Ростральные колонны история: Ростральные колонны в Санкт-Петербурге. История, где находится, как добраться

Содержание

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге. История, где находится, как добраться

Традиция устанавливать ростральные колонны после победных сражений идет с древнеримских времен. Во все времена они являлись символом морской славы.

Уже много лет Питерские Ростры являются и символом города.

Первое подобное сооружение было установлено на форуме в древнем Риме, в честь победы над флотом Карфагена в сражении при Милах ( Первая Пуническая война, 260 до н. э.).

Название Ростральные произошло от латинского rostra, что было множественным числом от rostrum — нос корабля.

Ростральные колонны находятся в самой видовой точке Санкт-Петербурга – на Стрелке Васильевского острова.

Напротив – Петропавловская крепость, правее, через Неву и Дворцовый мост – Эрмитаж.

Позади – здания Биржи и Кунсткамеры.

Автор — архитектор Тома де Томон.

Они установлены одновременно со строительством здания Биржи в 1805-1810 годах.

Колонны украшены выполненными из меди рострами, то есть, носами трофейных кораблей, якорями и наядами.

У подножия расположены по две статуи, высеченные из пудостского камня. Фигуры символизируют реки.

Южную ростральную колонну украшает женская статуя, изображающая Неву, и мужская – Волхов. Символ реки, кувшин с льющейся из него водой, держит мужская статуя.

У подножья северной ростральной колонны также стоят две статуи: Волга и Днепр, и снова символический кувшин держит мужчина.

Все статуи, за исключением Днепра, выполненного антверпенским мастером Камберленом, остальные три создал француз Тибо.

Согласно проекту, фигуры должны были быть чугунными, но в начале 19 века литейные технологии еще были слабыми и не нашлось мастера, взявшегося бы за такую сложную работу.

Первоначальное предназначение Ростральных колонн — маяки.

В темное время, они помогали найти дорогу кораблям, входящим в Петербургский морской порт.

На вершине каждой помещались чаши на металлических треногах. Поднимаясь по винтовым лестницам внутри колонны, смотритель заливал в них масло, или смолу, и, с наступлением сумерек, поджигал.

Газ подвели только в 1957 году. Сейчас здесь иногда зажигают огонь, но происходит это только по большим праздникам.

Ростральные колонны реставрировали трижды за время их существования. Первый раз это произошло в 1926-1928 годах. Затем, сразу после войны, в 1947-1949 годах, когда бомбежками была разрушена или повреждена большая часть города.

Последний раз их отреставрировали совсем недавно — в 1998-1999 годах.

Все обзорные экскурсии по Петербургу так или иначе проходят через это место, так, что туристу не увидеть Ростральные колонны невозможно.

У ног скульптур принято делать фотографии, рядом можно посидеть в открытом летнем кафе. Ну, а если не повезло, и Вы приехали в Питер в плохую погоду, добежать до них можно и под дождем. в крайнем случае — увидеть из окна туристического автобуса.

Особо привлекательно это место в дни белых ночей и Алых парусов. Сотни выпускников приезжают на Васильевский остров на автобусах, чтобы выпустить на Стрелке в небо тысячи и тысячи разноцветных шаров.

Где находятся:

На Стрелке Васильевского острова у Дворцового моста. На другой стороне Невы — здание Эрмитажа

Как добраться:

Любой транспорт на Васильевский остров со стороны Невского проспекта. Или пешком от метро Адмиралтейская

Ростральные колонны | Санкт-Петербург Центр

Где встречаются четыре великие русские реки? Наверное, каждый российский школьник знает ответ на этот вопрос — на Стрелке Васильевского острова. Именно здесь находятся Ростральные колонны, у основания которых располагаются четыре скульптуры, олицетворяющие реки Волгу, Волхов, Неву и Днепр.

При переносе в 1730-хх годах Петербургского порта на Васильевский остров, в восточной части его начинают формировать площадь. Одновременно со строительством нового здания Биржи архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон проектирует две колонны, которые эффектно вписываются в общий архитектурный ансамбль Стрелки. Ростральные колонны устанавливают в 1810 году, и первое время они выполняют функцию фонарей. Их зажигают по ночам или в сильный туман, чтобы облегчить путь судам. Южная колонна показывает направление к Большой Неве, а северная — к Малой. Внутри колонны, в свободном пространстве, располагается крутая винтовая лестница. Она ведет на площадку, на которой установлена огромная чаша. Всю конструкцию удерживает металлическая тренога. В старину в чаши наливали конопляное масло и поджигали: во время горения образовывался огромный столб пламени, при этом горящие брызги летели на головы прохожих.

В 1896 году в целях безопасности и для простоты обслуживания к колоннам подводят электричество, но такое освещение оказывается очень дорогим. После событий Октябрьской революции фонари длительное время бездействуют. И только в 1957 году, к празднованию 250-летия города, маяки газифицировали. И 23 июня 1957 года первый раз над Ростральными колоннами вспыхнули огненные столбы высотой семь метров. В наше время полюбоваться горящими маяками можно по праздничным дням.

По замыслу Тома де Томона на колоннах разместили ростры, выполненные из металла, полые внутри и украшенные фигурами различных речных богов. В Древнем Риме торжественные колонны украшали носами побежденных вражеских кораблей. Именно эти части судов носят название “ростр”. Украшая колонны рострами, архитектор стремился подчеркнуть мощь и величие Российского морского флота. История сохранила для нас фамилии кузнецов, выполнивших ростры и якоря: Васильев, Шапов, Корольков. Долго работая над проектом, архитектор в итоге выбрал идеальные пропорции — высота Ростральных колонн составляет тридцать два метра.

Над созданием Ростральных колонн трудился известный каменотес-самородок Самсон Суханов, работавший также над колоннадой Казанского собора, Александровской колонной. Именно он, не пользуясь никакими измерительными инструментами, вытесал огромные шары из гранита, установленные на спуске Стрелки Васильевского острова. Сами колонны выложены из красного кирпича артелью под его управлением.

Высятся сооружения на фундаментах, выполненных из гранита, которые одновременно являются постаментами для четырех скульптур. Модели фигур были изготовлены архитекторами Жозефом Камберленом и Жаном Тибо. У северной колонны расположены скульптуры Днепра и Волги, а у южной — Невы и Волхова. Мужскую фигуру, символизирующую Днепр, выполнил Камберлен, остальные — Тибо. Изначально предполагалось отлить статуи из металла, чугуна или бронзы, но это оказалось дорого и трудоемко. Тогда было принято решение изготовить фигуры из камня. Но где взять достойный материал? Выбор пал на камень, обладающий интересным свойством. В селе Пудость Гатчинского района добывали известковый туф, имеющий приятный желтый цвет и мягкую пористую структуру. Только что добытый камень – достаточно мягкий и легко поддается обработке. На воздухе же он затвердевает, создавая прочные изваяния. Высекать фигуры из пудостского известняка доверили все тому же Самсону Суханову. И мастер не подвел: вот уже более 200-х лет статуи вызывают восхищение у петербуржцев и гостей города. Увы, туф не способен противостоять питерскому климату и загрязненной атмосфере, поэтому сейчас фигуры утратили первоначальный светло-желтый цвет.

Первая реставрация Ростральных колонн проводилась в начале XX века, в 1928 году. При этом были восстановлены утраченные металлические детали и очищены от постороннего материала скульптуры. По словам очевидцев, с каждой из фигур сняли две-три телеги гипса, цемента, штукатурки, а сами колонны оказались выкрашены масляными красками.

Следующие реставрационные работы проходили после Великой Отечественной войны. Памятник сильно пострадал от обстрелов, часть украшений была разрушена осколками, и их пришлось заменить. И, наконец, последняя реставрация проходила в 1998-1999 годах.

Сейчас памятник доступен к осмотру в любое время. Ростральные колонны выглядят неизменно эффектно: как во время белых ночей, так и при ярком солнечном освещении, как в темное время суток при искусственной подсветке, так и в привычный хмурый питерский дождь.

 

Ростральные колонны на Васильевском острове

Ростральной называют колонну, украшенную носовой частью корабля или ее уменьшенной копией, выполненной из камня, металла или дерева. Возводить подобные сооружения начали в Древнем Риме. В Петербурге расположены две колонны такого типа.

Их строительство продолжалось с 1805 по 1810-й годы, автором проекта выступил известный французский архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон. Колонны стали завершающим штрихом в архитектурном ансамбле Стрелки Васильевского острова.

Перед Тома де Томоном была поставлена задача создать на входе в порт Петербурга маяки, одновременно являющиеся памятниками, отражающими победы морского флота России.

Высота каждой из двух ростральных колонн Санкт-Петербурга – 32 метра; для их строительства был использован камень с уникального Пудосткого месторождения. Сооружения кажутся монолитными, но это не так: во внутреннем пространстве находится винтовая лестница. Венчают колонны треногие печки, выбрасывающие в ночное небо два столба пламени.

Поначалу для сигнальных огней использовали масло из конопляных зерен, затем к ростральным колоннам был подведен газ. В качестве маяков колонны применяли до 1885 года: огни на них зажигали по ночам и в туманную погоду.

Памятники украшены металлическими рострами – носовыми частями кораблей. На рострах закреплены статуи наяд, водяных, морских животных и рыб. У подножий колонн установлены скульптуры девушек и старцев, символизирующих главные русские реки – Волхов, Неву, Днепр и Волгу.

Статуи по просьбе Тома Де Томона выполнил скульптор Ж. Тибо.

Основные работы по строительству взяла на себя бригада великого вологодского каменотеса С. Суханова. За проектированием и сооружением ростральных колонн следила Академия художеств Российской империи – этим памятникам придавалось колоссальное значение.

Колонны стали символом Северной столицы, они видны из всех частей Васильевского острова. Вид на Стрелку с ростральными маяками – один из самых узнаваемых в мире.

Видео:

Как добраться:

[yandexMap name=»Ростральные колонны» description=»Санкт-Петербург, Биржевая пл.»]Санкт-Петербург, Биржевая пл.[/yandexMap]

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге

Ни одна экскурсия по главным достопримечательностям Санкт-Петербурга не обходит стороной Ростральные колонны — своеобразный символ морских побед России. Огромное количество желающих взглянуть на эти чудо-скульптуры съезжаются сюда в дни Алых парусов и белых ночей. 

История и особенности колонн

Для завершенности ансамбля при оформлении стрелки Васильевского острова архитектором Томом де Томоном в 1810 году были спроектированы и построены две ростральные колонны. В XIX веке они служили в качестве фонарей для освещения порта Санкт-Петербурга.

У подножия обе колонны украшены 4 огромными фигурами – 2 мужчин и 2 женщин. Считаете, что они символизируют реки Волхов, Неву, Днепр и Волгу. Внешняя часть памятников украшена носами – рострами кораблей. Внутри каждой колонны находится лестница, ведущая к смотровой площадке на самом верху статуй. До 1896 года здесь была расположена специальная чаша с конопляным маслом, которая при поджигании давала огненный столб, благодаря чему корабли в ночное время находили путь в порт.

После подведения к сооружениям электричества чаши с маслом заменили электролампочками, но из-за соображений экономии и они долго не послужили. В 1957 году к колоннам подвели газ и до сегодняшнего дня в при праздновании торжественных событий огненные столбы Ростральных колонн освещают центральную часть города.

Интересные факты о ростральных колоннах

За всю свою историю колонны подвергались разрушениям, их реставрировали, а моментами даже забывали. Вот какие факты известны об этих громадных морских символах города:

  • Кирпичная кладка и все работы, связанные с камнем, проводились не всемирно известными скульпторами, а простым выходцем из народа – мастером С. К. Сухановым.
  • Большинство людей, знающих о существовании колонн, считают, что поначалу они служили маяками. Этот миф развеивают многие историки, ведь маяки на берегах рек не устанавливают.
  • В 1999 году завершилась последняя реставрация Ростральных колонн. Занимались их восстановлением мастера из Эрмитажа.
  • В дни белых ночей и Алых парусов сотни горожан и приезжих туристов собираются на Дворцовой площади около колонн и выпускают в небо тысячи разноцветных шаров.

Во время пеших экскурсий городом туристы не могут обойти стороной яркие архитектурные творения. Каждый желает сфотографироваться у ног скульптур.

 

comments powered by HyperComments
Похожие записи
Тест: Хранители Петербурга!

Мы отобрали 20 самых необычных памятников и мест, которые будет интересно посетить каждому петербуржцу и гостю города! 

Белый театр

«Белая гвардия, белый снег, Белая музыка революций». З. Ященко Белый театр – одна из культовых сценических площадок Санкт-Петербурга. История появления театра так же необычна, как его концепция и атмосфера спектаклей….

Тучков мост

Величественный и строгий Санкт-Петербург известен на весь мир красотой своих необыкновенных мостов. Отдельного внимания заслуживает один из главных мостов Северной столицы – Тучков мост.  Тучков мост – история создания В…

Музей прикладного искусства

История музея началась в 1876 г. В это время заложили строительство училища технического рисования, которое впоследствии воспитало и выпустило много талантливых деятелей искусства, архитекторов. Строительные работы вели на средства мецената…

Завершается реставрация скульптур Ростральных колонн – Невы, Волхова, Волги и Днепра

Южная и северная Ростральные колонны являются памятниками федерального значения в составе ансамбля Стрелки Васильевского острова. Скульптуры у подножий колонн, высеченные из пудостского туфообразного известняка, символизируют четыре великих реки России.

Работы по реставрации скульптур начались в середине мая 2019 года. Меценат проекта – Союз предприятий топливно-энергетического комплекса «Газовый Клуб».

«Союз предприятий топливно-энергетического комплекса «Газовый клуб»  – это некоммерческое объединение профессиональных организаций, – пояснил президент СПТЭК «Газовый Клуб» Александр Соколов. – Бизнес должен нести социальную нагрузку, и мы свои обязательства выполняем».

Предыдущая реставрация объекта проводилась к 300-летию Санкт‑Петербурга.

С течением времени происходят утраты реставрационных растворов. В дефекты попадает вода, которая во время частых переходов через ноль градусов замерзает и оттаивает, что разрушает камень. Известняк неоднороден по своему строению, поэтому некоторые части камня больше подвержены разрушению, а более плотные – лучше сохраняются. Кроме того, скульптуры испытывают сильную антропогенную нагрузку.

Реставраторы ООО «Ажио» удалили с поверхности скульптур раствор тонировки, атмосферные загрязнения и биологические поражения, дефектные вставки и мастиковки. Затем специалисты укрепили пудостский известняк в зонах деструкции, произвели восполнение утрат, заделку трещин и мастиковку. Наиболее крупные дефекты докомпоновывались натуральным известняком.

В настоящее время проводится финальный этап: на поверхность скульптур наносится защитный известковый состав.

«Реставраторы работают, в том числе, и в выходные, так как мы поставили перед собой задачу завершить работы в теплый период, – отмечает генеральный директор реставрационной компании ООО «Ажио» Нина Шангина.К сожалению, Ростральные колонны испытывают нагрузку не только от атмосферы и окружающей среды – всё большей становится нагрузка от туристического и транспортного потока. Не все посетители бережно относятся к этому памятнику. Иногда мы видим, как люди забираются на стилобат. Конечно, скульптуры не рассчитаны на такое «внимание».

Полностью работы будут завершены к середине сентября.

Проектная документация согласована КГИОП, технический надзор осуществляет СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры.

***

У северной колонны – Волга и Днепр, у южной – Нева и Волхов (1805-1810 гг., скульпторы Жозеф Камберлен и Жак Тибо, каменотес Самсон Суханов).

«Волга» – фигура сидящей женщины в хитоне, на ее колени наброшен плащ, в левой руке держит рог изобилия, поднятой правой поддерживает кормило.

«Днепр» – фигура обнаженного бородатого мужчины, который левой рукой опирается на весло, выполненное  из меди, правой поддерживает кувшин с изливающейся водой, на отставленную в сторону левую ногу наброшена драпировка.

«Нева» – фигура сидящей женщины в хитоне, на ее колени наброшен плащ, правой рукой поддерживает весло, левая рука покоится на якоре.

«Волхов» – фигура сидящего обнаженного мужчины, в правой поднятой руке он держит весло, выполненное из меди, левую положил на кувшин с изливающейся водой, через правое плечо переброшена драпировка.

23 июня 1957 года на Ростральных колоннах впервые зажглись газовые факелы, и уже более 60 лет городская газовая служба исполняет почетную обязанность — обеспечивает надежное газоснабжение уникального потребителя.

ГРО «ПетербургГаз» отвечает за работу системы розжига, запальных устройств и газогорелочного оборудования. Факелы горят несколько раз в году: в дни городских и всероссийских праздников и по особым случаям.

Историческая справка

При Петре I восточный мыс Васильевского острова планировался как центральная городская площадь. С этой целью Доменико Трезини в 1722 году разработал проект планировки площади, окруженной казёнными учреждениями со стороны острова и открытой в сторону Невы. В 1723 году Пётр I провёл первые в стране архитектурные конкурсы на проекты зданий на новой площади, а в 1724 году после осушения болота началось строительство.

Однако ему не суждено было завершиться: после смерти Петра I административно-политический центр столицы закрепился на Адмиралтейской стороне, а на Стрелке, возле Гостиного двора, разгружались корабли, там же располагалась биржа, а значительная часть мыса оставалась неблагоустроенной и болотистой, пологие берега заливало водой.

В начале XIX века для проектирования нового облика Стрелки был приглашен архитектор из Франции – Жан-Франсуа Тома де Томон. При работе над архитектурным ансамблем Стрелки Тома де Томон создал несколько разных вариантов. От проекта к проекту менялись масштаб и декоративное оформление проектируемых Ростральных колонн. В поиске лучшего решения французу помогал русский зодчий Андреян Дмитриевич Захаров.

Здание Биржи, мыс, набережная с гротом, пандусы и Ростральные колонны созданы одновременно и образуют композиционное единство.

В ответ закругленной площади, издавна планировавшейся перед зданием Двенадцати коллегий, было предложено создать еще одну полукруглую площадь со стороны Невы. Для этого потребовалось путём подсыпки грунта выдвинуть линию берега Стрелки Васильевского острова в русло Невы.

Считается, что изначально Ростральные колонны высотой 32 метра служили маяками для кораблей, идущих в торговый порт. В чашу на вершине наливали смолу или конопляное масло и поджигали.

В 1895 году на площади перед Биржей был устроен сквер.

В январе 1896 года к колоннам провели электричество, но от этого способа освещения пришлось отказаться «по причине великого расхода». Лишь в 1957 году к колоннам был подведён газ.

6 июня 1957 года на одной из колонн был успешно произведен пробный пуск оборудования, а 23 июня того же года ленинградцы и гости города, пришедшие на вечернее гуляние на Стрелку Васильевского острова и набережную Невы, уже любовались красотой огней.

Первая реставрация Ростральных колонн производилась в 1926-1928 годах. При реставрации скульптур была выявлена масса нарушений, допущенных при предыдущем ремонте. Многие детали пришлось восстанавливать с использованием новых крепежей и опор.

Во время Великой Отечественной войны украшения Ростральных колонн значительно пострадали: они были пробиты осколками бомб и снарядов и проржавели. В ходе реставрации 1947-1948 годов их заменили дубликатами из медных патинированных листов. Тогда же были заменены четырёхугольные площадки, на которых стоят чаши-светильники. Восстановлением в этот период руководил скульптор И.В. Крестовский.

Следующие реставрационные работы проходили в 1998-1999 годах.

В 2011, 2013 и 2014  годах по заказу газораспределительной организации были выполнены локальные работы по реставрации фустов колонн и реконструкция системы розжига факелов. Каменные стены внутренних винтовых лестниц были зачищены и обработаны закрепляющими грунтовками.

Ростральные колонны представляют собой круглые в плане, полые сооружения из кирпича и туфа, установленные на массивных пьедесталах, с открытыми площадками над дорическими капителями колонн. Квадратные пьедесталы установлены на широких квадратных стилобатах, в которых устроены двери в галереи, ведущие на внутренние лестницы колонн.

Фусты колонн снаружи оштукатурены и окрашены в цвет кирпичной кладки, основания облицованы серым гранитом. По верху стилобата выполнено покрытие из гидроизоляционного бетона, эластичной и штукатурной гидроизоляции.

Колонны украшены скульптурными изображениями: на каждой по четыре пары декоративных металлических ростров военных и торговых кораблей Древнего мира. На пьедесталах над входами – обращенные на запад и восток ростры античных торговых судов, со змеевидными ниже пояса крылатыми обнаженными женскими фигурами-наядами. Выше перпендикулярно им находятся ростры римских военных кораблей, с таранами и маскаронами свирепых оскаленных хищников (крокодиловые головы и рыбы). Третий ряд – ростры, изображающие торговые суда (головы водяных), четвертый ряд – ростры военных кораблей (морские коньки).

Размеры ростров уменьшаются с каждым ярусом, декор верхних ярусов проще и не включает фигуративных изображений. На каждом уровне на сторонах, перпендикулярных оси ростров, помещены якоря. Ростры и якоря выполнены из листовой меди и окрашены в темно-зеленый цвет.

У подножий Ростральных колонн находятся аллегорические монументальные скульптуры – Волга, Днепр, Нева и Волхов.

На верхних квадратных площадках установлены металлические треножники-жертвенники с полусферическими чашами-светильниками. Жертвенники выполнены из чёрного окрашенного металла, декорированы элементами из патинированной латуни и бронзы. Окрытия площадок и верха фустов колонн выполнены из медных листов, ограждение площадок – из стали. Выход на площадки осуществляется через дверные проемы с металлическими заполнениями.

 

здание биржи, история строительства, архитектор де Томон.

Одним из самых важных проектов в жизни архитектора и рисовальщика Жана Франсуа Тома де Томона стало создание ансамбля стрелки Васильевского острова с величественным зданием Биржи и ростральными колоннами. Портал «Культура. РФ» вспоминает наиболее интересные факты о строительстве и украшении стрелки.

Фотография: Андрей Кекяляйнен / фотобанк «Лори»

Биржа Джакомо Кваренги. История стрелки Васильевского острова началась задолго до того, как здесь появилось здание работы Тома де Томона. В XVIII веке на этом месте уже была Биржа. В 1730-х ее построили из дерева, а в 1780-х решили перестроить в камне. Возведение новой Биржи поручили Джакомо Кваренги. Он спланировал постройку овальной формы с двумя портиками, к которым должны были вести гранитные лестницы. Однако строительные работы шли очень медленно. В землю было забито 10 тысяч свай, на которых успели возвести цоколь и стены, на этом процесс остановился. В казне не хватало средств, а купцам, которые также участвовали в финансировании, новая Биржа категорически не нравилась. Главной претензией было то, что здание не вписывается в городской пейзаж. Кваренги предлагали внести в постройку изменения, но тот не хотел потакать «грубым вкусам».


Кофе как источник вдохновения. В 1805 году новый проект здания Биржи поручили разработать Жану Франсуа Тома де Томону. До этого архитектор не строил ничего столь монументального, а ведь ему, помимо здания, предстояло спроектировать ансамбль всей стрелки Васильевского. По легенде, Тома де Томон долго не мог закончить архитектурный проект. И якобы идея ансамбля пришла к архитектору за утренним кофе. Его жена накрывала на стол и поставила на овальный поднос симметрично две чашки, а между ними — кофейник. Так Жан-Франсуа Тома де Томон представил перед собой всю геометрию будущей площади со зданием Биржи и двумя ростральными колоннами по сторонам.


«Плагиатор» Тома де Томон. Вдохновляли Тома де Томона его же альбомы с зарисовками римских памятников, которые архитектор сделал во время путешествия в Италию. Также Тома де Томон переосмыслил некоторые нереализованные проекты коллег-архитекторов, за что его даже упрекали в копировании чужих идей. Проектируя здание Биржи, Тома де Томон учитывал и архитектурные тенденции того времени — господство классицизма, пожелания купцов-заказчиков, которые видели здание Биржи символом торговой мощи России, и особенности петербургского климата. Монументальное здание строилось с учетом возможного наводнения, поэтому оно было поднято на мощный стилобат — постамент. Расчеты Тома де Томона оправдались. Во время сильнейшего наводнения 1824 года, когда городские набережные сильно пострадали от разлива Невы, вода дошла практически до уровня стилобата, но не прорвалась внутрь здания на стрелке Васильевского острова.


Детище Кваренги — на кирпичи. Проект Биржи Тома де Томона не предусматривал сохранение старого здания. Архитектор предлагал полностью снести его, а строительный мусор использовать для насыпи набережной. Маститый архитектор Кваренги, автор Эрмитажного театра и здания Академии наук, пришел в бешенство, когда узнал об этом. Чтобы примирить зодчих, граф Александр Строганов — руководитель Академии художеств — предложил провести торги. Он рассчитывал, что кто-то захочет купить недостроенное здание Кваренги. Однако желающих не нашлось, и старую Биржу разобрали. При этом удалось сохранить два миллиона кирпичей, которые использовали при строительстве нового здания.


Петербургский Парфенон. Жан Франсуа Тома де Томон хотел построить здание, подобное памятнику античной архитектуры — главному храму Акрополя Парфенону. Свою величественную Биржу Тома де Томон развернул фасадом к Неве. Прямоугольное здание опоясывала колоннада из 44 колонн. К гранитному стилобату, на котором возвышалась Биржа, вели широкие лестницы. Большую часть внутреннего пространства занял огромный главный зал площадью 900 квадратных метров. Один из современников Тома де Томона писал: «Внутренняя зала есть одна из прекраснейших в столице по обширности своей и пропорции».


Строительство стрелки. Жан Франсуа Тома де Томон руководил не только строительством Биржи, но и всего архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова. Мыс полностью «переоборудовали». Перед Биржей появилась полукруглая площадь, к береговой линии мыса досыпали грунт, а на нем устроили полукруглый выступ. Стрелку оформили гранитными спусками к Неве, их украшали большие каменные шары. По легенде, мастер-каменотес Самсон Суханов, который участвовал в декорировании всего архитектурного ансамбля, вырубил их на глаз.


Ростральные колонны — маяки или памятники морской славы. Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова были построены одновременно со зданием Биржи в 1805–1810 годах. Свое название они получили из-за того, что на них расположены декоративные изображения носовых частей корабля — «рострумы». Такими традиционно украшали триумфальные колонны еще со времен Древнего Рима. Считается, что изначально ростральные колонны задумывались как маяки — в чашу на вершине должны были наливать смолу и поджигать ее, что указывало путь кораблям, идущим в торговый порт. Однако, возможно, ростральные колонны всегда служили лишь триумфальным памятником, в котором факел горел только по праздникам.


Скульптурное оформление ансамбля. Первоначально создавать скульптуры для архитектурного ансамбля пригласили Федоса Щедрина и Ивана Прокофьева, но за свою работу художники запросили слишком высокую цену. В итоге декорировали Биржу менее известные мастера, чьи имена остались неизвестны. Над главным входом здания разместилась скульптурная группа «Нептун с двумя реками», на противоположном фасаде — «Навигация с Меркурием и двумя реками». Скульптурным оформлением соседних ростральных колонн занимались Жозеф Камберлен и Жак Тибо — они выполнили четыре аллегорические фигуры русских рек — Волги, Днепра, Волхова и Невы. Тома де Томон рассчитывал, что скульптуры будут отлиты из чугуна, однако их вырезали из пудостского камня.


Открытие Биржи без главного виновника торжества. Тома де Томон не дожил до открытия своего грандиозного сооружения. В 1813 году он упал со строительных лесов, осматривая здание Большого театра, и через некоторое время умер от полученных травм. Биржа была открыта лишь в 1816 году: завершить все работы раньше помешала война с Наполеоном. Церемония открытия была такой торжественной, что напоминала национальный праздник. По проекту архитектора Луиджи Руска здание украсили цветными гирляндами, драпировками и статуями.


Новое применение Биржи. В советское время в здании Биржи работал клуб моряков, Энергетический институт и другие организации. С 1939 года до недавнего времени здесь располагался Центральный военно-морской музей. После его переезда здание передали Государственному Эрмитажу.

Автор: Лидия Утёмова

Ростральные колонны Санкт-Петербурга и их история

Ростральные колонны Петербурга — это, несомненно, уже классическая деталь парадного Питера. Они известны каждому, кто бывал в этом замечательном городе, или хоть раз разглядывал 50-ти рублевую купюру в своем кошельке. Но что знаете вы об этих гигантах? Какие тайны они в себе таят? Кто же автор этой «визитной карточки» культурной столицы?

История возникновения

В начале 19-го столетия Стрелка Васильевского острова, а в частности Биржа, была портом, к которому ежедневно подходили десятки кораблей. Логично предположить, что любой порт нуждается в освещении, ведь корабли приходят и ночью. Следовательно, потребность в маяках становилась совершенно очевидной. Однако, нужно было, так сказать, совместить приятное с полезным, чтобы и порт осветить и величие могучей державы показать.

В 1801 году французский архитектор Жан Франсуа Тома де Томон представляет свой первый проект, на котором были представлены две высокие «башни» по боковым флангам Биржи, именуемые «Ростральными колоннами».

Ростральные колонны были популярны еще в античные времена и получили свое название от греческого «rostrum», что означает — «нос» корабля. «Носы» на колоннах принадлежали поверженным кораблям противника, показывая триумф победителей. Та же идея преследовалась и при создании петербургских аналогов. Любопытно, что первый проект архитектора предполагал колонны гораздо меньшей величины, которые должны были прилегать к бирже почти вплотную. Но данный проект не был принят.

Окончательный проект, иллюстрирующий привычный нам вид был представлен и принят в феврале 1804 г. Строительство началось в 1805 году и продлилось целых 5 лет.

Архитектурные особенности Ростральных колонн

К главным деталям ансамбля Ростральных колонн можно отнести:

  • Носы кораблей;
  • Фигуры у подножий колонн;
  • Чаши на вершине.

Отличительной особенностью колонн является наличие носов кораблей, символизирующих могущество Российского флота. Эти носы, по первоначальной задумке автора, должны были быть выполнены из чугуна. Разумеется, учитывая вес и сложность конструкций, данная идея была отклонена, а украшения отлили из металла.

Невозможно не заметить огромные величественные скульптуры у подножья Ростральных колонн. Согласно недавно сформировавшейся версии, эти монументы символизируют 4 главных реки России: Неву, Волгу, Днепр и Волхов. Однако, данное предположение не имеет под собой никаких документальных обоснований. По словам же самого архитектора, эти фигуры обозначают богов моря и коммерции. По первичной задумки автора, они должны были быть изготовлены также из чугуна, но в итоге был использован пудостский камень. Он получил свое название по месту добычи в деревеньке Большая Пудость, находящейся под Гатчиной.

На самом верху колонн, высота которых составляет целых 32 метра, расположены чаши. В эти чаши раньше наливали популярное в те времена конопляное масло, которое при горении позволяло использовать колонны в качестве маяков. Однако, есть тут и неприятные моменты. Подожженное масло выплескивалось и нередко кипящими каплями падало на головы проходивших мимо горожан.

С появлением электричества колонны обрели новый источник света, но так же быстро его и лишились. Причина была в том, удовольствие это оказалось крайне недешевым.

Уже в наши времена, в середине 20-го века, к колоннам подвели газ. Теперь они освещают собой самые большие и важные мероприятия города.

Внутри же самих колонн имеются винтовые лестницы, которые приводят на смотровую площадку наверху. К сожалению, подняться туда никак нельзя, потому что колонны закрыты ввиду нахождения в них газового оборудования. Поэтому полюбоваться на них можно только снаружи.

Реставрации

Ростральные колонны Петербурга за всю свою жизнь пережили 3 крупные реставрации:

  • 1926-1928 гг.;
  • 1947-1949 гг.;
  • 1998-1999 гг.

Несмотря на все свои положительные качества, такие как мягкость и податливость, пудостский камень является весьма капризным минералом. Он слаб по отношению к суровому петербургскому климату с его сыростью и перепадами температур. При реставрации скульптур у подножья была в 20-х годах 20-го века выявлена масса нарушений по поддержанию монумента в должном состоянии. Скульптуры были грубо ремонтированы путем нанесения различных намазок и шпатлевок. А многие детали пришлось восстанавливать с использованием новых крепежей и опор.

В ходе Великой Отечественной войны монумент значительно пострадал, от него были отколоты некоторые части. Как следствие колонны пришлось реставрировать.

Последняя реставрация была проведена в самом конце 20-го века. Для ее осуществления были призваны самые лучше мастера своего дела. Они провели сложную кропотливую работу по возвращению колоннам былого величия.

Сейчас Ростральные колонны Петербурга снова радуют горожан своими прекрасными очертаниями и участвуют в жизни города, даря ему свой яркий свет в самые важные дни.

Лайфхак 1 — Перемещаемся выгодно и комфортно везде

Билеты на поезд по лучшей цене — Poezd.ru и Tutu.ru. Взять авто в аренду в любом аэропорту или городе — Rentalcars. А если решите полететь на самолете (кстати, не дороже поезда и машины) — Aviasales

Лайфхак 2 — Остановиться можно не только в отеле, но и в квартире

Ищите скидки в аграгаторе отелей Hotellook. Бронируйте жильё для отдыха на Суточно.ру

Лайфхак 3 — Не переплачивайте за экскурсии

Выбирайте экскурсии онлайн у проверенных гидов с озывами в Tripster.

Лайфхак 4 — Посещайте музеи и достопримечательности без очередей

Покупайте билеты заранее онлайн на Musement и TicketNetwork и приходите уже с купленным билетом.

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге, Россия

Эти две колонны, стоящие на стрелке Васильевского острова, являются таким же символом Санкт-Петербурга, как открытые арки Дворцового моста, купола Исаакиевского собора или шпили Адмиралтейства и собора Св. . Петропавловский собор. Уже более двух столетий они составляют неотъемлемую часть центральной панорамы города над Невой и особенно эффектно смотрятся в большие государственные праздники, когда на них зажигают факелы.

Рано утром вид на Ростральные колонны

Когда-то в этом месте, где река Нева разделяется на две части — Большую Неву и Малую Неву, располагался главный порт Санкт-Петербурга. При планировке Биржевой площади в 1810 г. было принято решение поставить два маяка, указывающих на два канала. Жан-Франсуа Тома де Томон, архитектор Старой биржи, решил построить башни в стиле римских ростральных колонн — победных колонн, на которых устанавливались носы («ростры») захваченных вражеских кораблей.

В основании колонн установлены статуи четырех аллегорических фигур, предположительно представляющих четыре крупные реки России — Волгу и Днепр в северной колонне и Неву и Волхов в южной колонне. Фигура Днепра была создана Юзефом Камберляйном из Антверпена, а остальные три скульптуры — Жаком Тибо, которому помогал известный русский крепостной скульптор Самсон Суханов. Массивные 32-метровые дорические колонны Де Томона украшены скульптурами наяд, морских существ и якорей.Большие чаши наверху колонн изначально предназначались для хранения конопляного масла для сжигания. Позже в качестве маяков были установлены электрические лампы, но вскоре это стало слишком дорого. В 1957 году Ростральные колонны были подключены к газоснабжению, и теперь, в такие праздники, как Юбилей города, День Победы и Новый год, колонны увенчаны семиметровыми языками пламени.

Постамент Ростральной колонны зимой

РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции

ул.

Петербургские достопримечательности. Ростральные колонны.

Ростральные колонны стали неотъемлемой частью ансамбля Стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Они были построены по проекту Томаса де Томона одновременно со зданием Биржи в 1805-1810 гг. По традиции, пришедшей к нам из Древнего Рима, триумфальные колонны, украшенные рострами неприятельских кораблей, — ростральные колонны — возводились в честь морских побед. Санкт-Петербург по замыслу Петра I должен был стать большим портовым городом, обладающим духом победы в морских сражениях.Ростральные колонны издавна считались воплощением силы, могущества, энергии и могущества. Высота Колонн 32 метра. На стволах колонн закреплены металлические изображения ростр. Бригада выполнила Кирпично-каменную кладку архитектора С. Суханова. Корабельные ростры, наяды и якоря были медными мастерами Шаповым, Васильевым и Корольковым. Четыре фигуры у подножия Ростральных колонн высечены из пудостского камня.

Фигуры считаются аллегориями русских рек: Волги и Днепра на северной Ростральной колонне, Волхова и Невы — на южной. Фигура реки Днепр выполнена мастером Ж. Чемберленом из Антверпена, остальные три — французом Ф. Тибо. Изначально Ростральные колонны служили маяками для кораблей, заходящих в бывший здесь торговый порт. Наверху Колонн установлены металлические треножники с чашами: в XIX веке в них заливали масло, которое зажигалось в сумерках, а Ростральные колонны служили маяком на подходе к Санкт-Петербургскому морскому порту. Доступ к чашам осуществляется по винтовой лестнице внутри колонн.Сегодня у Ростральных колонн зажигают огонь, но случается это во время особых праздников или торжеств. Вместо масла теперь используется газ, подаваемый на металлическую треногу по специальной трубке. Реставрация Ростральных колонн проходила в 1926-1928, 1947-1949, 1998-1999 годах. Утерянные металлические детали были заменены их копиями. Ансамбль Стрелки Васильевского острова – одно из самых романтичных и живописных мест Санкт-Петербурга. Васильевский остров — одно из тех мест, где живет дух петровской эпохи.

Ростральные колонны, Санкт-Петербург — описание, история и интересные факты.

Тома де Томон, построив Биржу в Петербурге, совершил прорыв в архитектуре Европы. Он превратил водное пространство в площадь, замкнув таким образом главный петербургский треугольник, вершинами которого были Петропавловская крепость, Зимний дворец, ростральные колонны и Биржа.

Начать сборку

Петр Великий, опасаясь нападения с моря, в начале XVIII века приказал заложить морской порт для торговых судов на Васильевском острове, а не на берегу Финского залива.Королевский указ был исполнен в 1710 году. Однако уже к концу века стало очевидно, что порт нуждается в расширении.

Округлые очертания крупнейшего в дельте Невы мыса Васильевского острова получили название «стрелки». В начале XIX века здесь не было ничего, кроме затопленного пустыря. В том месте, где сегодня находится здание Биржи, было болото, а на месте нынешних ростральных колонн и вовсе плескались воды Невы.

Думая о трейдинге

Когда архитектор де Томон приступил к строительству острова, он поднял берег и выдвинул его вперед более чем на 100 метров. Таким образом, вся архитектурная композиция была завершена. Однако французский архитектор преследовал не только эстетическую цель.

Главной его заботой было строительство удобного порта на Васильевском острове. По этой причине вся эта территория была застроена чисто функциональными зданиями: склады, где хранились товары, таможня, Гостиный Двор, Биржа.

В первой трети XIX века приход иностранных кораблей в порт был настоящим событием. На набережной, где стояли ростральные колонны, собралось огромное количество столичных жителей, присматривавшихся к заморским товарам. Васильевский остров был местом проведения всех торговых операций, пока в 1885 году порт не переместился на Гутуевский остров.

История создания

В ходе работ была поднята стрела путем подсыпки грунта во избежание затопления невскими водами.Кроме того, река «продвинулась» примерно на 100 метров.

По проекту де Томона в архитектурный ансамбль были включены колонны-маяки. Французский архитектор тщательно и долго работал над совершенством их пропорций. Ростральные колонны в Петербурге на Васильевском острове были установлены в 1810 году. Одна из них указывала путь к реке Большая Нева, другая служила маяком для кораблей, плывших по Малой Неве.

Все, что касалось ростральных колонн, строительных и проектных работ, контролировалось Советом Академии художеств, который возглавлял известный архитектор Захаров.Обсуждалось все: и практическое назначение, и художественный вид, что свидетельствовало о важности этих сооружений.

По первоначальному проекту де Томона, колонны маяка были небольшими и располагались ближе к зданию Биржи. На этот недостаток ему правильно указал архитектор Захаров. Позже в проект внесли изменения, маяки обрели нынешнюю высоту и были установлены дальше от Биржи.

Мощные колонны с выразительным силуэтом и четкими пропорциями хорошо выделялись на фоне северного неба и были видны с дальней перспективы.Маяки зажигали в туманную погоду и ночью, для этого их использовали до 1885 года.

Почему ростральные колонны

Еще в древности элементы вражеских кораблей использовались как части парадных построек. Трибуна называлась передней частью носа судна. С латыни оно переводится как «клюв». Его использовали как таран при атаке вражеского корабля.

Первоначально трибуны украшала трибуна ораторов, установленная на древнеримском форуме.Затем стали украшать триумфальные колонны, которыми праздновали морские победы. Ими украшали носы захваченных вражеских кораблей.

Точно так же ростральные колонны в Петербурге служили аллегорией триумфа морского мореплавания Руси, они символизировали могущество страны как торговую и военную мощь.

общее описание

При создании маяков де Томон использовал столбы дорического ордера, форма которых определяется сдержанностью, строгостью и отсутствием основания.Ростральные колонны в Санкт-Петербурге сделаны из камня и достигают высоты 32 метра. Внутри находится винтовая лестница, на верхней площадке металлическая тренога, удерживающая чашу лампады, как это делалось в древних алтарях.

Светильниками служили горящие фитили светильников. Первоначально это были смоляные факелы, потом пытались жечь конопляное масло в жаровнях, но раскаленные брызги падали на головы прохожим. Электрические лампы были подключены к светильникам в 1896 году, но и этот способ освещения был отвергнут из-за большого потребления.Наконец, в 1957 году в чашах светильников установили мощные газовые горелки.

С тех пор в праздничные дни на ростральных колоннах Санкт-Петербурга зажигаются ярко-оранжевые 7-метровые факелы. В обычные дни символы Северной столицы просто известны всему миру.

Декоративный дизайн

У подножия колонн монументальные скульптуры. Две сидящие женские и две мужские фигуры символизируют 4 реки: Волхов, Днепр, Волгу и Неву. Статуи выполнены по моделям Жака Тибо и Жозефа Камберлена, французских скульпторов, которых хорошо знал архитектор де Томон.Изначально он хотел, чтобы статуи были отлиты из бронзы. Однако никто не хотел браться за такой сложный проект.

В итоге их сделали из пудостского камня — мягкого и податливого при обработке, но с одним недостатком: он очень легко разрушается. В конце концов, это стало достоинством скульптуры. Хотя некоторые их части иногда осыпаются, но именно это придает им некую древность.

Самсон Суханов, легендарный каменотес, принимал участие в создании триумфальных колонн-маяков.Он вырезал из камня фигуры, сидящие у основания колонн. В то время Суханов сотрудничал с самыми известными архитекторами столицы, но потом разорился и умер в полной безвестности.

Колонны также украшены ростерами в память о том, как Петр Великий 20 лет вел войну со Швецией за выход к Балтийскому морю. Внизу первая пара, укрепленная таким образом, что нос одного корабля обращен к Бирже, а другого к Неве.Эти ростры украшены фигурками крылатых русалок. Перпендикулярно первой паре расположена вторая, она украшена морскими коньками, головой крокодила и рыбой. Третья пара украшена головой воды, а четвертая, самая верхняя, изображениями морских коньков.

Подведение итогов

С сигнальными столбами связано несколько интересных фактов:

  • Брэнсон Деко, посетивший Ленинград в 1931 году, запечатлел их на цветных слайдах.

  • Изображение ростральных колонн собора св.Санкт-Петербург сегодня можно увидеть на 50-рублевой купюре.
  • Последняя реконструкция маяков проводилась в 1999 году.
  • В 90-е здесь снимали эпизод фильма «Белые ночи Петербурга».

Панорама Васильевского острова с неизменными маяками кирпичного цвета часто встречается на открытках Северной столицы. Это вполне естественно, так как история ростральных колонн неотделима от истории Петербурга.

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге

Ростральные колонны — архитектурные сооружения в центре Санкт-Петербурга , на Стрелке Васильевского острова .В XIX веке они выполняли функцию портовых маяков северной столицы.

Стрелка Васильевского острова («Стрелка Васильевского острова») — уникальное место в Петербурге, полное исторических фактов и легенд. Посещение этого места во время частной экскурсии по Санкт-Петербургу подарит вам все впечатления и подробности.

Возвращаясь к истории:

Ростральные колонны были построены в 1810 году по проекту французского архитектора Томаса де Томона, который украсил ими носы («трибуны» — латинское слово) кораблей.

Оформление колонн демонстрирует величие и мощь военно-морского флота государства, а также напоминает древнеримский обычай украшать колонны носами захваченных вражеских кораблей.

Известный каменщик С.К. Над этим проектом работал и Суханов. Он был выходцем из бедных крестьян Вологодской губернии. Статуи у подножия колонн были выполнены скульпторами Юзефом Камберляйном и Жаком Тибо. Презентация колонн состоялась в 1815 году.

Столбы-маяки зажигались ночью и в туман и так прослужили до 1885 года.

Южный маяк указывал путь к Большой Неве, а северный маяк указывал путь к Малой Неве.

Внизу колонн расположены две мужские и две женские фигуры. Согласно распространенной гипотезе, они должны были аллегорически изображать великие рек России : Волгу и Днепр в северной колонне, Неву и Волхов в южной колонне.

Томас де Томон писал: «Основание каждой колонны украшено огромными фигурами, которые символизируют морские и торговые божества». Статуи выполнены по моделям французских скульпторов Ж. Камберлена и Ж. Тибо. Архитектор де Томон благосклонно относился к обоим скульпторам.

В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза

, но позже из-за сложности обработки бронзы выбор пал на так называемый « пудостский» известняк , добываемый в селе Пудость Гатчинского района.

Мягкий и эластичный в земле, этот известняк затвердел вскоре после извлечения на поверхность, создав прочную и внушительную основу. Камберлейн завершил мужскую фигуру в северной колонне; остальные были созданы Тибо.

Внутри обеих колонн находится винтовая лестница , ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-фонариком, которая держится на металлической треноге. Раньше чашу наполняли конопляным маслом, которое давало огромный огненный столб, указывающий путь кораблям в ночном мраке или сквозь пелену тумана.

Так было до 1896 года, когда к столбам подвели электричество. В 1957 году маяки зажгли с помощью газа из соображений экономии.

Сегодня маяки зажигаются только по особым торжественным случаям .

В ночь на 7 июня 2011 года южная ростральная колонна была вскрыта неизвестным лицом с целью кровли, памятник архитектуры не пострадал.

Ночью 23 августа 2011 года неизвестный мужчина сумел проникнуть в одну из Ростральных колонн; он открыл ворота газопровода и зажег на нем огонь.По сообщению правоохранительных органов, на место прибыли пожарные расчеты, перекрыли трубопровод и потушили факел. В результате следующего инцидента никто не пострадал.

10 фактов о строительстве Васильевского острова в Петербурге — Guide For You Tours

Одним из важнейших проектов в жизни архитектора и рисовальщика Жана Франсуа Тома де Томона стало создание стрелки Васильевского острова с величественным зданием Биржи и Ростральными колоннами. Вспоминаем самые интересные факты о строительстве и отделке стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

Фондовая биржа Джакомо Кваренги. История стрелки Васильевского острова началась задолго до того, как здесь появилось здание Тома де Томона. В XVIII веке на этом месте уже была биржа. В 1730-х годах его построили из дерева, а в 1780-х решили перестроить в камне. Строительство новой биржи поручили Джакомо Кваренги.Он задумал сооружение овальной формы с двумя портиками, к которым должны были вести гранитные лестницы. Однако строительные работы шли очень медленно. В землю было забито 10 тысяч свай, на которых удалось возвести фундамент и стены, процесс остановился. В казне не хватало средств, а купцам, которые также участвовали в финансировании, новая биржа категорически не нравилась. Основная претензия заключалась в том, что здание не вписывается в городской пейзаж. Кваренги предлагал внести изменения в конструкцию, но не хотел потакать «грубым вкусам».

Кофе как источник вдохновения. В 1805 году Жану Франсуа Тома де Томону было поручено разработать новый проект здания Биржи. До этого ничего столь монументального архитектор не строил, а ведь ему, помимо здания, предстояло спроектировать ансамбль всей стрелки Василевского. Согласно легенде, Том де Томон долго не мог закончить архитектурный проект. И якобы идея ансамбля пришла к архитектору за утренним кофе.Жена накрыла на стол и поставила на овальный поднос симметрично две чашки, а между ними — кофейник. Так Жан-Франсуа Тома де Томон представил себе всю геометрию будущего района со зданием Биржи и двумя Ростральными колоннами по бокам.

«Плагиатор» Том де Томон. Тома де Томона вдохновили собственные альбомы с зарисовками римских памятников, которые архитектор сделал во время поездки в Италию. Также Том де Томон переосмыслил некоторые нереализованные проекты коллег-архитекторов, за что его даже упрекали в копировании чужих идей.При проектировании здания Биржи Том де Томон учел архитектурные веяния того времени — господство классицизма, пожелания купцов-заказчиков, видевших в здании Биржи символ торговой мощи России, и особенности Петербургский климат. Монументальное здание строилось с учетом возможного наводнения, поэтому его возвели на мощный стилобат — пьедестал. Расчеты Тома де Томона оправдались. Во время сильного наводнения 1824 года, когда городские набережные сильно пострадали от невского половодья, вода достигла почти уровня стилобата, но не прорвалась внутрь здания на стрелке Васильевского острова.

Детище архитектора Кваренги на кирпичиках. Проект биржи Тома де Томона не предусматривал сохранения старого здания. Архитектор предложил полностью снести его, а из строительного мусора использовать для набережной. Почтенный архитектор Кваренги, автор Эрмитажного театра и здания Академии наук, пришел в ярость, когда узнал об этом. Чтобы примирить архитекторов, граф Александр Строганов — глава Академии художеств — предложил провести аукцион.Он надеялся, что кто-нибудь захочет купить недостроенное здание Кваренги. Однако желающих не нашлось, и старую биржу разобрали. При этом удалось сэкономить два миллиона кирпичей, которые пошли на строительство нового здания.

Санкт-Петербургский метрополитен. Жан Франсуа Тома де Томон хотел построить здание, похожее на памятник античной архитектуры — главный храм Акрополя Парфенон. Его великолепная фондовая биржа Томаса де Томона открывала фасад к реке.Прямоугольное здание было окружено колоннадой из 44 колонн. К гранитному стилобату, на котором возвышалась Биржа, вели широкие лестницы. Большую часть внутреннего пространства занимал огромный парадный зал площадью 900 квадратных метров. Один из современников Тома де Томона писал: «Внутренний зал — один из самых красивых в столице по своей обширности и пропорциям».

Конструкция стрелки. Жан Франсуа Тома де Томон руководил не только строительством Биржи, но и всего архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова.Накидка полностью «переделана». Перед Биржей была полукруглая площадка, к береговой линии мыса присыпанная грунтом, а на ней устроен полукруглый выступ. Стрелку украсили гранитными спусками к Неве, их украсили большими каменными шарами. По легенде, вырезал их на глаз мастер-каменщик Самсон Суханов, участвовавший в отделке всего архитектурного ансамбля.

Ростральные колонны-маяки или памятники морской славы. Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова были построены одновременно со зданием Биржи в 1805-1810 гг.Свое название они получили потому, что имеют декоративные изображения носовой части корабля-«трибуны». Такие традиционно украшали триумфальные колонны еще со времен Древнего Рима. Считается, что изначально ростральные колонны были задуманы как маяки — в чашу сверху нужно было налить смолу и поджечь ее, что указывало путь судам, идущим в торговый порт. Впрочем, пожалуй, Ростральные колонны всегда служили лишь триумфальным монументом, в котором факел горел только по праздникам.

Скульптурное оформление ансамбля.Изначально для создания скульптуры для архитектурного ансамбля приглашали Федоса Щедрина и Ивана Прокофьева, но за свою работу художники запросили слишком высокую цену. В результате Биржу украшали менее известные мастера, имена которых остались неизвестными. Над главным входом в здание установлена ​​скульптурная группа «Нептун с двумя реками», на противоположном фасаде — «Навигация с Меркурием и двумя реками». Скульптурное оформление примыкающих Ростральных колонн было поручено Жозефу, Чемберлену и Жаку Тибо — у них были четыре аллегорические фигуры русских рек — Волги, Днепра, Волхова и Невы.Том де Томон надеялся, что скульптуры будут чугунными, но их вырезали из пудостского камня.

Открытие Биржи без главного виновника торжества. Том де Томон не дожил до открытия своего грандиозного здания. В 1813 году он упал с лесов, осматривая здание Большого театра, и через некоторое время скончался от полученных травм. Биржа была открыта только в 1816 году: завершить все работы до того, как война помешала Наполеону. Церемония открытия была настолько торжественной, что напоминала национальный праздник.По проекту архитектора Луиджи Руска здание было украшено разноцветными гирляндами, настенными панелями и статуями.

Новое назначение Биржи. В советское время в здании Биржи работали клуб моряков, Энергетический институт и другие организации. С 1939 года и до недавнего времени здесь располагался Центральный военно-морской музей. После его переезда здание было передано Государственному Эрмитажу.

Ростральные колонны — Санкт-Петербург — Путеводитель по экскурсиям

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге

Ростральные колонны — известная достопримечательность Санкт-Петербурга.Санкт-Петербург и неотъемлемая часть ансамбля Стрелок Васильевского острова. Они были установлены по обеим сторонам Биржи архитектором Томом де Томоном в 1810 году с оглядкой на древнеримскую традицию сооружения колонн-памятников с рострами (носами), захваченными в бою карфагенскими галерами. Первоначально петербургские колонны служили навигационными маяками и символизировали мощь русского флота. Созданные из пудостского камня 32-метровые гиганты в основании имеют по две скульптуры, символизирующие великие русские реки: Волгу и Днепр (ближайшая к Дворцовому мосту колонна) и Волхов и Нева (колонна ближайший к Биржевому мосту/Биржевому мосту).

Внутри колонны расположены винтовые лестницы, ведущие на верхние площадки, где размещены металлические треножники с жаровнями, предназначенными для сигнальных огней, зажигающихся в ночное время в тумане. Изначально внутрь жаровни заливали конопляное масло, но его горячие брызги часто падали на головы прохожим. Затем масло заменили дегтем, а в 1896 году к светильникам привезли электрические лампы. Но из-за дороговизны электроэнергии от этого способа освещения отказались и колонны на некоторое время перестали освещаться.

К 250-летию Ленинграда (так получилось, что его пришлось отмечать через четыре года) газовикам было поручено возродить давнюю и очень красивую традицию зажигать огни Ростральных колонн. 6 июня 1957 года на одной из колонн был произведен пробный пуск газового оборудования, а уже 23 июня ленинградцы и гости города, пришедшие на вечер на Стрелке Васильевского острова и Невы Набережная, можно было любоваться красотой семиметровых ярких огней. Их зажигают и по сей день по особым случаям и праздникам: в День города, в День Победы, в чествование выпускников «Алых парусов» или День Военно-морского флота.

Немного фактов о колонках:

  • Rostrum переводится с латыни как «клюв». Такими стальными «клювами» когда-то вражеские корабли таранили друг друга. В Древнем Риме моряки использовали железо на носах своих кораблей и использовали его как дополнительное преимущество в бою.
  • Первая Ростральная колонна была возведена в Риме во время Латинской войны (340 г. до н.э.).Он был построен как символ морской победы римлян над жителями Карфагена.
  • В России таких триумфальных монументов несколько, кроме Санкт-Петербурга, ростральные колонны установлены на въезде в другой портовый город — Владивосток.
  • Историки до сих пор спорят, действительно ли колонны были маяками. Ведь высокие светильники обычно ставили на берегу большого водоема, например, моря. У реки они появлялись редко, тем более в центре большого города. По одной из версий, постройки с самого начала служили лишь символом побед и освещались по праздникам, а не работали как маяки.
  • Облицовка и скульптуры колонн значительно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Во многих местах сооружение было повреждено осколками снарядов и бомб. После войны изношенные детали заменили дубликатами из полированных медных листов. Среди них были платформы, на которых установлены чаши-светильники.
  • Помимо Тома де Томона над масштабным проектом колонн работали и другие мастера 19 века.Среди них выходец из бедной крестьянской семьи, известный каменотес С.К. Суханов, зарубежные скульпторы Ж. Камберлен и Ж. Тибо.
  • Стоит отметить, что за проектированием и строительством объекта постоянно следил Совет при Академии художеств. Все детали, от художественного вида до практического значения, обсуждались под руководством великого архитектора Академии А. Д. Захарова.
  • В конце 20 века (в 1999 году) были завершены последние реставрационные работы на объекте.
  • Ростральные колонны не раз украшали деньги своим изображением. Они украшали купюры 50 рублей 1997 года и 50 тысяч рублей образца 1995 года.
  • Санкт-Петербург Триумфальные колонны включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Подробнее


РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА ИЗ ИТАЛЬЯНСКОГО МРАМОРА И БРОНЗЫ GIALLO ANTICO

Этот орнаментальный гарнитур, выполненный в античной манере конца XVIII в., выполнен в виде ростральной колонны.Ростральные колонны возникли в Древней Греции и Риме, где их устанавливали в память о морских победах. Валы колонн украшали ростры или носы трофейных кораблей.
Эта ростральная колонна напоминает древности, такие как античный капитолийский фрагмент римской Columna rostrata и те, которые популяризировались гравюрами, выпущенными Г.Б. Пиранези (ум. 1778). В Риме находится часть древнеримской ростральной колонны, которая была обнаружена в 1565 году и хранится в Палаццо деи Консерватори на Капитолийском холме.
Еще одна пара ростральных колонн находится рядом с римским памятником Fontana della Dea di Roma , расположенным у ступеней на холм Пинчиан в восточной части площади Пьяцца дель Пополо. Планы реорганизации этой площади Джузеппе Валадье (1762–1839) были выполнены между 1816 и 1820 годами. Колонны аналогичного плана описаны и приписаны Валадье в Альваре Гонсалес-Паласиос, Фасто Романо. Dipinti, arredi, sculture dai Palazzi di Roma , Roma, 1991, стр.222-223.
Форма этого колонного трофея также относится к колонне, установленной в садах Российской резиденции Императорского Двора Царское Село ; двойные колонны в Санкт-Петербурге (1805-1816 гг.) и образец печи, представленный в загородной резиденции Карла Шведского Дворец Розерсберг , около 1820 г. морские сражения в шведско-русской войне 1788-90 гг. (Х. Грот, Неоклассицизм на Севере , Лондон, 1990, рис.146).
Еще одна колонна аналогичного контура с якорями спереди показана в J.N.L. Дюран, Recueil et parallèle des édifices de tout жанра Anciens et Modernes , Париж, 1801, илл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.