Худ аншутц сер 19 века германия юсуповский: Сабли, шпаги, палаши (Германская империя и Веймарская республика) – «XIX век. По княжеским жилым покоям»

Сабли, шпаги, палаши (Германская империя и Веймарская республика)

Сабли, шпаги и палаши Германская империя и Веймарской республики захватывают период в немецкой истории с 1871-1933 гг. В данном разделе нашего антикварного магазина военного антиквариата кроме представленного датированного периода также находятся предметы немецкого холодного оружия и постнаполеоновского периода, с 1815 по 1871 гг.
Больше всего представлено пехотных образцов немецкого холодного оружия, как офицерского, так и унтер-офицерского и рядового состава немецкой армии.
Сабли кавалерии золингеновского производства очень красивы, обычно их красота дополняет навершие в виде голы льва. Цена таких сабель и в то время была достаточно дорогой, в особенности если полотно клинка было украшено позолотой и синим воронением.
Морские немецкие сабли того периода тоже по-своему красивы, их лезвия, как правило, украшают тематические рисунки в виде: парусных кораблей, морских якорей с обвивающими их канатами, трезубцев.
Купить в Москве саблю

Германии подлинную и старинную того периода можно в нашем магазине военного антиквариата, всегда будем рады помочь как коллекционеру, так и варианту подарка мужчине интересующимися холодным оружием Германии.

Германия в период раздробленности (до 1871 года), империи (1871-1918 гг.), республики (1919-1933 гг.).
Антиквариат — сабли, шпаги, палаши, кортики (охотничьи, боевые, парадные), ножи, абордажные сабли (для матросского состава), тесаки (рядовой пехотный состав), рапиры (средневековье), мечи, штыки (парадного и боевого назначения). Покупка и продажа, оценка и атрибуция антикварного холодного оружия, как в ценовой шкале, так и на предмет подлинности и достоверности (экспертизы с оценкой, и без таковой и устные атрибуции).

Немецкое холодное оружие, безусловно, представляет интерес, как для начинающего собирателя, так и для опытного, и искушенного коллекционера. Холодное оружие Германии с конца 18 века стало известно по всей Европе, как качественная и надежная продукция. Ее производственный центр находился в городе Золингене (Северный Рейн-Вестфалия) где работали сотни малых и больших оружейных мастерских снабжавшие потребности, как внутреннего рынка, так и заказы других Европейских государств.

В нашем магазине военного антиквариата представлено большое количество антикварного исторического холодного оружия периода 18 – 19 вв. Это и морские кортики, и пехотные сабли, шпаги различных немецких земель.
Купить немецкое холодное оружие – это хороший коллекционный вклад не только материального значения, но и духовного развития в деле изучения исторической оружейной дисциплины.

Фарфоровый завод Юсупова: клейма, выпускаемая продукция

История завода
Фарфоровые изделия завода
Клейма завода Юсупова

История завода

Деятельность князя Юсупова

История завода началась в 1818 году, когда известный коллекционер и меценат Николай Борисович Юсупов отошел от государственных дел и решил обосновать собственную художественную мастерскую по росписи фарфоровых изделий.

Г.И. Новиков. Портрет Н.Б. Юсупова. Начало XIX века

Г.И. Новиков.
Портрет Н.Б. Юсупова.
Начало XIX века.

Князь Юсупов был очень богатым и образованным человеком, который много путешествовал по разным странам мира и имел пристрастие к коллекционированию разнообразных произведений искусства. Он собрал значительную коллекцию лучших работ живописцев Западной Европы, скульпторов и графиков. Многие из этих работ затем стали образцами для росписи на его собственном заводе. Юсупов был сенатором, членом Государственного совета, а с 1792 года и директором Императорского фарфорового завода и ряда других предприятий. За десять лет своей деятельности на предприятиях он внес значительный вклад в развитие фарфорового производства в России.

Покинув государственную службу и совершив свое последнее путешествие в возрасте 60 лет, князь купил имение в селе Архангельском, расположенное рядом с Москвой. Именно здесь он дал простор всем своим художественным замыслам, превратив свою усадьбу в целый центр искусства, который посещали знатнейшие особы, включая императора.

Дворец князей Юсуповых в Архангельском. Зал Тьеполо. Фотография конца XIX века.

Дворец князей Юсуповых в Архангельском. Зал Тьеполо. Фотография конца XIX века.

Усадьба «Архангельское» в настоящее время. Часто ее называют «Подмосковным Версалем».


Усадьба «Архангельское» в настоящее время. Часто ее называют «Подмосковным Версалем».

Усадьба «Архангельское». Фотография 2014 г

Усадьба «Архангельское». Фотография 2014 г.

Работа завода

Поскольку Юсупову очень не нравилось, как шли дела на Императорском заводе после его ухода со службы, в 1914 году он начал подготовку к открытию собственного заведения по росписи фарфора. Для этого в имении была обустроена живописная мастерская, в которой установили муфельные печи. Первыми работниками мастерской стали крепостные художники, которые обучались у профессиональных живописцев. Позже штат учеников и работников пополнился и вольными мастерами, причем здесь учились как юноши, так и девушки.

С появлением в мастерской А.-Ф. Ламбера в имении помимо мастерской был открыт завод Юсупова-Ламбера. Предприятие просуществовало всего 13 лет, что относительно немного по сравнению с другими фарфоровыми заведениями. Однако и за это время из мастерской вышло 70 обученных художников, которые создали множество великолепных работ. Большая часть изделий фарфора Юсупова сосредоточена в музеях ГМУ «Архангельское», ГРМ, ГИМ, ГМЗ «Павловск» и ГМК «Кусково». В кругу коллекционеров этот фарфор ценится очень высоко, но его почти нельзя встретить в продаже.

Сервиз чайно-кофейный «Антиковый». Ок. 1831 г. ГМУ «Архангельское»

Сервиз чайно-кофейный
«Антиковый». Ок. 1831 г.
ГМУ «Архангельское».

В 1831 году Николай Борисович Юсупов скончался в возрасте 81 года, после чего мастерскую закрыли, признав недоходной. Однако еще восемь лет под руководством Ламбера работал завод, на котором выпускали фаянсовую посуду. В 1839 году предприятие прекратило свое существование.

Фарфоровые изделия завода

Для росписи посуды Юсупов закупал белье на российских фарфоровых заводах Гарднера, Попова, ИФЗ и ряде других. Изделия декорировались в самых лучших традициях классицизма того времени.

Ранние работы. 1818-1821 гг.

Мастерскую обустроили в пристройке к флигелю «Каприз» усадьбы Юсупова в Архангельском.

Фасад и план завода в Архангельском. I четверть XIX века. ГМУ «Архангельское»


Фасад и план завода в Архангельском. I четверть XIX века. ГМУ «Архангельское».

Согласно замыслам князя, школа была создана для обучения художников по росписи фарфоровой посуды. В первые годы работы мастерской начинающих живописцев обучал И.Т. Колесников, который показывал ученикам, как копировать образцы классического искусства. В период с 1819 по 1820 гг. работами на заводе руководил И. Горубнов.

Ученики копировали фарфоровые работы Севрской и Венской мануфактур, добавляя собственные элементы. Это делало ранний юсуповский фарфор уникальным и самобытным. Из самых талантливых учеников здесь обучались П. Прелов, П. Котляров, П. Лебедев, братья Новиковы.

В этот период при росписи фарфоровой посуды часто использовалась цветочная тематика. На чашках и тарелках делали широкий цветочный бордюр или венок, причем нередко цветы изображались сдвоенными. На посуде также рисовали целые букеты, состоящие из маргариток, роз, ромашек, маков, фиалок и многих других цветов. Сами изделия покрывали красками желтого, лимонного и иных оттенков.

Другой популярной тематикой для росписи была античная мифология, которую часто дополняли цветочной тематикой. За основу сюжета брали картины художников XVII –XIX вв. из Англии, Голландии, Франции и других стран.

«Аполлон и сивилла Кумская» на тарелке завода Юсупова. 1818–1820. ГМУ «Архангельское»

«Аполлон и сивилла Кумская»
на тарелке завода Юсупова.

1818–1820. ГМУ «Архангельское».

В месяц ученики мастерской расписывали до 60 тарелок. Хотя большая часть работ шла в коллекцию князя, мастерам разрешали создавать собственные работы и продавать их по выходным дням.

«Сервиз с бусами» с миниатюрами по работам французских живописцев. 1820. ГМУ «Архангельское».

«Сервиз с бусами»
с миниатюрами по работам
французских живописцев.
1820. ГМУ «Архангельское».

Ламберовский период.1822-1831 гг.

Важной вехой для мастерской стало появление французского мастера Севрской мануфактуры А.-Ф. Ламбера. Талантливый живописец из Франции стал руководителем предприятия в 1822 году по приглашению князя Юсупова. Ламбер отлично разбирался в вопросах росписи фарфора и вывел мастерскую на новый уровень. Под его руководством заведение обзавелось новыми муфельными печами, расширило число мастеров и учеников и стало работать по усовершенствованным технологиям.

Блюдце и чашка с миниатюрой по картине «Голова вакханки» (Л.М. Бонне). 1820 г. ГМУ «Архангельское»

Блюдце и чашка
с миниатюрой по картине
«Голова вакханки» (Л.М. Бонне).
1820 г. ГМУ «Архангельское».

Если князь при создании мастерской по росписи фарфора преследовал цель получения новых произведений искусства, то Ламбер отнесся к делу более практично и посвятил свое время расширению предприятия и продажам изделий. Уже в 1827 году было создано здание завода, которому присвоили двойное название Юсупова-Ламбера. При этом сам завод Юсупов передал в аренду Ламберу, а также выделил ему 16 из 37 художников предприятия. Лучшими мастерами в этот период были братья Новиковы, Ф. Сотников, П. Лебедев, В. Стрижаков и некоторые другие. Фарфор, созданный на заводе и в мастерской, продавали в лавках товаров Купавинской шелкоткацкой фабрики Юсупова.

С появлением Ламбера качество готовых изделий стало значительно лучше. Под его руководством живописцы освоили новые направления для росписи, усовершенствовали свои техники и перешли к созданию более сложных орнаментов. Например, в этот период художники завода стали создавать золоченый декор и орнамент, что придавало посуде вид драгоценных вещей.

В 1823 году на предприятии создали сервиз «Аракчеевский» — один из самых известных образцов завода. Это сервиз на две персоны с изображением села Грузино, вызолоченный изнутри и снаружи. На данном изделии применили метод панорамной росписи, что в сочетании с объемными предметами и позолотой смотрится очень изящно и оригинально. Своим названием сервиз обязан графу Аракчееву, которому он и был преподнесен в подарок.

Чайный сервиз «Аракчеевский». 1823. ГМУ «Архангельское»

Чайный сервиз «Аракчеевский».
1823. ГМУ «Архангельское».

В период работы под руководством Ламбера мастера стали применять более утонченные изображения отдельных частей растений. Это могли быть лепестки лотоса, лавровые листья, а также разнообразные узоры в виде трилистников и разных вариантов цветков. Блюдца и тарелки обычно декорировали изящными букетиками, концентрическими кругами или украшали надписями. В это же время была создана знаменитая серия тарелок «Розы», за основу которой взяли рисунки цветов из атласа самого прославленного живописца своего времени Редуте.

Если в раннем периоде применяли цветочное или желтое крытье, то в это время перешли к другим оттенкам. В период с 1824 по 1826 годы мастера покрывали посуду зеленым, голубым и розовым крытьем. При создании ваз предпочтение отдавали более темным оттенкам. С 1829 года для изделий использовали крытье желтых тонов.

Чашка с портретом Т.Б. Потемкиной. 1831.

Чашка с портретом
Т.Б. Потемкиной. 1831.

Во времена Ламбера в качестве образцов для работы брали альбомы гравюр Ж. Свебаха, картины и литографии с пейзажами Москвы, таблицы из атласа «Розы» художника из Франции П. Редуте. Из картин за образцы брали полотна живописцев Западной Европы: Л. Буальи, Ж. Греза, Ж. Леду и ряда других художников. На первом месте шли сюжеты, отражающие жизнь горожан и сельчан.

Чашка с портретом Н.Б. Юсупова. 1831. ГМУ «Архангельское»

Чашка с портретом Н.Б. Юсупова.
1831. ГМУ «Архангельское».

К наиболее известным работам мастеров юсуповского завода относят упомянутые выше «Аракчеевский сервиз» и комплект тарелок «Розы», а также сервизы в дар императрице Марии Федеровне и ее внукам, серию тарелок с изображением села Грузино (новгородского поместья князя) и некоторые другие изделия.

Изготовление фаянса.1831-1839 гг.

После смерти отца в 1831 году его сын Борис Юсупов распорядился закрыть мастерскую, но завод остался в распоряжении Ламбера. С этого времени и до 1839 года на заводе выпускали фаянс, первые эксперименты с которым Ламбер проводил задолго до смерти князя Юсупова. На фаянсовые изделия существенный отпечаток наложил делфтский фаянс, выпускаемый в нидерландском городе Делфт. При декорировании мастера применили многоцветную печать, полихромную роспись, рельефы. Основными выпускаемыми предметами были сервизы, панно и скульптуры. Фаянсовые изделия завода Ламбера столь высокохудожественны и изысканы, что могут соперничать со многими образцами лучших мастеров Европы.

Чайный сервиз Фаянсового завода Юсупова-Ламбера. 1827-1829 гг

Чайный сервиз Фаянсового
завода Юсупова-Ламбера. 1827-1829 гг.

Клейма завода Юсупова

Маркировка до 1823 года

До 1823 года фарфор, расписанный в Архангельском, никак не помечали. Ситуацию осложняло то, что мастера работали на завозном белье. По этой причине на сегодняшний день некоторые изделия завода Юсупова могут быть причислены к работам мастеров других фарфоровых заводов мира. Единственным изделием, которое было датировано 1815 годом, является тарелка из собрания Государственного Русского музея.

Вероятно, отсутствие на работах клейм завода Юсупова было связано с тем, что сам князь занимался производством фарфора не с коммерческой целью, а исключительно с целью создания уникальных фарфоровых произведений искусства, которые могли бы стать достойным украшением изысканных коллекций. В этот период все изделия выпускались в основном для его собственного имения, а также для подарков знатным особам.

Клейма после 1823 года

Начиная с 1823 года на изделиях юсуповского фарфора стали появляться надглазурные надписи «Архангельское». Это слово писали золотистой или красно-коричневой краской, причем не только на русском языке, но иногда и по-французски.

yusupov-14.jpg

Обычно это слово в сочетании с годом выпуска ставили на подарочных или каких-то значительных изделиях. Остальные работы помечали годом выпуска.

yusupov-15.jpg

На сохранившихся изделиях фарфора завода Юсупова чаще всего встречаются годы 1823, 1826, 1827, 1829, 1831 и некоторые другие.


Еще одним клеймом завода являлся сделанный в тесте знак, похожий на русскую букву «Л». Такую пометку можно встретить на целой группе изделий, сосредоточенных в собрании Государственного музея-усадьбы «Архангельское».


Основной причиной применения маркировки можно считать появление на заводе Ламбера. Он отлично разбирался в вопросах производства фарфоровой посуды и был превосходным мастером по росписи фарфоровых изделий. Именно при нем и начали маркировать готовые изделия. На некоторых фарфоровых работах завода Юсупова можно встретить подпись Ламбера и его монограмму.


В этот период встречаются также случаи нанесения на юсуповский фарфор надписей с обозначением произведения, которое легко в основу сюжета для росписи. Обычно в такой надписи указывали как название произведения, так и номер книжной страницы, на которой была запечатлена картина.

Фаянсовые изделия обычно помечали надписью «Арангельская ферма».


Интересно, что на одной из фаянсовых тарелок предприятия в технике печати был создан портрет, что является большой редкостью для русского фаянса. На портрете изображена сестра князя Евдокия Борисовна Юсупова.

Германская школа фехтования — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Германская школа фехтования (нем. Kunst des Fechtens или Deutsche Schule), иногда Немецкая школа фехтования — историческая система боя, стиль фехтования, распространённый в Священной Римской империи и просуществовавший в эпохи Позднего Средневековья, Ренессанса и раннего Нового времени (с конца XIV по XVII века).

Географическим центром германской школы фехтования принято считать территорию современной Южной Германии (города Аугсбург, Франкфурт и Нюрнберг). Во времена использования этого стиля, его называли Kunst des Fechtens, что переводится как «Искусство Фехтования». Техника немецкой школы фехтования содержит способы применения длинного меча, древкового оружия, кинжала, мессера, щита. К тому же, последователи данного направления изучали принципы верхового фехтования и приёмы безоружного боя.

Одним из знаменитых немецких мастеров фехтования был Йоханнес Лихтенауэр. Сам он не оставил рукописей, до нас дошли только манускрипты его учеников. До наших дней также дошли трактаты по германской школе фехтования, созданные в XV и XVI веках. В начале XVII века германский стиль был вытеснен итальянской школой фехтования.

Термин «немецкая школа фехтования» иногда может вводить в заблуждение, так как после XVII века на территории современной Германии по-прежнему преподавали фехтование в различных академиях. Такой же термин применяется и к старому стилю театрального немецкого фехтования.

Самым первым документом немецкого наследия, который описывает методы фехтования, принято считать Манускрипт I.33, который был написан около 1300 года. После этого существует разрыв почти в целый век до появления рукописей Йоханнеса Лихтенауэра. Созданный им стиль фехтования, с небольшими изменениями, применялся на протяжении почти 250 лет. Истоки его приёмов описываются в трактате «Codex 3227a».

Начало снижения популярности немецкого стиля фехтования приходится на вторую половину XV века. Начиная с XVI века, германская школа фехтования всё больше рассматривается как спортивное упражнение, нежели боевое искусство для военных битв.

В XVII веке на смену германской школе фехтования приходит итальянская. Связано это с тем, что носить шпагу или рапиру, в соответствии с одеждой и модой того времени, было более удобным, чем длинный меч. Один из фехтовальщиков того времени, Жан Даниэль Ланже, писал в своей книге (Deutliche und gründliche Erklärung der adelichen und ritterlichen freyen Fecht-Kunst, издания 1664 и 1708 годов), что «большой меч не только неудобно, но и очень опасно носить в наше время — на короткой дистанции с рапирой можно противостоять человеку, который вооружён пистолетом, из-за высокоэффективных методов использования этого оружия, которое позволяет экономить время, в отличие от более медленных ударов меча. Ударить противника можно даже прежде, чем он успеет достать свой пистолет и сделать первый выстрел». Также Ланже подчёркивал другие достоинства шпаги — «при необходимости, можно скрыть свою рапиру под плащом, таким образом избежав каких-либо провокаций в общественных местах. Длинный меч может вызвать проблемы и возбудить пыл врагов». От этого же фехтовальщика есть упоминание о «Братстве Святого Марка», которое практиковало германскую школу фехтования. Ланже отмечает, что «их искусство поистине рыцарская наука, она должна храниться для ещё не рождённых поколений».

Последним известным практикующим немецким фехтовальщиком был Теодоро Веролини, который создал трактат «Хитрый Фехтовальщик» (Der Kůnstliche Fechter) в 1679 году.

16 апреля 1862 года швейцарская газета «Neue Zürcher Zeitung» опубликовала статью, в которой рассказывалось о смерти 72-летнего члена «Братства Святого Марка», который в подростковом возрасте (начало XIX века) практиковал данное направление фехтования и, возможно, был последним из участников этого фехтовального союза.

Йоханнес Лихтенауэр в своих рукописях вводит несколько принципов, при этом чётко указывая, что имеется лишь единственное «искусство фехтования», существовавшее на протяжении многих веков и являющееся основой для многих боевых систем:

  • Поиск самой короткой и быстрой линии для атаки, игнорируя эффектные методы парирования.
  • Сложность объяснения теоретической части и важность непосредственной практической части обучения (для описания этого был предложен афоризм «тренировка лучше, чем искусство, потому что тренировки без искусства полезны, но искусство без тренировок бессмысленны»).
  • Важность расположения ног, позиции и скорости движений.
  • Значимость плана для будущей атаки.
  • Тактическое преимущество для сокрытия грядущих действий.
  • Небольшая доля удачи.
  • Хорошее физическое состояние организма и отличное состояние оружия.
  • Мужество в комплексе с уверенностью, настороженностью и хитростью.

Культура и искусство Германии 19 века

На протяжении 19 века одно из передовых мест в Европе занимает немецкая культура, которая достигает высокого расцвета. В Германии сложилась философская система Гегеля. Здесь выросла научная теория коммунистической революции – бессмертное учение Маркса и Энгельса. Имена Гете и Гейне, Бетховена и Вагнера стоят в ряду с именами величайших деятелей мировой культуры.

Исторический вклад немецкого народа был громадным и в области поэзии и музыки. Изобразительное искусство и архитектура не поднялись здесь до такого же уровня. Их достижения связаны с распространением в первой трети 19 века противостоящих друг другу направлений – классицизма и романтизма, имевших своеобразную национальную окраску. Начиная с 1830-х годов возникает реалистическое течение, которое достигает вершины во второй половине века в искусстве Адольфа Менцеля.

Подъем творческой мысли в Германии был тем более необычайным, что он произошел в стране, которая на протяжении почти всего 19 века продолжала оставаться раздробленной на ряд самостоятельных королевств, курфюрств, княжеств. Лишь к концу века, объединившись в единое государство, усиленно набирая темпы развития промышленности, Германия выдвинулась в ряды мощных капиталистических держав мира с передовым рабочим классом, вооруженным основами теории научного коммунизма. И все же прогрессивные тенденции встречали на пути своего развития порой непреодолимые препятствия; в Германии сохранили свое влияние реакционные милитаристические элементы с прусским юнкерством во главе, которые вели страну к грядущим катастрофам.

Противоречивость и сложность политической обстановки в Германии в начале 19 века обусловили характер ее культурного развития. Завоевательные войны Наполеона способствовали разрушению феодальных порядков, но народное движение против иноземных захватчиков было использовано феодальной реакцией. После изгнания наполеоновских армий в немецких государствах распространяется движение против влияния французского просвещения, возрастает интерес к национальному, в частности средневековому культурному наследию, что является одной из отличительных черт романтизма.

История зарубежного искусства ►

Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге: gorbutovich — LiveJournal

Князь Юсупов угостил сибирского крестьянина Григория Распутина вином и пирожками с цианистым калием, но что-то пошло не так и цианид не подействовал, хотя доктор заправил дозу, способную умертвить пятерых человек. Да и яда никакого в желудке Распутина следствие вроде бы не обнаружило. После неудавшегося отравления Распутина застрелили, затем мертвого утопили в реке.


Юсуповский дворец на Мойке. Историко-документальная экспозиция «Убийство Григория Распутина». Комната заговорщиков. Восковые фигуры участников заговора против Григория Распутина, справа налево: поручик Сухотин, великий князь Дмитрий Павлович, депутат государственной думы Пуришкевич. via

Распутина лишили жизни за два с половиной месяца до отречения Николая II, в ночь на 17(30) декабря 1916 года в Петрограде в Юсуповском дворце на Мойке на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова. Главными заговорщиками были Феликс Феликсович Юсупов (1887-1967), депутат Государственной Думы Владимир Митрофанович Пуришкевич (1870-1920) и кузен российского императора великий князь Дмитрий Павлович (1891-1942).


2.

Восковые фигуры Феликса Юсупова и Григория Распутина. Юсуповский дворец на Мойке. Гарсоньерка Феликса. via

По версии создателей фильма «BBC: Кто убил Распутина? /BBC: Who Killed Rasputin?, 2004/2005» Григорий Распутин был убит при активном участии британской разведслужбы, использовавшей в своих целях зревший в России заговор против сверхвлиятельного целителя. Причина: Великобритания опасалась, что Распутин через императрицу убедит Николая II заключить сепаратный мир с Германией. Ясное дело, что не только англичане находят английский след в этой истории.

3.

Изображение с сайта www.yusupov-palace.ru

Как бы то ни было, ликвидация Распутина происходила в уникальном дворцово-усадебном комплексе, создававшемся с петровской эпохи и до начала 20 века. С 1830 по 1917 г. владельцами дворца и усадьбы были пять поколений князей Юсуповых. О московском Юсуповском дворце рассказывалось ранее, теперь – о доме князей в столице Российской империи.

О Дворце Юсуповых в Санкт-Петербурге на Мойке – статья из журнала AD Russia:

У Юсуповского дворца странная репутация – известен он прежде всего тем, что здесь убили Григория Распутина. Убийц было четверо, и в своем преступлении они видели историческую миссию – отмыть репутацию императорской семьи, защитить трон, спасти Отечество.

4.

Парадная лестница Юсуповского дворца. В 1830-е годы над ней работал архитектор Андрей Михайлов, а в период с 1858 по 1860 год – Ипполит Монигетти.

Застрелив Распутина, депутат Государственной думы Владимир Пуришкевич с револьвером в руке подошел к ближайшему городовому и торжественно объявил о случившемся. Городовой пугливо покосился и побежал доносить. Наутро начались не памятники, венки и депутации благодарных граждан, а мутная процедура полицейского дознания.

5.

В нише – мраморная скульптура “Вакх”, конец XVIII века, Италия.

Можно было бы сказать, что всем четверым эта история сломала жизнь, если бы через год не рухнула вся эта жизнь в целом. В каком-то смысле им даже повезло. Опальный Феликс Юсупов очутился на юге России задолго до того, как туда хлынули толпы беженцев, гражданская война, голод, вши и тиф. А ссыльный великий князь Дмитрий Павлович навсегда уехал за границу пассажиром вагона класса люкс.

6.

Гобеленовая гостиная была оформлена швейцарским архитектором Бернаром Симоном в 1840-е годы.

И все же памятник от спасенных соотечественников они получили – в 1917 году благодарные граждане дворец не сожгли, не снесли и даже почти не разграбили. Уже в 1919 году сюда была протоптана народная тропа экскурсий. Дворец же в целом передали под культурные нужды работникам просвещения (а ведь могли запустить сюда пионеров, как в Аничков, или советских отдыхающих, как в Ливадийский и Каменноостровский).

7.

Спальня княгини создавалась в три этапа. В 1830-е годы здесь работал Андрей Михайлов, в 1858-1860 – Ипполит Монигетти, а в 1890‑е – Александр Степанов.

Конечно, памятник получился парадоксальным. С одной стороны, это место преступления. Вот сводчатая столовая – здесь старца кормили пирожными, начиненными цианистым калием. Вот восьмиугольная туалетная и малый вестибюль – отсюда жертва рванула во двор… А с другой стороны, дворец – это шедевр русской архитектуры.

8.

Фрагмент Туалетной комнаты княгини.

Юсуповы купили его в 1830 году у своей родственницы графини Александры Васильевны Браницкой, после чего неустанно благоустраивали. Сначала архитектор-классицист Андрей Михайлов пристроил с восточной стороны здания новый трехэтажный корпус и превратил разрозненные дворовые флигели в цельный комплекс с картинной галереей и домашним театром.

9.

Помпейский коридор. Интерьер разработан Ипполитом Монигетти, росписи выполнены Федором Михайловым.

Затем в 1840-1860 годах Бернар Симон и Ипполит Монигетти переделали его интерьеры в духе тогдашних архитектурных веяний: неоренессанса, неорококо и неоклассицизма. В конце XIX века под началом архитектора Александра Степанова фамильное гнездо князей Юсуповых было электрифицировано, оснащено водяным отоплением, водопроводом и канализацией.

10.

Над интерьером Персидской комнаты (она известна также как Восточный будуар) в 1858-1860 годы работал Ипполит Монигетти, а в 1890‑е – Александр Степанов.

Последними, кто приложил руку к облику дворца, стали архитектор Андрей Белобородов и будущие советские знаменитости Сергей Чехонин и Николай Тырса. В начале ХХ века они обновили апартаменты первого этажа для Феликса Юсупова и его жены Ирины. Эти апартаменты представляют собой как бы отдельную квартиру внутри громадного здания. Юсупов называл ее “гарсоньеркой” и предпочитал жить именно здесь.

11.

Фрагмент Малой белой гостиной, служившей кабинетом княгине Татьяне Юсуповой.

Выглядела она как хорошая квартира в новом доходном доме на Петроградской стороне: небольшие комнаты, модный модерновый интерьер. Ее хозяином мог бы быть какой-нибудь молодой адвокат, вложивший в недвижимость первые уверенные гонорары. Или молодой банкир со вкусом. Однако князь Юсупов – не юрист и не финансист. Он человек не просто состоятельный, а вызывающе богатый. Его предки выдвинулись еще при Иване Грозном и все последующие столетия, богатые дворцовыми переворотами, умудрились ни разу не попасть в опалу. Родители Феликса объединили свои фамилии и превратились в чету князей Юсуповых графов Сумароковых-Эльстон. Это уже не просто хорошая родословная. Это карикатура. Что и отметили Ильф и Петров: неутомимому халтурщику Ляпис-Трубецкому в газете советуют взять псевдоним Юсупов-Сумароков-Эльстон.

12.

Мавританская гостиная была оформлена в1858-1860 годы, когда во дворце работал Ипполит Монигетти. Тридцать лет спустя интерьер был видоизменен Александром Степановым.

Юсуповский дворец – тоже, если разобраться, карикатура. Он чрезмерен во всем. Начиная с 1830-х годов он послушно впитывал в себя все интерьерные моды – от исторических подражаний эклектики до душного уюта и технических новинок викторианского стиля.

13.

Встроенный диван изготовлен петербургскими краснодеревщиками во второй половине XIX века.

“Мавританские” залы, тяжелый мрамор парадной лестницы, алый плюш домашнего театра… Вероятно, в 1919 году пролетарии-экскурсанты (если верить тем же Ильфу и Петрову) гуляли по этим залам и вздыхали: “Жили же люди!” Но когда видишь все это, становится ясно: жить здесь нельзя. Потому-то Феликс Юсупов и выгородил себе во дворце несколько комнат и заказал “человекообразные” интерьеры. Собственно, Распутина привели и начали убивать именно здесь, в гарсоньерке. А куда еще его было вести?

14.

Малая гостиная Ирины Юсуповой (Серебряный будуар), архитектор Андрей Белобородов. Роспись по сусальному серебру выполнена Владимиром Конашевичем, плафон расписал Сергей Чехонин.

15.

Туалетная княгини (Фарфоровый будуар). Полукруглый диван второй половины XIX века предположительно сделан во Франции.

16.

Потолок в Туалетной княгини. Люстра в виде корзины с цветами изфарфора и бронзы. Западная Европа, конец XIXвека.

17.

Фрагмент лепного декора с монограммой княгини Татьяны Юсуповой в Малой белой гостиной.

Текст: Юлия Яковлева
Оригинал статьи: AD Russia: Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге

— цитирование статьи окончено —

На сайте Юсуповского дворца на Мойке приведен список залов дворца с их площадью:

1. Белоколонный зал — 445 кв.м. Один из лучших парадных интерьеров Санкт-Петербурга первой трети XIX века. Самый большой зал в Юсуповском дворце, занимающий высоту двух этажей.
2. Зеркальный зал — 190 кв.м.
3. Танцевальный зал — 176 кв.м.
4. Зал Прециоза — 165 кв.м. Прециоза – от ит. «Драгоценная». Один из залов картинной галереи. При Юсуповых в собрание входило около 1200 картин.
5. Николаевский зал — 130 кв.м. Первых из залов художественной галереи, названный в честь Николая Борисовича Юсупова-старшего, положившего начало коллекции произведений искусства Юсуповых.
6. Мавританская гостиная — 97 кв.м.
7. Зал Антонио Виги — 95 кв.м. Название зала произошло от фамилии итальянского художника, автора росписи Триумф Геркулеса на потолке.
8. Белое фойе — 91 кв.м.
9. Гобеленовая гостиная — 120 кв.м.
10. Большая ротонда — 97 кв.м.
11-13. Парадные гостиные — 67 кв.м, 78 кв.м, 68 кв.м.
14. Большая гостиная Ф.Юсупова — 92 кв.м.
15. Музыкальная гостиная — 72 кв.м.
16. Гостиная Генриха II — 58 кв.м.
17. Бильярдная — 50 кв.м.
18. Библиотека — 89 кв.м.
19. Секретарская — 73 кв.м.
20. Античный зал и Римский зал — 166 кв.м.
21-24. Будуары — 57 кв.м, 22 кв.м, 14 кв.м, 46 кв.м.
25. Театр — 117 кв.м.
26. Буфетная при театре — 25 кв.м.
27. Парадная лестница — 78 кв.м.

Ссылки:
Фильм онлайн «BBC: Кто убил Распутина? / BBC: Who Killed Rasputin?», 2005, показан по BBC TWO 2004. BBC Worldwide Ltd. Продолжительность: 00:47:11
Press Releases: Rasputin assassinated by British Secret Service — BBC Timewatch documentary
Cайт Юсуповского Дворца

См.также:
Юсуповский дворец в Москве
Место, где рухнула Российская империя. Петергофская дворцовая дача Коттедж
Самые красивые дворцы российских императоров
6 королевских резиденций Англии

Лёгкая шпага

От колишмарда к лёгкой шпаге

Вероятнее всего, к изменению формы клинка привели радикальные изменения в стиле фехтования на шпагах. Возможность ругового парирования признавалась ещё даже до вымирания ранних форм шпаги. Но оружие с плоским клинком, было столь неуклюже, что широкое применение таких приёмов оказалось невозможным, так что распространены были только простые способы парирования, для облегчения которых и был введён колишмард, с его утрированно широкой ближней к рукояти частью клинка.

Колишмард

Колишмард

Жирар(1736 год), пожалу самый выдающийся французский мастер того периода, явно был недоволен степенью удобства бытовавших в ту пору шпаг. Он, как и ла Туш, Лианкур и многие другие до него, тоже советует время от времени держать оружие обеими руками, хотя и несколько по-другому. Он тоже описывает простейшее круговое парирование, называя его «контросвобождением». Возможно, публикация его работы и подтолкнула процесс усовершенствования шпаги. По мере того как всё очевидней становилась польза кругового парирования, или контрпарирования, изменялась и форма клинка, чтобы облегчить это движение — очень широкая ближняя к рукояти часть была сужена, сам клинок, несколько удлиненный теперь, плавно сужался от рукояти до острия, и повседневная шпага дворянина к середине XVIII века стала такой же лёгкой и удобной, как современная фезтовальная рапира.

Лёгкая шпага

Оформление эфеса лёгкой шпаги

Лёгкие шпаги, особенно выполненные в стиле рококо, отличались богатым декором, что было вполне оправдано, поскольку оформлялось не просто оружие, а так называемая придворная шпага, которая являлась необходимой частью костюма дворянина. Приобретая шпагу, теперьобращали внимание не только на её боевые качества, но и на дизайн, заботились, чтобы внешний вид оружия соответствовал социальному статусу владельца.

Эфес шпаги Эфес шпаги Лёгкая шпага 1780 год Бриллиантовая огранка рукояти шпаги Эфес с щитком в форме сердца Эфес с отогнутым защитным щитком

К началу XIX века обычай носить шпагу в повседневной жизни, постепенно уходит, да и дуэли на шпагах уступают место пистолетным. В течении всего XIX века шпага проделала путь от боевого смертельного оружия, до безопасного тренировочного, так что в наши дни её можно встретить(не считая музеев и частных коллеций) в спортивных залах, где обучают фехтованию, либо как деталь парадного мундира дипломатов или других официальных лиц, тех стран в которых в той или иной форме сохранилась монархия.

Реплики лёгких шпаг


Если Вам понравилась статья, то поделитесь ею с единомышленниками

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Петербургский свет, Юсуповы, дом на Мойке: gorbutovich — LiveJournal

«В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по-французски: «Мы заняты» – и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь».»

Интерьеры Юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге
и фрагменты мемуаров последнего из князей Юсуповых.



Красная гостиная. 1830-е. Архитектор А.А. Михайлов. Художники П. Скотти, Б. Медичи. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон младший (1887-1967):

» Родился я 24 марта 1887 года в нашем петербургском доме на Мойке. Накануне, уверяли меня, матушка ночь напролет танцевала на балу в Зимнем, значит, говорили, дитя будет весело и склонно к танцам. И впрямь по натуре я весельчак, но танцор скверный.

При крещенье получил я имя Феликс. Крестили меня дед по матери князь Николай Юсупов и прабабка, графиня де Шово. На крестинах в домашней церкви поп чуть не утопил меня в купели, куда окунал три раза по православному обычаю. Говорят, я насилу очухался.

Родился я таким хилым, что врачи дали мне сроку жизни – сутки, и таким уродливым, что пятилетний братец мой Николай закричал, увидев меня: «Выкиньте его в окно!».

Я родился четвертым мальчиком. Двое умерло во младенчестве. Нося меня, матушка ожидала дочь, и детское приданое сшили розовое. Мною матушка была разочарована и, чтобы утешиться, до пяти лет одевала меня девочкой. Я не огорчался, даже, напротив, гордился. «Смотрите, – кричал я прохожим на улице, – какой я красивый!». Матушкин каприз впоследствии наложил отпечаток на мой характер. » [1]


2.

Домовая церковь Юсуповского дворца, Санкт-Петербург. Устроена и оформлена по проекту архитектора В.А. Кенеля в 1878-1880. Юсуповский Дворец на Мойке. Source

» В детстве переболел я всеми детскими болезнями и долго был слабым и чахлым. Худобы своей очень стыдился, не знал, что сделать, чтоб растолстеть. С надеждой прочел я рекламу «Восточных пилюль». Тайком принялся их глотать, но без толку. Лечивший меня врач, заметив коробочку у меня на тумбочке, спросил, в чем дело. Когда я сознался, он захохотал и велел мне их выкинуть. <…>

3.

Семейная фотография Юсуповых

Оказался я с характером. И теперь без стыда не вспомню, как мучил я воспитателей. Первой была няня-немка. Сперва она растила моего брата, потом перешла ко мне. Несчастная любовь к секретарю отца свела ее с ума. Думаю, мой дурной нрав довершил дело. Отец с матерью, насколько помню, поместили ее в лечебницу для умалишенных, где пребывала она, пока не выздоровела. Меня же поручили старой матушкиной гувернантке мадемуазель Версиловой, женщине замечательно доброй, преданной, ставшей отчасти членом семьи. <…>

4.

Феликс

Учился я плохо. Гувернантка думала подхлестнуть меня, взяв соучеников. Но я все равно зевал, ленился и дурным примером заразил товарищей. » [2]

5.

Франсуа Фламенг / François Flameng (1856–1923). Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова с сыновьями в Архангельском, 1894 / Princess Zinaida Yusupova with two sons at Arkhangelskoe. Oil on panel. 75 x 59 cm. Signed l.r.: François Flameng (…) 1894. via

» Наши зимние и летние переезды оставались неизменны: зимой Петербург – Москва – Царское Село; летом Архангельское, осенью на охотничий сезон усадьба в Ракитном. В конце октября мы выезжали в Крым.

За границу мы ездили редко, зато частенько брали нас с братом родители в поездки по собственным заводам и именьям. Они были многочисленны и рассеяны по всей России, а иные столь далеко, что доехать до них нам не удалось никогда. Одно из имений, на Кавказе, у Каспийского моря, простиралось на двести верст. Нефти там было столько, что она, казалось, хлюпала под ногами, и крестьяне наши смазывали ею колеса у телег.

На дальние поездки у нас имелся частный вагон, где устраивались мы с большим комфортом, нежели даже в собственных домах, не всегда готовых принять нас. Входили мы в вагон через тамбур-прихожую, какую летом превращали в веранду и уставляли птичьими клетками. Птичье пенье заглушало монотонный перестук колес. В салоне-столовой стены обшиты были панелями акажу, сидения обтянуты зеленой кожей, окна прикрыты желтыми шелковыми шторками. За столовой – спальня родителей, за ней – наша с братом, обе веселые, ситцевые, со светлой обшивкой, дальше – ванная. За нашими апартаментами несколько купе для друзей. В конце вагона помещенье для прислуги, всегда многочисленной у нас, последняя – кухня. Еще один вагон, устроенный таким же образом, находился на русско-германской границе на случай наших заграничных поездок, однако мы никогда им не пользовались.

В каждом нашем путешествии нас сопровождала масса людей, без которых отец не мог обойтись. Матушка не любила многолюдья, но с отцовыми друзьями всегда была приветлива. Зато мы их ненавидели, ведь они отнимали у нас матушку. Честно говоря, ненависть была взаимной.

6.

Юсуповский дворец на Мойке

Петербург расположен в устье Невы, за что получил названье Северной Венеции. Был он одной из красивейших европейских столиц. Невозможно передать, как хороша Нева с набережными розового гранита и блистательными дворцами вдоль… Всюду в идеальном строе зданий очевиден гений Петра и Екатерины Великих.

Императрица Александра Федоровна заказала декоратору-немцу решетчатую ограду сада перед Зимним дворцом. Зимний построен был в начале XVIII века императрицею Елизаветой Петровной. Дворец сей – создание архитектора Растрелли. Решетчатая ограда порядком обезобразила здание, а все же шедевр остается шедевром.

7.

Николаевский зал. 1830-е. Архитектор А.А. Михайлов.1895. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург – город не исконно русский. Сказался вкус императриц и великих княгинь, родом иностранок, как правило, немок, на протяжении двух веков, а еще присутствие дипломатического корпуса. Немного оставалось семей, хранивших традиции старой Руси. Русские аристократы стали космополитами. Поклонялись они иностранщине и то и дело ездили за границу. Хорошим тоном было посылать мыть белье в Париж и Лондон. Почти все матушкины знакомые нарочно говорили только по-французски, а русский коверкали. Нас с братом это злило, и отвечали мы старым снобкам только по-русски. А старухи говорили, что мы невежи и увальни. Но мы и ухом не вели. Напыщенной знати предпочитали мы людей проще, безалаберных и веселых.

Что до чиновников – эти были, как и все чиновники, просто жадны и бессовестны. Льстили начальству и думали о наживе. Патриотизма в них не было ни на грош. А так называемая интеллигенция сама не знала, чего хотела. Ее разброд и анархия на пользу отечеству не шли. Интеллигенты-агитаторы настраивали народ против знати. Вдобавок знать и сама вызывала зависть и ненависть. Когда при Керенском она взяла власть, то оказалась ни на что не способной.

8.

Гостиная Генриха II. 1858-1860. Архитектор И.А. Монигетти. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Патриотизма не было и в театре. На столичных императорских сценах вплоть до середины XVIII века русских пьес не ставилось вообще. Почти все актеры были иностранцы. Первый русский театр был основан только при Елизавете Петровне в 1756 году стараньями советника ее – князя Бориса Юсупова. Новый толчок – уже при Екатерине, поручившей прапрадеду моему все императорские театры. Можно сказать, князь Николай – основатель русской сцены, устоявшей вопреки всем историческим потрясениям. В России рухнуло все, кроме нее.

Первым открыл Европе русское искусство Сергей Дягилев, и благодаря ему наши опера и балет прославились во всем мире. Незабываемы их первые выступления в парижском Шатле в 1909 году. Дягилеву удалось собрать лучших артистов: был тут Шаляпин – незабвенный Годунов, художники Бакст и Бенуа, танцовщик Нижинский, балерины Павлова и Карсавина, и многие, многие! Русские артисты мгновенно прославились в мире, как в России, у иных появились ученики, школа русского императорского балета сохраняется и по сей день. Правда, актеры наши, вообще русский драматический театр известен Западу мало. Только в России могли быть поняты наша классика и фольклор. Пьесы Островского, Чехова, Горького русские любили всегда. Мы с братом Николаем не пропускали ни одного хорошего спектакля и с иными замечательными актерами знакомы были лично.

9.

Танцевальный зал. 1830-е. Архитектор А.А. Михайлов. Художники П. Скотти, Б. Медичи. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

В Петербурге мы жили на Мойке. Дом наш был особенно замечателен своими пропорциями. Прекрасный внутренний полукруглый двор с колоннадой переходил в сад.

Особняк этот подарила императрица Екатерина прабабке моей княгине Татьяне. Произведения искусства наполняли его во множестве. Дом был похож на музей. Ходи и смотри до бесконечности. К несчастью, дед затеял перестройку и многое, увы, испортил. Две-три залы, гостиных да галереи с картинами сохранили дух XVIII века.

10.

Домашний Театр. 1860-е. Архитектор И.А. Монигетти. 1899. Архитектор А.А. Степанов. Художник Э.К. Липгарт. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Галереи эти вели в домашний театрик в стиле Людовика XV. После спектакля ужинали прямо в фойе, если, разумеется, не было званого вечера, когда собиралось порой две тысячи гостей. Тогда ужин подавали в галереях, а в фойе накрывали стол для императорского семейства. Всякий такой прием потрясал иностранцев. Не верили они, что в семейном доме можно накормить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *