Виды сводов: А. В. Кузнецов. Своды, их конструкция и декор. 1936
4.9.5 Основные типы сводов, их применения.
Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия пространства (помещения), ограниченного стенами, балками или столбами — конструкция, которая образуется наклонными поверхностями (прямолинейными или криволинейными).
Своды позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор, используются преимущественно в круглых, многоугольных или эллиптических в плане помещениях.
Сводчатые перекрытия на протяжении веков использовались, в первую очередь, для религиозных и общественных помещений, поскольку при правильном расчете свода он может покрыть огромное пространство — в то время как балка, вне зависимости от материала, имеет предел длины. (Именно поэтому в частном строительстве, даже в тех же панельных домах, до сих пор преобладает балочно-стоечная система, так как там нет нужды в большом метраже и высоких потолках).
а – шедовое с диафрагмами в виде железобетонных арок; б – то же, в виде стальных ферм криволинейного очертания
Оболочки, которые могут перекрывать большие пролеты, имеют незначительную толщину 30… 100 мм, так как бетон в этом случае работает в основном на сжатие.
Оболочки могут быть цилиндрические купольные, параболоидные и др. Хорошие показатели имеет покрытие из длинных цилиндрических оболочек, применяемых при сетке колонн 12×24 м и более.
Важным аспектом устройства покрытия является возможность принятия такого конструктивного решения, которое позволило бы добиться оптимальной металлоемкости и массы здания, а также сократить трудозатраты на его возведение.
В настоящее время успешно используют возводимые из унифицированных трубчатых элементов структурные конструкции покрытия типа «Модуль» и «Берлин». Покрытие типа «Модуль» компонуют из структур размером 36×36, 30×30, 24×24 м. Пространственное стальное покрытие типа «Берлин» представляет собой стержневую складчатую конструкцию, состоящую из наклонно расположенных основных ферм с общими верхними и нижними поясами. Сетка колонн при таком покрытии имеет размеры 12×18 и 12×24м. Для изготовления ферм используют трубы диаметром от 45 до 108 мм.
Устраивают также висячие покрытия, которые работают на растяжение. Висячие конструкции делятся на вантовые и собственно висячие.
а – висячее покрытие однопоясное пролетом 12+78+12 м; б – то же, двупоясное пролетом 9+50+9 м
Несущими элементами в вантовых покрытиях являются тросы и вантовые прямолинейные элементы. В качестве настилов используют алюминиево-пластмассовые панели, коробчатые настилы из стеклопластиков и сотовые панели. Вантовые покрытия могут быть пролетом 100 м и более.
В собственно висячих покрытиях несущими конструкциями являются мембраны и гибкие нити, криволинейно очерченные под действием приложенной к ним нагрузки. Так, в здании гаража с сеткой осей 12×(12 + 78 + 12) м несущими элементами служат канаты диаметром 40 мм с шагом 1,5 м, которые прикреплены к железобетонным бортовым балкам двутаврового сечения. По канатам уложены железобетонные плиты размером 1,5×1,5 м. Бортовые балки опираются на колонны, усиленные заанкеренными в грунт оттяжками.
В промышленном строительстве широко используют и пневматические конструкции. Принцип возведения их основан на том, что во внутреннее замкнутое пространство мягких оболочек нагнетают атмосферный воздух, который растягивает оболочку, придавая ей заданную форму, устойчивость и несущую способность. Материал оболочек этих зданий должен быть воздухонепроницаемым, эластичным, прочным, легким, долговечным и надежным в эксплуатации. Избыточное давление составляет 50…500 Па и для человека не представляет никакой опасности.
Сводчатые покрытия пролетом 24, 36, 48 и 60 м для большепролетных промышленных зданий запроектированы ЛенЗНИИЭП. Своды образованы из прямолинейных элементов (рис. 55) складчатого сечения шириной 3 м, толщиной стенок 25 мм, а полок — от 80 до 100 мм (в зависимости от пролета здания). Элементы армированы двумя ткаными сетками, в горизонтальных полках — стержневой арматурой. Монтаж элементов ведут на кондукторе; стыки болтовые с последующей их сваркой. После завершения монтажа все швы омоноличиваются. Свод жестко связан с железобетонными балками пролетом 3 м, опорами для которых служат фундаменты.
Такое покрытие имеет главный корпус пролетом 36 м деревообрабатывающего завода в Ленинграде. Приведенная толщина бетона 6,57 см, расход стали — 14,06 кг/м2.
В Свердловске здание пролетом 24 м покрыто армоцементный сводом (рис. 56). Приведенная толщина бетона 4,71 см, расход стали — 11, 1 кг/м2.
Положительным у сводов складчатого поперечного сечения, собираемых из отдельных элементов, являются сравнительно небольшие размеры элементов, простота армирования, на 30—35% меньший расход бетона и на 5—10% стали по сравнению с другими большепролетными пространственными покрытиями.
Армоцементные покрытия для массового строительства операционных залов вокзалов разработаны СибЗНИИЭП совместно с Сибгипротрансом. Зал на 700 пассажиров пролетом 24 м и длиной 18 м покрыт сводом, который собирают из двух элементов полной заводской готовности. Поперечное сечение волнообразное шириной 2 м и толщиной 30 мм. Армируют элементы двумя ткаными сетками № 10 и стержнями диаметром Ю мм, расположенными по два в верхних гребнях волн и по четыре внизу. Распор от горизонтальной реакции свода может восприниматься двумя способами: наклонными контрфорсами, расположенными через каждые 3 м, либо горизонтальной затяжкой. Тогда наклонные растяжки отсутствуют При пролете 24 м и первому конструктивному решению опор приведенная толщина бетона равна 3,5 см, а расход стали — 5 кг/м2, а с учетом контрфорсов, балок, стоек и фундаментов соответственно 14 см и 13,8 кг/м2.
Следует также отметить примеры подобных покрытий из зарубежной практики. Например, покрытие центрального зала выставки в Турине (рис. 3). Свод зала пролетом 98 м состоит из сборных армоцементных элементов, соединенных монолитными железобетонными ребрами. Вес элемента 1,5 т. Опалубка армоцементная. В гребнях и ендовах элементы замоноличивали на месте. Освещается помещение через световые проемы в наклонных стенках армоцементных элементов.
В проекте покрытия ангара пролетом 180 м в аэропорту Буэнос-Aйpeca свод образован аналогичными сборными армоцементными элементами, замоноличиваемыми на месте.
Площадь Св. Петра в Риме запроектировано перекрыть сводом пролетом 300 м, собранным из отдельных армоцементных скорлуп.
типы сводов по каталогу. Часть II
Межкомнатные арки: типы сводов по каталогу. Часть IIУзнать подробнее об арке как элементе классического дизайна, а так же ознакомиться с видами отделок межкомнатных арок Вы можете в первой части статьи, посвященной именно этим темам.
В данной статье мы детально остановимся на типах сводов межкомнатных арок, что и будет являться их своеобразной классификацией. Разные своды служат разным целям: подчеркивают общий стиль Вашего дома, добавляют колорит существующему интерьеру, увеличивают или ограничивают потолок в зависимости от его высоты и просто вносят разнообразие в скучный дизайн квартиры.
Межкомнатная арка типа «Британская».
Ее свод очень напоминает канонический стиль старых английских домов и по форме схож с натянутым луком. Рекомендуется применение межкомнатных арок с таким сводом, если перед Вами стоит задача увеличить высоту низкого потолка. В нашем каталоге «Британские» арки представлены следующими моделями:
Межкомнатная арка типа «Квадро».
Геометрическая форма свода арки «Квадро» проста, не перегружает деталями лаконичный интерьер дома. Но основное преимущество этой арки – материальная экономия. Звучит странно? Отнюдь. Установка арки «Квадро» не требует коррекции стандартных проемов, не меняет его размеров, как следствие — затраты на подготовительную работу небольшие. Кроме того, такие арки очень удачно обыгрывают сам проем, не внося при этом существенных изменений. В нашем каталоге межкомнатные арки «Квадро» представлены следующими моделями: Квадро и Квадро малая (фото ниже).
Межкомнатная арка типа «Олимпус».
Данный свод красив, а сама арка необычна, поскольку у нее нет наличников, вместо них – пилястры (колонны) и капители (венчает колонны). Все это привносит стиль античности в интерьер, изящество и возвышенность. Установка арки не требует сужения прохода.
В нашем каталоге межкомнатные арки «Олимпус» представлены следующими моделями: Олимпус (фото ниже).Межкомнатная арка типа «Рено».
Полусвод арки «Рено» одновременно имеет и прямоугольную форму, поэтому она удобна встраивается в прямоугольный проем без обработки его углов. Если у Вас высокие потолки, то этот тип межкомнатных арок – это как раз то, что Вам нужно. В нашем каталоге межкомнатные арки «Рено» представлены следующими моделями: Рено, Рено малая, Альба и Пальметта (фото ниже).
Межкомнатная арка типа «Романская».
Самая распространенная в использовании межкомнатная арка и, видимо, не в последнюю очередь благодаря Римской империи, оставившей культурный след в веках. Округлость свода, плавный изгиб – вот преимущества этих арок. Пожалуй, единственный нюанс – желательная высота проема не менее 2,2 м. Необходимо это потому, что большой закруглённый свод требует большего пространства для арки, а для этого нужны высокие потолки. В нашем каталоге межкомнатные арки «Рено» представлены следующими моделями: Романская, Романская малая и Ахен (фото ниже).
Все перечисленные модели межкомнатных арок Вы можете купить в нашем онлайн-магазине, к тому же — по низким ценам. В каталоге «Двери Возим» Вы найдете шпонированные, ламинированные и арки из МДФ.
В следующей части мы продолжим разговор о межкомнатных арках, в частности речь пойдет о шпонированных арках и их производстве.
Если у Вас остались вопросы, пожалуйста, сообщите об этом нашим консультантам по следующим телефонам: 8 (495) 972-59-09 или 8 (925) 917-17-13.
Другие полезные статьи:
Межкомнатные арки: виды, отделка. Часть I
Арки межкомнатные ламинированные: недорого, практично и презентабельно. Часть III
Межкомнатные арки: фото и видео (наглядная демонстрация цветов)
Поделиться:
Основы архитектуры: Хранилища — Разум архитектуры
Определение Убежища : трехмерная арочная потолочная конструкция, поддерживающая пол или
крышу, часто каменная.
Википедия :
Свод (франц. voûte, от итальянского volta) — архитектурный термин, обозначающий арочную форму, используемую для создания пространства с потолком или крышей. Части свода оказывают боковое давление, что требует встречного сопротивления. Когда хранилища строятся под землей, земля оказывает все необходимое сопротивление. Однако, когда хранилище строится над землей, используются различные замены для обеспечения необходимого сопротивления. Примером могут служить более толстые стены, используемые в случае цилиндрических или непрерывных сводов. Контрфорсы используются для обеспечения сопротивления при использовании пересекающихся сводов.
Vaulting:
1 Клижные поверхности хранилища, или серия хранилищ
2. Крадостное хранилище
2 . Плотское хранилище с баррелем, заинтересованное хранилище, готическое хранилище
3. Рассвет. Хранилище
4. Коническое хранилище, Расширение хранилища
5. Клоистер Vault, Domical Vault 6. Упакованное зарегистрирование. свод, купольный свод
7. Хранилище паха, Cross Vault, пересекающиеся бочонки
8. Опознанное паховое хранилище, заинтересованное перекрестное хранилище
9. Dormer Vault
10. . . Segmental vault, segmental barrel vault
A, B bay
C web, cell, severy
D principal arch
E transverse arch
F wall arch
*Romanesuqe definition on the дальнейшая страница чтения.
религиозная архитектура в Западной Европе в начале 11 века, характеризующаяся громоздкой массой, скудным использованием деталей и круглой аркой; известная в Англии как нормандская архитектура
* Система с двумя отсеками, определение на странице для дальнейшего чтения.
Engaged system система колонн для поддержки сводов в романских базиликах, где боковые проходы составляют половину ширины нефа, требующая колонн для сводов проходов шириной в половину пролета по сторонам нефа
Раннехристианская | Романский :
Бочкообразные своды часто использовались в романской архитектуре. Образующиеся выдавливанием полукруглой арки вдоль оси, бочкообразные своды требуют толстых несущих стен. Таким образом, они косвенно способствуют кажущейся тяжеловесности романского стиля в отличие от готического.
Пример : Сен-Сернен, Тулуза, Франция | ок.1080.
http://www.cities-of-europe.com/ |
Ссылки:
Словарь архитектуры и строительства (9208 Словарь архитектуры и строительства)0006
Википедия:
https://en.wikipedia.org/wiki/Vault_(architecture)
Архитектурные стили | Наглядный гид, Оуэн Хопкинс.
http://www. amazon.com/Architectural-Styles-A-Visual-Guide/dp/1780671636
Ссылки на изображения:
Dictionary of Architecture and Building Construction (2008)
http://www.cities- of-europe.com/bazilikata-sveti-sernen-toulouse-francia/
Получить книгу на Amazon:
Новое сообщение Старый пост
15 примеров сводчатых потолков в современном контексте — RTF
Свод представляет собой самонесущую арочную форму, обычно построенную из камня, кирпича или бетона и используемую в качестве крыши для покрытия пространства. Своды обычно встречаются в романской, византийской и готической архитектуре. Наиболее простой формой свода является бочкообразный свод. К другим видам относятся: ребристая, паховая, веерная, каталонская.
Традиционный свод имеет арочную форму и выполнен из кирпичной кладки. Каменные своды состоят из клиновидных частей, удерживаемых на месте давлением соседних частей. Современные своды обычно строятся из железобетона. Благодаря лучшему пониманию методов строительства и материалов концепция гиперболического параболоида применяется для строительства сводов, они очень тонкие и прочные и могут быть созданы в формах, отличных от традиционных.
Хранилища становятся все более популярными в современной архитектуре благодаря нескольким преимуществам, таким как: они занимают больший объем пространства при меньшей стоимости, уменьшенной статической нагрузке за счет экономии фундамента и их эстетической привлекательности.
Вот 15 примеров сводчатых потолков в современном контексте:
1. Загородный зал из красного кирпича Место: Китай
Архитекторы: ADAP Architects
Год: 2017
Архитекторы использовали гибридный подход к созданию свода. На семи каталонских сводах используется кирпичная кладка трех типов. Хранилище было построено, чтобы покрыть сцену.
Red Brick Country Auditorium ©www.archdaily.com/892573/red-brick-country-auditorium-huazhong-university-of-science-and-technology-plus-adap-architects?ad_medium=galleryRed Brick Country Auditorium ©www.archdaily .com/892573/red-brick-country-auditorium-huazhong-university-of-science-and-technology-plus-adap-architects?ad_medium=gallery 2. Casa Volta Местоположение: Мексика
Архитекторы: Ambrosi I Etchegaray
Год: 2018
Три кирпичных свода, окруженные очень густой растительностью, два из которых занимают приватные зоны, а третий полузакрытый, охватывает кухню, столовую и гостиную. На этом участке было много глины, из которой изготавливали кирпичи, которые использовались для строительства свода, надстроенного над бетонной конструкцией. Предусмотрена отделка глиняным пигментированием. Открытые своды и решетчатые конструкции из тростника обеспечивали хорошую вентиляцию по всему участку.
Casa Volta © www.designboom.com/architecture/casa-volta-ambrosi-etchegaray-oaxaca-mexico-09-29-19/Casa Volta © www.designboom.com/architecture/casa-volta-ambrosi-etchegaray-oaxaca -mexico-09-29-19/Casa Volta © www.designboom.com/architecture/casa-volta-ambrosi-etchegaray-oaxaca-mexico-09-29-19/ 3. Центр интерпретации Mapungubwe Местонахождение: Южная Африка
Архитекторы: Peter Rich Architects
Год: 2009
Использовалась традиционная техника сводчатого тимпана с использованием плит из цементно-грунтового прессования местного прессования. Этот метод не требовал квалифицированной рабочей силы или стальной арматуры. Минимальная опалубка, используемая при строительстве этих облицованных камнем сводов.
Центр интерпретации Мапунгубве ©www.archdaily.com/57106/mapungubwe-interpretation-centre-peter-rich-architects?ad_medium=gallery Центр интерпретации Мапунгубве ©divisare.com/projects/112864-Peter-Rich-Architects-Mapungubwe-Interpretation-CentreMapungubwe Центр интерпретации ©www.archdaily.com/57106/mapungubwe-interpretation-centre-peter-rich-architects?ad_medium=gallery 4. Винодельня Mont-Ras Местоположение: Испания
Архитекторы: Хорхе Видель, Виктор Рахола
Год : 2016
Винодельня покрыта серией удлиненных бочкообразных сводов. Основным материалом для строительства сводов был бетон. Сады на крыше изолировали конструкцию и поддерживали температуру.
Винодельня Мон-Рас ©www.designboom.com/architecture/jorge-vidal-tomas-victor-rahola-mont-ras-winery-catalonia-vaulted-ceilings-01-16-2017/Винодельня Мон-Рас ©www. designboom .com/architecture/jorge-vidal-tomas-victor-rahola-mont-ras-winery-catalonia-vaulted-ceilings-01-16-2017/ 5. Xinzhai Coffee Manor Место: Китай
Архитекторы: Trace Architecture Office (TOA)
Год: 2018
Недалеко от участка находилась кирпичная печь, производившая серый кирпич для сборки сводов. В этом методе реализованы комбинированные стальные балки с длинными пролетами и односторонние кирпичные своды для создания непрерывных открытых пространств. Крестовые своды создавали подвальные помещения.
Xinzhai Coffee Manor ©archinect.com/firms/project/150125467/xinzhai-coffee-manor/150125471Xinzhai Coffee Manor ©archinect.com/firms/project/150125467/xinzhai-coffee-manor/150125471 6. Вилла Сарабхай Место: Индия
Архитектор: Ле Корбюзье
Год: 1955
Каталонские своды соединены со стенами промежуточной грубой бетонной перемычкой. Плоские плитки уложены в гипс без опалубки, а ряд кирпичей залит цементом. При гидроизоляции своды засыпали землей, превратив верхнюю часть каждого дома в газон.
Вилла Сарабхай ©in.pinterest.com/pin/494692340289413204/Вилла Сарабхай ©in.pinterest.com/pin/493636809148343380/ 7. Sangath Место: Индия
Архитектор: BV Doshi
Год: 1981
Для строительства этих сводов на уровне глаз был использован угловой подход. Крыша сделана из глины местного производства и покрыта фарфоровой мозаикой. Нижняя сторона свода отделана фактурным бетоном. Своды сидят на бетонной плите.
Сангат ©www.sangath.org/news/pritzker-prize-winner-balkrishna-doshi/Сангат ©www.sawdust.online/projects/sangath-ahmedabad-balkrishna-doshi/ 8. Vibo Tvaerve Местоположение: Дания
Архитекторы: Valbaek Brorup Architects
Цилиндрический свод покрыт гофрированной сталью. Внутри были установлены восемь арочных стальных балок, чтобы придать интерьеру динамичный характер. Снаружи обшивка из катаных стальных пластин, которые придают конструкции индустриальный оттенок.
Вибо Тваерве ©www.dezeen.com/2019/06/21/valbaek-brorup-architects-vibo-tvaerveh-danish-cabin/Вибо Тваерве ©www.dezeen.com/2019/06/21/valbaek-brorup-architects -vibo-tvaerveh-danish-cabin/Vibo Tvaerve ©www.dezeen.com/2019/06/21/valbaek-brorup-architects-vibo-tvaerveh-danish-cabin/ 9. Художественный музей Кимбелла Местонахождение: США
Архитектор: Луи Кан
Год: 1972
Основные материалы, использованные для создания этого свод сделан из бетона, травертина и белого дуба и обрамлен световыми люками из плексигласа, позволяющими проникать естественному свету. Был использован циклоидный бочкообразный свод, поскольку форма может выдерживать его вес и выдерживать высокое давление. Вес хранилища распределяется между четырьмя угловыми колоннами площадью 2 фута 2. Стальные тросы были размещены внутри сводов по длине каждого свода. Гидравлические домкраты использовались для натяжения стальных тросов, чтобы создать систему пост-натяжения, которая распределяет и поддерживает вес крыши.
Художественный музей Кимбелла ©archeyes.com/kimbell-art-museum-louis-kahn/Художественный музей Кимбелла ©archeyes.com/kimbell-art-museum-louis-kahn/ 10. Библиотека Майя Сомайя Местонахождение: Индия
Архитекторы: Sameep Padora and Associates
Год: 2018
Принципы, использованные при строительстве, заключались в каталонской черепичной сводчатой системе и деталях компрессионного кольца. Форма этого кирпичного свода была создана с помощью программы моделирования Rhino. Кирпич уложен вдоль поверх деревянной опалубки. Свод имеет длину 44 м и состоит из трех слоев кирпичей толщиной 32 мм, скрепленных раствором. Хранилище было спроектировано таким образом, что оно удерживается только за счет сжатия.
Библиотека Майя Сомайя ©www.archdaily.com/903713/maya-somaiya-library-sharda-school-sameep-padora-and-associates?ad_medium=galleryБиблиотека Майя Сомайя ©www.archdaily.com/903713/maya-somaiya-library -sharda-school-sameep-padora-and-associates?ad_medium=galleryБиблиотека Maya Somaiya Дом Террено Место: Мексика
Архитекторы: Fernanda Canals
Год: 2018
Были возведены бетонные своды, чтобы создать новую топографию, которая сосуществует с окружающим контекстом. Своды покрыты глиной и имеют зеленую крышу.
Дом Террено ©www.archdaily.com/921027/bravo-house-fernanda-canales?ad_medium=gallery Дом Террено ©www.archdaily.com/921027/bravo-house-fernanda-canales?ad_medium=gallery 12. Старый Яффо Дом Местонахождение: Израиль
Архитекторы: Pitsou Kedem Architects
Оригинальный камень с участка был обнажен и обработан для создания этих каменных сводов. Внутренняя перегородка была отделена от каменных сводов, создавая подпространства в арочных открытых пространствах.
Старый дом в Яффо ©www.archdaily.com/932352/old-jaffa-house-4-pitsou-kedem-architects?ad_medium=galleryСтарый дом в Яффо ©www.archdaily.com/932352/old-jaffa-house-4-pitsou -kedem-architects?ad_medium=galleryСтарый дом в Яффо ©www.archdaily.com/932352/old-jaffa-house-4-pitsou-kedem-architects?ad_medium=gallery 13. Императорский музей печей в Цзиндэчжэне Место: Китай
Архитекторы: Studio Zhu-Pei
Год: 2020
Архитекторы черпали вдохновение в традиционной форме печи при проектировании этих кирпичных сводов. Каждое хранилище было создано с различными размерами, включая его размер, кривизну и длину. Это открытый свод, созданный заливкой бетона между двумя слоями кирпичной кладки стен.
Музей императорской печи в Цзиндэчжэне ©www.dezeen.com/2020/11/16/jingdezhen-imperial-kiln-museum-studio-zhu-pei-china/Музей императорской печи в Цзиндэчжэне ©www.dezeen.com/2020/11/16 /jingdezhen-imperial-kiln-museum-studio-zhu-pei-china/Цзиндэчжэньский императорский музей печи ©www.archdaily.com/948083/jingdezhen-imperial-kiln-museum-studio-zhu-pei?ad_medium=gallery 14 Депозит Рей Марти Место: Испания
Архитекторы: ARCHIKUBIK
Год: 2015
Каталонские своды расположены через каждые 3,5 м, создавая динамичный ритм.
Депозит Рей Марти ©www.archdaily.com/894226/rei-marti-deposit-archikubik?ad_medium=gallery Депозит Рей Марти ©www.archdaily.com/894226/rei-marti-deposit-archikubik?ad_medium=gallery 15. Casa Tomas Место: Испания
Архитекторы: LAB, Пепе Гаскон
Год: 2013
В качестве кровельной системы для этой квартиры были спроектированы кирпичные цилиндрические своды.