Романский стиль и готический стиль: Романский и готический стили в чём отличие и сходство – Романский и готический стили в искусстве средневековья

Романский и готический стили в архитектуре средневековья.

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Романский и готический стили в архитектуре средневековья.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Подготовила Белоусова М.А., учитель ИЗО Романский и готический стили в архите Описание слайда:

Подготовила Белоусова М.А., учитель ИЗО Романский и готический стили в архитектуре средневековья.

2 слайд
Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господст Описание слайда:

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Бамбергский собор в Германии, восточный фасад с двумя башнями и полигональными хорами.

3 слайд Главная роль в романском стиле отводилось суровой крепостной архитектуре. Ос
Описание слайда:

Главная роль в романском стиле отводилось суровой крепостной архитектуре. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью. Английское название романского стиля – «нормандский». Башня на мосту Нибелунгов, построенная в 1887-1900 гг является образцом неороманского стиля. Германия, Вормс.

4 слайд Аббатство Мария Лаах Романский стиль. Немецкий монастырь на юго-западном бер
Описание слайда:

Аббатство Мария Лаах Романский стиль. Немецкий монастырь на юго-западном берегу Лаахского озера.. Монастырь заложилв 1093г. пфальцграф Генрих II фон Лаах Окончание строительства — 1216 год.

5 слайд Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон (французский Описание слайда:

Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон (французский антиквар и археолог из дворянского рода Комонов, основатель Французского археологического общества), установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). Римский мост с полуциркульными арками. Алькантара, Испания

6 слайд А́рка - архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухог Описание слайда:

А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция создаёт боковой распор. Как правило арки симметричны относительно вертикальной оси. Дадли – разрушенный замок в городе Дадли, в Уэст-Мидлендс, Англия, 12в.

7 слайд Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь, Франция.
Описание слайда:

Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь, Франция.

8 слайд Романские церкви и соборы преимущественно трехнефные: центральный неф на вос Описание слайда:

Романские церкви и соборы преимущественно трехнефные: центральный неф на восточной стороне заканчивается полукруглой — апсидой. Меняется характер перекрытий: исчезают деревянные строительные фермы, их сменяет каменный свод, сначала полуциркульный, потом крестовый. Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Вход оформлен порталом (от лат. «порта» — дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками.

9 слайд Свод (от «сводить» - соединять, смыкать) - в архитектуре тип перекрытия или Описание слайда:

Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия сооружений, конструкция, которая образуется выпуклой криволинейной поверхностью. Своды позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор.

10 слайд Вормсский собор, Германия, Вормс (1130—1181 гг) Толстые стены, узкие окна, ба
Описание слайда:

Вормсский собор, Германия, Вормс (1130—1181 гг) Толстые стены, узкие окна, башни — все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию. Крепостной характер церквей, соборов, позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц. Внутренняя планировка и размеры соборов отвечали культурным и социальным потребностям. Собор мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников.

11 слайд Го́тика (итал. gotico – готический, готский) - период в развитии средневеков
Описание слайда:

Го́тика (итал. gotico – готический, готский) — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Солсберийский собор  (1220—1320 г) — собор Девы Марии в городе Солсбери (Англия), считается образцом английской готики. Знаменит своим 123 метровым шпилем, самым высоким средневековым зданием в Великобритании.

12 слайд Признаки Готики в архитектуре: каркасная система (стрельчатые арки крестовых
Описание слайда:

Признаки Готики в архитектуре: каркасная система (стрельчатые арки крестовых сводов опираются на столбы), огромные окна, многоцветные витражи и световые эффекты. Кёльнский собор в Германии, Строительство: 1248—1437 гг., 1842—1880 гг.

13 слайд Роза — большое круглое окно в архитектуре готического стиля, расчленённое фиг Описание слайда:

Роза — большое круглое окно в архитектуре готического стиля, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом, расположена над входом в собор.

14 слайд Витраж - произведение декоративного искусства, наборная орнаментальная или сю Описание слайда:

Витраж — произведение декоративного искусства, наборная орнаментальная или сюжетная композиция из цветного и расписанного стекла или других пропускающих свет материалов. 

15 слайд Был недолгий период, когда окна в храмах еще оставались узкими и высокими, по
Описание слайда:

Был недолгий период, когда окна в храмах еще оставались узкими и высокими, поэтому готический витраж того времени изображал одиночные фигуры святых, либо сценки из двух фигур. Но оконные полотна были настолько впечатляющие, что площадь остекления ощутимо увеличилась, что позволило создавать грандиозные витражные картины, изображающие сложные библейские сцены.

16 слайд Определите стиль. Собор в Шартре - католический кафедральный собор в городе Ш Описание слайда:

Определите стиль. Собор в Шартре — католический кафедральный собор в городе Шартр (1194—1260гг.) Кафедральный собор в Милане, Италия (1386—1965 гг) Базилика Сан-Дзено-Маджоре, Верона, Италия (V век )

Определите стиль. Собор в Шартре - католический кафедральный собор в городе Ш

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Определите стиль. Собор в Шартре - католический кафедральный собор в городе Ш

Курс повышения квалификации

Определите стиль. Собор в Шартре - католический кафедральный собор в городе Ш

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Краткое описание документа:

В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие «стиля», т.е. исторически сложившейся совокупности художественных средств и приёмов. Стиль связан с историей развития человеческого общества, его мировоззрения и идей, с историей развития архитектуры и строительной техники, с представлениями эпохи о пользе и красоте.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала: ДБ-354245

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Романский и готический стили в средневековой архитектуре

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Романский и готический стили в средневековой архитектуре.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ Учитель ГБОУ ЦО «Беску Описание слайда:

РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ Учитель ГБОУ ЦО «Бескудниковский» Шубина В.П.

2 слайд Задание к уроку Романтика Готика Время господства стиля Конструктивные особен Описание слайда:

Задание к уроку Романтика Готика Время господства стиля Конструктивные особенности Характерные внешние черты Характерные черты интерьера

3 слайд Романский (римский) стиль – господствовал в архитектуре X-XII веков Использов Описание слайда:

Романский (римский) стиль – господствовал в архитектуре X-XII веков Использовался при строительстве замков (Тауэр в Лондоне) и при строительстве храмов. За образец взяты римские базилики

4 слайд Особенности архитектуры романского собора: в основе плана — раннехристианская Описание слайда:

Особенности архитектуры романского собора: в основе плана — раннехристианская базилика, то есть, продольная организация пространства; увеличение хора или восточной алтарной части храма

5 слайд Особенности архитектуры романского собора: увеличение высоты храма; замена ке Описание слайда:

Особенности архитектуры романского собора: увеличение высоты храма; замена кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые;

6 слайд Романский стиль средневековой архитектуры Романский стиль (IX – XII вв.) - ст Описание слайда:

Романский стиль средневековой архитектуры Романский стиль (IX – XII вв.) — строгость, простота, массивность, полуциркульные арки дверей и окон. Отражение возрастающей мощи светских правителей. Храмы – вытянутая базилика, башни, внутренняя скромность. Каменные рельефы.

7 слайд Базилика портал апсида неф Описание слайда:

Базилика портал апсида неф

8 слайд Собор в Шпейере Трир. Кафедральный собор. Описание слайда:

Собор в Шпейере Трир. Кафедральный собор.

9 слайд  Описание слайда: 10 слайд алтарь крипта – особое помещение, где погребали священников и хранили реликви Описание слайда:

алтарь крипта – особое помещение, где погребали священников и хранили реликвии – мощи святых и иные предметы.

11 слайд Фреска из церкви св. Климента в Тауле 1123 Портал романского храма Рельефы ро Описание слайда:

Фреска из церкви св. Климента в Тауле 1123 Портал романского храма Рельефы романского храма Средневековый храм – библия для неграмотных

12 слайд Тяжесть романского собора «угнетает» пространство Описание слайда:

Тяжесть романского собора «угнетает» пространство

13 слайд Романская настенная живопись Описание слайда:

Романская настенная живопись

14 слайд Готический собор Описание слайда:

Готический собор

15 слайд Конструкция готического собора Воздушность и легкость готического здания осно Описание слайда:

Конструкция готического собора Воздушность и легкость готического здания основывается на каркасной системе постройки Своды строили на системе арок, переброшенных в нескольких направлениях, выделенных гуртами, или нервюрами—утолщенными каменными жгутами. Сплошные своды заменили реберными перекрытиями – аркбутанами. Арки-аркбутаны опираются на столбы-контрфорсы, вынесенные за пределы здания. Стена перестала играть конструктивную роль, ее заменили широкие проемы окон, порталов.

16 слайд Каркасная система контрфорс аркбутан Описание слайда:

Каркасная система контрфорс аркбутан

17 слайд Своды Цилиндрические своды заменили стрельчатые крестовые своды. Романская а Описание слайда:

Своды Цилиндрические своды заменили стрельчатые крестовые своды. Романская архитектура Готическая архитектура Нервюры

18 слайд Стрельчатая арка – символ готики Романская полуциркульная арка Готическая стр Описание слайда:

Стрельчатая арка – символ готики Романская полуциркульная арка Готическая стрельчатая арка

19 слайд Окно-роза. РОЗА, круглое окно с каменным переплетом в виде радиальных лучей в Описание слайда:

Окно-роза. РОЗА, круглое окно с каменным переплетом в виде радиальных лучей в центре фасада романских и готических построек 12-15 вв.

20 слайд Роза Описание слайда:

Роза

21 слайд Интерьер. Сравните! Приземистый романский интерьер Небывалые по высоте и обши Описание слайда:

Интерьер. Сравните! Приземистый романский интерьер Небывалые по высоте и обширности интерьеры готических соборов

22 слайд Шедевры готической архитектуры. Итоги работы поисковых групп Французская готи Описание слайда:

Шедевры готической архитектуры. Итоги работы поисковых групп Французская готика. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) Немецкая готика. Кельнский собор Итальянская готика. Миланский собор Чешская Готика. Собор Святого Вита в Праге.

23 слайд Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) Собор Парижской Богоматери – это пятине Описание слайда:

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) Собор Парижской Богоматери – это пятинефная базилика длиной 130 м и высотой 69 метров, одновременно вмещающая в себе 9000 человек

24 слайд Собор Парижской Богоматери Западный фасад Описание слайда:

Собор Парижской Богоматери Западный фасад

25 слайд Собор в Реймсе, Франция . Начат в 1211г., закончен в 15 веке. « Реймский (дл Описание слайда:

Собор в Реймсе, Франция . Начат в 1211г., закончен в 15 веке. « Реймский (длина 150 метров, высота 80 метров), один из крупнейших и высоких готических соборов.

26 слайд Кельнский собор. Собор возводился с 1248 года до конца 19 века. Его длина сос Описание слайда:

Кельнский собор. Собор возводился с 1248 года до конца 19 века. Его длина составила 140 метров, ширина — 83 метров, высота центрального нефа — 43 метра. Западный фасад поднимается на высоту 175 метров. Высокие стрельчатые окна, в которые были вставлены цветные витражи, достигали в высоту более 17 метров.

27 слайд Витражи и скульптура Кельнского собора Описание слайда:

Витражи и скульптура Кельнского собора

28 слайд Cобор в Шартре Франция Описание слайда:

Cобор в Шартре Франция

29 слайд Южный портал собора украшен многочисленными скульптурами Описание слайда:

Южный портал собора украшен многочисленными скульптурами

30 слайд Западный портал Шартрского собора Описание слайда:

Западный портал Шартрского собора

31 слайд Собор в Шартре (внутренний вид) Описание слайда:

Собор в Шартре (внутренний вид)

32 слайд Лабиринт в Шартрском соборе. Описание слайда:

Лабиринт в Шартрском соборе.

33 слайд Витражи Шартрского собора. Франция. Описание слайда:

Витражи Шартрского собора. Франция.

34 слайд Часы Собора в Шартре Франция Описание слайда:

Часы Собора в Шартре Франция

35 слайд Персонажи Ветхого завета. Скульптура в соборе Шартра Описание слайда:

Персонажи Ветхого завета. Скульптура в соборе Шартра

36 слайд Собор Богоматери в Амьене. 1220 – 1288 годы. Франция. Описание слайда:

Собор Богоматери в Амьене. 1220 – 1288 годы. Франция.

37 слайд Амьенский собор Описание слайда:

Амьенский собор

38 слайд Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере (или Вестминстерское аббатсво в Описание слайда:

Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере (или Вестминстерское аббатсво в Лондоне)

39 слайд Собор Святого Вита в Праге Описание слайда:

Собор Святого Вита в Праге

40 слайд Собор Святого Вита в Праге Описание слайда:

Собор Святого Вита в Праге

41 слайд Страсбургский собор Нынешнее здание Страсбургского собора строилось в период Описание слайда:

Страсбургский собор Нынешнее здание Страсбургского собора строилось в период 1176-1439 гг. В начале 20-х годов XIII века в Страсбург пригласили скульпторов из Шартра, которые были носителями совершенно нового, готического, стиля. Так что собор, как, собственно, и весь Эльзас, стал сплавом немецкого и французского стилей.

42 слайд Архитектура Западной Европы X-XV вв. Влекли взор человека ввысь, к Богу. Собо Описание слайда:

Архитектура Западной Европы X-XV вв. Влекли взор человека ввысь, к Богу. Собор настраивал на возвышенное. Показывали силу и могущество церкви, устрашение верующих. Какое впечатление производил на верующих? Скульптуры, рельефы, витраже, фресок значительно меньше. Фрески, рельефы, скульптуры. Какими были украшения храмов? Стрельчатая арка; Легкий свод за счет перераспределения нагрузки; Более тонкие стены; Большие окна. Полукруглая арка; Тяжелый свод; Мощные толстые стены; Небольшие окна. Каковы архитектурные особенности? А) свода; Б) стен; В) окон; От названия племени готов, синоним варварства. Отражал презрение ко всем типичным явлениям средневековья. XII-XV вв. От слова «римский», отражает связь европейского искусства с древнеримским и византийским. X-XII вв. Происхождение? Какие века были временем расцвета? Готический стиль Романский стиль Вопросы для сравнения

43 слайд Архитектура Западной Европы X-XV вв. Влекли взор человека ввысь, к Богу. Собо Описание слайда: 44 слайд Архитектура Западной Европы X-XV вв. Влекли взор человека ввысь, к Богу. Собо Описание слайда: 45 слайд Архитектура Западной Европы X-XV вв. Влекли взор человека ввысь, к Богу. Собо Описание слайда: Архитектура Западной Европы X-XV вв. Влекли взор человека ввысь, к Богу. Собо

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Архитектура Западной Европы X-XV вв. Влекли взор человека ввысь, к Богу. Собо

Курс повышения квалификации

Архитектура Западной Европы X-XV вв. Влекли взор человека ввысь, к Богу. Собо

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-493052

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

романский и готический стиль

ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Главная роль в романском стиле отводилось суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

— В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства

— Увеличение хора или восточной алтарной части храма

— Увеличение высоты храма

— Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).

— Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны

— Основной мотив интерьера — полуциркульные арки

— Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

Романская скульптура вступила в полосу своего расцвета с 1100 года, подчиняясь, как и романская живопись, архитектурным мотивам. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада, на архивольтах и капителях. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. В фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлинённые. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.

Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм.Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпанс рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. кроме тимпана рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

Го́тика—периодвразвитиисредневековогоискусстванатерриторииЗападной, ЦентральнойиотчастиВосточнойЕвропыс XII по XV—XVI века. Готикапришланасменуроманскомустилю, постепенновытесняяего. Термин«готика»чащевсегоприменяетсякизвестному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма — литературу тайн и ужасов (действие таких произведений часто разворачивалось в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра («готический рок»), а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры («готическая субкультура»).

Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика.

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.

В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии).

С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.

Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 1: романский стиль, готика и ренессанс.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Часто приходится сталкиваться с тем, что многие люди путаются в таких, казалось бы, элементарных вещах, как особенности архитектурных стилей. Для того, чтобы всем, кому интересна история архитектуры было проще разбираться в этом вопросе, я составил небольшой справочник, который поможет ликвидировать архитектурную безграмотность тем, кто в этом заинтресован.
Поскольку это именно ликбез, здесь не будет никаких заумностей.

  Часть первая этого архитектурного ликбеза посвящена западноевропейской архитектуре втогого тысячелетия нашей эры, а именно романскому, готическому стялям и архитектуре эпохи Возрождения (стиль Ренессанса).

    РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (X — XII вв.)

    Главные характерные черты этого стиля — массивность: замок-крепость или храм-крепость (ключевым словом здесь является слово «крепость»).


Капелла кающихся грешников в Больё-сюр-Дордонь во Франции:

Лаахское аббатство в Германии:

Церковь Норт Дам ля Гранд во Франции:

Приорат Серрабоны в Южной Франции:


    ГОТИКА (XII — XV вв.)

    Приземистость романского стиля сменяется устремленной в высь готикой с её шпилями, стрельчатыми окнами и богатым оформлением сооружений. Большое внимание уделяется мелким деталям, каждая из которых должна подчеркнуть ничтожество человека перед ликом Создателя.

Собор в Реймсе:

Тынский храм в Праге:

Собор Святого Вита в Праге:

Если вы видите гаргулий, то можете не сомневаться, перед вами готика
(гаргулья собора Сент-Юрбен во французском городе Труа):

Гаргулья собора в кастильской Паленсии:

Внутренний вид готического храма
(Амьен, Франция):

Собор Святого Вита:



    РЕНЕССАНС (стиль эпохи Возрождения) — XV — начало XVII вв.

    Лучше всего архитектура Ренессанса предствлена в Италии, где она и родилась. Перепутать сооружения ренессанса с какими-либо другими очень сложно. Видим огромный купол — понимаем, перед нами очередной шедевр архитектуры эпохи Возрождения.


Санта-Мария дель Фьоре — великолепный кафедральный собор Флоренции:

Собор Святого Петра в Риме:

  Продолжение следует…
    В следующей части: барокко, рококо и классицизм (в том числе палладианство и ампир).

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.


Характеристика романского и готического стилей эпохи феодального Средневековья.

В V-VIII веках на территории Европы существовали так называемые варварские королевства. В одежде на протяжении нескольких веков происходило последовательное соединение элементов варварского германского костюма и одежды романизированных галлов, при сохранении влияния позднеримских и византийских традиций. В IX-XI веках для всех слоев общества была характерна простота форм одежды при резком различии в качестве материалов. Культуру эпохи определяет романский стиль, представленный не только в архитектуре соборов, но и в одежде, для которой характерны спокойные, упрощенные очертания, обилие гладких умеренно орнаментированных поверхностей и монументальная солидность облика. Античный принцип – одежда отдельно, а украшения отдельно – в романский период уже не соблюдался так строго. Сама одежда стала богато украшенной.

Романская средневековая мода, бывшая смесью античных традиций, византийских деталей и «варварских новинок», возникает под глубоким влиянием религии и являет новый идеал — человека-аскета, отрекшегося от радостей земной жизни.

Из античных времен и через Византию романская мода берет плащ, так как он не только защищает тело, но и символизирует выделение человека из внешней среды. Голова покрыта небольшим покрывалом, которое ниспадает по самые плечи, а поверх него часто накидывается верхний плащ.

Средневековый феодальный порядок принудил моду к тому, чтобы она позаимствовала у Византии систему классовых различий в одежде, которая проявилась в моде романского периода в виде каймы, вышивок, и даже материалов.

«Вид женщин этой эпохи весьма живописный и яркий … Но одежда носит полу варварский, неэлегантный, незаконченный характер… Из разных языческих, классических, античных и византийских элементов, которые до сего времени не сочетались между собой, теперь начинает создаваться новая культура. Одежда совсем не прилегает к телу и не имеет складок», — говорит Якоб фон Фальке в 1875 г.

Женская фигура представляет, как бы блок, поверхность которого, вертикально и горизонтально, разделена отделочной каймой на самостоятельные части. Например, рукава отделены от платьев нашитой каймой, а лиф с юбкой зачастую разделяются ещё на две или четыре части. В этом делении мы видим художественную основу романской моды. Её понимание соответствует романской архитектуре, которая также блочная; поверхность зданий аналогично членится зарубками, аркадами, арочными фризами. Подобно тому, как украшенная система плоскостей в архитектуре имеет тектонические черты, так и кайма в одежде выполняет подобные функции. Таким образом, кайма в романской моде является не только украшением и знаком отличия, как это предписывала Византия. В романский период материал сшивается по швам, которые оторачиваются тесьмой и тем самым укрепляются — это в истории моды является новинкой. Все остальное остается по-старому.

Женская мода, как и в Византии, предписывает надевать на тело несколько одеяний, одно на другое. Обычно это было нижнее рубашкообразное платье с узкими рукавами, поверх которого одевалась верхняя одежда подобного же покроя, но с более широкими рукавами.

Одежда лиц, относящихся к высшим слоям общества, шилась из дорогих тканей, края которой отделывались декоративной каймой. Эта кайма не только вышивалась, но еще была украшена золотыми пластинками и драгоценными камнями. Некоторые ученые считают, что этот излишек дорогих украшений является отголоском стремления к роскоши и великолепию после эпохи переселения народов.

В то время одежда делалась кустарным способом в поместье феодала. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Шелк являлся предметом роскоши и был доступен только богатым феодалам, покупавшим его у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок.

В основе европейского средневекового костюма лежал крой; драпировки античных одежд были забыты. Материал сшивается по швам, которые оторачиваются тесьмой и тем самым укрепляются — это в истории моды является новинкой.

Обертывались вокруг тела только плащи. Покрой одежды еще примитивен, он лишь приблизительно соответствует формам и пропорциям человеческого тела. К такой же упрощенной схеме сводится изображение человека в романской миниатюре с ее строгой фронтальностью и малой расчлененностью объемов.

Костюмы для высшего сословия шили из тканей преимущественно ярких цветов — синих, зеленых, пурпурных, а костюмы для простонародья — из тканей более темных расцветок: серых, коричневых. Одежду желтого цвета обычно не носили, так как этот цвет считался цветом измены и ненависти. Вообще символичность была характерна для средневековой культуры, и каждому цвету придавали особое значение. Так, белый цвет символизировал чистоту, веру; черный — скорбь, верность; голубой — нежность. Одежду целиком красного цвета — «цвета крови», или «цвета адского пламени» — начиная со средневековья носили палачи. Ткани были безузорными, одежда украшалась меховой опушкой или вышитой каймой. Декоративность костюма достигалась сочетанием контрастных цветов.

Классовое различие в одеждах проявлялось главным образом в качестве ткани и драгоценности отделки, а не в форме костюма, так как покрой всех одежд был очень прост и примитивен. В раннем средневековье преобладают накладные одежды. Тело старались закрыть как можно плотнее — в этом сказывалось влияние церкви. Женщины носили глухие, закрытые платья, скрывавшие ноги; мужчины — одежды и длинные, и более короткие, открывавшие ноги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *