Достижения различных рас в архитектуре и строительстве: 0756 — Расы |authorSTREAM – История архитектуры — Википедия

Инженерно-технические достижения в строительстве XIX в.


Промышленный переворот, происшедший в странах Западной Европы в конце XVIII – начале XIX с. стал самым важным историческим явлением, оказавшим огромное влияние на ход экономической и культурной жизни западноевропейских стран и на развитие строительства в частности. В основе этого переворота лежал переход от ручного труда к машинному производству.

Появилась потребность в создании новых типов сооружений – заводов, фабрик. Что повлекло за собой большие перемены в области архитектуры и строительства.

Расширился ассортимент чугунных и металлопрокатных изделий в области металлургии, что способствовало открытию новых возможностей для конструирования зданий.

При проектировании фабрик и заводов перед архитектором ставилась единственная задача – создать хорошо функционирующее сооружение в кратчайший срок и с наименьшей затратой средств. Эстетические требования же при этом целиком подчинялись экономике и целесообразности.

Строители стали думать о важности применения в конструкциях фабричных сооружений несгораемые строительные материалы. Стеновой материал не представлял затруднений, кирпич тогда широко применялся в общественном и жилищном строительстве, сложнее было решить проблему несгораемых междуэтажных перекрытий. Здесь то, как раз на помощь пришел новый ассортимент металлических изделий. Для перекрытий стали использоваться металлические балки с выступающими полками, по этим полкам укладывались кирпичные своды небольшого размера. В качестве опор – чугунные стойки с кронштейнами. Половым настилом служили плоские каменные или железные плиты.

Для высокой скорости строительства ввели стандарты на размеры стоек и балок.

Так же развитие металлообрабатывающей промышленности и металлургии дало в руки строителям новые материалы пригодные так же для строительства мостов, виадуков и других сложных инженерных сооружений.

В конце XVIII – начале XIX стали появляться мосты больших пролетов, первые мосты строились из чугунных конструкций. Самый старинный пример моста такого типа сохранился в Колбрукдейле. Этот мост имеет пролет 30 метров, который перекрыт здесь ажурной металлической конструкцией.

Технологии в области мостостроения прогрессирует очень быстро, уже в течение первых десятилетий XIX в. появляются разнообразные мостовые конструкции, перекрывающие огромные пролеты.

С развитием капитализма начали появляться крупные торговые здания – универмаги, пассажи, здания банков и торговых фирм, многие из них требовали больших пролетов и максимального освещения. Для сооружений нового типа стали использовать легкие металлические конструкции. Например, развитие железнодорожного транспорта потребовало создания дебаркадеров с большими пролетами, для таких сооружений стали применять легкие арочные металлические фермы с шарнирными опорами.

Пример такого сооружения – дебаркадер лондонского вокзала св. Панкратия пролетом 73 м, построенный в 1868 г. по проекту инженера Уильяма Генри Барлоу. Здание выполнено в викторианском стиле. Специально для здания вокзала была изготовлена самая большая в мире однопролетная арка, доставленная поездом в Лондон из графства Дербишир.

Архитекторам пока еще не хватает смелости отойти от традиционных архитектурных форм, хотя во второй половине XIX в. в Англии и Франции уже появляются крупные здания, в которых металл выступает в несущих конструкциях уже открыто.. Например, в читальном зале Британского музея, в Национальной библиотеке Парижа, в библиотеке святой Женевьевы (арх. Лабруст) металл выступает в привычных стилистических формах арочных и купольных перекрытий.

Отход от традиционных приемов, новые применения металлических конструкций проявились в двух крупных сооружениях Международной выставки 1889 г. в Париже. Одно из них – башня высотой 300 м по проекту инженера Густава Эйфеля, возведенная из сборных металлических конструкций. Она не имеет ничего общего с привычным образом башенных сооружений, выполнявшихся в прошлом из кирпича или из камня. Технические достижения в этом сооружении бесспорны, однако ее художественные достоинства возбуждали самые яростные споры, лишь впоследствии эта башня была признана национальным достоянием и в 1964 г. была поставлена на государственную охрану памятников.

На той же выставке 1889 г. не менее значимым сооружением являлась «Галерея машин». Это сооружение было временным, построено по проекту архитектора Дютера и инженера Контамен. Это здание представляло собой гигантскую конструкцию, состоящую из трехшарнирных металлических рам, перекрывавшее огромный пролет в 114 м.

Начало второй половины XIX в. ознаменовалось изобретением нового строительного материала – железобетона. В 1867 г. садовод Менье запатентовал конструкцию водопроводных труб и цветочных горшков, выполненных из бетона на цементном растворе, армированного металлической сеткой. Этот новый материал и был назван железобетоном.

В России использование металлических конструкций тоже развивалось. В начале XIX в. с помощью металлических ребер был создан купол Казанского собора (1801-1811 гг.) в Петербурге, там же в 1830 г. было сооружено металлическое перекрытие эллинга судостроительного завода (пролет 26 м).

В ближайшее десятилетие новый строительный материал получил свою конструктивную и теоретическую разработку. Инженер Геннебик внес наибольший вклад в теорию и практику конструирования железобетона, разработавший в основном систему армирования железобетона, рассчитанную на восприятие растягивающих и скалывающих усилий, которая сохранилась до наших дней.

Всемирная история древней архитектуры, техника строительства и стилей

Строительство — один из старейших видов человеческой деятельности, или по крайней мере это такой вид, о котором мы имеем очень древние сведения. Мы не знаем, о чем рассказывали друг другу первобытные люди у костра, а вот что из чего они строили — знаем. Ведь археологами были найдены остатки палаток, поселений на сваях и даже дома, основу которых составляли кости гигантских животных — мамонтов или китов. Конечно, строительство и архитектура — это не одно и то же. Здесь, видимо, следует напомнить высказывание одного из самых известных архитекторов XX века — Ле Корбюзье. Он писал:

«Вы используете как строительный материал камень, дерево или бетон, вы возводите из него дома или дворцы. Это строительство. Но вдруг вы тронули мое сердце, и мне стало хорошо. Я в восторге восклицаю: «Как хорошо» Это уже архитектура ».

Возникает вопрос, насколько архитектура моложе строительства. На это трудно ответить, и наверняка возможно. Ведь чувство прекрасного было присуще даже очень отдаленным нашим предкам. Вряд ли только практические соображения заставляли неолитического мастера тщательно доводить свое каменное орудие до немыслимого совершенства, придавая ему изысканную форму лавровых листьев. Правда, в строительство это изящное совершенство пришло значительно позже, но стремление сделать свое жилище не только удобным и безопасным, но и красивым возникло очень давно.

История знает сооружения, эстетическое восприятие которых непосредственно вытекает из функции, которую они выполняют, и такие, которые возводились для удовлетворения исключительно эстетических потребностей. К последним относятся как неолитические стоячие камни, так и возведенная в конце XIX в. башня Эйфеля. Существуют архитектурные памятники, которые были созданы за небольшой промежуток времени и сохраняли свой первоначальный вид в течение всего своего существования. Другие строились веками, росли и развивались, как живые существа. Каждое поколение вносило в их внешний вид что-то свое.

Широко известно определение архитектуры, как застывшей музыки. Такая архитектура действительно появилась довольно поздно. Ведь нужно сложно организованное общество, чтобы начать строить сооружения, красота которых создается сложным ритмом горизонтальных и вертикальных линий, проемов и простенков, опор и пролетов.

Древние города часто называют каменными летописями. Такое название вполне справедливо. Каждый знает, какую важную роль для непрерывности культурного развития играло возникновение письменности. О народах, которые оставили нам свою литературу, мы знаем много. Если письменности не было или мы не можем ее прочитать, то историки вынуждены довольствоваться выдвижением гипотез. Но не меньшее значение, чем иероглифы и буквы, для понимания культуры наших предков имеет строительство. Именно с возникновения первых постоянных поселений начинается для нас история человечества, которую мы можем осмыслить. Иногда речь архитектуры бывает даже выразительнее чем литературный язык. Она доступна всем. Гигантские пирамиды, уже почти пять тысяч лет поднимаются в долине Нила, неопровержимо свидетельствуют о величии Египетской цивилизации даже для тех, кто никогда не умел читать.

Фото гигантских египетских пирамид
Фото гигантских египетских пирамидГигантские египетские пирамиды

Античные архитектурные памятники, которые сохранились на итальянской земле в средние века, стали первым объектом внимания ученых и художников Возрождения. Это уже потом началась охота за античными книгами, хранившимися в отдаленных монастырях.

Ни один из видов искусства не связан с развитием технологии больше, чем архитектура. Можно нафантазировать красивое сооружение, но надо еще построить его так, чтобы оно стояло и не падало. А для этого следует тщательно рассчитать нагрузку на все части строения, знать свойства различных строительных материалов. И часто бывает так, что наиболее удачное инженерное решение является и наиболее красивым, ведь и красота, и выносливость базируются на гармоничной соразмерности частей. На ранних этапах развития архитектуры роль материала была ведущей.

Египтяне могли строить из камня, и поэтому их сооружения не похожи на кирпичные достопримечательности долины Тигра и Евфрата. В евразийских степях древние погребальные сооружения насыпали прямо из грунта, потому что это был единственный строительный материал, недостатка которого не ощущалось. Древние греки располагали месторождениями лучшего мрамора и создали прекрасные мраморные сооружения. Своеобразие русской архитектуры очень долго определялась давними традициями деревянного строительства в этой стране.

Но дело, конечно, не только в материале. Ведь в средние века случалось так, что из мраморных обломков изящных античных сооружений составляли грубые хижины или, в лучшем случае, военные крепости. Большое значение имело развитие инженерной мысли. Так, революцию в строительстве, а следовательно, и в архитектуре совершило такое изобретение, как свод — перекрытие пролета, которое имеет криволинейные очертания. Впервые его применили этруски. От них оно перешло в римскую архитектуру. В Египте, Месопотамии и классической Греции применяли прямоугольное перекрытие с помощью бантин. Изобретение свода позволило вводить в сооружения такие важнейшие архитектурные элементы, как купола и арочные пролеты.

Значительное влияние на развитие архитектуры имел политический строй общества и, соответственно, его идеология.

Случалось, что в разных странах и в разные времена возникали подобные архитектурные стили, потому подобными были их политические и идеологические основы. Так, заметны определенные аналогии в эстетических принципах строительного искусства поздней Римской империи, империи Наполеона и Советского Союза в сталинские времена. Смена политического строя в Греции во времена Александра Македонского повлекла за собой существенные изменения архитектурного стиля.

Развитие архитектуры не всегда происходило поступательно и равномерно. История знает случаи, когда строительное искусство предков потомки надолго забывали. Такое, например, произошло после катастрофической гибели во II тысячелетии до н. э. минойской цивилизации, или после падения Западной Римской империи. Известны и периоды исключительно бурного развития строительства и архитектуры. Таким был период на рубеже XIX и XX веков. Часто новый этап развития становится не прямым продолжением, а, наоборот, отрицанием предыдущего. Мастера Ренессанса отрицали достижения периода готики. Архитекторы, работавшие в стиле классицизма, пренебрежительно относились к капризной эстетике барокко. Представители модерна считали классицизм слишком однообразным. Но все эти стили дали миру жемчужины архитектуры и заняли свое место в процессе развития этого искусства. Каждая строительная традиция имела свое продолжение. Многие характерные черты объединяют модерн с барокко. Относительно конструктивизма, то этот якобы сугубо современный стиль на самом деле имеет что-то общее с готикой. Дело не только в размере сооружений, но и в некоторых эстетических принципах. Значительная часть деталей делают готическое сооружение таким привлекательным, имеет чисто функциональное назначение и является решением сложной инженерной задачи. Относительно античного архитектурного наследия, то интерес к нему на новом уровне возрождается в каждую эпоху.

Архитектура является синтетическим видом искусства, то есть имеющим в себе элементы других искусств. Здания украшают скульптурой, мозаикой или даже произведениями живописи. Часто архитектурный памятник должен восприниматься не отдельно, а в составе архитектурного ансамбля, включающего несколько строений. Неотъемлемой частью ансамбля может быть пейзаж, природный или созданный искусственно. Творением архитектора может быть и целый тщательно спланированный город, и храм, который поднимается отдельно на зеленом холме. Архитектура является искусством, использует все достижения человечества и создает среду, в которой мы живем. Она является также особым языком, на котором может до нас дойти рассказ о жизни других народов в другие времена. Поэтому так важно научиться понимать этот язык, ознакомиться с историческим развитием строительного искусства. Книга, которую вы держите в руках, призвана дать вам наиболее общее представление об архитектурных стилях и технические достижения разных эпох и стран.

Социальное значение архитектуры | Строительный Эксперт

На протяжении всей истории человечества одна эпоха приходила на смену другой. Совершенствовались вкусы, взгляды, миропонимание людей. Вместе с ними менялась и архитектура. Она приобретала новые черты, соответствующие идеологии и материальным возможностям общества, которое ее создавало.

Человек начал созидать еще в эпоху первобытнообщинного строя. Сначала появились примитивные шалаши, жилища, обустроенные в скальных пещерах и даже в ямах. Сооружения тех времен сложно назвать архитектурой в современном понимании, но все же это были самые ранние ее проявления.

В более позднем периоде, по мере развития духовности человека, строения начали приобретать более изящные и упорядоченные черты. Люди научились добывать и использовать металл, обрабатывать камень. Эти умения нашли свое отражение и в архитектуре. Некоторые исторические памятники тех времен дошли до нас сквозь тысячелетия практически в неизменном виде.

Эпохи и стили

Античность. Архитектура той эпохи представлена зодчеством Древней Греции. В это время активно развивалась наука, совершенствовались различные виды искусства, начали появляться святилища богов. Древние греки открыли всему миру геометрию и использовали ее основные законы в строительстве. Для античной архитектуры характерна пропорция, гармония. Впервые появилась ордерная система строительства, сформировалась культура возведения колоннад. Зодчество этого времени оставило после себя величайшие памятники, такие как Парфенон, Олимпейон, храм Ники Аптерос в Афинах и т. д.

78d8928aa6441a19d4e2ba53abe4369d.jpg

Средневековье. Начало эпохи ознаменовало падение Римской империи. Появилось новое государство Византия, которое на протяжении нескольких веков развивало архитектуру и строительство. В то время зодчество было неразрывно связано с философскими идеями, с духовным миром человека. Внешняя красота считалась второстепенной. Многие памятники архитектуры Средневековья внешне выглядят неприметно и даже скромно, но внутренняя организация пространства потрясает даже современных строителей. Среди наиболее ярких произведений зодчества того времени можно назвать собор Святой Софии в Константинополе.

b592baf03346e75e97443abaf09f7083.jpg

Готика. Готический стиль в архитектуре появился во времена замков и рыцарей. Это массивные здания с толстыми стенами, устремленными ввысь. Строения должны были не только выполнять функцию жилища, но и защищать своих обитателей от врагов. В архитектуре совместились стили и материалы, которые ранее никогда не использовались вместе. Массивные каменные глыбы украсили легким стеклом, а суровость скальных пород оживили витражами. В архитектуре стали использовать небольшие полуарки, множество колонн, заостренные оконные и дверные проемы. Готический стиль лучшим образом демонстрируют соборы во Франции, например Шартрский.

64989a88d42e6e9d8912414ad5af7b55.jpg

Возрождение. Эпоха XIV–XVI вв., получившая название Ренессанс, связана с Италией. В то время в Риме возродился интерес к Античности. Развивались идеи гуманизма, просвещения, пропагандировался культ красоты человеческого тела. Художники и архитекторы эпохи Возрождения оживили Европу. Новые здания приобрели более мягкие черты, симметрию, ритм. Колонны и декоративные элементы уже не выглядели нагромождением каменных глыб, а располагались с определенным интервалом. В эпоху позднего Возрождения архитектура приобрела черты элегантности, изысканности. Вернулась мода на декорации и скульптуры.

96c3878a6b4d2de9a38d406f89aa86e0.jpg

Барокко. Этот стиль в архитектуре стал новой ступенью развития Ренессанса. Влияние церкви на мировоззрение людей ослабло, набирает силу новая светская философия. Для зданий в стиле барокко характерна монументальность, сочетающаяся с эффектом неожиданности. Строители XVI–XVIII вв. пренебрегали традиционными правилами и активно использовали в проектах идеи несоответствия между разными элементами зданий. Например, на фасадах предусматривали крупный декор. Сооружения располагали в пространстве таким образом, чтобы на стенах создавалась особая игра света и тени. Придать зданию оригинальный облик помогали также чередования выпуклых и вогнутых элементов.

cb2f02360955897b81f8b3437ae1bb95.jpg

Классицизм. Этот стиль активно развивается в XVIII–XIX вв. Он возвращает архитектуру к древним традициям, отказывается от вычурности барокко. Развитие классицизма во многом обусловлено техническим прогрессом – это эпоха больших открытий и достижений в различных областях наук. Свое влияние на архитектуру оказали и социально-политические процессы. В обществе появился новый класс буржуазии, который искал собственный стиль, отражающий идеалы. В архитектуре это выразилось частичным принятием традиций Античности. Здания получили симметричные фасады, портики, колоннады. В качестве декора использовали розетки, пилястры, урны и другие элементы.

ea089c52c27c94101e607dc66f487158.jpg

Модерн. Модный стиль конца XIX века. Модерн влиял на архитектуру всего несколько десятилетий, но даже этого времени ему хватило, чтобы оставить после себя настоящие памятники. В XIX веке прогрессивное общество стремилось изменить традиционный взгляд на эстетику строительства. Инженеры использовали в своей работе творческий подход, противопоставляя модерн эклектике. Основной посыл архитектуры этого времени – использование композиционных приемов, позволяющих собрать воедино разнохарактерные элементы и подчинить их одной идее.

998b5b85cb36d32305fe7e4ff91781b8.jpg

Постмодернизм. Это один из поздних стилей архитектуры. Он зародился в середине прошлого столетия в США и постепенно распространился по всему миру. Основной целью создания нового стиля стал отказ от уныния, однообразия городской архитектуры в пользу индивидуальности. Постмодернизм вернулся к истории, возродил забытые традиции зодчества. Для него важна максимальная гармония здания с окружающим пейзажем. Из архитектуры постепенно исчез принцип автономии, изолированные дома на больших пустых пространствах ушли в прошлое.

e730c7ed2b521795505e507b2ff39dbb.jpg

Тенденции и перспективы развития современной архитектуры

Социальное значение архитектуры в том, что оно является показателем развития общества. Современные города постоянно меняются, подстраиваясь под новые требования и ритм жизни. Сегодня дома и здания стали не просто средой обитания человека, но и пространством для его личностного развития. Архитектура стала в большей степени функциональной. Теперь в проектах учитывают не только внешний вид здания, но и экономическую составляющую строительства, экологические факторы, форму внутренний помещений. Имеют значение даже эмоции, которые здание будет вызывать у прохожих.

Современная архитектура также должна вписываться в уже имеющуюся стилистику. Невозможно изменить городской пейзаж под одно конкретное здание. Это оно должно гармонировать с окружающим пространством, но выглядеть при этом максимально свежо.

Удивительные достижения современной архитектуры

Сент-мэри экс 30

Лондон, Великобритания

b_300_403_16777215_00_images_world_2013_01.11.2013.2.jpg

 

Башня Мэри-Экс, 30 или Сент-Мэри Экс, 30 — небоскрёб в Лондоне, который является одной из главных современных достопримечательностей города.

Небоскреб удивляет своей необычной конструкцией, которая выполнена в виде сетчатой оболочки с центральным опорным основанием. Он строился с учетом законов аэродинамики. Конструкция в форме «боба» устойчива к ветровым нагрузкам и следовательно снижает нагрузки на стены, освобождает большие пространства внутри здания и даже позволяет открывать окна небоскреба.

Башня сделана полностью из стекла, имеет высоту 180 метров и 41 этаж, у неё овальная вытянутая форма, а в середине — слегка расширена. Благодаря круглой форме башни ветер плавно огибает её, и поэтому пешеходам не грозят резкие порывы ветра, как это бывает у прямоугольных небоскрёбов. Здание облицовано 745 стеклянными панелями, их площадь равна 5 футбольным полям. 

 

b_500_340_16777215_00_images_world_2013_01.11.2013.3.jpg

 

b_500_375_16777215_00_images_world_2013_01.11.2013.4.jpg

 

Естественное движение воздуха вокруг здания способствует возникновению постоянной разницы давлений в разных фасадах, что позволяет вентилировать высотку естественным путем, так что 40 % времени системы кондиционирования могут быть выключены. Форма здания дает возможность использовать максимум естественного света во всех помещениях. В итоге уменьшается потребность применять искусственное освещение. Благодаря использованию солнечных батарей, небоскрёб потребляет в два раза меньше энергии, чем похожие сооружения. Он первым претендует на звание экологического небоскрёба.

Сразу же после «рождения» небоскреб получил несколько наград. В 2004 году проект получил ежегодную престижную премию Джеймса Стирлинга (от Королевского института британских архитекторов), а в 2003 году — ежегодную премию Emporis Skyscraper Award за лучший в мире небоскрёб. Стоимость строительства — 400 млн $.

Здание закрыто для широкой публики. Но все же в него можно попасть. Ежегодно в один из уикендов сентября более 700 зданий открывают свои двери всем желающим. Называется это мероприятие Open House London.

Благодаря выразительной форме и изысканной ночной подсветке небоскреб Мэри Экс стал визитной карточкой Лондона наряду с историческими достопримечательностями.

Шестой самый высокий небоскреб в Лондоне, одна из самых оригинальных построек Лондона ХХІ века доказывает , что человеческой фантазии нет пределов.

Калифорнийская академия наук

Сан-Франциско, Калифорния, США

b_500_217_16777215_00_images_world_2013_01.11.2013.5.jpg

 

Калифорнийская академия наук – это не столько учебное или научное заведение, сколько огромный музейный комплекс, расположенный в парке «Золотые ворота». Академия была основана в 1853 году и стала первой организацией подобного рода на западе США. Целью организации было изучение природы, сбор коллекции, просвещение и организация выставок.

Уже в 1874 году количество посетителей экспозиций академии составляло 80 тыс. человек в год. За долгие годы существования коллекция академии и ее научные материалы постоянно разрастались, переезжали в различные здания и страдали от землетрясений. После очередного землетрясения 1989 года было принято решение о строительстве нового здания академии.

 

b_400_401_16777215_00_images_world_2013_01.11.2013.6.jpg

 

Потратив 10 лет и 500 млн долларов, знаменитый архитектор Ренцо Пьяно построил удивительное здание на территории парка «Золотые ворота», получившее уникальную крышу-газон, позволившую строению органично вписаться в окружающий ландшафт.

«Живая крыша» образована 1,7 млн растений. Грунт, в котором они растут, имеет толщину 17 см. Кроме того, в крыше установлено 60 тыс. окон, сквозь которые внутрь проникает дневной свет, а посетители могут видеть небо и окружающий парк.

«Живая крыша» образована 1,7 млн растений. Грунт, в котором они растут, имеет толщину 17 см. Кроме того, в крыше установлено 60 тыс. окон, сквозь которые внутрь проникает дневной свет, а посетители могут видеть небо и окружающий парк.

Центральная библиотека

Сиэтл, США

b_500_333_16777215_00_images_world_2013_01.11.2013.7.jpg

 

В Сиэтле ещё в 1891 годы была библиотека, однако ей часто приходилось перебираться из одного здания в другое по причине отсутствия средств и, соответственно, своего собственного помещения. Собственным зданием библиотека обзавелась только в 1906 году. Эндрю Карнеги, американский промышленник и крупный благотворитель, известный, помимо всего прочего, своим покровительством библиотекам, пожертвовал сумму на строительство нового, расширенного здания, которое и появилось в 1946 году. Но оно со временем оказалось тесным. На месте Библиотеки Карнеги пришлось строить другое здание. Новая пятиэтажная библиотека появилась в 1960 году. Но и оно, в конце концов, в концу 90-х годов, оказалось маленьким.

Финансировалось строительство нового здания Центральной библиотеки Сиэтла при помощи выпуска облигаций «Библиотеки для всех» и пожертвований фирмы «Майкрософт».

Общественность порадовали открытием в 2004 году.

Главным архитектором здания стал Рем Колхас.

У библиотеки уникальный, яркий вид, состоящий из нескольких дискретных переливающихся платформ. .

Новая Центральная библиотека считается образцом здания, в котором гармонично сочетаются стиль и функциональность. Несмотря на необычную форму, здание всё же строилось именно как библиотека – и содержание диктовало форму, а не наоборот, как можно было бы думать.

У библиотеки насчитывается более 2 миллионов посетителей в год.

 

b_500_281_16777215_00_images_world_2013_01.11.2013.8.jpg

 

Людей часто интересует конкретика. О том, сколько было израсходовано бетона, стали, стекла… Вот краткая информация.

Общий объём бетона – 16820 кубических метров. Этого бы хватило, чтобы залить два с половиной футбольных поля бетоном глубиной в метр. К тому же ещё вес арматуры: 2050 тонн.

Израсходовано стали – 4644 тонны. Этой стали бы хватило на то, чтобы изготовить 20 Статуй Свободы.

Для облицовки внешних стен здания использовано 9994 штук стёкол. Причём площадь каждого стекла – почти 12 квадратных метров. А ещё покрыта стеклом и значительная часть интерьера. У половины стен здания стёкла тройные – с металлической сеткой, зажатой между двумя внешними слоями. Аллюминиевая сетка уменьшает жару, оставляя при этом яркий свет.

Мост Женщины

Буэнос-Айрес, Аргентина

b_500_376_16777215_00_images_world_2013_01.11.2013.9.jpg

 

В Буэнос-Айресе находится единственная работа в Южной Америке известного архитектора Сантьяго Калатравы под названием Мост Женщины.

Это ванторый пешеходный мост оригинальной конструкции, который находится в районе Пуэрто Мадеро. По задумке автора проекта, мост выполнен в виде арфы. Особенностью конструкции является центральная опора моста, наклоненная в сторону моста и дающая возможность поворота конструкции на 90 градусов, что дает открывает возможноть пропуска судов различных габаритов.

Мост был сооружен по инициативе бизнесмена Альберто Гонзалеса, решившего на 60-летний юбилей организации собственного бизнеса преподнести родному городу подарок. Название моста определило его местоположение. Ведь в районе Пуэрто Мадеро все улицы нахзваны в честь женщин. Кроме того, согласно проекту, мост выполнен в виде танцующей пары.

Благодаря необычной форме исполнения, мост архитектора Сантьяго Калатравы, с момента окончания его возведения в 2001 году стал одной из основных достопримечательностей города Буэнос Айрес.

Правда в истории данного моста имел место и достаточно грустный конфуз. Несмотря на то, что мост был предоставлен в качестве дара городу, руководство города отнеслось к данному вопросу весьма попустительски и не выделило на содержание моста ни гроша. В результате, через три года благодаря отсутствию должного обслуживания местной достопримечательности и деятельности неизвестных лиц, усилиями которых конструкция моста лишилась некоторых своих элементов, мост пришел в плачевное состояние. 

Ответственность за сие состояние местные власти возложили на инициатора проекта Альберто Гонзалеса. В результате, человек, сделавший уникальный подарок родному городу, был вынужден оплатить ремонт и содержание, сумма которых исчислилась 6 миллионами долларов. Как видно, даже на территории Аргентины действет принцип «Инициатива наказуема»…

Большой национальный театр

Пекин, Китай

b_500_292_16777215_00_images_world_2013_01.11.2013.10.jpg

 

Национальная опера Пекина – современное здание театра открылось совсем недавно, и как любое здание с нестандартным дизайном, вызвало множество противоречий и споров. В этой тем я расскажу вам о подробностях строительства Пекинского Большого театра. Национальный центр исполнительских искусств – официальное название этого здания-красавца. Однако, за ним закрепилось другое название, его называют Большим Национальным театром. Строительство этого сооружения было запланировано в ходе подготовки Пекина к Олимпийским играм. 

 

b_500_333_16777215_00_images_world_2013_01.11.2013.11.jpg

 

Большой Национальный Театр может принимать в своих четырех залах около 6000 человек одновременно. В самом центре находится оперный зал, вмещающий 2400 человек, предназначенный для оперных, балетных и танцевальных постановок. Концертный зал рассчитан на 2000 человек и служит для концертов классической и национальной музыки. Театральный зал на 1035 мест создан в китайском стиле. Здесь проходят как современные спектакли, так и выступления традиционного народного театра.

 

Источник: Евгения Фролова «100 самых удивительных достижений современной архитектуры»

Архитектура прошлого, настоящего и будущего

li:before{content:»\0025aa «}#doc13627641 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:»\0025aa «}#doc13627641 ul.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc13627641 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:»\0025aa «}#doc13627641 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc13627641 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:»\0025aa «}#doc13627641 ul.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc13627641 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc13627641 ul.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc13627641 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc13627641 ul.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc13627641 ul.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc13627641 ul.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc13627641 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:»o «}#doc13627641 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc13627641 ul.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc13627641 ul.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc13627641 ul.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc13627641 ol{margin:0;padding:0}#doc13627641 table td,table th{padding:0}#doc13627641 .c9{margin-left:198.4pt;padding-top:0pt;text-indent:-63pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.1500000000000001;orphans:2;widows:2;text-align:justify}#doc13627641 .c0{margin-left:-28.4pt;padding-top:0pt;text-indent:28.4pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:justify}#doc13627641 .c5{color:#000000;font-weight:700;text-decoration:none;vertical-align:baseline;font-size:12pt;font-family:»Times New Roman»;font-style:normal}#doc13627641 .c2{margin-left:162pt;padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:justify}#doc13627641 .c1{color:#000000;font-weight:400;text-decoration:none;vertical-align:baseline;font-size:12pt;font-family:»Times New Roman»;font-style:normal}#doc13627641 .c3{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:justify}#doc13627641 .c12{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:center}#doc13627641 .c8{background-color:#ffffff;max-width:445.9pt;padding:56.7pt 64.3pt 56.7pt 85pt}#doc13627641 .c4{margin-left:-27pt;text-indent:27pt;margin-right:26.8pt}#doc13627641 .c10{margin-left:-27pt;text-indent:27pt}#doc13627641 .c11{margin-left:-27pt;margin-right:26.8pt}#doc13627641 .c6{margin-left:-27pt;margin-right:-0.6pt}#doc13627641 .c7{height:10pt}#doc13627641 .title{padding-top:24pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:36pt;padding-bottom:6pt;font-family:»Times New Roman»;line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc13627641 .subtitle{padding-top:18pt;color:#666666;font-size:24pt;padding-bottom:4pt;font-family:»Georgia»;line-height:1.0;page-break-after:avoid;font-style:italic;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc13627641 li{color:#000000;font-size:10pt;font-family:»Times New Roman»}#doc13627641 p{margin:0;color:#000000;font-size:10pt;font-family:»Times New Roman»}#doc13627641 h2{padding-top:24pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:24pt;padding-bottom:6pt;font-family:»Times New Roman»;line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc13627641 h3{padding-top:18pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:18pt;padding-bottom:4pt;font-family:»Times New Roman»;line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc13627641 h4{padding-top:14pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:14pt;padding-bottom:4pt;font-family:»Times New Roman»;line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc13627641 h5{padding-top:12pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:12pt;padding-bottom:2pt;font-family:»Times New Roman»;line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc13627641 h5{padding-top:11pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:11pt;padding-bottom:2pt;font-family:»Times New Roman»;line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc13627641 h6{padding-top:10pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:10pt;padding-bottom:2pt;font-family:»Times New Roman»;line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc13627641 ]]>

Л. Хмелева
ТЕМА АРХИТЕКТУРА ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО


Архитектура – тоже летопись мира:
она говорит тогда, когда уже молчат
и песни и предания, и когда уже
ничто не говорит о погибшем народе.
                                                          Н.В. Гоголь
Архитектура, как музыка в камне, звучит в веках.
                                                       А.Мордвинов.

Архитектура является громадной «каменной книгой», на каменных страницах которого запечатлены различные эпохи в развитии человечества. История раскрывается перед нами не только в старинных рукописях, орудиях труда; особую роль играют памятники архитектуры, которые стоят под небом на глазах у всех. Почти у каждого крупного города есть свой архитектурный символ. Например, символ Москвы – Кремль, Собор Вас. Блаженного, Парижа – Эйфелева башня, Н. Йорка – Статуя Свободы, Казани – Башня Сююмбике, Елабуги – Белокаменная башня (городище).

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.

Архитектура, или зодчество, формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города — их красота способна вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно это делают архитектуру Искусством — искусством создания зданий и сооружений по законам красоты. И, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией.

Архитектура – это музыка в камне. Архитектурный ансамбль можно сравнить с хорошо слаженным оркестром.

Язык архитектуры – это язык геометрических объемов, пространств, ритма; масштабность. В чем отличие архитектуры разных эпох.

Большие города – это духовные мастерские,
где создаются лучшие произведения Вселенной.
                                                      Ле Корбюзье

        Эти слова великого архитектора можно адресовать «сердцу» архитектуры – городу. Уникальность города связана с его особенностью «впитывать» все лучшее за весь период исторического развития. И чем больше исторического, в том числе архитектурного, средового, масштабного разнообразия имеет город, тем он богаче, а наше восприятие — эмоциональнее! Ни один век не был «отторгнут» городом. Отторгалось только невыразительное, бездуховное.

Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Именно поэтому искусство не устаревает. Созданные сотни и тысячи лет назад произведения: картины, скульптуры, здания – волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством.

Многовековая история архитектурной практики показывает, что архитектор выражает эстетические идеи языком души, т.е. архитектура не предстает в форме некоей предельно абстрактной сущности, к которой часто стремятся другие виды искусства. Выбор архитектурных решений коренится в жизнеполагающем понятии «жилье». Выбор типа жилья несет в себе смысл ценностных ориентаций людей: понимание прекрасного и безобразного, жизнеутверждающего и угнетающего, свободы (в том числе, пространственной и творческой) и закрепощенности.

К Деревянной архитектуре России относятся такие понятия, как  дом, изба, избушка на курьих ножках, избушка лубяная (как противоположность избушки ледяной) и, наконец, домовина (гроб), выступающие как архетипы народного российского сознания.

Ключевыми зданиями, определяющими ранние высокие культуры становятся сакральные строения такие, как храмы (шумерский храм в городе Урук), дворцы (мeсопотамские придворные дома) и укрепления (например, городская стена Урук). В период расцвета античности развитие получают города-государства – полисы. Данная эпоха характеризуется строительством пирамид, зиккуратов, акрополями и т.д. Апогеями архитектуры античности смело можно назвать Афинский акрополь и Рим. Так же огромный корень в архитектуре пустила Греция, постройками которой восхищаются и используют идей строительства в наше время.

         В эпоху средневековья выбор места для строительства города диктовался военными соображениями. Крепость обычно располагалась на холме, в некотором отдалении от реки. В раннее Средневековье городские стены и административные здания были деревянными. Конечно, и тогда было представлено каменное зодчество, но распространение оно получило лишь в XIII веке, что было связано с феодальной властью. Только богатый и сильный феодал мог себе позволить каменные храмы и укрепления. В Западной Европе распространились, например, замки. Функционально они были призваны защищать своих обитателей. Только в позднее Средневековье стали строить еще и дворцы. Дворец был каменным двухэтажным домом.                    

  Новое время

Рассмотрим историю современной архитектуры. Для начала ответим, чем является строительство для нас сегодня? Как мы знаем, строительство — это вид человеческой деятельности, направленный на создание зданий, инженерных сооружений (мостов, дорог, аэродромов), а также сопутствующих им объектов (инженерных сетей, малых архитектурных форм, гаражей и т. д.).

Архитектура прошлого сменилась весьма неожиданно. Это в большинстве случаев связано с природными катаклизмами или в результате глобальных пожаров, истребившие огромное количество бесценных архитектурных сооружений. Человек, вследствие этого, стал практичнее относится к строительству. Сейчас происходит исчезновение деревянных построек и внедрение более устойчивых, приспособленных к окружающей среде материалов. Способы строительства на сегодняшний день несколько разнообразней, чем в прошлом, за счет привлечение новых современных технологий и материалов. Если раньше мы знали только два основных способа строительства, а именно из кирпича и железобетонных блоков или панелей. То сегодня появилось еще и монолитное строительство, строительство с использованием металлоконструкций, а также другие варианты строительства.

Главные условия современного строительства – это финансовая составляющая и экологичность того или иного объекта. Строительство зданий и сооружений это необходимость в свете экономического подъема в стране, ведь есть необходимость строить не только жилье, но и многие другие объекты, которые просто жизненно важны для решения, в том числе и социальных проблем.

На сегодняшний день в архитектуре сложились две универсальные формообразующие системы, которые имеют в своей основе художественно-композиционные приемы и средства выразительности, отражающие мировую культуру времени и вечные законы человеческого бытия. Универсальность обеих систем заключается в их способности выхода на глобальный уровень.

Первая из этих систем – это классическая стилевая архитектура основанная на античном ордере, который из эпохи в эпоху на протяжении двух тысячелетий всегда присутствовал в архитектуре в той или иной форме: будь это, к примеру, экспрессия и стихийность барокко или строгость и логичность классицизма. По мнению Хан-Магомедова, одно из условий универсальности ордера – это «отсутствие … жесткой символической привязки к религиозной системе мировосприятия» , что возможно в том случае, когда рациональная составляющая формообразующей концепции явно преобладает над иррационально-символической и легко воспринимается и принимается человеком любой культуры».

Вторая система – современное движение XX века, известное как «авангард», или «модернизм». Авангард в первой трети XX в. стал в оппозицию «ордерной классике». Ориентируясь на «левое» изобразительное искусство, а также на достижения научно-технического прогресса, новый стиль извлек из ордерной системы геометрические и конструктивные первоэлементы форм, отказавшись от традиционных декоративных элементов, которые отражают причастность архитектуры к той или иной культуре. Таким образом, «стерильность» «современного движения» вывела его на универсальный уровень.

На архитектуре современности не мог не отразиться феномен новой научной нелинейной парадигмы с ее особым взглядом на законы мироздания, Вселенной и происходящих в ней процессов. Опираясь на «цифровые» возможности компьютера, новое понимание мира закономерно находит отражение и в архитектуре. Разнообразность и причудливость немыслимых ранее форм оказывается более интересной для зрителя и, тем более, для архитектора.

Фракталы и «капли», волнообразные формы и многократно ломаные зигзаги оказываются более адекватны современности, чем аскетичность модернистских форм или классическая элегантность ордера. Но в то же время архитектура пытается не терять свою «антропосохранную миссию», продолжая обращаться к истории, переосмысленной и трактованной по-современному, в духе постмодернизма. Современная архитектура представляет собой открытую систему для интеграции всего нового, что происходит в мире, и всего того, что она успела вобрать в себя по прошествии тысячелетий. XXI век сулит еще большие и скорые перемены во всем мире. Архитектура, естественно, не станет исключением в этом процессе. К чему приведет современное положение вещей? Как скоро найдется объединяющая концепция для различий в архитектуре и найдется ли она вообще? Ответы на эти вопросы заключаются в прогнозе будущего архитектуры.

Грядет новый мир и, как следствие этого, новый стиль в архитектуре. Будет ли это неожиданный возврат к классике или, напротив, фантастическое астрозодчество, покажет время. Но однозначно одно – архитектура будет жить и развиваться, пока жива человеческая цивилизация.

Мы все же попытаемся попасть в будущее, ведь им мы живем. Сегодня в современной реальности на Земле есть места, где кажется, что ты попал как минимум в XXII век. Невиданная архитектура, невероятные технологические новшества, неслыханные удобства – все это обеспечивают современные архитекторы, создавая мир «архитектуры будущего».

Какова она, эта архитектура?

Если попытаться определить образ архитектуры будущего, то это — образ причудливых очертаний и, безусловно, состоящий из «стекла и металла» с легкими добавками полимеров, камня, бетона, дерева. Образ — легкий, головокружительный, отвечающий самым «футуристическим» чаяниям. Но легкость эта прямым и непосредственным образом связана с энергосберегающими технологиями.

Мы должны помнить прошлое, ценить настоящее и верить в будущее.

Архитектура и Строительство

Архитектура

Архитектура – это направление на стыке искусства и науки. Архитектор должен быть талантливым «креативщиком» и опытным инженером-проектировщиком. В России получить специальность архитектора можно по следующим специализациям:

  • архитектор;
  • дизайн архитектурной среды;
  • реставрация и реконструкция архитектурного наследия.

История архитектуры началась тысячи лет назад, когда первые люди стали строить примитивные хижины для защиты от природных катаклизмов. Архитектурные стили значительно менялись на протяжении веков; многие культуры имеют сегодня свои, ярко выраженные архитектурные традиции. В задачу современных архитекторов входит проектирование не только внешнего вида зданий, но и их функциональной и практической «начинки». Хорошие строительные объекты должны долго служить, быть безопасными, а в некоторых случаях также сейсмоустойчивыми. Особым направлением в современной архитектуре является так называемая «зеленая» архитектура – такое проектирование строений, которое минимизировало бы их нагрузку на окружающую среду.

Студенты – будущие архитекторы изучают историю архитектуры, дизайн, черчение, AutoCAD, геометрию, материаловедение

Студенты – будущие архитекторы изучают историю архитектуры, дизайн, черчение, AutoCAD, геометрию, материаловедение. Большая часть курса посвящена непосредственно проектированию, эстетике архитектуры и изучению современных строительных конструкций. Обучение всегда сопровождается и заканчивается практикой, во время которой студенты выполняют реальные проекты. Сюда же входит геодезическая практика и практика по живописи. Будущие архитекторы учатся в МАРХИ, МГУГК, МГАХИ имени Сурикова, РУДН, ГУЗ, МГСУ и других вузах.

Строительство

Направление «Строительство» включает в себя множество самых разных специальностей, от собственно гражданского, промышленного, гидротехнического и других видов строительства и производства строительных материалов до строительства крупных транспортных объектов.

Строительство включает в себя организацию поставок материалов и оборудования, подготовку строительной площадки, само строительство. Над строительным объектом, будь то промышленный объект, жилой дом или крупный транспортный узел, работают самые разные специалисты – архитекторы, инженеры, землемеры, сметчики, электрики, инженеры систем водоснабжения, вентиляции, теплоснабжения, ландшафтные дизайнеры, экономисты, специалисты по ЖКХ и, конечно, руководители проектов. Координация крупного строительства считается одним из сложнейших видов управленческой (организационной) работы. 

В этой статье мы не будем говорить о строительных рабочих, так как для овладения каким-либо строительным ремеслом не обязательно оканчивать высшее учебное заведение. 

А вот для инженеров-проектировщиков и инженеров-строителей «корочка» вуза обязательна. Подготовка подробных планов строительства входит в задачу инженеров-проектировщиков – именно этому и учат данных специалистов в вузах. В число инженеров-проектировщиков входят геодезисты (их работа необходима для правильного выбора типа фундамента и в целом разрешения на строительство исходя из природных условий местности). Технико-экономическим обоснованием затрат на строительство занимается инженер-экономист или сметчик. 

Строительство включает в себя организацию поставок материалов и оборудования, подготовку строительной площадки, само строительство

Главного инженера-строителя еще называют прораб. Кстати, огромным спросом пользуются на рынке прорабы, имеющие не только образование в области строительства, но и в области менеджмента, ведь он должен быть настоящим управленцем, понимающим разные процессы, происходящие на стройке. Другие “виды” инженеров-строителей включают в себя специалистов в разных функциональных областях, например, в теплоснабжении и вентиляции, водоснабжении и водоотведении и т.д.

В российских вузах готовят строителей разных направлений. Хотя наиболее востребованными являются специалисты в области гражданского или промышленного строительства, важным направлением служит также транспортное строительство (дороги, железные дороги, мосты, тоннели, аэродромы и т.д.), гидротехническое строительство, городское хозяйство. Отдельной специализацией является экспертиза и управление недвижимостью.

Будущие строители изучают архитектуру, материаловедение, науки о конструкциях, менеджмент и маркетинг в строительстве. Главные вузы, в которых готовят востребованных строителей, проектировщиков и архитекторов, – МГСУ, МАДИ, МИИТ (МГУПС), МИКХиС, МГАВТ, МАМИ, РУДН, МАРХИ.

Общайтесь с представителями вузов лично

Как видно, и вузов, и программ по данной специальности великое множество. Поэтому проще и быстрее определиться с выбором можно, посетив бесплатную выставку «Магистратура и дополнительное образование» в Москве или Санкт-Петербурге.

К остальным специальностям >>

Архитектура Греции — Архитектура Античной Греции и нашего времени

Автор Гид по Греции На чтение 7 мин.

Древнегреческая цивилизация оставила огромный след в мировой истории. Эллинская культура и традиции до сих пор высоко ценятся в философии, литературе, искусстве и архитектуре. Например, архитектура Греции известна античными сооружениями, руины которых дошли до наших дней. Они поражают и творческим замыслом, и используемыми материалами, и выверенными пропорциями. Об этих особенностях, которыми примечателен древнегреческий стиль строительства, и поговорим в сегодняшней статье. Расскажем про стили и направления, назовем выдающиеся постройки, а также узнаем, чем может похвастаться современная Греция.

Архитектура ГрецииАрхитектура Греции

Архитектура Античной Греции

Исконные эллинские традиции складывались под влиянием определенного мировоззрения, дошедшего до нас в мифах Древней Греции. Например, греки верили в Олимпийских богов и считали, что избранные достойны лучшего. Этот взгляд в строительстве греческих городов и выражала античная архитектура.

Древние полисы, обычно возводившиеся у холмов, строились в два этапа: нижний город (подножие холма) и Акрополь (верх холма). Внизу располагались дома простого народа и общественные здания, а верх отводили под строительство царских палат и божественных храмов. Сооружение Акрополя считалось крайне важным делом, поэтому мастера стремились проявить максимум способностей. И воплощали умения и гениальные планы творцов непосредственно интерьер и архитектура древнегреческих дворцов и храмов.

В плане эстетики сооружений архитектура античной Греции разделена на периоды развития:

  • Архаика – VIII – VI вв. до н.э.;
  • Классика – V век до н.э.;
  • Эллинизм – IV – I вв. до н.э.

Каждый этап характеризуется индивидуальными особенностями, поэтому предлагаем познакомиться с ними поближе.

Архаический период

На этом этапе происходит зарождение истинно греческой архитектуры. И в первую очередь греки попытались очистить ее от связи с другими культурами, т.к. ранее в Элладе практиковали архитектурные традиции Азии и Египта. Только в VIII веке до н.э. греки стали использовать собственные идеи строительства и пытаться воплощать их в жизнь. Так образовались первые архитектурные ордеры: дорический и ионический.

Поначалу дорические постройки получались тяжеловесными, неизящными и приземистыми. Красоту им мастера пытаются придать рельефными фризами и треугольными фронтонами с группами статуй. Также старается возводить Греция колонны: вертикальные желоба устремлены ввысь, но столпы довольно массивные, а капитель сложена из двух каменных плит (круглой и квадратной). Так что пока идея «парящих» над землей храмов не воплощена в полной мере.

Архитектура Античной ГрецииАрхитектура Античной Греции

К известным сооружениям дорического стиля относят следующие постройки:

  • Храм Афины в Дельфах;
  • Храм Зевса в Афинах;
  • Храм Геры в Олимпии;
  • Храм Афины Афайи на острове Эгина.

Осмотреть красоту первых греческих храмов можно и сегодня: в этом помогут тщательно воссозданные художественные реконструкции.

Но постепенно мастера Греции все больше «набивают руку», и здания внешне становятся легче и изящнее. Привнесли эти веяния умельцы с восточных берегов Греции, а назвали новую архитектурную школу – ионическим ордером. Появился он уже под конец архаичного периода, но активно использовался и в последующие века. Одним из первых творений ионического ордера в эпоху архаики стало строительство храма Артемиды в Эфесе.

Храм Афины в ДельфахХрам Афины в Дельфах

Храм Зевса в АфинахХрам Зевса в Афинах

Храм Геры в ОлимпииХрам Геры в Олимпии

Храм Афины Паллады на острове ЭгинаХрам Афины Паллады на острове Эгина

Классический период

Золотой век греческой архитектуры. Творцы наконец сумели найти ту тонкую грань между красотой форм и строгостью пропорций: здания стали красивыми, утонченными и обладающими продуманной перспективой.

Дорический и ионический ордера продолжают развиваться. При этом несмотря на массивность дорических зданий, это архитектурное направление даже популярнее, а над его улучшением трудятся многие умы. Поначалу мастера экспериментируют с материалами: вместо каменных блоков используют мрамор, что позволяет добиться утонченных линий и изящных форм. Затем размышляют архитекторы и о перспективе, что тоже приводит к успеху. Гармоничными пропорциями уже отличались дорический храм Тесея в Афинах, и святилище со статуей богини Ники, украшающее вход в Афинский Акрополь.

Вообще, как архитектурный ансамбль Акрополь в Афинах, безусловно, главное сооружение дорического ордера. Но здесь четко прослеживаются и элементы ионического стиля. Они видны и в Парфеноне, и в Пропилеях, а уж Эрехтейон и вовсе чистый образчик ионического ордера. Но вскоре в Греции появился и третий стиль архитектуры – Коринфский, который отличался тягой к роскошному декору. И его влияние тоже легко найти в реконструкциях античных построек. Ярчайший пример – ионический храм Зевса в Олимпии, колонны которого венчают пышные декоративные элементы коринфского ордера.

Так в угоду совершенства форм и красоты переплетались традиции разных школ. И надо сказать, что от этого облик городов только выигрывал: неспроста классическая архитектура Греции V в. до н.э. до сих пор считается эталоном сочетания эстетики и функциональности сооружений.

ПарфенонПарфенон

ЭрехтейонЭрехтейон

Эллинистический период

Расцвет греческой архитектуры длился не более века. Позже так долго искавшаяся золотая середина между красотой и простотой, к сожалению, была утрачена.

При эллинизме греческие мастера больше стали увлекаться коринфским стилем, а города заполонили пышущие декором и роскошью здания. В угоду изящной красоте колонны делают излишне стройными, а канавки более четкими и углубленными. Капители же венчали массивные рельефы с растительными узорами. Первыми постройками новой эпохи стал храм Крылатой Афины в Тегее и Башня Ветров.

Башня ВетровБашня Ветров

Но знаменовался этот этап развития греческой архитектуры и положительными событиями. Так, была придумана такая архитектурная деталь, как псевдодиптер. Он представляла собой двойную колоннаду, внешний ряд которой виден полностью, а внутреннюю линию колон наполовину скрывали стены. Позднее этот красивый и необычный элемент широко распространился уже в римской архитектуре, отчасти перенявшей греческие традиции.

Также в эллинистический период мастера экспериментируют с возведением круглых построек. На тот момент они поражали своей необычностью и плавностью форм. Часть подобных античных зданий дошла и до наших дней. Например, ознакомиться с архитектурным наследием эллинизма можно в Олимпии.

Кроме того, в эллинистическую эпоху центр внимания с религиозных сооружений перешел на общественные здания. По большей части возводились дворцы, библиотеки, театры и стадионы. Также обносились изящными колоннадами городские площади. Здания на улице Треножников, площадь Керамика, ремесленные кварталы и водопроводы в г. Афины – архитектура Греции эллинистического периода. Сохранился и знаменитый спортивный памятник этой эпохи – Олимпийский стадион в Родосе.

Архитектура Греции в современности

Развитие греческой культуры прекращается после захвата страны римлянами. Они переняли у греков многое, в том числе и из школы архитектуры, но эти постройки, пусть и с заимствованными элементами уже относятся к римской архитектуре.

А после римлян Греция и вовсе переживала тяжелые времена. Страна распалась на части, и регионы захватывали османы, крестоносцы, венецианцы и прочие иноземные воины. Новые правители приносили на греческие земли свою культуру, и от тех эпох некоторые города до сих пор хранят памятники архитектуры. Наибольшее влияние на Грецию оказали османы и венецианцы. Их же архитектурным тенденциям, в сочетании с классикой Древней Греции, страна продолжала следовать уже после получения независимости в 1830-ых годах. Свой стиль греки назвали «неоклассицизм».

Крупный строительный бум настиг Грецию с наступлением XX века. Начался он после Первой мировой и был тесно связан с движением модернизма. Но за Первой следует разрушительная Вторая мировая, и строительство приостанавливается. Новый виток происходит в 50-60 годах: возводятся небоскребы, расширяются городские кварталы, в большом количестве строятся отели и гостиницы для туристов. Эта «стройка» продолжается два десятилетия, после чего наступает некое затишье.

А современный европейский облик Афинам и Греции придала Олимпиада 2004 года. Ее проведению предшествовали масштабные строительные работы: реставрировались устаревшие здания, прокладывались новые коммуникации и возводились целые районы. Они мало чем отличаются от европейских зданий, так что в современной греческой архитектуре уникальности ее античных корней уже не встретишь.

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

1 547

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *