Зиккурат в уре месопотамия: Забытая реальность — Зиккурат в Уре – история восточной архитектуры от зиккуратов до соборных мечетей — T&P

Забытая реальность — Зиккурат в Уре







Первые земледельческие поселения в Двуречье появились в XVIII—XV веках. Первоначально жители этих мест строили маленькие прямоугольные дома и святилища из кирпича-сырца. Этот строительный материал стал на многие столетия главным материалом для городов Месопотамии. Из глины жители Двуречья строили и свои храмы. Храм, сооруженный из кирпича-сырца, возвышался в центре любого шумерского города. Вокруг него располагались хижины жителей, а все поселение ограждала крепостная стена.

Шумерские храмы возводились на каменных платформах, превратившихся впоследствии в высокие ступенчатые храмовые башни — зиккураты. Зиккурат — это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Зиккураты строились в три-четыре уступа, а то и больше — до семи. Это чередование часто подчеркивалось еще и раскраской: так, за уступом, окрашенным в черный цвет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним — побеленный. Озеленение террас, наряду с раскраской, придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.

Зиккураты выглядят как лестница, ведущая в небо. При этом их восхождение постепенное, мерное. Этим они резко отличаются от стремительно взлетающих в небесную высь египетских пирамид.

В верхней части зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола: святилище было «жилищем бога», который почивал в нем по ночам, иногда — в обществе целомудренной женщины. Ночью жрецы поднимались на вершину зиккурата для астрономических наблюдений, часто связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ. Считается, что знаки зодиака, астрология, названия многих созвездий — все это берет свое начало отсюда, с вершин шумерских зиккуратов.

Одним из самых известных и больших зиккуратов Месопотамии, дошедших до наших дней, является зиккурат в Уре — древнем городе, известном как «Ур халдеев», или «Ур Халдейский». По преданию, уроженцем Ура был легендарный библейский праотец Авраам. Этот шумерский город стал играть важную роль в III тысячелетии до н.э.

Пик могущества Ура приходится на 2112—2015 года до н.э., когда городом правили цари III династии. Основатель этой династии царь Урнамму прославился как великий строитель. Он делал все возможное, чтобы дворцы и храмы обрели облик, соответствующий могуществу и величию города.

Покровителем Ура был бог Луны Нанна (вавилоняне называли его Сином). В его честь царь Урнамму на рубеже XXII—XXI веков до н.э. построил знаменитый зиккурат, по своим размерам мало отличавшийся от знаменитой Вавилонской башни.

Трехступенчатый зиккурат в Уре сохранился до наших дней лучше других подобных сооружений в Двуречье. Его огромный холм впервые был исследован в середине XIX века английским консулом в Басре Д.Е. Тейлором. В кирпичной кладке по углам башенной площадки Тейлор нашел цилиндры из обожженной глины с клинописными надписями, рассказывающими об истории этого сооружения. Эти тексты относились к временам правления Набонида, последнего царя Вавилона (550-е гг. до н.э.). Они повествовали о том, что башня, заложенная царем Урнамму и его сыном Шульги, осталась недостроенной. Ни один из последующих царей не довел дело до конца, и лишь Набонид восстановил зиккурат и завершил его сооружение.

К 1933 году археологам удалось создать окончательный вариант реконструкции зиккурата. По форме он представлял собой трехступенчатую пирамиду. Основа его была сложена из кирпича-сырца (внутри кладки, по-видимому, остались развалины более древнего зиккурата времен I династии царей Ура). Снаружи здание было облицовано обожженным кирпичом, скрепленным битумным раствором. Сохранившаяся облицовка достигает толщины 2,5 м. Нижний ярус имеет в основании размеры 60 ? 45 м и достигает 15 м в высоту. На него опирались верхние ярусы, каждый из которых был меньше нижнего, так что они стояли как бы на обширных террасах с более широкими проходами вдоль продольных стен и более узкими вдоль поперечных. На верхнем ярусе был расположен небольшой храм с алтарем бога Луны Нанна, во имя которого и было воздвигнуто это огромное сооружение.

На вершину зиккурата с восточной стороны вели три широкие и длинные лестницы в сто ступеней каждая, по которым во время религиозных празднеств двигались ритуальные процессии. Одна лестница была расположена под прямым углом к зданию, а две другие шли вдоль стен. Боковые лестницы позволяли спуститься на все террасы в обе стороны от главной. Террасы зиккурата имели разные цвета: нижняя — черный, средняя — красный, а верхняя — белый. В углах, образованных лестницами, стояли массивные башни с плоскими кровлями.

Когда археологи начали составлять план и измерять стены зиккурата, неожиданно оказалось, что измерения почему-то не совпадают. Лишь впоследствии обнаружилось, что во всем здании нет ни одной прямой линии! То, что ученые первоначально приняли за прямые, были в действительности тщательно рассчитанные кривые. Стены были не просто наклонены внутрь: вся линия от вершины до земли была слегка выпуклой. И линия от угла к углу в плане тоже заметно выдается вперед, так что если смотреть вдоль стены, видишь не дальше ее середины. Древний зодчий воспользовался законом оптической иллюзии, который много столетий спустя с блеском применили греческие строители афинского Парфенона. Искривления очень незначительны, почти незаметны, но в то же время вполне достаточны, чтобы создать впечатление мощи там, где прямая линия по контрасту с массой всего здания казалась бы слабой и даже неровной. Знание подобных тонкостей свидетельствует о высоком искусстве шумерских строителей.

И в самом деле, зиккурат в Уре — настоящий архитектурный шедевр! Насколько проще было бы поставить друг на друга кирпичные прямоугольники, но тогда здание выглядело бы уродливым и неустойчивым. Вместо этого строители тщательно рассчитали высоту различных этажей и придали стенам такой наклон, чтобы взгляд сразу обращался вверх и к центру сооружения. Более острые линии тройной лестницы подчеркивают наклон стен и, пересекая горизонтальные плоскости террас, привлекают внимание к расположенному на вершине храму — фокусу всего здания.

В кирпичной кладке стен устроены высокие и узкие прорези. Они расположены в несколько рядов на равных расстояниях друг от друга. Прорези уходят глубоко в толщу стен, сложенных из кирпича-сырца. Снаружи, там, где они идут через облицовку из обожженного кирпича, прорези ничем не заполнены, а глубже засыпаны глиняными черепками. Это дренажные отверстия, предназначенные для осушения внутренней части сооружения. Но каким образом сырость проникала в основу здания? Во время его постройки? Конечно, в глиняном растворе, на котором укладывали кирпич-сырец, было достаточно влаги, однако во время работ из-за огромной площади строительства она должна была испариться: к тому времени, когда строители начинали укладывать следующий слой кирпичей, предыдущий полностью высыхал. Кроме того, террасы были в несколько слоев вымощены обожженным кирпичом на битумном растворе. Вода никак не могла просочиться сквозь нее и повредить нижнюю кладку. Так что осушительные отверстия были явно лишними. Зачем же они были нужны?

Изучая руины зиккурата, археологи обратили внимание на то, что на каждом краю башни в кирпичной кладке одного из контрфорсов имелся глубокий паз, начинающийся вверху и заканчивающийся у самой земли особым устройством, которое в строительной технике называется «фартук». Он представляет собой кирпичный откос, покрытый для водонепроницаемости битумом и рассчитанный таким образом, чтобы падающая сверху вода бесшумно и без брызг стекала вниз. Следовательно, на террасе была вода! Но откуда?

У входа в одну из комнат, расположенных у задней стены башни, ученые нашли большую диоритовую плиту с надписью времен царя Набонида. В ней сообщалось, что царь восстановил здание и очистил «Гигпарку» от завала ветвей. «Гигпарку» представлял собой часть храмового ансамбля, посвященного богине Луны. Располагался он у юго-восточной стены зиккурата. Каким же образом это здание оказалось заваленным ветвями? Деревья могли расти и в самом Гигпарку, но поскольку бульшая часть здания была крытой, это мало вероятно. Единственным местом, откуда ветви могли сюда падать, остается зиккурат.

Этим и объясняется необходимость дренажных отверстий. Террасы ступенчатой башни царя Урнамму не были покрыты кирпичной кладкой — на них лежала земля, на которой росли деревья. Вот откуда родилась идея знаменитых «висячих садов» Вавилона! Длинные водостоки в контрфорсах предназначались для отвода дождевых потоков, но одновременно они могли служить и для орошения террас. Именно вследствие необходимости орошения в основу здания проникала влага, и ее удаляли через дренажные отверстия. Вода, которой поливали деревья, просачивалась сквозь почву, увлажняла необожженные кирпичи, и если бы влагу не отводили, она могла бы серьезно угрожать всему зданию.

Если представить себе эти террасы, сплошь поросшие деревьями, эти зеленые висячие сады, то тогда мы ясно поймем, откуда происходит первоначальное представление о зиккурате как о горе бога. Наклонные стены террас вздымались подобно склонам поросшей лесом скалы.

Общая высота «Горы бога», на вершине которой стоял храм Нанна, превышала 53 м. Во времена царя Набонида зиккурат был перестроен, вместо трех- он стал семиярусным и очень походил на описанную Геродотом Вавилонскую башню того же периода. Однако она до наших дней не сохранилась, так что сегодня, чтобы ее представить, достаточно вспомнить облик зиккурата в Уре. Несмотря на то что зиккурат осыпался и пострадал от времени, его высокий холм и сегодня производит огромное впечатление на туристов.
http://vk.cc/4iS2PN

Источник: vk.com

10 визитных карточек Месопотамии • Arzamas

История, Искусство

Как жили, чем занимались и на каких языках говорили люди, населявшие древние государства Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию с конца IV тысячелетия до н. э. до первых веков н. э.? Сотрудница Института классического Востока и Античности НИУ ВШЭ Екатерина Маркина выбрала десять памятников, позволяющих оценить своеобразие месопотамской культуры

Знаете ли вы, как и когда изобрели письмен­ность, почему минута и час разделены на 60 частей и как звали первого в мире поэта? Ответы на эти и многие другие вопросы дает наука ассириология. Она изучает историю, культуру и письменность Древней Месопо­тамии — региона, который располагался между реками Тигр и Евфрат (современные Ирак, Сирия и Турция).

В разное время на территории Месопотамии существовали разные государ­ства — Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия и другие. О повсед­невной жизни живших там народов известно из клино­писных текстов — памятников пись­менности, создававшихся с конца IV тысяче­летия до н. э. и до первых веков н. э. Сегодня археологи нашли около полумиллиона таких документов.

В этом году в Институте классического Востока и Античности пройдет первый набор студентов-ассириологов — прочитав этот материал, а также изучив инстаграм с месопотамскими раритетами, вы навер­няка захотите стать одним из них.

1. Таблички с клинописью

1 / 4

Глиняная табличка с клинописью. Около 2600 года до н. э.Musée du Louvre

2 / 4

Таблички с клинописью. Около 2340–2200 годов до н. э.Musée du Louvre

3 / 4

Табличка с клинописью. 2000–1600 годы до н. э.Royal Ontario Museum

4 / 4

Табличка с клинописью. Около 173 года до н. э.The Metropolitan Museum of Art

Первые в истории человечества письменные документы — они датируются концом III тысячелетия до н. э. — были найдены на юге современного Ирака, на месте города, который в древности назывался Урук (сейчас городище называется Варка). 

Жители Древней Месопотамии писали на глиняных табличках с помощью стилоса — тростниковой палочки с заостренным концом. Сначала знаки были рисуночными: они процарапывались на глине и изображали предмет, о кото­ром идет речь. Позднее знаки стали более схематич­ными, превратив­шись в настоящую письменность. Они уже не процарапывались, а выдавливались стилосом — отчего штрихи, из которых состоит знак, приобрели характерную клиновидную форму, а сама письменность стала называться клинописью.

Самые ранние тексты — это аналоги современных бухгалтерских документов: писцы вели учет доходов и расходов городского хозяйства. Чуть позже появились литературные тексты и списки слов, по которым будущие писцы изучали письменность и терминологию. Последний клинописный документ относится к I веку н. э. За свою трехтысячелетнюю историю клинопись использовалась для записи текстов на 15 языках, принадлежащих к разным языковым семьям. Среди них шумерский, аккадский, эламский, хеттский, урартский и древнеперсидский.

2. Цилиндрические печати

1 / 2

Среднеассирийская печать со сценой охоты на страуса и ее оттиск. XII век до н. э.The Morgan Library & Museum

2 / 2

Новоассирийская печать со сценой поклонения богине Иштар и ее оттиск. Около VIII–VII веков до н. э.The Metropolitan Museum of Art

Когда появилась частная собственность, возникла необходимость каким-то образом подтверждать свое право на нее. Для этого в Месопотамии использо­вали печати. В III–II тысячелетиях до н. э. привычные нам печати-штампы исполь­зовали редко. Особенно популярны были небольшие цилиндры из полудраго­ценных камней — лазурита, сердолика, яшмы и др., — на которых вырезались сцены религиозно-мифологического или бытового характера. Со временем к изображению добавилась краткая надпись с именем, профес­сией или должностью владельца печати. Каждой эпохе соответствует свой изобрази­тельный стиль и круг популярных сюжетов. Большинство месопотам­ских печатей известно лишь по оттискам на глиняной поверхности — самих печатей было найдено гораздо меньше.

3. Зиккураты

1 / 3

Зиккурат в Уре. Возведен около 2047 года до н. э.Wikimedia Commons

2 / 3

Зиккурат в Акар-Куфе. Возведен в XIV веке до н. э.© David Robbins / CC0 1.0

3 / 3

Зиккурат в Чога-Занбиль. Возведен около 1250 года до н. э.Wikimedia Commons

Зиккурат — это ступенчатая пирамида, в которой в отличие от египетских нет внутренних ходов и камер. Древнегреческий историк Геродот писал, что это монолитное сооружение из сырцового кирпича служило платформой для святилища, находившегося на верхнем ярусе. Археологически это невозможно подтвердить: дошедшие до нас зиккураты сильно пострадали от эрозии, от верхних ярусов совсем ничего не осталось. Лучше всего сохранились три зиккурата: урский, расположенный недалеко от иракского города Эн-Насирия, еще один в Акар-Куфе под Багдадом и, наконец, на городище Чога-Занбиль в иранском Хузистане.

Здесь можно посмотреть, как проходила реконструкция зиккурата в Уруке.

4. Настольная игра Ура

1 / 3

Царская игра Ура. Поле для игры и фишки. 2600–2400 годы до н. э.© The British Museum

2 / 3

Клинописная табличка с правилами царской игры Ура. 177–176 годы до н. э.© The British Museum

3 / 3

Оборотная сторона клинописной таблички с правилами царской игры Ура. 177–176 годы до н. э.© The British Museum

Урский некрополь по своей значимости не уступает гробнице Тутанхамона. Он датируется XXVI–XXV веками до н. э. и включает около 1800 захоронений, 16 из которых принадлежат членам царской семьи. Среди богатейшего погре­бального инвентаря в гробнице царицы Пу-Аби была найдена и игровая доска с набором фишек и костей, датируемая тем же временем, что и сам некрополь. Царская игра Ура, или игра двадцати полей, как и ее древне­египетский аналог сенет, относится к так называемым гоночным играм. Игрок должен провести все свои фишки по доске по определенной траектории, обогнав соперника. Британский музей разработал онлайн-версию этой игры.

5. Бронзовая маска из Ниневии

Маска из Ниневии. Около 2300 года до н. э.المتحف العراقي (Национальный музей Ирака)

Литая бронзовая маска, датирующаяся XXIV–XXIII веками до н. э., была найдена во время раскопок Ниневии, одной из древних столиц Ассирийского царства. Предположительно, она крепилась к несохранившейся деревянной основе, возможно к статуе. Выдающийся британский археолог — и по совме­стительству муж Агаты Кристи — Макс Маллоуэн предположил, что маска изображает Саргона Аккадского — царя, которому впервые удалось объединить под своей властью земли северной и южной Месопотамии. Впрочем, прямых доказательств этой гипотезы нет, поэтому правильнее называть этот предмет царской маской из Ниневии, а не маской Саргона.

Маска была сильно повреждена уже в древности: у нее пробита левая глазница, отсечены уши, сплющен кончик носа. И это неслучайно: в Древней Месопо­тамии считалось, что любое изображение (особенно подписанное) несет на себе отпечаток личности изображенного и если, например, царской статуе наносится вред, он переходит на самого царя.

6. Стела с законами Хаммурапи

1 / 3

Стела с законами Хаммурапи. 1755–1752 годы до н. э.Musée du Louvre

2 / 3

Фрагмент стелы с законами Хаммурапи. 1755–1752 годы до н. э.Musée du Louvre

3 / 3

Фрагмент стелы с законами Хаммурапи. 1755–1752 годы до н. э.Musée du Louvre

На этой стеле из черного камня высотой 2,25 метра выбит один из первых законодатель­ных сводов в истории человечества. Текст составлен в правление вавилонского царя Хаммурапи (приблизительно 1792–1750 годы до н. э.). В законах около трехсот тематически сгруппированных параграфов. Проступки караются согласно принципу талиона, или lex talionis. По нему наказание должно буквально соответствовать причиненному вреду: око за око, зуб за зуб. Так, раздел о нерадивом строителе гласит:

«§ 229–232. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить. Если он причинит смерть сыну хозяина дома, то должно убить сына этого строителя.
 Если он причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба.
 Если он погубит имущество, то он должен возме­стить — все, что он погубил; за то, что построил дом непрочно — так, что тот обвалился, — он должен отстроить обвалившийся дом за собственный счет».

7. Камень кудурру

Кудурру Мели-Шипака II. 1186–1172 годы до н. э.Musée du Louvre

По-аккадски кудурру буквально значит «граница». Так называли документ, закрепляющий права на землю, выдававшийся царем новому владельцу. В основном эти документы были созданы в Вавилонии в XVI–XII веках до н. э. Текст, а также символы божеств, выступающих гарантами правопередачи, высекались на камне.

На фотографии мы видим кудурру с текстом о том, что вавилонский царь Мели-Шипак II передал землю человеку по имени Мардук-апла-иддина. В трех регистрах изображены символы 24 божеств, в том числе бога луны Сина (полумесяц), бога солнца Шамаша (солнечный диск), богини войны и любви Иштар (звезда), бога подземных вод Эа (козленок с рыбьим хвостом), богини врачевания Гулы (собака), бога-покровителя Вавилона Мардука (дракон-мушхушшу перед святилищем с копьем) и бога-громовержца Адада (бык).

8. Крылатые быки и львы с человеческими головами

1 / 3

Парные статуи крылатых быка и льва. Около 883–859 годов до н. э.The Metropolitan Museum of Art

2 / 3

Крылатый бык с человеческой головой. Около 883–859 годов до н. э.The Metropolitan Museum of Art

3 / 3

Крылатый лев с человеческой головой. Около 883–859 годов до н. э.The Metropolitan Museum of Art

Парные статуи крылатых быков и львов с человеческими головами обрамляли вход в тронный зал и парадные помещения дворцов ассирийских царей в их древних столицах — Кальху, Ниневии и Дур-Шаррукине — в IX–VI веках до н. э. Так ассирийцы представляли себе божества, которые защищали дворец от демонов и злых духов. А вот как они назывались по-аккадски, ученые спорят до сих пор. Если пригля­деться, можно заметить, что у быка и льва не четыре ноги, а пять. Это объясняется тем, что они одновременно и стоят (если смотреть спереди), и идут (если сбоку). Такой изобразительный канон использовался вплоть до правления ассирийского царя Синаххериба (705–681 до н. э.).

9. Дворцовые рельефы со сценами войны и мира

1 / 7

Рельеф из дворца Ашшурбанапала с изображением охоты на львов. 645–640 годы до н. э.British Museum

2 / 7

Фрагмент рельефа из дворца Ашшурбанапала с изображением охоты на львов. 645–640 годы до н. э.British Museum

3 / 7

Фрагмент рельефа из дворца Ашшурбанапала с изображением охоты на львов. 645–640 годы до н. э.British Museum

4 / 7

Рельеф из дворца Ашшурнацирапала II с клинописной надписью и изображением царя и его бога-хранителя. 883–859 годы до н. э.Государственный Эрмитаж

5 / 7

Рельефы из дворца Тиглатпаласара III. 745–727 годы до н. э.Государственный Эрмитаж

6 / 7

Фрагмент рельефа из дворца Саргона II. 721–705 годы до н. э.The Oriental Institute of the University of Chicago

7 / 7

Фрагмент рельефа из дворца Синаххериба. 705–681 годы до н. э.British Museum

В I тысячелетии до н. э. ассирийские цари часто украшали стены своих дворцов рельефами с изображением военных и культовых сцен. Изображения нередко сопровождались надписями, повествующими о деяниях царя.

Наиболее ранние из дошедших до нас рельефов были изготовлены для дворца царя Ассирии Ашшурнацирапала II в его новой столице Кальху. Во второй половине XIX века такие рельефы были приобретены для коллекции Эрмитажа — сегодня их можно увидеть в постоянной экспозиции зала месопотамского искусства.

Также известны рельефы из дворцов Тиглатпаласара III (745–727 до н. э.), Саргона II (721–705 до н. э.), Синаххериба (705–681 до н. э.) и Ашшурбанапала (668 — 630 или 627 до н. э.), при котором этот вид искусства особенно расцвел. Главной жемчужиной жанра считается серия рельефов, посвященных львиной охоте, украшавшая стены дворца Ашшурбанапала в Ниневии.

10. Ворота богини Иштар

1 / 6

Ворота Иштар. 575 год до н. э.Pergamonmuseum

2 / 6

Бык. Фигура с барельефа ворот Иштар. 575 год до н. э.Pergamonmuseum

3 / 6

Дракон. Фигура с барельефа ворот Иштар. 575 год до н. э.Pergamonmuseum

4 / 6

Лев. Фигура с барельефа ворот Иштар. 575 год до н. э.Pergamonmuseum

5 / 6

Проект реконструкции ворот и ведущей к ним улицы. 2013 год© Byzantium 1200

6 / 6

Проект реконструкции ворот и ведущей к ним улицы. 2013 год© Byzantium 1200

Воротами Иштар  Ударение на И. называют двойные ворота Вавилона, созданные при царе Навуходоносоре II (605–562 до н. э.). Вместе с ведущей к ним широкой улицей, вдоль которой с обеих сторон тянулась ограда с изображением львов, священ­ных животных Иштар, они образуют комплекс сооружений для празднования Акиту. Этот праздник длился 12 дней и был приурочен к наступлению нового сельскохозяйствен­ного цикла. Одна из церемоний включала в себя шествие к воротам Иштар. Ограда и ворота были отделаны максимально роскошно: для их украшения использовался глазурованный кирпич глубокого синего цвета, имитирующий лазурит, ценившийся в Месопотамии выше остальных камней. На воротах изображены дракон-мушхушшу и бык — священные звери богов Мардука и Адада. После археологических раскопок, проводившихся во второй половине XIX века, облицовка ворот и ограды была вывезена в Герма­нию. Сегодня реконструированные ворота можно увидеть в Берлине, в музее Пергамон.

Источники

  • Kuhrt A. The Ancient Near East, c. 3000 — 330 BC. Vol 1–2.

    London, 1997.

  • Dictionnaire de la civilisation mésopotamienne.

    Paris, 2001.

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

История, Искусство

8 исторических городов, исчезающих у нас на глазах

Почему нужно срочно спасать Вышний Волочек, Кимры, Вологду и другие городские поселения

Зиккурат в Уре — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Зиккурат в Уре имеет основание 64 на 46 м, высоту до 30 м.

Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этеменнигуру[1]) — наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведён в XXI веке до н. э. (около 2047 до н. э.) в городе Уре местными царями Ур-Намму и Шульги, как и святилище Экишнугаль, в честь лунного божества Нанна. Впоследствии не раз перестраивался, был значительно расширен нововавилонским царём Набонидом.

История

Строительство зиккурата вела третья династия Ура, восстановившая местную государственность после нашествий аккадцев и гутиев. Зиккурат был призван служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом. С его вершины как на ладони можно было созерцать весь город.

Зиккурат представлял собой 20-метровое кирпичное здание, которое располагалось на платформах различной ширины, с основанием 64 на 46 метров, с тремя этажами. Фундамент был сложен из сырцового кирпича, внешние стены выложены каменными плитами[1].

Вся поверхность здания была облицована кирпичами, которые предварительно прошли обработку битумом.

Возможно, так выглядел зиккурат в древности.

Три подъёма наподобие приставных лестниц (крутая-центральная и две боковые соединялись вверху) вели на первую площадку, откуда ступени вели в кирпичную надстройку, где помещалось главное святилище-храм богини луны Нанны. Верхняя площадка служила также жрецам для наблюдений за звездами. Внутри стен, поддерживающих платформы, находилось множество комнат, где жили священники и работники храма[1].

Надстройка не сохранилась[2]. Первый исследователь сооружения, Леонард Вулли, полагал, что эти лестницы были в древности обсажены деревьями, чтобы всё сооружение напоминало жителям аллювиальной равнины священную гору[3].

Зиккурат в Уре служил чтимым образцом для зодчих Древнего Междуречья. Не исключено, что либо сам зиккурат Этеменнигуру, либо построенный по его образцу зиккурат в Вавилоне послужили прообразом описанной в Библии Вавилонской башни[4].

Современное состояние

В XX веке экспедиция Леонарда Вулли из Британского музея очистила зиккурат от многовековых наслоений, после чего он был частично реконструирован. Во дворе зиккурата Вулли открыл останки храмового архива — глиняные таблички с информацией о торговых сделках, в которых жрецы выступали представителями лунного божества.

В 1979-1980 гг., во время правления Саддама Хуссейна, по одобрению Иракского Директората древностей, были воссозданы фасады здания до первого уровня и монументальная лестница. По словам археологов: «Это было правильное решение, иначе, после раскопок, он бы рассыпался!»[5] В настоящее время в 2 км к юго-западу от зиккурата лежит американская авиабаза Али. Рядом с зиккуратом расположены развалины храма Навуходоносора II. Ближайший к памятнику город — Насирия.

Примечания

  1. 1 2 3 Байер Б., Бирштайн У. и др. История человечества. 2002. ISBN 5-17-012785-5.
  2. Gardner’s Art Through the Ages. P. 41-42. ISBN 0-495-41058-6.
  3. International Dictionary of Historic Places. Taylor & Francis, 1996. P. 718—719.
  4. ↑ William W. Hallo. Origins: The Ancient Near Eastern Background of Some Modern Western Institutions. Brill Academic Publishers, 1996. P. 279.
  5. Замаровський В. Спочатку був Шумер. — Київ, 1983. — 207 с.

Литература

  • Вулли Л. Ур халдеев. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — 254 с. — (По следам исчезнувших культур Востока). — 25 000 экз.
  • Mitchell T. C. Biblical Archaeology: Documents from the British Museum. Cambridge University Press, 1988. P. 25.
  • Leick G. A Dictionary of Ancient Near Eastern Architecture. ISBN 0-415-00240-0. P. 230.

Зиккурат в Уре — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Зиккурат в Уре имеет основание 64 на 46 м, высоту до 30 м.

Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этеменнигуру[1]) — наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведён в XXI веке до н. э. (около 2047 до н. э.) в городе Уре местными царями Ур-Намму и Шульги, как и святилище Экишнугаль, в честь лунного божества Нанна. Впоследствии не раз перестраивался, был значительно расширен нововавилонским царём Набонидом.

История

Строительство зиккурата вела третья династия Ура, восстановившая местную государственность после нашествий аккадцев и гутиев. Зиккурат был призван служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом. С его вершины как на ладони можно было созерцать весь город.

Зиккурат представлял собой 20-метровое кирпичное здание, которое располагалось на платформах различной ширины, с основанием 64 на 46 метров, с тремя этажами. Фундамент был сложен из сырцового кирпича, внешние стены выложены каменными плитами[1].

Вся поверхность здания была облицована кирпичами, которые предварительно прошли обработку битумом.

Возможно, так выглядел зиккурат в древности.

Три подъёма наподобие приставных лестниц (крутая-центральная и две боковые соединялись вверху) вели на первую площадку, откуда ступени вели в кирпичную надстройку, где помещалось главное святилище-храм богини луны Нанны. Верхняя площадка служила также жрецам для наблюдений за звездами. Внутри стен, поддерживающих платформы, находилось множество комнат, где жили священники и работники храма[1].

Надстройка не сохранилась[2]. Первый исследователь сооружения, Леонард Вулли, полагал, что эти лестницы были в древности обсажены деревьями, чтобы всё сооружение напоминало жителям аллювиальной равнины священную гору[3].

Зиккурат в Уре служил чтимым образцом для зодчих Древнего Междуречья. Не исключено, что либо сам зиккурат Этеменнигуру, либо построенный по его образцу зиккурат в Вавилоне послужили прообразом описанной в Библии Вавилонской башни[4].

Современное состояние

В XX веке экспедиция Леонарда Вулли из Британского музея очистила зиккурат от многовековых наслоений, после чего он был частично реконструирован. Во дворе зиккурата Вулли открыл останки храмового архива — глиняные таблички с информацией о торговых сделках, в которых жрецы выступали представителями лунного божества.

В 1979-1980 гг., во время правления Саддама Хуссейна, по одобрению Иракского Директората древностей, были воссозданы фасады здания до первого уровня и монументальная лестница. По словам археологов: «Это было правильное решение, иначе, после раскопок, он бы рассыпался!»[5] В настоящее время в 2 км к юго-западу от зиккурата лежит американская авиабаза Али. Рядом с зиккуратом расположены развалины храма Навуходоносора II. Ближайший к памятнику город — Насирия.

Примечания

  1. 1 2 3 Байер Б., Бирштайн У. и др. История человечества. 2002. ISBN 5-17-012785-5.
  2. Gardner’s Art Through the Ages. P. 41-42. ISBN 0-495-41058-6.
  3. International Dictionary of Historic Places. Taylor & Francis, 1996. P. 718—719.
  4. ↑ William W. Hallo. Origins: The Ancient Near Eastern Background of Some Modern Western Institutions. Brill Academic Publishers, 1996. P. 279.
  5. Замаровський В. Спочатку був Шумер. — Київ, 1983. — 207 с.

Литература

  • Вулли Л. Ур халдеев. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — 254 с. — (По следам исчезнувших культур Востока). — 25 000 экз.
  • Mitchell T. C. Biblical Archaeology: Documents from the British Museum. Cambridge University Press, 1988. P. 25.
  • Leick G. A Dictionary of Ancient Near Eastern Architecture. ISBN 0-415-00240-0. P. 230.

Зиккурат в Уре — это… Что такое Зиккурат в Уре?

Зиккурат в Уре имеет основание 64 на 46 м, высоту до 30 м.

Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этеменнигуру[1]) — наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведён в XXI веке до н. э. (около 2047 до н. э.) в городе Уре местными царями Ур-Намму и Шульги, как и святилище Экишнугаль, в честь лунного божества Нанна. Впоследствии не раз перестраивался, был значительно расширен нововавилонским царём Набонидом.

История

Строительство зиккурата вела третья династия Ура, восстановившая местную государственность после нашествий аккадцев и гутиев. Зиккурат был призван служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом. С его вершины как на ладони можно было созерцать весь город.

Зиккурат представлял собой 20-метровое кирпичное здание, которое располагалось на платформах различной ширины, с основанием 210 метров, с тремя этажами. Фундамент был сложен из сырцового кирпича, внешние стены выложены каменными плитами[1].

Вся поверхность здания была облицована кирпичами, которые предварительно прошли обработку битумом.

Возможно, так выглядел зиккурат в древности.

Три подъёма наподобие приставных лестниц (крутая-центральная и две боковые соединялись вверху) вели на первую площадку, откуда ступени вели в кирпичную надстройку, где помещалось главное святилище-храм бога луны Наннара. Верхняя площадка служила также жрецам для наблюдений за звездами. Внутри стен, поддерживающих платформы, находилось множество комнат, где жили священники и работники храма[1].

Надстройка не сохранилась[2]. Первый исследователь сооружения, Леонард Вулли, полагал, что эти лестницы были в древности обсажены деревьями, чтобы всё сооружение напоминало жителям аллювиальной равнины священную гору[3].

Зиккурат в Уре служил чтимым образцом для зодчих Древнего Междуречья. Не исключено, что либо сам зиккурат Этеменнигуру, либо построенный по его образцу зиккурат в Вавилоне послужили прообразом описанной в Библии Вавилонской башни[4].

Современное состояние

В XX веке экспедиция Леонарда Вулли из Британского музея очистила зиккурат от многовековых наслоений, после чего он был частично реконструирован. Во дворе зиккурата Вулли открыл останки храмового архива — глиняные таблички с информацией о торговых сделках, в которых жрецы выступали представителями лунного божества.

На рубеже XXI века памятник подвергся новым испытаниям. Саддам Хуссейн распорядился воссоздать фасады здания и монументальную лестницу, чем исказил его облик. В настоящее время в 2 км к юго-западу от зиккурата лежит американская авиабаза Али. Рядом с зиккуратом расположены развалины храма Навуходоносора II. Ближайший к памятнику город — Насирия.

Примечания

  1. 1 2 3 Байер Б., Бирштайн У. и др. История человечества. 2002. ISBN 5-17-012785-5.
  2. Gardner’s Art Through the Ages. P. 41-42. ISBN 0-495-41058-6.
  3. International Dictionary of Historic Places. Taylor & Francis, 1996. P. 718-719.
  4. William W. Hallo. Origins: The Ancient Near Eastern Background of Some Modern Western Institutions. Brill Academic Publishers, 1996. P. 279.

Литература

  • Вулли Л. Ур халдеев. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — 254 с. — (По следам исчезнувших культур Востока). — 25 000 экз.
  • Mitchell T. C. Biblical Archaeology: Documents from the British Museum. Cambridge University Press, 1988. P. 25.
  • Leick G. A Dictionary of Ancient Near Eastern Architecture. ISBN 0-415-00240-0. P. 230.

Координаты: 30°57′45″ с. ш. 46°06′11″ в. д. / 30.9625° с. ш. 46.103056° в. д. (G) (O)30.9625, 46.103056

Зиккурат в Уре Википедия

Зиккурат в Уре имеет основание 64 на 46 м, высоту до 30 м.

Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этеменнигуру[1]) — наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведён в XXI веке до н. э. (около 2047 до н. э.) в городе Уре местными царями Ур-Намму и Шульги, как и святилище Экишнугаль, в честь лунного божества Нанна. Впоследствии не раз перестраивался, был значительно расширен нововавилонским царём Набонидом.

История[ | ]

Строительство зиккурата вела третья династия Ура, восстановившая местную государственность после нашествий аккадцев и гутиев. Зиккурат был призван служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом. С его вершины как на ладони можно было созерцать весь город.

Зиккурат представлял собой 20-метровое кирпичное здание, которое располагалось на платформах различной ширины, с основанием 64 на 46 метров, с тремя этажами. Фундамент был сложен из сырцового кирпича, внешние стены выложены каменными плитами[1].

Вся поверхность здания была облицована кирпичами, которые предварительно прошли обработку битумом.

Возможно, так выглядел зиккурат в древности.

Три подъёма наподобие приставных лестниц (крутая-центральная и две боковые соединялись вверху) вели на первую площадку, откуда ступени вели в кирпичную надстройку, где помещалось главное святилище-храм богини луны Нанны. Верхняя площадка служила также жрецам для наблюдений за звездами. Внутри стен, поддерживающих платформы, находилось множество комнат, где жили священники и работники храма[1].

Надстройка не сохранилась[2]. Первый исследователь сооружения, Леонард Вулли, полагал, что эти лестницы были в древности обсажены деревьями, чтобы всё сооружение напоминало жителям аллювиальной равнины священную гору[3].

Зиккурат в Уре служил чтимым образцом для зодчих Древнего Междуречья. Не исключено, что либо сам зиккурат Этеменнигуру, либо построенный по его образцу зиккурат в Вавилоне послужили прообразом описанной в Библии Вавилонской башни[4].

Современное состояние[ | ]

В XX веке экспедиция Леонарда Вулли из Британского музея очистила зиккурат от многовековых наслоений, после чего он был частично реконструирован. Во дворе зиккурата Вулли открыл останки храмового архива — глиняные таблички с информацией о торговых сделках, в которых жрецы выступали представителями лунного божества.

В 1979-1980 гг., во время правления Саддама Хуссейна, по одобрению Иракского Директората древностей, были воссозданы фасады здания до первого уровня и монументальная лестница. По словам археологов: «Это было правильное решение, иначе, после раскопок, он бы рассыпался!»[5] В настоящее время в 2 км к юго-западу от зиккурата лежит американская авиабаза Али. Рядом с зиккуратом расположены развалины храма Навуходоносора II. Ближайший к памятнику город — Насирия.

Примечания[ | ]

12 .Зиккураты Месопотамии

Зиккурат в Уре, конецIIIтыс. до н.э. – ступенчатое башнеобразное культовое сооружение, состоящее из сплошных уменьшающихся кверху объемов с храмиком на верхней платформе. Высота более 20 м, длина основания 65 и 43 м и высоту нижнего отступа 9,75 мл был возведен из кирпича- сырца и облицован обожженным кирпичом. Его наклонные грани были расчленены плоскими нишами. На верхние платформы вели торжественные ритуальные лестницы. Дворец и храмы Ура были сходны между собой по внешнему виду и композиционно подчинены громаде зиккурата. Строительство зиккурата вела третья династия Ура, восстановившая местную государственность после нашествий аккадцев и гутиев. Зиккурат был призван служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом.

 Зиккурат Этеменанки в Вавилоне. Наиболее примечательное сооружение – Вавилонская башня ( Зиккурат Этеменанки), имеющая квадратное основание со сторонами 91,5 м и высоту 90 м. Ее внутренне ядро было выложено из кирпича-сырца, а облицовка из обожжённого кирпича на битумном растворе. В отличие от более ранних зиккуратов, ее расчлененные лопатками стены были строго вертикальны. Храм состоял из семи платформ. Вертикальные кирпичные выступы на стенах каждой платформы дробили их тяжеловесныеобъемы, придавая силуэту устремленность вверх, к небу. Спираль пандуса, кольцом опоясывающая зиккурат, сообщала ему дополнительную легкость. Благодаря слепящей глазури пяти нижних платформ белого, черного, кpacнoгo, синего, желтого цветов сооружение приобретало вид сказочнoгo фантома, парящего в эфире, но не теряющего при этом монументального величия. Две последние платформы, облицованные серебряными и золотыми пластинами, отражая солнце, излучали такое сияние, что теряли очертания и казались воплощением лучезарного бога.

13.Висячие сады Семирамиды

Висячие сады были расположены в Вавилоне. Их создание в древности связывали с некой царицей Семирамидой. В настоящее же время считается, что сооружением этого чуда технической мысли занимался царь Вавилона Навуходоносор II.Современная история садов Семирамиды связана с именем археолога из Германии Роберта Кольдевея. Занимаясь раскопками древнего Вавилона с 1899 года, в один из дней он натыкается на странное не типичное для данной местности сооружение. Так, например, своды имели другую форму, выложены камнем, вместо обычного кирпича, присутствовали подземные сооружения, а главное, была найдена интересная система водоснабжения из трех шахт. Очевидно, что постройка такого типа использовалась для каких-то особенных целей. Кольдевею оставалось это выяснить. Он смог понять, что все сооружение представляло собой некий водоподъемник для беспрерывной подачи воды наверх.

Вавилонские висячие сады представляли собой четырехуровневое сооружение с множеством прохладных комнат, обильно украшенных растениями. Для их полива использовался водоподъемник, для функционирования которого рабам приходилось крутить колесо. Своды здания на каждом уровне подпирали 25-метровые колонны. Террасы выкладывались плиткой, заливались асфальтом и засыпались слоем земли, достаточным для выращивания даже деревьев. Используемая в садах Семирамиды система водоснабжения не была новинкой для Месопотамии. Подобное встречается и в местных зиккуратах, включая легендарную Вавилонскую башню и Великий зиккурат в Уре. Но именно в садах техника орошения достигла своего совершенства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *