Сад дворца юсуповых – Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге, история, что посмотреть, фото интерьера

Юсуповский сад — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Юсу́повский сад — сад в Санкт-Петербурге.

Участок площадью в 9 га между Фонтанкой и Садовой улицей был подарен Петром I в 1724 году князю Г. Д. Юсупову. Позднее его сын разбил регулярный сад с двумя прудами, каналами и цветниками. В 1730 году на участке построили деревянный одноэтажный дом, проект для которого разработал Доменико Трезини.

В 1790-е годы Н. Б. Юсупов заказал архитектору Джакомо Кваренги переустройство усадьбы. Он перестроил дворец и перепланировал сад.

В 1810 году особняк Юсуповых был продан казне в связи с разводом хозяев. Далее участок передали Управлению путей сообщения России. В парке соорудили оранжереи и фонтаны, вдоль Садовой улицы установили чугунную решетку. На северо-востоке парка были построены теплицы садовода Эйлерса, цветы из них пользовались репутацией лучших в Петербурге.

Весной 1863 года, император Александр Второй распорядился открыть часть Юсуповского сада для публичных посещений. Для этого южная и северная части парка были чётко разделены. В южной располагались два пруда с островами, которые соединили между собой цепными мостами, а с берегом — деревянным. Полностью сад открыли для широкой публики в 1863 году. Тогда же в каждой части установили по фонтану.

Юсуповский сад пользовался популярностью у жителей окрестных районов города. На его территории запускали воздушные шары, работал тир и другие увеселительные аттракционы. Зимой сад не работал, пока в 1865 году его не начал на зиму арендовать Петербургский речной яхт-клуб[1]. В саду устраивали катки и ледяные горки, строили снежные городки и крепости. На Рождество устраивались массовые гуляния с катанием на санях и фейерверками.[2]

Юсуповский сад сыграл важную роль в становлении российского фигурного катания. Здесь проводились первые чемпионаты мира, России, а также СССР. Кроме того, в школе фигурного катания сада учился Н. А. Панин-Коломенкин, первый русский олимпийский чемпион.

В советское время парк назывался «Детский парк Октябрьского района». В 1955 году здесь был установлен памятник В. И. Ленину.

В 1990 году саду было возвращено историческое название — Юсуповский. Памятник Ленину был демонтирован.

В настоящее время принадлежит Университету путей сообщения Императора Александра I.

  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — СПб.: Норинт, 2002. — 353 с. — ISBN 5-7711-0019-6.
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. —
    СПб.
    : Лениздат, 1998. — 1070 с. — ISBN 5-289-01586-8.

Дворец Юсуповых на Садовой улице — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 декабря 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 декабря 2018; проверки требует 1 правка.

Юсу́повский дворе́ц на Садовой улице, 50-а и на Фонтанке, 115 в Санкт-Петербурге — бывший дворец князей Юсуповых. С 1 ноября 1810 года — первое здание Института Корпуса инженеров путей сообщения. Ныне его занимает Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. Не путать с одноимённым дворцом на Мойке.

Усадьба князя Б. Г. Юсупова на реке Фонтанке в середине XVIII века была одной из богатейших в городе. На участке существовал роскошный барочный дворец, в плане представлявший собой сильно распластанную букву Н. Здание на высоких погребах представляло собой сочетание центрального двухэтажного объёма и одноэтажных поперечных ему крыльев, соединенных одноэтажными же корпусами. От реки усадьбу отделяла трельяжная решетка. По сторонам средней подъездной аллеи, ведущей от дворца к Садовой улице, располагалось по большому боскету, центры которых отмечали пруды фигурных очертаний, соединённые между собой каналом. Через канал по центральной оси комплекса переброшен мост. От прудов к граням и углам боскетов вели дополнительные окаймленные стриженной зеленью дорожки. Парк немного не доходил до Садовой улицы, и подъездная аллея проходила между строений небольших усадеб, обращённых к улице, принадлежавших другим владельцам. У Фонтанки перед Г-образной в плане оранжереей существовал небольшой партерный садик с беседками. Единственное известное сегодня изображение дворца того периода сохранилось на аксонометрическом плане де Сент-Илера

[1].

Сквер Юсуповского дворца

В связи с прокладкой сквозной набережной и завершением благоустройства берегов Фонтанки дворец в 1790-х годах перестраивается для князя Николая Борисовича Юсупова архитектором Джакомо Кваренги. При этом зодчий сохранил основные объемные членения здания (повышенный центр и более низкие крылья), но полностью сменил в духе времени декоративное решение фасадов и интерьеров, получивших в результате классицистическое оформление. Со стороны реки архитектор возвел дополнительные службы и организовал новый замкнутый парадный двор с въездом с набережной. Вместо двух фигурных крылец он соорудил по центру фасада открытый тамбур с ведущим к нему пандусом. Угловые ризалиты стянуты с повышенным средним лоджиями, украшенными тосканскими колоннами. Противоположный садовый фасад украсился шестиколонным портиком на террасе в уровне первого этажа с ведущей к нему широкой одномаршевой лестницей[2]. Парк перепланировали в пейзажном стиле, изменив очертания береговой линии прудов на свободные и насыпав искусственный островок. На участке бывшей оранжереи Кваренги предусматривал строительство небольшого павильона с обращенной к Фонтанке открытой полуциркульной нишей, маленьким кабинетцем и залом со стороны сада, отделённого от остальной территории усадьбы оградой

[3].

В 1836—1840 годах была изготовлена решётка, которая ограждает здание и прилегающий к нему сад со стороны Садовой улицы; её создали инженеры К. Кольман и В. Р. Трофимович.

  1. ↑ Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765—1773 гг. — СПб.: Крига, 2003.
  2. Пилявский В. И. Джакомо Кваренги. Архитектор. Художник. — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1981.
  3. ↑ Каталог выставки ГЭ. Джакомо Кваренги. Архитектурная графика. — СПб.: Славия, 1999.

Дворец Юсуповых на Фонтанке (он же на Садовой улице)

Юсуповский дворец на Фонтанке.
Юсуповский дворец на Фонтанке.
Юсуповы — одна из богатейших аристократических династий царской России. Семейство умело вкладывало деньги в промышленные объекты и банковские операции, а так же получало императорские подарки в виде земель и имений за свою службу на благо страны. Их деловая хватка проявилась не только в предпринимательской деятельности, но и в обустройстве своих многочисленных владений, которые они превращали в настоящие произведения искусства.

Дворцы и резиденции Юсуповых располагались как в России, так и за рубежом. Наиболее известны два дворца в Санкт-Петербурге (на реке Мойке и на Фонтанке), дача княгини Зинаиды Юсуповой в городе Пушкин (рядом с Санкт-Петербургом), дворцы в Москве и в Крыму, две усадьбы: Архангельское в Московской области и Ракитное в Белгородской, а так же усадьба во французском Финистере.

Юсуповский дворец на Фонтанке: историческая справка

История Дворца на Фонтанке (другое название — Юсуповский дворец на Садовой) восходит к далёкому 1724 году, когда царь Пётр пожаловал своему другу и сподвижнику князю Григорию Юсупову участок в северной столице, который на востоке ограничивала Царская перспектива (ныне Московский проспект), на западе — просека (сейчас переулок Бойцова), с севера — Большая просека (современная улица Садовая), а с юга — речка, под названием Безымянный Ерик, которую мы сейчас зовём рекой Фонтанкой. Первоначально здесь стоял деревянный особняк в стиле барокко, построенный князем Борисом Юсуповым.

Позднее, в 1789 году из Европы вернулся сын Бориса — Николай Юсупов, который только что завершил поездку во Францию по поручению императрицы Екатерины II. За границей Николай Борисович закупал для императорских дворцов в Санкт-Петербурге и Царском селе скульптуры и живописные полотна. Одновременно с этим он расширял и свою коллекцию произведений искусства.

Вдохновлённый увиденным в зарубежной поездке, князь Николай Юсупов приступает к коренной реконструкции своей питерской резиденции. С этой целью он привлекает к работе весьма популярного в то время итальянского архитектора Джакобо Антонио Кваренги. Под его руководством дворец в стиле барокко утратил свои вычурные украшения и приобрёл элегантный классический вид. Соответственно регулярный парк, имеющий правильную геометрическую планировку, сменился на пейзажный парк, для которого характерна интеграция паркового пространства и расположенных на его территории декоративных элементов в естественные природные ландшафты.

Юсуповский дворец и сад на Фонтанке. Юсуповский дворец и сад на Фонтанке.

В таком виде усадьба сохранилась до наших дней. Кроме того, практически не изменилось и назначение здания: после того, как в 1810 году князь Николай Борисович Юсупов переселился в Москву и продал свой питерский дворец казне, помещение передали Институту Корпуса инженеров путей сообщения, а сейчас здесь располагается факультет экономики и менеджмента при Санкт-Петербургском государственном университете путей сообщения.

Юсуповский дворец на Фонтанке: архитектура и достопримечательности

По этой причине посетить все помещения дворца несколько проблематично. Но если всё же получится это сделать, то здесь можно увидеть интересное оформление интерьеров. Классический снаружи дворец внутри оформлен по-разному: некоторые комнаты выполнены в стиле рококо, в других отдано предпочтение барокко; в оформлении отдельных кабинетов чувствуются восточные мотивы, а в других ощущается итальянский стиль. Есть так же помещения, в которых господствует дух декадентства. Во многих местах на стенах размещены портреты великих исторических личностей.

Со стороны реки здание, которое официально называется «Дворец Юсуповых на Фонтанке», выглядит довольно сдержанно. Оно представляет собой два длинных флигеля, соединённых аркой, которая закрывается узорными решетчатыми воротами. Эта часть дворцового комплекса как бы отгораживает от шумной набережной реки Фонтанки его уютный внутренний дворик и основное здание дворца.

Войдя в ворота под аркой или через боковой вход со стороны Московского проспекта, можно оказаться во дворе, ограниченном со всех сторон полукруглым строением. И вот тогда глазу откроется основное здание дворца Юсуповых. Традиционно, но в то же время оригинально, оформлен южный фасад. У входа во дворец устроен двусторонний пандус, характерный для многих построек того времени. По нему удобно заходить в здание с любой стороны. Над самым входом сооружён небольшой тамбур, укрывающий входящих от непогоды. Центральная часть здания соединяется с боковыми ризалитами при помощи широких лоджий, вдоль каждой из которых тянется колоннада.

Ещё более внушительно выглядит северный фасад, смотрящий в сторону парка. Ко входу во дворец ведёт величавая широкая лестница, поднимающаяся на просторную террасу, украшенную портиком из шести белоснежных колонн. А прямо над ним, во всю его ширину— огромный балкон. По террасе можно прогуляться вдоль здания: пройтись от одного ризалита до другого, выйти на выступы около лестницы и оказаться ещё ближе к парку.

С первых дней основания и до наших дней Юсуповский сад был и остаётся одной из примечательных особенностей усадьбы. Трудно представить, что посещение дворца возможно без осмотра парка — удивительно тихого места в самом центре Санкт-Петербурга, настоящего зелёного оазиса среди городского шума. Это место просто располагает для неспешных прогулок, размышлений и бесед. Центральное место в Юсуповском саду занимает пруд с плавными очертаниями береговой линии. Посреди него — три островка, на которые можно пройти по небольшим выгнутым мостикам. Зимой, когда пруд замерзает, он превращается в прекрасный естественный каток. Именно на этом пруду в своё время зародилась российская школа фигурного катания.

Юсуповский сад на Фонтанке. Юсуповский сад на Фонтанке.

Закончить посещение Юсуповского дворца и парка можно в Центральном музее железнодорожного транспорта, который является одним из старейших технических музеев мира. Заложен он был по приказу императора Александра I в 1809 году в качестве подразделения Корпуса инженеров путей сообщения. Особенно понравится здесь детям. Ребятам всегда интересно узнавать историю развития транспорта, устройство паровозов, мостов и дорог, рассматривать модели поездов, удивляться действующим моделям. Высококвалифицированные экскурсоводы сделают посещение особенно впечатляющим, открыв на многое глаза не только детям, но и взрослым.

Культурную программу посещения дворцово-паркового ансамбля Юсуповых также разнообразят проводимые здесь различные мероприятия. Из года в год организаторы придумывают что-то новое, чередуя выставки, фестивали, интерактивные представления, конкурсы, флешмобы, концерты, праздники. Вход в парк и посещение большинства мероприятий является бесплатным.

Юсуповский дворец на Фонтанке: как добраться

Добраться до Юсуповского дворца и сада сложности не представляет, так как они находятся в самом центре города. На метро надо ехать до станций «Садовая», «Сенная» или «Сенная площадь». Также сюда направляется множество наземных видов общественного транспорта: трамваи, автобусы, маршрутные такси. Их ближайшие к Юсуповскому дворцу и парку остановки — это «Сенная площадь», «Переулок Бойцова» и «Юсуповский сад».

Юсуповский сад в Санкт-Петербурге: адрес, как добраться, фото

Краткое описание

В самом центре города рядом с Сенной площадью находится изумительно гармоничный и живописный Юсуповский сад. Этот красивейший пейзажный парк имеет увлекательное прошлое.

История

Начало истории этого места относится к 1724 году, когда заболоченные земли на берегу Фонтанки, указом Петра I были дарованы ближайшему сподвижнику императора – князю Григорию Дмитриевичу Юсупову. Через некоторое время, под руководством знаменитого итальянца Доменико Трезини, в этом месте был построен деревянный особняк. На огромной территории разбили сад, вырыли два пруда и каналы.

Юсуповский сад пруд

Юсуповский сад пруд

В 90-е годы XVIII века было принято решение о переустройстве усадьбы. Проект был заказан известному архитектору – Джакомо Кваренги, и после перестройки здание было превращено в замечательный дворец, выполненный в классическом стиле. Тогда же была произведена реконструкция окружающего земельного участка.


 

На территории появились:

  • огромный красивый пруд с островками
  • величавый грот
  • арка, выполненная из камня
  • изысканные беседки
  • статуи из мрамора
  • оранжереи

Юсуповский сад дворец

Юсуповский сад дворец

В связи с разводом княжеской семьи и последующим разделом имущества, в 1810 году дворец был продан государству и очень скоро перешел в ведомство Управления путей сообщения. На территории началось строительство зданий, принадлежавших ведомству, а площадь самого сада значительно уменьшилась. В 1865 году сад открыли для свободного посещения и он стал любимейшим местом отдыха жителей ближайшей округи.

Были здесь ?

ДаНет


 

Интересные места и особенности

Вот уже более двух веков Юсуповский сад является прекрасным местом для отдыха в самом центре огромного шумного города. Основное внимание в парке привлекает, конечно же, пруд с мягкими очертаниями берегов и тремя островками посередине. Попасть на островки можно пройдя по небольшим красивым мостикам.

Парк выглядит очень ухоженным в любое время года. Летом здесь много желающих отдохнуть на лавочке вдали от городского шума и позагорать на аккуратных газонах.

Зима в Петербурге  — сезон для любителей покататься на коньках или ватрушках в саду.

Юсуповский сад от улицы Садовой отделяет великолепная ажурная решетка, установленная в конце 30-х годов девятнадцатого столетия. Замечательная чугунная ограда привлекает внимание туристов своими искусными арабесками и прекрасно дополняет ансамбль сада. Авторами этого удивительно красивого сооружения стали российские инженеры К. Кольман и В. Трофимович.


 

Юсуповский сад ворота

Юсуповский сад ворота

События

Международные соревнования по фигурному катанию начали проводить здесь с конца XIX века, тогда же открыли первую российскую школу фигурного катания. На катке Юсуповского сада проходил первый в истории СССР чемпионат по фигурному катанию на коньках. Это событие состоялось в 1924 году.

Самые разные мероприятия, проводимые на территории сада, привлекают огромное количество посетителей. Организаторы культурных программ постоянно предлагают вниманию гостей интерактивные представления и фестивали, конкурсы и флешмобы.

7 сентября 2019 года в Юсуповском саду прошел Фестиваль всемирной музыки «Части света»

Живые концерты дали группы Мельница, Аквариум International, Steeleye, 47SOUL, Varttina. Художественным руководителем фестиваля выступил Борис Гребенщиков. Помимо музыкальных концертов гости смогли попробовать экзотические блюда, поиграть на различных музыкальных инструментах и принять участие в лекциях и мастер-классах.


 

Режим работы 2020

  • Сад работает каждый день, без выходных
  • Время работы с 6:00 – 23:00

Где находится

Адрес

ул. Садовая, дом 54

Метро

Садовая

Как добраться

5 минут пешком от метро Садовая

Фото Юсуповского сада зимой

Интересные места рядом

  • Юсуповский дворец
  • Центральный Военно-морской музей
  • Дом усадьба Ломоносова М. В.
  • Николаевский дворец
  • Дворец великого князя Николая Николаевича
  • Музей Санкт-Петербургской Государственной Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова
  • Мариинский театр
  • Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков

 

Музей роскоши — Прогулки с дилетантом — LiveJournal

Дворец Юсуповых на Мойке является обязательным пунктом программы для посещения всеми туристами, приехавшими в Петербург хотя бы на неделю. Здесь почти тридцать залов ослепительных интерьеров, лучшая мебель разных эпох, витрина жизни дореволюционной российской буржуазии. Дворец начали строить в 1770 году для графа Андрея Шувалова, но первые деревянные хоромы царевны Прасковьи (племянницы Петра I) поставили на этом месте вскоре после основания города. Пять поколений Юсуповых владели дворцом с 1830 по 1917 год. Это была жемчужина в ожерелье из 57 дворцов рода Юсуповых. В подвале дворца в 1916 году был убит Распутин. С 1925 года дворец выполняет роль культурного центра работников образования.


Питер-2013 // Часть 24


1. Фасадом дворец выходит на набережную реки Мойки, а во дворе флигель и колоннада образуют широкую площадь, за которой лежит собственный сад.

2. Внутри дворца два парадных этажа, начнём осмотр с первого.

3. Первая комната — Белое фойе.

4. В бывшей Буфетной с шикарным деревянным интерьером располагается лавка сувениров.

5.

6. А мы идем дальше, в Гостиную Генриха II.

7. Шикарный камин с колоннами из оникса.

8. Гостиная наполнена мягким светом.

9. Из гостиной попадаем в Библиотеку князя.

10. Полки забиты старинными фолиантами.

11. Здесь тоже есть изящный резной камин и лакированный гарнитур, на котором было удобно заниматься чтением.

12. Далее идёт Секретарская.

13. Вместо окон здесь — огромные витражи с подсветкой.

14. С деревянного с розеткой потолка свисает массивная хрустальная люстра.

15. Далее — Турецкий кабинет (бильярдная) с непривычным синим сукном на столе.

16. За Бильярдной лежит, пожалуй, самое знаменитое помещение дворца — Мавританская гостиная. Гостиная напоминает о восточных корнях рода Юсуповых.

17. Съёмка зала получилась скукоженной, потому что половина его на реставрации (трещины в стенах из-за многочисленных перестроек).

18. Закончив осмотр нижнего этажа, идём к Парадной лестнице.

19. Стены и потолок украшены лепниной тончайшей работы.

20. В начале лестницы стоят мраморные вазы.

21. В нишах установлены скульптуры древнегреческого стиля.

22. В углах промежуточной площадки — золочёные канделябры выше человеческого роста.

23. Они украшены дракончиками.

24. Сразу попадаем в Гобеленовую гостиную. Через внутренние окна ещё просматривается лестница.

25. Среди деревянных интерьеров по стенам развешаны огромные гобелены XVIII-XIX веков.

26. Картины изображают традиционные сцены охоты.

27. В промежутках между гобеленами стены покрыты тончайшей резьбой. С ума сойдёшь, наверное, пыль стирать со всего этого.

28. Дальше следует небольшой будуар с поразительным потолком из натянутой ткани.

29. Перед спальней входим ещё в одну маленькую комнатку.

30. На дверь в спальню саморезами прикручен красивый замок. Могли хотя бы саморезы использовать золотистого цвета?

31. Парадная спальная комната.

32. На самом деле для сна эта комната не предназначалась. Она была одной из разновидностей гостиных.

33. Торшер под цвет зала.

34. Дверь из спальни ведёт в Большую ротонду.

35. Потолок ротонды — высокий купол с изумительными росписями.

36. Украшением зала служит европейский фарфор XIX века.

37. А также две керамические фигуры Нептуна и Салации.

38. По цвету обоев и обивки сидений легко можно догадаться, что мы вошли в Синюю гостиную.

39.

40. Следующая комната, как это не удивительно — Красная гостиная!

41. Здесь на полу шикарный наборный паркет.

42. Дальше снова никаких сюрпризов — Зелёная гостиная.

43. Роскошный камин, покрытый малахитовой мозаикой.

44.

45. В следующем Танцевальном зале под потолком висит необъятная люстра.

46. Первый из залов картинной галереи Юсуповых — Николаевский зал.

47. Бюст князя Бориса Юсупова.

48. Следом входим в Прециозу (Зал Драгоценностей).

56.

49.

50.

51. Длинный зал с красными стенами и мраморными скульптурами носит название Античный зал.

52.

53. Возвращаемся в Зал Прециоза и по короткому коридору идём дальше.

55.

57.

54. Зал Антонио Виги украшен портретом Зинаиды Юсуповой.

58. В зале великолепный расписной плафон.

59. Тяжеленные бронзовые люстры.

60. Из Коронационного коридора два проёма ведут ещё в одно уникальное помещение — Дубовую гостиную.

61. Стены покрыты деревянными панелями со средневековым растительным орнаментом.

62. Голландская керамика.

63. Центр зала занимает венецианский обеденный стол, примечательный прежде всего своими ножками.

64. Через Музейный коридор идём в театр.

65.

66.

67. Театр дворца вмещает 176 человек. На уровне второго яруса расположена княжеская ложа.

68. Роспись на потолке.

69. Занавес.

70. Великолепный золочёный зал — отличное место, чтобы завершить экскурсию.

Источники и дополнительная информация:
1. Схема залов дворца
2. Фотогалерея дворца
3. Юсуповский дворец на Мойке, 7 июня 2012 года
4. Юсуповский дворец на Мойке июль 2009 года



Юсуповский дворец: g_rybins — LiveJournal

IMG_6733
Зайдя со стороны сада, можно увидеть Юсуповский дворец на Мойке со двора.
1.
IMG_6735
Небольшой конюшенный флигель, народу никого — праздники.
2.
IMG_6736

Дальше этих ворот к дворцу прохода нет. Тогда мы еще не знали, что в позапрошлом веке был построен парадный вход, а до этого пользовались входом со двора.
3.
IMG_6740
Пришлось повернуть обратно. С удивлением обнаруживаю баскетбольное кольцо в маленьком дворике.
4.
IMG_6752

Из гардероба можно выйти под старинные кирпичные своды подвала. Подземелье Юсуповского дворца в нашу экскурсию не входило, поэтому только вот этот коридор. По стенам витрины с находками, откопанными в ходе реставрационных работ. Все фото выкладывать не буду, очень интересные экспонаты.
5.
IMG_6751

6. Вид из подвала, где находится гардероб, на ворота во дворе, до которых можно дойти со стороны сада.
IMG_6755

Территорию жилых покоев начали осматривать с «секретарской». Портрет кисти В.Серова, был заказан вместе с четырьмя портретами князей Юсуповых, последней владелицей дворца, Зинаидой Николаевной Юсуповой. Остальные портреты находятся в коллекции Русского музея. На картине изображен муж Зинаиды Николаевны, Князь Фе́ликс Фе́ликсович Юсу́пов, граф Сумаро́ков-Эльстон. Он был профессиональным военным, членом нескольких сообществ, в том числе автомобильного, художественного. Когда писался портрет, Феликс Феликсович говорил, чтобы больше внимания уделялось не ему, а лошади. Прекрасный арабский конь и сам князь выполнены великолепно. Портрет писался в имении Архангельское, где художником были написаны еще три портрета сыновей Юсуповых.

7.
IMG_6761

8. Деревянная лестница из секретарской вела на второй этаж в парадную супружескую спальню.
IMG_6762

Парадная спальня была открыта для гостей во время приемов. Под балдахином на стене находился киот с иконами. Отделка шелком стен спальни не оригинальная, но воссоздана в технике того времени.

9. Парадная спальня.
IMG_6027

В 1837 году во дворце давался первый крупный бал после реконструкции. Одной из гостей была Мария Федоровна Каменская, в девичестве Толстая. Вместе с отцом она пришла в эту спальню, чтобы полюбоваться скульптурой Антонио Кановы «Амур и Психея». Эта скульптура находилась в центре спальни. Сейчас скульптура находится в Эрмитаже.

10.
IMG_6944

Слева от камина из мраморного оникса архитектор И.А.Монигетти предусмотрел неприметную дверь, из которой можно выйти по деревянной лестнице в «секретарскую».

11.
IMG_6028

Дворец был построен в конце ХVШ столетия архитектором Жаном-Батистом Валлен-Деламотом для графа Андрея Шувалова. После смерти его наследники продают дворец в казну. По велению царицы Екатерины II дворец переходит к племяннице Г.А.Потёмкина: «Купленный по воле нашей у наследников покойного действительного тайного советника графа А.А.Шувалова дом в Санкт-Петербурге, на Мойке лежащий, пожаловали Мы нашей статс-даме графине Браницкой в вечное потомственное владение, повелевая тот дом отдать ей со всеми уборами…» Спустя много лет, будучи в преклонных летах, она продаёт дворец князю Борису Николаевичу Юсупову. С тех пор и до 1917 года пять поколений Юсуповых были владельцами дворца.

12. Парадная лестница. Была построена после 1830 года вместе с парадным входом с реки Мойки.
IMG_6774

13. Люстра венецианского стекла была заказана в Европе.
IMG_6017

В конце ХIХ века во дворец провели электричество (до этого были масляные светильники и свечи), канализацию и все удобства, как в современных квартирах.

14.
IMG_6782

Внутреннее убранство несколько раз перестраивалось. Под руководством архитектора А.А.Степанова были созданы большой зал, большая гостиная и столовая. Дворец использовался для проведения зимних балов.

15.
IMG_6780

В 1918 году Юсуповский дворец стал музеем с картинной галереей. В 1925 году был передан работникам просвещения, а картины переехали в Русский музей и Эрмитаж. После войны дворец был центром досуга творческой интеллигенции, Домом учителя. В 1990 годы дворец стал многофункциональным историко-культурным центром, где соединены просветительская, экскурсионная, выставочная и концертная деятельность.

16.
IMG_6953

Когда князья Юсуповы создавали интерьеры дворца, они приглашали художников, которые писали акварели. Благодаря этим акварелям, у нас есть возможность видеть, как выглядели помещения дворца в середине XIX века. Восстановленная по этим акварелям гобеленовая гостиная на самом деле не имеет фламандских гобеленов и шпалер XVII столетия, которые находились там. Шпалеры с изображением сцен охоты и гобелен «Дети садовники», украшавшие гобеленовую гостиную, находятся в Эрмитаже. На стенах сейчас живописные имитации, картины на холсте, которые создают иллюзию тканого ковра в том виде, каким он был в бытность князей Юсуповых.

17. Рамы полотен выполнены из орехового дерева с резьбой.
IMG_6798

Великолепный плафон, который напоминает неглазурованный фарфор. Настоящий фарфор украшает люстры, канделябры в форме ваз с цветами и каминные часы.

18.
IMG_6797

Старинный инструмент — фисгармония из коллекции Николая Борисовича Юсупова — младшего. Он был музыкантом-любителем, композитором, коллекционером и благотворителем. Увлечение музыкой привело к тому, что во дворце на Мойке располагалась коллекция музыкальных инструментов, включавшая рояли немецкого и французского производства, пианино, арфу, пианолы, фисгармонии и механические орга́ны. Основную ценность коллекции придавали около 20 скрипок европейских мастеров XVI—XIX веков, включая Амати, Гварнери и Страдивари. На стенах гобеленовой гостиной лепнина, покрашенная в цвет дерева.

19.
IMG_6023

Стиль следующего зала, Большой ротонды — древне-римский, ему присуще симметричное расположение дверей (даже если они не используются), колонн и росписи. Колонны и стены выполнены из искусственного мрамора, который широко применялся в XIX столетии. Стены расписывал художник Антонио Виги, плафон расписал русский мастер А.Травин. По желанию Николая Борисовича Юсупова — младшего в интерьерах появилась удобная и красивая мебель, столики, вазы с цветами, что придало уют и жилой вид парадным покоям дворца.

20. Большая ротонда.
IMG_6031

Из Европы были привезены торшеры сервского фарфора, сделанные на заказ.

21.
IMG_6038

22.
IMG_6033

Мебельный гарнитур, находящийся в синей гостиной — подлинный. Он выполнен из массива орехового дерева с очень сложной отделкой позолотой по белому. Паркет из нескольких ценных пород дерева. На стене работа художника В.К.Штейнбера, девушка с розами. Кого изобразил художник — неизвестно, но картина интересна тем, что это одна из сохранившихся работ из коллекции Юсуповых. Шелк на стенах синей гостиной подлинный.

23. Синяя гостиная.
IMG_6039

24. Красная гостиная.
IMG_6042

У этой гостиной три названия: Красная, золотая, императорская . Императорской её называли потому, что здесь находился портрет императора. Сейчас на стене портрет княгини Юсуповой, жены Бориса Николаевича, владельца этого дворца. Современники называли её «Звезда первой величины». Она была прекрасно образована и талантлива. Её поклонниками были император Николай II и Наполеон III. После смерти мужа она покидает дворец и переезжает на Литейный,42. Там она построила себе называемый сейчас «Юсуповский дворец на Литейном».

На стенах сохранился подлинный шелк. Камины украшены мрамором и позолотой. Мебель подлинная, на подлокотниках диванчиков стилизованные маршальские жезлы, на подлокотниках кресел — связки стрел. Древне-римская тематика присутствует в интерьере, на потолке роспись, выполненная итальянскими художниками Б. Медичи и П. Скотти в 1830-е годы, сцены из Илиады Гомера. Паркет набран из пород тропических деревьев и дополнен орнаментом, сделанным методом выжигания. Люстра из золоченой бронзы и хрусталя с фигуркой Аполлона, изготовлена в России в 1830-е годы
.
25. Зеленая гостиная.
IMG_6046

Эта гостиная отличается от красной и синей своей простотой мебели и домашней обстановкой. Стиль ранний классицизм. Яркий камин уральского малахита с заводов Демидова.

26. Танцевальный зал. Золоченые светильники и украшения танцевального зала . Если не знаешь из чего они выполнены — ни за что не догадаешься. Это папье-маше. Люстры сохранили подъемные механизмы с тех времен, когда на них зажигались свечи.

IMG_6850

Музыка в танцевальный зал проникала с балкона, расположенного над переходом в Большой зал.
27.
IMG_6858

Самый большой во дворце зал, площадью 445 кв.м., имеет колонны из искусственного мрамора высотой 17 м. Над ближайшими колоннами балкон для музыкантов. Дальний балкон не использовался, был задуман для симметрии.

28. Большой зал.
IMG_6048
Роспись стен в технике гризайль, серыми тонами, создает впечатление объемных скульптур.
Здесь проходили балы, на которые приглашались высшие чины и члены императорской семьи. В зале великолепная акустика, в чем мы убедились, прослушав выступление певческого квартета Юсуповского дворца.

29.
IMG_6859

На центральной люстре фигурка богини победы — Ники, хрустальные подвески бриллиантовой огранки.
30.
IMG_6051

Танцующих нимф на потолке танцевального зала изобразили итальянские художники Б. Медичи и П. Скотти.
31.
IMG_6857

Балы начинались в 6 часов вечера. Приглашения рассылались за несколько месяцев, чтобы гости могли подготовиться, сшить бальные платья. Перед дворцом стояла очередь из карет приглашенных — так много было гостей. По окончании танцев давался ужин в большом бело-колонном зале.

32.
IMG_6052

33. Зал Антонио Виги
IMG_6949

Плафон зала украшает «Триумф Геркулеса» работы художника Антонио Виги со сценой причисления героя к сонму богов. Он создавался для Михайловского замка императора Павла I и был приобретен Юсуповыми через казну, когда начали распродавать имущество Михайловского замка. По приказу Николая I в замке разместилось инженерное училище и средства шли на его содержание.

34.
IMG_6867

Копия портрета княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой работы К.Е.Маковского. Портрет выполнен в русском народном костюме в память о том, как она на костюмированном балу танцевала русский народный танец, который так понравился гостям, что они просили её исполнить этот танец еще несколько раз.

35.IMG_6868

36.
IMG_6054

37.
IMG_6060

38.
IMG_6061

39. Скульптура «Молящийся мальчик, работы итальянского мастера Пампалоне, в малой ротонде находится на своем историческом месте, согласно визуальным свидетельствам — акварелям того времени.

IMG_6065

Скульптура ангела работы Марка Антокольского, которую заказали как надгробную скульптуру для сестры Зинаиды Николаевны Юсуповой, Татьяны, умершей в молодом возрасте от тифа. Могила её находится в Архангельском, имении Юсуповых под Москвой. Там эта скульптура выполнена из мрамора, а здесь находится предварительная скульптура из гипса.

40.
IMG_6064

41.Зал Прециоза («драгоценный» итал.), отделка 1890-е, архитектор А. Степанов. Один из залов, в котором размещалась картинная галерея Юсуповых, насчитывавшая 1200 ценнейших полотен. Среди них были произведения Рембрандта, Рубенса, Веласкеса, Тьеполы и др. После революции большинство картин были переданы в различные музеи Санкт-Петербурга.

IMG_6882

42. Античный зал
IMG_6899

43. Боргезские борцы.
IMG_6081

44. В конце Римского зала картинной галереи расположен вход в театр Юсуповского дворца.
IMG_6076

Домашний театр Юсуповского дворца, с залом на 180 человек, построен в 1858-1859 гг. архитектором И.А. Монигетти, в 1899 г. перестроен по замыслу архитектора А.А. Степанова. На сцене театра выступали П. Виардо, Ф. Лист, К. Шуман, Ф. Шаляпин, Л. Собинов и другие знаменитости. Театр посещали царствующие монархи. На сцене театра и сейчас идут балетные постановки и камерные концерты.

45.
IMG_6091

Сцена с оригинальным занавесом ХIХ века, который поднимается вручную.
46.
IMG_6933

Стулья под чехлами — сохранившиеся подлинные стулья ХIХ века.
47
IMG_6924

48. Княжеская ложа
IMG_6939

49. Парадная лестница
IMG_6781

50. Сфинксы
IMG_6961

51. Расположенный в подвале исторический буфет, кормят здесь вкусно и недорого.
IMG_6969

52. Фотографии свидетельствуют о том, что здесь и раньше располагалась кухня
IMG_6964

53. Стены украшены акварелями
IMG_6973

54. Афиша театра
IMG_6974

55. Возле «секретарской» заглянули в зал, который не входил в нашу экскурсию.
IMG_6769

56. Двери парадного входа
IMG_6098

57. Вид на дворец с другого берега реки Мойки.
IMG_6104

Думаю, что во дворец еще надо вернуться в следующий раз, ибо не осмотрели и половины залов. А просто погулять по помещениям не разрешают строгие смотрители, если нет соответствующей экскурсии. Мы выбрали интерьерную экскурсию, а есть еще с Распутиным, где водят по подземельям, и общая с аудиогидом. Но того, что мы увидели, хватило нам с избытком. Вышли из дворца, переполненные впечатлениями и с дисками певческого ансамбля, который так понравился своими прекрасными голосами.

История дворца

Юсуповский дворец – уникальный архитектурный ансамбль XVIII-XX в.в., памятник истории и культуры федерального значения, снискавший славу «энциклопедии» петербургского аристократического интерьера.

Биография Дворца и окружающей усадьбы восходит к петровской эпохе, к периоду зарождения молодой Северной столицы. Дворцово-усадебный комплекс создавался на протяжении почти двух столетий. Здесь работали выдающиеся русские и иноземные архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот, А.А. Михайлов-второй, Б. Симон, И. Монигетти, В. Кеннель, А. Степанов, А. Вайтенс, А. Белобородов.

С 1830 по 1919 г. владельцами дворца и усадьбы были пять поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых. Многие яркие страницы российской и петербургской истории связаны с фамильной резиденцией на Мойке.

Дворец вошел в отечественную историю и как место убийства Григория Распутина – сибирского крестьянина, ставшего в начале XX века духовным наставником и другом семьи императора Николая II. Трагедия разыгралась в ночь на 17 декабря 1916 года на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова. Сейчас в этих комнатах создана историко-документальная экспозиция.

С началом блокады во дворце разместился эвакогоспиталь: в парадных залах и гостиных были установлены больничные койки и печки-буржуйки, копоть от которых оседала на стенах и полах, а медперсоналу приходилось работать в условиях постоянных бомбежек и артиллерийских обстрелов.

Несколько бомб, попавших во дворец осенью 1941 года, причинили наибольший вред его интерьерам. Одна из них буквально «прошила» здание, разрушив кровлю, интерьер Зелёной гостиной, библиотеку и взорвалась в подвале дворца. От попаданий других снарядов пострадала художественная отделка Белоколонного зала, Домашнего театра, Мавританской гостиной, а возникший пожар уничтожил интерьер зала «Прециоза». Взрывы авиабомб в непосредственной близости от Дворца повредили его стены и фундаменты.

Возрождение Дворца началось уже в 1943 году: были проведены архитектурные обмеры и консервирование повреждённых объектов, а благодаря героическим усилиям сотрудников дворца восстанавливалось его освещение и отопление, вставлялись окна и отмывались от гари и копоти стены.

В 1946 году началась масштабная реставрация Юсуповского дворца, которую возглавляла Ирина Николаевна Бенуа. В этот год было положено начало работам по воссозданию и сохранению этого уникального историко-культурного памятника.

Сегодня Юсуповский дворец — один из редких дворянских особняков Петербурга, где уцелели не только парадные апартаменты, залы картинной галереи, миниатюрный домашний театр, но и роскошные жилые покои семьи Юсуповых, сохранившие тепло и обаяние прежних владельцев. Удивительные по красоте художественные интерьеры, возрождаемые трудом и талантом петербургских реставраторов, гостеприимно открыты для российских и зарубежных любителей истории, искусства, музыки и театра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *