Сугерий аббат – Готическое искусство Западной Европы | Основные принципы готического искусства. Аббат Сугерий, Сен-Дени

Сугерий — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сугерий из Сен-Дени. Средневековый витраж

Суге́рий (лат. Sugerus) или Сюже́, также Сюже́р (фр. Suger; ок. 1081 — 13 января 1151) — аббат Сен-Дени, могущественный советник французских королей Людовика VI и Людовика VII. Первый покровитель и «крёстный отец» готического стиля средневековой архитектуры.

Сын крестьянина королевского домена, Сугерий с юности был отмечен необычайными способностями и с 1091 года воспитывался в аббатстве Сен-Дени вместе с будущим королём Людовиком Толстым, который приходился ему сверстником[1]. После воцарения Людовика как его товарищ был приближен ко двору и ездил с дипломатическими поручениями к Генриху Нормандскому и другим феодальным правителям.

После посещения Рима Сугерий стал в 1122 году аббатом в Сен-Дени, сменив на этом посту аббата Адама. По настоянию Бернарда Клервосского он не только положил конец обмирщению монашеской жизни в своей обители, но и принялся за деятельное укрепление королевской власти, всячески обосновывая её сакральное значение. Параллельно утверждалось и почитание св. Дионисия Парижского как небесного покровителя всей Франции.

Когда в 1124 году в пределы королевских владений вторгся император Генрих V, Сугерий прибыл на поле боя с запрестольной хоругвью аббатства — орифламмой; с тех пор она воспринималась как боевое знамя короля. Будучи смущён числом поддержавших короля феодалов, император поспешил удалиться восвояси.

«Орёл Сугерия» экспонируется в Лувре

После смерти Людовика VI аббат на время утратил своё влияние при дворе и обратился к перестройке обветшавшей церкви аббатства в невиданном доселе стиле, позднее наречённом готическим. Вместо круглых арок строители отдавали предпочтение остроконечным, широко использовали контрфорсы, а в качестве украшения окон прибегали к витражам, которыми было выложено и круглое окно на фасаде — «роза». Эрвин Панофский объяснял нововведения личными пристрастиями учёного Сугерия и искал их истоки в его увлечении «ареопагитиками».

На церемонии освящения базилики в Сен-Дени король заключил мир со своим самым могущественным вассалом — шампаньским графом Тибо Великим. Переговоры о мире между правителями вёл аббат Сугерий. Бернард Клервосский во искупление вины короля в развязывании неправедной войны предложил ему возглавить крестовый поход в Святую землю. Несмотря на противодействие Сугерия, король подчинился желанию папы и вместе с королевой Алиенорой Аквитанской отправился во Второй крестовый поход, оставив в Париже регентом Сугерия (1147).

Предчувствия Сугерия оправдались, и поход обернулся катастрофой. Казна была совершенно истощена военными издержками, однако мудрое правление Сугерия позволило предотвратить мятеж недовольных феодалов во главе с братом короля, Робертом де Дрё

[1].

В конце жизни Сугерий готовил с Бернардом очередной крестовый поход, лишь внезапная смерть от малярии не позволила ему принять личное участие в этой кампании. Он оставил восторженное описание деяний Людовика VI, а также повествования о перестройке аббатства и других делах его сына. До него исторические работы из Сен-Дени были просто разрозненными записями различных авторов, собранными без особого порядка анонимными монахами аббатства. Автограф Сугерия не сохранился, на сегодняшний день известно восемь рукописей «Жизни Людовика Толстого» – «Vita Ludovici Grossi Сугерия» она является главным источником для изучения истории царствования этого короля, а также для последних лет царствования Филиппа I.

Аббат Суггерий и Аббатство Сен-Дени (фр. Abbaye de Saint-Denis). Часть 1

Аббатство Сен-Дени (фр. Abbaye de Saint-Denis) — бенедиктинское аббатство в Сен-Дени, северном пригороде Парижа, главный монастырь средневековой Франции, а также

первое готическое здание.

В I веке на этом месте существовало римское поселение под названием Каттуллиак. Согласно преданию, сюда, с отрубленной головой в руках, пришёл с Монмартра святой Дионисий Парижский (часто отождествляется с Дионисием Ареопагитом).

Небольшое отступление про Дионисиев от https://www.facebook.com/archividenie/ Диони́сий Ареопаги́т (греч. Διονύσιος ο Αρεοπαγίτης) — афинский мыслитель, христианский святой, жил в I веке. Под именем этого греческого философа другой Дионисий в IV веке создал корпус богословских текстов очень важных для церкви. И третий Диони́сий Пари́жский (фр. Saint Denis, лат. Dionysius) — христианский святой III века, первый епископ Парижа, священномученик, по преданию был обезглавлен на вершине горы Монмартр, взял свою голову, пришёл с ней на место сегодняшнего Аббатства Сен-Дени и завещал себя там похоронить. Позже, эти три фигуры, к друг другу никак не относящиеся, живущие в разные времена и в разных местах, парижане, как любили в раннем Средневековье, слили в одну, изобрели тем самым себе своего парижского небесного покровителя, который, мол, и богослов, и мученик, и «на дуде игрец»)), и ему посвятили само Аббатство Сен Дени.

Но вернёмся в I век. В 475 г., с благословения святой Женевьевы, над гробницей святого построили первую базилику. При короле Дагобере I здесь был основан монастырь бенедиктинцев, и в 630 г. базилика была перестроена и стала главным храмом монастыря.

Наибольшего расцвета аббатство достигло во времена аббата Сугерия, при участии которого в 1135—1144 гг. была построена монастырская церковь — первое сооружение в готическом стиле, оказавшее влияние на развитие готики во Франции. В начале XIII в. Людовик IX Святой приказал перенести в базилику прах своих предшественников и создать для них надгробия. С этого момента церковь служила усыпальницей французских королей. Аббатство, где захоронены почти все короли Франции, а также члены их семей, часто называют «королевский некрополь Франции».

Итак, в XII веке аббатом там был Суге́рий (лат. Sugerus) или Сюже́, также Сюже́р (фр. Suger; ок. 1081 — 13 января 1151) — аббат Сен-Дени, могущественный советник французских королей Людовика VI и Людовика VII.

Будущий аббат Сен-Дени и регент Франции родился около 1081 г. в землях между Сен-Дени и Аржантеем, к северо-востоку от Парижа, и из своего родного дома мог видеть вдали надменный донжон сеньоров де Монморанси. По всей видимости, он происходил из семьи то ли зажиточных крестьян, то ли мелких рыцарей, которые имели владения в деревне Шанневьер-ле-Лувр, расположенной в 18 километрах от Сен-Дени, – там, где ныне раскинулся парижский аэропорт Руасси.

Его отцом был Хелинанд, брат или дядя Сугерия Великого, сира де Шенневьер. Известны имена и двух его братьев – Рауля и Пьера, – из которых последний тоже стал клириком. А вот о матери будущего аббата Сен-Дени нет никаких упоминаний: Сугерий нигде и никогда не вспоминал о ней, – надо полагать, совершенно не знал ее. Тогда становится понятным, почему именно сироту, оставшегося без матери, Хелинанд посвятил Церкви, сделав его oblatus (т. е. «посвященным, отданным» Церкви) в Сен-Дени. Десятилетнего Сугерия отец привел в аббатство, тем самым предрешив его будущее: когда придет пора, он станет монахом и останется им до конца своих дней, ибо если на Востоке базилианская традиция позволяла облату по достижении возраста возмужания вернуть себе свободу, то на Западе устав св. Бенедикта, чтивший «patria potestas», то есть отцовскую власть, был в этом полностью противоположен. Разрыв с миром был для юного Сугерия полным и, по-видимому, не очень болезненным – в общине Сен-Дени он нашел свою приемную семью, а аббат Адам (1094-1122) стал для него «духовным отцом и отцом-кормильцем». Будучи уже взрослым Сугерий вспоминал о Сен-Дени с неизменной любовью и благодарностью.

Через некоторое время юный Сугерий был послан в приют Эстре, где мальчики из монастыря получали первоначальное образование. Эта школа была открыта и для других детей, которые не собирались становиться монахами: под именем «питомцев» аббатство принимало туда сыновей главных придворных служителей, окрестных шателенов и – исключительный случай! – сына короля Франции. Таким образом, поступивший в школу Эстре в течение 1091 г. Сугерий несколько месяцев был сотоварищем принца Людовика, будущего короля Франции Людовика VI. Но вопреки красивой традиции, повествующей о том, что в нежном возрасте, на школьной скамье родилась нерушимая дружба славного короля Франции и его верного слуги, которая была пронесена обоими через всю жизнь, Людовик вряд ли отличал в толпе мальчиков маленького и тщедушного Сугерия, хотя они были почти ровесниками. Сугерию же весьма импонировала физическая сила королевского сына, но ему оставалось лишь со стороны наблюдать, как Людовик дерется на палках с другими мальчиками, пока не пришло время сражаться на мечах. Их товарищество не было длительным, так как уже в 1092 г. Филипп I забрал своего сына из школы, поручив его дальнейшее воспитание грубому рыцарю Херлуину Парижскому и отправив под его присмотром на нормандскую границу. Новая, уже настоящая встреча Людовика VI с Сугерием произойдет лишь двадцать лет спустя, в 1111 г.

Сугерий оставался в школе Эстре десять лет. Уже тогда он выучился каким-то способом стенографии очень быстро писать, почти так же быстро, как говорил; он был прекрасным рассказчиком. В старости школьное обучение позволит ему цитировать по памяти подряд до 30 строф из Горация. Он хорошо знал и других римских поэтов – Виргилия, Ювенала, Лукана. Особенно вдохновляла его «Фарсалия», цитатами из которой он украсит текст «Жизни Людовика Толстого». Исследователи обнаруживают сильное подражание Лукану в витиеватых и темпераментных, наполненных героическим духом и деяниями строках самого Сугерия.

Около 1101 г. Сугерий был отозван из Эстре аббатом Адамом и допущен к монашеской проповеди. Время, которое не было посвящено молитвам и размышлениям над Священным писанием, Сугерий проводил в монастырской библиотеке, где под руководством ее хранителя-«армария» продолжал свое образование. По-видимому, тогда же аббат Адам поручил ему работать над приведением в порядок монастырских архивов. Эта работа обеспечила ему хорошее знание владений Сен-Дени, что позднее позволило успешно отстаивать права своего аббатства и возвратить ему некоторые утраченные домены и привилегии. А пока молодой монах мог только предполагать, что это послушание станет первой ступенью к административным должностям.

Летом 1104 г. Сугерий получил возможность продолжить свое образование в некотором отдалении от Сен-Дени. Одни исследователи называют аббатство Мармутье, другие – Фонтевро и даже Сен-Флоран-де-Сомюр. Наиболее убедительными представляются аргументы О. Молинье и М. Бюра в пользу аббатства Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри) – в ту эпоху наиболее блестящего и наиболее ученого из всех королевских аббатств, со своей признанной школой. Там Сугерий пробыл около двух лет. В мае 1106 г. он отправился в Пуатье, чтобы участвовать в Синоде, проводившемся 26 мая легатом папы Пасхалия II. Это было первое поручение такого рода, данное Сугерию.

Первая половина 1107 г. была наполнена для него активной общественной жизнью. В конце февраля – самом начале марта Сугерий прибыл в приорию Шарите-сюр-Луар в Берри, где 3 марта присутствовал на освящении церкви папой Пасхалием II. А 9 марта перед лицом верховного понтифика он сумел отстоять некоторые важные права и привилегии Сен-Дени, которые оспаривал у аббатства епископ Парижский Галон. Этот первый успех пробудил в Сугерии блистательного судебного оратора, которого, по словам хрониста из Мориньи, никто не мог превзойти в королевской курии 16. Простой монах маленького роста, худой и неказистый, оказался обладателем сильного и страстного духа.

В конце марта – начале апреля Сугерий вместе с папой, совершавшим пастырскую поездку по Франции, пребывал в Туре; в конце апреля вместе с ним вернулся в родное аббатство Сен-Дени, где прошла встреча Филиппа I и Людовика VI с Пасхалием II. Уже в мае вместе с аббатом Адамом Сугерий сопровождал папу в Шалон-на-Марне на встречу с посланцами императора, а 23 мая присутствовал на Синоде в Труа.

Вскоре после этого Сугерий был назначен прево в монастырь Берневаль-ле-Гран-ан-Ко, расположенный в Нормандии, близ г. Дьепп. Там он пробыл около двух лет: в 1109 г. аббат Адам перевел его на должность прево в приорию Тури-ан-Бос – более значительную и более богатую, но находящуюся в окружении беспокойных баронов Шартрэна. Должность прево в «землях святых» подразумевала административные функции – приходилось заниматься по преимуществу светскими делами. Здесь Сугерий получил бесценную практику рачительного управления хозяйством, которая так пригодится ему позднее, когда он станет аббатом Сен-Дени, а потом и регентом Франции. Длительная война короля Людовика VI с сеньором дю Пюизе, в центре которой волей обстоятельств оказалась приория Тури, дала Сугерию военный опыт, хотя, конечно, он не скакал на коне во главе монастырского ополчения, как хотелось бы некоторым историкам. Также он извлек два очень важных урока: в Берневале он познакомился с нормандскими институтами и смог оценить ту организационную работу, которую проделал король Англии и герцог Нормандский Генрих I Боклерк (1100-1135) по борьбе с феодальной вольницей, а в Тури прямо на себе самом испытал то, что в «Жизни Людовика Толстого» назовет «мятежной тиранией» алчных баронов.

Благодаря событиям вокруг Пюизе произошла и первая – полноценная, очная – встреча короля Людовика с Сугерием: 12 марта 1111 г. последний прибыл в Мелён на заседание королевской курии на котором епископы и аббаты излагали королю свои жалобы на бесчинства Гуго III, сира дю Пюизе, и его вассалов, прося у Людовика помощи и защиты. Военные действия против замка Пюизе летом того же года позволили королю увидеть на деле искреннюю преданность и организаторские таланты своего бывшего однокашника.

В конце зимы 1112 г. Сугерий был вызван аббатом Адамом в Сен-Дени, чтобы весной того же года вместе отправиться в Рим для участия в Первом Латранском соборе, проходившем 18–23 марта. В конце мая Сугерий вернулся в Тури. Летом произошла вторая встреча с королем: по просьбе Гуго дю Пюизе Сугерий приехал в Корбей, чтобы ходатайствовать за него. Король тогда искренне посмеялся над простодушной наивностью Сугерия. Ответом на просьбы Гуго стала вторая осада замка Пюизе.

Сугерий по-прежнему оставался прево Тури, по крайней мере до 1115 г. Но, по-видимому, занимался уже не только делами приории, так как в конце 1113 г. ему в помощники на должность мэра Тури был прислан освобожденный королевский серв Гуго.

Летом 1115 г. Сугерий прибыл в Сен-Дени на свадьбу Людовика VI с Аделаидой Савойской. Тогда же он получил первое повышение – стал субдьяконом.

Примерно с этого времени Сугерий активно участвует в церковной политике, а в 1118 г. выполняет целый ряд официальных поручений по отношению к папе. Так, осенью 1118 г. Людовик VI послал его во главе делегации на самый юг Франции, в Магелонн, чтобы приветствовать папу Геласия II (1118–1119). Осенью 1119 г. он занимается в Сен-Дени подготовкой к визиту папы Каликста II (1119–1124), который состоялся 24 ноября. Спустя два года – в январе 1122 г. – Сугерий официально отправился в Италию «ради некоторых дел королевства» и с этой целью в конце января встретился с папой в Битонто.

На обратном пути во Францию Сугерия достигло печальное и одновременно радостное известие: 19 февраля умер аббат Адам, а уже в начале марта он сам был избран аббатом Сен-Дени.

Сюжеру (родился в 1088 г.; Аббат Сен-Дени с 1122 г. до своей смерти в 1151 г.) довелось быть главой и преобразователем аббатства, которое по своему политическому значению и своим земельным владениям превосходило большинство других епархий Франции; был он и Регентом Франции во время Второго Крестового Похода, верным советником и другом двух французских королей в то время, когда Королевская Власть начала снова укреплять свои позиции после продолжительного периода большой ослабленности. Не без причины его называли отцом Французской монархии, которая достигла своей кульминационной точки в государстве Людовика XIV. Сюжер сочетал в себе проницательность и практичность делового человека огромных возможностей с прирожденным чувством справедливости и высокой личной нравственностью (Fidelitas): эти его качества признавались даже теми, кто не питал к нему расположения; он всегда был готов содействовать примирению враждующих сторон, испытывал отвращение к насилию, но при этом никогда не отступал от намеченной цели и не испытывал недостатка в личной храбрости; он был непоседлив и одновременно являлся непревзойденным мастером выжидания; он превосходно видел детали и одновременно обладал способностью видеть обобщенно, в перспективе. Обладая всеми этими, казалось бы, противоречащими друг другу способностями и качествами, Сюжер поставил их на службу двум своим главным устремлениям: он хотел усилить Королевскую Власть и возвеличить Аббатство Сен-Дени.

Эти устремления Сюжера не только не противоречили друг другу, но представлялись ему разными аспектами единого идеала, который, как он полагал, соответствует как естественному праву, так и Воле Божьей. Ибо он был убежден в непоколебимости того, что он считал тремя основополагающими истинами. Первая — король, и в особенности король Франции, есть «наместник Бога», «несущий образ Божий в себе и проводящий этот образ в жизнь»; при этом такой взгляд вовсе не предполагал убеждения в том, что король не может поступать неправедно, а выдвигал постулат, согласно которому король не должен поступать неправедно («если король преступает закон, это бесчестит его, ибо король и закон — Rex et lex — являются вместилищем одной и той же верховной власти управления»). Вторая — законное право и святой долг короля Франции, и в особенности Людовика ле Гро (Толстого), возлюбленного владыки Сюжера, который на своей коронации в 1108 году совлек с себя мирской меч и был опоясан мечом духовным «для защиты Церкви и бедных», подавлять те силы, которые способствуют внутреннему разброду в стране и препятствуют проведению политики центральной власти. Третья — эта центральная власть и, тем самым, единство нации находили свое символическое воплощение в Аббатстве Сен-Дени, в котором хранились мощи «Апостола всей Галлии», «особого и следующего после Бога защитника французского королевства».

Основанное королем Дагобертом в честь Святого Дионисия и его легендарных Соратников, Святых Рустика и Элейтерия (которых Сюжер обычно называет «Святыми Мучениками» или «нашими Святыми Покровителями»), Аббатство Сен-Дени оставалось «королевским» аббатством в течение многих столетий. «Будто по естественному праву», в нем располагались гробницы французских королей; Карл Лысый и Гуго Капет, основатель правящей династии, были почетными аббатами; многие принцы крови получали здесь начальное образование (именно в школе Сен-Дени де-л’Эстрэ Сюжер, еще будучи мальчиком, подружился с будущим королем Людовиком ле Гро — и дружба эта продолжалась всю их жизнь). В 1127 г. св. Бернар весьма верно подсуммировал значение Сен-Дени, когда писал: «Это аббатство было выдающимся местом и имело поистине королевское достоинство с древних времен; там вели свои юридические дела Двор и рыцари короля; там без колебаний и обмана отдавали Цезарю цезарево, однако не всегда с той же готовностью отдавали Богу Богово».

Будучи сторонником мирного улаживания спорных вопросов, Сюжер для достижения поставленных целей стремился разрешать проблемы, когда это было возможно, с помощью переговоров и финансовыми способами, а не с помощью применения военной силы. С самого начала своей деятельности он неустанно трудился над улучшением отношений между Королевской Властью Франции и Папским престолом, которые при Филиппе I, отце и предшественнике Людвика ле Гро, были хуже, чем просто натянутые. Сюжеру поручались особые миссии в Рим задолго до его возвышения в сан настоятеля; собственно, именно во время одной из таких миссий он получил извещение об избрании его аббатом. Благодаря его искусной политике отношения между Короной и Курией развились в прочный союз, который укрепил положение короля не только внутри страны, но и нейтрализовали его наиболее опасного противника — Германского Императора Генриха V.

Но никакая дипломатия не могла предотвратить серию вооруженных конфликтов с другим мощным противником Людовика — гордым и одаренным Генрихом I Боклерком Английским. Генрих, сын Вильгельма Завоевателя, естественно, совсем не хотел отказываться от своих наследственных владений на континенте (т. е. в Европе) — герцогства Нормандия, а Людовик, точно так же естественно, стремился передать это Герцогство под власть своих менее могущественных, но более надежных вассалов — графов Фландрских. И все же Сюжеру (который испытывал искреннее восхищение перед военным и административным гением Генриха) чудом удалось добиться доверия короля Генриха и продолжительной личной дружбы. Во многих случаях Сюжер действовал как посредник между Генрихом и Людовиком. Очень удачно по этому поводу выразился протеже Сюжера и его биограф; монах Виллельм из Сен-Дени (переведенный в приорат Сен-Дени-ан-Во сразу после смерти его покровителя). Такие удачные формулировки чаще даются людям бесхитростным, но испытывающим большую привязанность к предмету своих описаний, чем тем, кто обладает критической проницательностью.

Источники:
Дмитрий Беззубцев https://www.facebook.com/archividenie/
Стукалова Т. Ю. Сугерий, аббат Сен-Дени. Жизнь Людовика VI Толстого, короля Франции (1108-1137). М. Старая Басманная, Plusquamperfectum. 2006
Эрвин Панофский АББАТ СЮЖЕР И АББАТСТВО СЕН-ДЕНИ /Перевод: Панасьев А.Н. С изд.: Erwin Panofsiky. Abbot Suger of St.-Denis. In: Meaning in the Visual Arts. N.Y., 1957/

Сугерий — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сугерий из Сен-Дени. Средневековый витраж

Суге́рий (лат. Sugerus) или Сюже́, также Сюже́р (фр. Suger; ок. 1081 — 13 января 1151) — аббат Сен-Дени, могущественный советник французских королей Людовика VI и Людовика VII. Первый покровитель и «крёстный отец» готического стиля средневековой архитектуры.

При Людовике VI

Сын крестьянина королевского домена, Сугерий с юности был отмечен необычайными способностями и с 1091 года воспитывался в аббатстве Сен-Дени вместе с будущим королём Людовиком Толстым, который приходился ему сверстником[1]. После воцарения Людовика как его товарищ был приближен ко двору и ездил с дипломатическими поручениями к Генриху Нормандскому и другим феодальным правителям.

После посещения Рима Сугерий стал в 1122 году аббатом в Сен-Дени, сменив на этом посту аббата Адама. По настоянию Бернарда Клервосского он не только положил конец обмирщению монашеской жизни в своей обители, но и принялся за деятельное укрепление королевской власти, всячески обосновывая её сакральное значение. Параллельно утверждалось и почитание св. Дионисия Парижского как небесного покровителя всей Франции.

Когда в 1124 году в пределы королевских владений вторгся император Генрих V, Сугерий прибыл на поле боя с запрестольной хоругвью аббатства — орифламмой; с тех пор она воспринималась как боевое знамя короля. Будучи смущён числом поддержавших короля феодалов, император поспешил удалиться восвояси.

При Людовике VII

«Орёл Сугерия» экспонируется в Лувре

После смерти Людовика VI аббат на время утратил своё влияние при дворе и обратился к перестройке обветшавшей церкви аббатства в невиданном доселе стиле, позднее наречённом готическим. Вместо круглых арок строители отдавали предпочтение остроконечным, широко использовали контрфорсы, а в качестве украшения окон прибегали к витражам, которыми было выложено и круглое окно на фасаде — «роза». Эрвин Панофский объяснял нововведения личными пристрастиями учёного Сугерия и искал их истоки в его увлечении «ареопагитиками».

На церемонии освящения базилики в Сен-Дени король заключил мир со своим самым могущественным вассалом — шампаньским графом Тибо Великим. Переговоры о мире между правителями вёл аббат Сугерий. Бернард Клервосский во искупление вины короля в развязывании неправедной войны предложил ему возглавить крестовый поход в Святую землю. Несмотря на противодействие Сугерия, король подчинился желанию папы и вместе с королевой Алиенорой Аквитанской отправился во Второй крестовый поход, оставив в Париже регентом Сугерия (1147).

Предчувствия Сугерия оправдались, и поход обернулся катастрофой. Казна была совершенно истощена военными издержками, однако мудрое правление Сугерия позволило предотвратить мятеж недовольных феодалов во главе с братом короля, Робертом де Дрё[1].

В конце жизни Сугерий готовил с Бернардом очередной крестовый поход, лишь внезапная смерть от малярии не позволила ему принять личное участие в этой кампании. Он оставил восторженное описание деяний Людовика VI, а также повествования о перестройке аббатства и других делах его сына. До него исторические работы из Сен-Дени были просто разрозненными записями различных авторов, собранными без особого порядка анонимными монахами аббатства. Автограф Сугерия не сохранился, на сегодняшний день известно восемь рукописей «Жизни Людовика Толстого» – «Vita Ludovici Grossi Сугерия» она является главным источником для изучения истории царствования этого короля, а также для последних лет царствования Филиппа I.

Примечания

Сочинения

Литература

Аббат Сюжер (Сугерий) и аббатство Сен-Дени

Редко — а фактически почти никогда — великие покровители искусств брались за написание ретроспективных обозрений своих замыслов и достижений. Люди деятельные, начиная от Цезаря и вплоть до сельских врачей недавних времен, описывали свою деятельность и свои свершения, полагая, что если эти свершения не будут ими должным образом описаны, они не останутся надолго в памяти потомков, несмотря на то, что вполне этого заслуживают. Люди, обладающие даром самовыражения, включая писателей, поэтов, живописцев и скульпторов, обращались (особенно после того, как художественная и литературная деятельность была возведена Ренессансом в ранг Высокого Искусства) к автобиографии и самотолкованию всякий раз, когда они опасались, что их произведения — эти, по самой своей сути, изолированные и выкристализованные проявления непрерывного творческого процесса — не смогут передать потомкам в обобщенном виде то, что они хотели в этих произведениях выразить. Совсем иное дело покровитель искусств, то есть человек, чей престиж и инициатива способствуют созданию произведений литературы и искусства. Среди таких покровителей искусств мы находим и высокого иерарха церкви, и светского правителя, и аристократа, и плутократа. С точки зрения такого мецената, произведение искусства должно восхвалять покровителя, а не наоборот. Адрианы и Максимилианы, Львы и Юдин, Жаны де Бери и Лоренцо Медичи решали сами, чего они хотели от искусства и литературы, сами выбирали творцов, сами принимали участие в разработке творческих программ, сами одобряли или критиковали исполнение своих заказов и сами оплачивали — или не оплачивали — счета. При этом они поручали своим придворным и секретарям составлять всяческие списки и реестры, а своим историографам, поэтам и гуманистам создавать панегирики и толкования и описывать их меценатскую деятельность.

Понадобились особые стечения обстоятельств и уникальное сочетание личных качеств, чтобы на свет появились произведения, написанные Сюжером, Аббатом Сен-Дени, которые время благосклонно сохранило для нас.

С изд.: Erwin Panofsiky. Abbot Suger of St.-Denis.

In: Meaning in the Visual Arts. N.Y., 1957.

Перевод и комментарии: Панасьев А.Н.

Сугерий и аббатство Сен-Дени. Индивид и социум на средневековом Западе

Сугерий и аббатство Сен-Дени

Самохарактеристики, оставленные такими различными личностями, как Гвибер Ножанский и Петр Абеляр, мало в чем совпадают, разве лишь в традиционно обязательных, но едва ли заслуживающих безоговорочного доверия формулах самоуничижения. Различия между ними, даже контраст, видны, в частности, в том, что Гвибер не отчленяет себя от окружающей социальной среды, напротив, скорее сливает себя с ней, между тем как Абеляр всячески это противостояние акцентирует, возможно, даже несколько утрирует, оставляя в тени факты, которые могли бы противоречить картине его беспрерывных бедствий и одинокого противоборства с миром.

Можно ли тем не менее подвести под какую-то обобщающую типологию Абеляра и Гвибера, как и других видных людей того времени, таких, например, как Бернар Клервоский?

Георг Миш полагает, что для средневековой личности характерна «морфологическая индивидуация», подчиняющая неповторимо индивидуальное типическому, феодально-сословному, и потому решающие ее проявления ориентированы на предзаданные и как бы вне нее находящиеся воззрения и формы, тогда как сменивший ее ренессансный тип личности представляет собой продукт «органической индивидуации», центр которой заключен в ней самой1. Одним из многих доказательств этого обобщения служит для Миша пример аббата Сугерия (около 1081–1151), современника Гвибера и Абеляра, с 1122 года настоятеля аббатства Сен-Дени, в соответствии с идеями которого была произведена его коренная реконструкция2.

Аббат Сугерий {франц. Сюжер) был одним из наиболее влиятельных религиозных и политических деятелей XII века. Он оказывал активное воздействие на политическую жизнь французской монархии, выступая в роли советника короля. В противоположность своим наиболее известным современникам из числа монахов и богословов, Сугерий не ввязывался в споры о соотношении веры и разума или в диспуты между номиналистами и реалистами. Подвергаясь на раннем этапе своей деятельности критическим нападкам со стороны Бернара Клервоского, активно боровшегося против украшения церковных и монастырских зданий произведениями искусства, Сугерий тем не менее сумел избежать прямой конфронтации с великим цистерцианцем и заручился если не его поддержкой, то во всяком случае относительным нейтралитетом. По сути дела, нам ничего не известно об отношениях между Сугерием и Абеляром, который, как мы уже знаем, был монахом Сен-Дени во времена предшественника Сугерия аббата Адама. В конфликте между Абеляром и монахами из Сен-Дени, вызванном попыткой Абеляра поставить под сомнение то, что небесным покровителем монастыря был св. Дионисий Ареопагит, Сугерий, разумеется, не мог не быть на стороне братии. Тем не менее в дальнейшем между «отцом схоластики» Абеляром и «отцом готики» Сугерием, видимо, особых раздоров не возникало.

Активность Сугерия была направлена на другое. Честолюбие, в каковом ему отнюдь нельзя отказать, выразилось, во-первых, в его интенсивном участии в государственной деятельности и, во-вторых, в радикальной реконструкции его монастыря. Благодаря последней, главным образом, он сумел сыграть весьма заметную роль в духовной и художественной жизни Франции, а аббатство Сен-Дени превратилось в общепризнанный религиозный центр.

Начав с расширения и упрочения имущественных прав монастыря и забот о повышении доходов с его владений, Сугерий перешел затем к главному делу своей жизни — перестройке аббатства. По его собственному свидетельству, оно находилось в плачевном состоянии. Вместимость храма давно уже не отвечала потребностям монахов и паствы, так что в дни религиозных праздников там царила невероятная теснота. «Мерзость запустения» доходила до того, что в алтаре можно было встретить коз и овец, мирно щипавших траву. Нетерпимость подобного положения усугублялась тем, что аббатство с давних времен было усыпальницей франкских и французских королей. В пору укрепления монархии перестройка аббатства приобретала особое идеологическое значение. Вместе с тем Сугерий не мог не принять во внимание новые эстетические веяния, использование коих отвечало как его личным убеждениям, так и возникшим перед ним политическим целям.

Грандиозные строительные планы Сугерия во многом диктовались принципами религиозной эстетики знаменитого трактата «О небесной иерархии», который приписывался Дионисию Ареопагиту (Псевдо-Дионисию), т. е. предположительному основателю и патрону Сен-Дени. Это сочинение в переводе с греческого на латынь, выполненном Иоанном Скотом Эриугеной, явилось одним из краеугольных камней миросозерцания, распространившегося в религиозных кругах Запада. Не останавливаясь здесь на учении Псевдо-Дионисия о строго иерархической системе, образуемой небесными чинами и рангами вокруг Божьего престола, отметим только, что Сугерий с энтузиазмом воспринял воззрение о пронизанности универсума светом, источником которого является Творец. Соответственно, возводя новое здание аббатства, Сугерий и разделявшая его планы артель строителей старались украсить его таким образом, чтобы блеск драгоценных камней и солнечные лучи, преломленные цветными витражами монастырских окон, воссоздали бы игру Божественного света.

Сугерий не был чужд стремления приписать успех строительства отчасти и вмешательству сверхъестественных сил. Так, для вытесывания колонн он первоначально намеревался обратиться к богатству римских каменоломен, но затем чудесным образом обнаружил необходимый строительный материал в близлежащей местности. Точно так же, нуждаясь в балках и строительных лесах, он, вопреки заверениям о том, что поблизости нет ничего пригодного, увидел в вещем сне леса, где произрастают надобные ему деревья, и, пробудившись, без затруднения нашел их.

Но то, что в первую очередь привлекает наше внимание, заключается в следующем. В оставленном Сугерием описании перестройки и украшения аббатства проглядывают черты его индивидуальности, и есть все основания полагать, что и здесь под формулами самоуничижения скрываются гордость достигнутым, неуемное честолюбие, самолюбование и «смиренное тщеславие» (выражение Эрвина Панофски). Не показательно ли, что на многочисленных деталях декора Сен-Дени упомянуто одно-единственное имя, и это не имя строителя, мастера витражей, скульптора или ювелира — это имя самого Сугерия? Не менее симптоматично и то, что на самых видных местах перестроенного собора красуются его изображения.

Утверждают, что личность Сугерия без остатка растворяется в его величественном архитектурном создании, пронизанном эстетикой света. Но не более ли справедливо противоположное допущение: в своем стремлении самоутвердиться Сугерий как бы «вместил» в себя аббатство? Панофски, следуя Г.Мишу, видит различие между честолюбием человека Ренессанса и жаждой славы Сугерия в том, что великие люди Возрождения утверждали свою личность «центростремительно», вбирая в себя весь мир, так что он поглощался их собственным Я, а Сугерий, наоборот, утверждал свою личность «центробежно», проецируя свое Я на окружающий мир и отрицая собственную идентичность, и в результате его Я полностью растворялось в аббатстве.

Парадоксальный сплав в личности Сугерия безудержного тщеславия со смирением Панофски объясняет якобы присущим ему «комплексом неполноценности», который был порожден неблагородством происхождения Сугерия (что он особенно остро ощущал в среде аристократов) и маленьким ростом аббата. Этот комплекс, по мнению Панофски, и вызвал стремление Сугерия к «сверхкомпенсации». Мысль Панофски, как кажется, находит подтверждение в словах современника Сугерия, высказанных и его некрологе: «Малый и телом, и происхождением, стреноженный этими двумя малостями, он тем не менее в своей малости, не стал малым человеком»3. То, что Сугерий с детства воспитывался в Сен-Дени, по мнению Панофски, развило в нем чувство сыновней принадлежности к аббатству, так что все его надежды и способности были теснейшим образом с ним связаны, и он в конце концов полностью идентифицировал себя с аббатством4. Как видим, без фрейдизма многие современные исследователи средневековой личности шагу ступить не могут! Вспомним рассуждения Бентона о «закомплексованности» Гвибера Ножанского: личность и злоключения Абеляра, пережившего кризис после кастрации, в свою очередь, «просятся» в психоаналитическую схему. Незачем исключать возможность наличия тех или иных неврозов и комплексов у упомянутых средневековых авторов. Однако сами эти напряженные психические состояния были прежде всего исторически обусловлены и окрашены их временем. Именно их культурно-историческая обусловленность, на мой взгляд. и заслуживала бы особого внимания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Американская экспедиция на К2 1953 года (англ. 1953 American Karakoram expedition) — американская экспедиция на вершину Чогори под руководством доктора Чарльза Хьюстона, состоявшаяся летом 1953 года и ставившая своей целью первое восхождение на второй по высоте восьмитысячник планеты. Это была пятая по счёту попытка восхождения на К2 и третья со стороны американских альпинистов.

Экспедиция вылетела из Нью-Йорка в Карачи 25 мая 1953 года и после почти месячного перехода к Базовому лагерю у подножия К2 начала свою работу на горе. За чуть менее чем полтора месяца осады ребра Абруццкого (Абруцци) были организованы восемь промежуточных лагерей. В последнем из них (на высоте 7770 м) 2 августа собрались все участники экспедиции, готовясь к финальному рывку. Однако в ночь на 3 августа на гору обрушился шторм, который не утихал последующие две недели. На пятые сутки пережидания непогоды неожиданно тяжело заболел один из сильнейших участников экспедиции Арт Гилки, которому требовалась немедленная эвакуация вниз, но альпинисты смогли её начать лишь 10 августа. Вечером того же дня Арт Гилки погиб в результате схода снежной лавины, но, даже не имея «на руках» больного, все альпинисты смогли спуститься в Базовый лагерь только 15 августа, претерпев все возможные испытания.

Хотя экспедиция не достигла своей главной цели, в альпинистских кругах на десятилетия вперёд она стала эталоном альпинистской взаимовыручки и, по словам Райнхольда Месснера, «самой потрясающей неудачей, которую только можно себе представить».

Хорошая статья

Солове́цкий ка́мень в Санкт-Петербурге — памятник жертвам политических репрессий в СССР и борцам за свободу. Он находится на Петроградской стороне в историческом центре города, на его старейшей площади — Троицкой. Этот сквер расположен рядом с местами, непосредственно связанными с политическими репрессиями в СССР — Домом политкаторжан, тюрьмой и некрополем Петропавловской крепости, Большим домом.

Памятник представляет собой гранитную глыбу, привезённую с территории бывшего Соловецкого лагеря, считающегося символом ГУЛАГа и советского государственного террора в целом. Он был установлен по инициативе и силами бывших политических заключённых и Санкт-Петербургской организации «Мемориал». Авторами памятника выступили художники Юлий Рыбаков и Евгений Ухналёв, которые в советское время сами пережили политическое заключение. Мемориал призван увековечить память не только о жертвах репрессивной системы и о борцах с ней, но в широком смысле он символизирует ценность свободы, прав человека и человеческого достоинства. Соловецкий камень является центральным местом мероприятий, посвящённых памяти жертв государственного террора в СССР, а также других правозащитных акций.

Изображение дня

«Дрозд-отшельник» — один из геоглифов Наски

Сугерий — это… Что такое Сугерий?

Сугерий из Сен-Дени. Средневековый витраж

Суге́рий (лат. Sugerus) или Сюже́, также Сюже́р (фр. Suger; ок. 1081 — 13 января 1151) — аббат из Сен-Дени, могущественный советник французских королей Людовика VI и Людовика VII. Первый покровитель и «крёстный отец» готического стиля средневековой архитектуры.

При Людовике VI

Сын крестьянина королевского домена, Сугерий с юности был отмечен необычайными способностями и с 1091 г. воспитывался в аббатстве Сен-Дени вместе с будущим королём Людовиком Толстым, который приходился ему сверстником. После воцарения Людовика как его товарищ был приближен ко двору и ездил с дипломатическими поручениями к Генриху Нормандскому и другим феодальным правителям.

После посещения Рима Сугерий стал в 1122 году аббатом в Сен-Дени. По настоянию Бернарда Клервосского он не только положил конец обмирщению монашеской жизни в своей обители, но и принялся за деятельное укрепление королевской власти, всячески обосновывая её сакральное значение. Параллельно утверждалось и почитание св. Дионисия Парижского как небесного покровителя всей Франции.

Когда в 1124 году в пределы королевских владений вторгся император Генрих V, Сугерий прибыл на поле боя с запрестольной хоругвью аббатства — орифламмой; с тех пор она воспринималась как боевое знамя короля. Будучи смущён числом поддержавших короля феодалов, император поспешил удалиться восвояси.

При Людовике VII

«Орёл Сугерия» экспонируется в Лувре

После смерти Людовика VI аббат на время утратил своё влияние при дворе и обратился к перестройке обветшавшей церкви аббатства в невиданном доселе стиле, позднее наречённом готическим. Вместо круглых арок строители отдавали предпочтение остроконечным, широко использовали контрфорсы, а в качестве украшения окон прибегали к витражам, которыми было выложено и круглое окно на фасаде — «роза». Эрвин Панофский объяснял нововведения личными пристрастиями учёного Сугерия и искал их истоки в его увлечении «Ареопагитиками».

На церемонии освящения базилики в Сен-Дени король заключил мир со своим самым могущественным вассалом — шампаньским графом Тибо Великим. Переговоры о мире между правителями вёл аббат Сугерий. Бернард Клервосский во искупление вины короля в развязывании неправедной войны предложил ему возглавить крестовый поход в Святую землю. Несмотря на противодействие Сугерия, король подчинился желанию папы и вместе с королевой Алиенорой Аквитанской отправился во Второй крестовый поход, оставив в Париже регентом Сугерия (1147).

Предчувствия Сугерия оправдались, и поход обернулся катастрофой. Казна была совершенно истощена военными издержками, однако мудрое правление Сугерия позволило предотвратить мятеж недовольных феодалов во главе с братом короля, Робертом.

В конце жизни Сугерий готовил с Бернардом очередной крестовый поход, лишь внезапная смерть от малярии не позволила ему принять личное участие в этой кампании. Он оставил восторженное описание деяний Людовика VI, а также повествования о перестройке аббатства и других делах его сына.

Источники

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *