Сообщение о стиле модерн: Модерн — Википедия – Стиль модерн
Стиль модерн
Стиль модерн (в переводе — современный) зародился в конце девятнадцатого века в Европе. Он пришел на смену стилю эклектики, который заключался в повторении более старых различных стилей. Основной чертой модерна было то, что он был основан на новых художественных приемах и не цитировал предыдущие стили. Главные особенности стиля модерн – это асимметрия, художественные орнаменты, криволинейность и неровные контуры. Элементы стиля модерн завоевали огромную популярность среди архитекторов, художников и дизайнеров конца девятнадцатого века. Самый значимый год в истории стиля модерн – это 1900. На Всемирной выставке 1900 года в Париже стиль модерн завоевал мировую славу.
Мода на стиль модерн вернулась в начале двадцать первого века. Многие деятели искусства вносят в свои произведения элементы стиля модерн.
Стиль модерн в архитектуре
Стиль модерн в одежде
Мода на одежду в стиле модерн появилась в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Наряды в этом стиле предпочитали женщины практически всех социальных слоев. Платья в стиле модерн в первую очередь подчеркивали тонкую талию. При помощи пояса фигура женщины как бы разделялась на две части. Верхняя часть – с небольшим напуском на груди, нижняя – с разлетающейся длинной юбкой. Дизайнеры тех времен стремились придать женскому платью образ легкой бабочки или цветка. Юбки платьев украшались росписью, аппликацией, вышивкой и другой отделкой. Плавные узоры располагались на одежде асимметрично. Наиболее популярные узоры для платьев в стиле модерн – вьющиеся растения, водоросли, цветы и листья.Важную роль играли ткани – одежда в стиле модерн выполнялась из фактурных тканей, которые украшали камни и бисер. Платья дополнялись украшениями в стиле модерн – крупными браслетами и серьгами, а также огромными шляпами.
Стиль модерн в искусстве
Стиль модерн получил широкое распространение в живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Наиболее популярное произведение художников стиля модерн считалось панно, скульпторов – рельефные скульптуры. Силуэты, цветы, растительные орнаменты, плавные абстракции – это главные особенности стиля модерн в искусстве. Мировое признание получили многие деятели искусства, творившие в этом стиле – Гоген, Климт, Мунк, Врубель и другие.
Стиль северный модерн
Стиль северный модерн – это отдельное направление в архитектуре модерна, которое было сосредоточено в Санкт-Петербурге, Стокгольме, Риге и Хельсинки в начале двадцатого века. Главная особенность этого стиля – это гармонично подобранные искусственные и естественные отделочные материалы. Гранит, кирпич, фактурная штукатурка украшались орнаментами флоры северных стран.
МОДЕРН — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
МОДЕ́РН (франц. moderne – новый, новейший, современный) — стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусствах конца XIX — начала XX веков.
Другие названия: ар нуво и «современный стиль» (англ. modern style) в Великобритании и Франции [во Франции также «стиль метро» (style Métro), «стиль Гимара» (см. Гимар Э.), «стиль 1900 года», «искусство конца века» (art fin de siècle) и др.]; «стиль Глазго» (Glasgow style) в Шотландии; югендстиль в Германии; сецессион в Австрии, Чехословакии, Польше; «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884 году) и др. в Бельгии; либерти («стиль Либерти»), «цветочный стиль» (stile floreale), или «новый стиль» (stile nuovo) в Италии; «модерниста» (modernista), «модернисмо» (modernismo, каталонский Модерн) или «молодое искусство» (arte joven) в Испании; «новое искусство» (nieuwe kunst) в Нидерландах; «стиль Тиффани» (см. Тиффани Л.) в США; в России закрепилось название «модерн».
Модерн возник как один из видов неоромантического протеста против господства позитивизма и прагматизма. Эстетика Модерна развивала идеи символизма и эстетизма, философии жизни (Ф. Ницше). Модерн, по мысли ряда его теоретиков (Х.К. ван де Велде, опиравшийся на социалистические утопии У. Морриса), должен был создать вокруг человека цельную, эстетически насыщенную пространственную и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых, нетрадиционных форм и приёмов, а также современных материалов и конструкций.
Самым ярким проявлением «предмодерна» в Великобритании (и в Европе в целом) принято считать оформление англо-американского художника Дж. Уистлером «Павлиньей комнаты» (1877 году; ныне — в галерее Фрир в Вашингтоне): оно включает многие признаки будущего стиля Модерна — использование плоскостных живописных панно на стенах, прерванных резными деревянными панелями прихотливого рисунка, гнутых линий контуров, сочетание графического начала с декоративностью.
Наиболее последовательно принципы Модерна осуществились в сфере создания богатых индивидуальных жилищ. Так, мастера круга У. Морриса обновили тип индивидуального жилого дома (архитекторы Ч. Войзи, У.Р. Летаби, Ч. Р. Эшби, М.Х.Б. Скотт и др.), ориентированного на традиции народного зодчества Англии. Но в духе Модерн, стремившегося стать универсальным стилем своего времени, строились и многочисленные деловые, промышленные и торговые здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома, рестораны и т. д. Модерн пытался преодолеть характерное для культуры XIX века противоречие между художественным и утилитарным началом, придать эстетический смысл новым функциям и конструктивным системам, приобщить к искусству все сферы жизни и сделать человека частицей художественного целого.
Модерн противопоставил эклектизму XIX века единство, органичность и свободу развития стилизованной, обобщённой, ритмически организованной формы, назначение которой — одухотворить материально-вещную среду, выразить тревожный, напряжённый дух переломной эпохи. Период становления Модерна — рубеж XIX-XX веков — отмечен национально-романтическими увлечениями, интересом к средне-вековью и народному искусству.
Для этого этапа характерно возникновение художественно-ремесленных объединений, часто противопоставлявших себя индустриальному производству: «Искусства и ремёсла» в Великобритании, «Объединённые художествено-ремесленные мастерские» (1897 год) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899 год) в Германии, «Венские мастерские» (1903 год) в Австрии, и др.
Для Модерна характерны черты интернационального стиля, основанного на применении принципиально новых художественных форм, взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства, а также отсутствие эволюции. Орнамент Модерна, во всех видах искусства структурно организующий плоскость, и своеобразный ритм его гибких линий прежде всего сложились в графике, что способствовало быстрому распространению Модерна в 1890-х годов.
Значительную роль сыграла прежде всего печатная графика (наиболее демократическая): театральные афиши и программы (Ж. Шере, Э. Грассе, чешский художник А. Муха, А. де Тулуз-Лотрек во Франции; Х.К. ван де Велде в Бельгии; У. Брэдли в США, и др.), рекламные плакаты (Я. Тороп в Нидерландах, Муха и др.), календари, книжные и журнальные иллюстрации [художники берлинских журналов «Pan» и «Die Insel» (Г. Фогелер и др.), мюнхенских журналов «Jugend» и «Simplicissimus» (О. Экман, Ю. Диц, Т.Т. Хейне, О. Гульбрансон, Б. Пауль), парижского журнала «La Revue Blanche» (преимущественно мастера группы «Наби»), лондонских журналов «Hobby Horse» (А. Макмердо, С. Имейдж), «The Savoy», «The Yellow Book» и «The Studio» (О. Бёрдсли и др.), венского журнала «Ver Sacrum»]; станковые графические произведения Т. Стейнлена, Ф. Брэнгвина и др.
В противоположность эклектизму с его интересом к достоверности воспроизведения отдельных деталей исторических и национальных стилей, Модерн стремился возродить дух стилевого единства всех составляющих художественного организма, общность и взаимовлияние всех видов искусства. Это предопределило появление нового типа художника — универсала, соединившего в одном лице архитектора, графика, живописца, проектировщика бытовых вещей (дизайнера) и часто теоретика.
Идея синтетического, цельного произведения искусства (Gesamtkunstwerk) ярче всего воплощена в архитектуре интерьеров, лучшие образцы которых отличаются ритмической согласованностью линий и тонов, единством деталей декора и обстановки (обои, мебель, лепнина, панели, арматура светильников), целостностью однородного перетекающего пространства, усложнённого и расширенного зеркалами, многочисленными дверными и оконными проёмами, живописными панно или витражами.
В 1895 году Х.К. ван де Велде создал проект отделки парижской галереи С. Бинга «Ар нуво», название которой (уже использованное в бельгийский журнал«L’Art Moderne» в 1880-е годы) стало одним из наименований нового стиля; для его творчества характерны осознание первостепенной значимости архитектуры, подчиняющей себе другие искусства, и ориентация на наследие средне-векового и народного искусства. Влиянием идей Э. Виолле-ле-Дюка, апологета готики, отмечено творчество ряда крупнейших мастеров Модерна в разных странах — В. Ортa, ван де Велде, Э. Гимара, А. Гауди, Х.П. Берлаге.
Архитектура Модерн в поисках единства конструктивного и художественного начал вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в т. ч. новые, строительные и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст). Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы Модерна восставали против симметрии и регулярных норм градостроительства. Богатейшие возможности формообразования, предоставленные новой техникой, они использовали для создания подчёркнуто индивидуализированного образного строя; здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление. Наряду со стремлением к необычным живописным эффектам, динамикой и текучей пластичностью масс, уподоблением архитектурных форм органиченными природным явлениям (работы А. Гауди, В. Орта, Э. Гимара; А. Энделя, Б. Панкока, Р. Риммершмидта, Б. Пауля в Германии; Дж. Соммаруги, К. Бугатти, А. Кампанини в Италии, и др.), неприятием геометризма («прямая линия мертва», по выражению Х.К. ван де Велде), существовала и тенденция «рационального» Модерна.
Тяготение к геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости, порой даже пуризму (ряд построек Ч.Р. Макинтоша и др.), получило теоретическое обоснование в книге «Современная архитектура» (1895 год) О. Вагнера. Идеи Вагнера получили своеобразное развитие в творчестве его учеников — Й. Хофмана и Й. Ольбриха в Австрии, М. Фабиани в Австрии и Словении, Я. Котеры в Чехии, Й. Плечника в Словении, а также О. Перре и Г. Перре во Франции, Г. Мутезиуса, А. Месселя, Г. Тессенова и П. Беренса в Германии и др.
Некоторые архитекторы начала XX века предвосхищали во многом функционализм, стремились выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд сооружений Вагнера, Беренса и др.). Важное место в Модерне занимало стилевое направление, развивавшееся в русле национального романтизма; среди его образцов — архитектура так называемого северного Модерна (Элиель Сааринен, Г. Гезеллиус, А.Э. Линдгрен, Л. Сонк в Финляндии; К. Вестман, Р. Эстберг в Швеции; М. Нюроп в Дании; Э.Э. Лехнер в Венгрии).
Основным выразительным средством в стиле Модерн является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру. В интерьерах бельгийских архитекторов изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры покрывают стены, полы и потолки, концентрируются в местах их сопряжения, объединяя архитектурные плоскости и активизируя пространство. В бесконечно текущих, чувственно-сочных линиях декора сокрыт символический смысл, в них сочетается изобразительное с отвлечённым, одухотворённое с вещным.
У мастеров венского Модерна (Й. Хофмана, Й. Ольбриха), в работах шотландских группы «Четверо» во главе с Ч.Р. Макинтошем строго геометричный орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. Несмотря на провозглашённый отказ от подражания историческим стилям, мастера Модерна использовали линейный строй японской гравюры, стилизованную орнаментику мавританского искусства (преимущественно зодчие Каталонии — А. Гауди, Л. Доменек-и-Монтанер и Дж. Пуч-и-Кадафальк), растительные узоры эгейского искусства и готики, элементы декоративных композиций барокко, рококо, ампира.
Развитие Модерна в живописи, скульптуре и сценографии во многом предопределили установки литературного символизма, тяготевшего к мифотворчеству и повлиявшего на иконографию Модерн.Среди крупнейших живописцев и скульпторов конца XIX — начала XX веков нет ни одного, творчество которого полностью вмещалось бы в рамки эстетических и типовых особенностей Модерна.
Картины и панно модерна рассматривались как элементы интерьера, его пространственной и эмоциональной организации. Поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи Модерн. Характерно часто встречающееся в ней парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых» фонов и вылепленных со скульптурной чёткостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана (Г. Климт в Австрии, Ф. Кнопф в Бельгии и др.).
Выразительность живописи достигалась сочетанием больших цветовых плоскостей (художники группы «Наби» во Франции, Э. Мунк в Норвегии), тонко нюансированной монохромией. Поэтика символизма обусловила интерес к символике линии и цвета, к темам мировой скорби, смерти, эротики, к миру тайны, сна, легенды, сказки. В разной степени с Модерн соприкасается творчество многих других живописцев символистского направления: поздний А. Бёклин, Ф. Ходлер и Ф. Валлоттон (Швейцария), М. Клингер, Ф. фон Штук (Германия), П. Гоген, А. де Тулуз-Лотрек, О. Редон и художники группы «Наби» (Франция), Г. Кини (Италия), Я. Тороп (Нидерланды), А. Галлен-Каллела (Финляндия), Я. Прейслер, С. Выспяньский, В. Войткевич, Э. Окунь (Польша), Й. Риппль- Ронаи и А. Кёрёшфой-Криш (Венгрия) и др.; некоторые из них занимались монументальной живописью в содружестве с зодчими Модерна.
В области скульптуры несомненное влияние модерна испытали О. Роден, П. Рош, А. Майоль (Франция), М. Клингер, В. Лембрук, Г. Кольбе, Г. Обрист (Германия), Ж. Минне (Бельгия), М. Россо (Италия). В искусстве витража работали Э. Грассе (Франция), А. Муха (Чехия) и др.
Динамика и текучесть формы и силуэта характерны как для скульптуры, так и для произведений декоративно-прикладного искусства модерн, уподобляющихся феноменам природы с их органиченными внутренними силами: керамические и железные изделия А. Гауди; металлические ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле и Л. Тиффани, бытовые предметы французских мастеров Р.Ф. Ларша, А. Шарпантье, Э. Грассе; ювелирные украшения и другие изделия Р. Лалика и фирмы Картье; дизайн мебели Галле, Гимара, Л. Мажореля, Ж. Хёнтшеля во Франции, также Х.К. ван де Велде, А. Гауди, Ч. Войзи, Ч.Р. Макинтоша, П. Беренса, Й. Хофмана, Ф. Брэнгвина и др.
Своеобразной реакцией на декоративизм модерна стало творчество таких значительных мастеров эпохи (испытавших в начале творческого пути влияние Л.Г. Салливена), как А. Лоз (Австрия) и один из основоположников органической архитектуры Ф.Л. Райт (США). В 1907 году в Мюнхене был основан «Немецкий Веркбунд» — объединение архитекторов, художников декоративного искусства и промышленников; оно как бы утверждало преемственность по отношению к «рациональному» Модерну зодчества и искусства Новейшего времени: в деятельности этого объединения, помимо мастеров модерна (Х.К. ван де Велде, Г. Мутезиус, Р. Риммершмидт, П. Беренс, Й. Хофман и др.), участвовали В. Гропиус, Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ.
В футуристических проектах А. Сант-Элиа и сооружениях архитектурного экспрессионизма первой половины XX века можно видеть влияние органичности форм модерна. Но по своей сути модерн является завершающей стадией «исторического» развития архитектуры, осваивавшей опыт зодчества прошлого (в отличие от пришедшей ему на смену «внеисторической» архитектуры модернизма), и его наследие отражено в «традиционной» линии архитектуры XX века — неоклассицизме, ар деко, постмодернизме и др.
В России картина развития модерна отличается многоликостью. Здесь также получили широкое распространение национально-романтические варианты модерна, его интернациональные «современные» разновидности в версиях, родственных франко-бельгийскому, шотландско-австрийскому и скандинавскому модерну, а также самобытный вариант «рационального» модерна, полностью свободный от исторических аллюзий либо отмеченный использованием элементов классицизма.
Предшественником этого направления стал кирпичный стиль, применявшийся чаще всего в утилитарном строительстве (фабрично-заводские сооружения, земские больницы и т. п.). «Рациональный» вариант модерна смыкается с одновременно развивавшимся неоклассицизмом, представленным в России в силу ряда причин много полнее, чем в древне европейских странах. Ещё одна особенность, отличающая Россию, состояла в том, что стилевые поиски были сосредоточены в первую очередь в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге.
Зарождение русского модерна связано с деятельностью мастеров Абрамцевского художественного кружка (В.М. Васнецов, А.М. Васнецов, В.А. Серов, В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова, К.А. Коровин и др.; также наиболее универсальный из мастеров этого круга — М.А. Врубель), мастерских Талашкино (Н.К. Рерих, С.В. Малютин и др.), позднее — художественные объединения «Мир искусства».
Мастера «Мира искусства», помимо одноименного журнала, организовали две выставки в Санкт-Петербурге и Москве: «Современное искусство» и «Выставка архитектуры и художественной промышленности нового стиля» (обе 1902-1903 годы).
Национально-романтическая версия модерна в зодчестве, прикладном иск-ве и живописи (монументальной и станковой) известна под названием неорусского стиля. «Рациональный» модерн и «классические» традиции проявились в деловых и конторских сооружениях, зданиях банков, доходных домов в обеих столицах. Построенный по проекту Ф.О. Шехтеля Ярославский вокзал в Москве (1902-1904 годы) — одно из ярких гражданских сооружений неорусского стиля, в то время как его интерьеры, лишённые исторической реминисценций, отличаются последовательно рациональной трактовкой форм. Спроектированные им доходные дома с равным основанием можно отнести к «рациональному» модерну и неоклассицизму, также и к «средневековому», романтическому направлению.
Среди других архитекторов модерна — работавшие в Москве Л.Н. Кекушев, И.С. Кузнецов, И.А. Иванов-Шиц, Г.И. Макаев, И.А. Фомин, английский архитектор В.Ф. Валькот; петербургского мастера Ф.И. Лидваль, Н.В. Васильев, А.Ф. Бубырь, М.С. Лялевич, Р.Ф. Мельцер. Своеобразным явлением русской архитектуры следует считать появление архитекторов, занятых преимущественно проектированием церковных зданий: И.Е. Бондаренко, В.А. Покровский, А.В. Щусев (автор проекта Марфо-Мариинской обители) и др.
Среди мастеров российского изобразительного искусства и сценографии, сближавшихся с модерном, — М.А. Врубель, художники-«мирискусники», В.Э. Борисов-Мусатов, скульпторы П.П. Трубецкой, А.С. Голубкина, модельер Н.П. Ламанова.
Дополнительная литература:
Schmalenbach F. Jugendstil. Ein Beitrag zu Theorie und Geschichte der Flächenkunst. Würzburg, 1935. Bern, 1981;
Schmutzler R. Art Nouveau – Jugendstil. Stuttg., 1962;
Hofstätter H.H. Geschichte der europäischen Jugendstilmalerei. K ̈oln, 1963;
Guerrand R.H. Art Nouveau en Europe. P., 1965;
Barilli R. Il Liberty. Mil., 1966;
Pevsner N. The sources of modern architecture and design. L., 1969;
Борисова Е.А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX – начала XX в. М., 1971;
Bossaglia R. Le mobilier Art Nouveau. P., 1972;
Hamann R., Hermand J. Stilkunst um 1900. 2. Aufl. Münch., 1975;
Турчин В.С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн // Вестник МГУ. Сер. 5. История. 1977. № 6;
Johnson D. American Art Nouveau. N. Y., 1979;
Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. М., 1979;
Ahlers-Hestermann F. Stilwende. Aufbruch der Jugend um 1900. Fr./M., 1981;
Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830–1910-х гг. 2-е изд. М., 1982;
Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX в. в России. М., 1986;
Wallis M. Jugendstil. Dresden, 1982;
Sterner G. Art Nouveau, an art of transition. Woodbury, 1982;
Levy M. Liberty style. N. Y., 1986;
Берсенева А.А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991;
Берсенева А.А. Архитектура модерна. Екатеринбург, 1992;
Calloway S. Liberty of London: masters of style & decoration. Boston, 1992;
Борисова Е.А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. 2-е изд. М., 1994;
Горюнов В.С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. СПб., 1994;
Duncan A. Art Nouveau. N. Y., 1994;
Володина Т.И. Модерн: проблемы синтеза // Художественные модели мироздания. М., 1997. Кн. 1;
Masini L.V. Art Nouveau. Firenze, 2000;
Нащокина М.В. Сто архитекторов московского модерна. М., 2000;
Нащокина М.В. Московский модерн. 2-е изд. М., 2005;
Escritt S. Art Nouveau. L., 2000;
Art Nouveau / Ed. J. Miller a. o. L.; N. Y., 2000;
Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. М., 2001;
Tschudi-Madsen S. Art Nouveau style. Mineola, 2002.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
стиль либерти или рациональный модерн в искусстве, современной архитектуре и скульптуре
Модерн – художественное направление в искусстве, скульптуре и архитектуре, распространившееся по территории европейских стран к концу 19-го века. Популярность этого движения продлилась до начала I Мировой войны. Главная характеристика стиля – избавление от четких и угловатых форм. “Природные” композиции начинают занимать главенствующие позиции. Появляются новейшие техники и способы исполнения живописных и скульптурных творений. Наблюдается интерес к прикладному искусству (одежда, посуда, элементы интерьера и прочее).
История возникновения
Этот стиль пришел на смену эклектике – направлению, характеризуемому повторением образов предыдущих исторических стилей.
Значительное влияние на возникновение модерна оказало искусство восточных стран (преимущественно Японии), а художники и зодчие того времени вдохновлялись египетским стилем.
В европейских странах модерн имел определенное название:
- Соединенные Штаты – «тиффани».
- Австрия – «сецессион».
- Германия – «югендштиль».
- Франция – «ар-нуво».
- Италия – «либерти».
Черты стиля
Модерн сочетал в себе особенности художественного характера в различных произведениях, чем в значительной степени вовлекал во все сферы жизни и деятельности человека черты прекрасного и возвышенного. Это движение подразделялось на два основных вида:
- Декоративное – во Франции, Бельгии, Германии.
- Конструктивное – в Шотландии и городах Австрии.
А в итальянских и русских городах на развитие модерна оказали традиции национального характера (например, в неорусский стиль).
Неорусский стиль – архитектурное направление в русском (московском) зодчестве (конец 19 – начало 20-го столетия). Творцы того времени широко использовали древнерусские мотивы для возрождения русской своеобразной культуры.
Стоит отметить, что стиль модерн в архитектуре, скульптуре и искусстве совместил в себе невероятное количество различных направлений и развивался под влиянием множества национальных культур и их традиций. Даже специалисты затрудняются определить границы конца эклектики и начала модерна, а также возникновения последующего стиля под названием ар-деко.
Ярчайшим примером этого всеобъемлющего и разностороннего стиля является «Удар бича» – скульптура Германа Обриста.
В Европе создаются ассоциации художественной направленности:
- 1888 г. – Выставочное общество искусств и ремесел (Великобритания).
- 1890 г. – Мир Искусства (Россия).
- 1897-99 гг. – Объединенные искусственно-ремесленные мастерские, Немецкие мастерские художественных ремесел (Германия).
- 1903 г. – Венские мастерские (Австрия).
Югендстиль в Риге
Архитектура
Архитектурный модерн (так же как и стиль Хай-Тек в архитектуре) в Европе был распространен в 1890-1910 гг. Особенностью является стремление создавать не только красивые, но и функциональные здания. Все элементы конструкции каждого строения поддавались художественной обработке (двери, лестницы, столбы и прочее).
Виктор Орта (Бельгия) был одним из первых зодчих, проектирующих здания в стиле модерн. Несущие конструкции выполнялись преимущественно из железа и напоминали фантастические формы необычных растений. Он также использовал новые строительные материалы, среди которых были стекло и железо. Все детали от дверных ручек и до лестничных перил выполнялись в одном стилевом направлении.
Модерн во Франции развивался благодаря Эктору Гимару, который спроектировал павильоны в метро Парижа. А дома в стиле модерн, сооруженные Антонио Гауди, превосходно вписывались в пейзаж. Они больше походили на чудеса природы, нежели на настоящие сооружения, созданные человеком.
Архитектура этого направления отличается своим многообразием. Строения напоминают одновременно и замки, и мавританские дворцы и корпуса заводских зданий.
С течением развития модерна начали выделяться такие направления, как:
В определенных регионах и городах модерн отличался особенными чертами, и поэтому появились термины: берлинский, московский, русский, провинциальный, венский, парижский, рижский и множество других направлений. На территории России можно наблюдать строения в «северном стиле (финском)» (в Санкт-Петербурге, Сортавале, Выборге).
По сей день существуют споры о том, являются ли вышеперечисленные направления самостоятельными стилями, или же они представляют собой разновидности модерна.
Стиль модерн возник в то время, когда появилась необходимость не только в шикарных замках и церквях, а еще и в магистралях, вокзалах, выставочных залах, аэродромах, заводах. Появляется необходимость в использовании новых строительных материалов: стекла, бетона, стали. Кроме того, наблюдаются изменения в технологиях производства кирпича, камня и древесных материалов.
В архитектуре происходит отказ от симметричности форм: появляются огромные окна в виде витрин («магазинные окна»). Получает развитие идея строительство многоэтажных зданий, проектируются окончательные варианты жилых домов в стиле модерн (на фото).
Главный офис сайта “ВКонтакте” в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте
Интерьер
Модерн в организации интерьера отличается элегантностью линий, а также разреженность форм всех элементов декора. Значительную роль в оснащении внутренней обстановки строений сыграла увлеченность японскими мотивами.
Основным материалом художников стиля модерн было стекло. Но интересные узоры можно было также наблюдать на изделиях из фарфора. Медь и бронза использовались при изготовлении светильников. Мастера модерна активно разрабатывали новые модели светильных приборов, дизайном ювелирных украшений и столового серебра. На фото представлены светильники, выполненные в стиле этого направления.
Годуин и Макинтош – наиболее известные художники, которые трудились над дизайном мебели в стиле модерн.
На работы Годуина очень повлияло искусство японской мебели – деревянные детали гарнитуров окрашивались в светлые тона (серый или белый). Мода на японские мотивы возродила ширмы, которые были особенно популярны в 18-м столетии. Мебельные гении занимались также художественной росписью. Выпускники школы Нанси придавали различным предметам мебели из черного дерева необычные орнаменты и очертания в стиле модерн. Кресла-бержеры, диваны и стулья были оснащены резными панно, имеющими гибкие формы цветков ириса или ветвей деревьев, а ножки изготавливались в виде волнообразных композиций. На фото можно видеть, как стиль модерн в интерьере идеально сочетает в себе различные материалы, отлично гармонирующие друг с другом (стекло, метал, камень, дерево, обои, роспись).
Макинтош, в свою очередь, работал над эскизами мебели, имеющей удлиненные формы. Ему принадлежит дизайн кресел-тронов, оснащенных коротенькими ножками и несоразмерно вытянутыми спинками.
Для отделки стен использовались обои с элементами росписи и шпалер. Рисунки являли собой символический характер. Особенно популярны были цветочные и растительные композиции, а также вязь. Не менее важную роль играет мозаика – ее изготавливают из керамики, стекла и прочих материалов. Мозаичными картинами украшают полы, стены и потолки.
Ведущие цвета модерна – мягкие ненавязчивые оттенки природного характера (белый, бежевый, светло-голубой, нежно-розовый, бирюзовый и т.д.)
Современные дизайнеры часто используют идеи модерна при создании интерьеров для гостиных комнат, спален и даже кухонь. На фото представлены наиболее удачные примеры в этом направлении.
Скульптура и живопись
В значительной степени на развитие стиля модерна в искусстве живописи и скульптуры повлиял символизм. Традиционные формы 19-го века сменялись новейшими течениями европейских стран. Панно и картины в стиле модерн представляли собой элементы декорирования помещений, что вносило в общую композицию новизну эмоциональной окраски. Благодаря этому основной отличительной чертой живописи стала декоративность.
На первом плане находились преимущественно лица и фигуры, выполненные с особой четкостью. Для картин также характерны «ковровые фоны» с орнаментами и сочетание условностей декоративного характера (М.А. Врубель, Г. Климт). Широта цветовых плоскостей наблюдается в работах Э. Мунка и Л.С. Бакста. Работы Бенуа и Врубеля отличаются четкими линиями и нюансами, что придавало живописи стиля модерн выразительность.
В композициях картин использовались идеи на тематику смерти, мировой скорби, а также эротизма. Значительное распространение получили работы Густава Климта, который обращался на своих полотнах к миру легенд, снов, и сказок.
Скульптурные творения эпохи модерна отличаются динамикой композиций и рельефностью форм. Наблюдается гармоничное взаимодействие хрупких и массивных линий, а также силуэтов разных размеров. На фото показаны черты модерна на примере скульптуры «Поцелуй» Огюста Родена.
Модные веяния
Дизайн женской одежды в стиле модерн относился к салонному типу. Прелестные дамы того времени – изящные, с вытянутой фигурой (готической), развивающимися длинными волосами, а также с выразительным мечтательным томным взглядом. В своем становлении и развитии модные тенденции модерна разделились на несколько этапов:
- 1898-1900 гг. – особое внимание уделялось правильно осанке. Женский наряд состоял из юбки по типу колокола (подол удлинялся). Трен на подоле отделывался оборками. Рукава-жиго расширялись к плечам.
- 1901-05 гг. – популярен S-образный силуэт (узкая талия и большая грудь). Женщины носили шляпы больших размеров, линия плеча в наряде принимает более естественные формы. Юбки обильно декорируются, а буфы на рукавах сдвигаются ближе к локтям. Талия милой прелестницы затягивалась в корсет (до 55-60 см), поэтому верх женского торса наклонен вперед. Такой силуэт носил название “голубиная грудь”. Выразительная выпуклая форма сзади создавалась за счет клеша на юбке, который прилегал к упругим бедрам. Юбки для бальных платьев имели одну особенность – вокруг элегантных туфелек они ложились веерообразно. Этот эффект достигался благодаря дополнительному трену.
- 1905-07 гг. – во время третьего периода укорачивались юбки (открывался носок туфель), а элементы декорирования исчезают почти полностью. Женский силуэт возвращается к обычному виду (вертикальному), что отражается на примерах одежды в стиле модерна. Постепенно выходят из моды корсеты, а после 1903 года покрой нарядов становится более просторным и не стесняет движений.
На смену спокойным оттенкам приходят яркие красочные цвета.
Для пошива использовали шелка – тончайший крепдешин, шифон и парча, а также тафта. Применялся тяжелый бархат, полотно, репс и велюр.
Верхняя одежда: короткие жакеты, пелерины, пальто (средней длины), мантильи, меховые манто.
Отделкой для нарядов служили: шарфы, банты, тесьма, плиссе, роспись, кружева, искусственные цветы, вышивка (золотые нити, бисер, мишура), кораллы, яркие блестки, бусы. Обувь на каблуках: сапоги на шнуровке, туфли.
Использовали также дополнительные аксессуары: шляпки-ток, элегантные тросточки, зонтики с тканевыми оборками, перчатки, муфты.
Варианты поклейки обоев, где комбинирование разных типов обоев является ключевым элементом.
Дизайн маленькой кухни с обоями вы найдете в этой статье, где предложены еще и фото.
Виды недорогой напольной плитки: https://trendsdesign.ru/materialy/plitka/nedorogaya-napolnaya-plitka.html
Секреты стиля
Выводы
Стиль модерн возник в конце 19-го столетия и пришел на смену эклектике. В отличие от предшествующего направления, модерн сочетает в себе множество различных течений искусства и не стремится в точности копировать идеи прошлых веков. В области архитектурного строения широко использовались металлические каркасы, а также видоизменялись технологии производства строительных материалов. Модерн, как ни один другой стиль, содержит в себе невероятное количество направлений, детали которых гармонично сочетаются в общей композиции. На смену ему пришел модернизм, а затем мир знакомится с минимализмом.
Читайте также про классицизм в скульптуре.
Стиль модерн в искусстве 20 века
В переводе с французского языка слово «модерн» означает «современный». В американском и европейском изобразительном искусстве это направление зародилось в период кризиса культуры конца XIX — начала XX в. Конкретизировать время зарождения нового течения не представляется возможным. Никто точно не знает, где и когда оно зародилось, когда перестало существовать и перестало ли?
Модерн представляет собой искусственно созданный художественный стиль, призванный подчеркнуть индивидуальность автора и отличающийся своей декоративностью и театральностью. В разных странах это направление получило свои названия. Например, в Испании его ласково называют модерниссимо, в Италии — либерти, в Польше — сецессией, а в Австрии — Сецессионом. Немцы именовали его молодым стилем (югендстиль), а французы — ар нуво.
Основные идеи «современного» направления
Основной идеей модерна можно считать объединение всех видов искусств. Инициаторы этого стиля считали, что только так можно спасти мир. Красота как самоцель — вот что отличает приверженцев этого направления. Причем понятие красоты здесь проявляется в сложных асимметричных переплетениях четких контурных линий и практически монохромных плоскостей. Во всех элементах композиции прослеживается единый орнаментальный стилизованный ритм, свободная планировка.
Противопоставление личности обществу, отрицание рационализма, неприятие окружающей действительности и состояние безысходности стали основой для формирования таких направлений модернизма, как авангардизм, фовизм, экспрессионизм, футуризм, дадаизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм и т. д. Все эти формы выходили за пределы традиционного понимания живописи. Модернисты возвышали изобразительное искусство над реальностью, провозглашая иррационализм. По сей день идеи модерна пользуются большим успехом у художников, эпатирующих окружающих своей неповторимой индивидуальностью и свободолюбием.
Широко известны такие художники-модернисты, как В. М. Васнецов, Н. К. Рерих, В. А. Серов, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, С. В. Малютин, П. Гоген, П, Боннар, Г. Климт, У. Моррис, М. Дени и Э. Мунк.
Творчество русских художников-модернистов
Ярчайший представитель русского изобразительного искусства этого периода — Виктор Михайлович Васнецов (1848— 1926 гг.) — знаменит своими монументально-эпическими полотнами, картинами на темы русских сказок и былин.
Свое художественное образование Васнецов получал параллельно с обучением в духовной семинарии. С 1867 по 1868 г. он учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Академическое образование получил в Петербургской академии художеств. Его наставниками и учителями стали Э. Андриоли, И. Н. Крамской, П. В. Басин, В. П. Верещагин и П. П. Чистяков.
Впервые имя Васнецова зазвучало в 1874 г., когда на выставке в Петербурге был показан целый ряд его жанровых картин, наполненных характерным пониманием и остротой выражения чаяний жителей России.
Самым знаменитым произведением Виктора Васнецова, бесспорно, является полотно «Богатыри», написанное в 1881—1898 гг. и передающее силу и крепкую уверенность русского народа. Эта картина имеет огромную художественную ценность. Декоративное оформление цветовых сочетаний, орнаментальные мотивы и прекрасное чувство формы позволили художнику придать своим произведениям поистине народный характер.
Владимирский собор в Киеве, расписанный Васнецовым в 1885—1896 гг., по сей день является памятником изобразительного искусства мирового значения.
Художник и путешественник, археолог и писатель Николай Константинович Рерих (Рерих) (1874—1947 гг.), живший во многих странах мира с 1874 по 1947 г., очень красочно и декоративно передавал природу и историю в своих прекрасных картинах, полных таинственности и мистицизма. Картины живописца отличаются контрастностью, контурным рисунком и весьма напряженной эмоциональностью.
Н. К. Рерих известен не только как художник и путешественник, но и как общественный деятель. Например, в 1954 г. по его инициативе в Гааге был заключен Международный пакт по охране культурных ценностей. Таким образом, Рерих внес огромный вклад не только в мировую сокровищницу, но и в историю развития искусства.
Следующий, не менее известный живописец этого периода — Валентин Александрович Серов (1865— 1911 гг.) — родился и вырос в интеллигентной семье. Первыми учителями этого «художника от Бога» (как его называли позднее) стали корифеи русского изобразительного искусства И. Е. Репин и П. П. Чистяков.
Произведения В. А. Серова раннего периода отличаются богатством колори та и композиционном свежестью. Впоследствии в его работах можно наблюдать гораздо больший лаконизм и «подчеркнутую остроту характеристик».
Наиболее известна одна из ранних работ Валентина Серова — «Девочка с персиками», написанная в 1887 г. На ее примере можно увидеть, как с помощью окружающего интерьера художник старается передать черты характера человека, изображаемого им на портрете. В тот период В. А. Серову было только 23 года, но звание истинного мастера он уже тогда носил по праву.
Весь творческий путь Валентина Александровича представляет собой поиск новых путей выражения художественного образа. Он создает целый ряд портретов артистов и музыкантов, писателей, художников и аристократов, пишет карикатуры на Николая И, изображает пейзажи, основной темой которых стала русская деревня.
Графические иллюстрации Серова к басням И. А. Крылова считаются высшим до стижением анималистики XIX в. В своих несколько юмористических рисунках художник очень тонко подмечает те человеческие качества, которые высмеивает в баснях Крылов.
Особое отношение у Серова к великой Петровской эпохе. В 1907 г. он написал небольшую, но очень значительную картину .«Петр Исполненная в свинцовосерых тонах, она поражает зрителей своей строгостью и динамичностью.
Еще один замечательный живописец Лев Самойлович Бакст (настоящая фамилия Розенберг) (1868 — 1924 гг.) — известен своими стилизованными античными и восточными картинами, графическими работами, и театральными декорациями. Лев Самойлович был одним из организаторов объединения художников под названием «Мир искусства», Кроме того, огромную славу ему принесла работа по созданию декораций к балетам «Клеопатра», «Шахерезада», «Карнавал» и многим другими.
Выдающимся художником конца XIX начала XX вв. по праву считается и Александр Яковлевич Головин (1863—1 1930 гг.), чье творческое наследие характеризуется декоративным богатством, тонкостью стилистики и, по словам В. Э. Мейерхольда, «чистой театральностью». Большую значимость имеют театральные портреты, пейзажи и натюрморты живописца. Он является одним из лучших оформителей спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, поставленного в Александрийском театре в 1917 г.
В театральной труппе С. П. Дягилева Головина считали одним из ведущих художников. С 1900 г. он работал в Большом театре, а вскоре стал главным декоратором императорских театров. Случилось это после того, как Головин великолепно выполнил декорации к спектаклям «Ледяной дом» и «Псковитянка».
Александр Яковлевич Головин входил в состав объединения «Мир искусства», был действительным членом Академии художеств.
Известным живописцем, графиком и портретистом по праву считается Сергей Васильевич Малютин (1859— |1937 гг.). Он создал целую галерею портретов деятелей русской культуры, иллюстрации к книгам и жанровые сцены («По этапу», 1890 г.). Самыми крупными его достижениями являются иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», поэме «Руслан и Людмила» и другим произведениям Александра Сергеевича Пушкина.
Работы зарубежных художников-модернистов
Знаменитым представителем модерна во Франции считается Пьер Боннар. Основным мотивом его декоративно лирических работ стали пейзажи и бытовые сцены.
Не менее известен и другой французский художник — Морис Дени — один из основателей группы французских живописцев «Наби». Этот представитель модерна и символизма прославился своими плоскостными стилизованными картинами и иллюстрациями.
Австрийский художник Густав Климт знаменит своими плоскостными орнаментами, пейзажами и портретами, выполненными в мозаичной манере.
Одним из основоположников модерна считается знаменитый английский художник-самоучка Уильям Моррис, критикующий существующую социальную обстановку. В своем творчестве он противопоставлял себя окружающему миру, наполненному техникой. В 1881 г. вышла его статья «Несколько кратких советов по поводу составления узоров», послужившая толчком для развития нового течения в живописи.
Уильям Моррис — Прекрасная Изольда
С 1895 г. в Лондоне начал выходить журнал Морриса «The studio», пропагандировавший театрально-декоративную стилизацию и довольно быстро завоевавший огромную популярность. Кроме того, Уильям Моррис был превосходным писателем и теоретиком, изучающим каноны искусства. Наибольшую известность имеет его поэма «Земной рай», написанная в 1870 г.
МОДЕРН • Большая российская энциклопедия
Л. Тиффани. «Образование». 1890. Витраж для Линсли-Читтенден-холла Йельского университета (Нью-Хейвен, США).
МОДЕ́РН (франц. moderne – новый, новейший, современный), стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразит. искусствах кон. 19 – нач. 20 вв. Другие названия: ар нуво и «современный стиль» (англ. modern style) в Великобритании и Франции [во Франции также «стиль метро» (style Métro), «стиль Гимара» (см. Гимар Э.), «стиль 1900», «иск-во конца века» (art fin de siècle) и др.]; «стиль Глазго» (Glasgow style) в Шотландии; югендстиль в Германии; сецессион в Австрии, Чехословакии, Польше; «стиль двадцати» (от наименования «Об-ва двадцати», созданного в 1884) и др. в Бельгии; либерти («стиль Либерти»), «цветочный стиль» (stile floreale), или «новый стиль» (stile nuovo) в Италии; «модерниста» (modernista), «модернисмо» (modernismo, каталонский М.) или «молодое иск-во» (arte joven) в Испании; «новое искусство» (nieuwe kunst) в Нидерландах; «стиль Тиффани» (см. Тиффани Л.) в США; в России закрепилось назв. «модерн».
М. возник как один из видов неоромантич. протеста против господства позитивизма и прагматизма. Эстетика М. развивала идеи символизма и эстетизма, философии жизни (Ф. Ницше). М., по мысли ряда его теоретиков (Х. К. ван де Велде, опиравшийся на социалистич. утопии У. Морриса), должен был создать вокруг человека цельную, эстетически насыщенную пространственную и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых, нетрадиц. форм и приёмов, а также совр. материалов и конструкций. Самым ярким проявлением «предмодерна» в Великобритании (и в Европе в целом) принято считать оформление англо-амер. худ. Дж. Уистлером «Павлиньей комнаты» (1877; ныне – в галерее Фрир в Вашингтоне): оно включает мн. признаки будущего стиля М. – использование плоскостных живописных панно на стенах, прерванных резными дерев. панелями прихотливого рисунка, гнутых линий контуров, сочетание графич. начала с декоративностью.
Наиболее последовательно принципы М. осуществились в сфере создания богатых индивидуальных жилищ. Так, мастера круга У. Морриса обновили тип индивидуального жилого дома (архитекторы Ч. Войзи, У. Р. Летаби, Ч. Р. Эшби, М. Х. Б. Скотт и др.), ориентированного на традиции нар. зодчества Англии. Но в духе М., стремившегося стать универсальным стилем своего времени, строились и многочисл. деловые, пром. и торговые здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома, рестораны и т. д. М. пытался преодолеть характерное для культуры 19 в. противоречие между художественным и утилитарным началом, придать эстетич. смысл новым функциям и конструктивным системам, приобщить к иск-ву все сферы жизни и сделать человека частицей худож. целого.
М. противопоставил эклектизму 19 в. единство, органичность и свободу развития стилизованной, обобщённой, ритмически организованной формы, назначение которой – одухотворить материально-вещную среду, выразить тревожный, напряжённый дух переломной эпохи. Период становления М. – рубеж 19–20 вв. – отмечен нац.-романтич. увлечениями, интересом к ср.-век. и нар. искусству. Для этого этапа характерно возникновение худож.-ремесленных объединений, часто противопоставлявших себя индустриальному произ-ву: «Искусства и ремёсла» в Великобритании, «Объединённые худож.-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские худож. ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, и др.
Ж. Шере. Афиша «Palais de Glace» на Елисейских Полях в Париже. 1896.
Для М. характерны черты интернационального стиля, основанного на применении принципиально новых худож. форм, взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм иск-ва, а также отсутствие эволюции. Орнамент М., во всех видах иск-ва структурно организующий плоскость, и своеобразный ритм его гибких линий прежде всего сложились в графике, что способствовало быстрому распространению М. в 1890-х гг. Значит. роль сыграла прежде всего печатная графика (наиболее демократическая): театральные афиши и программы (Ж. Шере, Э. Грассе, чеш. худ. А. Муха, А. де Тулуз-Лотрек во Франции; Х. К. ван де Велде в Бельгии; У. Брэдли в США, и др.), рекламные плакаты (Я. Тороп в Нидерландах, Муха и др.), календари, книжные и журнальные иллюстрации [художники берлинских журналов «Pan» и «Die Insel» (Г. Фогелер и др.), мюнхенских журналов «Jugend» и «Simplicissimus» (О. Экман, Ю. Диц, Т. Т. Хейне, О. Гульбрансон, Б. Пауль), парижского ж. «La Revue Blanche» (преим. мастера группы «Наби»), лондонских журналов «Hobby Horse» (А. Макмердо, С. Имейдж), «The Savoy», «The Yellow Book» и «The Studio» (О. Бёрдсли и др.), венского ж. «Ver Sacrum»]; станковые графич. произведения Т. Стейнлена, Ф. Брэнгвина и др.
Фасад фотоателье «Эльвира» на Фон-дер-Танн-штрасе в Мюнхене. 1897–98. Архитектор и дизайнер А. Эндель. Скульптурный рельеф уничтожен в 1937, здание разрушено в 1944.
Р. Ф. Ларш. Настольная лампа «Лой Фуллер». Бронза, позолота. Ок. 1900. Баварский национальный музей (Мюнхен).
В противоположность эклектизму с его интересом к достоверности воспроизведения отд. деталей историч. и нац. стилей, М. стремился возродить дух стилевого единства всех составляющих худож. организма, общность и взаимовлияние всех видов искусства. Это предопределило появление нового типа художника – универсала, соединившего в одном лице архитектора, графика, живописца, проектировщика бытовых вещей (дизайнера) и часто теоретика. Идея синтетического, цельного произведения иск-ва (Gesamtkunstwerk) ярче всего воплощена в архитектуре интерьеров, лучшие образцы которых отличаются ритмической согласованностью линий и тонов, единством деталей декора и обстановки (обои, мебель, лепнина, панели, арматура светильников), целостностью однородного перетекающего пространства, усложнённого и расширенного зеркалами, многочисл. дверными и оконными проёмами, живописными панно или витражами. В 1895 Х. К. ван де Велде создал проект отделки парижской галереи С. Бинга «Ар нуво», назв. которой (уже использованное в бельг. ж. «L’Art Moderne» в 1880-е гг.) стало одним из наименований нового стиля; для его творчества характерны осознание первостепенной значимости архитектуры, подчиняющей себе др. искусства, и ориентация на наследие ср.-век. и нар. иск-ва. Влиянием идей Э. Виолле-ле-Дюка, апологета готики, отмечено творчество ряда крупнейших мастеров М. в разных странах – В. Ортa, ван де Велде, Э. Гимара, А. Гауди, Х. П. Берлаге.
Фото В. М. Паппе Кайзер-павильон на станции Хитцинг Венской железной дороги. 1894–1901. Архитектор О. Вагнер.
Центральный вокзал в Хельсинки. 1904–14. Архитектор Элиель Сааринен.
Архитектура М. в поисках единства конструктивного и художественного начал вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в т. ч. новые, строит. и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст). Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы М. восставали против симметрии и регулярных норм градостроительства. Богатейшие возможности формообразования, предоставленные новой техникой, они использовали для создания подчёркнуто индивидуализированного образного строя; здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление. Наряду со стремлением к необычным живописным эффектам, динамикой и текучей пластичностью масс, уподоблением архит. форм органич. природным явлениям (работы А. Гауди, В. Орта, Э. Гимара; А. Энделя, Б. Панкока, Р. Риммершмидта, Б. Пауля в Германии; Дж. Соммаруги, К. Бугатти, А. Кампанини в Италии, и др.), неприятием геометризма («прямая линия мертва», по выражению Х. К. ван де Велде), существовала и тенденция «рационального» М. Тяготение к геометрич. правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости, порой даже пуризму (ряд построек Ч. Р. Макинтоша и др.), получило теоретич. обоснование в кн. «Современная архитектура» (1895) О. Вагнера. Идеи Вагнера получили своеобразное развитие в творчестве его учеников – Й. Хофмана и Й. Ольбриха в Австрии, М. Фабиани в Австрии и Словении, Я. Котеры в Чехии, Й. Плечника в Словении, а также О. Перре и Г. Перре во Франции, Г. Мутезиуса, А. Месселя, Г. Тессенова и П. Беренса в Германии и др. Некоторые архитекторы нач. 20 в. предвосхищали во многом функционализм, стремились выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд сооружений Вагнера, Беренса и др.). Важное место в М. занимало стилевое направление, развивавшееся в русле нац. романтизма; среди его образцов – архитектура т. н. северного М. (Элиель Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Э. Линдгрен, Л. Сонк в Финляндии; К. Вестман, Р. Эстберг в Швеции; М. Нюроп в Дании; Э. Э. Лехнер в Венгрии).
Осн. выразит. средством в стиле М. является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиц. структуру. В интерьерах бельг. архитекторов изящные линейные плетения, подвижные растит. узоры покрывают стены, полы и потолки, концентрируются в местах их сопряжения, объединяя архит. плоскости и активизируя пространство. В бесконечно текущих, чувственно-сочных линиях декора сокрыт символич. смысл, в них сочетается изобразительное с отвлечённым, одухотворённое с вещным. У мастеров венского М. (Й. Хофмана, Й. Ольбриха), в работах шотл. группы «Четверо» во главе с Ч. Р. Макинтошем строго геометричный орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. Несмотря на провозглашённый отказ от подражания историческим стилям, мастера М. использовали линейный строй япон. гравюры, стилизованную орнаментику мавританского иск-ва (преим. зодчие Каталонии – А. Гауди, Л. Доменек-и-Монтанер и Дж. Пуч-и-Кадафальк), растит. узоры эгейского иск-ва и готики, элементы декоративных композиций барокко, рококо, ампира.
Развитие М. в живописи, скульптуре и сценографии во многом предопределили установки лит. символизма, тяготевшего к мифотворчеству и повлиявшего на иконографию М. Среди крупнейших живописцев и скульпторов кон. 19 – нач. 20 вв. нет ни одного, творчество которого полностью вмещалось бы в рамки эстетич. и типовых особенностей М. Картины и панно М. рассматривались как элементы интерьера, его пространственной и эмоциональной организации. Поэтому декоративность стала одним из гл. качеств живописи М. Характерно часто встречающееся в ней парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых» фонов и вылепленных со скульптурной чёткостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана (Г. Климт в Австрии, Ф. Кнопф в Бельгии и др.). Выразительность живописи достигалась сочетанием больших цветовых плоскостей (художники группы «Наби» во Франции, Э. Мунк в Норвегии), тонко нюансированной монохромией. Поэтика символизма обусловила интерес к символике линии и цвета, к темам мировой скорби, смерти, эротики, к миру тайны, сна, легенды, сказки. В разной степени с М. соприкасается творчество мн. других живописцев символистского направления: поздний А. Бёклин, Ф. Ходлер и Ф. Валлоттон (Швейцария), М. Клингер, Ф. фон Штук (Германия), П. Гоген, А. де Тулуз-Лотрек, О. Редон и художники группы «Наби» (Франция), Г. Кини (Италия), Я. Тороп (Нидерланды), А. Галлен-Каллела (Финляндия), Я. Прейслер, С. Выспяньский, В. Войткевич, Э. Окунь (Польша), Й. Риппль-Ронаи и А. Кёрёшфой-Криш (Венгрия) и др.; некоторые из них занимались монументальной живописью в содружестве с зодчими М. В области скульптуры несомненное влияние М. испытали О. Роден, П. Рош, А. Майоль (Франция), М. Клингер, В. Лембрук, Г. Кольбе, Г. Обрист (Германия), Ж. Минне (Бельгия), М. Россо (Италия). В иск-ве витража работали Э. Грассе (Франция), А. Муха (Чехия) и др.
Динамика и текучесть формы и силуэта характерны как для скульптуры, так и для произведений декоративно-прикладного иск-ва М., уподобляющихся феноменам природы с их органич. внутр. силами: керамич. и железные изделия А. Гауди; металлич. ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле и Л. Тиффани, бытовые предметы франц. мастеров Р. Ф. Ларша, А. Шарпантье, Э. Грассе; ювелирные украшения и др. изделия Р. Лалика и фирмы Картье; дизайн мебели Галле, Гимара, Л. Мажореля, Ж. Хёнтшеля во Франции, также Х. К. ван де Велде, А. Гауди, Ч. Войзи, Ч. Р. Макинтоша, П. Беренса, Й. Хофмана, Ф. Брэнгвина и др.
Своеобразной реакцией на декоративизм М. стало творчество таких значит. мастеров эпохи (испытавших в начале творч. пути влияние Л. Г. Салливена), как А. Лоз (Австрия) и один из основоположников органической архитектуры Ф. Л. Райт (США). В 1907 в Мюнхене был основан «Немецкий Веркбунд» – объединение архитекторов, художников декоративного иск-ва и промышленников; оно как бы утверждало преемственность по отношению к «рациональному» М. зодчества и иск-ва Новейшего времени: в деятельности этого объединения, помимо мастеров М. (Х. К. ван де Велде, Г. Мутезиус, Р. Риммершмидт, П. Беренс, Й. Хофман и др.), участвовали В. Гропиус, Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ. В футуристич. проектах А. Сант-Элиа и сооружениях архит. экспрессионизма 1-й пол. 20 в. можно видеть влияние органичности форм М. Но по своей сути М. является завершающей стадией «исторического» развития архитектуры, осваивавшей опыт зодчества прошлого (в отличие от пришедшей ему на смену «внеисторической» архитектуры модернизма), и его наследие отражено в «традиционной» линии архитектуры 20 в. – неоклассицизме, ар деко, постмодернизме и др.
Фото Д. В. Соловьёва Вестибюль Витебского вокзала в С.-Петербурге. 1904. Архитектор С. А. Брожовский.
В России картина развития М. отличается многоликостью. Здесь также получили широкое распространение нац.-романтич. варианты М., его интернациональные «современные» разновидности в версиях, родственных франко-бельг., шотландско-австр. и скандинавскому М., а также самобытный вариант «рационального» М., полностью свободный от историч. аллюзий либо отмеченный использованием элементов классицизма. Предшественником этого направления стал кирпичный стиль, применявшийся чаще всего в утилитарном строительстве (фабрично-заводские сооружения, земские больницы и т. п.). «Рациональный» вариант М. смыкается с одновременно развивавшимся неоклассицизмом, представленным в России в силу ряда причин много полнее, чем в др. европ. странах. Ещё одна особенность, отличающая Россию, состояла в том, что стилевые поиски были сосредоточены в первую очередь в двух столицах – Москве и С.-Петербурге.
М. А. Врубель. Панно «Венеция». 1893. Русский музей (С.-Петербург).
Фото Д. В. Соловьёва Лестница холла в особняке С. П. Рябушинского на Малой Никитской улице в Москве. 1900–03. Архитектор Ф. О. Шехтель.
Зарождение рус. М. связано с деятельностью мастеров Абрамцевского художественного кружка (В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, В. А. Серов, В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова, К. А. Коровин и др.; также наиболее универсальный из мастеров этого круга – М. А. Врубель), мастерских Талашкино (Н. К. Рерих, С. В. Малютин и др.), позднее – худож. объединения «Мир искусства». Мастера «Мира искусства», помимо одноим. журнала, организовали две выставки в С.-Петербурге и Москве: «Современное иск-во» и «Выставка архитектуры и худож. пром-сти нового стиля» (обе 1902–1903). Национально-романтич. версия М. в зодчестве, прикладном иск-ве и живописи (монументальной и станковой) известна под назв. неорусского стиля. «Рациональный» М. и «классические» традиции проявились в деловых и конторских сооружениях, зданиях банков, доходных домов в обеих столицах. Построенный по проекту Ф. О. Шехтеля Ярославский вокзал в Москве (1902–1904) – одно из ярких гражд. сооружений неорусского стиля, в то время как его интерьеры, лишённые историч. реминисценций, отличаются последовательно рациональной трактовкой форм. Спроектированные им доходные дома с равным основанием можно отнести к «рациональному» М. и неоклассицизму, также и к «средневековому», романтич. направлению. Среди др. архитекторов М. – работавшие в Москве Л. Н. Кекушев, И. С. Кузнецов, И. А. Иванов-Шиц, Г. И. Макаев, И. А. Фомин, англ. арх. В. Ф. Валькот; петерб. мастера Ф. И. Лидваль, Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь, М. С. Лялевич, Р. Ф. Мельцер. Своеобразным явлением рус. архитектуры следует считать появление архитекторов, занятых преим. проектированием церковных зданий: И. Е. Бондаренко, В. А. Покровский, А. В. Щусев (автор проекта Марфо-Мариинской обители) и др.
Среди мастеров рос. изобразит. иск-ва и сценографии, сближавшихся с М., – М. А. Врубель, художники-«мирискусники», В. Э. Борисов-Мусатов, скульпторы П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина, модельер Н. П. Ламанова.
Модерн — это… Что такое Модерн?
Моде́рн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
Общая характеристика
В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей.
В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис (1834—1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.
Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.
Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста (англ.)русск. «Удар бича».
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.
В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.
Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 значение модерна стало угасать.
Архитектура в стиле модерн
Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гима́р, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.
Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антони Гауди́. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
Чугунное литьё
Модерн в изобразительном искусстве
Художники
Скульпторы
Интерьер в стиле модерн
Дизайн мебели и предметов интерьера
- Мажорель, Луи (Louis Majorelle), Галле, Эмиль (Emile Galle), Эмиль Андре (Emile André), Эжен Валлен (Eugène Vallin), Камил Готье (Camille Gauthier), Жак Грубер (Jacques Gruber) — Франция;
- Рихард Римершмид (Richard Riemerschmid) — Германия;
- Гюстав Бови (Gustave Serrurier-Bovy), Хенри Ван де Вельде (Henry Van de Velde) — Бельгия;
- Тонет (Thonet), Коломан Мозер (Koloman Moser) — Австрия;
- Франтишек Билек (Frantisec Bilek) — Чехия;
- И. А. Фомин — Россия.
Прикладное и станковое искусство
Ваза мастерской братьев Дом, Школа Нанси, ок. 1900 годаХудожественное стекло
Посуда, керамика
- Тед Сикорский (Tade Sikorski & Zsolnay Vilmos (ZSOLNAY ART POTTERY) — Венгрия;
- Огюст Делаэрш (Auguste Delaherche), Клеман Массье (Clement Massier), Александр Биго (Alexandre Bigot) — Франция;
- Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin (Королевская фарфоровая мануфактура, Берлин, Германия)
- VILLEROY & BOCH — Германия.
Витражные конструкции
Ювелирное дело, металл, гравировка
Книжное дело
Афиши, литографии, рекламный плакат
Книжная иллюстрация и графика
См. также
Литература
- Берсенева А. Архитектура модерна. Екатеринбург, 1992
- Берсенева А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991
- Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М., 1990
- Володина Т. Модерн: Проблемы синтеза. «Вопросы искусствознания» 2-3/94, М., 1994
- Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. М., 1992
- Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1т., 1993.
- Кириченко Е. И. Проблемы развития русской архитектуры середины XIX — начала XX вв. М., 1989
- Колотило М. Н. Женский костюм эпохи модерна в России. СПб.1999
- Крастиньш Я. А. Стиль модерн в архитектуре Риги. М., 1988.
- Миллер, Джудит. Путеводитель коллекционера. Модерн. АСТ, 2005 ISBN 5-17-028689-9
- Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. — М.: Жираф, 1998. — 315 с. — 500 экз. — ISBN 5-89832-006-7
- Нащокина М. В. Московский модерн. М., изд. Жираф, 2005 ISBN 5-89832-042-3
- Нащокина М. В. Московский модерн. Проблема западноевропейских влияний. М., 1999
- Нащокина М. В. Сто архитекторов московского модерна. М., 2000
- Неизвестный Фаберже… Каталог. М., 2003 ISBN 5-901772-08-3
- Николаева С. И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. М., Издательство «Директмедиа Паблишинг», КноРус, 2003.
- Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. Галарт, 2001
- Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980
- Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX-начала XX века. М., 1984
- Фар-Беккер, Г. Искусство модерна. Konemann, 2004 ISBN 3-8331-1250-6
- Харди У. Путеводитель по стилю ар нуво. Радуга, 2008 ISBN 978-5-05-006996-2, 1-85627-832-8
- Эстетика Морриса и современность. Под ред. В. П. Шестакова. М., 1987