Храм успения пресвятой богородицы в киеве – Церковь Успения Пресвятой Богородицы Десятинная — Православные храмы и монастыри УПЦ КП. Адрес Церковь Успения Пресвятой Богородицы Десятинная — ул. Трехсвятительская, 6 а, Киев

Успенский собор Киево-Печерской лавры — Википедия

Собор Успения Пресвятой Богородицы (в обиходе «Великая церковь») — главный соборный храм Киево-Печерской лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Киевской Руси, усыпальница киевских князей.

Заложен в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на средства князя Святослава Ярославовича. Его возведение было овеяно легендами. Постройку и украшение церкви Киево-Печерский патерик связывает с греческими мастерами, пришедшими в Киев из Константинополя по указанию явившейся им во сне с образом храма Богородицы: «Меру же Я послала — пояс Сына Моего». Активнейшим участником строительства в патерике назван племянник Якуна Слепого, знатный варяг Шимон Африканович, от которого позднее выводили своё происхождение многие русские роды — Вельяминовы, Воронцовы, Аксаковы.

Д. С. Лихачёв связывал с возведением Успенского храма начало распространения на Руси почитания Богородицы:

Образ Успенского храма дважды является в воздухе. Один раз над полем битвы, другой — в бурю; оба раза он служит спасению — по воздуху переносится Шимон, и ветром прибивает к берегу корабль Шимона. «Свыше» даются, кроме зрительного образа, и пропорции, и точные размеры храма. Как и во влахернском чуде, «забота» Богоматери ведет к обращению язычников в православие

[1].

П. А. Раппопорт отмечал, что образ Печерской церкви воспринимался на Руси как своего рода канон храмоздательства: «Освященный традицией и легендой о чудесном построении Успенский собор Печерского монастыря стал как бы эталоном храма, и церковные власти несомненно требовали, чтобы общий типологический принцип построения этого собора неукоснительно сохранялся»[2].

Изображение храма в книге «Беседы Святого Ивана Златоуста» 1623 года

Храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году, а в 1240 его разграбили монголы хана Батыя. Собор был отремонтирован в 1470 году, однако уже в 1482 вновь разграблен крымскими татарами хана Менгли-Гирея во время набега на Киев. Впоследствии восстановлен, служил усыпальницей православной литовско-русской шляхты. Разрушен при сильном пожаре в 1718 году. Восстановлен в 1729 году, расширен и украшен в стиле украинского барокко.

Разрушение[править | править код]

Руины Успенского собора после взрыва в 1941 году

Во время Великой Отечественной войны собор был разрушен взрывом 3 ноября 1941 года. Согласно материалам советской Чрезвычайной государственной комиссии, фигурировавшим на Нюрнбергском процессе, взрыв совершили немецкие оккупационные войска[3]. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён массовый вывоз ценностей храма

[4], среди них литой серебряный престол из алтаря, серебряные царские врата,

серебряные ризы, снятые с икон, серебряные гробницы, Евангелия в драгоценных окладах, собрание тканей и парчи, а также около 2 тысяч драгоценных предметов. В те же дни теряется след древней иконы Печерской Богоматери, давшей название всей Киево-Печерской лавре. Согласно данной версии, подрыв Успенского собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления[5].

Высказывались версии, что храм взорвали то ли отступавшие советские части[6], то ли проникшие в город советские партизаны[5].

Указанные версии опровергаются не только фактами массового вывоза ценностей и массового выселения жителей из района Лавры оккупационными войсками непосредственно перед взрывом, но и тем, что взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику[4][7]. В середине 1990-х годов её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (Eichwede), директора Forschungеsstellе Osteuroра Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки. В пользу немецкой подрывной акции говорят не только технические ограничения советских радиомин

[7], но и секретный приказ Гитлера командованию полиции и СС от 9 октября:

Никакие священники, монахи или другие местные люди, которые обычно работают там, не имеют права входить в монастырь, который содержится в цитадели Киева. Монастырь ни в коем случае не должен быть местом труда или религиозной деятельности. Должен быть передан полиции и СС, а затем уничтожен или оставлен на их усмотрение[7].

Известно также про высказывания высокопоставленных нацистских чинов о том, что отсутствие данной святыни ослабит национальное сознание украинцев, а также о необходимости воспрепятствования тому, «…чтобы древние места религиозного культа становились местами паломничества и, следовательно, центрами движения за автономию»

[7]. Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра вооружений Альберта Шпеера, начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна, непосредственно руководившего подрывом храма[7]:

Одну из самых знаменитых церквей Киева я застал в руинах. Взлетел в воздух размещавшийся в ней советский склад боеприпасов — так, во всяком случае мне объяснили. Позднее я узнал от Геббельса, что эта церковь была взорвана по приказу рейхскомиссара на Украине Эриха Коха, чтобы уничтожить этот символ украинской национальной гордости. Геббельс рассказал мне об этом с неодобрением: он был в ужасе от жёсткого курса, практикуемого в России. Во время моих первых поездок Украина, на самом деле, была еще настолько мирной, что я мог проезжать большие леса без специального сопровождения, тогда как полугодом позднее из-за совершенно неправильной политики ост-комиссаров весь регион кишел партизанами

[8].

Восстановление[править | править код]

Восточный фасад (с апсидами) воссозданного Успенского собора Интерьер Успенского собора в процессе создания новых росписей

После окончания войны, в 1947 году началась работы по изучению руин и их аккуратной разборке — до Великой Отечественной войны храм так и не был как следует изучен и обмерен, поэтому даже груды развалин, оставшиеся после подрыва собора в 1941 году, представляли огромный научный интерес. Работы сопровождались археологическими раскопками и продолжались вплоть до 1970 года. В 1971 году уцелевшая после взрыва часть собора (придел св. Иоанна Богослова) и выявленные раскопками фундаменты храма были законсервированы и обустроены для экскурсионного показа

[9].

В начале 1980-х годов встал вопрос реконструкции храма. Ввиду полного отсутствия качественных обмерных данных довоенного периода, габариты Успенского собора и характер прорисовки отдельных деталей были определены фотограмметрическим методом. Данная работа была проведена в лаборатории Геодезии и Картографии Географического факультета Киевского государственного университета им. Тараса Шевченко при участии кандидата географических наук С. Б. Хведчени[uk]. В результате обработки фотоснимков были получены высокоточные ортогональные проекции планов и фасадов Успенского собора[9]

. Данный материал лег в основу проекта восстановления собора, разработанного коллективом одной из мастерских киевского научно-исследовательского института «Укрпроектреставрация» в 1984 году (руководитель — архитектор О. Граужис, инженер А. Антонюк и др.).

Изначально предполагалось восстановить Успенский собор к празднованию 1000-летия Крещения Руси[9]. Однако, начавшиеся было строительные работы вскоре были приостановлены виду широких протестов представителей научной и творческой общественности. По воспоминаниям очевидцев тех событий, причиной всех недоразумений была недостаточная информированность людей относительно содержания проекта и его технических характеристик[9]. В итоге, время было упущено и к 1988 году удалось лишь вновь утвердить первоначальный проект. Ввиду кризисных явлений в экономике позднего СССР, строительные работы так и не возобновились, и в 1990 г. был убран забор, окружавший стройплощадку[9].

Вновь приступить к воссозданию Успенского собора удалось только через несколько лет — после обнародования указа Президента Украины Леонида Кучмы от 9 декабря 1995 года о восстановлении Успенского и Михайловского Златоверхого соборов. На этот раз закончить храм было решено к другому юбилею — празднованию 950-летия основания Киево-Печерской лавры, которое должно было отмечаться в 2001 году. В 1998 году начались строительные работы (по проекту архитектора О. Граужиса), которые продолжались два года. Торжественное освящение восстановленного Успенского собора состоялось 24 августа 2000 года под руководством предстоятеля Украинской православной церкви митрополита Владимира. В это время была завершена лишь внешняя отделка храма, работы по росписи интерьеров началась только в 2013 году и продолжаются до сих пор.

Великая лаврская церковь была одним из самых крупных по размерам памятников древнерусской архитектуры. Это был шестистолпный крестовокупольный одноверхий храм с тремя нефами, которые с востока завершались апсидами. Столпы имели в разрезе форму креста. Подкупольное пространство очень широкое — больше, чем в Софийском соборе. Пропорции ширины к длине храма (2:3) стали каноническими для других храмов древней Руси. Фасады были украшены плоскими пилястрами с полукруглыми окнами между ними. Во внешнем декоре — орнаменты из кирпича (меандровые фризы). В древности к северу храма примыкала квадратная в плане крестильня.

Внутренняя центральная часть была украшена мозаиками (в том числе — Оранта), на остальных стенах была фресочная роспись. По Киево-Печерскому патерику, одним из авторов мозаик мог быть монах Алипий Печерский. После многочисленных перестроек эти творения искусства не сохранились.

В 1998 году под собором были найдены остатки трипольской землянки[10].

  1. ↑ Д. С. Лихачев. «Градозащитная семантика успенских храмов на Руси»
  2. ↑ П. А. Раппопорт. «Зодчество Древней Руси»
  3. ↑ Разрушение и разграбление культурных и исторических ценностей и культурно-просветительных учреждений на Украине и в Белоруссии. Из сообщения чрезвычайной государственной комиссии о разрушениях и зверствах, совершенных немецко-фашистскими захватчиками в городе Киеве (Документ СССР-9) // Материалы Нюрнбергского процесса
  4. 1 2 http://www.voskres.ru/army/church/slepinin.htm Архивная копия от 17 июня 2010 на Wayback Machine Киев сакральный: Успенский собор и его разрушение.
  5. 1 2 Фокус.ua: Крещатик в огне, 24.09.2008
  6. ↑ Andrew Evans, Marc Di Duca. Ukraine
  7. 1 2 3 4 5 Газета «2000»: Кто взорвал Успенский собор, статья Евгения Павловича Кабанца, ведущего научного сотрудника отдела истории Лавры Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
  8. Speer, Albert. Erinnerungen. — Ungekürzte Ausg., 1. Aufl. — Berlin: Ullstein, 2005. — 610 Seiten с. — ISBN 3548367321, 9783548367323.
  9. 1 2 3 4 5 Хведченя С. Б. Жизнь и смерть Успенского собора. — Журнал «Вокруг Света». Март 1999
  10. ↑ Г. Ю. Івакін, С. І. Климовський. Проблеми охорони археологічних пам’яток Києва. АРОІКС. — К.: КНЛУ, 1999. — Вип. 3.

Успенский собор в городе Киев

Одной из ярчайших достопримечательностей столицы является Успенский собор Киево-Печерской лавры. Юридический адрес монастыря находится на ул. Лаврской, 15 в городе Киеве. Это – одна из древнейших построек столицы и неудивительно, что огромное количество верующих людей жаждут воочию увидеть это сакральное архитектурное сооружение. Этот восхитительный собор был построен в 1073 году и с тех пор остается одним из крупнейших храмов, сохранившихся со времен Киевской Руси. 

Чем еще удивит Успенский собор? Киеву есть чем гордиться!

Этот собор – не просто памятник архитектуры и истории, а почитаемая всеми православными людьми святыня, на территории которой покоятся выдающиеся личности страны. За свою тысячелетнюю историю храм пережил множество подъемов и падений, поэтому сюда непременно стоит прийти не только тем, кто верует, но и тем, кто жаждет разобраться в истории, кто хочет понять особенности культуры. Не зря же ни одна экскурсия по величественному Киеву не обходится без посещения Киево-Печерской Лавры, на территории которой и расположился шикарный Собор Успенский. 

Отметить стоит и то, что тысячелетнюю историю хранит в своих стенах Успенский Собор. Киев всегда был привлекательным для окружающих и город за время своего существования переживал как счастливые, так и трагические моменты. Мало кто знает, что Успенский собор стал первым каменным храмом Киево-Печерской Лавры. В далеком 1073 году был заложен первый камень будущего архитектурного шедевра. Согласно истории, строительство храма инициировал князь Святослав. Закладка фундамента происходила при участии князя Святослава. На строительство было выделено 1000 гривен, что по тем временам были просто нереально большие деньги. 

Возведение будущей главной Православной Святыни было закончено в течение четырех лет. В 1089 году, по завершении всех внутренних работ, Храм был освящен. Немного позже, вблизи северной стены Храма была воздвигнута церковь Иоанна Предтечи. Украшением церкви стала, с этого момента, икона Успения Пресвятой Богородицы. Трагическими моментами многовековой истории Успенского Собора Киево-Печерской Лавры стали неоднократные разрушения. 

Что интересного хранит история об Успенском соборе в Киеве

В XVIII веке храм был отремонтирован, покрашен, и расписан умельцами из иконописной мастерской. Более двухсот лет архитектура не менялась, до трагического 1941 года, когда пострадала и Киевская Лавра. Успенский Собор получил катастрофическое разорение во время немецкой оккупации. Православная святыня была подвергнута грабежу. Фашистами были вывезены предметы из серебра, а также предметы, представляющие высокую материальную и художественную ценность. И лишь небольшая часть утерянных рукотворных шедевров, украшавших Свято-Успенский Собор Киево-Печерской лавры, были позже возвращены. Кроме того, здание архитектурного шедевра было взорвано! Кем было совершено это разрушение, истории неизвестно. По одной версии это были фашисты, по другой – красная армия во время отступления. Впрочем, есть ли смысл сейчас искать виновных? Тем более, что это было не первое разрушение храма, хоть и самое значительное. Здание было неоднократно повреждено нападениями и стихийными бедствиями. В далеком 1096 году Свято-Успенский Собор в Киеве был атакован ханом Боняком. 

В 1230 году нынешняя столица Украины пережила землетрясение и здание также пострадало. А через 10 лет, в 1240 году, на Киев напало татаро-монгольское иго. В 1482 году Киев и Успенский Собор в Киево-Печерской Лавре был ограблен крымскими татарами. А в XVIII веке Храм пострадал от пожара. Практически разрушенный во время Великой Отечественной Войны Успенский Собор Киево-Печерского монастыря был полностью отреставрирован по инициативе украинского президента, согласно указа от 1995 года. Это значит, что около 50 лет собор выглядел совершенно не так, как выглядел изначально. 

Уже в 2000 году, практически через десять десятилетий, украинская православная святыня была освящена снова. На сегодняшний день Успенский Собор Киево-Печерской Лавры гармонично дополняет ансамбль всего заповедника и является настоящей жемчужиной этого архитектурного и священного ансамбля. Хотя долгие годы на месте храма была всего лишь памятная табличка, напоминающая прохожим о потерянной Святыне. Свято-Успенский Собор по легенде положил начало великому почитанию на Руси Пресвятой Богородицы. 

Для тех, кто приезжает в Киев, обязательно нужно посетить это место, чтобы сформировать свое мнение о величественной энергетике Лавры. Не зря говорят, что тут происходят чудеса, уж особенно, в этом соборе. Непременно стоит сказать о том, что Свято-Успенский Кафедральный Собор носит народное название – «Церковь небеси подобная». Действительно, Успенский Собор в Киеве является одной из главных драгоценностей столицы. Помимо того, что он эффективно дополняет великолепный ансамбль Лавры в Киеве, тут возникает устойчивое ощущение благоговения. Тело расслабляется, сознание освобождается от лишних мыслей и, кажется, все вокруг утрачивает свою значимость, ведь внутри поселяется ощущение легкости и внутренней гармонии. 

Успенский Собор Печерского монастыря может поделиться и интересными историями, и легендами украинской столицы. Не мудрено, что история собора богата фактами совершения чудес, а стены этого сооружения слышали тысячи благодарностей прихожан. Не зря собор за свою практически тысячелетнюю историю был разрушен, восстановлен и сегодня поражает гостей, паломников и туристов своей красотой и величием. Сюда приходили в полном отчаянии, просить у Бога помощи, сюда приходили поблагодарить Всевышнего за чудеса, которые случались. 

Так исторически сложилось, что потрясающей красоты Успенский Собор в Киеве стал не просто архитектурным шедевром, который стоит посетить с целью получения эстетического удовольствия. Тысячелетний Собор стал неким образцом для строительства остальных Православных храмов. Отличительными особенностями архитектурного шедевра являются изысканность, красота, величие. Ну, а характерная ему энергетика – то, что практически нереально передать. 

Столица Украины – потрясающий город, который хранит в себе огромное количество достопримечательностей, архитектурных сооружений, достойных внимания. Одно из таких мест – намоленная десятилетиями Киево-Печерская Лавра. Успенский Собор много веков привлекал простых верующих людей, а также князей и царей. Храм известен не только благодаря архитектурной красоте, он также овеян легендами и историями о чудесах. 

Так, согласно легенде, греческие мастера, которые участвовали в росписи храма, пришли в Киев по своей инициативе и, кстати, с золотом, так во сне им явилась Пресвятая Богородица с просьбой участвовать в работе над храмом. Проектировщикам и строителям видения храма являлись в полном размере, что вообще трудно представить себе. Именно так, согласно легенде, Православная Святыня стала такой идеальной. А в 1718 году, при пожаре, сгорели все ценности храма. Было уничтожено все, кроме иконы Успения Божьей Матери. Позже при возникновении опасностей, икону выносили и обходили с ней территорию. Согласно легенде, человек, который видит во сне Собор, будет спасен от опасности. Ну, а если говорить о реальности – человек, посетивший стены Успенского Собора в Лавре, получит эстетическое наслаждение от красивейшей архитектуры. А сердце верующего непременно наполнится благодатью в этом месте. 

Есть очень много причин, по которым стоит посетить Лавру и, в частности, Успенский Собор. Вы можете сделать это самостоятельно, а можете в рамках прогулки по Киеву, например, в компании аудиогида, разработанного командой okTV. Обязательно включите собор в свой туристический маршрут, и вы точно не пожалеете.

Успенский собор (Киев) Википедия

Собор Успения Пресвятой Богородицы (в обиходе «Великая церковь») — главный соборный храм Киево-Печерской лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Киевской Руси, усыпальница киевских князей.

История

Заложен в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на средства князя Святослава Ярославовича. Его возведение было овеяно легендами. Постройку и украшение церкви Киево-Печерский патерик связывает с греческими мастерами, пришедшими в Киев из Константинополя по указанию явившейся им во сне с образом храма Богородицы: «Меру же Я послала — пояс Сына Моего». Активнейшим участником строительства в патерике назван племянник Якуна Слепого, знатный варяг Шимон Африканович, от которого позднее выводили своё происхождение многие русские роды — Вельяминовы, Воронцовы, Аксаковы.

Д. С. Лихачёв связывал с возведением Успенского храма начало распространения на Руси почитания Богородицы:

Образ Успенского храма дважды является в воздухе. Один раз над полем битвы, другой — в бурю; оба раза он служит спасению — по воздуху переносится Шимон, и ветром прибивает к берегу корабль Шимона. «Свыше» даются, кроме зрительного образа, и пропорции, и точные размеры храма. Как и во влахернском чуде, «забота» Богоматери ведет к обращению язычников в православие[1].

П. А. Раппопорт отмечал, что образ Печерской церкви воспринимался на Руси как своего рода канон храмоздательства: «Освященный традицией и легендой о чудесном построении Успенский собор Печерского монастыря стал как бы эталоном храма, и церковные власти несомненно требовали, чтобы общий типологический принцип построения этого собора неукоснительно сохранялся»[2].

Изображение храма в книге «Беседы Святого Ивана Златоуста» 1623 года

Храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году, а в 1240 его разграбили монголы хана Батыя. Собор был отремонтирован в 1470 году, однако уже в 1482 вновь разграблен крымскими татарами хана Менгли-Гирея во время набега на Киев. Впоследствии восстановлен, служил усыпальницей православной литовско-русской шляхты. Разрушен при сильном пожаре в 1718 году. Восстановлен в 1729 году, расширен и украшен в стиле украинского барокко.

Разрушение

Руины Успенского собора после взрыва в 1941 году

Во время Великой Отечественной войны собор был разрушен взрывом 3 ноября 1941 года. Согласно материалам советской Чрезвычайной государственной комиссии, фигурировавшим на Нюрнбергском процессе, взрыв совершили немецкие оккупационные войска[3]. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён массовый вывоз ценностей храма[4], среди них литой серебряный престол из алтаря, серебряные царские врата,

серебряные ризы, снятые с икон, серебряные гробницы, Евангелия в драгоценных окладах, собрание тканей и парчи, а также около 2 тысяч драгоценных предметов. В те же дни теряется след древней иконы Печерской Богоматери, давшей название всей Киево-Печерской лавре. Согласно данной версии, подрыв Успенского собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления[5].

Высказывались версии, что храм взорвали то ли отступавшие советские части[6], то ли проникшие в город советские партизаны[5].

Указанные версии опровергаются не только фактами массового вывоза ценностей и массового выселения жителей из района Лавры оккупационными войсками непосредственно перед взрывом, но и тем, что взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику[4][7]. В середине 1990-х годов её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (Eichwede), директора Forschungеsstellе Osteuroра Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки. В пользу немецкой подрывной акции говорят не только технические ограничения советских радиомин[7], но и секретный приказ Гитлера командованию полиции и СС от 9 октября:

Никакие священники, монахи или другие местные люди, которые обычно работают там, не имеют права входить в монастырь, который содержится в цитадели Киева. Монастырь ни в коем случае не должен быть местом труда или религиозной деятельности. Должен быть передан полиции и СС, а затем уничтожен или оставлен на их усмотрение[7].

Известно также про высказывания высокопоставленных нацистских чинов о том, что отсутствие данной святыни ослабит национальное сознание украинцев, а также о необходимости воспрепятствования тому, «…чтобы древние места религиозного культа становились местами паломничества и, следовательно, центрами движения за автономию»[7]. Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра вооружений Альберта Шпеера, начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна, непосредственно руководившего подрывом храма[7]:

Одну из самых знаменитых церквей Киева я застал в руинах. Взлетел в воздух размещавшийся в ней советский склад боеприпасов — так, во всяком случае мне объяснили. Позднее я узнал от Геббельса, что эта церковь была взорвана по приказу рейхскомиссара на Украине Эриха Коха, чтобы уничтожить этот символ украинской национальной гордости. Геббельс рассказал мне об этом с неодобрением: он был в ужасе от жёсткого курса, практикуемого в России. Во время моих первых поездок Украина, на самом деле, была еще настолько мирной, что я мог проезжать большие леса без специального сопровождения, тогда как полугодом позднее из-за совершенно неправильной политики ост-комиссаров весь регион кишел партизанами[8].

Восстановление

Восточный фасад (с апсидами) воссозданного Успенского собора Интерьер Успенского собора в процессе создания новых росписей

После окончания войны, в 1947 году началась работы по изучению руин и их аккуратной разборке — до Великой Отечественной войны храм так и не был как следует изучен и обмерен, поэтому даже груды развалин, оставшиеся после подрыва собора в 1941 году, представляли огромный научный интерес. Работы сопровождались археологическими раскопками и продолжались вплоть до 1970 года. В 1971 году уцелевшая после взрыва часть собора (придел св. Иоанна Богослова) и выявленные раскопками фундаменты храма были законсервированы и обустроены для экскурсионного показа[9].

В начале 1980-х годов встал вопрос реконструкции храма. Ввиду полного отсутствия качественных обмерных данных довоенного периода, габариты Успенского собора и характер прорисовки отдельных деталей были определены фотограмметрическим методом. Данная работа была проведена в лаборатории Геодезии и Картографии Географического факультета Киевского государственного университета им. Тараса Шевченко при участии кандидата географических наук С. Б. Хведчени[uk]. В результате обработки фотоснимков были получены высокоточные ортогональные проекции планов и фасадов Успенского собора[9]. Данный материал лег в основу проекта восстановления собора, разработанного коллективом одной из мастерских киевского научно-исследовательского института «Укрпроектреставрация» в 1984 году (руководитель — архитектор О. Граужис, инженер А. Антонюк и др.).

Изначально предполагалось восстановить Успенский собор к празднованию 1000-летия Крещения Руси[9]. Однако, начавшиеся было строительные работы вскоре были приостановлены виду широких протестов представителей научной и творческой общественности. По воспоминаниям очевидцев тех событий, причиной всех недоразумений была недостаточная информированность людей относительно содержания проекта и его технических характеристик[9]. В итоге, время было упущено и к 1988 году удалось лишь вновь утвердить первоначальный проект. Ввиду кризисных явлений в экономике позднего СССР, строительные работы так и не возобновились, и в 1990 г. был убран забор, окружавший стройплощадку[9].

Вновь приступить к воссозданию Успенского собора удалось только через несколько лет — после обнародования указа Президента Украины Леонида Кучмы от 9 декабря 1995 года о восстановлении Успенского и Михайловского Златоверхого соборов. На этот раз закончить храм было решено к другому юбилею — празднованию 950-летия основания Киево-Печерской лавры, которое должно было отмечаться в 2001 году. В 1998 году начались строительные работы (по проекту архитектора О. Граужиса), которые продолжались два года. Торжественное освящение восстановленного Успенского собора состоялось 24 августа 2000 года под руководством предстоятеля Украинской православной церкви митрополита Владимира. В это время была завершена лишь внешняя отделка храма, работы по росписи интерьеров началась только в 2013 году и продолжаются до сих пор.

Архитектура

Великая лаврская церковь была одним из самых крупных по размерам памятников древнерусской архитектуры. Это был шестистолпный крестовокупольный одноверхий храм с тремя нефами, которые с востока завершались апсидами. Столпы имели в разрезе форму креста. Подкупольное пространство очень широкое — больше, чем в Софийском соборе. Пропорции ширины к длине храма (2:3) стали каноническими для других храмов древней Руси. Фасады были украшены плоскими пилястрами с полукруглыми окнами между ними. Во внешнем декоре — орнаменты из кирпича (меандровые фризы). В древности к северу храма примыкала квадратная в плане крестильня.

Внутренняя центральная часть была украшена мозаиками (в том числе — Оранта), на остальных стенах была фресочная роспись. По Киево-Печерскому патерику, одним из авторов мозаик мог быть монах Алипий Печерский. После многочисленных перестроек эти творения искусства не сохранились.

Прочее

В 1998 году под собором были найдены остатки трипольской землянки[10].

Примечания

  1. ↑ Д. С. Лихачев. «Градозащитная семантика успенских храмов на Руси»
  2. ↑ П. А. Раппопорт. «Зодчество Древней Руси»
  3. ↑ Разрушение и разграбление культурных и исторических ценностей и культурно-просветительных учреждений на Украине и в Белоруссии. Из сообщения чрезвычайной государственной комиссии о разрушениях и зверствах, совершенных немецко-фашистскими захватчиками в городе Киеве (Документ СССР-9) // Материалы Нюрнбергского процесса
  4. 1 2 http://www.voskres.ru/army/church/slepinin.htm Архивная копия от 17 июня 2010 на Wayback Machine Киев сакральный: Успенский собор и его разрушение.
  5. 1 2 Фокус.ua: Крещатик в огне, 24.09.2008
  6. ↑ Andrew Evans, Marc Di Duca. Ukraine
  7. 1 2 3 4 5 Газета «2000»: Кто взорвал Успенский собор, статья Евгения Павловича Кабанца, ведущего научного сотрудника отдела истории Лавры Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
  8. Speer, Albert. Erinnerungen. — Ungekürzte Ausg., 1. Aufl. — Berlin: Ullstein, 2005. — 610 Seiten с. — ISBN 3548367321, 9783548367323.
  9. 1 2 3 4 5 Хведченя С. Б. Жизнь и смерть Успенского собора. — Журнал «Вокруг Света». Март 1999
  10. ↑ Г. Ю. Івакін, С. І. Климовський. Проблеми охорони археологічних пам’яток Києва. АРОІКС. — К.: КНЛУ, 1999. — Вип. 3.

Ссылки

Церкви, храмы и соборы Успения Пресвятой Богородицы

Кафедральные соборы многих российских городов посвящены празднику Успения Пресвятой Богородицы. Успенскими именуются главные храмы во Владимире, Ростове, Ярославле, Смоленске, Рязани, Муроме, Астрахани, не говоря уже о главном соборе Московского Кремля. Значит ли это, что сам праздник Успения как-то особенно почитался на Руси?


Успенский собор, Москва, Кремль. 1475–1479 гг.

Прежде всего разберемся, каким образом в древности выбиралось посвящение нового храма. Существовали ли какие-то закономерности или все происходило стихийно? Закономерности, разумеется, были. Все посвящения храмов можно разделить на несколько групп. Событийные – те, которые, были освящены в память о каком-либо значимом событии в истории государства, города, села или конкретного прихода. Вторая группа престолов – ктиторская. Она связана с именем заказчика (ктитора) того или иного храма. Например, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском освящен в честь небесного покровителя основателя собора и города суздальского князя Юрия Долгорукого. Третья группа престолов освящена в честь местночтимых святынь. Например, Никольский собор в Можайске назван по месночтимому резному образу свт. Николая Чудотворца – Николе Можайскому. Следующая группа храмов связана с прямым заимствованием посвящений престола. Яркий пример, Софийские соборы, построенные в XI веке в Киеве, Новгороде и Полоцке. Предмет заимствования в данном случае очевиден – это Софийский собор в столице Византии Константинополе, кафедре Константинопольских патриархов. Также выделяют особую группу престолов, названную по времени основания. Например, известна такая традиция в Древней Руси: если какой-либо из двунадесятых праздников в год закладки храма приходился на воскресный день, то престол освящается в честь этого праздника.

Большинство престолов кафедральных соборов, освященных в честь Успения, можно отнести к заимствованиям. Главный кафедральный храм Московского государства – Успенский собор, поэтому многие соборные храмы русских городов были освящены в честь этого двунадесятого праздника. Однако в Москве Успенский собор строится только в первой половине XIV столетия и продолжает уже сложившуюся традицию. Его основание связано с переносом места постоянного пребывания митрополитов Киевских и всея Руси из Владимира на Клязьме в Москву, а в соборный храм во Владимире посвящен Успению. Следовательно, уже в те времена освящение собора в честь праздника Успения было продолжением сложившейся традиции.


Успенский собор, Владимир. 1186–1189 гг.


Успенский собор Киево-Печерской лавры, Киев. 1729 г., 2000 г.

Распространение Успенских престолов в домонгольской Руси связано с огромным влиянием в церковной среде Успенского Киево-Печерского монастыря. В знаменитом Киево-Печерском патерике особо выделен рассказ о том, как был основан Успенский собор монастыря. Создание этого храма имело огромное значение для распространения Успенских престолов, более того, этот храм стал на долгое время определенным архитектурным каноном на Руси. Князь Владимир Мономах основывает в начале XI века Успенские соборы в Смоленске, Владимире и предположительно в Суздале и Ростове. Резиденция князя в селе Берестово под Киевом находилась напротив Киево-Печерского монастыря, Владимир Мономах неоднократно выступает ктитором обители.

Основание Успенских соборов в Рязани и Муроме можно связать с тем, что черниговский князь Святослав Ярославич являлся покровителем прп. Антония Печерского. Успенские престолы также возникают на юго-западе Руси – во Владимире-Волынском и Галиче.


Успенский собор в Кремле Ростова Великого. 1508-1512 гг.


Успенский собор — кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви. 1609-1611 гг.


Вид на Успенский собор в Рязанском Кремле. 1693-1699 гг.

Однако собор в Киево-Печерском монастыре был не первым на Руси храмом с посвящением празднику Успения. Можно даже отметить, что посвящение собора Печерского монастыря Успению Пресвятой Богородицы придало новый импульс уже существующей древней традиции. Первый каменный храм в Киеве – Десятинная церковь называется в Повести временных лет «церковью Пресвятой Богородицы» без указания на какой-либо конкретный Богородичный праздник. Есть все основания думать, что Десятинная церковь была Успенской, и тогда получается, что главный храм Киева и всей Руси был посвящен празднику Успения. Почему именно этому празднику? В Повести временных лет под 996 годом поставлено следующее: «…Пришли печенеги к Василеву, и вышел против них Владимир с небольшою дружиною. И сошлись, и не смог устоять Владимир, побежал и стал под мостом, едва укрывшись от врагов. И дал тогда Владимир обещание поставить церковь в Василеве во имя святого Преображения, ибо был праздник Преображения Господня в тот день, когда произошла та сеча. Избегнув опасности, Владимир построил церковь и устроил великое празднование, наварив триста мер меду. И созвал бояр своих, посадников и старейшин из всех городов и всяких людей много, и роздал бедным триста гривен. Праздновал здесь князь Владимир восемь дней, и возвратился в Киев в день Успенья святой Богородицы, и здесь вновь устроил светлый праздник, сзывая бесчисленное множество народа». Вполне возможно, что посвящение Успению Десятинной церкви в Киеве как-то соотносится с описанным событием и, следовательно, является событийным.

Историк, краевед Александр Ракитин


Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры. 1559–1585 гг.


Успенский собор, вид со стороны колокольни и придела Сергия Радонежского. Вологда. 1590 г.


Успенский собор, Кемь. 1711–1717 гг.


Успенский собор Дмитровского кремля (Дмитров, Московская обл.). 1509–1512 гг.


Успенский собор Иверского монастыря. Валдай. 1653–1655 гг.


Успенский Собор в Кирилло-Белозерском монастыре. 1497 г.


Успенский Кафедральный собор. Коломна. 1672–1682 гг.


Успе́нский собо́р, Астрахань. 1699–1710 гг.


Успенский собор, Тихвин.


Соборное дворище (Успенский собор слева) из Дымковской слободы. Великий Устюг. 1639–1658 гг.


Успенская ( Дивная ) церковь Алексеевского монастыря, Муром. 1628 год.


Церковь Успения у Парома (Пароменская), Псков. XVI-XIX вв.

Успенский собор в Киево-Печерской Лавре

Великая Печерская Церковь, церковь, «небеси подобная» — так называют жемчужину Киево-Печерской Лавры – Успенский собор. Его история окутана легендами и историями о чудесах, он много раз разрушался, но все равно возрождался сквозь столетия, чтобы дойти до нас и покорить своей величественностью.

Успенский Собор в Киево-Печерской Лавре был построен в 1073 году одним из основателей Лавры, Антонием Печерским. Строили храм три года на деньги Святослава Ярославовича. В результате, Успенский собор стал идеалом, образцом, каноном для храмоиздательства. По его подобию создавались дома Божие в различных городах и даже странах, так как он пленял своей красотой, изысканностью, четкостью форм и линий.

Разрушения и возрождения

Как и сама Лавра, собор пережил несколько разрушений за историю своего существования. Так, в 1096 году он пострадал от навалы хана Боняка.

Позже, в 1230 году собор Успения Пресвятой Богородицы пережил землетрясение, через десять лет, в 1240 году – на город напало монголо-татарское иго. В 1470-м ремонтом храма занялся князь Семен Олелькович.

Крымские татары под началом Менгли-Гирея наведались в Киев и ограбили Успенский собор в 1482 году.

В 1718 году случился пожар. В 1729 году Успенский собор в Киеве восстанавливают и украшают заново в стиле украинского барокко. 5 августа этого года обновленный храм торжественно открывают для мирян.

Во время Великой Отечественной Войны Успенский собор был полностью разрушен. Его заминировали и взорвали, как тогда считалось, немецкие оккупанты по приказам Эрика Коха. Перед этим из собора вынесли все ценные вещи, которые нашли. А это – около двух тысяч драгоценностей: иконы и ризы, гробницы и Евангелия в драгоценных окладах, парча и ткани, царские врата и даже литой серебристый престол из алтаря.

Позже у историков будут возникать сомнения, действительно ли Успенский собор взорвали немцы. Еще одной версией станет вероятность участия здесь советских партизан. Однако точного ответа на вопрос, кто разрушил Успенский собор, нет. Остается лишь факт – «небеси подобная церковь» превратилась в руины.

Древние фрески и мозаики, автором которых мог быть мастер XI века Алипий Печерский, кирпичные орнаменты и Оранта – все это не сохранилось.

Только в 1995 году Указом президента Леонида Кучмы Успенский собор взялись отстраивать и возрождать. Спешили, чтобы успеть ко Дню Независимости Украины, 24 августа 2000 года. Приурочили открытие к 950-летию Киево-Печерской Лавры. Собор открыли, освятили и отрыли для посещения.

Чудеса Успенского собора

Это место издавна привлекало как простых мирян, так и князей и царей разных эпох. Собор славился не только своими пышными формами, переливающимися на солнце золотыми куполами и просторностью, но и историями о чудесах, с ним связанных.

Как гласит одна из легенд, строили и расписывали собор греки – мастера из Константинополя. Пришли они в Киев потому, что им приснилась Богородица. Явившись им, сообщила, что хочет возвести себе храм в Киеве, велит взять золота и идти в этот город, начинать работу. Греки так и сделали.

Сам Успенский собор также неоднократно являлся простым смертным в воздухе. Каждый раз – в точных пропорциях и размерах. Так мастера смогли увидеть, что именно им предстоит построить. В других же случаях явление Успенского собора знаменовало спасение.

Еще одно чудо связано с иконой Успения Божьей Матери. Во время пожара в  1718 году в соборе огонь уничтожил все, кроме этой святыни. После этого случая икону обносили вокруг церкви, когда надвигалась опасность. Выносили ее и на большие церковные праздники – чтобы защититься от зла и невзгод.

В Успенском соборе за всю его историю было похоронено около трехсот человек украинского, русского, белорусского родов. Это жена киевского воеводы Яна Вышаты Мария, сестра князя Владимира Мономаха Евпракия, князь Глеб Всеславич и его жена Анастасия, Симеон Олелькович, Петр Могила, Памва Беринда, а также такие княжеские роды, как Сангушки, Ольшанские, Корецкие, Вишневецкие, Полубенские.

Автор: Александра Горчинская
Фото: Виталий Стельмах

Успенский собор — Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

Главный соборный храм Киево-Печерской Лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальница киевских князей.

Заложен в 1073 году по инициативе преподобного Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава Ярославовича. Его возведение было овеяно легендами. Постройку и украшение церкви Киево-Печерский патерик связывает с греческими мастерами, пришедшими в Киев из Константинополя по указанию явившейся им во сне с образом храма Богородицы: «Меру же Я послала — пояс Сына Моего». Активнейшим участником строительства в патерике назван племянник Якуна Слепого, знатный варяг Шимон Африканович, от которого позднее выводили своё происхождение многие русские роды — Вельяминовы, Воронцовы, Аксаковы.

Д. С. Лихачёв связывал с возведением Успенского храма начало распространения на Руси почитания Богородицы:

Образ Успенского храма дважды является в воздухе. Один раз над полем битвы, другой — в бурю; оба раза он служит спасению — по воздуху переносится Шимон, и ветром прибивает к берегу корабль Шимона. «Свыше» даются, кроме зрительного образа, и пропорции, и точные размеры храма. Как и во влахернском чуде, «забота» Богоматери ведет к обращению язычников в православие.

П. А. Раппопорт отмечает, что образ Печерской церкви воспринимался на Руси как своего рода канон храмоздательства: «Освященный традицией и легендой о чудесном построении Успенский собор Печерского монастыря стал как бы эталоном храма, и церковные власти несомненно требовали, чтобы общий типологический принцип построения этого собора неуко­снительно сохранялся».

Храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году, а в 1240 его разграбили монголы хана Батыя. Собор был отремонтирован в 1470 году, однако уже в 1482 вновь разграблен крымскими татарами хана Менгли-Гирея во время набега на Киев. Впоследствии восстановлен, служил усыпальницей литовской и русской шляхты и дворянства. Разрушен при сильном пожаре в 1718 году. Восстановлен в 1729 году, расширен и украшен в стиле украинского барокко. В таком виде собор сохранился до середины XX века.

После революции 1917 года года началось планомерное разграбление и уничтожение православных святынь. На территории Лавры против воли прихожан и духовенства закрывались храмы. С 20- х годов Успенский собор был уже единственным действующим храмом Верхней Лавры, но руки безбожников не дрогнули покуситься на главную святыню народа Божия. 3 ноября 1941 года в сердце Верхней Лавры грянул взрыв. Великая церковь обратилась в руины.

21 ноября 1998 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание возрождаемой Великой церкви.

Спустя два года, 24 августа 2000 г. Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, восстановленный из руин под руководством народного архитектора Украины Граужиса Олега Александровича (1944-2018 гг.) в том виде, в котором он существовал с XVIII по XX в.

Восстановление Успенского собора не только как архитектурного сооружения, но и как действующего храма, несомненно, имеет величайшее значение и глубокий духовный смысл для всего православного мира.

Киевская и всея Украины епархия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ки́евская и всея Украи́ны епа́рхия (также Украинская архиепископия) — каноническое и структурно-территориальное подразделение Русской православной старообрядческой церкви на территории Украины (без Крыма[1][2]).

Территория современной Украины была одним из основных направлений колонизационных стремлений старообрядцев со второй половине XVII века. В это время были заселены Стародубье, Подолия, Южная Бессарабия, Слобожанщина и Буковина. Массовые переселения старообрядцев на Украину продолжались на протяжении всего XVIII века, а в 1770-е годы они затронули Киевщину, центральную и южную части Украины.

В середине XIX века в Киеве более половины купцов первой гильдии были старообрядцами.

На территории Украины с момента поселения и до 1917 года в разное время существовали свыше сорока старообрядческих монастырей и скитов, среди которых особое положение занимают Белокриницкие и Куренёвские монастыри. Куренёвский Никольский мужской монастырь стал резиденцией одного из первых старообрядческих епископов — епископа Балтского Варлаама. В Куренёвском монастыре похоронены свыше 500 иноков, в том числе 146 схимников, 36 священноиноков и священников, а также несколько епископов[3].

24 августа 1901 года была учреждена Киевская и Балтская епархия[4].

21 октября 2015 года Освященный собор, рассмотрев «вопрос об окормлении христиан Крымского полуострова», констатировал, что «окормление этих территорий, как прежде, архиереем Киевской и всея Украины епархии стало практически невозможным» и поручил окормление территории Республики Крым митрополиту Московскому и всея Руси[1].

17—19 октября 2017 года Освященный собор РПСЦ утвердил за епархией статус архиепископии[5].

24 декабря 2018 года община РПСЦ в Черновцах заявила о выходе из юрисдикции митрополии РПСЦ и убрала из своего названия и устава какое-либо упоминание о России[6] (настоятель общины иерей Леонтий Сергеев в январе 2018-го решением Совета РПСЦ под председательством митрополита Московского и всея Руси Корнилия был извержен из сана «за систематическую клевету на клириков» и неисполнение решения Совета митрополии[7], а 21 декабря решением Совета Украинской архиепископии под председательством архиепископа Киевского и всея Украины Никодима (Ковалёва) — отлучён от церкви[8]).

Архиепископия делится на благочиния:

  • Киевское: протоиерей Алексей Комендантов
  • Винницкое: протоиерей Феодор Мазуров
  • Одесское: протоиерей Сергий Столярчук
  • Черновицкое: иерей Владимир Светлогорский
  • Хмельницкое: протоиерей Виталий Рекида

При советской власти практически полностью прекратила своё существование Черкасская старообрядческая община (до 1917 года в этом городе проживало свыше 6 тыс. старообрядцев, было пять старообрядческих храмов и два монастыря).

В Куреневке до 1917 года действовали три старообрядческие общины, пять церквей и три монастыря, а в настоящее время община находится только в стадии формирования[11].

Количество прихожан по состоянию на 2019 год, по разным оценкам, оценивалось от 5000 до 10 000 человек. Главным образом, старообрядческие общины находятся на территории Одесской, Винницкой и Черновицкой областей[12].

По состоянию на 2019 год в архиепископии[источник не указан 352 дня]:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *