Создание безбарьерной среды для детей инвалидов в школах – Статья (2 класс): Статья «Создание универсальной безбарьерной среды для детей-инвалидов и обучающихся с ограничееными возможностямиздоровья в рамках реализации государственной программы «Доступная среда»в МБОУ «Алтайская СОШ №2″»

Содержание

Безбарьерная среда для людей с ограниченными возможностями передвижения

Среда обитания является совокупностью условий и элементов, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Одни из них могут быть безразличными, без других невозможно существовать, а третьи способны оказывать отрицательное влияние. Поэтому сложно жить в современном обществе людям, имеющим ограниченные возможности передвижения. Особенно если не создана оптимальная безбарьерная среда. Рассмотрим более подробно.

Что это такое

В современном обществе, в котором должны существовать равные возможности для всех пользователей, важнейшими показателями качества являются комфортность их жизнедеятельности. Поэтому создание безбарьерной среды — одно из базовых направлений социальной политики любого демократического государства. Речь идет, естественно, и о России.

безбарьерная среда

Понятие «безбарьерная среда» содержится в ряде законодательных актов РФ, в которых оно по-разному толкуется. Если обобщить существующие определения, то можно сделать следующие выводы.

В современном российском обществе создаются условия для всех категорий граждан, в том числе, для инвалидов. Безбарьерная среда состоит из таких элементов окружающей среды, которые обеспечивают свободное передвижение и использование их людьми с различными видами нарушений (физических, сенсорных или интеллектуальных). Функционирование в таких условиях позволяет гражданам с особыми возможностями здоровья вести независимую ни от кого или чего-то жизнедеятельность. Следовательно, доступная среда для инвалидов — это привычная среда, которая дооборудована с учетом их потребностей.

Социальная политика России. Программа «Безбарьерная среда»

В рамках международных договоренностей и национального законодательства осуществляются определенные действия, направленные на реализацию поставленных в программе задач. Активно создаются условия, направленные на то, чтобы инвалиды имели возможность полностью развивать свои способности, заниматься спортом и максимально интегрироваться в общество.

организация безбарьерной среды

Базовый критерий оценки социальной политики — это наличие доступности для таких граждан физической среды. Речь идет о возможности пользоваться жильем, транспортом и каналами информации; получить образование и работу.

формирование безбарьерной среды

До недавнего времени в российской практике градостроительства организации всех видов обслуживания не учитывали особые потребности инвалидов. В настоящее время ситуация кардинально изменилась, существует ряд постановлений.

Формирование безбарьерной среды — важная задача, которой уделяется внимание при проектировании строительства, реконструкции и капитальном ремонте. В результате сметная стоимость увеличивается в пределах 6%. Обычно это значительная сумма. Но данные расходы только на первый взгляд кажутся чрезмерными. Рассмотрим основные плюсы.

Экономический эффект создания безбарьерной среды

Формирование доступных условий для жизнедеятельности инвалидов имеет значительный экономический результат.

Во-первых, организация безбарьерной среды постепенно снижает необходимость в стационарных учреждениях интернатного типа, сокращаются расходы на их строительство и содержание. Это одно из основных достижений программы.

Во-вторых, появляются новые налогоплательщики. Многие работоспособные инвалиды способны устроиться на работу. Это же в ситуации демографической «ямы» и при наличии нехватки трудовых ресурсов во многих регионах решает большое количество проблем.

В-третьих, имеется возможность устроить судьбу некоторых граждан с особыми возможностями здоровья, которые способны самостоятельно передвигаться и не зависеть ни от кого.

доступная среда для инвалидов

Как показывает статистика, в результате имеющиеся расходы государства окупаются в течение пяти-десяти лет.

В настоящее время в большинстве городов России уже создается безбарьерная среда. Москва в этом списке занимает лидирующие позиции.

«Маломобильные» группы населения, имеющие инвалидность

Категории граждан, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются разными видами физических и иных ограничений. Естественно, безбарьерная среда для них должна удовлетворять специфические потребности их жизнедеятельности.

Но это требование можно отнести и к иным категориям граждан, которые не отличаются теми или иными физическими ограничениями. Создание определенных условий сделает их жизнь более удобной.

программа безбарьерная среда

Если опираться на нормативные документы РФ, то «маломобильные» группы населения это:

  • инвалиды, имеющие поражения опорно-двигательного аппарата;
  • инвалиды, имеющие нарушения слуха и зрения.

Маломобильные группы населения, не имеющие инвалидности

  • лица от 60 лет;
  • временно нетрудоспособные по тем или иным причинам;
  • женщины «в положении»;
  • люди, которые везут детские коляски;
  • дошкольники.

Влияние создания безбарьерной среды для всех социальных групп

Создание удобных условий жизнедеятельности способно повлиять на качество жизни всех граждан, даже не имеющих физические ограничения.

Плавный спуск, съезд и установленный пандус сможет помочь не только инвалидам. Другим гражданам более удобно подняться или спуститься по наклонной поверхности.

Поручни также необходимы пожилым, женщинам «в положении», детям и людям с ожирением. Даже очень мобильные люди, не имеющие физических ограничений, в плохую погоду или гололед предпочтут воспользоваться теми лестницами, которые оборудованы перилами.

Контрастные маячки, которые необходимы людям с ограниченными возможностями зрения, помогут другим людям свободно ориентироваться, а звуковыми сигналами, созданными на перешеходных переходах для слабослышащих, пользовался каждый.

Безбарьерная среда в школе

Благодаря государственной программе «Безбарьерная среда», у каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, есть шанс посещать образовательное учреждение. В настоящее время в каждом районе России существует хотя бы одна оборудованная школа.

Основные изменения для создания особой среды в общеобразовательном учреждении должны осуществляться по следующим направлениям.

Во-первых, для передвижения инвалидов необходимо оборудовать крыльцо и построить пандусы, установить складные платформы и расширить дверные проемы. Это позволит данной категории граждан чувствовать себя уверенно и безопасно.

создание безбарьерной среды

Во-вторых, для ориентации детей с нарушениями зрения необходимо осуществить покраску контрастным цветом крайних ступеней лестниц. Для данной категории рекомендуется установить особые световые маячки, которые помогут данным учащимся свободно передвигаться по образовательному учреждению.

В-третьих, для реабилитации детей в школах создают кабинеты здоровья и мультисенсорные комнаты, в которых проходят занятия со специалистами.

В-четвертых, кабинеты должны быть оборудованы современным оборудованием и специальной мебелью. Это поможет усовершенствовать процесс обучения.

В-пятых, для лиц с ограниченными возможностями передвижения современные информационные технологии — это настоящее «окно» во внешний мир. Поэтому школы должны быть полностью укомплектованы всем необходимым.

Для детей, имеющих ограниченные возможности, необходимо создавать безбарьерную среду. Благодаря этому они смогут реализовать свой потенциал.

Выводы

Для полноценной жизни маломобильных людей требуется значительно изменить современную инфраструктуру.

безбарьерная среда москва

Благодаря формируемой в последние годы государственной системе мер, постепенно создается безбарьерная доступная среда для инвалидов. Это достигается за счет производства специальных техсредств, индивидуального и общественного транспорта, информатики и связи.

Значительное внимание уделяется реконструкции образовательных учреждений. Это позволит детям-инвалидам обучаться вместе со своими одноклассниками.

7. Безбарьерная образовательная среда, условия ее обеспечения.

Безбарьерная среда комплекс мер для обеспечения доступ­ности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества. Безбарьерная образовательная среда — доступная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться. Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.

Условия обеспечения безбарьерной образовательной среды. Для оптимального обеспечения учебного процесса д.б. создана безбарьерная среда как внутри здания, так и на прилегающей к нему территории: оборудование входных путей, путей перемещения внутри здания, создание комплексной информационной системы для ориентации и навигации в пространстве здания, оборудование санитарно-гигиенических помещений. Методика обучения в лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации, создание комфортного психологического климата в коллективе. Должна быть обеспечена специальная материально – техническая база для детей с разными нарушениями (специальные пособия, оборудование). Должно быть обеспечено психолого – педагогическое сопровождение детей с нарушениями. Должна быть создана адаптированная коррекционно-развивающая среда обучения.

8. Понятие толерантности, виды толерантности и способы оценки уровня развития толерантности.

Толерантность — означает терпимость, которую человек выражает по отношению к поведению другого человека, его образу жизни, вере, ценностям, идеям. Толерантность призывает спокойно воспринимать любое действие, несовпадающее с нашими правилами, идеями и верой. Её можно сравнить с милосердием и снисхождением, так как некоторые составляющие этих терминов соприкасаются и имеют одно значение. Все виды толерантности по предмету проявления имеют два аспекта – поведенческий (деятельностный) и коммуникативный. В этом плане можно говорить о коммуникативной толерантности, – которая проявляется в общении — и поведенческой толерантности — в деятельности. Виды толерантности. Естественная (натуральная). Свойственна позиции маленького ребенка, не способного противопоставлять собственный жизненный опыт, свою личность, свое «Я» окружающей действительности. Природная любознательность, наивность и безграничное доверие к людям с одной стороны позволяет поддерживать видимость хороших и благожелательных отношений со стороны окружающих, с другой стороны способствует полному подавлению собственных желаний и качеств характера.

Нравственная. Наиболее зрелая позиция по отношению к окружающим. Позволяет сохранить свой внутренний мир и свое «я», не осуждая и не пытаясь переделать окружающих в полном соответствии своего представления о степени «нормальности».Моральная. Этот вид толерантности характерен состоявшимся людям, привыкшим сдерживать свои эмоции, подавляя свое неприятие внутри.То есть проявление терпимости и доброжелательности только внешнее, показное, обусловленное воспитанием «держать свои мысли при себе» и расчетливостью («я вас вынужден терпеть, но…»).Этническая. Определяет способность человека продолжительно проявлять терпимость в общении и вынужденном совместном проживании к чужеродным и неприятным для него проявлениям незнакомой этнической культуры, образу жизни, чувствам, религиозным обрядам. В определении и анализе степени (уровня) терпимости человека к окружающим в психологии существует термин коммуникативной толерантности.
Для характеристики личности человека анализируются следующие ее подвиды. Ситуативная:
отношение исследуемого к конкретным людям, к примеру, по фразам «он меня бесит» (низкий уровень), «я не всегда его понимаю» (средний уровень) или «с ним легко и просто» (высокий уровень). Типологическая: отношение исследуемого к определенной категории, типу людей (по национальному признаку, политических взглядов, этнической принадлежности и т.д.). Профессиональная: отношение исследуемого к пациентам, клиентам, сотрудникам и другим людям, с которыми он вынужден поддерживать связи в силу своей профессиональной деятельности. Общая: суммарная коммуникативная толерантность на основе предыдущих критериев. Способы оценки уровня развития толерантности.1.
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко).
Оценивается уровень взаимодействия между другими людьми (предлагаются разного рода ситуации). Максимальное число баллов свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, а ноль баллов — свидетельство терпимости ко всем типам партнеров во всех ситуациях. 2.Тест «Насколько вы терпимы?» (О. И. Тушканова). По результатам можно попасть в одну из трех групп: проходивший тест непреклонен и упрям; способен твердо отстаивать свои убеждения; твердость убеждений сочетается с гибкостью ума. 3.«Шкала ксенофобии» (модификация шкалы Богардуса). Ксенофобия — это болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами, ненависть, нетерпимость к чему-либо чужому, незнакомому, иностранному. Определяется уровень ксенофобии.

9. Понятия «интеллектуальная недостаточность» (в образовании), «умственная отсталость» (в медицине).

Олигофренопсихология – отрасль специальной психологии, изучающая закономерности психического развития и психологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью.В истории изучения людей с физическими и умственными нарушениями «слабоумные» люди были одним из первых объектов для описания и анализа, для определения возможностей социальной помощи, их обучения и воспитания. Это связано с тем, что отклонения в развитии и поведении этих людей слишком явные, они бросаются в глаза, эти люди ограничены в возможностях обслуживать себя и заботиться о себе, в социальной адаптации, в труде. В дальнейшем в науке и практике вместо терминов «слабоумие», «слабоумный» начали использовать термин «умственная отсталость». В настоящее время понятие умственной отсталости используется в медицине, а в педагогике и психологии, признано целесообразным использование термина «интеллектуальная недостаточность».Под умственной отсталостью

понимают состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется проявляющейся в период созревания недостаточностью способностей, определяющих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может наблюдаться в сочетании с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без подобного сочетания. Вместе с тем лица с умственной отсталостью могут страдать любыми без исключения психическими расстройствами. Подходы к диагностике умственной отсталости.Психометрический. Оценка умственной отсталости производится на основании измерения коэффициента интеллекта (IQ). Нормальный IQ – 90 и выше. Интеллектуальная недостаточность (ИН) – IQ 70 и ниже. Дети с ЗПР – IQ 70-90. Подход Американской научной школы диагностики умственной отсталости. Используют понятие адаптивного поведения — эффективность, с которой индивид приспосабливается к естественным и социальным требованиям окружающего мира, что проявляется в степени его самостоятельности и соответствия требованиям личной и социальной ответственности.
При ИН у человека наблюдается недостаточность адаптивного поведения и адаптивных навыков
. 10 областей адаптивных навыков: коммуникация, самообслуживание, возможность жить в домашних условиях, социальные навыки, умение жить в микросреде, самонаправленность личность (умение делать выбор, планировать свои действия и т.п.), здоровье и безопасность, функциональная успеваемость (обучение), проведение досуга, работа. Умственную отсталость подразделяют на следующие виды: – умственная отсталость как результат врожденных или рано приобретенных поражений головного мозга, то есть умственная отсталость при олигофрении; – умственная отсталость как результат приобретенных поражений головного мозга после периода нормального развития ребенка, то есть умственная отсталость при деменции; – умственная отсталость как результат депривации, или педагогической запущенности ребенка, а также его развития вне условий человеческого общества.

Статья на тему: Статья «Безбарьерная среда для детей-инвалидов в Губернском профессиональном колледже»

БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

В  ГАОУ СПО МО «ГУБЕРНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Александр Иванович Лысиков, директор ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г.Серпухов

Анна Петровна Шибаева, заведующая методическим кабинетом   ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г. Серпухов

Вера Васильевна Михайлина, методист ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г.Серпухов

          В Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»  сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации системы образования является обеспечение доступности качественного образования, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики.  Большое значение имеет создание необходимых условий, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в обществе. 

Термин безбарьерная среда в большинстве случаев употребляется при упоминании о людях с ограниченными физическими возможностями использующих инвалидные коляски. Безбарьерная среда подразумевает наличие пандусов и тротуаров с хорошим ровным покрытием, достаточно широких дверей и других элементов внешней среды, облегчающих передвижение маломобильных групп населения. Но инвалиды-колясочники — это только часть населения, которому наличие  безбарьерной среды позволит свободно передвигаться по городу и посещать магазины, учреждения, заведения и другие объекты. Ведь к маломобильным группам населения, кроме лиц с ограниченными физическими возможностями, согласно законодательству, также относятся: временно нетрудоспособные, пешеходы с детскими колясками, беременные женщины и т.п. К этой же категории относятся люди преклонного возраста и дети, мобильность и координация движения которых ограничены вследствие возрастных особенностей. Для всех их наличие безбарьерной среды является фактором, существенно влияющим на качество жизни. Согласно мировым статистическим данным в любой момент пользователями элементов безбарьерной среды является от четверти до трети населения. А если проследить более пристально, то каждый человек в разные периоды своей жизни использует эти элементы, если конечно они созданы, ведь они существенно улучшают качество жизни. Если рассмотреть, как и когда человек использует элементы безбарьерной среды, то получается следующая картина: только появившись на свет, маленький человек путешествует по миру в детской коляске. А наличие бордюров и лестниц это не только причина, мешающая спокойно спать во время прогулки, но и опасность получить травму при съезде с высокой бровки или лестницы. Поэтому создание безбарьерной среды является важным фактором улучшения качества жизни для тех, кто испытывает проблемы с передвижением, фактором сбережения здоровья и конкурентным преимуществом для различных заведений.

     Сегодня на государственном уровне предпринимаются серьезные меры по повышению доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.  Целевая программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» предусматривает их права на работу, медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни. Доступная среда — это физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с учётом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая таким людям вести независимый образ жизни. Дети с

ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.

        В основе формирования безбарьерной среды лежит идея интеграции людей с ограниченными возможностями в общество, создание условий, при которых они не чувствовали бы себя в изоляции. Но как можно чувствовать себя равноправным членом общества, если не имеешь доступа к объектам инфраструктуры, социальным, общественным и производственным зданиям, если не имеешь возможности пользоваться общественным транспортом, местами досуга и отдыха. Ведь для инвалида, особенно колясочника, даже в ближайший магазин сходить проблема, решить которую в одиночку не под силу. Барьеры подстерегают его сразу за порогом квартиры – крутая лестница, узкие двери лифта, отсутствие пандусов на выходе из подъезда….

       «Безбарьерная среда» — понятие комплексное, и не только техническое, но и нравственное, и правовое. И государство, уважающее права своих граждан, обязано обеспечить маломобильным людям возможность участвовать во всех сферах жизни — общественной, производственной, творческой, спортивной, получить достойное образование и квалифицированную работу, пользоваться благами культуры, искусства. Словом, вести полноценную цивилизованную жизнь.  Нет нужды объяснять, насколько важно и нужно человеку образование в современных условиях жизни. Не может остаться без возможности получить его и гражданин с ограниченными физическими возможностями. Тем более, что современная педагогическая и социальная система предусматривает немало форм обучения детей, имеющих различные особенности и потребности. Это инклюзивное образование, когда дети-инвалиды учатся в обычных школах наряду со здоровыми ребятами, дистанционное обучение, то есть на дому через интернет.

       Система образования Московской области не осталась в стороне. Благодаря средствам, выделенным  Министерством образования Московской области, ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» с первого сентября 2013 года стало пилотной площадкой по реализации инклюзивного образования. Его основная идея состоит в исключении любой дискриминации обучающихся  и создании специальных условий  для них. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.

       Доступность объектов образования предполагает не только оборудование зданий и сооружений входными группами, пандусными съездами, путями продвижения внутри зданий, санитарно-гигиеническими помещениями, лифтами и подъемными устройствами, но и оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

         Кроме того, доступность образования для данной категории детей предполагает создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в образовательном учреждении; освоение обучающимися, воспитанниками общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования; формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.

         В  ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», участвующему в государственной программе «Доступная среда», педагоги колледжа  проходят соответствующую курсовую подготовку по обучению детей  с ограниченными возможностями здоровья, проведена  работа  по обустройству  парадного входа, общественных мест, учебных кабинетов, лестничных пролетов, оборудованию  спортивных и тренажерных залов. Создаются условия для предоставления качественных образовательных услуг: приобретение коррекционно-развивающего программного комплекса, мультимедийного оборудования для детей-инвалидов, звукоусиливающей аппаратуры, закупка и установка системы визуальной, звуковой информации.   Чтобы успешно работать с детьми-инвалидами, нужно овладеть соответствующими приемами и методами обучения. Здесь учитываются как методические, так и психологические и медицинские аспекты.  Ведь не только здание образовательного учреждения  должно быть адаптировано для детей-инвалидов, но и созданы условия для развития их способностей,  учета  индивидуальных потребностей таких детей в организации образовательного процесса и досуга.  

        Дистанционное обучение – это основной путь получения образования детьми -инвалидами. В колледже имеется Ресурсный образовательный центр, необходимая техника, которая используется для организации обучения детей-инвалидов на дому. Детям-инвалидам и им родителям оказывается консультативная помощь педагогов  посредством электронной почты, блогов и сайтов преподавателей. Такой подход к обучению позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс: это и удобное для ребенка расписание, и необходимый темп работы. Более того, дистанционная форма обучения способствует созданию безбарьерной среды для детей с нарушениями развития и возможности найти новых друзей, общаться в видео- и аудиочатах, а значит, формирует необходимые знания, умения, качества личности, позволяющие адаптироваться в жизни и быть успешными в социуме.

        В колледже созданы условия для дополнительного образования детей-инвалидов, с ними  проводятся занятия и соревнования по танцевальному искусству, различным видам спорта.

       Верится, что государственная программа «Доступная среда» будет способствовать как созданию безбарьерной  среды для детей-инвалидов, так и их полноценной интеграции в жизнь общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Конституция Российской Федерации

2.  Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года

    №273-ФЗ.

3. Государственная  программа  Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы.  Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2181-р.

3.  Педагогика: учебник/Г.М.Коджаспирова. — М: КНОРУС, 2010. -744 с.

Организация безбарьерной среды для детей с особенностями психофизического развития


 

Организация безбарьерной среды для детей с особенностями психофизического развития

         Свободно и комфортно человек ощущает себя только тогда, когда его ограниченные физические возможности не служат препятствием полноценному участию в жизни общества.

         В современном образовательном процессе на первый план выдвигаются задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития.

         Наиболее успешно формирование жизненной компетенции детей с особенностями психофизического развития осуществляется в условиях социальной интеграции. Она обеспечивает возможность максимального приближения к реальной жизни.

         В ГУО «Горянская детский сад-средняя школа Полоцкого района» уделяется внимание созданию условий, которые помогут обеспечить каждому ребенку соответствующий его возможностям уровень развития, благоприятную атмосферу доброжелательного взаимодействия и сотрудничества. Особое внимание уделяется вопросам создания образовательной среды, обеспечивающей реализацию потребностей и возможностей ребенка в соответствии с социокультурными нормами и задачами возрастного развития.

                  Изменение окружающей среды при включении детей с особенностями психофизического развития в активную совместную жизнедеятельность с нормально развивающимися сверстниками предполагает, что специальной адаптации подвергается предметно-пространственная зона (в ней ребенок должен чувствовать себя в безопасности, хорошо ориентироваться и свободно передвигаться) и социальная среда (окружающим людям необходимо понять и принять детей с разными способностями и возможностями).

         Анализ образовательной среды с точки зрения наличия в ней условий, способствующих профилактике нежелательных последствий влияния психофизических нарушений на жизнедеятельность ребенка, позволяет нам говорить о безбарьерной образовательной среде.

         Для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата созданы специальные условия: во-первых, для формирования мотивации к самостоятельной организации деятельности; вo-вторых, для обогащения и расширения индивидуального опыта ребенка; в-третьих, для формирования социальных отношений. Прежде всего для детей данной категории создана безбарьерная образовательная среда: пандус для входа в школу, отсутствие порогов и разноуровневых полов в учреждении.

         Всё это призвано облегчить передвижение ребёнка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в учреждении и на улице,  а также содействовать развитию у него самостоятельности и стремления передвигаться без помощи или незначительной поддержки взрослого.

         Самое главное, когда в учреждение образования приходит ребенок с инвалидностью — создать общий настрой — и одноклассников (воспитанников), и учителей (воспитателей), и администрации учреждения. Если к ребенку с инвалидностью относиться как к самому обычному школьнику (воспитаннику) (с некоторыми особыми потребностями), то такое отношение передается и педагогам и одноклассникам ребенка. Тогда и дети будут оказывать посильную помощь, и ребенок будет себя ощущать более свободно, да и отношение одноклассников к специальным архитектурным устройствам будет более уважительное, и эти приспособления дольше будут  оставаться в порядке.

         Вход в любое учреждение обычно начинается с лестницы, которая является серьезным или даже непреодолимым препятствием для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении инвалидную коляску, трости, костыли и другие приспособления. Для того чтобы эти дети смогли попасть в школу, установлен пандус у входа в школу. Пандус с обеих сторон огорожен перилами с двумя поручнями, расположенными на высоте 0,7 и 0,9 м. Поручни перил у пандусов имеют  длину большую, чем длина пандуса, с обеих его сторон не менее чем на 0,3 м. Поручни круглого сечения. Поверхность пандуса нескользкая  и не слишком шероховатая, без заметных неровностей, создающей оптимальное сцепление подошвы обуви или колеса кресла-коляски с покрытием. Ширина пандуса не менее 90 см.

           Входные двери в здания и помещения, которыми могут пользоваться инвалиды, имеют ширину в свету не менее 0,9 м. Ручки дверей  имеют поверхность, удобную для схватывания рукой, и позволяют легко открывать дверь движением кисти руки или предплечья.

         Когда в школу приходит ребенок со слабым зрением, он испытывает затруднения в ориентации в пространстве. Поэтому для комфортного пребывания в школе ему надо помочь именно в этом плане. В начале учебного года с ребенком надо пройти по зданию школы (устроить «экскурсию»), для того, чтобы он запомнил месторасположение кабинетов и помещений, которыми он будет пользоваться. Все препятствия и повороты должны быть озвучены. Желательно дать ребенку возможность пощупать двери и углы. Также, если по каким-либо причинам месторасположение этих помещений изменится, надо будет еще несколько раз пройти по новому маршруту.

         Для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша контрастным цветом выделяется нижняя ступень и часть крыльца на глубину одной ступени. Окрашены ступени в желтый  цвет.

         Еще одним решением проблемы передвижения по лестнице плохо-видящего или незрячего ребенка – это  организация дежурств старшеклассников, которые по очереди будут сопровождать ребенка на лестнице. В учреждении имеется визуальная информация о кабинетах,  туалетах и пр.

         Архитектурные барьеры для неслышащих людей — не препятствие. Главная проблема для них — получать информацию в том же объеме, что и все остальные дети. Общаясь с неслышащим или слабослышащим ребенком, нужно говорить очень четко (не нужно кричать), не забывать дублировать сказанное, особенно если дело касается чего-то важного: правил, инструкций и т.п. – записями.

         Для ребенка-инвалида обучение в школе — способ вырваться из изоляции, доказать, что он такой же, как и все. А для «обычных» детей — возможность понять и изменить существующее мнение об инвалидах, научится не жалеть и унижать их, а уважать и считать равными себе, полноценными людьми.


 

Проект на тему: Формирование безбарьерной среды в условиях общеобразовательного учреждения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Формирование
безбарьерной среды в условиях
общеобразовательного учреждения

Утяшева Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов

Соликамск, 2015


Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности.

Согласно статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. Возрос заказ общества на инклюзивное образование. Это желание родителей закреплено законодательно. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики.

  В связи с этим поставлена задача модернизации образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан.

Была разработана и действует государственная программа  «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

        В рамках данной программы  Российской Федерации  предусмотрено формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Доступность  (безбарьерность) — свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места целевого назначения и воспользоваться услугой

В соответствии с методическим пособием «Методика формирования и обновления карт доступности объектов и услуг»,  разработанной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, варианты организации доступности  объекта могут быть следующие:

«А» доступность всех зон и помещений – универсальная;

«Б» доступны специально выделенные участки и помещения;

«ДУ» доступность условная: дополнительная помощь сотрудника,

услуги на дому, дистанционно;

«ВНД» не организована доступность.

Таким образом,  универсальной безбарьерной средой  следует считать такую  среду,  которая  обеспечивает  получение  образовательной  услуги  в учреждениях  образования    всем    маломобильным  категориям  детей-инвалидов  (с  нарушениями  зрения,  слуха,  опорно-двигательного  аппарата),  предусматривает  устройство  общих  универсальных  путей  движения  и приспособления  для  нужд  лиц  с  нарушением  здоровья,  специальных  мест обслуживания.

       Индивидуальный подход в образовательном         процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

Анализируя созданные условия для детей-инвалидов в системе образования,  В.В. Путин ставит следующие задачи: «Уже к 2016 году количество школ, в которых создана безбарьерная среда, должно вырасти более чем в 8 раз  – с 1,2 тыс. сегодня до 10 тыс.  У нас сегодня доля общеобразовательных учреждений в которых создана универсальная безбарьерная среда составляет всего 2,5%».

В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015  годы к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений, должна составить не мене 20%.

     Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» является муниципальным образовательным учреждением, вошедшим во всероссийский проект «Доступная среда».

 В рамках данной темы адаптация (приспособление к новым условиям) понимается  как    приспособление  среды  жизнедеятельности,  зданий  и сооружений  с  учетом  потребностей  инвалидов  и  маломобильных  групп населения  (создание  условий  доступности,  безопасности,  комфортности  и

информативности) посредством технических и организационных решений.

В  настоящее время в школе дети с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в классы с детьми физиологической нормы.

В школе обучаются 3 школьника, с инвалидностью средней тяжести (с сохраненным интеллектом),  из них 2 с заболеваниями опорно — двигательного аппарата, 1 – мышечной миопатией.

В школе открыто  4 класса коррекции (СКК) VII  вида с количеством обучающихся 58 человек.

        В школе созданы все условия для организации коррекционного образовательного процесса: кадровые, материально-технические.

        Учитывая  запросы родителей, интересы, возможности детей и профессиональные возможности педагогов в школе осуществляется:

  • ПМПк сопровождение;
  • оказываются медицинские услуги детям, посещающим школу;

Существует проблемы, требующие решения. В городе не существуют учреждения  общего  образования полностью соответствующие государственным нормативным требованиям доступной среды для детей с ОВЗ. Не сформирован пакет документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в рамках инклюзивного образования.

На базе нашего учреждения открыта опытно  педагогическая площадка. Тема опытной педагогической площадки: «Формирование безбарьерной среды в условиях общеобразовательного учреждения».

Цель: создание  условий  для  предоставления  детям с ОВЗ, с  учетом особенностей  их  психофизического  развития,  равного  доступа  к качественному  образованию  в  общеобразовательном учреждении,  реализующим  образовательные  программы общего  образования.

Мы поставили перед собой задачи:

  1. Разработать локальные акты по деятельности ОПП, организации и содержанию функционирования общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
  2. Разработать модели управления, методического сопровождения общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
  3. Разработать систему диагностического инструментария деятельности общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
  4. Разработать систему информационного сопровождения деятельности ОПП.

    Разработали  стратегии и механизмы достижения цели, этапы реализации проекта. Составили рабочий план по реализации проекта. Провели ремонтно-технические работы. Рассмотрели возможные риски и пути их преодоления:

Возможные

трудности и риски

Пути обновления деятельности школы по решению проблемы

Кадровые, нормативно-правовые, материально-технические ресурсы не в полном объеме соответствуют для осуществления комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Подготовка и переподготовка кадров.

Отработка механизмов материального стимулирования участников ОПП.

Обеспечение и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе.

Разработка локальных актов.

Разработка программного обеспечения.

Приобретение оборудования, оргтехники, персональных компьютеров, лечебно-спортивного инвентаря.

Недостаточная компетентность  родителей  в вопросах развития детей с ОВЗ; сложность привлечения родителей детей с ОВЗ к сотрудничеству.

Определение наиболее эффективных способов сотрудничества педагогического коллектива с семьей, организация совместной деятельности.

Конкурентоспособность в социуме

Реклама деятельности

Приложение

 Условия реализации опытной педагогической площадки

Мотивационные.

1) Стимулирование участников деятельности ОПП.

2) Предоставление методических дней;

3) Публикация авторских разработок.

4) Выступление на научно-практических конференциях.

Кадровые.

1) Создание рабочей группы «Реализация  идей инклюзивного образования в условиях действия ФГОС» (таб.1).

2) Создание творческих педагогических групп по отдельным направлениям работы.

3) Методологическая и теоретическая подготовка по проблеме опытной педагогической площадки.

4) Обучение  трех педагогов на курсах повышения квалификации по коррекционной педагогике.

Материально-технические.

1) Пополнение кабинетов узких специалистов специальным оборудованием, методическими пособиями.

2) Оснащение образовательной  среды школы и  приведение в соответствие с требованиями.

Финансовые.

Оплата  труда участникам ОПП и привлекаемых сотрудников   в рамках стимулирующего фонда.

Организационные.

1) Разработка документации по основным направлениям  работы ОПП (локальные акты, программы исследования, функциональные обязанности участников эксперимента и т.д.)

2) Приглашение научного руководителя.

Нормативно-правовые.

1) Обеспечение школы федеральными, региональными, локальными документами.

Информационные.

1) Обеспечение площадки научно-методической литературой, программами 2) Распространение имеющегося педагогического опыта.

3) Создание банка данных о педагогическом опыте, творческих и методических разработок; обеспечение специалистов и родителей информацией об уже имеющихся опытах работы по данному вопросу, положительных и отрицательных последствиях.

Этапы реализации опытной педагогической площадки

Этапы реализации:

I этап: аналитико-диагностический ( август  — декабрь 2015)

1) Анализ объекта ОПП, внешних и внутренних условий, определение промежуточных и конечных результатов инновационной деятельности.

2) Разработка системы контроля соответствующей цели инновационной деятельности.

3)  Календарное планирование хода инновационной деятельности ОПП.

4) Прогнозирование результатов для объективного контроля и анализа хода инновационной деятельности.

II этап: внедренческий (январь – март 2016).

1) Совершенствование организационной структуры ОПП:

  • разработка локальных документов функционирования в режиме опытной педагогической площадки;
  • разработка системы информационного сопровождения деятельности ОПП.

2) Изменение структуры управления  и методического сопровождения общеобразовательным учреждением в условиях инновационной деятельности:

  • разработка локальных актов по деятельности ОПП, организации и содержанию функционирования общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду. 
  • разработка модели управления, методического сопровождения общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
  • разработка системы диагностического инструментария деятельности общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.

III этап: аналитический (апрель – май 2016г).

  1. Анализ результатов деятельности опытной педагогической площадки.
  2. Проведение педагогического совета по итогам деятельности ОПП.
  3. Сравнение планируемых результатов с полученными.
  4. Ознакомление с результатами деятельности родителей, специалистов ОУ, города.
  5. Проведение  — обобщение опыта педагогической деятельности.
  6. Создание банка данных о педагогическом опыте.

Рабочий план реализации проекта.

Раздел I. Научно-методическая работа.

Направление работы, основные задачи

ответственные

срок

прогнозируемый результат

Изучение актуальности проблемы, социологический опрос.

Административная команда

август

2015 г.

Получение достоверных данных по проблеме

Выявление уровня и обеспечение достаточной готовности педагогов к инновационной деятельности (мотивационный, методологический, теоретический, психологический и практический компоненты готовности)

Зам. по НМР

сентябрь

2015 г

Аналитическая справка

Разработка нормативных правовых актов, регламентирующих создание доступной среды в образовательной организации для совместного обучения инвалидов, детей с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития.  

Зам. по НМР

2015-2016

Локальные акты

Анализ программ, соотнесение их с содержанием работы ОПП, определение оснований для написания коррекционной программы сопровождения детей с ОВЗ

Зам. по УВР

2015 г

Учебно-методическое пособие, статьи в научные сборники, тематические планы и дидактические материалы.

Планирование педагогического процесса, в классах  реализующих коррекционно-развивающую программу.

Зам. по УВР

2015 г — 2016

Составление календарно-тематических и перспективных планов работы, оформление конспектов инновационных занятий с детьми.

Обобщение и систематизация результатов работы ОПП.

Зам. по НМР

Май 2016

Оформленный опыт по теме.

Разработка механизмов внедрения педагогической системы в условиях реализации проекта.

. Зам. по НМР

2016г.

НМС

Раздел II Научно-управленческая работа

Заключение договоров о сотрудничестве.

директор

Договоры о сотрудничестве

Разработка локальных документов функционирования ОУ в режиме опытной педагогической площадки.

Зам. по НМР

2015-2016

Локальные акты и документы

Создание новых  организационных структур        

Директор

Сентябрь 2015

Создание рабочей группы

для разработки плана мероприятий, направленного на создание безбарьерной образовательной среды для детей с ОВЗ в ОУ.

Издание приказа об утверждении плана мероприятий по созданию доступной среды, списка рабочих групп по реализации плана мероприятий

Изменения в управлении ОУ в условиях инновационной деятельности

Директор

Декабрь

2015

Система управления в условиях инновационной деятельности.

Составление сметы для закупки специального коррекционного и реабилитационного оборудования.

Внесение изменений в  Положение о стимулировании работников.

Построение новой модели методической работы в условиях инновационной деятельности

. Зам. по НМР

2015 — 2016

Модель методической работы.

Организация постоянно действующего научно-практического семинара для участников опытной педагогической площадки по вопросам работы с детьми с особыми образовательными возможностями

Зам. по НМР

1 раз в четверть

Повышение педагогической компетентности педагогов

Разработка плана повышения квалификации педагогических и руководящих работников

Зам. по НМР

Сентябрь 2015

План повышения квалификации педагогических и руководящих работников

Аттестация работников ОУ, подготовка к защите.

Зам. по НМР

2015-2016

Аттестация на высшую квалификационную категорию.

Обобщение и научное обоснование опыта по теме.

Зам. по НМР

Апрель-май 2016

Педагогический опыт, методические рекомендации

Раздел III. Научно-просветительская работа.

1.

Определение основных направлений и перспектив работы с родителями в ОУ.

Зам. по ВР

Ноябрь 2015

План работы с родителями.

2.

Организация разнообразных форм по обмену опытом

Зам. по НМР

Апрель-май 2016 г.

Совместная рефлексия

3.

Мониторинг эффективности деятельности

Зам. по НМР

Май 2016,

Аналитическая справка

4.

Определение перспектив взаимодействия в различных моделях муниципальной образовательной системы

Зам. по НМР

2016 г.

Предоставление опыта на ГНЭПС

Раздел IV. Издательская деятельность и информационное сопровождение.

Подготовка и публикации статей, тезисов, докладов, методических рекомендаций

Зам. по НМР, учителя и педагоги

По итогам ОПП

Статьи, тезисы, доклады

Создание тематической страницы на сайте школы

Зам. по НМР

Декабрь 2015

Тематическая страница на сайте школы

Освещение хода реализации Программы в средствах массовой информации

Директор, зам. по НМР

в течение 2015-2016  

Публикации, видео ролики

Проведение собраний с родительской общественностью

Директор, зам. по ВР

Декабрь, апрель

Позитивные отзывы

Безбарьерная среда. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 41 г. Борисова»

Создание безбарьерной среды

в ГУО «Ясли- сад № 41 г. Борисова» для детей с ОПФР

Одним из условий социализации детей с ограниченными возможностями является формирование безбарьерной среды жизнедеятельности в нашем дошкольном учреждении.

В настоящее время в ГУО «Ясли – сад № 41 г. Борисова» 

  • 3 группы интегрированного обучения и воспитания
  •  1 специальная группа

Создание и обеспечение безбарьерной среды в ГУО «Ясли – сад № 41 г. Борисова» предусматривает:

Во-первых, беспрепятственный доступ детей с ограниченными возможностями к дошкольному образованию

Во – вторых, в учреждении созданы материально-технические условия, которые соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилами нормативам, а также правилам пожарной безопасности:

     •     Учреждение имеет удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта.

    •      Групповые площадки для детей располагаются в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп.

В дошкольном учреждении предусмотрены помещения для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми: групповые помещения, кабинеты дефектологов, педагога — психолога, музыкальный и физкультурный залы. Все кабинеты и помещения оснащены необходимым игровым, спортивным оборудованием и инвентарём, соответствуют принципам необходимости и достаточности.

В соответствии со стандартом развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1)        Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство групп и всего учреждения оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, и обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Особое место отводится игровому материалу для развития восприятия и ощущений: яркого цвета, разной формы, разной фактуры, с разнообразными наполнителями.

2) Пространство трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и возможностей детей.

 3) Вариативность среды предполагает: наличие в учреждении и группах различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр.

 4) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; расположение игр и пособий на доступном для детей уровне (ковре, низких стеллажах)

 5) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

В — третьих, создание образовательной среды – предоставление равных возможностей в получении образования для детей с ограниченными возможностями и здоровых детей.

Образовательная среда учреждения:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

 3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

 4) обеспечивает открытость дошкольного образования;

 5) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

В учреждении работают педагоги, имеющие соответствующую квалификацию для коррекции нарушений развития детей с ОПФР, оказания им квалифицированной помощи в освоении Программы:

    •      учителя-дефектологи,

    •      воспитатели,

    •      педагог-психолог,

    •      музыкальный руководитель.

Мы всегда рады нашим воспитанникам и стараемя им создать благоприятные условия для пребывания в нашем дошкольном учреждении.

Безбарьерная среда в образовательных организациях

stock-illustration-24919065-speedy-wheelchair-sign.jpg

В российской образовательной практике одной из приоритетных задач является усовершенствование обучения в направлении создания безбарьерной среды для разных категорий граждан.

Для того чтобы право на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов были реализованы, необходимо создать индивидуальные условия в образовательных организациях с учетом их психических и физических особенностей.

Соотношение обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях

По статистике процентное соотношение обучающихся детей с ОВЗ в образовательных организациях представляет следующую картину:

  • 31 % детей с ОВЗ обучаются инклюзивно в общеобразовательных организациях;
  • 24 % детей с ОВЗ обучаются в коррекционных классах при общеобразовательных организациях;
  • 45 % детей с ОВЗ обучаются в образовательных организациях по адаптированным основным образовательным программам.

Получается 55% детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью учатся в общеобразовательной школе, этот показатель является достаточно высоким. Но необходимо обратить внимание на то, что в целом количество детей с ограниченными возможностями здоровья приблизительно остается в одном и том же процентном соотношении относительно всего количества детей, обучающихся в школах, и составляет около 3,5 — 4% в разные годы. Это совсем небольшие цифры с точки зрения многомиллионной детской аудитории, которая проходит обучение в общеобразовательной организации.

Изменение схемы общего образования

Несмотря на небольшие показатели, необходимо изменение схемы общего образования для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, проходили мягкую социализацию и получали хорошие результаты.

Как это происходит? С 2011 года в Российской Федерации реализуется Государственная программа «Доступная среда». В рамках этой программы проводятся мероприятия, направленные на реорганизацию общеобразовательных учреждений, школ в области создания полноценного универсального безбарьерного доступа в общеобразовательные организации.

Необходимость реорганизация зданий общеобразовательных организаций

Здания общеобразовательных организаций недоступны для многих категорий детей с нарушениями здоровья, а именно:

1. Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, передвигающимся на колясках, не имеющим возможность проникнуть в здание школы. Помещения не приспособлены для того, чтобы можно было полноценно себя чувствовать.

2. Детям с нарушениями зрения. Для них требуются определённые знаки, тактильные дорожки, которые помогали бы им ориентироваться в пространстве и безопасно передвигаться по помещениям и классам.

3. Детям с нарушениями слуха. Для них нужны визуальные сопровождения информации.

Создание универсального безбарьерного доступа

В рамках мероприятий государственной программы было принято решение: оказать помощь школам, создать универсальной безбарьерный доступ и обеспечить сам образовательный процесс.

Что нужно сделать?

В школы должны быть предоставлены: учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование, автотранспорт, для того чтобы можно было добраться до школы.

Педагогам требуется повысить опыт и квалификацию именно по вопросам, связанным с организацией образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

http://www.menobr.ru/article/58578-bezbarernaya-sreda-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah

Дата публикации — 01.09.2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *