Зиккурат в уре ирак: Презентация по МХК : Зиккурат – Храмы Эрбиля — на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных

Ур-Намму — Википедия

Ур-Намму — царь Ура, царь Шумера и Аккада, правивший приблизительно в 2112 — 2094 годах до н. э. Ур-Намму был первым представителем III династии Ура.

В те годы, когда Утухенгаль именовался царём Шумера и Аккада (ок. 2112 — 2104 годах до н. э.) Ур-Намму был его военным наместником (шаганой) в Уре. Сохранилась надпись, в которой он просит у богов долгой жизни для своего сюзерена. Каким образом военачальник Ур-Намму занял престол Утухенгаля не вполне ясно. В Шумерском царском списке о потере Уруком власти говорится следующее: «Урук был повержен оружием (и) его престол был перенесён в Ур». Но это стандартная формула, применявшаяся в царском списке для обозначения смены династии, поэтому нам она ничего не говорит. Возможно, Ур-Намму был родичем Утухенгаля или, во всяком случае, земляком. Он возводил свою легендарную генеалогию к Гильгамешу, стремясь доказать свою связь с Уруком и его древним героизированным правителем. Каждый царь Ура называл себя

«сыном, рождённым Нинсун», божественной матерью Гильгамеша, или «братом Гильгамеша». Лугальбанда, земной супруг Нинсун, который, подобно Гильгамешу, был обожествлён после смерти, считался мифологическим прародителем правителей Ура. Вероятно, это было больше, чем попыткой нажиться на исторической роли Урука или связать себя с династией Утухегаля. Возможно, сам Ур-Намму происходил из этого города.

Если верить гораздо более поздней копии Хроники царей Ура, переписанной учеником во времена селевкидского царя Антиоха II, к тому же очень плохо сохранившейся, Ур-Намму, по-видимому, был женат на дочери царя Утухенгаля, которая стала матерью его сына Шульги[1]. Вероятно, Ур-Намму просто занял престол после трагической гибели своего тестя, но по каким-то причинам перенёс столицу царства в Ур, где он к тому времени был уже несколько лет наместником. В пользу этой версии говорит тот факт, что в те времена Урук был резиденцией цариц — представительниц III династии Ура. В хозяйственных текстах, содержащих пометку «место царицы», речь идёт именно об этом городе. Город Утухенгаля в державе, которой правили представители III династии Ура, занимал особое положение.

Древнее Междуречье

После смерти Утухенгаля Ур-Намму перенял власть над Двуречьем, сделал Ур столицей этого царства. В отличие от Утухенгаля, опиравшегося в своих действиях в основном на шумеров, Ур-Намму сплотил под своей властью оба народа населявшего Южную Месопотамию, продолжив не одну шумерскую, но и аккадскую традицию.

О политическом кредо нового царя можно судить по его титулу «царь Ура, царь Шумера и Аккада», который фигурирует на печатях и в надписях, обнаруженных в самых различных городах, всюду, где Ур-Намму сооружал храмы тех или иных богов. Этот титул стал кратким словесным выражением того, что множество народностей, живших на юге Месопотамии, теперь оказались обитателями единого государства. С точки зрения географии словосочетание «Шумер и Аккад» подразумевает Северную и южную Вавилонию, а также местность в нижнем течении реки Диялы.

Надписи Ур-Намму, к сожалению недатированные, были найдены в Уре, Эриду, Уруке, Лагаше, Ларсе, Адабе и Ниппуре. Из текста на пограничном камне известно, что местность, расположенная к северу от Ниппура и ставшая частью Аккада, также оказалась под властью правителя Ура. Эта надпись на пограничном камне, составленная во времена Ур-Намму посвящена его деятельности в сфере государственного устройства. В ней устанавливаются территории четырёх областей к северу от Ниппура: Шиб-таба, Абиака, Марада и, видимо, Акшака. Вероятно, все они были административно-территориальными единицами державы Ур-Намму. Раздел, посвящённый каждой из областей, заканчивается словами: «Ур-Намму закрепил поле бога такого-то за богом таким-то». Этим царь подтвердил древнее представление о том, что истинным владельцем территории города является божество. Вполне возможно, что в период правления гутиев, когда в стране царила неразбериха, эти области спорили друг с другом из-за местонахождения границ, а при Ур-Намму было проведено обследование местности, призванное разрешить данный конфликт, результаты которого были зафиксированы на пограничном камне. Границы пролегали по руслам рек и каналов, а также вдоль линий, обозначенных какими-либо значимыми объектами (например, крепостями или храмами), и подробно фиксировались. Каждая из этих столь тщательно описанных местностей, несомненно, представляла собой отдельную область, во главе которой стоял энси. Вероятно подобные инспекции делались и в других частях царства Ур-Намму.

Став верховным правителем и, видимо, припомнив старые споры по поводу территории, Ур-Намму немедленно расправился с энси Лагаша Наммахани, о чём есть упоминание в прологе к законам Ур-Намму: «Наммахани, энси Лагаша воистину он убил».

Само имя лагашского правителя и его ближайших родичей стиралось с памятников, а в «Царском списке» сочиненном, вероятно, при Ур-Намму или при его сыне Шульги Лагаш был исключен из тех городов Шумера, где якобы пребывала в прошлом «предвечная царственность». Уже в первый год единовластия Ур-Намму (в год датировочной формулы «Царь Ур-Намму направил свои стопы снизу до верху», то есть от Персидского залива и, возможно, до Средиземного моря) наместником Ур-Намму в Лагаше был некий чиновник Ур-Аба, до того верховный сановник (суккаль-мах) у Наммахани.

Другая датировочная формула Ур-Намму гласит: «Сын Ур-Намму был призван жрецом-эном в Урук», следовательно, к этому времени Урук уже вошёл в состав владений нового правителя. Пролог к его законам упоминает, что «корабли Магана и Мелуххи возвращены в руки бога Нанны» — другими словами порт для индийской и аравийской торговли, весьма прибыльного занятия, был перенесён из Лагаша обратно в Ур.

Как далеко распространялась власть Ур-Намму сказать трудно. В Телль-Браке, что в верхнем течении реки Хабур, над руинами «дворца» Нарам-Суэна были найдены следы такого же обширного строения, датируемого периодом правления III династии Ура. Там же был обнаружен фрагмент таблички с именем Ур-Намму.

Ур-Намму строил управление государством по образу Нарам-Суэна. По-видимому, уже во времена Ур-Намму энси становятся лишь назначаемыми царём губернаторами. Исключение составляли лишь окраинные земли, где сохранялись иногда местные правительственные династии, хотя и подчинённые Уру, а также священный город Ниппур, где правили наследственные энси.

Одним из наиболее выдающихся достижений Ур-Намму, производящих особое впечатление на потомков, стали результаты его строительной деятельности. На протяжении всего своего правления этот царь занимался обновлением старых общественных зданий и сооружений, и возведением новых. Храмы и связанные с ними отдельно стоящие постройки нуждались в постоянном ремонте, так как, подобно всем остальным сооружениям в Двуречье, были построены из кирпича-сырца, сильно подверженному погодному воздействию и быстро изнашивающегося. Ремонтные работы в таких крупных сооружениях, как храмовые комплексы, были приоритетной задачей, но на них требовались огромные средства, поэтому позволить себе их могли только сильные правители. Из-за этого в период господства гутиев многие храмы оказались в состоянии упадка.

Ур-Намму заново отстроил стены города Ура (о чём повествует его датировочная формула), видимо, разрушенные во время господства гутиев. Также он начал строить знаменитый зиккурат в Уре, но до завершения его строительства не дожил. Он был достроен его сыном Шульги. Об этом свидетельствует найденный в его основании закладной цилиндр с надписями последнего вавилонского царя, Набонида, которые гласят:

«Я, Набонид, царь Вавилона… зиккурат Эгишширгаль [то есть Эгишнугаль — храм бога Нанны] в Уре, который царь Ур-Намму до меня строил, но до конца не довёл, Шульги, его сын, закончил. Из надписей Ур-Намму и его сына Шульги я узнал, что Ур-Намму строил этот зиккурат, но не довёл строительство до конца и что Шульги, его сын, закончил работы. Теперь зиккурат стал ветхим. Над старым фундаментом, на котором строили Ур-Намму и его сын Шульги, я соорудил зиккурат, мощный, как в давние времена…»

Зиккурат в Уре

Зиккурат выстроен из адобов (сырцового кирпича) и покрыт сверху панцирем из обожженного кирпича, скрепленного раствором битума. Толщина кирпичного панциря два с половиной метра. Основание зиккурата Ур-Намму — шестьдесят один на сорок шесть метров. Прежде он состоял по меньшей мере из трех ярусов, или этажей, но уцелел лишь первый и часть второго. Высота зиккурата сейчас — почти 18 метров. Однако вся его огромная масса создает впечатление легкости и изящества благодаря своим совершенным пропорциям и слегка закругленным линиям. Зиккурат Ур-Намму-один из немногих уцелевших до наших дней свидетелей далекого прошлого.

Шумерский хвалебный гимн Ур-Намму, царю Ура. Около 2100 г. до н. э. Глина. Париж. Музей Лувра.
Текст начинается с похвалы городу Уру и его храмам: «город благоприятной судьбы, благородный престол царей, княжеский город Шумера, построенный в чистом месте …» И продолжается с самовосхваления царя, любимого богами с момента своего рождения: «Уту, вложивший слова в его уста.» Следует перечисление достоинств царя: «защитник (своего) города», социальный реформатор (он «устранил зло и укрепил правосудие»), «гарант плодородия и изобилия для (своего) народа, скота и полей», выполняющего военные и религиозные функции:
«Я Ур-Намму, пастырь, чья жизнь награда для Нанна, построил храм…»
Гимн заканчивается напоминанием о божественном происхождении царя: «небесное, царство упало на меня».

Найденная при раскопках в Уруке каменная табличка, положенная в фундамент при закладке храма гласит, что Ур-Намму воздвиг храм Нанна в этом городе: «Во славу владыки своего Нанна, славнейшего из сыновей Энлиля, могучий муж Ур-Намму, правитель Урука, царь Ура, царь Шумера и Аккада, воздвиг Этеменигуру, возлюбленный им храм.» О строительстве храма Нанны упоминает и датировочная формула: «Год, в котором построен храм Нанны»

Кирпичи с печатью Ур-Намму найдены также в Эреду, Ниппуре и Умме. Эреду, священный город бога Энки, интересовал его как один из главных религиозных центров страны и как важный морской порт. Канал от Ура до Эреду, вырытый по приказу царя, служил не только для орошения возделываемых земель — это был кратчайший и наиболее удобный путь, связывающий столицу с Персидским заливом. В Ниппуре Ур-Намму начинает работы по восстановлению Экура, храма верховного бога шумерского пантеона Энлиля, о чём говорит Туммальская надпись и датировочная формула

«Год, в котором был построен храм Энлиля». Не была забыта и Нинлиль, божественная супруга Энлиля («Год, в котором изготовили колесницу Нинлиль»). Этим он обеспечивает себе расположение и поддержку ученых жрецов.

При Ур-Намму была восстановлена старая ирригационная сеть, сильно запущенная в годы правления гутиев и их ставленников, а также был вырыт целый ряд новых оросительных каналов в Уре, Ниппуре, Эреду, Лагаше и других городах. Они служили артериями, по которым жизненно важная вода поподала на поля, а также, наряду с реками, основными путями сообщения. Перевозка всех тяжёлых грузов и войск осуществлялась по воде, с помощью лодок.

Среди содержимого ларца Ур-Намму в основании храма Инанны в Ниппуре была обнаружена более чем тридцатисантиметровая статуэтка человека, несущего корзину со строительным материалом. По мнению некоторых ученых, это изображение самого Ур-Намму, который, как и Гудеа, традиционно принимал участие в строительстве храмов.

Одним из лучших образцов скульптуры того времени стала стела Ур-Намму, найденная на руинах храма Нанны в Уре. На ней изображена так называемая сцена представления, которая впоследствии постоянно повторялась на цилиндрических печатях. Божество-покровитель представляет царя и просит за него одного из верховных богов, сидящего на троне. Этот памятник свидетельствует о том, что искусство резьбы по камню достигло нового уровня своего развития, однако по сравнению с искусством, характерным для аккадского периода, ему не хватает творческой новизны и разнообразия используемых мотивов.

Ур-Намму и его преемники стали излюбленными персонажами шумерских авторов. Так, в «Путешествии Ур-Намму в загробный мир» описывается прибытие покойного правителя в «землю без возврата», где он располагает к себе божеств подземного мира, включая Гильгамеша, сделав им роскошные подарки. Тогда же появился новый литературный жанр — царский гимн.

Ур-Намму издал судебник, от которого сохранились лишь фрагменты. Правда, некоторые историки относят составление этого законодательства ко времени правления не Ур-Намму, а его сына Шульги (хотя имя Ур-Намму упоминается в тексте несколько раз, а Шульги — ни разу; также нужно учесть, что одна из датировочных формул Ур-Намму гласит: «Год, когда Ур-Намму установил правосудие в стране»). Также, возможно, что оба царя принимали участие в судебных реформах — Ур-Намму положил этому основу, а Шульги — привёл законодательство к окончательному виду.

Этот сборник законов — древнейший из обнаруженных в настоящее время. Правовой кодекс Ур-Намму был первоначально, вне всякого сомнения, выбит на каменной стеле, подобно той, на котором тремя столетиями позже были начертаны законы Хаммурапи. Но сегодня найдена не оригинальная стела и даже не современная её копия, а очень плохо сохранившиеся глиняные таблички, изготовленные несколько веков спустя (в старовавилонский период). Первоначально была найдена табличка в Ниппуре. Текст на ней был поделен древним писцом на восемь колонок, четыре на лицевой стороне и четыре на оборотной. Каждая колонка содержала около сорока пяти небольших регулярных абзацев, из которых поддаются прочтению менее половины. Полному прочтению поддались только пять параграфов законов. Оборотная сторона содержит длинный пролог, понятный только частично, так как весь текст покрыт многочисленными трещинами. Позднее были найдены фрагменты табличек с законами Ур-Намму в Уре и Сиппаре. Благодаря сложению всех пяти фрагментов этих табличек удалось прочесть почти 40 из, видимо, 57 законов, которые включал текст.

Нужно отметить, что по крайней мере некоторые преступления, такие как нанесение физических увечий, не каралось смертью или калечением, как в более поздних законах Хаммурапи или еврейском законе. Виновник должен был заплатить пострадавшему компенсацию серебром, вес которого зависел от тяжести преступления. Это говорит о довольно гуманном и цивилизованном обществе времени III династии Ура.

Из пролога законов становится известно, что Ур-Намму реорганизовал армию и налоговую систему, он покончил с рядом наиболее характерных бюрократических злоупотреблений, он следил за тем, чтобы «сироте не пришлось просить у богатого», «вдове не пришлось просить у власть имущего», «человеку с одним шекелем (сиклем) не пришлось просить у человека с одной миной (60 шекелей)». Ур-Намму урегулировал систему весов и мер, чтобы обеспечить честность на рынках:

«Он сделал бронзовую меру в 1 ка (0,84 л), гирю в одну мину (496 г) он утвердил, гирю в один шекель (8,3 г) он утвердил (по отношению к) мине».

Ур-Намму правил 18 лет[2], включая те 7 лет, когда он был наместником Утухенгаля в Уре. Исходя из утверждения текста на одной надписи, что «его бросили на поле сражения, как разбитый сосуд», Ур-Намму, вероятно, погиб в битве с гутиями, которые, несмотря на убедительную победу Утухегаля, да и победу над ними самого Ур-Намму (о чём говорит его датировочная формула), продолжали досаждать Шумеру в течение всего периода правления III династии Ура.

.
Стела дошла до нас в сильно разрушенном виде. Уцелели лишь осколки этой плиты из белого известняка, а первоначально она достигала 3 м в высоту и 1,5 м в ширину. Стела была разделена на пять горизонтальных рядов. Верхний ряд представляет собой горельеф, изображающий (символически) солнце и луну. Ниже царь Ур-Намму обращается с молитвой к небесам, а оттуда к нему спешат крылатые люди с сосудами в руках, полными «воды жизни». Следующие три ряда стелы посвящены строительству зиккурата. Ур-Намму представлен здесь дважды: на первом горельефе он стоит, повернувшись вправо, перед сидящим богом Нанной и совершает возлияния — наливает воду в высокий кувшин; на втором — Ур-Намму делает то же самое, стоя перед женой Нанны, богиней Нингаль, но повернувшись влево. Эта сцена, по-видимому, отражает тот момент, когда боги побуждают царя строить храм.
В следующем ряду можно различить только царя, несущего на плечах корзину со строительными инструментами. Ему помогает идущий сзади слуга. Ещё ниже мы видим лестницу]]

Сохранилось 17 названий годов из 18 лет правления Ур-Намму, но порядок их следования друг за другом точно установить не представляется возможным, за исключением первого года когда он стал царём.

1 год
2112 / 2111 до н. э.

Год, когда Ур-Намму [стал] царём

b

Год, когда царь Ур-Намму направил свои стопы снизу до верху

mu ur-dnammu lugal-e sig-ta igi-nim-sze3 gir3 si bi2-sa2-a

c

Год, когда Ур-Намму установил правосудие в стране

mu ur-dnammu ni3-si-sa2 kalam-ma mu-ni-gar

d

Год, когда сын царя Ур-Намму был выбран по предзнаменованию жрецом (эном) храма Инанны в Уруке

mu en-dinanna unugki-a dumu ur-dnammu lugal-a masz-e ba-pad3-da

e

Год, в котором построены стены города Ур

f

Год, в котором царь получил царствование над Ниппуром

mu lugal-e nibruki-ta nam-lugal szu ba-ti-a

g

Год, в котором построен храм Нанны

h

Год, в котором жрица (en-priestess) Нанны была избрана по предзнаменованию

mu en-dnanna masz-e ba-pad3-da

i

Год, когда был вырыт канал «А-Нинту» (букв. «Воды Нинту»)

j

Год, когда верховная жрица Ишкура была избрана по предзнаменованию

mu nin-dingir-diszkur masz-e pad3-da

k

Год, когда был разрушен Гутиум (то есть гутии)

l

Год, в котором был построен храм Нинсун в городе Ур

mu e2dnin-sun2 ur2iki-a ba-du3-a

m

Год, в котором был построен храм Энлиля

mu e2den-lil2-la2 ba-du3-a

n

Год, в котором был вырыт канал «Эн-эрин-нун»

mu id2-en-erin2-nun ba-ba-al-la

o

Год, в котором изготовили колесницу Нинлиль

mu giszgigir dnin-lil2 ba-dim2-ma

p

Год, когда бог Лугаль-Багара был доставлен в свой храм

mu dlugal-ba-gara2 e2-a-na ku4-ra

q

Год после года, когда бог Лугаль-Багара был доставлен в свой храм

mu dlugal-ba-gara2 e2-a ku4-ra us2-sa

Эриду — Википедия

Древний город
Эриду, Эреду
шумер. 𒉣 (𒆠) аккад. irîtu
Основан 5400 год до н. э.
Основатель Адапа
Первое упоминание 3 тыс. до н. э.
Другие названия Эридуг (Урудуг)
Разрушен VI век до н. э.
Причины разрушения Упадок
Название городища Тель-Абу-Шахрейн (араб. تل أبو شهرين‎)
Состав населения Шумеры
Население 5000 чел. в 4500 г. до н. э.
Эриду, Эреду на картеЭриду, Эреду

Эриду, Эреду

Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Эриду́ (шум. добрый город[1]), также Эреду[2], Эридуг[источник не указан 745 дней], Урудуг[источник не указан 745 дней], др.-греч. Ράτα у Птолемея — один из древнейших городов Шумера и мира. По шумерской мифологии это самый первый город на Земле. Многочисленные раскопки археологов прослеживают глубокую древность города, в котором выделено множество культурных слоёв, раскопан древнейший храм, зиккурат, много других храмов и сооружений, при этом самые ранние слои относят к VI тысячелетию до н. э.

Эриду в настоящее время представляет собой археологическую зону на юге Ирака, которая называется «городище[3]Тель-Абу-Шахрейн (араб. تل أبو شهرين‎)», находится в 19,3 км к юго-западу от древнего Ура (южнее современного Багдада), примерно в 22 км к югу от города Насирия (мухафаза Ди-Кар).

Шумерские легенды говорят, что перед Великим потопом «После того, как царствие было ниспослано с небес, Эриду стал (местом) престола[4]». С Эриду начинается «Ниппурский царский список». В допотопное время указывается на пять основных городов, в число которых входили также Бад-тибира, Ларак, Сиппар и Шуруппак. Ниппурский царский список пишет о двух царях Эриду, правивших в течение огромных периодов времени общей продолжительностью 18 шаров[5] (64 800 лет), после чего город был оставлен и его престол перенесён в Бад-тибиру[6].

Эриду возник как центр раннеземледельческой культуры на юге Месопотамии (так называемая культура Эреду конца VI — первой половины V тыс. до н. э.). Заселён в середине VI тыс. до н. э.; в дальнейшем — важный центр убейдского периода, а затем в IV тысячелетии до н. э. один из главных центров шумерской культуры. К началу III тыс. до н. э. Эриду играл периферийную роль в политической жизни региона. В письменных источниках середины III — середины I тыс. до н. э. Эриду — самый южный из конгломерации городов Шумера, выросших рядом с храмами. Скорее всего, он был основан прямо на побережье Персидского залива, рядом с устьем Евфрата, однако из-за накопления илистых наносов[7] на береговой линии в течение тысячелетий остатки города сейчас находятся на удалении от берега.

Важнейшим сооружением города был Акифер (Aquifer) — храм бога мудрости Энки, культовое значение которого поддерживалось много тысячелетий при многих династиях[источник не указан 1172 дня].

Город пришёл в запустение и был разрушен около 600 года до н. э.

Городище Тель-Абу-Шахрейн Commons-logo.svg Древнее Междуречье

Эриду — это, возможно, самое древнее городское поселение Шумера, выросшее в 5-4 тыс. до н. э. Археолог Кейт Филден пишет, что древнейшее деревенское поселение, появившееся около 5000 года до н. э., выросло в значительный город, в котором дома были построены из кирпича и тростника, к 2900 году до н. э. В то время город занимал площадь 8—10 га.

Первоначально город располагался на берегу лагуны Персидского залива, однако по мере заиливания и усиления наносных отложений город стал всё более оттесняться от моря. В XXI веке до н. э., с возвышением Ура (2100 год до н. э.) Эриду пришёл в упадок, и примерно к 2050 году до н. э. потерял своё политическое значение. В глазах шумеров город, однако, всегда почитался как центр культа Энки (у аккадцев — Эа), бога мудрости и владыки вод. Над 18 древними храмами в Амар-Суэн был обнаружен в более поздних слоях недостроенный зиккурат (2047—2039 гг. до н. э.), который должен был быть построен на территории Эриду; этот проект так и не был до конца воплощен в жизнь древними строителями в связи с экономическим упадком[8] города. Продолжительная заселённость города и отправление в нём религиозных культов свидетельствуют о местном происхождении шумерской цивилизации.

В политической истории Эриду утратил свою роль. Однако неоспоримо его духовное влияние на народы Месопотамии в течение нескольких тысяч лет. Одно из ранних письменных упоминаний города относится ко времени правления Ур-Нанше, основателя династии Лагаша, правившего около середины III тыс. до н. э. (XXVI век до н. э.). Через три века правитель той же династии, Гудеа, установил в Эриду статую бога Нингирсу, жрецом которого он сам являлся.

Большой заботой окружили город и правители III династии Ура, объединившей Шумер в конце XXII — начале XX века до н. э. Владыка Ур-Намму (кирпичи с его печатью были найдены в Эриду), её основатель, чья богатейшая усыпальница была в своё время найдена Л. Вулли, провёл грандиозный канал от Евфрата к полям Эриду. Эриду, священный город бога Энки, интересовал его не только как один из главных религиозных центров страны, но и как важный морской порт. Канал от Ура до Эриду, вырытый по приказу царя, служил не только для орошения возделываемых земель — это был кратчайший и наиболее удобный путь, связывающий столицу с Персидским заливом. Он начал строить и зиккурат на священном участке, однако завершить строительство пришлось лишь его внуку, Амар-Сину (XXI век до н. э.).

В числе городов, над которыми господствовал Лугальзагеси, был и Эриду. Он именовал себя «лугалем[9] Урука и лугалем Страны» — таков титул в его стандартной надписи, дошедшей до нас в нескольких экземплярах.

Правители Исина Ишме-Даган (1953—1935 гг. до н. э.) и Липит-Иштар (после 1935 г. до н. э.) также проводили важные строительные работы в Эриду, воздавая должное культу Энки. Далее город перешёл в вассальную зависимость от Ларсы. Нур-Адад во время своего правления (1866—1850 гг. до н. э.) пытался восстановить храм в заброшенном вследствие заиливания каналов городе Эриду у Персидского залива.

Набу-Кудурри-Уцур Ι (1126—1105  гг. до н. э.) — царь Исина, расположенного на западе Вавилонии, называл себя «Правителем города Эриду». Эриду упоминается в записях царей Саргона II (722—705 гг. до н. э.) и его сына Синаххериба. Известно также, что этот город участвовал в последней борьбе Вавилонии против захватчиков. Дальнейшие сведения о нём пока неопределенны, постепенно его наследие обретает мифическую окраску как воспоминание о былом «золотом веке[10]».

Во времена правления Ашурбанипала (669—627 гг. до н. э.) Эриду совместно с южными городами Шумера входит формально в царство Шамаш-шум-укина, на самом деле Ашурбанипал держал там свои воинские силы и, по-видимому, полностью распоряжался в них. В первое время отношения между Ассирией и Вавилонией носили мирный характер. Ашурбанипал, вероятно, помог Шамаш-шум-укину в формировании войска.

Реконструкция лодки у причала в Эриду, на таких лодках плавали в Урук.

Первые поселения на месте нынешнего Тель-Абу-Шахрейна, возможно, возникли уже в VI тыс. до н. э.

Для строительства храма в городе был отведён специальный участок, который считался проекцией дома бога Энки (в шумерском языке дом и храм обозначались одним знаком «é»), и носил он то же название, что и «истинный дом бога» в Океане — Абзу. Главные храмовые постройки относятся к убейдскому периоду. В конце V тыс. до н. э. убейдская культура простирается от восточного побережья современной Саудовской Аравии, далее через всю Сирию, до средиземноморского побережья, севернее гор Тавра, на северо-востоке ареал её распространения и торговые пути доходили до Атропатены (р-н озера Урмия), через Хузистан.

О высоком развитии убейдской культуры свидетельствуют археологические находки — прекрасного качества керамика, до этого не встречавшаяся в южном Ираке, хороший уровень строительного мастерства. В постройках использовался добротно отформованный кирпич, жители разрастающихся поселений владели развитыми строительными технологиями. Стиль и приемы этих построек легли в основу всего последующего архитектурного развития на территории Месопотамии.

Археологи выделяют в истории храма Энки в Эриду 18 горизонтов, охватывающих два с половиной тысячелетия, по которым прослеживается расширение храма от первого небольшого святилища на песчаном холме в нач. V тыс. до н. э. Последней постройкой был зиккурат, возведенный в конце III тыс. до н. э.

Территория города, как сакральное пространство, притягивала к себе новых жителей. Если численность населения Эриду около 4500 г. до н. э. составляла примерно 5 тыс. человек, то соседний Убайид был гораздо меньше. Там проживало всего около 700 человек. Маллоуэн описывает Эриду периода Убайида как «необыкновенно крупный город», занимающий важнейшее место в системе древнемесопотамских городов-государств.

По мере сложения развитой урбанистической системы жилая застройка планировалась уже в соответствии со структурой социальной иерархии. Ближе к храму располагались дома правящей элиты, затем шли жилища ремесленников, на окраине города селились земледельцы.

Увеличение числа городских жителей ускоряло развитие общественной системы и способствовало усложнению духовной культуры. Как религиозный центр, Эриду, по мнению исследователей, был тесно связан с формированием письменности и системы культов. Не исключено, что именно здесь происходило окончательное оформление языка шумеров. Бог Энки стал в более поздней шумерской традиции дарителем знаний человечеству. Мировой столб, как и Мировое древо (в Эриду росло чёрное дерево Кишкану, омываемое Океаном, а одно из известных названий города — NUN `ki — «Город Дерева»), являлось именно тем местом, откуда должна была начать развиваться жизнь. Там находились её истоки, туда человек стремился вернуться в надежде на достижение истинного знания или покоя. На этом священном месте он обретал возможность непосредственного сообщения с Богами и получения от них необходимых наставлений.

Энки — мудрый отец всех стран, основавший города, определяет местоположение своего дома на земле Эриду так:

«Владыка дом основал, святилище светлое, чье сердце сотворено искусно!». Далее прямо об освященном участке, предназначенном для постройки храма: «Сердце святилища — нить скрученная, никто её не размотает! Положение [святилища] — звезда Площадь (на Небе) стоящая!»

Археологические исследования города проводились в несколько этапов.

Первоначальное регулярное обследование храмов провёл в 1855 году Джон Тейлор[en]. Он очертил обширную пятиугольную платформу, окруженную кирпичной стеной и снабженную лестницей, посередине которой имеются остатки многоэтажной башни.

Следующие серии раскопок следовали в 1918—1920 г. и в 1946—1949 г. (Иракский департамент античности с участием Р. Кемпбелла Томпсона (после Первой мировой войны), Фуада Сафара и Сетона Ллойда). Археологов привлекла легенда о том, что Эриду существовал ещё до потопа. Выяснилось, что самый ранний из открытых храмов был построен на рубеже V тыс. до н. э. За время раскопок был обнаружен зиккурат, открыты сырцовые дома и общественные здания, а также руины фундаментов многократно возводившихся храмов, возведенные на месте ранних святилищ на платформах в форме прямоугольных помещений (они были построены из сырцового кирпича) — их рассматривают в качестве прототипов зиккуратов, в том числе — храм (размером с комнату) первых поселенцев и храм Эа с остатками жертвоприношений — костями рыб. Храмы состояли из удлиненного зала с алтарём и боковых приделов (стандартный план шумерийского храма с 5-го тыс. до н. э.). Обнаружены также остатки царского дворца. В некрополе (кладбище) Эриду (убейдского времени) насчитывается около 1000 могил (кист) из сырца с заупокойным инвентарём, пищей, посудой, любимыми животными умерших. Найдены также культовые предметы, керамика, орудия и др. Древние памятники Эриду нередко называют «прелюдией шумерской цивилизации».

Храмы на месте поклонения святыне воссоздавались и перестраивались в течение столетий. Археологи очертили 18 горизонтов и выделили 12 храмов, регулярно перестраивавшихся и восстанавливавшихся на одном и том же месте. Обновленный храм, таким образом, становился знаком преемственности в религиозной системе и подчеркивал значение почитания и возрождения главной святыни.

Древнейший храм отслеживается от 16 горизонта, он возвышался на небольшой платформе, образованной остатками двух предыдущих, разрушенных к этому времени храмов. В дальнейшем, при каждом последующем строительстве храма, остатки уже разрушенных храмов включаются в него. Высота платформы храма будет все больше подниматься над уровнем земли, что было удобно в местности с влажным климатом и частой опасностью наводнений. По сути, этот храм был реконструкцией храма 17 горизонта. Гладкие снаружи стены из необожженного кирпича, два выступа, находившиеся по одной линии с расположенным по центру между ними жертвенником, а также небольшие выступы, отмечающие вход изнутри — вот его основные составляющие. Алтарь был расположен не просто у стены, как в более поздних постройках, а для него отводилась специальная ниша. С внешней стороны она отмечается прямоугольным выступом с запада. Эта особенность нашла продолжение в архитектуре всех последующих шумерских храмов — членение внутреннего пространства на две зоны — алтаря и жертвенника.

Следующий храм 15 горизонта (~4800 г. до н. э.) был примерно в два раза больше предыдущего. В плане он обозначен четким прямоугольником. Размеры зального пространства — 7,3×8,4 м. Внешне храм поражает строгостью ничем не декорированных массивных сырцовых стен. Но внутреннее пространство усложняется. Появляются многочисленные чередующиеся выступы, разные по размеру и назначению. Увеличивается также и количество помещений вокруг главного зала, приспосабливаясь к особенностям ритуала, и этот прием в планировочном решении прочно войдет в шумерскую архитектурную традицию, далее такая структура храмов устойчиво повторяется в других храмовых сооружениях шумерской архитектуры. Единственный проход во внутреннее помещение располагается по юго-западной стене храма. Вход находился не на короткой стене, против алтаря, а на длинной, под углом к нему. Возможно, эта конструктивная особенность шумерских храмов была связана с астрологическими расчётами, наблюдениями за ходом светил по ночному небосводу.

Значимым событием древнего культа был обряд закладки храма. Он происходил в день праздника Ана (Бога Неба), в первый день нового года. Церемония начиналась на рассвете, перед восходом солнца. Для храма определялось положение звезды, оказывающей наиболее сильное влияние в данной местности. На неё ориентировалось будущее здание, и именно она становилась звездой главного храмового Бога. Образы Богов, символическое их отражение, точные астрологические расчёты сплетались воедино, а вся религиозная система шумеров носила характер астролатрии.

Следующий этап развития храма начинается на 11 горизонте. Вплоть до 6 горизонта храм связан с особенностями убейдской архитектуры, датируемой второй половиной V — первой половиной IV тыс. до н. э. Череда этих храмов характеризуется прежде всего радикальными структурными усложнениями. Архитектурные постройки более поздних периодов — Урук, Джемдет-Наср, времени царствовавших династий, демонстрируют очевидную устойчивость традиции, выработанной в раннеубейдской Месопотамии.

Чередование выступов и образуемых ими ниш в итоге создали ясную, очень выразительную и сложную структуру, вошедшую в традицию древней архитектуры. В дополнение к выступам и нишам стена была отмечена ещё и контрфорсами. Мерная ритмика деления стен контрфорсами становилась самостоятельной темой в торжественном «гимне» Божеству. В это вовлечены и строгие лестничные марши, предполагающие размеренное движение вверх, к святилищу, и продвигающаяся к вершине «небесной горы» в сопровождении звуков лир процессия жрецов.

Три следующие друг за другом горизонта храмов в Эриду — восьмой (~3900 г. до н. э.), седьмой (~3800 г. до н. э.) и шестой (~3500 г. до н. э.) — характерны для конца убайидского периода. Так же, как и их ранние предшественники, эти храмы вытянуты с юго-запада на северо-восток. Пространство центрального зала тоже окружено меньшими по размеру помещениями. Каждое из них должно было соответствовать определенным культовым назначениям. Большой зал был разделен на алтарную часть и часть с жертвенником, отведенную для приношений. Сам алтарь и стол приношений располагались в торцовых частях храма друг против друга. Главный вход в храм, расположенный по длинной стороне, подчеркивал деление интерьера на ритуальные зоны.

Отметим важные особенности, характерные для храмовых построек убейдского периода.

  • Ориентировка храмов углами по сторонам света;
  • Строительство храмов на основе более ранних, образующих основу платформы, укрепленной дополнительно облицовкой;
  • Возникновение открытой площадки перед зданием храма и лестничных маршей, подводящих к ней;
  • Возведение стен из кирпича-сырца с применением штукатурки и побелки, использование битума как гидроизолирующего материала в цоколе храма. Появление первых водостоков;
  • Деление поверхности наружных стен выступами, что создавало эффект укрепления и одновременно сложной и выразительной ритмики, выявляющей архитектурную форму;
  • Выступы на каждом из четырёх фасадов выполнялись различной ширины и объёма, в строгом соответствии развитой системе дополнительных помещений храма, идущих по периметру внутреннего пространства;
  • Наличие центрального зала, к которому примыкают меньшие по размеру культовые помещения различного ритуального значения;
  • Главное зальное пространство имело форму удлиненного прямоугольника. Его торцовые части отмечены алтарём и жертвенником. Сжигаемые в торцовой части здания воскурения плавно заполняли все пространство большого зала, доходя до священного алтаря, где могла располагаться статуя божества;
  • Местоположение центрального входа на длинной стене. Прерывание движения внутрь основного пространства зала небольшой комнатой — преддверием, призванной служить точкой переориентации сознания человека. Таким образом, отделение пространства, функционально схожего с притвором позднейших древнегреческих и христианских храмов;
  • Возвышение храма над жилой застройкой за счет платформы, благодаря чему он становился структурной основой городской планировки.

Следующим из наиболее сохранившихся храмов в Эриду является храм первого горизонта, относящийся к концу урукского периода (~3200 г. до н. э.). Этот храм существовал очень долго. Спустя тысячу лет после постройки храма на кирпичах, использованных при его обновлении, была обнаружена печать правителя Ларсы. Храм возвели на высокой платформе, укрепленной контрфорсами. С неё выходили сдвоенные желоба для водоотвода, впервые зафиксированные ещё в храме 11 горизонта. Платформа завершалась здесь постепенно сужающейся кверху террасой, на которой располагалось святилище. С северо-восточной стороны массив платформы и террасы резко прерывался, соприкасаясь с фасадом другой (возможно зиккурата), существовавшей при его возведении. Впоследствии на этом месте действительно был построен зиккурат III династии Ура (2112—1997 гг. до н. э.). Тяжелые массивные выступы взяли в кольцо стены храма. Непроницаемый ряд «полуколонн» завершался широким декоративным фризом. Эта часть постройки являлась основной ступенью к возвышающемуся на ней святилищу, возведенному из хорошо формованных кирпичей. Стены его были белыми. Ритмика легких пилястр, охватывающих объём святилища, контрастировала с грузными и торжественными опорами предшествующего уровня.[11]

Среди архитектурных обломков в храме были обнаружены мозаичные конусы. До протописьменного периода подобные декоративные элементы не использовались. Из остатков можно выделить два типа конусов различных по длине и диаметру, от 15—6,5 см до 6,6—5,2 см. Первый был выполнен из серого камня с закругленным, хорошо обработанным навершием, второй — из белого гипса с медным покрытием на конце. Мозаичная инкрустация начинает широко использоваться в месопотамской архитектуре.

Финальной точкой в развитии построек священного участка в Эриду стал зиккурат. Он назывался E-U или E-U-NIR, а само слово «ziggurratu» аккадское по происхождению. Его этимология непосредственно связана с понятием горы, и закрепилось оно в языке ко времени распространения трёхъярусных башнеобразных храмов, к сер. III тыс. до н. э.

Ко времени правления III династии Ура между Тигром и Евфратом поднялся к небу не один монументальный зиккурат.

Эридуский же стоит в одном ряду с прочими месопотамскими высокими храмами. По мнению археологов, проводивших раскопки, зиккурат Эриду должен был совпадать по внешнему виду и размерам с зиккуратом Ур-Намму в Уре, но был возведен раньше и задуман более строгим, что заставляет признать и в этом случае доминирующую традицию за городом Бога Энки. Величественный вид трех ступеней зиккурата должна была подчеркивать их раскраска. В Уре она явно фиксируется. Цвет первой был чёрным (в Уре первая ступень была облицована битумом, который уже использовался в ранних храмах), второй — красный, третьей — белый. Святилище, скорее всего, было белого цвета и украшено мозаикой или глазурованными кирпичами. Освещаемое яркими лучами солнца, оно являло собой величие и свет Божества. Другие более поздние зиккураты могли иметь по 7 ступеней, причем цвет каждой соответствовал, как считают, определенной планете.

Древний центр Эриду представляет большой интерес для исследования не только как источник материала по раннему этапу развития Месопотамии, но, что не менее важно, как связующее звено между протошумерской цивилизацией и её древнейшими предшественниками.

Commons-logo.svg Изображение Энки, считавшегося богом-покровителем города Эриду.

В шумерской мифологии Эриду был домом храма Абзу, бога Энки. Подобно всем шумерским и вавилонским богам, Энки поначалу упоминается как местный бог, пришедший разделить, согласно более поздней космологии, господство с Ану и Энлилем. Его царством были воды, окружающие мир и расположенные под ним (ab — вода, zu — далеко), поэтому храм Энки в Эриду называется Э-Абзу.

Истории Инанны, богини Урука, повествуют, как она отправилась в Эриду, чтобы заполучить дары цивилизации. Вначале Энки, бог Эриду, попытался вернуть эти источники своей власти, но позднее охотно признал, что теперь Урук — центр земли. Это, по-видимому, мифическое описание перемещения центра власти на север, упомянутое выше.

Письменные источники, относящиеся примерно ко II тыс. до н. э., к старовавилонскому периоду, повествуют, что начало своей истории и культуры шумеры отсчитывали от создания древнейшего в мире города. Этот город — первое, что было создано после отделения света от тьмы и возникновения земли из первородного хаоса. В шумерской традиции Эриду, подобно священной горе Ницир, отмечал центр мира. Его создатель — Бог Энки, владыка мирового океана и земли, плавающей на его поверхности, наделил Эриду скрижалями «ме», содержащими имена всех сущностей мира, знание которых давало власть над ними. Не случайно иудаизм, христианство и ислам тоже считают Эриду священным городом — первобытным Эдамским садом, местом рождения человечества, куда «царская власть спустилась с небес». Стоит ли говорить, что именно этот город был одним из главных религиозных центров Шумера. Здесь, в Эриду, в центре мира, из столетия в столетие люди возводили свои храмы, молились богам на одном избранном в незапамятные времена месте, месте священного мирового дерева.

В Эриду правил и мифический Адапа — первый человек, бывший наполовину богом, наполовину человеком-героем, по одному из мифов — родной сын самого Энки (Эа). Считалось, что именно Адапа принес в город цивилизацию с острова Дильмун (совр. Бахрейн). Адапа У-ан, также называемый первым человеком, был наполовину бог, наполовину человек-герой, нареченный Абгаллу (Abgallu) (ab — вода, gal — большой, lu — человек) из Эриду.

В шумерском Ниппурском царском списке Эриду назван городом первых допотопных царей[12]: «В Эриду, Алулим стал царём; он правил 8 шаров (28 800 лет). Аллалгар правил 10 шаров (36 000 лет). 2 царя; они правили 18 шаров (64 800 лет). Затем Эриду пал и царствование было перенесено в Бад-Тибиру». Список царей имеет особенно пояснения для царей, правивших до наводнения, и показывает, как центр власти постепенно перемещался с юга страны на север.

В религиозных сказаниях вавилонян сохранилось предание об Эриду как о земном рае, где растет пальма, осеняющая океан. Вавилонские тексты говорят о создании Эриду богом Мардуком в качестве первого города, «святой город, жилище их [других богов] восторга (удовольствий)».

В восточной части Вавилона также имелся квартал Эриду (аккад. Eri-du10ki) — древнейшая часть и религиозный центр города. Возможно это дало повод эллинистическому историку Бероссу считать первых допотопных царей Алор(ос)а и Алапар(ос)а правителями именно Вавилона.

  • Абуаль Хассан М. Б. Взаимодействие древних цивилизаций Востока конца IV и III тыс. до н. э. (от Месопотамии до долины Инда). Материал с сайта системы федеральных образовательных порталов https://web.archive.org/web/20110719005220/http://www.humanities.edu.ru/
  • Антонова Е. В. Месопотамия на пути к первым государствам. М.1998.
  • Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб. 2001.С. 320. С. 335.
  • Ковалёв А. А. Месопотамия до Саргона Аккадского. М. 2002. С. 171
  • Корниенко Т. В. Формирование традиции культового строительства на территории Месопотамии в дописьменную эпоху. М. 2002.
  • Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации Ближнего Востока и Мезоамерики. М. 1992. С. 137.
  • Ллойд С. Археология Месопотамии. М. 1984. С. 54—55.
  • Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М. 1999.
  • Элиаде М. Священное и мирское. М. 1997.
  • Эриду // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ehrich. Chronologies in Old World Archeology. Chicago. 1967.
  • Mallowan M. The development of cities from AlU`baid to the end of Uruk 5 // The Cambridge Ancient History. Cam. 1970. Vol. 1 P. 231.
  • Parrot A. Archeologie Mesopotamienne.Les Etapes. Paris. 1946.
  • Sumer. Baghdad. 1969. p. 135. Oates J. A Preliminary Report. The First seasons excavations in Choga Mami.
  • Safar F, Mustafa M.A, Lloyd S. Eridu. Baghdad. 1981.
Хронологическая таблица неолита Ближнего Востока
Марио Ливерани, Antico Oriente: storia, società, economia, Laterza, Roma-Bari, 2009, ISBN 978-88-420-9041-0, p. 84.
6000ХабурДжебель-Синджар,
Ассирия
Средний ТигрНижняя
Месопотамия
ХузистанАнатолияСирия
5600 Умм-Дабагия  Мухаммад-ДжафарЧатал-Гююк
(6300—5500)
 
Амук A
5200
Старший Халаф

Хассуна
Старшая Самарра
(5600—5400)

Средняя Самарра
(5400—5000)

Поздняя Самарра
(5000—4800)

 
Сузиана A
Хаджилар

Мерсин 24—22
 


Амук B
4800
Средний Халаф
Поздняя Хассуна

Тепе-Гавра 20

Эриду
(= Убайд 1)
Эриду 19—15

Тепе-Сабз
Хаджилар

Мерсин 22—20


Амук C
4500Поздний ХалафТепе-Гавра 19—18 Хаджи-Мухаммад
(= Убайд 2)

Эриду 14—12

Хазине, en:Darreh Khazineh

Сузиана B

Джан-Хасан

Мерсин 19—17


Амук D

См. также: Доисторический Ближний Восток

Дур-Куригальзу — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дур-Куригальзу (аккад. Крепость Куригальзу) — древний город на юге Месопотамии, основанный касситским царём Куригальзу I недалеко от места слияния Тигра и Диялы. После падения касситской династии Вавилонии город был заброшен.

Сейчас здесь, в 30 километрах к западу от Багдада, расположено арабское поселение Акар-Куф (араб. عقرقوف‎). Территория древнего города была обследована иракскими археологами, они обнаружили более 100 клинописных табличек касситского периода, которые сейчас хранятся в Национальном музее Ирака.

В конце XV — начале XIV веков до н.э. царь Куригальзу перенёс свою резиденцию из Вавилона в новую, хорошо обороняемую крепость, которая была названа в его честь. Вавилон при этом получил освобождение от общегосударственных налогов и стал привилегированным самоуправляющимся городом.[1] После смерти царя Дур-Куригальзу продолжал некоторое время оставаться важнейшим городом Междуречья, пока приблизительно в XII веке до н.э. он не был заброшен.

Площадь города, окружённого широкой стеной, составляла около 225 гектаров. Расположенный внутри зиккурат был воздвигнут в честь Энлилю — главного божества вавилонского пантеона. Рядом располагались храмовые сооружения. Дворец имел такие отличительные особенности, как модульность здания в составе крупного помещения и прилегающих к нему трёх малых комнат. В восточной оконечности дворца была обнаружена казна, а также тронный зал/церемониальная комната.[2]

В период с 1942 по 1945 годы Иракский Департамент Античности организовал на месте городища раскопки совместно с Британской археологической школой. Исследовательская деятельность иракцев и британцев затронула зиккурат, три храма и часть дворцового комплекса. Многие из известных ныне крупных культурных ценностей касситского периода были обнуражены именно на территории дворца Дур-Куригальзу.[2]

  • O. R. Gurney, Texts from Dur-Kurigalzu, Iraq, vol. 11, no. 1, pp. 131-149, 1949
  • Baqir, Taha. Iraq Government Excavations at ‘Aqar Quf, 1942-1943. Iraq Supplement. London, 1944.
  • Baqir, Taha. Iraq Government Excavations at ‘Aqar Quf: Second Interim Report, 1943 — 1944. Iraq Supplement. London, 1945.
  • Baqir, Taha. Iraq Government Excavations at ‘Aqar Quf: Third Interim Report, 1944 — 1945. Iraq 8 (1946): 73-93.
  • Tomabechi, Yoko. «Wall Paintings from Dur Kurigalzu.» Journal of Near Eastern Studies 42 (1983): 123-131.
  • Kühne, Harmut. «‘Aqar Quf». The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East. Oxford, 1997. Vol. I, pgs. 156-157.

Зиккурат — это… Что такое Зиккурат?

Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

Архитектура и предназначение

Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумеры, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное Двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю. Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич-сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция. Шумеры строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона — бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет (в древнем Вавилоне было известно пять планет), чёрный (Сатурн, Нинурта), белый (Меркурий, Набу), пурпурный (Венера, Иштар), синий (Юпитер, Мардук), ярко-красный (Марс, Нергал), серебряный (Луна, Син) и золотой (Солнце, Шамаш)[источник не указан 1303 дня].

Дур-Унташ или Чогха-Занбиль, построенный в XIII веке до н. э. Унташ Напириша и располагающийся близ Суз, один из наиболее хорошо сохранившихся зиккуратов

В поздний период зиккурат был не столько храмовым сооружением, сколько административным центром, где располагалась администрация и архивы.

Прообразом зиккурата были ступенчатые храмы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в VI век до н. э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами[1].

Зиккураты сохранились в Ираке (в древних городах Борсиппе, Вавилоне, Дур-Шаррукине, все — 1-е тыс. до н. э.) и Иране (в городище Чогха-Занбиль, 2-е тыс. до н. э.).

См. также

Источники

  • Б.Байер, У. Бирштайн и др. История человечества 2002 ISBN 5-17-012785-5
  1. William W. Hallo. Origins: The Ancient Near Eastern Background of Some Modern Western Institutions. Brill Academic Publishers, 1996. Page 279.

Дур-Унташ — Википедия

Дур-Унташ (совр. перс. چُغازَنبیل‎ Chaqā Zanbil, Choghā Zanbil, Чога-Зенбиль, Чога-Занбиль, Чога-Зембиль) — древний город и храмовый комплекс, сохранившийся от государства Элам, находится в провинции Хузестан современного Ирана. Культовый комплекс эламской религии[1].

Знаменит своим зиккуратом, одним из немногих за пределами Месопотамии. Расположен в 25 км к западу от города Дизфуль, 45 км к югу от города Сузы (Суса, Шуш)[2], 120 км к северу от Ахваза.

Название этого района означает холм или пригорок в форме перевернутой корзины. Поэтому он стал известен как холм-корзина («чога»+«занбиль»). Древний город Чога-Занбиль был расположен в 30 км к юго-востоку от города Сузы на краю плато, вблизи реки и зарослей тамариска.

Комплекс был построен около 1250 года до н. э. царём Элама Унташ-Напиришой в честь великого бога Иншушинака. Первоначально город назывался Дур-Унташ (город Унташа), по всей вероятности, он не был активно заселён. Современное название Чога-Занбиль с персидского языка переводится как «холм» или «холм-корзина», что соответствует форме зиккурата[3].

Учёные предполагают, что царь Унташ-Напириша хотел создать здесь главный религиозный центр для богов верхнего и нижнего Элама вместо Суз. Вокруг города были возведены три концентрических стены, внутри которых находился собственно город. Большой зиккурат во внутреннем городе был посвящён главному божеству, зиккурат построен на месте большой ровной площади. В центре находится 11 храмов малых божеств. Планировалось построить 22 храма, но строительство было остановлено после смерти царя.

Во внешних частях города размещается королевский дворец и королевские гробницы. По предположению археологов, один из дворцов предназначался для самого царя, а другой для гарема. Дворцы представляли собой величественные сооружения, по размерам сопоставимые с зиккуратом. Под строениями найдены каменные лестницы, ведущие в подвалы глубиной шесть метров, предназначенные для царской усыпальницы.

Для постройки зиккурата использовались глиняные кирпичи. Для их изготовления применялась сырая глина, иногда встречаются обожжённые кирпичи. На многих кирпичах сохранились надписи, восхваляющие деяния Унташ-Напириша. Фасады строители облицовывали украшенными гипсовыми плитами и глазурованными кирпичами. С этой целью использовались специальные печи, построенные вблизи храмов. Кстати, для реставрации комплекса применяются кирпичи, найденные археологами вокруг зиккурата[4]. Водой город снабжал канал длиной 50 километров, проложенный от реки Керхе. До жителей вода доходила при помощи системы сообщающихся резервуаров. Таким образом, город, построенный в пустыне, имел достаточно воды для питья, земледелия и скотоводства.

Чога-Занбиль или Дур-Унташ (город Унташа) — это древнее религиозное поселение, построенное во времена возрождения и расцвета государства Элам. Город еще до того, как прервалась эламская царская династия, подвергался атакам врагов и утратил былое значение. Поэтому все, что есть в этом поселении, возникло в результате творчества и талантов народа Элама[5].

Этот широкий пригорок был выбран Унташ-Напиришей для основания поселения, которое должно было стать местом паломничества жителей Элама[6]. Причем искусство Элама во время этого правителя достигло небывалых высот и создавало великолепные произведения, и все это великолепие применялось в работах при строительстве[7]. Основная часть работ по строительству Чога-Занбиля была проведена при жизни самого Унташ-Напириша, последующие правители привнесли меньший вклад в возведение города. Царь и его придворные в то время прибывали в город только на праздники и на большие религиозные церемонии.

Город построен на берегу реки, и его месторасположение выбрано таким образом, чтобы он возвышался над всем плато. Город построен так, что с его восточной стороны находится река, а напротив – горный массив, и благодаря этим большим и непреодолимым преградам он находился в безопасности. Этот город располагался внутри трех крепостных стен из кирпича, образовывавших концентрические круги. В центре города находился «т-н-с» или священный квартал, который окружала стена, образуя территорию в форме четырехугольника, каждая сторона которого превышала 400 м. В середине этого квартала можно видеть остатки огромного и мощного зиккурата. При строительстве Чога-Занбиля были использованы три вида кирпича: необожженный кирпич, обожжённый кирпич, необожжённый кирпич, смешанный с обожжённым битым или толченым кирпичом[8]. Зиккурат полностью построен из необожженного кирпича и облицован обожженным, слой которого имеет толщину в 2 м. Через каждые 10 рядов простой кирпичной кладки располагается ряд с надписями эламским письмом, которые гласят, что Унташ-Напириша посвятил это здание божеству Иншушинаку. Зиккурат построен в виде ступенчатого сооружения, каждый его этаж опирается на нижний этаж, и его размер меньше размеров нижнего. Здание, вероятно, имело пять этажей.

Расположенная снаружи зиккурата массивная лестница соединяла нижние этажи с верхними. Центральное здание окружала стена, имевшая 7 ворот. На пространстве между стеной, окружавшей зиккурат, и широкой стеной, построенной вокруг этого священного города, располагались и другие здания, в том числе: подземные гробницы, построенные для царской семьи[9], храмовые постройки и другие здания меньшего размера вокруг центрального здания зиккурата и на территории боковых дворов для других эламских богов, в том числе Хумпан, Хишмитик, Рухуратир, четыре пары богинь под общим названием «Напратеп» (богини, дающие пропитание), Пиникир – древняя богиня-мать Суз, и другие. Вход в эламское святилище охраняли статуи львов, быков и собак[10].

На территории города существовало интересное здание для очистки воды, которую пили горожане, созданное с применением передовой методологии[11].

Город продолжал существовать вплоть до ассирийского завоевания, его разрушил царь Ашурбанипал в 640 до н. э.

Благодаря оставшимся в городе черепкам глиняной посуды мы можем говорить о том, что город был захвачен Ахеменидами, а во времена Аршакидов город также был завоеван кочевыми или полукочевыми скотоводами. В XVII веке на этом месте местным правителем было построена небольшая резиденция[12].

Дур-Унташ был обнаружен случайно при разведке нефтяных месторождений. В 1935 году британская компания проводила аэрофотосъемку мест вблизи зиккурата. На фотографиях были видны стены в виде концентрических кругов и очертания построек с большим сооружением посередине. После того как обнаружили два глиняных кирпича, покрытых надписями, стало понятно, что сооружение является древним эламским святилищем, построенным эламским правителем Унташ-Напиришей (1245-1265 гг. до н.э.). В 1325 году по солнечной хиджре (1946 году н.э.) профессор Роман Гиршман продолжил раскопки, начатые графом Роландом де Меквенемом, полностью раскопав сооружение Чога-Занбиль.

Археологические раскопки с 1951 по 1962 годы дали много находок[13][14][15]. Зиккурат считается наиболее хорошо сохранившимся из всех зиккуратов в мире[16]. В 1979 году Чога-Занбиль стал первым объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в Иране.

  1. Архипов И. С. Элам // Большая российская энциклопедия. Т. 35. М., 2017. С. 295.
  2. ↑ گيرشمن، رومن، چغازنبيل (دور- اونتاش)، ترجمه اصغر كريمي، تهران: سازمان ميراث فرهنگي كشور، 1373، ج1، ص21
  3. ↑ Дэвид Рол. Генезис цивилизации. Откуда мы произошли… — Century, 1998. — Стр. 82
  4. ↑ Дур-Унташ (древний город) (неопр.). Планета Земля: историческая география (Aug 9, 2017). Дата обращения 14 мая 2018. Архивировано 14 мая 2018 года.
  5. ↑ افشار سيستاني، ايرج، خوزستان و تمدن ديرينة آن، تهران: سازمان چاپ و انتشارات وزارت فرهنگ و ارشاد اسلامي، 1373، ج 1، صص 12- 311
  6. ↑ مجيدزاده، يوسف، تاريخ و تمدن ايلام، مركز نشر دانشگاهي، 1370، ص 20
  7. ↑ هنيتس، والتر، دنياي گمشدة عيلام، ترجمه فيروزنيا، تهران: علمي و فرهنگي، چاپ دوم 1376، ص 196
  8. ↑ مجيدزاده، همان، ص 50 و 78
  9. ↑ آميه، پير، تاريخ عيلام، ترجمه شيرين بياني، تهران: انتشارات دانشگاه تهران، 1349، صص 55- 53
  10. ↑ كامرون، جورج، ايران در سپيده دم تاريخ، ترجمه حسن انوشه، تهران: علمي و فرهنگي، 1365، صص 64 و 79- 77
  11. ↑ نگهبان، عزت‌الله، شهرنشين و شهرسازي از هزارة چهارم تا هزارة اول ق. م نظر اجمالي به شهرنشيني و شهرسازي، به كوشش محمد يوسف كياني، تهران: هواپيمايي جمهوري اسلامي ايران 1365، صص 35- 34
  12. ↑ همو، راهنماي موزه و حفاري هفت‌تپه، اداره كل موزه‌ها، تهران: وزارت فرهنگ و هنر 1351، ص 83
  13. ↑ Roman Ghirshman, Tchoga Zanbil (Dur-Untash). Vol. I: La Ziggurat, Mémoires de la Délégation Archéologique en Iran, vol. 39, Geuthner, 1966
  14. ↑ R. Ghirshman, Tchoga Zanbil (Dur-Untash) Volume II: Temenos, Temples, Palais, Tombes, Memoires de la Delegation Archeologique en Iran, vol. 40 Geuthner, 1968
  15. ↑ M.J. Steve, Tchoga Zanbil (Dur-Untash) 3: Textes Élamites et Accadiens, Mémoires de la Délégation Archéologique en Iran, vol. 41, Geuthner, 1967
  16. ↑ Tchogha Zanbil, UNESCO World Heritage Centre. Архивировано 14 мая 2018 года. Дата обращения 14 мая 2018.

Иракская колода — Википедия

Карта[7]ИмяДолжностьСтатус
1.
туз
Саддам Хусейн(28.04.1937-30.12.2006)1) Президент Ирака
2) Премьер-министр Ирака
3) Генеральный секретарь партии «Баас» (иракской)
4) Председатель Совета революционного командования Ирака
5) Главнокомандующий вооруженными силами Ирака (Маршал)

Задержан 14 декабря 2003 в селении Ад-Даур, близ Тикрити;

казнён 30 декабря 2006

2.
туз
Кусей Хусейн(17.05.1966-22.07.2003)
(Младший сын Саддама Хусейна)
1) Руководитель спецслужб
2) Ответственен за охрану президента и его семьи
3) Командующий Республиканской гвардии
4) Командующий центрального военного округа (ответственен за оборону Багдада и Тикрита)

Убит 22 июля 2003 в бою с американскими войсками в Мосуле
3.
туз
Удей Хусейн (18.06.1964-22.07.2003)
(Старший сын Саддама Хусейна)
1) Глава Олимпийского комитета Ирака, Иракской футбольной ассоциации и Иракского союза журналистов
2) Руководитель газеты «Бабиль» и радио «Голос Ирака»
3) Генеральный секретарь Союза студентов Ирака и Союза молодежи Ирака
4) Командующий «Федайин Саддам»

Убит 22 июля 2003 в бою с американскими войсками в Мосуле
4.
туз
Абед Хамид Махмуд аль-Тикрити(1957-07.06.2012)

Личный секретарь президента
троюродный брат Саддама ХусейнаГенерал-лейтенант

Задержан 16 июня 2003 в Тикрите,
казнён 7 июня 2012 года
5.
король
Али Хасан аль-Маджид(30.11.1941-25.01.2010)
(«Химический Али»)
1) Советник президента
2) Командующий Республиканской гвардии
3) Командующий южным военным округом
4) Командующий Республиканской гвардиидвоюродный брат Саддама ХусейнаГенерал-лейтенант

Задержан американскими войсками 21 августа 2003, приговорен к смертной казни 24 июня 2007,
казнён 25 января 2010 года
6.
король
Иззат Ибрагим ад-Дури1) Вице-президент
2) Заместитель генерального секретаря партии «Баас»
3) Заместитель председателя Совета революционного командования
3) Командующий северного военного округа Сват Саддама ХусейнаГенерал-лейтенант

Местоположение неизвестно
7.
король
Хани Абед аль-Латиф Тилфах аль-Тикрити
Шеф специальной службы безопасности
троюродный брат Саддама ХусейнаПолковник

8.
король
Азиз Салих ан-Нуман
Председатель и командующий ополчением партии «Баас» в Западном Багдаде

Задержан 22 мая 2003 близ Багдада, в 2011 году приговорен к смертной казни
9.
дама
Мухаммед Хамза аз-Зубейди(1938-02.12.2005)
Премьер-министр Ирака в 1991—1993 годах, позже — вице-премьер;
Командующий центральным Евфратским округом

Задержан американскими войсками 20 апреля 2003 в Эль-Хилле;
Скончался в американском военном госпитале 2 декабря 2005
10.
дама
Камаль Мустафа Абдалла Султан аль-Тикрити
Секретарь Республиканской гвардии и Специальной республиканской гвардии
троюродный брат Саддама ХусейнаГенерал-лейтенант

Добровольно сдался 17 мая 2003
11.
дама
Barzan card1.jpg
Барзан Абед аль-Гафур Сулейман аль-Маджид аль-Тикрити
Командующий Специальной Республиканской гвардии
двоюродный брат Саддама ХусейнаБригадный генерал

Задержан 23 июля 2003
12.
дама
Музахим Саиб Хасан аль-Тикрити
1) Командующий противовоздушной обороной Ирака
2) Заместитель министра военной промышленности

троюродный брат Саддама ХусейнаГенерал-лейтенант

Задержан 23 апреля 2003
13.
валет
Ибрагим Ахмад Абед аль-Саттар Мухаммед аль-Тикрити
Командующий штабом вооруженных сил

троюродный брат Саддама Хусейна

Добровольно сдался 15 мая 2003
14.
валет
Сайеф аль-Дин Фулейх Хасан Таха ар-Рауи
Руководитель штаба Республиканской гвардии

Генерал-лейтенант
15.
валет
Rafi card.jpg
Рафи Абед аль-Латиф Тилфах аль-Тикрити
Шеф службы общей безопасности
троюродный брат Саддама ХусейнаРодной брат Хани аль-ТикритиГенерал-лейтенант
16.
валет
Тахир Джалиль Хабуш аль-Тикрити
Директор Мухабарат
троюродный брат Саддама ХусейнаГенерал-лейтенант
17.
десять
Хамид Раджа Салах аль-Тикрити
Командующий военно-воздушными силами Ирака
троюродный брат Саддама ХусейнаГенерал-лейтенант

Задержан 15 июня 2003
18.
десять
Латиф Нусайеф Джасим аль-Дулайми
Активист партии «Баас»
Заместитель главы военного бюро

Задержан 10 июня 2003
19.
десять
Абед аль-Тауаб Мулла Хувейш аль-Ани
Министр военной промышленности Заместитель премьер-министра
Тесть Саддама ХусейнаГенерал

Задержан 1 мая 2003 в Багдаде
20.
десять
Таха Ясин РамаданВице-президент ИракаЧлен Совета революционного командования
Задержан курдами 18 августа 2003 в Мосуле;
казнён 20 марта 2007
21.
девять
Рукан Разуки Абед аль-Гафур Сулейман аль-Маджид ат-Тикрити
Шеф департамента иракской нации
Троюродный брат Саддама ХусейнаРодной брат Барзана Абед аль-ГафураБригадный генерал
22.
девять
Джамаль Мустафа Абдалла Султан ат-Тикрити
Заместитель шефа департамента иракской нации
Троюродный брат и зять Саддама ХусейнаРодной брат Камаля Мустафы Абдаллы Султана ат-Тикрити

Сдался 19 апреля 2003
23.
девять
Мизбан Хидир Хади
Командующий округом Средний ЕвфратЧлен Совета революционного командования
Генерал

Задержан 3-ей пехотной дивизией США
9 июля 2003 в Багдаде[8]
24.
девять
Таха Мухил аль-Дин МаруфВице-президентЧлен Совета революционного командования
Задержан 1 мая 2003;
Освобождён в феврале 2004 г.
25.
восемь
Тарик АзизВице — премьер-министрЧлен Совета революционного командования
Сдался 25 апреля 2003Скончался 5 июня 2015 года
в больнице города Насирия
26.
восемь
Валид Хамид Тауфик ат-Тикрити
Мэр Басры
Генерал-майорТроюродный брат Саддама Хусейна

Сдался 29 апреля 2003
27.
восемь
Султан Хашим Ахмад ат-Таи
Министр обороны
Генерал-лейтенантСват Саддама Хусейна
Сдался 19 сентября 2003. Приговорен к смертной казни 24 июня 2007. Казнь отсрочена на неопределенный срок)
28.
восемь
Хикмат аль-Аззауи
Министр экономики и финансовВице — премьер-министр
Задержан 19 апреля 2003
29.
семь
Махмуд Дийяб аль-АхмадМинистр внутренних делЗадержан 8 августа 2003
30.
семь
Айяд Футайих Халифа ар-Рауи
Командующий подразделением
«Аль-Кудс»
Генерал-лейтенант
Задержан 4 июня 2003
31.
семь
Зухайр Талиб Абед аль-Саттар аль-Накиб
Шеф военной разведки
Генерал-майор
Задержан 23 апреля 2003
32.
семь
Амир Хамуди Хасан ас-Сади
Руководитель научного отдела при президенте Ирака
Генерал-лейтенант
Сдался 12 апреля 2003
33.
шесть
Амир Рашид Мухаммед аль-Убайди
Министр нефтиПрезидентский советник
Генерал-лейтенант
Задержан 28 апреля 2003
34.
шесть
Хусам Мухаммед Ясин
Шеф службы национального наблюдения
Генерал-лейтенант
Задержан 26 апреля 2003;
Освобождён 23 декабря 2005
35.
шесть
Мухаммед Махди ас-Салих
Министр торговли
Задержан 23 апреля 2003
36.
шесть
Сабауи ИбрагимПрезидентский советник
Единоутробный брат Саддама Хусейна
Задержан 27 февраля 2005 в Аль-Хасаке (Сирия)
37.
пять
Ватбан Ибрагим Хасан аль-ТикритиПрезидентский советник
Единоутробный брат и свояк Саддама Хусейна
Задержан 13 апреля 2003 на ирако-сирийской границе близ населенного пункта Рабия[9]
38.
пять
Барзан Ибрагим Хасан аль-ТикритиПрезидентский советник
Единоутробный брат, сват и свояк Саддама Хусейна
Задержан 17 апреля 2003 в Багдаде;
казнён 15 января 2007
39.
пять
Худа Салих Махди Аммаш
Шеф бюро молодежной организации партии «Баас»Глава торгового бюро
Задержана 9 мая 2003 в Багдаде;
Освобождена 19 декабря, 2005
40.
пять
Абед аль-Баки Абед Карим ас-Садун
Председатель и командир ополчения партии «Баас» в Дияле
41.
четыре
Мухаммед Зимам Абед ар-Раззак ас-Садун
Председатель и командир ополчения партии «Баас» в провинциях Тамим и Найнава
Задержан 15 февраля 2004
42.
четыре
Самир Абдель Азиз аль-Наджим
Председатель и командир ополчения партии «Баас» в Восточном Багдаде
Генерал
Задержан курдами 17 апреля 2003 в пригороде Мосула
43.
четыре
Хумам Абед аль-Халид Абед аль-ГафурМинистр высшего образования и научных исследованийЗадержан 19 апреля 2003
44.
четыре
Яхья Абдалла аль-Убайди
Председатель и командир ополчения партии «Баас» в Басре
45. Найеф Шиндах Тамир
Председатель и командир ополчения партии «Баас» в Салах-ад-дине
Убит 23 марта 2003 под Эн-Наджафом в бою с американскими войсками[10]
46.
три
Сайфал аль-Дин аль-Машхадани
Председатель и командир ополчения партии «Баас» в Мутанне
Задержан 24 мая 2003
47.
три
Фадиль Махмуд Гариб
Председатель и командир ополчения партии «Баас» в провинции Бабиль

Задержан 15 мая 2003
48.
три
Мухсин Кадар аль-Кафаджи
Председатель и командир ополчения партии «Баас» в Кадисии

Задержан 7 февраля 2004
49.
два Rashid Taan card2003.jpg
Рашид Таан Казим
Председатель и командир ополчения партии «Баас» в Анбаре
50.
два
Угла Абед Сигхар аль-Кубайси
Председатель и командир ополчения партии «Баас» в Майсане

Задержан 20 мая 2003
51.
два
Гази Хамуд аль-Адиб
Председатель и командир ополчения партии «Баас» в Васите

Задержан 7 мая 2003
52.
два
Адир Абдалла Махди аль-Дури ат-Тикрити
Председатель и командир ополчения партии «Баас» в Дикаре

Задержан 15 мая 2003
53. Хусейн аль-Авауи
Председатель и командир ополчения партии «Баас» в НайнавеМэр Найнавы
Бригадный генерал войск химической защиты

Задержан 10 июня 2003
54. Камис Сирхан аль-Мухаммед
Председатель и командир ополчения партии «Баас» в КербелеМэр Кербелы

Задержан 11 января 2004
55.
три
Saad card2003.jpg
Саад Абед аль-Маджид аль-Фейсал
Председатель и командир ополчения партии «Баас» в Салах-ад-Дине[11]

Задержан 24 мая 2003

Киш (Шумер) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июня 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июня 2018; проверки требует 1 правка. У этого термина существуют и другие значения, см. Киш. Древнее Междуречье

Киш (шум. Kiš) — город и государство в Древней Месопотамии (Ирак), в 18 км к востоко-северо-востоку от Вавилона.

Город Киш (совр. Телль-Ухаймир) был основан в конце IV тысячелетия до н. э. на месте более древних поселений. Общинным богом Киша был Забаба. К Кишу относился и несколько более поздний город Хурсанг-калама (букв. «Лесистая гора страны»).

В XXVIII веке до н. э. был центром 1-го объединения шумерских племён. В начале Раннединастического периода в Кише правила полулегендарная I династия Киша, известная только по «Царскому списку».

Первоначально список правителей I династии Киша открывался Этаной. Затем к началу кишского списка (перед Этаной) был добавлен перечень местных семитских родоначальников и тотемов, который по своему происхождению, видимо, не имел отношения к перечню «царей». Для всего кишского списка — как до, так и после Этаны — характерны фантастические цифры продолжительности правления царей.

Вплоть до XXVII века до н. э. правители Киша были самыми могущественными в Северном Двуречье.

Около 3500 года до н. э. здесь появляется древнейшая клинописная письменность (табличка из Киша).

В XXVII веке до н. э. в борьбе с городом Урук утратил своё господство.

В XXIV веке до н. э. Киш был разрушен шумерским царём Лугальзагеси, вскоре был восстановлен аккадским царём Саргоном. В дальнейшем Киш самостоятельной роли не играл, оставаясь крупным провинциальным центром Вавилонии, державы Ахеменидов, Парфянского царства и государства Сасанидов. При раскопках (1912 и 1923—1932) обнаружены остатки дворца (XXVIII—XXV вв. до н. э.), состоявшего из 2 зданий: более древнего, прямоугольного в плане, обнесённого крепостной стеной с башнями, и более позднего, имевшего в западной части узкий зал с 4 колоннами по центральной оси, а в восточной — галерею с колоннами на парапете. Исследован некрополь раннединастического периода (2-я четверть III тысячелетия до н. э.) с множеством керамики, бронз, оружия и украшений, цилиндрических печатей. Открыты здания аккадской эпохи и последующих периодов (в том числе 3 дворцовых здания, 224—651 гг.), а также большой архив клинописных документов (начало III—I тысячелетие до н. э.).

Французская группа археологов под руководством Анри де Женуйака проводила в Кише первые раскопки между 1912 и 1914. В период с 1923 по 1933 там также работала англо-американская группа (Oxford-Field Museum Expedition — экспедиция музея Оксфорда) во главе со Стивеном Лэнгдоном.

  • Городище Телль-Ухаймир, Ирак

  • Глиняные таблички из Киша (3500 г. до н.э.)

  • Ваза, найденная в раскопках Киша (III в. до н.э.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *