Развитие речи и коммуникации у детей с синдромом Дауна: особенности и методы поддержки

Как развивается речь у детей с синдромом Дауна. Какие трудности возникают при освоении речи у детей с синдромом Дауна. Какие методы поддерживающей коммуникации эффективны для развития речи детей с синдромом Дауна. Как родители могут помочь ребенку с синдромом Дауна в развитии речи и коммуникативных навыков.

Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна

Дети с синдромом Дауна имеют ряд особенностей, которые влияют на развитие их речи и коммуникативных навыков:

  • Замедленный темп усвоения речи окружающих
  • Слабое развитие фонематического слуха
  • Трудности с артикуляцией
  • Проблемы с координацией движений речевого аппарата
  • Маленький словарный запас
  • Преобладание пассивного словаря над активным
  • Нарушения грамматического строя речи

Эти особенности приводят к тому, что речевое развитие детей с синдромом Дауна значительно отстает от нормы. Многие дети начинают говорить только к 3-5 годам, а некоторые и позже.


Причины трудностей в освоении речи при синдроме Дауна

Основные причины, затрудняющие овладение речью детьми с синдромом Дауна:

  • Частые заболевания среднего уха, снижающие остроту слуха
  • Пониженный мышечный тонус
  • Особенности строения ротовой полости (маленькая полость рта, большой язык)
  • Задержка интеллектуального развития
  • Нарушения зрения
  • Трудности с тактильным восприятием в ротовой полости

Все эти факторы в комплексе негативно влияют на развитие речевых навыков ребенка с синдромом Дауна.

Методы поддерживающей коммуникации для детей с синдромом Дауна

Для развития коммуникативных способностей детей с синдромом Дауна эффективно использовать методы поддерживающей (альтернативной) коммуникации:

  • Язык жестов и мимика
  • Использование картинок и фотографий
  • Пиктограммы
  • Глобальное чтение
  • Коммуникативные книги и доски

Эти методы позволяют ребенку общаться, даже если устная речь еще недоступна. Они стимулируют развитие речи и мышления.

Роль жестов в развитии речи детей с синдромом Дауна

Использование жестов имеет большое значение для развития речи детей с синдромом Дауна:


  • Жесты помогают усваивать новые понятия
  • Ребенок учится влиять на окружающий мир
  • Жесты прокладывают путь от движений к словам
  • Снижается уровень фрустрации ребенка от невозможности выразить свои потребности
  • Жесты всегда сопровождаются словами, стимулируя речевое развитие

Важно, чтобы жесты были простыми и понятными ребенку. Лучше всего он усваивает жесты, которыми пользуются окружающие.

Развитие фонематического слуха у детей с синдромом Дауна

Фонематический слух — способность различать звуки речи — часто нарушен у детей с синдромом Дауна. Для его развития можно использовать следующие упражнения:

  • Прослушивание и различение неречевых звуков (шум дождя, пение птиц и т.д.)
  • Игры на распознавание слов, близких по звучанию (мишка-миска)
  • Выделение заданного звука из ряда других звуков
  • Определение первого и последнего звука в слове
  • Подбор слов на заданный звук

Развитие фонематического слуха — важный этап в подготовке ребенка с синдромом Дауна к овладению устной и письменной речью.

Глобальное чтение как метод развития речи

Метод глобального чтения эффективен для развития речи детей с синдромом Дауна:


  • Ребенок воспринимает слово целиком как картинку
  • Не требует умения говорить, опирается на внимание и память
  • Формирует установку на чтение
  • Расширяет пассивный словарь
  • Стимулирует развитие активной речи

Для обучения используются таблички с крупно написанными словами, которые сопоставляются с реальными предметами или картинками. Начинать можно с 10-12 месяцев.

Рекомендации родителям по развитию речи ребенка с синдромом Дауна

Чтобы помочь ребенку с синдромом Дауна в овладении речью, родителям рекомендуется:

  • Как можно больше разговаривать с ребенком
  • Использовать жесты и мимику в общении
  • Петь песенки, рассказывать стихи
  • Играть в пальчиковые игры
  • Читать книги, рассматривать картинки
  • Комментировать все действия и события
  • Поощрять любые попытки ребенка к общению

Главное — создать позитивную атмосферу общения, чтобы ребенок чувствовал радость от коммуникации.

Значение двигательной активности для развития речи

Развитие общей и мелкой моторики тесно связано с формированием речи у детей с синдромом Дауна:


  • Движения стимулируют развитие мозговых структур, отвечающих за речь
  • Улучшается координация движений речевого аппарата
  • Формируются предпосылки для артикуляции звуков
  • Развивается дыхание, необходимое для речи
  • Движения сопровождаются речью взрослого, стимулируя ее восприятие

Важно включать в занятия с ребенком подвижные игры, танцы, гимнастику, сопровождая их речью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *