Дорожка на даче своими руками из цемента: Как сделать дорожку из цемента своими руками: фото

Как сделать садовые дорожки своими руками: технологии и материалы

Оглавление:
Как сделать садовые дорожки своими руками: бетон вам в помощь
Дачные дорожки своими руками: плитка, брусчатка и подобные материалы
Изготовление дачных дорожек из подручных и бросовых материалов

По большому счету, вопрос, из чего и как сделать садовые дорожки своими руками, является сугубо индивидуальным и зависит исключительно от личных предпочтений человека – как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Но, тем не менее, не учитывать все остальные факторы, оказывающие влияние на выбор материалов для устройства дорожек, будет неправильно – именно от них зависят в большей степени все эксплуатационные характеристики тропинок. Об этом и пойдет речь в данной статье, в которой вместе с сайтом moyadacha.org мы разберемся с вопросом, из чего и, главное, как можно самостоятельно изготовить дачные дорожки? Мы рассмотрим различные варианты и изучим их особенности.

Как сделать садовые дорожки своими руками: бетон вам в помощь

Это наиболее простой и долговечный способ изготовить дорожки на дачном участке своими руками – дешевле них только вариант с использованием подручных материалов. Мало того, бетон позволяет в прямом смысле слова лепить тропинки любой формы и конфигурации – при желании из него даже можно построить небольшой мостик через искусственный водоем и наслаждаться прогулками над водой. В общем, вариантов предостаточно, и самое главное в них – это то, что если вы вдруг захотите улучшить внешний вид дорожек, то сделать это можно в любое время, декорировав их плиткой, природным камнем и даже брусчаткой.

Как сделать дорожки на даче своими руками фото

Изготовить бетонные дорожки на даче своими руками также достаточно просто – если разбивать процесс их формирования на этапы, то представить его можно в виде небольшой и короткой последовательности работ.

  1. Разметка и подготовка. С первым моментом все более или менее понятно, а вот с подготовительными работами следует разобраться подробнее. По сути, она ничего сложного собой не представляет – по заранее сделанной разметке снимается часть грунта (сантиметров на пятнадцать в глубину), вместо него насыпается сначала слой щебня (сантиметров десять будет вполне достаточно).
    В принципе, это и вся подготовка.
  2. Теперь нужно провести такой этап работ, как подготовка дорожек к бетонированию. Здесь придется установить невысокую опалубку по краям дорожек и уложить внутрь нее арматуру или сетку из толстой проволоки.
  3. Заливка бетона. Здесь все просто – замешивайте, соблюдая пропорции, и заливайте, после чего выравнивайте правилом. Самое главное правильно соблюсти пропорции бетона: 3 части щебня, 2 части песка и одна часть цемента. Воды по «вкусу», но немного, и перед заливкой щебень и грунт под ним нужно обильно намочить, чтобы бетон с меньшей скоростью терял влагу. Предпочтительная толщина бетона составляет 100мм.
  4. Последний этап работ, который предусматривает технология устройства дачных дорожек своими руками из бетона, это контроль их застывания – по сути, и делать ничего не нужно. Просто дорожки необходимо накрыть полиэтиленом, чтобы снизить темпы испарения воды.

    Бетонные дорожки на даче своими руками фото

Дополнить всю эту картину можно бордюрами и при желании плиткой. Об одном из таких вариантов изготовления бетонных дорожек для сада можно посмотреть в этом видео.

Дачные дорожки своими руками: плитка, брусчатка и подобные материалы

Брусчатка, тротуарная плитка и другие подобные материалы примечательны тем, что с их помощью получается сразу готовое декоративное покрытие тропинки, и для этого материала можно не делать бетонную подготовку. Они и так служат довольно долго, при условии правильной укладки и досконального соблюдения технологии. Вариант, скажем прямо, не из дешевых, даже если осуществлять его самостоятельно – хотя как знать, если вы умудритесь сделать самостоятельно еще и тротуарную плитку, то, возможно, он обойдется не так уж и дорого.

Дорожка из плитки на даче своими руками фото

Что касается решения вопроса, как делается дорожка из плитки на даче своими руками, то процесс ее изготовления можно представить в виде следующей последовательности работ.

  1. Как и в предыдущем случае, для начала производится разметка и удаление слоя грунта толщиной до 200мм – это пространство необходимо для подготовки основания дорожек.
  2. Дальше идет тщательная утрамбовка грунта любыми доступными средствами и все та же подсыпка щебнем, которая служит и дренажом для отвода воды, и прочным основанием для укладки тротуарной плитки. Сверху щебня дополнительно производится отсыпка будущих дорожек песком – оба слоя тщательно трамбуются с использованием воды.
  3. На третьем этапе работ, который предусматривается технологией решения вопроса, как сделать садовые дорожки, выполняется установка бордюров – они монтируются под туго натянутую нить и крепятся исключительно друг с другом при помощи цементного раствора.
  4. Дальше снова песок, только теперь он не трамбуется – этот процесс будет происходить одновременно с укладкой тротуарной плитки. В данной ситуации песок играет роль некоторой «пластичной» массы, благодаря которой плитку для тротуара можно легко выравнивать в единую плоскость и уровень.
  5. Теперь непосредственно сама укладка тротуарной плитки. Здесь все достаточно просто, если не сказать, что элементарно – плитка просто утрамбовывается в песок с помощью тяжелой резиновой киянки. Ее укладывают одну за другой, тщательно подгоняя друг к другу и устанавливая в единую плоскость.

И напоследок, чтобы окончательно зафиксировать ее положение в плоскости и пространстве, швы между каждой отдельно взятой тротуарной плиткой просыпаются сухой смесью песка и цемента, которая после первых же дождей отвердевает и фиксирует положение брусчатки, скрепляя ее между собой. Если на такие тротуары планируется большая нагрузка (например, если вместе с садовыми дорожками вы заодно будете облицовывать этим способом стоянку для автомобиля на даче), то тротуарная плитка укладывается на бетонное основание как обычная кафельная плитка.

Изготовление дачных дорожек из подручных и бросовых материалов

Чтобы качественно, а главное, красиво решить вопрос, как сделать дорожки на даче своими руками из подручных материалов, придется на полную катушку включить свое воображение.

Здесь нужно понять одну вещь – некрасивых строительных или отделочных материалов не существует. Все дело в том, как вы их уложите и сможете ли сочетать с другими строительными материалами. По большому счету, сделать красивую садовую дорожку можно даже из обрезанных с деревьев веток. Не верите? Тогда попробуйте сплести из них некоторое подобие рогожки и, уложив ее на почву, прорастить сквозь нее газонную траву. Таких вариантов может быть масса. Ознакомимся с наиболее распространенными из них.

  1. Остатки строительного материала после возведения домика. Кирпич и прочие блочные материалы даже в битом состоянии могут послужить отличным основанием для садовой дорожки. Кроме всего прочего, предварительно подрезанные отходы можно использовать в качестве брусчатки.

    Дачные дорожки своими руками из подручных материалов фото

  2. Стволы поваленных деревьев. Купив или позаимствовав бензиновую или электрическую цепную пилу, их можно распилить на тонкие диски, из которых сформировать тротуар в саду.
    Мало того, из более тонких веток этих же деревьев можно соорудить некоторое подобие бордюров. Естественно, чтобы такие садовые дорожки служили долго, древесину лучше предварительно обработать специальными средствами – антисептиком и влагоотталкивающей пропиткой.
  3. Доски. Это вообще классический вариант, о котором многие дачники даже не задумываются – чтобы не месить грязь после дождя, просто положили доску в самом болотистом месте и ходят по ней. В большинстве случаев эта доска прописывается там надолго – пока не сгниет. Что вам мешает сколотить из доски культурные трапы, которые и уложить на даче в качестве садовых дорожек? Опять-таки, нужно будет позаботиться об их сохранности с помощью пропиток.
  4. Щебень и другие сыпучие материалы. Песок, гравий, галька, тот же гранулированный шлак или отсев могут стать отличной поверхностью для садовой дорожки – согласитесь, все же лучше, чем грязь. Изготавливать такие тротуары, как говорится, проще пареной репы – установили некоторое подобие бордюра (например, из битого шифера) и засыпали пространство между ними указанными выше материалами на выбор.

    Как сделать садовые дорожки своими руками фото

В принципе, и это не предел буйной фантазии человека – по большому счету, в качестве покрытия для садовых дорожек может быть использован практически любой твердый и прочный материал. Еще раз напомню, что внешний вид таких дорожек целиком и полностью зависит от того, насколько вы правильно продумаете раскладку этого материала. Один мой знакомый подошел к решению вопроса, как сделать садовые дорожки своими руками, настолько оригинально, что умудрился их изготовить из старых радиаторов отопления. Обрезав все лишнее и покрасив ребристые секции, он просто уложил их на грунт.

Садовые дорожки своими руками с малыми затратами при помощи формы — ВикиСтрой

Садовые дорожки своими руками с малыми затратами при помощи формы Бетонные дорожки, сделанные с помощью готовой формы, прочны, долговечны и экономичны. Технология устройства такого покрытия проста и позволяет сделать дорожку без специальной подготовки. Примените фантазию при выборе формы и цвета бетона, и создавайте садовую дорожку своими руками с малыми затратами. https://www.wikistroi.ru/story/landscapedesign/sadovyie-dorozhki-svoimi-rukami-s-malymi-zatratami-pri-pomoshchi-formy https://www.wikistroi.ru/story/landscapedesign/sadovyie-dorozhki-svoimi-rukami-s-malymi-zatratami-pri-pomoshchi-formy/@@download/image/2gjabKry.jpg

Бетонные дорожки, сделанные с помощью готовой формы, прочны, долговечны и экономичны. Технология устройства такого покрытия проста и позволяет сделать дорожку без специальной подготовки. Примените фантазию при выборе формы и цвета бетона, и создавайте садовую дорожку своими руками с малыми затратами.


Материалы

Для основания под покрытие дорожки необходимы:

  • щебень с размером частиц 20–40 мм;
  • песок;
  • геотекстиль.

Для покрытия дорожки используется бетон В15 (М200). Чтобы изготовить его самому, необходимо соблюсти следующую пропорцию ингредиентов по объему:

  • Цемент М400 — 1 часть.
  • Щебень (гравий крупностью 20–40 мм) — 4 части.
  • Песок мытый — 2 части.
  • Песок не должен содержать примеси, понижающие прочность бетона (глина, ил, слюда, пылеватые частицы), более 10% от общего веса, а крупный заполнитель — не более 2% этих примесей.

    Исходя из расхода составляющих на м3 бетонной смеси, можно рассчитать расход цемента, щебня и песка на всю дорожку:

  • Цемент М400 — 280 кг.
  • Песок — 686 кг.
  • Щебень (гравий) — 1204 кг.
  • Вода — 175 л.
  • При желании в бетонную смесь добавляется краситель, тогда скучный серый цвет бетона превращается в игру красок на зеленом полотне садового газона.

    Инструменты

    Для устройства садовой дорожки необходимы инструменты:

    • для разметки на местности контура;
    • для бетонирования форм;
    • для заполнения швов.

    Выбор формы

    Готовые формы заводского изготовления

    Форму или фактически опалубку для будущих бетонных плиток можно приобрести готовую, заводского изготовления. Они представлены на рынке в широком ассортименте. Некоторые из них имитируют произвольные формы натурального камня, другие — тротуарную плитку.

    Также можно изготовить плитки с помощью любой формы для выпечки с высоким бортом.

    Формы, изготовленные своими руками

    Изготовить опалубку для бетонной плитки можно из досок толщиной более 19 мм. Высота опалубки принимается 50 мм.

    В качестве формы можно использовать разрезанную автопокрышку или брус 50х50 мм. Деревянные элементы опалубки обрабатываются антисептиком. Можно обмазать их отработанным машинным маслом.

    Стальная полоска, изогнутая произвольным образом, также часто используется в качестве опалубки для изготовления искусственного камня.

    Также вы можете изготовить плитку с индивидуальным дизайном: «Плитка для садовой дорожки своими руками. Фотоинструкция».

    Поэтапная технология устройства дорожки

    Согласно готовому плану сначала производится разбивка на участке. Будущее полотно дорожки отмечается с помощью колышков и веревки. Далее убирается лишний грунт на глубину 20–30 см с учетом толщины основания под покрытие и само покрытие.

    Важно при этом снять растительный слой на всю высоту. При большой высоте почвенного слоя увеличивается высота основания под покрытие.

    Необходимо учесть, что поверхность самой дорожки должна быть выше поверхности земли участка минимум на 5 см. Это позволит не скапливаться воде на покрытии. Для этого же делается небольшой уклон на обе стороны.

    Грунтовое основание тщательно утрамбовывается. На грунт лучше уложить геотекстиль, чтобы предотвратить втапливание гравия в землю и возможность прорастание растений. Далее укладывается слой гравия (10–15 см), а затем слой песка (5–10 см). Все слои необходимо утрамбовать. Песок необходимо пролить водой.

    На этом этапе нужно проверить уровень основания, чтобы после укладки покрытия выйти на необходимую отметку дорожки. Форму выкладывают на готовое песчаное основание, немного втапливая ее в песок. Необходимое положение опалубки подправляют киянкой.

    Готовую бетонную смесь аккуратно выкладывают в форму, утрамбовывая узкой ручной трамбовкой. Верхняя часть выравнивается. Бетон не воспринимает изгибающие нагрузки. Для увеличения срока службы дорожных плит можно заложить при бетонировании обрезки арматуры, либо стальные сетки.

    Когда бетон схватится, форму аккуратно снимают. Далее необходимо сделать железнение поверхности дорожки. Для этого разводят цементное молочко (цемент + вода) до состояния жидкой сметаны и покрывают тонким слоем поверхность бетона. Это сделает покрытие дорожки более прочным и придаст ему красивый металлический цвет.

    Важно! В период твердения бетона за ним необходим уход. В жаркую погоду его через 3 часа после укладки начинают увлажнять (7 суток). В прохладную (меньше +5 °С) — укрывают.

    Пред тем как использовать форму снова, ее нужно очистить от остатков бетона и грязи.

    Швы между плиткой можно заполнить цементно-песчаным раствором, песком или землей с последующим посевом газонной травы. Песком или землей швы заполняются с помощью швабры, после чего они проливаются водой для уплотнения.

    Эксплуатировать бетонную дорожку можно после набора бетоном 70% прочности (две недели), а лучше 100% своей прочности (28 дней).

    Достоинства и недостатки бетонной дорожки

    Достоинства:

  • Прочность и долговечность — это наиболее важные преимущества такой дорожки на садовом участке.
  • Простота изготовления дает возможность сделать самому надежное дорожное покрытие, а также придать покрытию любую форму из подручных материалов.
  • Современные красители позволяют при высоких прочностных показателях материала добиться интересного эстетического эффекта. Можно создать имитацию натурального камня или воплотить собственное творческое решение.
  • Недостатки:

  • Сроки изготовления дорожки увеличены за счет времени на твердение бетона. Впрочем, плитку можно изготовить заранее. О том, как это сделать, мы рассказывали вам в статье: «Изготовление тротуарной плитки своими руками».
  • Для укладки бетона необходимо хорошо подготовленное основание.
  • Во время процесса твердения бетона необходим уход за ним при неблагоприятных погодных условиях.
  • Бетонные плиты для дорожки можно изготовить любой формы, цвета, наполнить элементами декора из натурального камня, стекла, металла, сделать отпечатки своих рук, ног, листьев растений, различных узоров и орнамента.

    Любая работа становится удовольствием, если в ней присутствует творчество.

    рмнт.ру

    23.03.16

    Все, что вам нужно знать перед строительством переднего прохода

    Первое, что люди видят при посещении вашего дома, нельзя недооценивать важность передних проходов. Озеленение передней дорожки может не только добавить характер и стиль вашему дому, но также может положительно повлиять на привлекательность вашего дома. Не говоря уже о том, что они облегчают как жителям, так и гостям проникновение внутрь, не застревая в грязи и не спотыкаясь обо что-либо, поскольку прямо к вашей входной двери есть свободный путь. Проходы на заднем дворе не менее важны и помогают определить путь, по которому должны идти люди из пункта А в пункт Б.

    Но вы, вероятно, здесь, потому что вы уже все это знаете, и когда вы думаете о том, чтобы взяться за этот проект, вы понимаете, что есть над чем подумать! Должен ли он соответствовать цветам вашего парадного входа, быть определенной длины или быть сделанным из определенных материалов? Какая ширина будет наиболее функциональной? Есть много вопросов, на которые нужно ответить, но не нужно напрягаться, потому что мы здесь, чтобы помочь вам получить ответы на некоторые часто задаваемые вопросы, чтобы вы могли с уверенностью построить свою новую дорожку.

    Какой самый дешевый способ сделать дорожку?

    Существует множество различных материалов, и каждый из них предлагает свой собственный стиль для вашего парадного входа, но как насчет их влияния на ваш кошелек? Знание вашего бюджета — это первое, с чего нужно начать, поскольку оно повлияет на все остальные решения, которые вы принимаете.

    Цены могут колебаться и отличаться в зависимости от спроса и предложения и региона, в котором вы живете, но используйте эту разбивку в качестве общего начального ориентира:

    • Кирпич: 14-18 долларов США за квадратный фут
    • Брусчатка: 14-26 долларов за квадратный фут
    • Гравий: 8-15 долларов за квадратный фут
    • Мульча: 5-10 долларов за квадратный фут
    • Кедровая щепа: 5-10 долларов за квадратный фут фут
    Двор перед домом в Аризоне, спроектированный Тилли

    Что можно использовать для наружной дорожки?

    Теперь, когда вы знаете, что может быть в пределах вашего бюджета, вот некоторые другие соображения для каждого типа материала:

    Кирпич

    Кирпичная дорожка, известная как один из самых классических вариантов, неподвластна времени и красива. Общие шаблоны дорожек из кирпича включают в себя: бегущую связку, корзиночное плетение, елочку и многослойную связку, каждый из которых можно использовать для вашей дорожки, чтобы придать ей уникальный стиль. Имейте в виду, что из-за своей пористой природы кирпич со временем может стать скользким и может потребовать мойки под давлением.

    Если вы ищете способ добавить материалы с историей в свою дорожку, регенерированный кирпич — отличный вариант. Это также может быть отличным способом сделать ваш проект более экологичным за счет сокращения потребности в совершенно новых материалах.

    Кирпичная дорожка

    Брусчатка

    Брусчатка доступна в различных формах, цветах и ​​размерах, чтобы ваша дорожка соответствовала эстетике и атмосфере вашего дома. Поскольку они окрашены, они могут иметь широкий спектр цветов, сохраняя при этом структурную целостность любого другого бетонного материала.

    Дорожка из брусчатки чаще всего укладывается всухую на песчаную или цементную основу с гибкими соединениями. Когда вы укладываете брусчатку всухую, не забудьте использовать полимерный песок на стыках, чтобы предотвратить рост сорняков. Это поможет снизить затраты на техническое обслуживание дорожки из асфальтоукладчика и сохранить ее красоту в любое время года. Если вы работаете в одиночку, возможно, вам следует избегать больших бетоноукладчиков, поскольку они могут быть очень тяжелыми и с ними трудно работать, если у вас нет помощника.

    Дорожка с рисунком из брусчатки

    Гравий

    Гравий является популярным материалом для строительства дорожек из-за его низкой стоимости и красивого внешнего вида. Хотя гравий сам по себе выглядит прекрасно, если вы хотите добавить больше стиля своей дорожке из гравия, вы можете разместить ступеньки любой формы или из любого материала, который вам нравится. Это не добавит больших затрат, но может позволить вам добавить индивидуальности вашей дорожке, особенно если вы сделаете специальные ступеньки.

    Важно отметить, что гравий должен иметь какое-то ограничение по краю, независимо от того, сделан ли он из стали, булыжника или другого материала. Это предотвратит распространение гравия на окружающий ландшафт, что снизит эффективность вашей дорожки и может повредить любые окружающие небольшие растения.

    Как и в случае с брусчаткой, для гравия потребуется средство от сорняков, чтобы предотвратить рост растений и обеспечить некоторую устойчивость передней дорожке. Одним из рекомендуемых средств от сорняков является геотекстильный барьер от сорняков, но есть много вариантов на выбор.

    Пешеходная дорожка из серого гравия

    Мульча и кедровая стружка

    Мульча является популярным выбором для дорожек из-за ее низкой стоимости и естественного внешнего вида для дорожек, ведущих через лесную или садовую территорию. Мульча также является отличным вариантом для дизайнеров и домовладельцев из-за ее относительно легкого веса и простоты использования.

    В отличие от гравия, мульча не обязательно должна иметь кромочный материал. Тем не менее, дорожку, сделанную из мульчи, возможно, придется обновлять каждые несколько лет или около того, о чем следует помнить, когда думаете об уходе за дорожкой.

    Кедровая щепа, распространенный тип древесной щепы, которая используется для дорожек, также является приемлемым вариантом для использования. Он не только так же доступен, как мульча, но обычно имеет более светлый оттенок, чем мульча, что может лучше соответствовать вашему дому и ландшафту.

    Дворовая дорожка с мульчей

    Бетон

    Бетон является очень универсальным материалом и отличным материалом для передней дорожки. Если вам нужен классический и простой вид, вы можете использовать традиционный тротуар для нескользкой дорожки. Если вы хотите, чтобы дорожка из литого бетона выглядела как натуральный камень, вы можете отштамповать и покрасить тротуар, чтобы он выглядел как натуральный камень. Какое бы видение ни возникло у вас в голове, существует множество добавок или красителей, чтобы получить идеальный цвет бетона, который вы ищете.

    Если вам нужен бетон с другой визуально заметной текстурой, вы также можете приобрести бетонные заполнители. Эти заполнители состоят из геологических материалов, таких как гравий, песок и щебень, и бывают разных форм и размеров. Размер частиц определяет, является ли это крупным заполнителем (например, гравием) или мелким заполнителем (например, песком). Бетонные заполнители также бывают разных цветов, если вы хотите добавить что-то, что создаст еще больший визуальный эффект!

    Возможности использования бетона для дорожки перед входом практически безграничны, что делает его чрезвычайно популярным выбором.

    дорожка изгибается по аккуратно подстриженному газону

    Материалы для бордюров

    Если вас интересуют бордюры для дорожки, существует множество вариантов, которые можно сочетать с основным материалом дорожки для создания защищенной и стильной дорожки. , и действительно все свое.

    Некоторые примеры бордюрных материалов:

    • Металл
    • Кирпич
    • Дерево
    • Камень

    Эти бордюрные материалы можно использовать для создания бордюра вокруг основного материала, используемого для дорожки. Это может помочь сохранить основной материал, не допустить попадания травы или просто предоставить дополнительный стилистический вариант. Помимо вышеупомянутого, вы также захотите рассмотреть клумбы и растения, которые также могут помочь создать естественный поток и дорожку. Ландшафтное освещение — это еще один простой способ улучшить внешний вид дорожки перед входом, не говоря уже о том, чтобы ее было лучше видно ночью.

    Обрамленная камнем дорожка во дворе перед домом

    Как сделать простую дорожку?

    Если вы хотите построить потрясающую дорожку, вам не нужно быть мастером — простота часто является названием игры. Вот шаги, которые вам нужно предпринять, чтобы построить простую переднюю дорожку.

    1. Спланируйте форму и длину дорожки

    Распланировав форму и длину дорожки, вы получите четкое представление о том, как будет выглядеть ваш конечный продукт.

    Нарисуйте общую форму и длину вашей дорожки, и прежде чем вы начнете укладывать материалы, используйте веревку или ленту, чтобы визуально представить, как будет выглядеть дорожка и сколько материала вам понадобится между начальной точкой и фасадом. порог.

    2. Построить основание

    В зависимости от типа материала, который вы используете, вам нужно либо использовать основание, уложенное всухую на основе из песка или цементной смеси с гибкими соединениями, либо основание, уложенное влажным способом, на бетонное основание с цементными швами. Например, если вы планируете соорудить дорожку из плитняка, вы, вероятно, захотите использовать грунтовую основу, каменную пыль или песок.

    Важно знать, какой тип базы вам понадобится, чтобы убедиться, что все правильно разложено.

    3. Укладка материалов

    Как и в предыдущем шаге, способ укладки материалов для дорожки может зависеть от ее типа. Например, нужно будет заливать бетон, пока засыпается и укладывается мульча, кедровая щепа и гравий. Несмотря на то, что процессы кажутся похожими, способ их укладки на практике будет выглядеть совершенно по-разному.

    Если вы не знаете, как уложить конкретные материалы для достижения наилучших результатов, может быть хорошей идеей просмотреть видеоролики об использовании этих материалов, чтобы вы могли увидеть процесс, прежде чем пытаться воспроизвести его.

    4. Продолжайте строить следующие участки

    После того, как вы уложили первый набор материалов, продолжайте укладывать материалы, чтобы построить следующие участки вашей дорожки.

    Сначала это может показаться медленным, но вы доберетесь до крыльца раньше, чем заметите это!

    5. Закрепите края бордюрными материалами

    Если вы используете такой материал, как гравий, для которого требуются бордюрные материалы, вам нужно выложить бордюр после того, как ваши материалы будут выложены. Таким образом, вы можете убедиться, что бордюрные материалы находятся в нужном месте.

    6. Добавьте окончательные материалы

    Добавление окончательных материалов, таких как полимерный песок для брусчатки, является последним шагом. После того, как ваши окончательные материалы уложены, ваша дорожка готова!

    Проверьте свою дорожку, совершив праздничную прогулку или станцевав по ней. Вы заслужили это за всю эту тяжелую работу!

    Передняя дорожка, обрамленная кустами

    Какой материал лучше всего подходит для дорожки?

    Лучший материал для дорожек зависит от множества факторов. Как домовладельцы, основными факторами, которые следует учитывать, являются: стоимость, климат, безопасность, простота и внешний вид.

    Стоимость

    Как мы уже говорили ранее, стоимость может сильно различаться в зависимости от материала для дорожек. Если вы хотите получить отдачу от затраченных средств с более дешевым вариантом, мульча, кедровая стружка и гравий будут идеальным материалом для дорожек. Если вам нужна более естественная дорожка, любой из этих вариантов подойдет идеально и будет относительно доступным.

    Бетон, с другой стороны, является материалом средней стоимости, в то время как кирпич и брусчатка стоят дороже.

    В зависимости от вашего бюджета любой из перечисленных материалов может прекрасно изменить вашу дорожку. Если вы знаете свой бюджет и цели для своей дорожки, а также то, как приспособить и то, и другое, вы будете в хорошей форме.

    Засухоустойчивый парадный вход, обрамляющий лестницу

    Климат

    Различные материалы могут реагировать на определенные погодные условия, поэтому важно знать, как предпочитаемый материал следует использовать в том месте, где вы живете. Синий камень, например, имеет тенденцию быть популярным выбором в значительной степени из-за его долговечности.

    Если вы живете в районе с особенно жарким или холодным климатом, не забудьте залить бетон с преднамеренными компенсационными швами. Таким образом, бетон может безопасно расширяться и сжиматься при изменении температуры.

    Простой вход в коттедж

    Безопасность

    Несмотря на то, что кирпич является популярным материалом для дорожек, он также может стать скользким во влажном состоянии с течением времени из-за того, что со временем может стать пористым. Важно знать об этом, особенно если вы живете в районе с особенно влажной погодой или влажным временем года.

    Если вы не можете поднимать тяжелые предметы, бетон или кирпич (особенно брусчатка), скорее всего, не лучший вариант для самостоятельной дорожки перед входом. Оба материала находятся в верхней части ценового спектра из-за их популярности и долговечности, но вес любого материала может быть слишком большим для тех, кто борется с подъемом тяжелых предметов.

    Современный фасад от Tilly

    Простота

    Некоторые материалы проще в использовании, чем другие. Например, гравий и мульчу легче выложить для проекта «сделай сам», чем кирпичи или бетон. Тем не менее, мульчу необходимо будет заменять каждые несколько лет, поэтому, если вы не заинтересованы в содержании, бетон или кирпичи могут быть для вас лучшим выбором из-за их долговечности.

    Внешний вид

    Каждый тип материала имеет свой стиль внешнего вида. Например:

    • Бетон и брусчатка имеют более современный и упрощенный вид.
    • Мульча и кедровая стружка имеют естественный внешний вид и хорошо сочетаются с остальным ландшафтом.
    • Кирпич имеет неподвластный времени классический вид.
    • Гравий имеет упрощенный и настраиваемый внешний вид.

    В зависимости от того, какая эстетика или вид дорожки перед входом вас интересует, вам могут быть доступны различные варианты. Никогда не помешает пролистать Pinterest или Instagram в поисках идей для пешеходных дорожек. В то время как один тип камня или кирпича может хорошо смотреться в хозяйственном магазине, рассмотрение его в контексте может добавить совершенно новое измерение.

    Заключение

    Теперь, когда у вас есть все, что вам нужно знать о строительстве дорожки во дворе, вы готовы построить свою собственную!

    Хотите продолжать обдумывать идеи ландшафтного дизайна для своего открытого жилого пространства? Тилли здесь, чтобы помочь. Посетите наш веб-сайт, чтобы узнать о наших дизайнерских пакетах, идеях для сада своими руками, ценах и многом другом. Когда вы будете готовы сделать следующий шаг, свяжитесь с нами по всем вопросам, связанным с ландшафтным дизайном в Интернете!

    Бетон: самый разрушительный материал на Земле | Города

    За то время, пока вы будете читать это предложение, мировая строительная индустрия зальет более 19 000 ванн бетона. К тому времени, как вы дочитаете эту статью до середины, том заполнит Альберт-холл и выльется в Гайд-парк. Через день он будет почти размером с китайскую плотину «Три ущелья». За один год достаточно патио над каждым холмом, долиной, укромным уголком и щелью в Англии.

    После воды бетон является наиболее широко используемым веществом на Земле. Если бы цементная промышленность была страной, она была бы третьим по величине источником выбросов углекислого газа в мире с объемом выбросов до 2,8 млрд тонн, уступая только Китаю и США.

    Этот материал является основой современного развития, дает крышу над головами миллиардов, укрепляет нашу защиту от стихийных бедствий и обеспечивает структуру для здравоохранения, образования, транспорта, энергетики и промышленности.

    Бетон — это то, как мы пытаемся приручить природу. Наши плиты защищают нас от элементов. Они удерживают дождь от наших голов, холод от наших костей и грязь от наших ног. Но они также засыпают обширные участки плодородной почвы, засоряют реки, засоряют места обитания и, действуя как прочная вторая кожа, лишают нас чувствительности к тому, что происходит за пределами наших городских крепостей.

    Наш сине-зеленый мир с каждой секундой становится серее. Согласно одному расчету, мы, возможно, уже прошли точку, когда бетон перевешивает совокупную массу углерода каждого дерева, куста и кустарника на планете. В этом смысле наша искусственная среда перерастает природную. Однако, в отличие от природного мира, он на самом деле не растет. Наоборот, его главное качество — затвердевать, а затем очень медленно разлагаться.

    Вопросы и ответы
    Что такое неделя бетона Guardian?
    Шоу

    На этой неделе Guardian Cities исследует шокирующее влияние бетона на планету, чтобы узнать, что мы можем сделать, чтобы сделать мир менее серым.

    Наш вид пристрастился к бетону. Мы используем его больше, чем что-либо еще, кроме воды. Как и другие искусственные чудо-материалы, пластик и бетон преобразили конструкцию и улучшили здоровье человека. Но, как и в случае с пластиком, мы только сейчас начинаем осознавать его опасности.

    Бетон вызывает до 8% глобальных выбросов CO2; если бы это была страна, она была бы худшим преступником в мире после США и Китая. Он заполняет наши свалки, перегревает наши города, вызывает наводнения, уносящие жизни тысяч людей, и коренным образом меняет наше отношение к планете.

    Сможем ли мы избавиться от зависимости, без которой трудно представить современную жизнь? В этой серии статей Concrete Week исследует влияние материала на окружающую среду и на нас, а также рассматривает альтернативные варианты будущего.

    Крис Майкл, редактор Cities

    Было ли это полезно?

    Весь пластик, произведенный за последние 60 лет, составляет 8 млрд тонн. Цементная промышленность выкачивает больше, чем каждые два года. Но хотя проблема больше, чем с пластиком, ее обычно считают менее серьезной. Бетон не получают из ископаемого топлива. В желудках китов и чаек его не находят. Врачи не обнаруживают его следов в нашей крови. Мы также не видим его запутавшимся в дубах или вносящим свой вклад в подземные жирберги. Мы знаем, где мы находимся с бетоном. Или, если быть более точным, мы знаем, куда она идет: никуда. Именно поэтому мы стали полагаться на него.

    Эта основательность, конечно же, то, к чему стремится человечество. Бетон любят за его вес и прочность. Именно поэтому он служит основой современной жизни, сдерживая время, природу, стихию и энтропию. В сочетании со сталью это материал, который гарантирует, что наши плотины не прорвутся, наши многоквартирные дома не упадут, наши дороги не прогнутся, а наша электросеть останется подключенной.

    Солидность — особенно привлекательное качество во времена дезориентирующих перемен. Но, как и любая хорошая вещь в избытке, она может создать больше проблем, чем решить.

    То непоколебимый союзник, то ложный друг, бетон может сопротивляться природе десятилетиями, а затем внезапно усилить свое влияние. Возьмите наводнения в Новом Орлеане после урагана Катрина и в Хьюстоне после Харви, которые были более сильными, потому что городские и пригородные улицы не могли впитывать дождь, как пойма, а ливневые стоки оказались совершенно неадекватными для новых экстремальных условий нарушенного климата.

    Когда прорывается дамба… Дамба канала 17-й улицы в Новом Орлеане после того, как она была прорвана во время урагана Катрина. Фотография: Нати Харник/AP

    Он также усиливает экстремальные погодные условия, от которых защищает нас. Считается, что на всех этапах производства на бетон приходится 4-8% мирового выброса CO2. Среди материалов только уголь, нефть и газ являются большим источником парниковых газов. Половина выбросов CO2 при производстве бетона создается при производстве клинкера, наиболее энергоемкой части процесса производства цемента.

    Но другие воздействия на окружающую среду изучены гораздо хуже. Бетон — это жаждущее чудовище, поглощающее почти десятую часть промышленного потребления воды в мире. Это часто увеличивает нагрузку на питьевые и ирригационные нужды, поскольку 75% этого потребления приходится на засушливые и нехватающие воды регионы. В городах бетон также усиливает эффект теплового острова, поглощая солнечное тепло и улавливая газы от выхлопных газов автомобилей и кондиционеров, хотя он, по крайней мере, лучше, чем более темный асфальт.

    Также усугубляет проблему силикоза и других респираторных заболеваний. Пыль от переносимых ветром складов и смесителей составляет до 10% крупных твердых частиц, которыми задыхается Дели, где исследователи обнаружили в 2015 году, что индекс загрязнения воздуха на всех 19 крупнейших строительных площадках превышает безопасные уровни как минимум в три раза. . Известняковые карьеры и цементные заводы также часто являются источниками загрязнения, наряду с грузовиками, которые перевозят материалы между ними и строительными площадками. В таких масштабах даже приобретение песка может иметь катастрофические последствия — разрушить так много мировых пляжей и русел рек, что эта форма добычи в настоящее время все чаще используется организованными преступными группировками и ассоциируется с кровавым насилием.

    Это касается наиболее серьезного, но наименее изученного воздействия бетона, которое заключается в том, что он разрушает природную инфраструктуру, не заменяя при этом экологические функции, от которых зависит удобрение, опыление, борьба с наводнениями, производство кислорода и очистка воды.

    Бетон может поднять нашу цивилизацию на высоту до 163 этажей в случае небоскреба Бурдж-Халифа в Дубае, создавая жизненное пространство из воздуха. Но это также выталкивает человеческий след наружу, растягивая плодородный верхний слой почвы и задыхаясь от мест обитания. Кризис биоразнообразия, который многие ученые считают такой же угрозой, как и климатический хаос, в первую очередь обусловлен превращением дикой природы в сельскохозяйственные, промышленные зоны и жилые кварталы.

    На протяжении сотен лет человечество было готово смириться с этим недостатком окружающей среды в обмен на несомненные преимущества бетона. Но теперь баланс может сместиться в другую сторону.


    Пантеон и Колизей в Риме являются свидетельством долговечности бетона, который представляет собой смесь песка, заполнителя (обычно гравия или камней) и воды, смешанных с обожженным в печи связующим веществом на основе извести. Современная промышленная форма вяжущего – портландцемент – была запатентована как форма «искусственного камня» в 1824 году Джозефом Аспдином в Лидсе. Позже это было объединено со стальными стержнями или сеткой для создания железобетона, основы для небоскребов в стиле ар-деко, таких как Эмпайр-стейт-билдинг.

    Реки его вылились после Второй мировой войны, когда бетон стал недорогим и простым способом восстановления разрушенных бомбардировками городов. Это был период бруталистских архитекторов, таких как Ле Корбюзье, за которым последовали футуристические, плавные изгибы Оскара Нимейера и элегантные линии Тадао Андо, не говоря уже о постоянно растущем легионе плотин, мостов, портов, ратушей, университетские городки, торговые центры и одинаково мрачные автостоянки. В 1950 году производство цемента было равно производству стали; с тех пор он вырос в 25 раз, более чем в три раза быстрее, чем его партнер по металлическому строительству.

    Дебаты об эстетике имеют тенденцию к поляризации между традиционалистами, такими как принц Чарльз, который осудил бруталистский Tricorn Center Оуэна Людера как «заплесневелый комок слоновьего помета», и модернистами, которые рассматривали бетон как средство сделать стиль, размер и прочность доступными для каждого. массы.

    Политика бетона вызывает меньше разногласий, но более разъедает. Основная проблема здесь — инерция. Как только этот материал связывает политиков, бюрократов и строительные компании, образовавшуюся связь практически невозможно сдвинуть с места. Лидеры партий нуждаются в пожертвованиях и откатах от строительных фирм, чтобы быть избранными, государственным планировщикам нужно больше проектов для поддержания экономического роста, а боссам строительства нужно больше контрактов, чтобы деньги поступали, штат был занят, а политическое влияние было высоким. Отсюда и самовоспроизводящийся политический энтузиазм по поводу экологически и социально сомнительных инфраструктурных проектов и цементных праздников вроде Олимпиады, чемпионата мира по футболу и международных выставок.

    Классический пример — Япония, которая приняла бетон во второй половине 20-го века с таким энтузиазмом, что структура управления в стране часто описывалась как doken kokka (состояние строительства).

    Резервуар для воды с регулируемым давлением в Кусакабе, Япония, построенный для защиты Токио от паводков и переполнения основных водных путей и рек города во время сильных дождей и сезонов тайфунов. Фотография: Ho New/Reuters

    Сначала это был дешевый материал для восстановления городов, разрушенных зажигательными бомбами и ядерными боеголовками во время Второй мировой войны. Затем она заложила основу для новой модели сверхбыстрого экономического развития: новые железнодорожные пути для сверхскоростных поездов Синкансэн, новые мосты и туннели для надземных скоростных автомагистралей, новые взлетно-посадочные полосы для аэропортов, новые стадионы для 19-го века.64 Олимпийских игр и Osaka Expo, а также новые ратуши, школы и спортивные сооружения.

    Это поддерживало темпы роста экономики почти двузначными числами до конца 1980-х годов, обеспечивая высокий уровень занятости и давая правящей Либерально-демократической партии мертвую хватку у власти. Политических тяжеловесов той эпохи — таких людей, как Какуэи Танака, Ясухиро Накасоне и Нобору Такэсита — оценивали по их способности приносить в свои родные города масштабные проекты. Огромные откаты были нормой. Гангстеры якудза, которые служили посредниками и силовиками, также получили свою долю. Мошенничество на торгах и практически монополия со стороны шести крупных строительных фирм (Симидзу, Тайсей, Кадзима, Такенака, Обаяши, Кумагаи) обеспечили достаточно прибыльные контракты, чтобы обеспечить политикам солидные откаты. doken kokka был рэкетом национального масштаба.

    Но бетона не так много, чтобы его можно было с пользой уложить, не нарушая окружающей среды. Постоянно уменьшающаяся отдача стала очевидной в 1990-х годах, когда даже самые изобретательные политики изо всех сил пытались оправдать правительственные пакеты стимулирующих расходов. Это был период чрезвычайно дорогих мостов в малонаселенные районы, многополосных дорог между крошечными сельскими общинами, цементирования немногих сохранившихся естественных берегов рек и заливки все больших объемов бетона в морские стены, которые должны были защитить 40% береговой линии. Японское побережье.

    В своей книге «Собаки и демоны» автор и давний житель Японии Алекс Керр сетует на цементирование берегов рек и склонов холмов во имя предотвращения наводнений и селей. Безудержные строительные проекты, субсидируемые государством, сказал он в интервью, «нанесли неисчислимый ущерб горам, рекам, ручьям, озерам, водно-болотным угодьям, повсюду — и это происходит с нарастающей скоростью. Такова реальность современной Японии, и цифры ошеломляют».

    Он сказал, что количество бетона, уложенного на квадратный метр в Японии, в 30 раз больше, чем в Америке, и что объем почти такой же. «Итак, мы говорим о стране размером с Калифорнию, укладывающей такое же количество бетона [как и все США]. Умножьте американские торговые центры и разрастание городов на 30, чтобы понять, что происходит в Японии».

    Традиционалисты и защитники окружающей среды были в ужасе – и проигнорированы. Закрепление Японии противоречило классическим эстетическим идеалам гармонии с природой и признанию mujo (непостоянства), но было понятно, учитывая постоянный страх землетрясений и цунами в одной из самых сейсмически активных стран мира. Все знали, что реки с серыми берегами и береговые линии уродливы, но никого это не волновало, пока они могли уберечь свои дома от затопления.

    Что сделало разрушительное землетрясение Тохоку 2011 года и цунами еще более шокирующими. В прибрежных городах, таких как Исиномаки, Камаиси и Китаками, огромные морские стены, которые строились десятилетиями, были затоплены за считанные минуты. Погибло почти 16 000 человек, миллион зданий был разрушен или поврежден, городские улицы были заблокированы выброшенными на берег кораблями, а воды порта были заполнены плавающими автомобилями. Еще более тревожная история произошла на Фукусиме, где волна океана поглотила внешнюю защиту атомной станции Фукусима-дайити и вызвала расплавление 7 уровня.

    Вкратце, казалось, что это может стать моментом короля Кнуда для Японии — когда сила природы разоблачит безумие человеческого высокомерия. Но бетонное лобби оказалось слишком сильным. Либерально-демократическая партия вернулась к власти через год с обещанием потратить 200 триллионов иен (1,4 триллиона фунтов стерлингов) на общественные работы в течение следующего десятилетия, что эквивалентно примерно 40% экономического производства Японии.

    «Кажется, что мы в тюрьме, хотя мы не сделали ничего плохого»… Морская дамба в Ямада, префектура Иватэ, Япония, 2018 год. Фото: Ким Кён-Хун/Reuters

    Строительные фирмы снова получили приказ сдерживать море, на этот раз с еще более высокими и толстыми барьерами. Их стоимость оспаривается. Инженеры утверждают, что эти 12-метровые бетонные стены остановят или, по крайней мере, замедлят будущие цунами, но местные жители слышали такие обещания и раньше. Район, защищаемый этими оборонительными сооружениями, также имеет меньшую ценность для человека, поскольку земля в значительной степени обезлюдела и заполнена рисовыми полями и рыбными фермами. Экологи говорят, что мангровые леса могут стать гораздо более дешевым буфером. Что характерно, даже многие пострадавшие от цунами местные жители ненавидят бетон между ними и океаном.

    «Такое ощущение, что мы в тюрьме, хотя мы не сделали ничего плохого», — сказал Рейтер рыбак, ловящий устриц, Ацуши Фуджита. «Мы больше не можем видеть море», — сказал уроженец Токио фотограф Тадаси Оно, сделавший одни из самых впечатляющих снимков этих массивных новых сооружений. Он описал их как отказ от японской истории и культуры. «Наше богатство как цивилизации связано с нашим контактом с океаном», — сказал он. «Япония всегда жила с морем, и море защищало нас. А теперь японское правительство решило закрыть доступ к морю».


    Это было неизбежно. Во всем мире бетон стал синонимом развития. Теоретически похвальная цель человеческого прогресса измеряется рядом экономических и социальных показателей, таких как ожидаемая продолжительность жизни, детская смертность и уровень образования. Но для политических лидеров самым важным показателем является валовой внутренний продукт, мера экономической активности, которая чаще всего рассматривается как расчет размера экономики. ВВП — это то, как правительства оценивают свой вес в мире. И ничто так не наполняет страну, как бетон.

    Это справедливо для всех стран на определенном этапе. На ранних стадиях разработки тяжеловесные строительные проекты приносят пользу, как боксер, наращивающий мускулы. Но для уже зрелой экономики это вредно, как престарелый спортсмен, накачивающий все более сильные стероиды со все меньшим эффектом. Во время азиатского финансового кризиса 1997–1998 годов кейнсианские экономические советники говорили японскому правительству, что лучший способ стимулировать рост ВВП — выкопать яму в земле и засыпать ее. Желательно с цементом. Чем больше отверстие, тем лучше. Это означало прибыль и рабочие места. Конечно, гораздо проще мобилизовать нацию на что-то, что улучшит жизнь людей, но в любом случае бетон, скорее всего, будет частью договоренности. Таков был смысл Нового курса Рузвельта в XIX веке.30-х годов, который отмечается в США как национальный проект по борьбе с рецессией, но также может быть описан как крупнейшее мероприятие по заливке бетона до этого момента. Только для плотины Гувера потребовалось 3,3 миллиона кубических метров, что на тот момент было мировым рекордом. Строительные фирмы утверждали, что он переживет человеческую цивилизацию.

    Но это было легковесно по сравнению с тем, что сейчас происходит в Китае, бетонной сверхдержаве 21 века и величайшей иллюстрации того, как материал трансформирует культуру (цивилизацию, переплетенную с природой) в экономику (производственную единицу, одержимую ВВП статистика). Необычайно быстрый подъем Пекина из развивающейся страны в будущую сверхдержаву потребовал горы цемента, песчаные пляжи и озера с водой. Скорость, с которой смешиваются эти материалы, является, пожалуй, самой поразительной статистикой современности: с 2003 года Китай каждые три года заливал больше цемента, чем США за весь 20-й век.

    Сегодня Китай использует почти половину мирового объема бетона. На сектор недвижимости — дороги, мосты, железные дороги, городское развитие и другие цементно-металлургические проекты — пришлось треть роста его экономики в 2017 году. В каждом крупном городе есть масштабная модель планов городского развития, которая должна быть постоянно обновляется, поскольку маленькие белые пластиковые модели превращаются в мегамоллы, жилые комплексы и бетонные башни.

    Но, как и США, Япония, Южная Корея и любая другая страна, которая «развилась» до него, Китай достигает точки, когда простая заливка бетона приносит больше вреда, чем пользы. Торговые центры-призраки, полупустые города и стадионы с белыми слонами — растущий признак расточительных расходов. Возьмем, к примеру, огромный новый аэропорт в Луляне, который открывался всего с пятью рейсами в день, или Олимпийский стадион «Птичье гнездо», настолько малоиспользуемый, что теперь он больше похож на памятник, чем на стадион. Хотя поговорка «строим, и люди придут» в прошлом часто оказывалась верной, китайское правительство обеспокоено. После того, как Национальное бюро статистики обнаружило 450 квадратных километров непроданных жилых площадей, президент страны Си Цзиньпин призвал к «уничтожению» избыточной застройки.

    Плотина «Три ущелья» на реке Янцзы в Китае — крупнейшее бетонное сооружение в мире. Фотография: Laoma/Alamy

    Пустые, рушащиеся постройки – это не только бельмо на глазу, но и истощающая экономика и пустая трата продуктивных земель. Все большее строительство требует все большего количества цементных и сталелитейных заводов, выбрасывающих все больше загрязняющих веществ и углекислого газа. Как отметил китайский ландшафтный архитектор Ю Концзянь, он также удушает экосистемы — плодородную почву, самоочищающиеся ручьи, устойчивые к бурям мангровые болота, леса, защищающие от наводнений, — от которых в конечном счете зависят люди. Это угроза тому, что он называет «экологической безопасностью».

    Ю возглавил атаку на бетон, разрывая его, когда это возможно, чтобы восстановить берега рек и естественную растительность. В своей влиятельной книге «Искусство выживания» он предупреждает, что Китай опасно далеко ушел от даосских идеалов гармонии с природой. «Процесс урбанизации, которым мы следуем сегодня, — это путь к смерти», — сказал он.

    Юй консультировали правительственные чиновники, которые все больше осознают хрупкость нынешней китайской модели роста. Но возможности их передвижения ограничены. За начальным импульсом конкретной экономики всегда следует инерция конкретной политики. Президент пообещал сместить фокус экономики с отрыжки тяжелой промышленности на высокотехнологичное производство, чтобы создать «красивую страну» и «экологическую цивилизацию», и сейчас правительство пытается выйти из крупнейшего строительного бума. в истории человечества, но Си не может допустить, чтобы строительный сектор просто исчез, потому что в нем занято более 55 миллионов рабочих — почти все население Великобритании. Вместо этого Китай делает то же, что и многие другие страны, экспортируя свою экологическую нагрузку и избыточные мощности за границу.

    Хваленая пекинская инициатива «Один пояс, один путь» — проект зарубежных инвестиций в инфраструктуру, во много раз превышающий план Маршалла, — обещает строительство дорог в Казахстане, не менее 15 плотин в Африке, железных дорог в Бразилии и портов в Пакистане, Греции и Шри-Ланке. Ланка. Для реализации этих и других проектов компания China National Building Material — крупнейший производитель цемента в стране — объявила о планах строительства 100 цементных заводов в 50 странах.


    Это почти наверняка будет означать усиление криминальной активности. Помимо того, что строительная отрасль является основным средством для сверхзаряженного национального строительства, она также является самым широким каналом для взяток. Во многих странах корреляция настолько сильна, что люди видят в ней показатель: чем конкретнее, тем больше коррупции.

    По данным наблюдательной группы Transparency International, строительство — самый грязный бизнес в мире, гораздо более подверженный взяточничеству, чем добыча полезных ископаемых, недвижимость, энергетика или рынок оружия. Ни одна страна не застрахована, но в последние годы Бразилия наиболее ярко продемонстрировала потрясающие масштабы взяточничества в отрасли.

    Как и везде, повальное увлечение бетоном в крупнейшей нации Южной Америки началось достаточно благотворно как средство социального развития, затем превратилось в экономическую необходимость и, наконец, метастазировало в инструмент политической целесообразности и индивидуальной жадности. Прогресс между этими этапами был впечатляюще быстрым. Первый крупный национальный проект конца 1950-х годов было строительство новой столицы, Бразилиа, на почти необитаемом плато в глубине страны. Миллион кубометров бетона был залит на горной местности всего за 41 месяц, чтобы укрепить почву и возвести новые здания для министерств и жилых домов.

    Национальный музей Республики Оскара Нимейера, Бразилиа, Бразилия. Фотография: Image Broker/Rex Features

    За этим последовала новая автомагистраль через тропические леса Амазонки – ТрансАмазония – а затем, с 1970 года, крупнейшая в Южной Америке гидроэлектростанция Итайпу на реке Парана, граничащая с Парагваем, что почти в четыре раза больше. больше, чем плотина Гувера. Бразильские операторы хвастаются, что 12,3 млн кубометров бетона хватит, чтобы заполнить 210 стадионов «Маракана». Это был мировой рекорд, пока китайская плотина «Три ущелья» не перекрыла Янцзы объемом 27,2 млн кубометров.

    С военными у власти, цензурой прессы и отсутствием независимой судебной власти невозможно было узнать, какая часть бюджета была выкачана генералами и подрядчиками. Но проблема коррупции стала слишком очевидной с 1985 года, в эпоху после диктатуры, когда практически ни одна партия или политик не осталась незапятнанной.

    На протяжении многих лет самым печально известным из них был Пауло Малуф, губернатор Сан-Паулу, руководивший городом во время строительства гигантской надземной скоростной автомагистрали, известной как Минокао, что означает «Большой червь». А также приписать себе этот проект, открывшийся в 1969, он также предположительно снял 1 миллиард долларов с общественных работ всего за четыре года, часть которых была прослежена до секретных счетов на Британских Виргинских островах. Несмотря на то, что его разыскивал Интерпол, Малуф десятилетиями избегал правосудия и был избран на ряд высших государственных должностей. Это произошло благодаря высокой степени публичного цинизма, заключенной в фразе, наиболее часто используемой о нем: «Он ворует, но он добивается цели», — которая могла бы описать большую часть мировой бетонной промышленности.

    Пауло Малуф на дебатах по поводу импичмента президента Дилмы Русеф в Бразилиа, 2016 г. Фото: Уэслей Марселино/Reuters

    Но его репутация самого коррумпированного человека в Бразилии за последние пять лет была омрачена операцией «Автомойка» — расследованием обширной сети мошенничества на торгах и отмывания денег. Гигантские строительные фирмы, в частности Odebrecht, Andrade Gutierrez и Camargo Corrêa, были в центре этой обширной схемы, в рамках которой политики, бюрократы и посредники получали откаты на сумму не менее 2 миллиардов долларов в обмен на сильно завышенные контракты на нефтеперерабатывающие заводы. Плотина Белу-Монте, чемпионат мира 2014 года, Олимпийские игры 2016 года и десятки других инфраструктурных проектов по всему региону. Прокуратура заявила, что только Одебрехт давал взятки 415 политикам и 26 политическим партиям.

    В результате этих разоблачений одно правительство пало, бывший президент Бразилии и вице-президент Эквадора находятся в тюрьме, президент Перу был вынужден уйти в отставку, а десятки других политиков и руководителей оказались за решеткой. Коррупционный скандал добрался и до Европы и Африки. Министерство юстиции США назвало это «крупнейшим делом о подкупе иностранцев в истории». Он был настолько огромным, что, когда Малуфа наконец арестовали в 2017 году, никто и глазом не моргнул.


    Такая коррупция — это не просто воровство налоговых поступлений, это мотив для экологических преступлений: миллиарды тонн CO2 выбрасываются в атмосферу для проектов сомнительной социальной ценности и часто проталкиваются — как в случае с Бело Монте — против сопротивления затронутых местных жителей и с глубокой озабоченностью природоохранных лицензирующих органов.

    Хотя опасности становятся все более очевидными, эта закономерность продолжает повторяться. Индия и Индонезия только вступают в свою высококонкретную фазу развития. Ожидается, что в течение следующих 40 лет площадь новых зданий в мире удвоится. Некоторые из них принесут пользу для здоровья. Ученый-эколог Вацлав Смил считает, что замена глинобитных полов на бетонные в самых бедных домах мира может сократить паразитарные заболевания почти на 80%. Но каждая тачка бетона также приближает мир к экологическому коллапсу.

    Chatham House прогнозирует, что урбанизация, рост населения и экономическое развитие увеличат мировое производство цемента с 4 до 5 миллиардов тонн в год. По данным Глобальной комиссии по экономике и климату, если развивающиеся страны расширят свою инфраструктуру до нынешнего среднемирового уровня, к 2050 году строительный сектор будет выбрасывать 470 гигатонн углекислого газа.

    Это нарушает Парижское соглашение об изменении климата, в соответствии с которым все правительства в мире согласились, что ежегодные выбросы углерода от цементной промышленности должны сократиться как минимум на 16% к 2030 году, если мир хочет достичь цели оставаться в пределах 1,5°C до 2С потепления. Это также ложится тяжелым бременем на экосистемы, необходимые для благополучия человека.

    Опасности распознаны. В прошлогоднем отчете Chatham House содержится призыв к переосмыслению способов производства цемента. Чтобы сократить выбросы, он призывает к более широкому использованию возобновляемых источников энергии в производстве, повышению энергоэффективности, большему количеству заменителей клинкера и, что наиболее важно, широкому внедрению технологии улавливания и хранения углерода, хотя это дорого и еще не было развернуто в промышленности на коммерческий масштаб.

    Архитекторы считают, что ответ заключается в том, чтобы сделать здания более компактными и, по возможности, использовать другие материалы, такие как ламинированная древесина. Пора выйти из «бетонного века» и перестать думать в первую очередь о том, как выглядит здание, считает Энтони Тистлтон.

    «Бетон красив и универсален, но, к сожалению, он отвечает всем требованиям с точки зрения ухудшения состояния окружающей среды», — сказал он журналу Architects Journal. «Мы обязаны думать обо всех материалах, которые мы используем, и об их более широком воздействии».

    Но многие инженеры утверждают, что жизнеспособной альтернативы нет. Сталь, асфальт и гипсокартон более энергоемки, чем бетон. Леса в мире уже истощаются угрожающими темпами, даже без всплеска дополнительного спроса на древесину.

    Фил Пурнелл, профессор материалов и конструкций из Университета Лидса, сказал, что мир вряд ли достигнет момента «пик бетона».

    «Сырье практически безгранично, и оно будет востребовано до тех пор, пока мы будем строить дороги, мосты и все остальное, что нуждается в фундаменте», — сказал он. «Практически по любым меркам это наименее энергоемкий из всех материалов».

    Вместо этого он призывает к лучшему обслуживанию и сохранению существующих структур, а когда это невозможно, к увеличению переработки. В настоящее время большая часть бетона отправляется на свалки или измельчается и повторно используется в качестве заполнителя. По словам Пернелла, это можно было бы сделать более эффективно, если бы плиты были снабжены идентификационными метками, которые позволили бы материалу соответствовать спросу.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *