Ростральные колонны история – Зачем зажигают Ростральные колонны, и откуда они вообще появились на стрелке Васильевского острова

Содержание

Ростральные колонны (Санкт-Петербург) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ростральные колонны — архитектурные сооружения в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова. В XIX веке выполняли функцию фонарей порта северной столицы.

Две ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворение показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) поверженных (трофейных) вражеских кораблей.

Над проектом также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов [1], выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии. Статуи морских божеств у подножия колонн выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо. Открытие состоялось в 1815 году. Фонари зажигались ночью и в туман и служили до 1885 года.

Южный фонарь указывает путь в Большую Неву (59°56′35″ с. ш. 30°18′25″ в. д.

HGЯOL), а северный в Малую (59°56′41″ с. ш. 30°18′18″ в. д.HGЯOL). У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые, согласно распространенной гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Однако эта гипотеза возникла относительно недавно и не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции»[2]. Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов Ж. Камберлена и Ж. Тибо, которым благоволил архитектор. В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза, но из-за сложности её обработки выбор пал на пудостский известняк, добывавшийся в посёлке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле, известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу. Жозефом Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Жаком Тибо.

Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником и металлической треногой, удерживающей её. В чашу заливали конопляное масло, дающее огромный огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Так было до 1896 года, когда к колоннам подвели электричество, но этот способ освещения применяли недолго «по причине великого расхода»[2]. В 1957 году к фонарям из соображений экономии подвели газ и теперь, в наши дни, зажигают только по особо торжественным случаям.

Ночью 7 июня 2011 года южная Ростральная колонна была открыта неизвестными с целью проникновения внутрь, памятник архитектуры не пострадал[3].

Ночью 23 августа 2011 года неизвестный мужчина, проникнув внутрь одной из ростральных колонн, открыл вентиль газового трубопровода и зажёг на ней огонь. Как сообщили в правоохранительных органах, прибывший на место пожарный расчёт перекрыл трубопровод и потушил факел. В результате инцидента никто не пострадал

[4].

  • Журнал «Наука и Жизнь», № 2, 2000 год.

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге

Любой город можно безошибочно узнать по самобытности архитектурного стиля, по историческим местам и своеобразным строениям. Штрихи небольших, провинциальных городков известны только их жителям. В каждой стране назовут приметы своих крупных мегаполисов.

Достопримечательности городов столичного типа, таких как Санкт-Петербург, знают во всем мире – это их визитные карточки. Невозможно представить город Петра без Петропавловской крепости, Зимнего дворца, Адмиралтейства или Исаакиевского и Казанского соборов.

Жемчужиной же среди красот Питера является Стрелка Васильевского острова с монументальными ростральными колоннами.

История ростральных колонн

События, предвосхитившие появление в северной столице символов морских побед из Древнего Рима, восходят к XVIII веку, когда в 1733 г. с Берёзового на восточную оконечность Васильевского острова был перенесён морской порт.

ростральные колонны фото

Через 50 лет Екатерина II задумала облагородить этот участок, построив необходимые на портовой территории здания пакгауза и Биржи. Планы императрицы нарушила война с Турцией, и строительство продолжилось уже в XIX веке при Александре I.

Проект архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона

Для проектирования нового облика Стрелки был приглашён архитектор из Франции Жан-Франсуа Тома де Томон, которому потребовалось несколько лет для создания будущего проекта.

Задумка оформить порт в древнеримском стиле пришла к архитектору в 1801 году – здание Биржи должно напоминать античный храм, а морскую мощь России обязаны подчеркнуть древнеримские колонны с носами побеждённых кораблей.

rostral

Тома де Томон разработал несколько проектов архитектурного решения Стрелки, в которых роль колонн кардинально менялась от небольшого декоративного элемента до величественных действующих маяков в стиле классицизма.

Строительные работы

Начались работы в 1805 г. под патронажем Совета Академии художеств во главе с русским архитектором А. Д. Захаровым. По утверждённому проекту уровень Стрелки был поднят над Невой для защиты берега от наводнений. Вместе с тем Стрелка вдалась в русло реки на 100 м и приняла строго симметричные очертания.

Ростральные колонны в Питере заняли своё место с двух сторон полукруглого спуска к Неве, обрамляя небольшую площадь на Стрелке и подчёркивая своим величием значимость здания Биржи. Открытие колонн состоялось в 1810 г.

Высота сооружений составила 32 метра, за счёт чего их было прекрасно видно на достаточно большом расстоянии.

Являясь действующими маяками, каждая из колонн освещала дорогу кораблям, направляя их в Неву и в Малую Невку. Факелы зажигались по ночам и в туманную погоду до перевода порта с острова в 1885 г.

ростральные колонны фото

Технология создания колонн

Тома де Томон предполагал для скульптурных элементов использовать бронзу, считая этот металл долговечным и подходящим по статусу для отведённой колоннам роли. Но мастера того времени не обладали технологиями, позволявшими отлить столь грандиозные конструкции.

Для замены бронзы был предложен пудостский известняк, залежи которого находились недалеко от Стрелки. Этот минерал имеет ценное для скульпторов свойство: на стадии добычи из карьера он очень мягок и легко поддаётся обработке простыми инструментами.

Только действие воздуха и солнца заставляет камень твердеть, после чего он становится очень прочным.
ростральные колонны фотография

Но достоинство пудосского известняка одновременно является и недостатком, так как мастер не успевает проработать мелкие детали и передать структуру изображаемых материалов.
Сами колонны выложены из кирпича и покрыты штукатуркой.

Ростральные колонны описание

Каждая колонна опирается на гранитное основание со ступенями, на которых располагаются каменные изваяния из пудостского известняка: пара мужских и пара женских фигур. Тональность желтовато – серого материала эффектно подчёркивает терракотовую окраску самих колонн.

От ступеней к вершине на колоннах закреплены медные имитации ростр – носов кораблей, побеждённых в морских баталиях. Они попарно поднимаются четырьмя ярусами, каждая пара повёрнута перпендикулярно относительно предыдущей. Между рострами на колоннах видны медные же якоря. От времени металл приобрёл зелёный оттенок, что на красновато – оранжевом фоне смотрится особенно торжественно.

ростральные колонны фотография

В полости каждой колонны сооружены винтовые лестницы, ведущие на квадрат смотровой площадки. Здесь предусмотрено место для огромных чаш – жаровен, поддерживаемых металлическими треногами. Чтобы зажечь сигнальные огни, в этих чашах держали конопляное масло, и брызги от него постоянно обжигали проходивших мимо горожан.

В 1896 г. к жаровням подвели электричество. Но постоянное включение ламп требовало больших финансовых затрат, и привело к отказу от передового способа освещения.
С 1957 г. над колоннами в важные моменты загораются семиметровые газовые факелы.

Фигуры у подножия ростральных колонн

Колоссальные скульптуры на ступенях ростральных колонн по замыслу архитектора олицетворяют величие и мощь Российского государства. Созданы они скульпторами из Франции Ж. Камберленом и Ф. Тибо. Работа над фигурами была завершена в 1811 г., позднее сдачи колонн.

Автор архитектурного ансамбля Ж.-Ф. Тома де Томон называл фигуры у основания ростральных колонн божествами моря и коммерции.

Народное предположение о том, что скульптуры олицетворяют реки России, не может быть документально подтверждено. У самих фигур слишком мало атрибутики, которая указала бы на аллегорию рек или категорично отвергла бы такое предположение.

скульптура

А пока учёные спорят о символическом значении фигур, экскурсоводы продолжают придерживаться красивой легенды, рассказывая гостям города, что скульптуры у южной колонны – «Нева» и «Волхов», а у северной – «Волга» и «Днепр».

Почему так названы?

Ростральные колонны – это творение скульпторов Древнего Рима. В те далёкие времена после грандиозных побед на море было принято воздвигать колонны в честь триумфа, которые украшали носами кораблей поверженных противников.

Ниже ватерлинии на носу римских кораблей прикреплялся таран в виде трезубца или аллегорической фигуры, назвавшийся ростром. От этого элемента название перешло на обозначение носа кораблей, а затем и на название колонны победителей.

Ростральные колонны интересные факты и загадки

За время существования ростральных колонн накопились необычные факты и загадки:

  1. Каждая пара ростр на колоннах украшена по-особому: нижняя – фигурами наяд, следующая – крокодиловыми головами и рыбами, третья – головами водяных, последняя – морскими коньками.
  2. Ростральные колонны выдержаны в стиле классицизма.
  3. Работы, связанные с кладкой кирпича и обработкой гранитных оснований, вела бригада русских каменотёсов мастера С.К. Суханова.
  4. Первоначально Елизавета Петровна на Стрелке Васильевского острова хотела воздвигнуть памятник Петру I.
  5. Последняя реставрация велась сотрудниками Эрмитажа и завершилась в 1999 году.
  6. Ростральные колонны СПБ нанесены на 50-рублевые купюры.
  7. Колонны дважды подвергались взломам, и оба раза в 2011 году. При втором взломе зажжён факел.
  8. Колонны включены в Единый государственный реестр памятников истории и культуры России.

К загадкам о ростральных колоннах СПБ относят вопрос об их первоначальном назначении. Многие исследователи сомневаются, что колонны выполняли роль маяков. Ещё одна загадка – о значении скульптур на ступенях колонн.

Читайте также: Домик Петра I в Санкт-Петербурге

Ростральные колонны: адрес

Архитектурный комплекс с ростральными колоннами расположен по адресу:
Санкт-Петербург, стрелка Васильевского острова

Добраться можно: 

  • От метро «Невский проспект» – автобус № 7 или троллейбусы № 10, 11 в сторону Невы, до остановки «Биржевая площадь», 15 минут.
  • От метро “Адмиралтейская” – пешком до Невского проспекта, по нему налево через Дворцовый мост, 10 минут.

Когда зажигают ростральные колонны?

За счет того, что конструкция была построена в начале XIX века, то колонны буквально полыхают пламенем. Это не безопасно для города, поэтому по вечерам включают красивую подсветку. А настоящий огонь только по большим праздникам: 9 мая, Алые паруса, День города и т.д.

С момента постройки первых зданий Санкт-Петербурга Пётр I мечтал обустроить на Васильевском острове главную площадь столицы. Эти планы не исполнились – главной стала Дворцовая площадь.

rostral

Но Стрелка Васильевского острова считается знаковым местом для города на Неве. Сюда приезжают все иностранные гости. Здесь горожане отмечают праздничные даты и свадьбы. Сюда приходят выпускники питерских школ на праздник «Алые паруса».

Стрелка – это эмоциональный центр Северной Пальмиры, с неё открывается великолепный вид на город. Прав оказался Пётр I, и мечта его сбылась.

Вера Чанина

С детства ездила на все каникулы отдыхать в Петербург. С раннего возраста полюбила его всей душой. Спустя 10 лет живу в городе своей мечты. Писать статьи про Санкт-Петербург, для меня несказанная радость и счастье.

Вера Чанина (список всех статей)

Ростральные колонны | Гид по Петербургу 2020

Краткое описание

Ростральные колонны на берегу Невы олицетворяют величие морского флота России. В XIX веке они служили маяками, освещая путь кораблям, заходящим в порт. Эта архитектурная композиция представляет собой высокие, мощные, выразительные по силуэту и пропорциям сооружения красновато-охристого цвета, которые видны издалека. Название памятника, символизирующего военно-морскую славу государства, происходит от латинского слова «rostra».

Ростральные колонны

Ростральные колонны

Во времена расцвета Древнего Рима в носовой части военных кораблей, ниже ватерлинии, размещался таран с металлическим наконечником, как правило, в форме трезубца, предназначавшийся для создания пробоин в корабле противника. Чуть выше находился малый таран в форме свиной, бараньей или крокодильей головы, служивший ограничителем для основного. Римляне снимали ростры с захваченных кораблей и украшали ими ораторскую трибуну в центре города, которая и стала прообразом Ростральных колонн. 

История памятника

Памятник был воздвигнут в 1810 году и открыт в 1815. Строительство контролировал Совет Академии художеств во главе с зодчим А. Д. Захаровым. Внешний вид и функциональное назначение Ростральных колонн обсуждались в мельчайших нюансах, что свидетельствует о важности этих сооружений для города и государства.

В 1896 году к колоннам было проведено электричество, а в 1957 году огонь стали зажигать при помощи газа. Сегодня факелы на Ростральных колоннах загораются крайне редко, только в особо торжественные дни.

Памятник был воздвигнут в 1810 году и открыт в 1815. Строительство контролировал Совет Академии художеств во главе с зодчим А. Д. Захаровым. Внешний вид и функциональное назначение Ростральных колонн обсуждались в мельчайших нюансах, что свидетельствует о важности этих сооружений для города и государства.

В 1896 году к колоннам было проведено электричество, а в 1957 году огонь стали зажигать при помощи газа. Сегодня факелы на Ростральных колоннах загораются крайне редко, только в особо торжественные дни.

Автор композиции и скульпторы

Автором проекта стал французский архитектор, работавший в Италии, Австрии, а затем и в России, Жан-Франсуа Тома де Томон, который реализовывал собственный проект ансамбля на Стрелке Васильевского острова.

Над созданием этой грандиозной композиции трудился также Самсон Суханов – мастер из Вологодской губернии, известный в Петербурге как весьма искусный каменщик-ваятель. Скульптор Жозеф Камберлен выполнил мужскую фигуру у основания северной колонны, остальные же принадлежат руке Жака Тибо, и можно заметить, что они отличаются большей сложностью силуэта и динамичностью.

Ростральные колонны на Васильевской стрелке

Ростральные колонны на Васильевской стрелке

Особенности композиции

Архитектурное сооружение представляет собой две колонны высотой 32 метра, украшенные носами кораблей, которые, в свою очередь, декорированы фигурами нимф рек и ручьев, головами крокодилов и водяных, рыбами и морскими коньками.

У подножия колонн расположены монументальные статуи в виде сидящих мужских и женских фигур, символизирующих божества моря и коммерции. Они выполнены из прочного и легкого в обработке камня красивого теплого желтовато-сероватого оттенка из поселка Пудость Гатчинского района, который стал альтернативой изначально предполагавшейся бронзе. Однако пудостский известняк оказался более подверженным разрушительному воздействию сырого климата и перепадов температуры, нежели другие каменные породы.

Винтовые лестницы внутри колонн ведут на смотровую площадку, где на металлическом треножнике установлена чаша-светильник, предназначавшаяся для розжига масла, дававшего сильное пламя, которое освещало путь кораблям ночью и во время тумана

Ростральные колонны

Ростральные колонны

Где находится

Адрес

Ростральные колонны находятся на Биржевой площади Стрелки Васильевского острова.

Метро

Адмиралтейская

Как добраться

От Малой Морской улицы у метро Адмиралтейская:

  • на автобусах №№ 191, 5М
  • на троллейбусе № 7
  • дойти пешком в течение 15 минут, перейдя через Дворцовый мост

Интересные факты

Ростральные колонны

Ростральные колонны
  • Благодаря объединенным усилиям исследователей, реставраторов, сотрудников Эрмитажа и меценатов, финансировавших программу по восстановлению Ростральных колонн, это блестящее архитектурное наследие Санкт-Петербурга сегодня можно созерцать в его первозданном великолепии.
  • В 60-х годах прошлого века одним из экскурсоводов была высказана версия, что статуи Ж. Камберлена и Ж. Тибо символизируют великие русские реки: Неву, Волхов, Днепр и Волгу. С тех пор это утверждение стало приниматься за истину, в то время как реальных исторических доказательств ему до сих пор не найдено.
  • Величественные колонны привлекают внимание не только туристов, но и злоумышленников. Так, в июле 2011 года дверь одной из них была сломана неизвестными, в результате чего памятник стал доступен для посещения. Повреждения быстро устранили, дверь с дополнительными замками была установлена на место, таким образом, удалось избежать причинения памятнику вреда.
  • В августе того же года дверь снова взломали. Прибывшие на место спасатели обнаружили пылающий ярким огнем факел на смотровой площадке. Пламя погасили, перекрыв подачу газа.

Ростральные колонны

Ростральные колонны
  • Ростральные колонны неоднократно реставрировались. Перед реставрацией в 1928 году было обнаружено огромное количество слоев масляной краски самых разных цветов. Во время работ по восстановлению только с каменных фигур было сначала снято по 2-3 воза цемента и гипса, которых не было изначально. Несмотря на это, очередную реставрацию вновь провели не лучшим образом.
  • В 1997-1998 гг. была применена новая методика, включавшая в себя промывку скульптуры от атмосферных загрязнений, нейтрализацию биоповреждений и удаление множественных доделок из чужеродных материалов, которые способствовали разрушению. Очищенный камень укрепили, утерянные части восстановили из пудостского известняка, а поверх нанесли состав для защиты от воздействия влаги.

 

Зачем зажигают Ростральные колонны, и откуда они вообще появились на стрелке Васильевского острова

Факелы на Неве

 

Ростральные колонны уже двести лет стоят на стрелке Васильевского острова Петербурга. Некоторые жители и гости города называют их то «расстрельными», то «растрелльными» колоннами в честь известного русского архитектора Растрелли. Молодежь предпочитает называть их просто факелами. «Санкт-Петербург.ру» разобрался в истории появления Ростральных колонн и их судьбы.

Первая Ростральная колонна появилась еще в 260 году до н. э. в Риме в честь победы над карфагенянами в морской битве при Милах. Название произошло от латинского слова «rostrum», что означает «нос корабля». Подобный обитый металлом нос, больше похожий на клюв птицы, применялся для тарана судов неприятеля. А «рострами» с побежденных судов украшались колонны, которые с Древнеримских времен воздвигались как символы морских побед. Традиция украшать колонны трофеями перекочевала со сражений на земле.

Ростральные колонны в Петербурге придумывались как олицетворение мощи и величия морского флота Российской империи. Этим монументальным сооружениям придавалось огромное значение. Об этом говорит в том числе тот факт, что все работы по их проектированию и строительству проводились французским архитектором Тома де Томон под строгим руководством Совета Академии художеств, возглавляемым Андреяном Захаровым.

Окончательный проект по формированию облика стрелки Васильевского острова был утвержден 26 февраля 1804 года. Сразу после этого была создана «Комиссия по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем» во главе. Основные работы по строительству биржевого ансамбля закончились в 1810 году.

1910-е годы. Фото: citywalls.ru
 

Наяда, водяной и голова крокодила

 

На стволе каждой колонны симметрично в четыре яруса укреплены по восемь корабельных ростр с различными украшениями. Самая крупная их пара расположена внизу колонны. Одна носовая часть обращена к Бирже, а другая – к реке. Ростры украшает фигура речного божества – наяды. Другая пара ростр находится перпендикулярно первой, ее украшает изображение головы крокодила, морских коньков и рыб. Третью пару ростр украшает голова водяного, а четвертую – изображения морских коньков. Колонны также украшены рельефными якорями.

Фонарь на южной колонне указывает путь в Большую Неву, а на северной – в Малую. У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые, согласно распространенной гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны – Волга и Днепр, у южной – Нева и Волхов. Однако сам Тома де Томон писал: «База каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции».

В городском фольклоре, конечно, существует своя версия значения колонн. По одной из легенд, объясняющей название Васильевского острова, здесь до основания города жил некий рыбак Василий с женой Василисой. Предание гласит, что именно эта супружеская пара дала название острову. Тот же фольклор утверждает, что именно эти старожилы удобно устроились у подножия Ростральных колонн, охраняя любимый остров.

1947 год. Фото: citywalls.ru
 
1970-е годы. Фото: citywalls.ru
 
 

Масло – нет, электричество тоже не подойдет

 

В качестве материала для скульптур сначала была выбран чугун, но из-за сложности работы выбор пал на пудостский известняк, который добывался в поселке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу. Жозефом Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Жаком Тибо.

Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку. Раньше на ней располагалась огромная чаша-светильник с металлической треногой, удерживающей ее. Сначала для освещения использовали смоляные факелы, которые позже попытались заменить конопляным маслом, но при горении масло выбрасывало множество огненных брызг, что было небезопасно для проходящих мимо горожан.

Ростральные колонны служили маяками в темные ночи и во время тумана вплоть до 1885 года, когда торговый порт из центра был переведен на Гутуевский остров. В 1896 году с появлением электричества в Петербурге была попытка подключить на колоннах светильники с мощными лампами, однако этот способ оказался слишком дорогим и от него отказались «по причине великого расхода».

В 1957 году к запоздалому 250-летию Ленинграда партией было поручено в срочном порядке оборудовать Ростральные колонны горелками и подключить их к газовому снабжению. Специалисты 6 июня провели пробный пуск газового оборудования, а 23 июня возродили красивую традицию зажигания огня в честь праздника.

1816 год. Фото: citywalls.ru
 

«Доделки» и настоящая реконструкция

 

Советские годы и Великая Отечественная война нанесли значительный урон памятникам. В советское время было принято к важным юбилейным датам в быстром темпе поправлять и подлатывать памятники без должной реконструкции и ремонта. Делалось это наспех и без научного подхода. В тело скульптур вбивали штыри в качестве арматуры для очередной гипсовки, разрушенные фрагменты заменяли новыми из камней иных пород. И все это щедро замазывалось свежей масляной краской. Во время войны украшения на колоннах были пробиты осколками и сильно поржавели.

В 1947-1948 годах металлические украшения заменили дубликатами. Были восстановлены и скульптуры, их заменили дубликатами из медных патинированных листов. Тогда были заменены в том числе четырехугольные площадки, на которых покоятся чаши-светильники.

И только в 1998-1999 годах специалисты провели настоящую реконструкцию и восстановили памятники архитектуры. Был целый ряд работ по новой реставрационной технологии, примененной ранее к скульптурам у Адмиралтейства. Фигуры у Ростральных колонн промыли, нанесли на них состав от биопоражений, удалили поздние «доделки». Затем при помощи специального раствора укрепили недостающие детали из известняка. В качестве соединительных стержней были использованы изделия из корундовой керамики. Далее были проведены антикоррозирование, тонирование и защита от влаги.

Яркие языки пламени на крупные праздники

 

Многие туристы любят фотографироваться у одной из статуй колонны, так как она представлена на 50-рублевой купюре образца 1997 года вместе с изображением реки Невы.

В честь крупных праздников и годовщин на колоннах зажигают настоящий огонь. Семиметровый столб пламени ярко горит над акваторией Невы. Увидеть это можно в такие даты как Новый год и Рождество, День полного снятия блокады Ленинграда (27 января), День Победы (9 мая), День города и в день проведения праздника выпускников «Алые Паруса». В порядке исключения список может быть расширен, так, например, от огоня на Ростральных колоннах зажгли факел Паралимпиады в Сочи.

Ростральные колонны Санкт-Петербурга и их история

Ростральные колонны Петербурга — это, несомненно, уже классическая деталь парадного Питера. Они известны каждому, кто бывал в этом замечательном городе, или хоть раз разглядывал 50-ти рублевую купюру в своем кошельке. Но что знаете вы об этих гигантах? Какие тайны они в себе таят? Кто же автор этой «визитной карточки» культурной столицы?

Ростральные колонны Петербурга

Ростральные колонны Петербурга

История возникновения

В начале 19-го столетия Стрелка Васильевского острова, а в частности Биржа, была портом, к которому ежедневно подходили десятки кораблей. Логично предположить, что любой порт нуждается в освещении, ведь корабли приходят и ночью. Следовательно, потребность в маяках становилась совершенно очевидной. Однако, нужно было, так сказать, совместить приятное с полезным, чтобы и порт осветить и величие могучей державы показать.

В 1801 году французский архитектор Жан Франсуа Тома де Томон представляет свой первый проект, на котором были представлены две высокие «башни» по боковым флангам Биржи, именуемые «Ростральными колоннами».

Ростральные колонны были популярны еще в античные времена и получили свое название от греческого «rostrum», что означает — «нос» корабля. «Носы» на колоннах принадлежали поверженным кораблям противника, показывая триумф победителей. Та же идея преследовалась и при создании петербургских аналогов. Любопытно, что первый проект архитектора предполагал колонны гораздо меньшей величины, которые должны были прилегать к бирже почти вплотную. Но данный проект не был принят.

Ростральные колонны Петербурга

Ростральные колонны Петербурга

Окончательный проект, иллюстрирующий привычный нам вид был представлен и принят в феврале 1804 г. Строительство началось в 1805 году и продлилось целых 5 лет.

Архитектурные особенности Ростральных колонн

К главным деталям ансамбля Ростральных колонн можно отнести:

  • Носы кораблей;
  • Фигуры у подножий колонн;
  • Чаши на вершине.

Отличительной особенностью колонн является наличие носов кораблей, символизирующих могущество Российского флота. Эти носы, по первоначальной задумке автора, должны были быть выполнены из чугуна. Разумеется, учитывая вес и сложность конструкций, данная идея была отклонена, а украшения отлили из металла.

Ростральные колонны Петербурга

Ростральные колонны Петербурга

Невозможно не заметить огромные величественные скульптуры у подножья Ростральных колонн. Согласно недавно сформировавшейся версии, эти монументы символизируют 4 главных реки России: Неву, Волгу, Днепр и Волхов. Однако, данное предположение не имеет под собой никаких документальных обоснований. По словам же самого архитектора, эти фигуры обозначают богов моря и коммерции. По первичной задумки автора, они должны были быть изготовлены также из чугуна, но в итоге был использован пудостский камень. Он получил свое название по месту добычи в деревеньке Большая Пудость, находящейся под Гатчиной.

На самом верху колонн, высота которых составляет целых 32 метра, расположены чаши. В эти чаши раньше наливали популярное в те времена конопляное масло, которое при горении позволяло использовать колонны в качестве маяков. Однако, есть тут и неприятные моменты. Подожженное масло выплескивалось и нередко кипящими каплями падало на головы проходивших мимо горожан.

С появлением электричества колонны обрели новый источник света, но так же быстро его и лишились. Причина была в том, удовольствие это оказалось крайне недешевым.

Ростральные колонны Петербурга

Ростральные колонны Петербурга

Уже в наши времена, в середине 20-го века, к колоннам подвели газ. Теперь они освещают собой самые большие и важные мероприятия города.

Внутри же самих колонн имеются винтовые лестницы, которые приводят на смотровую площадку наверху. К сожалению, подняться туда никак нельзя, потому что колонны закрыты ввиду нахождения в них газового оборудования. Поэтому полюбоваться на них можно только снаружи.

Реставрации

Ростральные колонны Петербурга за всю свою жизнь пережили 3 крупные реставрации:

  • 1926-1928 гг.;
  • 1947-1949 гг.;
  • 1998-1999 гг.

Несмотря на все свои положительные качества, такие как мягкость и податливость, пудостский камень является весьма капризным минералом. Он слаб по отношению к суровому петербургскому климату с его сыростью и перепадами температур. При реставрации скульптур у подножья была в 20-х годах 20-го века выявлена масса нарушений по поддержанию монумента в должном состоянии. Скульптуры были грубо ремонтированы путем нанесения различных намазок и шпатлевок. А многие детали пришлось восстанавливать с использованием новых крепежей и опор.

Ростральные колонны Петербурга

Ростральные колонны Петербурга

В ходе Великой Отечественной войны монумент значительно пострадал, от него были отколоты некоторые части. Как следствие колонны пришлось реставрировать.

Последняя реставрация была проведена в самом конце 20-го века. Для ее осуществления были призваны самые лучше мастера своего дела. Они провели сложную кропотливую работу по возвращению колоннам былого величия.

Сейчас Ростральные колонны Петербурга снова радуют горожан своими прекрасными очертаниями и участвуют в жизни города, даря ему свой яркий свет в самые важные дни. Подпишитесь на канал Эксклюзивные новости Санкт-Петербурга

Ростральные колонны, Санкт-Петербург — описание, история и интересные факты

Тома де Томон, построив в Санкт-Петербурге Биржу, совершил прорыв в архитектуре Европы. Он превратил в площадь водное пространство, замкнув таким образом главный петербургский треугольник, вершиной которого стали Петропавловская крепость, Зимний дворец, ростральные колонны и Биржа.

Начало застройки

Петр Великий, остерегаясь нападения с моря, в начале XVIII столетия распорядился заложить морской порт для купеческих кораблей на Васильевском острове, а не на берегу Финского залива. Царский указ был исполнен в 1710 году. Однако уже к концу века стало очевидно, что порт нуждается в расширении.

ростральные колонны санкт петербург

Округлые очертания мыса Васильевского острова, самого крупного в дельте Невы, получили название «стрелки». В начале XIX столетия здесь не было ничего, кроме заливной пустоши. На том месте, где сегодня располагается здание Биржи, находилось болото, а на месте нынешних ростральных колонн и вовсе плескались воды Невы.

С мыслью о торговле

Когда архитектор де Томон приступил к застройке острова, он поднял берег и выдвинул его вперед более чем на 100 метров. Таким образом, вся архитектурная композиция получила завершенность. Однако французский зодчий преследовал не только эстетическую цель.

Главной его заботой было строительство удобного порта на Васильевском острове. По этой причине вся эта территория застраивалась сугубо функциональными зданиями: пакгаузами, где хранились товары, таможней, Гостиным двором, Биржей.

васильевский остров

В первой трети XIX столетия прибытие иностранных кораблей в порт являлось настоящим событием. На набережной, где возвышались ростральные колонны, собиралось огромное количество столичных жителей, рассматривавших заморские товары. Васильевский остров был местом проведения всех торговых операций, пока в 1885 году порт не переехал на Гутуевский остров.

История создания

В ходе работ стрелка была поднята за счет подсыпки грунта, чтобы избежать затопления невскими водами. Помимо этого, реку «отодвинули» приблизительно на 100 метров.

По проекту де Томона в архитектурный ансамбль были включены колонны-маяки. Французский зодчий тщательно и долго работал над совершенством их пропорций. Ростральные колонны в Санкт-Петербурге на Васильевском острове установили в 1810 г. Одна из них указывала судам путь в Большую Неву, другая же служила маяком кораблям, плывшим по Малой Неве.

история ростральных колонн

Все, связанные с ростральными колоннами, строительные и проектные работы контролировались советом Академии художеств, который возглавлял знаменитый архитектор Захаров. Обсуждалось все: и практическое назначение, и художественный облик, что свидетельствовало о важности этих сооружений.

Согласно первоначальному проекту де Томона, колонны-маяки были небольшого размера и располагались ближе к зданию Биржи. На этот недостаток справедливо указал ему архитектор Захаров. Позднее в проект внесли изменения, маяки обрели свою нынешнюю высоту и были установлены дальше от Биржи.

Мощные колонны с выразительным силуэтом и четкими пропорциями хорошо вырисовывались на фоне северного неба и были заметны с далеких перспектив. Маяки зажигались в туманную погоду и ночью, с этой целью они использовались до 1885 года.

Почему колонны ростральные

Еще в античные времена элементы неприятельских кораблей применялись в качестве деталей парадных сооружений. Рострумом называли переднюю часть носа судна. С латинского это переводится как «клюв». Он использовался в качестве тарана во время атаки корабля противника.

история ростральных колонн

Первоначально рострами украшали трибуну ораторов, установленную на древнеримском форуме. Затем ими стали декорировать триумфальные колонны, которыми было принято отмечать морские победы. Их-то и украшали носами захваченных неприятельских кораблей.

Аналогично ростральные колонны в Санкт-Петербурге служили аллегорией торжества морского судоходства России, они символизировали могущество страны как торговой и военной державы.

Общее описание

При создании маяков де Томон использовал столпы дорического ордера, вид которых определяется сдержанностью, строгостью и отсутствием базы. Ростральные колонны в Петербурге сложены из камня и достигают в высоту 32 метров. Внутри их находится винтовая лестница, на верхней же площадке установлен металлический треножник, удерживающий чашу светильника, как это делали в античных жертвенниках.

ростральные колонны в питере

Маяками служили горящие фитили светильников. Первоначально это были смоляные факелы, затем пробовали жечь в жаровнях конопляное масло, однако раскаленные брызги сыпались на головы прохожих. Электрические лампы подключили к светильникам в 1896 г., но и этот метод освещения был отвергнут по причине большого расхода. Наконец, в 1957 г. в чашах светильников установили мощные газовые горелки.

С тех пор в праздничные дни зажигаются на ростральных колоннах в Питере ярко-оранжевые 7-метровые факелы. В обычные же дни – это просто известные всему миру символы Северной столицы.

Декоративное оформление

У подножия колонн находятся монументальные скульптуры. Сидящие две женские и две мужские фигуры символизируют 4 реки: Волхов, Днепр, Волгу и Неву. Статуи выполнили по моделям Жака Тибо и Жозефа Камберлена, французских скульпторов, которых хорошо знал архитектор де Томон. Первоначально он хотел, чтобы статуи были отлиты из бронзы. Однако никто не хотел браться за столь сложный проект.

В итоге их сделали из пудостского камня – мягкого и податливого при обработке, но обладающего одним недостатком: он очень легко разрушается. В конечном итоге это стало достоинством скульптур. Хотя отдельные их части временами осыпаются, но это-то как раз и придает им некую древность.

ростральные колонны в петербурге

В создании триумфальных колонн-маяков принимал участие Самсон Суханов, легендарный каменотес. Он высек из камня сидящие у основания колонн фигуры. В то время Суханов сотрудничал с самыми известными архитекторами столицы, но потом разорился и умер в полной безвестности.

Колонны также украшены рострами в память о том, как Петр Великий за выход к Балтийскому морю вел войну со Швецией целых 20 лет. Внизу находится первая пара, укрепленная таким образом, что один корабельный нос обращен к Бирже, а другой – к Неве. Эти ростры украшены фигурами крылатых русалок. Перпендикулярно первой расположена вторая пара, она декорирована морскими коньками, головой крокодила и рыбами. Третья пара декорирована головой водяного, а четвертая, самая верхняя, изображениями морских коньков.

Подводя итог

С колоннами-маяками связано несколько любопытных фактов:

  • Брэнсон Деку, посетивший Ленинград в 1931 г., запечатлел их на цветных слайдах.
почему колонны ростральные
  • Изображение ростральных колонн в Питере можно увидеть сегодня на 50-рублевой купюре.
  • Последняя реконструкция маяков проводилась в 1999 году.
  • В 90-е годы здесь сняли эпизод кинофильма «Белые ночи Санкт-Петербурга».

Панорама Васильевского острова с неизменными маяками кирпичного цвета нередко встречается на открытках Северной столицы. Это вполне закономерно, так как история ростральных колонн неотделима от истории Петербурга.

Лайк: Ростральные колонны на Васильевском острове — самое интересное! Скульптуры 4-х рек

Всем известно, что Ростральные колонны в Петербурге украшают Стрелку Васильевского острова, они являются одним из узнаваемых и изысканных символов города на Неве. Но не все знают, что в XIX веке они выполняли функцию фонарей порта Северной столицы. А изначально, считается, что Ростральные колонны служили маяками для кораблей.

Где встречаются четыре великие русские реки? Если говорить фигурально, конечно. Каждый петербуржец ответит на этот вопрос — на Стрелке Васильевского острова. Именно здесь находятся Ростральные колонны, у подножия которых располагаются 4 скульптуры, олицетворяющие великие реки России — Неву, Волгу, Волхов и Днепр.

Об этом и о другом, самом интересном, что касается Ростральных колонн, мы и поговорим в этой публикации. Начнём с самого начала, чтобы охватить все исторические, уникальные и пикантные детали. Ведь любопытно, любуясь этой доминантой, знать о них всё — от ярчайших до мельчайших подробностей.

Создание ансамбля Стрелки Васильевского острова

При Петре I восточный мыс Васильевского острова планировался как центральная городская площадь. С этой целью Доменико Трезини в 1722 году разработал проект планировки площади, окруженной казёнными учреждениями со стороны острова и открытой в сторону Невы.

В 1723 году Пётр I провёл первые в стране архитектурные конкурсы на проекты зданий на новой площади, а в 1724 году после осушения болота началось строительство. Однако ему не суждено было завершиться.

После смерти Петра I административно-политический центр столицы закрепился на Адмиралтейской стороне, а на Стрелке, возле Гостиного двора, разгружались корабли, там же располагалась биржа, а значительная часть мыса оставалась неблагоустроенной и болотистой, пологие берега заливало водой.

В начале XIX века для проектирования нового облика Стрелки был приглашён архитектор из Франции — Жан-Франсуа Тома де Томон. При работе над архитектурным ансамблем Стрелки Тома де Томон создал несколько разны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *