Великий князь михаил павлович: МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ • Большая российская энциклопедия

МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Ю. А. Кузьмин

Великий князь Михаил Павлович. Портрет работы Дж. Доу. Нач. 1820-х гг. Русский музей (С.-Петербург).

МИХАИ́Л ПА́ВЛОВИЧ [28.1(8.2).1798, С.-Пе­тер­бург – 28.8(9.9).1849, Вар­ша­ва], вел. князь из ди­на­стии Ро­ма­но­вых, рос. во­ен. и гос. дея­тель. Сын имп. Пав­ла I и имп. Ма­рии Фё­до­ров­ны. Брат имп. Алек­сан­д­ра I, имп. Ни­ко­лая I, вел. кн. Кон­стан­ти­на Пав­ло­ви­ча. С 1824 был же­нат на вел. кн. Еле­не Пав­лов­не. Вос­пи­ты­вал­ся вме­сте с вел. кн. Ни­ко­ла­ем Пав­ло­ви­чем под рук. гр. М. И. Ламз­дор­фа, по­лу­чил ис­клю­чи­тель­но во­ен. об­ра­зо­ва­ние. В 1819 М. П. всту­пил в управ­ле­ние ар­тил­ле­ри­ей по зва­нию ген.-фельд­цейх­мей­сте­ра (по­лу­чил при ро­ж­де­нии). По его при­ка­зу ос­но­ва­но Арт. уч-ще (1820; с 1849 в па­мять о М. П. – Ми­хай­лов­ское арт. уч-ще, впо­след­ст­вии из его офи­цер­ских клас­сов соз­да­на Ми­хай­лов­ская арт. ака­де­мия), тех­нич. ар­тил­ле­рий­ская, ба­та­рей­ные и ди­ви­зи­он­ные шко­лы (1821). С 1824 шеф л.-гв. Моск. пол­ка, нач. 1-й гв. пех. ди­ви­зии (1825–26). В пе­ри­од ме­ж­ду­цар­ст­вия 1825 вы­сту­пал в ро­ли по­сред­ни­ка ме­ж­ду ве­ли­ки­ми князь­я­ми Ни­ко­ла­ем Пав­ло­ви­чем и Кон­стан­ти­ном Пав­ло­ви­чем. 14(26).12.1825 ко­ман­до­вал вой­ска­ми, со­б­ран­ны­ми для по­дав­ле­ния вос­ста­ния де­каб­ри­стов в С.-Пе­тер­бур­ге, лич­но удер­жал под­раз­де­ле­ния гв. кон­ной ар­тил­ле­рии и Моск. пол­ка от уча­стия в вос­ста­нии (вос­по­ми­на­ния М. П. об этих со­бы­ти­ях, а так­же об об­стоя­тель­ст­вах отре­че­ния Кон­стан­ти­на Пав­ло­ви­ча от пре­сто­ла опубл. в сб. «Ме­ж­ду­цар­ст­вие 1825 г. и вос­ста­ние де­каб­ри­стов…», 1926). В тот же день на­зна­чен ген.-ин­спек­то­ром по инж. час­ти. С 17(29).12.1825 член Гос. со­ве­та и Следств. ко­мис­сии по де­лу де­каб­ри­стов; по его на­стоя­нию В. К. Кю­хель­бе­ке­ру, ко­то­рый пы­тал­ся стре­лять в М. П. во вре­мя вос­ста­ния, смерт­ная казнь за­ме­не­на ка­тор­гой. Ко­ман­до­вал Гвар­дей­ским (1826–49) и Отд. гре­на­дер­ским (1844–49) кор­пу­са­ми, од­но­вре­мен­но гл. нач. Па­же­ско­го, во­ен­но-су­хо­пут­ных ка­дет­ских кор­пу­сов и Дво­рян­ско­го пол­ка (1831–49), глав­но­на­чаль­ст­вую­щий Цар­ско­сель­ско­го ли­цея (1831–43). В рус.-тур. вой­ну 1828–29 ру­ко­во­дил оса­дой кре­по­сти Браи­лов (на­гра­ж­дён ор­де­ном Св. Ге­ор­гия 2-й сте­пе­ни). При по­дав­ле­нии Поль­ско­го вос­ста­ния 1830–31 уча­ст­во­вал в сра­же­нии при Ост­ро­лен­ке, взя­тии Вар­ша­вы, ру­ко­во­дил оса­дой кре­по­сти Мод­лин, до­бил­ся её сда­чи (1831; на­гра­ж­дён шпа­гой с над­пи­сью «За храб­рость»). Ген.-адъ­ю­тант (1831). Се­на­тор (1834). Со­дей­ст­во­вал уч­ре­ж­де­нию 8 но­вых ка­дет­ских кор­пу­сов. Осу­ще­ст­в­лял об­щее ру­ко­во­дство строи­тель­ст­вом и мо­дер­ни­за­ци­ей ук­ре­п­ле­ний – в Крон­штад­те, Ди­на­бур­ге (ны­не Дау­гав­пилс), Кие­ве, Боб­руй­ске, Се­ва­сто­по­ле, Из­маи­ле, а так­же Вар­шав­ской (Алек­сан­д­ров­ской) ци­та­де­ли, Бре­ст­ской кре­по­сти, Но­во­ге­ор­ги­ев­ской кре­по­сти (Мод­лин). Ру­ко­во­дил под­го­тов­кой Вен­гер­ско­го по­хо­да 1849.

Как и отец, имел рез­кий и вспыль­чивый ха­рак­тер, чрезмерно увлекался муштрой.

В 1819–25 для М. П. по по­ве­ле­нию имп. Алек­сан­д­ра I в С.-Пе­тер­бур­ге по про­ек­ту арх. К. И. Рос­си по­стро­ен дво­рец, на­зван­ный име­нем М. П. (ны­не в Ми­хай­лов­ском двор­це рас­по­ла­га­ет­ся Рус. му­зей). М. П. по­лу­чил в по­да­рок от имп. Ни­ко­лая I г. Ора­ни­ен­ба­ум (ны­не Ло­мо­но­сов), унас­ле­до­вал от имп. Ма­рии Фё­до­ров­ны г. Пав­ловск.

Портрет великого князя Михаила Павловича

Доу Дж.

1781, Лондон — 1829, Кентиш-Таун (ныне Лондон)

До 1826


Великий князь Михаил Павлович (1798—1849) — четвертый сын императора Павла I и его второй жены, императрицы Марии Федоровны. Со дня рождения имел звание генерал-фельдцейхмейстера, фактически вступил в управление Артиллерийским ведомством в 1819. С 1817 по 1819 совершил большое путешествие по России и Западной Европе. В 1820 основал Артиллерийское училище (бывшее Михайловское). С 1825 — генерал-инспектор по инженерной части, с 1831 — главный начальник Пажеского корпуса и всех сухопутных кадетских корпусов. Участник русско-турецкой войны 1828—1829 и польской кампании 1830—1831. Член Государственного Совета. Способствовал проведению ряда преобразований в армии. В 1844 — главнокомандующий гвардейским и гренадерским корпусами. С 1824 женат на своей двоюродной сестре Фредерике Шарлотте Марии, принцессе Вюртембергской (в православии — великая княгиня Елена Павловна).

Виктория Кадочникова. Каталог выставки в Малаге «Династия Романовых». 2017. С. 320.

Изображен в мундире гвардейской артиллерии с орденом св. Андрея Первозванного (звезда). Портрет многократно повторялся автором. Идентичный портрет был в Романовской галерее Зимнего дворца, вариант 1821 — в ГМЗ «Павловск». Гравирован А. Раймбахом и Р. Курятниковым.

  Публикация о реставрации картины на сайте Службы реставрации Русского музея

+ О реставрации произведения

— Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Основанием для реставрации послужил не экспозиционный вид картины – живописная поверхность была закрыта толстым слоем желтого лака.

Кроме того, на фоне имелись значительные грубые поздние прописки, сильно отличающиеся по цвету и тону от авторской живописи.  

Портрет в разное время неоднократно подвергался реставрации. Он был сдублирован на новый холст, авторские края были обрезаны по размеру подрамника, кромки отсутствовали.

Комплекс проведенных мероприятий:

Исследования под микроскопом позволили обнаружить под слоем записей вдоль левой кромки следы загиба и гвоздевые отверстия. Это говорило о том, что при дублировании кромка была разогнута и размер полотна был увеличен, после чего края перегрунтовали и переписали. В процессе удаления позднего темного лака и записей вдоль краев была обнаружена поздняя масляная перемастиковка, широко перекрывающая авторскую живопись. Удаление наслоений на пробном участке показало, что под ней находится авторский красочный слой в удовлетворительном состоянии. Вторым этапом расчистки стало удаление перемастиковки по всему периметру, что позволило открыть значительную часть авторской живописи.

По завершению всех работ по удалению записей и слоев потемневшего лака, места утрат красочного слоя и грунта были восполнены реставрационным грунтом. Выполнены реставрационные тонировки.

После удаления поздних наслоений не только раскрылся авторский колорит, но и хорошо стал виден авторский мазок, сделанный на просвет к нижележащему слою –  прием, очень характерный для Джорджа Доу.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 105.

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях:

СЛУЖБА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ПАВЛОВИЧА Великолепный обеденный сервиз из позолоченного серебра Французский ампир

Детали

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ СЕРВИС
Великолепный обеденный сервиз из позолоченного серебра Французской империи
Марки Мартина-Гийома Бьенне и Жана-Шарля Кахье, Париж, 1809 г. -1819
В составе,
Супница большая двуручная, крышка, вкладыш и подставка, подставка на шести сдвоенных львиных лапах и лиственных ножках, супница в форме вазы с двумя ручками-скобами аканта, гимном и полу-вакханкой, с простой вкладыш с двумя ручками и съемная куполообразная крышка с навершием Вакха, леопарда и вакханки, подставка, корпус и крышка, каждая из которых нанесена дважды с коронной монограммой, одна на подставке отсутствует, подставка украшена путти, чешуйчатыми дельфинами и бычьими масками, корпус с группой крылатых полумужских фигур, увешанных гирляндами между ними,

клеймо Cahier, маркировка на подставке, стебле, чашечке, чаше, вкладыше, крышке и наконечнике , 20¾in. (53 см.) в ширину, 426 унций. (13,247гр.)

Пара плоских круглых суповых супниц, каждая на широкой круглой ножке, с бордюрами в виде гимнов, боковые стороны украшены двумя крылатыми ручками путти, одна с трубой, съемная куполообразная крышка с навершием бутона и чашечкой аканфа, на корпусах и крышках дважды выгравированы монограмма и корона, клеймо Biennais , маркировка только на основании, крышки без маркировки, возможно, более поздние замены
14½ дюймов. (36,5 см.) в длину, 202 унции. (6,286гр.)

Супница овальная и крышка на раскладывающейся ножке, две ручки-скобы с розетками на концах, съемная куполообразная крышка с навершием в виде бутона аканта, корпус и крышка с монограммой и короной,

знак Biennais, маркировка на корпусе, крышке и ручках, навершие без маркировки , 18 дюймов. (46 см.) в длину, 105 унций. (3,284гр.)

Малая овальная супница с крышкой, на раздвижной ножке, две ручки-скобы с рифлеными концами, съемная куполообразная крышка с навершием в виде бутона аканта, корпус с двойной гравировкой монограммы с короной вверху, крышка аналогично применено дважды, клеймо Cahier, маркировка на корпусе, крышке и чашечке, навершие без маркировки , 12½ дюйма. (31,8 см.) в длину, 54 унции. (1700гр.)

Пара овощных блюд, подставки и крышки, простые круглые, каждая с каймой в виде гимна, съемные куполообразные крышки с бутоном аканта и навершием чашечки, каждая с однократной гравировкой монограммы с короной вверху, крышки, Cahier, блюда, клеймо производителя отсутствует, подставки, Biennais, маркировка на блюдах, подставках и крышках , подставки, 10½in.

(26,6см.) длинна, посуда, 9 шт.¼ дюйма (23,5 см.) в длину, 139 унций. (4,325гр.)

Пара тарелок для овощей и крышек, одинаковых, меньшего размера, с аналогичной гравировкой, отсутствует клеймо производителя, за исключением одной тарелки Cahier, отмеченной на тарелках и крышках, навершия без маркировки , 8in. (20,5 см.) в длину, 65 унций. (2,032гр.)

Пара, однотипные, однотонные, съемные куполообразные крышки с навершиями бутонов аканта, блюда и крышки с гравировкой монограммы с короной вверху, одно блюдо Biennais, одно Cahier, крышки с французским контролем клейма, одна обложка Biennais, навершия без клейм , 7 7/8 дюйма. (20 см.) в длину, 103 унции. (3,208гр.)

Пара соусников и половников, каждый соусник овальной формы на соответствующей ножке и с тростниковой ручкой из свитка в форме гимна, с окантовкой из ветрувианской розетки, тростниковые половники с чеканкой монограммы с короной наверху, соус- лодочки с одинаковой гравировкой дважды,

одна лодочка Biennais, другая Cahier, один ковш с нечеткой маркировкой производителя, другой без маркировки , соусники 9 1/8in. (23 см.) в длину, 48 унций. (1,518гр.)
Набор из восьми двойных солонок, каждая на шести сдвоенных львиных лапах и восьмиугольном основании, каркас на шести крылатых полульвиных моноподиях и со съемной центральной вакханкой и ручкой-гирляндой, каждая со съемными плоскими круглыми чашами , основания чеканены гимном и завитками и снабжены монограммой с короной вверху, четыре Cahier, четыре Biennais, маркировка на основаниях, рамах и чашах , 7¾in. (19,5 см.) в длину, 232 унции. (7,235гр.)

Грелка овальная гладкая и куполообразная, с отделением для горячей воды и ручками-кольцами, на крышке дважды выгравировано монограммой с короной вверху, подставка Biennais, крышка Cahier, маркировка на базе и крышке

, 22 дюйма. (56 см.) в длину, 256 унций. (7,985гр.)

Набор из сорока семи тарелок, каждая с окантовкой в ​​виде гимна и выгравированной монограммой с короной наверху, знак Biennais , 9½ дюйма. (24 см) диаметр, 900 унций. (27 990 гр.)

Набор из четырех одинаковых тарелок для вторых блюд, каждая круглая, с каймой в виде гимна, с одинаковой гравировкой, от Cahier , 10¾in. (27,2 см) диаметр, 104 унции. (3 235 гр.)

Набор из шести штук, похожих, с одинаковой гравировкой, Biennais , 11¾in. (30 см) диаметр, 172 унции. (5,351 гр.)

Четыре мясных блюда, каждое овальное, с каймой в виде гимна, с одинаковой гравировкой, разных размеров, три Cahier, одно без клейма изготовителя , 13¾ дюймов. (35 см.) до 18 дюймов. (46 см.) в длину, 178 унций. (5,547гр.)

Вензель и корона принадлежат Великому Князю Михаилу Павловичу (1798-1849), сыну Царя Павла 1 (р.1798-1801) и брату Царя Александра 1 (р.1801-1825) и Государя Николай 1 (р.1825-1855)

Происхождение

Большая часть поставлялась великому князю Михаилу Павловичу (1798-1849) сын царя Павла I (р.1798-1801) и брат царя Александра I (р.1801-1825) и царя Николая I (р.1825-1855)
Вероятно Александр Людвигович, 2-й барон Штиглиц (ум. .1884), Санкт-Петербург
Конфисковано либо у семьи Штиглицев, либо у Музея Штиглицев Советским правительством, около 1917 г.
Собственность дамы; Christie’s, Лондон, 30 июня 1965 г., лот 117 (часть).

Литература

Dessins originaux d’orfèvrerie et de meubles ornés de бронзовый источник de l’atelier de Biennais, orfèvre de Napoleon 1er et attribués a Percier , Paris, 1801, на котором основана центральная супница
S. Grandjean, ‘A Dinner Сервиз Biennais в Рейксмузеуме, Connoisseur , октябрь 1958, стр. 84–87
Коллекция Connaissance des Arts, Les Grands Orfèvres , Париж, 1965, стр. 288–289 (часть)
Шедевры английского и Европейское серебро и золото , Сидней, 1980 Слава ювелира, Великолепное золото и серебро из коллекции Аль-Таджир , 1989, №20 с.34 (часть)

Выставлено

Лондон, Christie’s, Слава ювелира, Великолепное золото и серебро из коллекции Аль-Таджир , 1989, № 20 (часть)
Сидней, Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Шедевры английского и европейского серебра и золота , январь 1980 г.

Особое примечание


С молотковой цены НДС не взимается, но НДС по ставке 17,5% будет добавлен к премии покупателя, которая выставляется в счете с учетом НДС.

Великий князь Михаил Павлович был четвертым сыном царя Павла I и его жены Марии Федоровны, принцессы Вюртембергской. Он получил военное образование и много путешествовал по России; он был назначен командиром гвардейской пехотной бригады и принял участие в войне против Турции за освобождение Греции. Он был награжден орденом Св. Георгия и в 1831 г. стал начальником всех военно-учебных заведений в России. Он женился на своей двоюродной сестре принцессе Елене Вюртембергской, от которой у него было шесть дочерей. Он умер в 1849 г.в возрасте 51 года.

Трудно представить себе более совершенную обстановку для огромного обеденного сервиза из позолоченного серебра, заказанного великим князем Михаилом Павловичем у Мартен-Гийама Бьенне и Жана-Шарля Кахье, чем великолепный русский неоклассический дворец последнего, спроектированный Карло Росси и ныне дом Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Частично оплаченный его отцом, царем Павлом 1 (годы правления 1798-1801), а затем его братьями, царем Александром 1 (годы правления 1801-1825) и царем Николаем 1 (годы правления 1825-1855), дворец стоил 9млн рублей на завершение. Он был построен между 1819 и 1823 годами, и за каждой деталью дизайна интерьера наблюдал его великий архитектор. Действительно, интерьеры считались лучшими в России до реконструкции Эрмитажа в 1837 году после катастрофического пожара.

И Майкл, и его старший брат Николас покровительствовали ведущим парижским ювелирам того времени, среди которых были Бьенне и Кахье. В самом деле, кажется, что эти две фирмы сотрудничали при выполнении огромного заказа Михаила Павловича, поскольку их знаки встречаются на разных, но составных частях некоторых из одних и тех же крупных объектов. Считается, что в 1821 году Бьенне, у которого не было вероятного преемника, продал свой бизнес, включая проекты и архивы, Каье. Хотя он занимал хорошие позиции в восстановленном режиме Бурбонов, бизнес Кахье в конце концов потерпел крах, и в 1828 году он обанкротился. 0003

Похоже, что, как и многие художественные сокровища в России, сервиз был конфискован, на этот раз из музея, основанного бароном Штиглицем после революции, и продан советским правительством в 1920-х или 1930-х годах для сбора столь необходимых иностранных валюта. Интересно отметить, что очень богатый барон Штиглиц усыновил дочь, которая, как говорили, была незаконнорожденным ребенком великого князя Михаила Павловича.
Значительная часть сервиза затем появилась единым лотом на аукционе Christie’s в Лондоне в 1919 г.65. С тех пор ряд предметов, включая чайный и кофейный сервиз и столовое серебро, были проданы, а другие предметы, такие как меньшие супницы, были воссоединены с ним. Образцы из сервиза можно найти в Эрмитаже, Санкт-Петербург и Рейксмузеум, Амстердам. Безусловно, самый значимый предмет, великолепная супница и крышка весом около 14 кг работы Кахье, явно заимствованные из дизайна Персье и Фонтена, остаются центральным элементом сервиза, составляющего настоящий лот. Пару к нему можно найти в Фонде Санто-Спирито в Лиссабоне.

Благодарим Марину Лопато из Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург за информацию об истории сервиза Михаила Павловича в XIX и первой половине XX века.

;

Великий князь Михаил Павлович, ок. 1815 постеров и гравюр от Anonymous

  • Плакат изобразительного искусства
  • Картинка в рамке
  • Холст
  • Открытка
  • Поздравительная открытка

Аноним

Художественный плакат

Другие продукты…

  • Невероятное качество печати жикле
  • Бумага для художественной печати плотностью 240 г/м²
  • Гарантия цвета более 100 лет

Художественный плакат / XS: 35,5 x 28 см / нет Плакат изобразительного искусства / S: 40 x 30 см / нет Художественный плакат / M: 50 x 40 см / нет Плакат изобразительного искусства / L: 70 x 50 см / нет Художественный плакат / XL: 80 x 60 см / нет Художественный плакат / XXL: 100 x 70 см / нет Художественный плакат / XXXL: 120 x 100 см / нет

£17,95Специальное предложение Был . Вы экономите £-17,95 (ошибка Liquid (фрагменты/product.ondemand, строка 187): разделить на 0%).

  • Плакат изобразительного искусства
  • Картинка в рамке
  • Холст
  • Открытка
  • Поздравительная открытка

Закрыть

Информация о размерах

Размеры
Общий размер х см (х дюйм)
Художественное произведение х см (х дюйм)
Граница (крепление) см верх/низ (в)
см лево право (в)
Глубина 3,8 см (1,5)
Лицевая часть рамы 2см (0,79 дюйма)
Глубина 2,3 см (0,9 дюйма)

Модель 5 футов 4 дюйма (1,62 м)

Наши принты

Мы используем бумагу для изобразительного искусства плотностью 240 г/м2 и фирменные чернила премиум-класса для создания идеальных репродукций.

Наш опыт и использование высококачественных материалов означают, что наши цвета печати прошли независимую проверку на соответствие сроку службы от 100 до 200 лет .

Узнайте больше о наших репродукциях.

Произведено в Великобритании

Вся продукция создается на нашей печатной фабрике в Суррее в Великобритании, и мы являемся надежным партнером многих известных и уважаемых художественных галерей и музеев.

Мы гордимся тем, что произвели более 1 миллиона отпечатков для сотен тысяч клиентов.

Доставка и возврат

Мы печатаем все на заказ, поэтому сроки доставки могут варьироваться, но все отпечатки без рамы отправляются в течение 2-4 дней курьером или заказной почтой. все фотографии в рамке отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказной почтой. все холсты отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказным письмом. все открытки отправляются в течение 1-3 дней. все поздравительные открытки отправляются в течение 1-3 дней.

Доставка в Великобританию осуществляется 5 фунтов стерлингов за отпечаток любого размера без рамы, 10 фунтов стерлингов за печать в одной рамке, 10 фунтов стерлингов за одно полотно (5 фунтов стерлингов за рулонные полотна), 1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт, 1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт, или бесплатно, если вы потратите 60 фунтов стерлингов.

Мы с радостью заменим ваш заказ, если все не на 100% идеально.

Изображения продуктов великого князя Михаила Павловича, ок. 1815

Информация о продукте Великий князь Михаил Павлович, ок. 1815

Великий князь Михаил Павлович, ок. 1815

Аноним

Великий князь Михаил Павлович России (1798-1849), гр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *