Сэр кристофер рен построил – Что построил Кристофер Рен в Лондоне? Что построил Кристофер Рен в Лондоне ?

КРИСТОФЕР РЕН — Архитекторы

  1. Архитекторы
  2. Основоположниками, главными вождями неоклассического направления в английской архитектуре были братья Адамы, сыновья известного архитектора Уильяма Адама. Наиболее талантливым из них был Роберт. Архитектурная деятельность Роберта Адама была исключительно широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом, своими постоянными сотрудниками, он застраивал…
  3. В творчестве Беренса, которое было наиболее заметным явлением в архитектуре Германии начала 1920 х годов, сложно сплетались прогрессивные и реакционные тенденции его времени. Чопорность великопрусского шовинизма сочеталась с преклонением перед человеческим трудом, косная традиционность — с трезвым рационализмом и смелостью конструктивных…
  1. Архитекторы
  2. Основоположниками, главными вождями неоклассического направления в английской архитектуре были братья Адамы, сыновья известного архитектора Уильяма Адама. Наиболее талантливым из них был Роберт. Архитектурная деятельность Роберта Адама была исключительно широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом, своими постоянными сотрудниками, он застраивал…
  3. В творчестве Беренса, которое было наиболее заметным явлением в архитектуре Германии начала 1920 х годов, сложно сплетались прогрессивные и реакционные тенденции его времени. Чопорность великопрусского шовинизма сочеталась с преклонением перед человеческим трудом, косная традиционность — с трезвым рационализмом и смелостью конструктивных…
  4. Пожалуй, ни одна творческая личность в истории советской архитектуры не привлекала такого пристального внимания, не вызывала столь противоположных мнений, яростных споров и противоречивых оценок, как личность Жолтовского. Его называли классиком и эпигоном, новатором и подражателем, у него желали учиться и потом…
  5. Американский архитектор Луис Генри Салливен стал одним из пионеров рационалистической архитектуры 20 го столетия. Его работы в области теории зодчества еще более значительны. Салливен ставил перед собой грандиозную утопическую задачу: средствами архитектуры преобразовать общество и повести его к гуманистическим целям. Теория…
  6. 20 сентября 1744 года у представителей двух известных итальянских семей Джакомо Антонио Кваренги и Марии Урсулы Рота родился второй сын, названный в честь отца Джакомо Антонио. Это произошло в живописном маленьком селении Капиатоне округа Рота д′Иманья, входящего в провинцию северо итальянского…
  7. Быть может, ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Брунеллески. Филиппо Брунеллески родился в 1377 году во…
  8. Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. Год он учился в Гентской консерватории. Затем начал изучать архитектуру в Гентской Академии художеств. В 1878 году работал в Париже у архитектора Ж. Дюбуйссона. В 1880 году поступил в Брюссельскую Академию изящных…
  9. Деятельность Фельтена пришлась на годы, когда барокко уступало место классицизму, ставшему вскоре главным направлением искусства. Наследие зодчего сфокусировало признаки архитектуры переходного времени. Георг Фридрих Фельтен, или, соответственно русскому варианту, Юрий Матвеевич Фельтен, родился в 1730 году. Отец его Матиас Фельтен 12…
  10. Исследуя «феномен Стерлинга» и подчеркивая его несомненную творческую самобытность, Дж. Саммерсон поражается славе мастера, «учитывая, что, вероятно, не более трех четырех его осуществленных зданий (ни одно из них не собор и не дворец вице короля) известно сколько нибудь значительной части населения».…
  11. Бове прошел большой творческий путь — от безвестного ученика Кремлевской экспедиции до «главного архитектора» Москвы. Он был тонким художником, умеющим простоту и целесообразность композиционного решения сочетать с изысканностью и красотой архитектурных форм и декора. Зодчий глубоко понимал русскую архитектуру, творчески относился…
  12. Замечательный проектировщик и практик строитель, превосходный художник, теоретик искусства и педагог И.А. Фомин, оказал огромное влияние на творчество многих архитекторов. С его именем связано представление о зодчем мыслителе, мечтавшем воплотить в архитектурных образах ведущие идеи эпохи построения социализма, умевшем смело идти…
  13. В первой половине и середине 17 го столетия Франция переживает своего рода «возрождение Возрождения». Наиболее яркой личностью того периода является, без сомнения, Франсуа Мансар. Мансар не только оставил образцы зодчества, ставшие очень скоро объектом поклонения и паломничества архитекторов. Он еще закрепил…
  14. Австрийский архитектор модерна, спроектировал выставочный дом Венского сецессиона в Вене.
  15. Иоганн Бальтазар Нейман родился в 1687 году. Он вырос в немецкой части Богемии, где имел хорошую возможность ознакомился с церквами в стиле итальянского барокко. Бальтазар происходил из буржуазной семьи — его отец был коммерсантом. Нейман получил разностороннее образование, повидал свет и…
  16. В итальянской архитектуре Гварини занял особое положение. Ему удалось внести в общий тон трезвой рациональности туринской архитектуры контрастную ноту. Именно в годы пребывания в столице Савойского герцогства Гварини создал свои главные произведения. Гварино Гварини родился в Модене 7 января 1624 года.…
  17. Имя Альберти по праву называется одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства раннего Возрождения. «Должен был…
  18. «У архитектора две задачи: оберегать ценности и создавать новые ценности», — писал Карлос Рауль Вильянуэва. С его именем связан резкий подъем архитектуры в Венесуэле в послевоенные годы. Никогда ранее венесуэльская архитектура, пожалуй, не создавала произведений, представляющих интерес в мировом масштабе. Вильянуэва…

КРИСТОФЕР РЕН


«КРИСТОФЕР РЕН»

Глубокие изменения всей культурной ситуации и, в частности, художественных вкусов в области архитектуры, оказались сфокусированными в творчестве и в самой личности Кристофера Рена, который по своему значению для эпохи справедливо ставится в один ряд с самыми замечательными англичанами XVII века — Шекспиром, Ньютоном и Мильтоном. Примечательно, однако, что, несмотря на разносторонность дарований, Рен уже далек от известного типа универсального человека Возрождения.

Кристофер Рен родился 20 октября 1632 года. Его жизнь свободна от мятежных исканий предшествовавшего поколения и до краев заполнена часто весьма смелым, но уверенным и планомерным развитием достигнутого в области точных наук, а затем и архитектуры. Изобразительные искусства, литература и вообще гуманитарные науки его, видимо, не увлекали. Сын настоятеля Виндзорского аббатства и племянник епископа, а значит, представитель привилегированной общественной прослойки, с ее устоявшимся бытом и влиятельными связями, Кристофер получил блестящее по тому времени образование и рано отдался научным интересам, обнаружив, как и многие представители его поколения, безразличие к политике.

Рен был членом кружка передовых университетских деятелей. Как математик, являлся, по свидетельству Ньютона, одним из трех наиболее выдающихся геометров своего времени. Рен был профессором астрономии в Оксфорде. Он изобрел многие, в том числе строительные механизмы, а впоследствии стал одним из основателей и первых президентов созданного в 1660 году Королевского общества (Английской академии наук). Однако Рен вошел в историю, прежде всего, как самый выдающийся зодчий своей страны. Хотя он неоднократно избирался в парламент (1685-1702), известно лишь одно его выступление — в связи с налогообложением для постройки госпиталя в Челси. Позднее он был возведен в дворянское звание и получил титул баронета.

К архитектуре Рен обратился сравнительно поздно, на тридцать третьем году жизни, и то после неоднократных настояний влиятельных заказчиков. Это само по себе свидетельствует о новом отношении к архитектуре, воспринимавшейся к тому времени как деятельность, требующая глубоких, многообразных знаний и широкого кругозора.

Первым сооружением Рена оказался так называемый Шелдонский театр в Оксфорде, возведенный на средства епископа Шелдона для присуждения научных степеней и других торжественных университетских церемоний. Повторив принципиальную схему театра Марцелла в Риме, Рен перекрыл его плоским, подвешенным к фермам потолком (его пролет, в 21 метр, поразил современников), роспись которого изображала открытое небо и тенты античного прототипа. В этой, как и в следующей постройке, капелле Пембрук колледжа в Кембридже (1663-1665), нарушения некоторых строгих канонов классицизма указывают, вероятно, не столько на неопытность Рена, как считали многие авторы, сколько на склонность мастера к барочной свободе, которая позднее будет для него характерна.

Однако переломным пунктом в жизни Рена, обусловившим его обращение к архитектуре, оказались пребывание во Франции (1665-1666) и Большой пожар Лондона (1666).

Во Франции Рен встречался с Ардуэн Мансаром и с Бернини, приезжавшим в Париж по приглашению короля, и на примере первых парижских площадей и ансамблей, а также строительства Лувра мог оценить огромное общественное значение и широкие возможности зодчества.


«КРИСТОФЕР РЕН»

Мы читаем в его позднейших заметках: «Архитектура имеет свое политическое назначение; общественные здания являются украшением страны; она утверждает нацию, привлекает народ и торговлю; заставляет народ любить родную страну, каковая страсть — источник всех великих деяний в государстве:» Парижские впечатления, несомненно, сказались на всем архитектурном творчестве Рена, которое радикально отличается от архитектуры первой половины века широтой и разнообразием замыслов, свободой в обращении с языком зодчества античности и Возрождения, а главное, градостроительным подходом. В одном из писем Рен называл Париж «школой архитектуры, сегодня, может быть, наилучшей в Европе».

Пожар, уничтоживший чуть ли не половину Лондона, был едва лишь приостановлен, когда Рен представил королю свой план перестройки центральной части столицы. Предложение Рена не было осуществлено, но он сразу же был включен в Комиссию по восстановлению города Лондона, составленную из представителей королевских и городских властей. Генеральный план, так быстро разработанный Реном, по рисунку отдаленно напоминающий планировку версальских садов Ленотра, по сути дела, гораздо ближе к планировке Рима, начатой папой Сикстом V в конце XVI века, но почти, наверное, неизвестной Рену даже по изображениям.

Мы видим такие же прямые, рассчитанные на далекие перспективы улицы, лучеобразно сходящиеся к парадным репрезентативным площадям и общественным зданиям, отмечающим важнейшие узлы города, который трактуется как единая пространственная композиция.

Рен активно участвовал в составлении ряда указов комиссии, предписывавших строительство только из кирпича, регламентировавших высоту построек, толщину стен и прочее, а также изыскивавших средства для восстановления города и его важнейших зданий путем введения специальных налогов. Одних только церквей, уничтоженных пожаром, насчитывалось восемьдесят пять, и, хотя многие приходы были комиссией объединены, Рену все же пришлось спроектировать более пятидесяти новых, из которых по крайней мере тридцать пять возводились под его непосредственным наблюдением. Архитектура этих церквей — плод удивительного сочетания творческой фантазии, изобретательности и пытливости научно тренированного ума, склонного к упорядочению рабочего материала, почти что каталогизации разнообразных композиционных возможностей и опробованию их в натуре.

Церкви Рена представляют собою совершенно новую главу в истории английской архитектуры. Они знаменуют расцвет английского классицизма в органическом сочетании с такими традиционными национальными особенностями зодчества, как противопоставление вздымающихся вертикалей низким объемам и трезвый практицизм планировки.

Рен с исключительной ясностью осознал требования протестантского культа, рассматривающего церковь, прежде всего, как аудиторию для проповедника, а не место для сценически эффектной католической литургии, и четко сформулировал эти требования в специальной записке.

Небольшие, необычайно разнообразные по плану, эти церкви искусно вкомпонованы мастером в неправильные и затесненные участки.


«КРИСТОФЕР РЕН»

Характерные для классицизма фасады сочетаются в них с целостностью пространства интерьера. В этом отношении особенно характерна церковь Сен Стивен Уолбрук (1672-1687), с ее просторным и плоским куполом, объединяющим все пространство. Часто в главное пространство широко раскрываются хоры галереи для прихожан (Сен Брайд на Флит стрит, 1670-1684 годы). При несомненном сходстве с протестантскими церквами Северной Европы интерьеры церквей Рена отличаются от последних большей парадностью и утонченностью отделки.

Знаменитые колокольни Рена, частью разрушенные во время Второй мировой войны, поистине поражают разнообразием композиции и в то же время неизменно отличаются свойственным лишь им одним сложным и легким, учащающимся кверху ритмом. В них, с одной стороны, проявился тот глубокий отпечаток, который наложила готика на национальный характер английского зодчества, а с другой — своеобразная разработка «темы с вариациями» (каждая из которых имеет и вполне самостоятельное значение) — разработка, до того встречавшаяся только в ряде палладианских вилл и дворцов. Можно полагать, что если бы реновский генеральный план Лондона был осуществлен, то шпили этих изящных колоколен, просматриваемые сквозь спрямленные улицы, сыграли бы в английской столице едва ли не большую роль, чем обелиски в барочном Риме, создав не только ориентиры для движения вперед, но и обратные зрительные связи, объединяя, таким образом, отдельные архитектурные мизансцены в целостный градостроительный организм.

Наиболее монументальным сооружением Рена явился огромный собор Св. Павла в Лондоне (1675-1711), занимающий такое же главенствующее место в протестантской культовой архитектуре, как римский собор Св. Петра в католической. Работы Рена над собором ведут свое начало с предложения воздвигнуть высоко поднятый и довольно фантастический по формам купол над средокрестием старого здания. Когда после пожара выяснилась необходимость разобрать его, Рен предложил два варианта проекта (1672 и 1673 годы) — с грандиозным куполом, венчающим план в форме равноконечного греческого креста, ветви которого соединялись криволинейными, по барочному вогнутыми фасадами.

Последний из планов, в котором к равносторонним ветвям добавлена с восточной стороны апсида, а с западной — перекрытый малым куполом вестибюль, сохранился в виде великолепно выполненной деревянной модели такого размера, что зритель мог в нее войти, чтобы представить себе характер интерьера.

По требованию духовенства Рен разработал третий, осуществленный вариант. Огромный, протяженный объем сооружения длиной в 157 метров, с планом в форме латинского креста и сильно развитым хором, восходит к готическим соборам.

Математические познания Рена пригодились ему в трудной задаче возведения купола, решенной им блестяще, с расчетом тонким и глубоким.


«КРИСТОФЕР РЕН»

Конструкция опирающегося на восемь столбов тройного купола сложна и необычна: над внутренней кирпичной оболочкой полусферической формы расположен кирпичный же усеченный конус, который несет венчающие собор фонарь и крест, а также третью, деревянную, крытую свинцом наружную оболочку купола.

Эффектен внешний вид собора. Два марша широких ступеней подводят с запада к шести парам коринфских колонн входного портика, над которыми расположены еще четыре пары колонн с композитными капителями, несущие фронтон со скульптурной группой в тимпане. Более скромные полукруглые портики поставлены по обоим концам трансепта. По сторонам главного фасада воздвигнуты стройные башни (одна для колоколов, другая для часов), за ними, над средокрестием собора, высится огромный величественный купол.

Окруженный колоннами барабан купола кажется особенно мощным потому, что каждый четвертый интерколумний колоннады, так называемой Каменной галереи, заложен камнем. Над полусферой самого купола вторая, так называемая Золотая галерея образует обход вокруг фонаря с крестом. Возвышающаяся над Лондоном группа купола и башен — несомненно, самая удачная часть собора, основной массив которого было трудно воспринять целиком, так как он оставался скрытым беспорядочной городской застройкой (сильно разрушенной бомбардировками во время Второй мировой войны).

Загруженный с конца 1660 х годов, казалось бы, до пределов человеческих возможностей архитектурными заказами в одном только Лондоне, Рен, тем не менее, проектировал и строил для короля, муниципалитетов, университетов и частных лиц дворцы и усадьбы, госпитали и библиотеки, ратуши и колледжи. Из многочисленных светских сооружений Рена следует, прежде всего, отметить один из его шедевров, библиотеку Тринити колледжа в Кембридже (начата в 1676 году), — свидетельство мастерского решения незаурядных композиционных трудностей.

Ее главный фасад, с двухъярусными ордерными аркадами и барочными по характеру членениями (верхний этаж значительно тяжелее нижнего), связан с более старыми постройками так, что открытый первый ярус имеет ту же высоту, что и галереи по сторонам, образуя традиционный обход, характерный для студенческих «клуатров» Кембриджа и Оксфорда. Для этого мастер опустил пол высокого парадного читального зала во втором этаже до уровня пят нижних арок, закрыв их тимпанами. Так получился торжественный и звучный, крупномасштабный фасад, выделивший библиотеку в общем комплексе соседствующих с ней жилых корпусов колледжа. Противоположный фасад здания решен более плоскостно: высоко поднятые (для размещения книжных шкафов) арочные окна читального зала разделены простыми лопатками, тогда как ордер применен только для акцентирования входов.

По мнению ряда английских историков архитектуры, библиотека Тринити колледжа знаменует собою конец первого этапа в творчестве Рена и его переход к более сложным композициям.


«КРИСТОФЕР РЕН»

Необходимо отметить, однако, что интерьеры мастера и в дальнейшем сохраняли ясность и строгость, а его отношение к ордерной системе, сформулированное значительно позже, и сегодня поражает нас современной трезвостью суждений.

«Современные авторы, писавшие об архитектуре, — указывает Рен, — кажется, вообще мало что имели в виду кроме того, как установить пропорции колонн, архитравов и карнизов в нескольких ордерах: и, находя эти пропорции в древнейших постройках греков и римлян (хотя они и применялись там более произвольно, чем это хотят признать), они стремились свести их к правилам слишком строгим и педантичным, не нарушимым без греха варваризма, хотя по природе своей они всего лишь приемы и моды тех времен, когда были в употреблении. Любознательность могла бы подтолкнуть нас поразмыслить, откуда первоначально возникла эта склонность не считать красивым ничего, что не было украшено колоннами даже там, где в действительности для них нет нужды».

В военном и морском госпиталях в Челси (начаты в 1683 году) и в Гринвиче (начат в 1696 году), а также в Винчестерском дворце (начат в 1683 году, не окончен, сгорел в 1896 году) Рен впервые экспериментирует с крупными массами протяженных объемов. В Челси он применяет большой ордер для редких акцентов (входов) и легкую малую колоннаду для галерей в глубине двора. В Гринвичском госпитале ему пришлось отказаться от характерной для классицизма композиции с поставленным по главной оси купольным объемом, для того чтобы открыть вид на Куинс хаус Иниго Джонса, который оказался в глубине большого, открытого на реку курдонера. Увенчанные барочными по характеру куполами корпуса Рена (правый из них включает постройку Уэбба) фланкируют курдонер со стороны реки и связаны с Куинс хаусом горизонтальной линией длинных колоннад.

В королевском дворце Хэмптон корт Рену тоже пришлось отступить от первоначально широко задуманного ансамбля. Ему принадлежат здесь лишь парковый корпус, темные фасады которого отделаны белым камнем и акцентированы в центре полуколоннами, да так называемый Часовой двор («Королевский вход»), в котором сохранилось сочетание дворцовой парадности с интимностью, отличающее первоначальный замысел.

Его поклонники говорили, что Рен построил «самый благородный храм» — собор Св. Павла, «самый роскошный госпиталь в Британии» — Гринвичский и «самый большой дворец» — герцога Мальборо в Лондоне (1709-1711).

Дворец герцога Мальборо — палладианского характера — отличается чрезвычайной роскошью внутренней отделки. Гордый магнат хотел, говорят, затмить ею роскошь расположенного рядом Сент Джеймсского дворца (планы перестройки созданы Реном в первые годы XVIII века), принадлежавшего «кузену Джорджу» — королю Георгу I.

Замков Рен строил мало.

Наиболее известные из них Фоули Корт в окрестностях Хенли, Грумбридж в графстве Кент, начатый им Истон Нестон и некоторые другие. В отдельных случаях ему приписывают участие в подобных постройках на весьма недостаточных основаниях.

В отличие от Иниго Джонса, Рену на протяжении его долгой и плодотворной деятельности удалось осуществить почти все свои замыслы. Огромное число сооружений Рена, собранных вместе, могло бы составить большой, тесно застроенный город. Достаточно сказать, что им сооружено 4 дворца, 35 различных присутственных мест, 8 школ, 55 церквей и 40 разных других зданий.

Архитектор пошел по пути, предуказанному Джонсом, но, в отличие от последнего, впитавшего в Италии дух эпохи Возрождения, в классицизме Рена, пережившего эпоху пуританства, более явственно выражено рассудочное начало.

Рен похоронен в 1723 году в соборе Св. Павла, и надпись на его надгробии заканчивается словами: «:если ищешь памятник, оглянись».

 

  1. Люди и биографий — Архитекторы
  2. Основоположниками, главными вождями неоклассического направления в английской архитектуре были братья Адамы, сыновья известного архитектора Уильяма Адама. Наиболее талантливым из них был Роберт. Архитектурная деятельность Роберта Адама была исключительно широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом, своими постоянными сотрудниками, он застраивал…
  3. В творчестве Беренса, которое было наиболее заметным явлением в архитектуре Германии начала 1920 х годов, сложно сплетались прогрессивные и реакционные тенденции его времени. Чопорность великопрусского шовинизма сочеталась с преклонением перед человеческим трудом, косная традиционность — с трезвым рационализмом и смелостью конструктивных…

  Рейтинг — 17647, Статистика просмотров сегодня — 8

Рен Кристофер — это… Что такое Рен Кристофер?


Рен Кристофер
(сэр Кристофер Wren, 1632—1723) — английский архитектор, в молодости выказал способности к математике. В 1652 г. поступил преподавателем астрономии в Гречемскую коллегию, в Лондоне, откуда, в 1659 г., перешел на такую же должность в оксфордский университет, причем был избран в члены лондонского королевского общества. Одновременно с математическими науками он изучал и архитектуру, в 1663 г. занимался, по поручению короля, реставрацией прежнего павловского собора в Лондоне и построил Чельдонский театр в Оксфорде и коллегию Пемброка в Кембридже. Занимаясь также естествознанием, изготовил в 1664 г. рисунки для «Анатомии мозга» Уиллиса. В 1665 г. сделал поездку во Францию и изучал постройку Лувра в Париже. После страшного пожара, опустошившего Лондон в 1666 г., ему было поручено составить проект новой застройки этого города, но, вследствие препятствий, возникших от предубеждений и затронутых мелочных интересов частных лиц, этот проект был приведен в исполнение только отчасти (расширены некоторые улицы, образованы просторные площади, возведено большое количество построек из камня и кирпича). В 1668 г. Р. получил титул королевского архитектора, в 1673 г. возведен в дворянское достоинство, в 1675 г. начал строить по собственному плану существующий ныне собор апостола Павла, занимающий, в отношении величины, первое, после Петровского собора в Риме, место среди подобных сооружений и замечательный в особенности красивыми пропорциями своего купола. Величественную внутренность этого храма Р. предполагал обильно украсить статуями, но не мог настоять на этом, и настоящий свой вид внутри собор получил только впоследствии. Сооружение этого храма продолжалось 35 лет. Из прочих построек Р. наиболее важные: так называемый «Лондонский монумент» — колоссальная колонна высотой в 188 м, воздвигнутая в память о пожаре 1666 г., изящная церковь св. Стефана в Уольбруке, в Лондоне, церковь св. Брида, там же, королевский дворец в Винчестере, епископский дворец, там же, госпитали в Челси и Гриниче и библиотека Троицкой коллегии в Кембридже. Р. строил предпочтительно в холодном, мало живописном римском стиле, а потому позднейшие приверженцы романства и готики судили о нем односторонне и пристрастно; но справедливость требует признать, что это был художник, обладавший глубокими, разносторонними познаниями, чистотой вкуса и способностью сочинять и осуществлять смелые, величественные проекты. Он первый в Англии начал гравировать черной манерой.

Ср. Elmes, «Memoirs of the lif and werks of Sir Christopher Wren» (Л., 1828).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Рен д’ор
  • Апсида

Смотреть что такое «Рен Кристофер» в других словарях:

  • Рен Кристофер — (Wren) (1632 1723), английский архитектор, математик и астроном. Представитель классицизма. Гармонично связывал разнообразные по формам здания с пейзажем и городской средой (план реконструкции Лондона, 1666; собор св. Павла, 1675 1710, в Лондоне) …   Энциклопедический словарь

  • Рен Кристофер —         (Wren) (1632 1723), английский архитектор и математик. Крупнейший представитель английского классицизма. Между 1649 53 учился в Оксфордском университете. С 1657 профессор астрономии в Лондоне, с 1661 в Оксфорде. В 1681 83 президент… …   Художественная энциклопедия

  • Рен, Кристофер — У этого термина существуют и другие значения, см. Рен. Кристофер Рен …   Википедия

  • Рен Кристофер — Рен (Wren) Кристофер (20.10.1632, Ист Нойл, Уилтшир, ‒ 25.2.1723, Хэмптон корт), английский архитектор и учёный. Между 1649 и 1653 изучал математику в Оксфордском университете. С 1657 профессор астрономии в Лондоне, с 1661 в Оксфорде. В 1681‒83… …   Большая советская энциклопедия

  • Рен Кристофер — Портрет Кристофера Рена работы Г. Кнеллера, 1711. Собор святого Павла в Лондоне …   Википедия

  • РЕН Кристофер — (Wren, Christopher) (1632 1723), крупнейший английский архитектор и математик, автор проекта нового собора св. Павла в Лондоне и многих других церквей. Родился 20 октября 1632 в городке Ист Нойл, в Уилтшире, в семье священника. учился в школе св …   Энциклопедия Кольера

  • Рен, Кристофер — (сэр Кристофер Wren, 1632 1723) английский архитектор, в молодости выказал способности к математике. В 1652 г. поступил преподавателем астрономии в Гречемскую коллегию, в Лондоне, откуда, в 1659 г., перешел на такую же должность в оксфордский… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Рен, Кристофер — (1632 1723)    выдающийся английский архитектор, ученый, профессор Оксфордского университета, член парламента. В 1665 1666 гг. встречался в Париже с Бернини, Мансаром, Лево; в 1667 г. руководил восстановлением Лондона после Великого пожара 1666 г …   Архитектурный словарь

  • Рен — Рен: Ренн (фр. Rennes)  город во Франции, столица Бретани Рен (Wren)  английская фамилия Рен, Кристофер (англ. Christopher Wren, 1632 1723)  английский математик и архитектор. Рен (Rehn)  скандинавская фамилия Рен, Олли… …   Википедия

  • РЕН (Wren) Кристофер — (1632 1723) английский архитектор, математик и астроном. Представитель классицизма. Гармонично связывал разнообразные по формам здания с пейзажем и городской средой (план реконструкции Лондона, 1666; собор св. Павла, 1675 1710, в Лондоне) …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Кристофер Рен. Гений английского барокко, Катамидзе Вячеслав И., Николаева Марина Л.. Кристофер Рен — выдающийся английский архитектор, создатель национального стиля британской архитектуры. Эта книга — первое издание на русском языке, посвященное жизни и творчеству великого… Подробнее  Купить за 4771 руб
  • Кристофер Рен Гений английского борокко Архитектурная биография Лондона, Катамидзе В., Николаева М.. Кристофер Рен — выдающийся английский архитектор, создатель национального стиля британской архитектуры. Эта книга — первое издание на русском языке, посвященное жизни и творчеству великого… Подробнее  Купить за 3206 руб
  • Кристофер Рен. Гений английского барокко. Архитектурная биография Лондона, Катамидзе Вячеслав Иванович. Кристофер Рен — выдающийся английский архитектор, создатель национального стиля британской архитектуры. Эта книга — первое издание на русском языке, посвященное жизни и творчеству великого… Подробнее  Купить за 3138 руб
Другие книги по запросу «Рен Кристофер» >>

Провидение Сэра Кристофера Рена — архитектора возрожденного Лондона

В жизни Кристофера Рена большую роль сыграло Провидение. Вряд ли бы он смог стать архитектором,  если бы не казнь короля Карла I — Кристофер должен был унаследовать место настоятеля собора в Виндзоре, которое занимал его дядя, Мэтью Рен, епископ Илийский. Однако нет худа без добра – реставрации монархии через 10 лет и личная благосклонность Карла II позволили Рену получить место королевского инспектора по строительным работам, хотя у него и не было специального строительного образования. Скорее, архитектура была для профессора что-то вроде хобби, которому он предавался со всем пылом своей души.

Немногим известен тот удивительный факт, что сэр Кристофер Рен был вовлечен в планы по перестройке собора Святого Павла еще до того, как разразился Великий Пожар. Работая над чертежами своего утопического Лондона, Кристофер Рен поместил в самом его центре собор Святого Павла, от которого лучами должны были расходиться улицы. Старый готический собор собирались перестраивать, и Рен должен был представить свой вариант проекта. За 6 дней до пожара на Пуддинг-лейн он представил проект собора, согласно которому вместо шпиля должен был быть купол, увенчанный продолговатым каменным ананасом более чем 60 футов высотой. Диковинный фрукт к тому времени только-только появился в Англии, и Рен был поражен его совершенной формой. «Ананасовый дизайн», как его стали впоследствии называть, отсутствует на дальнейших проектах перестройки собора (тем не менее, диковинным фруктам, хотя и выполненным в гораздо меньшем размере, все же нашлось место в архитектурном ансамбле собора: ими украшены колокольные башни).

Однако после Великого Пожара собор уже не пришлось перестраивать, его надо было строить заново. Провидение постаралось и расчистило дорогу для создания шедевра великому Рену. Спустя три года после пожара он был назначен королевским архитектором, однако строительство нового собора началось только в 1675 году и стало для Рена делом всей его жизни. Собор Святого Павла был первым новым собором Англии, построенным после реформации. Рен, вдохновленный архитектурными шедеврами Парижа, который он посетил в 1665 году, берет на себя смелость отступить от тех традиций, согласно которым английские церкви строились на протяжении веков.

Карл II даровал архитектору титул рыцаря еще до начала работ по возведению нового собора как знак особого доверия. Старый храм лежал в руинах, и Рен приказал разрушить остатки старых стен при помощи таранов и пороховых зарядов. Летом 1675 года был заложен первый камень нового храма: по просьбе сэра Кристофера один из рабочих наугад выбрал камень из груды щебня, оставшегося после расчистки строительной площадки. Камень оказался осколком старинного надгробия, на котором было выбито по-латыни: RESURGAM («Я восстану снова»).

Основной западный фасад собора из белого портлендского известняка с резными барельефом, изображающим обращение в веру святого Павла, обрамлен двумя башнями. В левой (северной) башне расположено двенадцать колоколов, в правой (южной) — часы и Большой Том — крупнейший колокол в Англии весом более 16 тонн, который звонит только по умершим членам королевской семьи, епископу лондонскому, декану собора Святого Павла и лорду-мэру Лондона (правда, при условии, что он умер на рабочем месте ). Рен предполагал, что часы будут и на северной башне, однако они так и не были установлены — вместо них на ней красуются лишь небольшие круглые отверстия. Купол собора, увенчанный крестом весом в 700 тонн, считается вторым в мире по величине после собора Святого Павла в Риме. Комитет, принимавший проект Рена, желал, чтобы собор доминировал над окружающими постройками — огромный, как Ноев ковчег, он должен был плыть над лондоном. И действительно, только купол собора вкупе с крестом весят больше, чем целый «Титаник». Однако, чем больше размер купола, тем солиднее и массивнее должно быть основание, и если снаружи такая постройка выглядит вполне гармоничной, то внутри обязательно чувствуется диспропорция. Рен, будучи ученым, гениально решил эту проблему: он возвел внутренний полукруглый кирпичный купол с отверстием диаметром 6 метров, через которое проникает свет из фонаря, заливая собор. Опорой для каменного фонаря весом в 800 тонн служит кирпичный конус, а над конусом по замыслу архитектора был возведен второй, внешний купол — деревянный каркас, покрытый свинцовыми листами. Ложный второй этаж собора был создан для того, чтобы замаскировать массивные контрфорсы, которые поддерживают стены нефа и купол.

Наверх ведут 365 ступеней — по количеству дней в году: все же Кристофер Рен был профессором астрономии. 259 ступенек — и вы попадаете на Галерею Шепота. Трюк с двумя куполами сделал возможной уникальную акустику: если приложить ухо к стене галереи, то, несмотря на 34 метра ширины, можно расслышать слова, сказанные шепотом с противоположной стороны. 378 ступеней, или 54метра, ведут на Каменную Галерею, а на высоте 85 метров, или 530 ступеней, расположена Золотая. Как награда за подъем — фантастический вид на Лондон. Удивительной красоты роспись купола на мотив жития святого Павла, выполненная сэром Джеймсом Торнхиллом. В северном трансепте собора – знаменитая авторская копия глубоко символичной картины Холмана Ханта «Свет Мира», оригинал которой хранится в Оксфорде, в колледже Кибл. На картине — Иисус Христос, стучащий в дверь человеческой души, в дверь, у которой нет ручки, которая заросла колючей ежевикой, и открыть ее можно только изнутри… Богато декорированный алтарь собора: круглые позолоченные мозаики в византийском стиле, изображающие птиц, рыб, зверей и растения. Резной корпус органа. Отделанный мрамором интерьер центрального нефа. Много воздуха и красок в отличие от традиционных готических соборов Британии. Строго, величественно и монументально. «Я строю на века» — так говорил Кристофер Рен.

Последний камень фонаря над куполом собора был уложен руками сына Рена, в присутствии своего отца, главного архитектора, тридцать пять лет спустя после начала строительства великого Феникса.

Строительство собора подходило к концу, когда вдруг обратили внимание на то, что внутри храма отсутствуют колонны, которые поддерживали бы огромных размеров свод. Рен приводил собственные точно выверенные расчеты, пытаясь убедить комиссию, что колонны не нужны и купол не рухнет на головы прихожан. Однако ученому не поверили и распорядились установить колонны, подпирающие купол и своды собора. Рен выполнил это требование, но лишь частично: возведенные по его проекту колонны не достигают потолка собора, между капителями и самим потолком остается свободное пространство, однако, осматривая собор снизу, увидеть это практически невозможно.

Провидение, которое расчистило сэру Кристоферу Рену путь к его шедевру, казалось, хранило собор и во время Второй мировой войны. Однажды ночью на собор упало 28 зажигательных бомб, но чудесным образом он все-таки избежал пожара. Нельзя не восхищаться отвагой духовенства и служителей собора, которые на протяжении военных лет охраняли его каждую ночь: хватали клещами зажигательные бомбы, бросали их в ведра с песком и заливали водой из насосов. Однажды ночью рядом с часовой башней упала бомба замедленного действия — ее обнаружили и отвезли в Хэкни- Марш, где и подорвали. После взрыва осталась воронка диаметром около 100 футов. Был случай, когда спущенный на парашюте фугас йпалс всего в нескольких футах от восточной стены. Однако страшный взрыв так и не прогремел — оказалось, что взрыватель вышел из строя. Воистину, на все воля Божья…

За три с лишним века своего существования собор был свидетелем и празднования юбилея королевы Виктории, и помпезных похорон адмирала Нельсона и герцога Веллингтона, и «свадьбы века» принца Чарльза и принцессы Дианы. Во время торжественной церемонии венчания колокола собора не подвели – прозвонили все положенные удары должным образом (в Британии до сих пор в ходу старинная легенда, согласно которой любой сбой в колокольном звоне во время венчания членов королевской семьи является дурным предзнаменованием). Ничто, казалось, не предвещало беды- на глазах у миллионов британцев, прильнувшим к экранам телевизоров (церемония венчания транслировалась на всю страну), разыгрывался первый блистательный акт сказки про золушку, ставшую супругой Принца. Сказки, которая по ходу повествования перетекла в драму, а затем и в трагедию — финал которой состоялся в злополучном парижском тоннеле.

Многое видел старинный собор за свой долгий век — неудивительно, что в нем обитает свое приведение, которое неоднократно видели церковные служители. Приведение обычно появляется в западной части собора в виде пожилого священника и периодически издает странные звуки, что-то вроде свиста на высоких нотах, не отличающегося музыкальностью и режущего слух. Интересно, что в том месте, где чаще всего можно повстречать фантомного церковнослужителя, была обнаружена секретная лестница.

Если Вестминстерское аббатство знаменито своим «уголком поэтов» — в нем похоронены многие гении литературы, то в соборе Святого Павла в основном находили свое последнее пристанище отважные воины, не раз спасавшие Отечество, и, как ни странно, художники. Среди них — Рейнолдс, Лоуренс, Лэндсир, Миллес и многие другие. Странное сочетание, не правда ли? Особенно когда оказываешься в южном трансепте: там, среди генералов и адмиралов при боевом оружии и в медалях стоит одинокий монумент художнику Тернеру в сюртуке с одной лишь трогательной кистью в руках.

Одним из самых знаменитых и известных среди обретших свой последний приют в соборе стал лорд Горацио Нельсон, подаривший Британии победу при Трафальгаре и, как античный герой, скончавшийся в мгновение своей победы. Имя адмирала было окружено легендами, слухами и домыслами еще при его жизни. Сейчас же великий адмирал покоится в роскошном черном мраморным саркофаге, первоначально предназначавшемся для кардинала Уолси, а также для Генриха VIII и его третьей жены Джейн Сеймур и пролежавшего в часовне Святого Георгия в Виндзоре несколько веков. У гроба с телом Нельсона, который покоится в недрах саркофага, тоже весьма странная исторя. За несколько лет до своей кончины Нельсон получил его в подарок от капитана Бена Хэллоуэлла — корабельный плотник выстругал его из грот-мачты французского фрегата «Ориент», который в битве на Ниле ходил под флагом адмирала де Брюэ. Нельсон не только не посчитал такой зловещий подарок дурным знаком, но и брал с собой в море, перевозя с одного корабля на другой. Чаще всего гроб стоял в каюте капитана, за его резным деревянным креслом. Вероятно, сам факт присутствия такого своеобразного подарка на корабле не внушал большого оптимизма команде, и, наконец, к облегчению большинства офицеров, Нельсон принял решение хранить мрачную реликвию в Лондоне. Говорят, что во время своего последнего отпуска, накануне Трафальгарской битвы, Нельсон приехал взглянуть на свой гроб и, обращаясь к сторожу, пророчески заметил, что та вещь, возможно, понадобится ему по возвращении.

Что же касается самого Кристофера Рена, то его надгробие в южном приделе крипты — простой камень с удивительно скромной эпитафией, сочиненной сыном знаменитого архитектора: «Se monumentum requires, circumspice» — «Читающий эти строки, если ты ищешь памятник — оглянись вокруг».

Крістофер Рен — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

У Вікіпедії є статті про інших людей із прізвищем Рен.
Крістофер Рен
Sir Christopher Wren
англ. Christopher Wren
Портрет роботи Годфрі Неллера Портрет роботи Годфрі Неллера
Народився 20 жовтня 1632(1632-10-20)
East Knoyled, Вілтшир[d], Вілтшир, Південно-Західна Англія, Англія
Помер 25 лютого 1723(1723-02-25) (90 років)
Hampton Court Castled, Герефордшир, Західний Мідленд, Англія, Королівство Велика Британія
Поховання Собор святого Павла
Місце проживання
Громадянство
(підданство)
Flag of England.svg Королівство Англія
 Королівство Велика Британія
Національність англієць
Діяльність архітектор, астроном, математик, фізик, анатом, викладач університету, політик, містобудівник
Alma mater Коледж Воднем, Оксфордський університет
Сфера інтересів архітектура, фізика, астрономія та математика
Заклад Коледж Всіх Душ
Посада член Палати громад у Парламенті Англіїd
Вчене звання Savilian Professor of Astronomyd
Член Лондонське королівське товариство
Відомий завдяки: 54 церкви в Лондоні включно з Собором св. Павла, чимало інших будинків після Великої пожежі
Батько Christopher Wrend
Діти Christopher Wren Jrd
Нагороди лицар-бакалавр

CMNS: Крістофер Рен на Вікісховищі

Сер Крі́стофер Рен (англ. Sir Christopher Wren; 20 жовтня 1632 — 26 лютого 1723) — англійський архітектор, найвидатніший представник англійського класицизму, математик і астроном. Архітектор собору Святого Павла в Лондоні у 1675—1710 роках, а також багатьох лондонських церков (всього 53), включаючи Сент Брайд, Фліт Стріт і Сент Мері-ле-Боу, Чіпсайд; Королівської біржі, будинку Мальборо, театру Шелдоніан (Оксфорд). Його наукові праці високо цінували Ісаак Ньютон і Блез Паскаль. Рен став одним із засновників Лондонського королівського товариства і в 1680—1682 роках був його президентом.

Народився в містечку Іст-Нойл у Вілтширі в родині настоятеля Віндзорського абатства. Вчився в школі святого Павла в Лондоні, а потім між 1649 та 1653 роками вивчав математику в Уодем-коледжі в Оксфорді. У 1652 році поступив на посаду викладача астрономії в Грешем-коледж, 1657 року став там професором, у 1659 році перейшов викладачем до Оксфорда, а 1661 року став професором і там. З 1660 року член, а в 1680—1682 роках[1] — президент Лондонського королівського товариства.

У молодості Рен був вченим який займався багатьма науками — анатомією, фізикою, астрономією та математикою, до якої проявляв неабиякі здібності. Архітектурою зацікавився лише в 1660-ті роки.

У 1665–1666 роках з освітньою метою здійснив єдину в житті мандрівку за кордон до Франції, де вивчав місцеву архітектуру. У Франції познайомився з італійським архітектором Лоренцо Джованні Берніні, що бажав отримати замовлення на добудову палацу Лувр. Особливо Рена зацікавили купольні церкви Парижа та околиць, адже на той час в Англії не було жодної церкви з куполом. Враження від цих мандрів та знайомства справили сильний вплив на його творчість. Також на нього вплинули малюнки, дереворити та архітектурні трактати Ініго Джонса. Деякі принципи, на які Рен спирався, він описав і їх можна відновити за збереженими записами.

Перші замовлення Рен отримав завдяки зв’язкам в університетських та церковних колах — театр Шелдона в Лондоні, капела Пемброк-коледжа в Кембриджі (1663—1665) та декілька будівель для Еммнанюел-коледжу. Будівельний бум у Лондоні відбувся після величезної пожежі 1666 року. Тоді згоріло 87 церков, в тому числі й старий собор святого Павла, та тринадцять тисяч будинків. Спочатку Рена запросили як консультанта для перебудови собору святого Павла в Лондоні. Він розробив власний план реконструкції міста, який однак було здійснено лише частково, через протидію приватних осіб власників окремих ділянок. Утім, згідно з планом деякі вулиці таки були розширені, було побудовано частину із запланованих Реном кам’яних та цегляних будинків, а сам архітектор отримав замовлення на відбудову 52 місцевих церков. При цьому Рен для різних церков використовував різні архітектурні рішення, тобто його роботи були індивідуальними. Зазначимо, що на той час не існувало канонічного, традиційного типу англіканської церкви. Бо старі церкви Лондона були ще середньовічні католицькі храми. Тож Рен мав і міг творити наново. Більшість ділянок для церков були неправильної форми, тож кожну з них мали будувати за спеціальним планом. Деякі з церков відрізнялися бароковою пишністю: наприклад Сент-Стефан в Урлбруці, церква Христа на Ньюґейт-стріт, Сент-Брайд на Фліт-стріт, Сент-Джеймс на Гарлі-Хілл, Сент-Ведаст на Фостер-лейн. За вимогами обставини Рен використовував і пізньоготичні елементи, хоч і не любив відхилятися від уподобаного ним бароко, прикладами є Сент-Мері Олдермері чи Крайст-Чьоч-коледж в Оксфорді (Башта Тома).

Для перебудови собору святого Павла, яка тривала з 1675 по 1711 роки, Рен зробив кілька проектів, за одним з яких зробили великий дерев’яний макет. Остаточний план дуже нагадував структуру старого середньовічного собору, але у внутрішньому інтер’єрі архітектору вдалося досягти просторової єдності головного нефу з середохрестям. Величезний купол висотою 111 метрів має своєрідну конструкцію та складається з трьох оболонок. При цьому він дуже гармонійний та узгоджується з іншими частинами будівлі. Загальна вартість будівництва склала 739 тисяч фунтів — величезна сума для того часу.

Окрім спорудження церков Рен виконував приватні замовлення, одним з яких було створення нової бібліотеки Триніті-коледжу (1676—1684) в Кембриджі.

У 1669 році Рена було призначено головним наглядачем королівських будівель. На цій посаді він отримав кілька важливих державних замовлень, наприклад будівництво шпиталів в районах Челсі та Гринвіч та кількох будівель, що увійшли в палацові комплекси Кенсінгтонського та Гемптон-Корт палаців.

Рен встиг побувати на службі в п’яти королів і залишив державну службу лише 1718 року.

Помер 26 лютого 1723 року в Хемпто-Корті. Був похований у крипті собору Святого Павла. Над його могилою розташований латинський напис: «Якщо шукаєш пам’ятник, озирнись навколо». Хоча у ІІ світову війну багато пам’ятників та приміщень було зруйновано, собор Святого Павла дивним чином не постраждав при бомбардуваннях. Ідеї Рена розвивали архітектори наступного покоління, наприклад Н. Хоксмор та Дж. Гіббс. Доробок майстра справив помітний вплив на розвиток церковної архітектури в Європі та США.

Крістофера Рена зобразили на британській банкноті номіналом 50 фунтів.[2]

Галерея архітектурних робіт[ред. | ред. код]

34. Творчество К. Рена

СЭР КРИСТОФЕР РЕН (1632-1723) — наиболее яркий мастер этой эпохи. Он был математиком, астрономом, изобретателем и естествоиспытателем. Использовал традиционные английские материалы, но придумывал новые пути их использования. чтобы остаться в классических рамках.

Сам диапазон его работ показывает, какие разнообразные задачи вставали перед архитектурой в то время. Например, первой его работой стало сооружение т.н. Шелдоновского театра в Оксфорде, здания, предназначенного для собраний и различных церемоний и заказанного Рену Гилбертом Шелдоном, который позже стал канцлером университета. Название «театр» условно, оно описывает форму здания, а не его предназначение: в нем никогда не давалось представлений, хотя и устраивались концерты. Также здесь находилось, до 1713 г., издательство Oxford University Press. Первый проект Рена поражает своей смелостью: здание необычной формы перекрыто без использования подпорок внутри, так что в достаточно небольшом, но очень просторном зале может разместиться до трех тысяч человек.

Рен очень свободно обращался с классическими канонами и античным формами. В отличие от Джонса, который старался заимствовать итальянские приемы, не меняя их, Рен пытался дать классицизму в своей работе национальную трактовку.

Именно Реном был составлен проект перестройки Лондона после пожара 1666 г., который включал создание в Сити круглых площадей, радиальных улиц и т.п., и, хотя проект и не был осуществлен полностью, он все равно изменил облик Сити и подстегнул мощное развитие градостроительной мыли уже в XVIII веке. В Лондоне Рен построил несколько жилых домов и множество приходских церквей. Это было первое крупное церковное строительство после Реформации. Архитектурные решения самые разные, ни один из проектов не повторяется. Последовательно работая в духе классицизма, Рен, тем не менее, отдает дань и средневековым английским традициям, снабжая свои церкви высокими башнями-колокольнями. Эти шпили имели и практическое топографическое значение: они обозначали центр прихода.

Здесь нужно сказать несколько слов собственно о религиозной обстановке в то время, без чего не будет понятна резкая смена стиля, наступившая в церковном строительстве. К концу XVII века Реформация вытравила из службы мистику, барьер между священником и прихожанами, снят, т.к. священник перестал быть посвященным, производящим таинство — протестантизм не признает таинств. Именно поэтому и престол в протестантских, в т.ч. и англиканских, церквях находится не в восточном конце, а посередине церкви: все ритуалы могут быть произведены на глазах прихожан, да теперь они и не главное в службе. Новый тип церкви — это здание, где как можно больше людей могут с комфортом послушать проповедь. Рен иногда даже делал в своих церквях галереи, чтобы могло разместиться больше народу. Произнесенное священником слово важнее, чем ритуал: большую роль приобретает кафедра, т.е. возвышение, с которого читается проповедь. В отличие от готических церквей, которые уносили человека из дольнего мира в таинственный мир ангелов и демонов, в классицистических церквях преобладает ориентация на свет и здравый смысл, что проявляется как в их структуре, так и в декоре.

Рен построил 52 приходские церкви в районе нынешнего Сити. Не все из них сохранились, но давайте взглянем на самые знаменитые, такие, как церкви св. Стефана у Стенного ручья, св. Бригитты, св. Марии в Боу (та самая церковь, около которой, «within the sound of Bow bells», нужно родиться, чтобы считаться настоящим кокни), св. Иакова на Чесночном холме, св. Иакова на Пикадилли, св. Клемента Датского, а также аббатство св. Николая.

1,2,3,4,5,6,7

Но шедевром Рена является, несомненно, собор св. Павла, также построенный на месте сильно пострадавшего в пожаре 1666 г. более раннего, готического здания. Он строился между 1675 и 1710 г., став первым собором построенным после эпохи Средневековья и единственным собором Британии, выстроенным в стиле классицизма (или, как считают другие исследователи, барокко).

Собор святого Павла

Интересно при этом, что план собора совершенно традиционен: это средневековый латинский крест, с двумя западными башнями и башней над средокрестием, которая, впрочем — и это важная новация — имеет форму купола, т.е., являет собой чисто классический элемент. По декору же собор полностью порывает со старыми традициями английского церковного строительства. Рен применяет ордерную систему, вводит в множестве колонны, включая и знаменитые его сдвоенные колонны; интерьер собора просторный, светлый, и что интересно, украшен почти без применения скульптуры или живописи: основной декоративный акцент привносят все те же архитектурные формы. (Мозаики на потолке и парусах купола были выполнены в более поздний период, уже в XIX веке, заменив собой изящный орнамент, который, как видно из старинных гравюр, украшал его до этого.) Росписи внутри купола выполнены в гризайной, т.е., монохромной технике, имитирующей лепнину, а сам трехслойный купол, с его «галереей шепотов» и сложным внутренним устройством, являет собой несомненное чудо инженерной и архитекторской мысли.

Хотя именно своим собором Кристофер Рен знаменит более всего, он строил здания и других назначений. Например, он достроил два уже существовавших дворца: к «дому королевы» в Гринвиче (см. выше) он пристроил колоннаду и вписал его в огромный комплекс Морского госпиталя, с колоннами и куполами, причем, поскольку королева возражала против того, чтобы новые здания перекрывали вид на реку, Рен придумал уникальное пространственное решение, расположив корпуса госпиталя по обе стороны от широкой аллеи, ориентированной на дворец, и удачно вписав новые здания в более старый архитектурный контекст. То же самое можно сказать о работе Рена во дворце Хэмптон-Корт, о котором мы говорили как о блестящем примере тюдоровской архитектуры. К нему Рен пристроил новый изящный флигель в классическом стиле, увязав его с основным зданием через использование того же материала — красного кирпича. Другими известными творениями Рена являются здания библиотеки Тринити-колледжа в Кембридже и Королевского госпиталя в Челси, Лондон.

Морской госпиталь

дворце Хэмптон-Корт

библиотеки Тринити-колледжа в Кембридже

Вполне понятно, что у такого плодовитого и талантливого архитектора было множество последователей, учеников и соработников. Двое из его сотрудников — Джон Ванбру и Николас Хоксмур — разрабатывали принципы собственно чистого барокко, мы еще поговорим о них на следующей лекции, a вот ДЖЕЙМС ГИББС (1682-1754) разрабатывал собственно реновские принципы строительства. Ему принадлежат такие строения, как церкви св. Марии на Стрэнде и св. Мартина в полях, а также знаменитое круглое здание Рэдклиффской научной библиотеки в Оксфорде (сейчас это читальный зал Бодлеанской библиотеки).

Творчество Рена повлияло и на массовое строительство. Именно под воздействием его работ появился т.н. «дом в стиле королевы Анны». Это дом для джентльмена — не дворец, зато красивый и практичный. В таком доме использовалась новая форма крыши — четырехскатная, что позволяло сохранить прямую линию карниза по всему периметру и при этом не рисковать сохранностью здания в дождливом английском климате. В таких домах появляется в начале XVIII века и новый тип окна — поднимающееся окно, которое остается стандартом до середины ХХ века. Дверь в таких домах почти всегда с карнизом, на потолках лепнина, выпуклая, почти круглая, продолжает развиваться и резьба по дереву, особенно в работах выдающегося мастера резьбы по дереву, Гринлинга Гиббонса.

С середины XVII века формы столичной архитектуры стали проникать в провинцию. Этот период стал определяющим для дальнейшего развития архитектуры в Англии. Дом бедняка по сути не изменился в это время, но постепенно становился все менее средневековым и строится из более долговечных материалов. Дом же богатых людей изменился полностью. В церковном строительстве, как мы видели, происходит даже не эволюция, а революция; также закладываются принципы городской застройки, которые будут бурно развиваться уже в XVIII веке.

Собор Святого Павла — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Собо́р Свято́го Па́вла (англ. St Paul’s Cathedral) — англиканский собор, посвящённый апостолу Павлу. Находится на вершине холма Ладгейт-Хилл[en] — самой высокой точки Сити; является резиденцией епископа Лондона.

Всего известно пять соборов святого Павла. Первый из них, деревянный, был построен в 604 году и сгорел в 675 году. В 685 году был возведён каменный собор, разрушенный викингами во время очередного набега на Лондон в 961 году. На следующий год был построен новый каменный собор, погибший во время лондонского пожара 1087 года. Четвёртый, также каменный (известный как Старый Сент-Пол или Сент-Пол до Великого Пожара), был заложен в 1086 году и освящён в 1240 году. Это был один из крупнейших соборов Европы того времени: его длина составляла около 180 метров, ширина — 30 метров, высота шпиля — почти 150 метров. Собор сгорел в 1666 году во время Великого лондонского пожара. Хотя после пожара восстановить собор было возможно, власти всё же приняли решение о строительстве на его месте нового здания. Пятый собор был построен по проекту архитектора Кристофера Рена. Работы были начаты в 1675 году и завершены в 1708 году.

Официальной датой открытия собора считается 20 октября 1708 года — день рождения архитектора Рена (в тот день ему исполнилось 76 лет), однако фактически службы в соборе начались 2 декабря 1697 года. До начала строительства Рену пришлось трижды полностью изменять проект. Первый проект предполагал построить на фундаменте сгоревшего четвёртого собора новую большую церковь. Этот проект был отклонён практически сразу — видимо властям хотелось чего-то более грандиозного. Второй проект предусматривал строительство церкви, имеющей в плане вид греческого креста. Этот проект был детально проработан — достаточно сказать, что до нынешнего времени сохранился исполненный в масштабе 1:24 макет такого собора, который сегодня экспонируется в Соборе Святого Павла. Однако этот проект был также отклонён как слишком радикальный. Третий проект Рена предполагал сооружение достаточно большого храма с куполом и двумя башнями-звонницами. Этот проект был утверждён, и в июне 1675 года начались строительные работы. Однако вскоре после этого король Карл II вновь истребовал проект и приказал внести в него изменения, которые сам охарактеризовал как декоративные. Этим декоративным изменением стал большой купол, сделавший Собор Святого Павла одной из самых крупных достопримечательностей Лондона. Общепризнано, что купол Собора во многом повторяет купол базилики Святого Петра в Риме.

Под куполом Собора расположено три галереи: внутренняя шепчущая галерея и наружные каменная и золотая галерея. Шепчущая галерея обязана своим названием не предусмотренной архитекторами особенности её акустики: слово, даже сказанное шёпотом, в одном конце галереи, многократно отражается её стенами, в результате чего этот шёпот вполне может слышать человек, находящийся на другом конце галереи.

В колокольнях Собора установлено 17 колоколов, из них 13 — в северо-западной башне и 4 (включая колокола Большой Пол (англ. Great Paul) и Большой Том (англ. Great Tom) — в юго-западной башне. Высота собора составляет 111 метров.

Место погребения известных личностей[править | править код]

Собор Святого Павла является усыпальницей почти двухсот известных граждан Великобритании. Эта традиция берёт своё начало ещё с предшествующих соборов — в первом и втором соборах были захоронены англосаксонские короли. Первым удостоился чести быть захороненным в соборе Святого Павла его архитектор — Кристофер Рен. На его могиле не установлено памятника, и лишь приведена эпитафия на латыни Lector, si monumentum requiris, circumspice («Читатель, если ты ищешь памятник — просто оглянись вокруг»). Наиболее заметные персоны, покоящиеся в соборе:

  • Atkinson, Frank (1985), St Paul’s and the City, Park Lane Press, London: Michael Joseph, ISBN 978-0-7181-2629-2  — With numerous photographic plates, both in colour, and black and white).
  • Hood, Frederic (1967), The Chapel of the Most Excellent Order of the British Empire  — With a foreword by Prince Philip. It contains 65 pages of mainly colour plates on glossy paper relating to St Paul’s Cathedral and is a republished section of the book published by the Oxford University Press.
  • Owen, James (2010), Danger UXB, Little, Brown, ISBN 978-1-4087-0255-0  — contains a chapter on St Paul’s in wartime and the unexploded bomb which closed it
  • Tatton-Brown, Tim & Crook, John (2002), The English Cathedral, New Holland Publishers, ISBN 978-1-84330-120-2 
  • Burman, Peter (1987), St. Paul’s Cathedral, Bell & Hyman, ISBN 978-0713526172 

Кристофер Рен. Wren, Christopher: kniga_bukv — LiveJournal

Английские авторы книги по истории британской архитектуры называют Рена «одним из четырех великих англичан».
Допустим, первый великий – Шекспир, второй – Ньютон, вот кто третий в этой компании?

Есть большой соблазн обойтись с биографией Рена как Шекспир с Ричардом III –
приписать ему несовершенные злодейства ради мощного драматургического эффекта.

Смотрите: 27 августа 1666 года городские власти утвердили проект перестройки собора Святого Павла,
разработанный Реном по свежим впечатлениям от итальянской архитектуры.
А через неделю, в воскресенье 2 сентября, сразу после полуночи, вспыхнув в пекарне Томаса Фарринера
в переулке Пудинг, начался Великий Лондонский пожар. За четыре дня сгорели тысячи зданий
и более ста церквей, в том числе – собор.

«…Камни церкви Святого Павла летели, как гранаты, поток расплавленного свинца тек по улицам,
и сами мостовые светились ярко-красным цветом, и поэтому ни лошадь, ни человек не могли ступать по ним».

Прошла еще неделя – и Рен предложил королю тщательно продуманный план новой застройки Сити.
Город лежал перед Реном как чистый лист бумаги: бери и строй.

Чтобы поставить точку в пожарном бедствии, в конце 1666 года власти во всем обвинили,
как полагается, чужака – француза по имени Робер Юбер.
Юбер, скорее всего виновный в пожаре не более чем московские поджигатели 1812 года, был казнен.

Но Рен-то, Рен… Подготовить проект кафедрала, составить план города, когда еще пепел остыть не успел…
Или он заранее знал о пожаре? Или это он сам..?

Собственно, для великой трагедии «Нерон XVII века, или Рен – поджигатель Лондона»
не достает только драматурга. Завязка есть, герой есть.

Кстати, о герое. Биография Рена известна в подробностях, и причин для великого злодейства
в ней не обнаруживается. Родился в небольшом городке. Хорошо учился: школа св. Павла в Лондоне,
Оксфорд. Профессор астрономии. Знаком с другим великим англичанином, Исааком Ньютоном.
Оба – члены Королевского научного общества. Оба становились его президентами.

Проектирование и строительство собора шло почти полвека, причем Рен,
бывший главным смотрителем королевских зданий, одновременно с Сен-Полом
возводил целый ряд других сооружений, прежде всего, церквей в Сити.

Полукруглое здание Шелдонского театра в Оксфорде – тоже его работа. >

Редкий случай: Рен довел работы над гигантским собором до конца и в 1711 году,
79-летним стариком, увидел его завершенным.

Микеланджело с собором Петра повезло меньше,
не говоря уж о строителях великих готических кафедралов средневековья,
возводившихся усилиями нескольких поколений мастеров.

АЧ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *