Растрелли колонны: Зачем зажигают Ростральные колонны, и откуда они вообще появились на стрелке Васильевского острова
Зачем зажигают Ростральные колонны, и откуда они вообще появились на стрелке Васильевского острова
Автор:
Евгений Рубин
«Ростральные колонны» – то словосочетание, которое могут выговорить лишь коренные петербуржцы, а историю их появления и жизни на В.О. не знают порой и они. «Санкт-Петербург.ру» начитался про такой нынче редкий «огонь на Неве» и рассказывает достоверные факты и любопытные легенды о нем.
Факелы на Неве
Ростральные колонны уже двести лет стоят на стрелке Васильевского острова Петербурга. Некоторые жители и гости города называют их то «расстрельными», то «растрелльными» колоннами в честь известного русского архитектора Растрелли. Молодежь предпочитает называть их просто факелами. «Санкт-Петербург.ру» разобрался в истории появления Ростральных колонн и их судьбы.
Первая Ростральная колонна появилась еще в 260 году до н. э. в Риме в честь победы над карфагенянами в морской битве при Милах. Название произошло от латинского слова «rostrum», что означает «нос корабля». Подобный обитый металлом нос, больше похожий на клюв птицы, применялся для тарана судов неприятеля. А «рострами» с побежденных судов украшались колонны, которые с Древнеримских времен воздвигались как символы морских побед. Традиция украшать колонны трофеями перекочевала со сражений на земле.
Ростральные колонны в Петербурге придумывались как олицетворение мощи и величия морского флота Российской империи. Этим монументальным сооружениям придавалось огромное значение. Об этом говорит в том числе тот факт, что все работы по их проектированию и строительству проводились французским архитектором Тома де Томон под строгим руководством Совета Академии художеств, возглавляемым Андреяном Захаровым.
Окончательный проект по формированию облика стрелки Васильевского острова был утвержден 26 февраля 1804 года. Сразу после этого была создана «Комиссия по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем» во главе. Основные работы по строительству биржевого ансамбля закончились в 1810 году.
1910-е годы. Фото: citywalls.ru
Наяда, водяной и голова крокодила
На стволе каждой колонны симметрично в четыре яруса укреплены по восемь корабельных ростр с различными украшениями. Самая крупная их пара расположена внизу колонны. Одна носовая часть обращена к Бирже, а другая – к реке. Ростры украшает фигура речного божества – наяды. Другая пара ростр находится перпендикулярно первой, ее украшает изображение головы крокодила, морских коньков и рыб. Третью пару ростр украшает голова водяного, а четвертую – изображения морских коньков. Колонны также украшены рельефными якорями.
Фонарь на южной колонне указывает путь в Большую Неву, а на северной – в Малую. У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые, согласно распространенной гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны – Волга и Днепр, у южной – Нева и Волхов. Однако сам Тома де Томон писал: «База каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции».
В городском фольклоре, конечно, существует своя версия значения колонн. По одной из легенд, объясняющей название Васильевского острова, здесь до основания города жил некий рыбак Василий с женой Василисой. Предание гласит, что именно эта супружеская пара дала название острову. Тот же фольклор утверждает, что именно эти старожилы удобно устроились у подножия Ростральных колонн, охраняя любимый остров.
1947 год. Фото: citywalls.ru
1970-е годы. Фото: citywalls.ru
Масло – нет, электричество тоже не подойдет
В качестве материала для скульптур сначала была выбран чугун, но из-за сложности работы выбор пал на пудостский известняк, который добывался в поселке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу. Жозефом Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Жаком Тибо.
Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку. Раньше на ней располагалась огромная чаша-светильник с металлической треногой, удерживающей ее. Сначала для освещения использовали смоляные факелы, которые позже попытались заменить конопляным маслом, но при горении масло выбрасывало множество огненных брызг, что было небезопасно для проходящих мимо горожан.
Ростральные колонны служили маяками в темные ночи и во время тумана вплоть до 1885 года, когда торговый порт из центра был переведен на Гутуевский остров. В 1896 году с появлением электричества в Петербурге была попытка подключить на колоннах светильники с мощными лампами, однако этот способ оказался слишком дорогим и от него отказались «по причине великого расхода».
В 1957 году к запоздалому 250-летию Ленинграда партией было поручено в срочном порядке оборудовать Ростральные колонны горелками и подключить их к газовому снабжению. Специалисты 6 июня провели пробный пуск газового оборудования, а 23 июня возродили красивую традицию зажигания огня в честь праздника.
1816 год. Фото: citywalls.ru
«Доделки» и настоящая реконструкция
Советские годы и Великая Отечественная война нанесли значительный урон памятникам. В советское время было принято к важным юбилейным датам в быстром темпе поправлять и подлатывать памятники без должной реконструкции и ремонта. Делалось это наспех и без научного подхода. В тело скульптур вбивали штыри в качестве арматуры для очередной гипсовки, разрушенные фрагменты заменяли новыми из камней иных пород. И все это щедро замазывалось свежей масляной краской. Во время войны украшения на колоннах были пробиты осколками и сильно поржавели.
В 1947-1948 годах металлические украшения заменили дубликатами. Были восстановлены и скульптуры, их заменили дубликатами из медных патинированных листов. Тогда были заменены в том числе четырехугольные площадки, на которых покоятся чаши-светильники.
И только в 1998-1999 годах специалисты провели настоящую реконструкцию и восстановили памятники архитектуры. Был целый ряд работ по новой реставрационной технологии, примененной ранее к скульптурам у Адмиралтейства. Фигуры у Ростральных колонн промыли, нанесли на них состав от биопоражений, удалили поздние «доделки». Затем при помощи специального раствора укрепили недостающие детали из известняка. В качестве соединительных стержней были использованы изделия из корундовой керамики. Далее были проведены антикоррозирование, тонирование и защита от влаги.
Яркие языки пламени на крупные праздники
Многие туристы любят фотографироваться у одной из статуй колонны, так как она представлена на 50-рублевой купюре образца 1997 года вместе с изображением реки Невы.
В честь крупных праздников и годовщин на колоннах зажигают настоящий огонь. Семиметровый столб пламени ярко горит над акваторией Невы. Увидеть это можно в такие даты как Новый год и Рождество, День полного снятия блокады Ленинграда (27 января), День Победы (9 мая), День города и в день проведения праздника выпускников «Алые Паруса». В порядке исключения список может быть расширен, так, например, от огоня на Ростральных колоннах зажгли факел Паралимпиады в Сочи.
Ростральные колонны | Факты, история, фото
Поиск материалов
Ваш город
Места
Все места
Сооружение
1815г.
Стрелка Васильевского острова в обрамлении двух ростральных колонн – главная смотровая площадка Санкт-Петербурга. От подножья каменных исполинов открывается просто сногсшибательный вид. Слева – сверкающий шпиль Петропавловки над строгим очертанием ее стен и бастионов. Справа – стройный силуэт Эрмитажа, сливающийся с водной гладью. А посредине – бесконечные невские просторы. Река здесь особенно мощная и величавая, ведь это самое широкое ее место.
Стрелка Васильевского острова с Ростральными колоннами на фоне Эрмитажа
Ростральная колонна ночью на фоне Петропавловской крепости, Троицкого моста и Дворцовой набережной
Символ морских побед
Поражают воображение и сами величественные колонны — символ морского могущества Российской империи. Их позаимствовали из другой Империи – Древнего Рима. Впервые их водрузили на древнеримский форум в 260 году до нашей эры в честь победы над флотом Карфагена. Соответственно и название их произошло от латинского rostra – носы кораблей, по-другому – клювы. Обитые металлом носы-клювы использовали, чтобы протаранить корабль противника. Потом добытыми трофеями украшали триумфальные колонны.
При переносе морского порта в XVIII веке на Васильевский остров его стрелку решили превратить в единый архитектурный ансамбль. Биржа и ростральные колонны должны были стать его неотъемлемой частью. Проект был поручен французу Жану Франсуа Тома де Томону. С помощью русского зодчего Андреяна Дмитриевича Захарова он долго искал оптимальное решение, предлагая разные варианты застройки. Окончательный проект по формированию облика Стрелки утвердили 26 февраля 1804 года. Идеальные пропорции колонн были найдены – их высота 32 метра. В 1815 году состоялось открытие монументов.
Стрелка Васильевского острова с Ростральными колоннами и Биржей в начале XIX века — гравюра
Вид с Дворцового моста на Стрелку и Ростральные колонны в XIX веке — фото
Южная колонна стоит ближе к Большой Неве, а северная – к Малой. В каждую из них встроены восемь корабельных носов. Они расположены симметрично, в четыре ряда, и обращены в сторону Невы или здания Биржи. Самые большие ростры находятся внизу. Причем все пары отличаются друг от друга. Каких только водных обитателей здесь не увидишь: морские коньки, диковинные рыбы, водяные и даже голова крокодила. Стволы колонн украшены большими металлическими якорями.
Колонны украшены рострами-носами кораблей и якорями
Мужская фигура у подножия Ростральной колонны
У подножия колонн сидят две мужские и две женские фигуры. Считается, что это аллегорические скульптуры великих русских рек: у северной колонны — Волги и Днепра, у южной – Невы и Волхова. Но это лишь красивая легенда. Тома де Томон первоначально проектировал эти фигуры как божества моря и коммерции.
Творение множества талантливых рук
Именитые скульпторы из Академии художеств должны были заняться оформлением колонн, однако они запросили слишком высокую цену за свою работу, поэтому заказ выставили на открытые торги.
В итоге три статуи выполнены по проекту француза Тибо, а одна — фламандца Камберлена.Согласно проекту, фигуры должны были быть чугунными, но в начале XIX выплавлять такие огромные формы еще не научились. Чугун поменяли на уникальный пудостский камень. Этот известковый туф желтоватого оттенка с пористой структурой добывали в селе Пудость Гатчинского района. Он был мягким и пластичным, но на воздухе быстро затвердевал и становился сверхпрочным. К сожалению, под влиянием влажного местного климата и загрязнений, фигуры утратили свой первоначальный желтоватый цвет, но прочность сохранили.
Женская фигура у подножия Ростральной колонны
Над колоннами работало много талантливых мастеров. Однако основная заслуга принадлежит артели каменотесов под руководством Самсона Ксенофонтовича Суханова, настоящего самородка, выходца из беднейшей крестьянской семьи Вологодской губернии. С водной стихией он был знаком не понаслышке – с 9 лет батрачил на Северной Двине и Волге.
А в 1800 году начал работать каменотесом в столице при строительстве Михайловского замка. И вскоре благодаря своему таланту прославился как лучший в своем деле. Ему доверили колоннады Казанского и Исаакиевского соборов, цоколь здания Биржи и даже знаменитую Александровскую колонну на Дворцовой площади. Доказательством его необыкновенного дарования стали гранитные шары на Стрелке Васильевского острова – огромные и идеально круглые, они высечены без использования каких-либо измерительных приборов.
Каменный шар на набережной Невы рядом с Ростральной колонной
Маяки или просто триумфальные сооружения?
Считается, что ростральные колонны использовали как гигантские фонари – они показывали путь кораблям ночью и в туман. Первоначально их освещали с помощью смоляных факелов, а потом — горящим конопляным маслом.
Крутая винтовая лестница в центре колонны ведет на площадку с чашей на металлической треноге. Именно в ней и горело масло: столб пламени был настолько огромен, что горящие брызги долетали до земли и падали прямо на головы прохожих. Однако гипотезу о маяках ученые подвергают сомнению – на реках маяки не ставили.
Да и сложно заблудиться кораблю в столичном городе. Возможно, истинное предназначение колонн — украшать акваторию Невы и демонстрировать иностранным судам мощь российского флота. И разжигали их исключительно по торжествам и праздникам. Как и сейчас.После Октябрьского переворота колонны надолго перестали гореть. И только в 1957 году, к празднованию 250-летия города, маяки газифицировали, и семиметровые огненные столбы взвились над старинными колоннами.
Горящие колонны днем
Горящие колонны ночью
Многочисленные реставрации
От времени и влажного климата колонны портились и ржавели. Однако реставрации, сделанные впопыхах, их не спасали, а наоборот, губили. В советские времена на колоннах просто делали заплатки из того, что было под рукой, а потом закрашивали.. Укрепляли все это железными штырями, которые не выносили питерскую влагу. Первая реставрация Ростральных колонн прошла в 1928 году. При этом со скульптур сняли наносные слои из гипса, цемента, штукатурки.
Восстановление Ростральных колонн после войны
Колонны сильно пострадали от бомб в войну. Впоследствии часть украшений пришлось заменить. И, наконец, последняя и настоящая реставрация с использованием новейших методик и материалов прошла в 1998-1999 годах. Скульптуры помыли, убрали сажистые загрязнения, укрепили штырями из корундовой керамики, покрыли специальным раствором, препятствующим появлению ржавчины и плесени. Сейчас колонны выглядят отлично и простоят еще века.
Колонны хороши и в солнечные дни, и в дождь. Они органично смотрятся на фоне свинцовых вод Невы и низкого выцветшего питерского неба. В призрачном ночном освещении они просто великолепны. Особенно по праздникам, подсвеченные снизу разноцветными софитами, и с горящими факелами наверху.
Развод Дворцового моста на фоне стрелки Васильевского острова
Рассвет над колоннами
Ростральные колонны полыхают в Новый год и Рождество, День полного снятия блокады, 9 мая, День города и праздник выпускников «Алые Паруса». Во время этого ежегодного зрелища, в одну из белых ночей конца июня, над тяжелыми старинными колоннами пролетают тысячи легких воздушных шариков, которые выпускают в небо выпускники питерских школ.
Праздник «Алые паруса»
Феерическое зрелище
Маршруты и адрес
Доступ свободный. Колонны находятся в Санкт-Петербурге, на стрелке Васильевского острова между Дворцовым и Биржевым мостами. По одну сторону от них – здание Эрмитажа, по другую – Петропавловская крепость. Напротив – Троицкий мост.
Адрес: Санкт-Петербург, Биржевая площадь
Ближайшая станция метро -» Адмиралтейская»
Хотите добавить новое место?
Расширяйте карту мест вместе с нами!Добавить место
Теги
Сооружение
Читайте также
- Форт-Росс
- Витражи Шагало в Чикаго
- Церковь Покантико Хиллс. Витражи Шагала
- Маяк Анива
Нашли ошибку в статье?
Сообщить о проблеме
Используйте форму ниже, чтобы сообщить о неточности в материале, либо предложить дополнительную информацию.
Неточность в описанииОшибка в работе сайта
Благодарим за помощь!
Содержание
- Символ морских побед
- Творение множества талантливых рук
- Маяки или просто триумфальные сооружения?
- Многочисленные реставрации
- Читайте также
Эрмитаж
Эрмитаж
Эрмитаж — Содержание …………… Архитектура вокруг Мир
Парадная лестница/Фельдмаршальский зал/Малый тронный зал
Зимний дворец, Эрмитаж
Санкт-Петербург , Россия
Фельдмаршальский зал
Малый Тронный зал
Парадная/»Иорданская лестница» Зимнего дворца 1762; Шедевр Растрелли. Это одна из немногих частей дворца, сохранившего стиль рококо Растрелли XVIII века. однако массивные колонны из серого гранита — четыре иллюстрации ниже — были добавлены в середине 19-го века. век. Именно здесь царская семья наблюдала за Богоявленским обрядом крещения в Неве, в честь крещения Христа в реке Иордан. На Неве над «иорданской» прорубью был устроен павильон для совершения освящения вод».0006 —— «Парадная лестница Зимнего дворца восстановлена после 1837 г. огонь Василия Стасова, в основном сохранившего концепцию Растрелли. Два широких пролета мраморных ступеней ведут на площадку, украшенную колонны из серого гранита. Потолочная роспись 18 века работы Гаспаро Дизиани, изображающий гору Олимп, зрительно увеличивает интерьер, который пронизанный светом, сверкающим золотом и зеркалами. Лестница украшен статуями, некоторые из которых были привезены из Италии в Петровскую правления Великого. В 18 веке он был известен как Посольский. Лестница, позже Иорданская лестница, так как императорская семья использовала это спуститься к Неве в Крещение для совершения освящения Вод (в котором река символизировала Иордан)» — Официальный сайт Эрмитажа Позолота . .. Гризайль Гризайль Завитки Note C и фрамуги Массивные полированные колонны из серого гранита были добавлены в середине 19 века. век. |
Фельдмаршальский зал Зимнего дворца «Этот зал является первым в Большой анфиладе парадных залов Зимнего дворца. включает в себя военные трофеи и лавровые венки. Размещены на стенах между пилястрами — портреты русских маршалов. Следовательно название комнаты. «Василий Стасов восстановил интерьер после прилипания пожара 1837 г.
близко к оригинальному проекту 1833-34 годов Огюста Монферрана. — Официальный сайт Эрмитажа Неоклассический стиль Мраморная ионическая капитель Modillions …. Панно с лавровыми венками Люстра Ormolu |
Петру Великому Малый Тронный зал Зимнего дворца Посвящается 1833 г. в память Петра Великого ….. Серебряный позолоченный английский трон изготовлена в 1731 году. «Зал Петра Великого (Малый тронный) создан в 1833 году Огюстом Монферраном и восстановлен после пожара 1837 года.
Василий Стасов. Комната посвящена памяти Петра I.
Большой — в его украшении есть вензель Императора (два латинских
буквы Р), двуглавые орлы и короны. В нише, которая
в виде триумфальной арки — картина Петра I с Минервой.
В верхней части стен установлены картины (Пьетро Скотти
и Варнава Медичи), изображающие Петра в крупных сражениях Северного
Война. Трон изготовлен в Петербурге в конце 18 века.
комната украшена панелями из лионского бархата, расшитыми серебром
нитки и серебряные изделия петербургских мастеров.» — Официальный сайт Эрмитажа. …. Позолота Коринфские пилястры с позолоченными капителями 0 Паркет |
Фотографии и их расположение 2010 Патрон ЛаЧиуса
| . .. Домашняя страница … | .. Буффало Индекс архитектуры … | .. Буффало Индекс истории … . | …. Электронная почта … | ..
Консультации по веб-сайтам ingenious, inc.
Bartolomeo Francesco Rastrelli 1754 1762 Stock-Fotos und Bilder
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
Beste Übereinstimmung
Neuestes
Ältestes
Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
Lizenzfrei
Lizenzpflichtig
RF und RM