Здания китайские – Инженерные системы китайского традиционного комплекса сыхэюань — Здания высоких технологий — Инженерные системы

Содержание

Архитектура Китая — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Архитектура Китая — искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы) социалистического государства в Восточной Азии. За пятитысячелетнюю историю китайской цивилизации сохранилось немало архитектурных сооружений, многие из которых по праву считаются шедеврами мирового масштаба. Их разнообразие и оригинальность воплощают в себе традиции старины и лучшие достижения китайского зодчества.

Традиционная архитектура Китая имеет ряд присущих только ей особенностей, в то время как его архитектурный декор способствует узнаваемости китайских зданий во всем мире.

Преобладание деревянных конструкций[править | править код]

Способы соединения деревянных балок из трактата Инцзао Фаши, 1103 год н. э.

Подавляющее большинство строений в древнем Китае строились из дерева. Будь то жилой дом или императорский дворец, в первую очередь в землю вбивали деревянные столбы, которые вверху соединялись балками. На этом основании затем возводилась кровля, покрываемая впоследствии черепицей. Проёмы между столбами заполнялись кирпичами, глиной, бамбуком или другим материалом. Таким образом, стены не несли функции несущей конструкции.

Древние китайцы, вероятно, одни из первых использовали «поточный метод» в архитектуре. Стандартная конструкция сооружений позволяла точно знать размеры деталей, из которых она возводилась. Поэтому строители могли изготавливать их по отдельности, а затем собирать непосредственно на месте строительства. В результате возведение осуществлялось ударными темпами. Например, императорская резиденция — Запретный город в Пекине, общей площадью 720 тысяч квадратных метров был построен всего за 13 лет. Для сравнения, только на сооружение купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции было потрачено около 30 лет.

Поскольку дерево обладает определённой гибкостью и упругостью, то по сравнению с каменными сооружениями, деревянные более стойки к землетрясениям.

При всех своих достоинствах, деревянные конструкции имеют и существенные недостатки, главное из которых — недолговечность и пожароопасность. Многие архитектурные памятники сгорели от ударов молний или пострадали от пожаров.

Традиционный архитектурный декор Китая представляет специфичное Китаю, его центральным, и восточным территориям, архитектурное оформление пространства здания, он содержит в себе внешние элементы постройки, видимые глазу зрителя. Архитектурный декор этой страны является одним из элементов китайской архитектуры, способствующим узнаваемости таких зданий во всем мире.

  • Декоративные элементы
  • Чивэнь на конце конька крыши

  • Чивэнь на стыке скатов

  • Мэньдин на внутренних дверях в Запретном городе

  • Доугун на углу крыши пагоды Фогун времен Ляо

  • Балюстрада на каменном мосту в городе Ситан

  • Архитектурная живопись
  • Архитектурная живопись Хэ си в Запретном городе

  • Архитектурная живопись сюаньцзы на примере Храма Дунъюэ в Пекине

Ворота, ведущие в погребальный комплекс императоров династии Мин
  • Жилые комплексы сыхэюань
  • Жилые комплексы крепостного типа — тулоу (Фуцзянь)
  • Укреплённые особняки дяолоу (Гуандун)
  • Фанза — типичный крестьянский дом северного Китая
  • Кан — обогреваемая лежанка, типичная принадлежность традиционных жилых домов севера страны
  • Jiang Lu — The Art of Traditional Architectural Ornaments in Northern China/«ProQuest» 2007

10 самых необычных зданий современной китайской архитектуры

1. Оперный театр в Харбине

китайская архитектура: Оперный театр в Харбинеarchdaily.com

Этот потрясающий оперный театр построен в городе Харбин, который известен своими зимними фестивалями. Здание построено в ранее заболоченной местности возле реки Сунгари и органично вписывается в окружающий пейзаж благодаря своим извилистым и плавным линиям.

Оперный театр занимает площадь около 79 000 м² и состоит из двух залов: на 1 600 и 400 зрителей.

2. Шанхайская башня

китайская архитектура: Шанхайская башняyoutube.com

Шанхайская башня — это величественный небоскрёб в городе Шанхай. Высота здания составляет 632 метра, общая площадь — 380 000 м². На момент завершения строительства башня заняла третье место в мире по высоте среди свободно стоящих сооружений.

В небоскрёбе размещаются офисы компаний, развлекательные и торговые центры, отели, фитнес-студии, парикмахерские, прачечные, магазины и вся необходимая для жизни инфраструктура.

3. Музей революции в городе Ухань

китайская архитектура: Музей революции в городе Уханьfightbegin/depositphotos.com

Ухань — самый большой город в центральной части Китая по числу населения. Он знаменит своей историей, которая нашла отражение в великолепном огромном музейном центре, построенном здесь в 2011 году. Он привлекает к себе многочисленных посетителей не только интересной экспозицией, но и необычной конструкцией.

4. Комплекс Galaxy SOHO в Пекине

китайская архитектура: Комплекс Galaxy SOHO в Пекинеastra88888/depositphotos.com

Комплекс площадью 330 000 м² состоит из пяти связанных между собой зданий. Несколько нижних надземных и один подземный уровни заняты торгово-развлекательным центром, а 12 верхних этажей предназначены для размещения офисов. На самом верхнем уровне нашлось также место для панорамного бара и ресторана.

Комплекс Galaxy SOHO — одна из самых знаменитых работ архитектурной студии Захи Хадид (Zaha Hadid).

5. Музей искусств и истории города Ордоса

китайская архитектура: Музей искусств и истории города Ордосаarchdaily.com

Город Ордос начали строить с нуля в 2003 году. По проектам он рассчитан почти на миллион жителей, но сейчас в нём проживает всего около 20 000 человек, из-за чего этот город ещё называют городом-призраком. Здание музея является его главной достопримечательностью, привлекающей туристов со всего мира.

6. Пекинский национальный стадион

китайская архитектура: Пекинский национальный стадион
9parusnikov/depositphotos.com

Этот многофункциональный спортивно-развлекательный комплекс часто также называют «Птичьим гнездом» из-за характерного внешнего вида. Он был создан перед Олимпийскими играми 2008 года для проведения множества спортивных состязаний, а также церемоний открытия и закрытия. Стоимость строительства стадиона оценена в 325 миллионов евро.

7. Отель «Шератон» в городе Хучжоу

китайская архитектура: Отель «Шератон» в городе Хучжоуstarwoodhotels.com

Этот отель почему-то получил название «Подкова», хотя на самом деле является полноценным бубликом, нижний сегмент которого находится под водой и содержит два подводных этажа.

Здание построено по проекту известного китайского архитектора Ма Янсонга (Ma Yansong). Строительство было завершено в 2013 году. Оно обошлось сети Sheraton в 1,5 миллиарда долларов. Здание входит в десятку самых дорогих отелей мира.

8. Национальный центр исполнительских искусств

китайская архитектура: Национальный центр исполнительских искусствtranslink72/depositphotos.com

Национальный центр исполнительских искусств в просторечии называют «Яйцо». Это необычное здание из титана и стекла расположено в самом центре исторического Пекина — в непосредственной близости от знаменитой площади Тяньаньмэнь.

Проект французского архитектора Поля Андре был выбран на конкурсе, куда прислали свои работы 69 самых знаменитых специалистов со всего мира. Большой купол Национального центра искусств скрывает под собой сразу три зрительных зала: оперный (2 416 мест), музыкальный (2 017 мест) и театральный (1 040 мест), которые связаны между собой воздушными коридорами.

9. Глобальный центр «Новый век» в городе Чэнду

китайская архитектура: Глобальный центр «Новый век» в городе Чэнду
agentika.com

Это здание признано самым большим цельным зданием в мире. Общая площадь составляет 1,76 миллионов м², высота здания — 100 метров, ширина — 400, а длина — 500. Здание имеет 18 этажей и почти полностью построено из металла и стекла.

Внутри расположены торговые площади, офисы, конференц-залы, университетский комплекс, два коммерческих центра, два пятизвёздочных отеля, кинотеатр IMAX, аквапарк с искусственным пляжем.

10. «Кольцо жизни» в городе Фушунь

китайская архитектура: «Кольцо жизни» в городе Фушуньall-that-is-interesting.com

Это грандиозное сооружение в Фушуне напоминает по форме кольцо, внешний диаметр которого составляет 170 метров, а внутренний — 150. Наверху расположены смотровые площадки, на которые можно добраться с помощью скоростных лифтов.

Проект был создан исключительно в качестве туристической достопримечательности. Его строительство обошлось в 16 миллионов долларов.

Китайская архитектура — особенности в древности и наши дни

Из чего состоит архитектура Китая? Недра Китая богаты многочисленными породами мрамора, гранита, известняка. Строевым лесом – лиственница, ель, сосна, дуб и т.д. Наибольшее применение в строительстве нашли корейский кедр, веймутова сосна, бамбук.

Поскольку в древнем Китае зодчие акцент ставили на дерево, чем другим материалам, поэтому до настоящего времени сохранилось сравнительно немного памятников древнейших эпох. О характере архитектуры эпох Шан (Инь), Чжоу, Цинь и Хань (до 25 года н. э.) можно судить в основном по изображениям на погребальных плитах, моделям и останкам каменных конструкций. Все что ни делается в Китае – все делается по Фен-Шую.

архитектура моста через реку в Китае

Архитектура Древнего Китая

Модели зданий, а также сохранившиеся изображения построек на каменном рельефе периода Хань показывают, что китайские зодчие уже 2000 лет назад сооружали многоэтажные здания, увенчанные многоярусными крышами, покрытыми цилиндрической черепицей, которая по краям скатов кровли украшалась кругами с различными изображениями и надписями.

украшение крыш зданий в Китае

Архитектура жилых зданий древнего Китая.

Тип жилья, создаваемый китайцами в течение тысячелетий, мало чем отличается от своих древнейших прототипов. Строились они из дерева, кирпича-сырца и камня. Стены дома, как правило, не являлись несущими конструкциями. Они заполняли пролеты между деревянными опорными столбами, защищая помещения от холода.

фасад крыш в Китае

Главный фасад – южный. Он имел вход и окна, заполняющие всю плоскость стены. На севере окон не предусматривалось. Южная стена выполнялась в виде деревянной решетки, заклеенной промасленной бумагой (изобретена в III веке до н. э.). Крыша имела характерные широкие свесы, защищающие стены от осадков и прямого солнечного света. Перед главным фасадом часто устраивалась крытая галерея (япон. энгава – «серое пространство»). Галерея служила внешним коридором, связующим все комнаты в доме, местом приема гостей, промежуточным пространством между внутренним и внешним миром.

Происхождение китайской крыши

Существует множество версий о происхождении этой чисто китайской формы крыши:

  • желание зодчих преодолеть, визуально облегчить массу высокой крутой кровли;
  • фиксация естественного прогиба длинных стропильных балок, имеющих шарнирные опоры на концах;
  • уподобление кровли изогнутым ветвям деревьев, силуэту горной гряды;
  • обеспечение более пологой траектории стоков, предохранение поверхности стен от смачивания.

южный фасад китайского дома и форма крыши

Внутренняя планировка китайского дома

Внутренняя планировка китайского дома подчинялась установкам основоположника даосизма – философа Лао-Цзы (V в. до н. э.): “Реальность здания заключается не в четырёх стенах и крыше, но во внутреннем пространстве, предназначенном для жизни в нем…”.

Согласно китайской традиции, дом является неотъемлемой деталью окружающего пейзажа, своего рода ширмой, сквозь которую природа вторгается внутрь здания, дополняет и обогащает его. Здание – лишь временный приют на долгом пути человеческой жизни. Его тонкие стены и перегородки легко ломаются под напором урагана, но решётчатый каркас остается целым. После урагана легкие стены и перегородки быстро собираются и монтируются.

планировка внутри китайского дома

Особенности архитектуры Китая

Визуальная связь с внешним миром осуществляется с помощью деревянных решёток и бумажных трансформируемых перегородок. Если в доме были прочные стены из камня, то их поверхность обязательно украшалась живописным пейзажем. Этот прием получил особую популярность  в XI-XII веках (сунская школа). В глинобитных или каменных стенах прорезали дверные и оконные проемы в форме листьев, цветов или ажурных ваз. Иногда в доме устраивали миниатюрные сады с деревьями – лилипутами.

украшение стен живописных пейзажем
вид внутреннего двора китайского дома

Обязательной принадлежностью китайского дома, бедного или богатого, был внутренний двор с садом. Усадьба окружалась высокой стеной. Обычно сразу же за входом с улицы, во дворе, возводилась дополнительная стенка. По поверью, она преграждала путь злым духам, которые не догадывались свернуть и обогнуть её.

В древнем Китае считали, что духи могут передвигаться только прямо либо сворачивать в сторону под прямым углом. Именно поэтому во дворце императора Цинь Ши-хуанди (III в. до н. э.) все подъезды, внутренние переходы в здании, тропинки в парке были криволинейными.
Формы дверных и оконных проемов в китайских усадьбах
Формы дверных и оконных проемов в китайском доме

 Дворцовая архитектура Китая

Края дворцовой крыши делали изогнутыми, чтобы злые духи не могли продвигаться вдоль них. Нередко их украшали фигурки животных, выполнявших роль оберегов от злых духов.

Дополнительная стенка закрывала внутреннее пространство двора от “злого глаза”. Кстати, у нас также встречаются люди знающие это, которые ставят в окна куклы, игрушки от злого глаза.

Посетителя встречали или перед ней, или в специальном помещении для гостей. Поверхность стен белилась, украшалась рисунками и иероглифами (иногда именами владельцев усадьбы, благопожеланиями в адрес хозяев и гостей и т.п.). На фасадах, выходящих на улицу, обычно не было окон – старинная традиция стран Древнего Востока. Как правило, окна смотрят во двор или в сад.

оберег от злых духов на дворцовой крыше

Садово-парковая архитектура в Китае

Главный принцип композиции китайского сада – естественность, “случайность” в размещении всех его компонентов. Во всем господствует живописная криволинейность объемов и силуэтов – берега водоемов, переправы из полузатопленных валунов, контуры деревьев, криволинейные очертания горных массивов и холмов.

Изогнутые силуэты построек дополняют рукотворный и естественный пейзажи. У зрителя ни в коем случае не должно было сложиться впечатления о целенаправленной деятельности художника.

Другой немаловажный композиционный принцип – это достижение эффекта постепенного “сгущения” растительной массы от центра усадьбы к её периметру. По мере удаления от дома деревья и кустарники увеличиваются в размерах становится более густой их крона. Из-за этого при взгляде со стороны усадьбы теряется условная граница между естественным лесным массивом и садом. Сад как бы устремляется навстречу дикому лесу и горным вершинам.

расположения растительности в китайском саду

архитектура каменного сада в китае

В древнем Китае очень популярны были каменные сады. Считалось, что в камнях скрываются души выдающихся отшельников-даосов. С камнем связывали также идею душевной частоты, благородства и вечности. Поэтому очень ценились камни, омываемые прозрачными водяными струями и покрытые седым мхом – символом старости, долголетия.

В Китае верили, что камень остается живым до тех пор, пока не подвергнется обработке. Поэтому камни крайне редко использовались в строительстве. Иное дело – дерево! Оно не только не “умирает”, но и одушевляет здание.

Большое внимание уделялось извилистым дорожкам, инкрустированным мелкими камешками и цветным песком. Дорожки украшались узорами в форме иероглифов, сюжетами народных сказок и легенд. Чаще просто имитировали чешую гигантской змеи или дракона, извивающегося между холмами. Изогнутые мостики в сочетании со своим собственным отражением в воде образовывали причудливую рамку вокруг живописной – группы деревьев или изящной беседки.

извилистые дорожки в китайском саду

Тихие сады с водоемами, перекрытыми горбатыми мостиками, глубокий цвет красных лакированных колонн и резных решеток, легкий и разноголосый звон колокольчиков, подвешенных к углам изогнутых черепичных крыш, создавали картину совершенной гармонии природы и человеческих чувств.

Это впечатление еще более усиливается за счет искусного подбора растений, учитывающего не только их форму и размеры, но и смену окраски в течение года, включение в композицию серебристого снега, инея.

Деревья, как и камни, создавали определенное настроение:

  • кипарис – величественное, возвышенное;
  • бамбук – уединенность, грусть;
  • сакура (японская вишня) – мечтательность, умиротворенность.

Как говорят китайцы: “Зодчие всеми силами добиваются естественности, в которой не было бы видно ни малейших губительных следов человеческих рук…”.

Декоративные элементы в китайской архитектуре

Наиболее древние постройки отличались простотой объемов, преобладанием конструктивных форм над декорацией. Китайцы умели ценить красоту конструкции и не старалисъ маскировать её орнаментом или скульптурными украшениями.

Все декоративные элементы несли определенную смысловую нагрузку:

  • стрекоза – “возрождение”,
  • цветок – “чистота и невинность”,
  • черепаха – “долголетие”,
  • обезьяна – “слух, зрение, обоняние”.

Изображение  животных или растений носило характер благопожелания обитателям дома и его гостям. Символы феникса, тигра, дракона и черепахи, например, обозначали четыре стороны горизонта. Летящий или танцующий журавль – знак счастья и удачи.

Культ сил природы и отдельных животных процветал в Китае во все времена. Особым уважением пользовались божества Солнца и Луны, духи пяти планет, Полярной звезды. Китайскими “божествами вод” считались драконы Лун-Ваны. Они отвечали за водный режим страны, за засухи и наводнения. Кроме дракона, китайцы почитали тигра, феникса, черепаху, лису. Изображения этих животных украшают многие китайские дворцы и храмы. Скульптурами слонов, верблюдов, львов оснащались погребальные комплексы, “дороги процессий”, “дороги духов”.

декоративные элементы на крыше

Особенности градостроительства Древнего Китая

В основу градостроительной практики древнего Китая легли народные строительные традиций, синтезированные в даосском учении Фэн-шуй. Согласно этому учению, наиболее благоприятной считалась меридиональная планировочная ось: “Господин Солнце всегда смотрит на юг”. На юг обращались главные фасады зданий, что обеспечивало оптимальный температурный режим во внутренних помещениях.

геомантия дома в архитектуре китая

Даоссы разработали целую науку – геомантию, которая связывала особенности рельефа местности с положением небесных тел, с магнитными полями, с космическими силами и символами (Небо, Земля, пять первоэлементов и пр.). Для этих целей были изобретены компас, карты звездного неба и сейсмограф. Только при благоприятном сочетании небесных сил и “пульсов духа” земли участок считался подходящим для строительства. Особое внимание уделялось сочетаниям геометрических символов, чаще всего – круга и квадрата.

В Тибете с древних времен существовало искусство гармоничного расположения своего жилища “Са Че” – анализ Земли. Полное название Са Чу Ме Лунг Шинг Ги Че Па означает анализ 5 элементов.

Эта древняя наука рассказывает, как окружающий ландшафт, форма и расположение зданий, планировка и интерьер помещений, освещение влияют на наше благосостояние, здоровье, настроение, отношения с людьми и энергию. Са Че – это, прежде всего, здравый смысл. Мы живем на земле и сильно зависим от нее, и, анализируя помещения, здание, земельный участок, прилегающие территории мы можем определить насколько гармоничное или дисгармоничное влияние они оказывают на нас и наших близких, бизнес и здоровье, а также скорректировать это воздействие.

геомантия наука о взаимосвязи человека и природы

Особенность древнекитайских городов – регламентированная высота зданий. Она определялась в соответствии с социальным положением домовладельцев, которые в согласии со своим рангом селились ближе или дальше от центра города – императорского дворца, храмового комплекса. Простой народ имел право строить только одноэтажные здания.

Особо регламентировался цвет крыш:

  • золотисто-желтые  – дворец “солнцеликого” императора
  • ярко-голубые “небесная чистота” – культовые постройки
  • зеленые “древесная листва” – жилища вельмож, высших чиновников, отдельные храмы и пагоды невысокого ранга;
  • серые “земной прах” – жилища рядовых горожан. Особо выделялись административный, торговый и жилой районы, парковые зоны.

Культовая архитектура Древнего Китая

Наиболее интересным типом культовых построек Китая является пагода. Она утвердилась в Китае с появлением буддизма (III-II вв. до н. э.). Идея пагоды была заимствована в Индии. Однако вертикаль сооружения с многочисленными, загнутыми вверх, карнизами национальна.

пагода культовое зодчество в китае

Крыши пагод воспроизводят листву, вертикальный силуэт – гигантское дерево. Концы балок торчат наружу подобно сучьям. Центральная мачта держит на себе всю конструкцию. Над пагодой возвышается металлический шест с девятью зонтами (имитация индийской ступы). На конце шеста – двухметровая надставка в форме языков пламени. Каждая деталь башни имела символическое значение – девять ступеней нирваны Будды, четыре стороны света и др.

Если пагода строилась из дерева, то её крыша окрашивалась в зеленый цвет, несущие конструкции – в красно-оранжевый. Этим достигалось гармоничное единство здания с растущими рядом елями. Не случайно многие китайские поэты именовали пагоду «Дом-дерево». Строились первые пагоды из «одушевлённых» строительных материалов – кедра, бамбука, ели. С помощью пропитки древесины особыми смолами зодчие научились продлевать жизнь постройкам до нескольких столетий.

Ставили пагоды на вершинах гор и холмов. Это полностью отвечало постулатам чань-буддизма о ничтожности и суетности земной жизни, о величии Природы. Начиная с V века н.э., пагоды строят из более прочных материалов – кирпич, камень и т. п.

Памятники архитектуры Китая

Дяолоу – укреплённые многоэтажные особняки, числом до 1400, характерные для уезда Кайпин в провинции Гуандунна юге Китая.

Дяолоу
Башни в Дяолоу

Анья́н  — городской округ в провинции Хэнань КНР, чуть к северу от средней части бассейна Хуанхэ. В районе города обнаружено большое количество предметов, которые относят к периоду династии Шан(1562—1027 гг. до н. э.). Считается, что здесь располагалась столица этого царства — Инь. Территория древнего города (Иньсюй, “останки Инь”) включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Аньян

Сиди  и Хунцунь — два старинных села в китайской провинции Аньхой, которые лучше других сохранили традиционную планировку и деревянную застройку эпох династий Мин и Цин. Построены в традиционном стиле архитектурной школы Хой. Представляют собой уникальные туристические достопримечательности и обладают большой исторической ценностью.

сиди - древняя деревня

Существует ряд других архитектурных памятников в Китае:

Современная архитектура Китая

Современная архитектура Китая – это роскошные небоскребы и замысловатые телебашни, уникальные стадионы и театры, продуманные и комфортные жилые комплексы, просторные аэропорты, созданные с удивительной фантазией и представляющие собой шедевры современного зодчества.

Ночной Шанхай

Современные здания в китайских мегаполисах отличаются разнообразием и свободой форм и стилей, смелым полетом фантазии архитекторов, воплотивших в жизнь даже самые немыслимые проекты. Так, в Пекине особого внимания заслуживает стадион “Птичье гнездо”, Большой национальный театр в виде огромной капли, Центральный офис CCTV, Национальный водный стадион “Водный куб” и др.

Шанхай и Гонконг порадуют путешественников самыми высокими в мире небоскребами, контрастирующими на фоне колониальных построек. Каждый небоскреб неповторим: на крыше одного расцветает красочный лотос из стекла и бетона, верхушка другого меняет цвет в зависимости от времени дня, третий напоминает по форме космический корабль.

Архитектура Китая не похожа ни на какую-либо другую в мире, она уникальна и неповторима, взаимосвязана с наукой фен-шуй, красива и умиротворена. 

Просмотры: 1 596

Архитектура Китая

Развитие китайской архитектуры находило свое проявление в строительстве дворцов, монастырей, храмов. Материалами кроме камня были дерево, бамбук, тростник, глина, а также терракота, фаянс, фарфор.

Приход к власти первого императора из династии Хань (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) имел большое значение не только для объединения огромной империи, границы которой с тех пор не изменялись, но и для развития китайской культуры, ставшей основой китайского мировоззрения вплоть до сегодняшнего времени.

В произведениях искусства отображаются славные моменты прошлой истории, превозносятся добродетели, осуждаются пороки. Одновременно создатели произведений искусств часто черпают свое вдохновение у природы.

Эпоха Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.) знаменита своими погребальными комплексами, к которым вели «дороги духов», обрамленные статуями мифологических животных. Подземные погребения, оформленные рельефами и росписями, отмечались также наземными постройками, которые внутри были украшены плоскими рельефами. Если в целом для развития искусства характерна тенденция к абстрагированию от реальности, то в период Хань особое внимание сосредоточивается на изображении окружающей действительности.

В результате проникновения из Индии буддизма, в Китае появляются и новые типы культовых сооружений. Это прежде всего пагоды, представляющие собой башни из кирпича или камня, имеющие несколько ярусов с выступающими крышами, а кроме того, пещерные храмы, подобные индийским.

Так же как и в Индии, в Китае, под влиянием сооружений из бамбука некоторые архитектурные формы принимали своеобразный характер, например углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.

В начале нашего летоисчисления возникают новые большие города, и важной задачей опять становится строительство дворцов, которые представляли собой целые комплексы построек с павильонами, воротами и бассейнами посреди архитектурно проработанных парков. Для китайцев характерна особая любовь к природе, проявляющаяся в чутком к ней отношении и восприятии ее как важной составной части жизненной среды. Это выражается в сооружении храмов, объединяемых в симметричные комплексы, окруженные благоустроенными садами, в которых стоят отдельные пагоды.

Кроме городов, храмов и дворцов строились гидротехнические сооружения, каналы и плотины.

 

Храм Неба (кит. трад. 天壇, упр. 天坛, пиньинь: Tiāntán, палл.: Тяньтань) — храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе — Храм Урожая (это главный храм комплекса, часто называемый Храмом Неба). Занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечетва. Площадь комплекса составляет 267 га. Тяньтань является одним из символов города.

Комплекс построен в 1420 г во время правления под девизом «Юнлэ» династии Мин. Изначально назывался Храмом Неба и Земли, но после строительства в 1530 году отдельного Храма Земли стал выполнять функцию поклонения Небу.

Храм неба расположен к юго-востоку от императорского дворца. Появился он в то же время, что и Запретный город, и первоначально действовал как храм Неба и Земли. Этим объясняется необычная форма территории храмового комплекса (южная часть постройки имеет форму квадрата, а северная округла): согласно китайской традиции, круг символизирует Небо, а квадрат — силы Земли; с тех пор в стенах Тяньтаня возносились молитвы исключительно Небу.

В течение почти 500 лет раз в году, в день зимнего солнцестояния, императоры прибывали сюда, чтобы после трехдневного строгого поста принести Небу щедрые дары. Считалось, что у владыки Поднебесной божественное происхождение, поэтому только император имеет право обращаться к Небесам с молитвами о процветании государства. Властитель заклинал ветер, дождь, жару и холод, чтобы они появлялись именно тогда, когда назначено вековечным природным циклом, — это было залогом хорошего урожая.

 

Храм Тяньнин (Пекин) — буддийский храм в районе  Сюаньу , Пекин , КНР. В храме стоит Пагода храма Тяньнин, построенная в 12-м веке. Возведённая при киданьской династии Ляо в 1100—1119/1120 годах, пагода была достроена незадолго до падения этой династии. Это 13-этажное строение, 57.8 м (189 фт) высотой, на восьмиугольном основании, обычном в китайских пагодах, сделанном из камня и кирпича. Пагода имитирует стиль старинных деревянных пагод, отличающихся деревянным доугуном (декоративное крепление балок). Она стоит на широкой платформе, которая олицетворяет гору Сумеру. Пагода имеет веранду с перилами, хотя они декоративные. Стоит отметить декоративные порталы и изображения буддийских небесных стражей (Локапала), выполненых в китайском стиле. Дизайн пагоды вдохновил строителей эпохи Мин на постройку Пагоды храма Цышоу в 1576 году. 

Историк архитектуры Лян Сычэн (1901—1972) — основоположник изучения древнекитайской деревянной архитектуры называл пагоду храма Тяньнин чистым примером средневековой китайской архитектуры.

 

 

Пагода Шести Гармоний или пагода Люхэта ) — 13-ярусная 60-метровая пагода в южной части города Ханчжоу, Китай, является одним из ярких памятников архитектуры Китая периода династии Сун.

Восьмиугольная пагода, названная в честь шести гармоний буддизма, расположена на берегу реки Цяньтан, у подножья холма Юэлунь. В первый раз она была построена в период Северной империи Сун (960—1127 гг.), затем уничтожена в 1121 году и полностью восстановлена в 1165 г, в период Южной империи Сун (1127—1279). В 1900 была проведена серьёзная реконструкция пагоды.

В соответствии с историком Джозефом Нидхемом, пагода ранее служила маяком, помогала морякам определить место стоянки ночью, а также защищала от приливных волн.

С высоты пагоды открывается хороший вид на долину реки Цяньтан и двухъярусный мост через неё, который был построен китайским инженером Лао Ишенем в 1934-1937 годах.

 

Храм Истинного Единства 

 даосский храм у подножья горы Лунхушань 

 вниз по реке Луси, в 5 км от города Шанцин. Находиттся в 20 км к югу от города Интань в провинции Цзянси, автобусом можно доехать до деревни в 1 км по другую сторону моста, добраться можно также на плотах по реке. Это один из центральных храмов Школы Небесных Наставников, храм получил название по имени Школы Истинного Единства

В этом месте основатель даосизма Чжан Даолин выплавлял эликсир бессмертия. Чжан Шэн, четвёртый Небесный Наставник, в последние годы династии Хань построил этот храм, который раньше назывался Храмом Небесных Наставников, позднее храмом Яньфа. В современном виде храм был достроен во время династии Мин, название Храм Истинного Единства дал ему император.

 

 

Пагода Баочу в Ханчжоу — яркий пример китайского каменного зодчества Эпохи пяти династий и десяти царств (907—978). Девятиярусная 45-метровая пагода была возведена на Холме драгоценного камня (северный берег Западного озера) в 963 году как залог благополучного возвращения из Кайфына царевича Чу, последнего правителя местного княжества У-Юэ.

Будучи поставленной на весьма узкое основание, башнеобразная пагода без внутренних лестниц отличается стройностью и изяществом. На макушке пагоды — декоративный фонарь. К XX веку сооружение обветшало, однако предпринятая в 1933 году реставрация не отличалась добросовестностью: два верхних яруса были снесены вовсе, вследствие чего высота постройки сократилась на 15 метров.

 

 

Пагода Дацинь (кит. 大秦塔) в районе Чжоучжи (кит. 周至县) китайской провинции Шэньси около города Сиань — древнейшая христианская церковь на Дальнем Востоке. Воздвигнута христианами-несторианами (представители Ассирийской церкви) приблизительно в 640 году Первоначально входила в состав монастыря.

В VIII веке получила название «Дацинь» — так древние китайцы именовали Римскую империю и Византию. Во время преследований христиан в Китае (ок. 845 г.) храм пришёл в запустение. В XIV веке сооружение облюбовали буддистские монахи, которые покинули его вслед за землетрясением 1556 года, завалившим подземные переходы и нанёсшим большой ущерб зданию. В 1998 году китайское правительство признало пагоду одним из немногих сохранившихся памятников несторианского христианства в Китае и взяло её под охрану, присвоив статус объекта национального достояния Китая.

На стенах памятника по сей день можно разглядеть изображения Рождества Христова и Ионы под стенами Ниневии. Также сохранились отдельные надписи на сирийском языке. В настоящее время сохранности пагоды угрожают не столько землетрясения, сколько периодические наводнения. В 1999 году была проведена косметическая реставрация; в ходе новых работ предполагается расчистить погребённые в XVI веке подземные залы.

У пагоды установлена на черепахе-биси копия так называемой «Несторианской стелы», возведенной в 781 году представителями той же Ассирийской церкви. Оригинал стелы находится в музее «Лес стел». В трёх километрах к востоку от пагоды находится знаменитый храмовый комплекс Лоугуаньтай.

 

 

Дворец Высшей Чистоты

Согласно традиции, дворец построил основатель даосизма, первый Небесный Наставник Чжан Даолин во II векен. э..

Название Шанцин означает Выcшая чистота, этот термин часто употребляется в китайской традиции, так называется даосская школа. 

 

В состав комплекса входят два дворца, 12 павильонов и 24 двора, здесь Чжан Даолин организовывал основные ритуальные церемонии. Этот комплекс называли также «Столицей бессмертных» и «Городом духов».

В комплексе почти отсутствуют типичные для даосских храмов жертвенники и алтари, считается, что именно здесь духи получают своё назначение и ранг в божественной иерархии.

Территория дворца занимает большую площадь над рекой Луси к востоку от основного города, местность неровная, включает в себя холмы. Весь комплекс окружён каменной стеной, внутри комплекса — живописный парк. Дворец призван всей своей формой выражать основные идеи даосизма, показывать высшее совершенство, развивать духовность и высшие моральные качества даосов. Весь дворец является священной территорией, на нём практически не было расположено жилых и административных зданий, основные ежедневные церемонии проводятся в другом месте, сам же дворец предназначен для прогулок, медитаций, отдыха, высших ритуалов и является местом единения с природой для старых даосов.

Дворец называется также «столицей бессмертных» и «местом, где сотни духов получают задания». Дворец повёрнут к югу, а с севера упирается в гору Сихуа (西华山).

После разрушений дворец был восстановлен в сунском архитектурном стиле.

Беседка в парке

При входе во дворец — трёхэтажный павильон с аркой, на верхнем этаже расположены алтари, который называется Ворота Фуди (Ворота Счастливой Земли). Далее дорога, окружённая стеной с двух сторон, ведёт к Павильону Спешивания, где полагается спуститься с лошади и подготовиться ко входу на основную территорию дворца, освободясь при этом от оружия.

Далее предстояло пройти через Зал Девяти Дворцов и Восьми Триграмм, в котором изображена схема Восьми Триграмм Ицзина, распределённым по девяти дворцам, двадцать восемь колонн, соответствующие 28 лунным стоянкам китайского зодиака. За этим залом начиналась территория духов.

Проход в мир духов

 

Далее через окружённую каменными стенами Улицу Драконов через ступени путь идёт в большой двор перед воротами Линсян (Ворота Волшебной Звезды).

 

За воротами находится двор, на котором выложен символ Великого Предела (Тайцзи), с двух сторон двор замыкают Колокольная башня и Барабанная Башня.

Барабанная башня 

В следующем дворе расположен священный пруд, около которого следует отпустить на волю животных и птиц, к этому месту приезжали также императоры, чтобы отпускать на волю пойманых зверей. Здесь четвёртый небесный наставник Чжан Шэн посадил акацию. Далее располагается павильон, в котором обитали старики-даосы (Небесные Наставники и настоятели храмов), они накапливали энергию ци и готовились к возрождению в мире бессмертных. К этому павильону примыкает священный колодец c посеребрённой водой, отводящей несчастье.

Далее следует обширный парк, в котором спрятан Павильон заточённых злых духов.

 

Наньюэ Дамяо

 крупный храмовый комплекс, расположенный в посёлке Наньюэ в провинции Хунань, у подножия горы Хэншань. Название храма переводиттся как «Великий Храм Наньюэ» или «Великий Храм Южного Пика»; Южным Пиком (Наньюэ) называют гору Хэншань. Располагается недалеко от городаХэншань, находится в 50 км к северу от города Хэнъян и в 110 км к югу от города Чанша, административно входит в территорию муниципалитета города Хэнъян.

Наньюэ Дамяо является местом массового паломничества, при этом паломники начинают отсюда начинают восхождение на гору Хэншань. Большинство храмов комплекса посвящено даосским божествам. Храм включает в себя также буддийский монастырь и конфуцианский алтарь.

 

 

Резиденция Небесных Наставников (кит. 天師府, Тяньшифу) — даосский храмовый комплекс в городе Шанцин, в горах Лунхушань. Административно подчинённ муниципалитету города Интань. Находится на расстоянии 20 км к юго-востоку от Интаня, связан с Интанем автобусом. Первоначально назывался Обитель Великого Истинного Мужа, занимал площадь 24000 кв. м.

Здесь находился административный центр Школы Небесных Наставников, известной позже как Школа Истинного Единства (正一道), место обитания патриарха и даосская община.

Комплекс построил основатель даосизма, первый Небесный Наставник Чжан Даолин во II веке н. э..

После революции комплекс пришёл в упадок. В апреле 1983 Госсовет КНР расширил список охраняемых объектов, туда вошла также Резиденция Небесных Наставников.

Постепенно были выделены средства для реставрации храмовых комплексов, которые были открыты для туризма. Резиденция Небесных Наставников находилась в запущенном состоянии, многие храмы и павильоны были разрушены, территория была расширена и реставрирована, но реальное восстановление храмов и даосской общины можно отнести к середине 90-х годов. Храмовый комплекс был расширен, на его территории раскинут декоративный парк, общая площадь стала 50000 кв. м.

 

 

 

Пайлоу (кит. 牌楼), или Пайфан

 резные орнаментированные триумфальные ворота из камня или дерева, возводившиеся в Китае в честь правителей, героев, выдающихся событий. Перекрыты одной или несколькими крышами в зависимости от числа пролётов. 

Пайфан изображается в различных формах. Одна из форм включает в себя размещение деревянных столбов на каменные основания, и связать их друг с другом деревянными балками. Этот тип всегда красиво оформлен, колонны обычно окрашены в красный, украшенная сложная конструкция и китайская каллиграфии. Крыши покрыты цветными изразцами, в комплекте с мифическими чудовищами — так же, как и китайские дворцы.

Другая форма Пайфана заключается в форме арок из камня или кирпича, стены которых могут быть окрашены в белый или красный цвета, или украшенне цветными изразцами; в верхней части арки украшаются, как и их деревянные аналоги.

Еще одна форма Пайфана, построена в основном на религиозных могильники, состоит из простых белых каменных столбов и балок, без черепицы, без цветных украшений, но с особенной разработкой резьбы, созданная мастером каменщиком.

 

Ворота в деревне Сиди

 

Храм Цонгченг

 

Гробницы императоров династии Мин (кит. упр. 明十三陵, пиньинь: Ming shisan ling, «Тринадцать минских гробниц») — комплекс мавзолеев тринадцати императоров китайскойдинастии Мин (XV—XVII вв.) (начиная с третьего императора этой династии, Чжу Ди). Комплекс расположен на склонах гор Тяньшоу в Чанпинском районе Пекинской области, в 50 км к северу от центра Пекина.

Этот мавзолейный комплекс — один из основных компонентов памятника Всемирного наследия «Гробницы императоров династий Мин и Цин», в который также включен мавзолейСяолин первого императора этой династии Чжу Юаньчжана (вблизи его столицы, Нанкина), гробницы некоторых других минских деятелей, а также мавзолеи династии Цин вМаньчжурии и под Пекином. Заметим, что второй минский император, Чжу Юньвэнь, мавзолея не имеет в связи с обстоятельствами его смещения третьим императором, Чжу Ди.[1]

Место для захоронения было выбрано императором Чжу Ди после того, как он перенёс столицу Китая из Нанкина в Пекин. Ему пришлось по душе то, что участок защищён от «губительных влияний севера» горной цепью. Расположение императорских могил также является классическим воплощением принципов фэншуя. Тринадцать мавзолеев расположены на одном участке, отгороженном от посторонних глаз высокой стеной, и имеют общую «священную дорогу» (шэньдао), уставленную статуями реальных и мифических животных.[1]

В XX веке три гробницы были вскрыты и исследованы археологами, однако в 1989 г. археологические изыскания на территории комплекса были прекращены и с тех пор не возобновлялись.

 

Павильон с черепаховой стеллой у входа в погребальный комплекс 

 

Парк Бэйхай 

императорский сад к северо-западу от Запретного Города в Пекине.

Бай Та (Белая ступа) — 40-метровая ступа, размещенная на вершине острова Цхунхуа. Сделана из белого камня. Гравюры солнца, луны и пламени украшают поверхность башни. Уничтожена землетрясением в 1679 и отстроена в следующем году и снова восстановлена в 1976 после землетрясения в городе Таньшаньнедалеко от Пекина. Гробница внутри хранит буддийские писания, монашеские мантии, сосуды для милостыни и кости монахов(остатки после кремации).

На территории парка находится пара восстановленных буддийских храмов, такие как Юйнань (Храм Вечного мира) и Чаньфу.

На северном берегу размещен Павильон 5 драконов : 5 соединенных павильонов со шпилями и традиционными китайскими карнизами, построенные во времена династии Мин.

Один из павильонов 5-ти драконов

Стена 9 драконов — размещена к северу от Павильона 5 драконов. Была построена в 1756 и является одной из 3 подобных стен в Китае. Сделана из семицветного глазурированного кирпича. 9 драконов, играющих в облаках, украшают обе стороны стены.

Стена 9-ти драконов

 

Также на северном берегу существует зал Дзинсинь (зал успокаивающегося сердца). Из себя она представляет сад в саду площадью более 4 000 м².

Круглая стена (Tuancheng) вмещает в себя холл Получения света (Chengguangdian) — просторное здание с двойной карнизной крышей, сделанной из желтой, окаймленной зеленым цветом, глазированной черепицы. Внутри находится Будда высотой 1.6 м, подаренный императору Гуансюю кхмерским королем Камбоджи. Статуя высечена из монолита чистого белого нефрита; украшена драгоценными камнями. Войска Альянса восьми держав повредили левую руку статуи во время грабежей, последовавших за взятием Пекина в 1900 году.

В парке можно найти камни Тайху, привезённые из провинции Хэнань, и разнообразные коллекции, начиная от нефритовых сосудов эпохи Юань, заканчивая коллекцией из 495 стел со следами погибших сотни лет назад деревьев.

 

Летний императорский дворец (кит. трад. 頤和園, упр. 颐和园, пиньинь: Yíhé YuánПарк Ихэюань) — летняя резиденция императоров Цинской династии на окраинеПекина. Парк с более чем 3000 строений занесён ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. К западу до 1860 года находились обширные Императорские сады.

Создание «Сада чистой ряби» началось в 1750 году по приказу императора Цяньлуна с устройства рукотворного озера Куньмин (прообраз — Дяньчи). Из вырытой при строительстве озера земли возведён холм Долголетия, на вершине которого выстроены несколько буддийских храмов.

Вдоль берега идет Длинный коридор, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса как «самый длинный в мире расписанный коридор» — 728 метров. На стенах висит около 8 тысяч картин. Вокруг стоят бронзовые фигуры драконов и львов — символов императорского могущества. Здесь же на берегу стоит знаменитая Мраморная ладья, где любила обедать императрица Цыси, потратившая на создание Летнего дворца деньги, собранные на строительство китайского военно-морского флота — 30 миллионовлян серебра (937,500 кг).

Парк неоднократно перестраивался, его общая площадь — около 290 гектаров. Расположенная в северной части парка гора Ваньшоушань («Гора долголетия») занимает четверть этой площади, а лежащее к югу от горы озеро Куньминху — примерно три четверти.

Мост из 17 пролётов

Мраморная ладья

 

Самый длинный расписной коридор

 

Лунный мост

Как Китай стал центром современной архитектуры – Варламов.ру – ЖЖ

Еще каких-то 15 лет назад в Китае почти не было никаких небоскребов, а сейчас здесь находятся 7 из 20 самых высоких зданий в мире. Еще недавно китайские города состояли из милых и уютных хутунов, а теперь почти в каждом из них есть свои всемирные торговые центры и финансовые районы небоскребов.

Поразительно! Как так получилось?

Взгляните на две эти фотографии района Пудун в Шанхае. Как перемены могли произойти так быстро?

Я поговорил со знакомыми архитекторами, которые работают в Китае с середины 2000-х (именно тогда в Китае началось активное строительство). Во-первых, к тому моменту Великий и Прекрасный накопил достаточно баблишка, чтобы озаботиться своим имиджем за рубежом. Главными имиджевыми проектами десятилетия стали Олимпиада в Пекине в 2008 году и Всемирная выставка в Шанхае в 2010 году. Так получилось, что к 2008 году на Западе грянул финансовый кризис, который, как вы помните, был еще и кризисом сектора недвижимости. На Западе стройки на время прекратились, но только не в Китае!

Именно тогда в Великом и Прекрасном были созданы самые известные примеры китайской высотной архитектуры — здание Центрального телевидения Китая Рема Кулхаса.

Здание всемирного финансового центра в Шанхае («открывашка»).

Башня Цзыфэн в Нанкине.

Из-за отсутствия заказов на Западе иностранные архитекторы хлынули в Китай. При этом они были очень сговорчивыми: принимали на работу в архбюро китайских специалистов, делились чертежами и так далее. В результате выросло целое поколение китайских архитекторов.

Одновременно с этим Китай обзавелся целым рядом знаковых зданий, а многие китайские города благодаря им появились на карте мира. Что бы вы знали о Гуанчжоу, если бы не его небоскребы?

Слышали ли раньше о Шэньчжени?

А о Тяньцзине?

В общем, новые города стали создавать Китаю имидж современной и продвинутой страны.

Самый известный центр небоскребостроения, конечно, Шанхай.

Прошло то время, когда Голливуд снимал современные пейзажи в Нью-Йорке и Чикаго. Теперь фильмы про Джеймса Бонда («Скайфол») и фильм про будущее и общение с искусственным интеллектом «Она» снимаются в Шанхае!

Потом к власти пришел Си Цзиньпин, который посмотрел в окно на здание CCTV в Пекине и сказал, что «все эти здания как-то непонятно выглядят и похожи штаны, зачем они нам?! Здания должным быть красивыми, например, в виде драконов или китайских пагод! Иностранцы так построить не смогут!»

Тем не менее, строительство современных зданий продолжилось. В том же Пекине сейчас строится офисный центр по проекту Захи Хадид, у которого будет самый высокий атриум в мире.

Но из-за того, что китайские архитекторы уже поднаторели в проектировании, они стали все более активно конкурировать с иностранными архитекторами. Появились неплохие китайские архбюро, одно из которых — MAD — спроектировало музей в Ордосе:

А недавно вот построило театр оперы в Харбине.

Иностранным архитекторам стало сложнее работать в Китае, но заказы не прекратились. Например, архбюро «Кон Педерсен», которое ранее построило офисный центр Китайской национальной морской нефтяной корпорации (CNOOC) в Пекине, в этом году достроит небоскреб страховой компании «Пинань» в Шэньчжэни. Между прочим, его высота — 600 метров, и это пятое по высоте здание в мире, выше, чем One World Trade Center в Нью-Йорке!

Всего же за прошлый год в Шэньчжэни построили сразу 11 зданий с высотой более 200 метров. Вот он, китайский размах!

Даже самая удаленная и бедная провинция, типа Гуйчжоу, не может не похвастаться 335 метровым небоскребом. Жители других регионов не поймут! Небоскребов построили уже столько, что их просто сложно заполнить. Тем более сейчас, когда темпы роста экономики КНР снижаются. Говорят, даже Шанхай тауэр наполовину пустая. Я считаю, это преступление!

Кстати, а вот в Ухани заканчивают строительство небоскреба. Говорят, в 2017 году сдадут в эксплуатацию. Тут недавно подсчитали, что в 2017 году наступит пик строительства офисных центров в Китае, а количество незаполненных площадей в 17 крупнейших городах достигнет 19 миллионов квадратных метров.

Особенности современной китайской архитектуры: tema — LiveJournal

У многих людей есть предубеждение относительно китайцев, что те не моются, питаются рисом с тараканами и живут в говне.

Однако Китай опережает Россию лет на 30. И не только по количеству шоссе, городских дорог с разделителями и скоростных железных дорог.

Современная китайская архитектура ушла гораздо дальше нашей. Китайцы не просто строят квадратные метры, они строят жилье, приятное для глаза и души. Конечно, с нашей точки зрения у них не всегда хватает вкуса. Но цели и решения у них на голову выше наших.

Первая особенность — сложный периметр

У нас здания в сечении — прямоугольники. Китайское здание в сечении — сложная фигура. У любого здания есть углубления и полуколодцы на фасаде, которые у нас считались бы а) нефункциональными и б) отъедающими драгоценные метры. Они служат одной цели: так душевнее.

Китайцы знают толк в том, что придает душевность зданию. Даже если здание — унылое.

Даже если это новостройка средней руки.

Вторая особенность — украшение крыши

Даже если здание простейшее, в Китае нельзя после верхнего этажа просто тупо закончить фасад.

Обязательно сверху что-нибудь должно быть. Если денег мало, пойдет просто козырек или ограда из крупных элементов.

Если денег много, надо городить кокошник, чтобы был виден за 20 километров.

Главное — украсить крышу.

Сверху обычно устраивается смотровая площадка, место для шашлыка, разбивается сад. Все только для жителей, посторонним попасть сложно — вахтер не пустит.

Один из балкончиков на 36-м этаже:

Третья особенность — особенные верхние этажи

Китайцы понимают самое главное — нет ничего приятнее верхнего этажа. Или двух верхних этажей. Поэтому квартиры там делаются особенными и продаются гораздо дороже.

Даже в невысоком здании верхний этаж и крыша над ним — самое уютное место.

Выше тебя — только небо. Это китайцы понимают и ценят. Безвкусица? Зато каждый балкончик — уютные и приватный.

Сравните с видом из окна в любом спальном районе России.

Найдите у нас что-нибудь подобное.

А все дело в том, что китайцы не только платежеспособны, а еще и разборчивы. Поэтому нет дефицита желающих купить как можно больше квартир на крыше с видом. И архитекторы стараются для людей, а не для застройщиков.

Массовая многоэтажная застройка в Китае — охуенна. Хочется жить в таком доме, со сложными балконами, уютными закутками, нишами, крышами и пролетами.

А в это время в Москве строится элитный (=для лохов) квартал «Сады Пекина». Ни один уважающий себя китаец на такое бетонное говно не посмотрел бы даже — ни балкончиков, ни эркеров, ни углублений, ни мансард.

Великая Россия:

Немытый Китай:

27 потрясающих примеров современной архитектуры Китая

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Сейчас только ленивый не говорит о невероятном экономическом развитии Китая, который на наших глазах становится новой супердержавой. Архитектура Поднебесной – одно из доказательств величия этой прекрасной страны. В нашем обзоре представлены 27 примеров невероятной архитектуры Китая, которые должен увидеть каждый.

Штаб-квартира корпорации Alibaba в Ханчжоу

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Весьма оригинальное здание для одной из ведущих компаний Китая Alibaba в городе Ханчжоу было построено в 2009 году. Целью его возведения было создание максимально открытого и свободного пространства, которое будет способствовать продуктивному, но при этом непринужденному рабочему процессу. Штаб-квартира площадью 150 000 квадратных метров способна вместить около 9 тысяч сотрудников фирмы.

Здание Банка Китая в Гонконге

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Построенный в 1990 году 315-метровый (с учетом двух антенн высота здания достигает 367 метров) небоскреб Банк Китая на протяжении 3 лет считался самым высоким зданием Азии. От большинства других небоскребов гонконгскую башню отличает ее необычный футуристический дизайн, благодаря чему здание стало крайне популярным среди жителей и туристов.

Театр в Вужене

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Современный театр в небольшом городе Вужене, который спроектировал тайваньский зодчий Крис Яо из бюро ARTECH, напоминает прорастающие из одного стебля и сросшиеся воедино два цветка лотоса. Изысканные деревянные экраны покрывают примерно половину фасада, в то время, как другая его часть покрыта кирпичной кладкой. Этот театр стал настоящей визитной карточкой Вужена.

Глобальный центр «Новый век» в Чэнду

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Построенный в 2010 году многофункциональный комплекс «Новый век» официально признан самым большим цельным зданием в мире. Площадь здания составляет 1,76 миллиона квадратных метров, что втрое больше площади Пентагона. В уникальном комплексе располагаются торговые площади, офисы, конференц-залы, университетский комплекс, два коммерческих центра, два пятизвездочных отеля, кинотеатр IMAX и аквапарк с искусственным пляжем.

Олимпийский баскетбольный дворец в Пекине

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Строительство баскетбольного дворца, рассчитанного на 18 тысяч, было завершено к началу Игр в 2008 году. Именно в этом спортивном объекте проходили предварительные и финальные соревнования по баскетболу в рамках Олимпиады. Среди архитектурных особенностей стоит выделить крайне необычный фасад из специальных художественных панелей из дерева.

Новый терминал международного аэропорта Пекина

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Новый терминал, построенный к Олимпийским Играм по проекту легендарного барона Нормана Фостера, обладает колоссальными размерами – длиной 3,25 км и площадью в 1,3 млн. квадратных метров, что делает его самым большим сооружением в мире. Интересно, что британский архитектор постарался вложить в свое детище все понимание китайской традиционной архитектуры – красно-золотая гамма, резкий изгиб перекрытий и общий силуэт, схожий с силуэтом дракона придают сооружению восточные черты.

Небоскреб «Тайбэй 101» в Тайбэе

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

509-метровый небоскрёб, построенный в 2003 году в Тайбэе, является пятым по высоте зданием в мире. На нижних этажах находятся различные торговые центры и помещения обслуживания, а верхние заняты офисами крупнейших корпораций со всего мира. Крайне интересен тот факт, что в небоскрёбе «Тайбэй 101» находятся самые быстрые лифты в мире, поднимающиеся со скоростью 60,6 км/ч. Тайбэйская башня считается главным символом Тайваня и одним из важнейших архитектурных сооружений всего Китая.

Здание отеля Sheraton в Хучжоу

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

27-этажное подковообразное здание всемирного известной сети отелей Sheraton в Хучжоу было завершено в 2013 году. Благодаря своей форме здание получило прозвище «подкова». Особенно завораживающим оно выглядит по ночам, отражаясь в озере Таху и образуя со своим отражением силуэт цифры «8». Стоит отметить, что этот красивейший современный отель входит в десятку самых дорогих в мире.

Олимпийский стадион «Птичье гнездо» в Пекине

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Главный олимпийский объект Пекина был построен в преддверии Игр в 2008 году. Чаша стадиона имеет очень интересный и необычный внешний вид, который стал возможен благодаря конструкции из высококачественной стали, покрытой полимерами. Впервые попавший на стадион болельщик будет удивлен продуманностью и цельностью главного символа нового Пекина – даже светильники вдоль дорожек, ведущих к входам на стадион, выглядят, как миниатюрные птичьи гнезда.

Штаб-квартира центрального китайского телевидения CCTV в Пекине

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

В 2009 году было завершено строительство уникального здания штаб-квартиры CCTV в китайской столице. Новая штаб-квартира CCTV, расположенная на 20 га земли, считается самым значимым проектом знаменитого голландского архитектора Рэма Колхаса. Современный небоскреб состоит из двух башен (54 и 44 этажа), высота большей из них составляет 234 м. Между собой два корпуса соединяются с помощью горизонтальных конструкций на уровне последних этажей и у основания. Интересно, что из-за столь необычной формы строение получило прозвище «большие штаны».

Всемирный финансовый центр в Шанхае

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Строительство шестого по высоте здания мира было завершено в 2008 году. Особенности китайского ландшафта вынудили главного архитектора Дафида Малотта создать конструктивную систему, способную выдержать землетрясение до 7 баллов. В состав 101-этажного гиганта входят всевозможные магазины, рестораны, конференц-залы, офисы различных компаний и самая высокая смотровая площадка, расположенная на 100 этаже. Неофициальное название комплекса – «открывашка».

Спортивный центр «Восток» в Шанхае

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Спортивный центр «Восток», предназначенный в основном для проведения всевозможных соревнований по водным видам спорта – это комплекс из многофункционального стадиона, специального крытого центра водных видов спорта, открытого бассейна и большого медиацентра. Немецкие архитекторы из DMP спроектировали все эти сооружения в одном стиле, и каждое из них напоминает морские ракушки. Главный стадион рассчитан на 18 тысяч человек, двое других способны принять около пяти тысяч зрителей.

Офисный комплекс Cube Tube в Джинхуа

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Построенный в 2010 году комплекс Cube Tube находится в новом экономическом центре провинции Чжэцзян. Здание, состоящее из офисной и развлекательной частей, возведено по системе прямоугольных модулей, которые используются и как окна с террасами, и как украшение для интерьеров. Cube Tube стал наиболее значимым объектом в Джинхуа, который притягивает многих туристов, желающих насладиться «квадратной магией».

Многофункциональный комплекс Galaxy Soho в Пекине

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Многофункциональный комплекс Galaxy Soho, выполненный по проекту неповторимой Захи Хадид в 2010 году, стал настоящим украшением Пекина. Комплекс состоит из пяти куполообразных сооружений без прямых углов высотой до 67 м, плавно соединенных между собой на разных уровнях системой крытых и открытых переходов. Первые этажи занимают рестораны и магазины, а в верхних расположены офисы крупных компаний. Galaxy Soho стал первой работой Хадид в Китае.

Музей стекла в Шанхае

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Современное здание музея стекла является местом для тематических выставок и презентаций изделий из самого популярного и модного материала. Особое внимание стоит уделить необычному фасаду здания – наружные стены покрыты отшлифованным и покрытым эмалью темным стеклом. На фасаде можно прочесть слова на разных языках, которые в той или иной мере имеют отношение к прозрачному материалу.

Многофункциональный комплекс Sanlitun Soho в Пекине

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Комплекс Sanlitun Soho от известного японского зодчего Кенго Кумы представляет собой сад типа «сункун», окруженный различными зданиями по образу традиционных кварталов старого Пекина. Также японцем были использованы принципы сомасштабности человеку и очень высокой плотности застройки. Новый комплекс был поделен на четыре сектора согласно частям света, а переходы между ними представляют собой систему извилистых лабиринтов. Особый интерес представляют также корпуса Sanlitun Soho, облицованные разноцветными акриловыми панелями, которые меняют свой цвет при смене освещения.

Многофункциональный комплекс «Круг» в Гуанчжоу

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

33-этажное здание высотой 138 м было построено в 2013 году в Гуанчжоу по проекту итальянца Джузеппе Ди Паскуале. В центре «Круга» расположено круглое отверстие диаметром около 50 м. При отражении здания в реке получается изображение, похожее на цифру 8, которая считается у китайцев счастливой. Гуанчжоуский комплекс считается самым большим круглым зданием в мире.

Центр искусств «Готай» в Чунцине

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Невероятное здание центра искусств «Готай», строительство которого было закончено в феврале 2013 года, расположено в самом центре развивающегося города Чунцина. Здание состоит из двух частей – Большого театра и Музея искусств Чунцина. Интересно, что автор этого удивительного проекта Цзин Цюань решил использовать в качестве основной идеи традиционный китайский духовой инструмент «шэн».

Дом «Фортепиано и скрипка» в Хуайнане»

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Дом «Фортепиано и скрипка» – это невероятное здание, которые было построено в 2007 году в небольшом городе Хуайнане. Оно служит в качестве выставочного зала, посвященного вопросам планового развития недавно созданного в городе района Шаннан. Прозрачная скрипка служит входной зоной с эскалаторами и лестницами, главным же зданием комплекса является огромное фортепиано. Любопытно, что здание построенное в масштабе 1:50, обрело у туристов невероятною популярность и стало чуть ли не главным «романтическим» зданием страны.

Телебашня «Восточная жемчужина» в Шанхае

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

468-метровая телебашня «Восточная жемчужина» — это третье по высоте здание в Азии (высота 468 метров) и пятая среди самых высоких телебашня в мире. Гигантская сфера, в которой находится вращающийся ресторан, танцевальная площадка и бар, имеет диаметр 45 метров и находится на высоте 263 метра над землёй. Особой популярностью у туристов пользуется смотровая площадка со стеклянным полом, где можно почувствовать себя парящим над этим огромным мегаполисом.

Торгово-развлекательный комплекс Hanjie Wanda Square в Ухане

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Здание суперсовременного торгово-развлекательного комплекса Hanjie Wanda Square не может оставить равнодушным никого. 4 из 6 этажей скрыты под удивительной фактурной оболочкой из узорчатого стекла и нержавеющей стали. Комплекс следует всем канонам традиционного зодчества Китая, перенося их на современный лад. Особенно эффектным здание становится ночью благодаря светодиодной подсветке, подчеркивающей его форму.

Небоскреб Мао Цзиня в Шанхае

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Главная достопримечательность современного Шанхая, башня Мао Цзиня – одна из самых высоких в Азии. Основным элементом этого здания является число 8, ассоциирующееся у китайцев с благополучием. 88 этажей здания разделены на 16 сегментов, каждый из которых на 1/8 короче шестнадцатиэтажного основания, которым служит восьмиугольный бетонный каркас, окруженный восемью композитными и восемью внешними стальными колоннами. В здании находятся офисы, пятизвездочный отель, рестораны и смотровая площадка на 88-ом этаже.

Жилой комплекс Linked Hybrid в Пекине

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Пекинский жилой комплекс Linked Hybrid, спроектированный американским архитектором Стивеном Холлом и построенный в 2009 году, представляет собой систему из восьми башен, соединенных между собой воздушными мостами. Ансамбль включает в себя 750 квартир, кинотеатр, различные магазины, отель, рестораны и даже детский сад со школой для детей, проживающих в жилом комплексе. В воздушных мостах располагаются бассейн, фитнес-центр, чайные комнаты и кафе. linked Hybrid – пример того, каким должен быть жилой комплекс XI века.

Небоскреб Lippo Plaza в Гонконге

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Гонконгский офисный комплекс Lippo Plaza был построен в 1988 году по проекту американского архитектора Пола Рудольфа. Комплекс состоит из двух расположенных на расстоянии всего в несколько десятков метров друг от друга башен высотой 48 и 44 этажа. Автору этого неоднозначного объекта принадлежит первоначальная идея создания крупного комплекса из двух башен, напоминающих обнявших стволы деревьев коал. Неудивительно, что в народе это здание называют по имени главного животного Китая.

Национальный центр водных видов спорта в Пекине

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Здание национального центра водных видов спорта, также известное как «Водяной куб», стало частью большой олимпийской стройки и было официально открыто в 2008 году. Конечно, в первую очередь стоит отметить необычный фасад, напоминающий кристаллическую решетку из водных пузырей. Этот спортивный комплекс являет собой пример высокой энергоэффективности – поверхность здания способна принимать солнечную энергию и использовать ее для подогрева воды и помещений.

Музей в Ордосе

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

Недавно в Китае по проекту известного китайского бюро MAD Architects было завершено строительство нового уникального сооружения – музея в Ордосе. Главной особенностью находящегося на холме музея можно назвать его волнистую структуру из металлических пластин, которая помимо эстетической составляющей, защищает здание от перемен в погоде. Оригинальный объект ежедневно притягивает сотни туристов, желающих ознакомиться с этим шедевром современного зодчества.

Китайский национальный театр в Пекине

Современная архитектура КитаяСовременная архитектура Китая

После многочисленных отказов и замораживания строительства еще на стадии проектирования главный театр Китая все-таки был построен в начале 2000-ых. Напоминающее то ли огромную каплю воды, то ли летающую тарелку, приземлившуюся в китайской столице, это невероятное сооружение сразу же полюбилось большинству местных жителей и гостей Поднебесной. Театр представляет собой куполообразную структуру длиной 212 метров и высотой около 47 метров, полностью сделанную из металла и стекла. Здание находится на поверхности искусственного озера, а входом в него служат подводные тоннели с прозрачным потолком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *