Ростральная колонна в питере – Ростральные колонны (Санкт-Петербург) — это… Что такое Ростральные колонны (Санкт-Петербург)?

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге. История, где находится, как добраться

Традиция устанавливать ростральные колонны после победных сражений идет с древнеримских времен. Во все времена они являлись символом морской славы.

Уже много лет Питерские Ростры являются и символом города.

Первое подобное сооружение было установлено на форуме в древнем Риме, в честь победы над флотом Карфагена в сражении при Милах ( Первая Пуническая война, 260 до н. э.).

Название Ростральные произошло от латинского rostra, что было множественным числом от rostrum — нос корабля.

Ростральные колонны находятся в самой видовой точке Санкт-Петербурга – на Стрелке Васильевского острова.

Напротив – Петропавловская крепость, правее, через Неву и Дворцовый мост – Эрмитаж.

Позади – здания Биржи и Кунсткамеры.

Автор — архитектор Тома де Томон.

002.jpg

Они установлены одновременно со строительством здания Биржи в 1805-1810 годах.

Колонны украшены выполненными из меди рострами, то есть, носами трофейных кораблей, якорями и наядами.

У подножия расположены по две статуи, высеченные из пудостского камня. Фигуры символизируют реки.

Южную ростральную колонну украшает женская статуя, изображающая Неву, и мужская – Волхов. Символ реки, кувшин с льющейся из него водой, держит мужская статуя.

У подножья северной ростральной колонны также стоят две статуи: Волга и Днепр, и снова символический кувшин держит мужчина.

Все статуи, за исключением Днепра, выполненного антверпенским мастером Камберленом, остальные три создал француз Тибо.

Согласно проекту, фигуры должны были быть чугунными, но в начале 19 века литейные технологии еще были слабыми и не нашлось мастера, взявшегося бы за такую сложную работу.

003.jpg

Первоначальное предназначение Ростральных колонн — маяки.

В темное время, они помогали найти дорогу кораблям, входящим в Петербургский морской порт.

На вершине каждой помещались чаши на металлических треногах. Поднимаясь по винтовым лестницам внутри колонны, смотритель заливал в них масло, или смолу, и, с наступлением сумерек, поджигал.

Газ подвели только в 1957 году. Сейчас здесь иногда зажигают огонь, но происходит это только по большим праздникам.

004.jpg

005.jpg

Ростральные колонны реставрировали трижды за время их существования. Первый раз это произошло в 1926-1928 годах. Затем, сразу после войны, в 1947-1949 годах, когда бомбежками была разрушена или повреждена большая часть города.

Последний раз их отреставрировали совсем недавно — в 1998-1999 годах.

Все обзорные экскурсии по Петербургу так или иначе проходят через это место, так, что туристу не увидеть Ростральные колонны невозможно.

У ног скульптур принято делать фотографии, рядом можно посидеть в открытом летнем кафе. Ну, а если не повезло, и Вы приехали в Питер в плохую погоду, добежать до них можно и под дождем. в крайнем случае — увидеть из окна туристического автобуса.

Особо привлекательно это место в дни белых ночей и Алых парусов. Сотни выпускников приезжают на Васильевский остров на автобусах, чтобы выпустить на Стрелке в небо тысячи и тысячи разноцветных шаров.

Где находятся:

На Стрелке Васильевского острова у Дворцового моста. На другой стороне Невы — здание Эрмитажа

Как добраться:

Любой транспорт на Васильевский остров со стороны Невского проспекта. Или пешком от метро Адмиралтейская

Ростральные колонны на Васильевском острове — Санкт

Ростральной называют колонну, украшенную носовой частью корабля или ее уменьшенной копией, выполненной из камня, металла или дерева. Возводить подобные сооружения начали в Древнем Риме. В Петербурге расположены две колонны такого типа.

Ростральные колонны

Их строительство продолжалось с 1805 по 1810-й годы, автором проекта выступил известный французский архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон. Колонны стали завершающим штрихом в архитектурном ансамбле Стрелки Васильевского острова.

Ростральные колонны

Перед Тома де Томоном была поставлена задача создать на входе в порт Петербурга маяки, одновременно являющиеся памятниками, отражающими победы морского флота России.

Ростральные колонны

Высота каждой из двух ростральных колонн Санкт-Петербурга – 32 метра; для их строительства был использован камень с уникального Пудосткого месторождения. Сооружения кажутся монолитными, но это не так: во внутреннем пространстве находится винтовая лестница. Венчают колонны треногие печки, выбрасывающие в ночное небо два столба пламени.

Ростральные колонны

Поначалу для сигнальных огней использовали масло из конопляных зерен, затем к ростральным колоннам был подведен газ. В качестве маяков колонны применяли до 1885 года: огни на них зажигали по ночам и в туманную погоду.

Ростральные колонны

Памятники украшены металлическими рострами – носовыми частями кораблей. На рострах закреплены статуи наяд, водяных, морских животных и рыб. У подножий колонн установлены скульптуры девушек и старцев, символизирующих главные русские реки – Волхов, Неву, Днепр и Волгу. Статуи по просьбе Тома Де Томона выполнил скульптор Ж. Тибо.

Ростральные колонны

Основные работы по строительству взяла на себя бригада великого вологодского каменотеса С. Суханова. За проектированием и сооружением ростральных колонн следила Академия художеств Российской империи – этим памятникам придавалось колоссальное значение.

Ростральные колонны

Колонны стали символом Северной столицы, они видны из всех частей Васильевского острова. Вид на Стрелку с ростральными маяками – один из самых узнаваемых в мире.

Видео:

Как добраться:

Ростральные колонны (Санкт-Петербург) — это… Что такое Ростральные колонны (Санкт-Петербург)?

Координаты: 59°56′38″ с. ш. 30°18′21″ в. д. / 59.943889° с. ш. 30.305833° в. д. (G) (O) (Я)59.943889, 30.305833

Ростральные колонны — архитектурные сооружения в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова. В XIX веке выполняли функцию маяков порта северной столицы.

История

Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворёно показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) поверженных вражеских кораблей. Над проектом также работал знаменитый каменотёс С. К. Суханов[1], выходец из бедных крестьян Вологодской губернии. Статуи у подножия колонн выполнены скульпторами Ж.Камберленом и Ж.Тибом. Открытие состоялось в 1815 г. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года.

Строение

Южный маяк указывает путь в Большую Неву (59.943056, 30.30694459°56′35″ с. ш. 30°18′25″ в. д. / 59.943056° с. ш. 30.306944° в. д. 

(G) (O)), а северный в Малую (59.944722, 30.30559°56′41″ с. ш. 30°18′18″ в. д. / 59.944722° с. ш. 30.305° в. д. (G) (O)). У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые согласно распространенной гипотезе аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Однако эта гипотеза не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции».[2] Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которым благоволил архитектор. В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза, но из-за сложности её обработки выбор пал на пудостский известняк, добывавшийся в посёлке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле, известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу. Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Ж. Тибо.

Внутри каждой колонный находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником и металлической треногой, удерживающей её. В чашу заливали конопляное масло, дающее огромный огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Так было до 1896 года, в котором к колоннам подвели электричество. В 1957 году маяки стали освещать с помощью газа из соображений экономии.

В наши дни маяки зажигают только по особым торжественным случаям.

Взлом

Ночью 7-го июня 2011 южная Ростральная колонна была открыта неизвестными вандалами с целью руфинга, благодаря оперативной реакции петербуржцев памятник архитектуры не пострадал[3].

Ночью 23-го августа 2011 года неизвестный мужчина, проникнув внутрь одной из ростральных колонн, открыл вентиль газового трубопровода и зажег на ней огонь. Как сообщили в правоохранительных органах, прибывший на место пожарный расчет перекрыл трубопровод и потушил факел. В результате инцидента никто не пострадал

[4].

Литература

  • Журнал «Наука и Жизнь» № 2 2000 год

Ссылки

Примечания

Кораблик Адмиралтейства

Ростральные колонны в Петербурге | Я

24 Октябрь 2016       admin      Главная страница » Скульптурные памятники      Просмотров:   662

Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова были возведены в 1810 году. Колонны входят в большой ансамбль Cтрелки , который формировался более ста лет.

Однако основа этого ансамбля (здание Биржи и Ростральные колонны) была заложена в начале  XIX века французским архитектором Тома де Томоном.

В отличие от Чесменской и Морейской колонн в Царском Селе Ростральные колонны на Стрелке не являются памятником конкретной морской победы, но являются символом торжества русского флота, как военного, так и торгового.

Кроме важной декоративной роли в создании ансамбля Стрелки, колонны имели и сугубо практическое значение. Они были маяками, которые зажигали по ночам, и когда над Невой стелился туман. Один из них показывал путь для прохода судов по малой Неве, другой освещал путь по Большой Неве.

Такова распространенная версия о назначении колонн. Но не все с ней согласны. Некоторые историки указывают на то, что маяки на берегах рек ставят редко, тем более в центре большого города.

 Как знать? Расположенные на стрелке* в местности с непростым климатом и своенравной рекой, маяки возможно и не были бесполезны? Но это не более, чем размышления дилетанта.*Стрелка — место слияния, или разделения двух водных потоков.

Так или иначе, в 1885 году порт на Стрелке прекратил свое существование, и Ростральные колонны перестали служить маяками, даже, если таковыми и являлись.

Украшением мощных колонн стали стилизованные ростры кораблей.Правда, в отличие от римских триумфальных колонн, которые несли на себе носы настоящих побежденных судов, на питерских колоннах ростры условны.

Нижние ростры украшены фигурами русалок с крыльями


Ростры, расположенные на втором “ярусе”, декорированы головой животногоТретья пара украшена головой морс

Ростральные колонны (Санкт-Петербург) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ростральные колонны — архитектурные сооружения в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова. В XIX веке выполняли функцию фонарей порта северной столицы.

История

Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворение показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) поверженных (трофейных) вражеских кораблей.

Над проектом также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов [1], выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии. Статуи морских божеств у подножия колонн выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо. Открытие состоялось в 1815 году. Фонари зажигались ночью и в туман и служили до 1885 года.

Строение

Южный фонарь указывает путь в Большую Неву (59°56′35″ с. ш. 30°18′25″ в. д.HGЯO), а северный в Малую (59°56′41″ с. ш. 30°18′18″ в. д.HGЯO). У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые, согласно распространенной гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Однако эта гипотеза возникла относительно недавно и не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции»[2]. Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов Ж. Камберлена и Ж. Тибо, которым благоволил архитектор. В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза, но из-за сложности её обработки выбор пал на пудостский известняк, добывавшийся в посёлке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле, известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу. Жозефом Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Жаком Тибо.

Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником и металлической треногой, удерживающей её. В чашу заливали конопляное масло, дающее огромный огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Так было до 1896 года, когда к колоннам подвели электричество, но этот способ освещения применяли недолго «по причине великого расхода»[2]. В 1957 году к фонарям из соображений экономии подвели газ и теперь, в наши дни, зажигают только по особо торжественным случаям.

Взломы

Ночью 7 июня 2011 года южная Ростральная колонна была открыта неизвестными с целью проникновения внутрь, памятник архитектуры не пострадал[3].

Ночью 23 августа 2011 года неизвестный мужчина, проникнув внутрь одной из ростральных колонн, открыл вентиль газового трубопровода и зажёг на ней огонь. Как сообщили в правоохранительных органах, прибывший на место пожарный расчёт перекрыл трубопровод и потушил факел. В результате инцидента никто не пострадал[4].

Галерея

  • Вид на Ростральную колонну со стороны Дворцового моста (Брэнсон Де Ку, 1931)

  • Ночная подсветка ростральной колонны

  • Зажжённый в честь 70-летия Великой Победы факел

  • Народ «облепил» Ростральную колонну, чтобы посмотреть салют в честь 70-летия Великой Победы

Литература

  • Журнал «Наука и Жизнь», № 2, 2000 год.

Ссылки

См. также

Примечания

О Петербурге — Ростральные колонны

В ансамбль Стрелки Васильевского острова по проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томона были включены две ростральные колонны-маяки. Архитектор долго и тщательно работал над совершенством пропорций колонн. Рострумом (в переводе с латинского означает «клюв») называли нос корабля. В Древнем Риме было принято отмечать победы на море колоннами, которые украшались носами захваченных кораблей неприятеля.

Ростральные колонны появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая — указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России. Колонны, сложенные из пудожского камня, достигает высоты в тридцать два метра. Внутри колонн находится винтовая лестница. Металлический треножник, держащий чашу-светильник, находится на верхней площадке каждой колонны. Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах (в 1957 году к чашам подвели газ) зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.

Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой – к Бирже. Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества). Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила , морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, — изображениями морских коньков. У подножия ростральных колонн находятся монументальные статуи: сидящие две мужские и две женские фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.

Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которых хорошо знал Томон. Первоначально Тома де Томон хотел, чтобы статуи рек были чугунными, но от этого замысла пришлось отказаться. Триумфальные колонны-маяки созданы при участии легендарного каменотеса С.К. Суханова, выходца из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.

Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все – и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.

В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге

Ни одна экскурсия по главным достопримечательностям Санкт-Петербурга не обходит стороной Ростральные колонны — своеобразный символ морских побед России. Огромное количество желающих взглянуть на эти чудо-скульптуры съезжаются сюда в дни Алых парусов и белых ночей. 

История и особенности колонн

Для завершенности ансамбля при оформлении стрелки Васильевского острова архитектором Томом де Томоном в 1810 году были спроектированы и построены две ростральные колонны. В XIX веке они служили в качестве фонарей для освещения порта Санкт-Петербурга.

У подножия обе колонны украшены 4 огромными фигурами – 2 мужчин и 2 женщин. Считаете, что они символизируют реки Волхов, Неву, Днепр и Волгу. Внешняя часть памятников украшена носами – рострами кораблей. Внутри каждой колонны находится лестница, ведущая к смотровой площадке на самом верху статуй. До 1896 года здесь была расположена специальная чаша с конопляным маслом, которая при поджигании давала огненный столб, благодаря чему корабли в ночное время находили путь в порт.

После подведения к сооружениям электричества чаши с маслом заменили электролампочками, но из-за соображений экономии и они долго не послужили. В 1957 году к колоннам подвели газ и до сегодняшнего дня в при праздновании торжественных событий огненные столбы Ростральных колонн освещают центральную часть города.

Интересные факты о ростральных колоннах

За всю свою историю колонны подвергались разрушениям, их реставрировали, а моментами даже забывали. Вот какие факты известны об этих громадных морских символах города:

  • Кирпичная кладка и все работы, связанные с камнем, проводились не всемирно известными скульпторами, а простым выходцем из народа – мастером С. К. Сухановым.
  • Большинство людей, знающих о существовании колонн, считают, что поначалу они служили маяками. Этот миф развеивают многие историки, ведь маяки на берегах рек не устанавливают.
  • В 1999 году завершилась последняя реставрация Ростральных колонн. Занимались их восстановлением мастера из Эрмитажа.
  • В дни белых ночей и Алых парусов сотни горожан и приезжих туристов собираются на Дворцовой площади около колонн и выпускают в небо тысячи разноцветных шаров.

Во время пеших экскурсий городом туристы не могут обойти стороной яркие архитектурные творения. Каждый желает сфотографироваться у ног скульптур.

 

comments powered by HyperComments
Похожие записи
Тест: Хранители Петербурга!

Мы отобрали 20 самых необычных памятников и мест, которые будет интересно посетить каждому петербуржцу и гостю города! 

Белый театр

«Белая гвардия, белый снег, Белая музыка революций». З. Ященко Белый театр – одна из культовых сценических площадок Санкт-Петербурга. История появления театра так же необычна, как его концепция и атмосфера спектаклей….

Тучков мост

Величественный и строгий Санкт-Петербург известен на весь мир красотой своих необыкновенных мостов. Отдельного внимания заслуживает один из главных мостов Северной столицы – Тучков мост.  Тучков мост – история создания В…

Музей прикладного искусства

История музея началась в 1876 г. В это время заложили строительство училища технического рисования, которое впоследствии воспитало и выпустило много талантливых деятелей искусства, архитекторов. Строительные работы вели на средства мецената…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *