Сельский образ жизни сообщение – Типология и образ жизни сельских поселений. Деревня как предмет изучения социологии — Социология

СЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — это… Что такое СЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ?


СЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
— условия, формы и качественные показатели жизнедеятельности людей, проживающих в сельской местности, занятых преимущественно земледельческим трудом; исторически сложившаяся специфическая форма трудовых, бытовых и социокультурных отношений, проявляющихся в общности интересов сельчан и стереотипах социального поведения. Субъектами С.О.Ж. выступают индивиды, объединенные в сельскую социально-территориальную общность, а также: специфика их трудовой занятости; демографическое поведение;  формы общения, обычаи и традиции; условия быта, образования и культуры; возможности внешней и внутренней коммуникации и др.

Структуру С.О.Ж. составляют такие показатели, как: уровень жизни  — степень удовлетворения материальных и культурных потребностей сельчан; стиль жизни  — совокупность образцов повседневного поведения, присущих данной социально-демографической группе; качество жизни  — уровень получаемых медицинских, бытовых, образовательных и культурных услуг, состояние социальной защищенности индивидов.

Специфика С.О.Ж. проявляется в его неотделимости от экономики, в низкой расчлененности повседневной жизни, быта, личного хозяйства и участия в общественном производстве. На формирование С.О.Ж. оказывают воздействие погодно-климатические условия, пространственная рассредоточенность людей, цикличность трудового процесса, когда периоды больших физических напряжений сменяются относительной невостребованностью рабочей силы. Повседневное общение с природной средой способствовало в недавнем прошлом сохранению приверженности сельчан к устоявшимся традициям и нормам, формируя определенный консерватизм мышления и поведения.

В последние десятилетия средства массовой информации,  родственники, проживающие в городах, элементы рыночных отношений и др. оказывают заметное влияние на процесс «раскрестьянивания». Изменяются сельский уклад жизни, поведение, иным становится психологический настрой, формируются более высокие запросы к содержанию труда, бытовому комфорту и социокультурным условиям. Стирание многих традиционных черт С.О.Ж. наблюдается в демографическом поведении сельчан, в культурных ориентациях. На смену многодетным семьям, в которых большое число детей служило фактором экономического преуспевания, ибо дети рано включались в производительный труд, приходят малодетные семьи. Современный уровень рождаемости в сельских поселениях не компенсирует даже простого воспроизводства населения. Культурные запросы сельчан, особенно молодых, становятся все более урбанизированными, народные обряды и традиции воспринимаются как анахронизм. Следствием этого является падение интереса к белорусской культуре и языку в обществе вообще, так как именно сельское население  является традиционным носителем и хранителем национальной культуры. Разрушаются отношения, присущие сельскохозяйственной общине, где преобладали взаимопомощь и поддержка, все более усиливается индивидуализация быта и форм общения.

Изменение объективных условий жизнедеятельности сельчан в сочетании с субъективным восприятием общественных перемен — ведущее направление исследований социологии села, изучающей сельские поселения не только как территориальные общности, где воспроизводится население, но и как микросоциумы со своими связями и отношениями. С.О.Ж. есть интегрирующий показатель развития человека, условий его труда и быта, составляющих сельское социальное пространство. 

Н.Е. Лихачев

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003.

  • СЕЛО (деревня)
  • СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

Смотреть что такое «СЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» в других словарях:

  • Образ жизни и культура амишей

    — В амишской деревне Семьи и общины амишей, как правило, консервативны и стараются сохранить более традиционный образ жизни, более архаичные отношения в семье, чем окружающее их большое общество. Браки амиши допускают только с дру …   Википедия

  • ОБРАЗ ЖИЗНИ —         философско социологич. категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берётся в единстве с условиями жизни. Даёт возможность комплексно, во взаимосвязи… …   Философская энциклопедия

  • ОБРАЗ ЖИЗНИ — социологич. категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, соц. группы, об за в целом, к рая берется в единстве с условиями жизни, определяющими ее. Эта категория дает возможность комплексно, во взаимосвязи… …   Российская социологическая энциклопедия

  • сельский — ая, ое. 1. к Село. С ая молодёжь. С ая школа. С ая ярмарка. С ая местность. С ая природа. С. пейзаж. С. совет (низший выборный орган государственной власти в селе). 2. Земледельческий, сельскохозяйственный. С ие работы. С ое хозяйство (отрасль… …   Энциклопедический словарь

  • сельский — ая, ое. см. тж. по сельски 1) к село С ая молодёжь. С ая школа. С ая ярмарка. С ая местность. С ая природа …   Словарь многих выражений

  • Вишнёвый сельский округ — Вишнёвый селолық округi Страна …   Википедия

  • Нагорьевское сельское поселение (Ярославская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Нагорьевское сельское поселение. Нагорьевское сельское поселение   Сельское поселение России (АЕ 3 го уровня)  Страна …   Википедия

  • АРХЕОЛОГИЯ. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ — Ангоб Покрытие из жидкой глины, нанесенное снаружи на керамический сосуд; часто в него добавляют пигмент, который после обжига определяет цвет поверхности сосуда. После просушки ангоб иногда обрабатывают лощением, а украшение сосуда иным способом …   Энциклопедия Кольера

  • Белокур, Екатерина Васильевна — Катерина Белокур укр. Катерина Білокур …   Википедия

  • Белокур — Белокур, Екатерина Васильевна Катерина Белокур Катерина Білокур Дата рождения: 25 ноя …   Википедия

Книги

  • История Айлин, Марина Асти. Как бы вы поступили, оказавшись в одиночку в неизвестном месте? Представьте, что вас забросило не в чужую страну или город, а в другое измерение. Здесь нет электричества. Правители пользуются… Подробнее  Купить за 240 руб электронная книга

7 вещей, которые стоит перенять из образа жизни сельского жителя

Отличие жизненных условий в деревнях прямо пропорционально влияет на образ жизни людей. И то, какой образ жизни ведут жители деревень, делает их по-хорошему простыми, заботливыми и добродушными. А еще у них очень крепкое здоровье.

Мы не будет просить тебя стать проще, добрее и перейти на правильное питание. Мы лишь обратим твое внимание на вещи, которые стоило бы перенять у сельских жителей, чтобы стать лучше и счастливее.

Ранний подъем

Жизнь в деревне начинается с пением петуха — там не лежат в кроватях до обеда. На обед корова вернется домой, и нужно будет ее доить, а до тех пор надо почистить сарай, накормить птицу, кроликов, свиней, котов и собак. А если к середине дня обещали дождь — нужно еще успеть и наколоть дрова. Самое крутое, что в деревне люди просыпаются легко. Они не заставляют себя подниматься с кровати, а просто встают и принимаются за дела. В общем, хорошо бы соблюдать режим, чтобы до обеда можно было сделать много полезного. Здоровью это точно не навредит.

Как проснуться с утра пораньше и быть бодрым

Плотный завтрак

Да, после того как запел петух, сельские жители завтракают. Принимаются за дела они, конечно же, после. Поскольку дел всегда много, и многие из них требуют большой выносливости, завтрак у деревенских жителей плотный. Стакан кофе с круассаном им не поможет. Банка молока и булка хлеба — да. Но это может быть и жареная картошка с грибами в сметане, и борщ, и котлеты, и вообще всё. Всё, что ты не ешь по утрам. Если жареное утром для тебя — это тяжело, попробуй перейти на каши. От них будет больше пользы, чем от кофе со сладостями.

Семейное застолье

Когда ты в последний раз сидел за одним столом с семьей и ужинал? Наверное, в какой-нибудь праздник. Может, в Новый год? Все привыкли расходиться по комнатам и есть по отдельности. В деревнях большинство семей ест вместе. Обед или ужин для них не повод залипнуть в сериал. Это семейная традиция, которая позволяет людям, занятыми разными делами в течение дня, собираться и вкушать дары природы.

Физические нагрузки

Как ты мог понять из первого пункта, до обеда в деревнях выполняют программу максимум. Сколько там у тебя — три тренировки в неделю? Попробуй поддерживать форму вне спортивной секции или зала. Сходи в гараж, съезди к бабушке в деревню, наколи дров, почини забор. Может, ты хотел купить себе в комнату стеллаж? Погугли, купи материалы и сделай сам.

Мы привыкли к тому, что у нас есть работа и тренировки, а в остальное время положено отдыхать, вроде как. И подсознательно (а может, и осознанно) мы стараемся избегать физической работы. Но знаешь, ничто не сделает твои руки железными лучше, чем работа колуном или кувалдой. В общем, не стоит уклоняться от бытовых задач, связанных с физической активностью. Наоборот, нужно искать такие возможности.

Никакой спешки

Несмотря на то, что жители деревень просыпаются в 5 утра, чтобы заниматься делами, они никогда и никуда не спешат. Они живут в привычном и комфортном для себя ритме, не боятся чего-то не успеть или куда-то опоздать. «Поспешишь — людей насмешишь» — старая пословица, которой придерживаются сельские жители. И действительно, зачем торопить жизнь? У этих людей стоит поучиться спокойствию.

Кто понял жизнь, тот не спешит

Внешний вид

В деревнях не зацикливаются на внешнем виде. Осенний, зимний, летний лук — они такого слова-то не знают. Некоторые из них ходят, что называется, «зимой и летом одним цветом», но при этом не выглядят как оборванцы, а, напротив, всегда чистые и опрятные. К тому же все жители деревни примерно одинаковые (в хорошем смысле — в следующем пункте ты поймёшь, о чём мы), и им нет смысла пытаться выделяться с помощью одежды. Хотя и в деревнях есть так называемые модники.

Мы не к тому, что ты должен ходить в одном и том же круглый год. Просто почему-то не до всех доходит, что вещи — это просто вещи. Уделять внимание внешнему виду — это правильно, это необходимо. Но зацикливаться на этом не стоит. Заниматься самолюбованием — уж тем более.

Духовная составляющая

Очень отличается от городской. Все, кто живет в деревне, дружны между собой и имеют крепкие родственные отношения. Даже в больших деревнях почти все знают друг друга и поддерживают теплые соседские отношения. Городские жители зачастую не знают, кто проживает в соседней квартире. Стоит быть более коммуникабельным и внимательным к людям.

Жители деревни общаются друг с другом искренне и всегда отзываются на помощь. У них примерно одинаковый социальный статус, поскольку нет материального и культурного разрыва между членами общества. Это к тому, что есть у людей привычка считать себя лучше и выше других. В деревнях не меряются размерами домов, уровнем зарплаты или количеством гусей в хозяйстве. А всё потому, что люди там не любят распыляться на негатив. Свои силы и время они тратят на то, чтобы наслаждаться своей жизнью, а не завидовать чужой.

СЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ это что такое СЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: определение — Социология.НЭС

СЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

условия, формы и качественные показатели жизнедеятельности людей, проживающих в сельской местности, занятых преимущественно земледельческим трудом; исторически сложившаяся специфическая форма трудовых, бытовых и социокультурных отношений, проявляющихся в общности интересов сельчан и стереотипах социального поведения. Субъектами С.О.Ж. выступают индивиды, объединенные в сельскую социально-территориальную общность, а также: специфика их трудовой занятости; демографическое поведение; формы общения, обычаи и традиции; условия быта, образования и культуры; возможности внешней и внутренней коммуникации и др.

Структуру С.О.Ж. составляют такие показатели, как: уровень жизни — степень удовлетворения материальных и культурных потребностей сельчан; стиль жизни — совокупность образцов повседневного поведения, присущих данной социально-демографической группе; качество жизни — уровень получаемых медицинских, бытовых, образовательных и культурных услуг, состояние социальной защищенности индивидов.

Специфика С.О.Ж. проявляется в его неотделимости от экономики, в низкой расчлененности повседневной жизни, быта, личного хозяйства и участия в общественном производстве. На формирование С.О.Ж. оказывают воздействие погодно-климатические условия, пространственная рассредоточенность людей, цикличность трудового процесса, когда периоды больших физических напряжений сменяются относительной невостребованностью рабочей силы. Повседневное общение с природной средой способствовало в недавнем прошлом сохранению приверженности сельчан к устоявшимся традициям и нормам, формируя определенный консерватизм мышления и поведения.

В последние десятилетия средства массовой информации, родственники, проживающие в городах, элементы рыночных отношений и др. оказывают заметное влияние на процесс «раскрестьянивания». Изменяются сельский уклад жизни, поведение, иным становится психологический настрой, формируются более высокие запросы к содержанию труда, бытовому комфорту и социокультурным условиям. Стирание многих традиционных черт С.О.Ж. наблюдается в демографическом поведении сельчан, в культурных ориентациях. На смену многодетным семьям, в которых большое число детей служило фактором экономического преуспевания, ибо дети рано включались в производительный труд, приходят малодетные семьи. Современный уровень рождаемости в сельских поселениях не компенсирует даже простого воспроизводства населения. Культурные запросы сельчан, особенно молодых, становятся все более урбанизированными, народные обряды и традиции воспринимаются как анахронизм. Следствием этого является падение интереса к белорусской культуре и языку в обществе вообще, так как именно сельское население является традиционным носителем и хранителем национальной культуры. Разрушаются отношения, присущие сельскохозяйственной общине, где преобладали взаимопомощь и поддержка, все более усиливается индивидуализация быта и форм общения.

Изменение объективных условий жизнедеятельности сельчан в сочетании с субъективным восприятием общественных перемен — ведущее направление исследований социологии села, изучающей сельские поселения не только как территориальные общности, где воспроизводится население, но и как микросоциумы со своими связями и отношениями. С.О.Ж. есть интегрирующий показатель развития человека, условий его труда и быта, составляющих сельское социальное пространство.

Н.Е. Лихачев

Оцените определение:

Источник: Социология: энциклопедия

СЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ | С

СЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — условия, формы и качественные показатели жизнедеятельности людей, проживающих в сельской местности, занятых преимущественно земледельческим трудом; исторически сложившаяся специфическая форма трудовых, бытовых и социокультурных отношений, проявляющихся в общности интересов сельчан и стереотипах социального поведения. Субъектами С.О.Ж. выступают индивиды, объединенные в сельскую социально-территориальную общность, а также: специфика их трудовой занятости; демографическое поведение; формы общения, обычаи и традиции; условия быта, образования и культуры; возможности внешней и внутренней коммуникации и др.

Структуру С.О.Ж. составляют такие показатели, как: уровень жизни — степень удовлетворения материальных и культурных потребностей сельчан; стиль жизни — совокупность образцов повседневного поведения, присущих данной социально-демографической группе; качество жизни — уровень получаемых медицинских, бытовых, образовательных и культурных услуг, состояние социальной защищенности индивидов.

>Специфика С.О.Ж. проявляется в его неотделимости от экономики, в низкой расчлененности повседневной жизни, быта, личного хозяйства и участия в общественном производстве. На формирование С.О.Ж. оказывают воздействие погодно-климатические условия, пространственная рассредоточенность людей, цикличность трудового процесса, когда периоды больших физических напряжений сменяются относительной невостребованностью рабочей силы. Повседневное общение с природной средой способствовало в недавнем прошлом сохранению приверженности сельчан к устоявшимся традициям и нормам, формируя определенный консерватизм мышления и поведения.

В последние десятилетия средства массовой информации, родственники, проживающие в городах, элементы рыночных отношений и др. оказывают заметное влияние на процесс «раскрестьянивания». Изменяются сельский уклад жизни, поведение, иным становится психологический настрой, формируются более высокие запросы к содержанию труда, бытовому комфорту и социокультурным условиям. Стирание многих традиционных черт С.О.Ж. наблюдается в демографическом поведении сельчан, в культурных ориентациях.

На смену многодетным семьям, в которых большое число детей служило фактором экономического преуспевания, ибо дети рано включались в производительный труд, приходят малодетные семьи. Современный уровень рождаемости в сельских поселениях не компенсирует даже простого воспроизводства населения. Культурные запросы сельчан, особенно молодых, становятся все более урбанизированными, народные обряды и традиции воспринимаются как анахронизм.

Следствием этого является падение интереса к белорусской культуре и языку в обществе вообще, так как именно сельское население является традиционным носителем и хранителем национальной культуры. Разрушаются отношения, присущие сельскохозяйственной общине, где преобладали взаимопомощь и поддержка, все более усиливается индивидуализация быта и форм общения.

Изменение объективных условий жизнедеятельности сельчан в сочетании с субъективным восприятием общественных перемен — ведущее направление исследований социологии села, изучающей сельские поселения не только как территориальные общности, где воспроизводится население, но и как микросоциумы со своими связями и отношениями. С.О.Ж. есть интегрирующий показатель развития человека, условий его труда и быта, составляющих сельское социальное пространство.

Н.Е. Лихачев


Новые статьи:

Старые статьи:


Типология и образ жизни сельских поселений. Деревня как предмет изучения социологии — Социология

Село — славянское слово, означало селение, в котором находился владелец земель, а окружающие его селения назывались деревни. В начале ХХ в. селом считалось сельское поселение, где была церковь.
Сельская поселенческая общность противоположна городу по всем основным характеристикам. Здесь относительно низка территориальная концентрация населения, преимущественное занятие людей — сельскохозяйственный труд, меньше степень социально-экономического развития, небольшой набор видов трудовой деятельности, большая профессиональная и социальная однородность населения.
     Предметом социологии деревни (села) являются основные закономерности ее функционирования и развития, ее социально-экономическая природа, проблемы демографического и социального воспроизводства населения, типология сельских поселений, образ жизни населения, процессы

миграции.
     Российские социологи отмечают, что в последние годы миграционный обмен между городом и деревней постепенно выравнивается и может стать эквивалентным. В сельском населении постепенно снижается доля крестьянства и растет число интеллигенции, рабочих, предпринимателей, представителей других социальных групп. Процессы межхозяйственной кооперации, создание агропромышленных комплексов сильно меняют социальную структуру сельских поселений. Увеличивается прослойка фермеров, крестьян-единоличников, арендаторов.
     По данным социологов, в сельских поселениях, особенно среди фермеров, становится больше квалифицированных работников, имеющих среднее специальное и высшее образование. Это важно отметить потому, что десятилетиями положение складывалось так, что сельские руководители не были заинтересованы в качественном среднем образовании сельских подростков, ведь тот, кто хорошо заканчивал школу, уезжал на учебу в город. Тот же, кто получил слабенький аттестат, шел на фермы, в сельскохозяйственные профтехучилища. Эти работники мирились с плохими условиями труда, не отказывались от грязной и тяжелой работы. Но вместе с тем среди них было в два-три раза выше число нарушителей трудовой дисциплины.
     Основные отличия сельского образа жизни от городского уклада общеизвестны: менее развитый и технически оснащенный труд, меньшее разнообразие рабочих мест и профессий, сильная зависимость от природно-климатических условий, как правило, более тяжелые условия труда. Для сельских поселений характерна большая слитность труда и быта. Преобладают социально и национально однородные семьи, нет городской анонимности общения. Очень сильны общественное мнение, социальный контроль, особенно со стороны старшего поколения, традиции. Здесь ниже ритм жизни, проще формы общения, меньше психологических нагрузок.
     Некоторые социологи утверждают, что все эти признаки лишь указывают на некоторую неразвитость, ущербность сельского уклада жизни. К. Маркс даже писал об «идиотизме деревенской жизни». Но с этим можно поспорить: все ли черты сельского уклада жизни негативны?
     Некоторые сегодняшние процессы развития городских и сельских поселений убеждают, что будущий уклад жизни людей может стать результатом слияния лучших, привлекательных черт и деревенского, и городского образа жизни. Он уже просматривается в урбанизированных регионах Западной Европы и Северной Америки: неплотная застройка с преобладанием индивидуальных домов, но полным набором коммунальных услуг, близость к природе, хорошие дороги, автомобилизация и т. п. Бум садово-дачного строительства в нашей стране также красноречиво доказывает эту тенденцию.
     Отличие современной деревни в том, что она все больше становится не только аграрной. Это относится к тем регионам, где развита добывающая промышленность. Кроме того, в селах проживают несколько миллионов так называемых маятниковых мигрантов, которые живут в селе, а работают в городе. Понятно, что они вносят свою окраску в жизнь деревни.
     Все эти процессы привели к тому, что сейчас в России только половина сельского населения занята непосредственно аграрным трудом. Некоторые крупные сельские населенные пункты по уровню благоустройства мало чем отличаются от городских.
     В процессе коллективизации нашу страну захлестнула гигантомания. К началу 80-х гг. на одно хозяйство приходилось 10 населенных пунктов. В селах начали строить многоквартирные дома.
     В результате происходили утрата чувства хозяина, раскрестьянивание, без чего принципиально невозможна высокая эффективность земледельческого труда, да и само полноценное развитие сельских поселений.
     Почему малые деревни объявили неперспективными (предполагалось с 1975 по 1990 гг. сократить число деревень с 705 до 250 тыс.)? Да потому, что стремились создать для селян нормальные условия труда и быта. Но это означало, что к каждой деревеньке, каждой ферме надо проложить дорогу с твердым покрытием, построить необходимые объекты соцкультбыта: школы для десятка ребятишек, клубы для сотни жителей и т. д. Конечно, ни бюджет государства, ни тем более хозяйств такие затраты не мог выдержать. Где же тогда выход? Застраивать центральные усадьбы, перспективные села, делать их поселками городского типа, своего рода мини-городами. В неперспективной деревне закрывали магазин, начальную школу и население «выдавливали» на центральные усадьбы. В селах появились многоэтажные многоквартирные дома. А как в таких условиях вести личное хозяйство, хранить урожай?
     В начале 60-х гг. пустили под нож личные хозяйства крестьян, свели коров на крупные животноводческие комплексы. С этого времени появились проблемы с продуктами, талоны и карточки, т. к. пришлось обеспечивать продуктами питания не только городское, но и сельское население. Апофеозом такой аграрной политики, в основе которой лежали расселенческие проблемы, можно считать импорт в Россию зерна. Прав был У. Черчилль, который по этому поводу заметил: «Надо быть гениальным человеком, чтобы оставить Россию без хлеба».
     Специфика сельскохозяйственного производства такова, что она требует равномерного расселения, чтобы осваивать сельскохозяйственные земли. В результате непродуманной расселенческой политики исчезли сотни тысяч деревень, выпали из оборота миллионы гектаров лугов, пастбищ, пашни. За все это заплачено дорогой ценой. В любой западной стране крестьянское, фермерское население более или менее равномерно размещается по всей территории, осваивая и используя каждый квадратный метр.
     Таким образом, для социолога деревня представляет собой огромное поле деятельности. Современные реформы делают еще более актуальными проблемы, связанные с образом жизни сельских поселений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *