Рубеж 19 20 веков: КОНЕЦ 19 ВЕКА – НАЧАЛО 20 ВЕКА • Большая российская энциклопедия

Русская литература на рубеже 19-20 веков.

Русская литература на рубеже 19-20 веков.

Рейтинг: 4 / 5

Пожалуйста, оцените Оценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Оценка 5  

Русская литература на рубеже 19 — 20 веков. Обзор

 

Киценко Жанна Анатольевна,
преподаватель русского языка и литературы
РКТК,  г. Пушкин

 
Добрый день, сегодня мы с вами начинаем курс русской литературы 20 века.
Вся русская литература 19 и 20 века имеет непосредственную связь с историей страны, литература отражает все события, происходящие на глазах у писателей и поэтов. Поэтому литературу 20 века мы будем изучать, опираясь на историю нашей страны.

Немного о том, что же происходило в конце 19 в начале 20 века в России. Кто скажет, какими историческими событиями ознаменован рубеж веков и вообще 20 век? Февральская революция 1905 года, Октябрьская революция 1917 года, Русско-японская война 1904-1905гг., первая мировая война 1914-1918гг., гражданская война 1918-1922г.г., Великая Отечественная война, сталинские репрессии, хрущёвская оттепель.
Всё правильно, но ещё очень важно помнить о том, что начало 20 века стало временем важнейших и глобальных естественно научных открытий. Кто помнит, какие это открытия? Изобретение беспроволочной связи (телеграф), открытие рентгеновских лучей, исследование феномена радиации. В это время были созданы квантовая теория (1900) и теория относительности (1916-1917).
Появился автомобиль и фотоаппарат. Первые летательные аппараты. Кино.

Эти и другие открытия повлияли на жизнь человека, на его быт и мировоззрение. В конце 19 века людям казалось, что наука постигла все тайны мира. Появилась несокрушимая вера в силу человеческого разума, вера в возможность и необходимость покорения природы.
Всё стремительно менялось, люди жили в постоянном ожидании изменений. Это был не спокойный XIX век, с его традициями, упорядоченностью во всем, это был век, когда всё вокруг стремительно менялось. Человек не успевал усвоить, понять одно естественно научное открытие, как уже появлялось другое.
Для нас с вами важно понять, что последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890х годов и вплоть до октябрьской революции 1917 года изменились все стороны жизни, начиная с экономики, политики и науки, заканчивая технологией, культурой и искусством. Эта новая стадия развития была невероятно динамична (быстрая, стремительная, необратима): было сделано огромное количество открытий; но в то же время крайне драматична: войны, революции, перевороты, громкие покушения на видных политических деятелей (в этот период слово терроризм у всех на слуху).

Теперь посмотрим, что происходит в литературе в этот период.
В начале XX века продолжают писать Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. А вместе с ними продолжает развиваться реалистическая литература, яркими представителями которой станут М.Горький, А.И. Куприн, И.А.Бунин, Л.Н.Андреев. Что такое реализм? Реализм — это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений.
Темами для этих авторов становится происходящее вокруг них. Как правило они просто описывают событие, не делая вывод. Вывод должен сделать читатель. В основном писали о людях, о тяжёлом труде, об ужасах войны, обо всём, что волновало писателя.
Но одновременно с реализмом в литературе появляется новое направление – модернизм. Это направление объединяет в себе несколько течений: символизм, акмеизм, футуризм и др. Эти течения появились не только в литературе, но и в музыке, живописи. Всё русское искусство, которое было связано с модернистскими течениями, получило название «серебряный век». Это название относится не только к литературе, а к русскому искусству в целом. Кто мне назовёт представителей модернистской литературы? Блок, Ахматова, Маяковский, Есенин и др.
Что такое модернизм? Модерн – это новое. Главная установка модернистских течений – только творчество изменит мир к лучшему. Модернисты ставили своей целью духовное возрождение человечества. Красота, искусство, творчество – вот главные ценности в мире. Как правило эти  произведения далеки от политики. Это произведения о любви, о силе красоты, о героическом прошлом, об экзотических странах, о прекрасном будущем.
В начале века в России развивается марксизм.
Что это такое? Марксизм – это учение (теория) о революционном преобразовании общества. В чем суть теории? С течением времени обнищание народа будет усиливаться, а богатство буржуазии возрастать. Это приведёт к обострению классовой борьбы. В высокоразвитых странах победит социалистическая революция, установится диктатура пролетариата (власть рабочих), произойдёт отмена частной собственности.
В связи с развитием марксизма в литературе возникает ещё одно направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы. Появляется понятие пролетариат. Пролетариат – это социальный класс, рабочий класс, беднейший слой населения. От латинского — неимущие.
Пролетарские поэты привлекают внимание к тяжёлому положению трудящихся, создавали и передавали общественные настроения. Они создавали революционные песни и пропагандистские стихи. Это был их вклад в дело революции, они принесли много пользы пролетарскому движению, укрепляли идеологию, готовили и призывали к классовым боям. Но большой художественной ценности они не представляют.
Представителями этого направления были многие известные писатели, но, как правило, недолго. В основном потому, что со временем разочаровывались в самой идее революции. Это был и М.Горький, и Куприн, и Маяковский, и Есенин и многие другие. Но со временем, с приходом к власти коммунистов, вся литература становится пролетарской. Вся литература начинает служить общему делу коммунизма. Как это получилось? В 1905 году выходит статья В. Ленина «Партийная организация и партийная литература». Эта статья сыграла огромную роль в развитии литературы. В этой статье Ленин вводит понятие и принцип партийной литературы. Он пишет, что литература «не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела». Сама литература понимается как «дело», не как творческий порыв, теперь это не что-то связанное с вдохновением, литература – это форма борьбы, агитации, пропаганды. Почему же эта статья так важна? Высказанная в ней мысль стала программой всей советской литературы. Литература может быть только для общего дела и только за общее дело. Тут формируется принцип: кто не с нами, тот против нас. Всё это стало причиной того, что талантливые поэты, писатели оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или выставленными из родной страны. Эта участь постигла многих, даже тех, кто с самого начала поддержал идею революции.

Обо всем этом мы будем говорить, изучая творчество писателей и поэтов XX века. Изучение этих произведений даст вам возможность лучше узнать историю своей страны. Мы с вами поговорим о людях, потерявших Родину, отдавших свою свободу, благосостояние, жизнь за идеи, которым они верили, от которых не отреклись. Изучая биографии, вы увидите, как быстро и необратимо могла измениться судьба человека. Читая, вы поймете, что художественная литература это своеобразные способ сохранить историю страны. Вся литература XX века – это рассказы о том, что было на самом деле.
Домашнее задание.
На следующем уроке мы начнем изучать творчество Леонида Николаевича Андреева. Прочитайте, пожалуйста, следующие его произведения: «Петька на даче», «Ангелочек», «Рассказ о семи повешенных».

  • Назад
  • Вперед

You have no rights to post comments

Авторизация

Запомнить меня

Регистрация

  • Забыли данные входа?
  • Регистрация

Перевод сайта


Культура рубежа XIX-XX вв.

и начала XX в. (общая характеристика)

Курс Культурология. Разработано О. Г. Петровой Культура рубежа XIX-XX вв. и начала XX в. (общая характеристика)

Русская литература рубежа веков находится в русле западноевропейской культуры модернизма (от франц. moderne — новейший, современный) — философско-эстетического движения в литературе и искусстве XX в., отразившего кризис прежнего типа мировосприятия, кризис эстетики, которая по сравнению с новейшей стала именоваться классической. Начало модернизму положили декадентство (упадок) и символизм. В России символистское направление было представлено ярко и разнообразно. Чтобы понять это достаточно назвать имена Константина Бальмонта

(1867-1942), Дмитрия Мережковского (1865-1941), Зинаиды Гиппиус (1869-1945), Федора Сологуба (1862-1927), Андрея Белого (1886-1954), Валерия Брюсова (1873-1924), Иннокентия Анненского (1855-1909), Александра Блока (1880-1921).

Представители этого направления в искусстве сосредоточивали свое внимание на художественном выражении посредством символов «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека. Они стремились с помощью символов прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его «нетленной красоте». Своим искусством они выражали тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, как к объединяющему началу всех людей Земли.

Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие» символисты (В. Брюсов, К. Б. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус), пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) на первый план выдвигали философские и теософские искания.

Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л. Н. Толстой («Воскресение», 1889-99; «Хаджи-Мурат», 1896-1904; «Живой труп», 1900), А. П. Чехов (1860-1904), создавший прекраснейшие произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек; писатели И. А. Бунин (1870-1953; сб. рассказов «На край земли», 1897; «Деревня», 1910; «Господин из Сан-Франциско», 1915) и А. И. Куприн (1880-1960, «Молох», 1896; «Олеся», 1898; «Яма», 1909-15).

Одновременно в реализме появились новые художественные качества — опосредованное отражение действительности. С этим связано распространение неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения 90-х годов («Макар Чудра», «Челкаш» и др.) принесли известность молодому A. M. Горькому (1868-1936). Лучшие реалистические сочинения писателя отразили широкую картину русской жизни рубежа XX в. с присущим ей своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы (роман «Фома Гордеев», 1899; пьесы «Мещане», 1901; «На дне», 1902 и др. )

Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве Художественного театра (1898), основанного К. С. Станиславским (1863-1938) и В. И. Немировичем-Данченко (1958-1943). В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей.

Режиссерское творчество ученика Станиславского Е. Б .Вахтангова (1883-1922) отмечено поисками новых форм, его постановки 1911-22 гг. носят радостный, зрелищный характер («Чудо святого Антония» М. Метерлинка,»Принцесса Турандот» К. Гоцци и др.).

Развитие лучших традиций музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф. И. Шаляпин (1873-1938), Л. В. Собинов (1872-1934), Н. В. Нежданова (1873-1950). Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М. М. Фокин (1880-1942) и балерина А. П. Павлова (1881-1931).

В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XIX-XX вв. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам (С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский).

Эпоха промышленного прогресса произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа/банки, магазины, фабрики, вокзалы/. Появление новых строительных материалов /железобетон, металлоконструкции/ и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн.

Одним из представителей этого направления в России был замечательный архитектор Федор Шехтель (1859-1926). По его проектам построены особняки Рябушинского (сейчас музей А. М. Горького) и Морозова (приемная МИД России), здание Московского Художественного театра (Камергерский пер.), здание театра им. Маяковского, здание Ярославского вокзала и т. д. Каждый проект Шехтеля — это умение соединить черты разных стилей воедино, создав при этом совершенно новый и всякий раз неожиданный и неповторимый образ.

Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множества художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.

К 90-м годам относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве, одним из первых манифестов которого явилась книга Ларионова «Лучизм» (1913), а подлинными теоретиками и практиками стали В. В. Кандинский (1866-1944) и К. С. Малевич (1878-1935). В то же время творчество К. С. Петрова-Водкина, декларировавшего преемственную связь с древнерусской иконописью, свидетельствовало о жизненности традиции («Купание красного коня». 1912. ГТГ).

Начало XX века не случайно называют «серебряным веком» русской культуры. Этот период не уступает «золотому» XIX веку изобилием ярчайших имен и явлений. Достаточно упомянуть художников «Мира искусства», (А. Бенуа, В. Добужинский, К. Сомов, Л. Бакст) и К. Коровина, поэтов С. Есенина и В. Маяковского, М. Цветаеву и А. Ахматову, дягилевские «Русские сезоны» и режиссера-новатора В. Мейерхольда, драматических актрис М. Ермолову и В. Комиссаржевскую, чтобы понять значимость и величие этой эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

значение — Что означает фраза «начало девятнадцатого века»?

Означает ли фраза « начало девятнадцатого века » примерно 1800 или 1900 ? Википедия сообщает, что в британском английском это означает 1800, в то время как в использовании AmE не так ясно. Итак, к чему именно относится «начало 19 века». Зависит ли это главным образом от контекста?

В британском английском фраза «поворот девятнадцатого века» относится к годам, непосредственно предшествующим и непосредственно следующим за 1801 годом, а «поворот двадцатого века» — к годам, окружающим 19 век.01 и так далее.

В американском английском это не так однозначно. Согласно Чикагскому руководству по стилю онлайн-вопросов и ответов, нет единого мнения относительно значения фразы «начало n-го века».

  • означает

Тот факт, что в Чикагском руководстве по стилю нет четкого определения, отражает, я думаю, тот факт, что это принципиально запутанный термин из-за слияния двух источников путаницы:

«начало века» — это в конце или в начале?

«19 век» — это 1800 по 1899 или 1900 по 1999?

Итак, мы с вами могли бы дать четкий ответ на любой из этих вопросов (второй менее открыт для обсуждения), но, тем не менее, многие другие люди будут думать иначе. На самом деле не имеет значения, правы мы или нет, если цель состоит в том, чтобы создать четкую коммуникацию, которая, в конце концов, является основной функцией языка, устного или письменного. Контекст всегда поможет — если вы говорите о чем-то, что произошло в 1803 году (например, о начале наполеоновских войн в Европе), и вы говорите «дипломатические отношения на рубеже

Итак, я думаю, что, если дать ответ, Руководство по чикагскому стилю, вероятно, примет сторону Википедии — что «начало 19-го века» означает, скажем, с 1795 по 1805. Но для многих это все равно будет запутанным выбором слов. 8

Я так понимаю, что век, который поворачивается, это тот, который ясно упоминается в тексте. В случае «на рубеже девятнадцатого века» подразумевается, что девятнадцатый превращается в двадцатый.

3

Зависит ли это главным образом от контекста?

В конце концов, «Да». Ваши цитаты точны.

Отрывок из работ Фрейда около 1895 г.:

Чтобы понять почти одержимость Фрейда сексуальными основами эмоционального дистресса, нужно также прийти к более полному осознанию сексуального подавления и лицемерия в жизни австрийского среднего класса на рубеже веков. … [девятнадцатого] века ….

—> на рубеже 19-го века в этом отрывке означает примерно конец 19-го века.

2

Зарегистрируйтесь или войдите в систему

Зарегистрируйтесь с помощью Google

Зарегистрироваться через Facebook

Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie

. 9Использование 0000 слов — Что означает «начало века»?

спросил

Изменено 3 года, 5 месяцев назад

Просмотрено 15 тысяч раз

Если бы я хотел написать о 1899 году, назвал бы я его началом 19 века или началом 20 века? По сути: «начало века» относится к началу или концу века?

  • использование слов
  • словосочетаний

10

Это зависит.

В британском английском, согласно Википедии, вы бы назвали это началом 20-го века. Рубеж 20 века включает в себя конец 19 века и начало 20 века.

В американском английском это может быть, как указано выше, но его также можно назвать поворотом 19-го века, т. е. рассматривать его как век, переходящий из 19-го века.го века, а не как поворот к 20-му.

См. Википедию

5

начало нового века относится к концу и началу нового века. Для вашего примера (1899 г.) это означало бы конец 19-го века и начало 20-го.

5

Вообще говоря, поворот века относится к любому столетию, в котором происходит поворот.

Контекст скажет, какой сейчас век.

Представьте себе, что люди в 999 году пережили рубеж своего века как период с 999 года на 1000 год. Фактический поворот невыразим.

По сути, это точка перехода одного века в другой. Также как: поворот за угол: вы идете с одной улицы на другую.

Свернув за угол, я понял, что нахожусь на Харли-стрит.

Вот Википедия, смотрите первую часть только мой ответ:

поворот века

Для меня поворот означает момент, когда он переходит в следующий век.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *