Сад камней в японии: Сад камней в Японии — как он появился и чем необычен?
Сад камней в Японии — как он появился и чем необычен?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Японцы любят чувствовать единение с природой, и этим объясняется такое большое количество садов в этой стране. Сегодня мы хотим поговорить про сад камней в Японии.
Что это такое, чем он необычен, как устроен – ответы на эти вопросы, а также некоторые интересные факты вы найдете в статье ниже. Кроме того, вы узнаете, где находится самый удивительный сад камней в мире и как его воссоздать на своем участке.
Содержание:
Сад камней – что это?
Символизм
Особенности
Какие камни используются
Известный сад камней
Делаем сами
Заключение
Сад камней – что это?
Японский сад камней имеет два названия:
- карэсансуй – переводится как «сухая гора в воде»;
- сэкитэй – в переводе означает «сад из камня».
Понять, что такое сэкитэй, исходя из названия, несложно – это украшенная камнями территория. Она представляет собой выровненную площадку, усыпанную песчаной, галечной поверхностью или гравием, сверху которой установлены большие камни. Вокруг камней на поверхности высечены бороздки, образующие круги.
Сэкитэй появились во времена правления Муромати – в 14-16 столетиях. Изначально их строили при храмах для медитативных практик монахов в буддизме. Тогда считалось, что в местах скопления каменных пород обитают божества, поэтому люди старались привлечь их на территорию монастырей, специально выстраивая каменные композиции.
С тех пор и до наших дней сэкитэй строят не только в Стране восходящего солнца, но и в других странах, в том числе на Западе. Многие делают сады на небольшом участке собственной дачи или даже настольные сады в миниатюре – правда, последние носят скорее декоративный характер.
Главное назначение сэкитэй – успокоение ума, расслабление. Он помогает уединиться и настроиться на размышления. Согласно направлению буддийской мысли дзэн сад отлично подходит для медитаций – созерцания природы и взгляда вглубь себя.
Символизм
Правильная расстановка камней в пространстве – настоящая философия, результатом которой может стать произведение искусства – готовый сэкитэй. Он представляет собой своеобразную мировую модель:
- крупные камни – олицетворение островов, гор, крупных холмов, скал, утесов;
- песочное или галечное наполнение – окружающая их вода.
В то же время камни отражают мужское начало, энергию Ян, а символичная вода – женскую энергию Инь. Все остальные декорации вроде дорожек, мостов, фонарей – просто фон.
Сад камней – это символ:
- свободы;
- бескрайних просторов;
- совершенства природы;
- изящества в простоте.
Особенности
Лишь на первый взгляд кажется, что каменные глыбы расположены беспорядочно и находятся в хаосе. В действительности же, если углубиться в искусство сэкитэй, можно понять всю сложность такой минималистичной композиции, которая требует соблюдения особых правил.
Главное правило композиции – с какого ракурса на нее ни посмотришь, можно увидеть равное количество камней. Лучшей для наблюдения называют северную часть – даже находясь в зените, солнце не слепит и не мешает правильному восприятию.
Назовем основные особенности устройства сэкитэй:
- Соблюдается ассиметричное расположение камней – они не должны находится параллельно друг другу, должны иметь разные размеры, форму, горизонтальную или вертикальную ориентацию.
- Свободные и загроможденные части уравновешивают друг друга.
- Камни принято выкладывать на пересечении линий семиугольника для достижения наибольшей гармонии.
- Высеченные вокруг камней круги символизируют неровную поверхность воды.
- Крупнейшие камни олицетворяют священную для буддистов гору Меру, откуда берет начало мироздание, или самого Учителя Шакьямуни.
Какие камни используются
Для композиции чаще всего используются необработанные камни — булыжники, валуны, вулканические породы. Они должны быть разными по размеру, форме, но при этом должны соответствовать одной цветовой гамме и происхождения. Имеется в виду, что не стоит сочетать, к примеру, вулканические, горные, речные, скалистые камни – лучше остановится на чем-то одном.
Выделяют 5 типов каменных глыб:
- лежащий;
- выгнутый;
- плоский;
- вертикальный;
- в виде статуи.
Нет строгого правила, сколько камней должно быть в композиции, но желательно, чтобы их было нечетное количество. Кроме того, они обычно объединяются в группы по три, поэтому идеально, если это число еще будет кратно трем.
Иногда выкладывают каменных тотемных животных, например журавля как символ высоты души или черепаху как олицетворение долгих лет жизни.
Известный сад камней
Самый знаменитый сад камней был построен на рубеже 15 и 16 столетий в японском Киото. Его возвел архитектор Соами на территории буддийского храма. Сад известен всему миру под названием Реандзи.
Сад камней Реандзи в КиотоОн входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория сада прямоугольная – десятиметровая в ширину и тридцатиметровая в длину. Площадь усыпана гравием белого цвета, а сверху расположены 15 черных глыб, не подвергшихся никакой обработке.
Всего составлено пять групп – по три камня в каждой. Группы окружены аккуратными кольцевыми зарослями мха. Сад искусно составлен таким образом, что с любой точки можно увидеть всего четырнадцать камней – все пятнадцать можно увидеть только сверху, но для этого придется воспарить над землей.
Считается, что увидеть все пятнадцать камней одновременно способен лишь просветленный.
Реандзи находится на территории храма, и увидеть его можно со одной стороны – на террасе, в то время как три другие стороны обнесены небольшим заборчиком. В 18 веке храм неоднократно горел в пожарах, а сад – единственное, что сохранилось в первозданном виде несмотря ни на какие несчастья.
В России тоже существуют сэкитэй – в главном ботаническом саду московской Академии наук и в центральном сибирском ботаническом саду в городе Новосибирске.
Делаем сами
Многие устанавливают сад камней на дачном участке своими руками. В одной из ближайших статей мы подробно расскажем, как это сделать. Пока кратко перечислим основные принципы и правила, о которых стоит помнить при возведении домашнего сэкитэй.
- Нужно подготовить огороженную прямоугольную площадку и сделать насыпь из гравия или песка.
- При подборе камней нужно остановить выбор на разных по форме и размеру, но одинаковых по цвету экземплярах.
- Похожие камни не стоит ставить рядом или в одной параллели и вертикали.
- Недостаточно просто положить камни – их необходимо углублять в насыпь приблизительно на одну третью часть.
- Расстояние между объектами помогают вычислить линии пересечения семиугольника.
- Чтобы достичь баланса энергий Инь и Ян, следует ориентировать большинство камней по горизонтали, а не по вертикали.
- Вокруг камней стоит сделать узоры на песке, имитирующие круги на воде.
- Кроме основных элементов, сад требует декорирования дорожками, заборами, башенками, фонарями и так называемым тсукубаи – декоративным бассейном.
Заключение
Японский сад камней, или по-другому сэкитэй – самый настоящий вид искусства, зародившийся еще в 14 веке и популярный до сих пор даже за пределами Японии. Он состоит из мелкой насыпи, символизирующей воду, и крупных камней, олицетворяющих горы. Композиция целиком показывает устройство мира в миниатюре.
Несмотря на кажущуюся хаотичность, устройство сада подчиняется особым правилам. Впрочем, его можно воссоздать на собственном участке. Известнейший в мире сэкитэй находится в Киото, но в российских городах – в Москве и Новосибирске – тоже можно увидеть произведения японского садового искусства и почувствовать его прелесть.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья, не пропустите следующие наши публикации – подписывайтесь на рассылку новых статей про буддизм и восточную культуру. Пусть чувство гармонии и единения с природой не покидают вас.
До скорой встречи!
Сад камней Реандзи — Voyagejapan
photo-shutterstock. by Tupungato
Один из самых известных садов камней в Японии расположен в храме Реандзи в древней столице Японии — Киото. Сад простой, но очень красивый и умиротворяющий. Сад Реандзи известен тем, что в нем расположены 15 камней, которые создают всю магию и лежат в море гравия, пример тщательно рассчитанной хаотичности.
Даже по прошествии веков никто не разгадал загадку этих на вид случайных каменных фигур, которые, кажется, пускаются в путь в море гравия в известном только им направлении и мастеру Соама, который создал этот сад и был мастером медитаций. Созерцание этих каменных фигур дает возможность расслабиться, обрести спокойное состояние духа и услышать себя.
Сад камней Реандзи напоминает прямоугольную площадку с востока на запад — 30 м, с юга на север — 10 м, засыпанный белым гравием, расчесанный граблями на плавные линии. В этом саду на гравии расположено 15 необработанных камней. Вокруг каждой группы камней посажен зелёный пушистый мох. Со всех сторон сад спрятан забором из древней глины. Из за забора видна зелень хвойных деревья, оттеняющих строгий белый гравий и камни. По философии мастера Соама увидеть все 15 камней не удастся никому, в этом и есть секрет в расположение камней, если только не воспарить и не увидеть сад сверху.
Есть поверье, что увидеть все пятнадцать камней может только человек, достигший просветления. У любующихся садом может возникнуть множество ассоциаций: с волнами моря, прибоя, пустыни, их множественность и они дают каждому простор воображения. Храм Реандзи был построен Хосокавой Кацумото в 1450 году, а сад является частью храма, и чтоб увидеть сад нужно пройти через здания храма. Вы проходите полутемный холл и попадаете на веранду храма.., где Вам открывается чудный пейзаж. Замедлите дыхание, отрешитесь мыслями от повседневных забот, погрузитесь в волны, открывающиеся Вашему взору…
С северной части веранды, где находится дом настоятеля Рёандзи, открывается вид на еще один пейзажный сад. В этом саду находится каменный сосуд с водой для омовения рук с деревянными ковшиками с длинной тонкой ручкой. Вокруг отверстия сосуда высечены иероглифы, что в переводе значит «каждый уже имеет, то в чём он нуждается», в нём тоже заложено множество смыслов. Этот сосуд пожертвовал храму Рёандзи знаменитый Токугава Мицукуни (1628-1700), глава самурайского клана Мито, потомок сёгуна Токугава Иэясу. Среди достопримечательности храма пруд Кёё-чи – один из самых красивых водоемов Киото, особенно осенью, когда яркие краски играют на японских кленах.
Знающие люди рекомендуют приходить в этот храм ранним утром в будние дни, чтобы ничего не отвлекало внимание от храма и его садов. Храм Реандзи имеет большое культурно-историческое значение и входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Покровителями храма были великий полководец Тоётоми Хидэёси и военный правитель эпохи Эдо (1603-1868) Токугава Иэясу. Территория храма изначально принадлежала аристократическому роду Фудзивара, в дальнейшем перешла в руки клана Хосокава. Хосокава Хацумото унаследовал это место и жил здесь до войны Онин (гражданская война в средневековой Японии, длившаяся 10 лет (с 1467 по 1477 годы). Её отличительная черта в том, что она происходила не на всей территории Японии, а в основном в её столице — Киото). Хосокава Хацумото пожелал, чтобы после его смерти здесь был образован храм Дзэн. Здесь были погребены 7 Императоров: Имераторы Уда, Казан, Итидзё, Го-Сузаку, Го-Рэйзэй, Го-Сандзё, Хорикава. И это место известно как «Семь Императорских могил».
Как добраться до сада камней: на автобус 50 от станции Киото доехать до остановки «Ritsumeikan daigaku-mae» и 7 минут пешком. Сад камней расположен в пешеходной переходе от Золотого Павильона.
Достопримечательности Японии, экскурсии по Японии, групповые и индивидуальные туры по Японии от японской компании AFCOM (VOYAGEJAPAN) voyagejapan.com
6 most beautiful Japanese Zen rock gardens in Kyoto
- Photo: Lim Chee WahDaitokuji Temple
PreviousNext
/4
- Photo: Minchun Chen/DreamstimeThe rock garden at Enkouji, Kyoto
PreviousNext
/4
- Photo : Ryogenin Temple
ПредыдущийСледующий
/4
- Фото: kibaiyanse/photo-ac
ПредыдущийСледующий
/4
Во время следующей поездки в Киото не пропустите эти 9 традиционных японских садов. 0005
Реклама
Большинство людей едут в Киото ради исторических храмов или весны сакуры (цветения сакуры), но традиционные киотские сады камней являются обязательными для посещения. Отсутствие цветов не означает отсутствие красоты — преднамеренное размещение камней и минималистские выражения на песке, с галькой, расположенной в виде волн, тщательно подобраны, чтобы вызвать определенное настроение или мышление.
В традиционном японском саду камней есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд; у многих есть абстрактные диалоги дзен, спрятанные в декорациях, а некоторые представляют собой каменные воссоздания известных сцен из японской истории. Имея немного базовых знаний, эти статичные пейзажи могут ожить для вас. Вот некоторые из наших любимых садов камней Киото.
РЕКОМЕНДУЕМ: Самые красивые места Японии
Фото: храм ДайтокудзиХрам Дайтокудзи, Кита
первый. В этом обширном храмовом комплексе дзен на севере города есть ряд садов камней, спрятанных среди нескольких подхрамов.
От взаимосвязанных садов камней Дайсенина с их морем белого гравия до сада камней Риогенина, представляющего вселенную, нет недостатка в символических камнях, которые стоит увидеть. Каждый подхрам в Дайтокудзи имеет свои часы работы и плату за вход, но большинство из них открыты с 9 до 18 часов.утра и 3 вечера.
Фото: Минчун Чен/DreamstimeЭнкодзи
Энкодзи — лучшее место для наблюдения за осенней листвой, которая в конце ноября окутывает территорию храма красными, золотыми и оранжевыми цветами. Помимо природной красоты, окружающей буддийский храм, в том числе пышной бамбуковой рощи, есть также дзен-сад, который намеренно оставлен незавершенным.
Почему садовник решил не отмечать границы пространства камнями, остается открытым для толкования, но храм предполагает, что, возможно, садовник надеялся, что посетители дополнят образ сада в своем воображении. Белый гравий в саду сгребен таким образом, что напоминает облачное небо и окружает набор камней, изображающий летающего дракона.
Advertising
Photo: kibaiyanse/photo-acRyoanji
В Рёандзи, объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО, находится, пожалуй, самый известный в стране сад камней. В то время как сам храм Дзэн был основан в 1450 году Хосокавой Кацумото, представителем династии сёгунов Асикага, год постройки первого сада до сих пор является предметом ожесточенных споров. Некоторые теории говорят, что за садом стоял сын Кацумото, другие считают, что его создал знаменитый художник 16-го века Соами.
Кроме того, происхождение сада — не единственная его загадка. От загадочной резьбы с именем «Котаро» за одним из пятнадцати камней сада до его асимметричных образований, сад полон загадок, которые заставляют многих посетителей размышлять о значении этого безмятежного пространства. Хотя более крупные камни остались нетронутыми, гравий в саду ежедневно разгребают монахи храма.
Фото: Храм ТайдзоинХрам Тайдзоин, Укё
В храме Тайдзоин — части храмового комплекса Мёсиндзи — можно увидеть ряд садов разных периодов, в том числе Мотонобу-но Нива, сад камней с вечнозелеными растениями, создан как выражение неизменной красоты, а сад Inyo no Niwa Garden — это игра тени и солнечного света. Каждый сад контрастирует с другими и дополняет их, как образец сада камней.
Общий вход стоит 600 йен; тем не менее, храм также предлагает сделку, включающую вход, сеанс дзен-медитации и порцию утренней рисовой каши за 2500 йен, что является отличным способом отточить свой разум и тело перед тем, как отправиться в путь.
Реклама
Фото: Руби Ли/UnsplashТофукудзи
Сады Тофукудзи были построены известным земельным архитектором Мирей Сигэмори в 1939 году и расположены в четырех кварталах, окружающих Ходзё (жилые помещения священника). Южный сад состоит из зубчатых скал, окруженных круглыми узорами из гравия. Говорят, что скалы символизируют райские острова Эйдзи, Хораи, Корё и Ходзё, а гравий — восемь бурных морей.
Восточный сад характеризуется семью цилиндрическими камнями на моховом поле, которое представляет собой созвездие Большой Медведицы, также известное как Большая Медведица. Западный и северный сады храма, хотя они также классифицируются как каменные сады, отличаются от строгости южного и западного садов тем, что включают в себя зеленые образования из мха и кустов азалии.
Фото: храм Маншуин МонзекиХрам Маншуин Монзеки, Сакё
Расположенный немного в стороне от проторенных дорог, храм Маншуин Монзеки предлагает более тихий сад камней с большой каменной черепахой и гравийным «ручьем». Он также предлагает уникальное занятие: приготовление собственного десерта из сада камней. Вы можете создать съедобный миниатюрный сад камней, разбросав конфеты, похожие на гальку, поверх шелковистого тирамису из зеленого чая, приготовленного местным кондитером Итидзё-дзи Накатани.
Фото: ikeda_a/PIXTAСамые красивые места Японии
- Путешествия
Отправляйтесь за пределы Токио – добавьте эти захватывающие дух храмы, достопримечательности и пешеходные маршруты в свой список желаний по Японии
Самые красивые фестивали в Японии
- Чем заняться
- Фестивали
В Японии проходят удивительные культурные фестивали — спланируйте свое путешествие на эти японские праздники в Киото, Осаку и другие места
Подробнее
Реклама
Фото: StarbucksСамый красивый Starbucks в Японии
- Рестораны
- Кафе
В Японии Starbucks сочетает в себе уникальную архитектуру, местный кофе и потрясающую историю. кафе культура
Подробнее
Подробнее
Рекомендуем
[изображение]
[название]Вам также может понравиться
Вам также может понравиться
Реклама
Steingarten des Ryoanji-Tempels | Travel Japan (Японская национальная туристическая организация)
Fünfzehn Steine und weißer Sand als Ausdruck der Zen-Welt
Der Steingarten des Ryoanji-Tempels ist einer von Kyotos berühmtesten Gärten. So berühmt, dass der Name weltweit zum Синоним für japanische Gärten wurde. Mit seiner Traditionalellen Architektur und seiner Anlage gehört Ryoanji zum ЮНЕСКО Weltkulturerbe und ist ein Muss bei einem Besuch Киотос.
- Das steinerne Wasserbecken an der Nordseite der Priesterkammern
- Ein Spaziergang durch die Tempelanlage, besonders schön in der Kirschblütenzeit
- Ein Besuch genau zur Öffnungszeit oder kurz vor der Schließung, wenn nur wenige Besucher auf dem Gelände sind
Kurzinfo
Ryoanji ist Gegenstand zahlreicher Bücher, Fotografien und hat sogar die Musik des Komponisten John Cage beeinflusst
Das Tor an der Ostseite des Steingartens ist ausschließlich kaiserlichen Gesandten vorbehalten, doch Königin Elizabeth nutzte es anlässlich ihres Besuchs im Яр 1975
Anfahrt
Der Tempel ist mit dem Zug oder mit dem Bus zu erreichen.
Ryoanji, 10 Gehminuten nördlich des Bahnhofs Ryoanji auf der Keifuku-Kitano-Linie.
Ein ruhiger Zufluchtsort für Aristokraten
Der Ursprung und der Gründer des Steingartens bleiben ein Rätsel, doch der Tempel selbst wurde ursprünglich als Villa für einen Fürsten der aristokratischen Tokudaiji. Die Villa wurde dann 1450 Hosokawa Katsumoto, einem Stellvertreter des Shoguns, übertragen, der Priester Giten Genso einlud, das Gelände in einen Zen-Tempel umzuwandeln.
Der Weltweit bekannte Steingarten soll während der Muromachi-Zeit (um 1500) von einem hoch angesehnen Mönch namens Tokuho Zenketzu gebaut worden sein.
Eine Welt aus Sand und Steinen
Seit seiner Konzeption bleibt der vermeintlich einfache Aufbau des Gartens – fünfzehn Steine unterschiedlicher Größe auf weißem Sand fürat einer 5 Quad
Eine Theorie ist, dass der Garten Inseln in einem Ozean oder Berge in einem Wolkenmeer darstellen soll. Andere sehen darin eine Tigerin, die mit ihren Jungen einen Fluss überquert. Wie bei einem inuitiven Zen-Puzzle bleibt es der Interpretation und Vorstellungskraft des Betrachters überlassen.
Новая мировая перспектива
Die fünfzehn Steine des Gartens sind so geschickt angeordnet, dass es immer einen Stein gibt, der dem Betrachter verborgen bleibt, egal gerade, wo steshest. Dies ist eine Anlehnung an das asiatische Konzept, dass fünfzehn die perfect Zahl ist. Niemand ist perfekt, daher sind wir aufgrund unserer eingeschränkten Perspektive nicht in der Lage, alle Steine auf einmal zu sehen.
Ein умные и тифгрюндигес Wortspiel
Ein einzigartiges steineres Waschbecken, «Tsukubai» genannt, befindet sich in dem kleinen Garten Hinter den Priesterkammern. Es wurde für Besucher errichtet, sodass sie ihre Hände reinigen konnten, bevor sie den Teezeremonieraum betraten.
Das runde Becken hat die Form einer alten japanischen Münze und dessen Seiten entlang stehen vier Zeichen, die, für sich allein betrachtet, keinen Sinn ergeben.