Социальная среда – Определение социальная среда общее значение и понятие. Что это такое социальная среда

Среда социальная — это… Что такое Среда социальная?

— совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «социальная среда» является ви­довым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокуп­ность всех условий, окружающих вещь, растение, животного или человека и непосредственно или косвенно воздействующих на них. Влияние или воздействие на что-либо или кого-либо выступает конституирующим признаком среды, поскольку она всегда предполагает нечто, по отношению к чему существует. Условия, окружающие, но не оказывающие никакого воздейст­вия на вещь, растение, животного или человека, в их среду не входят.

Относительный характер среды, специфика ее проявлений определяется не только разли­чием в свойствах и составе образующих ее элементов, но также и особенностями того, что она окружает, с чем взаимодействует. Так, для животного воздействие окружающего мира струк­турируется в соответствии с его наследственно-биологической организацией и вытекающим из нее инстинктивным, биологическим отношением к природе. Что же касается человека, то здесь структуроформирующим фактором среды выступают не его биологические качества, а осуществляемые им формы предметно-практической и духовной деятельности, а также те об­щественные отношения, в рамках которых они реализуются. В этом случае к социальной среде, понимаемой как среда человека, должны быть отнесены экономические, политические, соци­альные и духовные условия и отношения, территориальные и другие социальные общности и объединения в той мере, в какой они стихийно или целенаправленно, прямо или косвенно воз­действуют на сознание и поведение личности.

Социальная среда обладает многоплановой структурой и в зависимости от критериев членения представляет собой либо совокупность сфер общественной жизни, либо систему со­циальных инструментов или социальных групп и т. д. Вместе с тем среду можно рассматривать и как единство общего, особенного и единичного. Две крайние формы проявления социальной среды определяют как «макросреду»и «микросреду». Под макросредой понимают общую со­циальную среду. К ней относятся те факторы, которые, воздействуя на общество в целом, представляют собой предпосылки и условия жизнедеятельности, общие для всех его членов. Это прежде всего производительные силы, материальные и идеологические отношения, классы и социальные слои, нации, производственные, государственно-политические и другие общест­венные организации, система общественного просвещения и воспитания, средства массовой информации и т. д.  Наряду с перечисленными условиями в структуре социальной среды по признаку «непосредственные контакты»выделяют социальные сферы, где личность проявляет себя в своем индивидуальном поведении и которые служат связующим звеном в отношениях личности и общества. Это звено образует тот неповторимый, характерный лишь для данного индивида комплекс материальных, духовных и личностных факторов, который и определяют как

микросреду.
Ее важнейшими структурными компонентами являются: первичный трудовой или учебный коллектив (бригада, участок, школьный класс, студенческая группа), партийная, профсоюзная, комсомольская и др. общественные организации по месту работы, учебы или жительства, неформальные объединения по интересам и т. д. Характер влияния микросреды на формирование личности определяется не только общими социальными условиями, но и в зна­чительной мере зависит от особенных или региональных условий (город, село, поселок). Как показывают результаты социологических исследований, социально-поселенческие различия существенно сказываются на материальных и духовных условиях жизни людей, на формах их поведения и общения.

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону. Б.Б. Прохоров. 2005.

СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — это… Что такое СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ?


СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ
        окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. С. с. в широком смысле (макросреда) охватывает обществ.-экономич. систему в целом — производит. силы, совокупность обществ. отношений и институтов, обществ. сознание, культуру данного общества; С. с. в узком смысле (микросреда), будучи элементом С. с. в целом, включает непосредств. социальное окружение человека — семью, трудовой, учебный и др. коллективы и группы. С. с. оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием творч. активности, деятельности человека она изменяется, преобразуется, и в процессе этих преобразований изменяются и сами люди.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

.

  • СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД
  • «СРЕДНЕГО» И «НОВОГО СРЕДНЕГО КЛАССА» ТЕОРИИ

Смотреть что такое «СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ» в других словарях:

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику (см. ЭКОНОМИКА), общественные институты (см. ИНСТИТУТ), общественное… …   Энциклопедический словарь

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — общественные, материальные условия, культурно психологический климат, окружающие человека. Социальная среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием деятельности человека социальной среды… …   Экологический словарь

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — англ. environment social; нем. Milieu, soziales. 1. Совокупность материальных, экон., соц., полит, и духовных условий существования, формирования и дея тельности индивидов и соц. групп. Различают: макросреду социально экон. систему в целом и… …   Энциклопедия социологии

  • Среда социальная — совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «социальная среда» является ви­довым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокуп­ность всех… …   Экология человека

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют макросреду (характер обществ. разделения труда, вытекающая из него соц. структура об ва система образования, воспитание и т. д.) и микросреду (трудовой… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Среда социальная — конкретное проявление общественных отношений, в которых развиваются конкретная личность, социальная общность; социальныеусловия их развития. (1)Классификация проявления социальной среды:по виду общности общественная формация, класс, группа;по… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность условий, влияющих на формирование и функционирование человека в обществе, предметная и человеческая обстановка развития личности, ее способностей, потребностей, интересов, сознания. Концепция С. с. получила распространение в… …   Современный философский словарь

  • Среда социальная — совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «С. с.» является видовым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокупность всех условий,… …   Социологический справочник

  • среда социальная — конкретное проявление общественных отношений, в которых развивается конкретная личность, социальная общность; социальные условия их развития …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — это… Что такое СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ?


СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ
— совокупность условий, влияющих на формирование и функционирование человека в обществе, предметная и человеческая обстановка развития личности, ее способностей, потребностей, интересов, сознания. Концепция С. с. получила распространение в философии, затем в общественных науках и обыденном сознании, когда в обществе в связи с развитием промышленного производства и граждански-правовых отношений созрели идеи зависимости личности (даже и выдающейся) от строя и характера определенной социальной системы (общества, класса, сословия, группы). Зависимость личности от С. с. трактовалась как связь деятельных, моральных, культурных качеств индивида и возможностей, границ данной С. с. Личность в этом плане представлялась главным образом в качестве «носителя» или представителя определенной совокупности социальных черт. В плане социально-философском концепция С. с. противостояла историческому субъективизму, в плане методологическом она способствовала пониманию социального индивида как «носителя», как элемента социальных связей. В этом и состоит ее смысл. Концепция С. с. зачастую трактуется расширительно. В результате возникает парадокс «центральной» позиции личности, т. е. личность фиксируется в «центре» среды, представляется как бы главной ее фигурой, а по сути оказывается существом страдательным, объектом всевозможных воздействий со стороны среды. В такой интерпретации личность утрачивает качества субъектности, т. е. перестает быть личностью в собственном смысле слова. Методологической предпосылкой этого представления является неопределенность понятия «среда»: в нем не зафиксированы личностная взаимообусловленность людей и собственно индивидный состав, воплощающие и реализующие то содержание, что скрывается за понятием С. с. В результате может сформироваться представление, что в обществе кроме взаимодействующих людей самореализуется еще и некая среда.

В. Е. Кемеров

Современный философский словарь. — М.: Панпринт. В.Е. Кемеров. 1998.

  • СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Смотреть что такое «СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ» в других словарях:

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику (см. ЭКОНОМИКА), общественные институты (см. ИНСТИТУТ), общественное… …   Энциклопедический словарь

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — общественные, материальные условия, культурно психологический климат, окружающие человека. Социальная среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием деятельности человека социальной среды… …   Экологический словарь

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ —         окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. С. с. в широком смысле (макросреда) охватывает обществ. экономич. систему в целом производит. силы, совокупность обществ.… …   Философская энциклопедия

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — англ. environment social; нем. Milieu, soziales. 1. Совокупность материальных, экон., соц., полит, и духовных условий существования, формирования и дея тельности индивидов и соц. групп. Различают: макросреду социально экон. систему в целом и… …   Энциклопедия социологии

  • Среда социальная — совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «социальная среда» является ви­довым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокуп­ность всех… …   Экология человека

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют макросреду (характер обществ. разделения труда, вытекающая из него соц. структура об ва система образования, воспитание и т. д.) и микросреду (трудовой… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Среда социальная — конкретное проявление общественных отношений, в которых развиваются конкретная личность, социальная общность; социальныеусловия их развития. (1)Классификация проявления социальной среды:по виду общности общественная формация, класс, группа;по… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Среда социальная — совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «С. с.» является видовым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокупность всех условий,… …   Социологический справочник

  • среда социальная — конкретное проявление общественных отношений, в которых развивается конкретная личность, социальная общность; социальные условия их развития …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — это… Что такое СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ?


СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА́ СОЦИА́ЛЬНАЯ, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику (см. ЭКОНОМИКА), общественные институты (см. ИНСТИТУТ), общественное сознание (см. СОЗНАНИЕ) и культуру (см. КУЛЬТУРА). Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека — семью (см. СЕМЬЯ), трудовую, учебную и др. группы.

Энциклопедический словарь. 2009.

  • СРЕДА
  • СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ АНТАНТА

Смотреть что такое «СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ» в других словарях:

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — общественные, материальные условия, культурно психологический климат, окружающие человека. Социальная среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием деятельности человека социальной среды… …   Экологический словарь

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ —         окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. С. с. в широком смысле (макросреда) охватывает обществ. экономич. систему в целом производит. силы, совокупность обществ.… …   Философская энциклопедия

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — англ. environment social; нем. Milieu, soziales. 1. Совокупность материальных, экон., соц., полит, и духовных условий существования, формирования и дея тельности индивидов и соц. групп. Различают: макросреду социально экон. систему в целом и… …   Энциклопедия социологии

  • Среда социальная — совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «социальная среда» является ви­довым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокуп­ность всех… …   Экология человека

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют макросреду (характер обществ. разделения труда, вытекающая из него соц. структура об ва система образования, воспитание и т. д.) и микросреду (трудовой… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Среда социальная — конкретное проявление общественных отношений, в которых развиваются конкретная личность, социальная общность; социальныеусловия их развития. (1)Классификация проявления социальной среды:по виду общности общественная формация, класс, группа;по… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность условий, влияющих на формирование и функционирование человека в обществе, предметная и человеческая обстановка развития личности, ее способностей, потребностей, интересов, сознания. Концепция С. с. получила распространение в… …   Современный философский словарь

  • Среда социальная — совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «С. с.» является видовым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокупность всех условий,… …   Социологический справочник

  • среда социальная — конкретное проявление общественных отношений, в которых развивается конкретная личность, социальная общность; социальные условия их развития …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


среда социальная — это… Что такое среда социальная?


среда социальная

конкретное проявление общественных отношений, в которых развивается конкретная личность, социальная общность; социальные условия их развития.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • СРЕДА КОНФЛИКТА
  • Среда

Смотреть что такое «среда социальная» в других словарях:

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику (см. ЭКОНОМИКА), общественные институты (см. ИНСТИТУТ), общественное… …   Энциклопедический словарь

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — общественные, материальные условия, культурно психологический климат, окружающие человека. Социальная среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием деятельности человека социальной среды… …   Экологический словарь

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ —         окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. С. с. в широком смысле (макросреда) охватывает обществ. экономич. систему в целом производит. силы, совокупность обществ.… …   Философская энциклопедия

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — англ. environment social; нем. Milieu, soziales. 1. Совокупность материальных, экон., соц., полит, и духовных условий существования, формирования и дея тельности индивидов и соц. групп. Различают: макросреду социально экон. систему в целом и… …   Энциклопедия социологии

  • Среда социальная — совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «социальная среда» является ви­довым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокуп­ность всех… …   Экология человека

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют макросреду (характер обществ. разделения труда, вытекающая из него соц. структура об ва система образования, воспитание и т. д.) и микросреду (трудовой… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Среда социальная — конкретное проявление общественных отношений, в которых развиваются конкретная личность, социальная общность; социальныеусловия их развития. (1)Классификация проявления социальной среды:по виду общности общественная формация, класс, группа;по… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность условий, влияющих на формирование и функционирование человека в обществе, предметная и человеческая обстановка развития личности, ее способностей, потребностей, интересов, сознания. Концепция С. с. получила распространение в… …   Современный философский словарь

  • Среда социальная — совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «С. с.» является видовым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокупность всех условий,… …   Социологический справочник


Социальная среда и личность ребенка

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

Важнейшим фактором и условием развития ребенка выступает социальная среда. Социальная среда – все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях. Социальная среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида.

В их число входят:

1. Микросреда.

2. Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида.

3. Макросоциальные структуры — макросреда.

Микросреда — это ближайшее окружение, все то, что непосредственно влияет на человека. В ней он формируется и реализует себя как личность. Это семья, группа детского сада, школьный класс, производственный коллектив, различные неформальные группы общения и многие другие объединения, с которыми человек постоянно сталкивается в повседневной жизни.

Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида. Это образования, не связанные напрямую с индивидом. Например, производственный коллектив, где трудятся его родители, непосредственно связан с ними, но лишь косвенно — через родителей — с ребенком.

Макросреда — это система социальных отношений в обществе. Ее структура и содержание включают совокупность многих факторов, в числе которых на первом месте экономические, правовые, политические, идеологические и другие отношения. Названные компоненты макросреды воздействуют на индивидов как непосредственно — через законы, социальную политику, ценности, нормы, традиции, средства массовой коммуникации, так и опосредованно, через влияние на малые группы, в которые включен индивид.

Отношения между людьми имеют широкий диапазон. Как в масштабах макросреды, так и в условиях микросреды они многократно опосредованы. Не всегда, например, дедушка или бабушка могут находиться рядом с ребенком. Но рассказ отца о дедушке, его качествах как человеке может оказать не меньшее воздействие на ребенка, чем прямой контакт с ним.

Кроме названной классификации выделяют виды социальной среды, различающиеся по принципу местонахождения группы в структуре общественных отношений. Исходя из этого выделяют рабочую, студенческую, школьную социальную среду и др. Для каждого из перечисленных видов социальной среды характерны определенные психологические особенности, накладывающие отпечаток на личность человека, а также группы людей.

Существует также ряд других признаков, с помощью которых можно выделить тип социальной среды. Например, по разделению труда различают городскую и деревенскую среду, среду, для которой характерен физический или умственный труд. По различным видам деятельности — производственная, политическая, научная, художественная, педагогическая и др.

Конкретная социальная среда представляет собой в социально-психологическом плане совокупность отношений личности с группой.

Социальная среда, в которую попадает ребенок, выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия его социальной сущности как человека. Однако социально-психологические качества ребенок приобретает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт со сверстниками и взрослыми в семье, в детском саду, школе, на улице благодаря собственной активности.

Социальная среда по отношению к личности имеет сравнительно случайный характер. Например, родители, выбирая для своего ребенка учебное заведение, могут остановиться не на том, которое находится недалеко от дома, а на том, что находится рядом с домом бабушки, так как в силу своей занятости они не могут встречать ребенка из школы. Но эта случайность в социально-психологическом плане играет исключительно большую роль, поскольку характер и особенности определенных личностей и особенности групп накладывают отпечаток на их взаимоотношения, так как ребенок попадает в социально-психологическую атмосферу, присущую данному коллективу.

Социальная среда обладает активностью, она воздействует на человека, увлекает, заражает его соответствующими моделями поведения. Она может побуждать, а порой принуждать к определенным действиям. Однако такое воздействие социальной среды на личность не всегда направлено в нужное русло и, зачастую, не отвечает задачам воспитания и развития ребенка. Чтобы уменьшить ее непредсказуемость и негативное воздействие на личность ребенка, предпринимаются попытки сделать ее управляемой. В последнее время в психологической и педагогической литературе появилось понятие «развивающая социальная среда» или сокращенно «развивающая среда».

Что подразумевается под этим понятием?

В широком плане под развивающей социальной средой понимается определенная общность людей или организация, созданная с целью реализации конкретных воспитательных и развивающих задач и дающая возможность детям, подросткам и юношам раскрыть свой личностный потенциал. Исходя из такого понимания, к развивающей социальной среде можно отнести любое учебно-воспитательное учреждение или организацию. Данную социальную среду можно назвать учебно-воспитательной, школьной, детсадовской и т. п. Развивающая социальная среда сложно организована. Она может иметь различные организационные формы, отличаться по своему содержанию и направленности.

По форме организации — это могут быть группы детского сада, класс общеобразовательной или специальной школы, группы детей во внешкольных учреждениях: музыкальных, художественных, спортивных и других школах, секции, студии, различные центры и т. п.

Содержание развивающей социальной среды определяется системой различных отношений ребенка со сверстниками, более старшими детьми и подростками, педагогами, воспитателями, родителями других детей, взрослыми, вступающими с ними в общение и многими другими факторами. Содержание этих отношений может носить различный характер: морально-нравственный (этический), интеллектуальный (познавательный), эстетический, бытовой.

Направленность общения и устанавливающихся отношений между взаимодействующими индивидами также представляет значительную вариативность, в основе которой лежит их потребностно-мотивационная сфера. В одном случае это может быть ярко выраженное стремление удовлетворить свою познавательную потребность, в других — компенсировать имеющийся дефект, в третьих — ребенка может привлекать не то, что стремятся дать взрослые, а различные шалости, бесцельное времяпрепровождение и др.

Названные характеристики развивающей социальной среды задаются извне и определяются целями и задачами обучения, воспитания и развития. Ребенку или подростку, попавшему в такую развивающую социальную среду, представляется широкий выбор путей интеллектуального, физического, эстетического, морально-нравственного развития. Однако сам ребенок не в состоянии решить, что ему делать и что предпочесть. Ему для возникновения у него устойчивой мотивации к тому или иному виду деятельности нужна умная помощь взрослого человека и счастье выпадает тому ребенку, у которого оказывается рядом человек, способный заинтересовать и увлечь его в нужном направлении.

Наряду с широким пониманием развивающей социальной среды существует более узкое определение, которое можно обозначить термином «специальная развивающая социальная среда».

Специальная развивающая социальная среда представляет собой такую организацию жизнедеятельности детей, в которой посредством определенного системообразующего компонента создается особая социально-психологическая атмосфера, способствующая проявлению гармоничного сочетания взаимоотношений ребенка и социальной среды, и которая побуждает детей быть активными и целеустремленными.

Примером такой специальной развивающей социальной среды можно назвать опыт развития личности ребенка, накопленный А.С. Макаренко в организации обучения и воспитания беспризорных детей в условиях детской колонии. Одним из важнейших системообразующих компонентов специальной социальной среды, созданной им, является, на наш взгляд, феномен «ответственной зависимости».

Для осмысления некоторых особенностей процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями представляет интерес предложенная в 60-х годах Л.И. Уманским такая форма организации жизнедеятельности школьников во внеучебное время, как «разновозрастные отряды». Идея и создание этих отрядов исходила из предположения о том, что при общении и взаимодействии детей разных возрастов создаются благоприятные условия для ускоренного развития младших школьников и формирование положительных морально-нравственных качеств у подростков.

Примерно в это же время Л.И. Уманский предложил еще одну форму специальной развивающей социальной среды для подготовки школьных лидеров, которая была реализована в организации лагеря старшеклассников «Комсорг». Идеи о создании специальной развивающей среды были развиты и продолжены его учениками А.С. Чернышевым, Л.И. Акатовым, Е.А. Шаниным и другими. В настоящее время в Курске, где впервые появилась данная форма специальной развивающей социальной среды, созданы и функционируют такие объединения молодежи и школьников, как «Вертикаль», «Монолит», лагерь для детей с задержкой психического развития и др.

В основе их функционирования лежит оптимальное сочетание содержательного и увлекательного отдыха детей с одновременным решением по разработанной для каждого лагеря программе специальных обучающих, развивающих и воспитательных задач.

К формам специальной развивающей социальной среды можно отнести также учреждения и центры, призванные осуществлять социальную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями. Этой же цели служат различные тренинговые занятия, где решаются как развивающие, так и коррекционные задачи; специальным образом организованная игровая деятельность, в ходе которой на первое место выступают полезные для вхождения ребенка в реальную жизнь действия и поступки; встречи, служащие для развития у детей необходимых коммуникативных качеств.

Другая форма организации специальной развивающей социальной среды, получившая в последнее время признание в работе с подростками и старшими школьниками, — это обучающая психодиагностика. В основу этой формы работы заложен принцип самопознания и саморазвития на основе анализа и использования данных, полученных с помощью психодиагностических процедур.

Итак, социальная среда — это сложное многоуровневое образование, конкретное проявление общественных отношений, сложившихся в обществе, в которых живет и развивается конкретная личность. Но для того чтобы социальная среда влияла на ребенка целенаправленно, способствовала формированию свойств личности, необходимых для эффективного вхождения и успешного взаимодействия с ней, требуется создание особых, специальным образом ориентированных условий. Такими условиями при организации социальной реабилитации детей с отклонениями в развитии и является специальная развивающая социальная среда.

Отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе

Понятие «инвалид» во все времена означало «непригодный к деятельности», а для государства, которое было вынуждено затрачивать на них определенные средства, они становились иждивенцами. Своеобразные трудности в общении и во взаимодействии с ними возникали и у окружающих людей. История свидетельствует о том, что взгляд на детей, имеющих жизненные ограничения, менялся по мере развития научных знаний и общества в целом. В этой связи условие выделяют три этапа: мистический, наивно-биологический и научный, сопоставление которых позволяет глубже понять тенденцию развития отношений общества к людям с ограниченными возможностями.

Первый этап включает в себя период от древнейших времен вплоть до XVIII века. Сведения об этом периоде мы находим в легендах, мифах, пословицах, сказках, других устных и письменных источниках. Люди в том или ином дефекте видели, прежде всего, огромное несчастье человека, к которому относились с суеверным страхом и состраданием. Наряду с подобным отношением к аномальным людям бытовало убеждение в том, что люди с дефектами, например, слепые, обладают мистическими силами, им якобы доступно особое духовное знание и видение.

Второй этап начинается с эпохи просвещения (XVIII в.). В этот период средневековые мистические представления и предубеждения уходят в прошлое, уступая место бурно развивающейся науке, накоплению знаний в различных областях, полученных на основе опыта, эксперимента. В теоретическом плане новый взгляд реализовался в учении о викариате органов чувств. Согласно этому воззрению, выпадение одной из функций восприятия, недостаток одного органа компенсируется повышением функционирования и развития других. Однако исследования в этой области обнаружили несостоятельность этой теории. В то же время во взглядах на ребенка, имеющего жизненные ограничения, был сделан значительный шаг вперед. Эмпирический подход к изучению физических недостатков людей привел к серьезным открытиям. Практическим следствием этих воззрений явилось появление для слепых специальной азбуки (азбука Брайля), что позволило открыть незрячим доступ к культуре и социальной жизни.

Начало третьему, научному этапу в понимании психологии аномального человека положили работы австрийского психолога А. Адлера и его школы. Ими было обосновано значение и психологическая роль органического дефекта в процессе развития и формирования личности. Согласно его взглядам, если какой-либо орган из-за морфологической или функциональной неполноценности не справляется со своей работой, то центральная нервная система и психический аппарат принимает на себя задачу компенсировать затрудненное функционирование органа. Над неполноценным органом или функцией создается психическая надстройка, стремящаяся обеспечить жизнедеятельность организма в этом или угрожающем звене. При соприкосновении с внешней средой возникает конфликт, вызванный несоответствием недостаточного органа или функции с их задачами, что ведет к повышенной заболеваемости и смертности. Этот конфликт создает и дополнительные стимулы сверхкомпенсации. Дефект становится, таким образом, исходной точкой и главной движущей силой психического развития личности. Если борьба кончается для организма победой, то он не только справляется с созданными дефектом затруднениями, но поднимается сам в своем развитии на высшую ступень, создавая из недостаточности — одаренность, из дефекта — способности, из слабости — силу, из малоценности — сверхценность.

Значительный вклад в понимание особенностей развития аномальных детей внесли В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Б.Н. Зейгарник и многие другие. В настоящее время определились основные направления изучения детей, имеющих тот или иной дефект. Повсеместно созданы и функционируют специальные школы и реабилитационные центры для умственно отсталых детей, детей с потерей зрения, слуха, речи, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Однако в целом отношение общества к детям, имеющим отклонения в развитии, нельзя считать оптимальным. На степень отторжения аномальных детей влияют в основном два фактора: демографический и сам дефект. Так, например, по данным ряда исследований жители городов настроены по отношению к аномальным детям и подросткам более негативно, чем жители небольших деревень. Деревенские жители чаще проявляют к ним бескорыстность и альтруизм.

Что же касается конкретных дефектов, то, по данным Л. Пожар, наименее приемлемыми в обществе считается умственная отсталость, далее в имеющейся литературе указывается слепота, на третьем месте — глухота, на четвертом — нарушения опорно-двигательного аппарата, на пятом — речевые нарушения.

Результаты исследования, проведенного под нашим руководством, в основном подтвердили эти данные. Так, 68 процентов школьников заявили о невозможности дружить с умственно отсталым сверстником. В то же время со слепым могли бы подружиться 73 процента опрошенных, с калекой — 72 процента, с плохо владеющим речью — 78 процентов, с глухим — 70 процентов. Причем, мнения девочек и мальчиков несколько отличаются. Девочки 7, 9 классов и все учащиеся 11 классов в своем нежелании общаться с аномальными сверстниками на первое место поставили дефект умственной отсталости. Затем идут дефекты слуха, нарушения речи, зрения и опорно-двигательного аппарата. А вот мальчики 7 и 9 классов на первое место соответственно ставят нарушение слуха. Все остальные дефекты для них примерно одинаковы.

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что для подростков и старших школьников на первое место в отрицательной оценке выступают те качества дефективного сверстника, которые больше всего мешают общению и установлению тех или иных межличностных взаимодействий.

Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими дефектами, а также повышенные дозы жалости и внимания создают для них не только жизненные неудобства, но и отрицательно сказываются на формировании личности. Их развитие неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде. К сожалению, нормальные дети зачастую отвергают ребенка с дефектом и эта важнейшая социальная потребность, таким образом, не реализуется.

Состояние неудовлетворенного самоутверждения ведет, как правило, к деформации личности, к возникновению у нее моральной неустойчивости и опустошенности. Если же эта потребность удовлетворена, то открывается путь к реализации возможностей личности в различных решающих сферах жизнедеятельности и труда.

Критической точкой в жизни аномального ребенка, независимо от того, каким дефектом он страдает, является период, когда он начинает осознавать, что его внешние данные отличаются от других людей и пытается в этой связи предвосхитить последствия для него этих различий. В случае, если окружающие ребенка люди никаким образом не акцентируют внимание на дефекте и неудобствах, которые он несет ребенку, моральная-психическая напряженность постепенно спадает. Если же ребенок становится объектом насмешек и издевательства со стороны сверстников и окружающих, возникает тяжелейший внутренний конфликт, последствия которого бывают трудно предсказуемыми.

Таким образом, социальный статус людей с ограниченными возможностями все еще очень низкий. Действительное включение их в социальную жизнь потребует еще немало времени, финансовых ресурсов, дополнительных усилий. Одним из таких направлений является социальная реабилитация как процесс возвращения и приобщения людей к социальной жизни.

Не менее важной является проблема, связанная с изменением общественного мнения по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Печать, радио, телевидение, прочие средства массовой информации должны объединить свои усилия для воспитания у населения уважительного отношения ко всем людям, оказавшимся из-за физического или психического дефекта в затруднительном положении. Чувство неполноценности, возникающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, пользоваться возможностями человеческой жизни, а у детей формируются качества, не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой.

Адаптация детей и подростков в социальной среде

Понятие «адаптация» (от лат. слова adapto — приспособляю) — это приспособление организма к внешним условиям. В современной социальной психологии данное понятие трактуется широко. Индивид, согласно А.В. Петровскому, изначально обладает стремлением к внутренней цели, в соответствии с которой приводятся в действие все без исключения проявления его активности. Эта внутренняя цель раскрывается в понятии адаптивная направленность всех психических процессов и поведенческих актов. Сюда входят процессы приспособления индивида к природной и социальной среде, процессы самоприспособления (саморегуляция, подчинение высших интересов низшим) и другие.

В зависимости от трактовки целей жизнедеятельности индивида выделяют следующие варианты возможной направленности адаптации:

1) гомеостатический вариант — адаптивный исход состоит в достижении равновесия;

2) гедонистический вариант — адаптивный исход состоит в наслаждении, в избегании страданий;

3) прагматический вариант — адаптивный исход состоит в практической пользе, успехе.

Все частные стремления по отношению к общей внутренней предустановленной цели оцениваются как адаптивные и неадаптивные. Понятия «адаптивность — неадаптивность» раскрываются как тенденции функционирования целеустремленной системы и определяются соответствием — несоответствием между ее целями и достигнутыми результатами.

Адаптивность выражается в согласовании цели и результатов усилий по ее достижению.

Неадаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоположные отношения: намерение не совпадает с деянием, замысел с выполнением, побуждение к действию — с его итогами. Идея несовпадения цели и результата является определяющей характеристикой неадаптивности.

Названные противоречия в проблеме неадаптивности неизбежны и неустранимы, но в них проявляются не только негативные тенденции, но и прогрессивные: это источник динамического существования индивида, его развития. Так, если цель не достигнута, то это побуждает продолжать активность в данном направлении. Неадаптивность может выступать и как дезадаптивность: в случае постоянной неудачи при попытке реализовать цель или же при наличии двух или более равнозначимых целей.

В связи с широкой трактовкой понятия «адаптация» различают несколько ее видов: физиологическую, психофизиологическую, психическую, социальную. Применительно к процессу социальной реабилитации наибольший интерес представляют психическая, социально-психологическая и социальная адаптации.

Психическая адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Социально-психологическая адаптация — это оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру.

Социальная адаптация — это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Названные типы адаптации, хотя и имеют свои специфические особенности, проявляются как единое целое, в едином процессе приспособления ребенка к новым ситуациям жизни. Процесс адаптации к окружающей социальной среде идет непрерывно. Однако его обычно связывают с кардинальными изменениями, происходящими на жизненном пути индивида.

Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребенок получает в семье, в кругу близких для него доброжелательно настроенных родных и близких. Но социальная жизнь не ограничивается рамками семьи. Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в трудовую деятельность, создание семьи и многое другое. И каждый раз, в каждом новом объединении индивиду приходится поддерживать или приобретать заново свой социально-психологический статус.

В числе основных факторов, определяющих степень успешности вхождения ребенка в социальную среду, выступают особенности самого ребенка и особенности микросоциальной среды, в которую он включается. К индивидуальным особенностям ребенка, от которых зависит эффективность его адаптации, относят его потребностно-мотивационную сферу (потребности, цели, мотивы, установки и т. п.), эмоциональные и интеллектуальные свойства, а также некоторые характерологические и типологические особенности.

В зависимости от структуры потребностно-мотивационной сферы ребенка выделяют два основных типа адаптационного процесса: активный и пассивный.

Активный тип адаптации. Для него характерна Целеустремленность ребенка или подростка в налаживании контактов со сверстниками или другими людьми, активный поиск товарищей на основе общих интересов. Детей этого типа временные неудачи не разочаровывают, а побуждают к большей активности.

Пассивный тип адаптации характеризуется некритическим, конформным принятием целей и ценностных ориентации группы.

Тип адаптации существенно сказывается на социализации ребенка и усвоении им социального опыта. Исходя из типологического подхода к изучению личностных особенностей, выделяют следующие типы формирования личности и взаимодействия ее с окружающей средой: гармоничный, доминирующий, чувствительный, конформный, тревожный, интровертированный и инфантильный. Они обуславливают избирательную чувствительность к различным патогенным воздействиям и определяют эффективность адаптации ребенка к окружающей среде (Э.М. Александровская, 1987).

1. Гармоничный тип формирования личности. У детей этого типа в равной мере сформированы все личностные свойства. Они общительны, уверены в себе, успешно контролируют свое поведение, у них низкий уровень тревожности и напряженности. Однако при всей устойчивости их личностной структур

СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — это… Что такое СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ?


СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ
— совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности.  Выделяют макросреду (характер обществ. разделения труда, вытекающая из него соц. структура об-ва система образования,  воспитание и т. д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). С.с. личности определяется отношениями общественными (см.) на уровне об-ва в целом, на уровне соц. классов, отраслей обществ. труда, региона, города и деревни, соц. организации, соц. ценностей и норм. С.с. с ее многочисленными сферами является объективным основанием социализации (см.) и в то же время основным системообразующим элементом этого процесса. Поэтому взаимодействие человека с С.с. находится в центре внимания теоретич. и прикладной социологии. Специфич. проявлением общей С.с. (макросреды) является микросреда. Соц. микросреда выступает как опосредствующее звено между об-вом и индивидом. Это понятие отражает тот факт, что процесс взаимодействия идет не прямо от об-ва к индивиду, а через непосредственный круг общения (см.), через приобретенный индивидуальный опыт. Соц. микросреда есть самое близкое, относительно устойчивое окружение личности. Лит.: Попов С. Сознание и социальная среда.  М., 1979. А.Д. Налетова.

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.

  • СРЕДА НАУЧНАЯ
  • СРЕДА

Смотреть что такое «СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ» в других словарях:

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику (см. ЭКОНОМИКА), общественные институты (см. ИНСТИТУТ), общественное… …   Энциклопедический словарь

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — общественные, материальные условия, культурно психологический климат, окружающие человека. Социальная среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием деятельности человека социальной среды… …   Экологический словарь

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ —         окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. С. с. в широком смысле (макросреда) охватывает обществ. экономич. систему в целом производит. силы, совокупность обществ.… …   Философская энциклопедия

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — англ. environment social; нем. Milieu, soziales. 1. Совокупность материальных, экон., соц., полит, и духовных условий существования, формирования и дея тельности индивидов и соц. групп. Различают: макросреду социально экон. систему в целом и… …   Энциклопедия социологии

  • Среда социальная — совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «социальная среда» является ви­довым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокуп­ность всех… …   Экология человека

  • Среда социальная — конкретное проявление общественных отношений, в которых развиваются конкретная личность, социальная общность; социальныеусловия их развития. (1)Классификация проявления социальной среды:по виду общности общественная формация, класс, группа;по… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность условий, влияющих на формирование и функционирование человека в обществе, предметная и человеческая обстановка развития личности, ее способностей, потребностей, интересов, сознания. Концепция С. с. получила распространение в… …   Современный философский словарь

  • Среда социальная — совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «С. с.» является видовым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокупность всех условий,… …   Социологический справочник

  • среда социальная — конкретное проявление общественных отношений, в которых развивается конкретная личность, социальная общность; социальные условия их развития …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *