Романский и готика стиль: Романский и готический стиль в средневековой архитектуре • Архитектура, дизайн, жилище
Архитектура Романского и Готического периодовВ V веке н. э., после падения Римской империи, на территории Западной Европы возникли новые политические объединения, из которых в дальнейшем образовались феодальные государства — Франция, Германия, Италия, Англия. Каждое из них делилось на множество мелких владений, принадлежащих правителям — феодалам, с подчинением слабых более влиятельным и сильным. Так рабовладельческий гнет сменился крепостническим, феодальным. Архитектура западноевропейских стран того времени значительно отличалась от античного зодчества. Замки, культовые здания и крепостные сооружения возводились из камня с частичным использованием кирпича, но римский бетон не находил применения. В первый период существования феодальных государств в основном строились замки и церкви, с расположением их за крепостными стенами феодальных поместий и монастырей, служивших зашитой против набегов разбойных орд. В таком состоянии архитектура Запада находилась почти 5 веков (до X в.) В дальнейшем на развитие ее оказали влияние сложившиеся в Западной Европе с конца IX в. новые феодальные отношения (появление королевств), а также широкое развитие связей европейцев с народами Востока (эпоха крестовых походов и паломничество в XII в.). Рис. 1. Графский замок в Каркассоне Характерными типами сооружений в этот период становятся замки феодалов, церкви и монастыри, а также оборонительные сооружения. В средневековой архитектуре различают два периода развития: романский стиль (VI—XII вв.) и готический (конец XII—XV вв.). Эти архитектурные стили развивались примерно в одинаковых общественных условиях и поэтому имеют между собой известную общность. Общими, помимо строительных материалов, здесь были и типы зданий. Так, романские и готические церкви имели в плане форму латинского креста с разделением каменными столбами продольной части сооружения на 3 или 5 галерей-кебов, из которых центральный был шире и выше боковых. Восточная часть храма, где расположен алтарь, имела в плане одну или несколько полуокружностей — апсид. Материалом для строительства церквей служил камень местных пород в виде блоков, связанных между собой раствором. Однако этими конструктивными приемами и оканчивается общность стиля. Во всем остальном они резко различаются между собой. Романской архитектуре присущи малогармоничные пропорции, грубая и несовершенная моделировка элементов зданий. В романских соборах, тесно связанных своими формами с крепостными сооружениями, все части отличались значительной массивностью. Толстые глухие стены обычно усиливались снаружи контрфорсами и мощными внутренними столбами (опоры, несущие своды). Небольшие редко расставленные окна завершались полуциркульными арками. Порталы имели также сводчатые полуциркульные перекрытия. На главных фасадах соборов (западных) сооружались обычно 2—3 высокие башни квадратной или круглой формы, которые иногда размещались также в пределах восточной (алтарной) части. Стены церквей украшались небольшим количеством скульптур. Богатая декоративная отделка церквей сосредоточивалась на главном фасаде и его центральных дверях — портале. Характерным памятником романской архитектуры служит церковь Нотр-Дам ля Гранд в Пуатье (XII в.) с перспективным порталом и конусообразными башнями, крытыми черепицей (рис. 2). Привлекает внимание богатое и тонкое скульптурное убранство главного фасада. В богатой игре светотени ощущается приближение готики, однако в здании с его малыми окнами и массивными стенами не преодолена еще крепостная замкнутость, свойственная романской архитектуре. Основным строительным материалом в сооружениях романского стиля служили камни, более или менее вытесанные и соединенные при помощи раствора. Рис. 2. Церковь Нотр-Дам в Пуатье (Франция) Из-за отсутствия в первых романских замках оконных переплетов с остеклением, заменявшихся ставнями, и в оборонных целях размеры оконных проемов были очень малы, а подоконники располагались па возможно большей высоте от пола. В романский период были созданы новые способы кладки и приемы укрепления сводов. Готическая архитектура развивалась в тот период, когда благодаря развитию городских ремесел укрепились торговые отношения в пределах государств, а также между ними. В результате притока в города ремесленников, бежавших от гнета феодалов под защиту короля, увеличилась численность населения в городах, они экономически окрепли. В городах возводились крупные общественные здания (ратуши), культовые учреждения, оборонительные укрепления. За пределами городов по-прежнему строились замки феодалов и рыцарей. Развитие готической архитектуры началось в конце XII в., причем переход от романского стиля к готическому происходил постепенно, начатые ранее романские соборы достраивались в духе готики. Одна и та же цель — покрыть сводом латинскую базалику — решалась по-разному: изыскивались более легкие и экономичные конструкции. Размеры возводимых сооружений, особенно высота соборов, увеличивались, конструкции их усовершенствовались. Специфичными элементами конструкций готической архитектуры являются оконные простенки малого сечения, пучкообразные столбы-колонны, гурты сводов, аркбутаны и контрфорсы, образовавшие в сочетании совершенную для того времени каркасную конструкцию здания. Массивные стены, характерные для романской архитектуры, в период готики были заменены сравнительно небольшими по сечению простенками, между которыми расположены громадные окна. Рис. 3. Готическая конструктивная система (аркбутаны) К стенам примыкают контрфорсы, воспринимающие распор сводов собора, которые увенчиваются небольшими башенками — пп-наклями с остроконечными завершениями — фиалами. Колонны, разделяющие нефы и поддерживающие своды, представляют собой пучки тонких вертикальных тяг, как это видно на рис. 5. Своды во всех готических сооружениях имеют стрельчатую форму. Конструктивной основой сводов были гурты, или нервюры, представляющие собой взаимно перекрещивающиеся криволинейные тяги — ребра, начинающиеся непосредственно от капителей опорных колонн (рис. 3). Конструктивная особенность готического свода состоит в том, что он, являясь по сути дела крестовым сводом романского периода, образует независимые между собой распалубки, поддерживаемые нервюрами. Рис. 4. Собор Нотр-Дам в Париже Рис. 5. Интерьер собора в Страсбурге Нервюры выполнялись из тесаного камня, а распалубка — из мелкого камня с забуткой щебнем. Нервюры как бы воспроизводили кирпичные арматуры римских крестовых сводов, но вместо временной роли — уменьшить давление на кружала — нервюры стали выполнять роль основной несущей конструкции, на которой покоится свод. Благодаря нервюрам общий распор сводов передается только в определенных пунктах сопротивления. Внешний вид готических соборов отличается наличием шпилей и большого количества аркбутанов, обычно располагаемых в два яруса над крышами боковых нефов. Вся тектоника соборов вызывает впечатление удивительной легкости и устремленности вверх. Особенно большие достижения готическая архитектура имела во Франции и Германии. Одним из крупных и наиболее совершенных сооружений, возведенных в XIII—XIV вв. Архитектура готических соборов с ярко выраженным устремлением ввысь как бы призывала молящихся постоянно думать о боге и отрешиться от земной суеты. Но это лишь одна из идей. Величественная архитектура готики не в меньшей мере являлась гимном жизни самим строителям, повествуя об их дерзновенной смелости, о высоком инженерном и художественном мастерстве, о величии человека-творца. Потому-то готическое зодчество способно глубоко волновать и современных людей, несмотря на замечательные новейшие достижения строительной мысли. Интерьеры готических храмов отличаются высокохудожественным убранством — тонко выполненной каменной резьбой, скульптурами святых и реальных людей, красочными витражами из цветного стекла и картинами на религиозные сюжеты. В Италии крупные готические сооружения были редким исключением (например, Миланский собор). В отличие от французской готики, в которой четкие архитектурные формы выражали несущую структуру здания, итальянская готика придавала особое значение декоративному убранству в виде бесконечных башенных надстроек, расположенных без определенной художественной системы. Основными материалами, которыми пользовались итальянские строители в эту эпоху, были тесаный и бутовый камень небольших размеров. Наряду с камнем в Италии в строительстве готических зданий применялся кирпич, чаще всего с облицовкой его мрамором, камнем, штукатуркой. Каменная кладка готики состоит из тщательно вытесанных камней на растворе. Подъем камней производился механизмами, известными еще в античную эпоху, с устройством легких подмостей, лежавших обычно на самом сооружении. Готическая архитектура, получившая сначала широкое развитие во Франции, затем, кроме Германии, распространилась в Англии, Чехии, Польше и Прибалтийских странах. Вокруг замков селились зависимые крестьяне, а при благоприятных условиях и купцы. Такие поселки имели свои оборонительные укрепления. Феодальные замки, как правило, возводились на возвышенностях У берегов рек, что обеспечивало им господство над окружающей местностью. Для многих замков характерны целесообразные плановые решения, крупный масштаб всех объемных элементов крепостей, гармонически связанных с окружающей средой, и в целом они обладают значительными эстетическими качествами. Весь город окружался каменным кольцом (одним или двумя) массивных стен с башнями круглой или квадратной формы. Главные ворота для въезда в город делались в одной наиболее крупной башне. Перед воротами через опоясывавший стены ров перебрасывался подъемный мост. Особую ветвь представляют комплексы каменных сооружений в монастырях, окруженных, как и замки западных феодалов, мощными крепостными стенами. Многие монастыри явились ядрами средневековых городов. В особых политических и экономических условиях складывались крупные города Западной Европы, в их числе и будущие столицы. Базой их формирования послужили поместья и замки королей или богатейших вельмож, защищавших свои владения с помощью сильных военных отрядов. У стен замков под их защитой селились ремесленники и беглые крестьяне, спасавшиеся от преследований жестоких феодалов. Они-то и составили население предместий, а затем и городов, укрепленных мощными стенами. Города быстро росли по мере усиления центральной королевской власти. Вторым стимулом роста являлась личная свобода ремесленников и возможность в условиях богатого города найти работу и проявить свое мастерство. Возвышением бюргерства прежде всего объясняется строительство крупных и удивительно смелых по инженерному исполнению величественных готических соборов Парижа, Праги, Нюрнберга, Кракова. В ряде случаев церкви располагали за торговой площадью, и они входили в состав укреплений. Заканчивался город улицей, идущей вдоль городского вала. На окраинах городов обычно располагались монастыри и больницы. Лавки ремесленников, совмещаемые с производственными помещениями, располагались по всему городу, находясь рядом с жилыми домами их владельцев. Жилые дома, строившиеся вначале обособленно, в дальнейшем соединялись в рядовую, преимущественно одноэтажную застройку. Характерной особенностью средневековых городов является отсутствие в них парков. Фруктовые сады, находившиеся в частном пользовании, располагались во дворах. Центральные торговые площади в городах были небольшие — до 2 га, а ширина улиц не превышала 7 м. Местами отдыха служили окружающие луга и рощи. Площадь населенных пунктов городского типа в VI—VIII вв. составляла обычно 5—10 га, а города, возникшие в результате объединения нескольких населенных мест, занимали площадь до 50 га с населением, не превышавшим 10 тыс. человек. Крупных городов было крайне мало. Так, по историческим данным, в XIV в. Характерным отличием готического города от крупных населенных пунктов романского периода является более интенсивное использование земли в пределах, охваченных крепостными стенами. Примерно с XVI в. свободные участки с полями и садами, находившимися в черте города, застраиваются новыми домами и пристройками к существующим домам купцов и ремесленников. Увеличение плотности застройки вызывало опасность возникновения эпидемий, пожаров и общего ухудшения санитарно-гигиенических условий. Оборонительные стены ограничивали развитие города вширь, а теснота обусловила возведение трех- и четырехэтажных зданий. Они завершались высокими крышами с треугольными фронтонами — щипцами, в которых нередко размещались чердачные этажи (мансарды). Здания покрывались черепицей. Основными материалами для строительства городских жилых домов служили камень, кирпич, сооружались также фахверковые дома — каркасной конструкции с применением деревянных стоек, балок и раскосов с заполнением кирпичом и с последующим оштукатуриванием. Читать далее: |
Готика, барокко, модерн: где смотреть лучшие образцы архитектуры в мире :: Дизайн :: РБК Недвижимость
Изучать архитектуру интересно не только по книгам, но и на практике. Романские соборы в Германии, барочные дворцы во Франции, модернистские дома в Израиле. Рассказываем, куда ехать для усвоения теории
Фото: Antonia Felipe/Unsplash
Защитить архитектурные памятники от времени, климатических обстоятельств, а иногда и человеческой халатности не всегда удается. Простоявший несколько веков Нотр-Дам-де-Пари сгорел от невнимательности рабочих. Так что увидеть историческую архитектуру вживую иногда дорогого стоит.
Архитектурный стиль XI–XIII веков, который в XIX столетии стали именовать романским, был распространен в Западной Европе. До этого всю средневековую архитектуру называли готикой. Сохранившиеся образцы романского стиля — замки, соборы и монастыри — можно узнать по толстым стенам с узкими стрельчатыми окнами, башням с шатровыми крышами и массивности облика. Средневековье — период постоянных междоусобных войн, поэтому толщина стен была не модой, а защитой от нападения. Романский стиль снова вошел в моду в XIX веке: в Канаде и США много зданий, которые построены по образу средневековых.
adv.rbc.ru
Фото: Priscilla Fraire/Unsplash
Где смотреть: Даремский собор (Дарем, Великобритания), кафедральный собор Лиссабона (Лиссабон, Португалия), имперский собор в Вормсе (Вормс, Германия), замок Данноттар (восточное побережье Шотландии), Нотр-Дам-ля-Гранд (Пуатье, Франция).
В противовес романским готические соборы вытягиваются вверх за счет шпилевидных башен и арок, их стены тоньше, а фасады украшены тысячами скульптур, статуй и лепниной. Главной особенностью периода были витражи. Один из самых впечатляющих примеров витражного искусства можно увидеть в парижской Святой капелле. Каменные храмы центральной Европы выглядят аскетично и, кажется, были такими с момента постройки. Но на примере Амьенского собора во Франции выяснилось, что это не так. В 1993 году фасад здания очистили лазером и увидели, что много веков назад он был раскрашен в яркие цвета. Теперь по праздникам собор подсвечивается теми же цветами.
Фото: Colin Viessmann/Unsplash
Где смотреть: Кельнский собор (Кельн, Германия), Реймский собор (Франция), собор Святого Стефана (Австрия), собор Антверпенской Богоматери (Бельгия), собор Святого Вита (Чехия), Вестминстерское аббатство (Англия).
Период Ренессанса — это возвращение к канонам античной архитектуры Греции и Рима. Формы и линии зданий упрощаются, а у проектов появляются авторы, которые документируют все этапы работы на бумаге. Именно поэтому имена великих архитекторов Ренессанса общеизвестны. Один из основателей стиля — Филиппо Брунеллески — работал во Флоренции. В этом итальянском городе можно увидеть главные постройки эпохи: базилика Сан-Лоренцо, Санта-Мария-дель-Фьоре, галерея Уффици. Одним из главных примеров позднего Ренессанса, когда стиль начал терять строгость формы, но все еще доминировал в архитектуре, стал собор Святого Петра в Риме.
Фото: Jonathan Korner/Unsplash
Где смотреть: собор Санта-Мария-дель-Фьоре, палаццо Питти, палаццо Медичи-Риккарди (Флоренция, Италия), палаццо делла Канчеллерия (Рим, Италия), палаццо Каносса (Верона, Италия).
Барокко в архитектуре ввело в моду излишества. Одним из самых известных архитекторов этого стиля считается Лоренцо Бернини, автор колоннады на площади перед собором св. Петра в Риме. Знаменитая «Скала реджа», которая ведет в главный зал Апостольского дворца в Ватикане, — пример барочного стиля в интерьере. Правда, обычные туристы могут увидеть ее лишь на фото, вход туда открыт только для высокопоставленных гостей. В период барокко европейские монархи отстраивали дворцовые комплексы с прилегающими парками, которые демонстрировали их богатство и власть. Сицилия обзавелась собственным стилем благодаря извержению вулкана Этна, которое вызвало там землетрясение в 1693 году. Многие церкви и дворцы пришлось восстанавливать заново, и местные архитекторы привнесли в классическое барокко местный колорит. Так появилось сицилийское барокко.
Фото: Serguei Fomine/Global Look Press
Где смотреть: Зимний дворец, Строгановский дворец (Санкт-Петербург, Россия), Версаль (Париж, Франция), церковь Святого Иоанна Непомука (Мюнхен, Германия), Королевский дворец (Мадрид, Испания).
Архитектура классицизма в очередной раз обозначила возвращение к образцам античной архитектуры, где главным принципом была геометричность форм и пропорция. Узнать этот стиль можно по портикам с колоннадой, которые использовались практически при любом проектировании дома. В Великобритании стиль сформировался более четко. Изучив наследие итальянского архитектора Андреа Палладио, британские архитекторы выводят неоклассический стиль, который стал распространяться в Старом и Новом свете. Например, восточный фасад Лувра, выполненный по проекту Клода Перро (брата известного писателя Шарля Перро), чистый образец стиля во Франции.
Фото: Sergey Kovalev/Global Look Press
Где смотреть: Пантеон (Париж, Франция), Большой театр (Варшава, Польша), дом Пашкова, Большой театр (Москва, Россия), Борисоглебский монастырь (Торжок, Россия).
Стиль конца XIX — начала XX веков в разных странах называли по разному: ар-нуво — во Франции, Бельгии, Голландии, Англии и США, югендштиль — в Германии, либерти — в Италии, модерн — в России. Он развился в самостоятельный архитектурный стиль из декоративного искусства. Дома этого периода богато украшены орнаментами, мозаикой, витражами с растительными мотивами как снаружи, так и внутри. Богатые русские купцы и промышленники были главными заказчиками жилых домов в эпоху модерна, а архитекторы пытались превзойти друг друга вычурностью фасадов и внутренних интерьеров. Правда, современники не всегда понимали эту причудливую красоту и считали некоторые особняки уродством.
Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press
Где смотреть: особняк Рябушинского, особняк Морозова, особняк Носова (Москва, Россия), дом Бальо (Барселона, Испания), дом Сецессиона (Вена, Австрия), Национальный театр (Хельсинки, Финляндия).
Модернизм объединяет несколько направлений в архитектуре, которые назывались по-разному, но преследовали общую задачу — подчинить архитектуру функциональности. Так, в Германии зародился баухаус, а в России — конструктивизм. Движение баухаус началось в Веймаре, где работали теоретики новой архитектуры. В середине 1930-х годов баухаус активно развивался в Палестине, куда эмигрировали из Германии архитекторы-евреи, поэтому в Тель-Авиве сохранились целые улицы в стиле баухаус. В 2019 году исполняется 100 лет со дня основания направления, для которого в Дессау построили музей. Архитектура СССР развилась в другое направление и служила инструментом политической пропаганды. Один из памятников той эпохи — дом Наркомфина в Москве — в ближайшие годы получит вторую жизнь. В 2017 году внук архитектора и автора проекта Моисея Гинзбурга начал реставрационные работы по восстановлению здания.
Фото: Joel Filipe/Unsplash
Где смотреть: Дом Мельникова, дом Наркомфина, ДК Зуева (Москва, Россия), комплекс Баухауса в Дессау (Германия), Баухаус-архив (Берлин, Германия), музей Баухаус (Тель-Авив, Израиль).
Романская и готическая архитектура
После многих лет римского, вестготского и мавританского правления первый «христианский» стиль архитектуры Испании был назван романским. Романская архитектура поразила Испанию в 10-м и 11-м веках из-за потребности в религиозных зданиях, в которых можно было практиковать вновь обретенную свободу поклоняться, как им заблагорассудится. Без каких-либо моделей романская архитектура представляла собой несколько рудиментарный стиль, для которого характерны толстые каменные стены, приземистый вид и очень мало естественного света из-за узких окон. Другие типичные черты включают идеальные полукруглые арки, бочкообразные своды и небольшой декор.
В то время как в регионе Наварра есть несколько сохранившихся романских церквей и зданий, в городе Памплона их нет. Однако у него есть переходная архитектура от ранней готической стадии, которая, естественно, началась с переходного периода от романского к готическому.
В то время как романские здания были приземистыми и громоздкими, готическая архитектура стремилась достичь открытого пространства, более тонких стен, большей высоты и большего количества естественного света. Стрельчатые арки и своды заменили полукруглые аналоги, а контрфорсы — внешние опоры — были интегрированы, чтобы компенсировать тонкие стены и большие окна. Большие витражи являются ключевой чертой готики как с эстетической, так и с практической точки зрения: они красивы и пропускают естественный свет.
Преимущественно средневековый город Памплона сохранил множество прекрасных образцов готической архитектуры. Интересными примерами являются церквей Сан-Сернин и Сан-Николас . Две церкви, построенные на рубеже 13-го века, имеют прочный вид с толстыми стенами и маленькими окнами. Отчасти это было связано с тем, что это были еще первые годы готического стиля, и он все еще переходил от романского стиля; однако это также потому, что они оба были построены как форты, поскольку районы Сан-Сернин и Сан-Николас были ожесточенными и жестокими соперниками. На самом деле, в двух церквях даже есть сторожевые башни.
Другим впечатляющим примером готической архитектуры Памплоны является Cámara de los Comptos 13-го века, единственный сохранившийся в городе образец гражданской готической архитектуры. Подобно церквям Сан-Чернин и Сан-Николас, многие черты здания типичны для переходного периода от романского стиля к готическому. Здание прочное, с толстыми каменными стенами, минимальным декором и сочетанием полукруглых и стрельчатых арок, сводов и окон.
Последним образцом превосходной готической архитектуры Памплоны является потрясающе красивый городской собор, 9-й0009 Катедраль-де-Санта-Мария . Этот «новый» собор строился, начиная с 14 века, на месте городского романского собора 12 века. Снаружи собор довольно невпечатляющий благодаря неоклассическому фасаду, который был добавлен в 18 веке. Однако то, что вас ждет, когда вы пройдете через главную дверь, — это совсем другая история.
Красивые готические черты, такие как ребристые своды, красивые витражи и общее впечатление высоты и пространства, впечатляют. Пожалуй, самой впечатляющей особенностью собора является его элегантный монастырь в стиле французской готики, строительство которого началось в 13 веке. Считающийся одним из самых красивых готических монастырей в мире, он отличается тщательно продуманными украшениями, элегантным узором и десятками высоких стрельчатых арок, расположенных вокруг небольшого сада. Другие великолепные готические части Катедраль-де-Санта-Мария включают Капилью Барбазана, а также трапезную и кухню, в которых находится Епархиальный музей.
Романская и готическая архитектура в Испании
Романская архитектура в Испании
10-11 века
Сумев оттеснить мавров на юг Испании, христиане по всей северной Испании внезапно обрели свободу вероисповедания по своему усмотрению, но недостающую религиозные здания, в которых это можно сделать. Романская архитектурная тенденция зародилась на северо-востоке Испании, а затем распространилась на запад по маршруту паломничества «Путь Святого Иакова». Вы можете найти выдающиеся образцы романской архитектуры в Арагоне, Кастилии и Леоне, Астурии и Галисии.
Испанская романская архитектура распространилась по северной Испании в 10-м и 11-м веках как более или менее рудиментарный стиль. У романских архитекторов действительно не было модели, которой можно было бы следовать, поэтому самые ранние романские церкви были построены в форме простой базилики — по сути, трехнефной коробки с полукруглой апсидой на одном конце. По мере того, как романские архитекторы обретали уверенность и опыт, преобладала немного более сложная планировка латинского креста.
Типичные характеристики романской архитектуры включают толстые каменные стены, идеальные полукруглые арки, бочкообразные своды, резные порталы и небольшие, но преимущественно геометрические украшения (шашки, зигзаги и т. д.). Кроме того, из-за неуверенности романских архитекторов в отношении наилучшего способа строительства дверные проемы и окна обычно чрезвычайно узки; интерьеры, как правило, тусклые и торжественные из-за отсутствия естественного света.
Готическая архитектура в Испании
12-15 века
Подобно романской архитектуре, готическая архитектура в Испании сначала распространилась на запад через север через Путь Святого Иакова. Готическая тенденция впервые появилась на архитектурной сцене Испании в 12 веке, что послужило переходным периодом, в результате которого появилось много зданий, в которых смешались эти два стиля. В 13 веке романский стиль окончательно уступил место чистой готической архитектуре, которая наряду с исламской архитектурой считается одним из двух самых ослепительных направлений Испании.
Благодаря успешной кампании Реконкисты, внешнему росту Испанской империи и случайному, но прибыльному открытию Америки готическая архитектура совпала с эпохой процветания в истории Испании — и это видно! Готическая архитектура — это впечатляющие размеры и потрясающее величие.
Толстые стены и общая громоздкость романского периода исчезли, уступив место открытому пространству, парящей высоте и тонким стенам, которые кажутся почти скелетными по сравнению с их предшественниками. Для поддержки новой высоты и более тонких стен были встроены аркбутаны, а большие, искусно выполненные витражи не только добавляли красок торжественному интерьеру, но и позволяли проникать большому количеству естественного света. декоративные элементы включают группы тонких колонн, остроконечные крестообразные арки вместо полукруглых арок, роскошные запрестольные образы и сложные хоры. Конечный продукт — как вы увидите в готической архитектуре по всей Испании — представляет собой ошеломляющую тенденцию, сочетающую в себе равные части сдержанности и блеска.