

    Покровський собор в Охтирці

  • Biron Rezidenz.jpg

    Палацова церква в Царському Селі, вівтар

  • Biron Rezidenz.jpg

    Петергоф, Верхній сад

  • Biron Rezidenz.jpg

    Петергоф, палац і Великий каскад

  • Церква Св. Андрія. Київ

Коротке царювання Петра ІІІ, 1762 рік[ред. | ред. код]

Царювання його було надто коротким. За місяці роботи архітектор встиг тільки доопрацювати деякі свої твори. Тим не менше його знали за попередніми творами і вперше нагородили. Архітектор Франческо Бартоломео Растреллі у 1761 році отримав орден Святої Анни та звання генерал-майора. Це були перші нагороди архітектора, якому було вже за 60…

Biron Rezidenz.jpg

Відставка, майже опала[ред. | ред. код]

Нова імператриця Катерина ІІ добре знала архітектора, що вельми плідно прислужив Єлизаветі, яку вона ненавиділа. Місця для майстра Растреллі при її дворі не знайшлося і він отримав відставку. Тоді і з’явився сумний документ-перелік творів Растреллі за роки життя. Можливо, це чернетка для прохання або лист до нового господаря: «№ 1. Після приїзду (в Петербург) я накреслив ген. план місцезнаходження мизи Стрельна, а також почав творити модель регулярного парку-саду з перспективою на море…»

«№ 12. Я побудував на великій ринковій площі, поблизу головних воріт Кремля, дерев’яний театр на кам’яних підмурках із чотирма ярусами лож…»

«№ 21. Повернувшись з Москви я почав будувати споруду Монастиря для шляхетних дівиць, який мав 120 келій, приміщення для пані настоятельниці з великою трапезною… (мова про Смольний монастир)».

«№ 35. В Царському Селі, улюбленій резиденції імператриці Єлизавети, що за 36 верст від Петербурга, я збудував великий кам’яний палац на три поверхи, фасад якого має 130 туаз, тобто сім англійських футів в одному туазі (це 300 сучасних метрів…)»

Catherine Palace in Tsarskoe Selo 01.jpgGrot pavilion in Tsarskoe Selo.jpgSpb 06-2012 Vorontsov Palace.jpg
«Катерининський палац, Царське Село»
В. Растреллі
«Царське Село, павільйон Грот, садовий фасад.»
В. Растреллі
«Воронцовський палац (Петербург)»
В. Растреллі
«Строгановський палац, велика зала.»
В. Растреллі

Останні роки і смерть[ред. | ред. код]

Він встиг ще трохи попрацювати у Бірона в Курляндії, але там не було ні спокою, ні твердого заробітку. Ненадовго він повернувся у Петербург, де таки отримав честь стати вільним членом Академії мистецтв. Растреллі віддав державі 48 років життя і його клопотання про надання йому пенсії задовольнили, але архітектор помер. Був похований в Петербурзі, могила не збережена[9].

Креслення архітектора Растреллі[ред. | ред. код]

Проект палаца (не здійснено), до 1749 року.

Велику естетичну і мистецьку вартість мали креслення архітектора: їх збирали, купували і копіювали роками ще за життя митця. Дослідникам відомо, що декілька креслень Растреллі придбав граф Петро Шеремєтєв і розмістив в особливій залі садиби Кусково — у павільйоні Італійський будиночок. Вони стосувались будівель Царського Села, їх показували гостям як родзинки збірки.

Креслення архітектора розійшлися світом і їх зберігають у музеях Польщі, Австрії, Росії та інших провідних музеях Європи. Саме з Австрії реставратори Києва отримали копії креслень Растреллі для проведення ремонтно-відновлювальних робіт в церкві Андрія Першозванного.

  • вівтар для палацової церкви в Мітаві, 1736 р.

  • Палац в селі Покровському, фасад, 1752 р.

  • Дача Сіверса на Петергофському шляху, план, 1759 р.

  • Дача Сіверса, малюнок фасаду в розробці, 1759 р.

  • Палац Єлизавети в селі Перово, план, 1747 р.

  • Большой зал (1).jpg

    Зимовий палац для Анни Іванівни, фасад на Неву

  • Подорожній палац Середня рогатка, фасад,1754 р.

  • Літній палац, 2-й Літній сад, проект,1741 р.

  • Проект ділянки саду Променад, 1740 р.

  • Церква Св. Трійці, план, до 1748 р.

Культова фігура російського бароко. Гравюри з краєвидами Царського Села розійшлися ще при житті Растреллі Європою. Декотрі з них в збірках України і Німеччини.

  • В Царському Селі встановили погруддя Растреллі.
  • На Манежній площі Петербурга встановили друге погруддя уславленого архітектора.
  • У 1972 р. знято документальну кінострічку «Архітектор Растреллі» (режисер Марія Клігман, Леннаучфільм, Росія).
  • Одна з площ Петербурга отримала назву площа Растреллі.
  • Назву «Растеллі» (Rastrelli) носить квартет російських віолончелістів, серед яких Кирило Кравцов, Михайло Дєгтярьов, Кирило Тимофєєв, Сергій Драбкін. Квартет працює у Німеччині і грає музику від доби бароко до сучасної.
  1. Денисов, Петров А. Зодчий Растрелли… — С. 6.
  2. ↑ Ю. М. Овсянников. Франческо Бартоломео Растрелли… С. 16.
  3. ↑ Ю. М. Овсянников. Франческо Бартоломео Растрелли… С. 20
  4. ↑ Ю. М. Овсянников. Франческо Бартоломео Растрелли… С. 21
  5. ↑ Ю. Денисов, А.Петров. Зодчий Растрелли… С. 7
  6. ↑ Ю. М. Овсянников. Франческо Бартоломео Растрелли… С. 45.
  7. ↑ Ю. Денисов, А. Петров. Зодчий Растрелли… С. 192
  8. ↑ Ю. М. Овсянников. Франческо Бартоломео Растрелли… С.
  9. ↑ Ю. М. Овсянников. Франческо Бартоломео Растрелли… С. 185

Джерела та література[ред. | ред. код]

Растрелли — это… Что такое Растрелли?

1.

(rastrelli) Бартоломео Карло (1675, Флоренция – 1744, Санкт-Петербург), итальянский скульптор; представитель барокко. Отец архитектора Б. Ф. Растрелли. Обучался во Флоренции у крупнейшего барочного мастера Д. Б. Фоджини. В 1698—99 гг. жил и работал в Риме, в 1700—15 гг. – в Париже. В 1715 г. заключил договор с агентом Петра I И. Лефортом о работе в России.



Б. К. Растрелли. Посмертная маска Петра I. 1725 г.

 

В 1716 г. приехал в Санкт-Петербург. Начав работать в качестве архитектора, был вынужден уступить эту сферу деятельности Ж. Б. Леблону, сосредоточившись на скульптурных заказах. Запечатлел Петра I во многих произведениях (два бронзовых бюста императора, сохранился один из них, 1723—29; «Восковая персона», 1725), сделал модели памятников царю с пешей (не сохранилась) и конной статуей Петра I [1743—44; была отлита после смерти скульптора, в 1800 г. установлена перед Михайловским (Инженерным) замком в Санкт-Петербурге]. В конной статуе Растрелли создал образ полководца-триумфатора, ориентируясь согласно традиции 17–18 вв. на древнеримский памятник императору Марку Аврелию. Скульптору принадлежит также модель Триумфального столпа в память побед России в Северной войне, который был увенчан статуей царя. В 1730—32 гг. Растрелли жил в Москве, работал над оформлением празднеств по случаю коронации Анны Иоанновны.



Б. К. Растрелли. Памятник Петру I. 1743—44 гг. Санкт-Петербург

 

Скульптор создал значительное число портретных работ (бюст А. Д. Меншикова, 1716—17; «Неизвестного [С. Л. Владиславича-Рагузинского?], 1732). В 1741 г. им была отлита в бронзе скульптурная группа „Императрица Анна Иоанновна с арапчонком“, выразительность которой построена на контрастном сопоставлении массивной, грузной фигуры императрицы, чьё усыпанное драгоценностями платье подобно броне, и лёгкой, словно готовой соскользнуть со своего постамента фигурки мальчика.

С творчеством Растрелли связано становление и развитие светской скульптуры в России, появление новых для русского искусства видов пластики: конного памятника, скульптурной группы, портретного бюста. Растрелли не имел прямых учеников-скульпторов, однако при нём работали русские подмастерья, непосредственно перенимавшие технический опыт.


2.

Бартоломео Франческо [1700, Париж (?) – 1771, Санкт-Петербург], русский архитектор, итальянец по происхождению; крупнейший представитель барокко. Сын скульптора Б. К. Растрелли. В 1725—30 гг. проходил обучение за границей. По возвращении в Россию стал придворным архитектором.

1730-е гг. – период творческого становления мастера. Он следует традициям русской архитектуры петровского времени (т. н. третий Зимний дворец в Санкт-Петербурге, 1732—33; не сохранился; дворцы Бирона в Рундале, 1736—40; и Митаве, ныне Елгаве, Латвия, 1738—40). Параллельно Растрелли изучает древнерусскую архитектуру (нарядные храмы 17 в. в Ярославле, собор Василия Блаженного в Москве). Радостный, мажорный строй, звучные цветовые сочетания, вдохновившие архитектора и творчески им переработанные, станут характерной чертой его искусства.



Б. Ф. Растрелли. Зимний дворец. 1754—62 гг. Санкт-Петербург

 

Расцвет творчества Растрелли пришёлся на время правления императрицы Елизаветы Петровны (1740—50-е гг.). В своих постройках архитектор органично сочетал традиции европейского барокко, рококо, отчасти классицизма и древнерусской архитектуры. От барокко он берёт размах и динамику в организации пространства и архитектурных форм здания, систему декорирования интерьера, от рококо – многие элементы декора, от классицизма – ясность планировочных решений, от древнерусского зодчества – красочное узорочье, нарядные крылечки, особенную выразительность силуэта здания.



Б. Ф. Растрелли. Собор Смольного монастыря. 1748—64 гг. Санкт-Петербург

 

Растрелли – непревзойдённый мастер архитектурного ансамбля и синтеза различных искусств. В комплексе Смольного монастыря в Санкт-Петербурге (1748—64) невысокие здания монашеских келий с церквями по углам и оградой повторяют очертания крестообразного в плане собора, который высится в центре, – великолепный, стройный и лучезарный. Екатерининский дворец в Царском Селе, перестроенный Растрелли (1752—57), составляет единый ансамбль с прилегающим к нему парком: невысокие, расположенные полукругом флигеля охватывают обширное пространство перед главным фасадом дворца, создавая подобие парадной площади – курдонёр (почётный двор). Центр дворца находится на главной планировочной оси дворцово-паркового ансамбля: от почётного двора и крыльца паркового фасада открываются перспективы главной аллеи, в одном конце которой находится павильон Эрмитаж, в другом – Монбижу. Примером синтеза искусств в интерьере могут послужить Большой зал Екатерининского дворца в Царском Селе и Танцевальный зал дворца в Петергофе. Позолота и зеркала зрительно облегчают, почти уничтожают плоскость стены, живописные плафоны «прорывают» потолки, в узорах паркета «растворяются» плиты пола. Благодаря динамичному декору в интерьерах царит ощущение ликующей праздничности.



Б. Ф. Растрелли. Павильон Эрмитаж. 1752—57 гг. Царское Село

 

Фасады растреллиевских зданий также насыщены динамикой. Собор Смольного монастыря, Андреевская церковь в Киеве (1747) и др. устремлены вверх; архитектурные массы компактны и собраны к центру; восхождение объёмов завершается в сложных, текучих формах глав. В дворцовых зданиях (Зимний, 1754—62, и Строгановский, 1752—54, дворцы в Санкт-Петербурге; Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе, 1747—52) движение развивается по горизонтали, однако значительные по протяжённости фасады не выглядят монотонными. Их разнообразят выступы (ризалиты), увенчанные разорванными фронтонами, балкончики, сочетание золотых и белых деталей на фоне ярко окрашенных стен, игра света и тени.

При Екатерине II, предпочитавшей строгую классицистическую архитектуру, зодчий, ещё полный творческой энергии, не имел возможности реализовать свои замыслы.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Растрелли, Бартоломео Карло — это… Что такое Растрелли, Бартоломео Карло?

Бартоломео Карло Растрелли (1675, Флоренция — 18 [29] ноября 1744, Петербург) — литейщик из металла и скульптор, отец архитектора Бартоломео Франческо Растрелли.

Карло Растрелли имел также и архитектурное образование. Работал при дворе Людовика XIV. Через папского нунция купил в Ватикане графский титул. В 1716 году был вызван Петром I в Петербург для литья пушек и для художественных работ по украшению новой русской столицы[1].

Первой скульптурной работой, выполненной Растрелли-старшим в России, стал бюст А.Д. Меншикова (1716-1717 гг., бронза, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Следующими скульптурными произведениями, исполненными Растрелли в Петербурге, стали бронзовые фигуры на мотивы различных басен Эзопа; они были расставлены на левом берегу Невы и были впоследствии подарены Екатериной II графу Остерману и Бецкому, которые приказали их перелить; таким образом, они уничтожены.

Из скульптур Растрелли до нас дошли:

Из не сохранившихся до наших дней работ Растрелли известны бронзовый бюст С. Л. Бухвостова, отлитый Растрелли по приказанию Петра I, а также свинцовые статуи, украшавшие собой аллеи и фонтаны Летнего и Петергофского садов.

Как архитектор Растрелли-старший участвовал (с 1716 года) в проектировании Стрельнинского дворца для Петра Первого. Под его руководством начали рыть каналы и высаживать деревья на территории парка, однако через четыре месяца в Россию прибыл архитектор Ж.-Б. Леблон, чей проект больше понравился царю, и дальнейшие работы производились уже без участия Растрелли[2].

Примечания

  1. Архилов Н. И., Раскин А. Г. Бартоломео Карло Растрелли. 1675—1744. — Л.-М., Искусство, 1964. — 109 с., 21 л. ил. (Живопись. Скульптура. Графика).
  2. Чернобережская Е.П. Стрельна и Петергоф: подробный путеводитель, — Паритет, 2008.

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *