Английская готическая архитектура: Английская готическая архитектура — HiSoUR История культуры
Готическая архитектура в Англии • Архитектурный блог
собор в ЛинкольнеОтличия в соотношениях по высоте и длине в архитектурных сооружениях Англии и Франции стали определяющим фактором в развитии английского архитектурного творчества в период позднего средневековья, творчества, которому мы обязаны многими великолепными памятниками. Сложившуюся культуру храмостроения в Англию принесли норманны-завоеватели. Англия стала чуть ли не первой страной, которая переняла от Франции романский, а затем и готический стили, которые она видоизменила.
Именно исторические события в развитии английского государства стали определяющим аспектом в формировании особенностей английской готики. В то время в Англии, как и во всей Европе, прослеживался экономический подъем. Однако в отличие от европейских стран развитие промышленности и торговли в Англии определялось деревней, где заготавливалось сырье, которое подготавливалось на экспорт. Экономикой правило дворянство, поэтому городские интересы не имели определяющего значения. Поэтому строительство городских храмов оставалось выполненным в романском стиле.
В Англии соборы воздвигались не в центре города, как во многих европейских странах, а за городом, где находился монастырь. Если в Германии и во Франции готические соборы величественно возвышались над неказистыми домиками горожан, то в Англии собор представлял собой гармоничное дополнение пейзажа, который служил ему живописным окружением, поэтому и разрастался не в высоту, а в стороны. Готический стиль все же требовал преобладания вертикали. Английские архитекторы воплотили это стремление ввысь по-своему.
Английские соборы строились вытянутыми в длину, в них прослеживается обилие стрельчатых дуг над всеми часто устроенными окнами. Фасады украшали такое же обилие настенных вертикальных переплетов. В английском храмостроении появилась третья башня, которая располагалась над средокрестьем. Горизонтальная протяженность храмов на фоне живописных равнинных пейзажей с их упором на вертикальность не всей конструкции, а лишь декора фасада и интерьера составили главное отличие английского готического зодчества. Ведь как поражают воображение своими фасадами соборы в Солсбери или в Линкольне, облаченные в несчетное количество вертикальных форм, соединенных мастерством в одно целое.
Однако еще более поразительными являются интерьеры этих соборов, представляющие собой сочетание звездчатых, веерообразных и сетчатых форм. Здесь можно увидеть невероятно разросшиеся пучки колонн, нервюры тончайшей работы, решетчатые переплеты ажурных воронок создает впечатление гармонично звучавшей симфонии кружев, дающей рождение полной невесомости свода.
Именно в Англии величество готического храмостроения отступило перед бесчисленным и безудержным декором. Головокружительное впечатление оказывают собор Глостера и своды капеллы Королевского колледжа в Кембридже, декор которых выполнен многообразием самых замысловатых узоров, которые напоминают чудеса орнаментов нортумбрийской древней миниатюры. Английская готика позднего периода из-за свойственной ей подчеркнутости вертикальных членений стала называться перпендикулярной.
собор в Линкольнесобор в СолсбериГотика . Англия: соборы и надгробия
Английская готика— это выразительные соборы с особенным декором. А еще здесь обрел популярность жанр каменного надгробия. Посмотрим на развитие готики в Англии.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета
1. Кентерберийский собор, Англия, 12–15 век
2. Кафедральный собор Питербороу, Англия, 13 век
3. Вестминстерское аббатство, Англия, 13 век
4. Уэльский кафедральный собор, 13 век
5.
6. Рыночный крест, Чичестер, Англия, 15 век
7. Оксфордский университет, Англия, основан в 12–13 веке
8. Кембриджский университет, Англия, основан в 13 веке
Поговорим про английскую готику. Она появилась здесь рано, в конце 12 века, и почти сразу приобрела ярко выраженное национальное своеобразие. Не зря у англичан уже в 13 веке появилась Великая хартия вольностей и сформировался парламент.
Что в Англии происходило с готикой 👇
⛪️ Готическую архитектуру в основном строят монастыри — города в 12–13 веках еще слабо развиты. Монастырские соборы могут себе позволить «распластанность» по горизонтали, в отличие от французских, которые ютились в тесных городах. Отсюда много пристроек, широкие и сильно выступающие трансепты — иногда даже по два. В городах и провинции больше распространены небольшие приходские церкви с доминирующей осевой башней на западном фасаде.
🏘 Города развиваются не так, как в остальной Европе. Рыночная площадь выделилась только с 13 века, ратуши как обязательного административного здания и вовсе долго не было. Примеры гражданской готической архитектуры обычно поздние: Вестминстерский королевский дворец (16 век, после пожара в 19 веке перестроен в неоготическом стиле), рыночный крест в Чичестере (конец 15 века) — подобные сооружения были центрами торговых площадей.
🎓 Важным шагом в развитии Англии стало появление Оксфорда и Кембриджа (13 век). При возведении университетских колледжей явно использовали опыт монастырского строительства. К сожалению, почти все, что сохранилось сегодня, построено уже в 15–16 века.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Даремский собор, Англия, 11–12 век (ланцетовидная готика)
2. Ланцетовидное окно
3. Солсберийский собор, Англия, 13–14 век (украшенная готика)
4. Глостерский собор, Англия, 14 век (перпендикулярная готика)
5. Кентерберийский собор, Англия, 12–15 век
6. Уэльский кафедральный собор, 13–14 век
Теперь поговорим подробнее об английских готических соборах.
⛪️ Общая специфика. Доминанта собора — огромная башня на средокрестье. Обильный декор фасада, в оформлении применялся «пербекский» мрамор с цветовыми контрастами между разными породами камня. Обычно нет венцов капелл, зато много пристроек, два сильно выступающих трансепта. Центральный и боковые нефы не сильно отличаются по высоте, которая у сводов вообще не очень большая.
Выделяют три основных стиля английских готических соборов 👇
▪️ Ланцетовидный (13 век) — назван по окнам в форме ланцета.
▪️ Украшенный (конец 13–14 века) — усложнение декора.
▪️ Перпендикулярный (15 век) — минималистичный декор в виде горизонтальных и вертикальных ребер, которые создают на фасаде решетку с прямыми углами. В перпендикулярном стиле часто делали капеллы у старых соборов, когда во время Столетней войны было не до больших строек.
⏳ Кентерберийский собор (12–15 век) за три века вобрал все три стиля: с простой восточной части к вычурной западной, и сверху — фирменная башня средокрестья.
🐲 Собор в Уэльсе — еще один наглядный пример развития готики. Западный фасад сделан в 1220–1239, зал капитула в 1290–1319, а капелла Богоматери и восточный хор — в 14 веке. Последовательная смена стилей английской готики складывается в цельный и значительный ансамбль.
1. Западный фасад Уэльского кафедрального собора, 13–14 век
2. Рыцарь из Дорчестера, Англия, 13 век
3. Портрет Эдуарда I Плантагенета, Вестминстерское аббатство, Англия, 13 век
4. Святой Петр, Вестминстерское аббатство, Англия, 13 век
5. Мэтью Пэрис. Короли Англии, рукопись «История англов», 13 век
Завершим часть по английской готике разговором об искусстве: скульптуре, живописи и миниатюре.
🙏 Скульптура. Не подчинена архитектуре, выполняет декоративную функцию, не играет такой роли, как во Франции и Германии. Особенно много скульптурного декора в «украшенном» и «перпендикулярном» стилях, статуи стоят тесно и плотно.
🗡 Отдельный жанр — каменные надгробия.
Они богато декорированы и хорошо передают движение. Например, на каменном надгробии в Дорчестере рыцарь почти готов вынуть меч.🎨 Живопись. Монументальная развита слабо, к тому же сохранилось не так много. Можно отметить портрет английского короля Эдуарда I Плантагенета неизвестного автора, темперное изображение Св. Петра в Вестминстерском аббатстве.
📖 Миниатюра. Главные школы миниатюры — кентерберийская, винчестерская и школа Сент-Олбанса. Представитель последней школы Мэтью Пэрис сам проиллюстрировал свою рукопись «История англов».
Ганс Гольбейн. Генрих VIII, 1540
курс Level One
Как получать удовольствие от искусства
Курс лекций о том, как устроены картины. Любое полотно — это выбор холста и типа краски, отчаянный поиск идеального цвета и композиции, работа с символами и архетипическими образами. Научимся наслаждаться картинами от первого эскиза и мазка краски до музейной рамы.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽
1950₽
подробнее о курсе
Раннеанглийская готическая архитектура в Англии
Раннеанглийский период (1180-1275) знаменует собой первый расцвет английской готики. Готический стиль развился во Франции, действительно, впервые он был назван «французским стилем», начиная с середины 12 века.
Краткий обзор ранней английской готики
~ также называется стилем «Ланцет» и «Первый заостренный».
~ Охватывает период 1180-1275 гг.
~ стрельчатые арки
~ четырехсторонний ребристый свод
~ стрельчатые окна
~ сгруппированные шахты высоких узких пирсов
Если можно обобщить стиль, существовавший почти столетие, то мы можем охарактеризовать ранний английский язык, сказав, что он подчеркивал простые, почти строгие линии, предпочитая тонкие пропорции сложному декору.
Собор Солсбери
Ранний английский язык подчеркивает высоту, как будто строители тянулись к небу. В некотором смысле так оно и было, поскольку строительство церкви было символическим выражением религиозного устремления. Церковная архитектура, в частности, должна была символизировать христианскую мысль для преимущественно неграмотного населения. Таким образом, даже декоративные штрихи, такие как резьба и статуи святых, должны были рассказать историю людям, которые не умели читать.
Основное различие между ранним английским и нормандским или романским периодом, который ему предшествовал, заключается в использовании стрельчатой арки . Стрельчатая арка позволила реализовать целый ряд новых выразительных средств здания; арки могли охватывать большие расстояния, позволяя сводам быть выше и шире. Арка могла выдерживать больший вес, позволяя сделать стены тоньше и пронизать более широкими оконными проемами. Это, в свою очередь, способствовало использованию витражей.
Простые контрфорсы норманнского периода уступили место аркбутанам, которые распределяли вес и тягу крыш и стен прямо на землю. Эти контрфорсы могут быть видны над проходами, но столь же часто они были скрыты в крыше прохода. Другой вариант раннего английского контрфорса — это «оксфордский контрфорс», установленный по диагонали в углах (см. Иллюстрацию).
Башни были увенчаны крутыми скатными крышами, часто увенчанными очень тонкими башнями, выходящими из протяжки или пирамидального основания.
Массивные колонны романского периода были заменены тонкими скоплениями валов, часто сложенными из темного пурбекского мрамора. Капители валов часто были украшены богатой резьбой, популярными были сильно стилизованные рисунки листвы. Богатство этой резьбы отчасти было связано с введением долота в резьбу по камню. Раньше резьба выполнялась топорами, что требовало низкого рельефа и довольно простых рисунков.
Собор Уэллса
Введение долота позволило гораздо больше художественного контроля, и мы видим, что подрезка становится чрезвычайно популярной. Резьба выделяется из основного камня и гораздо более трехмерна, чем в норманнский романский период.
В начале 13 века окна были в основном простой, неажурной (стрельчатой) конструкции, одиночные или сгруппированные. В более поздних конструкциях предпочтение отдавалось двум или трем светильникам, сгруппированным под одним капельником.
В то время как молдинг капота (капельник) следовал остроконечному узору, вторя линиям окон, в пространстве между молдингом и стрельчатыми элементами архитекторы проделали небольшие декоративные отверстия. Этот подход называется Plate Tracery (см. рисунок). По мере развития узора на пластинах маленькие отверстия становились все более сложными, превращаясь в богато украшенные узоры в виде трилистника и четырехлистника.
Основные раннеанглийские здания, которые стоит посетить в Англии:
Самый полный пример раннего английского языка, без сомнения, можно увидеть в Солсберийский собор . Солсбери уникален тем, что он был построен в течение короткого промежутка времени (около 1200-1275 гг. ), поэтому его архитектурный стиль, за исключением башни и шпиля 14-го века, практически не загроможден более поздними дополнениями и изменениями.
Другие ранние английские здания, которые стоит посетить, включают собор Уэллса (интерьер), собор Святого Варфоломея (Лондон), Линкольнский собор и неф Вестминстерского аббатства (1245–1270).
Связанные:
Готическая архитектура
Английский и французский
Английский против французскогоанглийских и французских церквей в готическом стиле были построены из каменная кладка со стрельчатыми арками, ребристыми сводами и система контрфорсов, противодействующая выталкиванию камня наружу своды и вес деревянных крыш. английская готика соборы, как правило, длинные и умеренно высокие. Солсбери 82 года футов от пола до вершины высокого свода. Соборы в такие французские города, как Шартр, Реймс и Амьен, чрезвычайно в высоту, от 100 до 120 футов до вершины свода. Поскольку французские каменщики предпочитали высоту, они использовали визуально яркая система структурных опор — летающие контрфорсы, называемые так потому, что боли, примыкающие к фонарю, стены «летают» над боковыми проходами крыш. Система поддержки Таким образом, французские соборы очевидны по внешнему виду и создает массивный лес парящей каменной кладки вокруг здание. В Солсбери есть арки с аналогичной опорой. функционируют как французские «флаеры», но они скрыты под крыша. Посетители Солсбери сегодня увидят несколько летающих контрфорсы, особенно вокруг башни, но все они был в более позднее время. Оригинальный проект здания в г. тринадцатом веке создало бы иллюзию, что здание стояло без заметной системы поддержки. Историки архитектуры предполагают, что английские каменщики в Солсбери «отставали от времени», потому что не использовали контрфорсы или другие современные французские особенности, но я предполагают, что английские каменщики и их покровители решили построить собор, который соответствовал их вкусу и не копировал французский модели. Архитектура Солсберийского собора легкая, утонченный, деликатный, полный нюансов и неожиданный, но ненавязчивый подробности . Мастерство каменщика видно повсюду, если знать где и как искать. Например, в Троицкой часовне. изысканно тонкие валы Пурбека, которые, по правде говоря, могут выдержать очень небольшой вес, кажется, держит каменные своды без усилие. |
Две модели показывают неф Солсберийского собора таким, каким он был. спроектированный в тринадцатом веке, и, образно говоря, неф как если бы он был построен с использованием французской структурной системы. Сравните две версии. Английская модель имеет контрфорсы на наружные стены проходов, квадрантные арки под крышами примыкающий к стене трифория, богато украшенный трифорий, который открывается на к крышам проходов короткий фонарь тройного стрельца окна и проход на уровне фонаря, где стены построен двойной с внутренним декоративным рядом арок на стройных Шахты Пурбека и внешняя каменная стена. Для французов версия модель была растянута, чтобы вместить много более высокая главная аркада и фонарь. На французский манер, трифорий имеет проход между декоративной аркадой и стеной сплошной кирпичной кладки за ним.
|