Здания 20 века: Разная Москва XX века: гид по архитектурным течениям

Содержание

Интересные здания Москвы второй половины XX века. Путеводитель

Продолжаем составлять путеводители по московским архитектурным достопримечательностям. Составлять маршрут мы просим известных московских историков

Айрат Багаутдинов, историк архитектуры

«РБК Недвижимость» попросила известного московского историка архитектуры Айрата Багаутдинова составить список самых интересных для него зданий и сооружений столицы.

В первой публикации историк остановился на знаковых зданиях первой половины ХХ века. В новый список из пяти адресов вошли объекты, построенные во второй половине XX века и начале XXI-го.

Об авторе списка

Айрат Багаутдинов — историк архитектуры, экскурсовод, руководитель просветительского проекта «Москва глазами инженера», автор книги «Что придумал Шухов», сооснователь экскурсионного бюро Moscow Free Tour.

adv.rbc.ru

Дворец пионеров на Воробьевых горах

  • ул. Косыгина, 17
  • 1958–1961, Виктор Егерев, Владимир Кубасов, Феликс Новиков, Игорь Покровский, Борис Палуй, Михаил Хажакян

Дворец пионеров стал одной из первых ласточек захватившего Советский Союз во время «оттепели» архитектурного модернизма. Для его проектирования собрали команду молодых архитекторов и дали им довольно большую свободу действий. Феликс Новиков вспоминал, что на заседании исполкома Моссовета один из членов столичного ареопага, глядя на проект, возмутился: «Разве это дворец? Мы что, не знаем, какие бывают дворцы?»

И тогда главный архитектор Москвы Иосиф Ловейко парировал: «На этом примере мы научим вас понимать новую архитектуру».

Здание получило павильонную композицию — шесть корпусов нанизаны на единую ось, как расческа. Это характерная черта модернизма, который требует от архитектуры выявления своей функции. Грубо говоря, смотришь на здание — и сразу все понятно: здесь концертный зал, здесь лекторий, а здесь планетарий. Еще одна примета — горизонтальная распластанность композиции и равнозначность корпусов, отсутствие иерархии. Модернистская архитектура во многом перекликается с «оттепельными» идеями демократизма и прозрачности отношений. Отсюда же — большое количество стекла.

На открытие дворца в 1962 году приезжал сам Хрущев. Осмотрев дворец, он, по воспоминаниям архитектора Феликса Новикова, «произнес такую похвальную речь о дворце, какую бы и авторы ему не написали». Эта похвала как бы узаконила статус модернистской архитектуры в нашей стране.

Даниловский рынок

  • Мытная ул., 74
  • 1979–1986, Лев Гильбурд, Феликс Новиков и др., инженеры Юрий Ионов и Виктор Шабля

Рынок — благодатный архитектурный жанр для инженера, ведь его для него нужно какое-нибудь хитро устроенное перекрытие. Среди множества московских рынков Даниловский, пожалуй, получил самый яркий и запоминающийся образ.

Все здание — это один железобетонный купол, опирающийся на фундамент, без стен. Он имеет сложную форму, повторяющую морскую звезду. В пазухах между лучами — стрельчатые бетонные своды, напоминающие об Оперном театре в Сиднее. В центре купола — «отверстие-окулюс», подобно римскому Пантеону. Оно перекрыто зенитным фонарем в виде геодезического купола.

Для Даниловского рынка можно найти прототипы в зарубежной архитектуре — рынок во французском Руайане работы Луи Симона и Рене Сарже (1955) или Малый дворец спорта в Риме, созданный Пьером Луиджи Нерви (1956–1957). И все-таки форма его еще более сложная и гротескная. Возможно, добиться этого удалось благодаря использованию сборных железобетонных конструкций — самой распространенной технологии в Советском Союзе в период массового жилищного строительства. Остается только пожалеть, что рынок такой смелой архитектуры не стал типовым, как прочие объекты, создававшиеся из продукции наших заводов железобетонных изделий.

Президиум Академии наук

  • Ленинский просп., 14
  • 1967–1990, Юрий Платонов, А. Батырева, С. Захаров, А. Звездин, С. Киселев и др.

Президиум Академии наук СССР построил руководитель Государственного института проектирования НИИ Юрий Платонов. Участок выделили на берегу Москвы-реки, у стен Андреевского монастыря. Монастырь этот известен с XVII века, при нем сразу было создано «Учительное братство», собравшее образованнейших монахов из малороссийских монастырей и ставшее в некотором смысле прототипом академических структур. Вот такой genius loci!

Устройство комплекса зданий Президиума композиционно и символически повторяет устройство комплекса Андреевского монастыря. Это каре из корпусов, где располагаются концертный зал, конференц-залы, атриум и зимний сад. В центре каре — внутренний двор. Над каре возвышается башня административного здания («храм»), увенчанная золотой главой («золотые купола»). Еще одна золотая глава — это часы с колокольным звоном («звонница»).

Золотые главы Президиума в народе прозвали «золотыми мозгами». Мне же представляется куда более интересным вот какое прочтение. Геометрический орнамент этих глав напоминает декор американского ар-деко, особенно так называемого Mayan Revival — модного в 1920-е обращения к мотивам искусства индейцев майя.

На эстетику ар-деко в здании Президиума вообще указывает очень многое. Это и сочетание полированного мрамора и золотистого металла — отсылка к декору нью-йоркских небоскребов 1920-х, и монументальные, облицованные черным мрамором перспективные порталы входа, и символистская скульптура во внутреннем дворе.

Тут надо вспомнить, что ар-деко в брежневские времена был живее всех живых — недаром он рифмуется со сталинским.

В стиле, напоминающем ар-деко, были решены многие правительственные и административные здания эпохи: «Белый дом» на Краснопресненской набережной, Министерство обороны на Арбатской площади, новое здание КГБ на Лубянке. С точки зрения архитектора и заказчика, такой стиль выражал представительность, значимость, силу государственной власти. А поскольку наука в Советском Союзе была тесно слита с государственным аппаратом, промышленностью и плановой экономикой, то неудивительно, что и Президиум Академии наук оказался решен в этом стиле.

Жилой дом «Патриарх»

  • Малая Бронная ул., 44
  • 1997–2002, Сергей Ткаченко, Олег Дубровский, при участии арт-группы «Обледенение архитекторов»

Завершенный в 2002 году жилой дом «Патриарх» все еще является одним из главных камней преткновения в спорах о современной архитектуре. Его ругали во время строительства, после завершения и продолжают ругать до сих пор. Здание получилось настолько ярким, заметным и запоминающимся, что каждый второй знакомый мне москвич, изливая свою ненависть к современной московской архитектуре, первым делом пугает меня и других слушателей именно «Патриархом».

Дом очень многозначен, его можно долго расшифровывать. На первый взгляд он воспринимается как стилизация под доходный дом начала ХХ века: угол закреплен ротондой, мощный цоколь и карниз, классический декор. По всем этим признакам он перекликается с расположенным на другой стороне Малой Бронной доходным домом Сидамона-Эристова 1911 года постройки.

Но самый главный акцент дома виден в дальних ракурсах — это знаменитый спиральный шпиль. Часто его сравнивают с так называемой башней Татлина или проектом памятника III Интернационалу. Это хорошее сравнение, но стоит вспомнить, что Татлин совсем не первым ввел мотив спирали в архитектуру. Восходит этот мотив к европейскому представлению об облике Вавилонской башни — вспомните одноименную картину Питера Брейгеля. А в архитектуре спиральный шпиль впервые появляется в эпоху барокко.

Так случилось, что форму спирали (или уступчатого цилиндра) часто получали сооружения, призванные стать самыми высокими на Земле (то есть являвшиеся реинкарнациями Вавилонской башни): спроектированная в конце XIX века в Лондоне башне Уоткинса (358 м), башня Татлина (400 м) и Дворец Советов в Москве, который начали строить в 1930-е на месте снесенного храма Христа Спасителя.

Придавая своему дому «Патриарх» форму ступенчатого цилиндра и завершая его спиральным шпилем, архитекторы создают собирательный образ Вавилонской башни. Согласно последней переписи населения, в Москве смешались 150 языков. Но даже люди, говорящие по-русски, зачастую не понимают друг друга. Православные и мусульмане, гомосексуалы и гомофобы, евреи и антисемиты, космополиты и националисты, феминисты и шовинисты, путинисты и навальнисты — все говорят на разных языках. Москва — Вавилон. И в 2002 году у нас появилась своя башня.

Бизнес-центр «Большевик»

  • Ленинградский просп., 15, стр. 1
  • 2014–2016, Эйдан Поттер, John McAslan + Partners

Один из важных феноменов современной архитектуры и градостроительства — освоение бывших промышленных территорий. Отрадно, что Москва — один из мировых лидеров в этом процессе. В последние 20 лет здесь появились такие разные проекты, как бизнес-центры «Арма» и «Голутвинская мануфактура», многофункциональные пространства ArtPlay, «Красный Октябрь», «Дизайн-завод «Флакон» и «Хлебозавод», заточенный на искусство «Винзавод». Но мой любимый проект такого рода — бизнес-центр «Большевик».

Для ревитализации «Большевика» пригласили британское бюро «Джон МакАслан и партнеры». Британцы уже отметились в Москве в 2000-е ревитализацией золотоканительной фабрики Алексеевых на Таганке (бизнес-центр «Фабрика Станиславского»). А вскоре после этого они выполнили один из самых громких проектов в жанре — реконструкцию площади перед вокзалом King’s Cross в Лондоне, которую накрыли светопрозрачной сетчатой оболочкой сложной кривизны.

«МакАслан и партнеры» сделали очень гуманный, «средовой» проект. Исторические корпуса фабрики «А. Сиу и Ко» отреставрировали. А вот новые здания, выполненные в нейтральном модернистском ключе, максимально незаметны и оттеняют скромное обаяние старой «промки». При этом они очевидно подхватывают основные мотивы своих старших соседей: красный кирпич, стальные конструкции, большие окна.

Читайте также Избы, палаты и дом-яйцо: 10 зданий, которые нужно увидеть в столице, по версии московеда Дениса Ромодина

Архитектура Москвы 20-х годов

(Жилой масив на Усачева)

Архитектура Москвы 20-х годов ХХ века представляет собой удивительный микс. Смешалось все: купеческие застройки прошлых веков, традиционный московский стиль чудно гармонировал с новыми застройками социализма, стиль которых в будущем получит название: конструктивизм.

(Московская фабрика)

Итак, Москва 20-х. Город обрел статус столицы и – пошло-поехало. Созвали архитекторов, и началась эпоха строительства бумажного. С 1918 года усиленно работает группа гениев под руководством Л.Каменева, предлагая генеральные застройки будущей столицы. Проектировали и мечтали, порой выдавая такие идеи, что впору поверить в чудеса. Чего стоят только трамваи под облаками и огромный аэровокзал на Ходынке, предложенные Чаяновым. И построили бы, да прозаическая причина помешала воплотиться мечтам. Денег не было.

(Зимняя улица)

А вообще строительство нужно начинать со слома старого. Тут все обошлось. Зимы 20-х годов выдались неимоверно холодными, а отопление благополучно вышло из строя еще в 1920 году. Жители срочно обзавелись буржуйками, и правительство разрешило топить печи…домами. Разбирали и растаскивали старые деревянные постройки, которые тесным кругом толпились за пределами Садового кольца. Так Москва сама себе расчищала площадки.

(На Театральной площади)

В силу того, что население первопрестольной после революции увеличилось в разы, стало важно срочно возводить многоэтажные дома. Первый жилой массив решено было строить на улице Усачева (1924 г. арх. И.Мешков). Рис. 1 По тем временам стройка – грандиозная. Закладывался прообраз будущих жилых микрорайонов столицы: 4-5 этажные дома, рядом детсады и школа, магазины и аптеки. Такой вариант – новшество. Подобные массивы стали появляться на Шаболовке и возле Савеловского вокзала.

(Комплекс на Берсеневской)

Еще одна грандиозная постройка 20-х: жилой комплекс на Берсеневской набережной (Рис.2), выстроенный в 1928-1930 гг. (арх. Б. М. Иофан). Этот дом-город объединял воедино новые представления о доме для советского человека. Громадный комплекс совмещал в себе жилые постройки и производственный сектор. Фасад дома во многом предопределили архитектуру будущих строений на Москве реке. А сама река, еще не забранная в гранит, с перекинутым через нее Большим Каменным мостом, еще не обзавелась достойным речным фасадом. Предполагалось, что этот комплекс на Берсеневской свяжется в единое целое с будущим Дворцом Советов на месте снесенного Храма Христа Спасителя. Тогда становится понятной сложная архитектура здания, его массивность со стороны реки и крупные, не по времени, размеры.

(Дом-коммуны на Орджаникидзе)

Выразительная гримаса архитектуры того времени: дома-коммуны. Их было несколько, но самым одиозным был такой дом на ул. Орджоникидзе (арх.И.Николаев), предназначенный для студентов (Рис. 3). Идея проста: зачем студенту просторы? Достаточно, что есть место для ночлега, все остальное – учиться, есть, справлять нужду и принимать душ можно сообща. Дом вместил в себя тысячу комнат по 6 кв. м. В отдельном здании располагались столовая и читальный зал. Связывались все это санитарными постройками. Предполагалось, что здесь будущий студент должен раздеться, принять душ и проследовать либо в свои 6 метров, либо в столовую. К счастью, такие проекты не прижились, но как памятник эпохе говорит о многом.

(Клуб Русакова на Стромынке)

Но строили не только жилые дома. Фантазия конструктивистов находит воплощение в здании клубов. Их возводили много, преимущественно на центральных улицах: клуб имени И. Русакова на Стромынке (Рис. 4) и клуб им. Зуева на Лесной улице (арх. Мельников), дворец культуры Пролетарского района — ныне дворец культуры ЗИЛа (арх. бр. Веснины). Эти строения имели яркие черты конструктивизма: необычные формы, нагромождение углов на фасадах и геометрические линии, отсутствие симметрии и окна, выложенные единой лентой, лаконичность и монолитность.

(ЦКДЖ)

Но больше всех известен ЦДКЖ (рис. 5) , который и сейчас украшает площадь возле Казанского вокзала (1925, арх. М. Щусев).

(Редакция Известий)

Дом «Известий» (рис. 6), построенный по проекту арх. Г. Бархина в 1925-1927 гг, не вызвал восторга у многих архитекторов. Бархина обвиняли, что он подражает стилю, но внутренней сути, идеи конструктивизма не схватил. Тем не менее, дом стоит до сих пор. Более того, это строение послужило отправной точкой для реконструкции площади Пушкина. Кстати, здание Центрального телеграфа (инженер И. Рерберг) в начале Тверской улицы (рис. 7)– ровесник дома «Известий».

(Центральный телеграф на Тверской)

Еще один архитектор, М.Щусев, тоже не был поклонником конструктивизма, хотя его и назначили для строительства самой главной постройки 20-х годов – мавзолея. Первый, деревянный, был возведен в спешном порядке в 1924 году (рис. 8) и предназначался исключительно для того, чтобы миллионы граждан могли попрощаться с вождем мирового пролетариата. Чуть позже, в этом же году, построили второй вариант мавзолея, тоже из дерева (рис. 9). Он простоял 5 лет. И лишь в 1929 году мавзолей заковали в гранит и он обрел черты того культового здания, которое знакомо всем нам (рис.10).

(Иверская часовня)

В это же время началась реконструкция Красной площади. Во-первых, после 1924 года запретили захоронения на площади, хотя в годы революции площадь была огромным кладбищем. Еще чуть раньше, в 1922, снесли Иверскую часовню (рис. 11), так как она мешала проведению парадов. По этой же причине снесли часовню Александра Невского и передвинули памятник Минину и Пожарскому туда, где он стоит сейчас. Кстати, массовое разрушение храмов начнется позже, в начале 30-х. А пока Москва еще была златоглавой.

(Башня архитектора Шухова)

Нужно назвать еще одну грандиозную стройку 20-х годов – Шуховская башня (1920-1922 гг, арх. В.Шухов). На то время это была самая высокая башня в России. А 19 мая 1922 года отсюда впервые начали трансляцию радиопередач (рис. 12).

Но это только начало. Самые грандиозные перемены начнутся в 30-х, когда Москва будет напоминать огромную стройку и впервые станет ясно проступать облик столицы.

21 здание, сформировавшее современную архитектуру с 1945 года по сегодняшний день

Модернизм или современная архитектура — это архитектурный стиль, возникший в первые годы 20 века. Модернизм станет доминирующей архитектурной формой после разрушений Второй мировой войны.

Характеризуется интенсивным использованием новых технологий. с особым акцентом на использование стекла, стали и, конечно же, железобетона. Многие также определяют его как отказ от старого традиционного неоклассического стиля и изящных искусств, которые были популяризированы во второй половине прошлого века.

Современная архитектура оставалась доминирующей архитектурной формой на протяжении большей части 20-го века, пока в 1980-х годах она не была свергнута соответствующим образом названным постмодернистским стилем.

Известные архитекторы-модернисты

На протяжении многих лет было много выдающихся архитекторов-модернистов, но наиболее известными из них являются: ван дер Роэ

Пример дома в стиле модерн. Источник:  AMDUMA/Pixabay

В целом в модернизме до 1960-х годов включительно преобладали прямоугольные формы зданий с упором на смелые прямые линии. После 1960-х более плавный и органичный дизайн начал заменять более упорядоченный послевоенный стиль.

Модернизм можно далее подразделить на:

— интернациональный стиль

— экспрессионистский стиль

— конструктивистский стиль (преимущественно Советский Союз до Второй мировой войны)

Однако некоторые также включают в эту категорию структурный экспрессионизм, поскольку он служит переходом к постмодернизму. Эта категория имела свой расцвет примерно с 1970-х до начала середины 1980-х годов.

Ниже представлена ​​эклектичная смесь зданий, относящихся к архитектурному стилю «Модерн».

1. Всемирный торговый центр 1 и 2 вывели модернизм на новый уровень

Источник: Grandmaster E/Wikimedia Commons

Архитектурная форма: Модернист

Башни бывшего Всемирного торгового центра до их трагического разрушения в 2001 были одной из самых известных достопримечательностей мира. Две главные башни (World Trade 1 и 2) были спроектированы архитектором Минору Ямасаки и построены между 1966 и 1971 годами.

Первоначальный план Ямасаки состоял в том, чтобы ограничить главные башни высотой 80 этажей, , но это число было увеличено до 110 , когда местные портовые власти настояли на необходимости как минимум 10 010 436 кв. футов (930 000 кв. м) офисных помещений.

В обеих башнях использовался стальной каркас, стены с навесными стенами, бетонная плита на стальной ферменной балке.

После завершения они мгновенно стали одним из самых ярких зданий Америки и прекрасным примером архитектурной этики Ле Корбюзье. Его окончательный дизайн намекал на слияние традиционной готики с модернистским стилем, которым прославился Ямасаки.

2. Башня BT Tower до сих пор возвышается над горизонтом Лондона

Источник: Uli Harder/Wikimedia Commons

Архитектурная форма: Модернист

Башня BT (ранее известная как GPO Tower, The Post Office Tower и Telecom Tower) в Лондоне была спроектирована и завершена Эриком Бедфордом. в 1964 .

Эта модернистская башня имеет высоту 580 футов (177 м) с дополнительной подвесной системой, увеличивающей ее «полную» высоту до  626 футов (191 метр).

После завершения строительства башня обгонит башню Миллбэнк и станет самым высоким зданием в Лондоне и Великобритании. Он удерживал это звание до 1980 , когда была завершена башня Натвест.

3. Музей Соломона Р. Гуггенхайма — «Храм Духа»

Источник: Жан-Кристоф БЕНУА/Wikimedia Commons

Музей модернистского искусства, спроектированный Фрэнком Ллойдом Райтом. Хотя музей существует с конца 1930-х годов, только в конце 1950-х годов он переехал в свое нынешнее культовое здание.

Фрэнк Ллойд Райт спроектировал здание как «храм духа», и это примерно цилиндрическое здание, сужающееся к основанию. Сегодня это одно из самых узнаваемых зданий в мире.

Сегодня здесь находится огромная коллекция произведений импрессионистов, постимпрессионистов, модернистов и современников.

4. Строительство штаб-квартиры Организации Объединенных Наций обошлось в 65 миллионов долларов.0003

Здание штаб-квартиры Организации Объединенных Наций было детищем архитектора Оскара Нимейера и других. В нем размещалась Организация Объединенных Наций с момента его завершения в 1952 годах.

Здание имеет высоту 500 футов (155 метров) и стоит около  65 миллионов долларов (599 миллионов долларов сегодня) на строительство. Затраты на строительство были предоставлены в виде беспроцентной ссуды при администрации Трумэна в 1948 годах.

По сей день участок и здание имеют экстерриториальный статус в городе Нью-Йорк.

5. Очень смелый Институт биологических исследований Солка

Источник: Джим Харпер/Викисклад научно-исследовательский институт в Ла-Хойя, Сан-Диего, Калифорния. Первоначально он был основан в 1960 Джонасом Солком, который, как известно, разработал вакцину против полиомиелита.

Институт Солка с 1965 года размещается в очень смелом модернистском здании, спроектированном знаменитым архитектором Луисом Каном вместе с Джеком Макаллистером. В его дизайне большое внимание уделяется симметрии и открытому бетону.

Часть требований к зданию заключалась в том, чтобы его можно было легко модернизировать по мере совершенствования научных технологий. По этой причине опорные балки ограничены краями каждой лаборатории для максимальной гибкости реконфигурации внутреннего пространства.

6. Когда-то подвергавшаяся критике, теперь почитаемая: Пирамида Лувра, Париж

Источник: Hteink.min/Wikimedia Commons

Архитектурная форма: Модернист 

Знаменитая пирамида Лувра представляет собой большую пирамиду из стекла и металла. по проекту китайско-американского архитектора И. М. Пей. Эта пирамида также окружена тремя меньшими пирамидами, расположенными в 9-м ряду.0022 Кур Наполеон  двор Луврского дворца.

Пирамида Лувра служит главным входом в музей и была построена в 1989 . Хотя при первой установке он подвергся серьезной критике, с тех пор он стал иконой Парижа.

Вся конструкция имеет высоту  70 футов (21,6 метра)  и имеет квадратное основание 110 футов (34 метра) с площадью основания более 10 750 кв. футов (1000 кв. футов) .

7. Королевский национальный театр: шедевр лондонского брутализма

Источник: Aurelien Guichard/Wikimedia Commons

Архитектурная форма: Модернист/бруталист

Королевский национальный театр, или просто Национальный театр, является одним из самых известных публичных театров Великобритании. Он расположен в культовом здании в стиле модерн/брутализм, спроектированном сэром Денисом Луи Ласданом.

Театр — его самая известная работа, а нынешнее здание на самом деле является памятником архитектуры Grade II . Двери открылись через 1976 , и с тех пор он стал одной из самых знаковых достопримечательностей Лондона.

8. Сиднейский оперный театр разорился по бюджету

Источник: Michael McDonough/Flickr

Архитектурная форма: Модернист/экспрессионист

Знаменитый Сиднейский оперный театр был спроектирован датским архитектором Йорном Утзоном и официально открыт в 1974 году. . Работы по строительству были санкционированы правительством Нового Южного Уэльса в 1958 , и земля была заложена в 9046 году.0045 1959.

Расходы на строительство, как известно, выйдут из-под контроля, и Утзон в конце концов уйдет в отставку до того, как строительство будет закончено. Первоначально его стоимость оценивалась в  7 миллионов долларов , но это была лишь часть окончательных затрат, которые оценивались в  102 миллиона австралийских долларов (сегодня 912 миллионов австралийских долларов) .

 9. Атомиум представляет собой элементарную ячейку из железа

Источник: Mike Cattell/Wikimedia Commons

Архитектурная форма: Модернист/игровой модернизм

Атомиум в Брюсселе — знаковое здание Бельгии и один из самых уникальных образцов послевоенной модернистской архитектуры. Он был разработан Андре Уотеркейном и Андре и Жаном Полак и первоначально был построен для Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году.

Он состоит из девяти сфер диаметром  (18 м) , покрытых нержавеющей сталью, соединенных вместе трубками  10 футов диаметром (3 м) для имитации базовой элементарной ячейки (наименьшей повторяющейся единицы, имеющей полная симметрия кристаллической структуры) кристалла железа. Вся конструкция стоит на 334 фута (102 м) в высоту.

В самой верхней ячейке здания находится ресторан с фантастическим панорамным видом на Брюссель. Здесь также находятся выставочные залы и другие общественные места.

10. Центр Джона Хэнкока был спроектирован Фазлуром Ханом. является прекрасным примером раннего структурного экспрессионизма и был завершен по цене, которая сегодня считается выгодной в

100 000 000 долларов . Строительство начато в 1965 и завершено в 1969 .

Это здание является прекрасным примером гения Фазлура Рахмана Хана и было построено строительной корпорацией Тишман. Вся конструкция имеет архитектурную высоту 1130 футов (344 м) и футов, а конструкции крыши помогают ей подняться на высоту 1500 футов (457 м).

Какое-то время это было второе по высоте здание в мире.

11. Gateway Arch – самая высокая арка в мире

Источник: Бев Сайкс/Викисклад который принимает форму утяжеленной контактной арки. Это по-прежнему самая высокая отдельно стоящая арка в мире и самый высокий построенный памятник в Соединенных Штатах.

Он был спроектирован финско-американским архитектором Ээро Саариненом в 1947 и строительство было завершено в середине 1960-х годов. Это стоило около 13 миллионов долларов (сегодня 78 миллионов долларов) .

12. Berliner Fernsehturm — самое высокое здание Германии.

Источник: Diego Delso/Wikimedia Commons

в центре Берлина, Германия. Он был заказан и построен Германской Демократической Республикой в ​​первую очередь как показная часть коммунистической пропаганды.

Он был спроектирован немецким архитектором Германом Хензельманном и до сих пор возвышается над горизонтом Берлина. Его высота 1200 футов (368 м) и является самым высоким сооружением в Германии.

Сегодня он по-прежнему служит радио- и телевизионной станцией и смотровой площадкой для города.

13. Disney’s Contemporary Resort представляет собой огромное здание в форме буквы А.0003

Современный курорт Диснея, первоначально называвшийся Tempo Bay Hotel, является отмеченным наградами курортом категории «ААА» и «Четыре бриллианта» в Диснейуорлд, Флорида. Первоначально он открылся в 1971 и расположен рядом с Волшебным Королевством.

Он был разработан Велтоном Бекетом и был совместным проектом Disney и United States Steel Corporation. Наиболее заметной особенностью здания является его А-образная конструкция с внешними стенами, отходящими от внутреннего атриума.

14. Cité Radieuse был шедевром Ле Корбюзье. жилой дом

, (жилая единица), который представляет собой характерный модернистский стиль жилой застройки, спроектированный великим Ле Корбюзье. Он был разработан совместно с художником-архитектором Надиром Афонсу.

Cité R adieuse , неофициально известный как La Maison du Fada (Дом сумасшедшего), был построен между 1947 и 1952 и находится в Марселе, Франция. Это окажется одним из самых известных произведений Ле Корбюзье и оказало огромное влияние в то время, к лучшему или к худшему.

Некоторые утверждают, что это послужило источником вдохновения для возникновения бруталистского архитектурного движения.

15. Дом Фарнсворта — интернационалистский шедевр

Источник: Victor Grigas/Wikimedia Commons

Архитектурная форма: Модернист/Интернационалист

Фарнсворт Хаус был спроектирован как однокомнатная резиденция на выходные для доктора Эдит Фарнсворт, нефролога из Чикаго. Он был построен между 1945 и 1951 по проекту Людвига Мис ван дер Роэ.

Первоначальная задача заключалась в том, чтобы у доктора Фарнворт было место для спокойного созерцания и занятий своими увлечениями. Здание широко считается вершиной международного стиля архитектуры и стало национальным историческим памятником США в 2006 .

16. Сигрэм-билдинг изменил американский архитектурный дизайн

Источник: jphilipg/Flickr

Архитектурная форма: Модернист/интернационалист Йорк в 1958 . Он широко считается классическим примером международного стиля модернистской архитектуры.

Все здание стоит 515 футов (157 м) высотой более 38 этажей . Он был спроектирован как штаб-квартира канадской винокуренной компании Joseph E. Seagram and Sons.

Людвиг получил от наследницы Seagram Филлис Ламберт карт-бланш на проектирование и строительство башни, что позволило ему отказаться от тяжелого камня и кирпича, использовавшихся в декоративных фасадах предыдущих десятилетий, и вместо этого положиться на сталь и стекло. Здание Seagram Building помогло открыть новую эру простых, прямолинейных небоскребов

Здание сочетает в себе стальной каркас со стальным и железобетонным сердечником. Это ядро ​​простирается до 17-го этажа с диагональными связями ядра, простирающимися до 9-го этажа.0045 29 этаж.

17. Здание компании Manufacturers Trust: образец модернизма

Источник: Beyond My Ken/Wikimedia Commons

Архитектурная форма: Модернист/Интернационалист

Здание мануфактурной трастовой компании в Нью-Йорке широко считается «самой моделью модернизма». Это здание из стекла и алюминия, построенное в 1954 году.

Первоначально он был построен в качестве банка для Трастовой компании производителей, которая позже объединилась с Ганноверским банком и трастом и образовала Ганноверскую корпорацию производителей.

Он был разработан Чарльзом Эвансом Хьюзом III и Гордоном Буншафтом из Skidmore, Owings и Merril. После завершения оно стало первым банковским зданием в Соединенных Штатах, построенным в международном архитектурном стиле.

Сегодня это историческое здание, признанное достопримечательностью Нью-Йорка.

18. Джатия Сангсад Бхабан – одно из самых значительных зданий 20-го века

Источник: rushii13/Flickr

Архитектурная форма: Модернистский/монументальный

Джатия Сангсад Бхабан, или здание национального парламента, в котором находится парламент Бангладеш, расположенное в Шер-э-Бангл Нагер в Дакке. Он был спроектирован знаменитым архитектором Луи Ханом, которому помогал Мужарул Ислам.

Весь комплекс является одним из крупнейших законодательных зданий в мире и занимает площадь около 8 611 128 кв. футов (800 000 кв. м). Многие считают его одним из лучших произведений Хана и одним из самых значительных зданий 20-го века.

Строительство начато в 1961 и завершено в 1982 . Здание представляет собой смешанную конструкцию из железобетона и кирпичной кладки. Здание появилось в фильме 2003 года « Мой архитектор », в котором подробно рассказывается о карьере Луи Кана.

19. Сент-Мари де ла Туретт: последнее здание Ле Корбюзье

Источник: Alexandre Norman/Wikimedia Common

Архитектурная форма: Модернист/Интернационалист

Сент-Мари-де-ла-Туретт, расположенный на склоне холма за пределами Лиона, был спроектирован великим Ле Корбюзье и служит монастырем Доминиканского ордена. Это было последнее здание Ле Корбюзье.

Ле Корбюзье был одним из ключевых сторонников модернистского движения, и его проекты монастыря не разочаровали. В его конструкции широко использовались приподнятые пилоты, что очень характерно для его работы.

Строительство начато в 1956 и строительные работы завершены в 1960 . В начале 1980-х годов здание подверглось серьезной реконструкции.

Здание было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в июле 2016 года  ( вместе со многими другими его работами).

20.

Нотр -дам дю -хаут: Часовня Le Corbusier’s Experrany haily Источник: Valueyou/Wikimedia Commons

Архитектурная форма: Modernist/Expressionist

Notre Dame Dama Haut (Наш Наша высота). Римско-католическая часовня в стиле модерн в Ронкампе, Франция. Он был спроектирован Ле Корбюзье и построен в 1955 .

Он считается одним из лучших образцов творчества Ле Корбюзье и очень важным религиозным сооружением 20-го века. Это действующая церковь, которая ежегодно привлекает сотни тысяч посетителей.

Он был заказан для замены предыдущей часовни 4 века нашей эры на месте, разрушенном во время Второй мировой войны. Новая часовня в основном построена из бетона, а перевернутая крыша опирается на колонны, встроенные в стены. В его структуре также используются остатки первоначальной часовни.

Часовня, как и другие работы Корбюзье, официально признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2016 (вместе со многими другими его работами).

21. Башня Милбэнк — жемчужина модернистской архитектуры

Источник: Iridescenti/Wikimedia Commons

Архитектурная форма: Модернист

Башня Милбэнк в Лондоне — небоскреб высотой  390 футов (118 м)  1963 . Он был домом для ряда важных политических организаций, отчасти из-за расположения зданий очень близко к Вестминстерскому дворцу. Он был домом для ряда политических организаций, включая Лейбористскую партию, Всемирный банк и Организацию Объединенных Наций.

Он был разработан компанией Ronald Ward and Partners и стал визитной карточкой Лондона.

Это также было самое высокое здание в Великобритании между 1963 и строительством башни BT. После завершения строительства он стал памятником архитектуры II степени в Соединенном Королевстве и считается «жемчужиной модернистской архитектуры».

Башня была показана в некоторых фильмах и сериалах, включая Доктор Кто , 1973 фильм Хранилище ужасов и другие. Есть планы, несмотря на его охраняемый статус, преобразовать здание в роскошный отель и роскошные апартаменты.

Вот и все, как говорится.

Эти 21 здание являются одними из самых важных, которые помогли сформировать современную архитектуру. С таким количеством замечательных зданий мы обязательно пропустим некоторые другие важные.

Объект всемирного наследия (Служба национальных парков США)

Фото Daderot, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=29163818

Список всемирного наследия «Архитектура 20-го века Фрэнка Ллойда Райта» включает восемь зданий в шести штатах, спроектированных и построенных в первой половине 20-го века этим выдающимся архитектором. Каждое здание имеет свой характер и демонстрирует различные решения потребностей современного мира в жилье, богослужении, работе, образовании и отдыхе. Они являются лучшими примерами влияния Райта не только в Соединенных Штатах, но и на других современных архитекторов по всему миру, и особенно в Европе. Характеристики того, что Райт назвал «органической архитектурой», включают в себя открытые планы, размытие внешнего и внутреннего, новое использование материалов и технологий, а также прямую реакцию на пригородную и естественную обстановку зданий. Этот подход сыграл ключевую роль в развитии современного архитектурного дизайна в 20 веке.

Здания используют геометрическую абстракцию и пространственные манипуляции как ответ на функциональные и эмоциональные потребности и буквально или фигурально основаны на формах и принципах природы. Адаптируя вдохновение из мировых культур, они освобождаются от традиционных форм и облегчают современную жизнь. Дизайн объединяет форму, материалы, технологии, мебель и обстановку в единое целое. Каждое здание уникально приспособлено к потребностям своего владельца и своей функции, и, хотя оно спроектировано одним и тем же архитектором, каждое из них имеет совершенно разный характер и внешний вид, отражая глубокое уважение и признательность к личности и особенностям.

Все здания открыты для публики, кроме дома Джейкобса, который является частным домом. Информацию о том, как посетить остальные семь, можно найти на сайте www.savewright.org. Обратите внимание, что для осмотра некоторых зданий необходимо предварительное бронирование.

Храм Единства, Оук-Парк, Иллинойс, 1909 г.
Эта унитарная церковь представляет собой раннее использование железобетона для общественного здания и является одним из первых по-настоящему современных зданий в своей абстрактной кубической форме и прогрессии пространств.

Дом Фредерика С. Роби, Чикаго, Иллинойс, 1910
Это здание считается квинтэссенцией «дома в прериях», одной из форм, которыми наиболее известен Райт. Построенный в то время, когда домашняя архитектура была типично коробчатой ​​с этажами, сложенными друг на друга, этот дом усовершенствовал новую парадигму, позволив внутреннему пространству перетекать из одной комнаты в другую в преимущественно горизонтальной форме, вдохновленной плоским ландшафтом прерии.

Талиесин, Спринг Грин, Висконсин, 1911-1959
Непревзойденный пример органической архитектуры, этот комплекс дома и студии Райта, кажется, вырос на склоне холма, с широким использованием местных материалов и тщательно спланированным видом на окружающие фермы и холмы. Райт экспериментировал с этими отношениями и уточнял их в течение периода своего длительного проживания в собственности.

Hollyhock House, Лос-Анджелес, Калифорния, 1921 г.
Этот унифицированный дизайн является образцом современной интерпретации местных форм. Он был спроектирован и построен в Голливуде, когда там росла киноиндустрия. Этот дом имеет фундаментальную форму, напоминающую древнюю Мезо-Америку, с интегрированным повсюду мотивом мальвы.

Fallingwater, Mill Run, Pennsylvania, 1939
Fallingwater — это шедевр, в котором используется ограниченная палитра материалов, цветов и дизайнерских мотивов, заимствованных из природных особенностей лесного массива, где он был построен. Повторяясь по всей структуре, они объединяют композицию и однозначно связывают ее с окружающей обстановкой.

Дом Герберта и Кэтрин Джейкобс, Мэдисон, Висконсин, 1937 г.
Это первый из «Юсонианских» домов Райта, художественный проект для семьи со скромным достатком и без слуг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *