Здания растрелли – Франческо Растрелли (1700 год — 29 апреля 1771) , русский архитектор итальянского происхождения
Графика Растрелли — Архитектурный стиль — LiveJournal
Предлагаю читателям нашего журнала познакомиться со статьей Андрея Чекмарева, опубликованной в Журнала Архитектурное наследие — https://arch-heritage.livejournal.com/1745677.html — в декабре 2013 года. Предложение автора «А давайте выкладывать сюда архитектурную графику — проекты, планы, обмеры. Этого материала по русской архитектуре явно в сети не хватает» — мне явно по душе. Впрочем, не буду цитировать всю статью, в ней очень много всего интересного.Итак — к прочтению:
Думаю, с чем бы сюда вернуться. Фотопутешественников стало по десятку на мегабайт, так что отчетами о поезках все уже давно объелись. Предлагаю тем, кто интересуется архитектурой немного больше, новую затею. А давайте выкладывать сюда архитектурную графику — проекты, планы, обмеры. Этого материала по русской архитектуре явно в сети не хватает. Графика много публиковалась, но не у всех есть именно эти книги или, лучше сказать, есть одни, но нет других. Неплохо было бы собирать такую вот интернет-коллекцию красивых чертежей. В замысле любая архитектура всегда лучше осуществленной, она фантазийней и дороже. А потом все, как обычно. упирается в бюджет. Имеет смысл составить визуальный ряд архитектурной графики, куда вошли бы не только те здания, которые построены, но и те замыслы, которые остались на бумаге. Что-то здесь уже нередко выкладывалось на эту тему, но фрагментами или довеском к фотографиям памятников или рассказу об их истории. Я же предлагаю ввести в сообщество особый жанр постов — подборку архитектурной графики по какой-либо теме. Можно по автору, можно по зданию или комплексу. Или еще как. Естественно, их растащат в сотнях перепостов, и это хорошо. Пусть интернет заполняется качественным и востребованным контентом, а то по части подобных материалов пока не фонтан.
Начнем с Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771). Главная фигура русского барокко, придворный зодчий двух императриц, Анны Иоанновны и особенно Елизаветы, для которой построил все ее роскошные дворцы. Чертежи Растрелли сегодня хранятся в разных собраниях, многое опубликовано. Из русских коллекций самые крупные в музее истории Санкт-Петербурга и Эрмитаже. Из зарубежных — в Народной библиотеке в Варшаве и венской Альбертине. Сканы разного качества из литературы о творчестве Растрелли и музейных каталогов.
Графика раннего периода 1730-х. Дворец курляндского герцога Бирона в Рундале, заложен в 1736, достраивался и доделывался после возвращения герцога из ссылки в 1762 году. Башню с проездом во нутренний двор так и не построили.





План всего дворцово-паркового ансамбля в Рундале

Второй дворец Бирона (а по статусу даже первый) с 1738 года строился в столице Курляндии Митаве, нынешней Елгаве. Дворцу не повезло, его со всей пышностью так и не отделали, а то, что было, неоднократно горело в пожарах. Сейчас там сидит сельхозакадемия.



Дальше чертежи деревянного Летнего дворца Елизаветы, который был построен в 1741-1744 годах и разобран по приказу Павла I, чтобы освободить место для его Михайловского замка (в котором император ии был убит).


Московский дворец Елизаветы, тоже деревянный, в Перове, которое принадлежало тогда фавориту императрицы Алексею Разумовскому. Дворец тоже давно не существует.

Еще один московский императорский дворец, в селе Покровском. Сохранился, зхотя до неузнаваемости перестроен под богадельню, находится на улице Гастелло.

Среднерогатский дворец Елизаветы, на окраине Петербурга, построен в 1751-1754 годах. Снесен недавно. в 1971 году.

Один из ранних вариантов перестройки и расширения Большого Петергофского дворца, 1746 год.

Дальше проектные чертежи перестройки Екатерининского дворца в Царском Селе. 1749-1756 годы.



И последняя по времени из елизаветинских резиденций — Зимний дворец в Петербурге, 1753-1762 годы

Работы Растрелли: достопримечательности СПб
История творится человеческими руками, и своему прекрасному современному облику Северная столица обязана таланту выдающихся мастеров прошлых столетий. Франческо Бартоломео Растрелли — архитектор, создавший многие достопримечательности Санкт-Петербурга, подчеркнувшие строгую красоту этого города.

Растрелли: выдающийся архитектор и его работы в СПб
Русский итальянец, выходец из итальянской семьи, перебравшейся в Петербург, учился у своего отца архитектора и не забывал ездить во Францию и Италию с целью повышения уровня своего мастерства. Одна из прекрасных работ отца — бюст Петра I. Растрелли смог добиться высокой схожести с ликом императора, используя восковой слепок, снятый с лица Петра I в 1719 году. Увидеть эту работу сейчас можно в Русском музее.
При дворе Анны Иоанновны Франческо Бартоломео Растрелли получил должность обер-архитектора, и продолжил свою карьеру при следующей императрице — Елизавете. Для нее он построил деревянный летний дворец, не сохранившийся до наших времен. Находясь на пике славы, Франческо Бартоломео Растрелли курировал сразу несколько грандиозных проектов: Большой дворец в Петергофе, Андреевский собор в Киеве и перестройку Екатерининского дворца в Царском Селе. Обычно он разрабатывал проект, а за ходом работ следили другие мастера. Так, принадлежит руке Растрелли и Зимний дворец — архитектор проектировал трехчастную сквозную арку со стороны фасада и грандиозную Иорданскую лестницу.


Смольный собор Франческо Растрелли проектировал по приказу императрицы Елизаветы Петровны — именно туда она планировала удалиться на закате лет. После смерти императрицы, любимый стиль Растрелли — барокко, вышел из моды. Новая императрица — Екатерина II была расположена к Антонио Ринальди, прекрасно знакомому с новейшими модными течениями, благодаря связям в Европе.
Архитектор умер в Митаве и был похоронен рядом с супругой Марией, ушедшей ранее. Полное собрание его чертежей выкупил польский граф, и сейчас их можно увидеть в Национальной библиотеке Варшавы. А Петербургу Франческо Растрелли оставил достопримечательности, любоваться изысканными линиями которых будут еще многие поколения жителей и гостей Северной столицы.


Площадь Растрелли в Санкт-Петербурге
С 1929 года участок между Смольным собором и сквером Кикины палаты носит имя великого мастера, подарившего сокровищнице Северной столице несколько жемчужин архитектуры. Туристы могут запланировать насыщенную прогулку, чтобы осмотреть Смольный собор и площадь Растрелли в Санкт-Петербурге, заглянув по пути в Таврический сад и навестив памятник Фонарщику.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Мастер соборов и дворцов: Франческо Растрелли
Франческо Растрелли был итальянцем по крови, но его называли русским гением. Он работал увлеченно и отдал Петербургу лучшие годы своей жизни. Ему мастерски удавалось сочетать традиции русского зодчества с элементами европейской архитектурой, и воплотить в жизнь то, что от него ожидали монархи. Об архитекторе, работами которого не перестают восхищаться и по сей день, вспомнила автор diletant.media Анна Баклага.
Великий архитектор Петербурга впервые приехал в Россию в 16 лет
Франческо Растрелли было всего шестнадцать лет, когда он впервые приехал в Россию. Будущего архитектора привез с собой отец. Карло Расстрели — был одним из тех, кто по приглашению царя, прибыл в новую столицу Российской империи, чтобы построить западный город в России. Это была задумка Петра I, который понимал, что без помощи европейских архитекторов ничего не получится.
Юный Франческо оказался достойным учеником своего отца. И главное — он был по-настоящему талантлив. Позже, ему предстояло обучать русских мастеров секретам европейской градостроительной науки и самому расширять свой архитектурный кругозор русским зодчеством.
Слава к нему, которая не выпадала в России еще ни одному архитектору, пришла в 1730-е годы. Фаворит царицы Анны Иоанновны доверил Растрелли построить в Курляндии дворцы своей резиденции — Рундальский дворец и дворец в Митаве. Это первые, сохранившиеся до наших дней, творения мастера. Герцог Бирон был в восторге от выполненной работы. Именно по его рекомендации Франческо стал обер-архитектором императрицы. Другой некоронованной особой, для которой строил Растрелли, был любимец Екатерины Петровны — Михаил Воронцов. Дворец, о котором мечтал граф, строили девять лет. Это была роскошная усадьба, где каждая деталь — истинное произведение искусства. Однако, содержать этот великолепный дворец Воронцову оказалось не по силам и постройку пришлось продать в казну. Там разместили пажеский корпус, а позже — суворовское училище.
По рекомендации Бирона, Растрелли стал царским обер-архитектором
Можно отметить, что правление Елизаветы Петровны стало расцветом славы Франческо Растрелли. Они оба мечтали превратить Петербург в самый лучший город на земле. А понятия, как это сделать, у них удачно совпадали. После того, как Екатерина посетила построенный мастером Летний дворец, она убедилась — он гений. Во дворце было сто шестьдесят апартаментов. Все они были в зеркалах и богато украшены. С ранней весны до осени там, вместе с императрицей, жила семья наследника престола — Павла I. Между тем, став императором, он без промедления снес Летний дворец. На его месте, император построил Михайловский замок, где был убит заговорщиками.
Впрочем, все ожидания царицы Растрелли превзошел, когда воплотил в жизнь самую заветную ее мечту — Петергофский дворец. Знаменитая постройка была, действительно, сказочной и превзошла прославленную резиденцию французских королей. Территория верхних садов была обустроена на французский лад, а внутри дворца каждая деталь была невероятной красоты. Начиналось все с парадной лестницы, в которой одно только кружево перил не позволяло отвести глаза. Ни одна комната в этом огромном здании не повторяла другую. Все было изысканно и разнообразно.
Петергофский дворец превзошел резиденцию французских королей
Восхищенные работами Франческо Растрелли, многие влиятельные люди хотели иметь, именно им, построенный дворец. Одним из таких желающих оказался сподвижник императрицы — Сергей Григорьевич Строганов. Его воля была выполнена всего за полтора месяца. Любая деталь дворца, как всегда являлась шедевром и отражала неповторимый стиль зодчего. Строгановский дворец до сих пор остается одной из главных частей проспекта Петербурга, а его парадный зал — единственным помещением, не нуждающимся в восстановлении.
Самой большой многоярусной колокольней в России должен был стать Смольный собор. Растрелли строил храм на берегу Невы, но воплотить в жизнь грандиозный план полностью, к сожалению, не удалось. Началась война с Пруссией и Елизавете Петровне пришлось урезать бюджет. Тем не менее, собор и без того получился превосходным. А сочетание традиции русского зодчества с элементами европейской архитектуры, придало постройке праздничность и живописность.
Еще один безусловный шедевр Франческо Растрелли — Екатерининский дворец. Именно там российские монархи принимали своих знаменитых иностранных гостей. Ведь даже самых избалованных роскошью людей восхищал интерьер дворца. На постройке, протянувшейся более чем на триста метров, архитектор расположил все, что его завораживало в русской архитектуре.
В Царском Селе одним из павильонов значится — Эрмитаж. В переводе с французского — место уединения. Здесь российские государи устраивали приемы для избранных. Все углы этого затейливого маленького дворца выделены сдвоенными коринфскими колоннами. Такой прием, придающий всем постройкам воздушность, был любимым у Растрелли.
Впервые архитектор был награжден после 26 лет службы
По повелению Елизаветы Петровны, был создан еще один архитектурный памятник — Зимний дворец. В нем сочетались все излюбленные композиционные приемы мастера. Но Растрелли не удалось довести до конца отделку всех интерьеров дворца. Сейчас там популярный музей России.
До завершения Дворцовой церкви императрица не дожила. Первым, кто зашел внутрь новой постройки, был Петр III. Он настолько был поражен красотой увиденного, что наградил архитектора орденом святой Анны и званием генерал-майора. За двадцать шесть лет службы — это была первая царская награда.
Растрелли даже не представлял, что можно строить дворцы там, где как ему казалось после солнечного Парижа, невозможно жить. Однако, он сделал то, что другим не удавалось. К сожалению, многое из того, что построил архитектор не дошло до наших дней. Но то, что осталось, продолжает восхищать нас ничуть не меньше, чем его современников.
Франческо Бартоломео Растрелли / Francesco Bartolomeo Rastrelli — Известные архитекторы и дизайнеры
Франческо Бартоломео Растрелли (1701 Париж-29 апреля ?1771) – архитектор, наиболее яркий представитель русского барокко. Cын обрусевшего итальянца, архитектора и скульптора, Карло Растрелли. Получив архитектурное образование в Париже, в 1716 году Франческо вместе с отцом по приглашению Петра I переехал в Россию. В 20-е годы выезжал периодически в Европу, работал в Италии, Франции и Германии, набирая все больше опыта. Построил дворцы герцога Бирона в Рундале (1736 —1740) и Митаве (1738 — 1740), оба расположены в Латвии. При дворе императрицы Анны Иоанновны в 1732 году архитектор начинает работы над Зимним Дворцом (третьим по счету: две предыдущие постройки не сохранились).
Первой самостоятельной работой Растрелли в России стал дворец молдавского князя Антиоха Кантемира в Петербурге на Дворцовой набережной (1721-1727гг). Эта постройка была выполнена зодчим под влиянием североевропейской архитектуры.
В 1730 году Растрелли станол придворным архитектором императрицы Анны Иоанновны. Первым проектом по приказу ее величества было строительство дворца Анненгоф в Лефортово на берегу Яузы. Из построек до наших дней сохранился только грот, выполненный из кирпича с белокаменными колоннами.
Грот во дворце Анненгоф в Лефортово
в 1732 году архитектор начал работы над Зимним Дворцом. Согласно проекту здание насчитывало 460 залов и комнат и стало первый масштабным сооружением Растрелли, выполненным из камня. Однако по приказу новой императрицы Елизаветы в 1754 году архитектор разработал проект реконструкции старого здания, по которому Дворец должен был стать самым значимым архитектурным сооружением Петербурга. Форма постройки, которую мы можем видеть сегодня на Дворцовой площади, представляет собой пятиугольный замкнутый блок с внутренним двором. Вдоль нижнего этажа проходят галереи, соединяющие все части дворца. Высота в три этажа (небывалая для того времени), сложная расстановка колонн главного фасада, роскошные интерьеры в стиле барокко с характерными завитками, скульптурные фигуры поражают своим великолепием и масштабностью.
За величественными анфиладами первого этажа открывается вид на парадную лестницу, получившую название Посольская (или Иорданская) – величайший шедевр Растрелли и яркий пример русского (елизаветинского) барокко.
Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Зимний дворец стал первым зданием из строений, вошедших в комплекс современного Эрмитажа.
В середине 30-годов Растрелли создал два проекта, вошедшие в историю архитектуры как его первые масштабные садово-парковые работы: Митавский дворец и загородная усадьба (Рундальский дворец) для герцога Бирона в Курляндии.
Посольская (или Иорданская) лестница в Зимнем дворце
С 1741 года после восхождения на престол Елизаветы Петровны для архитектора начался период расцвета его творчества. Первым был построен деревянный летний дворец в Санкт-Петербурге (1741—1744 годы; не сохранился). Затем последовали многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы, такие как дворец Воронцова (1749—1752), Строгановский дворец (1753 — 1754). С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. Архитектор уже четко угадывал вкус и пожелания императрицы и сумел перестроить Петергофский дворец в более масштабную дворцовую композицию, сохранив при этом дух времени петровского барокко.
Рундальский дворец
Дворец в Царском селе – одно из самых грандиозных и значимых творений автора, в котором отразилась вся мощь и величие государства Российского. Большой дворец был также создан практически заново. Чередование колонн главного фасада, скульптур и декора, бирюзовая окраска еще раз подчеркивает стиль елизаветинского барокко.
Дворец в Царском селе
В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве, в 1752 — 1757 — перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне — город Пушкин), дворец в Ропше.
Также Растрелли создал ансамбль Смольного монастыря (1748 — 1754) и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754 — 1762). Смольный собор в Санкт-Петербурге – ценнейшее произведение архитектора в храмовом зодчестве (1748 — 1764). Официальное его название – Воскресенский собор Новодевичьего монастыря. Это еще один яркий шедевр зрелого, уже позднего елизаветинского барокко. Здание имеет форму каре, четыре башни-звонницы украшают его внутренние углы. Окна обрамлены изящными наличниками, рельеф лазурных фасадов подчеркивают белоснежные колонны. Применение объемной лепнины в оформлении интерьеров напоминает о позднем барокко, однако проект здания в форме традиционного русского пятиглавия указывает возврат к национальным мотивам.
Дворец в Царском селе
Постепенно барокко выходит из моды. Россию захватила волна новых веяний европейской архитектуры. Императрица предпочитала пришедший на смену барокко стиль классицизм. При дворе Екатерины II появляется архитектор Антонио Ринальди, и 10 августа 1762 года Растрелли уходит в отставку. Место захоронения Франческо Растрелли до конца не известно: по одним источникам он умер в Петербурге, по другим – похоронен вместе с женой Марией в Митаве. Архитектор и декоратор Бартоломео Франческо Растрелли навсегда вошел в историю архитектуры как автор русского барокко.
26. Постройки Растрелли в Петербурге. Сохранившиеся
Большой
Петергофский дворец(Петергоф)
Нижний парк в Петергофе, Санкт-Петербург. Большой каскад. 1747—1755
Часовня
Большого дворца1747—1751(Петергоф)
Смольный
собор,Смольный
монастырь,Санкт-Петербург1748—1764
Воронцовский
дворец1749—1757
Большой
Екатерининский дворец,Царское
Село,
1752—1756
Павильон
«Грот» в Екатерининском парке Царского
Села,1753—1757
Павильон
«Эрмитаж»
Царского Села.
1744—1754
Строгановский
дворец 1753—1754
1754—1762Зимний
дворец
утраченные
1.Кантемировский дворец Полностью перестроен в 1875-77 гг. 1721-27
2.Зимний
дворец Анны Иоанновны
Заменён существующим Зимним дворцом 1732—1736 снесён 1754
3.Летний
дворец Елизаветы Петровны Деревянный, заменён Инженерным
замком.
1741—1744
снесён
1797
27. Николо-Богоявленский Морской собор Санкт-Петербурга
Прилегающая территория была застроена одноэтажными казармами. В них жили служители Военно-морского ведомства. Об этом говорят названия Канонерской улицы и Канонерского переулка («канонир» или «канонер» — значит «пушкарь»). До нашего времени сохранились каменные постройки Никольского рынка, возведенные в 1788—1789 годах. Выбор места строительства собора кроме наличия свободного участка в южной части Полкового двора, определялся и близостью водных путей — Фонтанки, Екатерининского (ныне Грибоедова) и Крюкова каналов[1].
В 1752 году президент Адмиралтейств-коллегии князь Михаил Голицын подал на имя императрицы Елизаветы Петровны прошение о возведении на средства морского ведомства и пожертвования нового собора «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского».
Никольский морской собор строился как «морская полковая церковь» в период с 1753 по 1762 года на морском полковом дворе на месте деревянного храма по проекту архитектора Адмиралтейств-коллегии С. И. Чевакинского. Собор вмещает около пяти тысяч человек одновременно. Отдельно стоящая четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня возведена в 1755—1758 годах. Крестообразное в плане здание Никольского морского собора украшено коринфскими колоннами, собранными в пучки, лепными наличниками, широким антаблементом и увенчано золочёным пятиглавием. Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками.
Нижняя трёхпридельная Никольская церковь освящена во имя святого Николая Чудотворца, который традиционно считается покровителем плавающих и путешествующих, верхняя однопрестольная церковь — во имя Богоявления Господня. В них сохранились резные иконостасы XVIII века, исполненные И. Ф. Канаевым и С. Никулиным. Образа написали братья Колокольниковы: Федот в верхней, Мина в нижней церкви.
Престол верхней церкви был освящен 20 июля 1762 года в присутствии императрицы Екатерины II, которая повелела именовать новопостроенную церковь собором; в нём отмечались победы российского флота. Главная святыня собора — греческая иконасвятителя Николая Чудотворца XVII века с частицей его мощей — находится в нижнем храме.
В саду перед храмом, в 1908 году был воздвигнут Цусимский обелиск в память о погибших при Цусиме, созданный по проекту морского офицера князя Путятина. При соборе с 1870 года действовало благотворительное общество со школой, больницей, приютом и женской богадельней. После Октябрской революции 1917 года Никольский морской собор не закрывался и в 1941—1999 годах был кафедральным. В дни блокады Ленинграда в помещении, устроенном на хорах собора, жил митрополит ЛенинградскийАлексий (Симанский).
В 2000 году в нижнем ярусе колокольни освящена часовня.
19 апреля 2008 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) совершил чин освящения верхнего храма, Богоявленской церкви. В храм также были возвращены святыни — старинные, византийской традиции, иконы живописцев Колокольниковых и ковчег с частицами мощей святых многих веков, начиная с первых христианских мучеников[3].
В верхнем храме установлены мемориальные доски экипажам АПЛ «Комсомолец» и других затонувших советских субмарин. В дни памяти совершаются панихиды по членам экипажей. С 2000 года в соборе совершается поминовение моряков АПЛ «Курск».
Растрелли Франческо-Бартоломео (1700 — 1771) — Энциклопедия Царского Села
Архитектор Франческо-Бартоломео Растрелли вошел в историю как один из самых выдающихся представителей не только русского, но и мирового зодчества XVIII столетия.
Практически все творения архитектора были созданы в России, ставшей для итальянца второй родиной. Деятельность зодчего приходится на 1730-1750-е годы, период роста могущества дворянского государства и укрепления связей России с Европой. Эти обстоятельства зо многом повлияли на облик рожденных гением Растрелли императорских дворцов, парковых сооружений, городских особняков и культовых зданий, отличающихся величественностью и роскошью.
Самые значимые произведения Растрелли были созданы в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Основание города на Неве, стремительное развитие и благоустройство новой столицы требовали сообразного этому статусу архитектурного облика, в формировании которого Растрелли сыграл далеко не последнюю ро.ть. В Санкт-Петербурге XVIII века работало множество архитекторов со всех концов Европы — великолепных мастеров своего дела, создавших замечательные здания и дворцы, внеся значительную лепту в формирование художественного облика города. Однако только некоторым из них было суждено сделать нечто большее: одухотворить образ города и оставить наследие, ставшее его «визитной карточкой».
К числу таких архитекторов принадлежит и Растрелли, однако не менее важной стороной его деятельности была работа в Царском Селе. С именем зодчего неразрывно связано возвышение Царского Села, превращение его из загородного поместья в императорскую резиденцию. Архитектурный облик и внутренняя отделка Большого Царскосельского дворца, перестроенного по проекту Растрелли, царскосельские парковые павильоны появившиеся одновременно с дворцом.во всей полноте демонстрируют талант зодчего, его основные архитектурные приемы. Характерные черты русского барокко достигли здесь своей наивысшей выразительности, придав резиденции особую торжественность и сделав ее выражением могущества и величия русского монарха. Усилиями Растрелли царскосельская резиденция стала ярким свидетельством блеска елизаветинской эпохи. Созданные им архитектурные образы зримо передают атмосферу вечного праздника, царившего при дворе Елизаветы Петровны.
Граф, итальянец по происхождению, Растрелли родился в Париже. Сын известного флорентийского архитектора и скульптора Карла-Бартоломео. До сих пор некоторые исследователи спорят о дате рождения и месте захоронения Ф.-Б. Растрелли. О годах детства и отрочества архитектора также известно немногое. Скорее всего, Растрелли-старший, мечтая, чтобы сын стал продолжателем его дела, сам обучал Франческо-Бартоломео рисунку, лепке, основам архитектурной композиции, медальерного искусства, гидравлике.
В 1716 году приехал в Санкт-Петербург с отцом, заключившим договор с императором Петром I. Растрелли-старший был приглашен Петром I в Россию для литья статуй, разбивки садов, устройства фонтанов и других архитектурно-художественных работ. 16-летний Франческо-Бартоломео отправился в Санкт-Петербург вместе с отцом как ученик и ближайший помощник. Вскоре после прибытия в Санкт-Петербург Растрелли-старший перестал заниматься строительной деятельностью к полностью посвятил себя основному призванию — скульгггуре.
Строительные площадки Санкт-Петербурга, которые поражали очевидцев своими масштабами и не имели современных им аналогов в Европе, стали архитектурной школой для молодого Растрелли. Уже с 1720-х годов Франческо-Бартоломео начал самостоятельно выполнять различные архитектурные задания.
Строительство петербургского дворца господаря молдавского Дмитрия Кантемира, проходившее с 1721 по 1727 год, было одной из первых самостоятельных работ Ф.-Б. Растрелли, Сохранившиеся чертежи и гравюра указывают на то, что данный проект являлся ученическим к содержал больше черт голландской, или раннепетербургской, архитектуры, чем итальянской или французской. Однако в этой работе уже проявляется талант будущего мастера в компоновке объемов. Сын господаря, поэт Антиох Кантемир, оставил интересное примечание: «Граф Растрелли родом итальянец, в российском государстве искусный архитектор: за младостью возраста не столько в практике силен, как в вымыслах и чертежах. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания казист; одним словом, может увеселиться око в том, что он построил». Эти строки являются первой, дошедшей до наших времен оценкой современника архитектурной деятельности Растрелли. Принадлежность свидетельства высокообразованному человеку, поэту, философу и политическому деятелю, который не являлся ни конкурентом, ни другом архитектора, говорит о беспристрастности оценки.
В период с 1722 по 1730 годы дважды ездил в Италию и Францию совершенствоваться в архитектурном деле (один раз на 5 лет). Выполнял частные заказы в Санкт-Петербурге и Москве.
Стремительное возвышение зодчего началось после вступления на российский престол курляндской герцогини Анны Иоанновны. 10 ноября 1730 года Растрелли-младший был назначен придворным архитектором, получив контроль над всеми основными строительными начинаниями двора. Важным этапом в жизни и творчестве архитектора является время его пребывания в старой столице — Москве, куда он переехал вместе с отцом в 1730 году и где оставался до 1732 года. Московские постройки архитектора являлись для него своеобразным экспериментом. Именно в них были предприняты первые шаги к созданию уникального архитектурного стиля Растрелли.
Несмотря на то, что после переворота 1741 года и восшествия на престол Елизаветы Петровны, архитектор не остался без работы, его положение несколько ухудшилось: Растрелли был лишен диплома на графское достоинство, и количество заказов, адресованных ему, сократилось.
Наиболее важными строительными работами в Санкт-Петербурге и окрестностях руководили М. Г. Земцов и его ученики С.И. Чевакинский, А.В. Квасов, Г.Д. Дмитриев. Только после смерти Земцова в 1743 году Франческо-Бартоломео снова стал привлекаться для выполнения важнейших заданий двора.
В 1746 году зодчий начал работать над расширением, а впоследствии и над перестройкой Большого Петергофского дворца. Проектные и строительные работы в Петергофе, возглавляемые Растрелли, растянулись на целое десятилетие и по праву считаются одним из самых значительных достижений архитектора.
Еще более творчески плодотворным стало для Растрелли следующее десятилетие. В этот период архитектор оказался наиболее востребован и постоянно выполнял важные задания двора и высшей аристократии. Среди многочисленных построек этого времени, выполненных по его проектам, столичные дворцы, особняки и культовые здания, множество загородных дворцов и парковых сооружений.
После утверждения на престоле императрица Елизавета Петровна в 1741 году решила обновить облик родовой загородной усадьбы, которую она любила всем сердцем. Этот дом был очень дорог императрице как память о ее родителях. Решение о перестройке родового гнезда Елизавета Петровна приняла через год после восшествия на престол. Стремление императрицы произвести кардинальные изменения в облике царскосельской усадьбы, превратив ее в предмет гордости, было продиктовано тягой Елизаветы к блеску и роскоши и ее личными качествами.
Первый раз Растрелли прибыл в Царское в 1744 г, получив «высочайшее повеление» составить план и смету «для устроения плавания водою из Невы в Село Царское». Исполнить желание Елизаветы и сделать так, чтобы в ее летнюю резиденцию можно было, как в Петергоф, прибывать по воде, он не смог — трудность состояла в том, что Царское расположено на возвышенности над уровнем моря. Работы, проведенные под руководством Растрелли в Царском Селе, без сомнения, являются одним из самых значительных и масштабных его свершений.
До Растрелли над дворцом работали И. Браунштейн, С. Чевакинский и А. Квасов. Чевакинский на протяжении полутора десятилетий, вплоть до 1760 г., вел наблюдение за строительством в Царском Селе. В первое время Чевакинскии и Квасов трудились совместно, осуществляя и развивая первоначальный замысел А. Земцова. Затем, после отъезда Квасова на Украину, Чевакинский работал в содружестве с графом Растрелли.
Указ о построении большого дворца был дан графу Растрелли императрицей Елисаветой в 1744 году в январе месяце, и уже позднее, в царствование Екатерины II, дворец обогатился новыми пристройками.
Конец работы Чевакинского над дворцом положили висячие сады во дворце. Эта затея символически отождествляла Елизавету Петровну с легендарной основательницей Вавилона царицей Семирамидой. С весны 1748 года «висячие» сады стали любимым местом отдыха и уединения императрицы. Однако вскоре недостатки этой идеи стали очевидны: вода из «висячих» садов протекала в галерею, что приводило к мокрым разводам и обвалу штукатурки в помещениях дворца. За такой серьезный просчет Чевакинский был отстранен от руководства работами в Царском Селе.
С 1752 года по высочайшему повелению постройку дворца возглавил Растрелли, которому теперь подчинялся его предшественник на этом посту. Несомненно, главным критерием назначения Растрелли ведущим архитектором в работах по расширению и перестройке царскосельской усадьбы был его выдающийся архитектурный талант. Выбор императрицы в определенной степени объяснялся и иностранным происхождением зодчего: подобно своему отцу, Елизавета Петровна пыталась во всем ориентироваться на Запад и всячески поощряла иностранцев на русской службе.
Архитектора часто называют мастером «елизаветинского барокко». Основные его работы в Санкт-Петербурге: Смольный монастырь, дворец М. И. Воронцова, дворец А. С. Строганова, Летний дворец Елизаветы Петровны (находился на месте Михайловского (Инженерного) замка), Большой Петергофский дворец, Зимний дворец (интерьеры перестроены после пожара).
Деятельность Растрелли в Царском Селе по своей природе была схожа с его деятельностью в Петергофе и Зимнем дворце. Первоначально архитектор занимался только частичными изменениями в уже построенных и отделанных зданиях. Однако вскоре полет архитектурной мысли захватывал зодчего, и работы под его руководством полностью меняли все, на что он направлял свой взор.
С 1752 по 1756 год при императрице Елизавете Петровне Ф. -Б. Растрелли возглавлял строительство царскосельской резиденции.
В этот период он заново перестроил весь Большой Екатерининский дворец
Барокко — одно из ведущих направлений в художественнои культуре ряда западноевропейских стран, как нельзя более соответствовало существовавшему тогда в России стремлению к представительности и возвеличиванию императорской власти.
Здания огромных размеров с чрезвычайно пышным оформлением фасадов свидетельствовали о расцвете русского искусства и как бы воплощали в памятниках архитектуры славу, величие и могущество государства.
Ф.-Б. Растрелли широко использовал в своих работах традиции древнерусской архитектуры, а также зодчих петровского времени. Его многочисленные постройки отличаются пластическим богатством архитектурных форм, яркостью окраски и роскошью отделки. Сооружения в Царском Селе занимают в творчестве Растрелли наиболее значительное место.
Сохранив основные принципы первоначальной планировки ансамбля, зодчий согласно требованиям царского двора создал загородную резиденцию, буквально поражавшую современников великолепием, блеском, неистощимой фантазией декоративного убранства.
Растрелли возвел третий этаж над Средним домом, превратив таким образом дворец в единый объем большой протяженности.
Зодчий высоко поднял над дворцом купол и главы церкви, соорудил купол над Портретным залом. В южную часть здания Растрелли перенес парадную лестницу. Новые ворота, ажурные, кованые, с золочеными деталями, украсили въезд в парадный двор. Дворец производил впечатление необычайной праздничности и нарядности: игра света и тени, ритмический строй многочисленных колонн и пилястр, пышные наличники окон, яркая позолота скульптурного убранства, лепных и резных украшений, лазоревый цвет стен..
9 сентября 1754 года Большой Царскосельский дворец был представлен иностранным министрам. Этот визит подробно описан в документе под названием «Записка бытности в Царском Селе чужестранных министров и прочих персон, назначенных по высочайшему повелению 7 сентября 1754 года».
В документе сообщается, что иноземцы осматривали дворцовые залы «с особливым прилежанием», после чего «прошли всеми покоями до церкви и, сошед нижними комнатами, пришли в церковь. [… ] Посол и чужестранные министры весьма адмирировали [от франц. s’admi-rer — восхищаться] великолепие и богатство, употребленное как в наружных, так и во внутренних убранствах всего огромного здания».
Сохранился рассказ о том, как Елизавета Петровна в присутствии иностранных министров приезжала осматривать только что построенный дворец. Все спутники императрицы выражали свой восторг, кроме одного французского посла, который хранил молчание. Это задело самолюбие императрицы, и она решила поинтересоваться, в чем причина такого поведения. Ответ посла не просто польстил императрице, а буквально поразил ее до глубины души. Посол сравнил дворец с прекрасной драгоценностью и сказал, что он не видит здесь важной детали: «футляра на сию драгоценность».
Сам Растрелли писал впоследствии о своем творении: «Я перестроил большой увеселительный дворец в Сарском Селе, в 25 верстах от Санкт-Петербурга; главные фасады оного, со стороны большого двора и такой же от старого сада, в длину имеют 959 королевских футов. У сего великого здания три этажа. Первый есть обычная резиденция Ея Величества, второй отведен для лета, и все покои здесь парадные, богато украшенные золоченой скульптурой».
Внутреннее убранство дворца не уступало в пышности и величественности фасадам. Растрелли показал себя не только выдающимся архитектором, но и талантливейшим декоратором.
В 1756-1757 годах Ф.-Б. Растрелли сдает Большой Царскосельский дворец по описи архитектору В. И. Неелову.
В 1762 году, когда на российский престол взошла Екатерина II, Франческо-Бартоломео Растрелли верой и правдой прослужил России и императорскому двору 48 лет.
В 1762 архитектор В. Неелов обеспокоенный состоянием полов в Большом дворце, пишет об эботом в Контору строений. Чиновники Конторы строений соглашались с необходимостью переделки» но не энали, на какие средства и как именно осуществлять исправления, поэтому решили вызвать для осмотра архитектора Ф.-Б. Растрелли. Ответ знаменитого зодчего, уже работавшего с императором Петром III, — характерный документ эпохи: Растрелли заявил, что проблемы в царскосельском дворце — не повод для его визита. В этом письме заключено одно из объяснений последующей «опалы» знаменитого архитектора, который плохо ориентировался в политической расстановке сил и не скрывал своего раздражения работой при дворце «архитектора» (намекая на Василия Неелова).
Ответ Растрелли от 4 марта 1762: «Минувшего февраля и 28 числа с присланным ко мне из оной Канторы сообщением объявлено, что в том Селе Царском во дворце в покоях нижних и верхних полы сырости погнили також де и прочие ветхости являютца, для осмотра чтоб я был в то Село Царское и на оное Канторе Строений Села Царского oбъявляю: когда означенный дворец происходил чрез десять лет строением и я по воле блаженные и вечной славы достойныя памяти государыни Императрицы Елизаветы Петровны к тому строению всегда отсюда приезд имел и показание чинил, для которого строения чрез десять лет употребил, я своих собственных денег близ пяти тысяч рублев, токмо я зато награждения никакого не получил, а тот дворец в угодность милостивой Государыни состроен как быть надлежит, для {…] дворца в том Селе Царском определен нарочной архитектор которой может ту починку исправить. А мне для оных починок от порученных в силу имянного ЕВИ указе строениев отлучитца никак не можно. При том же для таковых в помянутом Селе Царском починок имянного ЕИВ повеления не имею. Чего ради реченной Канторе ко мне впредь об оном писать не следственно. Подл. подпись: обер архитектор, граф де Растрелли».
Новое царствование полностью изменило привычный уклад жизни и мировоззрение русской аристократии. Идеалами «просвещенного абсолютизма» Екатерины Великой стали поклонение классике и возврат к природе. Менялись не только вкусы и предпочтения в литературе, живописи, архитектуре, но и образ жизни. Безудержная роскошь, ослепляющая блеском золота, присущая работам Растрелли, оказалась несовместимой с новыми взглядами и новой эпохой. Зодчего начали критиковать за чрезмерную дороговизну и декоративность его работ.
После прихода к власти Екатерины II Растрелли был переведен в подчинение И. И. Бецкому, президенту Академии художеств Комиссии от строений. Более сорока лет подчиняясь лишь императрице, выполняя ее задания и волю, обер-архитектор Елизаветы Петровны не мог согласиться ни с каким иным начальством, кроме монархини. Растрепли подал прошение об отставке, которое было подписано Екатериной II. Вскоре зодчий был приглашен своим давним заказчиком Э.-И. Бироном в Курляндию, где заканчивал работы по отделке дворца в Рундале.
Произведения, созданные Растрелли в Царском Селе, занимают особoe место среди его работ и наряду с другими творениями зодчего составляют ядро архитектурно-художественного наследия середины XVIII века. Мастерство Растрелли настолько значительно повлияло на архитектуру своего времени, что русское барокко середины XVIII века с полным правом называют «растреллиевским».
Основные архитектурные принципы и декоративные приемы, предложенные зодчим, так или иначе использовались при создании большинства дворцов, церквей и особняков, строившихся в те времена в России.
В зданиях Царского Села эти приемы проявились особенно ярко. Выступы и ризалиты, струппированные в пучки колонны и полуколонны, многочисленные карнизы, сложные орнаментальные наличники, многообразные резные и лепные украшения в виде картушей, медальонов, ваз и статуи, яркая расцветка фасадов — все это было искусно использовано Растрелли в создании нового ослепительного облика царскосельской резиденции.
Интерьеры, созданные по проекту зодчего, также наглядно демонстрируют присущие ему архитектурные и декораторские принципы: анфиладную организацию пространства, насыщенную декоративную отделку, включающую зеркала в золоченых резных рамах, живописные плафоны с торжественными аллегорическими композициями и наборный паркет.
Талант Растрелли получил столь безоговорочное признание императорского двора не только благодаря пышности и торжественности построенных им дворцов. В своей архитектуре зодчий с удивительной гармоничностью сочетал основные принципы стиля европейского барокко с такими чертами русского национального зодчества, как яркая окраска зданий, контрастное выделение деталей и элементов ордера, использование деревянной резьбы и живописи в интерьерах.
Растрелли увековечил свое имя, оставив после себя великое наследие, которое и в наши дни вызывает неподдельное восхищение. «Русский итальянец» создал нечто большее, чем местную вариацию европейского барокко. Его архитектура имела не только эстетическое, но и государственное значение. Растрелли был призван императрицей на службу для того, чтобы своими ослепительными творениями прославлять русское государство. И гений зодчего как нельзя лучше подходил для этой цели: задачи, которые ставила перед своим обер-архитектором Елизавета Петровна, соответствовали своей масштабностью полету его архитектурной мысли. Именно это гармоничное взаимодействие требовательной именитой заказчицы и гениального творца способствовало рождению великолепных памятников «растреллиевского барокко», к числу которых принадлежат царскосельские творения Растрелли.
Царскосельский дворцово-парковый ансамбль, созданный под руководством зодчего, с первых лет своего существования вызывал восхищенные отклики. Нельзя не вспомнить «Надпись на новое строение Сарского Села» великого современника императрицы и ее архитектора М. В. Ломоносова. Хотя имя Растрелли не упомянуто в ней прямо, «Надпись» демонстрирует оценку одним гением деятельности другого:
Хотя по царствам Рим поверженным ступал,
Однако семь веков и больше восставал;
Скорее кроткой ты, монархиня, рукою
Россию без войны возводишь за собою
И щедролюбием возносишь нас своим;
Не разрушая царств, в России строишь Рим.
Пример в том Сарский дом; кто видит, всяк чудится,
Сказав, что скоро Рим пред нами постыдится.
Ни время, ни труды, ни подданной весь свет
Там так не успевал, как здесь Елисавет.
В сквере перед Церковным флигелем Екатерининского дворца в 1991 году установлен бюст архитектору
Работы Растрелли в Царском Селе в хронологическом порядке:
- Летом 1749 года павильон Эрмитаж в Дикой роще был отстроен, но в этом же году его фасады были переделаны в соответствии с разработанным проектом Ф.-Б. Растрелли. Идея Растрелли заключалась в том, чтобы сделать павильон как бы отголоском главного сооружения ансамбля — Екатерининского дворца.
- Строительство еще одного растреллиевского павильона — Грота на берегу Большого пруда — началось весной 1749 года.
- Две другие парковые постройки, выполненные по проекту Растрелли, не дошли до нашего времени. Однако сохранившиеся чертежи и гравюры позволяют составить довольно полное представление о том, как выглядели павильон Монбижу и Катальная гора: Около 1748 года построили павильон Монбижу, расположенный симметрично Эрмитажу. Подобно тому, как Эрмитаж стал композиционным центром новой территории парка, созданной на месте Дикой рощи, Монбижу стал таким же центром в парке, созданном на месте Зверинца. Одним из самых примечательных парковых сооружений Царского Села была Катальная гора, находившаяся у Большого пруда. Строительство горы так же было сначала поручено С.И. Чевакинскому, но уже с 1749 года работами руководил Растрелли, завершивший сооружение в 1757 году.
- Растрелли принимал участие в строительстве павильона на острове Большого пруда.
- Оформляя Большой зал, главное парадное помещение дворца, Растрелли проявил себя не только как великолепный декоратор, но и как искусный инженер, который смог оформить масштабное помещение, размером более 800 кв.м. без единой промежуточной опоры.
- Созданная по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах Китайская гостиная относилась к личным императорским покоям.
- Китайская комната, на месте которой позже устроят Парадную лестницу, была одним из самых нарядных залов, оформленных Растрелли в Парадной анфиладе дворца.
- 1 августа 1755 года начата уборка янтарем комнаты, которая названа потом Янтарной. Знаменитый на весь мир интерьер, в котором проявился блестящий декораторский талант Растрелли
- Так же в 1755 году Растрелли был создан еще один парадный зал Большого Царскосельского дворца — Картинный зал, получил свое название благодаря оригинальной отделке — живописым полотнам, размещенным в нем по принципу шпалерной развески.
- В Портретном зале Екатерининского дворца, декорированном по проекту Растрелли и сохранявшем первоначальное убранство на протяжении двух столетий, издавна демонстрировались парадные изображения царственных особ.
- По его проекту в регулярной части Екатерининского парка были воздвигнуты павильоны «Эрмитаж» (1746-1752) и «Грот» (1755-1756).
- В 1754-1757 годах по чертежам и модели Ф.- Б. Растрелли в Екатерининском парке была построена Катальная горка, разобранная в 1792-1795 годах. На ее месте по проекту архитектора Л. Руска была построена Гранитная терраса, сохранившаяся и поныне.
- В 1750-1752 годах в центре Зверинца, на месте которого была разбита пейзажная часть Александровского парка, по проекту Ф. -Б. Растрелли был построен павильон «Монбижу», на месте которого в начале XIX века по проекту А. Менеласа был сооружен Арсенал.
- В 1794 В.В.Растрелли, который осуществил отделку интерьеров Зала на острову.
Растрелли Ф.-Б. Размышления о способах и трудностях, кои имеются в России для строительства
СПИСОК ВСЕХ УЧЕНИКОВ. КОИХ Я НАСТАВИЛ В АРХИТЕКТУРЕ ЗА 48 ЛЕТ И КОИ МОИМ
ПОПЕЧЕНИЕМ СОСТОЯТ НА СЛУЖБЕ ЕЁ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА В ЧИНЕ АРХИТЕКТОРОВ
[Дополнения даны по книге Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век. СПб 1997]
Господа:
- Евлашев, при Интендантстве Двора [Алексей Петрович, 1706—1760]
- Земцов, при Канцелярии строении [Михаил Григорьевич, 1686?—1743, с.112—156]
- Вист, при Сенате [Александр Францевич, 1722—1794. с. 985]
- Чевакинскнй. при Адмиралтействе [Савва Иванович, 1709—1780? с. 291—325]
- Кнобель. при полиции Санкт-Петербурга [Кристиан, 1725—1782, с. 990]
- Кокоринов, ныне директор Академии художеств [Александр Филиппович, с 990-991]
- Фельтин, на службе Двора [Фельтен Георг Фридрих (Юрий Матвеевич), 1730—1801,
- Франсуа Шпеклин. Иван Шпеклин — оба при Невском монастыре
Младшие архитекторы:
- Фок, при Конторе строении [Иван Борисович. 1741-1807, с. 998]
- Патон [Петр Юрьевич, 1734-1809. с. 994]
- Паульсон, при Канцелярии экономии [Христиан Готлиб. 1747-1811, с. 994 ]
- Кнежин, в Москве [Княжнин?]
- Васильков, при Канцелярии строении
- Иван Михаилович Захаров, на Стрельнинскон мызе
- Михаил Васили, Мыльников- В Сарком Селе
- Стрельников, при большом Монастыре
- Василии Петров, на постройке казарм в новом городе
- Жеребцов, родич камергера, в Москве
- Иван Меньшой, при Конторе строения
- Иван Никонович Сешчаго, при Кабинете
- Иван Егор в Петергофе [Егоров? Петр Егорович, 1731—1789, с. 989]
- Волков, при Канцелярии строении [Семён Артемьевич, 1717—1796, с 985]
- Усов [Гусев Алексей], родич г-на Еропкина в Москве
- многие другие, коих имена я позабыл, пребывая в Москве, в разных ведомствах.
Источники:
- Аркин Д. Растрелли. М. 1954.
- Архитектор Растрелли о своих творениях. Материалы деятельности мастера. / Автор З. Батовский. Составитель Ю.М. Денисов. Пер. с польского А.Ю. Грязнова. Пер. с фр. Л.З. Ластовка. СПб., 2000.
- Бенуа А. Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны СПб. 1910.
- Вильчковсхий С Царское Село. СПб., 1992
- Денисов Ю.М., Петров А.Н. Зодчий Растрелли: Материалы к изучению творчества. – Л., 1963
- Евсина Н.А. Пути развития стиля в русской архитектуре середины XVIII столетия // Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века. – М.: Изобразительное искусство, 1994
- Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999
- Канаев П.. Растрелли. Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб. : Аврора, 2010. — 303 с.
- Кедринский А. А. Зодчий Франческо-Бартоломео Растрелли // Ф.-Б. Растрелли. Материалы конференции к 300-летию архитектора. СПб., 2001.
- Козьмян Г.К. Франческо Бартоломео Растрелли // Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век. – СПб., 1997
- Курбатов В.Я. Значение графа Бартоломео Растрелли в истории русского зодчества // Зодчий. 1907. № 45
- Овсянников Ю. Ф.-Б. Растрелли. Указ. соч. С. 1
- Матвеев А. Растрелли. Л., 1938.
- Кедринский А. А. Зодчий Франческо-Бартоломео Растрелли // Ф.-Б. Растрелли. Материалы конференции к 300-летию архитектора. СПб., 2001.
- Павлуцкий Г. Творчество Растрелли в области церковного зодчества // Искусство, живопись, графика, художественная печать. 1912. № 1/2
- Франческо Бартоломео Растрелли: Архитектурные проекты из собрания Гос. музея истории С.-Петербурга: Каталог. – СПб., 2000
Вспоминая великих архитекторов: Растрелли | сайт компании НРФ «МИР
Архитектор Франческо-Бартоломео Растрелли вошел в историю как один из самых выдающихся представителей не только русского, но и мирового зодчества XVIII столетия.
Практически все творения архитектора были созданы в России, ставшей для итальянца второй родиной. Деятельность зодчего приходится на 1730-1750-е годы, период роста могущества дворянского государства и укрепления связей России с Европой. Эти обстоятельства во многом повлияли на облик рожденных гением Растрелли императорских дворцов, парковых сооружений, городских особняков и культовых зданий, отличающихся величественностью и роскошью.
Самые значимые произведения Растрелли были созданы в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Основание города на Неве, стремительное развитие и благоустройство новой столицы требовали сообразного этому статусу архитектурного облика, в формировании которого Растрелли сыграл далеко не последнюю роль. В Санкт-Петербурге XVIII века работало множество архитекторов со всех концов Европы — великолепных мастеров своего дела, создавших замечательные здания и дворцы и сформировавших художественный облик города. Однако только некоторым из них было суждено сделать нечто большее: одухотворить образ города и оставить наследие, ставшее его «визитной карточкой». К числу таких архитекторов принадлежит и Растрелли.
Граф, итальянец по происхождению, Растрелли родился в Париже. Сын известного флорентийского архитектора и скульптора Карла-Бартоломео. О годах детства и отрочества архитектора известно немногое. Скорее всего, Растрелли-старший, мечтая, чтобы сын стал продолжателем его дела, сам обучал Франческо-Бартоломео рисунку, лепке, основам архитектурной композиции, медальерного искусства, гидравлике.
В 1716 году юноша приехал в Санкт-Петербург с отцом, заключившим договор с императором Петром I. Растрелли-старший был приглашен в Россию для литья статуй, разбивки садов, устройства фонтанов и других архитектурно-художественных работ. 16-летний Франческо-Бартоломео отправился в Санкт-Петербург как ученик и ближайший помощник отца. Вскоре после прибытия в Санкт-Петербург Растрелли-старший перестал заниматься строительной деятельностью и полностью посвятил себя основному призванию — скульптуре.
Строительные площадки Санкт-Петербурга, которые поражали очевидцев своими масштабами и не имели современных им аналогов в Европе, стали архитектурной школой для молодого Растрелли. Уже с 1720-х годов Франческо-Бартоломео начал самостоятельно выполнять различные архитектурные задания.
Одной из первых работ молодого Ф.-Б. Растрелли стало строительство петербургского дворца молдавского господаря Дмитрия Кантемира, проходившее с 1721 по 1727 год. Сохранившиеся чертежи и гравюра указывают на то, что данный проект являлся ученическим и содержал больше черт голландской, или раннепетербургской, архитектуры, чем итальянской или французской. Однако в этой работе уже проявляется талант будущего мастера в компоновке объемов.
Стремительное возвышение зодчего началось после вступления на российский престол Анны Иоанновны. 10 ноября 1730 года Растрелли-младший был назначен придворным архитектором, получив контроль над всеми основными строительными начинаниями императорского двора. Важным этапом в жизни и творчестве архитектора является время его пребывания в старой столице — Москве, куда он переехал вместе с отцом в 1730 году и где оставался до 1732 года. Московские постройки архитектора являлись для него своеобразным экспериментом. Именно в них были предприняты первые шаги к созданию уникального архитектурного стиля Растрелли.
Несмотря на то, что после переворота 1741 года и восшествия на престол Елизаветы Петровны архитектор не остался без работы, его положение несколько ухудшилось: Растрелли был лишен диплома на графское достоинство, и количество заказов сократилось.
Наиболее важными строительными работами в Санкт-Петербурге и окрестностях руководили М. Г. Земцов и его ученики С.И. Чевакинский, А.В. Квасов, Г.Д. Дмитриев. Только после смерти Земцова в 1743 году Франческо-Бартоломео снова стал привлекаться для выполнения важнейших заказов двора.
В 1746 году зодчий начал работать над расширением, а впоследствии и над перестройкой Большого Петергофского дворца. Проектные и строительные работы в Петергофе, возглавляемые Растрелли, растянулись на целое десятилетие и по праву считаются одним из самых значительных достижений архитектора.
Творчески плодотворным стало для Растрелли следующее десятилетие. В этот период архитектор оказался наиболее востребован и постоянно выполнял важные заказы императорского двора и высшей аристократии. Среди многочисленных построек этого времени, выполненных по его проектам, столичные дворцы, особняки и культовые здания, множество загородных дворцов и парковых сооружений.
В этот период Растрелли создает такие шедевры, как дворец Воронцова, Строгановский дворец, павильон «Эрмитаж», грот в Царском Селе(1755 – 1762 гг.), завершает строительство Аничкова дворца.
Наиболее известные работы Растрелли, которые архитектор задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли – ансамбль Смольного монастыря, с жилыми корпусами и храмами, и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей.
Строительство Зимнего дворца, который и сейчас является важнейшим сооружением и в панораме Невы, и в ансамбле главной в городе Дворцовой площади, началось в 1754 году на левом берегу Невы возле Адмиралтейства. Новое здание заменило дворцовый комплекс, в перестройке которого Растрелли тоже принимал участие. Создавая новый дворец, архитектор прежде всего исходил из того, что здание должно было стать доминантой центрального района столицы.
В архитектуре Зимнего дворца нашла развитие композиционная схема дома-блока, впервые примененная при строительстве Строгановского дворца. Четыре огромных угловых массивных объема, в которых размещались главные помещения (Тронный зал, театр, парадная лестница и церковь), соединяются корпусами-галереями (с анфиладой парадных залов во втором этаже), образуя в центре крестообразной формы парадный двор.
Понимая, что Зимний дворец, занимавший колоссальный участок, будет хорошо обозрим со всех сторон и с разных расстояний, Растрелли проектировал каждый его фасад с учетом конкретного окружения. Северному фасаду, обращенному к Неве, придан спокойный, торжественный характер. Равный ему по протяженности южный фасад, отделявшийся раньше от городской застройки обширным зеленым лугом, наоборот, сильно расчленен. В нем динамика пластических форм нарастает к центру, выделенному широким, богато декорированным ризалитом с тремя арками парадного въезда. Два боковых ризалита уступают ему по величине и не так сильно выдвинуты вперед. Западный и восточный фасады близки по композиции: они фланкированы мощными выступами — между ними размещались подъезды.
Главный вход во дворец находился во внутреннем дворе против въездных ворот. Он вел к торжественной «посольской» лестнице в северо-восточной части дворца, откуда начиналась анфилада дворцовых залов. Эта главная анфилада, расположенная вдоль набережной Невы, приводила к большому прямоугольному тронному залу, занимавшему весь противоположный, северо-западный, угловой выступ здания. К парадным апартаментам примыкали личные покои, откуда совершался торжественный выход в тронный зал. Остальные помещения дворца, также прямоугольные в плане, образуют второстепенные анфилады. Залы Зимнего дворца были отделаны, как и в Большом дворце Царского села, с исключительной роскошью лучшими мастерами-декораторами. Начатая по проекту Растрелли внутренняя отделка дворца в дальнейшем велась другими мастерами.
Зимний дворец стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко и, по сути, символом этого стиля. В наружном облике дворца, создававшегося, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», в ясности и простоте его архитектурных объемов раскрывается замысел зодчего – глубокая архитектурная связь этого здания с городом, Невой, со всем характером окружающего городского пейзажа. «Раскрытая» композиция Зимнего дворца является своеобразной русской переработкой типа замкнутого дворцового здания с внутренним двором, распространненого в архитектуре Западной Европы, в духе передовых идей русской культуры середины XVIII в. и национальных архитектурных традиций.
Строительство императорской резиденции было завершено уже при Петре III. Академик архитектуры Императорской Академии художеств, наиболее яркий представитель русского барокко, Растрелли работал при нескольких императорах. Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, кто удостоил его наградой за труды, пожаловав званием генерал-майора и орденом Святой Анны.
С 1752 по 1756 год при императрице Елизавете Петровне Ф. -Б. Растрелли возглавлял строительство царскосельской резиденции. В этот период он заново перестроил весь Большой Екатерининский дворец, который стал одним из самых уникальных дворцовых комплексов XVIII века.
В 1762 году, когда на российский престол взошла Екатерина II, Франческо-Бартоломео Растрелли верой и правдой прослужил России и императорскому двору 48 лет.
Новое царствование полностью изменило привычный уклад жизни и мировоззрение русской аристократии. Идеалами «просвещенного абсолютизма» Екатерины Великой стали поклонение классике и возврат к природе. Менялись не только вкусы и предпочтения в литературе, живописи, архитектуре, но и образ жизни. Безудержная роскошь, ослепляющая блеском золота, присущая работам Растрелли, оказалась несовместимой с новыми взглядами и новой эпохой. Зодчего начали критиковать за чрезмерную дороговизну и декоративность его работ.
После прихода к власти Екатерины II Растрелли был переведен в подчинение И. И. Бецкому, президенту Академии художеств Комиссии от строений. Более сорока лет подчиняясь лишь императрице, выполняя ее задания и волю, обер-архитектор Елизаветы Петровны не мог согласиться ни с каким иным начальством, кроме монархини. Растрелли подал прошение об отставке, которое было подписано Екатериной II. Вскоре зодчий был приглашен своим давним заказчиком Э.-И. Бироном в Курляндию, где заканчивал работы по отделке дворца в Рундале.
Талант Растрелли получил столь безоговорочное признание императорского двора не только благодаря пышности и торжественности построенных им дворцов. В своих проектах зодчий с удивительной гармоничностью сочетал основные принципы стиля европейского барокко с такими чертами русского национального зодчества, как яркая окраска зданий, контрастное выделение деталей и элементов ордера, использование деревянной резьбы и живописи в интерьерах.
Растрелли увековечил свое имя, оставив после себя великое наследие, которое и в наши дни вызывает неподдельное восхищение. «Русский итальянец» создал нечто большее, чем местную вариацию европейского барокко. Его архитектура имела не только эстетическое, но и государственное значение. Растрелли был призван императрицей на службу для того, чтобы своими ослепительными творениями прославлять русское государство. И гений зодчего как нельзя лучше подходил для этой цели: задачи, которые ставила перед своим обер-архитектором Елизавета Петровна, соответствовали своей масштабностью полету его архитектурной мысли. Именно это гармоничное взаимодействие требовательной именитой заказчицы и гениального творца способствовало рождению великолепных памятников «растреллиевского барокко».
По данным некоторых исследователей, Франческо Бартоломео Растрелли умер 29 апреля 1771 года в Санкт-Петербурге. Однако точная дата смерти и место его захоронения до сих пор остаются неизвестными. В последние годы жизни он любил повторять: «архитектора здесь ценят только тогда, когда в нём нуждаются».
Имя Растрелли носит площадь в Санкт-Петербурге, ему установлен памятник в Царском Селе и в сквере Манежной площади Петербурга. Именем великого зодчего названа одна из галерей первого этажа Зимнего дворца, о нем сняты фильмы. Но лучшим памятником Франческо Бартоломео Растрелли остаются известные на весь мир архитектурные шедевры, украшающие Северную столицу России и до сих пор привлекающие на берега Невы многочисленных ценителей его таланта.