Рококо основная тематика: Стиль рококо. Черты стиля рококо в архитектуре, интерьере, в одежде, живописи, фото стиля рококо

Содержание

Рококо в живописи: художники и художники эпохи

Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду. Барокко характеризуется пышностью, яркостью, динамичностью, стремлением к излишествам и роскоши. Рококо в живописи стал более утонченным и интимным аналогом барокко. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. Не смотря на появление других направлений, рококо сохранялся в качестве излюбленного стиля верхушки общества до конца столетия.

Термин «рококо» для обозначения стиля начали использовать в XIX столетии. Изначально он определял вид оформления гротов и фонтанов при помощи натурального камня. Цель декора – создать иллюзию природных окаменелостей, симметричных или ассиметричных. Во времена появления стиля, художники и критики называли его проявлением дурного вкуса, поскольку в стиле отсутствовала эстетика и практичность.

Оглавление

Зарождение стиля

Одна из теорий появления рококо – презентация идейного измельчания барокко. Считается, что роскошное направление с серьезной наполненностью превратилось в способ декора, который использовали художники Франции, России, Италии. В итоге – декоративные детали остались, а смысл утратился.

Стиль живописи арт-деко

Французская культура была влиятельной, диктовала моду другим странам. Благодаря Людовику XIV, Франция стала маяком искусства, моды и культуры. На троне Людовика XIV сменил Людовик XV. Развитие стиля рококо связано с новым монархом и мадам де Помпадур.

Рококо не отражает политическую и экономическую реальность времени. Это характерно для Франции, России, Италии. Это было движение искусства, которое не было никак связано с рабочим классом, простыми людьми, отображало излишества придворной жизни знати. Характерно, что ни церковь, ни правительство не играли никакой роли в подъеме этого художественного движения.

Это художественное направление прекрасно иллюстрирует вкус французского высшего общества в то время, подытоженный словами Э.

Шатле: «Нам нечего делать в мире, кроме поиска приятных ощущений и чувств». Рококо – замена барокко, его смысловая противоположность:

  • Рококо – презентация праздности, направление существовало вне практичности, в нем не было места патриотизму, экономии или функциональности. Целью этого направления в искусстве было украшение домов, подчеркивание роскоши и богатства. Существовал спрос на всевозможные средства украшения интерьера, поэтому направление быстро проникло в скульптуру, дизайн, живопись, архитектуру.
  • Характеризуется отсутствием глубины в изображении высшего класса, личных предпочтений высшего общества.
  • Рококо не было интеллектуально глубоким, провокационным или сложным. У этого стиля были другие цели: не поклонение религии или возвышение власти, декор помещений жилого назначения.
  • Развитие стиля стало реакцией против формализации стиля барокко. В то время как барокко было серьезным, рококо отражало игривость, флирт, легкость.
  • Искусство барокко отображает героизм, библейские сюжеты, рококо отображает романтику, игры, роскошную сторону жизни богачей.
  • Религиозные или политические темы барокко были заменены беспечными сюжетами, которые вращаются вокруг удовольствия. В барокко художники использовали темные, глубокие, насыщенные цвета, в стиле рококо используются мягкие и яркие оттенки, которые источают оптимизм.
  • С предыдущим пунктом также связаны параметры полотен: барочные работы были монументальными, поскольку создавались для привлечения внимания к сюжету, а картины в направлении рококо использовались для жилых помещений, украшения будуаров, салонов. По причине особенностей стиля, он не пользуется успехом у критиков и искусствоведов.

Маньеризм как стиль в живописи

Критики называли рококо модной причудой, которая возникла и быстро прошла, они осудили художественный направление за несерьезность и безвкусицу. Некоторые отмечали, что рококо – это презентация распущенности, пропаганда бесцельности существования. Одним из критиков стиля был Вольтер. Интеллектуалы стали движущей силой, борющейся с прекращением развития стиля.

Характерные черты

  1. Изображение беззаботной жизни представителей высших слоев общества. Картины не несут никакого негатива, будто бедности, проблем нет в мире. Смотря на полотна художников рококо, мы не увидим жестоких реалий времени, социальных проблем.
  2. Элегантно одетые дворяне во время игры в пасторальных ландшафтах.
  3. Характерны сцены ухаживания, романтики, веселья, игривости и сексуальные символы. Все, изображенное на полотне, воплощает красоту и беззаботность.
  4. Возрастание интереса к мифологическим темам.
  5. Для эпохи характерны пастельные цвета, то есть мягкие и светлые оттенки, гармонично дополняющие друг друга.
  6. В то время как некоторые церкви были построены в и оформлены в стиле рококо, как правило, религиозный элемент не существовал в живописи.
  7. Декоративная перегруженность картин, пышность – эти черты отсылают нас к стилю барокко.
  8. Изящная орнаментальность.
  9. Художники часто изображали херувимов.
  10. На смену монументальности приходит камерность, интимность.
  11. Характерной чертой является эротизм.
  12. С барокко стиль связывает пышность, тяга к излишествам, доминирование плавных линий, завитков.

Дадаизм как стиль в живописи

Идейное наполнение стиля – красота, галантность, ирреальность, идиллия, отказ от суеты и проблем мира. Направление не ограничилось распространением во Франции, был популярен в Германии, Чехии, России, где было представлено работами Рокотова и Антропова. В России появление нового направление стало периодом знакомства с европейской живописью, которая заставила пересмотреть иконописные традиции.

Известные художники

Картины рококо представлены разными жанрами – портретом, пейзажем, натюрмортом. Представители направления:

Ф.Буше (Франция)

Один из крупнейших представителей, работавший в портретном и пейзажном жанрах.

А.Ватто (Франция)

Доминирует тематика праздников, развлечений.

Дж.Тьеполо (Италия Венеция)

Работал над созданием декора для интерьера, преимущественно, фресок.

Художники Венеции создавали полотна с иллюзорными изображениями архитектурных сооружений, видов города. С расстояния пейзажи кажутся объемными.

Значение

Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин. Впервые картины художников стали не только пропагандой, поддержкой религии или культуры, но и способом декора, который не обязательно должен поучать или наставлять зрителя. Живопись не несла морали, она была оптимистичной, радостной, светлой, где не было места социальным и политическим проблемам общества. В России, Чехии и других странах Европы рококо стало серьезной попыткой выйти за грани традиционной живописи.

Стиль рококо — презентация онлайн

1. РОКОКО

2. Рококо- мотив капризно изогнутой раковины (rocaile — откуда и франц. rococo).

Рококо- мотив капризно изогнутой
раковины (rocaile — откуда и франц.
rococo).
Стиль рококо стал блестящим
завершением стиля барокко.
В наследство от предыдущего столетия
XVIII век получает особое эстетическое
сознание, если для барокко необходима
вся гамма эмоций — от радости
до трагедии, то для наслаждающихся
рококо — лишь изысканно тонких,
изящных.
• «Изящный» — ключевое слово данной
эпохи. Именно тогда наблюдается уход
от жизни в мир фантазии,
театрализованной игры,
мифических и пасторальных
сюжетов с обязательным налётом
эротизма.
• Поэтому даже у выдающихся мастеров
изделия хотя и декоративны, грациозны,
но несколько поверхностны.

4. Сюжеты и мотивы

• Не случайно именно в эту эпоху
приходит мода на «китайщину»
или шинуазри (chinoiserie).
• В интерьерах появляются
передвижные ширмы, зрительно
изменяющие пространство;
• гобелены с изображениями
цветов, пагод, людей в китайской
одежде;
• знаменитый китайский фарфор,
изысканные орхидеи,
тонкоствольные деревья,
аквариумные рыбки,
• а также изящная лакированная
мебель китайских мастеров, будто
созданная для рококо.
• Вдохновителем стиля рококо стал
итальянец Ж. О. Месонье,
в произведениях которого впервые
появляются причудливые
ассиметричные формы, в частности —
мотив капризно изогнутой раковины
(rocaile — откуда и франц. rococo).
• Хотя этот стиль называют «стилем
Людовика XV», но, в отличие,
от барокко он не был чисто придворным
искусством. Большинство построек
рококо — это частные дома
французской знати и загородные
дворцы.
• В колорите
преобладают нежные
пастельные тона.
Наиболее популярные
цветовые сочетания —
белое в с голубым,
зелёным или розовым
и непременное золото.
Комнаты становятся поменьше
и пониже, создавая атмосферу
интимности, характерную для
будуаров.
• Оформление салонов и будуаров слегка
перенасыщено предметами в отличие
от более сдержанной эпохи барокко.
• Именно в эпоху рококо впервые возникает
представление об интерьере, как целостном
ансамбле: стилевом единстве здания, декора
стен и потолков, мебели и т. д. И никогда
ранее интерьер так точно не соответствовал
характеру жизненного уклада.
• Все предметы интерьера изготовлены
с большим вниманием к комфорту и мелочам
жизни.
Секретеры и комоды
с двумя ящиками (кстати,
commode по франц. —
«удобный») — основной
вид корпусной мебели
в то время.
• Главный же мотив
комнаты рококо —
безусловно камин:
невысокий, покрытый
мраморной плитой
и заставленный
канделябрами, часами,
фарфоровыми
«безделушками»
и прочими
украшениями. Над ним
обычно вешалось
зеркало в роскошной
раме.
• В мебели для сидения также рождаются
новые формы: канапе (диван в форме
нескольких соединённых кресел),
шезлонг, бертер (глубокое кресло).
• В формах диванов и кресел
учитываются и особенности пышной
женской одежды. Мебель теперь
старается быть не только
репрезентативной, но и комфортной.
• Говоря о мебели для сиденья вообще и эпохи
рококо в частности, нельзя не упомянуть имя
Томаса Чиппендейла (1718-1779).
• Чиппендейл вначале был резчиком
по дереву; увлекшись около 1735 года
мебельным делом, он скоро становится
ведущим мебельщиком эпохи,
прославившись и как мастер-практик, и как
автор многочисленных проектов мебели.

31. ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ РОКОКО

32. Жан Антуан Ватто

(фр. Jean Antoine
Watteau, 10
октября 1684, Валансьен
— 18 июля 1721, Ножансюр-Марн) —
французский живописец и
рисовальщик,
основоположник и
крупнейший мастер
стиля рококо.

33. Жан Антуан Ватто (1684–1721)

Основная тематика, которой он в это время
посвящает свои произведения, – военная.
«В его очень небольших, подчеркнуто
камерных картинах мы видим переход войск
в непогоду, краткий отдых солдат, опять
переход под дождем и ветром, усталую толпу
новобранцев, – пишет И.С. Немилова. –
«Тягости войны» и «Военный роздых»
относятся к числу лучших картин этой серии.

34. Битва у Пирамид, картина Ф.-Л.-Ж. Ватто, 1798.

.Битва у Пирамид, картина Ф.-Л.Ж. Ватто, 1798..

35. Ватто, Антуан. Тяготы Войны

Ватто, Антуан. Тяготы Войны

36. Ватто, Антуан. Военный роздых

Ватто, Антуан. Военный роздых
Одновременно с военной тематикой в творчество
Ватто начинают прочно входить темы, связанные
с жизнью театра и актеров.
Художник сам создает мизансцены,
декорации заменяет пейзажным фоном. Иногда
это одинокая фигура музыканта, певца или
танцора на фоне пейзажа:
«Финетта», «Безразличный» (обе – 1716–1717),
иногда – несколько артистов или друзей
художника в театральных костюмах: «В одежде
Мецетена» (1710-е годы), «Актеры
итальянской комедии» (около 1712).

38. Ватто, Жан Антуан. Меццетен. 1717-1719.

39. Актеры итальянской комедии, Ватто Антуан

Актеры итальянской комедии,
Ватто Антуан

40. Антуан Ватто. Праздник любви.

Антуан Ватто. Праздник любви.
• В 1717 году Ватто году пишет одну из
лучших своих картин –
«Паломничество на остров Киферу».
За нее в том же году художник получил
от Королевской академии специально
для него придуманное звание
«художника галантных празднеств».

42. Антуан Ватто, Паломничество на остров Киферу, 1717, Лувр.

Антуан Ватто, Паломничество на о
стров Киферу, 1717, Лувр.
В последний год жизни он создал свои
самые значительные картины: «Жилля»,
«Портрет скульптора Патера», «Вывеску
Жерсена» и свои самые лучшие рисунки.
Одиночество, печаль, неудовлетворенность с
особенной силой воплощены художником в
образе «Жилля» (около 1720).

44. «Жиль», Лувр, Париж, 1717-1719

Блестящий финал творчества Ватто –
«Вывеска Жерсена».
Ее счастливый владелец удостоверил, что
«написана она была за неделю, да и то
художник работал только по утрам; хрупкое
здоровье, или, лучше сказать, слабость не
позволяла ему работать дольше».
За семь коротких сеансов художник создал
настоящий шедевр!

46. «Вывеска Жерсена» Антуана Ватто.

«Вывеска Жерсена» Антуана Ватто.

47. Франсуа́ Буше́ (фр. François Boucher,

Франсуа́ Буше́ (фр. François
Boucher,
Франсуа́ Буше́ (фр. François
Boucher, 29 сентября 1703, Париж — 30
мая 1770) — французский живописец,
гравёр, декоратор.
Яркий представитель
художественной культуры рококо.
Творчество Буше-живописца
исключительно многогранно, он обращался к
аллегорическим и мифологическим сюжетам
, изображал деревенские ярмарки и
фешенебельную парижскую жизнь, писал
жанровые
сцены, пасторали, пейзажи,портреты.
• Фаворитка Людовика XV маркиза де
Помпадур, которую он запечатлел на
нескольких портретах, была его
поклонницей. В последние годы жизни
был директором Королевской академии
живописи и скульптуры и «первым
живописцем короля».

51. Буше Франсуа : Мадам Помпадур. Портрет

Буше Франсуа : Мадам Помпадур. Портрет

53. Портрет мадам Бержере, 1746

55. Пастушеская сцена

56.

Мифологические сюжеты

57. Венера, утешающая Амура, 1751

58. Франсуа Буше. «Купание Дианы», 1742.

Франсуа Буше. «Купание Дианы», 1742.

60. Франсуа Буше «Юпитер и Каллисто» 1744.

Франсуа Буше «
Юпитер
и Каллисто» 1744.

62. Жан Оноре́ Фрагона́р

• (фр. Jean-Honoré
Fragonard; 5
апреля 1732, Грасс —
22
августа 1806, Париж)
— французский
живописец и гравёр.

63. Качели (1767), Собрание Уоллес, Лондон

64. Задвижка (1780-84), Лувр, Париж

65. Поцелуй украдкой (ок. 1788)

66. Выигранный поцелуй (ок. 1759)

67. Остров любви (1770-е годы)

68. Счастливая мать (ок. 1773)

10 произведений, определивших стиль рококо

Искусство

Рэйчел Лебовиц

29 мая 2018 г. 16:41

После смерти короля Людовика XIV в 1715 году культурный центр французской элиты переместился из королевского дворца в Версаль и к частным домам в Париже. Эта более личная среда нашла свое художественное выражение в рококо, которое представляло собой отказ от формального величия искусства барокко. Получив свое название от французского слова rocaille (означающего камень или гальку), которое первоначально относилось к склонности эпохи Возрождения к украшению искусственных гротов ракушками и камнями, рококо зародился как стиль дизайна интерьера, предпочитаемый высшим городским классом.

Рококо, характеризующееся элегантностью, легкомыслием, цветочными мотивами, приглушенными цветами и изогнутыми асимметричными линиями, вскоре распространилось на живопись, где его эстетика сочетается с темами чувственной любви и природы. Стиль быстро распространился на остальную часть Франции, а затем в Германию, Австрию, Англию и другие европейские страны.

Несмотря на то, что в конце концов он потерял популярность из-за своей кажущейся легкомысленности, в то время как сторонники неоклассицизма преобладали в популяризации более сдержанного стиля, живопись рококо остается очаровательной — не только своими сладкими красками, но и своей игривостью, сочетанием натурализма. и украшение, и праздник отдыха, любви и молодости. Далее следуют 10 знаковых произведений искусства, которые иллюстрируют рококо в его различных итерациях, от мифологических сцен до исторических портретов, от пышных пейзажей до роскошных интерьеров.

Jean-Antoine Watteau,

Pilrimage to Cythera (1717)

Жан-Антоин Ватто

Pélerinage à l’-Ile de Cythère (Pilgrimage to Cythera).

Жану-Антуану Ватто приписывают рождение живописи в стиле рококо. Сочетая влияние фламандского мастера Питера Пауля Рубенса и гигантов венецианского Возрождения, таких как Тициан и Паоло Веронезе, с театром, Ватто создал динамичные композиции в блестяще сформулированных цветах. Он представил природу как идиллическую и дикую. Эти качества продолжали вдохновлять более поздних великих рококо, в том числе Жана-Оноре Фрагонара и Франсуа Буше.

Паломничество на остров Кифера (1717), известное также как Посадка на Китеру , пожалуй, самая известная работа Ватто. На картине пышный пейзаж в стиле ренессанс сочетается с аллегорической сценой, в которой группа пар либо возвращается, либо направляется — ученые расходятся в своих интерпретациях — с Киферы, небольшого греческого острова, расположенного недалеко от мифического места рождения Афродиты. долгое время ассоциировался с богиней любви. Каждая из трех пар на переднем плане представляет собой разную фазу ухаживания, а летящие амуры, взлетающие в небо, сигнализируют о любовных ассоциациях острова.

Выполненная в течение пяти лет работа ознаменовала поступление Ватто в Королевскую академию живописи и скульптуры. Приняв картину длиной более 6 футов, которая в настоящее время висит в Музее Лувра, Академия также официально признала новый жанр, положивший начало живописи в стиле рококо: galante . Показывая придворных персонажей в идеализированной пасторальной обстановке, этот жанр отражал период французского Регентства — время между смертью Людовика XIV и правлением Людовика XV, когда Филипп II правил как регент. Это была эпоха мира и процветания, когда люди упивались празднованием ритуалов ухаживания.

François Boucher,

Triumph of Venus (1740)

François Boucher

Triumph of Venus , 1740

Nationalmuseum, Stockholm

Permanent collection

Advertisement

As a young artist, Paris-born Франсуа Буше создавал гравюры по рисункам Жана-Антуана Ватто. Позже он отправился в Италию, чтобы изучать как венецианское барокко, так и голландскую пейзажную живопись 17-го века. Вернувшись в Париж в начале 1730-х годов, Буше получил признание как художник больших мифологических сцен, таких как его ликующие Триумф Венеры (1740 г.), на котором изображена богиня Венера (она же Афродита) после ее рождения из морской пены в сопровождении водяных нимф, тритонов (водолазов) и херувимов-путти. Обильная розовая плоть изобилует цветом и конфигурацией обнаженных фигур, которые перекликаются с розово-белым поясом, парящим над группой.

Хорошо сбалансированная, но активная, беззаботная, но сексуальная сцена является примером рококо своей энергией и палитрой и указывает на то, как Буше развил игривое чувство эротики как определяющий элемент жанра. Чрезвычайно популярные в свое время работы Буше были преобразованы в гравюры, фарфоровые статуэтки и гобелены, а за пять лет до своей смерти он стал первым художником короля и директором Королевской академии, двух высших должностей во французском искусстве. мир в то время.

Жан-Оноре Фрагонар,

Встреча (из «Любви пастухов») (1771–72)

Жан-Оноре Фрагонар

Встреча (из «Любви пастухов»)6 ,6 , -1773

Коллекция Фрика, Нью-Йорк

 

Размещенная в коллекции Фрика в Верхнем Ист-Сайде Манхэттена, картина Жана-Оноре Фрагонара «Встреча » (1771–1772 гг.) была заказана как часть набора из четырех картин для Кинга. Любовница Людовика XV, графиня дю Барри. Вместе эти панели «Прогресс любви» иллюстрируют развитие романтических отношений. Второй в сете, Встреча показывает сцену, которая происходит после того, как молодая женщина принимает предложение руки и сердца своего возлюбленного; любовник взобрался на ограду сада, чтобы украсть частную минуту со своей невестой. Работа раскрывает обучение Фрагонара исторической живописи, поскольку он наполняет интимную любовную сцену величием и драматизмом.

Как и Франсуа Буше, в мастерской которого он когда-то работал, Фрагонар находился под влиянием как итальянского барокко, так и голландской пейзажной живописи. Однако быстрые, живописные мазки, которыми прославился Фрагонар, представляют эволюцию поколений в рококо, а в Встреча , художник продемонстрировал свое мастерство в работе с различными текстурами, от вздымающихся облаков до пятнистых листьев и цветов, а также тщательно сложенных тканей одежды пары. Вероятно, из-за того, что они не были достаточно неоклассическими, графиня вернула картины Фрагонару, который создал еще семь работ из этой серии.

Морис-Кантен де Латур,

Портрет маркизы де Помпадур (1748–1755)

Морис-Кантен де Латур

Portrait en pied de la marquise de Pompadour (Портрет маркизы де Помпадур)

Лувр

Постоянная коллекция письменный стол, на котором лежит пьеса, энциклопедия, тексты Вольтера и Монтескье, глобус и гравюра. Блестяще выполненный пастелью — фирменной техникой Мориса-Кантена де Латура — этот портрет маркизы в полный рост демонстрирует мирские таланты, ум и любовь модели к искусству.

Подруга и бывшая любовница Людовика XV, маркиза покровительствовала таким великим мыслителям, как Дени Дидро и Жан-Жак Руссо. Она стремилась убедить короля отстаивать идеи Просвещения, которые пронизывали парижское общество. Несмотря на серьезность картины в продвижении этой цели и ее относительную сдержанность, что проявляется в отсутствии у маркизы украшений и простой прическе, она, тем не менее, демонстрирует некоторую прихоть рококо в голубых оттенках и цветочных мотивах, которые переплетаются по всей композиции, визуально объединяя модный стиль маркизы. , роскошное платье с ее окружением. Это свидетельство выдающихся навыков де Латура в этой области, которые он использовал, чтобы перенести традиционно формальную портретную живопись в более личную, психологическую сферу.

Луис Парет и Алькасар,

Карл III, обед в суде (ок. 1775)

Луис Парет и Алькасар, Карл III, обед в суде , ок. 1775. Музей Прадо. Фото с Викисклада.

Луис Парет-и-Алькасар, известный как «испанский Ватто» благодаря умелому подражанию французскому стилю рококо, начал и закончил свою жизнь в Мадриде, где сегодня висит его картина «Карл III, обедающий перед судом» (ок. 1775 г.). Национальный музей Прадо. Картина, написанная маслом на доске, компенсирует свои скромные размеры роскошным, негабаритным интерьером, который он изображает с замечательными деталями. На картине изображен король Испании Карл III, обедающий в Королевском дворце в Мадриде в сопровождении гончих, послов, министров и слуг, включая того, кто подает ему воду и вино, преклонив колено.

В реальном аналоге этой церемонии представители публики наблюдали бы, как королевская семья ест в своих покоях. Художник вставил в картину мифологические сцены, представляющие такие темы, как любовь, патриотизм и охота, что, по сути, усилило зрелищность, окружающую то, что является необычным предметом королевской портретной живописи. Считается, что эти виньетки с юмором намекают на внутренние мысли короля. Добавляет шутливости и загадочности произведению то, что его покровитель неизвестен (скорее всего, это был , а не по заказу Карла III), и художник подписал свое творение греческими буквами: «Сделал это Луис Парет, сын своих отца и матери».

Джамбаттиста Тьеполо,

Бракосочетание императора Фридриха и Беатриче Бургундских (1751–1752)

Джамбаттиста Тьеполо

Бракосочетание императора Фредерика и Беатрис Буркогунской , Residenz , 1751-1752

Вюрцбург, Германия

 

Уроженец Венеции художник Джамбаттиста Тьеполо был приверженцем Великого Манера, стиля, восходящего к Высокому Возрождению. Таким образом, его использование цвета и его возвышенные сцены на ярких открытых пространствах демонстрируют сходство с мастером венецианского Возрождения Паоло Веронезе. Тем не менее, Тьеполо также хвалят за его вклад в итальянское рококо, которое было основано как на его французском аналоге, так и на более воздушной итерации предыдущего барокко. Его фрески в немецкой Вюрцбургской резиденции, спроектированной Бальтазаром Нейманом, являются одними из самых известных его работ, олицетворяющих использование им точной перспективы и ярких цветов.

В Бракосочетание императора Фридриха и Беатриче Бургундских (1751–1752 гг. ) Тьеполо увековечивает фрагмент местной истории 1156 года, добавляя ему причудливости. Действие происходит в богатом архитектурном пространстве, изобилующем арками, колоннами и балконом, с которого играют музыканты. Путти держит золотой занавес по обеим сторонам богато украшенной авансцены, как будто открывая театральную декорацию. Обрамленный внутри, епископ Вюрцбургский председательствует над коленопреклоненной парой, королевской семьей и отцом невесты; в юмористическом ключе придворный шут распластывается по ступеням алтаря, спиной к зрителю. Среди темно-красных, ржавых и золотых оттенков роскошное платье Беатрис — квинтэссенция рококо в бледно-голубых и кремовых тонах — венчает беззаботную композицию.

Жан-Франсуа де Трой,

Признание в любви (1731)

Жан-Франсуа де Трой, Признание в любви , 1931 год. Фото с Wikimedia Commons.

Жан-Франсуа де Трой получил образование художника-историка сначала у своего отца-художника, а затем в Риме, где в 1738 году он стал директором Французской академии этого города. Но его новшеством был жанр tableau de mode : прямые, подробные сцены досуга состоятельных людей. Часто сравнивают с более общей и вневременной 9 картиной Жана-Антуана Ватто.0009 Галантный праздник сцен, картин сознательно документируют определенный период времени и социальный контекст.

Признание в любви (1731) является определяющим образцом жанра. На этой веселой картине маслом группа аристократичных дам и джентльменов останавливается возле сада, а один из молодых людей становится на колени и преподносит своей возлюбленной букет цветов. Три джентльмена, расположенные по обеим сторонам от дам, почти сливаются с окружающей средой, поскольку их серо-коричневые наряды сочетаются как с землей, так и с классической садовой стеной. Дамы, однако, появляются в скоординированных причудливых платьях с цветочными точками розового, синего и белого цветов, которые, наряду с наружной обстановкой и романтической темой, создают визуальный праздник рококо.

Elisabeth Louise Vigée-Le Brun,

Marie Antoinette в придворном платье (1778)

Elisabeth Louise Vigée-le Brun

Marie Antoipet Antoipet Antiolet Antoipet Antoipet Antiolet. Le Brun» в RMN Grand Palais

 

Элизабет Луиза Виже-Ле Брюн нарушила традиции, и не только своей зубастой улыбкой. Родившись в Париже в то время, когда женщинам отказывали в формальном художественном образовании, она получила образование у своего отца, хотя в основном была самоучкой, и к 15 годам стала успешным профессиональным художником. В 28 лет благодаря заступничеству Людовика XVI и Марии. Антуанетта, она получила место в Королевской академии живописи и скульптуры, присоединившись к трем другим женщинам.

Будучи официальным портретистом Марии-Антуанетты, 22-летняя Виже-Лебрен впервые нарисовала печально известную королеву в 1778 году по воле матери Марии, императрицы Австрии Марии Терезии. Возвышаясь почти на 9 футов, портрет в полный рост помещает королеву рядом со столом, стулом, большой колонной и скульптурой, но Мария, великолепная в сияющем атласном платье, привлекает внимание даже в загроможденной композиции.

Драпировка, замысловатые узоры и цветочные элементы здесь соответствуют эстетике рококо, но, хотя Виже-Ле Брен придерживалась колорита и сюжета рококо, ее творчество колеблется между этим стилем и неоклассицизмом, который его вытеснил. Покинув страну, когда началась Французская революция, она продолжила плодотворную карьеру в Италии, Австрии, Германии и России, прежде чем в конце концов вернуться во Францию. Всего Виже-Ле Брен написала более 600 портретов, подавляющее большинство из которых изображают женщин.

Уильям Хогарт,

Поселение (из «Брак a-la-mode») (1742–44).

Уильям Хогарт известен своими революционными, морально поучительными работами, в которых карикатура используется для того, чтобы с юмором указать на пороки британского общества 18-го века. Известные серии лондонского гравера и художника, такие как «Прогресс повесы» и «Женитьба по-модному», также демонстрируют явную склонность к рококо, хотя и в британской вариации, поскольку Хогарт высмеивает en-vogue 9.0009 картин моды картин таких художников, как Жан-Франсуа де Труа.

«Женитьба по-модному» (1742–1745 гг.), например, рассказывает историю вымышленного графа Сквандера, который планирует женить своего сына на дочери купца. Первая работа в серии, Поселение (1742–1744 гг.), намекает на моральные недостатки и притязания участников матча: граф величественно сидит рядом со свитком, в котором подробно описывается его генеалогическое древо, а торговец пытается купить социальный статус. через матч; тем временем молодая пара игнорирует друг друга. Она выглядит удрученной, потому что он вернулся из континентальной Европы не только в своем модном парижском наряде, но и с сифилисом, намекающим на черную метку на шее. Две собаки, прикованные к их ногам, символизируют их злополучную пару. Используя сатирический потенциал рококо в отчетливую, мощную форму, Хогарт обнажил неприглядную изнанку под очаровательной беззаботной поверхностью.

Томас Гейнсборо,

Голубой мальчик (ок. 1770)

Томас Гейнсборо, Голубой мальчик , ок. 1770 г. Фото с Викисклада.

Рококо закрепилось в Англии во многом благодаря французскому художнику Юберу Франсуа Гравело, который жил в Лондоне, когда Уильям Хогарт основал Академию Св. Мартина Лейн в 1735 году. Школа стала резиденцией английского рококо, как Гравело, сам бывший ученик Франсуа Буше, распространял рисунки и гравюры в стиле рококо в качестве учителя. Одним из самых известных его учеников был Томас Гейнсборо. Знаменитый портретист, настоящей любовью Гейнсборо был пейзаж, и его портреты уместно исследуют динамику между человеческими фигурами и окружающей их средой, напоминая об интересе рококо к модно одетым людям на открытом воздухе.

«Голубой мальчик » (ок. 1770 г.) — одна из самых узнаваемых работ Гейнсборо — изображает розовощекого мальчика в элегантном, детализированном наряде на более живописном фоне, создавая контраст между изящной фигурой и деревенским окружением. Под влиянием фламандского художника 17-го века Энтони ван Дейка лазурный костюм мальчика был одной из первых попыток Гейнсборо нарисовать наряд в стиле ван Дейка. Возможно, это также было опровержением художника его сопернику Джошуа Рейнольдсу, который утверждал, что холодные цвета, такие как синий и зеленый, не должны занимать видное место в произведении искусства.

Одновременно виртуозный и интимный портрет в натуральную величину, который, скорее всего, изображает Джонатана Баттолла, сына богатого торговца и висит в библиотеке Хантингтона в Сан-Марино, Калифорния, отражает увлечение Гейнсборо стилем рококо. игра между фантазией и реальностью.

Рэйчел Лебовиц

шаблон веб-страницы

шаблон веб-страницы
Экстравагантное украшение: Французское искусство рококо как выражение приятных занятий

Аннотация
Отчет об исследовании
Каталожные номера
Фон
Значение
Веб-ресурсы


Аннотация

Любовь Ватто Праздник

В Европе 18-го века идеи Просвещения формировали мысли людей; в Французское искусство 18 века, стиль рококо повлиял на живопись, скульптуру. и архитектура. До начала 1700-х годов искусство барокко с его акцентом движения, степени света и атмосферы доминировали на художественной сцене. смерть Людовика XIV, короля Франции, в 1715 году изменила взгляды на искусство, особенно во Франции, что привело к зарождению движения рококо. То, что началось как движение в оформлении интерьера, постепенно вошло в в искусство, изменив взгляды на искусство на протяжении большей части 18 века. Жан-Антуан Ватто открыл движение рококо, а Франсуа Буше и Жан-Оноре Фрагонар стал одним из самых влиятельных художников рококо во Франции. С началом Французской революции французский народ повернулся к более серьезные сюжеты и легкомыслие искусства рококо уже не казались соответствующий. От начала до конца искусство рококо давало новый взгляд на живописи и отражал отношение меценатов, заказавших и выставлял работы.

Исторический Фон

С 1590 по 1700 год искусство барокко доминировало в европейском искусстве. Французские художники Николя Пуссен, Шарль Лебрен и Жюль Ардуан-Мансар иллюстрировали Стиль барокко в искусстве и архитектуре Франции. При Людовике XIV Ле Брун помог спроектировать Версальский дворец, а позже Мансар добавил Galerie des Glaces или Зеркальный зал (Адамс 660-662). Пуссены работы сочетали в себе барокко и классицизм, и он наиболее известен своими его серия о жизни Фокиона, четвертого века до н.э. афинский политик (Адамс 702). Хотя смерть Людовика XIV обычно рассматривается как конце периода барокко некоторые искусствоведы считают рококо просто продление этого периода. Пуссен и Питер Пауль Рубенс, еще одно барокко художник, продолжал влиять на будущих художников; однако существуют принципиальные различия между искусством барокко и рококо, которые определяют рококо как его собственный этап в истории искусства (Янсон).

Когда Людовик XIV умер в 1715 году, Людовику XV было всего пять лет, и к время, когда он был поставлен в Версале королем Франции, он приобрел репутация интеллигентного, культурного, большого любителя искусств, по существу любовник, и больше ничего (Паласиос 8). Смерть Короля-Солнца расслабила обязательства французских аристократов, многие из которых вернулись в Париж жить в своих гостиницах, элегантных таунхаусах, которые нуждались в уединении, нежные предметы интерьера (Janson). Смена правителя также вызвала изменение покровительства. Королевская семья больше не была главным комиссаром искусства; что ответственность теперь лежала на аристократах и ​​буржуазии (Адамс 706). Эти изменения в использовании и покровительстве, а также сдвиги в социальных и нравственные парадигмы, формировавшие искусство начала 18 века.

Когда Людовик XV стал королем Франции, настроения французского общества измененный. Строгое благочестие перестало быть таким важным, и упор был сделан на удовольствие. больше, чем мощность. Хотя аристократия по-прежнему была основным компонентом треугольник власти, класс буржуазии начал формироваться и церковь отступала все дальше на задний план. Как идеи Просвещения набирали популярность, женщины играли более крупные роли, чем раньше, хотя и по-прежнему не имел многих прав и привилегий.

Искусство рококо отразило некоторые этих идеологических сдвигов. С послаблением моральных норм пришло более эротические картины; некоторые картины были откровенно сексуальными, а другие оставался тонким. Художники рококо, особенно Ватто, ориентировались на аристократические предметы и преуменьшают значение религии, отражая отход от Церковь как покровитель. Просвещенные аристократки стали устраивать салоны способствовать и способствовать разговору и распространению Просвещения идеалы. Когда женщины начали влиять на другие аспекты жизни общества, картины стал более женственным и беззаботным.

Исследования Отчет


По сюжету и стилю искусство рококо отразило эти изменения в обществе. Безраздельно господствовали легкомысленные сюжеты, в которых фигурировали аристократы и мифические предметы стали центром внимания французских художников. Например, картина Ватто. Праздник venitienne (на фото слева) изображает французских аристократов в идиллическом саду.

Обнаженная статуя на заднем плане придает картине эротический смысл, а также намек обнаженным телам с известных картин прошлого. Буше сосредоточился на мифическом предметы, в том числе его знаменитая работа Венера, утешающая любовь 1751 года. Fragonards The Swing представляет собой преднамеренное изображение эротического предмет, так как он был заказан придворным специально с намерением провокации эротических идей (Jarasse 92).

Стиль художников рококо также отражал тенденции общества. Rocaille , что означает камень, и coquille , что означает раковины, объединяются, чтобы сформировать название стиля, и используются, потому что скалы а ракушки часто использовались для украшения садов и затем изображались на картинах того времени (Адамс 706). Отход от драматические контрасты света и тьмы в искусстве барокко, рококо мерцающие пастели. Для образования светло-голубого цвета, например цвета, найденного в платье танцовщицы на картине Ватто живописец начал с подложка жемчужно-белого опалесцирующего цвета. Затем он добавлял тонкий слои синего и поверх него белые блики. Эта техника позволила для видимых мазков, еще одно различие между рококо и барокко, и придавал картинам ощущение текстуры.

В Идея рококо Парк объясняет принципиальные отличия между барокко и рококо, причина, по которой рококо не считается просто расширение барокко:

С одной стороны, как определил Вольфлин рококо продолжало аморфность, размытость контуров, ломание форм, их растворение в чарах света, текучести, мягкость и податливость барокко, но, с другой стороны, несла барокко настолько, что оно стало разрушительным и разрушило иллюзию, прозрение и всеобъемлющая иерархия, от которой зависело барокко (Парк 16).
Помимо цвета, некоторые характеристики искусства рококо включают S-кривые, C-кривые, ракушки, мозаика, крылья летучей мыши, падающая вода, миниатюризация и асимметричность картуши (Парк 17). Изображенные фигуры были одеты в модные одежду с тонкой головой, горлом и ногами, и были установлены в сельской местности (Гейтман). Художники определяли свои фигуры с помощью цвета, а не рисунка. их в первую очередь, которые обращались к чувствам, также важным в эту эпоху легкомыслия (Янсон). Искусство рококо также подчеркивало, что все моменты равными, и в этом отношении картины почти напоминали снимки, запечатлевшие случайные моменты, а не только самые важные. Художники также пытались изображать природу такой, какой она должна быть, идеализируя пейзажи, в которых фигуры были установлены (Парк 86).

Эти изменения в художественном стиле имели драматические последствия как для искусства, так и для общества 18 века во Франции. Парк говорит:

Совокупный эффект этого света, нежный и игривый стиль — не что иное, как создание второго структуру, так и хочется сказать, что второй мир состоит из орнамента, который частично скрывает или маскирует фактическую структуру, от которой она зависит. Когда в первый раз попадаешь в интерьер в стиле рококо, чувствуешь себя ошеломленным. Такие чувства результат своего рода пуританского ужаса от такого большого количества искусства, полная противоположность ужасу vacui, который двигал художником рококо и дезориентация, вызванная переживанием тотальности искусства рококо (Парк 24).
Как само искусство рококо было чрезмерно декоративным, так и внутреннее убранство. Таким же образом французские аристократы украсили все свои отели. по мере того, как картины были выполнены, в результате дома были несколько чрезмерно украшены. Эротические сцены, изображенные на картинах, отражали отношение граждан Франции. Так же, как художники отбросили прежние правила искусства, Французские граждане отвергли многие правила, установленные церковью. Согласно в Католическую энциклопедию , Искусство рококо, хотя приемлемо в части церкви, такие как ризница, обычно не способствует религиозной преданности и не должны размещаться на видных местах церкви (Гитманн). Отказ церкви от искусства рококо на видных местах сделал не удержали французских художников Ватто, Буше и Фрагонара от создания картины в этом стиле.

Без Жана-Антуана Ватто (1684-1721), движения рококо в живописи возможно, не привлекла к себе такого внимания. По словам Майкла Леви в Рококо до Революции Ватто был важен по двум основным причинам. Во-первых, он развивал идею художника-индивидуалиста, ни от кого не зависящего еще, чтобы сформировать его личность. Во-вторых, он разработал жанр живописи. of fete galante , изображение итальянских комиков (Леви 56). Картины Ватто сосредоточены на одном психологическом моменте. обычно сосредотачиваются на музыкантах и ​​любовниках или театре. Ни один из его подданных были связаны с религией или серьезными предметами. Для французских художников 1700-х годов Ватто показал, что художник может выбирать легкомысленные сюжеты и до сих пор считается значительным художником (Леви 83).

Ватто Галантные праздники показали аристократов в различных условиях. Паломничество в Cythera (справа) , картина, которую он представил для принятия в Академию в Париже в 1717 году, изображает группу аристократических пар в путешествии. Демонстрация рококо стиле, на этой картине изображены экстравагантные пастельные одежды и фигуры. которые миниатюрны по сравнению с пейзажем на заднем плане. статуя, покрытая цветами, отражает легкомыслие того времени (Адамс 706). Праздник venitienne содержит автопортрет Ватто в виде волынки. игрок у правого края картины. Отделив себя от остального общества, изображенного на картине, Ватто подчеркивает свою личное состояние души и больше идентифицирует себя с низшим классом чем аристократы (Леви 76).

Следующим после Ватто великим художником эпохи рококо был его ученик Франсуа Буше (1703 1770). В картинах Буше мифологические сюжеты, не аристократы, взяли фокус. Венера, утешающая любовь (ниже) , 1751 г., в центре картины изображена обнаженная Венера с Купидоном, ее сын рядом с ней. Фронтальная поза Венеры с полностью обнаженной грудью. и только радужный, почти прозрачный кусок ткани, покрывающий другие ее интимные части, служит примером эротические тенденции рококо. Две влюбленные птицы способствуют также чувственная атмосфера. Пастельные тона и видимые мазки типичны для этого стиля, как и S-образная форма тела Венеры (Adams 713). Лизелотта Андерсен говорит в Искусство барокко и рококо , Здесь как с Ватто — это мир грез; но мир Буше более капризен, более чувственно и без меланхолии, которая неоднократно затрагивает произведения Ватто, (Андерсен 180). «Венера, утешающая любовь» — картина, призванная быть красивой, картина без искупительной моральной ценности, типичная для искусства рококо.

В 1745 году Жанна-Антуанетта Пуассон, мадам де Помпадур (1721-1764), стала любовницей Людовика XV. Буше пользовался успехом как фаворит де Помпадур. Художник рококо. Он нарисовал Портрет мадам де Помпадур 1756 г. а до этого Туалет Венеры в 1751 году (Jarrasse 82). де Помпадур заказала Туалет Венеры для своего уединения. В этой Венере почти не осталось божественной сущности, в нем царит атмосфера салонного искусства. В чарующем сочетании красок, показана светская женщина, поглощенная праздным развлечением, она сидит на диван, мечтательность (Андерсен 180). Буше сочетает в себе изображение легкой жизни аристократов с изображением Венеры, мифологическим характер, чтобы создать то, что любили высшие классы. Хотя его картины не хватало эмоциональной глубины, он компенсировал это фантазиями, которые есть люди и воплощают их в жизнь на холсте (Джэнсон).

Ученик Буше, Жан-Оноре Фрагонар (1732 1806) считается некоторые из них считаются лучшими французскими художниками 18 века. 18 век Французская картина , Доминик Жарас хвалит Фрагонара, говоря:

С Фрагонаром чисто воображаемым мир рококо уступил место чувствительности к тому, что вторая половина век должен был быть определен как Природа. Художник колебался между щекотливыми эротические сцены, предназначенные для любовных гнезд великих куртизанок и идиллических пейзажи в голландском стиле (Jarasse 89) .
В то время как остальные художники рококо уделяли большое внимание текстуре и эмоции, Фрагонар более романтичен в своем подходе. Его фигуры оживлены, но часто не имеет лица, и его текстуры не всегда реалистичны (Леви 116).

Качели , 1766 (ниже) , Самая известная работа Фрагонара. Работая в стиле рококо, Фрагонар представляет легкомысленную тему в пастырской обстановке. Он использует пастельно-розовый и заставляет свет сиять сквозь просветы деревьев, подчеркивая определенные поверхности, заставляя их мерцать. Хотя на первый взгляд кажется как не что иное, как аристократка в окружении идиллической природы, картина содержит несколько эротических подтекстов. Во-первых, священнослужитель в спина, почти полностью скрытая тенью, символизирует духовенство, находящееся в неведении относительно сексуальных выходок время. Во-вторых, само раскачивание имеет сексуальный оттенок, как и тот факт, что мужчина слева на картинке расположен так, что он может видеть юбки женщины. Адамс объясняет несколько других эротических символы на картине: Его шляпа и ее туфля являются сексуальными отсылками в в этом контексте первый является фаллическим символом, а второй — вагинальным. Они дополняют обстановку: огороженный, но открытый сад, где играются игры (Адамс 714).

В начале 1770-х мадам дю Барри заказала серию картин под названием «Прогресс любви» Фрагонара для ее павильона в Лувансьенне, которые в конечном итоге были ему возвращены, что, по мнению некоторых, положило начало конец искусства рококо. Четыре картины назывались « Погоня». Встреча, любовные письма и Любовник в короне (Бибель 54-55). Демонстрируя цветы и листву, пастельные тона и легкомысленную тему преследуя любовь, эти картины демонстрируют важные качества стиля. В финальной сцене мужчина получает венок от женщины. художник сидит в стороне и рисует эпизод (Бибелю, 55 лет). Кажется, что это может быть ссылка либо на него самого, либо просто на художников в целом запись событий в истории, то, что художники сделали бы в стилях грядущего искусства. «Прогресс любви» экспонировался недолго. времени до того, как мадам дю Барри вернула их Фрагонару только для Джозеф Мари Вьен, чтобы нарисовать тот же предмет. Она никогда не раскрывала своих причин никому, даже Фрагонару (Бибель 56).

Исторический Значение

К концу карьеры Фрагонара отношение французов начало меняться. назад к моральной чувствительности, а искусство рококо с его эротическими сюжетами и отсутствие искупительной моральной ценности больше не было стилем выбора в Французское общество. Французская революция сыграла большую роль в упадке рококо, за которым последовало возрождение классических идей, или неоклассицизма. период. Художники этого периода отвергли идеалы рококо и развили образец virtutis (Жаррас 168). С неоклассицизмом художники сочетали классическую темы с политической пропагандой, чтобы подчеркнуть лояльность к государству. Их картины также предлагали искупительные моральные ценности, в отличие от легкомыслие искусства рококо.

До 18 века в искусстве не было фривольных сюжетов; каждый кусок искусство имело искупительную моральную ценность, и многие из них сосредоточились на религиозной темы. Правление Людовика XV ослабило моральные устои, и искусство рококо отразилось это изменение. Парк говорит, что рококо было не просто предвестником революции. но и своего рода революция (Park 94). К сожалению для рококо художников, французская революция еще раз изменила парадигмы общества, заставляя художников приспосабливать свои работы к характеру времени, принося конец периода рококо в конце 1780-х годов. Хотя некоторые искусствоведы утверждают, что рококо на самом деле было просто продолжением барокко, качества Представленные здесь рококо показывают, что это уникальный стиль с характеристиками все свое.

Каталожные номера

Адамс, Лори Шнайдер. Искусство во времени: четырнадцатый век в данный момент. 2-е изд. Бостон: Макгроу Хилл, 2002.
Андерсен, Лизелотта. Искусство барокко и рококо. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1969 год.
Бибель, Франклин М. Фрагонар и мадам дю Барри. От рококо до романтизма: Искусство и архитектура 1700-1850 гг. Изд.
    Джеймс С. Акерман, Самнер Макнайт Кросби, Хорст В. Янсон и Роберт Розенблюм. Нью-Йорк: Издательство Гарленд,
    1976. 51-70.
Гитманн, Г. Стиль рококо. Католическая энциклопедия, том XIII. 1999. Компания Роберта Эпплтона. 15 апреля 2002 г.
 
Янсон, Хорст Вольдемар. История искусств. 6-е изд. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 2001.
Жаррас, Доминик. Французская живопись XVIII века. Париж: лучший SA/Editions Пьер Террайл, 19 лет98.
Леви, Майкл. От рококо до революции: основные тенденции восемнадцатого века Рисование. Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер
    Издательство, 1966 г.
Парк, Уильям. Идея рококо. Ньюарк: Делавэрский университет Нажимать. 1992.

Веб-ресурсы

http://www.nga.gov/collection/gallery/gg54/gg54-main1. html — Это веб-тур по Национальной галерее искусств по нескольким Ватто. Произведения искусства в стиле рококо, в том числе хронология 18 века.

http://www.artcyclopedia.com/history/rococo.html — Artcyclopedia включает в себя вводную информацию о рококо период, хронология и ссылки на связанных художников и их выставки в музеях во всем мире.

http://www.kfki.hu/~arthp/tours/french/18_cent.html — Веб-галерея искусств предоставляет информацию о стиле рококо и ссылки на художников того времени с примерами их работ.

http://www.artlex.com/ArtLex/r/rococo.html — Этот сайт дает ограниченную информацию о предмете, но имеет обширный список примеров работ и ссылки на дополнительную информацию о них отдельные работы.

http://www.tigtail.org/TVM/M_View/X1/g.Rococo/rococo.html — Виртуальный музей Tigertail предлагает образцы картин различных Художники рококо, в том числе 13 Ватто, трое Буше и девять Фрагонар.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *