Разрушение десятинной церкви год: Разрушения десятинной церкви год — ответ на Uchi.ru

Александр Лукин — Первый храм на крови

Первый русский каменный храм был храмом на крови – это Десятинная церковь в Киеве, основанная святым равноапостольным князем, крестителем Руси, которого народ с любовью называл Владимиром Красное Солнышко, на месте убиения двух христиан – Феодора Варяга и сына его Иоанна.

Варяг Феодор со своим сыном пришли «из грек», то есть, там они, видимо, жили какое-то время и крестились в Православие. Больше о них ничего неведомо, кроме того, что в 983 году киевляне, будучи в ту пору ещё язычниками, сожгли их в собственном доме за то, что Феодор отказался отдать своего сына в жертву языческим богам, сказал, что те – просто деревянные куклы, а он верует во Христа, Единого Истинного Бога. Они стали одними из первых христианских мучеников земли Русской.

Прошло пять лет. Равноапостольный князь Владимир Святославич принял Православие, и на месте погребения Феодора Варяга и его сына повелел возвести каменную церковь Пресвятой Богородицы. В знак особого раскаяния за то, что ещё недавно с его ведома и одобрения в Киеве могли беспрепятственно убивать христиан, князь приказал одну десятую часть доходов своей казны отдавать на содержание этого храма.

Вот почему церковь получила в народе такое наименование – «Десятинная».

Строили Десятинную церковь византийские архитекторы с 989 по 996 год. И са равноапостольный князь Владимир был погребён рядом со святыми Феодором Варягом и сыном его Иоанном. Их горобница – в основании Богородичного Десятинного храма. Сюда же были перенесены святые мощи равноапостольной княгини Ольги и двух сыновей князя Святослава, Ярополка и Олега, которые были язычниками. Перед погребением в Десятинной церкви их останки были окрещены, что в общем-то является нарушением всех православных канонов, другого такого случая в нашей истории нет.
Десятинная церковь почиталась и как храм святого Климента, римского папы, сосланного императором Траяном в Корсунь (Херсонес) и там умученного. Равноапостольный князь Владимир, принявший свет Православия в Корсуни, особо почитал папу Климента. В Десятинной церкви покоилась честная глава его.

В 1240 году монголы, захватившие Киев, сровняли с землёй древнюю Богородичную Десятинную церковь. В XIX веке она была восстановлена, но в 1928 году пришли новые вандалы, безбожные большевики, которые вновь до основания разрушили древнейшую нашу святыню.

Храм не восстановлен до сих пор. Правда, 3 февраля 2005 года президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о выделении 18 млн долл. на полное восстановление Десятинной церкви. Только кто их видел, эти миллионы?

Язычникам и сатанистам эта церковь не даёт покоя даже в разрушенном до основания виде. 20 августа 2007 года толпа молодых и не очень молодых выродков явилась на Десятинную улицу с намерением… разрушить древний храм и осквернить могилы Феодора Варяга и сына его Иоанна. Их ждало разочарование: они только тут узнали, что храм не существует вот уже 750 лет. Пришлось им тогда ограничиться дракой с православными, пришедшими совершить на месте разрушенного храма молебен. Примечательно, что сатанистов и язычников поддерживали и науськивали униаты и филаретовцы – сторонники так называемой «Украинской православной церкви Киевского патриархата», служащей Западу в деле раскола единой Православной Церкви.

Вот как страшны те первые христианские мученики Феодор и Иоанн врагу рода человеческого. По сию пору бесят они его покорных служителей!

Александр Юрьевич ЛУКИН
 

Десятинной церкви — 1015 лет: за все времена ее раскапывали четыре раза

Эту церковь посвятили Пресвятой Богородице, но так ее почти никто не называл. Она получила приставку «Десятинная» — из-за того, что князь Владимир выделил на ее строительство и развитие десятую часть всех своих доходов.

Просуществовала первозданная церковь в общей сложности немногим более двух столетий, пока в декабре 1240 года она не разрушилась во время нашествия на Киев войск хана Батыя. Многие киевляне спрятались в церкви, как в последнем оплоте обороны города, стены не выдержали наплыва людей и рухнули, погребая под собой обороняющихся. Правда, по поводу причин обрушения церкви до сих пор спорят: есть версии, что ее разбили осадные орудия Батыя. «Сейчас придерживаются мнения, что церковь все же рухнула из-за людей. При осаде они могли находиться на крыше и на втором ярусе, а церковь была рассчитана на значительно меньшее количество прихожан. Она не выдержала нагрузки и разрушилась», — объяснил нам начальник археологического отряда раскопок Десятинной церкви Виталий Козюба.

За все времена Десятинную церковь раскапывали четыре раза. «Впервые — в XIX веке, потом — в 1908—1914, 1937—1939 и в последний раз — с 2005 по 2010 годы. За все это время на месте храма и его окрестностей были обнаружены миллионы находок. Большая часть найденных в последнее время вещей хранится у нас, а некоторые другие можно увидеть в музеях Киева», — говорит Козюба. Полюбоваться находками можно в музеях Истории Украины, Исторических драгоценностей, в Софии Киевской и «Эрмитаже» в Санкт-Петербурге: «Там экспонируют фрагменты фресок Десятинной церкви, найденные советскими археологами».

Местами археологи углубляются в древнюю землю на 7 метров, находя следы рва, окружавшего город

Последние раскопки знаменитого храма закончились в сентябре прошлого года. Защитный павильон, которым для сохранности накрывали место раскопок, демонтировали. Но что делать дальше, пока непонятно. «После раскопок должна была начаться музеефикация фундамента Десятинной, где бы можно было демонстрировать все находки. Но пока мы засыпали остатки фундамента землей, чтобы хоть как-то уберечь их от разрушения. Что делать со всем этим дальше, будем уже ориентироваться на утвержденную концепцию, которую выбирают на конкурсе», — рассказал нам руководитель экспедиции раскопок Десятинной церкви Глеб Ивакин.

На сегодня неизученных археологами участков осталось очень мало. Одно из самых больших белых пятен… липа Петра Могилы. Но раскапывать землю под ней вряд ли когда-нибудь будут. «Своими корнями она хранит все, что под ней находится. На корни мы натыкались даже в нескольких метрах от дерева и они иногда нам даже мешали», — смеется Виталий Козюба.  

СУДЬБА ХРАМА: ВСЕ РЕШИТСЯ 13 МАЯ

Церковь Стасова. Тоже разрушили

Скандал с постройкой нового храма на месте Десятинной церкви разгорелся в 2005 году, когда тогдашний президент Виктор Ющенко подписал указ о ее восстановлении. На это из госбюджета планировали выделить 90 млн грн.

Напомним, храм восстанавливали уже дважды и оба раза это закончилось разрушением. Впервые Десятинную частично восстановил митрополит Петр Могила в 1636 году, а затем в 1842-м и эту деревянно-каменную церковь разрушили для строительства большого храма по проекту петербургского архитектора Стасова. Новый храм, хоть и не был даже отдаленно похож на первую Десятинную, простоял до прихода советской власти, которая разобрала храм в 1936 году.

В конце зимы нынешнего года городские власти тоже объявили блицконкурс на лучшую концепцию культурного, архитектурного и художественного восстановления памятника археологии национального значения «Детинец древнего Киева VIII-X веков с фундаментом Десятинной церкви X века».

Но в условиях конкурса значилось, что архитекторы должны предусмотреть возможность проведения религиозных служб, против чего сразу выступили археологи и общественность. Ученые обращали внимание на то, что новое строительство над фундаментом окончательно разрушит его остатки, точный вид церкви так и неизвестен, а киевляне хотели оставить за собой любимое место отдыха и истории города. Среди предложений архитекторов — строительство платформы над фундаментом для нового храма, голографическое восстановление (по вечерам над фундаментом хотят проецировать с помощью света виртуальный храм) и даже строительство подземного музея.

ФРЕСКА КНЯЗЯ

Роспись церкви. Ее делали специально вызванные византийцы

Этот уголок, наверное, одна из самых ценных находок на остатках фундамента Десятинной церкви за последние годы. Такого большого фрагмента внутренней росписи храма, которой любовались еще глаза автора идеи постройки церкви — князя Владимира — еще никогда не находили.

Его размеры: 75 см в длину и 35 см в ширину. На сегодняшний день эти фрески — самые древние в Восточной Европе. Это достоверно датированные росписи эпохи средневековья. Они были сделаны в 989—996 годах.

Краски, которыми расписывали внутреннее убранство Десятинной, до сих пор такие же яркие, как и тысячу лет назад: на одной стороне сохранился черно-белый растительный орнамент, а на другой — яркий цветочный медальон. Археологи считают, что роспись могла находиться на углу столпа или выступа стены. А нашли фрагмент по счастливой случайности всего в нескольких метрах от церкви в 2010 году: во времена Киевской Руси в Киеве часто наблюдались небольшие землетрясения, и фрагмент колонны во время одного из них упал на землю в XI веке. Древние киевляне тогда не посчитали нужным убирать последствия землетрясения, а попросту присыпали их землей.  

КУРГАНЫ КИЕВЛЯН

Древняя киевлянка. Была похоронена в деревянной колоде

Раньше на месте святой церкви в X веке было большое языческое кладбище, где хоронили древних киевлян. Во время всех археологических раскопок, в районе Десятинной церкви их нашли около сотни. Это женское захоронение X века обнаружили одним из последних всего в метре от стены Десятинной церкви. Оказывается, тогдашних жителей Киева хоронили под земляными курганами от 1,5 до 3—4 метров в высоту. В землю их клали на спину и, почти как сейчас, со сложенными на груди или выпрямленными руками. Гробы были разными: киевлян-язычников клали просто в землю, накрывая яму досками, или хоронили в колодах (распиливали ствол дерева вдоль, в одной из половин вырезали выемку, куда клали покойника, а затем накрывали второй половиной ствола. — Авт.). Во время похорон будущую могилу «очищали» огнем и приносили над ней в жертву богам животных. В могилы для человека клали все самое «необходимое» на том свете: археологи находили в могилах украшения, домашнюю утварь,деньги, праздничную одежду, а иногда все это клали не в саму могилу, а в земляной курган над ней.  

ГОРШОК ИЗ ПРОШЛОГО

Еда на том свете. Клали у изголовья

Этот горшочек нашли в могиле древней киевлянки, которая оказалась прямо под церковью и чудом уцелела при строительстве. Археологи до сих пор не нарадуются его удивительной сохранности, ведь горшок лежал абсолютно без защиты под толщей земли в 2 метра. Нашли его у головы женщины и считается, что в него положили еду для покойницы, чтобы ей было что кушать в «другом мире». Содержимое горшка, естественно, не сохранилось.  

НОЖКА И НАДПИСЬ

Пракирпич. Сохранил след ножки

В Х веке, когда строили Десятинную церковь, современного кирпича на Руси еще не знали, и древние строители возводили храм из плинфы. Этот прямоугольный, толщиной в сантиметр, «пракирпич» использовался вместе с камнем. Таких плинф при раскопках церкви нашли много, — несколько стали музейными экспонатами. Плинфа конца Х века, которую нашли в 2008 году, сразу стала знаменитостью: две выцарапанные ножом буквы на еще сырой плинфе, из которых составляется слог «ЩИ», были признаны древнейшей сохранившейся надписью на Руси!

Ученые считают, что надпись могла означать первый слог слова «считай», то есть это было напоминанием строителям, что плинфы еще нужно пересчитать, или цифрой 708, ведь в те времена цифры обозначали буквами.

Второй знаменитой плинфой можно назвать «кирпичик» с отпечатком ножки маленького киевлянина. По всей видимости, когда будущую глиняную плинфу положили на солнце сохнуть, рядом пробегал полуторагодовалый ребенок и, пока глина была еще мягкой, случайно вступил в нее ножкой. Правда, это не помешало строителям использовать «детскую» плинфу при строительстве — более тысячи лет «кирпичик» пролежал в стене Десятинной церкви.

ДРЕВНИЕ «МЕТРЫ»

Печь. Земля вокруг до сих пор обожжена

Примерно между фундаментом Десятинной и языческим погребением в 2009 году археологи нашли жилище горожанина, построенное в VIII веке, — одно из самых древних в Киеве! От него осталась только глиняная печь размером метр на метр, которая находилась у двери дома, чтобы дым быстрее выветривался из помещения, и служила для приготовления пищи. Археологи обнаружили, что печь изначально была гораздо меньше, но, видимо, когда семья стала больше, ее расширили, а стенки укрепили осколками старой посуды. Сам дом был размером 3 на 4 метра и наполовину — землянкой: он углублялся в грунт на 1,2—1,3 метра.  

ТАЙНИКИ ЦЕРКВИ

След колодца. Золота так и не нашли

Многие археологи пытались, кроме прочего, найти и церковные святыни Десятинной. В ХVІІ—ХVІІІ веках люди искали расположение престолов храма с закладными святынями, а уже современные археологи нашли свидетельства этих поисков: примерно по центру трех апсид церкви рыли ровные глубокие колодцы, но золота, ценностей и святынь там так и не оказалось. Зато ученым удалось обнаружить две прямоугольные ямы до 4 метров в глубину, в одной из которых прятались киевляне во время нашествия татар на Киев. В этих ямах археологи еще довоенного времени нашли скелеты жертв обрушения церкви: женщину со свертком ее драгоценностей и мальчика, пытавшегося спасти свою собаку.  

ПОСЛЕДНИЙ КНЯЗЬ

Воин-князь. Похоронен с мечом

В далеком 1939 году советские археологи нашли под Десятинкой захоронение в деревянном саркофаге. Внутри него — мужской скелет погребенного по христианским обычаям в церкви — с мечом в деревянных ножнах с серебряным наконечником. Советские ученые приписывали могилу Ростиславу Мстиславовичу, погибшему в 1093 году и похороненному в Десятинном храме последним из членов княжеской семьи (считается, что в Десятинной похоронены также Владимир, его жена Анна, его мать княгиня Ольга, князья Ярополк и Олег Святославовичи и сын Ярослава Изяслав. — Авт.). Споры ведутся до сих пор, но опровергнуть предположение пока никому не удалось.

ЯЗЫЧЕСКИЙ РОГ ДЛЯ УЗЛОВ

Участник обрядов. Сделали в Х веке

Одной из самых интересных находок последних лет можно смело назвать кочедык. Этот костяной рог нашли неподалеку от церкви в одном из языческих захоронений. Его сделали в середине Х века и поместили в курганную насыпь над могилой. На кочедыке скандинавские мастера, с которыми торговали древние киевляне, вырезали мифических животных и замысловатые растительные орнаменты. До наших дней он дошел немного обгоревшим: археологи считают, что он стал участником языческого обряда и даже побывал в погребальном костре. А носили кочедык на поясе в качестве украшения, но была в нем и польза: с его помощью человек мог развязывать узлы у себя на одежде, обуви и на мешках. Также кочедыком плели лапти, и была даже пословица: «он такой работящий, что умер с кочедыком в руках».

Когда закончилась десятина? – Обман десятины

Смерть Иисуса на кресте на Голгофе положила конец десятине. Библия утверждает, что Ветхий Завет был прибит к кресту, включая систему десятины. Хотя первые еврейские христиане продолжали платить десятину после Голгофы, эта практика прекратилась в 70 году нашей эры.

Изображение TanteTati с сайта Pixabay

Содержание

  • Смотреть видео
  • Десятина подходит к концу
  • Иисус завершил работу
  • Начало Нового Завета
  • Иисус исполняет пророчество
  • Евреи-христиане промахнулись
  • Христиане освобождены от закона
  • Резюме
  • Узнать больше

Посмотреть видео

Десятина подходит к концу

Система десятины имеет два конца. Есть духовный конец, и есть исторический конец. Духовное окончание произошло, когда Иисус сказал: «Совершилось», когда Он был распят на кресте (Иоанна 19).:30).

Несмотря на завершение этой работы, некоторые ранние иудеи-христиане продолжали соблюдать Моисеев закон спустя десятилетия после распятия. В конце концов они перестали платить десятину, но этот исторический факт не упоминается в Библии.

Чтобы помочь вам понять духовную и историческую цель десятины, давайте углубимся в каждую из них.

Иисус завершил работу

Духовный конец десятины наступил, когда Иисус произнес слова «Совершилось» и сделал свой последний вздох. Теперь давайте разберем три самых сильных слова в Библии. Мы должны спросить, что означает «это» и что означает «закончено». Наше понимание этих слов дает библейское свидетельство того, что десятина никогда не предназначалась для верующих христиан.

Начало Нового Завета

«Это» в «Совершилось» относится к Моисееву закону (включая десятину). Откуда нам это знать? Все, что нам нужно сделать, это посмотреть, что произошло в тот момент, когда были произнесены эти слова. И что это было? Завеса Храма (завеса) была разорвана сверху донизу (Матфея 27:50-51).

Что это вообще значит?

Как это связано с десятиной?

Смерть Иисуса положила начало Новому Завету. В Ветхом Завете отдельные израильтяне (евреи, евреи) не имели личных отношений с Господом. Только левиты и священники могли входить в определенные помещения храма.

Для израильтян, не являющихся левитами, было даже незаконно входить в священные святилища, предназначенные для левитов и священников. Если они поступали так, это каралось смертью (Числа 3:38).

Числа 3:38

38 Моисей и Аарон и его сыновья должны были расположиться станом на восток от скинии, к восходу солнца, пред скиниею собрания. Они отвечали за заботу о святилище от имени израильтян. Любой другой, кто приближался к святилищу, должен был быть предан смерти.

Новая международная версия (NIV)

Занавески использовались для разделения различных частей Скинии/Храма (Исход 26:1-2). Завеса, упомянутая в Евангелиях (Евреям 9:3-4), отделяла Святое Святых (Святое Святых) от остальной части Храма (и Божьего народа). Ковчег Завета хранился в Святом Святых (Евреям 9:3-4). Кроме того, это было священное место, потому что оно принимало присутствие Господа.

Никто не мог войти в «Святая Святых», кроме первосвященника. Даже первосвященник мог войти только один раз в год (Евреям 9:7). Моисеев закон установил этот стандарт.

Завеса (завеса) символизировала отделение человека от Бога. Как только завеса была разорвана, все верующие получили прямой доступ к Всевышнему.

Иисус исполняет пророчество

Было предсказано, что будет установлен Новый Завет. Библия утверждает, что Моисеев закон (включая десятину) предвосхитил Новый Завет.

Распятие Иисуса исполнило ветхозаветное пророчество на нескольких уровнях. Иисус завершил работу, которую священники и Моисеев закон (и десятины) не смогли выполнить. Например, Закон не мог привести древний Израиль к праведности. Однако смерть Иисуса примирил с ним народ Божий (Ефесянам 2:14-16).

Жертва Иисуса на Голгофе привела и к другим результатам. Его жертва заменила Ветхий Моисеев Закон Новым Заветом (Евреям 8:13). Поскольку десятина была частью Закона Ветхого Завета, она также была заменена. Его заменили на дарование благодати. Во-вторых, он заменил левитское священство «священством всех верующих» (1 Петра 2:5). Конечно, Иисус Христос теперь служит Первосвященником (Евреям 6:20).

Евреи-христиане промахнулись

Иногда люди медлят, чтобы догнать движение Бога. В то время как многие последователи Иисуса понимали, что его смерть была переходом от Моисеева закона к Новому Завету, другие не полностью восприняли это изменение.

После Голгофы некоторые евреи-христиане продолжали следовать Моисееву закону (и платить десятину). Вот почему Голгофа положила духовный конец десятине.

Многие евреи-христиане считали себя в первую очередь евреями, а уже потом христианами. Из-за этого они продолжали следовать Моисееву закону. После Голгофы Иерусалимский храм все еще существовал.

Кроме того, они платили десятину Храму. Они были более преданы Моисееву закону, чем Новому Завету. Вот почему было написано Послание к Евреям.

Автор письма преследует несколько целей. К ним относятся:

Принятие Нового Завета (Евреям 8:7-8)
Отказ от обычаев Закона Моисеева (Евреям 9:15)
Принятие священства Христа (Евреям 7:28)

5

Многие евреи-христиане ранней церкви продолжали ходить по обе стороны забора. Они смешивают Закон Моисеев с благодатью Божией.

Христиане освобождены от закона

Это христиане-евреи хотели, чтобы язычники (неевреи) обратились к закону Моисееву, чтобы стать христианами (Деяния 15:1, Деяния 15:5). Апостол Павел и другие отвергли эту идею (Деяния 15:10-11). Это очень важно, особенно для современных христиан! Пожалуйста, обратите на это внимание.

Христиане-язычники никогда не подчинялись Моисееву закону. От них не требовалось следовать Закону, чтобы стать христианами.

Что это значит?

Христиане-язычники никогда не платят десятину. Если вы христианин, но не еврей, у вас нет библейского основания платить десятину. Даже если вы еврей-христианин, вы все равно не обязаны платить десятину.

Вот почему…

Римская армия разрушила Второй Иерусалимский Храм в 70 г. н.э. Разрушение храма привело к левитскому священству официальное, историческое. Помните, Моисеев закон требовал уплаты десятины только левитам (Числа 18:24). Система десятины была создана для создания и поддержки левитов и священников.

Когда Храм был разрушен, система десятины прекратила свое существование. Древние евреи больше не могли отправлять десятину в Храм. Кроме того, у них не было левитского священства, которому они могли бы платить десятину. Поэтому в системе десятины больше не было необходимости.

Резюме

Когда закончилась десятина? С духовной точки зрения все закончилось, когда Иисус умер на кресте. В тот момент, когда он сказал: «Совершилось» и сделал последний вздох, Моисеев закон, включающий десятину, был прибит к кресту (Колоссянам 2:14). В момент его смерти был установлен Новый Завет. Под Новым Заветом, 9Стандартом для верующих стала 0003 благодать – не десятина.

Исторически десятина закончилась в 70 г. н.э. Это спустя десятилетия после распятия Иисуса. Рим разрушил Второй еврейский храм в Иерусалиме в 70 году нашей эры. Это привело к официальному прекращению левитского священства и системы десятины.

Еврейскому народу некуда было послать свою десятину. Кроме того, у них больше не было левитского священства , которое нужно было поддерживать. Таким образом, десятина стала устаревшей практикой среди евреев.

Имейте это в виду.

Христиане-язычники Нового Завета не давали десятину. Они никогда не были под Заветом Закона Моисея. Несмотря на то, что многие ранние еврейские христиане хотели, чтобы они обратились в Моисеев закон, прежде чем стать христианами, апостол Павел отверг эту идею (Деяния 15:10-11). Следовательно, новозаветные христиане-язычники не подпадали под юрисдикцию Моисеева закона. Это означает, что они никогда не практиковали десятину.

Узнайте больше

Узнайте скрытую правду о десятинах, которую церковь не хочет, чтобы вы знали. Кликните сюда.

Древний рост и недавнее падение десятины | Христианская история

Изображение: Лиза Ф. Янг/Shutterstock

D В течение первых нескольких лет двадцать первого века американцы уже столкнулись с огромным количеством политических и экономических потрясений, начиная от терактов 11 сентября и заканчивая крахом экономического бума 1990-х и военными конфликтами в Афганистане. и Ирак. Беспокойство и осторожность управляли принятием финансовых решений многими американскими семьями. Теперь, недавно опубликованные статистические данные Исследовательской группы Барна показывают, что это всепроникающее опасение, возможно, способствовало резкому сокращению за год числа американских домов, отдающих десятину своим церквам.

Данные Барны показывают, что только 3 процента взрослых внесли 10 процентов своего дохода в 2002 году в церкви, что на 62 процента меньше, чем в 2001 году, когда 8 процентов взрослых американцев платили десятину. Среди рожденных свыше христиан спад был таким же резким: с 14 процентов в 2001 году до 6 процентов в 2002 году. Барна объясняет внезапное падение целым рядом факторов, в том числе слабой экономикой и сохраняющейся угрозой терроризма. Но он также отмечает изменение демографической ситуации в церкви: молодые люди не разделяют убеждений своих родителей, бабушек и дедушек в отношении десятины.

Это поколение кажется не столько сбитым с толку, сколько озадаченным этой концепцией. Их вопросы достаточно честны: «Кто придумал цифру в десять процентов? Почему мы должны считать эту цифру авторитетной? Разве десятина — это не законничество?» Здесь, как и в большинстве церковных вопросов, немного истории может иметь большое значение.

Большинство дискуссий о десятине начинается с прецедента из Ветхого Завета, впервые записанного в Бытие 14:20. Одержав поразительную победу в битве и вернув своего племянника Лота вместе со всем своим потерянным имуществом, Аврам поблагодарил Бога, отдав Мелхиседеку одну десятую часть всего, что у него было. Затем в Числах 18:21 мы находим десятину, включенную в Моисеев закон. Его целью было обеспечение левитов, которых Бог хотел сосредоточить на священнических обязанностях.

Хотя в Новом Завете нет явного повеления платить десятину, многие утверждают, что эти отношения между левитами и другими коленами Израиля являются прообразом того, как христиане должны обеспечивать своих служителей. Этот взгляд на десятину, известный как параллелизм, получил известность в церкви примерно в шестом веке.

Многие нееврейские и дохристианские общества также практиковали даяние, подобное десятине. В некоторых древних источниках описывается, как короли ввели своего рода налог на первые плоды для содержания святых святынь и поддержки духовенства. От Вавилонии Навуходоносора до храмов Аполлона в Дельфах и Афины в Афинах дохристианские центры поклонения собирали десятины для своих богов. Древние культуры, такие разные, как греческая и китайская, включая арабов, финикийцев, римлян и карфагенян, давали таким же образом, как и десятину. Некоторые ученые считают, что древние культуры пришли к кажущейся произвольной цифре одной десятой, потому что они часто производили вычисления на пальцах.

Взгляды ранней церкви на десятину предвосхитили многие сегодняшние споры об управлении. Восточная церковь начала платить десятину по долгу службы, потому что считала, что разговор Иисуса с богатым молодым человеком требует жертвенной щедрости. Климент Александрийский и Ириней умоляли церковь превзойти даже ветхозаветную десятину, поскольку Христос освободил их от Закона.

Более поздние отцы церкви — среди них Иоанн Златоуст, Киприан, Ориген и Августин — время от времени жаловались, что их последователям не хватает христианского милосердия. Златоуст даже пристыдил свою скупую церковь за то, что она дивится тем, кто платит десятину. Он противопоставил их изумление почтительному даянию ветхозаветных евреев.

Ожидание ранней церкви, что каждый христианин будет платить десятину, нашло официальное выражение на Маконском Синоде в 585 году, который закрепил эту практику в каноническом праве. Спустя тысячелетие Тридентский собор ужесточил этот закон: он предусматривал отлучение от церкви, если какой-либо католик отказывался платить свою десятину. И это несмотря на пятно в денежном отчете церкви, которое Лютер совсем недавно обнаружил в своей критике папских индульгенций.

Постреформационная Европа, однако, не преуспела: спустя столетия после Лютера светские правительства часто действовали от имени церквей, собирая обязательные десятины. Они больше напоминали американские налоги на недвижимость, чем еврейские денежные пожертвования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *