Здания рококо: Архитектурный стиль — Рококо

Архитектурный стиль — Рококо

В. Соколовский 21:38 1. АРХИТЕКТУРА :

Появление Рококо:

Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

Особенности Рококо:

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами.

Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perückenstil, Zopfstil).

Примеры:

Павильон Катальная горка, арх. Ринальди, Оранниенбаум, 1762-1774гг.

Китайский домик в Потсдаме.

Китайский дворец, арх. Ринальди, Оранниенбаум, 1762-1768гг.

Амалиенбург под Мюнхеном.

Церковь Франциска Ассизского, арх. Алейжадинью, Оур-Прет.

Архикафедральный собор Святого Юра, Львов, Украина.

Монументальная роскошь: архитектура барокко и рококо в Российской Империи: evgensemenihin — LiveJournal

?
Categories:
  • Архитектура
  • История
  • Путешествия
  • Cancel
Оригинал взят у plastikaokon в Монументальная роскошь: архитектура барокко и рококо в Российской Империи

От готических храмов и дворцов эпохи Ренессанса мы, следом за историей архитектуры, перейдем к двум заметным стилям: барокко и рококо.

Эти направления последовательно развивались во всей Западной Европе, включая Россию. Поскольку тема для изучения действительно обширная, в этом материале мы остановимся на том, какое отражение нашли барокко и рококо на территории Российской империи, прежде всего, в Санкт-Петербурге и Москве.

Начнем с вычурного и роскошного стиля барокко. Этот стиль возник в Италии в конце XVI века и развился из маньеризма. Характерные особенности барокко — торжественность и пышность декоративного убранства, использование криволинейных форм, увлечение авторов визуальными эффектами. Стиль барокко стал первым общемировым архитектурным стилем, распространившимся на всю Европу и даже Америку.

Русское барокко несколько отличается от европейского: в то время как мастера западного стиля смело нарушали каноны строительства прошлых веков, и на первое место ставились необычные формы, здания же в России характеризует большая упорядоченность и структурность и простота архитектурных планов.

Вторая важная деталь — мажорные, яркие краски, смелые цветовые контрасты. Очень часто в оформлении зданий использовалось золочение.

Поскольку барокко в России было не таким экспериментальным, как в Европе, это коснулось и оформления оконных и дверных проемов: для российских зданий были характерны скорее прямоугольные окна, нежели овальные и полуциркульные. Однако богатый декор присутствовал и на них.

Развитие барочного искусства и, в частности, архитектуры в России приходится на начало XVIII века и связано с ростом и укреплением абсолютной монархии. Страна стала империей, а императорам нужны были пышные дворцы, ни в чем не уступающие французскому Версалю.

Исследователи выделяют три периода: московское барокко, в котором строились церкви и храмы, петровское, более строгое барокко, и, наконец, зрелое позднее барокко, также называемое «Елизаветинским» — пожалуй, самый известный пример русского барокко.

К первому периоду относятся постройки, возведенные в конце XVII-начале XVIII века в Москве. Часть исследователей относит их скорее к ренессансному стилю, поскольку прямого влияния европейского барокко здесь не прослеживалось. Самое характерное здание — комплекс Новодевичьего монастыря. Стиль московского барокко служит связующим звеном между патриархальными постройками старой Москвы и новыми домами Петровской эпохи.

В стиле петровского барокко построены самые первые здания в Санкт-Петербурге, будущей столице огромной Российской Империи. Архитектурный стиль, который он выбрал для Санкт-Петербурга, во многом опирается на работы голландских, немецких и шведских архитекторов. Петровское барокко стоит особняком от пышного, даже в чем-то византийского московского: зданиям свойственны простота и сдержанность.

В новую столицу по приглашению Петра прибыли архитекторы Доменико Трезини, Джованни Мария Фонтана, Георг Маттарнови и некоторые другие. У них учился талантливый мастер Михаил Земцов, который, вместе с наставником Маттарнови, построил знаменитую Кунсткамеру. Земцов также спроектировал план застройки Петергофа, бывшего до того населенным пунктом с хаотично расположенными зданиями. Второе яркое строение петровского барокко, Меншиковский дворец (сейчас один из филиалов Эрмитажа), принадлежит авторству Фонтана и Шеделя.

Отличительной особенностью елизаветинского барокко было величие и роскошь. Главным мастером этого стиля стал итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Ему были свойственны пышность убранства, двух-трехцветные схемы окрашивания, использование позолоты, а также исполинские масштабы построек. Растрелли спроектировал классические образцы русского барокко — Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе.

Сохранились чертежи оконных проемов для Зимнего дворца. Обратите внимание на необычные обрамления.

В Большой галерее, главном зале Большого дворца Петергофа, присутствуют не только множество настоящих окон, но и несколько фальшивых — это зеркала, искусственно расширяющие и без того монументальное пространство. Уровень величия парадных залов достигал буквально запредельных высот. Этот же прием Растрелли использовал и при оформлении Зимнего дворца.

Среди русских мастеров выделялись архитекторы Ухтомский, Мичурин и Аргунов. Так, авторству Дмитрия Ухтомского принадлежит церковь Никиты Мученника в Москве — сохранившийся до наших дней памятник архитектуры позднего русского барокко.

Роскошный стиль барокко видоизменился в еще более причудливый и вычурный  рококо. Он возник во Франции в первой половине XVIII века во времена правления Филиппа Орлеанского и достиг апогея при Людовике XV. Архитектура рококо стремится быть еще более легкой, торжественной и праздничной, о симметрии можно забыть вовсе. Отличительная особенность стиля — изогнутые линии: здания очень часто напоминают морскую раковину. Кстати, французское слово rococo означает «причудливый», «капризный», «ракушка».

В отличие от монументального барокко, рокайльные залы делали камерными, уютными, интимными, в чем-то даже напоминающими будуары.

Сами здания стали похожи скорее на небольшие особняки, нежели на масштабные дворцы. В оформлении окон используются затейливые орнаменты лепнины. Узоры напоминают листья растений, цветы и ракушки.

В России стиль рококо встречается чаще в оформлении интерьера, нежели экстерьера. Однако сохранился и памятник стиля рококо — дворец в Ораниенбауме, построенный архитектором Антонио Ринальди. В XVIII веке здание носило название «Каменный дом».

Внутренее убранство и дворца в Ораниенбауме, и других зданий в стиле рококо выполнено в пастельных тонах, преобладающие цвета — нежно-голубой, розовый, сочетание белого и зеленого, кроме того, в убранстве много позолоченных деталей. Cтоит отметить еще одну характерную особенность стиля рококо — влияние азиатской культуры. Совокупность цветочных орнаментов, перегородок и ширм, а также драгоценного фарфора относят к собственному подстилю, названному шинуазри.

Так, например, Большой Гатчинский дворец, также спроектированный Ринальди, по экстерьеру близок к классицизму, а по внутреннему убранству мы можем отнести его к стилю рококо.

Однако мода на рококо довольно быстро сошла на нет, уступив место другой «крайности» — строгому и продуманному классицизму. И хотя первоначальные постройки этого стиля сохранили в себе черты барокко и рококо, последующие работы русского классицизма ни в чем не уступают, а порой даже превосходят европейские строения той эпохи. Подробнее о русском классицизме мы расскажем в нашей следующей статье. А пока рекомендуем вам запланировать на майские праздники поездку в Москву или Санкт-Петербург, чтобы насладиться красотами монументального барочного стиля 🙂

Tags: Россия, архитектура, история

Subscribe

  • Живопись… русские на войне, как на работе

    Василий Верещагин… Апофеоз войны, 1871, ГТГ Верещагин Верещагин… Русский лагерь в Туркестане. 1860-е. Частная колллекция *** После…

  • С Днем строителя!

    14.08.2022 / Сегодня День строителя Александр Витков, Донецк. ..

  • С Днем физкультурника!

    *** Всесоюзный Парад физкультурников в 1947 году

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

Топ-8 знаменитых зданий в стиле рококо

Когда в начале 18 века формальный и хорошо организованный стиль Людовика XIV начал терять популярность, во Франции возникло художественное движение, которое первоначально называлось «рокайль».

Этот стиль впоследствии был назван рококо и определяется сочетанием асимметричных форм с пышными и чрезвычайно театральными декорациями, включая так называемые фрески trompe-l’œil, создающие оптическую иллюзию. Рококо возникло как форма дизайна, живописи и архитектуры, и его часто называют поздним барокко.

Здания в стиле барокко 17 века уже были очень декоративными по сравнению с зданиями эпохи Возрождения 15 и 16 веков, а архитектурный стиль рококо пошел еще дальше.

Хотя стиль появился во Франции, со временем он распространился по всей Европе. В этой статье мы более подробно рассмотрим некоторые из самых известных когда-либо построенных зданий в стиле рококо.

1. Дворец Сан-Суси

2. Амалиенбург

3. Отель де Субиз

4. Дворец Браницких

5. Дворец Линдерхоф

6. Театр Кювилье

7. Дворец с медной крышей

8. Екатерининский дворец

Похожие сообщения:

1. Дворец Сан-Суси

Дворец Сан-Суси был летней резиденцией короля Пруссии Фридриха Великого. Он был построен между 1745 и 1747 годами и является одним из ярких примеров здания в стиле рококо в Германии. Это означает «Без забот», и для создания такой атмосферы был использован театральный дизайн в стиле рококо.

Это далеко не самый большой дворец в Европе, так как он считается не чем иным, как большой одноэтажной виллой, но изогнутый дизайн стиля отражает это замечательное сооружение. Здесь также есть огромный сад, полный безумств и храмов.

Центральная часть Сан-Суси / Сьюз / Wiki Commons

2. Амалиенбург

Амалиенбург — это простой охотничий домик, спроектированный как чудесное здание в стиле рококо. Он был заказан курфюрстом Карлом Альбрехтом, человеком, который стал императором Священной Римской империи Карлом VII, для своей жены Марии Амалии Австрийской, отсюда и название здания.

Здание в Мюнхене было построено между 1734 и 1739 годами по проекту известного архитектора бельгийского происхождения Франсуа де Кувилье (1695-1768), человека, который единолично представил архитектурный стиль рококо Центральной Европе. Зеркальный зал внутри здания считается воплощением архитектуры рококо.

Зеркальный зал в Амалиенбурге / Стив Юрветсон / Wiki Commons Париж. Хотя экстерьер выполнен в архитектурном стиле барокко, в интерьере есть пышные комнаты в стиле рококо.

Особенно «Салон Принцессы» является ярким примером чрезвычайно театрального стиля, который определяет рококо. Хотя когда-то оно служило частным особняком, у здания нет совершенно иного назначения, поскольку в нем находится Музей национальных архивов и некоторые из французских национальных архивов.

Salon de Princesse / NonOmnisMoriar / Wiki Commons

4. Дворец Браницких

Дворец Браницких — роскошный особняк в Варшаве, столице Польши. Он был построен по заказу польского магната Стефана Миколая Браницкого и является одним из трех одноименных дворцов в городе. Этот находится на улице Медовой в Старом городе.

Это знаменитое здание в стиле рококо было вдохновлено французскими дворцами и имеет форму подковы, изогнутый дизайн, характерный для стиля. Дворец был расширен в начале 19 века и, хотя сильно пострадал во время Второй мировой войны, к 1967 году был полностью восстановлен. Замок на юго-западе Баварии, земля на юго-востоке Германии. Он был заказан королем Баварии Людвигом II, человеком, который также заказал строительство всемирно известной Замок Нойшванштайн .

Что примечательно в этом здании, так это то, что оно было построено между 1863 и 1886 годами, временем в истории, которое называют «периодом второго рококо». Считается, что Людвиг был вдохновлен Версальским дворцом , хотя это здание в стиле рококо намного меньше, чем его роскошный французский аналог.

Дворец Линдерхоф / Родриго Рамос Мартинелли / Wiki Commons

6. Театр Кувилье

Театр Кувилье — театральное здание так называемой «Резиденции» в Мюнхене, бывшего королевского дворца монархов Виттельсбахов в Баварии. Он был назван в честь архитектора рококо, который его спроектировал, и был построен между 1751 и 1753 годами, в разгар эпохи рококо.

Интерьер подковообразного здания состоит из 4-х этажей с коробками, которые красиво оформлены в красных и золотых тонах. Справедливо заключить, что этот знаменитый оперный театр воплощает в себе архитектурный стиль периода рококо.

Интерьер театра Кювилье / Марк Пегрум / Wiki Commons 18-ый век. Первоначальный дворец был построен между 1651 и 1656 годами и был полностью перестроен в течение нескольких этапов в стиле рококо. Внутри здание также было украшено картинами в стиле рококо.

Он является частью большого варшавского Королевского замка и расположен в Старом городе. Сегодня он является частью Королевского замка-музея и часто представляет выставки, связанные с историей Польского королевства. Хотя здание было полностью сожжено во время Второй мировой войны, вскоре после этого оно было полностью восстановлено в первоначальном виде.

Дворец с медной крышей / Висла / Wiki Commons

8. Екатерининский дворец

Екатерининский дворец — огромное здание, расположенное примерно в 30 км к югу от Санкт-Петербурга, Россия. Он был назван в честь Екатерины I, жены Петра Великого, основавшей здесь свою столицу в начале 18 века. Его жена в 1723 году полностью перестроила на этом месте старую ферму.0003

Первоначальный особняк по заказу Екатерины I был расширен в архитектурном стиле рококо в 1750-х годах. Она наняла известного архитектора рококо Бартоломео Растрелли, и он превратил этот 16-комнатный особняк в пышный дворец длиной 300 метров. И внешний вид, и интерьер являются яркими примерами зданий, построенных в эпоху рококо.

Екатерининский дворец под Санкт-Петербургом / Ad Meskens / Wiki Commons

Что такое архитектура рококо?

Архитектура рококо (или позднего барокко) возникла в Париже 18-го века как часть более обширного эстетического движения, которое также охватывало искусство и декор. Этот очень богато украшенный, театральный, чрезмерный стиль развился как реакция на строгие ограничения архитектуры барокко, воплощенные в таких знаковых сооружениях, как Версальский дворец, и строгие представления Людовика XIV о том, что составляет искусство.

Что такое архитектура рококо?

Архитектура рококо, также известная как позднее барокко или рокайль, представляет собой орнаментальный, яркий, сложный и многоуровневый архитектурный стиль, возникший в 18 веке в Париже и распространившийся по Франции и Европе.

Рококо распространилось по Франции и другим странам Европы, пока его не сменил неоклассический стиль.

Argenteria1995 / Creative Commons

История архитектуры рококо

Архитектура, искусство и дизайн в стиле рококо родились в Париже вскоре после смерти Людовика XIV в ответ на архитектуру барокко, такую ​​как Версальский дворец и любимое самопрославляющее французское классическое искусство Короля-Солнца. В эту новую эпоху парижане вернулись в город из Версаля и начали ремонтировать свои дома с более свободным и беззаботным духом.

Стиль рококо был особенно популярен при оформлении салонов, используемых для приема гостей, и стал пиком моды, начиная с 1720-х годов. Игривый и буйный, рококо — это своеобразный свадебный торт с нежным, пастельным оттенком и — что долгое время считалось, к лучшему или к худшему — классически женственным очарованием, частично уравновешивающим эстетическое доминирование тестостерона. правления Людовика XIV.

Интерьеры в стиле рококо были очень сплоченными, с внутренней архитектурой, дизайном, мебелью и искусством, имеющими общие характеристики. Салон в стиле рококо представлял собой собственную эстетическую вселенную, где отделка стен, расписные потолки, скульптура, искусство и декоративные элементы создавали жизнерадостную, легкую и воздушную атмосферу, которая делала их идеальным фоном для возвышенных аристократов, стремящихся развлечься и повеселиться. произвести впечатление на своих гостей.

Стиль рококо распространился по Франции и Европе, включая Австрию, Германию, Италию и Россию. В значительной степени считающийся последним ура барокко, живой дух рококо в конце концов утих, и ему на смену пришел явно более сдержанный неоклассический стиль.

Чатсам / Creative Commons

Ключевые элементы архитектуры рококо

  • Считается высокоорнаментальным, декоративным и театральным стилем
  • Часто используются декоративные элементы, включающие кривые и встречные кривые, а также асимметричные формы, основанные на форме букв S и C
  • Под влиянием мира природы декоративные элементы часто имитируют внешний вид ракушек, камешков, цветов, птиц, лиан и листьев, таких как акант
  • Декорации также часто основаны на ангелах, музыкальных инструментах и ​​стереотипных дальневосточных образах, таких как пагоды и драконы, но имеют тенденцию быть более светскими, чем образы в стиле барокко
  • Интерьеры в стиле рококо украшены декоративными элементами, такими как фрески, скульптурная лепнина, завитки и обильная позолота
  • Свободно использует смешанные типы и оттенки дерева, окрашенные и неокрашенные
  • Известен использованием trompe-l’œil, , например, на потолках, часто окрашенных так, чтобы они выглядели как небо
  • Интерьер выполнен в светлой пастельной палитре с такими цветами, как светло-розовый, желтый и голубой
  • Некоторые декоративные элементы включают зеркальное стекло для улучшения восприятия пространства и света; хрустальные люстры; позолоченные настенные бра; лепные украшения; и буазери

НонОмнисМориар / Creative Commons

Известные образцы архитектуры рококо

Hotel de Soubise в Париже, Франция. Интерьеры отеля Hotel de Soubise в комплексе Национального архива в парижском районе Марэ — это скрытая жемчужина и один из лучших образцов французского стиля рококо. Эти изысканные номера, отремонтированные Жерменом Боффраном в 1730-х годах, включают бывшие апартаменты принца и принцев с салонами овальной формы, украшенными изысканными деревянными панелями, расписными потолками и резными, позолоченными и зеркальными деталями. Эти захватывающие дух комнаты, сохранившие аутентичную эстетику 18-го века, были одними из съемок фильма Софии Копполы 2006 года о жизни Марии-Антуанетты.

Salon de Monsieur le Prince в Шантильи, Франция. Украшенный Жаном Обером и завершенный в 1722 году Салон месье ле Принса в Малом замке в Шантийи, к северу от Парижа, является еще одним потрясающим образцом прекрасной архитектуры рококо.

Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Германия. Этот великолепный дворец, бывший дом Софи Шарлотты, первой супруги королевы Пруссии, является самым большим дворцом города, а его стиль рококо делает его популярной туристической достопримечательностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *