Виды арок в древнем риме – Триумфальные арки в Риме, Италия. История создания и описание. Адреса арок. Римские арки на фото. » Карта путешественника

Содержание

15.2 Виды арок.

А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.

Арки впервые появились во II тысячелетии до н. э. в архитектуре Древнего Востока, в частности в Древней Месопотамии, где строительство кирпичных сооружений достигло высокого уровня. Широкое распространение также получили от этрусков в архитектуре Древнего Рима.

Арка из каменной кладки

Названия частей арки: 1. Замковый камень

2. Клинчатый камень

3. Внешняя поверхность свода (экстрадос)

4. Пятовый камень (импост)

5. Внутренний свод (интрадос)

6. Стрела подъёма

7. Пролёт

8. Опорная стена

Расстояние между центрами пят называется расчётной проймой. При увеличении стрелы подъёма уменьшается распор арки. Ось арки подбирают так, чтобы сжатие на изгиб было минимальным; тогда арка будет наиболее крепкой и стойкой. Крепость арки зависит от её формы. Простейшие арки имеют форму полукруга, однако теоретически наиболее крепкими являются арки с формой параболы или цепной линии.

Римский мост с полуциркульными арками. Алькантара, Испания

Нюрнберг. Замок на воде Обербюрг. Ворота в виде двух лучковых арок

Кирпичная кладка стен во дворце Августов. Древний Рим. Использованы разгрузочные арки.

Собор Парижской Богоматери

Механика

Арка — это криволинейный брус плавного обриса, несущая строительная конструкция. В отличие от балки которая испытывает нормальное механическое напряжение

, арка испытывает касательное механическое напряжение, из-за чего возникает горизонтальная опорная реакция (распор). Наличие распора требует увеличивать толщину стен. Отсюда если стоечно балочная конструктивная система легкая, то арочная (арочные перекрытия) – тяжелая.

От свода арка отличается лишь значительно меньшей шириной. Под вертикальной нагрузкой арка работает в большей степени на сжатие и в меньшей степени на изгиб.

Арки, перекрывающие несквозной проем, называются слепыми. Одной из целей этого является увеличение прочности стены при экономии материала. В древности известен приём, когда арка делалась для облегчения, например, когда перекрытие проёма в стене было выполнено в виде плоской арки, для разгрузки которой над нею делалась слепая арка.

Типы арок

1.Треугольная

2. Круглая или полуциркульная

3.Круглая пологая арка или сегментная

4.Ползучая или косая арка

5. Стрельчатая

Плоская сжатая арка

Трёхлопастная арка

Подковообразная

Трёхцентровая арка

Эллиптическая арка

Вогнутая арка

Килевидная арка

Опрокинутая килевидная арка

Четырёхцентровая арка — «Тюдор»

15. Параболическая арка

2. Полуциркульная (полукруглая) арка — арка, имеющая форму полуокружности, центр которой расположен на уровне пят арки.

Простейший и наиболее распространённый тип арки. Присутствует в зодчестве разных эпох, стран и стилей. Наиболее характерна для классической архитектуры, где она чаще всего бывает обрамлена архивольтом (от лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») или выделена рядом клинчатых камней с замковым камнем посередине. Обычно опирается на пилоны.

5. стрельчатая

 — состоит из двух дуг, пересекающихся в замке под острым углом. Получила широкое применение в готической архитектуре. Различают стрельчатую арку, сжатую и ланцетовидную.

15. параболическая — образует в своде часть параболы. Параболические арки впервые использовал испанский архитектор Антонио Гауди. Такие арки передают весь распор на опорную стену и не требуют дополнительных элементов.

Типы арок

Мескита,Кордова, Испания

Суассонский собор, Франция

Треугольная

2. Круглая или полуциркульная

Круглая пологая арка или сегментная

Ползучая или косая арка

5. Стрельчатая

Плоская сжатая арка

Трёхлопастная арка

Подковообразная

Трёхцентровая арка

Эллиптическая арка

Вогнутая арка

Килевидная арка

Опрокинутая килевидная арка

Четырёхцентровая арка — «Тюдор»

15.Параболическая арка

Аркату́ра(отнем.Arkatur,фр.arcatureряд арок) — ряд декоративных ложныхарокнафасадездания или на стенах внутренних помещений. Основным видом являетсяслепая аркатура(слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также бываетрасчленённойинепрерывной. Последняя может иметь видаркатурного поясаилифриза, дополненногоколонкаминакронштейнах. Такой вариант решения аркатуры был присущ, в частности, храмовой архитектуреВладимиро-Суздальского княжества. В качестве элемента раскреповки фасадов и стен внутренних помещений характерна также для каменного зодчества стран

Древнего Востока, средневековой Европы, Малой Азии и других (на илл.).

Торре-дель-Оро,Севилья, Испания

обзор самых важных и особенности архитектуры

Римские триумфальные арки – удивительные сооружения, которые выстояли под открытом небом с древности до наших времен. Они привлекают туристов возрастом, величием и необычным декором. В Древнем Риме триумфальные арки возводили в честь великих военных побед, императоров-завоевателей. Устанавливали их на въезде в город или главной улице. Сохранившиеся до наших дней и ставшие узнаваемыми – триумфальные арки Тита, Септимия Севера, Константина.

Триумфальная арка Тита

Триумфальная арка Тита в Риме – одна из старейших. Много веков она служила образцом для аналогичных сооружений во всем мире.

История строительства и реставрации

В 70-м году н.э. римский император Тит победил неверных евреев Иерусалима и вернулся на родину не только с трофеями, но и с тысячами пленных иудеев. Через 11 лет после этого события именно они построили триумфальную арку в честь уже умершего завоевателя.

Римская арка Тита

Строительство началось по инициативе Домициана – идейного последователя Тита. Каменная арка должна была служить напоминанием о великом походе и взятии Иерусалима.

В средние века строение было почти разрушено, но в 1821 году его отреставрировали по указанию Папы Римского Пия VII. Указание, подтверждающее этот факт, сохранилось на самой арке.

Особенности архитектуры

В Триумфальной арке Тита всего один пролет, однако это не умаляет ее величия, ведь высота составляет почти 15,5 м, а ширина – 13,5 м. Ширина проема – 5,33 м.

Внимание туристов привлекает декор строения:

  • полуколонны;
  • барельеф, изображающий императора на колеснице;
  • надпись на латинском языке о посвящении арки Титу;
  • барельефы, увековечившие боевой поход императора;
  • фигуры богини Виктории;
  • барельеф, изображающий уход римского правителя в мир иной, его обожествление.

Украшение внутри проема

Триумфальная арка в Риме облагорожена и украшена не только со стороны фасада, но и внутри проема.

Осмотреть сооружение со всех сторон и насладиться видом расположенного недалеко Колизея может бесплатно любой желающий.

Триумфальная арка Септимия Севера

Хорошо сохранилась до наших дней арка Септимия Севера. Расположена на Римском Форуме, куда нужно купить билет.

История строительства и реставрации

Арку построили в 205 году н.э. с целью воспеть правление императора Септимия Севера и военные победы его сыновей – Каракаллы, Геты. Место для возведения конструкции выбирал сам правитель. Это была Священная дорога в северной части Форума.

К окончанию строительства Септимий Север умер. Стремившийся к власти сын Каракалла убил брата Гету и приказал стереть с римской арки все упоминания о нем.

Триумфальная арка Септимия Севера

В средние века пострадала не только арка Тита, но и Септимия Севера. Она почти наполовину ушла под землю. В 1803 году начались работы по ее освобождению. Инициатором стал Папа Римский Пий VII. Полностью освободить арку удалось только к концу столетия – в 1898 году.

Особенности архитектуры

Арка Септимия Севера – это трехпролетное сооружение высотой 20,9 м, шириной 23,3 м. Ширина центрального проема составляет 7 м, боковых – 3 м. Материалы изготовления: травертин, грубый кирпич, мрамор. Последним выполняли облицовку строения.

Центральный сюжет украшающих арку рельефов – битва с парфянами. Ее «начало» можно найти у левого проема, если смотреть со стороны Форума. Это рельефы о подготовке к войне, битве, обращении императора к легионерам.

Медальоны

Уже у правового проема они демонстрируют окончание сражения, римский военный совет. Со стороны города высеченные из камня рельефы также «повествуют» о военных кампаниях в Парфию Септимия Севера и его сыновей.

Массивные, почти 9-метровые колонны с капителями и каннелюрами стоят перед триумфальной аркой Рима, придавая ей торжественный вид. В верхней части есть аттик с несколькими комнатами. Его фасадную часть украшает посвятительная надпись на латинском языке.

Триумфальная арка Константина

Внешним видом это строение отличается от арки Тита и Септимия Севера. Также она является самой большой и «молодой» из них, так как построена в 315 году н.э.

История строительства и реставрации

Триумфальная арка Константина возведена в честь его победы над внутригосударственным врагом – узурпатором Максенцием.

Интересный факт! На основании ряда исследований ученые предполагают, что арка построена не в 315 году н.э., а намного раньше. Это значит, что она должна была увековечить память о победах другого человека, чего не случилось. Строение отреставрировано и декорировано уже в честь Константина.

Триумфальная арка Константина

Распоряжение о строительстве арки отдал римский Сенат. Масштабная реставрация достопримечательности проводилась трижды, последний раз – в 1733 году.

Особенности архитектуры

Высота трехпролетной арки Константина составляет 21 м, ширина – 25,7 м, ширина центрального проема – 6,5 м, боковых – 3,4 м. Главная особенность строения – использование в качестве декора элементов других построек.

Так, аттик в верхней части арки обращает на себя внимание восемью скульптурами эпохи Траяна. Между ними расположены попарные военные барельефы времен Марка Аврелия.

Константин на троне

Пространство над боковыми проемами украшают медальоны эпохи римского императора Адриана. На них изображены божества Солнца и Луны, сцена охоты и жертвоприношения. Медальоны есть и на торцах достопримечательности, однако их относят ко времени правления Константина.

С двух сторон на аттик арки нанесена латинская надпись, гласящая о посвящении сооружения императору Константину, расправившемуся с государственной тиранией.

Осмотреть триумфальную арку можно со всех сторон, но на некотором отдалении. Из-за ограждения подойти к ней вплотную или пройти через пролеты не удастся.

Главные триумфальные арки Рима уникальны, каждая по-своему. Они несут отпечаток древних времен, олицетворяют могущество, власть и силу великих правителей, повлиявших на ход истории.

Константин на троне Загрузка…

Ещё интересные сооружения

Триумфальные арки в Древнем Риме: Константина, Тита, Септимия Севера

Триумфальные арки – наследие римской императорской эпохи, периода ее могущества и процветания.

Народ в Риме ликовал и восхвалял своих правителей, возвращающихся из победоносных походов. Торжественные моменты потребовалось увековечить в памяти потомков. Таким образом,  появился особый вид зодчества, популярный в Древнем Риме – триумфальные врата-арки, призванные подчеркнуть могущество победителей.

Арка Тита (Arco di Tito)

Арка Тита – самая древняя в Риме триумфальная арка представляет собой однопролетные врата из белого пентельского мрамора высотой 15,4 и шириной более 5 м.

Арки в Риме - Арка ТитаАрки в Риме - Арка Тита

Она посвящена победе над неверными иудеями римского императора Тита. Событие произошло в 70 г. н.э., в результате сражения в Иерусалиме был полностью разрушен храм Соломона, в плен захвачены тысячи евреев.

Барельефы изображают императора-победителя в золотом венце. Он управляет колесницей, запряженной белыми лошадьми, в руках – символ императорской власти, скипетр. На заднем плане видны взятые в плен рабы и ценные военные трофеи. По бокам проема располагается пара коринфских колон. Сверху над карнизом – прямая геометрическая надстройка, аттик, со словами посвящения Титу.

Центральную часть арки Тита замыкают две парящие фигуры крылатой богини Виктории. Конструкция декорирована рельефными композициями, отображающими церемонию шествия победителя и легионеров с сокровищами Иерусалима. Изначально сверху была сооружена статуя императора, но до наших времен она не сохранилась.

Интересные факты

  • Арка Тита была возведена в 81 г. н.э., вскоре после смерти самого триумфатора, по инициативе его последователя Доминициана и руками тех самых рабов-евреев, которых Тит привез из победоносного похода. Тогда в Италию попало более 50 тыс. евреев, положивших начало еврейской диаспоре.
  • В аттике арки Тита был захоронен прах самого Тита, подобных почестей были удостоены лишь три правителя за всю историю Римской империи: Цезарь был погребен в Риме на Форуме, Траян в цоколе именной колонны на своем форуме и Тит в своей арке. Таким образом, арка Тита является не только прародительницей более поздних триумфальных конструкций в Риме, но еще и мемориалом.

Как добраться

  • Триумфальная арка Тита находится на возвышенности в восточной части Римского Форума (Foro Romano), поблизости от Колизея. Ближайшая остановка метро Колизей (Colosseo), линия В.
  • Посещение Форума стоит 12 Евро.
  • Смотрите инструкцию, как купить билеты на Форум и в Колизей заранее, чтобы избежать очередей.

Арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo)

Еще один достаточно хорошо сохранившийся на Римском Форуме монумент подобного типа – трехпролетная триумфальная арка Септимия Севера, возведенная в 205 г. н.э.

Арки в Риме - Арка Септимия Севера

Арки в Риме - Арка Септимия Севера

По обе стороны декорирована парными колоннами, капители которых включают элементы различных архитектурных ордеров. Выше находится раскрепованный антаблемент. Высота всей конструкции 20,9 м, ширина 23,3 м. Строительный материал – кирпич и травертин, но поверхность отделана мрамором. Все пролеты соединены между собой проходами.

С одной стороны к арке Септимия Севера ведут несколько ступеней. Также есть лестница, ведущая к высокому аттику, разделенному на 4 зала. Стены и цокольная часть декорированы рельефами, воспевающими победу Септимия Севера и двух его сыновей Караккалы и Геты над воинствующими племенами. Из изображений на древних монетах видно, что ранее монумент украшали скульптуры Севера с сыновьями, но до наших дней последние не сохранились.

Интересные факты

  • После смерти отца Караккала не захотел делиться троном с Гетой, воспользовавшись классическим в Риме способом захвата власти — братоубийством. Имя Геты было стерто с триумфальной арки Септимия Севера. Позже Караккала вошел в исторические хроники как один из самых жестоких императоров Древнего Рима.

Как добраться

  • Арка Септимия Севера находится на Римском Форуме в Риме, недалеко от Колизея, ближайшая остановка метро Колизей (Colosseo), линия В, также удобно добираться от остановки трамвая Parco Celio.
  • Посещение Форума стоит 12 Евро.

Арка Константина (Arco di Costantino)

Арка Константина относится к более поздней эпохе (4 в. н.э.), среди туристов обрела огромную популярность.

Арки в Риме - Арка КонстантинаАрки в Риме - Арка Константина

Арка Константина представляет собой трехпролетные врата высотой 21 м. и шириной более 25 м., украшенные коринфскими колонами, над которыми возвышаются силуэты пленников. Арка разделена на три зоны, каждая из которых щедро покрыта барельефами по мотивам различных страниц римской истории и религии. Событием, послужившим причиной создания арки, была победа над Максенцием в битве у Мильвийского моста в 312 году. Этот эпизод привел Константина в христианство и положил новый религиозный порядок всему западному миру.

Интересные факты

  • Большинство барельефов арки были сняты с других архитектурных сооружений предшествующего периода. Аутентичные же композиции 4 века невыгодно выделяются на фоне более ранних и свидетельствуют о некотором упадке композиционного мастерства в Риме — геометрическое разделение на зоны и слишком богатый декор нарушают гармоничность постройки, придавая ей элементы архитектурного китча.

Как добраться

  • Арка Константина находится рядом с Колизеем, на улице Via di San Gregorio, ближайшая остановка метро Колизей (Colosseo), линия В.
  • Посещение этой достопримечательности является бесплатным.
↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Триумфальная арка Константина — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Триумфальная арка Константина (лат. Arcus Constantini, итал. Arco di Costantino) — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов (сполии). Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.

Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором.

Константин на троне

Предложено три объяснения, почему для декорирования арки использовались снятые с других сооружений элементы:

  • Искусство Римской империи IV века н. э. находилось в состоянии упадка, навыки, необходимые для создания триумфальной арки, достойно смотревшейся бы в одном ряду со старыми, были утрачены. Эта версия была наиболее популярной некоторое время назад, однако сейчас происходит признание своеобразия искусства поздней Античности и его высокой ценности, в связи с чем данная точка зрения теряет позиции.
  • Создатели монумента были поставлены в узкие временные рамки: начало работ относится не ранее чем к концу 312 года, а завершение — к лету 315.
  • Использование элементов декора времён Траяна, Адриана и Марка Аврелия имело символическое значение: таким образом Константин вводился в круг «хороших императоров».
Схема расположения сполий на арке Константина.

Аттик[править | править код]

Барельефы с аттика арки, южная сторона, правая часть

На аттике попарно расположены 8 барельефов, снятые с неизвестного памятника эпохи Марка Аврелия (161—180), вероятно триумфального монумента в честь войны с сарматами (169—175). По северной стороне слева направо изображаются: возвращение императора в Рим из военного похода, император покидает город и приветствуется персонифицированной Via Flaminia, император раздаёт деньги народу, император допрашивает пленного германца. По южной стороне (также слева направо): перед императором предстаёт германский вождь, другие пленники, император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка. На барельефе с раздачей денег народу остались следы удалённой фигуры сына Марка Аврелия Коммода.

На вершине каждой колонны находятся фигуры даков, взятые, вероятно с форума Траяна. Оттуда же, либо из казарм императорской конной гвардии, происходят барельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, изображающие празднование победы над даками.

Основная часть[править | править код]

Медальоны арки Константина, южная сторона, левая часть. Внизу — эпизод кампании против Максенция, штурм города, предположительно Вероны

8 коринфских колонн (по 4 с каждой стороны) выполнены из нумидийского жёлтого мрамора. Основания колонн украшают рельефы с изображением Виктории (лицевая сторона), римских солдат и пленных варваров (боковые стороны), Виктория изображена также в пазухах свода главного пролёта. Все эти рельефы относятся ко времени Константина.

Над боковыми арками расположены пары медальонов 2-метрового диаметра эпохи Адриана. По северной стороне слева направо на них изображаются: охота на вепря, принесение жертвы Аполлону, охота на льва, принесение жертвы Геркулесу, по южной (также слева направо): выезд на охоту, принесение жертвы Сильване, охота на медведя, принесение жертвы Диане. Головы Адриана заменены в сценах охоты на северной стороне на Константина, в сценах жертвоприношений: на Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот. С боковых сторон арки на аналогичных медальонах уже времени Константина изображены божества Солнца (с восточной стороны) и Луны (с западной) на колесницах.

При Константине также был создан рельефный фриз, иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается с восточной стороны отбытием из Милана, продолжается на южной сценами из военной кампании. На западной стороне помещён въезд Константина в Рим, на северной — выступления перед народом и раздачи денег.

На летних Олимпийских играх 1960 года у арки Константина финишировал забег марафонцев, который выиграл Абебе Бикила.

Арка — это… Что такое Арка?

Арка из каменной кладки
1. Замковый камень 2. Клинчатый камень 3. Внешняя поверхность свода (экстрадос) 4. Пятовый камень (импост) 5. Внутренний свод (интрадос) 6. Стрела подъёма 7. Пролёт 8. Опорная стена

А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.

История

Арки впервые появились во II тысячелетии до н. э. в архитектуре Древнего Востока, в частности в Междуречье, где строительство кирпичных сооружений достигло высокого уровня. Широкое распространение также получили арки в архитектуре Древнего Рима.

Механика

Арка — это криволинейный брус плавного обриса, несущая строительная конструкция. В отличие от балки которая испытывает нормальное механическое напряжение, арка испытывает касательное механическое напряжение, из-за чего возникает горизонтальная опорная реакция (распор). От свода арка отличается лишь значительно меньшей шириной. Под вертикальной нагрузкой арка работает в большей степени на сжатие и в меньшей степени на изгиб.

Арки бывают безшарнирные, двухшарнирные и трёхшарнирные; если опорные концы арки соединить стержнем (затяжкой, которая воспринимет горизонтальную реакцию), то получается арка с затяжкой.

Названия частей арки

  1. Замковый камень — поперечное сечение около вершины
  2. Клинчатый камень
  3. Внешняя поверхность свода (экстрадос)
  4. Пятовый камень (импост) — поперечное сечение около опоры, пята арки
  5. Внутренний свод (интрадос)
  6. Стрела подъёма — расстояние центра замкового камня арки от линии, которая соединяет центры двух пятовых камней арки
  7. Пролёт
  8. Опорная стена

Расстояние между центрами пят называется расчётной проймой. При увеличении стрелы подъёма уменьшается распор арки. Ось арки подбирают так, чтобы сжатие на изгиб было минимальным; тогда арка будет наиболее крепкой и стойкой. Крепость арки зависит от её формы. Простейшие арки имеют форму полукруга, однако теоретически наиболее крепкими являются арки с формой параболы или цепной линии. Параболические арки впервые использовал испанский архитектор Антонио Гауди. Такие арки передают весь распор на опорную стену и не требуют дополнительных элементов.

Кирпичная кладка стен во дворце Августов. Древний Рим. Использованы разгрузочные арки.

Арки, перекрывающие несквозной проем, называются слепыми. Одной из целей этого является увеличение прочности стены при экономии материала. В древности известен прием, когда арка делалась для облегчения, например, когда перекрытие проёма в стене было выполнено в виде плоской арки, для разгрузки которой над нею делалась слепая арка.

Типы арок

По форме различают арки:

  • аравийская — имеет повышенный центр построения, была распространена в зодчестве народов востока, в испано-мавританской архитектуре.
  • аркбутан — арка с пятами на разных уровнях, наклонно передающая распор свода на внешнюю опору.
  • вогнутая — перекрытая двумя дугами, обращёнными выпуклыми сторонами в пролёт.
  • двухлопастная — сложенная из двух малых арок одинаковых размеров, импосты и соединения которых расположены на одном уровне.
  • двухцентровая — дуга, образованная из двух дуг одного и того же радиуса, пересекающихся в замке под тупым углом.
  • диагональная — расположена в крестовом своде по диагонали квадрата или прямоугольника, то есть Нервюра, которую называют «ожива».
  • эллиптичная — образована в пересечении частью эллипса.
  • заплечная — устроенная над углублением в стене, тип круглой арки.
  • обратная — с обращенной вниз выпуклостью дуги.
  • зубчатая — с равномерным расположением по внутренней поверхности остроконечных выступов.
  • килеподобная (килевидная или «ослиный хребет») — имеет вид поперечного разреза опрокинутого килевого судна, нашла применение в русском зодчестве.
  • клинчатая — выложенная их клинчатых камней или из прямоугольных камней с клинчатыми швами.
  • косая — см. ползучая.
  • коробовая или эллиптическая — дуга, описанная из трех, пяти, семи центров. Разновидностью её является седловидная арка.
  • круговая (стиснутая) — описана полукругом из центра, расположенного ниже пят.
  • угловая — то же самое, что и митровая.
  • ланцетоподобная (копьеподобная) — образована двумя дугами, которые соединяются под углом и имеет формы стрельчатой равносторонней, стрельчатой стиснутой, стрельчатой плоской.
  • ломаная — см. стрельчатая.
  • лучковая (круговая) — с дугой менее полуокружности (одноцентровая).
  • мавританская — то же самое, что и аравийская
  • митровая — с двумя симметричными спадами в завершении.
  • многолопастная — вид арки, составленной из трех или большего числа кривых, пересекающихся под острым углом.
  • овальная — образует в своде часть овала.
  • выпукло-вогнутая — выгибы у пят обращены выпуклыми сторонами в середину пролёта и плавно переходят в одноцентровой или многоцентровой подъём по вертикальной оси.
  • параболическая — образует в своде часть параболы.
  • опрокинутая — такая, в которой замок находится ниже пят. Выполняет функции разгрузочной и устраивается в нижней части стены.
  • перспективная — концентрическая, уходящая внутрь стены уступами уменьшающихся радиусов, находит применение при оформлении порталов.
  • полуциркульная или полукруглая — её дуга описана полуокружностью; наиболее распространенный вид арки.
  • подвесная — состоит из двух дуг, точка пересечения которых расположена ниже вершины арки.
  • подковообразная — то же самое, что аравийская.
  • сводная — то же самое, что ланцетоподобная.
  • стрельчатая — состоит из двух дуг, пересекающихся в замке под острым углом. Получила широкое применение в готической архитектуре. Различают стрельчатую арку, сжатую и ланцетовидную.
  • плоская — со стрелой подъёма в несколько раз меньше пролёта.
  • ползучая или «кобылья голова» — арка, имеющая опоры (пяты) на различных уровнях, например, под маршами лестниц.
  • подпружная — вспомогательная арка, укрепляющая или поддерживающая различные конструкции сводов.
  • портьерная — образована двумя или четырьмя дугами с центрами за пределами пролёта.
  • притупленная — пологая стрельчатая с округлениями в пятах.
  • пятилистная — навершие окна в виде пятилистника.
  • разгрузочная — арка, заделанная в стене и распределяющая нагрузку от верхних частей здания на опоры, или наоборот, от отдельных опор на стенку фундамента.
  • сжатая (лежачая) — завершенная горизонтальной перемычкой.
  • скамеечка — беседка в виде триумфальной арки со сквозными решетчатыми стенками, к которым примыкают сиденья.
  • стрельчатая — образована двумя дугами, которые пересекаются под углом.
  • ступенчатая — система арок в виде нескольких ярусов закомар.
  • трёхлопастная — образована тремя полуокружностями, причём приподнятое среднее опирается на концы боковых, которые зеркально повторяют друг друга.
  • трёхцентровая — полуовальная в разрезе, состоит из дуг трёх окружностей, из которых наибольшее среднее построенное радиусом из центра на оси пролёта. Две другие дуги прокладываются радиусами из точек, что находятся значительно выше.
  • «тюдор» — пологая с заострённым верхом.
  • воображаемая или фальшивая — арка, не дающая горизонтального распора, так как выложена путем горизонтального напуска камней.
  • царская — расположенная в Царских вратах иконостаса христианского храма.
  • щековая — подпружная крестового свода, расположена по бокам прямоугольника его плана. Окружает свод перпендикулярно к его образующей.
  • упорная — см. аркбутан.

Арки сооружаются также в виде отдельных сооружений:

  • мемориальная — сооруженная в память о важном событии или исторической личности.
  • триумфальная — подробнее см. триумфальная арка.

Полуциркульная арка

Полуциркульная (полукруглая) арка — арка, имеющая форму полуокружности, центр которой расположен на уровне пят арки.

Простейший и наиболее распространённый тип арки. Присутствует в зодчестве разных эпох, стран и стилей. Наиболее характерна для классической архитектуры, где она чаще всего бывает обрамлена архивольтом (от лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») или выделена рядом клинчатых камней с замковым камнем посередине. Обычно опирается на пилоны.

Лучковая арка

Мясной мост в Нюрнберге Нюрнберг. Вассершлосс Обербюрг. Ворота в виде двух лучковых арок

Лучковая арка — арка, имеющая форму дуги примерно в четверть окружности. В Древнем Риме арки такой формы служили перемычкой оконных проемов в жилых зданиях. Типичным примером применения лучковой арки является сегментный арочный мост.

Стрельчатая арка

Собор Парижской Богоматери

На Востоке полукруглая арка претерпела наиболее сильную трансформацию, превратившись в так называемую стрельчатую, или ломаную арку, дуги которой пересекаются под углом.

По форме различают несколько видов стрельчатых арок:

  • равносторонние арки, центры дуг которых находятся в пятах арок;
  • сжатые арки, центры дуг которых находятся на горизонтальной линии, проходящей через пяты арок;
  • плоские арки, центры дуг которых находятся ниже пят арок.

См. также

Ссылки

Сохранившиеся Триумфальные арки Дрeвнего Рима | Поездка в Рим

Триумфальные арки строились древними римлянами для проведения торжественных церемоний въезда военачальника-победителя в город — триумфов. В старой части Рима хорошо сохранилось несколько Триумфальных арок: арка Тита, арка Септимия Севера, арка Константина. Их традиционно украшались мастерки исполненными барельефами и хвалебными надписями, что делает их настоящими “воротами” в историю Древнего Рима.

Триумфальная арка Тита (Arco di Tito)

Арка Тита — старейшая из двух оставшихся арок Римского форума. Ее построили в промежутке между 81 и 85 гг. н. э., чтобы ознаменовать захват Иерусалима и победу над евреями. Тит захватил Иерусалим в 70 г. н. э. с помощью четырех легионов, и после падения крепости Масада в 72 г. н. э. восстание было полностью подавлено.

Надпись на арке Тита

15-метровая арка расположена на Римском форуме, в самой высокой точке Виа Сакра. Внутри нее находятся две панели с рельефами. Один изображает триумфальное шествие с трофеями — семиветвистым канделябром или менорой, серебряными трубами и столом хлебов. Другой показывает Тита в колеснице в сопровождении богини Виктории и Ромы.

Арка Тита

Арка Тита

Интересный факт! Надпись на фризе, которая гласит «Сенат и люди Рима (посвящают или воздвигли эту арку) божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана», первоначально была бронзовой. Рельефы также были окрашены, а сама арка увенчана бронзовой квадригой.

Реставрация

В XI в. арку Тита объединили с крепостью, построенной семьей Франгипани, которая помогла сохранить памятник. В 1821 г. ее восстановил ​​Джузеппе Валадье. Части внешних сторон перестроили между 1822 и 1823 гг., используя известковый туф вместо мрамора, поэтому их можно отличить от оригинала.

Как добраться

Арку Тита в Риме можно найти на восточной стороне Римского форума недалеко от Колизея. Воспользуйтесь метро (остановка Колизей): линия В. За посещение форума нужно заплатить 12 EUR. Билеты лучше купить заранее.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Достопримечательности Рима, на которые стоит покупать билеты заранее

Триумфальная арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo)

Арка Септимия Севера

Арку Септимия Севера в Риме возвели в 203 г. в честь императора Севера. Это одна из трех оставшихся триумфальных арок Римского форума. Ее построили в честь победы императора Севера в Парфии (ныне частично Иран и Ирак).

Арка Севера имеет 23 м в высоту и 25 м в ширину, а также три прохода: центральный — 12 м, остальные — 7 м 80 см. Первоначально через центральную арку проходила лестница. В IV в. ее заменила дорога.

Рельефные панели и надписи

Рельефные панели наверху изображают различные этапы войны между римлянами и парфянами. Другие панели показывают захват римлянами варваров.

Арка Септимия Севера

Интересный факт! Первоначально арка была увенчана бронзовой квадригой со статуями императора Севера и его сыновей — Каракаллы и Геты. Бронзовые надписи на арке посвятили Септимию Северу и обеим его сыновьям, но после смерти отца Каракалла убил Гету и стер его имя из арки.

Реставрация

Триумфальная арка Септимия Севера — хорошо сохранившийся памятник Римского форума, а все благодаря тому, что в средние века ее объединили со старой церковью.

Позже церковь переместили в другое место, но она все еще защищала арку от разрушения. Хотя части других памятников, таких как Колизей, использовались для строительства римских дворцов эпохи Возрождения, арка Септимия Севера осталась нетронутой.

В средние века и до XVIII в., когда начались раскопки Римского форума, большая часть арки была покрыта почвой и мусором. Сегодня это один из самых неповторимых и впечатляющих римских памятников.

Как добраться

Арку Септимия Севера можно найти на Римском форуме, поблизости от Колизея. Воспользуйтесь метро (остановка Колизей): линия В. За посещение форума нужно заплатить 12 EUR. Он входит в тройку достопримечательностей Рима с единым билетом, купить который на месте иногда бывает очень сложно из-за очередей. Поэтому рекомендуем заранее покупать билеты онлайн на сайте, тогда вы сможете воспользоваться еще и хорошим русским аудиогидом.

Триумфальная арка Константина (Arco di Costantino)

Арка Константина

Рядом с Колизеем находится арка Константина, построенная в начале IV в., чтобы увековечить победу императора над Максентиусом. Она осталась относительно невредимой.

Победа Константина

В период многолетней гражданской войны победа армии Константина над численно превосходящим войском Максентиуса в битве при Мильвском мосту в 312 г., наконец, принесла мир Римской империи. В ознаменование этой незабываемой победы Сенат наградил императора триумфальной аркой. Ее построили в 315 г. н. э.

Арка Константина

Большая арка с тремя проходами имеет ширину почти 26 м и высоту 21 м. Во время строительства повторно использовали многие части старых сооружений, что было в ​​то время обычным явлением.

Интересный факт! Украшения на центральной и нижней частях арки были созданы специально для нее. Фриз показывает, что армия Константина вела войска Максентиуса в Тибр. Сама отделка заметно более низкого качества, чем та, что была в эпоху Адриана и Траяна. Художественный уровень во времена Константина был значительно ниже, чем в прошлом, что символично для упадка Римской империи.

Император Константин

Константин считал, что его невероятная победа случилась благодаря помощи христианского Бога. В итоге во время его правления христианство стало официальной религией Римской империи. В 325 году н. э. столицей империи стал Константинополь.

Как добраться

Арка Константина расположена возле Колизея, по адресу Via di San Gregorio. Добраться до нее можно линией метро В (остановка Колизей). За вход платить не нужно, это бесплатная достопримечательность Рима.

Желаем вам познавательного путешествия!
 

Арка — Архитектурный словарь

(от лат. arcus — дуга, изгиб)

в архитектуре, криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами — столбами, колоннами, пилонами и т. п. В зависимости от размера пролёта, нагрузки и назначения арки выполняются из камня, железобетона, металла, дерева. По форме кривой различают арки: полукруглые, или полуциркульные (наиболее распространённый вид), стрельчатые (характерны для архитектуры готики), подковообразные (распространены в архитектуре араб. стран), килевидные, многолопастные, ползучие (с опорами на разной высоте) и др. Впервые арки (каменные) появляются в архитектуре Древнего Востока, где отсутствовало дерево, пригодное для крупных горизонтальных балочных перекрытий. Далее арки получили широкое применение в архитектуре античного Рима (в зданиях, акведуках, триумфальных арках). Видоизменяясь в соответствии с системой конструкций сводчатого перекрытия и требованиями стиля, арка осталась важным элементом зодчества и в дальнейшем. Отдельно стоящие триумфальные арки или арки, связанные со зданием (например, арка здания Главного штаба в Ленинграде), определяют иногда характер ансамбля. В современном строительстве арки применяют в качестве несущих элементов покрытий зданий, пролётных строений мостов, путепроводов и т. п. Под нагрузкой арка работает в основном на сжатие и, в отличие от балок и ферм, передаёт на опоры не только вес (вертикальную нагрузку), но и распор (горизонтальное давление), который погашается опорой, затяжкой, контрфорсом. По конструктивной схеме различают арки бесшарнирные, двух- и трёхшарнирные. Неподвижность опор бесшарнирных арок обеспечивается жёстким защемлением их в поддерживающих арки конструкциях. При проектировании очертание оси арки принимается таким, чтобы при постоянной нагрузке (собственный вес арки, вес опирающегося на неё покрытия, кровли и т. п.) в арке возникали лишь усилия сжатия, что обеспечивает наименьшие размеры её поперечного сечения. Арки решётчатой конструкции, выполняемые, как правило, из металла или дерева, называются арочными фермами.

* * *

архитектурная криволинейная конструкция для перекрытия проемов, состоящая из уложенных дугой блоков с опорами лишь по бокам.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

* * *

1. Криволинейное перекрытие, у которого поперечная толщина кладки меньше, чем протяженность (вдоль лицевой поверхности) перекрываемого пространства.

2. Проезд с криволинейной перемычкой.

3. Дугообразная вставка посреди кладки, перераспределяющая нагрузку на основание (разгрузочная арка).

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

* * *

криволинейное перекрытие проема в стене (окна, двери, ворот) или пролета между двумя опорами — колоннами, столбами, устоями моста и т. п. Арка представляет собой как бы отрезок СВОДА и выкладывается из камней клиновидной формы, создающих боковой распор, или из прямоугольных камней, но с клинообразными швами. Элементы арки 1 ВЕРШИНА арки, образуется замковым камнем. 2 ПРОЛЕТ арки — расстояние меж опор, т е от одной пяты до другой. 3 ПЯТА, на нее опирается арка своим концом. 4 СТРЕЛА арки — расстояние от верхней точки. арки по вертикали до пяты. У полуциркульной арки стрела равна радиусу. 5 ЩЕКОЙ арки называют переднюю и заднюю ее плоскости. 6 ЛИЦОМ арки является внутренняя ее поверхность Эта поверхность называется также СОФИТ. Арки различаются по назначению — несущая, разгрузочная, подпружная, по конструкции — клинчатая, ложная, по форме — лучковая, полуциркульная, двухцентровая, коробовая, стрельчатая, килевидная, многолопастная, подвесная, ползучая и т. д.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Источник: Архитектурный словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Арка — Всякое полукруглое или криволинейное покрытие пролета, сделанного в стене, или такое же покрытие промежутка между двумя столбами называется аркою (см. приложения: I «Архитектура», черт. 3-й и II, ч. 39). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. арка — ’АРКА, арки, ·жен. (·лат. arcus — дуга). Архитектурное сооружение криволинейной формы, служащее для перекрытия отверстия в стене или промежутка между отдельными стенами. Стрельчатая арка. Зубчатая арка. • Триумфальная арка — триумфальные ворота. Толковый словарь Ушакова
  3. Арка — • Arcus 1. лук; концы его (cornua, capita) обыкновенно были загнуты кверху, тетива называлась chorda; на войне он служил оружием особому разряду пехоты, стрелкам, которые могли на расстоянии 150 шагов стрелять с такой силой… Словарь классических древностей
  4. Арка — (от лат. arcus — дуга, изгиб) в архитектуре, криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами — столбами, колоннами, пилонами и т. п. В зависимости от размера пролёта, нагрузки и назначения… Большая советская энциклопедия
  5. Арка — (от лат. arcus — дуга, изгиб), криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами). В зависимости от размера пролёта, нагрузки и назначения арка выполняются из камня, железобетона, металла, дерева. Художественная энциклопедия
  6. арка — АРКА, и, род. мн. арок, ж. 1. Обычно дугообразное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами. 2. Сооружение в виде больших ворот такой формы. А. Победы. Триумфальная а. | прил. арочный, ая, ое. Арочное перекрытие. Арочная плотина. Толковый словарь Ожегова
  7. арка — -и, род. мн. арок, дат. аркам, ж. 1. Дугообразное перекрытие проема в стене (окна, двери, ворот или пролета между двумя опорами — столбами, устоями моста и пр.). Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату. Л. Толстой, Война и мир. Малый академический словарь
  8. арка — АРКА -и; мн. род. арок, дат. аркам; ж. [от лат. arcus — дуга, изгиб]. 1. Дугообразное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами. А. моста, дома. Пройти под арку. 2. Декоративное сооружение в виде больших ворот со сводом. А. Победы. Триумфальная а. ◁ Арочный, -ая, -ое. А. пролёт. Толковый словарь Кузнецова
  9. арка — (Санскр.) АРКИТЫ Древние жрецы, прикрепленные к Ковчегу как Изиды, так и индусского Аргуа; всего их было семеро, как жрецов египетского Тат и любого другого крестообразного символа, представляющего три и четыре, комбинация которых дает муже-женское число. Теософский словарь
  10. арка — арка, арки, арки, арок, арке, аркам, арку, арки, аркой, аркою, арками, арке, арках Грамматический словарь Зализняка
  11. арка — арка ж. 1. Дугообразное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами). 2. Проем с таким перекрытием в стене, использующийся для прохода, проезда. Толковый словарь Ефремовой
  12. АРКА — АРКА (от лат. arkus — дуга) — криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами). Большой энциклопедический словарь
  13. арка — А́рк/а. Морфемно-орфографический словарь
  14. арка — орф. арка, -и, р. мн. арок Орфографический словарь Лопатина
  15. арка — Криволинейная конструкция, переброшенная через проём в стене или через пространство между двумя опорами – столбами, колоннами, пилонами и т. д. Арочные своды из кирпича начали возводить ещё шумеры и египтяне в 3-м тыс. до н. Техника. Современная энциклопедия
  16. АРКА — АРКА, заостренное кверху или изогнутое расположение блоков каменной кладки или других несущих нагрузку материалов, используемое также в качестве архитектурного украшения. Научно-технический словарь
  17. арка — Арки, ж. [латин. arcus – дуга]. Архитектурное сооружение криволинейной формы, служащее для перекрытия отверстия в стене или промежутка между отдельными стенами. Стрельчатая арка. Зубчатая арка. І ТриумфальнаЯ арка – триумфальные ворота. Большой словарь иностранных слов
  18. арка — сущ., кол-во синонимов: 13 аркбутан 2 арочка 1 богиня 346 дуга 19 огава 1 огива 4 очелье 5 перекрытие 18 перемычка 22 пневмоарка 1 подворотня 3 свод 24 тетрапилон 1 Словарь синонимов русского языка
  19. арка — АРКА ж. лат. перекинутая чрез промежек дуга, перемычка, свод стеною (не баней, не главою). Римская арка круглая сверху; восточная — островата; готическая — стрельчата. Арочный, арковый, к ней относящийся. Аркада… Толковый словарь Даля
  20. арка — АРКА и, м. arc m., ит. arco <�лат. arcus. 1. архит. <�Ворота> построены на манеру, или на образец, арка Триумфальнаго. Матвеев Зап.-1 58. Выше самых ворот или арков. Лом. АСС 9 160. Словарь галлицизмов русского языка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *