Стили и эпохи: Эпохи и стили — все самое интересное на ПостНауке

Хронология западноевропейского искусства | by Eggheado | Eggheado: Art

Тема: Творчество

Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado!

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Они не имеют четких границ, плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. Именно по этому часто так сложно отличить один от другого. Многие из стилей в искусстве сосуществуют одновременно и поэтому «чистых» произведений (живописи, архитектуры и пр.) вообще не бывает.

Тем не менее, понимание и умение различать стили во многом зависит от знания истории. Когда мы разберемся в истории формирования и трансформации западноевропейского искусства, станет более понятны черты и исторические особенности каждого стиля.

Древний Египет

Искусство Древнего Египта, равно как и предшествующее ему искусство Месопотамии де факто не являются западноевропейским. Но оно оказало значительное влияние на минойскую и, опосредованно, на древнегреческую цивилизацию. Характерными чертами египетского искусства является огромное значение погребального культа, ради которого создавалось множество художественных произведений, имевших для современников более утилитарную функцию.

Древняя Греция

Античное древнегреческое искусство заложило основы для развития всего европейского искусства в дальнейшем, создав ряд эталонных образцов (например, Парфенон и Венера Милосская). Греки создали идеальные образцы классической скульптуры. Значительным (но оказавшим гораздо меньшее влияние на последующие поколения) был жанр вазописи. Образцы живописи Древней Греции не сохранились.

Парфенон

Характеристика изобразительного языка — идеальность облика, просчитанный анатомический канон, гармония и уравновешенность, золотое сечение, учитывание оптических искажений. На протяжении следующих веков искусство несколько раз будет обращаться к наследию Древней Греции и черпать из него идеи.

Древний Рим

Древнеримское искусство испытало влияние как древнегреческого, так и местного италийского искусства этруссков. Наиболее значительными памятниками этого периода являются мощные архитектурные сооружения (например, Пантеон), а также тщательно разработанный скульптурный портрет. До нас также дошло большое количество живописных фресок.

Пантеон

Раннехристианское искусство воспримет из римского иконографию и типы архитектурных сооружений, значительно переработав их под воздействием новой идеологии.

Искусство Средневековья характеризуется упадком изобразительных средств по сравнению с предшествующей эпохой античности. Наступление Тёмных веков, когда было утрачено большое количество как навыков, так и памятников, привело к бо́льшей примитивизации произведений искусства.

Дополнительный аспект — приоритет духовного, а не телесного, что вело к ослаблению интереса к материальным предметам и к более заметной обобщенности, огрублению произведений искусства.

ВизантияВизантийская мозаика (V век)

Византийское искусство сначала было наследником позднеримского, обогащенного богатой христианской идеологией. Характерными чертами искусства этой эпохи является сакрализация, а также возвеличивание императора. Из новых жанров: превосходные достижения в жанре мозаики и иконописи, из старых — в храмовой архитектуре.

Раннее Средневековье

Искусство раннего Средневековья (примерно до XI вв.) создается в Тёмные века, когда ситуация осложняется миграциями варварских народов по территориям бывшей Римской империи.

Практически все сохранившиеся памятники этого периода — иллюминированные рукописи, хотя можно также найти архитектурные объекты и небольшие декоративно-прикладные изделия.

Романика

Романское искусство (XI—XII вв.) продолжалось, пока на смену ему не пришла готика. Это был период повышения благосостояния европейцев, и впервые можно увидеть общеевропейский стиль, последовательно встречающийся от Скандинавии до Испании.

Роспись крипты базилики Святого Исидора

Характерные черты: энергичные и прямые формы, яркие цвета. Основной жанр — архитектура (толстостенная, с использованием арок и сводов), но витражи, работа по эмали также становятся важным жанром. Развивается скульптура.

ГотикаФрагмент витражного окна

Готика (XIII— XVI гг.) — следующий интернациональный стиль, охвативший Европу. Возник во Франции, как следующая ступень развития приемов архитектуры. Самой узнаваемой деталью готики является стрельчатая арка, витраж. Активно развивается сакральная живопись.

Проторенессанс

В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом.

Фреска «Поцелуй Иуды», Джотто

Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык.

Наступление эпохи Ренессанса кардинально меняет идеологию. Сакральное отходит на второй план, активно проявляется интерес к человеческой личности, индивидуальности (благодаря этому расцветает жанр портрета). Художники и скульпторы оглядываются на искусство античности, пытаются следовать его эталонам и задачам.

Происходит открытие перспективного построения, а также светотени. Живописцы одновременно сочетают высокую техничность и навыки в изображении натуры с гуманистическими идеалами, верой в красоту и попытками создать идеальные сбалансированные гармоничные произведения.

«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли

Благодаря обращению к античности, в искусстве появляются не только забытые жанры, но и персонажи — античные боги, которые становятся также популярными, как изображение христианских персонажей.

Позднее Возрождение (маньеризм)

Маньеризм является финальной стадией Возрождения (середина XVI — 90-е годы XVI века), переходной к эпохе барокко. Для маньеризма характерна потеря гармоничности Ренессанса, кризис личности, обращение к более мрачным, искривленным или динамичным трактовкам.

«Снятие с креста», Якопо Понтормо.

Барокко

Барокко (XVII—XVIII вв.), тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.

«Юноша с корзиной фруктов», Караваджо

Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность. Основные направления, русла барокко: веризм (натуралистическая достоверность и сниженная, бытовая тематика, интерпретация мотива), классицизм, «экспрессивное барокко». Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Рококо

Рококо — направление в искусстве XVIII века, в основном придворное «жеманное» искусство.

«Танцующая Камарго» , Никола Ланкре

Характерно стремление к легкости, грациозности, изысканности и прихотливому орнаментальному ритму, фантастические орнаменты, прелестные натуралистические детали.

Классицизм

Классицизм возникает в XVII веке и развивается параллельно с барокко.

Затем заново он появляется в период Французской Революции (в западной историографии этот период принято иногда называть неоклассицизмом, так как еще один классицизм был во Франции перед наступлением эпохи барокко. В России подобного не было, и поэтому принято называть исключительно «классицизмом»). Популярен был до начала XIX века.

«Амур и Психея», Антонио Канова

Для стиля характерно следование принципам античного (греческого и римского искусства): рационализм, симметрия, целенаправленность и сдержанность, строгое соответствие произведения его форме.

Романтизм

Идейное и художественное направление конца XVIII 18 — 1-й половины XIX вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века. Романтизм возник сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону.

«Странник над морем тумана», Каспар Давид Фридрих,

Романтизм — это эстетическая революция. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности.

Сентиментализм

Умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.

Прерафаэлитизм

Направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.

Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело.

Историзм (эклектика)

Направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Для него характерно использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика,неорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль).

Реализм

Эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. Возник во второй половине XIX века и был распространен вплоть до XX.

«СмертьМадзини», С. Лега

В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен.

Импрессионизм

Направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

«Впечатление. Восходящее солнце», Клод Моне

Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.

Модернизм и авангард

Эти направления в искусстве XX века стремились найти что-то совершенно новое, утвердить нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.

Из-за того, что до сих пор не существует теорий и типологии модернизма и авангарда (авангардизма) как литературно-художественных явлений, разброс мнений о соотношении двух этих понятий варьируется от их полного противопоставления до полной взаимозаменяемости.

«Икона» мирового авангарда — «Чёрный квадрат», Казимир Малевич

В целом новейшее время в искусстве можно охарактеризовать как стремление ко всему новому и нетрадициональному. Присутствует сильное смешение школ и стилей.

Также к эпохе Новейшого времени принадлежать следующие стили:

  • Модерн
  • Ар деко
  • Постимпрессионизм
  • Фовизм
  • Кубизм
  • Экспрессионизм
  • Сюрреализм
  • Примитивизм
  • Поп-арт

Сегодня в статье вы узнали хронологию возникновения стилей западноевропейского искусства. Про некоторые из них уже подробно писалось ранее. Про остальные вы еще узнаете много нового в следующих статьях.

По материалам: wikipedia.org, museum-online.ru

Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.

Eggheado — это познавательная статья к завтраку.

Направления и стили в искусстве — Возрождение

Просмотров: 59097

Рейтинг: 5 / 5

Пожалуйста, оцените Оценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Оценка 5  

Возрождение, эпоха в истории культуры Европы

Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты антифеодальной в своей  основе культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода «возрождение» его (отсюда и название).
Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии — XIV-XVI вв., в других странах — XV-XVI вв.), его территория распространении и национальных особенностях.

Областями, в которых с особой наглядностью проявилось переломное значение эпохи Возрождения, стали архитектура и изобразительное искусство. Религиозный спиритуализм, аскетические идеалы и догматические условность средневекового искусства сменились стремлением к реалистическому познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума. Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность.
Коллективный опыт средневековых мастеров уступил место индивидуальному творчеству художника и архитектора. Возросла роль светской архитектуры (общественные здания, дворцы, городские дома) и светских жанров изобразительного искусства (портрет, пейзаж). Наиболее полно отличительные особенности культуры Возрождения проявились в искусстве Италии. Открытие чувственного богатства и многообразия реального мира сочеталось в итальянском искусстве с аналитическим изучением действительности; была последовательно разработана и теоретически обоснована художественная система реалистического изображения мира, подкреплённая научным изучением законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и светотеневой моделировки. Античное искусство было не только национальным классическим наследием и образцом, но и послужило отправной точкой в обращении итальянских художников к природе, в стремлении полнее раскрыть гармоничные закономерности бытия.
В итальянском искусстве Возрождения, не считая предренессансных явлений рубежа XIII и XIV вв.
(см. Проторенессанс), различают: Раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV — первая четверть XVI вв.) и Позднее Возрождение (XVI в.).
Передовая торгово-промышленная гуманистическая Флоренция (см. Флорентийская школа) стала в XV в. средоточием новаторства во всех видах искусства. Здесь были созданы многие произведения архитектуры Раннего Возрождения (Ф. Брунеллески, Микелоццо ди Бартоломмео, Л. Б. Альберти, Б. Росселлино, Дж. да Майано, Дж. да Сангалло). Античная ордерная система (см. Ордера архитектурные), творчески переосмысленная итальянскими архитекторами, внесла в зодчество Возрождения логическую соразмерность и гармоничная ясность, обогатила тектонику зданий. За пределами Тосканы выделялось гармоническое творчество Л. Лаураны в Урбино и красочные, ещё во многом готические постройки венецианских архитекторов. Опыты регулярной планировки и застройки городской площади (Пиенца), района или города, утопические мечты итальянских архитекторов и теоретиков архитектуры (Альберти, Филарете, Ф.
Ди Джорджо Мартини) и гуманистов об идеальном городе открывали новые перспективы градостроительству.
Художники Раннего Возрождения в Италии создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира. Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. В скульптуре (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо) получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реалистический портретный бюст, конный монумент. Для итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппе Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччелло, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо и С. Боттичелли во Флоренции, Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.

Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к античным сюжетам. В период Высокого Возрождения борьба за идеалы Возрождения приобрела напряженный и героический характер, отражая мечты об освобождении и объединении страны. Общенациональный подъём ярче всего выразился в архитектуре и изобразительном искусстве, отмеченных широтой общественного звучания, синтетическим обобщением действительности и мощью героических образов, полных духовной и физической активности. Сложившись во Флоренции, классический стиль Высокого Возрождения нашёл своё наивысшее выражение в произведениях, созданных в Риме; позднее в число ведущих центров выдвинулась Венеция (см. Венецианская школа). В архитектуре (Д. Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло) достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная соразмерность архитектурных образов; были созданы крупные архитектурные ансамбли, обладающие совершенством и художественной цельностью замысла, богатством и разнообразием композиционных решений.
Изменилось социальное положение художника, занявшего достойное место в общественной жизни. Творчество крупнейших мастеров Высокого Возрождения в Италии (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана) обладало разносторонностью и широтой охвата явлений действительности.
Со второй четверти XVI в. в Италии в условиях наступления феодальной, а затем и католической реакции искусство Высокого Возрождения переживало кризис, вызванный глубоким разочарованием в гуманистических идеалах Возрождения. Как следствие этого кризиса возникло антиклассическое в своей основе искусство маньеризма. Творчество мастеров, верных гуманистическим идеалам, приобрело сложный, драматический характер. В архитектуре Позднего Возрождения (Микеланджело, Дж. да Виньола, Джулио Романо, Б. Перуцци) возрос интерес к пространственному развитию композиции: здания всё больше подчинялись градостроительному замыслу, активнее вступали во взаимодействие с природной средой; ясная тектоника построек Раннего Возрождения сменилась большей напряжённостью и конфликтным столкновением тектонических сил. Ренессансные типы общественных зданий, виллы, дворца, принципы композиции городской площади и района получили богатую и сложную разработку (Я. Сансозино, Г. Алесси, М. Санмикели, А. Палладио).
Одной из главных тем живописных и скульптурных произведения позднего Микеланджело и картин Тициана стали трагическая непримиримость конфликтов, борьба и неизбежная гибель героя; небывалой глубины и сложности достигла психологическая характеристика образов. Реализм Позднего Возрождения (Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Якопо Бассано) обогатился пониманием противоречивости мира, интересом к изображению драматического массового действия, народным образам, взаимосвязи человека и среды, к пространственной динамике. Многие черты искусства Позднего Возрождения подготовили почву для новых тенденций, получивших развитие в последующие эпохи. Периоды развития искусства Возрождения в Италии и в странах к северу от Альп, как правило, не совпадают по времени, часто различны по формальному и идейному содержанию.
Общепринятое, но условное понятие «Северное Возрождение» (около 1500-40/80) применяется по аналогии с итальянским Возрождением к культуре и искусству XVI в. главным образом Германии, Нидерландов, Франции. На рубеже XIV и XV вв. в Нидерландах, а позднее во Франции и отчасти Германии отмечается зарождение новых черт в традиционно готическом искусстве, получивших своё полное гуманистическое выражение в XV-XVI вв. Одной из главных особенностей, характерных для искусства Возрождения в странах этого региона, является его генетическая связь с поздней готикой и взаимодействие местных традиций с искусством ренессансной Италии. В развитии искусства этих стран нет синхронности, как нет единства в эволюции разных его видов (архитектура, отчасти скульптура и декоративно-прикладное искусство отставали в своём развитии от миниатюры и живописи).
Истоки нового, реалистического в своей основе искусства Нидерландов и Франции следует искать на рубеже XIV и XV вв. в Бургундии, центре придворно-рыцарского позднеготического искусства.
В произведениях живописцев Ж. Малуэля, А. Бельшоза, М. Брудерлама, скульптора Клауса Слютера, в миниатюрах братьев Лимбург заметны стремление к созданию целостной картины мира, интерес и пристальное внимание к красоте и многообразию природного окружения человека, к индивидуальной характеристике полных жизненных сил образов; новая реалистическая форма (эмпирические попытки передачи пространственной глубины, интерес к световой насыщенности цвета, к верному натуре изображению пластического объёма) придавала старым, во многом ещё средневековым идеям новое жизненное содержание. XV в. был временем интенсивного формирования национальных европейских художественных школ, искусство которых, при всём их местном своеобразии, объединяли обращение к реальному миру как источнику художественных образов, к раскрытию индивидуальных черт личности, пристальное наблюдение природы и любование её красотой.
Нидерландская школа живописи XV в. (алтарные картины, портреты, миниатюры), новаторски переработавшая духовные и художественные традиции средневековой культуры, была важнейшей среди северно-европейских школ; она отмечена интересом к человеку и природе, пантеистическим восприятием мира, пристальным вниманием к ценности и неповторимости каждой детали и каждого явления, слитых с одухотворённым миром и таящих в себе глубокий символический смысл (работы Р. Кампена, крупнейшего мастера этой школы Я. Ван Эта, Д. Баутса, Хуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, Х. Мемлинга и др.). На рубеже XV и XVI вв. Х. Босх создавал сатирико-морализирующие картины, в которых обращался к наследию народной средневековой культуры. В XVI в. из Италии и Франции в архитектуру Нидерландов проникли классические принципы Возрождения, не получившие, однако, преобладающего развития. Под влиянием гуманистических идей и реформационных движений XVI в. религиозная картина утрачивала своё ведущее значение, получали развитие светские жанры: портрет (А. Мор, Я. ван Скорел), пейзаж (И. Патинир), бытовой жанр (Лука Лейденский). Эклектическому течению романизма, подражавшему художественным приёмам итальянского искусства, противостояло искусство, основанное на национальных традициях, широко отражавшее жизнь народа и социальные противоречия эпохи. Его наиболее ярким представителем был П. Брейгель.
Начало нового этапа в развитии искусства Германии относится к 1430-м гг. (Л. Мозер, Х. Мульчер, К. Виц). Собственно Возрождение началось в Германии на рубеже XV и XVI вв. и закончилось уже в 1530-40-х гг. Искусство Возрождения в Германии было тесно связано с национальной позднеготической традицией и несёт на себе отпечаток классовых битв. На него оказали большое влияние идеи Реформации и Крестьянской войны 1524-26, придав ему во многом социальную, а нередко и классовую направленность. Своеобразие немецкого Возрождения раскрывается в живописи и графике А. Дюрера, М. Нитхардта, Л. Кранаха Старшего, А. Альтдорфера, Х. Хольбейна Младшего, в острой публицистичности станковой и книжной графики, скульптуре Т. Рименшнейдера, Ф. Штоса (В. Ствоша), А. Крафта и др.
Во Франции искусство Возрождения развивалось на основе богатых местных готических традиций, его становлению способствовали знакомство с античным наследием (особенно на юге страны), культурные связи с Италией и Нидерландами. Для французского искусства XV в. характерны тонкая поэтичность и мягкий лиризм, стремление к иллюзорной передаче пространства, острота жизненных наблюдений (скульптура М. Коломба, портреты и миниатюры Ж. Фуке и С. Мармиона, картины Муленского мастера, Ж. Фуке и др.). В XVI в. в условиях складывающегося абсолютизма искусство французского Возрождения достигает расцвета. Возросший интерес к человеческой личности проявился в карандашном и живописном портрете (Ж. Клуэ Младший, Корнель де Лион, Э. и П. Дюмустье). В скульптуре гуманистический идеал Возрождения выразился в классически совершенных образах Ж. Гужона. Противоречия Позднего французского Возрождения, усиление драматического начала проявились в скульптурных группах и портретах Ж. Пилона.
Со второй половины XV в. в архитектуре Франции формируется изящный стиль Возрождения, проявившийся в королевских и дворянских замках, а также в городских особняках (П. Леско, Ф. Делорм, Ж. Дюсерсо, Ж. Бюллан).
Элементы стиля Возрождения в искусстве Англии (в большой мере под влиянием работавшего в Англии X. Хольбейна Младшего) нашли выражение в миниатюрном портрете (Н. Хиллиард, А. Оливер), в усадебном (рациональные по планировке кирпичные дома с холлом и галереей) и дворцовом строительстве. В Дании, Швеции и Финляндии черты Возрождения проявились в основном в архитектуре замков, усадеб и общественных зданий.
В Испании в условиях завершившейся лишь к концу XV в. Реконкисты в искусстве соединились героические идеалы и религиозный аскетизм, яркая национальная самобытность и сильное воздействие арабской культуры. Под влиянием Джотто и сиенской живописи, а также нидерландского искусства в Испании на местной почве сформировался национальный стиль, где преобладали суровые, аскетически выразительные фигуры и лики, торжественная декоративность. Традиционная склонность к пышной декоративности породила в XVI в. стиль платереско, в котором богатое скульптурное убранство сплошь покрывало стены, структурные членения зданий.
В XVI в. растущее влияние итальянского искусства Возрождения было плодотворно использовано в творчестве А. Берругете, Д. де Силоэ, А. Санчеса Коэльо и др. В проникнутых спиритуализмом и мистикой образах выразились трагические противоречия эпохи католической реакции (Л. Моралес, Эль Греко).
Искусство Португалии развивалось сходными с Испанией путями , обладая, однако, и местным своеобразием (Н. Гонсалвиш). Архитектурный стиль «мануэлино» (начало XVI в.) отличался от испанского платереско большей лаконичностью и сдержанностью декора.
Крупными центрами культуры и искусства Возрождения были также страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы — Хорватия, Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. В Хорватии культура Возрождения переживала расцвет в XV — начале XVI вв. в богатых торговых городах Дубровницкой республики на Адриатическом побережье (Дубровник, Трогир, Шибеник), испытывавших воздействие Италии (главным образом Венеции и Флоренции). Отдельные ренессансные черты в зодчестве уживались здесь с местными средневековыми (романскими и готическими) традициями (постройки Юрая Далматинца, Николы Флорентинца). Высокого уровня достигли ренессансная декоративная скульптура (архитектурно-скульптурное убранство капеллы Урсини в соборе в Трогире, 1468 — начало XVI в. , собора в Шибенике и др.) и алтарная живопись (Н. Божидаревич, Л. М. Добричевич и др.). Проводником влияний итальянского Возрождения в Центральной и Восточной Европе был в XV в. двор венгерского короля Матьяша Хуньяди (Корвина), где работали итальянские мастера. Стиль Возрождения, насаждавшийся в этом районе местной аристократией, получил широкое распространение в XVI — начале XVII вв. В наиболее чистом виде он проявился в архитектуре дворцов (в Буде и Вишеграде, ныне в Будапеште, Кракове, Праге и др.) и замков (в Чехии, Словакии и Польше), в которых использовались ордерные архитектурные элементы (главным образом в оформлении порталов и аркадных внутренних дворов), а также в убранстве церковных капелл (капелла Бакоца в Эстергоме в Венгрии; капелла Сигизмунда в соборе на Вавеле в Кракове, Польша). В городском строительстве (ратуши, дома богатых горожан) отдельные формы зодчества итальянского Возрождения сочетались порой с воздействием нидерландского маньеризма, а также местными строительными традициями, что придавало архитектуре каждой из стран своеобразные национальные черты (постройки в Кракове, Торуни, Казимеже-Дольны — в Польше; в Праге, Таборе, Тельче и др. — в Чехии; в Левоче, Прешове и др. — в Словакии). По схеме «идеального» ренессансного города, созданного итальянским архитектором Филарете, выстроены регулярные по планировке города Нове-Замки (Словакия) и Замосць (Польша; оба — 1580). Высокого уровня в Центральной и Восточной Европе достигли алтарная скульптура, сочетавшая позднеготические и ренессансные черты (работы В. Ствоша, Польша, и Павла из Левочи, Словакия), а также миниатюра, стенная и алтарная живопись (мастер Литомержицкого алтаря, Чехия; Мастер «MS», работавший в Словакии и Венгрии). Широкое распространение в Польше получили ренессансные скульптурные надгробия (Я. Михалович из Ужендова и др.). Развивались многие светские виды и жанры — декоративные росписи сграффито, портрет и др. В XVI в. влияния искусства Возрождения проникли также в Трансильванию (ныне северо-запад Румынии), Западную Украину (дома на площади Рынок во Львове) и Литву (Вильнюс, Каунас и др.). Некоторые учёные склоняются к более расширительному применению понятия «Возрождение», не ограничивая его территорию рамками Европы. Ряд востоковедов обращает внимание на ренессансные черты культуры отдельных стран Азии, Закавказья в определенные исторические периоды (например, Китая VIII-XII вв., Закавказья XII-XIII вв.) и считает возможным говорить о Возрождении в Китае, Закавказье. Возрождение рассматривается, таким образом, как всемирно-историческое явление. Эта проблема остаётся в науке дискуссионной.

Лит.: ВИИ, т. 3, М., 1962; ВИА, т. 5, М., 1967; Я. Буркгардт, Культура Италии в эпоху Возрождения, т. 1-2, СПБ, 1904-06; Вёльфлин Г., Классическое искусство, перевод с немецкого, СПБ, 1912; его же, Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса, [перевод с немецкого, Л.], 1934; Е. Ю. Фехнер, Нидерландская живопись XVI в., Л., 1949; В. Н. Лазарев, Происхождение итальянского Возрождения, т. 1-3, М., 1956-79; его же, Старые итальянские мастера, М., 1972; Б. Бернсон, Живописцы итальянского Возрождения, [перевод с английского], М., 1965; М. Я. Либман, Дюрер и его эпоха, М., 1972; О. Бенеш, Искусство Северного Возрождения, [перевод с английского], М. , 1973; Е. Ротенберг, Искусство Италии, М., 1974; Б. Р. Виппер, Итальянский Ренессанс XIII-XVI вв. Курс лекций, т. 1-2, М., 1977; Г. И. Шрамкова, Искусство Возрождения: Италия, Нидерланды, Германия, Франция, М., 1977; М. Дворжак, История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций, [перевод с немецкого], т. 1-2, М., 1978; Panofsky E., Renaissance and renaissances in Western art, v. 1, Stockh., 1960; Hughes J. Q., Lynton N., Renaissance architecture, L., 1962; Mьller Th., Sculpture in the Netherlands, Germany, France and Spain, 1400 to 1500, [Harmondsworth], 1966; Hay D., The Italian Renaissance in its historical background, L., 1966; Chastel A., Fafles, formes, figures, P., 1978; Levey M., Early Renaissance, Harmondsworth — [a.o.], 1979; Zippel G., Storia e cultura del Renascimento italiano, Padova, 1979; Hartt F., A history of Italian Renaissance art, L., 1980.

  • Веризм
  • Геометрический стиль
Родительская категория: История | Культура
Категория: Направления | Стили

Периоды, стили и эпохи — дизайн интерьера и архитектуры

Дизайн эпох, стилей и эпох

Для доступа к электронным ресурсам (электронным книгам и базам данных) требуется текущее имя пользователя и пароль FIT.

АРХИТЕКТУРА / ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА ПО ДЕСЯТИЛЕТИЯМ — Используйте РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК 

Чтобы найти книги по архитектуре за определенные десятилетия , используйте следующую стратегию поиска (например, для архитектуры 1930-х годов):

Архитектура (в Теме) и 1930? (во всех полях).

Использование «?» after выберет 1930, 1930-е или 1930-е годы в заголовке, описании или разделах содержания записи.

Если вы не получили никаких результатов для стиля архитектуры, который вы исследуете, введите описание архитектурного термина в «Все поля»

История дизайна — книги / электронные книги

100 лет архитектурного рисунка, 1900–2000 г. Итальянский интерьер, 1400–1700 (электронная книга)

Викторианские стеклянные миры: культура стекла и воображение 1830–1880

Книги / Электронные книги
(Нажмите, чтобы увидеть названия в OneSearch)

Ссылки по энциклопедии:

онлайн -ресурсы:

Примеры: 9000

. определенные десятилетия, в расширенном поиске введите каждый термин в поля « ТЕМА ». Обратите внимание, что десятилетия всегда пишутся как в тематических полях записей каталога. Внутренняя отделка и Архитектура являются общими предметными терминами, обозначающими дизайн интерьера.

Украшение интерьера (по субъекту) и 20th Century (по субъекту)
Архитектура (по субъекту) и 19 -й век (по субъекту)
Modern

(по субъекту)
Modern 9000
(по субъекту)
Modern

(по субъекту)
9000 1 (по субъекту) (по теме) и Архитектура (по теме)
Архитектура (по теме) и Философия (по теме)

Если вы получаете слишком много результатов с помощью описанной выше стратегии, вы можете ограничить поиск, введя десятилетие или дату в поле НАЗВАНИЕ , сохранив при этом Интерьер Оформление или Архитектура в поле ТЕМА .

1920-е (в названии) и Оформление интерьера (в теме)
1960-е (в названии) и Архитектура (в теме)

Поиск в нашем каталоге

YEARS : Поиск информации о конкретном году или годах лучше всего работает как поиск по «названию» или по «теме».

ДЕСЯТИЛЕТИЯ:   При поиске по теме укажите десятилетие по буквам (например, «восемнадцать девяностых») . При поиске по названию можно найти что угодно:  1960-е, шестидесятые, 60-е

CENTURIES:  Используйте тему или название, используя как числа, так и слова. Вы даже можете комбинировать их. Например: (19-й ИЛИ девятнадцатый) И век И костюм

ЭРА  и ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ: Полезно помнить названия эпох, периодов времени и интеллектуальных или дизайнерских движений. Примеры: Эдуардиан, Ар-деко, Средневековье, Анте Беллум, Рококо и т. д. Пример: В нашем каталоге Вторая мировая война  описывается как Мировая война 1939-1945 годов

Спросите эксперта: как сочетать стили и эпохи в вашем доме искусство. Читайте секреты экспертов, чтобы сделать все правильно

Многие из наших домов украшены декором и мебелью, которые представляют собой настоящее сочетание разных стилей и периодов. Будь то смешение старой и новой архитектуры, включение унаследованной семейной реликвии, переплетение деталей из поездок за границу или просто контраст цветов, в наши дни редко можно найти какую-либо форму экспериментов в домах людей.

Но как смешивать и сочетать, не создавая конфликтов? Попробуйте эти простые рекомендации.

Cochrane Design

Сколько стилей в одном пространстве слишком много?
Хороших идей бывает слишком много одновременно. Когда дело доходит до стиля, есть полезное правило, которое помогает этого избежать — золотое «правило трех».

Так, например, если у вас есть или вы проектируете кухню в стиле шейкер, вы можете дополнить ее современным напольным покрытием и подвесками в стиле ар-деко над обеденным столом. Однако не стоит тогда выбирать викторианский или 19-летний стиль.Обеденный стол 50-х годов, так как это будет перебор стилей. В качестве альтернативы, как видно на этой большой кухне, вы можете смешивать и сочетать более традиционный деревянный пол в стиле Версаль с современным освещением и мебелью в стиле ар-деко.

Применяя «правило трех», убедитесь, что два из трех стилей имеют одинаковое количество деталей, а третий стиль остается простым. В данном случае именно современные светильники помогают не допустить, чтобы общий декор выглядел слишком вычурно.

И последнее замечание: есть определенные стили, которые помогают смешивать несовместимые в ином случае стили: обычно это стили, которые исторически развивались между двумя другими периодами и, следовательно, содержали части каждого из них. Например, ар-деко может сочетать викторианский стиль с модерном, а георгианский стиль может сочетать Тюдор с викторианским стилем.

Morph Interior Ltd

Как добавить современное освещение в старинную комнату?
Суперсовременный светильник, висящий на этом великолепном викторианском карнизном потолке, работает, потому что его сложность дополняет все остальное в комнате: владельцы заменили его исторический аналог таким же сложным и детализированным элементом.

Выбор такого светильника вместо его более традиционного родственника также открывает больше возможностей, поскольку, как только вы измените один из ключевых элементов комнаты – камин, карниз, окно, пол или, как здесь, центральную подвеску свет — будет естественно продолжить этот путь с другими элементами.

Эта комната кажется светлой, элегантной и местами почти строгой, но все детали в совокупности демонстрируют утонченный и взрослый характер, где меньше значит лучше.

Узнайте, на что следует обратить внимание перед тем, как повесить подвесные светильники

Можно ли добавить современный камин в старинную комнату?
Если вам посчастливилось иметь в своем доме старинный камин, это может стать отличным началом для традиционного дизайна комнаты. Однако, как и в этой гостиной, если пропорции и окна — единственные черты эпохи, и если вы не хотите заменить камин репродукцией или утилизацией, а современным дизайном, важно сохранить масштаб. Имейте в виду предыдущий камин — большой камин, например, заставит маленькую комнату казаться меньше. Традиционная высота камина составляет треть общей высоты комнаты.

Если вы планируете установить телевизор над новым камином, начните с идеального места для экрана, которое будет зависеть от его размера и расстояния до места для сидения. В этой комнате хозяева выбрали вместо него зеркало — картина тоже подойдет — над небольшим новым камином в форме пейзажа. Камин был расположен достаточно высоко на стене, что работает, потому что он близок к традиционной высоте.

Ознакомьтесь с советами по выбору правильного камина для вашей комнаты

Веерная рубка

Как включить доминирующую оригинальную особенность?
Прекрасная старинная архитектурная деталь в современном пространстве создает потрясающее сочетание, как показано на этой эффектной кухне. Очень четкие линии кухни, пола и простого потолка создают идеальную обстановку для этого окна.

Если в вашем доме есть что-то красивое или единственное в своем роде, защитите его и подчеркните его уникальность, приглушив все остальное вокруг него.

Luxe Interior International

Как придать старинный характер простой комнате?
Открытая кирпичная кладка может придать теплую и деревенскую атмосферу — и ощущение истории — в простой комнате или современной пристройке. Это вид, который особенно хорошо сочетается с такой кухней в деревенском стиле.

Кирпичная кладка обычно может быть обнаружена путем снятия стены и очистки поверхности; если вы держите кирпич сырым, вам также необходимо запечатать его, чтобы пыль и кусочки не осыпались. Однако, если она не в отличном состоянии, вы можете попытаться сделать ее хорошей, а затем закрасить ее, чтобы была видна текстура стены.

Открытые кирпичные стены также можно использовать для создания дома в стиле нью-йоркского лофта, который позволяет смешивать эпохи. Достигните этого, сочетая большие и смелые предметы интерьера со старинной мебелью и аксессуарами.

Lally Walford Interiors

Как связать воедино комнату, полную предметов в разных стилях?
Для этого можно использовать одну очень простую палитру цветов для каждой комнаты. Секрет правильного понимания снова заключается в том, чтобы обратиться к этому удобному «правилу трех», выбрав три цвета схожей природы, одинаковой насыщенности или интенсивности. В этой элегантной комнате цвета деревянного пола и светло-голубых стен одинаково интенсивны.

«Правило трех» также является полезным параметром, если вы немного нервничаете из-за цвета. В то время как так называемая «девелоперская отделка» — серый, кремово-белый, серо-коричневый — популярна, потому что она помогает связать воедино элементы пространства, хорошо контрастирует с белыми наличниками и сливается с фоном, эта комната показывает, насколько легко это быть немного более авантюрным, не создавая столкновения ярких цветов.

Colin Cadle Photography

Как правильно выбрать входную дверь?
Вы видите много старинных входных дверей с центральной ручкой и блестящим металлическим почтовым ящиком. Почему? Потому что дверь с двумя или тремя панелями выглядит элегантно и, вероятно, подойдет к большинству традиционных домов в Великобритании.

Чтобы выяснить, насколько далеко вы должны смешивать и сочетать разные эпохи, нужно убедиться, что ваша входная дверь отражает сущность вашего преобладающего стиля интерьера – по крайней мере, на первом этаже, если не во всем доме. Например, если ваш интерьер очень традиционный, с викторианскими столярными изделиями, камином и деревянным полом, то убедитесь, что ваша входная дверь отражает это — выберите репродукцию или спасенную викторианскую дверь.

Однако чем «моложе» преобладающий внутри стильный период, тем менее детализированной может быть входная дверь. Вы даже можете, например, использовать очень современную входную дверь, но с центральной дверной ручкой, которая является классической особенностью викторианской эпохи.

Получите дополнительные советы экспертов по выбору идеальной входной двери

Gibbon Lawson McKee Ltd.

Чем дополнить карниз?
В этой комнате в первую очередь бросается в глаза красивый карниз, который многое говорит о комнате и помогает ее определить. Если вы хотите сохранить существующий карниз, подчеркните его исторические детали, выбрав более современный пол и освещение. Если вы выберете стиль ар-деко, как в этой комнате, вы обнаружите, что он помогает смешать карниз с остальной частью комнаты, а не подчеркнуть его.

Если в вашем старинном доме не осталось карниза, нет ничего плохого в том, чтобы выбрать новый. Однако выбор может показаться трудным, и очевидным выбором часто является выбор карниза большего размера для высокой комнаты, чем это было бы исторически уместно. Если вы предпочитаете большие карнизы, выберите менее детализированный. Если хотите быть исторически точным, узнайте, какого стиля карнизы в соседних комнатах или даже на том же этаже в соседнем доме.

Вы, вероятно, выберете меньший и менее детализированный карниз, если ваш потолок не очень высокий. Если вы выберете меньший, вы сразу же перейдете в более современный период. Вы можете попробовать один из карнизов в стиле ар-деко, которые невысоки и, кажется, простираются до потолка.

Дерек Буш

Как добавить больше деталей к потолку?
Если у вас высокие потолки, почему бы не установить кофр? Традиционно это декоративные утопленные панели в потолке, хотя это может быть и одна большая утопленная область, как здесь. Подумайте об этом, как если бы вы опускали потолок по краю примерно на 30 см, и представьте, что все светильники, динамики и даже кондиционеры вы могли бы спрятать внутри такой нижней стойки по периметру.

После этого вы можете украсить периметр карнизами и утопленными светодиодными лентами для этой небольшой дополнительной детали. Это делает кессонные потолки одновременно традиционными и современными элементами, прекрасным примером совместной работы двух стилевых периодов.

В этом примере кофр в потолке придает еще один уровень величия и изысканности дизайну, а также скрывает карнизы для штор.

The Bazeley Partnership

Как придать современный вид старому деревенскому зданию?
Речь идет о сопоставлении старого и нового, современного и деревенского, гладкого и грубого.

Выбор камина в этом корнуоллском сарае идеален. Четкое сопоставление старого и нового, детального и сдержанного, а также чистая отделка штукатурки на фоне неровностей и деревенской красоты деревянных балок создают поразительное пространство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *