Градостроительство и архитектура: Urban construction and architecture – Градостроительство — Википедия

Содержание

Журнал | Градостроительство и архитектура

Градостроительство и архитектура

Выпуск №2

Год издания: 2019

стр. 174

Градостроительство и архитектура

Выпуск №1

Год издания: 2019

стр. 132

Градостроительство и архитектура

Выпуск №4

Год издания: 2018

стр. 138

Градостроительство и архитектура

Выпуск №3

Год издания: 2018

стр. 146

Градостроительство и архитектура

Выпуск №2

Год издания: 2018

стр. 148

Градостроительство и архитектура

Выпуск №1

Год издания: 2018

стр. 140

Градостроительство и архитектура

Выпуск №4

Год издания: 2017

стр. 140

Градостроительство и архитектура

Выпуск №3

Год издания: 2017

стр. 138

Градостроительство и архитектура

Выпуск №2

Год издания: 2017

стр. 140

Градостроительство и архитектура

Выпуск №1

Год издания: 2017

стр. 146

Градостроительство и архитектура

Выпуск №4

Год издания: 2016

стр. 140

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №3

Год издания: 2016

стр. 152

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №2

Год издания: 2016

стр. 148

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №1

Год издания: 2016

стр. 121

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №4

Год издания: 2015

стр. 116

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №3

Год издания: 2015

стр. 121

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №2

Год издания: 2015

стр. 114

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №1

Год издания: 2015

стр. 114

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №4

Год издания: 2014

стр. 112

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №3

Год издания: 2014

стр. 112

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №2

Год издания: 2014

стр. 112

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №1

Год издания: 2014

стр. 112

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №4 (Спец)

Год издания: 2013

стр. 106

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №4

Год издания: 2013

стр. 107

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №3

Год издания: 2013

стр. 120

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №2

Год издания: 2013

стр. 103

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №1

Год издания: 2013

стр. 122

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №4

Год издания: 2012

стр. 106

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №3

Год издания: 2012

стр. 81

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №2

Год издания: 2012

стр. 87

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №1

Год издания: 2012

стр. 86

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №4

Год издания: 2011

стр. 94

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №3

Год издания: 2011

стр. 124

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №2

Год издания: 2011

стр. 136

Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура

Выпуск №1

Год издания: 2011

стр. 134

Выпуск 2 | Градостроительство и архитектура

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ СРЕДА РОССИЙСКИХ МЕГАПОЛИСОВ

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ

Алгоритм оценки градостроительной деятельности на основе принципов биосферной совместимости

Бакаева Н.В., Черняева И.В. стр.5-14

В целях формирования среды жизнедеятельности, благоприятной для развития человека и сохранения окружающей город природной среды средствами архитектуры и градостроительства, показана необходимость теоретического обоснования градостроительства и практики градостроительной деятельности с учетом новых требований к механизмам формирования городской среды. На основе фундаментальных принципов концепции биосферной совместимости был разработан алгоритм оценки градостроительной деятельности, определены критерии и показатели оценки качества городской среды. Используя разработанный алгоритм, проведен анализ реализуемости принципов биосферной совместимости в градостроительной деятельности города Орла. Делается вывод о необходимости создания инновационной системы градоустройства и стратегического планирования развития урбанизированных территорий на принципах биосферной совместимости.

К проблеме просвещенного плюрализма в российском градостроительстве

Данилова Э.В. стр.15-21

Статья посвящена исследованию процессов в российском градостроительстве за последние три десятилетия. Этот период отмечен рождением и становлением нового города, произрастающего из советской урбанистической среды. Рассматриваются три условных этапа развития города после перестройки, исследуется их специфика. Описываются контекст и особенности каждого из рассмотренных этапов: 1990-е гг., 2000-е гг., 2010-е гг. Анализируется состояние архитектурно-градостроительной профессии, цели и задачи которой менялись в соответствии с социальными трансформациями. Особое внимание уделяется типологии построенных объектов, развитию архитектурного заказа в контексте рыночной экономики. Отмечаются новации каждого этапа, акцентируются особые события, повлиявшие на профессиональное мышление и проектную методологию. Автор исследует, как две признанные теоретические модели города – город-коллаж и город-генерик – были адаптированы к постсоветской реальности.

К вопросу градостроительного и средового регулирования. Опыт Франции 2000 – 2018

Ислеева С.Я стр.22-26

Механизмы регулирования города всегда комплексны и затрагивают множество областей жизни общества. Сама концепция регулирования должна учитывать и реальные потребности, и стратегические цели, а также возможности инструментария его последующего применения. Очевидно, что эти механизмы не могут быть универсальными для различных территорий и политических образований, а для их функционирования необходима развитая административная и юридическая база. Стоит отметить, что зачастую локальные запросы оказываются в противоречии с глобальными геополитическими задачами, реализация которых имеет определённые риски и не гарантирует одинакового успеха на отдельных территориях. Даже на сравнительно небольшой территории Франции сложно выработать одинаково эффективныеуниверсальныемеханизмырегулирования. Задачей реформы, начатой в 1980-х гг. во Франции, был процесс децентрализации административной системы с целью разработки максимально гибких механизмов территориального регулирования. Изменения, последовавшие в законодательстве по градорегулированию (Code de l’urbanisme), сформировали правовой каркас территориальных отношений, тогда как непосредственный инструментарий создаётся в иерархически соподчинённых локальных образованиях – от региона до города. Такое решение призвано сформировать рабочие механизмы регулирования среды с возможным учётом всех уровней интересов, порой пересекающихся и противоречивых. В статье рассматривается иерархическая система градорегламентов, применяемых в настоящее время во Франции, освещаются её стратегические цели, а также вопросы непосредственного применения этих регламентов на практике: принципы разработки локальных градорегулирующих документов и их основные характеристики; состав градорегулирующей документации; основные инструменты и особенности применения градорегулирующей документации. В статье также затрагиваются проблемы функционирования градорегулирующей документации в контексте сложных и спорных вопросов, связанных с реновацией, ревалоризацией отдельных территорий, негативного отношения общественности.

Анализ архитектурно-градостроительных технологий регулирования миграционного напора в мегаполисы

Каракова Т.В. стр.27-32

Рассматриваются примеры ряда европейских стран в решении проблем локации миграционных потоков в функционально-планировочной структуре мегаполисов и зон их влияния. Обозревается опыт в использовании архитектурных и градостроительных технологий для интеграции мигрантов в городскую среду. Наполнение градостроительных мероприятий новым содержанием влияет на темпы социально-экономического развития мегалополиса и мегаполиса, на устранение региональных диспропорций развития, на повышение уровня жизни населения и качество городской среды, улучшение социального климата и демографической ситуации. При этом на повестке дня находятся вопросы развития средних и малых городов, расположенных в зонах влияния крупнейших мегаполисов. Автор раскрывает подходы к формированию многоуровневой урбанизационной модели миграции на основе освоения европейского опыта с учетом реалий российских мегаполисов.

Повестка в области устойчивости – планы, результаты и мониторинг

Пидодня М.А. стр.33–39

Рассматривается с помощью метода сравнительного анализа два современных крупных градостроительных проекта – мастер-планы двух участков
для смешанного функционального использования:
один – в городе Сочи, Российская Федерация, второй – в районе Заюдас рядом с Амстердамом, Нидерланды. Автором изложены инновационные принципы в проектировании площадки в Сочи как части бывшей инфраструктуры олимпийских игр с задачами по трем основным блокам: застройке, мобильности и энергообеспечению для получения максимального результата – современного, устойчивого, высокоплотного и привлекательного района. В районе Заюдас выполнены задачи по градостроительному проектированию высокоплотного района, сосредоточенного на транспортном узле. Мониторинг устойчивости данного района включает в себя следующие семь направлений: мобильность, общественные пространства, застройка и снабжение продуктами, энергообеспечение, мусороудаление и циркулярность, вода и зелень, социум. Сделана попытка сформировать образ важной международной топ-площадки для предпринимателей и наукоемких учреждений, что позволяет рассчитывать на распространение данного опыта проектирования. Приведенные результаты апробации в процессе реализации района Заюдас показывают возможности использования предлагаемых приемов европейской практики градостроительного проектирования в российских условиях.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ СРЕДА РОССИЙСКИХ МЕГАПОЛИСОВ

НОВЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА И ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В УРБАНИСТИЧЕСКОЙ СРЕДЕ МЕГАПОЛИСОВ

Музейно-археологические комплексы в структуре города как новый тренд городского развития

Антюфеева О.А. стр.40-45

Развитие музейно-археологических комплексов как общественных пространств современных мегаполисов – новый тренд городского развития. Начиная со второй половины XX в., музейная архитектура пережила большую трансформацию. Повышение уровня открытости, как к обществу, так и к городскому пространству, предопределило формирование нового сценария музейной деятельности и новой структуры планирования. Глубокое проникновение в окружающую среду, высокий уровень интерактивности современных музеев внесли свой вклад в создание новых городских структур – музейных кварталов и других пространственных музейных образований. Актуальной тенденцией развития современных музеев является возрастание числа так называемых средовых музеев, создаваемых на основе музеефицированных памятников, которые являются наиболее посещаемыми среди общего числа музеев. Эти культурные комплексы, представляющие городскую художественную среду, стали частью общественного центра города и поставили новые задачи архитектурного и градостроительного развития. От архитектуры музея-храма к новому облику «музея как города» – такова трансформация современной музейной архитектуры. В работе анализируются различные примеры новых форм экспонирования объектов археологического наследия в городской среде в составе общественных пространств./p>

Особенности размещения высотных зданий в структуре городов

Генералов В.П., Генералова Е.М., Соколов И.И. стр.46-52

Статья посвящена поиску современных подходов при создании высокоплотной застройки за счет включения в структуру крупных городов высотных зданий. Проанализирован путь от начала строительства первых высоток в городах Европы и до настоящего периода. В результате исследования выявлены основные ошибки, которые были допущены при размещении небоскребов в европейских городах, их последующем негативном влиянии на отношение к таким типам зданий. Кроме этого, авторы предлагают при размещении высотных зданий определять их типологическую и функциональную структуру, грамотное соотношение и насыщенность различными функциональными обслуживающими элементами, количество и плотность высотных зданий на территории, выделенной под их строительство. Делается вывод, что только при соблюдении этих основных принципов можно создать удобную, комфортную, доступную, современную, постоянно обновляющуюся городскую среду.

Информационно-технологическая модель общественного пространства современного города

Птичникова Г.А., Черничкина О.В. стр.53–60

Статья посвящена исследованию новых типов городских пространств, которые обязаны своему происхождению развитию информационно-коммуникативных технологий. Инновационным фактором, повлиявшим на преобразование общественных пространств в XXI в., стало появление медийно-информационной сферы. Широкое распространение персональных компьютеров и домашнего Интернета в 1990-е гг. привели к сокращению публичности и кризису традиционных городских социальных коммуникаций. В настоящее время создается новый тип личности, склонной к ограниченным контактам с другими личностями в определенных условиях (например, в соцсетях). Информационно-технологическая модель общественного пространства переносит социальные связи в виртуальный мир, редуцируя, таким образом, необходимость в развитии физических городских пространств. Информационные технологии стали причиной развития новых форм общественных пространств. Среди них отметим такие, как «умная площадь»/«умная улица», медиа пространства и флэшмоб-пространства. Результаты исследования характеристик этих новых городских пространств представлены в статье.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ СРЕДА РОССИЙСКИХ МЕГАПОЛИСОВ

ТРАНСПОРТНЫЙ КОМФОРТ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКИХ МЕГАПОЛИСОВ И РЕГИОНОВ

Принципы архитектурно-пространственного формирования безопасной транспортной инфраструктуры города

Лекарева Н.А., Папшев Н.С. стр.61-67

Рассматриваются наиболее оптимальные подходы к освоению и развитию транзитных территорий, затрагивающие актуальные проблемы современного крупного города: развитие общегородских функций на основе перспективных транспортных узлов, разрешение конфликта транзитных пассажирских направлений и городской социальной среды. В качестве одного из основных механизмов достижения безопасности в эксплуатации городских транспортных систем выдвигаются принципы архитектурно-пространственного формирования транспортной инфраструктуры, среди которых принцип биопозитивности в структуре транспортных территорий, принцип экологической безопасности транспорта, принцип доступности транспорта, принцип конструктивной безопасности, принцип многоуровневости линейных и узловых транспортных элементов, принцип универсальности эксплуатации дорог. Приведены примеры из практики использования тех или иных приемов формирования транспортных узлов и линейных участков с целью повышения безопасности движения. Показаны возможности развития безопасных транспортных структур в стратегических прогнозах развития города.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ СРЕДА РОССИЙСКИХ МЕГАПОЛИСОВ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «УМНОГО ГОРОДА» В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ МЕГАПОЛИСА

Принципы поэтапной реорганизации архитектурно-пространственной структуры городской среды на основе инновационных технологий

Ахмедова Е.А., Вавилонская Т.В. стр.68-79

В статье рассматриваются основные критерии отбора субъектов Российской Федерации как пилотных площадок в федеральную программу «Умный город. Успешный регион». Разработана концепция участия в ней Самарской области. Раскрыты показатели ожидаемой эффективности данного инновационного проекта. Предложены новые подходы развития Самары как умного города. Социально-пространственную основу этих подходов составляет «Триада агентов развития»: умный университет, умный город, умный парк-завод. В качестве «умного университета» рассматривается научный и проектный потенциал СамГТУ. «Умный парк-завод» – индустриальный парк СамГТУ и его партнеров на площадке одного из бывших промпредприятий. «Умный город» опирается на административные и общественные организации городского развития, активистов городских общественных движений. Сформулированы цель и задачи пилотного проекта для реорганизации городской среды исторической зоны города Самары. Выбор и внедрение инновационных технологий в исторический центр города определяется рядом предложенных модельных проектов – «Умный квартал», «Умная улица», «Умная площадь». Обоснована целесообразность внедрения в городскую среду около 30 инновационных технологий в сферах ресурсосбережения, общественных услуг, сохранения архитектурного наследия, медиа-технологий, транспортно-пешеходной инфраструктуры и фискальных систем налогообложения. Подробно изложены шесть ключевых критериев, по которым определяется соответствие исторического поселения концепции «умного города»: технологии, экологичность, управление, мобильность, наследие, человек. Для Самары как исторического поселения обоснована необходимость создания регионального Центра компетенций в области технологий инженерной реставрации архитектурного наследия. Сделан вывод о том, что будущая реализация пилотных проектов послужит формированию устойчивой городской среды исторического центра крупнейшего города, ориентированной на цифровую экономику.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ СРЕДА РОССИЙСКИХ МЕГАПОЛИСОВ

«ЗЕЛЕНЫЕ СТАНДАРТЫ» И ЭКО-ТЕХНОЛОГИИ ЛАНДШАФТА МЕГАПОЛИСА

Градостроительное исследование системы общественно-коммуникативных центров г. Самары

Жоголева А.В., Курымшина А.В., Филимонова А.Н. стр.80-90

Планировочное развитие крупных городов, разрастание и агломерирование городских территорий осуществляются в тесной градостроительной взаимосвязи с развитием системы общественных городских центров. Объектом исследования в данной работе становится система коммуникативных пространств современного города – сложная, многокомпонентная урбанистическая структура, элементами которой могут становиться городские территории, архитектурные объекты и комплексы, центральные функции, социальные и местные группы горожан, субъекты градостроительной деятельности, транспортные и пешеходные связи, объекты транспорта. Для исследования такой многокомпонентной системы необходимо многоуровневое градостроительное, урбанистическое, социологическое исследование, целью которого становится выявление градостроительных, коммуникативных, когнитивных характеристик городских центров разного уровня, формирование их границ и особенностей.

Светопрозрачные несущие конструкции и их влияние на архитектурное формообразование

Попов А.В., Сорокоумова Т.В., Янова Р.Ю., Тимина А.И. стр.91-95

В исследовании поднимаются вопросы, связанные с применением несущих элементов из светопрозрачных материалов. Проведен обзор практики применения таких материалов в вертикальных и горизонтальных несущих конструкциях. Объектом исследования являются здания и сооружения, построенные с применением светопрозрачных несущих конструкций. Предметом исследования является влияние светопрозрачных несущих конструкций на архитектурное формообразование. В результате исследования сделан вывод о ряде жестких технологически обусловленных ограничений, которые накладывает использование таких конструкций на архитектора, и вместе с тем их перспективности для типологических групп зданий.

Становление и особенности сертифицирования российских экологических стандартов в строительстве

Сухинина Е.А. стр.96-103

В статье описывается история создания российских «зелёных» Советов и экологических стандартов в строительстве. Выявляется взаимосвязь отечественных и зарубежных систем, определяется область применения эко-стандартов в России. Рассматриваются разделы экологической оценки российских стандартов. Выявляются характерные особенности рейтинговых систем в России. Производится анализ оценочных категорий рассматриваемых систем эко-сертификации. Сделан вывод, что в настоящее время для повышения экологичности архитектурно-градостроительного пространства российским проектировщикам необходимы отдельные версии национальных экостандартов для архитекторов и градостроителей, без перегруженности техническими и организационными требованиями при сертификации.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ СРЕДА РОССИЙСКИХ МЕГАПОЛИСОВ

РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ И СОХРАНЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Десять объектов самарского конструктивизма: стратегия сохранения и реставрации

Басс С.К., Самогоров В.А. стр.104-111

Исследуется архитектурное наследие самарского конструктивизма 1920–1930-х гг. Дается характеристика сохранившихся зданий данного периода, из которых выявлены 10 наиболее ценных объектов, нуждающихся в разработке проектов реставрации. Формулируются основные положения стратегии сохранения их первоначального облика, среди которых главными являются: соблюдение принципа аутентичности, согласно которому первоначальные материалы и архитектурно-строительные решения по возможности сохраняются; учет особенностей архитектурно-градостроительного контекста; принцип «reversibility», согласно которому в процессе реставрационных работ устраняются современные изменения, наносящие ущерб историческому облику здания. Разработаны конкретные меры по их реставрации и приспособлению к новым условиям по благоустройству, капитальному ремонту, восстановлению фасадов, перспективам дальнейшего использования. В результате определяются основные положения подхода к реставрации объектов самарского конструктивизма 1920–1930-х гг. и предлагаются конкретные меры по восстановлению их эстетического и функционального состояния, направленные на сохранение их уникальности и аутентичности.

Исторические предпосылки и современные тенденции в развитии набережных Самары

Малышева С.Г. стр.112-117

Рассматривается практический опыт строительства городских набережных на прибрежных территориях, а также пути реализации возможных проектов. В задачи исследования входит поиск решения новых сценариев органического сосуществования природной и рукотворной среды на границе города и воды. Определяются приоритетные подходы при решении проблемы организации транспортных потоков вдоль береговой линии городских территорий. Проводится анализ зарубежного опыта последних двух десятилетий, который обосновывает способы комплексного решения сложной задачи современного развития прибрежных территорий. На примерах рассматриваются варианты формирования общественных пространств набережных и улучшения транспортной ситуации в городской среде береговых зон.

Развитие Санкт-Петербургской агломерации в XIX – начале XX века

Семенцов С.В., Акулова Н.А. стр.118-127

Актуальность темы статьи обусловлена началом разработки программы развития крупнейшей на северо-западе России Санкт-Петербургской агломерации на следующие 15–20 лет (вплоть до 2030-х гг.). Конкретной целью статьи стало изучение третьего, наиболее зрелого этапа развития столичной Санкт-Петербургской агломерации в 1801–1916 гг. (с учетом особенностей формирования агломерации на предыдущих этапах). При изучении данной темы использован комплексный градостроительно-ландшафтный, функциональный и социально-экономический анализ, опирающийся на параллельное изучение архивных материалов и данные исторической картографии. Основными результатами стали выводы о том, что на протяжении XIX – начала XX вв. осуществлялась целенаправленная кристаллизация грандиозной агломерации, включавшей три пояса: «внешний», «средний», «ближний» (как зоны интенсивной агломерации), суммарно пространственно простиравшиеся от Ярославля до Риги. Ближний пояс агломерации (зона интенсивной агломерации) объединил поясное (вокруг Санкт-Петербурга и крупнейших поселений и комплексов), линейное (вдоль радиальных и кольцевых магистралей) и узловое (вокруг отдельных крупных поселений) построения, распространяясь в широтном направлении от Устья р. Сяси до Нарвы и Ивангорода, а в меридианном направлении – от побережья Финского залива с Ино до г. Луги. В рамках данной агломерации уже велось формирование четырех субагломераций. Этот вариант пространственного формирования и уникального структурирования столичной Санкт-Петербургской агломерации с параллельным развитием субагломераций является нестандартным для мировой истории градостроительства. Материалы статьи могут быть полезными как для историков градостроительства, так и для современных урбанистов.

Традиционная среда жизнедеятельности поселений Кубани

Субботин О.С. стр.128-135

Основная цель исследования заключается в том, чтобы выявить закономерности исторической преемственности развития поселений Кубани. Объектом исследования выступают городские и сельские поселения. Предметом исследования являются функциональные и эстетические принципы формирования среды жизнедеятельности селитебных территорий населенных мест в обозначенный период. Выбор объекта и предмета обусловлен сложившейся проблемной ситуацией по сохранению и развитию исторических центров поселений Кубани в связи с высокой степенью урбанизации данных центров, что нередко приводит к отсутствию функциональной логической связанности и к ухудшению экологической ситуации. Основными задачами являются систематизация и изучение исторических материалов по архитектурной организации поселений, а именно процессов возникновения, формирования и развития их в хронологической последовательности применительно к современным социально-экономическим условиям. Основополагающую роль играет изучение историко-культурных ценностей объектов архитектуры и градостроительства и потенциала их возможного использования в формировании среды обитания. Особенно важно в данном случае определение градостроительных, архитектурно-планировочных и архитектурно-художественных особенностей пространственной организации среды жизнедеятельности. Это является своеобразным вектором дальнейшего развития и совершенствования указанной среды как целостной функционально-эстетической системы, способствующей повышению уровня жизни, а также экономической, социальной и экологической безопасности населения. Метод исследования включает в себя изучение архивных документов, научной литературы по истории Кубани, истории архитектуры и градостроительства; натурные исследования и фиксация памятников историко-культурного наследия данных поселений. В исследовании применен сравнительно-исторический метод познания – научный метод, выявляющий путем сравнения общего и особенного в развитии поселений Кубани в определенный временной период и формально-логические методы исследования – методы классификации, обобщения и типологии, индуктивный и дедуктивный методы исследования, дающие возможность выявить различия и выделить идентичное в истории развития архитектурной и градостроительной культуры рассматриваемых поселений. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что традиция несет в себе прежде всего характер исторической преемственности – сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к архитектурно-градостроительному наследию.

К проблеме сохранения и развития историко-архитектурного пространства района улиц Славянской, Короленко, Новой в Нижнем Новгороде

Шумилкин А.С., Грачева Е.Е. стр.136-141

Рассматривается актуальная проблема комплексного сохранения исторической деревянной застройки в контексте изменения и развития городского пространства. Приводится реализованный опыт сохранения деревянной застройки в крупных городах России. Дается историко-культурная характеристика архитектурного пространства одного из ценных фрагментов исторической среды Нижнего Новгорода – района улиц Короленко, Новой, Славянской, Студеной. Анализируются перспективы его развития как городского общественного пространства. Прослеживается изменение отношения к сохранению рассматриваемого фрагмента застройки и деревянной городской архитектуры в целом на профессиональном, общественном и политическом уровне в последние десятилетия и в настоящее время.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ СРЕДА РОССИЙСКИХ МЕГАПОЛИСОВ

КОМФОРТНАЯ И БЕЗОПАСНАЯ ЖИЛАЯ СРЕДА РОССИЙСКОГО МЕГАПОЛИСА. УМНЫЕ КВАРТАЛЫ

Этапы исторического и градостроительного развития города Оренбурга

Аюкасова Л.К., Воронцова О.Н. стр.142-148

В статье ставится задача рассмотреть развитие и сохранение градостроительной структуры города в результате исторических преобразований. В результате анализа авторы предлагают в дополнение к сложившейся системе периодизации российского градостроительства (досоветский, советский, постсоветский периоды) систему деления на этапы, связанные с особенностями территориального развития города Оренбурга на фоне исторического контекста. В результате исследования выделены 8 этапов исторического развития Оренбурга и связанные с ними пространственные преобразования планировочной структуры города. Особое внимание уделено описанию первого этапа – заложению и строительству города-крепости как опорного форпоста Российского государства. Дана краткая характеристика российской градостроительной идеологии XVIII в. как общей концепции пространственной организации городов того времени.

Влияние климатических факторов Северного Казахстана на формирование центров социальной активности населения

Каракова Т.В., Карабаев Г.А. стр.149-156

Раскрывается значимость влияния климатических факторов Северного Казахстана на функционирование центров социальной активности населения, создание благоприятной и комфортной архитектурной среды городского пространства. Проводится анализ природно-климатических факторов северного региона Казахстана, особенностей резко- континентального климата и его влияния на физическое и психологическое состояние населения. Показан один из способов формирования комфортных центров социальной активности населения путем создания крытой архитектурной среды, интегрированной в городскую структуру и обеспечивающей благоприятный микроклимат.

Применение энергоэффективных технологий и архитектурно-планировочных методов борьбы с неблагоприятными климатическими условиями на примере современной архитектуры

Потиенко Н.Д., Волкова А.А. стр.157-164

В статье раскрываются вопросы, связанные с актуальностью использования энергоэффективных технологий и архитектурно-планировочных методов борьбы с неблагоприятными климатическими условиями в современном мире. Раскрыто понятие экстремальности в архитектуре и представлена классификация экстремальных условий. Проведен анализ государственной политики в области эффективного использования энергетических ресурсов и определен вектор развития энергосберегающих программ для России. Целью работы было на основе анализа современного зарубежного опыта проектирования и строительства выявить достоинства и недостатки объектов, использующих энергоэффективные технологии и архитектурно-планировочные методы борьбы с неблагоприятными климатическими условиями, и определить перспективность их применения в отечественной практике строительства. Проведено исследование влияния экстремальных климатических условий на архитектурно-планировочные решения зданий и выявлены особенности их проектирования, связанные, прежде всего, с вопросами повышения энергоэффективности. Сделаны выводы о том, что исследуемые объекты могут рассматриваться как одно из направлений развития устойчивой архитектуры.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ СРЕДА РОССИЙСКИХ МЕГАПОЛИСОВ

НОВЫЕ ОБРАЗЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РОССИЙСКИХ МЕГАПОЛИСОВ. КАТЕГОРИИ И ПАРАКАТЕГОРИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ

Взаимодействие интерьерного пространства и природного ландшафта

Колесников С.А., Нуждина А.В. стр.165-173

В современном проектировании природа диктует формы, конструкции, фактуры, текстуры, цвета, материалы продуктов современных дизайнерских решений. Реализуя одну из главных целей – воссоздание естественной природной среды в пространственном ареале человека, архитектор и дизайнер применяют эстетику образов, подсказанных самой природой. В статье рассматривается термин «природный ландшафт» с точки зрения интерьерного пространства. Описываются выявленные авторами факторы, с помощью которых происходит взаимодействие интерьера и природного ландшафта. Рассматриваются примеры практических решений, подтверждающих это взаимодействие.

5. Градостроительство и архитектура. Скульптура. История Древней Греции

5. Градостроительство и архитектура. Скульптура

Период эллинизма был временем основания множества новых и благоустройства древних городов. Естественно, этот процесс послужил мощным стимулом для градостроительного искусства и архитектуры. Элементы правильно спланированного и благоустроенного города появились еще в классическое время, но полное использование градостроительных принципов регулярного города и их самое широкое распространение при основании многочисленных новых городов произошло лишь в эллинистический период. Основные принципы регулярного города заключались в следующем: 1) выбор для города (если он основывается заново) благоприятной в климатическом отношении, снабженной питьевой водой, на пересечении торговых путей, удобной для обороны местности, 2) составление генерального плана застройки, рассчитанной на долгие годы, 3) применение планировочных, пересекающих под прямым углом осей, предполагающих сетку параллельно-перпендикулярных улиц, 4) разбивка города на равные кварталы, внутриквартальная планировка и блочная застройка кварталов. Генеральный план города предусматривал отведение специальных участков для центральной площади — агоры — и других площадей, для театральных сооружений, общественных зданий и храмов, стадионов и гимнасиев. Генеральный план включал садово-парковые комплексы, как правило, расположенные на окраинах городов, служившие местом отдыха и оздоровительных зон. Вредные ремесленные производства, в частности керамические и кожевенные мастерские, выносились на городские окраины или за пределы города. В регулярном городе было организовано хорошо налаженное водоснабжение (вода подавалась по трубопроводу иногда за много километров) и система канализации, отводящей нечистоты за пределы города. Городские власти тщательно следили за санитарным состоянием города. До нашего времени дошел указ пергамских царей, восходящий к III в. до н. э., в котором предусматривались меры по поддержанию чистоты улиц и площадей, ремонту всех городских зданий, устройству колодцев и отхожих мест, вводились наказания за его нарушение.

План дома зажиточного грека IV–III вв. до н. э.

Предметом особого внимания эллинистических монархов было благоустройство своих столиц. Александрия Египетская, Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре, Пергам, Родос, Милет и многие другие превращаются в красивые города с широкими, улицами, роскошными царскими дворцами, тенистыми парками, грандиозными храмами, театрами, зданиями общественного назначения, торговыми рядами, колоннами, портиками для прогулок.

Основание многочисленных новых городов, обширные работы по благоустройству старых, наличие больших материальных средств и людских ресурсов способствовали подъему эллинистической архитектуры, разработке новых типов зданий, возведению таких грандиозных сооружений, которые были невозможны в предшествующее время. Храм уже не являлся основным типом здания эллинистической архитектуры, хотя во всех городах по-прежнему строили большое количество храмов в честь различных богов, да и сам тип храмового здания изменился (стал больших размеров, имел роскошную отделку, двойной ряд колонн, окружающий стены храма, — так называемый диптер). Главными архитектурными сооружениями стали здания общественного назначения: здания пританеи, булевтерии, эклессиастерии, для заседаний пританов, членов Буле, Народного собрания, библиотеки, арсеналы и доки, театры и стадионы, гимнасии и палестры. Если в классическое время тип частного жилища практически не разрабатывался, то в период эллинизма архитекторы уделяли этому пристальное внимание. Разрабатывались два типа жилых домов: или это были несколько домов-квартир, образующих городской квартал, или отдельно стоящий дом — городская вилла, с множеством комнат, с внутренним двором, окруженным колоннами (так называемый перистильный дом).

Внутри стены дома расписываются фресками, на полах выкладывается мозаика. Особым типом здания, тщательно разработанным эллинистическими архитекторами, стали комплексы царских дворцов, занимающие до четверти всей городской территории, включающие не только царские апартаменты, помещения для обслуживающего персонала, но и обширные хозяйственные постройки, ремесленные мастерские, тенистые парки, библиотеки, арсеналы для хранения оружия. Комплекс царских дворцов или занимал акрополь, как в Пергаме, или был отгорожен от городской территории крепостной стеной, как в Александрии.

Одним из самых грандиозных сооружений не только эллинистической эпохи, но и всей древности является Александрийский маяк, построенный на острове Фарос архитектором Состратом из Книда в 280 г. до н. э. Он вознесся на 120 м и состоял из трех ярусов. Первый ярус — это квадратное в плане здание, стены которого были ориентированы по сторонам света. Второй ярус выполнен в виде восьмигранной башни — по направлению 8 главных ветров. Третий ярус увенчивал купол, на котором стояла 7-метровая статуя бога морей Посейдона. Огонь маяка (горели специально просмоленные поленья) с помощью зеркал был виден на расстоянии до 60 км. В дневное время, когда огонь был невидим, применяли дымовую завесу. Топливо подавалось на вьючных животных, поднимающихся на самый верх по винтовой дорожке внутри здания.

Для эллинистической архитектуры характерно стремление к грандиозности построек, роскоши внутренней и внешней отделки, нарочитой помпезности и масштабности, которые подавляли маленького человека, подчеркивали его слабость и ничтожество перед лицом могущественного монарха или божественных сил. Вместе с тем преобладание утилитарных типов сооружений, стремление к практицизму и голому рационализму вело к утрате чувства прекрасного, того очаровательного эстетизма, который столь свойствен классическому зодчеству.

Александрийский маяк. Реконструкция

Аналогичные направления художественных поисков прослеживаются в развитии одного из самых разработанных в греческом искусстве жанров — скульптуре. Интерес к скульптурным работам в эллинистическое время был, возможно, более значительным, чем в классический период. Скульптуры украшали частные дома, общественные здания, площади, акрополи, перекрестки, парковые зоны. Обилие статуй характерно даже для небольших городов. Например, в таком бедном городе, как Терм, его завоеватель Филипп V в конце III в. до н. э. захватил 2 тыс. статуй. Однако обилие скульптуры и большой спрос на нее рождали массовое производство, что неизбежно приводило к угасанию творческого начала и росту чисто ремесленной техники. Изменились исходные принципы и художественные образы, разрабатываемые мастерами. Как правило, эллинистические мастера отказывались от разработки образа прекрасного и доблестного, несколько идеализированного гражданина, члена полисного коллектива и храброго воина. Другим стало и отношение к богам. Для эллинистического мастера божество — это не спокойное, прекрасное, могущественное и доброе существо, а капризная и грозная сила, или один из вариантов обычного человеческого образа. Для эллинистической скульптуры характерно отражение и раскрытие новых веяний эпохи: дух беспокойства и внутреннего напряжения, стремление к помпезности и театральности, реализм, часто приводящий к грубому натурализму. Индивидуализм как одна из черт мировоззрения проявился в области скульптуры в повышенном интересе к портрету отдельных лиц.

Вместе с тем в эллинистической скульптуре продолжали сохраняться традиции замечательных мастеров V–IV вв. до н. э., и в рамках этих традиций были созданы наиболее прославленные шедевры: Ника Самофракийская (начало III в. до н. э.), изображающая богиню победы, спускающуюся на нос корабля; Тюхе (счастье) города Антиохии (III в. до н. э.), изображенная в виде прекрасной, доброй женщины с башенкой на голове; известные всему миру статуи Афродиты Милосской и Афродиты Киренской (II–I вв. до н. э.) — очаровательные богини любви и красоты.

Самыми знаменитыми скульптурными школами эпохи эллинизма были пергамская и родосская. В Александрии — центре эллинистической науки и литературы — собственная школа скульпторов практически не сложилась, во всяком случае, ее влияние было весьма незначительным, хотя сам город был заполнен разнообразной скульптурой, в основном привозной или подражательной.

Пергамская школа развивала художественные принципы Скопаса с его интересом к бурным проявлениям чувства, стремительным движениям, внутреннему напряжению и игре противоречивых страстей. Но пергамская школа перерабатывала эти традиции в русле художественных веяний своего времени, оплодотворяя их разработкой реалистического портрета и психологии характера. Примерами творчества пергамской школы являются скульптурные группы галлов (умирающий галл; галл, убивающий себя и свою семью), в которых реалистически передан внешний облик галлов и дана глубокая психологическая разработка характера этих воинственных и бесстрашных варваров. Прославленным образцом эллинистической архитектуры и скульптуры является Пергамский алтарь — мемориальный комплекс, построенный Эвменом II в честь побед над галатами в 180 г. до н. э. Его цоколь был покрыт фризом длиной в 120 м из горельефных фигур. Здесь изображены последние минуты грандиозной борьбы богов и гигантов за власть над миром и людьми. Участь титанов решена, боги торжествуют победу. Гиганты со змеями вместо ног изображены как полулюди, как неполноценные существа, они должны погибнуть. Власть над миром должна принадлежать по праву прекрасным и сильным человекоподобным богам Олимпа. Идея фриза заключалась в том, что греческие боги — олицетворение цивилизованного греческого начала — должны победить неполноценных чудовищ, олицетворяющих варварство. Ужас смерти, боль от полученной раны, бессильная ярость, торжество победы переданы в стремительных движениях огромного количества фигур. Автор, в сущности, воспроизводит в скульптуре большой мифологический пласт, проявляя знание древней традиции.

Родосская школа развивала традиции знаменитого Лисиппа. Здесь разрабатывался образ сильных, атлетически сложенных обнаженных мужчин. Но это не спокойный и доблестный атлет — гражданин классического времени, а, как правило, правитель или его сатрап с властным, надменным взглядом, выдающим огромную силу воли (статуя «Эллинистический правитель»). Другими шедеврами родосской школы были знаменитые скульптурные группы «Лаокоон и его сыновья» (I в. до н. э.), изображающая мучительную смерть троянского жреца и его сыновей от змей (эпизод из Троянской войны), и многофигурная группа, изображающая казнь злой царицы Дирки сыновьями Антиопы — так называемый «Фарнезский бык» (II в. до н. э.).

Гробница правителя Карии Мавзола (мавзолей)

Одной из самых грандиозных скульптур этой школы стал Родосский колосс — 30-метровая бронзовая статуя бога Гелиоса, сработанная учеником Лисиппа, мастером Харесом из Линда в 276 г. до н. э., которая украшала порт и одновременно служила маяком. В 220 г. до н. э. во время сильного землетрясения Родосский колосс был разрушен и уже не восстанавливался.

Своего рода малой скульптурой, получившей распространение в самых широких слоях населения, были небольшие фигурки из обожженной глины (терракота). Терракоты изображали простых граждан, бытовые сценки, и их очень любили простые жители эллинистических городов, к тому же они выпускались в массовом количестве, были дешевы и доступны широким слоям населения. Одним из мест их массового производства был беотийский город Танагра, поэтому эти изящные статуэтки часто называют по имени этого города танагрскими терракотами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Архитектура и градостроительство Казани — Википедия

Являясь одним из старейших и крупнейших городов России, Казань располагает большим количеством исторических и архитектурных памятников, а также рядом известных современных сооружений.

Древнейшая Казань возникла в начале X века как укреплённая булгарская крепость и располагалась на северо-восточной оконечности кремлёвского холма — вершине мыса, образованного террасой левых берегов Волги и Казанки. После монгольского нашествия 1236 года начинается постепенное возвышение Казани, чему способствовал отток булгарского населения из разорённой Батыем столицы Волжской Булгарии города Булгар. В это время южнее кремлёвского холма появляется неукреплённый посад.

После распада Золотой Орды Казань становится центром Казанского ханства. Кремль времён Казанского ханства достигает ¾ современной площади и имеет стены, сложенные из дубовых брёвен в виде срубов, засыпанных внутри землёй и камнями. Посад обносится деревянной стеной. Планировка улиц имела запутанный характер и концентрировалась к Кремлю.

После падения Казанского Ханства Казань начинает перестраиваться. В 1556 году в Казань прибывают 200 псковских каменщиков, возглавляемых Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. К 1568 году были построены 13 каменных башен и значительная часть стен кремля. Ныне белокаменный Кремль, самый южный образец псковского архитектурного стиля в России, включён в свод объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он включает в себя одну из самых высоких в Европе падающую башню Сююмбике, Спасскую башню, Благовещенский собор (старейший православный храм в Среднем Поволжье) и многие другие исторические объекты. В 1996—2005 гг. на территории Кремля возведена мечеть Кул Шариф по приближенному подобию некогда бывшей там главной мечети ханства. У Кремля до настоящего времени сохранились административные функции — в нём находятся резиденция Президента Татарстана, его аппарат и канцелярия.

В XVII веке происходит возведение новых крепостных и посадских стен, появляются новые казанские слободы — Горшечная, Кирпичная, Суконная Засыпкина, Солдатская, Красная. К концу XVII века относится старейший и единственный памятник гражданской архитектуры в Казани — дом владельца суконной мануфактуры Михляева[1]. В конце XVII века в камне выстроено здание Гостиного двора.

Колокольня Богоявленского собора

В начале XVIII века в Казани возводится ряд ярких зданий, выдержанных в стиле русского барокко — Петропавловский собор ((нарышкинское барокко)), Покровский храм и колокольня церкви Николы Нисского. С 1767 года в Казани начинает работать архитектор В. И. Кафтырев, который составил первый регулярный план Казани (1768 год). По его проектам в Казани было построено несколько десятков административных, культовых и жилых сооружений. Среди зданий построенных до 1774 года — здание Казанского духовного училища, комплекс Адмиралтейской конторы, церковь Четырёх Евангелистов, дом Осокина. В 1774 году город занимается войсками Е. Пугачёва, а Кремль подвергается осаде. После ухода пугачёвцев большая часть города, особенно его посад, сгорела. Это трагическое для жизни города событие открывает дорогу его коренному преобразованию, по предложенному ранее В. И. Кафтыревым, плану. Согласно ему предусматривался рост города с запада на восток, и с севера на юг и сочетание веерной и прямоугольной планировочной систем. Центральной точкой оставался Кремль, от которого радиально отходили широкие улицы (Проломная, Воскресенская, Арская). Другой направляющей линией застройки, согласно плану, стал Булак и озеро Кабан. Параллельно им были намечены улица Вознесенская, Московская, Екатерининская.


На рубеже XVIII—XIX веков в архитектуре города начинают преобладать классицизм и ампир. В этой стилистике выдержаны здания В. И. Кафтырева и Ф. Е. Емельянова, А. К. Шмидта. В 1820-30-е годы в Казань обогащается шедевром архитектуры того времени — по проекту П. Г. Пятницкого и М. П. Коринфского возводится комплекс зданий Казанского университета, а также другими видными зданиями — Родионовский институт благородных девиц, здания нынешних Национального музея, Национальной библиотеки, Дворянское собрание (позже — Дом офицеров, ныне Городская Ратуша). В 40-е годы XIX века в Казани начинает действовать ещё один видный архитектор — Ф. И. Петонди. Им был разработан новый план застройки города, который был утвержден в 1838 году и действовал до 1917 года. План предусматривал укрупнение городских кварталов и развитие города в южном и юго-западном направлениях.

Со второй половины XIX века в городской архитектуре распространяются элементы эклектики. Яркими примерами таких зданий являются построенная в колокольня церкви Богоявления, построенная в 1897 году архитектором Г. Б Рушем в псевдорусском стиле, главное здание железнодорожного вокзала, здания гостиниц «Казань» и «Совет», бывшее трамвайное депо на Арском поле, Алафузовский театр, Варваринская церковь, лютеранская Екатерининская церковь, Дом Ушковой. Интенсивно идет застройка города, особенно татарских слобод. В Казани появляются кирпичные и деревянные здания нового типа: зрелищные, торговые, учебные, промышленные, жилые. С конца XIX века на смену эклектике постепенно приходят модерн и неоклассицизм. Наиболее заметными зданиями, построенными в этих архитектурных стилях являются Дом Мюфке[2], Дом Шамиля, первый кинотеатр «Иллюзион» (позже — «Родина», ныне радикально перестроен в торговый центр), номера Булгар (утрачено), здания нынешних мэрии, Национального банка.

В целом в начале XX века центр Казани имел две выраженные части городской застройки, отражающие развитие двух главных городских национальных культур. В верхней части центра, на территории современного Вахитовского района находилась русская часть исторической Казани, которая в свою очередь делилась на аристократическую и купеческую часть (здесь выделяется здание Александровского Пассажа, особняк командующего Казанским военным округом (позже — губернаторский дворец, ныне — музей изобразительных искусств, дом Ушаковой, Здание Казанской художественной школы, номера и доходные дома Кекина, Черноярова, Акчуриных, Соломина-Смолина и т. д.) и рабочие окраины, зачастую лишённые благоустройства. Преимущественно на территории Приволжского и частично Бауманского районов города в районе озера Нижний Кабан и за протокой Булак, куда за посадскую стену были переселены лояльные казанцы после завоевания города Иваном Грозным, сформировался уникальный ансамбль национальной татарской архитектуры Старо-Татарской слободы, связанный с выдающимися для татарской истории и культуры именами. Недалеко от этой слободы существует также Ново-Татарская слобода — место поселения татарского рабочего и ремесленного населения, а также бывших и действующих предприятий, имеющее меньшую архитектурно-культурную ценность.

В конце 20-х годов начинается строительство первых домов социалистической эпохи Казани. Пример таких зданий — Мергасовский дом, построенный в 1928 году по проекту архитектора Д. М. Федорова. За Казанкой в это время возникают новые промышленные районы, сконцентрированные вокруг новых промышленных предприятий. Новые промышленные предприятия возникают и на территории Ново-Татарской слободы.

1930-е годы в СССР ознаменовались появлением конструктивизма. Представители этого стиля в Казани — здания Дома печати (архитектор С. С. Пэн), корпус «А» КХТИ (ныне — КГТУ им. Кирова). Продолжает развиваться и рационалистический модерн — например, корпуса фабрики киноплёнки, построенный по проекту архитектора А.Э. Спориуса, КАПО им. Горбунова, ДК Меховщиков и прочие производственные здания. В тот же период была сооружена Арка влюблённых.

В послевоенные годы начинает преобладать сталинский ампир, ярчайшие представители этого стиля: здания химического факультета Казанского университета, Медицинского университета, театра оперы и балета, ДК Павлюхина (ныне Филармония), старого аэропорта, кинотеатра «Победа» (ныне — Дом офицеров), 5-го корпуса КАИ (ныне — КГТУ им. Туполева), научного центра РАН. Однако, планировавшееся главное в городе здание в этом стиле — напоминающий московские сталинские высотки, но меньший по размерам Дом советов — так и не было построено сначала в виду разразившейся войны, а затем из-за проблем с гидрогеологическими условиями грунтов на месте сооружения (нынешний сквер Тукая).

Со второй половины 1950-х до конца 1980-х используются решения в духе индустриализации и утилитарности: цирк, Дворец спорта, здание консерватории (ныне радикально перестроено в Большой концертный зал), главное здание речного вокзала, здания обкома КПСС (ныне — Правительства РТ) и Парламента (Госсовета) РТ, гостиница «Татарстан», физического и механико-математического факультетов Университета, ЦУМ, Татарский академический театр, Ленинский мемориал (ныне культурно-музейный центр НКЦ «Казань»), культурно-спортивный комплекс Университета (УНИКС)[3].

Гостиница Гранд-Отель Казань

Исторический центр города был существенно перестроен в 1990—2000-е в рамках программ ликвидации ветхого жилья и подготовки к празднованию тысячелетия города, потеряв при этом участки исторической застройки и даже некоторые снесённые памятники архитектуры, которые за многие десятилетия плохого ухода обветшали и пришли в невосстановимое состояние[источник не указан 3310 дней]. Наиболее ценными в плане исторической застройки остаются улицы: Баумана, Кремлёвская, Муштари, Карла Маркса, Габдуллы Тукая, а также Канал Булак и Площадь Свободы. Самым старым памятником гражданской архитектуры в Казани является дом Михляева, большинство же достопримечательностей относится к XIX веку.

Достоянием города также являются многочисленные культовые сооружения: церкви, мечети и синагога. В особенности выдающийся образец нарышкинского барокко Петропавловский собор построенный в 1722 году. В Казани находится одно из подворий Раифского монастыря, основанного в 1613 году.[4]

К современным архитектурным достопримечательностям Казани принято относить мечеть Кул Шариф на вновь организованной Площади Тысячелетия, Казанский метрополитен, Кремлёвскую набережную, Театра кукол «Экият», Центр семьи «Казан», пешеходную улицу Петербургская, мост «Миллениум», КРК «Пирамида», парки Тысячелетия и Кырлай, Татнефть-Арена, Баскет-холл, два аквапарка, Казанский зооботанический сад, Храм всех религий и прочее. В 2000-е годы в городе стало популярным использование архитектурных элементов в виде башенок, куполов и шпилей, а также комплексное строительство в неоклассическом стиле — Дворец земледельцев и ЖК «Дворцовая набережная» на Дворцовой площади, ЖК «Дворцовый комплекс «Ренессанс» на площади Султан-Галиева, часть крайне эклектичного торгового центра «Кольцо», некоторые прочие здания и проекты.

В XXI веке в городе активизировалось высотное строительство. С 2008 года самым высоким в городе зданием стала 85-метровая 26-этажная гостиница «Ривьера». В 2013 году был открыт первый в городе небоскрёб высотой более 100 метров — 37-этажный жилой комплекс «Лазурные небеса». Сооружение 41-этажного многофункционального небоскрёба «Акчарлак» отложено в связи с кризисом.

На протяжении всего постсоветского Казань является лидером по жилому строительству в Поволжье и одним из лидеров в России как по государственным программам ликвидации ветхого жилья ранее и социальной ипотеке затем, так и коммерческого жилья[5]. Активно уплотняются существующие и строятся новые кварталы массовой жилой застройки. Появились и создаются новые жилые микрорайоны экопарк Дубрава, Солнечный город, Казань — XXI век (бывший Взлётный), Большая Крыловка, Кулон-строй и др., а также микрорайоны малоэтажной индивидуальной коттеджной застройки Казанская усадьба, Лесной городок, Ореховка и др. Деревня Универсиады до и после Универсиады-2013 используется как студенческий кампус и федеральный центр подготовки сборных команд России.

Гражданское строительство

У Казани исторически наметилась и постепенно сложилась радиально-кольцевая планировка города[6]. Однако город представляет собой не полный круг, а лишь три четверти — оставшуюся юго-западную четверть занимает река Волга. Подобная планировка продолжает развиваться согласно генеральному плану города: с 2011 года осуществляется строительство вдоль Волги замыкающего участка внутригородских Малого и Большого городских колец, а также проведено и продолжается строительство ряда вновь прорубаемых радиальных магистралей. Вокруг города с запада на юго-восток через север и восток есть незамкнутое кольцо Объездной дороги для исключения транзитного транспортного потока между магистралями М7, Р239 (Оренбургский тракт), Р242 (Сибирский тракт).

Среди микрорайонов массовой многоэтажной жилой застройки выделяются три крупнейших, имеющих значительно более чем 100-тысячное население «спальных» района — Новое Савиново, Горки, Азино. Крупнейшие из периферийных посёлков-эксклавов — Дербышки и Юдино. В городе есть также несколько десятков прочих историко-географических микрорайонов, городских слобод и посёлков.

Дербышки и Юдино, вопреки бытующему даже у некоторых казанцев убеждению, стали частями города не ради искусственного достижения миллионной численности населения города, которое произошло в 1979 г., а задолго (четыре десятилетия) до этого. В числе последних включений в черту города населённых пунктов — 14 посёлков (деревни Вознесенское, Малые Дербышки, Щербаково, сёла Акса, Борисоглебское, Большие Дербышки, Большие Клыки, Кадышево, Киндери, Кульсеитово, Малые Клыки, посёлки Голубое Озеро, Новая Сосновка и Петровский) в 1998 г., 2 посёлка (село Салмачи и деревня Вишнёвка) в 2001 г., 6 посёлков (село Константиновка, деревни Белянкино, Самосырово, Акинская Поляна, село Чебакса Высокогорского района и деревня Чернопенье Пестречинского района) в 2008 г. Предложенное и отстаивавшееся в 2003—2004 гг. администрацией мэра Казани Исхакова большее увеличение территории города за счёт присоединения крупного посёлка Васильево, его округи и промежуточных поселений не состоялось ввиду того, что эти планы встретили противодействие районных властей и не были поддержаны республиканским руководством.

В историческом центре города у Суконной слободы планируется сооружение делового квартала Метрополис. Также, на намывных территориях реки Казанка внутри города предусмотрено сооружение нового делового центра Миллениум-Зилант-Сити, для чего в предкризисные годы (2007—2009 гг.) начался намыв песка, который приостановлен в связи с кризисом и концентрацией ресурсов на строительстве объектов Универсиады-2013.

Согласно генеральному плану города, помимо реновации территорий промышленной, складской, частной и прочей малоценной застройки внутри города, на неиспользовавшихся территориях у расширяемых городских границ планируются организация новых промзон (западнее Казаньоргсинтеза, южнее Давлекеево, восточнее Казанькомпрессормаша) за счёт предприятий, выводимых из центральных частей города, и сооружение как посёлков индивидуального коттеджного строительства, так и новых больших «спальных» кварталов массовой жилой многоэтажной застройки — Заноксинский-Новое Азино (восточнее кварталов Азино и посёлка Вознесенское), Медянский-Новые Горки (юго-восточнее кварталов Горки и посёлка Салмачи), Новое Юдино-Куземетьево (на высвобождаемых и намывных территориях вдоль Волги южнее посёлков Лагерный, Аракчино, Красная Горка), Бобыльский (севернее микрорайона Жилплощадка и западнее посёлка Северный), Лучезарный (у Объездной дороги западнее посёлка Щербаково), Южный (по Оренбургскому тракту южнее РКБ).

В 2011 году в акватории Волги начато сооружение Ново-Адмиралтейской дамбы с небольшими коттеджными зонами вдоль неё от речного порта через полуостров Локомотив и насыпные острова к посёлку Аракчино. В далёкой перспективе намечено замыкание города в полный круг с выходом на правый берег Волги, присоединением посёлка Верхний Услон, застройкой его округи и сооружением нового автодорожного моста в южной части города.

Кроме того, планируется фактически безразрывным разрастание Казани за нынешней чертой города в западном направлении: Залесный — Ореховка — Васильево. Посёлок коттеджной застройки Ореховка появился на рубеже 2000-х и 2010-х годов в середине данного направления. С 2012 года по соципотечной программе начинается сооружение 100-тысячного «спального» многоэтажного города-спутника «Салават Купере» между Залесным и Ореховкой. В дальнейшем планируется также создание после Васильево 150-тысячного города-спутника «Зелёный Дол»[7]. Всё это делает возможным в будущем присоединение к Казани из её агломерации не только этих городов-спутников и Васильево, но также и 100-тысячного города Зеленодольск.

Комитет архитектуры и градостроительства

Комитет архитектуры и градостроительства

Среда 05 Февраля 2020 г.

облачно с прояснениями

ВОЛГОГРАД

+1° C

4 Февраля 2020, 14:28

Заявки Михайловки, Урюпинска, Краснослободска, Серафимовича, Котово и Николаевска направлены в Минстрой России для участие во всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях — смотр проводится в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».

30 Января 2020, 10:05

Приказом комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области от 27.01.2020 №7-ОД утверждена документация по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения «Строительство автомобильной дороги «Подъезд от автомобильной дороги «Краснянский — Скуришенская» к х. Чиганаки 1-е» в Кумылженском муниципальном районе».

29 Января 2020, 12:07

Комитет архитектуры и градостроительства Волгоградской области информирует, что Минстроем России разработаны рекомендуемые формы заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.

28 Января 2020, 17:20

С 19 по 21 мая 2020 года в Москве в Технопарке «Сколково» Союз архитекторов России и Союз московских архитекторов организуют мероприятие, призванное способствовать выполнению государственных программ по развитию отечественной экономики.

27 Января 2020, 15:53

24 января в Комитете архитектуры и градостроительства Волгоградской области состоялось очередное заседание экспертной комиссии при Градостроительном совете Волгоградской области.

24 Января 2020, 17:29

Сегодня, 24 января  2020 г. в комитете архитектуры и градостроительства Волгоградской области состоялось первое  в новом году заседание рабочей группы при комиссии  по координации работ по внедрению в Волгоградской области лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата по направлению «Повышение эффективности процедур по выдаче разрешений на строительство».

23 Января 2020, 9:57

22 Января 2020, 10:32

Михайловка, Урюпинск, Краснослободск, Серафимович, Котово и Николаевск примут участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды. Презентация дизайн-проектов и отбор заявок состоялись 16 января 2020 г. на заседании межведомственной комиссии, участие в работе которого принял заместитель губернатора Волгоградской области Андрей Косолапов.

20 Января 2020, 17:39

Приказом комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области от 16.01.2020 №5-ОД утверждена документация по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения «Строительство второго, третьего и четвертого пусковых комплексов мостового перехода через реку Волга в г. Волгограде. Третий пусковой комплекс».

17 Января 2020, 11:39

24-26 марта 2020г. в Москве состоится Всероссийский практический семинар «Градостроительная деятельность — 2020», в рамках которого также пройдет Международный Форум «Digital Construction Forum».

21 Янв. 2020 | 48 кб.

Пояснительная записка к проекту приказа

Срок размещения с «21» января 2020 г. по «04» февраля 2020 г.

Экспертные заключения по проекту приказа могут быть направлены в период с «21» января 2020 г. по «04» февраля 2020 г. по электронному адресу: [email protected] или по адресу: ул. им. Скосырева, д. 7, Волгоград, 400131, комитет архитектуры и градостроительства Волгоградской области.

16 Янв. 2020 | 1759 кб.

15 Янв. 2020 | 14 кб.

15 Янв. 2020 | 13 кб.

13 Янв. 2020 | 36 кб.

10 Янв. 2020 | 222 кб.

09 Янв. 2020 | 20 кб.

30 Дек. 2019 | 17447 кб.

Приказ комитета архитектуры и градостроительства Волгоградкой области от 30.12.2019 № 168-ОД «Об утверждении административного регламента предоставления комитетом архитектуры и градостроительства Волгоградской области государственной услуги «Предоставление сведений, документов и материалов в отношении содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности материалов и результатов инженерных изысканий (за исключением городского округа город-герой Волгоград и городского округа город Волжский)»

19 Дек. 2019 | 15 кб.

19 Дек. 2019 | 32 кб.

(ред. от 05.12.2019)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *