Здания 19 века: Русская архитектура 19 века — letopisez – Категория:Архитектура xix века — Википедия

Содержание

Промышленная архитектура Санкт-Петербурга XIX-XX веков

Петербург интересен не только классической архитектурой, но и промышленными зданиями. Они расположены и в центре города, и на окраинах, по ним можно проследить историю предприятий и развитие архитектурного стиля в целом. Большинство из зданий в данном посте были построены в середине/конце XIX — начале XX века, национализированы в советское время и обанкротились после перестройки. Немногим предприятиям повезло работать по назначению в тех же зданиях. Немногим зданиям повезло изменить своё назначений и снова быть востребованными.

Мы увидим, насколько разнообразными и удивительными могут быть промышленные здания того времени.

1. Фабрика «Невка» («Красная нить») на Гельсингфорской улице (1846 г) построена в стиле ранней английском промышленной архитектуры. Этот прядильно-ниточный комбинат и сейчас используется по своему назначению.

2. Кожевенный завод Брусницыных, построенный в 1852 году, был крупнейшим кожевенным предприятием в Петербурге. Особняки и промышленные здания занимали довольно большую территорию на Кожевенной и Косой линиях Васильевского острова. В 1918 году завод был национализирован и проработал в советское время как кожевенный завод. В настоящее время большая часть помещений заброшена, а здания полуразрушены.

3. Товарищество Невской Бумагопрядильной Мануфактуры. (1857 г) В целом здание построено в кирпичном стиле, однако заметно влияние модерна. Часть корпусов используется по назначению, часть переквалифицирована под другие нужды.

Погрузиться в атмосферу прогрессивного промышленного Петербурга XIX века и посмотреть на сохранившиеся с тех времён предприятия можно на экскурсии:

4. Завод «Красный Гвоздильщик» (1890 г) и его водонапорная башня являются примером конструктивизма. Как пишут об архитекторе этого сооружения: «Чернихов снискал международную известность как автор блестящих архитектурных фантазий, в которых воплотились творческие принципы авангарда и пафос машинных форм.» В настоящее время не используется по назначению и постепенно разрушается.

5. Табачная фабрика «Лаферм» (1899-1913 гг) интересна тем, что является промышленным зданием в стиле модерн. Сейчас в здании находятся магазины.

6. После появления в Петербурге трамвайной сети возникла необходимость в электростанциях. Центральная станция была построена на Атаманской улице (1906-1907 гг) и сейчас используется по своему назначению.

7. Другие подстанции находились в разных частях города.

8. Элеватор (Невская мельница) (1907-1911 гг) можно считать примером конструктивизма — и одним из первых предприятий, выполненных не в кирпичном стиле. Фасад состоит из прямых и строгих вертикальных линий.

9. Электротехнический завод «Гейслер и Ко» (Завод имени Кулакова) (1910-1911 гг).

10. Фильтроозонная станция на Пеньковой улице (1910 г) представляет собой смесь кирпичного стиля и модерна. Эта станция очистки воды и сейчас используется по своему назначению.

11. Завод «Вулкан» (1911 г), от которого сейчас осталась лишь башня.

12. Завод «Красное знамя» (1925-1926 гг) уникальное здание в стиле экспрессионизм архитектора Э.Мендельсона. «Архитектор метафорически уподобил это сооружение «кораблю, который тянет за собой все производство».» Сейчас часть зданий завода сносится, а часть не используется и разрушается (upd: в 2018 году здание было отреставрировано, но часть здания завода снесено).

13. Здание ТЭЦ на Новгородской улице (1930 г) является старейшей ТЭЦ в России, до сих пор использующейся по своему назначению. Рядом располагаются здания (1897-1899 гг), (1902-1904 гг), принадлежащие или принадлежавшие ТЭЦ. Раньше являлись зданиями предприятия «Гелиос».

14. Александровская бумагопрядильная мануфактура — Обуховский сталелитейный завод — Сталелитейный завод «Большевик»

Обуховской Обороны пр., 118-126

Обуховский сталелитейный завод появился на месте Александровской бумагопрядильной мануфактуры (1798-1860 гг). В стране ощущалась острая необходимость перевооружения и разработки нового оружия, поэтому новый сталелитейный завод был необходим. К Первой мировой войне значительная часть армии и флот были вооружены орудиями с этого завода. Территория завода постепенно расширялась. В 1922 году завод был переименован в завод «Большевик», однако в 1992 году ему было возвращено историческое название. И сейчас предприятие является одним из крупнейшим оборонных предприятий в России.

Забавное видео об истории завода можно посмотреть по ссылке .

15. Газовый завод Общества столичного освещения — Бывший коксогазовый завод — Завод «Композит»

Обводного наб.к., 72-74

Газгольдеры были построены в 1858-1862 гг.

16. Главная станция Санкт-Петербургских городских водопроводов — Водонапорная башня — Музей воды

Шпалерная ул., 56-58

Комплекс сооружений был построен (1859-1863 гг) для осуществления работы городского водопровода.

17. Императорская карточная фабрика

Обуховской Обороны пр., 110

Недалеко от Обуховского завода расположилась Императорская карточная фабрика (1867-1869 гг). Она обладала монополией на производство карт, которая сохранилась до 1917 года. До недавнего времени в корпусах располагался Комбинат цветной печати. Сейчас единственный сохранившийся корпус пустует, а вокруг него построен жилой комплекс.

18. Особняк Сан-Галли

Лиговский пр., 62

Завод Сан-Галли (1869-1870 гг) был одним из крупнейших чугунолитейных заводов. Среди работ завода решётка Зимнего дворца и детали Троицкого моста. В 1918 году завод и имущество Сан-Галли было национализировано. Во время войны завод выпускал оборонную продукцию. После войны специализировался на бумагоделательном оборудовании. Завод снесли в 2008 году. Сейчас на Лиговском пр. остался особняк Сан-Галли.

19. Трубочный завод (1870 г), затем завод им. М. И. Калинина.

Уральская ул., 1

20. Российско-Американская резиновая мануфактура «Треугольник»

Обводного наб.к., 134-138

Красный Треугольник (1872-1874 гг) был первой резиновой фабрикой в России.

21. Фабрика «Жорж Борман» — Кондитерская фабрика им. К. Н. Самойловой (1880 г)

Писарева ул., 3

22. Русско-американская багетная и рамочная фабрика Ч. Гофмана

Мичуринская ул., 19

Фабрика Ч. Гофмана (1888 г) была первой багетной фабрикой в России.

23. Комплекс построек 4-го казенного винного склада и завода

Обводного наб.к., 197-201

Появлению казённых винных складов на Обводном (1896-1898 гг) предшествовало введение государством винной монополии. В такие склады частные заводы сдавали свою продукцию.

24. Телефонный завод «Русского акционерного общества «Л. М. Эриксон и К» — Завод «Красная Заря» — Бизнес-центр «Эриксонъ»

Гельсингфорская ул., 2к1

В 1899 году Л.М. Эриксон основал первую телефонную фабрику в Петербурге. Во время Первой мировой войны фабрика изготавливала военную аппаратуру. После национализации была переименована в завод «Красная заря» и продолжала выпуск телефонной продукции. После Октябрьской революции фабрика была национализирована (1919 г) и переименована в завод «Красная Заря», который продолжал выпуск телефонной техники. Сейчас здание переоборудовано в бизнес-центр.

25. Городской механический хлебопекарный завод. Административный корпус (1914-1916 гг)

Малая Митрофаньевская ул., 4

26. Главная понижающая подстанция Волховской ГЭС

Полюстровский пр., 46

Подстанция была построена в 1923-1926 годах и стала первым объектом, построенным в рамках ГОЭЛРО.

При написании поста использованы материалы (в том числе цитаты) книги М.С. Штиглиц, В.И. Лелина, М.А. Гордеева, Б.М. Кириков «Памятники промышленной архитектуры Петербурга», 2005; сайты http://www.citywalls.ru/ и https://pastvu.com/

Вторая фотография поста — из книги. Если указано — с сайта https://pastvu.com/. Остальные фотографии сделаны мной.

На карте ниже нанесены здания, которые были в посте. Посмотрите на них своими глазами, ведь многие из них могут сохраниться не так долго, как уже произошло со многими памятниками промышленной архитектуры.

Ссылки по теме:

Проект о промышленных предприятиях Санкт-Петербурга с архивными документами и фотографиями: http://ind.cppi.gov.spb.ru/index.html#0

Заметка об элеваторе: http://gov.spb.ru/gov/terr/nevsky/news/104145/

Небольшой обзор современного состояния предприятий, использующихся не по назначению: http://www.fontanka.ru/2016/12/01/106/

Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.

Первые обновления всегда в Инстаграме

Похожие посты

особенности архитектуры. Деревенские дома. Дом дворянина. Доходные дома в России 19 века

Дома 19 века – это характерный признак новой эпохи развивающегося капитализма. В это время облик больших городов России сильно менялся. Технический прогресс и крепнущий новый класс – крупное купечество, владельцы фабрик и заводов ставили перед архитекторами новые задачи. Строились новые типы зданий, вокзалы, большие магазины, зрелищные сооружения: театры, цирки. Капитализм в архитектуре характеризовался и появлением в городах доходных многоквартирных домов.

дома конца 19 века

Дома 19 века

Российское общество XIX века было сословным, это влияло на дома, в которых проживали их представители. Многое зависело и от местности проживания. Можно выделить основные категории жилых строений этого времени:

  • Дворянская.
  • Купеческая.
  • Мещанская.
  • Крестьянская.
  • Доходная.

Каждая отличалась своими особенностями, которые зависели от быта представителей сословия, от достатка и предназначения. Так, существовали городские, сельские дома и особняки, загородные усадьбы. Новым было появление в окрестностях городов дачных домов, куда выезжали в летний сезон. Количество жителей в городах постоянно увеличивалось. С этим связано появление в конце XVIII века доходных домов, строительство которых в XIX веке получило бурное развитие.

Россия - страна с огромным количеством лесов. Поэтому большинство домов были деревянными. Это еще и было обусловлено холодным климатом. Дома из дерева были теплыми и добротными. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах, на юге России строили жилье XIX века из камня.

дома 19 века в россии

Особенности русского зодчества 19-го века

Российская архитектура домов 19 века предопределила облик современных городов. В первой половине века господствующим направлением был классицизм с его строгостью, порядком и четкой планировкой. Он воплотил идеи античности, строгость канонов и логику. Главной чертой его становится тосканский ордер, который укрупняется и подчеркивается строгостью массивных стен, колоннадами и арками. Это касалось как градостроительства в целом, так и отдельных зданий. Ему на смену пришел эклектизм - смешение элементов различных стилей.

Дворянский особняк

Высшее дворянство в городах строило роскошные особняки, к строительству которых привлекали знаменитых архитекторов. В них проживали многочисленные члены семьи и прислуга. На первом этаже находились хозяйственные помещения и комнаты слуг. Второй занимали несколько больших гостиных, будуары и спальни. На третьем этаже размещались жилые помещения, потолки в которых были низкие.

Обязательными атрибутами особняков и усадеб были специальные комнаты, назначение некоторых из них не совсем понятно современным людям:

  • Прихожая. Эти помещения можно было встретить исключительно в русских особняках и домах. В холодные зимы было большое количество верхней одежды, которую при входе в теплое помещение необходимо было снимать и размещать. В европейских домах нет прихожих. Место, где развешивались шубы, пальто, шапки, шляпы, теплая обувь, было огорожено перилами. Здесь висели зеркала и стояли стулья.
  • Камердинерская, названная так в связи с тем, что в ней находился дежурный камердинер. Она обставлялась добротной мебелью из красного древа. Стены украшали картины.
  • Портретная комната. Здесь на стенах висели портреты членов семьи или предков. Мебель была из красного дерева. Стены были окрашены в натуральные цвета или оклеивались обоями. Часто на них наносились рисунки, имитирующие обои.
  • Кабинет. Он был обязателен в дворянских домах 19 века или усадьбах. Как было принято, мебель изготавливалась из карельской березы, тополя или красного дерева. Стены оклеивались обоями или окрашивались под них.
  • Столовая. Большое помещение, где обедали хозяева и потчевали гостей. Украшением ее служил большой овальный стол, дорогая мебель и картины на стенах, которые окрашивались в натуральные цвета.
  • Спальня с будуаром. Здесь почивала хозяйка. Кровать была закрыта ширмой, в углу обычно располагался киот с иконами, где можно было помолиться. Будуар был отделен от спальни. В нем хозяйка могла заняться своим туалетом и делами: вышивать, вести переписку. Как правило, в доме находились другие спальни членов семьи и для гостей.
гостиная в доме дворянина
  • Гостиная. Парадная комната, где принимали гостей. Она была богато обставлена, на стенах висели картины, устанавливалась мягкая мебель для отдыха и беседы. Гостиная в доме дворянина 19 века устраивалась в соответствии с господствующим стилем. Это было время классицизма с четким ритмом и единым стилем размещения мебели и предметов искусства. Мебель красного дерева украшалась чеканными изделиями из позолоченной бронзы или латуни. Французская мода на античные изделия предполагала наличие статуй, которые располагались в гостиных. Соответствовал этому и декор помещения. В богатом доме дворянина в 19 веке, где принимали много гостей, было несколько гостиных.

Удивляли иностранцев двойные рамы на окнах, большие, до потолка, печи, украшенными красивыми изразцами. Камины зимой не топили. Так как через них проникал холодный воздух. Их закрывали на зиму и украшали цветами. Удивляло иностранных гостей и огромное количество цветов в домах, они были повсюду.

архитектура домов 19 века

Дворянская усадьба

Усадьба – это комплекс, в состав которого входили жилой дом и различные постройки: хозяйственные, садово-парковые, конюшни, людские и другие. Они гармонично вписывались в усадебный парк. Если рядом не было реки, то устраивалось озеро с островом, прокладывались аллеи, ставились ротонды, выкладывались руины и гроты. Богатые усадьбы имели церковь. Господские дома устраивались по принципу городских особняков.

Существует такое понятие, как русский усадебный стиль. Он достаточно своеобразный, подобного за пределами России трудно было увидеть, специфику этого стиля определяло крепостное право и большие расстояния от крупных городов. В усадьбе было много работников, которые жили здесь же. Оторванность от города наложила свой отпечаток, так как дворянам приходилось заниматься хозяйством, постоянно общаться с крестьянами.

Редкие выезды в уездные или губернские города были настоящим событием. Другие усадьбы находились в десятках километров, поэтому гости приезжали не часто. Мебель, купленная после постройки дома, передавалась наследникам. Новости моды, стилей сюда доходили поздно. Но были усадьбы, которые строили знаменитые зодчие, некоторые из них дошли до наших дней. Это настоящие памятники русской архитектуры.

дома 19 века

Купеческий дом

Развитие капитализма привело к тому, что появляется свободный капитал, который требует вложений. Начинается бурное строительство домов крупными купцами и фабрикантами. Купеческие дома 19 века, принадлежащие сильно разбогатевшим представителям этого сословия, были большей частью похожими на дворцы. Нередко к строительству приглашались знаменитые архитекторы.

Но большей частью купеческие дома были добротными деревянными, деревянно-каменными и каменными, которые выходили в сад и огород. Внутренние дворы были приспособлены для хранения товаров, обстановка приобреталась самая разная, говорить о каком бы то ни было стиле здесь не приходится. Вместе с картинами, купленными по случаю, было много икон. Они стремились во всем подражать представителям высших классов. Но в большинстве это удавалось единицам, тем, кто получил достойное образование.

Дворянство потихоньку разорялось, продавая свои усадьбы. Купеческое сословие богатело и скупало их, приспосабливая под собственный быт. Но большинство нуворишей учили своих детей не только в России, но и за границей. Получивших хорошее образование купеческих детей уже было трудно отличить от представителей высшего класса. Они устраивали свои дома 19 века в России по-другому, не так, как их отцы. Знали несколько языков, разбирались в живописи, архитектуре, литературе.

купеческие дома 19 века

Русский купеческий стиль

В небольших провинциальных городах купцы строили дома попроще. Появился купеческий стиль, при котором дом в плане представлял большую квадратную или прямоугольную форму. Он большей частью состоял из двух этажей. Первый был массивным, каменным, с большим подвалом. Верхний этаж – тесаный сруб, обшитый деревом, с богатой резной отделкой. Внутри такие дома были большей частью оштукатуренные.

Мещанский дом

К мещанскому сословию относились учителя, поденщики и наемные работники. Они составляли большую часть населения городов, особенно много их стало после 1861 года, когда было отменено крепостное право. Жилье мещан было съемным или скромным собственным домом. Чаще всего они были небольшие, построенные по примеру сельских домов. Стили их соответствовали той местности, где они проживали.

доходные дома

Доходные дома

Развитие городов, рост промышленных предприятий, учебных заведений, повлекли за собой появление большого количества людей, не могущих позволить себе постройку или покупку дома. К этой категории можно отнести учителей, врачей, банкиров, государственных служащих, инженеров, преподавателей, студентов. Им требовались удобные благоустроенные квартиры, которые можно было снять в наем.

В городах, особенно в Санкт-Петербурге, Москве, городские власти вели строительство инфраструктуры. Возведение зданий, где сдавались квартиры внаем, велось по проектам знаменитых архитекторов. В конце 19 века домов таких только в Москве насчитывалось более 550. В Петербурге 80 % построенных зданий составляли доходные. Владельцы домов старались привлечь знатных арендаторов. Это проводилось с целью рекламы. Здания, используемые для сдачи квартир, строились вокруг университета. Здесь отличные апартаменты снимали его профессора и преподаватели.

Кроме них, в доходных домах селились служащие, молодые семьи, специалисты, врачи. Строились также дома и для менее обеспеченных слоев населения: мелких служащих, работников, студентов. Где можно было снять комнату или небольшую квартирку, в которых стоимость была намного меньше. Были и так называемые ночлежные дома, где сдавалось жилье - комната или койка на ночь.

деревенские дома 19 века

Русский сельский стиль

Деревенские дома 19 века имели свои стили и особенности. Их можно до нашего времени встретить в сельской местности и небольших городках. Они строились в один, реже в два этажа. Традиционно это были четырех- или пятистенные срубы с двухскатной или трехскатной крышей, но в восточных или южных районах можно встретить четырехскатную крышу. Отличительной деталью русского сельского стиля была светелка, которая устраивалась на чердаке.

Дом строился в двух вариантах. Первый состоял из одной избы с большими сенями. Второй - из двух изб, которые назывались передней и задней, соединяющихся между собой широкой поветью и сенями. Все это было под одной крышей. Территория вокруг дома не огораживалась глухим забором, устраивались только палисадники. Украшением таких строений служили резные наличники. Также дома в русском стиле строились из кирпича и могли быть двухэтажными.

Сибирский крестьянский стиль

Дома 19 века этого стиля характерны для сибирских районов. Они имели незначительные отличия от домов русского стиля. Были больших размеров, имели четырехскатную крышу без светелки. Огораживались глухим высоким забором. Украшались резными наличниками.

Русский дачный стиль

Из душных городов в летнее время горожане выезжали в близлежащие населенные пункты, где вырастали целые дачные поселки. Именно в начале 19 века домов русского дачного стиля стали строить много. Дачи были как летние постройки без отопления, так и капитальные дома с печным отоплением и каминами. Традиционной формой такого дома были деревянные срубы, обшитые вагонкой, с мезонином и обязательной верандой. Более зажиточные люди строили каменные дома, которые использовались как дачи.

Ингерманландский стиль

Этот тип домов был распространен на территории современной Ленинградской области. Его характерной особенностью являются внушительные кирпичные или каменные стены, где один вид кладки переплетается с другим. Дом с надворными постройками и каменным забором образует замкнутое пространство двора.

дома 19 века деревянные

Вологодский стиль

Вологодский дом строился вытянутым вовнутрь двора, был одноэтажным или двухэтажным. Обязательным элементом было устройство в углу фасада крыльца. А если дом двухэтажный, то над крыльцом делали балкон. Но главной особенностью вологодского стиля было украшение дома деревянными резными элементами, похожими на кружево. Обилие его – это главное отличие.

Дом начала 19 века — дом в стиле классицизм

Светло-желтый особняк в стиле ампир с лепными медальонами и барельефами кажется чуть ли не самым новым домом в этой части Леонтьевского переулка. Однако внешность обманчива: в отличие от соседа напротив (Кустарного музея, выстроенного в начале ХХ века и только имитирующего палаты), здесь в основе настоящий XVIII век. 

С 1737 по 1745 год участком владел князь Мещерский. При нём уже существовал стоящий торцом к переулку дом в стиле барокко со сводами в первом этаже. Дом был построен в начале XVIII века. 

В 1812 году здание обгорело снаружи. Его восстановили новые хозяева, полковник Н.А.Волков с супругой Е.А.Волковой. Заново были отделаны интерьеры, фасады дома стали классическими. Между старых ризалитов поместили колоннаду портика из спаренных колонн, фланкированных квадратными пилонами. Эффектным фоном для неё стала затенённая лоджия. В композицию парадного двора усадьбы входила находившаяся к югу от него, на соседнем участке, церковь Николы в Хлынове (Снесена в 1930-х годах). Небольшой ансамбль из храма с куполом на широком барабане и дома с мощным портиком производил сильное впечатление. Во владении Волковых дом оставался до 1848 года. 

В 1858 году дом купила Аграфена Фёдоровна Закревская (1800-1879). Она была дружна с поэтами А.С.Пушкиным, Е.А.Баратынским, П.А.Вяземским и отличалась своевольным характером, экстравагантностью и желанием помогать людям. Полной противоположностью был её муж, граф Арсений Андреевич Закревский, московский генерал-губернатор. Он страдал мелочной регламентацией всего в городе, даже не подвластного ему по закону и был известен как выдающийся самодур. Дом был куплен А.Ф.Закревской на собственные деньги в ожидании отставки мужа и переезда из резиденции генерал-губернатора (Тверская, 14). Закревские оборудовали в 1862 году в дальнем ризалите домовую церковь. После смерти супруга в 1865 году А.Ф.Закревская предпочитала жить в Италии. После её смерти наследники быстро продали дом. 

Владение сразу же купил купец – меховщик Пётр Павлович Сорокоумовский (1842-1922). Он заново отделал интерьеры дома. В залах повесили специально изготовленные в Венеции люстры и разместили коллекцию живописи Айвазовского, Тропинина, Левитана. Новый хозяин не имел права содержать в своём доме церковь и её упразднили. Иконостас был подарен новому храму при комплексе зданий Вспомогательного Общества купеческих приказчиков (Большая Серпуховская, 44). П.П.Сорокоумовский скончался и был похоронен в Ницце. После 1917 года в здание въехал Центральный Дом работников просвещения. 


Последние десятилетия владение занимает посольство Греции. 

В 2012 году в доме начались реставрационные работы. Реставрация фасадов подразумевала сохранение композиции и оформления периода первой четверти XIX века. Были воссозданы частично утраченные каннелюры на пилястрах и колоннах портика, венчающий карниз центральной части северного фасада, докомпонован лепной декор. Целью реставрационных работ в интерьерах стало сохранение и восстановление ценных элементов планировки и художественной отделки парадных залов периода последней четверти ХIХ века.

В ходе исследований было найдено первоначальное цветовое решение в духе интерьеров А.С.Каминского. Отреставрированы каменные ступени, ограждение парадной лестницы и световой фонарь над ней; мраморные камины; порталы дверей. Расчищен от поздних многослойных окрасок и докомпонован лепной декор стен и потолков. По рисункам воссоздаваемого периода выполнены паркетные полы первого этажа. Сохранившиеся откосы из искусственного мрамора в парадных залах второго этажа отреставрировали, а их отделку, утраченную в части помещений, воссоздали. Выполнена реставрация росписей потолков в куполе парадной лестницы и кессонах юго-западной гостиной второго этажа в технике гризайль. Отреставрированы подлинные запорные механизмы, сохранившиеся лишь на одном окне в холле второго этажа. 

В 2015 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации: "За лучший проект реставрации объекта культурного наследия". 
 

особенности архитектуры. Деревенские дома. Дом дворянина. Доходные дома в России 19 века

Дома 19 века – это характерный признак новой эпохи развивающегося капитализма. В это время облик больших городов России сильно менялся. Технический прогресс и крепнущий новый класс – крупное купечество, владельцы фабрик и заводов ставили перед архитекторами новые задачи. Строились новые типы зданий, вокзалы, большие магазины, зрелищные сооружения: театры, цирки. Капитализм в архитектуре характеризовался и появлением в городах доходных многоквартирных домов.

Дома 19 века

Российское общество XIX века было сословным, это влияло на дома, в которых проживали их представители. Многое зависело и от местности проживания. Можно выделить основные категории жилых строений этого времени:

  • Дворянская.
  • Купеческая.
  • Мещанская.
  • Крестьянская.
  • Доходная.

Каждая отличалась своими особенностями, которые зависели от быта представителей сословия, от достатка и предназначения. Так, существовали городские, сельские дома и особняки, загородные усадьбы. Новым было появление в окрестностях городов дачных домов, куда выезжали в летний сезон. Количество жителей в городах постоянно увеличивалось. С этим связано появление в конце XVIII века доходных домов, строительство которых в XIX веке получило бурное развитие.

Россия — страна с огромным количеством лесов. Поэтому большинство домов были деревянными. Это еще и было обусловлено холодным климатом. Дома из дерева были теплыми и добротными. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах, на юге России строили жилье XIX века из камня.

Особенности русского зодчества 19-го века

Российская архитектура домов 19 века предопределила облик современных городов. В первой половине века господствующим направлением был классицизм с его строгостью, порядком и четкой планировкой. Он воплотил идеи античности, строгость канонов и логику. Главной чертой его становится тосканский ордер, который укрупняется и подчеркивается строгостью массивных стен, колоннадами и арками. Это касалось как градостроительства в целом, так и отдельных зданий. Ему на смену пришел эклектизм — смешение элементов различных стилей.

Дворянский особняк

Высшее дворянство в городах строило роскошные особняки, к строительству которых привлекали знаменитых архитекторов. В них проживали многочисленные члены семьи и прислуга. На первом этаже находились хозяйственные помещения и комнаты слуг. Второй занимали несколько больших гостиных, будуары и спальни. На третьем этаже размещались жилые помещения, потолки в которых были низкие.

Обязательными атрибутами особняков и усадеб были специальные комнаты, назначение некоторых из них не совсем понятно современным людям:

  • Прихожая. Эти помещения можно было встретить исключительно в русских особняках и домах. В холодные зимы было большое количество верхней одежды, которую при входе в теплое помещение необходимо было снимать и размещать. В европейских домах нет прихожих. Место, где развешивались шубы, пальто, шапки, шляпы, теплая обувь, было огорожено перилами. Здесь висели зеркала и стояли стулья.
  • Камердинерская, названная так в связи с тем, что в ней находился дежурный камердинер. Она обставлялась добротной мебелью из красного древа. Стены украшали картины.
  • Портретная комната. Здесь на стенах висели портреты членов семьи или предков. Мебель была из красного дерева. Стены были окрашены в натуральные цвета или оклеивались обоями. Часто на них наносились рисунки, имитирующие обои.
  • Кабинет. Он был обязателен в дворянских домах 19 века или усадьбах. Как было принято, мебель изготавливалась из карельской березы, тополя или красного дерева. Стены оклеивались обоями или окрашивались под них.
  • Столовая. Большое помещение, где обедали хозяева и потчевали гостей. Украшением ее служил большой овальный стол, дорогая мебель и картины на стенах, которые окрашивались в натуральные цвета.
  • Спальня с будуаром. Здесь почивала хозяйка. Кровать была закрыта ширмой, в углу обычно располагался киот с иконами, где можно было помолиться. Будуар был отделен от спальни. В нем хозяйка могла заняться своим туалетом и делами: вышивать, вести переписку. Как правило, в доме находились другие спальни членов семьи и для гостей.

  • Гостиная. Парадная комната, где принимали гостей. Она была богато обставлена, на стенах висели картины, устанавливалась мягкая мебель для отдыха и беседы. Гостиная в доме дворянина 19 века устраивалась в соответствии с господствующим стилем. Это было время классицизма с четким ритмом и единым стилем размещения мебели и предметов искусства. Мебель красного дерева украшалась чеканными изделиями из позолоченной бронзы или латуни. Французская мода на античные изделия предполагала наличие статуй, которые располагались в гостиных. Соответствовал этому и декор помещения. В богатом доме дворянина в 19 веке, где принимали много гостей, было несколько гостиных.

Удивляли иностранцев двойные рамы на окнах, большие, до потолка, печи, украшенными красивыми изразцами. Камины зимой не топили. Так как через них проникал холодный воздух. Их закрывали на зиму и украшали цветами. Удивляло иностранных гостей и огромное количество цветов в домах, они были повсюду.

Дворянская усадьба

Усадьба – это комплекс, в состав которого входили жилой дом и различные постройки: хозяйственные, садово-парковые, конюшни, людские и другие. Они гармонично вписывались в усадебный парк. Если рядом не было реки, то устраивалось озеро с островом, прокладывались аллеи, ставились ротонды, выкладывались руины и гроты. Богатые усадьбы имели церковь. Господские дома устраивались по принципу городских особняков.

Существует такое понятие, как русский усадебный стиль. Он достаточно своеобразный, подобного за пределами России трудно было увидеть, специфику этого стиля определяло крепостное право и большие расстояния от крупных городов. В усадьбе было много работников, которые жили здесь же. Оторванность от города наложила свой отпечаток, так как дворянам приходилось заниматься хозяйством, постоянно общаться с крестьянами.

Редкие выезды в уездные или губернские города были настоящим событием. Другие усадьбы находились в десятках километров, поэтому гости приезжали не часто. Мебель, купленная после постройки дома, передавалась наследникам. Новости моды, стилей сюда доходили поздно. Но были усадьбы, которые строили знаменитые зодчие, некоторые из них дошли до наших дней. Это настоящие памятники русской архитектуры.

Купеческий дом

Развитие капитализма привело к тому, что появляется свободный капитал, который требует вложений. Начинается бурное строительство домов крупными купцами и фабрикантами. Купеческие дома 19 века, принадлежащие сильно разбогатевшим представителям этого сословия, были большей частью похожими на дворцы. Нередко к строительству приглашались знаменитые архитекторы.

Но большей частью купеческие дома были добротными деревянными, деревянно-каменными и каменными, которые выходили в сад и огород. Внутренние дворы были приспособлены для хранения товаров, обстановка приобреталась самая разная, говорить о каком бы то ни было стиле здесь не приходится. Вместе с картинами, купленными по случаю, было много икон. Они стремились во всем подражать представителям высших классов. Но в большинстве это удавалось единицам, тем, кто получил достойное образование.

Дворянство потихоньку разорялось, продавая свои усадьбы. Купеческое сословие богатело и скупало их, приспосабливая под собственный быт. Но большинство нуворишей учили своих детей не только в России, но и за границей. Получивших хорошее образование купеческих детей уже было трудно отличить от представителей высшего класса. Они устраивали свои дома 19 века в России по-другому, не так, как их отцы. Знали несколько языков, разбирались в живописи, архитектуре, литературе.

Русский купеческий стиль

В небольших провинциальных городах купцы строили дома попроще. Появился купеческий стиль, при котором дом в плане представлял большую квадратную или прямоугольную форму. Он большей частью состоял из двух этажей. Первый был массивным, каменным, с большим подвалом. Верхний этаж – тесаный сруб, обшитый деревом, с богатой резной отделкой. Внутри такие дома были большей частью оштукатуренные.

Мещанский дом

К мещанскому сословию относились учителя, поденщики и наемные работники. Они составляли большую часть населения городов, особенно много их стало после 1861 года, когда было отменено крепостное право. Жилье мещан было съемным или скромным собственным домом. Чаще всего они были небольшие, построенные по примеру сельских домов. Стили их соответствовали той местности, где они проживали.

Доходные дома

Развитие городов, рост промышленных предприятий, учебных заведений, повлекли за собой появление большого количества людей, не могущих позволить себе постройку или покупку дома. К этой категории можно отнести учителей, врачей, банкиров, государственных служащих, инженеров, преподавателей, студентов. Им требовались удобные благоустроенные квартиры, которые можно было снять в наем.

В городах, особенно в Санкт-Петербурге, Москве, городские власти вели строительство инфраструктуры. Возведение зданий, где сдавались квартиры внаем, велось по проектам знаменитых архитекторов. В конце 19 века домов таких только в Москве насчитывалось более 550. В Петербурге 80 % построенных зданий составляли доходные. Владельцы домов старались привлечь знатных арендаторов. Это проводилось с целью рекламы. Здания, используемые для сдачи квартир, строились вокруг университета. Здесь отличные апартаменты снимали его профессора и преподаватели.

Кроме них, в доходных домах селились служащие, молодые семьи, специалисты, врачи. Строились также дома и для менее обеспеченных слоев населения: мелких служащих, работников, студентов. Где можно было снять комнату или небольшую квартирку, в которых стоимость была намного меньше. Были и так называемые ночлежные дома, где сдавалось жилье — комната или койка на ночь.

Русский сельский стиль

Деревенские дома 19 века имели свои стили и особенности. Их можно до нашего времени встретить в сельской местности и небольших городках. Они строились в один, реже в два этажа. Традиционно это были четырех- или пятистенные срубы с двухскатной или трехскатной крышей, но в восточных или южных районах можно встретить четырехскатную крышу. Отличительной деталью русского сельского стиля была светелка, которая устраивалась на чердаке.

Дом строился в двух вариантах. Первый состоял из одной избы с большими сенями. Второй — из двух изб, которые назывались передней и задней, соединяющихся между собой широкой поветью и сенями. Все это было под одной крышей. Территория вокруг дома не огораживалась глухим забором, устраивались только палисадники. Украшением таких строений служили резные наличники. Также дома в русском стиле строились из кирпича и могли быть двухэтажными.

Сибирский крестьянский стиль

Дома 19 века этого стиля характерны для сибирских районов. Они имели незначительные отличия от домов русского стиля. Были больших размеров, имели четырехскатную крышу без светелки. Огораживались глухим высоким забором. Украшались резными наличниками.

Русский дачный стиль

Из душных городов в летнее время горожане выезжали в близлежащие населенные пункты, где вырастали целые дачные поселки. Именно в начале 19 века домов русского дачного стиля стали строить много. Дачи были как летние постройки без отопления, так и капитальные дома с печным отоплением и каминами. Традиционной формой такого дома были деревянные срубы, обшитые вагонкой, с мезонином и обязательной верандой. Более зажиточные люди строили каменные дома, которые использовались как дачи.

Ингерманландский стиль

Этот тип домов был распространен на территории современной Ленинградской области. Его характерной особенностью являются внушительные кирпичные или каменные стены, где один вид кладки переплетается с другим. Дом с надворными постройками и каменным забором образует замкнутое пространство двора.

Вологодский стиль

Вологодский дом строился вытянутым вовнутрь двора, был одноэтажным или двухэтажным. Обязательным элементом было устройство в углу фасада крыльца. А если дом двухэтажный, то над крыльцом делали балкон. Но главной особенностью вологодского стиля было украшение дома деревянными резными элементами, похожими на кружево. Обилие его – это главное отличие.

Металлические конструкции в архитектуре промышленных зданий

Металлические конструкции в архитектуре промышленных зданий

Другой областью строительной деятельности, в которой переход к применению металлических конструкций сыграл исключительно важную роль, в том числе и в процессе архитектурного формообразования, были проектирование и строительство промышленных зданий. И в нарастающем размахе их строительства, и в их все более крупных размерах, и в характере планировочных и конструктивных решений, и, наконец, в архитектурном облике их интерьеров и экстерьеров — во всем этом применение металлических конструкций сказалось самым решительным образом. Явное превалирование технологических, функциональных и экономических факторов, требования прочности, долговечности и пожаростойкости — все это также способствовало внедрению новаторских конструктивных решений. В то же время чисто эстетические факторы в промышленной архитектуре явно отступали на второй план. Утилитаризм как проектный метод вступал в противоречия с канонами классицизма и все более решительно выводил архитектуру промышленных зданий из-под влияния системы архитектурнохудожественных воззрений классицизма. Это создавало весьма благоприятную почву для применения конструкций в их наиболее естественном виде, без наслоения тех «стильных» мотивов, которые были связаны с художественными приемами классицизма, а затем и эклектики. Закономерно, что именно в промышленной архитектуре формообразующая роль металлических конструкций оказалась одним из важнейших факторов, определявших и внешний, и внутренний облик зданий.

В начале 1790-х годов в Англии появились первые многоэтажные здания фабрик с внутренними чугунными колоннами, на которые опирались балки перекрытий. Это был важный шаг к формированию принципиально новой — каркасной конструкции здания. Наружные стены обычно возводились из кирпича, хотя оконные проемы нередко перекрывали металлическими балками-перемычками. Междуэтажные перекрытия, опиравшиеся на наружные кирпичные стены и на внутренние чугунные колонны, сначала делали из деревянных балок, но уже с конца 1790-х годов стали применять и металлические балки.

Металлические конструкции не только повышали прочность, долговечность и огнестойкость фабричных зданий: они позволяли более рационально использовать их внутренний объем, так как тонкие чугунные колонны занимали гораздо меньше места, чем кирпичные столбы, и позволяли легко монтировать к ним технологическое оборудование.

Здание льнопрядильни на Александровской мануфактуре. Инженер А. Я. Вильсон. Проект 1812 г. осуществлен в 1810-х гг. Продольный разрез (фрагмент). ЦГИА.

В первых десятилетиях XIX века фабричные здания с внутренним металлическим каркасом получили в Англии повсеместное распространение. Конструкции такого типа начали применять и русские зодчие.

Новаторская каркасная конструкция впервые в России была применена в здании льнопрядильни Александровской мануфактуры, возведенном по проекту инженера А. Я. Вильсона, утвержденному в 1812 году (оно не сохранилось)[117]. Пятиэтажное здание имело кирпичные стены, прорезанные равномерно расставленными окнами, и внутренний каркас. Каркас был образован тремя продольными рядами тонких чугунных колонн, на которые опирались чугунные балочки. На эти балочки в свою очередь опирались переброшенные между ними пологие кирпичные сводики. Таким образом, вся конструкция здания была прочной, огнестойкой и долговечной. Покрытие было выполнено из чугунных стропильных ферм (позднее, в 1840-х годах, они были заменены железными).

Здание льнопрядильни Александровской мануфактуры. Инженер А. Я. Вильсон. Проект 1812 г., осуществлен в 1810-х гг. Поперечный разрез и фасад. ЦГИА. Публикуется впервые.

Конструкция новых корпусов Александровской мануфактуры послужила образцом для целого ряда фабричных зданий, возведенных в Петербурге в 1830-х годах. В их числе — пятиэтажные корпуса Бумагопрядильной фабрики барона Штиглица на левом берегу Невы, построенные в 1833–1834 годах. Автором проекта был, вероятно, архитектор Н. Я. Анисимов, подпись которого («служащий при Александровской мануфактуре в должности архитектора коллежский асессор Анисимов») имеется на чертежах генеральных планов[118]. Эти корпуса не сохранились: во второй половине 1890-х годов их разобрали и на их месте возвели новый, более крупный корпус, который и сейчас возвышается на набережной Невы, на территории Прядильно-ниточного комбината имени С. М. Кирова.

В 1835 году в нижнем течении Обводного канала, на его правом берегу, была основана «Российская бумагопрядильная мануфактура» (ныне фабрика «Веретено» — набережная Обводного канала, 223–225). В 1836–1837 годах возвели главное здание — пятиэтажное, с наружными кирпичными стенами и внутренним металлическим каркасом. Чугунные колонны для каркаса изготовлял завод Ч. Берда. Проекты здания и оборудования, заказанные в Англии, затем были переработаны петербургским инженером А. Я. Вильсоном (он был одним из совладельцев предприятия) и мастерами, руководившими постройкой здания, — П. А. Берри и В. Я. Буском[119]. Общее руководство строительными работами осуществлял архитектор Н. Я. Анисимов.

Небольшие по размерам и традиционные по конструкции административные здания, располагавшиеся по «красным линиям» застройки набережных, имели традиционные классицистические фасады. Но в оформлении фасадов многоэтажных производственных корпусов начиная с 1830-х годов классицистические мотивы исчезают. В «Своде уставов строительных» 1836 года прямо указывалось, что «строения заводские и фабричные не подлежат никаким правилам относительно фасадов, высоты крыши и других архитектурных наружных правильностей». Облик производственных зданий стал определяться не канонами классицизма, а структурой зданий, их инженерными и функциональными особенностями. В частности, ритм равномерно размещенных одинаковых окон отражал структуру внутренних каркасов, шаг чугунных несущих колонн, расставленных на равных расстояниях. Еще более специфический облик имели разнообразные производственные сооружения специального назначения: газгольдеры, дымовые трубы и т. п. Так стала зарождаться особая разновидность архитектуры — промышленная архитектура, которой суждено было в дальнейшем сыграть очень важную роль в общем процессе становления и развития новых архитектурных принципов, новых конструкций и форм.

В 1840–1850 годах в Петербурге появилось уже несколько десятков фабричных зданий каркасно-стеновой конструкции. Это были годы стремительного роста текстильной промышленности. Если в 1814 году в столице России было только десять небольших фабрик, то к началу 1860-х годов возникло уже 52 довольно крупных предприятия текстильной отрасли. Наряду с ними появились и расширились кожевенные, мыловаренные, канатные заводы, табачные фабрики, разнообразные предприятия по производству пищевых продуктов.

Каркасно-стеновая конструкция применялась в середине XIX века в двух вариантах. В одних случаях на чугунные колонны опирались деревянные балки, в других — более прочные и надежные, но зато и более дорогие металлические балки. Пролеты между металлическими балками перекрывали либо деревянным настилом, либо сводиками из кирпича. Конструкция многоэтажного здания с внутренним каркасом из чугунных колонн, железных балок и заполняющих пространство между ними кирпичных сводиков была наиболее надежной и долговечной. Немало зданий такого типа, построенных в середине XIX века, продолжает функционировать и в наши дни.

Хорошо сохранилось пятиэтажное здание бывшей Невской бумагопрядильни (Синопская набережная, 84, правый корпус) неподалеку от Большого Охтинского моста (ныне оно входит в комплекс построек Прядильно-ниточного комбината имени С. М. Кирова). Это П-образное в плане здание построено в 1857 году по проекту военного инженера, отставного штабс-капитана Л. В. Гламы[120]. Пространство между наружными кирпичными стенами разделено на четыре продольных пролета тремя рядами тонких чугунных колонн. Перекрытие над первым этажом было сделано из металлических балок с кирпичными сводиками, перекрытия вышележащих этажей — из деревянных балок. Кровля покоилась на деревянных стропилах. Стены здания прорезаны монотонной сеткой окон. Их наружная поверхность оставлена неоштукатуренной, и декор фасада предельно скуп: он ограничивается только тонкими рамками побеленных наличников и полосой карниза. Однако такое архитектурное решение вполне соответствует утилитарному назначению постройки. Аналогичным образом Глама сконструировал двух- и трехэтажные производственные корпуса, построенные на территории фабрики в 1857–1859 годах.

Здания подобного типа широко использовались для предприятий текстильной и легкой промышленности. Подобную же конструкцию имели и корпуса «фабрики для приготовления разных изделий из гумми, ластика и гуттаперчи», возведенные в 1859-м — начале 1860-х годов архитектором Р. Р. Генрихсеном[121]. Эта фабрика, принадлежавшая Товариществу Российско-американской резиновой мануфактуры, разместилась на берегу Обводного канала и в последующие десятилетия стала стремительно расширяться (ныне это комплекс зданий производственного объединения «Красный треугольник» — набережная Обводного канала, 138).

Фабрика Товарищества Российско-американской резиновой мануфактуры. Архитектор Р. Р. Генрихсен, 1859–1860 гг. Проект надстройки двухэтажного корпуса. Поперечный разрез. ЦГИАЛ.

Сочетание наружных кирпичных стен с внутренними опорами в виде чугунных колонн применялось в многоэтажных промышленных зданиях самого различного назначения. В качестве примера можно привести и корпуса сахаро-рафинадного завода М. Карра на набережной Большой Невки (Выборгская набережная, 13), возведенные в 1840-1850-х годах архитекторами Л. Л. Бонштедтом и Е. И. Ферри-де-Пиньи (в 1862 году завод перешел к другому владельцу — Л. Е. Кенигу и был значительно расширен и перестроен). В одном из корпусов завода Карра было применено оригинальное сочетание массивных чугунных колонн и опирающихся непосредственно на них кирпичных сводов[122].

Пролеты одноэтажных корпусов промышленных зданий начиная с 1830-х годов стали перекрывать не только деревянными, но и железными стропильными фермами. В середине XIX века железные фермы — более долговечные и надежные в противопожарном отношении — стали быстро вытеснять деревянные фермы старых типов. Железные покрытия применялись и на предприятиях легкой промышленности, но особенно распространены были на сталелитейных, металлообрабатывающих и механических заводах, где они нередко выполнялись силами самих предприятий.

Завод М. Карра. Архитекторы Л. Л. Бонштедт и Е. И. Ферри-де-Пиньи, конец 1840-х-1850-е гг.

Общий вид и разрез производственного корпуса. Проект. ЦГИАЛ. Публикуется впервые.

Завод Карра. Разрез производственного корпуса. ЦГИАЛ. Публикуется впервые.

Спуск 120-пушечного корабля «Россия», построенного в эллинге Нового Адмиралтейства в 1839 г. Гравюра 1841 г.

Среди производственных зданий с металлическими покрытиями, возведенных во второй трети XIX века, следует особо отметить большой судостроительный эллинг Нового Адмиралтейства, построенный в 1833–1838 годах у самого берега Невы, немного западнее Ново-Адмиралтейского канала. Его стены были сложены из кирпича, а пролет между ними, равный 26 метрам, был перекрыт железными решетчатыми арками. Это здание открыло новый этап в развитии конструкций промышленных зданий с большими пролетами. Сооружение, отличавшееся высоким для своего времени техническим совершенством, исправно прослужило почти 120 лет и было разобрано только в 1950 году.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о