Рококо черты – описание исторического стиля, инструкционная карта, пошаговое выполнение, фото, отличительные черты укладок, как сделать самостоятельно, современные варианты на разную длину волос, примеры звёзд
история появления, отличительные черты и разница между стилями
Архитектура и интерьеры эпохи Просвещения и Нового времени вряд ли кого-то оставляют равнодушными — они вызывают либо бурный восторг, либо категорическое отрицание. Но и сегодня архитекторы обращаются к стилям барокко, ампир, рококо, потому что людям нравится эта эстетика, она находит отклик в их душах. Однако часто разницу между этими историческими стилями может понять только специалист. Расскажем о том, чем отличаются барокко, рококо и классицизм, как они появились и каковы их характерные признаки.
Понятие больших стилей в искусстве
Стиль – это устойчивая форма чего-нибудь, в нашем случае – произведения искусства, архитектуры. Большие стили являются следствием эволюции художественного мышления, осмысления пространства и времени, развитием общественного видения мира. Стиль – это своеобразное мировоззрение эпохи. В истории искусства наблюдается смена доминирующих стилей, поэтому разные эпохи ассоциируются с определенным, устойчивым художественным мышлением. Однако стили -барокко, рококо, классицизм и другие — никуда не исчезают. Всегда есть творцы, которые находят художественные ресурсы в существующих направлениях. Особенно на современном этапе развития искусства, когда наблюдается их сосуществование. Обычно исследователи говорят о том, что есть большие стили, такие как готика или барокко, и направления, такие как ампир или символизм. Каждый стиль характеризуется собственным набором выразительных средств, что и позволяет относить произведения к тем или иным течениям.

История барокко
На излете эпохи Возрождения в Италии возникает новый стиль. Он стал противовесом классицизму и рационализму. Специалисты считают, что появление его обусловлена тремя факторами: это изменения о мире, связанные с великими географическими открытиями, контрреформация в католицизме и развитие в архитектуре ордерной системы. Также есть точка зрения, что возникновение барокко вызвано желанием Италии и Рима удержать за собой звание культурного центра Европы. К 16 веку итальянская аристократия растратила свои богатства, и средств на возведение роскошных дворцов уже не хватало. Тогда, чтобы продолжать поражать представителей других стран своим богатством, и были придуманы новые выразительные формы, призванные поражать воображение зрителей. В эту эпоху меняется жизнь людей, набирает вес научное познание мира, люди начинают заниматься разными видами деятельности.
Из Италии стиль распространяется по всей Европе. Во Франции он выразился в виде «большого стиля» Людовика Четырнадцатого, в котором объединились классицистические традиции и элементы барокко. Этот стиль охватил разные виды искусства, но наиболее ярко он проявился в архитектуре и оформлении интерьеров.
В нескольких странах была популярна барочная литература, в Италии и Нидерландах расцветает живопись в стиле барокко. В Испании и ее колониях данный стиль получил не только массовое распространение, но и усиление, его еще называют ультрабарокко. Испанцы распространяют свою версию стиля и на Латинскую Америку. А вот Англия почти полностью избежала повального увлечения барочной пышностью.
Барокко и рококо стали разными формами диалога с классицизмом. Барокко было его явным антиподом, а вот рококо позже пыталось примирить избыточность, присущую барочной архитектуре и живописи, и строгость классицизма. Эпоха барокко продлилась с 16 до 18 века и оставила огромное художественное наследие, которое и сегодня восхищает людей и находит продолжателей этой традиции.

Отличительные черты
Каждый стиль — готика, барокко, рококо, ампир как поздний классицизм — имеет свой набор выразительных средств. Основные эпитеты, подходящие для описания барокко – это «пышность» и «избыточность». Ведь не напрасно этот термин чаще всего переводят как «причудливый, склонный к излишествам». Его отличительными чертами являются торжественность, величавость, избыточность. Стиль призван выразить полноту жизни, наслаждение ею. В архитектуре и живописи этой эпохи наблюдаются монументальность и динамизм, разнообразная игра цвета и света, контрасты. Художники этого периода часто обращались за вдохновением к античным мотивам. Барочные произведения стремятся к интенсивной зрелищности и иллюзорности. Художник стремится обмануть зрителя, создать для него пространство там, где в реальности его нет. Итальянская аристократия хотела за счет живописи придать своим покоям максимально роскошный вид, отсюда и появляется это нагромождение всего, обрушение на зрителя массы выразительности, чтобы у него перехватило дух и он уже был не в состоянии всматриваться в детали.
Барокко в интерьере
Барочная живопись создавалась в первую очередь для оформления палаццо итальянских аристократов. Постепенно стиль охватил весь интерьер. Для барочных помещений характерны большие объемы, масштабность. Стены обильно украшаются живописью. Узнать барочные интерьеры просто: в них всегда обилие позолоты, деталей, резьбы, лепнины с растительными мотивами: виноградные лозы, листья, цветы, множество скульптуры на античные темы. Авторы интерьеров в этом стиле активно используют прием цветового контраста. Мебель в этих интерьерах всегда массивная, с резьбой, богатыми драпировками, с богатыми тканями, гобеленами. Для создания иллюзии простора часто используются зеркала, нарисованные пейзажи, продлевающие перспективу комнат.

Барокко в архитектуре
Художественные стили в разной степени проявляются в разных видах искусства. Барокко и рококо, так же как классицизм, максимального размаха достигли в архитектуре. Эпоха барокко знаменита своими величественными постройками. Среди них Королевский дворец в Мадриде, палаццо Кариньяно в Турине, Фрауэнкирхе и Цвингер в Дрездене, фонтан Треви в Риме. Барочные постройки отличаются большими объемами, они стремятся произвести грандиозное впечатление на зрителя, используя для этого колонны, кариатид, вогнутые и выгнутые фасады, сложный декор фасадов. Типичными постройками эпохи стали дворцы, ансамбли площадей с фонтанами и скульптурой, парковые ансамбли с красивыми павильонами, монастырские и церковные комплексы. Барочные здания стремятся выглядеть максимально дорого, в них так и бьет по глазам избыточность всего.

История рококо
На смену чрезмерному барокко приходит более утонченная и соразмерная реальности новая эпоха – рококо. Барокко стремилось во что бы то ни стало поразить зрителя, а его французский вариант старался показать вкус художника и владельца помещения. Возникает этот стиль, или, как говорят некоторые специалисты, направление, во Франции в начале 18 века. После смерти Людовика Четырнадцатого жизнь перемещается из огромных дворцов в салоны и дома аристократии. При следующем Людовике жизнь становится веселее, аристократия стремится получить все удовольствия сразу, предчувствуя трагические времена. И на этом историческом фоне появляется новый стиль, в наибольшей степени он проявился в оформлении жилищ.
Специфические черты
Рококо становится естественным продолжателем барочных традиций, однако в нем ощущаются и капли классицизма. Новое направление старалось преодолеть нечеловеческие масштабы барокко. Это направление связано с уходом в мир фантазии, в нем нет желания потрясти зрителя. Напротив, здесь цель — создать впечатление легкости, фантазийности, жизнерадостности. Основные черты этого направления — воздушность, обилие света, изысканность и затейливость.

Рококо в интерьере
Главные отличия барокко и рококо заключаются в том, что заказчиком первого был короли, высшая знать, и стиль был предельно парадным, а второй был предназначен для оформления частной жизни, он уже призван не только производить внешний эффект, но и быть удобным для жизни. Поэтому этот стиль в наибольшей степени проявился в дизайне интерьеров. Планировка помещений в стиле рококо уже не была анфиладной, а составляла асимметричные комплексы. В оформлении интерьеров преобладают закругленные, плавные линии. Помещения становятся меньше, камернее, потолки уже имеют высоту, соразмерную человеческому росту. Во всем ощущается стремление к комфортной жизни. Поэтому в этот период создается чрезвычайно удобная мебель. Цветовая палитра становится нежнее, часто используются сочетания белого с нежными розовым, светло-зеленым, голубым, сиреневым. Помещение наполнялось множеством аксессуаров: вазы, текстиль, различные фигурки. В эту эпоху появляется представление об интерьере как целостном ансамбле. Эпоха Людовика XV – это время зарождения частного коллекционирования, и в своих интерьерах люди выставляли экспонаты своих собраний.

Рококо в архитектуре
В период рококо строительство смещается с возведения дворцов и огромных архитектурных ансамблей в сферу частного строительства. Поэтому рококо преимущественно представлено в виллах и домах аристократии. Поэтому в данном стиле преобладают небольшие постройки, в декоре используется мотив рокайля (завитка, напоминающего ракушку) и картуши. Фасады, как и интерьеры, окрашиваются в пастельные цвета. Строения отличаются асимметричностью, плавными линиями, изощренностью. Главное в архитектуре этого периода – прихоть заказчика и фантазия архитектора. Наибольшего рассвета этот стиль достиг в архитектуре Баварии. Знаменитые постройки в стиле рококо – Малый Трианон в Версале, дворец Сан-Суси в Потсдаме, Испанская лестница в Риме.

Сходство стилей рококо и барокко
Сравнивая эти два направления в искусстве, стоит помнить: одно вытекает из другого. И пусть в разной степени, но и барокко, и рококо являются антагонистами классицизма. Оба стиля строятся на причудливости, изогнутых линиях, растительных и античных мотивах. Оба направления в большой степени реализовались в интерьерах и архитектуре, в живописи представлены меньше, чем другие стили.
Различия стилей
Размышляя над вопросом о том, чем отличается барокко от рококо, стоит помнить исторический контекст. Барокко – это время великих надежд, а рококо – период предчувствия крушения. Поэтому главное отличие между ними – это масштаб. У барокко все грандиозное, все с размахом. А в рококо все мельче, изящнее. Вместо скульптур – статуэтки, вместо массивной мебели – более легкая и удобная. Для барокко характерна симметрия, театральность, размах, торжественность, парадность. А для рококо – тонкость, изящество, камерность, нюансы, галантность. В барокко все серьезно, а в рококо важна игривость, легкость.
ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 6. РОКОКО.
«Всякий портрет, написанный с любовью, —это, в сущности, портрет самого художника,
а не того, кто ему позировал.»
Оскар Уайльд
Поговорим о портретах, написанных в стиле «рококо», одном из тех стилей, к которому у меня лично душа не лежит, но он ознаменовал собою почти весь XVIII век, дал миру целую плеяду знаменитых художников, в картинах и портретах которых отразилась эпоха.
РОКОКО («причудливый», «капризный», фр. rococo, от rocaille — ракушка, осколки раковины), по мнению некоторых искусствоведов не является самостоятельным стилем, а лишь определенным этапом в общеевропейском барокко. Другие исследователи считают его отдельным стилем, имеющим свои отличительные черты в философии, в отношении к религии и жизни, в тематике сюжетов и в изобразительных средствах.
И если барокко — искусство в своем истоке религиозное, рококо — сугубо светское. «Барокко со страстью и серьёзностью утверждает религиозные догмы, рококо чуждо как серьёзности, так и подлинной страсти». Философия рококо — неоэпикурейство: только наслаждение составляет суть человеческой жизни, идеальное времяпровождение — беззаботный флирт на лоне природы. Любовь и праздник становятся синонимами рококо. Этот стиль — прямой и непосредственный предок современной «глянцевой» культуры.
В живописи, особенно в портрете, мы видим явные отличия от патетической торжественности, величавости и пафоса барокко, на смену которым приходят изысканность, утонченность, декоративность и театральность. Главными признаками этого стиля становятся изогнутая капризная линия, напоминающая очертания раковины, и иная гамма цветов — легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые, серебристые.
Основоположником этого стиля, в творчестве которого впервые наглядно проявились основные черты рококо, считается Антуан Ватто (1684-1721), хотя в целом творчество художника далеко выходит за его рамки.
Сам художник испытал сильное влияние творчества Рубенса, произведения которого изучал в Люксембургском дворце в Париже, но в отличие от него вносил в свои произведения интимность, лирическую взволнованность, бесконечное разнообразие оттенков чувств и настроений. Особенно это проявилось в работах, изображающих актеров, с их целым миром тончайших душевных состояний, богатством эмоциональных оттенков и чувственностью.
Он был прекрасным и неутомимым рисовальщиком, делал множество подготовительных рисунков одного и того же персонажа в бесконечных вариациях поз, движений, жестов. поворотов головы, добиваясь наиболее выразительной композиции в будущей картине.
Прожив короткую, не очень счастливую жизнь — он умер от туберкулеза в возрасти 37 лет, Антуан Ватто оставил потомкам около двадцати тысяч картин и множество последователей, которые, однако, не достигают той особой утонченности и эмоциональности, которые были присущи образам Ватто.
Одним из них был Никола́ Ланкре́ (1690—1743), писавший в духе Ватто персонажей итальянской комедии, галантные сцены, пасторали, сцены из театральной жизни и портреты, которые почему-то считаются критиками не очень удачными.
У другого представителя стиля рококо времен Ватто, Франсуа Лемуана (1688-1737), художника в основном исторического жанра, стилистические особенности рококо проявились во второй половине творческой жизни, когда он отошел от исторической тематики и стал мастером занимательных любовных сюжетов, великолепным колористом и рисовальщиком.
Не выдержав жизненных неурядиц, переживая неудачную попытку справиться с одним ответственным и сложным заказом, потеряв своего покровителя герцога Антенского, Лемуан сошел с ума и покончил жизнь самоубийством.
Крупнейшим мастером собственно стиля рококо стал ученик Лемуана Франсуа Буше(1703-1770).
Именно с его именем у меня лично ассоциируется само название стиля, именно в его творчестве наиболее ярко и наглядно проявились его худшие (на мой взгляд) черты: слащавость сюжетов, жеманность поз, манерность, «кукольность» лиц, розово-серо-серебристая «сладенькая» цветовая гамма. В его «нарядно-кокетливых», сентиментальных портретах натура сильно приукрашена , недостатки внешности сглажены, фон и даже фигуры украшены цветами, драпировками и гирляндами.
Его герои (даже мужчины) похожи на кокетливых фарфоровых кукол, чувственно-однообразных, с розовыми щечками, красными губками и пустым взглядом, глуповато-жизнерадостные и безмятежные.
Это, разумеется, мое личное восприятие творчества Буше, хотя оно отчасти совпадает с современной оценкой французских искусствоведов, отмечающих «слащавость и невысокий художественный вкус его стиля». Еще Дидро в свое время говорил о Буше: «Его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус и правдивость».
Наиболее известным для русскоязычного читателя является, наверное, Жан-Марк Натье (1685-1766), потому что путешествуя в 1717 году по Голландии, он познакомился там с Петром I, написал его портрет и получил приглашение стать придворным живописцем.
И хотя Натье отказался покидать Париж, но написал по заказу царя несколько портретов приближенных из свиты и картин на исторические тымы. С 1720 года художник полностью посвятил себя портретной живописи, написав большое количество портретов членов королевской семьи и высокопоставленных особ, часто изображая их в виде мифологических или библейских героев.
Можно сказать, что Жан-Марк Натье стал создателем нового жанра — исторического портрета, который существовал, конечно, в разрозненном виде и у других художников до этого, но именно его блестяще написанные портреты составляют большие и важные коллекции выдающихся деятелей Франции и России во многих музеях мира.
Пару слов об еще одном замечательном художнике-портретисте — Морис Кантен де Латур (1704—1788),
которого формально относят к стилю рококо, но его работы приближаются к реализму, получающему во второй половине века все большее распространение. Посмотрите на пастельный автопортрет, на живое чуть насмешливое выражение глаз, легкую улыбку нервного подвижного рта, свободную раскованную позу. Героями его портретов чаще всего были представители блестящей культуры французского Просвещения, люди психологически сложные, проницательные и ироничные.
Художник не льстил им, а стремился передать не только их статус и профессию, но обнажить их внутренний мир, запечатлеть мимолетное движение человеческих страстей и мыслей.
И еще одним из представителей французского рококо, о котором необходимо сказать, является Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), ученик Буше и продолжатель его традиций в жанровой живописи, но не в портретном жанре.
Если в жанровой живописи, в своих пасторальных сюжетах художник был часто беззастенчиво эротичен и легкомыслен, то в портретах он стремился вывести своих героев из обыденной жизни, показать их взволнованность, душевные переживания, интеллектуальную возвышенность.
Это уже приближало творчество художника к тем тенденциям, которые стали характерными для романтизма 19-го века., о котором мы будем еще говорить позже.
В это же время в Италии работает Джова́нни Батти́ста Тье́поло (Джанбаттиста, 1696-1770), прославившийся в основном как мастер фресок и гравюр, ставший к середине века признанным главой венецианской школы живописи, оставивший нам и некоторое количество портретов.
Двое из его сыновей (всего у него было 9 детей) тоже стали известными художниками, старший сын Джованни Доменико Тьеполо (Джандоменико, 1727-1804) считался лишь подражателем отца. Только после смерти Тьеполо-старшего, о сыне стали говорить, как о независимом художнике, он сумел внести и свою лепту в искусство итальянского рококо.
Еще один сын Старшего Тьеполо — Лоренцо Бальдиссера Тьеполо (1736-1776), живописец и рисовальщик, тоже принадлежал, разумеется, к кругу последователей своего великого отца. После его смерти он жил в Испании при дворе короля Карла III, писал портреты и картины, используя в них испанские народные типажи.
Еще одним известным художником стиля рококо (а позже и неоклассицизма) в Италии был Батони Помпео (1708-1787), в творчестве которого, особенно в портретах, все яснее проявлялись реалистические тенденции, хотя еще и носящие поверхностный характер.
Героям его портретов всегда присущи некие общие черты: знатность, аристократическое достоинство, эмоциональность, живое выражение лиц и глаз, свободные и естественные позы.
И еще пару слов об итальянской художнице венецианской школы — это Каррера Розальба (1675-1757). Она начинала как миниатюристка на табакерках из слоновой кости, но потом перешла к портретной живописи пастелью, ею были выполнены портреты многих знатных людей, приближенных к венецианскому двору.
Живя и работая некоторое время в Париже, она познакомилась с основоположником стиля рококо Антуаном Ватто, написала с уважением и любовью его портрет пастелью .
Совершенно ослепнув к старости, она уже не могла работать, но то, что она успела сделать, принесло ей популярность и до сих пор интересует любителей живописи.
Во второй половине века еще одна женщина прославила своим творчеством стиль рококо, на этот раз в Швейцарии. Кауфман Ангелика (1741-1807) очень рано, в 11 лет, начала писать портреты, а в более зрелом возрасте еще и сцены на исторические и литературные сюжеты.
Со временем она стала очень популярна в Европе благодаря тому, что ею были написаны многочисленные портреты королевских особ и их приближенных, изображенных в тонкой и изящной манере стиля рококо.
Большое влияние на творчество Кауфман оказала поездка в Англию, знакомство там с английской школой живописи и близкая дружба с одним из английских художников стиля рококо, которым был первый президент Королевской академии художеств сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792), родоначальник английской школы живописи, отличающейся глубиной тона и сочностью письма.
Кумирами Рейнольдса были Тициан, Рубенс и Рембрандт, лучшие качества написанных ими портретов — сходство с оригиналом, выразительность, выбор позы и аксессуаров, «сочная» манера письма — он сумел соединить в своем собственном творчестве. Особенно ему удавались «парадные» портреты, герои которых в нарядных одеждах изображались на фоне колонн, драпировок или декоративных пейзажей.
«Вы не должн
Рококо в живописи. Представители рококо в живописи и их картины
В изобразительном искусстве существует бессчетное количество направлений. Чаще всего новый стиль возникает на основе уже существующего, и какое-то время они развиваются параллельно. Например, рококо в живописи Западной Европы сформировалось на базе помпезного и пышного барокко.
Однако появление нового стиля, как это нередко случается, вначале было встречено критически. Рококо обвиняли в отсутствии вкуса, легкомыслии и даже безнравственности. Тем не менее отрицать его вклад в дальнейшее развитие изобразительного искусства невозможно.
Рождение нового направления
Во Франции XVII века стало модным украшать парки стилизованными гротами с лепными украшениями, которые представляли собой раковины с переплетающимися стеблями растений. Со временем этот декоративный элемент стал доминирующим орнаментальным мотивом, хотя и претерпел значительные изменения.
К началу следующего столетия в нем с трудом можно было распознать привычную раковину, скорее он напоминал причудливо изогнутый завиток. Поэтому французское слово rocaille приобрело более широкое значение. Теперь под ним подразумевали не только камень или раковину, но все вычурное и извивающееся.

Людовик XV унаследовал престол в 1715 г., поэтому стиль рококо в живописи иногда называют его именем. Действительно, хронологические рамки правления короля и развития нового стилистического направления совпадают. А поскольку Франция в начале XVIII в. была бесспорной законодательницей мод, увлечение рококо вскоре охватило всю Европу.
Особенности стиля
Искусство барокко, зародившееся в Италии в XVII в., отличалось в первую очередь величественностью. Однако большого распространения во Франции оно так и не получило, хотя некоторые его черты можно проследить в стиле рококо. Например, оба направления декоративны и насыщенны, разница лишь в том, что рокайльная пышность изящна и расслаблена, а барочная – энергична и напряжена.
Интересно, что предшествующие стили первоначально возникали в архитектуре, а затем распространялись в скульптуре, декоре и живописи. С рококо все было наоборот. Это направление вначале сложилось в оформлении интерьеров аристократических будуаров и гостиных. Оно оказало влияние на развитие прикладного и декоративного искусства, практически не затронув архитектуру экстерьеров.
Рококо в живописи – это изображение галантных сцен из жизни аристократии. Здесь нет места жестоким реалиям, религиозным мотивам, прославлению силы и героизма. На полотнах запечатлены романтические ухаживания с налетом эротизма на фоне пасторальных пейзажей. Еще одна характерная особенность стиля – отсутствие ощущения течения времени.
Идейная основа французского рококо
Гедонизм с его стремлением к удовольствию как к высшему благу и смыслу жизни наряду с индивидуализмом стал главной философией французской аристократии XVIII в. Он же определил эмоциональную основу стиля рококо в живописи, выражавшегося в игривой грации, милых капризах и прелестных мелочах.

Не случайно любимой аллегорией рококо стал мифический остров Кифера – место, куда устремляются ищущие чувственных наслаждений паломники. Этот участок суши посреди Эгейского моря действительно существует.
Здесь, согласно древнегреческой мифологии, родилась прекрасная Афродита. Здесь же сложился культ богини любви, распространившийся впоследствии по всей Греции. Поклонники Афродиты приезжали на остров, чтобы принести жертвы в святилище, устроенном в ее честь.
В эпоху рококо Кифера символизировал рай для влюбленных, которые отправлялись на воображаемый остров к храму Венеры. Там царствовал изощренный эротизм, вечные праздники и безделье. На Кифере женщины молоды и прекрасны, а мужчины исключительно галантны.
Из дворца в частную гостиную
Тенденция к интимному оформлению интерьера обозначилась уже в начале XVIII в. Аристократические салоны и будуары частных домов, где главную роль играли женщины, стали центрами формирования галантной культуры и соответствующих правил поведения.
Целая армия французских ювелиров, мебельщиков, портных, живописцев и декораторов готова была удовлетворить любые запросы капризных заказчиц. Моду рококо в первую очередь диктовала королева Мария Лещинская и фаворитки Людовика XV: графиня Дюбарри и маркиза де Помпадур.

Настенные плафоны и панно, а также живописные композиции над проемами окон и дверей были главными видами изобразительного искусства. Теперь, кроме королевского двора и церковных прелатов, декоративные картины для своих гостиных художникам заказывала новая аристократия и представители третьего сословия.
Жанры и сюжеты
Несмотря на новые идеи, рококо в живописи не отвергло полностью традиционные темы, разрабатывавшиеся в прошлом. Например, продолжали использоваться мифологические сюжеты, только теперь из всего античного пантеона в основном рисовали амуров и нимф, а Венера скорее напоминала светскую даму, демонстрирующую прелести обнаженного тела в пикантной обстановке.
Со временем появилась пастораль – новый жанр камерной живописи, предназначенный для жилого интерьера. Пасторальные картины в стиле рококо представляли собой идиллические сельские пейзажи, на фоне которых пастушки и пастухи в богатых нарядах играют на свирелях, читают или танцуют. Несмотря на невинные занятия, всю обстановку окутывает легкий флер эротики.

Пионер галантного стиля
Основоположником рококо в живописи считается Ватто Жан-Антуан. Художник начинал с подражания фламандским живописцам, однако со временем нашел истинно свой стиль, изображая галантные сцены. Для его картин характерна особая художественная глубина, а не просто изображение праздных аристократов, флиртующих на лоне природе.
Антуан Ватто написал два полотна на популярный сюжет аллегорического путешествия на остров влюбленных. Одна из них, «Паломничество на остров Киферу», экспонируется в Лувре, а другая – в Берлине, во дворце Шарлоттенбург. Обе они представляют собой яркий образец стиля рококо.

Театральность, характерная вообще для искусства XVIII века, в работах Ватто особенно заметна. Например, в построении композиции («Пастушки», «На Елисейских полях»). Здесь всегда есть передний план – своеобразная сценическая площадка, а группы фигур расположены так же, как и в театре.
Многогранное творчество Буше
Разумеется, Ватто был не единственным художником, работавшем в новом направлении. Франсуа Буше – другой яркий представитель французского рококо, в чьем творчестве наиболее полно отразился откровенно фривольный гедонизм, присущий той эпохе. Он выполнял заказы Людовика XV, маркизы де Помпадур, в частности написал знаменитый портрет фаворитки.

Также Буше создавал декорации для опер, гравюры к книгам Мольера, картоны для гобеленов, эскизы для севрского фарфора, словом, работал в разных направлениях изобразительного искусства.
Антуан Ватто, сам того не подозревая, наложил отпечаток на творчество Буше, который в юности копировал его рисунки. Позднее Буше изучал технику барокко в Риме, стал профессором Французской Академии художеств, получил всеевропейскую славу.
Его творчество охватывает все темы, характерные для живописи рококо: мифологию, деревенские ярмарки, аллегории, китайские сценки, сюжеты из фешенебельной парижской жизни, пасторали, портреты и пейзажи.
Представители рококо в живописи
Фрагонар Жан Оноре, один из крупнейших французских художников XVIII в., создавал полотна с игриво-эротическими мотивами. Таковы, например, «Качели», «Поцелуй украдкой», «Две девушки», «Одалиска» и пр.

Его картины, исполненные чувственной неги, отличаются тонкими светотеневыми эффектами, легкой живописной манерой, декоративностью колорита. Стиль Фрагонара со временем менялся. Если в полотне «Задвижка» прослеживается классическая манера, то в портретах, написанных в 1760-е годы, заметно романтическое влияние.
Еще одним видным представителем рокайльной живописи был Николя Ланкре, который многое сделал для распространения в Европе французского вкуса. Его полотна охотно покупали Екатерина II, Фридрих II Прусский, не считая частных коллекционеров – почитателей стиля рококо.
Картины известных художников той поры сегодня представлены в экспозициях крупнейших музеев мира. Хотя критики по-разному оценивают эстетику рококо, тем не менее невозможно отрицать самобытную оригинальность этого стиля, не имеющего прототипов в истории.
Рококо в живописи: художники и художники эпохи
Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду. Барокко характеризуется пышностью, яркостью, динамичностью, стремлением к излишествам и роскоши. Рококо в живописи стал более утонченным и интимным аналогом барокко. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. Не смотря на появление других направлений, рококо сохранялся в качестве излюбленного стиля верхушки общества до конца столетия.
Термин «рококо» для обозначения стиля начали использовать в XIX столетии. Изначально он определял вид оформления гротов и фонтанов при помощи натурального камня. Цель декора – создать иллюзию природных окаменелостей, симметричных или ассиметричных. Во времена появления стиля, художники и критики называли его проявлением дурного вкуса, поскольку в стиле отсутствовала эстетика и практичность.
Зарождение стиля
Одна из теорий появления рококо – презентация идейного измельчания барокко. Считается, что роскошное направление с серьезной наполненностью превратилось в способ декора, который использовали художники Франции, России, Италии. В итоге – декоративные детали остались, а смысл утратился.
Французская культура была влиятельной, диктовала моду другим странам. Благодаря Людовику XIV, Франция стала маяком искусства, моды и культуры. На троне Людовика XIV сменил Людовик XV. Развитие стиля рококо связано с новым монархом и мадам де Помпадур.
Рококо не отражает политическую и экономическую реальность времени. Это характерно для Франции, России, Италии. Это было движение искусства, которое не было никак связано с рабочим классом, простыми людьми, отображало излишества придворной жизни знати. Характерно, что ни церковь, ни правительство не играли никакой роли в подъеме этого художественного движения.
Это художественное направление прекрасно иллюстрирует вкус французского высшего общества в то время, подытоженный словами Э. Шатле: «Нам нечего делать в мире, кроме поиска приятных ощущений и чувств». Рококо – замена барокко, его смысловая противоположность:
- Рококо – презентация праздности, направление существовало вне практичности, в нем не было места патриотизму, экономии или функциональности. Целью этого направления в искусстве было украшение домов, подчеркивание роскоши и богатства. Существовал спрос на всевозможные средства украшения интерьера, поэтому направление быстро проникло в скульптуру, дизайн, живопись, архитектуру.
- Характеризуется отсутствием глубины в изображении высшего класса, личных предпочтений высшего общества.
- Рококо не было интеллектуально глубоким, провокационным или сложным. У этого стиля были другие цели: не поклонение религии или возвышение власти, декор помещений жилого назначения.
- Развитие стиля стало реакцией против формализации стиля барокко. В то время как барокко было серьезным, рококо отражало игривость, флирт, легкость.
- Искусство барокко отображает героизм, библейские сюжеты, рококо отображает романтику, игры, роскошную сторону жизни богачей.
- Религиозные или политические темы барокко были заменены беспечными сюжетами, которые вращаются вокруг удовольствия. В барокко художники использовали темные, глубокие, насыщенные цвета, в стиле рококо используются мягкие и яркие оттенки, которые источают оптимизм.
- С предыдущим пунктом также связаны параметры полотен: барочные работы были монументальными, поскольку создавались для привлечения внимания к сюжету, а картины в направлении рококо использовались для жилых помещений, украшения будуаров, салонов. По причине особенностей стиля, он не пользуется успехом у критиков и искусствоведов.
Критики называли рококо модной причудой, которая возникла и быстро прошла, они осудили художественный направление за несерьезность и безвкусицу. Некоторые отмечали, что рококо – это презентация распущенности, пропаганда бесцельности существования. Одним из критиков стиля был Вольтер. Интеллектуалы стали движущей силой, борющейся с прекращением развития стиля.
Характерные черты
- Изображение беззаботной жизни представителей высших слоев общества. Картины не несут никакого негатива, будто бедности, проблем нет в мире. Смотря на полотна художников рококо, мы не увидим жестоких реалий времени, социальных проблем.
- Элегантно одетые дворяне во время игры в пасторальных ландшафтах.
- Характерны сцены ухаживания, романтики, веселья, игривости и сексуальные символы. Все, изображенное на полотне, воплощает красоту и беззаботность.
- Возрастание интереса к мифологическим темам.
- В то время как некоторые церкви были построены в и оформлены в стиле рококо, как правило, религиозный элемент не существовал в живописи.
- Декоративная перегруженность картин, пышность – эти черты отсылают нас к стилю барокко.
- Изящная орнаментальность.
- Художники часто изображали херувимов.
- На смену монументальности приходит камерность, интимность.
- Характерной чертой является эротизм.
- С барокко стиль связывает пышность, тяга к излишествам, доминирование плавных линий, завитков.
Идейное наполнение стиля – красота, галантность, ирреальность, идиллия, отказ от суеты и проблем мира. Направление не ограничилось распространением во Франции, был популярен в Германии, Чехии, России, где было представлено работами Рокотова и Антропова. В России появление нового направление стало периодом знакомства с европейской живописью, которая заставила пересмотреть иконописные традиции.
Известные художники
Картины рококо представлены разными жанрами – портретом, пейзажем, натюрмортом. Представители направления:
Ф.Буше (Франция)
Один из крупнейших представителей, работавший в портретном и пейзажном жанрах.
А.Ватто (Франция)
Доминирует тематика праздников, развлечений.
Дж.Тьеполо (Италия Венеция)
Работал над созданием декора для интерьера, преимущественно, фресок.
Художники Венеции создавали полотна с иллюзорными изображениями архитектурных сооружений, видов города. С расстояния пейзажи кажутся объемными.
Значение
Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин. Впервые картины художников стали не только пропагандой, поддержкой религии или культуры, но и способом декора, который не обязательно должен поучать или наставлять зрителя. Живопись не несла морали, она была оптимистичной, радостной, светлой, где не было места социальным и политическим проблемам общества. В России, Чехии и других странах Европы рококо стало серьезной попыткой выйти за грани традиционной живописи.
Стиль рококо в интерьере — характерные черты рококо (+фото)
Игривость и легкость пространства, оформленного в стиле рококо, несомненно, придется по вкусу утонченным чувственным натурам, ценящим собственный комфорт и умеющим получать радость и удовольствие от жизни.
Исторические сведения
Изящность рококо
Столовый гарнитур
Декоративный стиль рококо явился на свет во Франции в далекие времена правления короля Людовика XV (1715 – 1723гг). Достигнув своего апогея, данное дизайнерское направление достаточно быстро распространилось в остальных странах Европы. Утонченный, изысканный и прелестный стиль рококо в интерьере знатных домов беспечно царствовал практически до конца XVIII столетия. Его появление было своеобразной ответной реакцией на излишнюю вычурность и парадность популярного тогда стиля барокко. Для описываемой исторической эпохи ключевым было слово «изящный», которое довольно точно характеризует вошедший в моду стиль рококо.
Грациозный стиль рококо с самого начала не задумывался создателями как фундаментальный архитектурный. Он был сразу же ориентирован на создание уютных домашних интерьеров с некоторой долей интимности, кокетства и легкости. Вдохновителем данного стиля считается итальянец Жан-Луи-Эрнест Месонье́, поскольку именно в его произведениях впервые были отражены ассиметричные формы, включая необычные контуры причудливо изогнутой морской раковины. Поэтому-то название стиля и происходит от французского слова «rocaille», что означает «декоративная раковина».
Модная китайщина
Рококо в интерьерах
В те годы чрезвычайно модной была экзотическая «ветвь» стиля рококо шинуазери (китайщина). В интерьерах всех богатых домов европейской знати обязательно присутствовали средневековые китайские мотивы, стилизация и приемы декорирования. Особой популярностью пользовались расписные передвижные ширмы, благодаря присутствию которых можно было с легкостью визуально изменять пространство. Изысканные орхидеи и золотые аквариумные рыбки в минуты приятного отдыха доставляли удовольствие всем присутствующим в комнате. Украшением домов была лакированная изящная мебель, изготовленная искусными китайскими мастерами. Столы на праздничные обеды сервировались красивейшими столовыми сервизами из тончайшего китайского фарфора. Модным считалось наличие в доме гобеленов, выполненных в пастельных тонах, на которых изображались китайские императоры, воины, танцовщицы или наложницы, а также сюжеты из китайской жизни, пагоды и цветы.
Особенности оформления комнат
Интерьер в стиле рококо
Несомненно, рококо – это роскошный, элитный стиль, и обычная квартира в многоэтажке вряд ли для него подойдет. Зато интерьеру рококо самое место царствовать в просторном загородном коттедже с комнатами, в которых имеются высокие потолки и большие окна.
- Основным приемом оформления залы или гостиной в стиле рококо является закругление стен с последующим украшением их тканевыми обоями (в оригинале — шелком), резными панелями, позолоченным орнаментом и многочисленными зеркалами, благодаря которым зримо расширяется пространство.
- Полы в комнатах могут быть деревянными, мраморными либо керамическими с изогнутыми по профилю плинтусами любой высоты.
- Главным элементом гостиной в стиле рококо по праву является небольшой камин, покрытый плиткой из мрамора, неизменным украшением которого должны быть фарфоровые статуэтки, бронзовые канделябры и часы. Над камином чаще всего вешается зеркало в роскошной золоченной или бронзовой раме.
- Что касается основного искусственного освещения комнаты, то для стиля рококо характерно наличие изящной люстры с лампочками в виде свечек и хрустальными подвесками. А на стенах чудесно будут смотреться бра, внешне напоминающие морскую раковину или чашу. Стиль рококо также хорошо подчеркивают расставленные по всем комнатам позолоченные или бронзовые подсвечники и канделябры со свечами.
- При оформлении будуаров характерным является создание атмосферы интимности, поэтому комнату делают небольшого размера с невысоким потолком в нежных пастельных тонах. Популярными цветовыми решениями при оформлении интерьера будуара считаются сочетания жемчужного белого цвета с розовым, голубым, кремовым или нежно-зеленым оттенком. Также в ее отделке обязательно должно присутствовать золото. Как правило, в будуарах прослеживается в некоторой степени перенасыщенность различными предметами.
Мебель в стиле рококо
Диван с золотой резьбой
Важной чертой в формах мебели эпохи Людовика XV является полный отказ от прямых линий. В ней как бы отражается устремление к растворению отдельных деталей в едином ансамбле всех имеющихся в комнате предметов.
При декорировании мебели резьба занимает достаточно скромное место, уступая лидерство бронзовым накладкам, которыми совершенно без особых усилий можно украсить предварительно отшлифованные поверхности. Поверхности мебели вначале обрабатываются цветными лаками, после чего декорируются бронзовыми накладками и резьбой с позолотой.
Для стиля рококо характерной мебелью считаются комоды и секретеры. Поэтому в кабинете желательно наличие секретера, который по своей сути является комбинацией письменного стола с комодом, в котором имеется множество небольших потайных ящичков.
Рококо-интерьер дополнительно украшают и сугубо женские предметы такие, как секретер на высоких резных ножках, картоньерка (шкафчик, предназначенный для хранения бумаг), всевозможные пуфы и тумбочки, небольшие декоративные туалетные столики с зеркалом.
Комфорта интерьеру добавляет наличие в комнате бежера (фр. bergere – глубокого мягкого кресла на изогнутых ножках) и канапе (широкого кресла, похожего на диванчик с высоким изголовьем).
При выборе мебели следует учитывать, чтобы помимо своей изысканности и изящества она была приятной на ощупь и могла усладить человека, доставив удовольствие его телу в минуты расслабления и отдыха.
Создавая интерьер рококо, помните, что он нацелен на обеспечение удобства жизненного уклада хозяев дома, поэтому любые мелочи жизни играют важную роль, практически все вещи и предметы должны создавать ощущение комфорта.
Видео
Обзор стиля рококо вы можете увидеть в следующем видеоролике:
Фото
Зеркало в будуаре
Спальня рококо
Отличительные черты рококо
Грациозный стиль