Стиль эпохи примеры – что это такое, основные черты представителей эпохи, особенности в архитектуре, литературе, жанры, признаки позднего

Содержание

Исторические эпохи по порядку. Эпохи в искусстве по порядку

Историческая периодизация – незаменимая вещь как в науке, так и в повседневной жизни. Существуют определенные эпохи, которые охватывают конкретные временные промежутки. Их названия были придуманы совсем недавно, после того как человек смог посмотреть в ретроспективу, оценить и разделить на этапы прошедшие события. Сейчас мы рассмотрим все эпохи по порядку, узнаем, почему они именно так были названы и чем они характеризуются.

Почему существует историческая хронология?

Данный прием был разработан исследователями неспроста. Во-первых, каждый отдельный период характеризуется особыми культурными направлениями. Для каждой эпохи свойственно свое мировоззрение, мода, структура общества, тип построения бизнеса и многое другое. Рассматривая эпохи человечества по порядку, можно также обратить внимание на то, что для каждой из них характерны отдельные виды искусства. Это и музыка, и живопись, и литература. Во-вторых, в истории человечества действительно были так называемые переломные моменты, когда кардинально менялась мораль, устанавливались новые законы. Это, конечно же, влекло за собой смену пристрастий, которые проявлялись в искусстве. На такие перемены могли влиять революции, войны, научные открытия, учения великих философов и деятелей церкви. И сейчас, прежде чем мы рассмотрим все исторические эпохи по порядку, отметим, что подобную кардинальную перемену наше общество пережило совсем недавно. Научно-технический прогресс полностью перевернул наши представления об общении, источниках информации и даже о работе. И причиной тому является Интернет, без которого десять лет назад все обходились, а сегодня он является частью жизни каждого.

Античный период

Историю первобытного общества мы опустим, так как единой идеологии в то время, религии или хотя бы системы письменности попросту не существовало. Поэтому, когда рассматриваются эпохи человечества по порядку, начинают именно с античного периода, ведь в это время появились первые государства, первые законы и мораль, а также искусство, которое мы изучаем до сих пор. Период начался примерно в конце 8-го века до н. э. и продлился до 476 года – даты падения Римской империи. В это время появилась не только политеистическая религия с четкой фиксацией всех божеств, но и система письменности – греческая и латинская. Также в этот период в Европе зародилось такое понятие, как рабство.

Средние века

Даже когда в школе рассматривают эпохи по порядку, особое внимание уделяют изучению средневековья. Период начался в конце 5-го века, а вот даты его окончания, хотя бы примерной, не существует. Некоторые полагают что он закончился в середине 15-го века, другие уверены, что средние века длились до 17-го столетия. Эпоха характеризуется огромным подъемом христианства. Именно в эти годы произошли великие крестовые походы. Наряду с ними зародилась инквизиция, которая истребляла всех противников церкви. В средневековье возникла такая форма рабства, как феодализм, которая существовала в мире еще много столетий спустя.

Ренессанс

Эту эпоху принято выделять как отдельную, но многие историки полагают, что Возрождение – это, так сказать, светская сторона средневековья. Суть заключается в том, что в конце 14-го века люди стали взывать к гуманности. Вернулись некоторые античные правила и мораль, инквизиция постепенно сдала свои позиции. Это проявлялось и в искусстве, и в поведении общества. Люди стали посещать театры, возникло такое понятие, как светский бал. Ренессанс, как и Античность, зародился в Италии, и сегодня тому подтверждением являются многочисленные памятники архитектуры и искусства.

Барокко

Когда мы рассматриваем непосредственно эпохи истории человечества по порядку, барокко, хоть и недолго продлилось, заняло важную ветвь в становлении искусства. Ниже мы рассмотрим его более подробно, но пока что отметим следующее. Эта эпоха стала логическим завершением Ренессанса. Можно сказать, что тяга к светским развлечениям и прекрасному разрослась до невероятных масштабов. Появился архитектурный одноименный стиль, которому свойственна помпезность и вычурность. Подобная тенденция проявилась и в музыке, и в рисунке, и даже в поведении людей. Эпоха барокко продлилась с 16-го по 17-й века.

Классицизм

Во второй половине 17-го века человечество решило отойти от столь пышной праздности. Общество, как и искусство, которое оно творило, стало канонизированным и подогнанным под четкие правила. Классицизм стал проявляться в оформлении зданий и интерьера. В моду вошли прямые углы, ровные линии, строгость и аскетичность. Театр и музыка, которые были на пике своего культурного развития, также были подвержены новым реформам. Появились определенные стили, которые направляли авторов в то или иное русло. Ниже мы рассмотрим эпохи в искусстве по порядку и более детально узнаем, что собой представлял классицизм.

Романтический период

В 18-м веке люди словно заразились манией красоты и неземных фантазий. Этот период считается самым загадочным в истории человечества, эфемерным и оригинальным. В обществе появилась тенденция, в соответствии с которой каждый человек – это отдельная духовно-творческая личность, со своим внутренним миром, переживаниями и радостями. Как правило, когда историки представляют культурные эпохи в хронологическом порядке, одно из самых важных мест отводится именно романтизму. В этот период, который продлился до 19-го века, появились уникальные шедевры музыки (Шопен, Шуберт и др.), литературы (знаменитые французские романы) и живописи.

Просвещение

Параллельно с романтизмом в искусстве совершенствовалось и само общество. Когда перечисляют все эпохи по порядку, как правило, за классицизмом ставят именно Просвещение. Наряду с развитием науки и искусства в конце 17-го века в обществе с огромной скоростью начал повышаться уровень интеллекта. Это выражалось в отказе от ортодоксальных религиозных норм. Взамен сакральных знаний пришла логика и светлый разум. Это здорово подорвало авторитет аристократии и правящих династий, которые во многом ссылались на помощь церкви. Эпоха Просвещения стала точкой зарождения новой философии, основанной на математике и физике. Произошел ряд астрономических открытий, которые опровергли многие религиозные догмы. Эпоха Просвещения коснулась не только Европы, но и России, а также Дальнего Востока, и даже Америки. В этот период во многих державах отменили крепостное право. Также стоит отметить, что в 18-19-м веках впервые в научных и государственных заседаниях стали принимать участие женщины.

Новейшее время

Мы кратко перечислили все исторические эпохи по порядку и подошли к 20-му столетию. Этот период знаменит расцветом различных направлений в искусстве, многочисленными государственными переворотами и сменами режимов власти. Потому с исторической точки зрения данная эпоха называется Новейшим временем. С начала 20-го века, можно сказать, общество стало полностью равноправным. Искоренилось рабство во всем мире, установились четкие границы государств. Такие условия стали оптимальной средой для развития не только искусства, но и науки. Мы ныне живем в эту эпоху, поэтому, для того чтобы ее детально рассмотреть, достаточно лишь оглянуться.

Краткие итоги

После того как мы представили все эпохи всемирной истории по порядку, описали их, узнав, каким было наше общество в том или ином веке, переходим к изучению прекрасного. Ведь параллельно со становлениями законов и границ государств формировалось искусство, которое для многих является основным определяющим фактором для разделения истории человечества на отдельные периоды. Ниже мы представим эпохи в искусстве по порядку, охарактеризуем их и сможем сопоставить четкую картину того, как формировалось наше общество с самого начала времен. Для начала мы обобщенно перечислим основные «эры», а после разделим их на отдельные отрасли. Ведь не всегда музыкальные периоды совпадают по временным рамкам с одноименными периодами в литературе или, скажем, в живописи.

Искусство: эпохи в хронологическом порядке

  • Древний период. С момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э.
  • Античность – с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э.
  • Средневековье: романский стиль и готика. Первый датируется 6-10-м веками, а второй – 10-14-м вв.
  • Возрождение – знаменитые 14-16-й века.
  • Барокко – 16-18-й века.
  • Рококо – 18-й век.
  • Классицизм. Формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век.
  • Романтизм – первая половина 19-го века.
  • Эклектизм – вторая половина 19-го столетия.
  • Модернизм – начало 20-го века. Стоит отметить, что модерн – это общее название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения, о которых расскажем ниже.

О чем расскажет перо… У истоков письменной речи

Теперь рассмотрим литературные эпохи в хронологическом порядке: древний этап (Античность и Восток), Средневековье, Ренессанс, Классицизм, Сентиментализм, Романтизм, Реализм, Модернизм и современность. Впервые литературные творения стали появляться в Греции, Риме, а также в странах Востока. Именно в этих державах возникла первая письменность. В античном мире стали появляться мифы – про Геракла, про Зевса и прочих богов, про титанов и гигантских птиц. Позже появились первые философы, мыслители и писатели. Это Гомер, Сафо, Эсхил, Гораций. Данный жанр ныне именуется лирикой, но часто на такие рассказы ссылаются как на исторический достоверный источник. Мир Древнего Востока знаменит лишь своими поучительными стихотворениями. Однако не будем забывать, что именно в этой части света в древние времена появилась важнейшая книга человечества – Библия.

Средние века и эпоха Возрождения

Четкой границы между этими периодами нет, да и она не нужна. Ведь в годы, когда Европа только начала образовываться как государственная система, людям было не до искусства. Первые проявления творчества в средние века душились церковью. Потому литературное наследство, которое досталось нам с тех лет, – это лишь рыцарский эпос. Тут можно назвать «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Роланде» и «Песнь о Нибелунгах». Несколько веков спустя наступает Возрождение, и миру становятся известными такие фамилии, как Шекспир, Данте, Боккаччо, Сервантес. Их рассказы можно назвать свободными, так как нет четкой структуры, а в центре событий находится человек и его чувства. Это и есть главная характеристика эпохи Ренессанса.

Формирование строгих канонов

Когда мы перечисляем эпохи по порядку, век за веком, все становится на свои места, кроме Классицизма. Он будто существует вне времени, пространства, на фоне остальных течений. С того момента, как классика стала основой для творчества европейских авторов, появился ряд закономерностей в написании литературных произведений. Они четко делились на жанры: ода, сатира, трагедия, комедия, эпопея, басня. Можно сказать, что с тех пор были установлены границы творчества, которыми мы пользуемся и сегодня (обратите внимание хотя бы на кинематограф).

Сентиментализм и романтизм

Эти два течения будто дополняют друг друга. Они славятся своими романами, где описываются переживания героев, их душевное состояние, вкусы и интересы. Среди авторов романтизма красными буквами прописаны такие фамилии, как Бальзак, Диккенс, Гофман, Виктор Гюго, сестры Бронте, Марк Твен, В. Скотт и многие другие. В более поздние годы романтизма творили такие авторы, как Оскар Уайльд и Эдгар Аллан По. Их рассказы уже лишены сентиментальности, но наполнены глубокой философией.

Реализм и модернизм, а также современная литература

На стыке 19-го и 20-го веков появилось множество течений в литературе. В нашей стране они получили название Серебряного века, в других просто именовались в соответствии со стилем конкретного произведения. Наиболее популярным стал символизм и декаданс. Представителями этих направлений стали такие авторы, как Верлен, Бодлер, Рембо, Блок. В России немалой популярностью пользовался акмеизм. Его главной представительницей была Анна Ахматова. С тех пор литература стала максимально реалистичной. Люди отказались от внутренних переживаний и иллюзий. С начала 20-го века и до наших дней авторы описывают любые события с максимально реалистичной точки зрения, учитывая все новшества прогресса.

Изобразительное искусство

Теперь пришло время рассмотреть все эпохи в живописи по порядку. Отметим сразу, что их тут куда больше, чем в литературе, потому к каждой из них обратимся кратко и лаконично.

  • Пещерная живопись.
  • Искусство Древнего Египта и стран Ближнего Востока.
  • Крито-микенская культура.
  • Античные рисунки и письменность.
  • Средневековье: иконопись и готические иллюстрации на религиозную тематику.
  • Возрождение. Яркими представителями являются Микеланджело, да Винчи и др.
  • С 18-го века в живописи появляется стиль барокко. Ярко выражен в картинах Караваджо.
  • Классицизм, который и в изобразительном искусстве формировался с 16-го века, воплотился в работах Пуссена и Рубенса.
  • Романтизм проявил себя в полотнах Делакура и Гойи.
  • В конце 19-го века появился импрессионизм. Ярким его представителем считается Ван Гог, а наряду с ним выступают Гоген, Лотрек Мунк и другие.
  • В 20-м веке живопись поделилась на соцреалистичную и сюрреалистичную. Первое течение развивалось исключительно в России. Второе же покорило весь мир. Оно наглядно просматривается в картинах С. Дали, П. Пикассо и других художников этого времени.

История европейского искусства — Википедия

Статуя Давида, Микеланджело

Западное искусство, западноевропейское искусство — искусство европейских стран, а также тех регионов, которые следуют европейским культурным традициям (например, Северная Америка).

Искусство Древнего мира[править | править код]

Древний Египет[править | править код]

Искусство Древнего Египта, равно как и предшествующее ему искусство Месопотамии де факто не являются западноевропейским. Но оно оказало значительное влияние на минойскую и, опосредованно, на древнегреческую цивилизацию. Характерными чертами египетского искусства является огромное значение погребального культа, ради которого создавалось множество художественных произведений, имевших для современников более утилитарную функцию. Из дошедших до нас произведений самыми значимыми являются архитектурные (храмовые и погребальные) постройки, а также скульптура, рельефы и декоративно-прикладное искусство.

Характеристика изобразительного языка — плоский силуэт, ярко выраженный контур, плоскостность, отсутствие перспективы, симметрия, люди изображались с лицом в профиль, а с телом в трехчетвертном обороте.

Древняя Греция[править | править код]

Античное древнегреческое искусство заложило основы для развития всего европейского искусства в дальнейшем, создав ряд эталонных образцов (например, Парфенон и Венера Милосская). Греки создали архитектурный ордер и идеальные образцы классической скульптуры. Значительным (но оказавшим гораздо меньшее влияние на последующие поколения) был жанр вазописи. Образцы живописи Древней Греции не сохранились.

Характеристика изобразительного языка — идеальность облика, просчитанный анатомический канон, гармония и уравновешенность, золотое сечение, учитывание оптических искажений. На протяжении следующих веков искусство несколько раз будет обращаться к наследию Древней Греции и черпать из него идеи.

Периодизация древнегреческого искусства:

  1. Геометрический стиль
  2. Архаика
  3. Классика
  4. Эллинизм
Древний Рим[править | править код]

Древнеримское искусство испытало влияние как древнегреческого, так и местного италийского искусства этруссков. Наиболее значительными памятниками этого периода являются мощные архитектурные сооружения (например, Пантеон), а также тщательно разработанный скульптурный портрет. До нас также дошло большое количество живописных фресок.

Характерные черты: утилитарность в сочетании с торжественностью. Раннехристианское искусство воспримет из римского иконографию и типы архитектурных сооружений, значительно переработав их под воздействием новой идеологии.

Периодизация римского искусства:

  1. (Искусство этрусков)
  2. Республика
  3. Империя
    1. Августовский классицизм
  4. Поздняя империя (Раннехристианское искусство)

Средневековье[править | править код]

Искусство Средневековья характеризуется упадком изобразительных средств по сравнению с предшествующей эпохой античности. Наступление Тёмных веков, когда было утрачено большое количество как навыков, так и памятников, привело к бо́льшей примитивизации произведений искусства. Дополнительный аспект — приоритет духовного, а не телесного, что вело к ослаблению интереса к материальным предметам и к более заметной обобщенности, огрублению произведений искусства. Ключевой пункт — потеря реализма, превращение изображения в символ. На протяжении всего Средневековья европейские мастера будут постепенно улучшать своё искусство, что приведет к стремительному взлёту в эпоху Возрождения.

Большинство дошедших памятников являются сакральными или заказанными с целью принесения в дар Церкви. Основным заказчиком был клир, монастыри, а также богатые светские покровители, заинтересованные в спасении своей души.

Византия[править | править код]
Иисус Пантократор. Мозаика в Святой Софии, Константинополь

Византийское искусство сначала было наследником позднеримского, обогащенного богатой христианской идеологией. Характерными чертами искусства этой эпохи является сакрализация, а также возвеличивание императора. Из новых жанров: превосходные достижения в жанре мозаики и иконописи, из старых — в храмовой архитектуре.

Древняя Русь[править | править код]
Раннее Средневековье[править | править код]

Искусство раннего Средневековья (примерно до 1000 г. н. э.) создается в Тёмные века, когда ситуация осложняется миграциями варварских народов по территориям бывшей Римской империи. В частности, это кельтское искусство VI—VII веков, иберо-саксонский стиль, на материковой Европе — искусство эпохи Меровингов, Каролингов, а затем Оттоновское возрождение. Практически все сохранившиеся памятники этого периода — иллюминированные рукописи, хотя можно также найти архитектурные объекты и небольшие декоративно-прикладные изделия.

Романика[править | править код]

Романское искусство (ок. 1000—1200 гг.) продолжалось, пока на смену ему не пришла готика. Это был период повышения благосостояния европейцев, и впервые можно увидеть общеевропейский стиль, последовательно встречающийся от Скандинавии до Испании.

Характерные черты: энергичные и прямые формы, яркие цвета. Основной жанр — архитектура (толстостенная, с использованием арок и сводов), но витражи, работа по эмали также становятся важным жанром. Развивается скульптура.

Готика[править | править код]

Готика — следующий интернациональный стиль, охвативший Европу. Возник во Франции, как следующая ступень развития приемов архитектуры (подробнее см. каркасная система готической архитектуры). Самой узнаваемой деталью готики является стрельчатая арка, витраж. Активно развивается сакральная живопись.

Проторенессанс[править | править код]

Возрождение[править | править код]

Наступление эпохи Ренессанса кардинально меняет идеологию. Сакральное отходит на второй план, активно проявляется интерес к человеческой личности, индивидуальности (благодаря этому расцветает жанр портрета). Художники и скульпторы оглядываются на искусство античности, пытаются следовать его эталонам и задачам. Смена темперы на масляную живопись позволяет достичь новых вершин в технике живописи. Происходит открытие перспективного построения, а также светотени. Живописцы одновременно сочетают высокую техничность и навыки в изображении натуры с гуманистическими идеалами, верой в красоту и попытками создать идеальные сбалансированные гармоничные произведения. Благодаря обращению к античности, в искусстве появляются не только забытые жанры, но и персонажи — античные боги, которые становятся также популярными, как изображение христианских персонажей.

Позднее Возрождение (маньеризм)[править | править код]

Маньеризм является финальной стадией Возрождения, переходной к эпохе барокко. Для маньеризма характерна потеря гармоничности Ренессанса, кризис личности, обращение к более мрачным, искривленным или динамичным трактовкам.

Новое время[править | править код]

Барокко[править | править код]
Рубенс. «Похищение дочерей Левкиппа»

Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. Образование национальных художественных школ в европейском искусстве XVII века. Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность. Основные направления, русла барокко: веризм (натуралистическая достоверность и сниженная, бытовая тематика, интерпретация мотива), классицизм, «экспрессивное барокко». Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Рококо[править | править код]

Рококо — направление в искусстве XVIII века, в основном придворное «жеманное» искусство.

Тенденции: стремление к легкости, грациозности, изысканности и прихотливому орнаментальному ритму, фантастические орнаменты, прелестные натуралистические детали.

Архитектура: павильон Амалиенбург (Нимфенбург, Германия), отель Субиз (Париж).

Мастера: Антуан Ватто, Фрагонар, Франсуа Буше.

Произведения: севрский фарфор, английский стиль мебели чиппендейл.

Классицизм[править | править код]

Классицизм возникает в XVII веке и развивается параллельно с барокко.

Затем заново он появляется в период Французской Революции (в западной историографии этот период принято иногда называть

неоклассицизмом, так как еще один классицизм был во Франции перед наступлением эпохи барокко. В России подобного не было, и поэтому принято называть исключительно «классицизмом»).

Тенденции: для стиля характерно следование принципам античного (греческого и римского) искусства: рационализм, симметрия, целенаправленность и сдержанность, строгое соответствие произведения его форме.

Архитектура: архитектор Роберт Адам

Мастера: Жак Луи Давид, Энгр, Менгс, скульпторы Канова и Торвальдсен.

Произведения: шератон, мебель в стиле александровского ампира.

Периодизация неоклассицизма:

  1. Неоклассицизм (стиль Людовика XVI)
    1. ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х)
    2. строгий классицизм (середина 1780-х — 1790-е)
  2. Стиль Директории (1795—1799)
  3. Стиль Консульства (1799—1804)
  4. Ампир (1804—1821/30)

В России дополнительно:

  • Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют «николаевским ампиром».

В Великобритании:

  1. Эпоха Регентства
  2. «стиль Георга IV» (1820—1830)
  3. Второй «Британский ампир» (1830—1890) — правление королевы Виктории
Романтизм[править | править код]
Сентиментализм[править | править код]
Прерафаэлитизм[править | править код]
Историзм (эклектика)[править | править код]
  1. Стиль Карла X (с 1824)
  2. Стиль Наполеона III (1852—1870)
Бидермайер[править | править код]
Академизм[править | править код]

Академическое искусство развивалось на основе классицизма и эклектики.

Реализм[править | править код]
Модернизм и авангард[править | править код]
Импрессионизм[править | править код]
Модерн[править | править код]
Ар деко[править | править код]
Постимпрессионизм[править | править код]
Фовизм[править | править код]
Кубизм[править | править код]
Экспрессионизм[править | править код]
Сюрреализм[править | править код]
Примитивизм[править | править код]
Современное искусство[править | править код]
Поп-арт[править | править код]
Оптическое искусство[править | править код]

Стили изобразительного искусства

Как развивалась мировая живопись? Каковы основные стили изобразительного искусства? В чем разница между Рафаэлем и Пикассо?

За последние пять веков изобразительное искусство несколько раз кардинально менялось. Оно прошло путь от подражания иконам и привязанности к религиозным сюжетам до сумасшедших экспериментов с формой и цветом и бешеных фантазий.

Хронологически основные стили живописи можно разделить следующим образом.

1) Ренессанс (Возрождение) — господствующее течение в Европе XV-XVI вв. Порывало со Средневековьем, опиралось на греческие и римские образцы, культивировало человеческое тело, гармонию природы. К этому стилю относят Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело – их имена дадут позже черепашкам Ниндзя.

2) Барокко живопись XVI-XVII вв. периода рассвета европейской цивилизации. Отличается пышностью, броской цветистостью, динамичностью. Яркие представители – Рубенс, Караваджо, Рембрандт.

3) Рококо – жанр XVIII века, логическое продолжение барокко. Этот стиль отказывается от изобилия, тяжеловесности и перегруженности барокко, стремясь к легкости и изяществу. Насыщенность цвета сменяется легкими белыми и розовыми оттенками. Представители – Буше, Ватто, Тьеполо.


4) Классицизм – господствующее течение в Европе XVII-XIX вв. Выросло из Ренессанса, опиралось на античные образцы, культивировало стройность, упорядоченность, создавало систему правил и табу. К классицизму относят картины Пуссена, Менгса, Лебрена.

5) Романтизм. На смену строгим формам и правилам в начале XIX века пришел романтизм. Стали важны не устоявшиеся идеалы, а индивидуальные переживания, мир грез, раскованность и эмоции. Делакруа, Тернер, Гойя, Гро, Айвазовский – их картины заставляют биться сердце даже неискушённого зрителя.

6) Неоклассицизм – в XIX веке не все согласились порывать с традициями. Жак-Луи Давид и Энгр вновь обратились к античности за источниками вдохновения.

7) Импрессионизм – в середине XIX века французские художники вовсе отказались от какой-либо ясности и четкости в живописи. Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей – каждый из них по-своему выступил против академизма предыдущих школ, обогатив живопись новой техникой.

8) Постимпрессионизм – к концу XIX века живописцы зашли еще дальше, став извращать реальность на свой вкус. Ван Гог, Гоген, Тулуз Лотрек, Сёра перестали гнаться за какой-либо правдоподобностью и представили мир таким, каким его видели.

9) Модернизм – к началу XX вв. модернисты окончательно порвали с реальностью и стали рисовать невообразимые картины, плоды своих фантазий. Каждый художник рождал целое течение: Пикассо — кубизм, Дали — сюрреализм, Мунк — экспрессионизм, Кандинский и Малевич – абстракционизм. Многие из них также породили отдельные направления живописи (супрематизм, фовизм, дадаизм), но все они уживаются под определением модернизма.

История моды: стили десятилетий в картинках

О понятии “стиль” можно узнать из совершенно разных источников: книги, интернет, журналы, фильмы. И, конечно, стилист или просто неравнодушный к моде человек, должен понимать не только отличительные черты каждого стиля, но и ориентироваться в истории, понимать характерные элементы в одежде каждой эпохи.

На очередном занятии в имидж-агенстве Fashion Monday, где я прохожу обучение по специальности “имиджмейкер, стилист”, преподаватель подробно рассказывала о стилях разных десятилетий, ключевых дизайнерах каждой эпохи, политической ситуации в мире и настроениях в обществе соответствующего времени. После занятия я получила домашнее задание составить коллаж, показывающий тот или иной стиль или эпоху.

Вообще мне самой, порой, не хватает подачи информации в виде картинок, что очень наглядно, понятно и удобно: ведь можно просто сохранить изображения на телефон. Картинки, разумеется, не расскажут подробную историю, скорей, просто вызовут у вас нужные ассоциации, благодаря которым, в памяти тут же всплывет вся прочитанная когда-то теория. 

 1910

“Декаданс”. 

В это время мода являлась диктатом, существовали определенные правила внешнего вида (крой, длина юбки, стиль прически и пр.), которые должны были строго соблюдаться. И лишь с 60-х годов люди начинают стремится быть стильными, то есть не следовать диктату моды, а быть не похожими на остальную часть  общества, появился, так называемый, “уличный стиль”.

Дизайнером первого десятилетия 20 века можно назвать Поля Пуаре, который рискнул предложить женщинам избавиться от корсета и сделать выбор в пользу расслабленных, прямых силуэтов. Однако его идеи не прежились у дам того времени.

Пуаре работал в стиле “Арт Нуво”, вдохновлялся “Дягилевскими сезонами”, русскими костюмами, восточными мотивами и творчеством Леона Бакста. Создал “хромую юбку”, которая отличалась тем, что была очень узкая снизу, что вызывало неудобства для женщин во время ходьбы.

 1920 

Эмансипация, “Арт-Деко”.

20-е годы проходят в стиле “Арт Деко”, название которого происходит от парижской выставки современных, декоративных и промышленных искусств 1925 года.

Дизайнер этого времени: Коко (Габриэль) Шанель.

Характерные черты стиля 20-х годов: строгая закономерность формы, конструктивизм, футуризм, трикотаж, прямой силуэт, отсутствие корсетов, заниженная талия, шляпы, стиль “а-ля гарсон” (“как мальчик”), ставший особенно популярным в конце 20-х.

Стиль десятилетия и дух того времени отлично переданы в нашумевшем фильме “Великий Гэтсби”.

 Лучшие книги и фильмы о моде и стиле

 1930 

“Гламурные годы”

В 30-е годы мода напрямую связана с настроением общества и политической ситуацией в мире. В 1929 году произошел кризис банковской системы, процветала безработица. А в 1933 году приходят национал-социалисты во главе с Гитлером, наступает время Великой депрессии. На фоне нищеты и безработицы сверкают роскошью и изысканностью голливудские дивы, на которых мечтают быть похожими все женщины.

Дизайнер десятилетия: Адриан, который считается основателем “бельевого стиля”.

Характерные черты стиля 30-x: голливудские дивы, Грета Гарбо, “фабрика грез”, длинные платья из роскошных тканей, шикарные прически, красная помада, украшения пр.

 1940 

“Женщина-соседка”, Pin-up

Идет Вторая Мировая Война, все мужчины на фронте, а женщины ждут их дома, мечтая о мире. Многие Модные дома закрываются, и немцы намерены перенести столицу моды из Парижа в Берлин. Из-за нехватки тканей Совет по вопросам производства издает Указ, ограничивающий использование тканей в пошиве одежды. В связи с этим юбки стали прямыми, и мода стала более простой и лаконичной. Центром моды становиться Америка.

Зарождается стиль Pin up (“прикалывать”,  “плакат, прикалываемый на стену”), который является, скорей, стилем плакатов, чем одежды: яркие изображения красивых, полуобнаженных девушек, поднимающие настроение американским солдатам. Самые знаменитые модели pin-up: Бетти Пейдж, Мэрилин Монро и Бетти Грейбл.

 1950 

“Буржуазные годы”, “New look”

Война закончилась, и, наконец-то, наступило время веселья, мира, надежды и радости. Женщинам вновь хочется быть шикарными, женственными и они с радостью надевают корсет, который возродил Кристиан Диор в своей коллекции “New Look” 1947 года. Прямые силуэты с заниженной талией от Шанель отошли на второй план, и женщины облачились в диоровский New Look: женственный силуэт с пышной миди-юбкой и осиной талией, затянутой в корсет.

Одежда от Диора была очень дорогой, так как для пошива одного платья тратилось очень много роскошных тканей. По этой причине дизайнера даже называли “Диор-расточитель”.

Безусловно, обычные люди не могли себе позволить такие шикарные наряды, и в начале 50-х годов в Великобритании зарождается субкультура “Teddy Boys”: выходцы с окраин, которые никогда не знали роскоши и просто подражали “золотой молодежи”. Характерными чертами их стиля являлись элементы дорогого костюма, бабочка в стиле “вестерн”, ботинки на толстой резиновой подошве, прямой пиджак-сюртук, узкие брюки с завышенной талией. Женщины либо копировали мужской стиль, либо заменяли брюки прямой юбкой, галстук – платком.

 1960 

“Бэйби-бумеры”

Послевоенные дети растут в достатке, любви и заботе, их называют “бэйби-бумеры”. Зарождается субкультура Mods (“моды”), девиз которой гласил: “Если у тебя чего-то нет, значит ты этого не хочешь”. Эта субкультура схожа с современными хипстерами.

Появляются творческие профессии, такие как: дизайнер, фотограф, маркетолог. Молодые люди стремятся добиться чего-то своими силами, живут целью, ключ к успеху для них – 100% вера в себя. Развлекаются в клубах и употребляют “интеллектуальный” наркотик – амфитамин.

Параллельно с Mods возникает похожая субкультура: Psychedelic Mods (конец 50-х – нач. 60-х). Эти молодые люди заменили амфетамин на ЛСД, отчего и характерными чертами стиля этой субкультуры являлись гипертрофированная радость, безумные принты, кислотные цвета, иллюзии и странные формы.

В 60-е годы девушки отрезают волосы, надевают мини, стремятся к фигуре “прямоугольник” и образу кумира того времени Твигги.

Дизайнеры: Мэри Куант, Андре Куреж, Ив-Сен-Лоран

Характерные черты стиля 60-х: инфантильность, колледж-стайл, короткие стрижки, стрелки, детское лицо, образ девочки-подростка, baby-look, school girl, гладкое каре, мини-юбки, А-силуэт, геометрия, принт, цветные колготки, гольфы, воротнички.

 1970 

“Хиппи”

Хиппи – это те же “бэйби-бумеры”, которые были отправлены на войну во Вьетнаме, к чему эти избалованные жизнью молодые люди были совершенно не готовы. Они хотели заниматься творчеством, быть ближе к природе, пропагандировали “свободную любовь”, отсюда и пошли всем известные “девизы” хиппи: “make love, don’t war”, “all you need is love”.

Главным событием стал рок-фестиваль Woodstock, прошедший с 15 по 18 августа 1969 года на одной из ферм в сельской местности городка Бетел и  стал актом протеста против войны во Вьетнаме.

Фестиваль посетило более полмиллиона человек, тем не менее, за три дня произошло всего лишь три смерти (к тому же – естественные), что очень хороший показатель для мероприятия с участием такого большого количества людей. А спустя 9 месяцев произошел бум рождаемости).

Характерные черты стиля 70-х: натуральные ткани, “деревенский” стиль, джинсы, небрежность, спутанные волосы, этника, цветочные принты, повязки на голове, длинные юбки, сандалии, клёш. Но не только стилем хиппи можно охарактеризовать это десятилетие, так как оно сочетало множество разных стилей: этно, романтика, фольклор, спорт, милитари, сафари, диско, унисекс, панк, классика.

В 70-е годы появляется понятие  Pret-a-porter. Несколько раз в год в Париже проходили демонстрации готовой одежды, а с середины 70-х дизайнеры начали показывать свои коллекции и в других столицах (Токио, Милан, Лондон, Нью-Йорк и др.).

Дизайнеры: Соня Риккель, Кензо, Вивьен Вествуд. 

 1980  

“Чрезмерная пошлость” , Мадонна, “Интердевочка”

Все то безумное и безвкусное, что можно себе представить – это стиль 80-х. В моде здоровый образ жизни, аэробика, подтянутое тело.

Характерные черты стиля 80-х: Т-образный силуэт, подплечники, мини, спортивный стиль, леггинсы кислотных цветов, “мокрая химия”, яркие тени, нанесенные до самых бровей, брюки-бананы, пайетки, стразы, боди, агрессивная сексуальность.

“Дорогой” стиль 80-х показан в культовом сериале того времени “Династия”: шикарные костюмы с подплечниками, объемные, сложные прически.

Романтичный стиль 80-х годов ассоциировался с иконой стиля того времени Принцессой Дианой и ее свадебном платьем, которое создали Элизабет и Дэвид Эмануэль из 40 метров роскошного шелка и старинного английского кружева.

Субкультуры:  хип-хоп, готика, преппи

Дизайнеры: в разных слоях общества были востребованы такие бренды, как Versace, Giorgio Armani,  Moschino, Chanel, Nike, Adidas, Vivienne Westwood, Yves Saint Laurent, Salvatore Ferragamo, Jimmy Choo, Manolo Blahnik, Jean Paul Gaultier.

 1990 


Миллениум, Конец света, неопределенное будущее, поколение MTV

 

Конец 20 века стал временем радикальных перемен в политической системе разных стран (падение Берлинской стены, распад СССР). И в моде тоже происходит некое переосмысление, размышления над тем, чего достиг мир к концу тысячелетия.

Мода превращается в целую индустрию, появляются рекламные компании брендов, транслирующиеся по телевидению и сети интернет, становятся популярными профессии стилиста и имиджмейкера, а также становится важен собственный, индивидуальный стиль, отражение своего “Я” с помощью одежды. 

Знаменитые модели 90-х (Синди Кроуфорд, Линда Евангелиста, Клаудиа Шиффер, Наоми Кэмбэл, Кристи Тарлингтон, позже – Кейт Мосс) стали образцами для подражания, демонстрирующие все достижения индустрии красоты.

Появляется “интеллектуальная” одежда; разрушение привычных форм; стили авангард, футуризм и техно.

Дизайнеры: Gucci, Жан-Поль Готье, Givenchy,  Calvin Klein, Hugo Boss,  Марк Джейкобс,  Donna Karan,  Мартин Марджела и др.

Характерные черты стиля 90-х: гранж, Курт Кобейн, рубашки в клетку, рейв, минимализм, спортивный шик, Spice Girls, массивные ботинки “гриндерсы” разных цветов, спортивные штаны с заниженной талией, короткие топы, оголенный живот, мини, кроссовки, бейсболки, джинсы.

 

 2000, 2010 

О моде нового тысячилетия говорить еще очень рано, однако ясно, что она во многом опирается на то, “что уже было”. Дизайнеры черпают вдохновение из стилей всех рассмотренных нами десятилетий, называют модными тенденциями то, что носили наши родители, бабушки и даже пробабушки. И даже субкультура “хипстеры”, ставшая популярной совсем недавно, – это возвращение движения Mods из 60-х годов. 2000-е – это очень быстрая смена модных трендов, смешение стилей, эксперименты.

Follow

Rita Maslova

Спасибо за внимание!)

Рита Маслова – блогер, дизайнер, фотограф, стилист, мама из Москвы. Пишу о моде, «макияжу» и показываю много образов на видео в instagram, веду Ritalifestyle.com с 2014 года. Предметный фотограф, content creator, снимаю для брендов.

Find me on: Web | Facebook

Предложения со словосочетанием СТИЛЬ ЭПОХИ

Стиль эпохи говорит сам за себя. Я специально сохраняю орфографию и пунктуацию всех документов — в них тоже проявляется стиль эпохи, её голоса. Причёска — в соответствии со стилем эпохи. И это странно, коли мы обнаружили устойчивое влечение автора к стилю эпохи барокко, чьи страсти и крайности впитал его повествователь. Он бросается в тёмный океан исторического бытия народов и проникает в души рас и культур, в стили эпох.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: материальность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Стиль эпохи отмечен спокойствием, взвешенностью наряду с внутренней страстностью. Стиль эпохи формируется, в частности, благодаря предпочтительному использованию в ходе творческой деятельности тех или иных жанров. Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства. Чижевский — украинской) рассматривали теорию литературных стилей эпохи, построенную на части типологических обобщений исследуемых явлений. Поэтический стиль эпохи (курсив мой. Правомерна ли тогда вообще постановка вопроса о стиле эпохи? Европейские традиции использования тканей для оформления помещения во многом определялись общей направленностью художественного стиля эпохи. На нём вполне уже могут быть деревья и кустарники, используя которые можно разбить сад в английском стиле эпохи романтизма. Стиль эпохи складывается не только из стилистики отдельных видов искусств, но и идеологии общества, поведения людей в данной социально-политической обстановке, форме одежды, направленности литературы и даже из музыкальных вкусов времени. Однако в целом в одной эпохе все виды искусств обладают единой стилистической направленностью, что и объединяет их с одной стороны в одном времени, а с другой создаёт тот единый стиль эпохи, который выделит её среди других столь же значимых историко-культурных образований. Так, лапласовский детерминизм можно считать чистым умозрением, можно обнаруживать в нём нечто актуальное для науки своего времени — а можно видеть в нём скрытое умонастроение и даже своего рода стиль эпохи. Для художника стиль эпохи не только достоверное изображение архитектуры, предметов быта, одежды, вооружения, присущих данному времени, но и само понимание основных изобразительных закономерностей, свойственных этому времени. Окружённый магическим орнаментом, джехангир, главный герой наших «Сказаний» и «Автобиографии», занимает своё особенное место в стиле эпохи. Если необходимо, к примеру, исследовать композицию одного произведения искусства, то следует исходить не только из более крупной системы, в которую входит искомая (творческий метод художника, определяемый стилем эпохи и т. Стиль эпохи, личностной игры (например, моды) или социального, общего «плана» жизни (официальной культуры) выдают культуру. Отсюда ясно, какое значение в садовом искусстве имели не только «великие стили», стили эпохи, но и индивидуальные стили. Это был общий стиль эпохи, под который «причесали» и немецкого учёного. Гнёздышко, где он встречался со своей фавориткой, было со вкусом отстроено в стиле эпохи ренессанса. Конечно же, картина не вписывалась и не вписывается в рамки стиля эпохи, принятых норм, оценки мастерства того времени. Читатель и зритель воспринимают мир таким, каким его задаёт монументальный стиль эпохи, преисполненный телесности. Они замечательно воссоздают атмосферу, стиль эпохи, которые не всегда можно уловить в документах. Подделать действительно можно всё, вплоть до стиля эпохи, сюжетов и почерка. Причёска — в соответствии со стилем эпохи. Карнизы, наличники, мозаика пола экспозиционных залов точно воспроизводили стили эпох. Постепенно, однако, образуется стиль эпохи, то есть в некотором роде внешняя субъективная форма. Когда дом был роскошно оформлен в стиле эпохи, с обилием шёлковых драпировок, позолоты и хрустальных люстр, молодые хозяева устроили в нём большой приём. Вместе с золотистым одуванчиком она утратила свою драгоценную экстравагантность, но больше соответствовала стилю эпохи. Так, в рассматриваемый период одновременно возникли и параллельно развивались сразу два ведущих стиля эпохи — барокко и классицизм. Чтобы понять и прочувствовать стиль эпохи, необходимо научиться любованию рокайлями и виньетками, настроиться на мечтательный лад. Если настенные рисунки отражали реальные условия жизни первобытных охотников, то в женских статуэтках ярко проявился стиль эпохи. За небольшими исключениями, без которых история не обходится, это был общий стиль эпохи, в которой даже люди высшей власти довольствовались аскетическим бытом. Стиль эпохи охватывает не только область культуры, отдельные искусства, он подчиняет себе все стороны жизни: науку, политику, религию, быт. Стилевые особенности вердюр с течением времени менялись, следуя общему направлению стиля эпох. Стиль эпохи, художественного явления, социальной формации проявляет себя через индивидуальное начало. Она несёт на себе печать личности художника, стиля эпохи, и в ней же воплощено чисто-и-вечно-художественное. Отсюда следует, что сознательное искание художником индивидуального почерка или стиля эпохи не имеет большого смысла. Тем не менее, общий стиль, как единство художественных признаков, характерных для данного периода, искусство может подсказать, а знакомство со стилем эпохи даёт возможность установить прямую связь между культурой и сознанием. Интересным парадоксом является то, что всё перечисленное — это ответ современного капитализма в стиле средневекового феодализма, в стиле замкнутого хозяйства, в стиле эпохи формирования национальных государств.

Неточные совпадения

Универсальная рациональность, предполагает, в частности, соответствие требованиям логики и требованиям господствующего в конкретную эпоху стиля мышления. Сложившийся в данную эпоху стиль мышления, функционирующие в массовом сознании установки, идеалы и принципы находят весьма своеобразное философское оформление и оценку в интеллектуальной деятельности конкретного мыслителя.

Предложения со словосочетанием СТИЛЬ ЭПОХИ

Стиль эпохи говорит сам за себя. Я специально сохраняю орфографию и пунктуацию всех документов — в них тоже проявляется стиль эпохи, её голоса. Причёска — в соответствии со стилем эпохи. И это странно, коли мы обнаружили устойчивое влечение автора к стилю эпохи барокко, чьи страсти и крайности впитал его повествователь. Он бросается в тёмный океан исторического бытия народов и проникает в души рас и культур, в стили эпох.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: топливозаправщик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Стиль эпохи отмечен спокойствием, взвешенностью наряду с внутренней страстностью. Стиль эпохи формируется, в частности, благодаря предпочтительному использованию в ходе творческой деятельности тех или иных жанров. Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства. Чижевский — украинской) рассматривали теорию литературных стилей эпохи, построенную на части типологических обобщений исследуемых явлений. Поэтический стиль эпохи (курсив мой. Правомерна ли тогда вообще постановка вопроса о стиле эпохи? Европейские традиции использования тканей для оформления помещения во многом определялись общей направленностью художественного стиля эпохи. На нём вполне уже могут быть деревья и кустарники, используя которые можно разбить сад в английском стиле эпохи романтизма. Стиль эпохи складывается не только из стилистики отдельных видов искусств, но и идеологии общества, поведения людей в данной социально-политической обстановке, форме одежды, направленности литературы и даже из музыкальных вкусов времени. Однако в целом в одной эпохе все виды искусств обладают единой стилистической направленностью, что и объединяет их с одной стороны в одном времени, а с другой создаёт тот единый стиль эпохи, который выделит её среди других столь же значимых историко-культурных образований. Так, лапласовский детерминизм можно считать чистым умозрением, можно обнаруживать в нём нечто актуальное для науки своего времени — а можно видеть в нём скрытое умонастроение и даже своего рода стиль эпохи. Для художника стиль эпохи не только достоверное изображение архитектуры, предметов быта, одежды, вооружения, присущих данному времени, но и само понимание основных изобразительных закономерностей, свойственных этому времени. Окружённый магическим орнаментом, джехангир, главный герой наших «Сказаний» и «Автобиографии», занимает своё особенное место в стиле эпохи. Если необходимо, к примеру, исследовать композицию одного произведения искусства, то следует исходить не только из более крупной системы, в которую входит искомая (творческий метод художника, определяемый стилем эпохи и т. Стиль эпохи, личностной игры (например, моды) или социального, общего «плана» жизни (официальной культуры) выдают культуру. Отсюда ясно, какое значение в садовом искусстве имели не только «великие стили», стили эпохи, но и индивидуальные стили. Это был общий стиль эпохи, под который «причесали» и немецкого учёного. Гнёздышко, где он встречался со своей фавориткой, было со вкусом отстроено в стиле эпохи ренессанса. Конечно же, картина не вписывалась и не вписывается в рамки стиля эпохи, принятых норм, оценки мастерства того времени. Читатель и зритель воспринимают мир таким, каким его задаёт монументальный стиль эпохи, преисполненный телесности. Они замечательно воссоздают атмосферу, стиль эпохи, которые не всегда можно уловить в документах. Подделать действительно можно всё, вплоть до стиля эпохи, сюжетов и почерка. Причёска — в соответствии со стилем эпохи. Карнизы, наличники, мозаика пола экспозиционных залов точно воспроизводили стили эпох. Постепенно, однако, образуется стиль эпохи, то есть в некотором роде внешняя субъективная форма. Когда дом был роскошно оформлен в стиле эпохи, с обилием шёлковых драпировок, позолоты и хрустальных люстр, молодые хозяева устроили в нём большой приём. Вместе с золотистым одуванчиком она утратила свою драгоценную экстравагантность, но больше соответствовала стилю эпохи. Так, в рассматриваемый период одновременно возникли и параллельно развивались сразу два ведущих стиля эпохи — барокко и классицизм. Чтобы понять и прочувствовать стиль эпохи, необходимо научиться любованию рокайлями и виньетками, настроиться на мечтательный лад. Если настенные рисунки отражали реальные условия жизни первобытных охотников, то в женских статуэтках ярко проявился стиль эпохи. За небольшими исключениями, без которых история не обходится, это был общий стиль эпохи, в которой даже люди высшей власти довольствовались аскетическим бытом. Стиль эпохи охватывает не только область культуры, отдельные искусства, он подчиняет себе все стороны жизни: науку, политику, религию, быт. Стилевые особенности вердюр с течением времени менялись, следуя общему направлению стиля эпох. Стиль эпохи, художественного явления, социальной формации проявляет себя через индивидуальное начало. Она несёт на себе печать личности художника, стиля эпохи, и в ней же воплощено чисто-и-вечно-художественное. Отсюда следует, что сознательное искание художником индивидуального почерка или стиля эпохи не имеет большого смысла. Тем не менее, общий стиль, как единство художественных признаков, характерных для данного периода, искусство может подсказать, а знакомство со стилем эпохи даёт возможность установить прямую связь между культурой и сознанием. Интересным парадоксом является то, что всё перечисленное — это ответ современного капитализма в стиле средневекового феодализма, в стиле замкнутого хозяйства, в стиле эпохи формирования национальных государств.

Неточные совпадения

Универсальная рациональность, предполагает, в частности, соответствие требованиям логики и требованиям господствующего в конкретную эпоху стиля мышления. Сложившийся в данную эпоху стиль мышления, функционирующие в массовом сознании установки, идеалы и принципы находят весьма своеобразное философское оформление и оценку в интеллектуальной деятельности конкретного мыслителя.

Строгий стиль — Сайт ludustonalis!

«Произведения эпохи строгого стиля поражают    возвышенностью   полета, суровым    величием, какою-то лазурной, безмятежной чистотой и прозрачностью»                                

Герман  Ларош

 

Полифония  Возрождения  (Строгий  стиль)

 

     Строгий стиль – так именуется эпоха расцвета полифонического искусства с середины XV до конца XVI века. В это время были найдены и теоретически осмыслены важнейшие средства полифонии: контрапункт, имитация, канон. Музыка строгого стиля регламентируется системой строгих правил и норм, связанных прежде всего с вокальной природой этого искусства.

  • Исполнительский состав – хор a capella с его как бы нематериальной звучностью.
  • Образный строй – возвышенный и сдержанный; отсутствуют контрасты, яркие нарастания и кульминации; музыка течёт сосредоточенно и плавно.
  • Ладовая основа – система диатонических семиступенных ладов: I — дорийский, II — гиподорийский, III — фригийский, IV — гипофригийский, V — лидийский, VI    — гиполидийский, VII   — миксолидийский, VIII  — гипомиксолидийский. Основные ладовые категории средневековых ладов: финалис (конечный тон), амбитус (объём напева), реперкусса (тон повторения, псалмодирования). Соотношение финалиса, амбитуса и реперкуссы образует основу структуры каждого лада.
  • Мелодика спокойная, плавная, уравновешенная. Диапазон не должен превышать дуодецимы. Основой мелодии является поступенное движение: ход более, чем на секунду  считается скачком. Скачок не должен превышать квинту (возможен восходящий скачок на малую сексту и чистую октаву). Скачок должен быть уравновешен движением в  противоположном направлении. Запрещены хроматизмы, секвенции, повторы звука, скачки на увеличенные и уменьшённые интервалы, поступенные ходы, обрисовывающие тритон. Примеры мелодий строгого стиля

                                                                                    Джованни Пьерлуиджи да Палестрина

                                                                                              ЖоскенДепре

  • Ритмические нормы полифонии строгого стиля:

           — метр 2/1 (CC), 3/1, 4/1, 2/2, 3/2, 4/2(С), реже 5/2, 6/2;

           — длительности крупные: бревис, целые, половинные, четверти;

           — постепенный  переход от крупных  длительностей к мелким на слабой доле

          — дробление сильной доли возможно, если весь такт заполнен равными короткими                          длительностями или если сильная доля слигована с предыдущей

         — нельзя слиговывать короткие ноты с длинными на сильном времени     

         — мелодии в разных голосах складываются из фраз разной длины, слоги текста и словесные ударения в разных голосах также не совпадают – всё это вместе с разновременностью вступлений и каденций сглаживает регулярную метрическую пульсацию, создаёт впечатление метрической свободы и текучести. 

  • Созвучия характеризуются стремлением к простоте и полнозвучию. Консонансы преобладают. Диссонанс обязательно готовится и разрешается в консонанс. Вертикаль трактуется как сумма интервалов. Уступая функциональной гармонии в динамике и функциональной ясности, строгий стиль выигрывает в выборе созвучий и нестандартности их последования.

 

Выполните задания

1. Пропойте или сыграйте мелодии в ключах До:

а)

2. Определите лад мелодии

а)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *