Церковь богородицы в киеве десятинная церковь: Десятинная церковь в Киеве — первый каменный храм Киевской Руси, фото

Три рождения Десятинной церкви — the-city.kiev.ua

170 лет назад — 16 (28) июля 1842 г. — была освящена нововозведенная Десятинная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Она стояла там, где в давние времена возвышался первый каменный храм Киевской Руси.

Он был сооружен в 989—996 гг. князем Владимиром во имя Божьей Матери. При этом князь обязался жертвовать на нужды церкви десятую часть своих доходов — «десятину». Вот так в названии церкви объединились святое имя и княжеский обет. Здесь святой князь Владимир и был похоронен в 1015 г., а судьба храма оказалась трагической. При татаро-монгольском нашествии в 1240 г., свидетельствуют предания, последние защитники Киева укрылись в Десятинной церкви, но под ударами стенобитных орудий храм рухнул, став местом погребения сотен киевлян. О Десятинной церкви и других достопримечательностях города мы рассказываем на нашей экскурсии по Киеву.

Церковь погибла, а ее руины стали святыми. Их через 400 лет митрополит Петр Могила решил перестроить в небольшую церковь, но не успел завершить задуманное. Предчувствуя это, он записал в завещании: «На окончание церкви, названной Десятинной, которую я начал реставрировать, чтобы обновление закончено было, тысячу золотых назначаю и записываю». В 1654 г. освятил храм митрополит Сильвестр Косов. В том же году пристроили трапезную и надстроили деревянный этаж с церковью апостолов Петра и Павла. В 1758-м пришедшую в ветхость малую Десятинную церковь обновила монахиня Флоровского монастыря Нектария (княгиня Наталья Долгорукова).

В 1820 г. в Киеве появился богатый курский помещик отставной гвардии поручик Александр Анненков. Стало известно, что его сослали сюда во искупление грехов за жестокое обращение со своими крепостными. Но спустя четверть века историк Киева Н. Закревский так писал о нем: «Уважая отечественные древности, он имел усердие видеть все киевские священные и церковные достопамятности, в том числе и сию Десятинную церковь. Ветхость и скудность оной привели Анненкова в чувство сожаления, и великодушный чтитель священной древности решился собственным способом возобновить Русскую первопрестольную Десятинную церковь».

Трудно сказать, когда именно у поручика возникла мысль построить новый храм. Но с назначением в январе 1822 г. на киевскую кафедру митрополита Евгения Болховитинова началось широкое исследование фундаментов древней Десятинной церкви. А в следующем году из Санкт-Петербурга приехал в Киев на постоянное жительство «чиновник 5-го класса», как он любил сам себя представлять, Кондратий Лохвицкий, по-любительски занимавшийся археологией. И митрополит Евгений, решив в октябре 1824 г. начать открывать фундаменты древней церкви, поручил это дело ему и священнику Десятинной церкви Михаилу Кочоровскому.

В январе 1825 г. киевский комендант Петр Аракчеев восторженно писал своему брату графу Алексею Аракчееву об открытии фундаментов древней Десятинной церкви: «Город Киев есть место отечества любезной России! Город Киев есть фундамент веры Христа Спасителя нашего! Город Киев есть источник нравственности, наук и художеств наших! Побуждаемый этими причинами, почтеннейший архипастырь наш митрополит Евгений обратил внимание на древний памятник под названием Десятинной церкви, которая при нашествии врагов отечества татар была разрушена и приведена в ничтожность и неизвестность. Высокопреосвященный сообщил об этом избранным ним людям, из которых один, чиновник 5 класса Лохвицкий, принял на себя труд исполнителя, которым ныне в короткое время открыт фундамент этого храма». Далее комендант Киева сообщал брату об «огромности строения, основанного на гранитных больших разного рода камнях», о найденных остатках «карнизов и колонн восточного белого мрамора», о «мелкой стеклянной разноцветной мозаике, бывшей украшением стен храма», о том, что пол в главном алтаре был из разноцветного мрамора и прочем. Петр Аракчеев просил старшего брата Алексея, который был доверенным лицом Александра І, сообщить об этом императору: «Посылаю вам, батюшка-братец, план и образчики древних найденных вещей, уверен, что вы не откажетесь быть помощником нашим и редкое открытие доведете до сведения государя, мнение которого подаст больше сил и способ к открытию и описанию этого достопамятного памятника веры нашей».

К этому времени киевский городской архитектор А. Меленский уже подготовил проект новой Десятинной церкви — трехпрестольной, с колокольней, и митрополит Евгений отправил его в Петербург на согласование. Но Академия художеств представленные чертежи не утвердила и в 1826 г. командировала в Киев архитектора Николая Ефимова для детальной перепроверки на месте. Но 27-летний зодчий увлекся археологическими исследованиями, вступив даже в конфликт с Лохвицким, а тот в долгу тоже не остался. В итоге Анненков направил Николаю І жалобу «на чинимые ему преграды и на производимые чиновниками 5-го класса Лохвицким и 14-го Ефимовым разыскания к открытию древностей и гробниц в фундаменте древней Десятинной церкви». Реакцией императора было указание Академии художеств не позже 15 февраля 1827 г. представить проект новой церкви «для окончательного рассмотрения».

Но еще 12 февраля Николай І утвердил «Правила для руководства Комитету, предназначенному для строения в Киеве, на месте древней Десятинной церкви, новой, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, с двумя приделами — Святителя Николая и Святого Равноапостольного Князя Владимира». Первым параграфом правил определялось, что членами комитета являются киевский митрополит Евгений, киевский гражданский губернатор (по должности) и поручик Анненков, «иждивением которого производиться будет само строение». Комитет должен наблюдать, «чтобы строение происходило по утвержденному плану и фасаду», митрополит Евгений — «чтобы в украшении храма не было допущено чего-либо не сообразного с уставом Православной Грекороссийской церкви», все экономические вопросы возлагались на строителя храма Анненкова, а губернатор обязан «содействовать строителю сведениями своими и мерами, от него зависящими, к успешнейшему и выгоднейшему ходу экономической части». Николай І назначил и архитектора Десятинной церкви — им стал 58-летний петербуржец Василий Стасов.

2 августа 1828 г. после литургии в Трехсвятительской церкви состоялась торжественная закладка храма, проведенная митрополитом Евгением. Вместе с А. Анненковым они положили в ров на месте будущего среднего алтаря квадратный камень красного гранита с пояснительными надписями о церкви. В тот день, писал современник, «погода была прекрасная и стечение народа чрезмерное».Через 14 лет после закладки возобновленной Десятинной церкви и через 846 лет после ее первоначального возведения 16 июля 1842 г. храм был освящен. Этот чин провел киевский митрополит Филарет Амфитеатров в присутствии генерал-губернатора Д. Г. Бибикова, гражданского губернатора И. И. Фундуклея, поручика А. С. Анненкова и других знатных лиц. Как и при закладке, «погода была самая благоприятная, стечение народа многочисленное».

Новая церковь, построенная в смешанном византийско-русском стиле, имела пять куполов, в плане была квадратом со стороной 40 аршин (28,5 м) и наполовину меньше древнего храма князя Владимира. Стены снаружи и внутри оштукатурены и украшены геометрическим орнаментом, разными фигурами и изображениями святых. Пол вымостили отшлифованными плитками из гранита и мрамора от древнего храма. Иконостас и вся внутренняя роспись в значительной мере были повторением образов Казанского собора в Петербурге.

Отзывы о церкви В. Стасова были во многом разноречивыми. Так, Н. Закревский в «Описании Киева» (1868 г.) отметил: «Нынешняя Десятинная церковь сооружена Анненковым наперекор насущным потребностям. Во-первых, она имеет крайне ограниченное число прихожан, следовательно, не доставляет городу той выгоды, какую эта обширная церковь могла бы принести в его многолюдном месте. Во-вторых, издержки на постройку этого храма не принесли никакой пользы и для искусства, потому что подобные церкви в России довольно обыкновенны, и огромный капитал употреблен без расчета. Гораздо полезнее было бы для науки сберечь и даже покрыть прочным, медным навесом древние священные остатки Владимировой церкви, притом устроить часовню с древним образом св. Николая, который до того времени хранился в этой церкви, и присовокупить теплое помещение для сторожа. Даже можно было завести помещение для выкопанных древностей. Хотя, впрочем, хранить их гораздо сообразнее в особом музее вместе с другими киевскими редкостями. Теперь же никакая цель вполне не достигнута». Действительно, в 1857 г. приход церкви состоял лишь из 82 прихожан, в их числе мужчин — 33.

996 год — в Киеве освящен первый на Руси каменный храм — EADaily, 12 мая 2019 — История

12 мая 996 года, в Киеве в присутствии князя Владимира Великого была освящена церковь в честь пресвятой Богородицы (Десятинная церковь), которая стала первым каменным храмом на Руси.

Летописи относят начало строительства Десятинной церкви на Старокиевской горе к 989 году. Она строилась русскими и греческими зодчими 6 лет в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. Последний представлял из себя каменное дворцовое здание, расположенное на расстоянии 60 метров от Десятинной церкви.

Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была самым большим киевским храмом.

В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным». А его первым настоятелем стал один из «корсунских попов» Владимира — Анастас Корсунянин, которому, согласно летописи, в 996 году князь Владимир поручил сбор церковной десятины.

Церковь освящалась дважды: по завершении строительства и в 1039 году при Ярославе Мудром. Причины повторного освящения, проведённого митрополитом Феопемптом в 1039 году, доподлинно неизвестны. Существует множество различных версий на этот счет. Пор одной из них повторное освящение могло быть вызвано несоблюдением византийских канонов во время первого освящения.

Десятинная церковь была избрана киевскими властителями в качестве княжеской усыпальницы. В ней были похоронены христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского.

В первой трети XII века церковь перенесла значительный ремонт после землетрясения. Тогда был полностью перестроен юго-западный угол храма, а в качестве сейсмозащиты перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену.

Однако эти старания киевских зодчих не спасли храм от напастей — уже в 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича (сына Андрея Боголюбского), в 1203 году — войска Черниговского князя Рюрика Ростиславича.

В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, храм рухнул под тяжестью забравшихся на своды местных жителей, пытавшихся спастись от монголов. Однако историки более склонны считать, что здание было разрушено стенобитными орудиями.

Первые раскопки руин храма были проведены в 1635 году по инициативе митрополита Петра Могилы. При раскопках в руинах были обнаружены саркофаги, принадлежавшие князю Владимиру и его супруге Анне. Княжеский череп захоронили в храме Спаса на Берестове, потом перенесли в Успенский собор Киево-Печерской лавры.

Другие останки были захоронены в Софийском соборе. Стараниями Петра Могилы в 1630-х годах над юго-западным углом древнего храма была построена небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память об утраченной святыне.

Также в этот день:

1926 год — Майский военный переворот в Польше

1797 год — падение Венецианской Республики

1731 год — открылось судоходство по Ладожскому каналу

Десятинная церковь, Киев | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено

Самая древняя церковь Киева была построена между 989 и 996 годами князем Владимиром, который посвятил ее Богородице и содержал одну десятую часть своих доходов. Разрушенная пожаром 1017 г. и восстановленная в 1039 г., церковь была разграблена в 1177 и 1203 гг. соседними князьями и окончательно разрушена в 1240 г. во время осады Киева монгольскими войсками хана Батыя. Существуют разные истории о причине обрушения конструкции; как один из последних бастионов киевлян, он подвергся нападению монгольских таранов и, возможно, был еще больше ослаблен попыткой выживших проложить туннель. Тем не менее часть восточных стен простояла до девятнадцатого века, когда в 1825 году церковные власти решили возвести на этом месте новую церковь. Отказавшись от идеи встроить старые стены в новые, они сровняли существующие стены до фундамента и поручили архитектору Василию Стасову построить неовизантийский храм. Эта церковь была снесена советскими войсками в 1935 и площадка покрыта тротуарной плиткой.

Однако в результате раскопок двадцатого века возникло правдоподобное представление об первоначальном плане с крестообразными ветвями, очерченными проходами в центре церкви. Хотя нет возможности с какой-либо точностью определить внешний вид церкви, некоторое представление о ее убранстве можно почерпнуть из уцелевших фрагментов мозаики, фресок и мраморных украшений. Стены, вероятно, были сложены из чередующихся слоев камня и плоского кирпича в растворе из извести и битого кирпича.

См. также: архитектура; собор св. София, Киев; киевская русь; владимир мономах

Брумфилд, Уильям Крафт. (1993). История русской архитектуры. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Раппопорт, Александр П. (1995). Строительство храмов Киевской Руси. Брукфилд, Вирджиния: Variorum.

Уильям Крафт Брумфилд

Энциклопедия российской истории

Еще с encyclopedia.com

Церковные уполномоченные, Церковные уполномоченные. Орган, который управляет пожертвованиями англиканской церкви. церковные комиссары. См. церковных уполномоченных. пресвитериане, пресвитериане ★427 ★ Американская пресвитерианская церковь 1647 Дайр Ст. Филадельфия, Пенсильвания 19124-1340 Американская Пресвитерианская Церковь была основана в 1977 году пе… Грузинская Православная Церковь, Православная Церковь Грузии, автокефальная церковь византийского обряда Восточных Церквей, является древней общиной. Он датируется четвертым веком… Конгрегационализм , Конгрегационализм ★ 453 ★ Конгрегационалистский союз Канады (несуществующий) (Конгрегационалистский союз Канады больше не существует как отдельная организация. Это не… Экклезиология , Раздел теологии, изучающий природу и миссию Церкви. После рассмотрения истории экклезиологии в этой статье будет рассмотрен… Лютеранство , Лютеранство , ветвь протестантизма, возникшая в результате Реформации, религиозная вера которой основывается на принципах Мартина Лютера, аль…

Об этой статье

Обновлено О encyclopedia. com content Распечатать статью

Вам также может понравиться
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ

амбар для десятины

t itfer

Тителуз, Жан или Жан

Тите, сэр Уильям

Титкум, Натали (1975–)

titchy

Titchmarsh, Edward Charles

Titchener, Edward B.

Titche, Leon 1939-

titch

titbit

титанотер

титаномагнетит

Титаномахия

Titanium Metals Corporation

Титаник.

Титаник Катастрофа

Титаник 1997

Титаник 1996

Титаник 1953

титанавгит

Titan International, Inc.

Titan Cement Company S.A.

Titan A.E.

Десятинная церковь, Киев

Десятинная война (1830–1838)

Десятина, Мэдж (1887–1961)

Десятина

Десятина, Церковь

Десятина, Южный сельскохозяйственный

Тифониан

Тити

Тициан (Тициано Вечелли; 1488/1490–1576)

Тициан ок. 1488–1576 Итальянский художник

Титикака, озеро

Титиев, Миша

щекотка

Тиций (Тиц), Иоганн Даниил

9(197) 2)

Раздел IX, Образовательные поправки 1972 г.

Титульный лист

Титульный лист

Титульный поиск

Титульный выстрел

Сторонники сноса Десятинного храма собирают активистов и военных — Новости — новости Православия

Новости

17 января 09:23

Автор: Новости

Один из митингов радикалов, организованных Луценко возле Десятинной церкви.

Фото: Facebook.com Игорь Луценко

Экс-нардеп и основатель движения «Спасем старый Киев» Игорь Луценко призывает военных и тех, кто считает, что Десятинную церковь (Десятинную церковь или церковь Успения Богородицы) нужно снести, прийти на здание суда 18 января и присоединиться к акции в поддержку демонтажа храма УПЦ. Об этом Луценко сообщил на своей странице в Facebook.

«Обращаюсь в первую очередь к военнослужащим, которые могут быть в Киеве 18 января. А также ко всем сознательным гражданам, которых это касается. Суд о сносе незаконно построенного МАФ «монастыря» РПЦ на территории Национального музея истории Украины, возле фундамента Десятинной церкви, будет 18, 16-30 января, ул. Богдана Хмельницкого, 44Б, г. Киев, Украина, 01054 помещение 18, судья Баранов Д. А.,» он написал.

Луценко не скрывает цель митинга и предлагает использовать удобный момент для давления на суд и собрать активистов, чтобы была такая же «картинка», как и на предыдущих митингах с требованием сноса Десятинной церкви.

«То, что нужно сейчас, это добиться быстрого демонтажа МАФа, и вы все понимаете, что лучшего момента может и не быть. Фото с нашего митинга в предыдущие годы. По возможности, у нас должно быть как минимум столько же людей на митинг», — призывает экс-депутат.

О демонтаже Десятинной церкви и соответствующем решении суда уже сообщил министр культуры Александр Ткаченко.

Как сообщалось, по материалам сайта Областного административного суда, Луценко не является стороной по иску Национального музея истории Украины. Однако бывший депутат уже давно борется за снос Десятинной церкви, сначала организовав дебаты в парламентском комитете, затем срезав болторезом замки на церковных стендах.

 

Десятинный монастырь УПЦ Церковь и власть Церковь и общество

Если вы заметили ошибку, выделите нужный текст и нажмите Ctrl+Enter или Сообщить об ошибке, чтобы сообщить об этом в редакцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *