Строительство церкви вознесения в коломенском: Церковь Вознесения в Коломенском – Древнерусская архитектура. XVI век. 1532. Москва. Коломенское. Церковь Вознесения.: deadokey — LiveJournal
Всемирное наследие. Ч.9. Церковь Вознесения в Коломенском/Church of the Ascension, Kolomenskoye
Храм Вознесения Господня был построен в 1532 г. в царском поместье Коломенское вблизи Москвы в ознаменование появления на свет наследника – будущего царя Ивана IV Грозного. Храм Вознесения, являющийся одним из самых ранних примеров выполнения в камне традиционного для деревянной архитектуры шатрового завершения, оказал большое влияние на дальнейшее развитие русской церковной архитектуры.
Построен был храм в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым). Он был возведен как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы.
Место для храма Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. Это соответствовало итальянским трактатам о выборе места, по ним ключ отнесен к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке».
В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым. Здание выполнено из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.
На сомом деле в Коломенском, которое давно уже стало частью Москвы, помимо храма Вознесения, включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО еще в 1994 г., можно полюбоваться еще и другими архитектурными шедеврами. Так совсем рядом с храмом Вознесения Господня расположен еще один небольшой храм — Св.Георгия Победоносца с колокольней XVI в. постройки.
Чуть дальше находится так называемая Водовзводная башня, построенная во второй половине XVII в. В 1675 г. мастер Богдан Пучин установил в башне водовзводный механизм, подававший воду в Государев двор. Второе назначение башни — проездные ворота в Вознесенский сад и село Дьяково. Ее можно видеть слева от колокольни храма Георгия Победоносца.
Очень изящны Передние ворота, 1671-73 гг., которые служили парадным въездом в царскую усадьбу. Ворота состоят из четырёх ярусов и завершаются башней с двуглавым орлом. В звоннице башни размещаются колокола часового боя. Над арками входа помещается Органная палата, в которой в XVII в. находился специальный механизм, приводивший в движение фигуры львов, находившихся внизу у Передних ворот. Львы, приветствуя гостя вращали глазами, поднимали лапы и издавали рёв. Над Органной палатой находится Часовая палата с действующим механизмом. Слева от ворот находится здание Полковничих, а справа — Приказных палат.
Деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери на Государевом дворе в Коломенском был построен при царе Михаиле Фёдоровиче в 1630-х гг. В 1649—1653 гг. при царе Алексее Михайловиче взамен деревянного было построено ныне существующее кирпичное здание храма на высоком подклете с шатровой колокольней. В 1941—1942 гг. храм не действовал, затем службы возобновились и более не прекращались. Первоначально храм был домовым и соединялся переходом с деревянным царским дворцом.
Сытный двор XVII в. постройки.
Домик Петра I был построен в 1702 г. на острове Святого Марка в устье Северной Двины корабельными мастерами. В нём в течение двух с половиной месяцев жил Пётр I, наблюдая за строительством Новодвинской крепости. В 1934 г. Домик Петра I был перевезён в Коломенское.
Задние (Спасские) ворота.
Половецкая баба (конец XI-XII вв.) — надмогильный памятник над курганом половца-кумана. Слово «баба» тюркского происхождения и означает «отец». Привезена из южнорусских степей.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, помимо собора Василия Блаженного, сохранившийся многостолпный храм XVI века.
Часовой (Челобитный) столб XVII в.
500-летние дубы в Коломенском — ровесники образования Московского государства.
Пейзаж в Коломенском.
4 сентября нынешнего года состоялось торжественное открытие воссозданного дворца царя Алексея Михайловича, сохранившееся в памяти истории как «восьмое чудо света».
Дворец в Коломенском – шедевр русского деревянного зодчества. Он строился в 1667-68гг., отделка продолжалась до 1671 года. Спустя сто лет по указу императрицы Екатерины II его разобрали, и лишь сейчас по сохранившимся документальным свидетельствам дворец царя Алексея Михайловича был воссоздан на территории Коломенского (правда не на том месте, где он когда-то стоял).
Вот сколько всего интересного можно увидеть за короткое время совсем недалеко от центра Москвы. Все сооружения расположены в шаговой доступности от станций метро «Коломенская» и «Каширская».
Всемирное наследие Ч.1. Исторический центр (Старый город) Таллинна
Всемирное наследие. Ч.2. Девственные леса Коми (Virgin Komi Forests)
Всемирное наследие. Ч.3. Бразилиа / Brasilia
Всемирное наследие. Ч.4. Национальные парки серрадо: Шапада-дус-Веадейрус и Эмас (Brazil)
Всемирное наследие. Ч.5. Афинский Акрополь / Acropolis, Athens
Всемирное наследие. Ч.6. Погост Кижи / Kizhi Pogost
Всемирное наследие. Ч.7. Озеро Байкал / Lake Baikal
Всемирное наследие. Ч.8. Ансамбль Новодевичьего монастыря /Ensemble of the Novodevichy Convent
Главный археолог Москвы рассказал, в чем уникальность Храма Вознесения в «Коломенском» 
2 декабря в музее-заповеднике «Коломенское» отмечали 25-летие включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО церкви Вознесения Господня. Об уникальном памятнике архитектуры, известном далеко за пределами России, рассказал заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы — главный археолог города Москвы Леонид Кондрашев.— Храм Вознесения был внесен в список ЮНЕСКО, как и Московский Кремль с Покровским собором и ансамбль Новодевичьего монастыря. Леонид Викторович, поясните, пожалуйста, по каким критериям выбирают объекты всемирного наследия?
— Прежде всего объект должен находиться на территории стран, которые присоединились к конвенции 1972 года и признают, что, кроме национального значения, объекты важны для всего человечества. Страны, предлагающие внести те или иные здания в список ЮНЕСКО, должны доказать их выдающуюся универсальную ценность. Храм в «Коломенском» — шедевр мировой архитектуры, и пребывание его в списке памятников всемирного наследия — огромная честь и ответственность для государства, которое берет на себя обязательства не только сохранять и проводить необходимые исследовательские и реставрационные работы объекта, но и обеспечивать к нему доступ посетителей. Замечу, с января по 15 ноября текущего года храм Вознесения в «Коломенском» увидели порядка шести миллионов человек из разных уголков мира.
— Известно, что церковь Вознесения была построена в последние годы правления московского князя Василия III. А вот в чем ее уникальность, знают не все.
— Практически все исследователи признали тот факт, что возведение этого храма — скачок в развитии истории архитектуры. Если раньше зодчие в основном следовали византийским образцам, то при сооружении этого здания заметно влияние итальянских мастеров, что дало рождение новых форм. Очень мало объектов в мире, которые стали свидетелями такого перехода. Можно говорить, что появилось новое направление национальной архитектуры — каменные шатровые церкви, которые венчал не сферический купол, а граненая пирамида. В этом сооружении высотой свыше 60 метров все продумано до мелочей. Заметьте, Вознесенский храм построен на высоком холме правого берега Москвы-реки. Создание церкви в таком месте сопряжено с огромными трудностями. Поэтому в «Коломенском» вырыли большой котлован и заложили крепкий фундамент. В XVI веке это был прорыв, новаторство.
— Храм Вознесения называли архитектурным совершенством за необычность форм. Почему же до середины ХIХ века княжеская церковь была приходской, а затем полузабытой?
— Древнерусское искусство в то время считалось «варварским», но Николай I возродил интерес к старинному зодчеству, и уникальный храм начали изучать, а к началу ХХ века церковь признали бесспорным шедевром национального искусства. Известные исследователи, среди которых были Иван Забелин, Петр Барановский, досконально изучали каждую деталь. Более того, реставрационные работы в стенах храма продолжались даже в годы Великой Отечественной войны. Удивительно, но и сегодня историки архитектуры, религиоведы, архивисты, краеведы, археологи находят что-то ценное для истории русской архитектуры.— Нет, в мире нет аналогичного здания, на то оно и уникально! Но многие формы и элементы Вознесенского храма, и мы можем предположить и стараемся это доказать, напоминают о европейских зданиях того времени.
Как говорят в науке, сначала высказывается гипотеза, а потом подбираются факты, которые ее доказывают или опровергают. То есть известно, что итальянское влияние при возведении этого памятника всемирного наследия было. А вот каким оно было, каким образом отразилось, еще только предстоит узнать. И это прекрасно! Мысль не должна останавливаться, и замечательно, что наши коллеги могут дискутировать по этому поводу!
СПРАВКА
Леонид Викторович Кондрашев родился 22 февраля 1968 года. Окончил Московский педагогический государственный университет имени В. И. Ленина. Археологическую работу начал в должности землекопа. Затем был начальником раскопок на Манежной площади и на других объектах города. В июле 2011 года назначен заместителем руководителя Департамента культурного наследия Москвы — главным археологом Москвы.
Читайте также: Галантная резиденция. Музей-усадьба «Кусково» тщательно оберегает свою подлинность
Видео дня. Обрушение крыши спортивного комплекса в Петербурге
Читайте также
царский дворец и Вознесенская церковь
На территории бывшей царской резиденции раскинулся обширный парк Коломенское. Парк входит в состав территории музея-заповедника Коломенское, воссозданного по мотивам княжеского Государева Двора. Царская усадьба и приусадебный парк, включающие в себя древнейшие памятники архитектуры, популярное место отдыха москвичей.
Помимо известных памятников деревянного зодчества парк Коломенское привлекает красотой своих природных ландшафтов. Весной, в период цветения, можно посетить Воскресенский яблоневый сад. Летом — побродить по берегу Москвы-реки, совершить прогулку на катере или теплоходе, подняться на обзорные площадки.
Несколько фактов о парке Коломенское
- Основание государственного музея-заповедника «Коломенское» датируется 1923 годом. Усадьба в одноименном селе названа в честь города Коломна.
- Возникновение села Коломенское связывают с нашествием войска хана Батыя. В 1237 году город Коломна был окружен Великой Ордой Батыя. Тяжело переживавший смерть сына, Чингисхан повелел искоренить жителей города. Коломну уничтожили, но некоторые жители спаслись. За несколько месяцев они добрались до Москвы и заложили село по имени родного города.
- При правлении Михаила Романова село приобрело статус царской резиденции. Сын царя, Михаил Федорович Романов, превратил усадьбу в «подмосковный Кремль». К третьей четверти 17 века здесь сложился окончательный ансамбль Государева двора. Со временем деревянные строения ветшали и рушились, во второй половине 19 века разобрали последний из дворцов – Александровский.
- В 1913 году архитекторы провели первые работы по реставрации села. К 1923 здесь заложили музей. На сегодняшний день усилиями реставраторов и архитекторов восстановлено множество древнейших памятников зодчества.
Парк Коломенское
Сайт: www.mgomz.ru/kolomenskoe Часы работы: с 7.00 до 24.00. Вход в парк: бесплатно Ближайшие станции метро: Каширская и Коломенская
Территория парка около 390 гектаров. Согласно правилам парка здесь нельзя выгуливать животных, курить можно в специально отведенных местах.
Церковь Вознесения Господня
Церковь Вознесения Господня в Парке Коломенское — один из немногих дошедших до нас памятников времен Ивана Грозного. Православный храм провозглашен признанным достижением мировой архитектуры и находится под охраной ЮНЕСКО.
Строительство храма датируется 1528 — 1532 годами. Согласно преданию, инициатором строительства был князь Василий III. Строение расположили на правой стороне Москвы-реки в честь рождения долгожданного наследника правителя – Ивана IV, прозванного народом Грозный.
Создателем храма предположительно является итальянский архитектор Анибале. Летящая ввысь белокаменная башня символизирует восхождение Христа. Церковь Вознесения Господня считается одним из первых образцов шатровой храмовой архитектуры Руси. Высота сооружения 60 метров – это самое высокое здание своего времени. Долгое время храм исполнял функции дозорной башни.
Церковь Вознесения стоит свободным монументом отдельно от дворцовых построек усадьбы. Непривычная архитектурная форма характеризуется конструктивными особенностями здания: вытянутые пропорции, прилегающие пилоны, общий «летящий» силуэт строения. Отделка белокаменной башни, частично выполненная в стиле эпохи Возрождения, придает церкви легкий готический образ. Московские кокошники сочетаются с остроконечными вымпергами и карнизами в стиле готики. Формы строения имеют строгий законченный вид.
Несмотря на внушительный первозданный экстерьер, внутреннее убранство церкви довольно строгое. Считается, что храм был расписан изнутри, но до наших дней роспись не дошла.
В послереволюционное время церковь Вознесения была закрыта. В 2000 году состоялось повторное освящение храма, а в 2007 его окончательно отреставрировали и открыли для посещений.
В настоящее время под западным крыльцом храма размещена действующая историческая выставка. Посетив Парк Коломенское, гости могут ознакомиться с материалами археологических раскопок, фотографиями и документами, рассказывающими об истории церкви.
Смотровая площадка
Недалеко от церкви Вознесения находится смотровая площадка с панорамным видом на Юго-Восточный округ Москвы. Войдя в Парк Коломенское и поднявшись на смотровую площадку, посетитель сможет насладиться видами на Николо-Перервинский монастырь, а также другими достопримечательностями, открывающимися с крутого берега летней царской резиденции.
Для удобства гостей Парк Коломенское и его смотровые площадки дополнены обзорными биноклями. Современные оптика установлена вблизи храма Вознесения Господня и пользуются большой популярностью. Стационарные бинокли будут удобны и для детей: у основания приборов установлена специальная круглая платформа. Воспользоваться услугой может каждый, доступ к биноклям совершенно свободный.
С возвышенности просматривается и десятый шлюз Перервинского гидроузла. Спустившись вниз по берегу Москвы-реки, посетитель найдет себя у одного из причалов, откуда в теплое время года можно направиться на речную прогулку. На теплоходах и катерах по живописным маршрутам Москвы-реки можно добраться до Коломны.
Рядом с площадкой расположены еще несколько достопримечательностей парка – памятный камень и артиллерия, которая использовалась в Полтавском сражении XVIII века.
Дворец царя Алексея Михайловича
Ближайшая станция метро: Каширская.
Парк Коломенское и территория всей усадьбы издревле считались основной резиденцией правителей династии Романовых. Именно здесь, в XVII веке, был воздвигнут деревянный дворец царя Алексея Михайловича – наследника первого правителя династии.
Фундамент дворца заложили в 1667 году, а через шесть лет, в 1673 дворцовый ансамбль был достроен и освящен. Возведенные строения служили летней парадной резиденцией. В просторных палатах принимали послов, проводили торжественные мероприятия, отдыхали члены правящей семьи.
Царские хоромы – ярчайший образец смешения архитектурного стиля допетровской эпохи с западноевропейскими формами искусства. Палаты состоят из строений в форме шатров, бочек и луковиц, связанных меду собой просторными галереями. Современники называли строение «восьмым чудом света», отмечая красоту фасада и оригинальное убранство дворца.
К сожалению, резиденция не простояла до наших дней. В XVIII веке столицей стал Петербург, в связи с этим Государев Двор в Коломенском утратил свое первоначальное значение. Со временем резиденция пришла в негодность и через сто лет после своего освящения дворец, по приказу императрицы Екатерины второй, разобрали.
Идея восстановления ансамбля преследовала архитекторов на протяжении многих лет. Но только в наше время, благодаря сделанным чертежам, обмерам и материалам археологических раскопок, резиденцию удалось восстановить. Дворец Алексея Михайловича в образе деревянного макета был реконструирован на территории села Дьякова в 2010 году.
Для посетителей Парка Коломенское открыты мужская и женские половины резиденции. Экспозиция воссоздана в интерьерах Хором Государя, Государыни и царевичей. Организуются обзорные экскурсии по палатам ансамбля.
Церковь Вознесения Господня | МГОМЗ
Первый в России каменный шатровый храм. Памятник архитектуры. 1532 г. Построен итальянским зодчим, предположительно Пьетро Аннибале (Петроком Малым), по велению великого князя московского Василия III. В 1994 г. памятник включен в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
В подклете церкви Вознесения Господня в Коломенском работает постоянно действующая выставка «Тайны церкви Вознесения».
Подклет церкви Вознесения интересен не только как часть шедевра архитектуры, но и как пространство, полное исторических тайн. До сих пор загадочным остается его назначение. Недаром в нем пытались искать «библиотеку Ивана Грозного» и в 1920-х годах даже пробили многометровую шахту сквозь монолит каменного фундамента. Почти полный мрак зала подцерковья развеивают две узкие, глубокие щели-оконца в восточной и южной стенах. Но почему они прорезаны в толще (2,5–3 м!) стен не по их осям, а наискось, как бы направляя наш взгляд на что-то ныне уже невидимое?
Именно в подклете церкви Вознесения 2 (15) марта 1917 года, в день отречения от престола императора Николая II, была чудесно явлена Державная икона Богородицы, что было воспринято в Православной Церкви как свидетельство покровительства и заступничества Богоматери, Ее особого попечительства о России, знаком символической передачи Ей верховной царской власти.
Со всем этим наглядно знакомит новая экспозиция. В притворе подклета сосредоточены материалы, позволяющие подробнее познакомиться с историей и архитектурой храма Вознесения, почти полутысячелетней жизнью, уникальными подробностями из истории реставрации. Фонды Музея представили здесь никогда ранее не выставлявшиеся обмерные чертежи, фотографии, проекты архитекторов XIX–ХХ веков, подлинные фрагменты первоначального белокаменного декора церкви Вознесения XVI века и другие объекты, найденные при раскопках.
К вашим услугам аудиогиды на русском, английском и французском языках.
Режим работы экспозиции:
С 1 апреля по 30 сентября экспозиция открыта во вторник-четверг, субботу – воскресенье с 10.00 до 18.00, в пятницу – с 11.00 до 19.00.
Режим работы кассы: во вторник-четверг, субботу – воскресенье – с 9.45 до 17.30, в пятницу – с 10.45 до 18.30.
С 1 октября по 31 марта экспозиция открыта во вторник-воскресенье с 10.00 до 18.00. Режим работы кассы: во вторник-воскресенье – с 9.45 до 17.30.
Посетители с ограниченными возможностями могут предупредить о своем визите на экспозицию по телефону: 8 (985) 153-4446.
Возрастная категория: 6+
Проезд: станция метро «Коломенская»
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Храм Казанской иконы Божией Матери (Коломенское) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 июля 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 июля 2019; проверки требуют 2 правки.Храм Казанской иконы Божией Матери — бесстолпный пятиглавый православный храм середины XVII века, расположенный на территории государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Коломенское», в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенском. Храм относится к Даниловскому благочинию Московской епархии.
Южный придел освящён в честь святого равноапостольного Аверкия Иерапольского, северный — великомученика Димитрия Солунского. Главная святыня — икона Божией Матери «Державная».
В 1649 году в связи с рождением наследника престола Дмитрия Алексеевича было установлено общецерковное почитание Казанской иконы Божией Матери. Тогда же были заложены каменные Казанские церкви в ярославском Казанском монастыре и при царском Коломенском дворце. Строительство существующего в Коломенском кирпичного здания на высоком подклете с шатровой колокольней было завершено за четыре года.
Пётра Паламарчук в книге «Сорок сороков» утверждает, что «под крестом церкви имелась надпись о том, что она построена в честь 100-летия взятия Казани»[1] на месте более раннего деревянного храма[2].
Согласно позднейшему преданию, первый Казанский храм на Государевом дворе был построен при царе Михаиле Фёдоровиче в 1630-х годах[3]. Другая версия церковного предания гласит: «В 1610 г. тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан. Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче»[4].
Приблизительно в 1910 году на стены храма, «лишённые первоначально какой бы то ни было живописи», нанесли новую роспись[5]. В 1941—1942 годах храм не действовал, затем службы возобновились и более не прекращались.
Первоначально храм был домовым и соединялся переходом длиной около 50 м и шириной около 3 м с деревянным царским дворцом. Крытый переход был так описан польскими послами, посетившими Коломенское в 1671 году.
в начале церковь каменная с притворами по обе стороны в которых окна, полчетверти аршина ширина, мосты войлоками постланы для тепла и мягкого хождения |
Северное крыльцо одновременно служит основанием колокольни и переходом в неё.
В северном приделе находится деревянная скульптура Иисуса Христа. В 1920-х годах скульптура находилась в главном храме.
Достопримечательности и святыни церкви Вознесения в Коломенском
Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском под Москвой является уникальным архитектурным и историческим памятником. Ее история уходит корнями в далекий XVI век и неразрывно связана с удивительной историей самого Коломенского.
Церковь очень красива и необычна и настолько же многогранна, как многолико село Коломенское.
Подробнее о достопримечательностях и святынях церкви Вознесения в Коломенском, а также об интересных и полезных фактах, связанных с ней, вы можете узнать, прочитав мой рассказ.
Церковь является лишь малой частью (хоть и очень яркой) архитектурного ансамбля Коломенского.
Где находится церковь Вознесения?
- Эта удивительная церковь расположилась в Москве, на высоком холме правого берега Москвы-реки, в пос. Коломенском по адресу: просп. Андропова, 39.
- Контактный телефон: +7(499)7828917.
Как лучше добираться до церкви?
Вы легко можете добраться до Вознесенской церкви из любого уголка Москвы, воспользовавшись метро.
Ближайшая к церкви станция метро – «Коломенская». От нее до храма вы доберетесь за 15-20 минут пешей прогулки.
Особенности посещения церкви Вознесения
Знаете ли вы? В наше время Вознесенская церковь является одновременно и частью Коломенского музея-заповедника и патриаршего подворья.
- Церковная деятельность здесь была восстановлена в 1994 году, спустя 2 года после этого церковь была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Музейная экспозиция работает со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00, по субботам – с 11:00 до 19:00. По понедельникам она закрыта.
- Билеты можно приобрести в музейных кассах с 10:00 до 17:30 (в субботу с 11:00 до 18:30), а также на сайте Коломенского музея.
Расписание богослужений
Богослужения в церкви проводятся очень редко – в основном, по случаю больших праздников. Четкого расписания нет. Если вы хотите попасть на церковную службу в Вознесенской церкви, советую заранее узнать о таковой по указанному выше телефону либо у администрации Коломенского музея.
Где можно остановиться рядом с церковью?
Дворцовое село Коломенское ныне является частью города Москвы. Для осмотра Вознесенской церкви вы можете остановиться в любой гостинице или хостеле российской столицы.
История создания церкви Вознесения в Коломенском
Знаете ли вы? Согласно легенде начало строительства этой церкви произошло по случаю рождения Ивана Грозного, хотя никаких документальных подтверждений этому найдено не было.
Церковь Вознесения была построена в 1532 году, она стала первой каменной шатровой церковью в России. Многие факты указывают на то, что в ее строительстве принимали участие архитекторы из Италии.Много веков церковь простояла практически нетронутой. Во времена Советской власти она, как и большинство других строений дворцового села Коломенское, была «вручена» музею-заповеднику, образованному здесь в 1928 году.
С 1994 года здесь снова начали проводить богослужения, а в 2007 году была полностью завершена длительная реставрация храма, после чего он вновь засиял в своей первозданной красоте.
Архитектура и достопримечательности церкви
Церковь Вознесения является уникальным архитектурным шедевром XVI века.
Знаете ли вы? Она стала не только первой шатровой каменной церковью, но считается также, что и вообще первой шатровой церковью в России. Предполагают, что даже деревянные шатровые храмы начали строить уже после Коломенской церкви.
Строение очень красивое. Этот белокаменный изящный храм устремляется вверх, к свету, своим восьмигранным шатром, высота которого достигает 41 метра.Архитектура церкви богато украшена как снаружи, так и внутри. Несмотря на всю изящность и торжество, храм имеет довольно небольшие размеры (его главный зал ограничивается 8,5 на 8,5 метров). Это объясняется тем, что церковь строилась как «домашняя» для семьи правителя, и большие размеры были ей ни к чему.
В архитектуре Вознесенской церкви легко заметить много элементов итальянской эпохи ренессанса, что, собственно, и стало причиной предположения об участии итальянских мастеров в ее строительстве.
Ныне вы можете полюбоваться не только архитектурными, но и культурно-историческими достопримечательностями церкви, т. к. в ее стенах расположились увлекательные музейные экспозиции.
Вы сможете увидеть:
- Старинный тябловый иконостас;
- Царские врата, которые являются точной копией врат XVI века;
- Царские врата XIX века;
- Выставку «Тайны церкви Вознесения», работающую постоянно в церковной подклети.
Важно! Дворцовое подмосковное село Коломенское имеет древнюю и богатую историю, которая отображена во многих его строениях и памятниках, сохранившихся до наших дней. Очень советую не ограничиваться осмотром Вознесенской церкви, но посетить также и другие ценные объекты в Коломенском.
Святыни Вознесенской церкви
Главной церковной реликвией является икона Богородицы Державная, чудесным образом обнаруженная в подклети церкви в 1917 году в день отречения от престола Николая II.
С этим связана удивительная история. В феврале 1917 года крестьянке, проживавшей в соседнем селе, приснилось 2 чудесных сна, которые направили ее искать икону в Коломенской церкви. Придя в храм и рассказав свою историю священнику, крестьянка получила поддержку в лице батюшки.
Они вместе спустились в церковный подклет, где нашли самую большую, старую и почерневшую от пыли икону (как и снилось женщине). А когда они ее осторожно обмыли, им открылся Державный образ Божьей Матери.
С тех пор икона хранилась в храме и часто мигрировала в соседние селения, т. к. многие хотели прикоснуться к чудотворному образу. С этой иконой связано немало историй об исцелении и чудесах.
Знаете ли вы? Коломенское издревле также славилось обилием чудотворных источников с целебной водой. Один из них располагается рядом с Вознесенской церковью, он называется «Кадочкой».
Видео — Церковь Вознесения в Коломенском
Вознесенская церковь – действительно невероятное место. И своей красотой, и необычайной архитектурой, и чистой, светлой атмосферой она вызывает желание вновь попасть сюда. Находясь внутри нее, чувствуешь, будто время замирает, хочется пребывать здесь бесконечно долго.
А бывали ли вы в этом удивительном храме и что при этом чувствовали?
Церковь Вознесения (Коломенское) — это… Что такое Церковь Вознесения (Коломенское)?
Координаты: 55°40′02″ с. ш. 37°40′15″ в. д. / 55.667222° с. ш. 37.670833° в. д. (G) (O) (Я)55.667222, 37.670833
Храм-башня Знак ЮнескоЦерковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.
Храм расположен в районе Нагатино-Садовники, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым[1] каменным шатровым храмом в России.
История
Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)[2] на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III.
Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя. Из легенды можно почерпнуть лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. не могли. По мнению С. А. Гаврилова, закладка церкви состоялась на два года раньше рождения и церковь не могла быть заложенной в благодарность Богу за рождение наследника, то есть не могла быть обетной. Храм возведен как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы.[3]
Сразу после окончания двухгодичного срока епитимьи, выпрошенной Василием III для очищения от греха двоеженства, к папе римскому явились послы великого князя. По его просьбе Климент VII отпустил в Москву архитектора Анибале для строительства моленных церквей в соответствии с моленной программой. В Москву архитектор приехал в начале лета 1528 года и через 2-3 недели уже приступил к работе.
Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. Это соответствовало итальянским трактатам о выборе места, по ним ключ отнесен к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке». Первоначально заложили «Т»-образный фундамент для храма без подклета, но трехпрестольный. Подобная планировка реализована в селах Острове и Беседах.
С западной стороны была заложена звонница, подобная дьяковской. Под разновысотные объёмы были заложены фундаменты разной глубины. По трактатам они должны были составлять одну шестую часть высоты объёмов здания. По глубине заложения фундаментов можно сделать гипотетическую реконструкцию. Высота основного храма определяется в 42,5 метра, высота приделов в 24,6 метров. Высота западного притвора в 14.4 метра.
Вероятно, осенью 1528 года фундамент был завершен. По завершении фундамента отказались от первоначального замысла, так как от родника церковь оказалась бы скрытой крутым берегом, а от церкви родник не виден. Для зрительной связи понадобилось храм поставить на высокий подклет. Это повлекло за собой кардинальную переработку макета. В связи с появлением подклета отказались от боковых приделов и от западного варианта звонницы. Для захода на второй ярус потребовались лестницы. С осени 1528 до весны 1529 года, вероятно, переделывали макет.
В 1529 году по уточненному замыслу делали подклет. В начале лета стали выкладывать звонницу, совмещенную с северным крыльцом, но от второго варианта отказались, как и от первого западного варианта. Возможно, ещё не решена была общая планировка усадьбы. К середине лета 1529 года все общие решения были приняты. Деревянная дьяковская церковь с престолами Зачатия Иоанна Предтечи, Зачатия Анны и Константина и Елены уже стояла почти готовая (была освящена, первой из всех моленных церквей, до конца 1529 года). Только с конца 1529 г., когда появилась первая моленная церковь Зачатия Иоанна Предтечи, в которой стали совершаться моления о чадородии, можно было подумать о появлении наследника. На дьяковскую церковь сориентировали нижний марш южного крыльца церкви Вознесения, отвернув ось крыльца от оси церкви Вознесения на 4 градуса. На этой главной оси и поставили звонницу окончательно.
Вероятно, в 1530 году строили четверик. В следующем году делали кокошники и восьмерик. В завершающий 1532 год сделали шатер. Вероятно, только по окончании шатра поставили столбы 2-го яруса папертей с резными капителями, паперти покрыли тесовыми кровлями, на южном крыльце поставили звонницу, настелили полы по мотиву руста из треугольных керамических плиток в церкви и из квадратных плиток на папертях. Все эти работы были завершены к концу лета 1532 года[4]:62. По летописным источникам освящение церкви произошло 3 сентября 1532 года[5] митрополитом Даниилом в присутствии князя Василия III, княгини Елены и сына Ивана[4]:65.
С начала 1530 года стали готовиться к появлению на свет наследника. В связи с рождением Ивана Грозного в августе 1530 г. было создано «царское место» на белокаменном овальном основании. На место его поставили в 1532 году вместе с настилкой пола на паперти. При установке «царского места» для его резной спинки в уже готовой стене четверика пришлось сделать выемку в полкирпича.
Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. О росписи интерьера церкви не известно. Упоминаемое в XVII веке поновление «стенного письма», возможно, относится к росписи восточного фасада церкви возле «царского места». Первоначальный пол церкви из керамических треугольных белых и серых плиток утрачен в 1570-е годы. При ремонте XVIв первоначальные плитки были перевернуты поврежденной лицевой стороной вниз, обнажились неполитые белым ангобом задние стороны. Именно так и тогда в интерьере появились «красные» плитки. Дополнительно к плиткам, использованным вторично, были сделаны более толстые плитки серого и чёрного цвета. Одновременно с ремонтом пола появились, сохранившиеся до настоящего времени, царские врата. Вероятно, тогда же был утрачен керамический пол на папертях. С. А. Гаврилов предполагает, что обнаруженные при археологических работах серые квадратные плитки с ковчегом могли снять с пола папертей церкви Вознесения[6].
В XVII веке поновляют иконы в иконостасе и небольшую фреску на восточном фасаде над «царским местом». По упоминаниям разных лет трудно представить, какая роспись была здесь первоначально. Упоминаются образа Вселенских святых, Московских чудотворцев, Саваофа. Роспись сохранялась нетронутой до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте, на стене, обитой цинковыми листами, появилась масляная живопись.
Следующий большой ремонт, вероятно, проводили одновременно со строительством дворца Екатерины II, перестройкой и надстройкой ансамбля Передних ворот под руководством и по чертежам князя П. В. Макулова в 1766—1767 годах. Во время этого ремонта были сняты ренессансные белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей, были сделаны парапеты с ширинками (до сих пор публикуются реконструкции «первоначального» вида церкви с этими парапетами). Тогда же появился кирпичный пол «в елку» и в основание сени «царского места» были уложены верхом вниз наиболее сохранившиеся резные блоки от капителей. На ренессансных капителях водрузили новый кирпичный парапет с белокаменными гранеными столбиками и плоской крышкой, не заслонявшей оконного проема над «царским местом».
В 1836 году по рисунку архитектора Е. Д. Тюрина над «царским местом» появилась бочка с гипсовым орлом, кованая решетка и гипсовые детали на парапете. Бочка закрыла половину окна, скрыв от нас первоначальный замысел.
В 1866—1867 годах проводился ремонт под руководством архитектора Н. А. Шохина. Тогда впервые в южной грани верхнего восьмерика был сделан пролом и была сделана дверь. Легенда о существовании там в древности помещения не подтвердилась, но продолжает повторяться почти во всех публикациях по церкви Вознесения. При Шохине была разобрана первоначальная белокаменная глава и сделана более плоская из металла по железному каркасу. Первоначальная глава была сделана из трех рядов белокаменных блоков. Она была более выпуклой, но не намного. По обмеру Шохина, глава была выше всего примерно на 30 см. Тогда же лестница-стремянка была снята с основания креста и пропущена через новый пролом внутрь верхнего восьмерика.
При архитекторе Н. Ф. Кольбе в 1873 году были перелицованы новым кирпичом (клейма «ШМ») стены подклета, настелены новые полы на папертях из больших аршинных белокаменных плит. Одновременно были переделаны крыши над папертями. В качестве материала использовали доски и брус взятый от разобранного в 1872 году дворца Александра I. При строительстве дворца Александра I в 1825 году материал использовали от разборки дворца Екатерины II, в который также попали материалы от разборки дворца Алексея Михайловича.
В 1840 году началось строительство каменной Георгиевской церкви, а иконостас от предыдущей деревянной поставили на западной паперти церкви Вознесения. Однако престола на паперти здесь никогда не было.
Архитектура
Вид сверху на церковный компексВ храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.
Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.
Как показал С. С. Подъяпольский , в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проемов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего самих вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики.
На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повернутый спиной к алтарю.
Исследование памятника и реставрация
Первую попытку историко-архитектурной оценки церкви сделал архитектор Н. А. Шохин по завершении ремонтных работ 1866—1867 годов в публикации 1872 г. Он ошибочно отнес второй ярус галерей к поздним перестройкам и эта ошибка держалась целое столетие.
Проводивший в 1914—1916 годах первые реставрационные работы на памятнике, архитектор Б. Н. Засыпкин впервые провёл археологическую разведку территории, выполнил обмеры фрагментов памятника, фотофиксацию деталей и работ, в 1915 году впервые раскрыл ценные архитектурные детали церкви: северный портал и «царское место». Тогда же памятник в целом обмерял архитектор И. В. Рыльский. Во время ремонта церкви в 1914—1916 годах под руководством архитектора Б. Н. Засыпкина был новым, специально изготовленным большемерным кирпичом (с клеймами «1914») перелицован шатер.
О результатах исследования памятника П. Д. Барановским в 1930-е гг. ничего не известно. Возможно, под его руководством были догипсованы спинка «царского места» и правая колонка северного портала. В. Н. Подключников, на основе своих наблюдений, а также данных Б. Н. Засыпкина и И. В. Рыльского, в 1941 г. защитил диссертацию, посвященную монографическому исследованию архитектуры этого храма. Однако не только никто из исследователей не усомнился в правильности выводов Н. А. Шохина о позднем происхождении второго яруса, но добавили ошибку о позднем происхождении и первого яруса папертей (галерей).
Серьёзное изучение памятника стало возможным с началом реставрационных работ, проводившихся в 1970-80 гг. С 1972 г. по 1982 г. их вел Н. Н. Свешников, с ним работали: А. Г. Кудрявцев в 1975-80 гг. и в 1974-82 гг. — С. А. Гаврилов, продолживший исследования в 1983-90 годах. Результаты работы этого коллектива кардинально изменили представление о памятнике, и прежде всего, о его папертях и крыльцах, которые ошибочно принято было относить к поздним перестройкам, искажающим первоначальный облик памятника.
При кратком обследовании крыши папертей в 1979 году обнаружили доски с большими фрагментами обоев и брус с различными врубками от разобранных коломенских дворцов. В 1985 году завершено исследование пола и анализ историко-архивных материалов с графической реконструкцией иконостаса XVI века. С XVIв по 1867 год иконостас располагался от северной двери до южной. Н. Шохин сделал новый иконостас между пилястрами, сократив ширину иконостаса примерно вдвое[7]. Во время исследования 1986—1987 годов на южном крыльце была обнаружена нижняя часть звонницы церкви Вознесения, просуществовавшей до XVIII века.
В комплексе с архитектурным исследованием проводилось археологическое исследование территории памятника под руководством археолога Л. А. Беляева. В 1970-е годы вокруг церкви Вознесения был снят культурный слой высотой до метра. В 1990-м году были вырыты 3 археологических шурфа, в которых обнаружили свыше 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и от порталов церкви. Всего в 1986-1997-е годы архитектором С. А. Гавриловым атрибутированы свыше 2,2 тысяч фрагментов резьбы с привязкой их к декору церкви. Им же были атрибутированы находки Б. Н. Засыпкина. В публикациях упоминалась «резьба от более ранней церкви, стоявшей на месте церкви Вознесения». Однако, это утверждение опровергнуто исследованием всех архитектурных деталей, поднятых из культурного слоя и хранящихся в фондах музея-заповедника. Никаких следов от более раннего храма археологическое исследование территории церкви Вознесения не обнаружило.
Современное состояние памятника
Серьёзное опасение вызывает состояние памятника, стоящего на оползневом берегу. В 1970-е годы под видом укрепления берега строили бетонную набережную для повышения уровня воды в целях судоходства, засыпали грунтом древние родники. Берег заболотился, образовались промоины на 2 метра выше родников. Наиболее крупные оползни под церковью Вознесения произошли в 1981 и 1987 годах. Вместо серьёзного изучения оползневого берега и противооползневых мероприятий в конце 1980-х противооползневое наблюдение было ликвидировано. Весь объём церкви Вознесения расколот осевыми трещинами на четыре блока (по наблюдениям архитекторов Б. Н. Засыпкина в 1914—1916 годы и архитектора С. А. Гаврилова в 1970-1990-е годы). Вместо серьёзного изучения состояния памятника решили залицевать трещины кирпичом. По сведениям главного архитектора музейного объединения О. Ягунова в 2003—2007 годах для перелицовки было использовано 40 тысяч штук кирпича. Со слов О.Ягунова, самоцелью восстановление первоначального облика не было, так, например, крыши над галереями сохранили, открытыми делать не стали.[8]. Вся информация о работах на церкви Вознесения за 2001—2007 годы полностью закрыта… Научные исследования церкви генпроектировщиком ЦНРПМ были перепоручены фирме КРЕАЛ. Об исследовательских «достижениях» КРЕАЛ можно посмотреть на их сайте.
Деревянные конструкции крыш над папертями (использованные от разобранных коломенских дворцов) были полностью уничтожены при последней «реставрации» в 2002—2005 годы без необходимого исследования и фотофиксации.
Статус
Здание входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское»; Всемирное наследие ЮНЕСКО (с 1994 года).
Был вновь освящён 8 декабря 2000 года; с 1994 года в церковном отношении имеет статус храма Патриаршего подворья. В конце 2007 года была окончена реставрация, и подклетный ярус храма был открыт для посещений.
Разное
В подвале храма 2 марта 1917 года была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона Святейшему Синоду[9], икона Божией Матери «Державная», с 1990 года находящаяся в соседнем Казанском храме.
Примечания
- ↑ Это классическая точка зрения. В последние десятилетия она была поставлена под сомнение В. В. Кавельмахером и С. В. Заграевским, показавшими, что первым каменным шатровым храмом была Покровская церковь в бывшей Александровской Слободе (в частности, см. Заграевский С. В. Первый каменный шатровый храм и происхождение шатрового зодчества)
- ↑ Petr Hannibal-Петр Ганнибал, Ханнибал, Аннибале. D. Kivimaa. Peter Frjazin or Petr Hannibal?
- ↑ Гаврилов С. А. О начале строительства церкви Вознесения в Коломенском (гипотеза), http://www.rusarch.ru/gavrilov_s2.htm
- ↑ 1 2 ПСРЛ Т.13, 1 половина
- ↑ Часто авторы публикаций ошибочно переводят дату освящения 1533 годом, забывая, что год начинался с 1 сентября и что в сентябре от 7041 надо отнять 5509 лет
- ↑ Работами археологов в 1976—1979 годах руководил Л. А. Беляев. Он керамические плитки с ковчегом относит к доитальянскому строительному периоду, но это явная ошибка.
- ↑ «Первоначальный» иконостас, устроенный в 2001—2007 годах, по ширине равен иконостасу 1867 года http://www.rusarch.ru/gavrilov_s3.htm
- ↑ С. А. Гаврилов считает, что упущена уникальная возможность для исследования памятника. По поводу беспрецедентной помпы в прессе «об уникальных достижениях исследования церкви Вознесения в 2001—2007 годах» при реальном отсутствии результата и реально израсходованной астрономической сумме на исследование, архитектор С. А. Гаврилов считает, что, если своих результатов за 6 лет «исследований» памятника не появилось, так хотя бы воспользовались материалами его исследований в фонде музея «Коломенское», но «исследователи» даже этого не смогли сделать… http://www.patriarchia.ru/db/text/337179.html
- ↑ К вопросу об обретении иконы Божией матери «Державная» Глава из книги Бабкина М. А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. М., 2006. // Тексты подлинных документов.
Литература
Ссылки