Здания в стиле эклектика: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

Архитектура Казани: здания в стиле эклектика

Слово «эклектика» означает смешение стилей. Но искусствоведами, а вслед за ними и журналистами этот термин используется для обозначения архитектуры 1830−1900-х годов. Это немного путает, потому что в тот период строили здания, выдержанные в строгом, чистом стиле — то есть не эклектичные. И наоборот — эклектика как метод была всегда, есть она и сегодня. Поэтому для обозначения этой эпохи я предпочитаю использовать понятие «архитектура выбора». Оно хорошо объясняет, что происходило в те времена.

Важнейшая черта — в методе проектирования, а не стилевых особенностях. Архитектор получил возможность выбирать, какого стиля он будет придерживаться: хочет — выбирает классику, которая была магистральной до этого времени, хочет — готику, хочет — русский стиль, хочет — смешивает стили или, наоборот, не смешивает. Эта возможность выбора — основная черта эпохи.

Зачастую выбор стиля определялся исходя из своеобразного понимания функциональности будущего здания. Для банка, например, логично использовать ренессанс: банки появились в эту эпоху, и ренессанс создает правильные ассоциации — чего-то надежного и старинного. Если ты строишь загородную усадьбу, то она вызывает ассоциации, допустим, с французским шато, поэтому она будет выглядеть как шато. Поэтому конкретные стилевые черты эпохи, которую принято называть эклектикой, определить невозможно: в русском стиле были свои черты, в готическом — другие.

Возникновение архитектуры выбора в XIX веке связано с несколькими причинами. Во-первых, это рост национальной идентичности — в предшествующий период мышление шло империями и династиями. Отсюда очень много национальных архитектур: Англия делает готику, Россия делает русский стиль и так далее. Во-вторых, это последствия промышленной революции: появились новые материалы — чугун, сталь, стекло, железобетон, которые нужно было оформлять отдельным способом, что заставило архитекторов искать другие «языки» кроме классики. Третья причина — развитие истории и археологических раскопок. После наполеоновских войн возникает очередной скачок интереса к Египту. В России впервые задумываются о русской архитектуре и начинают ее осмыслять.

Еще один важный процесс — смена заказчика. Появляется частный предприниматель, ему необходимы фабричное строительство и доходные дома как вид бизнеса. Последние нуждаются в богатом декорировании, чтобы привлечь клиента и увеличить стоимость квадратного метра. Особняки же должны конструировать ощущение элитарности для новых богачей — аристократии капитала, а не рода, крови.

Сложно выделить период расцвета эклектики. Я бы обозначил период в целом — 1840−1900-е годы. В России строительный и экономический бум пришелся на рубеж веков — 1870−1910-е годы — в связи с отменой крепостного права, когда ее последствия докатились до экономики. Но это не значит, что стиль созрел, — просто зданий и архитекторов в этот период было больше.

Рассуждать о важности архитектуры выбора в масштабе страны нельзя: феномен был присущ всему миру. Мы можем говорить о роли архитектуры выбора во всеобщем архитектурном процессе, и она была достаточно интересной. Она как бы готовила почву для дальнейшего освобождения архитектора от гнета канона и перехода к самостоятельному творчеству. До середины XIX века архитекторов учили строить как в эпоху Ренессанса — по Альберти, Виньоле, Палладио. Им обязательно нужно было проектировать колонны, ставить на них фронтон и соблюдать все пропорции. Архитектура выбора, на первый взгляд, тоже копирует предшествующие образцы, но архитектор получил возможность творить самостоятельно в рамках заданных правил. Например, он мог взять ренессансное здание и повесить на него готические детали, что невозможно с точки зрения канона. Таким образом архитектор почувствовал себя изобретателем, а не человеком, выполняющим определенную программу. Это предопределило эпоху модерна и вообще весь ХХ век.

Архитектурная среда. Эклектика

Архитектурная среда. Эклектика

Крестовоздвиженский храм, ул. Везельская, 154. Фото: Алла Голдинова

Εκλεκτός. Избранный. Отборный. Так с греческого переводится название архитектурного стиля, о котором сегодня пойдет речь – эклектика. Изначально этот феномен зародился в философии и представлял собой способ построения общей философской системы путем сочетания различных положений, заимствованных из других философских течений. Проще говоря, эклектика объединяла под своим началом порой совершенно различные идеи разных философов. Спустя века этот принцип, уже немного видоизмененный, был заимствован архитекторами.

Архитектурный эклектизм начал развиваться в 30-х годах XIX столетия и на протяжении века доминировал в Европе и России в том числе. Это направление имеет и другие названия: романтизм, боз-ар или же историзм. Для зданий эпохи эклектики характерно переосмысление архитектуры прошлого и умелое сочетание элементов исторических стилей. По сути, все направления с приставкой «нео» можно отнести к эклектике: неоклассицизм, неовизантийский стиль, необарокко, неоготика и другие.

Белгородскую область это направление в архитектуре не обошло стороной. Черты эклектики прослеживаются во многих зданиях, большей частью в храмовых и церковных постройках. При этом наиболее популярны сочетания русского стиля и классицизма или же классицизма и барокко, элементы которых могут органично уживаться друг с другом.

eklektika

  • Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Красногвардейский район, с. Филькино (Фото: официальный сайт управления культуры администрации Красногвардейского района)

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/eklektika/1.jpg

  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Ивнянский район, с. Покровка (Фото: официальный сайт Ивнянского благочиния)

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/eklektika/2.jpg

  • Храм святителя Тихона Задонского. Ровеньской район, с. Нижняя Серебрянка (Фото: официальный сайт Ровеньского благочиния)

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/eklektika/3.jpg

  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Волоконовский район, с. Волчья Александровка (Фото: официальный сайт управления культуры администрации Волоконовского района)

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/eklektika/4.jpg

  • Церковь Михаила Архангела. Старооскольский городской округ, с. Нижнее Чуфичево (Фото: информационный портал митрополичьего центра «Православное Осколье»)

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/eklektika/5.jpg

Не стоит путать эклектику с похожим направлением под названием фьюжн. Объясним подробно почему. Во-первых, второй из указанных стилей был создан изначально как направление в дизайне интерьера, а не архитектуры. К тому же появился фьюжн гораздо позже эклектики – предположительно в конце ХХ века. И это уже второе отличие. Но самое главное расхождение заключается, конечно, не во временных рамках. Так, эклектика представляет собой совмещение проверенных временем, уникальных, исторических стилей, каждый из которых стал символом своей эпохи не только в архитектуре, но и в живописи, литературе и других сферах.

А фьюжн опирается на немного другой принцип, который простыми словами можно обозначить как сочетание несочетаемого. И здесь могут использоваться совершенно различные варианты не только исторических и современных стилей, но и просто новых необычных архитектурных элементов. Но и в том, и в другом случае экспериментирование со стилями должно быть оправданным.

По сути, относить эклектику к отдельному полноценному архитектурному стилю не стоит, правильнее будет ее назвать квинтэссенцией лучших стилей предыдущих времен. Конечно, только если работа архитектора сделана со вкусом и тонким мастерством, а само здание является достойным преемником исторических архитектурных памятников, а не пародией на них.

О других архитектурных направлениях, в стиле которых выполнены белгородские здания, вы можете прочитать в прошлых материалах «Архитектурной среды»:

Архитектурная среда. Древнерусское зодчество
Архитектурная среда. Неовизантийский стиль
Архитектурная среда. Модернизм
Архитектурная среда. Символизм
Архитектурная среда. Постмодернизм
Архитектурная среда. Модерн
Архитектурная среда. Барокко
Архитектурная среда. Классицизм
Архитектурная среда. Хай-тек

Евгения Здесенко

Что такое эклектика?- Американская жилая архитектура

Дом > Стили

Эклектика Характеристики

  • Разнообразие различных элементов дизайна
  • Не подходит ни к одной категории стилей

Краткое пояснение

Как и большинство домов, построенных в первой половине 20-го века, дом, показанный выше, эклектичен. Он имеет боковой фронтон и имеет формальное присутствие в своей массе, крыше и почти центральном входе, хотя, строго говоря, он асимметричен. Слуховое окно в виде сарая расположено как спереди, так и сзади, усиливая ощущение баланса, а также смягчая крутой уклон крыши в английском стиле. Входные боковые фонари, а также окна размером шесть на шесть и гонтовый сайдинг создают ощущение традиционного колониального возрождения. В то же время рулонная крыша и необычный козырек над входом уводят его совсем в другую сторону. Мы называем это «Сборником рассказов банкира», но другие наблюдатели могут придумать и другие, столь же описательные названия.

Дело в степени

Обычно дело в том, насколько дом эклектичен и что в нем можно увидеть. Эклектичные стили жилых домов часто очень интересно анализировать. Это весело, потому что его стиль не очевиден, но также может быть сложно классифицировать дом, представляющий собой гибрид нескольких разных стилей. Это еще больше усложняет субъективность. Большинство экспертов не согласны с системой классификации, поэтому, если вы спросите, скорее всего, вы получите более одного ответа.

Первая половина 20-го века была периодом интенсивных дизайнерских изысканий в отношении жилой архитектуры. Были традиционные стили, такие как неоклассицизм и колониальное возрождение, которые включали особняки и коттеджи Кейп-Код.

Движение искусств и ремесел породило ремесленников и архитектуру бунгало. Были также передовые проекты, такие как Prairie School и Art Moderne, и культурные адаптации, основанные на региональных прецедентах, таких как Mission Revival. Сокращающийся мир и Первая мировая война повлияли на жилую архитектуру, опираясь на европейские традиции дизайна, включая английский коттедж, французский загородный дом и итальянскую виллу.

Наука и технологии также сыграли свою роль. Эффективность в проектировании уменьшила работу по дому (меньше шагов, это рекламировалось в то время), а новые инструменты, ставшие доступными благодаря поставке электричества, коренным образом изменили то, как американцы проектировали свои дома.

Чистый стиль — это только половина дела

На этом фоне легко понять, как возник эклектичный дизайн. Однако это не удовлетворительный ответ, если вы пытаетесь определить стиль своего дома. Это также не касается изменений, внесенных ремоделированием, которые нелегко идентифицировать. Правда в том, что большинство домов представляют собой смесь стилей.

Чтобы выделить различные элементы дизайна, начните с формы дома и угла наклона крыши. Крутые скатные крыши можно увидеть, например, в английских коттеджах и домах в стиле французского Возрождения. Симметричные дома, то есть одна сторона является зеркальным отражением другой, часто более формальны и, как правило, более традиционны. Определите форму дома и стиль крыши (шатровая, двускатная или вальмовая?). Материалы также могут быть ключевыми идентификаторами. Лепной сайдинг часто можно увидеть в домах Mission Revival и English Cottage или в домах в стиле Тюдоров.

В конечном счете преобладание определенного набора элементов, таких как форма, уклон и тип крыши, а также симметрия (или асимметрия), определяют основной стиль. Часто это орнамент и декоративные элементы, которые сбивают с толку. Как и в случае с тортом и глазурью, вы можете обнаружить, что, разделив их, легче идентифицировать свой дом как Миссию Возрождения (торт) с деталями из сборника рассказов (глазурь).


О нас | Свяжитесь с нами | Политика конфиденциальности

© 2008–2015 — Antique Home Style

5 домов с правильным эклектичным стилем

Homes + Decor

В своей первой монографии дизайнер Инсон Дюбуа Вуд рассказывает о широком спектре своего вдохновения

org/Person»> и дизайнер интерьеров Инсон Дюбуа Вуд вычеркнул самостоятельно, у него был богатый опыт за плечами. Он работал с двумя легендарными талантами — сначала Хуаном Пабло Молинье, затем Дэвидом Истоном — и учился как в Школе архитектуры Корнелла, так и в Высшей школе дизайна Гарварда. «Сегодня мой разнообразный опыт и глобальная перспектива влияют на подход моей фирмы к дизайну», — пишет Вуд в своей первой монографии, Inson Dubois Wood: Интерьеры (Риццоли, 55 долларов). Именно эклектичная эстетика Вуда привлекла внимание мира дизайна. «Работы Инсона подтверждают, что наша культура жива, способна интегрировать эстетические нарративы многих движений», — пишет Кристофер Хайленд в предисловии. «Он дает жизнь объектам, усиливая их уникальность в контексте своих дизайнерских схем. Тем не менее, даже когда явно заданы границы, он выделяется». Здесь загляните внутрь пяти его невероятных проектов.

  • Фото: Марк Роскамс

    «Взяв за основу архитектуру, я создал игриво-неформальные интерьеры; оформление окон такое же несоответствие, как и сами окна», — пишет Вуд об этом доме в Комо, Италия.

  • Фото: Марк Роскамс

    В этом доме в Мальмё, Швеция, «ранее существовавшая архитектура была чистой и современной, требующей небольшого вливания тепла, чтобы контрастировать с прямолинейными стеклянными и металлическими поверхностями».

  • Фото: Марк Роскамс

    В Гринвиче, штат Коннектикут, Вуду было поручено создать интерьер особняка в георгианском стиле. «Точно так же, как король Густав III привез в Швецию урезанную версию Версаля, дом пытается дать чистую интерпретацию грандиозных интерьеров прошлого — непринужденный подход к величественному и официальному дому».

  • Фото: Марк Роскамс

    «Этот парижский лофт, расположенный на площади Мадлен, объединяет в себе лучшее из двух несовместимых миров: городской авангард 90-х годов.0052 Rive Droite

    и деревенское очарование фермерского дома в Экс-ан-Провансе», — пишет Вуд.

  • Фото: Марк Роскамс

    Аксессуары создают единственный цвет в этой бело-серой квартире на Манхэттене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *