Шатровые церкви: Шатровые храмы — Википедия – Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 6: Шатровая архитектура Руси

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 6: Шатровая архитектура Руси


АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ


    Наверное, главной причиной строительства на Руси деревянных шатровых церквей в том, что в дереве трудно передать необходимый элемент православного храма византийского типа — купол. А конструкция деревянного шатра намного проще.
    Впрочем, в среде искусствоведов существует гипотеза, что строительство шатровых храмов может быть связано с тенденцией вертикализации культовых сооружений, что характерно для западноевропейской готики.
    Хотя этот вопрос и остается спорным, запрет патриарха Никона строить в России шатровые церкви, вполне может служить некоторым аргументом в пользу этой гипотезы.

    Вероятно, самым известным шедевром шатровой архитектуры является церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1528 — 1532 годах Петром Франческо Анибале (Петром Фрязиным, или Петроком Малым) — автором крепостной стены Китай-города.


    Заметьте, опять итальянец!
    Можно ли при этом говорить о пресловутой «культурной изоляции» России от Европы вплоть до Петра I?

    Кроме архитектурного обозрения в этой части вы сможете прочитать о загадочной истории авторства собора Покрова на Рву (знаменитого собора Василия Блаженного).

    Однако, примером шатровой архитектуры вполне можно считать и намного более известный, причем во всем мире, собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, он же — храм Василия Блаженного (1555 — 1561):


    Он сочетает в себе как традиции русского зодчества, так и европейского искусства эпохи Возрождения. Думается, что именно этим объясняется его совершенно неповторимый стиль, сделавший этот собор одним из главных символов как Москвы, так и России.

    Небольшое отступление

    Несколько отступая от темы, не могу хотя бы кратко не остановиться на запутанной истории, касающейся авторов этого архитектурного шедевра, чтобы внести в нее хотя бы какую-то ясность.

    Из-за широкой известности Покровского собора многие люди даже далекие от истории вообще и истории архитектуры в частности при вопросе о том, кто построил этот храм, чаще всего называют имена Ивана Грозного (заказчика строительства) и неких русских зодчих — Барму и Постника. Также часто упоминается легенда, что после окончания строительства собора, пораженный его великолепием царь приказал ослепить русских зодчих, чтобы они никогда больше не смогли построить ничего подобного ни в одной другом месте.

    Знакомо? Ну еще бы!
    Эта история на протяжении долгого времени кочует из одной научно-популярной книги в другую, ее можно прочитать даже в школьных учебниках истории.
    Но она не выдерживает никакой критики по нескольким причинам.

    Во-первых, легенда об ослеплении мастера (или мастеров), создавшего выдающийся памятник, вовсе не является уникальной. К примеру, те, кто бывали в Праге, наверняка слышали от гидов-экскурсоводов (терпеть не могу этих халтурщиков!) легенду об ослеплении мастера, сконструировавшего один из символов столицы Чехии — Пражские куранты — «Орлой»:

Во-вторых, в отличие от явно вымышленного Бармы, зодчий по имени Постник действительно существовал. Известный псковский мастер Постник Яковлев, который, что наиболее вероятно, был настоящим автором Покровского собора имел прозвище — Барма. Так что Барма и Постник, оказываются одним и тем же лицом — Бармой Постником Яковлевым.

  Все это напоминает историю с никогда не существовавшими братьями Рюрика Синеусом и Трувором, якобы пришедшими вместе с ним в Новгород в 862 году.

    И еще мне вспоминается «бородатый» анекдот о представителе народа крайнего Севера нашей необъятной Родины — делегате N-ного съезда КПСС. Возможно, кто-то его не знает, или забыл «за давностию лет», поэтому напомню:

  «Делегат-чукча, вернувшись из Москвы, собирает соплеменников возле своего чума и говорит:
    — Вы должны это знать! Оказывается, Какрл Маркс и Фридрих Энгельс — это не четыре человека, а два! Но самое главное — «Слава КПСС» — вообще не человек!!!»

  Ну и, в-третьих, никто Барму Постника Яковлева не ослеплял (Ивану Грозному приписывают и без того множество зверств, так давайте хотя бы в этом грехе перестанем его обвинять). Прямым доказательством зрячести псковского архитектора является хотя бы то, что после завершения строительства Покровского собора он в течение нескольких лет участвовал в возведении Казанского кремля.   Вернемся, однако, к русской шатровой архитектуре.

  Русские шатровые храмы XVI века не имеют аналогий в архитектуре других стран и являются совершенно уникальными.

    Самые интересные из них:


Троицкая (Покровская) церковь Александровой слободы (1510 г.),
считающаяся первым каменным шатровым храмом:

Церковь Петра Митрополита в Переславле-Залесском
(1584 — 1585 гг.):


    Строительство шатровых храмов продолжалось и в первой половине XVII века:

Покровская церковь в Медведково, построенная в 1640 году
князем Дмитрием Михайловичем Пожарским (да-да, тем самым!) в своей вотчине:

Церковь Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве на реке Сетунь (1644 — 1645 гг.):

  В 1652 (1653?) году патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, предписав впредь церкви «строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить».
    Возможно, что для Никона шатровая архитектура олицетворяла все то «старое» русское, от которого он хотел отказаться, вершувшись к другому еще более «старому» — византийской традиции. Впрочем, реформа Никона была продиктована не только (и не столько, по моему мнению) религиозными причинами, но и геополитическими (а это очевидно, если учитывать, что внешняя политика России с XVII века развернулась с Востока на Запад).
    Но сам же Никон первым нарушил собственный запрет, задумав построить храм, по его представлениям (сам патриарх никогда не был в Святой земле) повторяющий формы главной христианской святыни — храма Воскресения в Иерусалиме.
    Невиданный до сих пор каменый шатер над ротондой, примыкавшей к храму Воскресения в основанном Никоном Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, является лучшим подтверждением этому.   Шатровая архитектура, запрещенная патриархом Никоном в середине XVII века, стала вновь востребованной в России в XIX — начале ХХ века, в эпоху историзма и модерна.

    Вот лишь пара примеров:


Собор Петра и Павла в Петергофе,
построенный архитектором В. А. Косяковым по проекту Н. В. Султанова
в 1895 — 1904 гг. (историзм):

Храм Воскресения Христова в Сокольниках,
построенный в стиле модерн архитектором П. А. Толстых
в 1909 — 1913 гг.:


    Впрочем, не будем слишком забегать вперед.
    Отдельные части нашего архитектурного ликбеза обязательно будут посвящены как русской эклектике, так и русскому модерну.

    Ну а следующая — седьмая часть — о русском барокко, в разых его проявлениях: от «русского узорочья» до «елизаветинского стиля».

  Продолжение следует…

  Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Шатровое зодчество / Православие.Ru

Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности).

Покровский собор на Красной площади в Москве
Традиция устанавливать памятники зародилась в глубокой древности. Древнегреческие и древнеримские города были украшены многочисленными статуями выдающихся правителей и полководцев, триумфальными арками, напоминавшими о славных победах, торжественными колоннами. В Древней Руси памятниками служили специально воздвигавшиеся кресты, часовни и в особых случаях храмы. Чаще всего сооружение храмов-памятников было связано с военными победами. Так, в память о победе над татаро-монголами на Куликовом поле (1380) был построен храм Рождества Богородицы в Бобреневском монастыре под Коломной. Знаменитый Покровский собор на Красной площади в Москве, больше известный как храм Василия Блаженного, был воздвигнут по повелению Ивана Грозного в честь победы русских полков над Казанским ханством в 1552 г. Однако не только военные победы отмечали строительством храмов-памятников. Были и другие события, казавшиеся современникам достойными увековечения в кирпиче и камне. Один из самых счастливых и долгожданных дней в жизни московского государя Василия III наступил 25 августа 1530 г. Царь радовался не просто как отец, увидевший своего первенца, но и как правитель огромной неспокойной страны, понимавший, что если он не оставит наследника, то после его смерти в русских землях вновь начнутся смуты и междоусобья и здание единого государства, с таким трудом созданное его отцом Иваном III, даст опасные трещины. А ждать наследника Василию Ивановичу пришлось долго – целых 25 лет. Его первая жена, бездетная Соломония Сабурова, томилась в монастыре. Да и вторая, Елена Глинская, не сразу подарила ему наследника. Когда, наконец, сын родился, в Москве звонили колокола, люди в церквах горячо молились о здравии новорожденного княжича. Василий III дал благочестивый обет: построить деревянный храм-памятник во имя небесного покровителя своего долгожданного сына – святого Иоанна Предтечи. Ровно через год, в августе 1531 г., в урочище Старое Ваганьково, неподалеку от Кремля, обещанный Богу храм был поставлен.
Храм Вознесения в Коломенском
Существует также и другой памятник, связанный с рождением Ивана IV, – знаменитый храм Вознесения в подмосковном великокняжеском селе Коломенском. Он был освящен 3 сентября 1532 г., накануне дня, в который за два года до того был крещен наследник Василия III. Своей удивительной красотой и необычными пропорциями новая церковь поразила воображение современников. Летописец восторженно отметил, что такая «велми чюдная» церковь «не бывала прежде сего в Руси». И действительно, храм в Коломенском открывал новую страницу в истории средневековой русской архитектуры. На крутом берегу Москвы-реки вознесся огромный, устремленный ввысь белокаменный столп. Его мощное основание вырастает из хитросплетения словно парящих над землей галерей. Многогранное стрельчатое основание храма завершается тройными заостренными кокошниками, напоминающими языки замершего пламени. А над ними на стройном восьмигранном основании возвышается шатер, венчающий все здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. Верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченым, сверкающим на солнце крестом. Символика нового храма была очевидна. Весь его облик, величественный и торжественный, говорил о двух событиях: небесном – о Вознесении Сына Божия к Отцу, на престол Царя царей, и земном – о рождении наследника престола Московского государства. Главным, что отличало храм в Коломенском от всех предшествовавших ему русских храмов, был именно каменный (кирпичный) шатер. До того все русские храмы завершались сводами и венчающими их главами (куполами на барабанах). Главками венчались и колокольни. Правда, своды многих соборов в XV в. все сильнее и сильнее вытягивались вверх, однако ни одному зодчему не приходило в голову заменить их высоким шатром.
Церковь во имя митрополита Петра в Переславле Залесском
В 50–60-е гг. XVI в. мемориальные шатровые храмы поднялись в Балахне, Муроме, Коломне, Старице и других местах. Высоким нарядным шатром был перекрыт центральный объем и главного храма-памятника во всем Московском государстве – Покровского собора на Красной площади в Москве (1555–1560), выстроенного в честь взятия Казани в 1552 г. Всего за два десятилетия, прошедших после появления первого каменного шатрового храма в Коломенском, этот новый вид архитектуры получил признание у русских зодчих, которые стали возводить шатровые храмы во многих городах и селах наравне с более привычными – с перекрытыми сводом. Почти все шатровые храмы XVI в. имели одну и ту же композицию: на нижней кубической части (четверике), служившей основанием, строился восьмигранный столб (восьмерик), который венчал шатер. Однако зодчие, принимая эту общую схему, добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой.

Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности). В шатровом храме квадрат четверика есть символ Земли (как и в пирамиде). Восьмерик на четверике – универсальное число направлений пространства, но это еще и восьмиконечная звезда, символ Богородицы и сакральное число будущего века – «дня восьмого». А шатер, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу, место соединения земного с небесным.

Каждый шатер имел свой собственный силуэт, а дополнительные украшения и пристройки еще больше подчеркивали своеобразие того или иного памятника. Так, мастер, строивший во второй половине XVI в. Преображенскую церковь в подмосковном селе Остров, украсил ее шатер несколькими рядами «вспенивающихся» кокошников, количество которых равно 144-м. В церкви во имя митрополита Петра в Переславле Залесском (1585) шатер ясно отделен от мощного широкого основания здания. В 1603 г. по распоряжению царя Бориса Годунова в Борисовом городке под Можайском был выстроен самый большой шатровый храм во имя святых Бориса и Глеба. Он был на 9 метров выше храма в Коломенском и достигал 74 метров.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках
XVII в. принес с собой новые художественные веяния. Архитектура становилась все более нарядной, церкви напоминали порой сказочные терема, стены зданий украшали изразцами и расписывали яркими красками. Не осталось без изменений и шатровое зодчество. Часто из основного перекрытия шатер превращался в декоративную деталь завершения и потому терял связь с внутренним пространством сооружения. Иногда он венчал уже не весь объем, а только его часть или даже заменял собой церковные главки. В 1649–1652 гг. в Москве была построена церковь Рождества Богородицы в Путинках. В ее богатом убранстве были использованы сразу четыре декоративных шатра, поставленных на узкие изящные барабаны, которые в свою очередь покоились на сводах. Эта церковь уже не являлась в буквальном смысле шатровой, поскольку шатры были использованы архитекторами лишь для украшения постройки. Однако она знаменита тем, что стала последним памятником шатрового зодчества в Москве. В 1652 г. патриарх Никон предписал впредь церкви «строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». По мнению ученых, этот запрет был обоснован несколькими причинами: во-первых, проведением церковной реформы и, соответственно, отказом от «всего старого», во-вторых, стремлением патриарха приблизиться к византийскому образцу. Впоследствии запрет был подтвержден, а в качестве примера зодчим указали пятиглавый Успенский собор Московского Кремля.
Ново-Иерусалимский монастырь
Едва ли не первым нарушил свой запрет сам Никон, задумавший построить храм, который повторял бы формы главной христианской святыни – храма Воскресения в Иерусалиме. Патриарх приказал соорудить невиданной величины каменный шатер над ротондой, примыкавшей к храму Воскресения в основанном им Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой. Шатер был настолько велик, что без видимой причины рухнул в 1723 г. В 1748 г. его начали восстанавливать по проекту Растрелли, но уже из дерева.

Появлялись после запрещения шатровые храмы и в провинции. Однако московские зодчие такой вольности позволить себе уже не могли и в дальнейшем использовали полюбившийся шатер только для завершения колоколен.

Шатровое зодчество XVI–XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Шатровые храмы Московского государства – неповторимый вклад России в мировую культуру.

Кандидат богословия,
заведующий кафедрой церковной истории
Сретенской духовной семинарии

Шатровые храмы

Шатровые храмы — уникальный архитектурный стиль в зодчестве на Руси, он стал очень популярным в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

Каменные шатровые храмы по праву считаются уникальным явлением древнерусской архитектуры. Русские шатровые храмы внесли неоценимый вклад в мировую культуру.

Первым храмом шатрового типа была Троицкая церковь в Александровой слободе, дворцовый храм царя Василия III. Такого же типа и знаменитая белая Вознесенская церковь в Коломенском. Ее по праву называют шедевром шатрового зодчества.

Один из самых значительных и известных шатровых храмов — собор Покрова на Рву, более известный как храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. В таком же стиле шатрового зодчества был построен и храм Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве.

Устройство шатрового храма

Основой шатрового храма является устойчивый, но не массивный, четверик, на котором помещался восьмерик — опора для шатра. Шатры опирались на стены, а не на столпы, поэтому, как правило, сами они были довольно узкими, как бы летящими в небо.

Символическое значение шатровых храмов

Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности). В шатровом храме квадрат четверика есть символ Земли (как и в пирамиде). Восьмерик на четверике – универсальное число направлений пространства, но это еще и восьмиконечная звезда, символ Богородицы и сакральное число будущего века – «дня восьмого». А шатер, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу, место соединения земного с небесным.

Устремленность шатрового зодчества ввысь может быть сравнима с готическим стилем в западноевропейской архитектуре.

Шатровые храмы России

Шатровые каменные храмы на Руси появились на рубеже XV – XVI веков. Возникновение шатровых храмов связано с одной стороны с традицией строительства храмов-памятников, приуроченных к какому-либо важному событию. С другой стороны, к этому виду храмов русское каменное зодчество шло от форм сводов каменных храмов, которые постепенно, с развитием строительства, все больше вытягивались вверх. Долгое время бытовала гипотеза, связывавшая происхождение каменных шатров с деревянными, однако в современной науке такое мнение считается недоказанным и неверным. Первым каменным шатровым храмом считается Вознесенская церковь в Коломенском, построенная в 1532г. Василием III. По другим данным, первым каменным храмом с шатровым завершением был храм Вознесения в Вологодском посаде, построенный в 1493г.

Шатровая форма церквей оказалась наиболее подходящей для строительства храмов-памятников – они должны были быть высокими, видными издалека, а вот небольшая площадь храма роли не играла, так как они создавались не для огромного скопления народа. В XVI-XVII веках на Руси было построено немало шатровых храмов-памятников. Шатровое завершение было придано и центральной части самого известного из них – собору Покрова на Рву (Василия Блаженного) на Красной площади в Москве, построенному в 1552г. в честь взятия Казани.

Основа всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который ставился небольшой восьмерик, служащий опорой для высокого восьмигранного шатра. При этом зодчие проявляли такую изобретательность в украшении и варьировании различных деталей, что ни один шатровый храм не был похож на другие. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно. Это стало причиной обрушения слишком большого и широкого каменного шатра Воскресенского собора в Ново-Иерусалимском монастыре; после обрушения шатер был заменен на более легкий деревянный, обшитый железом.

Широко распространившийся всего за одно столетие стиль был запрещен после церковной реформы патриарха Никона в 1653г., как не соответствующий чину. Однако деревянные шатровые храмы продолжали строиться на севере Руси, а шатровые завершения колоколен остались едва ли не самыми популярными в русском зодчестве до появления классицизма. В современной науке появилось мнение, что на шатровое строительство не было прямого запрета, однако факт остается фактом — после никоновских реформ шатровые храмы строиться перестали.

В конце XIX века набрал популярность псевдорусский стиль, поэтому на рубеже XIX-XX веков снова стали появляться церкви с шатровым завершением, хотя и заметно отличающиеся от своих предшественниц XVI-XVII веков.

Архангельская область

Название храма Тип Район Нас.пункт Век Год Монастырь
Благовещенская трапезная церковь Холмогорский п/о Большая гора XVII 1638-1644 Троицкий Антониев Сийский

Владимирская область

Название храма Тип Район Нас.пункт Век Год Монастырь
Покровская церковь Александровский г.Александров XVI 1529 Свято-Успенский
Космы и Дамиана церковь Муромский г.Муром XVI 1556-1565
Сергия Радонежского трапезная церковь Собинский с.Волосово XVII после 1650 Николо-Волосовский
Успенская трапезная церковь Суздальский г.Суздаль XVI 1525 Спасо-Евфимиев
Новомучеников церковь Суздальский г.Суздаль ХХ 1999  

Вологодская область

Название храма Тип Район Нас.пункт Век Год Монастырь
Евфимия церковь Кирилловский г.Кириллов XVII 1646 Кирилло-Белозерский
Мартиниана церковь Кирилловский с.Ферапонтово XVII 1640-1641 Ферапонтов
Богоявления и Ферапонта надвратная церковь Кирилловский с.Ферапонтово XVII 1649 Ферапонтов

Калужская область

Название храма Тип Район Нас.пункт Век Год Монастырь
Спаса Преображения собор Калужский с.Спас XVI   Спасо-Воротынский
Введенская трапезная церковь Калужский с.Спас XVII   Спасо-Воротынский

Костромская область

Название храма Тип Район Нас.пункт Век Год
Животворящего Креста часовня Костромской с.Некрасово XVIII  
Богоявленская церковь Красносельский Красное-на-Волге XVI 1592

Республика Марий Эл

Название храма Тип Район Нас.пункт Век Год
Спаса Нерукотворного (Стрелецкая) часовня Горномарийский г.Козьмодемьянск XVII 1698
Название храма Тип Округ Район Век Год Адрес
Вознесения Господня в Коломенском церковь ЮАО Нагатинский затон XVI 1532 просп.Андропова, 39, стр.1
Покрова Божией Матери на Рву (Василия Блаженного) собор ЦАО Китай-город XVI 1561 Красная площадь
Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове церковь СВАО Медведково Южное XVII 1635 Заповедная ул., 52
Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве церковь ЗАО Раменки XVII 1646 Мосфильмовская ул., 18
Успения Божией Матери в Вешняках церковь ВАО Вешняки XVII 1646 ул. Юности, 17
Космы и Дамиана что в Старых Панех церковь ЦАО Китай-город XVII 1 пол. Старопанский пер., 2-4
Рождества Богородицы в Путинках церковь ЦАО Тверской XVII 1652 ул.М.Дмитровка, 4
Иконы Божией Матери «Знамение» и Александра Невского (памятник героям Плевны) часовня ЦАО Китай-город XIX 1887 Ильинский бульв., 7
Над могилой протоиерея А.Колычева на Богородском кладбище часовня ВАО Преображенское XX 1908 Краснобогатырская ул., 113
Рождества Богородицы в Столешниках часовня ЦАО Тверской XX 1997 угол Петровки и Столешн.
Троицы Живоначальной при первом московском хосписе часовня ЦАО Хамовники XX 1997 ул. Доватора, 1
Сергия Радонежского на автозаводе «Москвич» часовня ЮВАО Печатники XX 1998 Волгоградский просп., 42
Покрова Пресвятой Богородицы в Тушине часовня СЗАО Тушино северное XXI до 2003 ул. Туристкая, ок. д. 20
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» церковь ЮВАО Печатники XXI 2003 ул. Гурьянова, 18, стр. 1

Московская область (по районам)

Нижегородская область

Название храма Тип Нас.пункт Век Год Монастырь
Николая Чудотворца церковь г.Балахна XVI 1552 Покровский
Михаила Архангела собор г.Нижний Новгород XVII 1630 Кремль
Успенская трапезная церковь г.Нижний Новгород XVI   Благовещенский
Евфимия Суздальского церковь г.Нижний Новгород XVII 1640-е Печерский Вознесенский
Успенская трапезная церковь г.Нижний Новгород XVII 1640-е Печерский Вознесенский

Рязанская область

Название храма Тип Нас.пункт Век Год Монастырь
Святого Духа церковь г.Рязань XVII 1642 Кремль

Саратовская область

Название храма Тип Нас.пункт Век Год
Троицы Живоначальной церковь г.Балаково 1911

Смоленская область

Название храма Тип Район Нас.пункт Век Год Монастырь
Одигитрии церковь Вяземский г.Вязьма XVII 1638 Иоанно-Предтеченский

Тверская область

Название храма Тип Район Нас.пункт Век Год Монастырь
Смоленская церковь Рамешковский с.Кушалино XVI 1597  
Введенская трапезная церковь Старицкий г.Старица XVI 1570 Успенский

Ярославская область

Название храма Тип Район Нас.пункт Век Год Монастырь
Петра Митрополита церковь Переславский г.Переславль-Залесский XVI 1585  
«Крест» часовня Переславский г.Переславль-Залесский XVI 1557  
Никиты Мученика церковь Переславский Елизарово XVI 1567  
Богоявленский собор (придел) Ростовский г.Ростов Великий XVI 1554 Богоявленский Авраамиев
Крестовоздвиженский собор (придел) Тутаевский г.Тутаев XVII ок. 1658  
Успенская «Дивная» церковь Угличский г.Углич XVII 1628 Алексеевский
Илии Пророка церковь (придел) Ярославский г.Ярославль XVII 1650  
Спаса на Городу церковь (придел) Ярославский г.Ярославль XVII 1672  
Иоанна Златоуста в Коровниках церковь (придел) Ярославский г.Ярославль XVII 1654  
Николы Мокрого церковь (придел) Ярославский г.Ярославль XVII 1672  
Владимирская церковь Ярославский г.Ярославль XVII 1678  

Шатровые храмы на Руси: примеры

Высокие, заметные издалека шатровые храмы оказались самыми подходящими по форме для строительства на Руси. Многие памятники дожили до наших дней и до сих пор изумляют туристов своей красотой. Даже площадь внутренних помещений не играла роли, в старину шатровые храмы и не создавались для большого скопления народа. Шестнадцатый и семнадцатый века оказались самыми плодотворными для появления интересных памятников. Например, храм Василия Блаженного (собор Покрова на Рву) в Москве, на Красной площади, был построен в 1552 году и ознаменовал своим появлением взятие Казани. Другие шатровые храмы России вряд ли могут соперничать с ним по красоте и известности.

шатровые храмы

Архитектура

В основе все они строились примерно одинаково. Устойчивый четверик, на котором устанавливался невеликий восьмерик — опора для восьмигранного шатра, устремлённого высоко в небо. Тем не менее каждый зодчий вносил в постройку что-то своё, почему и нет двух абсолютно одинаковых храмов. Изобретательность выражалась чаще всего в вариациях разнообразных деталей, в украшении.

Особенность, которую сохраняют все шатровые храмы, — отсутствие столпов, то есть вся конструкция держится на стенах, поэтому широкие шатры практически невозможны. Так, именно по этой причине рухнул чересчур широкий каменный шатёр собора Новоиерусалимского монастыря. Тогда его заменили на лёгкий деревянный и обшили железом, и храм стоит, радует окружающих людей.

Запрет?

За один век шатровые храмы широко распространились в стране. Но грянула церковная реформа патриарха Никона в 1653 году, после чего этот стиль стал словно под запретом. Шатровые храмы на Руси строиться перестали. Возможно, прямого запрета на строительство не было. Но факт: не возводились после реформы Никона каменные шатровые храмы. На севере продолжали возводить деревянные шатры на небольших церквях, а такие же завершения колоколен остались популярными до появления классицизма.

К сожалению, очень мало сохранилось примеров деревянного зодчества, шатровые деревянные храмы помимо износа и послереволюционной заброшенности претерпели многие лишения и почти исчезли. Есть, правда, заповедные островки в стране, где старину хранят. Когда в конце девятнадцатого века вернулась популярность к русскому стилю (получился, правда, псевдорусский), шатровая архитектура как бы возродилась. Однако эти строения сильно отличались от своих предшественников. Шатровые храмы 17 века повторить оказалось невозможно, и тем более самые первые, появившиеся на рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков.

шатровые храмы на руси

Традиции

Появление шатровых наверший связано в первую очередь с тем, что русские храмы строились чаще всего как памятники, приуроченные к тем или иным событиям. Шатровые храмы 16 века всё более и более вытягивались вверх. Русское храмовое зодчество развивалось именно от изменений сводов. Гипотеза о связи традиций каменного зодчества с более ранним — деревянным — осталась недоказанной и даже не вполне верной. Это можно вывести из исследований первых построек — церкви Вознесения в Коломенском (1532, Василий III) и храма Вознесения Вологодского посада (1493). Это наиболее красноречивые примеры шатровых храмов каменного исполнения.

Интереснейший образец и церковь Покрова в Медведкове, где явно выражен архитектурный тип с шатром вместо купола. Этот храм весьма похож на великолепный многоглавый Покровский собор Василия Блаженного и вполне достоин более конкретного описания. Также очень характерны известнейшие русские шатровые храмы: Покровская (в прошлом Троицкая) церковь Александровской слободы (1510), угличская церковь «Дивная» (1628), московская в Путинках церковь Рождества Богородицы.

шатровые храмы 16 века

Медведково

Этот храм выстроен на высоком подклете (там, внизу, Знаменская зимняя церковь), который держит весь объём четверика, углы которого завершены маленькими главками. На четверике располагается довольно низкий световой восьмерик как основание остроконечного каменного шатра. Пропорции четверика и восьмерика приземистые, основательные, а шатёр придаёт сооружению особенную стройность и почти полёт, потому что высота шатра едва ли не превышает всю нижнюю часть храма. Подклет, окружённый галереями, имеет два равновеликих придела — Девяти мучеников и Сергия Радонежского.

Кстати, впервые в России одноглавым четверикам здесь была придана четырёхскатная кровля. На алтарной части здания, увенчанной особой главой, своя редкостная многоступенчатая композиция за счёт выдвинутой на восток апсидной нижней церкви. Кокошники, рядами размещённые по всему верху стен четверика, а также на основании шатра и на венчающей главе, подчёркивают пирамидальность построения здания, его торжественность, устремлённость в небо и возвышающую душу красоту. А с запада храм словно поддерживает ампирная двухъярусная колокольня, перестроенная в 1840 годах.

История

Наступившее Смутное время ознаменовалось всевозможными стихийными бедствиями, интервенциями со стороны поляков и шведов, поэтому государственное, политическое и экономическое положение государства было тяжелейшим. Шатровые храмы Москвы, да и всей страны строиться практически перестали. Каменное строительство как таковое прекратилось вообще. Только через двадцать пять лет Россия достигла достаточного уровня для возобновления каменного зодчества. В основном после 1620 года храмы повторяли предыдущие типы построек.

И очень скоро последовала реформа патриарха Никона, когда шатровые храмы перестали «соответствовать чину». Никону нравились купола о трёх или пяти главах. В 1655 году в Вешняках при постройке храма по повелению патриарха два придела были завершены не островерхими, а круглыми главами, хотя проект предусматривал первое.

русские шатровые храмы

Столпообразность как предтеча

Здесь прежде всего действовал отказ в ходе церковной реформы от всего старого и предпочтение патриарха всего византийского, в том числе и крестово-купольных конструкций. В то время как шатровые храмы на Руси более напоминали о западноевропейской готике: динамика, устремление вверх, башенная архитектура столпообразных церквей.

Например, церковь Иоанна Предтечи в деревне Дьяково (Москва) и церковь Преображения Господня в селе Остров (Подмосковье). Обе построены во второй половине шестнадцатого века, обе столпообразны и предшествуют строениям шатрового типа. Также примером может служить и одна из самых знаменитых церквей-колоколен «Иван Великий», построенная в честь Иоанна Лествичника на территории Кремля в 1505 году.

Примеры

Функция подколокольни с ярусом звонниц, сооружённым прямо над храмом, назначению шатровых храмов не соответствует. Здесь было в ходу множество разных архитектурных решений, огромная свобода для зодчего, и тем не менее получались почти всегда невеликие столпообразные храмы.

Например, храм Сошествия Святого Духа (1476 год, Троице-Сергиева Лавра), коломенская Георгиевская колокольня (прежде — храм Архангела Гавриила, 1530 годы), церковь Симеона-столпника (Даниловский монастырь, Москва, 1732 год, построена над Святыми Воротами), два тоже надвратных храма в Донском монастыре, храм Преподобного Сергия Радонежского (Новоспасский монастырь, колокольня), храм Феодора Стратилата Святого Воина (Меньшикова башня, Москва, девятнадцатый век) и некоторые другие.

шатровые храмы россии

Символы

Каменное шатровое зодчество аналогично по форме деревянному, этот стиль распространён от седой древности до наших дней. Появилось оно, судя по летописям, явно по образцам деревянного. Однако, если по конструктивным причинам купол сменился шатром при строительстве храмов из дерева, то каменное строительство никак не может быть связано с конструкцией. Скорее, это было желание передать определённый образ — праздничности, стремления вверх. Не только в провинции, но и в столице вытянутые силуэты деревянных храмов были наиболее желанными и всегда играли ведущую роль.

В шатровом зодчестве содержится глубочайшая смысловая нагрузка: это и путь к Царствию Небесному, и соединение квадрата (тварного мира) с кругом (символ вечности). Четверик — квадрат, символизирующий землю, восьмерик — все направления пространства по сторонам света плюс восьмиконечная звезда как символ Богородицы и день осьмый — сакральное число века будущего. Шатёр же, венчающий храм, — это конус, образ лествицы Праотца Иакова, путь к Богу.

шатровые храмы москвы

Коломенское и Александровская слобода

Троицкая церковь Александровской слободы (теперь — Покровская) — дворцовый храм князя Василия III. Относительно даты постройки долгое время существовали разногласия, однако последние исследования относят её к 1510 году. До этого самой первой шатровой церковью считалась Вознесенская в Коломенском (1532 год), которую тоже строил этот же великий князь.

Это, безусловно, величайший шедевр, но он не был первым. Оба храма построены в государевых усадьбах как невеликие придворные. Причём Вознесенская стала монументом в честь рождения наследника — великого Ивана Грозного. Создателем изумительного ансамбля в Александровской слободе считают зодчего из Италии — Алевиза Нового, автором церкви Вознесения предположительно является тоже итальянец — Петрок Малой.

Храм Василия Блаженного

Поскольку это главная достопримечательность не только Москвы, но и всей страны, об этом шатровом храме нужно рассказать как можно более подробно. Казанское ханство было повержено, и в честь этого создавался памятник, по сей день являющийся символом России и непревзойдённым памятником архитектуры. Собор Покрова на Рву строился шесть лет (с 1555 года) и получился необыкновенно, даже вообще не по-земному красив. Ранее здесь располагалась Троицкая церковь и оборонительный ров вдоль всего Кремля, который засыпали только в 1813 году. На его месте сейчас некрополь и Мавзолей.

Кто же такой Василий Блаженный, похороненный прямо около Троицкой церкви, на Красной площади? Это московский юродивый, наделённый даром ясновидения, предсказавший многие бедствия, в том числе и огромный пожар 1547 года, когда сгорела почти вся Москва. Сам Иван Грозный чтил и довольно сильно побаивался Василия Блаженного, именно поэтому и похоронили его с почестями и на самом красном месте. Более того, рядом вскоре заложили храм, куда позже были перенесены мощи юродивого ясновидца, поскольку на его могиле сразу после похорон начались настоящие чудеса — люди исцелялись, прозревали, хромые начинали ходить, а парализованные вставали.

Из восьми побед

Началась казанская кампания, впервые окончившаяся победой, обычно русские на этом направлении терпели неудачу за неудачей. Иоанн Грозный дал обет — если Казань падёт, поставить на Красной площади самый грандиозный храм как память о победе. И он полностью выполнил обещанное.

Война была долгой, и в честь каждой победы русского оружия рядом с Троицким храмом строилась небольшая церковь в честь святого, с чьим днём совпало одержание её. После триумфального возвращения Иван Грозный вместо восьми новых деревянных церквей решил поставить одну большую каменную — самую знаменитую, чтобы на долгие века.

шатровые деревянные храмы

Легенды

Строители прекрасного храма снискали такое обилие самых разнообразных историй, что привести здесь все просто не представляется возможным. Традиционно считалось, что царь Иоанн Грозный нанял двух мастеров: Барму и Постника Яковлева. На самом деле человек это был один — Иван Яковлевич по фамилии Барма, а по прозвищу Постник. Бытует легенда, что после строительства государь ослепил зодчих, чтобы они никогда больше и нигде ничего красивее этого храма не построили. Уж сколько художественных произведений по этой сказке написано! Однако и это не так.

Существуют документы, и их довольно большое количество, что после собора Покрова этот Постник построил Казанский кремль. Уж можно было красивее, наверное, да некуда. Конечно, не такой, как храм Василия Блаженного, который неповторим, но тоже великое произведение архитектуры. Кроме того, именно рука Постника чувствуется в постройке Благовещенского собора (Московский Кремль), Успенского собора, Никольского храма (Свияжск — оба), даже церкви Иоанна Предтечи в Дьякове. Все эти храмы были созданы значительно позднее.

шатровый храм — символ небесного света

Шатровые храмы – очень яркое явление в русской церковной архитектуре. Они были распространены на Русском Севере, строили их и в больших городах. Пожалуй, самый известный пример шатрового храма – церковь Вознесения Христова в Коломенском. Храм-памятник, устремленный в небо и в то же время символизирующий нисходящий с неба Свет. Его купол виден издалека, и от этой красоты замирает сердце… Однако в современном церковном зодчестве шатровые храмы встречаются редко. Почему? Ответ прост: такое архитектурное решение нерационально. Стоимость одного квадратного метра полезной площади очень высока, и современная практичность зачастую не находит этому оправдания. Именно поэтому современные архитекторы далеко не каждому заказчику могут предложить проект шатрового храма, что вполне понятно – у всех разные финансовые возможности. Однако там, где такой проект все же удается воплотить в жизнь, возникает настоящее архитектурное чудо. Ведь шатровый купол – это не только красота, но и невероятно глубокая символика.

Храм воспринимается верующими как вместилище Святого Духа, куда приходят для того, чтобы приобщиться к Высшему Творцу. Поэтому вся архитектурная и функциональная сущность храма строится на веками выработанной знаково-символической системе, отражающей библейское представление о мироздании. Именно в силу этой причины храмовую архитектуру отличает преобладание образно-выразительного начала над утилитарной составляющей.

Наши предки возводили храмы не по принципу рациональности, а по велению сердца. Именно поэтому шатровая архитектура нашла свое распространение не только в богатых городах, но и в скромных районах Русского Севера, где высокие, устремленные в небо церкви буквально парят над деревнями, разбросанными по берегам рек и озер. Это и церковь в Кондопоге, и в крошечой деревне Едоме и во многих других местах. Даже Покровская церковь Кижского погоста рубилась как шатровая, но получила девятиглавое завершение. Объяснить такие архитектурные решения с точки зрения утилитарности невозможно. В деревянном шатровом храме используется и отапливается в лучшем случае лишь пятая часть внутреннего пространства, а остальной объем работает исключительно на образ! Храм, как принято говорить, — это фрагмент неба на земле. Это и свидетельство о красоте Божьего замысла о мире, и лестница в небо, и порыв человеческого сердца навстречу Богу. В шатровой архитектуре символически фиксируется высшая точка такого стремления.

Шатровые храмы были распространены на Руси до реформ патриарха Никона, затем были запрещены. Вернуться к этой мощной, яркой выразительной форме зодчие смогли только в начале ХХ века. После 1917 года шатер исчез вместе с церковной архитектурой. Правда, его стали применять в гражданских постройках – например, сталинские высотки есть не что иное как отголосок этой традиции. Однако в сталинском ампире целеполагание было совершенно иным – древняя форма использовалась для удовлетворения тоталитарных амбиций диктатора. Сегодня башенки и шатерчики также стали появляться повсюду – от дачных «скворечников» и новорусских коттеджей до гигантских градообразующих комплексов.

Для нас, творческого коллектива «Товарищества реставраторов», обращение к шатровой архитектуре не было простым поиском форм. Долгое время «рука не поднималась» инициировать подобные проекты. В свое время студенческие походы и творческие экспедиции по Русскому Северу и древнерусским городам позволили если не понять, то почувствовать, что наши предки вкладывали в шатры своих храмов нечто большее, чем красивую форму. И возникал вопрос, может ли взяться за такую задачу современный архитектор? Толчком к первому такому проекту послужил заказ для города Челябинска. Площадкой для строительства там был чудом сохранившийся лесок в промзоне Металлургического района, стала очевидна особая значимость этого единственного храма для промышленного района города. К тому же, молодой, искренне верующий попечитель всей душой разделял стремление возвести здесь особенный храм, и будущий настоятель выступил именно за шатровую архитектуру. Так был реализован наш первый проект шатрового храма.

Еще до окончания его строительства мы уже получили несколько заказов на шатровые храмы. Очевидно, не только у нас, архитекторов, созрела потребность в столь сильной форме. Одним из самых интересных и значимых проектов последнего времени стал комплекс Владимирского скита на острове Валаам. Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий, архитектор по первому, светскому, образованию, увидев храм в Челябинске, благословил разработать проект целого храмового комплекса с тремя храмами, звонницей, часовней, крестильней, келейным корпусом с трапезной – и все «под одной крышей», чтобы в северную непогоду можно было бы пройти из одного конца в другой, не выходя под снег и дождь. Доминантой здесь служит шатер летнего храма Святого благоверного князя Владимира, вокруг которого сгруппированы другие храмы и постройки. Все вместе образуют сложную пирамидальную композицию, символизирующую небесный Иерусалим. Надо сказать, что шатры на Валааме – явление очень характерное, здешние храмы в большинстве своем таковы. Вероятно, сама природа продиктовала древним создателям монастыря на Ладоге такие формы. Нам оставалось лишь последовать традиции.

Однако шатер хорош и для совсем небольших построек – например, часовен. Спроектированные и построенные нами часовни в селе Грибаново, в Михайловской Слободе и в Наро-Фоминске показывают, что даже столь малое сооружение может стать архитектурной и смысловой доминантой, привлечь внимание, организовать пространство.

«Товарищество реставраторов» продолжает заниматься разработкой проектов шатровых храмов. Были спроектированы храм для поселка Горки-10 под Москвой, для города Кимры на берегу Волги – затейливо-сказочный, со множеством золотых глав, закомарами и многообъемной звонницей с парадным крыльцом, обращенным к реке.

Шатровая архитектура, безусловно, займет свое достойное место в XXI веке. Она будет востребована там, где пожелания и силы заказчика, мастерство архитекторов и строителей соединятся в том едином порыве к небу, который на протяжении веков находит себе воплощение в шатровом храме.

Андрей Анисимов,
главный архитектор
«Товарищества реставраторов»

Шатровые храмы Википедия

Шатро́вые хра́мы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

История строительства шатровых храмов[ | ]

Деревянные шатровые храмы[ | ]

В русском деревянном зодчестве шатёр является распространённой, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола — необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями. Конструкция деревянного шатра проста, её устройство не вызывает серьёзных затруднений. Хотя самые ранние известные деревянные шатровые храмы относятся к XVI веку, есть основания думать, что и раньше в деревянном зодчестве была распространена форма шатра. Имеется изображение несохранившейся деревянной шатровой Климентовской церкви в селе Уна Архангельской области, клировые записи которой относят строительство храма к 1501 году. Это уже позволяет утверждать, что шатёр появился в деревянном зодчестве раньше, чем в каменном. Исследователи П. Н. Максимов и Н. Н. Воронин на основании анализа древнерусских документов полагали, что шатровыми были несохранившиеся деревянные храмы в Вышгороде (1020—1026 годы), Устюге (конец XIII века), Ледском погосте (1456 год) и

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *