Строительство десятинной церкви: Десятинная церковь — Википедия – История Киева: Десятинная церковь | Православная Жизнь

«Какой первый каменный храм Руси? » – Яндекс.Знатоки

Первым каменным храмом на Руси считается Успения Пресвятой Богородицы, больше известная как Десятинная церковь в Киеве. Мы не знаем, как она выглядела на самом деле. Но сохранившиеся фундаментные рвы позволяют предположить, какой была планировка, и дают простор для фантазии в вариантах внешнего виде.

Вот одна из реконструкций.

Начало строительства – около 989 г., строилась по заказу князя Владимира (того самого, Красно Солнышко, провозгласившего Русь Православной). До этого построек из камня, тем более такого размера, который был нужен заказчику, на Руси не было вообще. Соответственно строить из камня русские зодчие пока не умели, и в Киев были привезены греческие кадры. Не только строители – Анастас Корсунянин, один из «корсунских попов», открывших Владимиру ворота осажденного города, прибыл в столицу Владимира и стал первым настоятелем Десятинной церкви.

Те же летописи сообщают, что построена была церковь на месте гибели русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна (они были убиты язычниками незадолго до крещения Руси). Их мученический подвиг был одной из причин, по которым князь Владимир решил принять христианство.

Так это было или не так, мы уже не узнаем. Но факт остается фактом – Десятинная церковь – это самый первый каменный храм в Древней Руси. «Прототипом» для нее была Великая София Константинопольская, а более поздними «копиями» - большинство русских храмов.

Название «десятинная» прижилось больше, чем посвящение Успению Богородицы. Настолько на протяжении сотен лет впечатлило людей решение Владимира строить и содержать храм на 10% от всех княжеских доходов.

В этой церкви хранились мощи Св. Климента, папы Римского. Тут была усыпальница, где похоронили княгиню Анну, супругу Владимира. Сюда же были перенесены останки княгини Ольги.

В XII веке сначала храм перестроили после землетрясения, потом он был разграблен войсками князя Мстислава. В 1203 г. снова разграблен – войсками кня

Десятинная церковь - Вики

Православный храм
Храм Успения Пресвятой Богородицы

Фундаменты Десятинной церкви
Страна Фундамент Десятинной церкви.svg
 Украина
Город Киев
Конфессия Православие
Епархия Константинопольская православная церковь
Основатель Владимир Святославич
Дата основания
  • Первый храм 996—1240 (разрушена ханом Батыем)
  • Второй храм 1630-е—1828 (разрушена при строительстве третьего храма)
  • Третий храм 1842—1928 (разрушена советской властью)
Дата упразднения 1240
Состояние Фундаменты Первого[1] храма сохранились
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Крестово-купольные храмы Древней Руси — Википедия

Кресто́во-ку́польный храм на Руси — основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства на Руси каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989—996 гг) и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России (как восстановлением разрушенных за годы советской власти храмов, так и проектированием новых соборов и церквей).

Софийский собор в Киеве. Макет — реконструкция первоначального вида. Софийский собор в Великом Новгороде

Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии. Первые каменные храмы после Крещения Руси строили приглашённые мастера. Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры, но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями.

Сразу после крещения киевлян в 988 году, в Киеве была построена Десятинная церковь (989—996 гг.), разрушенная при взятии Киева Батыем. Десятинная церковь была деревянной.

Грандиозное строительство развернулось при Ярославе Мудром. При нём построили главный храм Киева — 13-главый пятинефный Софийский собор. Размеры собора не имеют аналогий в архитектуре самой Византии того времени и обусловлены особой задачей: создать главный собор для новокрещённой огромной страны. Пространство хоров, предназначенное для князя и знати, использовалось также и для дворцовых церемоний. За время правления Ярослава были сооружены ещё два Софийских собора: в Новгороде (построенный в 1045—1050 годах) и Полоцке (1060-е годы). Другие храмы Киева, построенные при Ярославе, известны только по археологическим раскопкам

[1], среди них были церкви святой Ирины и великомученика Георгия. Они считались пятинефными, как и София, но, возможно, их внешние нефы — это распространённые в храмах этого времени обходные галереи[2].

План надвратной церкви Киево-Печерской Лавры. 1108 год. Четырёхстолпный храм с примыкающей к нему лестницей. Купол и своды надвратной церкви с росписью XVIII века.

Большинство древнерусских крестово-купольных храмов были трёхнефными. Принята классификация их типов по числу внутренних столбов: их именуют четырёхстолпными (аналог храма на 4 колоннах), шестистолпными, и есть редкие примеры восьмистолпных церквей.

Храмы Киева, Чернигова, Владимира-Волынского и Смоленска[править | править код]

Восстановленный Успенский собор Киево-Печерской Лавры с отделкой в стиле украинского барокко. В нижней части апсид видны фрагменты кладки XI века.
  • Хорошо сохранился Спасо-Преображенский собор Чернигова, заложенный в 1030-м году. Это храм с нартексом и дополнительной парой восточных столбов, к которым примыкает иконостас (первоначально — алтарная преграда). Благодаря этому становится больше пространство наоса. Ещё одной особенностью Преображенского собора являются двухъярусные аркады, поставленные вдоль нефов между основными столбами храма. С первого взгляда эта деталь придаёт интерьеру некоторую базиликальность, однако композиция сводов храма целиком следует крестово-купольному типу. Первоначально хоры собора, занимающие пространство над нартексом, продолжались по боковым нефам до самого алтаря. В боковых нефах их настил не сохранился. Аркады в нижнем ярусе опираются на привозные мраморные колонны, позднее укреплённые кирпичной кладкой. Каждый неф заканчивается с востока апсидой, а сверху храм завершен пятиглавием[3]
    .
Руины Успенского собора Киево-Печерской Лавры. 1942 год. Сохранились подкупольные столбы с основанием арок, часть свода боковой ветви креста и арка, переброшенная через боковой неф. Справа — поздняя пристройка.
  • Образцом для строительства множества соборов в различных городах русских княжеств стал Успенский собор Киево-Печерского монастыря, построенный греками в 1073-89 гг. Трёхнефный собор с нартексом и небольшими, занимающими только западную часть храма хорами, с просторным интерьером, не затеснённым тонкими столбами, получил именование «Великая церковь». Храм завершался одном куполом. Нефы, образующие крест, как и во всех соборах этого типа, выделяются шириной и высотой. Это также выражено и во внешнем облике храма. Так, вертикальное членение фасадов лопатками на прясла соответствует внутреннему расположению опорных столбов, поэтому центральное прясло шире боковых. Закомары, использовавшиеся для завершения фасадов, теперь ставятся над каждым пряслом, образуя непрерывный ряд полукруглых волн. Закомары центрального нефа и трансепта выше остальных.

Успенский собор был взорван в 1941 году, в настоящее время восстановлен в формах украинского барокко, так, как выглядел на момент разрушения.

По бокам к западной части храмов примыкали дополнительные сооружения. В черниговском соборе это крещальня и часовня, а в Успенском храме — небольшой храм-крещальня с куполом.

Чернигов. Борисоглебский собор. На заднем плане купола Спасо-Преображенского собора. Успенский собор Владимира-Волынского. 1160 год.
  • К новому типу храма относятся частично сохранившиеся киевские храмы Выдубецкого монастыря (1070—1088 гг., собор имел удлинённую восточную часть с дополнительные столбами, до нашего времени сохранился только нартекс с лестницей и хорами)[4], Спаса на Берестове (1113—1125 гг, сохранился необычно большой (шире самого храма) нартекс с усыпальницей, на его фасаде сохранились следы необычного трёхлопастного свода маленького притвора[5], Михайловского Златоверхого монастыря (1108—1113 гг., разрушен в 1936 году и восстановлен в 1990-е в формах украинского барокко, был более близок к Успенскому собору)
    [6]
    и неплохо сохранившаяся Кирилловская церковь (1140—1146 гг)[7].
  • Два больших собора этого типа сохранились в Чернигове. Это Борисоглебский собор Кремля (1120-23 гг)[8] и Успенский собор Елецкого монастыря (1094-97 гг)[9].
  • К ним близок Успенский собор Владимира-Волынского (1160 год).
  • Древнейший из сохранившихся храмов Смоленска — собор Петра и Павла (1140-50 гг). Он похож на другие храмы своего времени, но не имеет нартекса[10].

Храмы Великого Новгорода[править | править код]

Николо-Дворищенский собор в Великом Новгороде. Заложен в 1113 году. Георгиевский Собор Юрьева монастыря под Великим Новгородом. Заложен в 1119 году. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде. Заложен в 1117 году.

К типу трёхнефных соборов с нартексом относятся ряд храмов Великого Новгорода, возведённых в первой трети XII века.

  • В их числе — княжеский Николо-Дворищенский собор, построенный на другом берегу Волхова, напротив Софии. Именно поэтому для него было избрано пятиглавое завершение. Типология храма в целом схожа с Успенским собором Киево-Печерского монастыря. Фасады разделены на прясла и завершены закомарами. Три прясла западного фасада соответствуют трём нефам, а четвёртое прясло на боковых фасадах — нартексу. Над нартексом расположены хоры, имеющие П-образную форму. Их загнутые концы заходят на угловые ячейки наоса, огибая западную ветвь внутреннего креста. Иконостас храма поставлен вдоль восточной пары столбов и отделяет восточную ветвь креста, но, поскольку алтарные преграды в XII веке были невысоки, это не нарушало единства интерьера.
  • Несколько отличается Георгиевский собор Юрьева монастыря. Он завершён тремя асимметрично расставленными куполами. Главный купол венчает средокрестие, второй купол (внутри него располагался особый придел для отдельной монашеской службы) поставлен над лестничной башней, пристроенной сбоку от нартекса, а третья малая глава уравновешивает вторую. Она поставлена над противоположным западным углом храма
    [11]
    .
  • Ещё более интересен собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, отличающийся относительно скромными размерами. Он также трёхглавый. Примыкающая с севера нартекса лестничная башня — круглой формы. Иначе решён интерьер. Восточные столбы, к которым примыкала довольно высокая алтарная преграда, сделаны не крещатыми (как в большинстве храмов того времени), а плоскими. Западные же столбы имеют восьмигранную форму. Благодаря этому они тоньше и не затесняют пространство наоса[12].

На протяжении XII века в Новгороде было построено большое количество церквей меньших размеров. Они заказывались богатыми частными лицами или объединениями горожан. Тип храма упростился - осталось только четыре столба, восточная пара которых относилась к алтарной преграде, а западная — поддерживала небольшие хоры. По-прежнему выделялись центральный неф и трансепт. Восточная часть храма чаще делалась более короткой, а западная под хорами — более просторной, это выразилось в асимметрии боковых фасадов.

  • К этому типу относятся храмы Старой Ладоги, из которых сохранились Успенская и Георгиевская церкви (1165 год)
    [13]
    . Близ Новгорода — церковь Спаса на Нередице (1198 год), вплоть до Великой Отечественной войны пребывавшая в прекрасной сохранности[14]. Сильно разрушенная, она была восстановлена в послевоенные годы. Высокая центральная апсида и низкие боковые выражали снаружи крестообразность внутреннего пространства.

Псков[править | править код]

Собор Иоанна Предтечи. XII век.

Со второй четверти XII века Псков принадлежал Новгородской республике. Древнейший его храм — Троицкий собор — не сохранился (есть реконструкция его облика после перестройки в XIV веке). По инициативе архиепископа Новгородского Нифонта, здесь в 1140-х годах были построены Преображенский собор Мирожского монастыря и собор Ивановского монастыря.

  • Собор Мирожского монастыря не имеет аналогий в домонгольской русской архитектуре. Вместо столбов, его интерьер разделён стенами на крестообразное подкупольное пространство и низкие угловые компартименты (прямоугольные с запада и малые апсиды с востока). Угловые части соединены с интерьером храма низкими арочными проходами. Благодаря сильно пониженным углам, крестообразность чётко выразилась и во внешнем виде храма. Уже в процессе строительства западные углы собора были надстроены. Устроенные здесь замкнутые помещения были соединены в интерьере деревянным настилом хоров, это несколько исказило четкую структуру здания. В настоящее время внешний облик собора сильно отличается от аутентичного. Предполагается его архитектурная реставрация. В интерьере практически целиком сохранились созданные одновременно фрески. Их исполнили греки[15].
  • Собор Ивановского монастыря решён принципиально иначе. Это приземистый трёхнефный храм с нартексом и хорами. Он завершён тремя куполами.

Белокаменные постройки Галича и Владимиро-Суздальского княжества[править | править код]

Преображенский собор в Переславле Залесском. 1152 год.

Особое место занимает архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Хотя и здесь архитектура следовала сложившимся типам, постройки Владимира и Суздаля и других городов Северо-Восточной Руси отличаются от храмов Киева, Чернигова, Новгорода, Смоленска другой строительной техникой — после 1152 года они строились из белого камня (ранее строительство в Северо-Восточной Руси вел отец Юрия Долгорукого Владимир Мономах, построивший в начале XII века в Суздале первый собор из плинфы по образцу Успенского собора Киево-Печерского монастыря[16].

В начале XII века белокаменные церкви строились в Галицком княжестве на юго-западе Руси. Но от галицких построек почти ничего не сохранилось, кроме церкви Пантелеимона (см. раздел Храмы с повышенными подпружными арками). Применение гладкотёсаного белого камня роднит галицкую архитектуру с романскими постройками соседних европейских стран.

На происхождение белокаменной архитектуры Северо-Восточной Руси есть два основных взгляда:

  • Н. Н. Воронин и П. А. Раппопорт полагали, что строительная техника пришла в Северо-Восточную Русь из Галича благодаря союзу Юрия Долгорукого с галицким князем Владимиром[17].
  • С. В. Заграевский полагал, что заимствования белокаменной техники из Галича не было, а романика пришла во Владимиро-Суздальское княжество непосредственно из Европы, то есть архитектура Галича и Северо-Восточной Руси имеет общие истоки[18]. По его мнению, непосредственным предшественником и галицких, и владимиро-суздальских храмов является императорский собор в Шпейере[19].
Храмы Владимиро-Суздальского княжества[править | править код]
Успенский собор во Владимире. 1158—1160 гг. Реконструкция С. В. Заграевского Успенский собор во Владимире. Современный вид. Дмитровский собор во Владимире. 1191 год. Современный вид.
  • Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского и церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем (оба храма построены в 1152 году) являются первыми белокаменными постройками, возведёнными при Юрии Долгоруком. Это небольшие четырёхстолпные храмы с хорами и тремя высокими апсидами, завершенные одной главой (храм в Кидекше сохранился лишь частично). Такой тип храма был широко распространён в середине XII века. В отличие от новгородских четырёхстолпных церквей, храмы обладают выверенными пропорциями, строгой симметрией фасадов. Ровная кладка сделана из тщательно обработанных блоков известняка. От последующих построек храмы Юрия Долгорукого отличаются лаконичностью внешнего оформления[20].

Лучшие белокаменные храмы построены сыновьями Юрия — Андреем Боголюбским и Всеволодом Большое Гнездо.

Успенский собор первоначально был трёхнефным храмом с нартексом. Уникальной чертой являются тромпы, заменившие собой паруса в основании барабана центрального купола. По версии С. В. Заграевского, собор первоначально был пятиглавым. Угловые купола были разобраны при перестройке храма в 1186—1189 годах. Тогда же собор получил галереи с четырьмя новыми главами. Внешний вид храма (до обстройки галереями) усложнялся лестничной башней и небольшими притворами. Притворы примыкали к каждому из трёх порталов храма: на западном и боковых фасадах. Такое расположение входных врат храма было общепринятым. Порталы акцентировали центральные прясла фасадов, соответствующие ветвям внутреннего креста. Пятиглавие всегда имело строгую иерархию. Центральный купол был крупнее и выше, отвечая центричному построению зданий, а также в связи со своим символическим значением. Оно соответствовало внутренней росписи куполов, где помещался образ Христа — Главы Церкви.

Дворцовый храм в Боголюбове сохранился фрагментарно, но известно, что его столбы имели необычную круглую форму — в виде колонн. Церковь Покрова на Нерли, несмотря на совершенство и красоту своих пропорций, также сохранилась не полностью. Первоначально она была окружена низкими галереями с лестницей, ведущей на хоры.

При князе Всеволоде, помимо расширения Успенского собора, был построен придворный Дмитриевский собор (1191 год). Основной объём храма аналогичен постройкам Юрия Долгорукого и Покровской церкви, но отличается от последней менее изящными пропорциями. При ошибочной реставрации XIX века храм потерял первоначальные галереи и лестничные башни.

Постройки Андрея Боголюбского отличались от ранних храмов его отца богатым резным декором. Но максимального расцвета техника украшения фасадов достигла позднее, в начале XIII века (Георгиевский собор в Юрьеве-Польском).

Храмы с повышенными подпружными арками[править | править код]

Пятницкая церковь в Чернигове. Конец XII века. Церковь Параскевы-Пятницы в Великом Новгороде. 1207 год.

В храмах конца XII — начала XIII века появляется особый конструктивный приём, позволяющий создать красивое ступенчатое завершение храма. Его появление было вызвано желанием зодчих придать храмам выраженный вертикальный акцент, сделать здания столпообразными.

  • Стремление к этому обнаруживается уже в небольшом Спасском соборе Евфросиниева монастыря в Полоцке (1161 год). Его узкий интерьер очень высок. Собор раньше имел красивое ступенчатое завершение (внешний вид сильно искажён поздней кровлей). В его формах особенно настойчиво используется форма креста, так как храм служил местом хранения дорогой святыни — Креста-реликвария с частицей древа Креста Господня[21][22].

Сохранился ряд храмов конца XII века, созданных, вероятно, одним архитектором — Петром Милонегом.

  • Пятницкая церковь Чернигова (реконструкция 20 века). В ней арки, несущие барабан купола, сделаны выше, чем прилегающие к ним цилиндрические своды. Обычно это делалось наоборот. Благодаря этому небольшая стройная церковь получила эффектное ступенчатое завершение, ведущее к основанию главы. Угловые части храма перекрыты особыми полуцилиндрическими сводами (четверть окружности), это придает фасадам ступенчатое трёхлопастное завершение.
  • Подобное завершение имела и церковь Василия в Овруче, сохранившаяся до уровня сводов. Её восстановил А. В. Щусев, ошибочно придав сводам формы середины XII века. Уникальны две круглые башни на западных углах Васильевской церкви[23].
  • Подобным же образом была завершена церковь Архангела Михаила в Смоленске (позднее название — Свирская), построенная в 1191—1194 гг полоцким зодчим. Храм хорошо сохранился до нашего времени, несмотря на небольшие искажения[24].
  • Позже смоленские мастера постро

Первые каменные храмы Руси. Десятинная церковь

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *